Межкультурные контакты Сирии и России: национальные традиции и классика в становлении и развитии сирийской танцевальной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Белова, Альбина Султанбаевна

  • Белова, Альбина Султанбаевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 101
Белова, Альбина Султанбаевна. Межкультурные контакты Сирии и России: национальные традиции и классика в становлении и развитии сирийской танцевальной культуры: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2012. 101 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Белова, Альбина Султанбаевна

Введение.

Глава I. Диалог культур Восток-Запад в историко-культурном пространстве Сирии.

1.1. Сущность диалога культур Восток-Запад; роль культурных контактов в исторической динамике культуры.

1.2. Национальные истоки и культурно-исторические предпосылки возникновения сирийской танцевальной культуры, роль фольклорной традиции.

Выводы из I главы.

Глава II. Становление и развитие профессионального хореографического искусства Сирии в контексте культурных контактов с русской хореографической школой.

2.1 Традиционная танцевальная культура Сирии, ее эволюция.

2.2 Культурные контакты Сирии и России; их роль в развитии национальной хореографии.

2.3 Рост профессионального мастерства труппы театра танца "Инанна.". .71 Выводы из II главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Межкультурные контакты Сирии и России: национальные традиции и классика в становлении и развитии сирийской танцевальной культуры»

Актуальность исследования. Определяющей тенденцией современного этапа мирового культурного процесса является глобализация. Однако не менее важной составляющей этого процесса можно считать и национальную самоидентификацию. Человеческие сообщества все более стремятся к универсализации и начинают чутко прислушиваться друг к другу. Вместе с тем залогом долголетия человечества в равной степени являются как взаимовлияние культур мировых держав - основа взаимопонимания в мире, так и разнообразие образов жизни и культур на периферии. При этом разнообразие раскрывается как локализация универсализма, универсализм реализуется как интеграция разнообразия.

Формирование единого культурного пространства происходит в контексте исторического развития, в диалоге и полилоге различных культур и цивилизаций. Совершенно очевидно, что никакая культура не может жить только в своем замкнутом пространстве, только по законам саморазвития. Изоляция и замкнутость приводят в конечном итоге к застою и гибели.

Альтернативой в боязни утраты культурной самобытности и механическом заимствовании инокультурных ценностей за счет утраты исконных традиций являются взаимодействие и взаимообогащение национальных культур, творческая интерпретация результатов этих процессов. Национальное, самобытное искусство, выражая общечеловеческие ценности, обогащает искусство мировое.

Западный и восточный тип культур различны, но это не означает их противостояния, а наоборот - предполагает позитивный диалог, контакты, способствующие выявлению конструктивного потенциала каждой культуры.

Осмысление важности различных тенденций этих процессов приобретает в наше время несомненную актуальность, в особенности с точки зрения необходимости установления культурных контактов между народами, в 3 аспекте развития взаимопонимания и толерантности. Актуальным является и потребность в выявлении и анализе соотношений между охранительным нидлидим к национальным кулыурным ценное 1ям и влиянием внешнею инокультурного воздействия; актуально и решение задач, направленных на выработку концептуальных оснований межкультурных контактов в хореографическом искусстве.

Классический балет Сирии имеет большое значение для развития национального искусства как феномен, отразивший процесс его формирования.

Этапы развития сирийского балета - от первых шагов балетной труппы до создания национальных балетов и освоения сирийскими артистами мировой хореографической классики - передают как общие закономерности профессионального художественного творчества, так и историко-культурные, своеобразные особенности, повлиявшие на достижение зрелости в этом виде искусе 1ьа.

Все сказанное обусловливает актуальность темы исследования на примере становления и развития хореографической культуры Сирии, в которой творчески синтезированы лучшие традиции Востока и Запада; при этом преимущественное влияние уделено взаимодействию национальных традиций и русской школы классического танца.

