Меценатство и благотворительность в Центральном Черноземье в конце XIX-начале XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Балицкий, Руслан Николаевич

  • Балицкий, Руслан Николаевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Курск
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 206
Балицкий, Руслан Николаевич. Меценатство и благотворительность в Центральном Черноземье в конце XIX-начале XX вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Курск. 2004. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Балицкий, Руслан Николаевич

Введение

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Условия формирования и развития филантропической деятельности в России на рубеже XIX —XX вв.

§1. Развитие филантропии в России к 60-м гг. XIX в.

§2. Государственная политика и общественная поддержка российских меценатов и благотворителей.

Глава II. Меценаты Центрально-Черноземного региона.

§1. Частная и общественная провинциальная инициатива в развитии меценатства.

§2. Деятельность губернских ученых архивных комиссий в культурной и научной сферах.

Глава III. Развитие благотворительности в Центральном Черноземье.

§1. Особенности государственной благотворительности.

§2. Общественная благотворительность в губерниях Центрального

Черноземья.

§3. Благотворительная деятельность русской православной церкви.

§4. Частная благотворительность как основа филантропии в России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Меценатство и благотворительность в Центральном Черноземье в конце XIX-начале XX вв.»

Актуальность исследования. Изучение социальных процессов, протекающих в государстве в их динамике или в конкретный исторический момент является одним из приоритетных направлений исторической науки. Сравнение условий, сформировавшихся в различные периоды времени и оказывающих определенное влияние на общество, может способствовать решению сходных проблем в современности.

В конце 1980-х гт. экономический кризис, в котором уже достаточно долгое время находилось наше государство, стал проявляться более четко, и его воздействие на уровень развития промышленной базы государства привел в итоге к краху советской модели хозяйствования. Вслед за усилением разрушительных тенденций кризис затронул социальную сферу жизни России. Уменьшились ассигнования на развитие культуры, увеличение пенсий и заработной платы перестало соответствовать росту цен, государство оказалось не в состоянии оказывать помощь тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии в силу разного рода причин, это престарелые, оказавшихся один на один с тяготами жизни, брошенные дети, бедные слои населения, которые нуждаются в помощи государства. Таким образом, государственные структуры, взявшие в свое время на себя полную ответственность за развитие социокультурного компонента жизни страны, оказались не в состоянии решить возникшие перед ними проблемы.

С другой стороны образовалась пока достаточно небольшая группа граждан, которые обладают солидными финансовыми средствами, имеют большой вес в политической, социально-экономической и культурной сферах жизни России в целом и в ее субъектах в частности. Поэтому справедливо будет сказать, что в нашем современном обществе налицо образование большого разрыва между вышеупомянутыми слоями населения, а также велика потребность в благотворительности, поскольку государство пока не в силах обеспечивать достойное содержание малоимущим и слабозащищен-ным в социальном плане слоям населения. В поддержке меценатов нуждается и культура России, также оставшаяся без средств не только к развитию, но и к достойному сохранению традиций.

Подобная ситуация наблюдалась в Российской империи конца XIX — начала XX столетий, когда обеспеченные слои населения в силу христианской морали, собственной совести и сочувствия к обездоленному ближнему, а порой просто из-за желания прославиться и получить награду от правительства отчисляли свои средства на сохранение культурных ценностей. А также содержали целые благотворительные заведения, участвовали в формировании долевого капитала в обществах рассматриваемой направленности, наконец, просто отдавали небольшие суммы.

Современной нам России, как и в период рубежа XIX - XX вв., требуется разветвленная сеть общественных благотворительных учреждений, поскольку государственные институты социальной защиты не справляются со своими обязанностями в силу недостаточной финансовой поддержки. А дореволюционная российская благотворительность имела уже наработанные направления и успешно действовала по ним, и задача современных меценатов и благотворителей не утратить тот богатый опыт, который предоставила история, и действовать на благо культуры России и благосостояния ее народа. Из сказанного следует, что проблема, которой посвящена диссертация во все времена была актуальной для России. Особенно в переломные периоды конца XIX - начала XX вв. и рубежа XIX и XX вв. Благотворительность и меценатство не только говорят о материальной дифференциации в стране, но и показывают степень социальной зрелости населения в государстве.

Большую часть XX в. данная тема почти не разрабатывалась в отечественной историографии, что крайне затрудняет исследование и вместе с тем делает его более интересным. Были известны лишь те моменты, которые невозможно было скрыть: создание Третьяковской галереи, помощь великим русским художникам и деятелям искусств, основание и финансирование богаделен и больниц и т.д. А все то, что не соответствовало партийногосударственной политике, например, личное участие того или иного государственного деятеля или размер финансовой помощи крупных купцов и рядовых граждан «богоугодным» заведениям не только не исследовалось, но всевозможными способами замалчивалось.

Прежде чем обратиться к предмету нашего исследования, следует разобраться в основных терминах, связанных с нашей темой и дать им определения.

Одним из важнейших понятий является «благотворительность» и одно-коренные с ним слова. Различные толковые словари дают этому термину свои определения. Т.Ф. Ефремова: благотворение - оказание помощи нуждающимся; благотворитель — тот, кто занимается благотворительностью; благотворительность - оказание частными лицами или общественными организациями материальной помощи нуждающимся1. В знаменитом словаре Ожегова дано сходное по смыслу, но совершенно иное по причинам определение: благотворительность - в условиях буржуазного общества: оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости . Владимир Иванович Даль, изучая истоки интересующего нас вопроса, напротив, делает акцент, прежде всего на добрых побуждениях человека оказать помощь нуждающемуся: благотворить - благодетельствовать, делать добро; благотворительный: о человеке, готовом делать добро и об организациях для призрения неимущих, хворых, увечных3. Если обратить более пристальное внимание на само слово, то его можно разделить на две части: благо и творить, значит, благотворитель - это тот, кто благо творит, благо — это то, что имеет ценность и одновременно является предпосылкой нравственных ценностей4. Однако наиболее полное и, по нашему мнению, точное определение дается в энциклопедическом словаре под редакцией A.M. Прохорова: благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями, может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности5. Наряду с конкретизацией совокупности действий, подходящих под определение благотворительности (основным признаком является ценность для общества), данная трактовка говорит об участии не только отдельных лиц, но и целых организаций, что, как показывает наше исследование, является совершенно самостоятельной формой помощи со своими специфическими чертами.