Степень научной разработанности проблемы

Творческий потенциал культурных контактов, являющихся фактором историко-культурного развития, был предметом исследования ряда научных школ. Отметим, что при этом затрагиваются различные смежные проблемные поля. Культурные контакты Востока и Запада привлекали и продолжают привлекать внимание культурологов, философов, искусствоведов.

Различные аспекты взаимодействия западного и восточного типа культур отражены в исследованиях С.А. Арутюнова, Н.Я. Данилевского, М.С. Кагана, Н.И. Конрада, II. Сорокина, А. Тойнби, А.Я. Флиера, О.Шпенглера и др.

Такие ученые, как Р. Диксон, К. Уислер, Г. Элиот-Смит и др. - в своих трудах выявили роль контактов в развитии и распространении различных элементов культур в историческом процессе.

Проблема межкультурных контактов как условие успешного усвоения ценностей культуры глубоко исследована в работах Б. Малиновского, Ф. Боаса.

Вопросы культурного диалога, связанные с аксиологическим подходом, осмыслением различных культур в контексте хронотопа, раскрыты М.М. Бахтиным, B.C. Библером, Т.П. Григорьевой.

Проблемами культурных контактов ближневосточных культур с европейской, русской, в частности, интересовались JI.C. Васильева, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек, И.К. Ахмад, М.В. Оганесян, Магда Салех, Магда Фахми Эзз и др.

Однако нет специальных работ, посвященных хореографической культуре Сирии, анализу ее функциональных особенностей, раскрытию художественно-эстетического своеобразия сирийской танцевальной культуры, выявлению ее творческих контактов и взаимодействий с русской школой классического танца.

Многие из названных работ имеют, скорее, искусствоведческую направленность, нежели культурологическую, историко-культурную; недостает и работ, в которых феномен танцевальной культуры Сирии был бы рассмотрен и осмыслен в широком социокультурном контексте; при этом учитывались бы мировоззренческие, аксиологические, социально-функциональные и символические аспекты.

Отсутствуют и работы, посвященные проблемам межкультурных контактов, взаимодействию национальных традиций и русской школы классического танца в становлении и развитии танцевальной культуры Сирии, роли традиций и новаторства в таком нетрадиционном для Востока аспекте, как классический танец на профессиональной сцене театра.

Объект исследования: культурные контакты Сирии и России как значимый фактор в становлении и развитии национального хореографического искусства.

Предмет исследования: процесс становления и развития профессиональной сценической танцевальной культуры Сирии во взаимодействии национальных традиций и русской школы классического танца.

Цель исследования: историко-культурологический анализ становления и развития балетного театра Сирии в контексте взаимодействия традиций национальной хореографии и русской школы классического танца - с точки зрения динамики культурных контактов восточного и западного регионов.

Цель определила постановку следующих задач исследования:

- проанализировать социокультурные и исторические аспекты развития танцевальной культуры Сирии;

- охарактеризовать специфику культурного влияния России на развитие сценической сирийской хореографии;

- раскрыть особенности трансформаций в танцевальной культуре Сирии, происходивших под влиянием русской классической хореографии; дать историко-культурологический анализ национальных и классических балетных произведений Сирии с точки зрения культурных и эстетических закономерностей создания национальных балетов; исследовать условия, способствовавшие развитию и росту профессионального мастерства деятелей сирийского балета.

Методологическую основу исследования определяют принципы историзма, теория инкультурации, диалогический подход к изучению восточного и западного типа культур; понимание классического балета как высшей формы танца.

Основой исследования в плане методологии стали труды культурологов, философов, искусствоведов: Б.В. Асафьев, Л.Д. Блок, Т.С. Батищев, B.C.

Библер, Ю.А. Бахрушин, JI.C. Выготский, В.В. Ванслов, К.С. Голейзовский, 6

М.Н. Громов, В.М. Захаров, Н.П. Ивановский, А.Г. Климов, И.К. Кучмаева, В. Красовская, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, Л.Н. Михеева, Э.А. Орлова, М.В.Силантьева, В.И. Уральская, Н.И. Эльяш.

Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, описание хореографического произведения с целью выявления его хореографической структуры и закономерностей развития хореографической драматургии; метод сравнительного анализа; структурный анализ образцов танцевальной культуры; синхронный и диахронный анализ.

Научная новизна исследования: определяется тем, что: впервые достаточно полно рассмотрены межкультурные контакты Сирии и России;

- впервые глубоко проанализирован процесс становления и развития сценической танцевальной культуры Сирии в контексте взаимодействия национальных традиций и русской школы классического танца;

- выявлены доминанты в развитии танцевальной культуры Сирии: влияние народной хореографии, взаимодействие с русским классическим танцем; развитие сирийской танцевальной школы на современном этапе;

- определена специфика культурного влияния России на развитие сценической танцевальной культуры Сирии;

- выявлены закономерности освоения школы русского балета сирийскими хореографами, сохранившими одновременно свою национальную пластическую культуру;

- определено, что культурные контакты с Россией сыграли большую роль в становлении и развитии сирийской национальной хореографической школы, способствовали утверждению на сцене классического танца в его синтезе с народной хореографией;

- рассмотрены наиболее актуальные проблемы в создании национальных сирийских балетов.

Теоретическая значимость исследования определяется подходом к сирийской сценической танцевальной культуре как социокультурному феномену. Танцевальная культура Сирии рассмотрена в динамике, в тех трансформациях, которые обусловлены взаимодействием национальных традиций и русской школы классического танца. Практическая значимость исследования.

Материалы, основные положения и выводы исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов, в лекционных и семинарских занятиях в вузах, хореографических училищах: «Культурология», «История культуры», «История хореографии»; в подготовке спецкурсов по культуре и искусству Сирии; в практической деятельности хореографов; как источниковедческая база для исследований, связанных с изучением хореографического искусства Сирии. Гипотеза.

Диалог культур Восток - Запад, межкультурные контакты Сирии и России, осмысление важности позитивного диалога являются основой сохранения и развития национальных культурных ценностей во взаимодействии с инокультурными влияниями - как определяющей тенденций современного этапа мирового культурного процесса. Культурные контакты Сирии и России в аспекте художественной танцевальной культуры позволяют выявить общие закономерности диалога культур Восток - Запад на примере становления и развития хореографической культуры Сирии в её взаимодействии с русской школой классического танца. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональный сирийский балет как явление национальной культуры сложился на основе постижения и осмысления традиций народной танцевальной культуры.

2. Современная танцевальная культура Сирии сформировалась в ходе межкультурной коммуникации и взаимодействия с русской школой классического танца.

3. Национальные сирийские балеты являют собой органичный синтез классического танца и народной хореографии. В этой связи показательна творческая практика театра танца "Инанна".

4. В процессе становления и развития национальной хореографической школы определяющую роль сыграло культурное сотрудничество с Россией, творческое освоение философско-эстетических и культурных богатств русской классической хореографии.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации были отражены в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях по актуальным проблемам культурологии, искусства и образования "Современное социокультурное пространство: традиции и инновации" (октябрь 2009, ноябрь 2010 гг.), "круглых столах" по социокультурным вопросам искусства, теоретических международных семинарах по искусству хореографа (Институт танца ГАСК, октябрь 2008, 2009гг.). Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры.

Основные результаты диссертационной работы отражены в 7 публикациях, в том числе - в журнале «Балет» и "Педагогика искусства", входящих в перечень научных изданий, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, 2 главы, 5 параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Белова, Альбина Султанбаевна

Выводы из II главы

В современном сирийском искусстве сцены музыка и танец предстают в художественном синтезе.

Эволюция сирийского сценического танца определяется и микросубъективной линией, типичной для сольных и ансамблевых номеров в спектакле. Массовые сцены воссоздают обстановку действий, праздничных церемоний, гуляний. Происходит динамика кинестетического ряда.

Трансформации в танцевальной культуре Сирии происходили и происходят под влиянием русской классической хореографии. Хореографическая культура Сирии сформировалась в ходе межкультурной коммуникации и взаимодействия с русской школой классического танца. Профессиональный сирийский балет - явление национальной культуры и плод постижения и осмысления традиций народной танцевальной культуры.