Не менее важно дать определение и другому термину - меценатству. В отличие от благотворительности, слово меценат пришло из латинского языка. Меценат - (Maecenas) (между 74 и 64 — 8 до н.э.) - в Древнем Риме приближенный императора Августа, выполнявший его поручения6. Покровительство поэтам сделало его имя нарицательным, поэтому всех, кто помогает развитию культуры и искусства, называют меценатами. Общепринято считать, что такого рода деятельность требует больших финансовых затрат, чем благотворительность. Об этом свидетельствует одно из определений, данное меценатству Т.Ф. Ефремовой: меценат — богатый покровитель наук и искусств, а меценатство — деятельность мецената, покровительство, оказываемое кому-либо, чему-либо7. Традиционное восприятие покровительства культурным традициям и начинаниям со стороны частных лиц можно увидеть у С.И. Ожегова, трактующего меценатство в традиционном понимании, однако с обязательным упоминанием, что это часть буржуазно-дворянского общесто ва . Таким образом, меценатство - это поддержка науки и искусства, оказываемая как правило состоятельными и имеющими высокий общественный статус людьми.

Делая анализ приведенных выше определений меценатства и благотворительности, можно найти общие и различные черты между этими понятиями. Объединяющим является готовность и возможность жертвовать определенные финансовые средства на достаточно далекие от личной выгоды и амбиций цели, а различия можно выделить , в объектах, которым оказывается содействие. Принимая во внимание обозначенную выше общность исследуемых вопросов, следует рассмотреть еще один, по нашему мнению объединяющий, термин — филантропию. Несмотря на достаточно понятное значение данного слова (любовь к человеку), существует целый ряд определений.

Одни объясняют ее как благотворительность, покровительство нуждающимся9, т.е. эта группа исследователей не видит особых различий между филантропией и благотворительностью. К их числу относится и Ожегов, выделяющий в определении и реальную, по его мнению, цель филантропических действий — отвлечение масс от организованной классовой борьбы10. Издание словаря иностранных слов от 1951 г. трактует филантропию как средство буржуазии маскировать свой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной, и унизительной помощи11.

Однако эти определения представляются достаточно однобокими и крайне узкими. Другие исследователи пишут о более широком понимании данного термина. Например, по мнению В.И. Даля филантропия — это чело

1") веколюбие, забота об улучшении участи человечества . Обращаясь к философскому восприятию следует сказать, что термин «филантропизм» определяется как система воспитания дружественных отношений между людьми, применявшаяся Базедовым в институте «Филантропин» (Дессау, с. 1774 г.)13. Таким образом, филантропию следует считать термином, объединяющим и меценатство и благотворительность, которую можно определить как финансовую или какую-либо другую поддержку социальной и культурной сфер жизни общества, имеющей в качестве основ добровольность, бескорыстие и человеколюбие жертвователей. Это, отнюдь, не означает, что жертвование средств ради достижения каких-либо наград или привилегий не относится к рассматриваемой нами теме, т.к., во-первых, оказывается поддержка нуждающимся, а во-вторых - корыстные цели, прикрываемые филантропической деятельностью, всегда тщательно скрываются.

Историография меценатства и благотворительности достаточно обширна, что, однако, не дает права говорить об изученности этих процессов. Работы, посвященные исследуемому вопросу можно условно разделить на три части, границами которых, являются 1917 г. и вторая половина 80-х гг. XX в., т.е. на дореволюционный, советский и постсоветский или современный периоды. Началом последнего этапа, по нашему мнению, следует считать не 1992 г., а конец 80-х гг. XX в., поскольку именно в это время выходят в свет работы, посвященные ранее нетрадиционным для советской научной исторической мысли темам, в том числе и филантропии.

Как уже было сказано, к первой части историографии исследуемых вопросов относятся публикации, вышедшие до 1917 г. Это были первые попытки обобщить и систематизировать в основном современный авторам материал по деятельности в области меценатства и благотворительности. Общие вопросы были освещены в работах таких авторов как Н.Я. Воскобойников, В.И. Ильинский, H.A. Никольский, их труды носят достаточно фрагментарный характер и более походят на очерки, чем на публикации, серьезно рассматривающие проблемы меценатства и благотворительности. Однако их значение крайне велико, т.к. они изобилуют фактами и дают определенные представления о рассматриваемом нами предмете. .

Среди работ того времени центральное место занимают статьи Е.Д. Максимова. В одной из них, «Очерке истории развития и современного положения общественного призрения», автор выдвигает тезис о появлении государственного призрения в России с эпохи Петра I14. Весь сборник, составляющей частью которого и является эта статья, представляет собой ценность для исследователя истории меценатства и благотворительности. Однако именно в части, написанной Е.Д. Максимовым, кроме тезиса о времени появления благотворительности, внимания заслуживает и введение термина «государственная благотворительность», о важности которого будет сказано позже.

Достаточно большое внимание в историографии исследуемой проблемы уделено важнейшему аспекту - развитию законодательной базы филантропии и деятельности государственных и земских учреждений. В одном из номеров «Русского богатства» за 1896 г. дана оценка достижений земством благотворительных целей и решению поставленных задач. В своей статье «Практическая и законодательная подготовка мер общественного призрения» Е.Д. Максимов делает вывод о том, что имеющиеся законы не в состоянии обеспечить развитие благотворительных действий. Приводя обширные статистические данные, автор говорит необходимости сопоставления размеров нищенства и преступности и взаимосвязи этих двух социальных явлений15.

Продолжая в журнале «Жизнь для всех» тему, начатую в 1913 г., Максимов приводит данные о деятельности различных губернских земств в области медицины, образования, призрения, особое внимание уделяется Курской, Воронежской и Тамбовской губерниям, выделяются специфические черты филантропической деятельности на территории Центрального Черноземья.

Значение и отличие работ Е.Д. Максимова от других исследователей благотворительности заключается еще и в том, что это не просто статьи о развитии филантропической деятельности в конце XIX - начале XX вв., но и попытка научного исследования данной деятельности. Еще в 1895 г. этим автором был поставлен вопрос о необходимости государственного внимания и систематизации благотворительности (в советский период истории именно с применением такого подхода были фактически решены социальные проблемы). Было отмечено и то, что каждый человек имеет право на заботу и опеку, а также, что наиболее важно, необходимость отстаивать данное право через суд, при условии создании нормативно-правовой базы16.

Необходимость учета иностранного опыта и возможность его применения в России рассматривал другой исследователь благотворительной деятельности В.Ф. Дерюжинский. Делая акцент на недостатки, которые мешали развитию филантропии в России в «Заметках об общественном призрении»,

17 он выделяет, прежде всего, проблему несовершенства юридической базы , которая не способна создать необходимые условия для деятельности благотворителей в России. В своеобразную полемику с Дерюжинским вступает К.К. Победоносцев, видящий выход из создавшегося на рубеже XIX и XX вв. положения в совершенствовании управлении благотворительными обществами18. Построив свои заметки как комментарий к деятельности комиссии по пересмотру законодательства об общественном призрении. Победоносцев говорит о необходимости отстаивания монархического устройства государства и его идеологии. Это один из примеров, когда общественная мысль по благоустройству государства и социальным преобразованиям в нем наталкивалась на противодействие слишком консервативных кругов, что мешало развитию не только теоретической, но и практической филантропии в России.

В начале XX в. в Санкт-Петербурге в 1901 г. вышел первый том сборника статей под редакцией П.И. Лыкошина «Благотворительная Россия: История государственной, общественной и частной благотворительности». Его значение заключается уже в названии, которое выделяет несколько видов благотворительности, используя критерий источника поступления помощи. Среди теорий, нашедших отражение в книге, особенно следует отметить выделение реформ Александра II 1860 - 70-х гг. как поворотного момента не только в развитии всей России, но и благотворительной деятельности в частности.

Большую роль в развитии меценатства и благотворительности сыграла деятельность членов императорской фамилии, которая распространялась на всю территорию империи прежде всего через деятельность отделений обществ, учрежденных русскими царями или их родственниками. Освещению их деятельности посвящались отдельные публикации и очерки, а также целые сборники, в которых обобщался опыт всех российских губерний, в том числе и Курской, Тамбовской и Воронежской19.

Рассматривая историографию исследуемой проблемы, надлежит выделить издания, посвященные конкретным направлениям в филантропической деятельности. Так, отдельная часть историографии благотворительности посвящена трудовой помощи нуждающимся20. Такие исследователи как В.В. Гаген, В.И. Герье, Г.Г. Швиттау, рассматривая «трудовспоможение» как особую форму решения социальных задач, стоящих перед обществом, писали о необходимости создания государственной системы. Вместе с тем данными авторами отмечалась необходимость использования и частных средств в организации трудовой помощи.

В качестве еще одного примера тематических публикаций следует сказать о блоке работ, посвященных помощи нуждающимся детям. В списке литературы, освещающей данную проблематику, особое место занимает книга «Призрение детства. Сведения об общественной и частной благотворительности в России и заграницей», состоящая из трех томов. Каждый том посвящен отдельному аспекту детского призрения: малолетних, больных и нарушивших закон. Несмотря на пристальное внимание к проблеме и упоминание зарубежного опыта, книга содержит, в основном, справочные сведения и российский опыт в ней освещен недостаточно.

Совершенно иными являются работы М.Д. Путерена, С.Э. Термена, Н. Жердева и других, в которых дается полный анализ истории развития детского призрения, проблем, остро стоящих на рубеже XIX и XX столетий, а также совокупности путей их решения21. Так, в «Историческом обзоре призрения внебрачных детей и подкидышей и настоящее положение этого дела в России и других странах» Путерена дается анализ решения задач помощи нуждающимся детям через призму помощи государственных органов (приказов, земств), а также участие организаций и частных лиц. Особое место занимают работы Г.Я. Щербинина, посвященные детскому призрению в сельской местности22. В одной из них автор рассматривает историю развития сельских приютов с 1892 г., уделяя особое внимание фактической части, например, обучению детей и трудовому воспитанию.

Особое место в развитии благотворительности в России принадлежит Русской православной церкви, поэтому представляется важным выделить в историографическом обзоре публикации, посвященные такому вопросу как участие церкви в целом и священнослужителей в частности в филантропических процессах. Прежде всего, по нашему мнению, следует сказать о работах В.М. Бензина. Рассматривая благотворительность при приходах как важнейшую в филантропической деятельности церкви, автор приводит достаточно богатый фактический материал, снабдив его очень хорошим для начала XX в. и по сравнению с другими авторами научным аппаратом. Основным объектом его исследований стала благотворительная деятельность братств, приходских попечительств и богаделен при церквах. Также приводятся примеры и подробно рассматриваются источники финансовых и иных средств, задействованных в церковной филантропии. В двух своих основных публикациях Бензин выделяет 1864 г. как рубежный между историей и современностью церковной благотворительности , что подтверждают и исследования П.И. Лыкошина.

Среди других работ, посвященных участию церкви и священнослужителей в благотворительности, следует упомянуть такие как «Приходская благотворительность обществ в Санкт-Петербурге» A.B. Забелина, «Нищенство как предмет попечения церкви, общества и государства» А. Кудрявцева, а также работу H.A. Никольского «Об общественной благотворительности и ее органах - приходских попечительствах». В последней особое место отведено личному участию различных священников и церковных иерархов в деле развития церковной благотворительности. При изучении историографии церковной благотворительности особое внимание следует уделить справочной литературе по православным монастырям, в которой дается краткое описание деятельности, в том числе и филантропической, их деятельности24.

Важнейшими для изучения развития благотворительности в Центрально-Черноземном регионе являются местные работы, вышедшие в конце XIX — начале XX вв. Их авторами были те, кто по зову сердца или в порядке выполнения должностных обязанностей касались сведений о меценатстве и благотворительности. Одним из примеров являются заметки о развитии филантропии, приведенные в Курских сборниках различных лет25. В них секретарь Курского губернского статистического комитета Николай Иванович Златоверховников дал первый, хотя и крайне краткий анализ рассматриваемой проблеме и ее решению в Центральном Черноземье. Кроме того, в заключительных статьях содержатся его ценные выводы о несовершенном развитии благотворительности в губернии. Они приобретают еще более значимый смысл, если учесть, что их делал современник событий. В данных работах присутствуют начало систематизации и здоровая критика, однако, на наш взгляд, не совсем справедливо отдается предпочтение значению государственной благотворительности в ущерб другим видам . К минусам можно отнести и то, что приведенные в сборниках данные далеко не полностью освещают рассматриваемую проблему, используя лишь часть материалов, не позволяющих полностью оценить масштабы и виды оказываемой помощи. Сюда же следует отнести статьи А. Танкова, в частности о деятельности Курского общественного клуба27, содержащие краткий анализ по рассматриваемой проблеме. Несмотря на то, что эта работа не может служить одним из основных источников по развитию благотворительности, тем не менее, в ней содержится разнообразный фактический материал по исследуемой проблеме.

Таким образом, можно сделать вывод, что первый, дореволюционный, период историографии имеет достаточно большое значение. Особенно важны фактические данные, приведенные в изданиях, а также предложения авторов по развитию отдельных аспектов филантропии в современное им время. Но почти всем работам присуще отсутствие глобального подхода к проблемам благотворительности и меценатства.