Культурное сотрудничество с Россией, помощь видных российских хореографов, творческое освоение философско-эстетических богатств русской классической хореографии сыграли определяющую роль в становлении и развитии национальной хореографической школы Сирии.

Результатом такого сотрудничества является научный подход к национальному фольклору, народной танцевальной культуре и развитие ее на профессиональной основе, а также становление и развитие классического танца - высшей формы хореографического искусства - в его взаимодействии с народным танцем. Результатом межкультурных контактов Сирия-Россия можно считать становление профессионального балетного театра и подготовка к созданию балетной школы при помощи российских мастеров хореографии.

Творческая практика театра танца "Инанна", национальные сирийские балеты убеждают в том, что органичный синтез классического танца и народной хореографии в процессе межкультурной коммуникации способствовал успешному развитию современной танцевальной культуры Сирии.

Проведенный историко-культурологический анализ национальных и классических балетных произведений выявил социокультурные и эстетические закономерности развития хореографической культуры Сирии.

Заключение

В результате проведенного нами исследования можно сделать ряд выводов.

Межкультурные контакты определяют характер современного культурно-исторического процесса. Успешное развитие любой национальной культуры может происходить ныне только в рамках диалога или полилога культур.

Профессиональный сценический сирийский балет, ни в чем не похожий на традиционные танцы Востока, сложился тем не менее в результате творческого освоения народной хореографии. На протяжении веков сирийский народный танец был связан с жизнью, бытом, обрядами, обычаями народа.

Плодотворное сотрудничество с российскими хореографами возродило народный танец, дело мощный импульс к его развитию и вывело его на сценические площадки.

Современное сирийское хореографическое искусство сформировалось в результате творческих контактов, во взаимодействии с русской школой классического танца.

Взаимопроникновение самобытной национальной танцевальной традиции и академической классики - неисчерпаемый источник новых художественных средств хореографической лексики, художественной выразительности.

Современные сирийские балеты, постановки театра танца "Инанна" демонстрируют синтез классического танца и народной хореографии. В этом процессе огромная роль принадлежит тесному и плодотворному сотрудничеству с Россией, творческому освоению богатств и традиций русской школы классического балета.

Нами были проанализированы социокультурные и исторические аспекты развития танцевальной культуры Сирии. В этом анализе мы опирались на достижения ученых культурологов, искусствоведов, теоретиков и историков культуры: концепция культурных контактов, разработанная в рамках

90 структурного функционализма; теория диффузионизма; исследования по аккультурации; диалогический подход к пониманию сущности культуры, межкультурных контактов в раскрытии глубинных смыслов и пластов локальных национальных культур, в особенности - диалог Восток-Запад. Это позволило выявить закономерности развития и существующие противоречия, которые проявляются в контактах восточной и западной цивилизаций, в самой историко-культурной динамике культурных процессов.

Цикличный и линейный принципы развития различных культур, традиционализм и мобильность - главные отличия в развитии восточного и западного типов динамики культур.

Хореографическая культура Сирии насчитывает многие века своего развития, она всецело связана с ее историей, народно-бытовой и дворцово-храмовой культурой. Фольклорная стихия отражала быт, обычаи, обряды народа, его эстетические вкусы, этику, религию, контакты с народами арабского мира. Танцевальный фольклор Сирии, арабо-мусульманские традиции были той базой, на которой впоследствии развивалась современная сирийская хореография.

Особую роль в этом процессе сыграли культурные контакты с Россией, влияние русской хореографической школы. При непосредственном участии и под руководством русских специалистов проходило становление и развитие сирийского балета, сценическое воплощение народных танцевальных традиций.

Современная сценическая танцевальная культура Сирии представляет собой синтез древних национальных арабо-мусульманских и европейских танцевальных традиций, что стало возможным в процессе межкультурного диалога Восток-Запад, непосредственного взаимодействия Сирии с Россией.