Историография исследуемого вопроса в советское время находилась под влиянием официальной политической идеологии. Главной особенностью стало обращение по всем вопросам к классикам марксизма-ленинизма, чьи труды и определяли отношение к тому или иному процессу российской истории. По мнению В.И. Ленина, благотворительность — это ни что иное, как помощь неограниченного правительства, которая не нужна народу28. Подобного рода отношение основателя социалистической державы к филантропии во многом и определило степень внимания к данному вопросу. И хотя негативный подход к толкованию некоторых исторических процессов и возможность их исследования не являются тождественными, тема меценатства и благотворительности стала непопулярной. Поскольку официальная государственная трактовка говорила, что это проявление воли господствующего класса, направленное не на улучшение обстановки в социальной и культурной сферах жизни общества, а действия, отвлекающие от борьбы с существующим гнетом, то внимание к филантропии дореволюционного периода стало восприниматься достаточно многими людьми как прославление порядков, разрушенных во второе десятилетие XX в. Тем более, что проблемы, для решения которых и возникла благотворительная деятельность, теперь целиком решались государством, взявшим на себя ответственность за них.

Тем не менее, было бы неправильным говорить, что на протяжении примерно 70 лет XX в. исследуемой нами теме не уделялось никакого внимания. Главной особенностью материалов, в которых затрагивалось развитие филантропии в Центральном Черноземье, было рассмотрение ее как одной из составляющих социо-культурной жизни России. К числу таких относится, например, книга «Из истории Центрально-Черноземного края» и ряд других29. Также представляется важным выделить издания по истории городов и губерний данного региона России, в частности Курска, в свете исследуемой нами темы интересна книга «Курск. Очерки истории города», изданная в Воронеже30. Одна из классификаций делит благотворительность по направлени- ' ям деятельности, выделяя в числе прочих помощь медицине. В советский период историографии филантропии вышла работа М.А. Язвина, которая была » посвящена теме развития здравоохранения в целом. Поскольку автор рассматривал историю данных процессов, а вклад благотворителей в их развитие достаточно велик, то в данном издании можно найти отдельные упоминания, проливающие свет на один из аспектов нашего исследования31.

Подводя итог, историографическому обзору периода 1917 - середины 1980-х гг. следует сказать, что говорить о полном отсутствии изданий по исследованию филантропии нельзя. Однако данный отрезок времени дает исторической науке крайне скудные фактические материалы по благотворительности, а количество изданий, вышедших в указанные годы несоизмеримо меньше дореволюционного и современного периодов.

Третью часть историографического обзора развития меценатства и благотворительности составляют работы, вышедшие со второй половины 80-х гг. XX в. Для начала данного периода характерно увеличение публикаций, посвященных запретным или малоупоминавшимся ранее темам, в том числе и российской филантропии, считавшейся официальной идеологией инструментом для отвлечения масс от классовой борьбы . Однако рост количества изданий не означал повышения их качественного уровня. Поэтому к данному периоду в историографии следует, по нашему мнению, относится с большей долей критики, чем к предыдущим двум (до 1917 г. и с 1917 по 1980-е гг.).

Среди работ, вышедших в последние 15 лет, особого внимания заслуживают публикации П.В. Власова . В частности в книге «Благотворительность и милосердие в России» автор значительное внимание уделяет таким вопросам как причины возникновения благотворительности, подробно рассматривает историю развития филантропии в России, деятельность отдельных личностей и государственных деятелей и всероссийских обществ и их губернских отделений. Большое внимание уделено сословной и монастырской видам благотворительности. П.В. Власов как и ряд других авторов считает, что реформы Александра II дали толчок дальнейшему развитию рос-; сийской филантропии и позволили привлечь к ней новые общественные

34 ъ

СИЛЫ . *

Особого внимания заслуживает книга А.Н. Боханова «Коллекционеры и меценаты в России». Помимо обширного фактического материала, дающего представление, о развитии меценатства в России, автор обращается к мотивам, побуждавшим жертвовать свои личные финансовые средства на развитие филантропии. В качестве одной из таких причин рассматривается то, что буржуазия в России была в массе своей чрезвычайно молодой, и деды крупных и средних капиталистов часто были "простыми смертными", и занятие предпринимательством редко распространялось более чем на два поколения в роду. Нужды и чаяния народа были этим людям куда ближе, чем дворянам, поэтому буржуазию характеризовал другой подход к благотворительности и меценатству35.

Важное место в современном этапе историографии развития меценатства и благотворительности занимают исследования и публикации ученых-историков, в том числе и написанных на базе материалов по Центральному Черноземью. В частности большой вклад в исследование филантропии внесли работы Л.С. Гатиловой36. Данный исследователь дает две достаточно обширные классификации благотворительным учреждениям в Курской губернии: одну по направлениям деятельности (призрение, дешевое и бесплатное обучение, дешевое и бесплатное проживание, дешевого и бесплатного пропитания, трудовой помощи и лечебной помощи), а другую — по учредителям самих обществ (церковная, государственная, частная, мещанская, дворянская). Несомненно верная систематизация благотворительных учреждений сочетается с достаточно спорными выводами о преобладании в Курской губернии церковной благотворительности, приведенными в одной из работ37. В своем диссертационном исследовании особое внимание Л.С. Гатилова уделила такому виду благотворительности как трудовая помощь, всесторонне рассмотрев данный вопрос38.

Следует упомянуть и других исследователей. Е. В. Алехина выделила в своих работах значительное место благотворительной деятельности тамбовского земства39. В.Н. Плаксин, рассматривая историю создания Воронежского сельскохозяйственного института упоминает важнейшей роли филантропии в создании данного и других учебных заведений40. Заслуживают пристального внимания публикации, посвященные прогрессивным представителям общественности, бывших меценатами и благотворителями. Так Ласун-ский О.Г., рассматривая историю семьи Успенских, приводит интересные факты о развитии филантропии в Воронежской губернии41.

Предметами исследования В.В. Захарова и Ю.Н. Маслова стали достаточно далекие от филантропии исторические темы. Однако рассматриваемая ими купеческая деятельность и образовательные процессы в России при более пристальном внимании имеют точки соприкосновения с исследуемыми нами проблемами. Поэтому в их работах нашли отражение меценатство и благотворительность купцов и помощь общественных организаций и частных лиц развитию образования в России в целом и в Центральном Черноземье в частности42. Здесь же хотелось бы упомянуть диссертацию А.Д. Афанасьева «Общественно-политическая деятельность провинциального учительства с 90-х гг. XIX в. по 1917 г. (На примере Курской губернии)», в которой отдельное место отводится такому важному виду благотворительной деятельности как содействие образованию, в частности начальному43.

Отдельно стоит сказать о специальных диссертационных исследованиях. Развитию филантропической деятельности на Тамбовщине посвящена работа A.C. Тумановой44, которая на местном материале рассматривает благотворительность в медицине, культуре и социальной сфере. Особенно важны выводы, которые справедливы не только для Тамбовской губернии, но и для ее черноземных соседей, в частности о том, что ведущая роль в развитии филантропии принадлежала интеллигенции45.

Помимо диссертационных работ, частично освещающих выбранную нами тему, представляется важным отметить отдельные публикации A.B. Третьякова, А.Ю. Друговской, JI.C. Гатиловой, С.С. Жирова, И.Г. Косихи-ной, С.Ю. Истоминой, Н.В. Юриной, А.Н. Акиньшина и ряда других исследователей, посвятивших не одну свою публикацию проблемам развития филантропии в Центрально-Черноземном регионе в конце XIX — начале XX вв.46 Несмотря на важность выводов, которые можно найти в опубликованных работах, а также рост интереса историков и общества, который можно проследить в публикациях известного научно-исторического журнала «Курский край», следует сказать, что данная проблема еще не получила полного и должного освещения.

Заканчивая обзор историографии развития меценатства и благотворительности, можно сделать ряд выводов, среди которых: почти полное отсутствие комплексных исследований по меценатству, изложение материалов по благотворительности без должного внимания к типологии и систематизации, а также рассмотрение этих процессов вне взаимосвязи или же отсутствие их разделения и понимание как синонимов.

Историографический обзор позволил сформулировать цель нашего диссертационного исследования: на основе анализа совокупности источников и литературы показать динамику процессов развития меценатства и благотворительности в Центрально-Черноземном регионе в конце XIX — начале XX вв. и участие в них государства, общественных, церковных организаций и частных лиц. Для достижения поставленной цели, по нашему мнению, необходимо решить следующие задачи:

1) определить значение меценатства для культуры ЦентральноЧерноземного региона;

2) дать системный анализ благотворительным учреждениям Курской, Тамбовском и Воронежской губерний;

3) осветить динамику благотворительности в регионе в конце XIX - начале XX в.;

4) показать влияние меценатства и благотворительности на изменение со-цио-культурной ситуации в центрально-черноземных губерниях на рубеже веков;

5) рассмотреть возможные типологии благотворительной деятельности;

6) показать механизм работы провинциального благотворительного общества;

7) выявить степень возможности применения накопленного опыта в современный исторический период.

Основой источниковой базы исследования стали, прежде всего, архивные материалы Российского государственного исторического архива (РГИА), в частности фонды 796, 798 и 1287, позволившие, в частности, полнее рассмотреть вклад Русской православной церкви в развитие благотворительности. Важную часть всех использованных источников составляют документы государственных архивов Курской (ГАКО), Тамбовской (ГАТО) и Воронежской (ГABO) областей. Это фонды канцелярий губернаторов, губернских по делам об обществах присутствий, губернских ученых архивных комиссий и другие. В процессе анализа документальных материалов, содержащихся в них, были изучены важнейшие факты по исследуемому вопросу: количественный и качественный состав благотворительных обществ, деятельность провинциальных меценатов, личное участие отдельных филантропов в оказании помощи нуждающимся, выявление смешанных форм меценатства и благотворительности и многое другое.

Важное значение имеют и различного рода печатные материалы дореволюционного периода. Условно их можно разделить на «столичные» (напечатанные в Санкт-Петербурге и Москве) и провинциальные. Первые еще можно именовать как «общероссийские», поскольку в них содержатся данные по всей империи, включая и интересуемый нас центрально-черноземный регион. Среди них следует отметить «Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в С.Петербурге и Москве», «Благотворительные учреждения Российской империи» и ряд других47. Сюда же, по нашему мнению, следует отнести и такой важный источник как Свод законов Российской империи, в частности т. XIII, содержащий важнейшие материалы по юридическим основам существования российской филантропии.

Особое место среди источников, использованных в данном диссертационном исследовании, принадлежит материалам, вышедшим в Курске, Тамбове и Воронеже. К ним, в частности, относятся отчеты различных благотворительных обществ, например купеческих.приказчиков в г. Курске за 1905 г. л о и ряд других . Среди печатных источников следует отметить «Памятные книжки» Воронежской, Тамбовской и Курской губерний49. Важные сведения для исследователя истории благотворительности содержатся в «Обзорах» губерний, входящих в состав Центрального Черноземья50.

При создании нашего диссертационного исследования активно использовалась периодическая печать до 1917 г. Для периодики также справедливо деление на столичную и провинциальную, которое мы применяли ранее.

Среди общероссийских журналов, содержащих сведения по благотворительности следует отметить как специальные, так и содержащие отрывочные данные: «Русское богатство», Трудовая помощь», «Вестник благотворительности» и ряд других. Достаточно большое количество фактов по теме работы содержится в «Курских епархиальных вестях», несмотря на то, что большинство из них относится только к одному виду благотворительности - церковной51. Повседневность провинциальной жизни, а следовательно и рядовые, и уникальные факты, по истории благотворительности можно найти в «Воронежских губернских ведомостях» и «Курских губернских ведомостях».

Вся совокупность документов и архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот, или упоминание уже известных для обоснования новых научных выводов позволила в целом достаточно пристально обратить внимание на задачи, поставленные диссертантом. Источники, использованные в работе, стали стержневой основой создания данного научного исследования.

Методологическая основой работы стали принципы историзма и научной объективности, использование которых позволило дать беспристрастный анализ реального положения дел в провинциальной российской филантропии. Вместе с тем важное значение имеет применение системного и диалектического подходов, т.к. изучаемые нами процессы развивались на протяжении выбранного для исследования периода истории. Включение проблемно-хронологического и сравнительно-исторического методов было обусловлено необходимостью поисков современного применения опыта, накопленного столетие назад. Диссертационное исследование выполнено также с применением статистического и информационного подходов, которые позволили собрать ряд ранее неизвестных фактов, что в свою очередь стало основой для конкретизации отдельных задач работы и формирования выводов.

Объектом и предметом исследования является деятельность частных лиц, общественных организаций, церкви, земств и государственных органов по оказанию финансовой и иной поддержки как нуждающимся группам лиц, так отдельным представителям российского общества на рубеже XIX - XX вв. Кроме того, пристально рассматривается система благотворительности, черты которой стали проявляться в начале XX в., а также структура обществ, чьи уставные цели преследовали оказание «вспомоществование недостаточных».

Хронологические рамки исследования определены диссертантом как период с середины 1870-х гг. до 1917 гг.

Великие реформы 60 - 70-х гг. XIX в. являются не только временем, изменившим внутреннее существование Российской империи, но ставшим отправной точкой для многих новых социальных, политических и экономических процессов. В частности, одним из итогов фактически коренных преобразований общества стало проникновение и упрочение во всех сферах буржуазных отношений. Последнее позволило новой формации, вышедшей из народа и получившей лучшее на то время образование, влиять на социальную и культурную сферы если не всей страны, то хотя бы своей губернии или региона, например, Центрально-Черноземном.