В процессе работы под диссертацией мы рассмотрели проблемы, связанные с современными сирийскими балетами, определили гармоническое сочетание в них национальной пластики и классической хореографии.

Наметили также ключевые вопросы, определяющие дальнейшие перспективы

91 развития сирийского балета, подготовки кадров хореографов, форм творческих контактов со специалистами из России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Белова, Альбина Султанбаевна, 2012 год

1. Аванесова Г.А. Взаимодействие культур // Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

2. Аверинцев С.С. Глубокие корни общности // Лики культуры. Альманах. Т.1.-М., 1995.

3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

4. Абд ад-Даим Абдалла. Арабские национальные идеи в диалоге культур // Перо. Багдад, 1984. № 8. (на арабском языке).

5. Абдель Хамид Юнис. Фольклорное наследие. Каир, 1998. 184 с. (на арабском языке).

6. Ю.Аль-Хигази Ахмед. Египетская культура в зеркале времени // За рубежом. Каир, 1968. № 12. (на арабском языке).

7. Аль-Хофайри Аджадж Салим. Театральные явления в религиозных обрядах исламских суфиев и их связь с подготовкой современного арабского актера. Диссертация кандидата искусствоведения. СПб., 1992.

8. И.Арабо-мусульманская философия в системе мировой культуры / Отв. ред. М.Т. Степанянц. М., 1983.

9. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л., 1967.

10. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994.

11. П.Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.,1989.

12. Аркина Н.Е. Языком танца./ Знание М., 1975. №8.

13. Ассем Абдоу Мухаммед Абд Эл Аал Египет в контексте культурных контактов Запада и Востока (на примере становления и развития сценической танцевальной культуры). Дисс. канд. культурологии. М, 2003.

14. Атитанова H.B. Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к «движению» смыслов. Диссертация кандидата философских наук. Саранск, 2000.

15. Бакаев И.А. Балетные сцены в казахской опере: к проблеме жанровых взаимодействий автореферат канд. дисс. искусствовед. -М., 2009.

16. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969.

17. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М., 1987.

18. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М., 1988.

19. Батищев Т.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. М., 1987.

20. Батищев Т.С. Универсалии культуры глубинного общения // Лики культуры. М., 1996.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2- изд. М., 1986.

22. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

23. Бажов С.И. Философия истории Н.Я, Данилевского. М., 1997.

24. Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1999.

25. Белый В.И. Международный культурный обмен и его влияние на развитие национальной культуры. Диссертация кандидата культурологии. М., 1992.

26. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. -М., 1989.

27. Библер B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6.

28. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., 1990.

29. Библер B.C. Цивилизация и культура. М., 1993.

30. Билз PJI. Аккультурация // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.31 .Блок Л.Д. Классический танец: история и современность. М., 1987.94

31. Боас Ф. Некоторые проблемы методологии общественных наук // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. -СПб., 1997.

32. Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.

33. Боас Ф. Методы этнологии // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.

34. Бочарникова Э.В. Страна волшебная балет. - М., 1974.

35. Брейгель А. Запад родина великого наскального искусства. В кн. Первобытное искусство. - Новосибирск. 1971.

36. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л., 1980.

37. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. М., 2001.

38. Ванслов В.В. Народный танец в профессиональном балете // Балет. 1993. -№ 4.

39. Ванслов В.В. О традициях и новаторстве в искусстве // Проблемы наследия в теории искусства. М., 1984.

40. Ванслов В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М., 1968.

41. Ванслов В.В. Под сенью муз. (Воспоминания и этюды) М., 2007.

42. Василенко И. Диалог культур, диалог цивилизаций // Вестник Российской академии наук. 1996. Т.66. № 5.

43. Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. СПб., 1997.№5

44. Взаимодействие культур Востока и Запада / Отв. ред. Е.П. Челышев. Сб. ст. М., 1987.

45. Воробьева Т.В. Диалог культур и проблема художественного восприятия // Философские науки. 1984. № 2.

46. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.,1968.