Сочетание возможностей, личных нравственных ценностей и желания изменить окружающую действительность, поддержка государственных органов и православной церкви стало той базой, на основе которой меценатство и благотворительность получили второе дыхание и достигли пика своего развития в первом десятилетии XX в. Данный период следует считать поворотным моментом в истории благотворительности, поскольку факты, найденные нами среди документов, свидетельствуют о новых подходах в решении социальных проблем. Некоторые из которых в дальнейшем в числе прочих легли в основу советской социальной политики.

Территориальные рамки исследования. Географические границы исследования включают в себя территорию центрально-черноземного региона, т.е. Воронежскую, Тамбовскую и Курскую губернии. Материалы по последней из перечисленных являются наиболее интересными, поскольку в ее состав входили территории, ныне принадлежащие Украине, таким образом появляется возможность подробно рассмотреть национальный аспект филантропии.

Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к изучению процессов меценатства и благотворительности и одновременном разделении этих явлений. На основе диалектического подхода автором показано развитие и решение рассматриваемых проблем в Центральном Черноземье. Диссертантом подробно рассмотрены не только частная инициатива как основа филантропии, но и структура, система деятельности конкретное участие каждого члена в благотворительных обществах. На основе анализа архивных материалов и литературы даны несколько возможных классификаций жертвования капитала и оказания иной помощи на социальные и культурные потребности. Использовано сравнение аналогичных процессов с другими регионами Российской империи и государством в целом.

Практическая значимость. На основе данного диссертационного исследования возможно чтение специального курса по истории развития меценатства и благотворительности в России, Центрально-Черноземном районе и России в целом. Также целесообразно использовать отдельные положения для включения в состав комплексных работ по истории Курского края для обогащения учебного процесса школ и вузов региона.

Апробация работы. Результаты и отдельные выводы исследования были доложены на четырех научно-практических конференциях, в том числе одной международной (г. Луганск, Украина, 2002 г.). По материалам диссертации опубликованы 11 статей общим объемом более 4 п.л., работа прошла обсуждение на кафедре истории Отечества Курского государственного университета.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из трех глав, разделенных на параграфы, заключения, справочного аппарата, состоящего из примечания и списка использованных источников и литературы, а также приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Балицкий, Руслан Николаевич

Заключение

Проведенное автором исследование развития меценатства и благотворительности в Центрально-Черноземном регионе в конце XIX — начале XX вв. позволило сделать следующие выводы.

В отличие от предыдущих перед рассматриваемым периодов развития для России в целом и для Центрального Черноземья в частности в конце XIX - начале XX вв. характерен резкий рост социальной активности населения. Инициатива граждан распространялась на довольно широкий круг вопросов, где новые идеи по благоустройству общественной жизни получали понимание и развитие. Меценатство и благотворительность как одни из важнейших частей общественной жизни также не остались без внимания.

Немаловажным условием для качественно нового и количественно большего участия общественности в развитии и совершенствовании социальной модели того времени сыграли изменения в законодательной базе государства. Их значение, по нашему мнению, следует рассматривать с двух позиций. Прежде всего: создание и функционирование ряда принципиально новых управленческих структур, а также более внимательный анализ проблем государства и как следствие поиск путей их решения, позволили интеллектуальной и предпринимательской элите получить новые возможности для более полной работы на благо общества. Кроме того, новые законодательные акты, распоряжения, циркуляры и т.п. восполнили по большей части пробелы, существовавшие в системе законов, в частности по поводу филантропической деятельности. И, несмотря на справедливую и порой жесткую критику со стороны ряда исследователей (Е.Д. Максимов, Н.И. Златоверховников), новые нормативные акты позволили создать необходимое правовое поле для нормального развития благотворительности в России. А на первый взгляд чрезвычайно большая роль Министерства внутренних дел в действительности пресекала возможное присвоение или манипулирование средствами. Правительство создало достаточную нормативную базу, позволявшую не только регулировать поток достаточно серьезных финансовых средств, но создавшую условия для нормального развития благотворительной деятельности и вовлечения ее капиталов в развитие экономики.

Финансовые источники филантропии ставились под четкий контроль, а поступающие средства обычно находились в процентных бумагах. Этим правительство преследовало две цели: увеличение количества средств, расходуемых на благотворительность и приток дополнительных инвестиций в экономическое развитие страны. Таким образом свободные капталы населения, которые могли бы и не найти своего применения для усиления производственной мощи государства в силу их незначительности в отдельности, в совокупности дали достаточно солидные суммы, задействованные на экономическую модернизацию промышленности.

Рост промышленного товаропроизводства и внутренние реформы создали особый слой в обществе, который сочетал в себе наличие достаточно крупных финансовых резервов и готовность пожертвовать их на благотворительные нужды, учреждение больниц и учебных заведений.

Активность местного населения и государственная политика, направленная на поддержку развития филантропии, позволили меценатству и благотворительности достичь высшей точки развития в конце XIX — начале XX вв. О кульминационном развитии дореволюционной благотворительности именно в указанный период позволяют говорить итоги данной деятельности, а также использование положительного опыта, накопленного в дореволюционный период и в советское время.

Рост числа проявлений меценатской деятельности, обращение более пристального внимания организации системности, а также всплеск интереса к изучению прошлого среди населения, позволяет предположить, что в начале XX в. она проходит кульминационный период в своем развитии.

В дореволюционный период в Курской, Воронежской и Тамбовской губерниях была развита финансовая помощь творческим коллективам и одаренным личностям. Однако их число было небольшим, а отсутствие грамотной государственной политики, направленной на увеличение их числа, негативным образом сказывалось на возможности появления новых.

Также получило широкое развитие коллекционирование с последующим принесением в дар какому-либо музею, библиотеке, университету и т.п. собранных материалов. Но, несмотря на появление определенных черт системности в меценатских процессах в Центральном Черноземье (чему не мало способствовала деятельность губернских ученых архивных комиссий), их значение в целом для России оставалось невеликим.

Картина покровительства наукам носит неоднородный характер: наблюдается явное преобладание поддержки гуманитарных наук над техническими, что объясняется, прежде всего, слабыми возможностями научно-технического развития в провинциальных условиях. Однако отдельные проявления поддержки научно-технического прогресса имели место, хотя и граничили с типичным вложением свободных финансовых средств в возможно прибыльные в дальнейшем проекты.

Активную роль в культурной жизни губернии играли властные структуры (земства, думы, управы различных уровней), согласно реформам 60-х — 70-х гг. XIX в. получившие достаточно большие возможности и даже обязанности в благотворительной сфере. Но, несмотря на то, что борьба с нищетой входила в число обязательных действий местных органов власти, городские и уездные земства и городские управы отчисляли на благотворительность недостаточные средства. Это происходило в силу ряда причин, прежде всего — отсутствия достаточных финансовых возможностей и слабой структурированности благотворительной деятельности.

Непосредственное влияние на развитие филантропии оказали также и высшие должностные лица — губернаторы, чья деятельность заключалась в поиске средств и методов более широкого распространения рассматриваемой нами деятельности на конкретно взятой территории. Огромную роль играл и их личный пример меценатства, персональной благотворительной деятельности или через участие в различных обществах (как правило, в нескольких). Государственная благотворительность имела достаточно большое значение как самый организованный вид филантропии, а поскольку ее участниками были члены императорской фамилии, высшие сановники государства, губернаторы и т.д., то важнейшем ее достижением является пропаганда значения благотворительности и вовлечение частных лиц в данный вид общественной активности российского населения.

Большой вклад в развитие культурных традиций внесла Русская православная церковь. Личным примером и разъяснением полного соответствия задач меценатства и благотворительности христианскому учению, священнослужители привлекали все большее количество филантропов к активным действиям на благо духовного развития общества в целом и своего личного в частности. Однако одной лишь просветительско-вспомогательной функцией участие церкви не ограничивалось. Немаловажное значение имела благотворительность отдельных храмов и священнослужителей, направленная на распространение просвещения, а также финансовые пожертвования, участие в поисках памятников культуры на близлежащей к той или иной церкви местности. Кроме того, монастыри, обители и храмы были центрами сбора информации о количестве нуждающихся, и осуществляли адресную помощь. Значение точной информации о цифровых потребностях благотворительности и их географической рассредоточенности - это один из методов борьбы с нищетой, характерный для периода наивысшего подъема филантропической деятельности в рассматриваемый период. Однако применять его Русская православная церковь начала задолго до рубежа XIX — XX столетий.

Причиной достижения кульминационной точки в своем развитии меценатство Центрального Черноземья обязано появлению новых организаций строго филантропической направленности (например, губернских ученых архивных комиссий) и активизации старых, чья деятельность лишь отчасти относится к предмету нашего исследования. Анализ значения деятельности ученых архивных комиссий должен, по нашему мнению, охватывать две стороны их деятельности: аккумулирующую (т.е. сбор различных материалов из частных коллекций) и поисковую (участие в археологических экспедициях, сохранение памятников истории).

В рассматриваемый исторический период широкое распространение в Центральном Черноземье (не только в губернских городах, но и на периферии) получили благотворительные спектакли. Это достаточно специфическая форма филантропии, которую сложно однозначно отнести или к меценатству или к благотворительности. С одной стороны, главной причиной их существования являлось желание произвести сбор финансовых средств в пользу определенной категории нуждающихся, зачастую это были ученики или студенты вузов. С другой - это рождение и развитие культурных традиций провинции. Поскольку зрители, плата за вход которых являлась единственным источником денег, посещали и неоднократно данные мероприятия, следовательно игра актеров находила отклик в их сердцах, а труппы непрофессиональных актеров приобретали необходимый опыт. В целом культурная жизнь провинции обогащалась: зрители получали дополнительные источники духовного развития, актеры совершенствовали талант, а категории нуждающихся, в пользу которых проводились данные мероприятия получали на удовлетворение своих нужд собранные средства.

Одно из важнейших мест занимает филантропическая деятельность, облеченная в общественную форму. В период конца XIX — начала XX вв. общественная благотворительность в Центральном Черноземье совершила резкий скачок вперед в своем развитии, что выразилось, в частности, в увеличении количества обществ и расширении круга решаемых ими задач. Если в начале рассматриваемого исторического периода общества создавались с одной конкретной целью (например, помочь развитию просвещения), то в начале второго десятилетия деятельность большинства из них перестала замыкаться на одном направлении. Для периода пика развития филантропии характерно понимание благотворителей того, что, несмотря на увеличение усилий и более пристальном внимании к социальной сфере государств и общества, реальная поддержка нуждающихся все более отставала от требуемых объемов.

Составной частью совокупности общественной благотворительности являлась деятельность организаций, состоящих из выходцев одного сословия, в частности дворян и мещан. Для данного типа обществ было характерно целевое расходование средств на поддержание обедневших представителей своей социальной группы. Дворяне и мещане не жаловали пожертвованиями нуждающихся из других слоев населения, в частности крестьян. Хотя иногда при осуществлении помощи отдельно взятому учреждению, например, богадельне, дворяне не проводили четкую грань по сословному принципу, в отличие от мещан, исключительно адресно поддерживавших «своих». Дополнительной отличительной мещанских обществ было крайне скудное финансирование развития благотворительности.

Степень способности общественной благотворительности решать поставленные перед ней задачи по-прежнему была недостаточно высокой, что четко проявлялось и в Центральном Черноземье. Так в г. Курске, центре одной из самых развитых в плане филантропии губерний на 1909 г. существовало 45 благотворительных обществ и заведений разного характера принадлежности и направленности работы при населении в 82 172 чел., всего же по губернии приходилось примерно 1 общество, занимавшееся рассматриваемой деятельностью на 62 763 чел., в то время как еще в 1901 г. в России в целом приходись шесть благотворительных обществ на 100 тыс. населения, т.е. примерно 1 заведение к 15,5 тыс. населения.

Развитие общественной формы благотворительной деятельности заключалось не только в увеличении числа организаций или средств, направленных на оказание помощи нуждающимся. Одним из основных итогов периода конца XIX - начала XX вв. стало появление возможности стать благотворителем, не имея солидных финансовых сумм. Участие в различных обществах в качестве действительных членов и членов-соревнователей, жертвование на кружечные и тарелочные сборы составляли достаточно весомую сумму, которая складывалась из единовременных копеечных пожертвований, и не стала бы частью благотворительных капиталов при отсутствии возможности аккумулирования средств.

Основой благотворительной деятельности по-прежнему являлась частная инициатива в борьбе неграмотностью или ликвидации нищеты. Более пристальное рассмотрение филантропии показывает, что какие бы источники финансовых или иных средств не были задействованы, фактически это были частные средства тех, кто желал пожертвовать их на благо других людей, облеченные в ту или иную форму (кружечный сбор, участие различного рода обществах).

Основные средства всех видов благотворительности поступали от конкретных, подчас намеренно остававшихся неизвестными граждан. Частные пожертвования были и возможностью увековечить свое имя или искупить грехи: достаточно широко распространены случаи завещания солидных сумм на нужды приютов и богаделен после смерти благотворителя. Но всегда человек успевал «богоугодно» распорядиться нажитыми капиталами вследствие болезни или смерти. В таких случаях это делали его родственники, финансировавшие, в частности бесплатные кровати «во выздоровление» или «за упокой».