47. Гачев Г. Национальные образы мира: (к анализу национальных особенностей и национального своеобразия в культуре) // Вопросы литературы. 1987. № 10.

48. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.95

49. Голейзовский К.С. Образы русской народной хореографии. М., 1964.51 .Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.

50. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998.

51. Гринин В.В., Ладыгина А.Б. О преемственности в искусстве. М., 1982.

52. Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии. М.,1997.

53. Губер A.A., Ким Г.Ф., Хейфиц А.Н. Новая история стран Азии и Африки. М., 1982.

54. Гудожник И.Г. Миссионерство и культурный подъем на Арабском Востоке в XIX начале XX вв. Диссертация кандидата исторических наук. М., 1993.

55. Гердер И.Г. Идея к философии истории человечества. М.1977.

56. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. JL., 1975.

57. Давидович В.Е., Жданова Ю.А. Сущность культуры. Ростов на Дону. 1979.

58. Драч Г.В. Культурология. Ростов н/Д.,1996.

59. Древний Восток // Сб. статей под ред. И.С. Кацнельсона. М., 1975.

60. Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М., 2000.

61. Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. АН СССР, Институт востоковедения. М., - 1983.бб.Захаров В.М. Поэтика русского танца; в 5 томах. М., 2007-2011.

62. Захаров В.М. образы русской народной хореографии. М., 1989.68.3ахаров В.М. Радуга русского танца. М., 1986.

63. Идеи в культурологии XX века: Сб. обзоров /РАН. ИНИОН. М., 2000.

64. Иконникова С.Н. Восток и Запад. Проблемы межкультурного взаимодействия и понимания // Культура в современном мире: состояние и тенденции развития. М., 1989. Вып. 2.

65. Искусство в системе культуры / Под ред. М.С. Кагана. JL, 1987.

66. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

67. Каменец A.B. Культурная политика и современная социокультурная ситуация. Методологические основы системы управления на федеральном и региональном уровнях в сфере культуры // Ориентиры культурной политики. 1994. - Вып. №5.

68. Карпушин И. Искусство и религия. М., 1991.

69. Каяк А.Б. Методология исследования культурных обменов в музыкальном пространстве. М., 2006.

70. Кирабаев Н.С. Ислам и философия // Философская и общественная мысль стран Азии и Африки. М., 1981.

71. Киселева М.С. Историческая типология культуры // Культурология. -М., 1993.

72. Климов А.Г. Прикладная культурология. М., 2001.

73. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.

74. Кульпин Э.С. Бифуркация Запад-Восток. Введение в социоестес-ственную историю. М., 1996.

75. Культура в современном мире: состояние и тенденции развития: Сб. обзоров. Вып. 2. Восток в современных культурологических интерпретациях. М., 1989.

76. Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д., 2001.

77. Культурология. Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 1999.97

78. Культурология: новые подходы. Альманах-ежегодник. № 5-6. /Отв. ред. А.И. Арнольдов/. М., 1999.

79. Круглов Ю.Г. Русский обрядовый фольклор. М., 1999.

80. Кууси П. Этот человеческий мир. М.1988.

81. Кучмаева И.К. Природа самоидентификации: русская культура, славянский мир и стратегия непрерывного образования / И.К. Кучмаева, В.Н. Расторгуев; Государственная академия славянской культуры. М., 2004.

82. Кучмаева И.К. Путь к всечеловеку. Мир как целое в концепции культуры М.М. Пришвина. Междунар. прогр. непрерывного гуманит. обр. Выпуск №2; VIII Междунар. асамбл. ректоров ун-тов / И.К. Кучмаева; Академия славянской культуры. М., 1997.

83. Кучмаева И.К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. М., 2006.

84. Лотман Ю.М. Ассиметрия и диалог // Избранные статьи. Таллинн: Александра, 1992. Т.1.

85. Лотман Ю.М. К построению теории взаимодействия культур /семиотический аспект// Избранные статьи. Таллинн: Александра, 1992.-Т.1.

86. Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Семиосфера. СПб., 2001.

87. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

88. Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного изменения // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.

89. Малхасянц Г. Синтез классической и национальной хореографии // Балет. 1993.-№4.

90. Малыгина И.В. Национальная культура и национальное самосознание. -М., 1998.

91. Малыгина И.В. Межкультурный диалог и национальная самобытность (по взглядам отечественных мыслителей) // Современные проблемы исследования культуры. Выпуск 2. М., 2001.

92. Маркарян Э.С. Теории культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М., 1983.

93. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

94. ЮЗ.Михеева JI.H. Культурология. М., 2002.

95. Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная культура мира. // Вопросы философии. М., 1983, №7.

96. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб., 2000.

97. Юб.Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах. JI.-M., 1965.

98. Новикова М.В. Воспитание культурно-экологического сознания молодежи в русле традиционной русской философии мысли. Автореферат канд. дисс. М., 2004.

99. Ю.Очерки истории арабской культуры (V-XV вв.). Сер. очерков /Отв. ред. О.Г. Большаков. М., 1982.

100. Ш.Орлова Э.А., Арнольдов А.И. Структура культуры и человек в современном обществе. М., 1987.112.0рлова Э.А. Концепция социокультурного пространства. М., 2002.

101. ПЗ.Першиц А.И. Традиции и культурно-исторический процесс // Народы Азии и Африки. 1981. № 4.

102. Померанцева H.A. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985.

103. Протасова Jl.И. Бурятский балет: истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца. Автореферат. Канд. искусствовед. Улан-Удэ., 2007.

104. Рытов Д.П. Традиции народной культуры. М., 2001.

105. Ромм В.В. Тысячелетия классического танца. Новосибирск, 1998.

106. Современная художественная культура в странах Азии и Африки. -М., 1986.

107. Садовникова Л.А. К проблеме влияния итальянской школы классического танца на русский балет в последней четверти XIX века // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. СПб., 1997, №5, с.53-61.

108. Сборник программ учебных дисциплин культуролого-искусствоведческого профиля / под ред. Л.Н. Михеевой. Махачкала, 2008.

109. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

110. Суриц Е.Я. Хореодрама // Русский балет: энциклопедия. М., 1997.

111. Сухарев Ю.А. Проблема взаимодействие культур: становление единого культурного пространства // Культурология: новые подходы. Альманах-ежегодник. № 5-6. -М., 1999.

112. Суслова Т.И. Культурология: учебное пособие. Томск. 2001.

113. Силантьева М.В. Проблемы рациональности современной европейской философии (Экзистенциально-диалогический анализ); -М., 2004.

114. Тейлор Э. Первобытная культура. М.,1989.

115. Танец в изобразительном искусстве / Балет, энциклопедия, М., 1981.

116. Уральская В.И. Фольклорная традиция: к вопросу о понятии. // Балет, 1993, №4.

117. Уральская В.И. Природа танца. М., 1990.

118. Фарух Юсеф. Модернизм: осознанное действие или формальноеприсвоение // Перо. Багдад, 1985. (на арабском языке).100

119. Фатхи Абдель Хади Ассанфаун. Песенно-фольклорное наследие Египта. Каир, 1978. (на арабском языке).

120. Фокин М.М. Против течения: Воспоминания балетмейстера. Л,: Искусство, 1981.

121. Функции художественной деятельности. М., 1985.

122. Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997.

123. Эрвин Ласло. Пути, ведущие в грядущее тысячелетие/ Экология и жизнь. М. 1996. Пер. с англ. Ю.А. Данилова.

124. Эльяш Н.И. Образы танца. М., 1970.

125. Эльяш Н.И. Русская Терпсихора. -М., 1965.

126. Эльяш Н.И. Зрителю о балете. М., 1963.

127. Цивилизация. Выпуск 2. М. 1993.

128. Яхъя Ахмед Абдель Таваб. Проблемы создания национальной балетной школы в Египте. Диссертация кандидата искусствоведения. М., 1979.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.