Для периода конца XIX - начала XX вв., как мы уже отмечали, характерен расцвет филантропической деятельности. В частности он выразился в том, что фактически ни одно из направлений расходования финансовых средств не осталось без внимания. Особое место занимали поддержка образования, содержание заведений призрения (богаделен, приютов) и выдача постоянных и единовременных пособий. Отмеченный выше своеобразный комплексный» подход к благотворительности, выразившийся в деятельности отдельных филантропов и целых обществ по целому ряду направлений, не сказался отрицательно на развитии благотворительности. Понимание необходимости охвата большего спектра проблем отнюдь не означало простого перебрасывания средств с удовлетворения одних нужд на другие.

Кроме того, деятельность благотворителей вышла за рамки исключительно финансового решения проблемы. Все более распространялись формы вспомоществования материальными ценностями, одеждой, архитектурными сооружениями (для учебных и богоугодных заведений), использование своего влияние обществе и во власти для достижения благотворительных целей. С одной стороны, последнее из перечисленного является своеобразным дополнением к финансовой помощи нуждающимся. С другой — это едва ли не главный компонент благотворительности, поскольку умение разрешать казалось бы неразрешимые проблемы и оказывать влияние на состоятельных и власть имущих зачастую значит гораздо больше, чем возможность и желание пожертвовать определенные материальные средства.

Участие России в Первой мировой войне привело к резкому сокращению филантропических обществ и средств, которые расходовались на данную деятельность, однако это не означает полного исчезновения благотворительности, есть и примеры создания новых обществ. О курсе свертывания исследуемой нами деятельности, санкционированном и поддержанном государственной властью можно говорить лишь после Октябрьской революции, в ходе которой к власти пришли люди считавшие благотворительность как ни что иное, как помощь неограниченного правительства, которая не нужна народу.

К 1917 г. Россия накопила достаточно обширный опыт в борьбе с бедностью. Несмотря на ряд серьезных недостатков, в первую очередь речь идет о нехватке средств, частная, общественная и церковная инициативы при государственной поддержке выработали действенные методологию и возможные схемы ликвидации нищенства. Научные подходы в развитии филантропии были использованы в процессе построения Советского государства. Реформы, проведенные большевиками после прихода к власти, затронули и филантропию. Культура в царской России находилась под жесткой цензурой, по логике новой власти любые существовавшие ее проявления, в том числе и меценатство, были далеки от народа и не нужны ему, поскольку были разрешены официальной властью. Тем не менее было бы неправильным говорить, что новая власть полностью отвергла достижения царских времен, в том числе и на ниве благотворительности. Официально отринув самодержавие и все, что тем или иным образом им напоминало о нем, советское руководство все же использовало в решении социальных проблем некоторые идеи дореволюционной филантропии. В частности для середины второго десятилетия XX в. было характерно возникновение благотворительных обществ среди представителей одной специальности, как правило, преуспевающей отрасли экономики, например железной дороги. Деятельность данных обществ была достаточно обширна и распространялась фактически на все выделенные нами выше направления расходования средств. Помощь направлялась на все, что каким-либо образом касалось деятельности данного предприятия: призрение сирот, оставшихся после смерти родителей-работников предприятия, помощь рабочим, получившим увечье, престарелым и их семьям, организация обучения детей работников в различных учебных заведениях и т.п. Руководство предприятия играло обычно заметную роль в решении данных вопросов и наполнения финансовых фондов такого рода обществ. В дальнейшем схожие методы работы в социальной сфере будут применяться и советскими предприятиями: организация отдыха сотрудников и их семей, шефство над детским садами и школами и т.п.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что исчезновение филантропической деятельности в России и в губерниях ЦентральноЧерноземного региона в частности относится не к 1914 — 1916 гг. (начало

Первой мировой войны), а к 1917 г., что связано с крахом экономики и невозможностью ни частным лицам, ни организациям совершать действия, необходимые для сохранения и развития культурных традиций. К чести политических сил, пришедших к власти в октябре 1917 г. следует отметить, что по прошествии хоть большого количества времени, им удалось создать действенную систему решения социальных проблем. Однако слабость ее заключалась в том, что она (как и подавляющее большинство институтов, инициированных советской властью) не пережила курса на модернизацию систему, а затем и ее крах. России начала 90-х гг. XX в. в который раз предстояло все отринуть, чтобы затем снова вернуться к духовным истокам.

Использование исторического опыта и культурных традиций не только в качестве учебного пособия по изучению прошлого, но и для возможного применения в современности — это важнейшая задача современников. Пристальное внимание развитию меценатства и благотворительности в любой исторический период кроме всего обогащает духовность народа, делает его более социально активным. «Тот народ, который уважает свою старину, сам себя уважает», - сказал однажды Николай II курскому губернатору H.H. Гордееву, а без уважения обществом себя, оно не может быть великим.

167

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Балицкий, Руслан Николаевич, 2004 год

1. 1. 1.Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796

2. И. 2. 3. Античная культура: Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука: Словарь-справочник/ Под ред. В.Н. Ярхо. М., 1995. II. 2. 4. Антология социальной работы. Т. 1. - М., 1995.

3. И. 2. 5. Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России. Исторические аспекты. СПб., 1998.1.. 2. 6. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. Краткий исторический очерк. -М., 1993.

4. И. 2. 13. Благотворительность и социально-экономическая политика: традиции и современность. Калуга, 1991.1.. 2. 14. Большой энциклопедический словарь./Под ред. А.М. Прохорова.

5. XIX — XX вв.// Вопросы истории и краеведения. Курск, 1999.

6. И. 2. 26. Гатилова Л.С. Традиции российской благотворительности: история исовременность// Первые петровские чтения. СПб., 2000.

7. И. 2. 66. Сабашников М.В. Воспоминания. -М., 1989.

8. I. 1. Вестник благотворительности. Орган ведомства детских приютов/ Под ред. Е.С. Шумигорского. СПб., 1897 - 1902.

9. I. 2. Военно-исторический журнал. 1999. - № 2. III. 3. Вопросы истории. - 1998. - № № 2, 8.

10. I. 4. Воронежские губернские ведомости. — 1890. №№ 1 — 98; 1897. - №№ 30-92; 1902.-№№ 1-84.

11. I. 5. Курские губернские ведомости. 1890 - №№ 1 - 99 (часть неофиц); 1898.-№№56, 60, 63-68.

12. I. 6. Тамбовские губернские ведомости. 1890. -№№ 1 — 102.

13. I. 7. Курские епархиальные ведомости. — 1876. № 24; 1877. — № 7.

14. I. 8. Отечественная история. 1992. -№ 2; 1996 . — № 2.

15. I. 9. Педагогика. 2002. - № 9.1.I. 10. Родина.-1991.-№3.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.