Межцерковный диалог протестантов в республике Татарстан в период с конца ХХ по начало XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Тимофеев Егор Викторович

  • Тимофеев Егор Викторович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 170
Тимофеев Егор Викторович. Межцерковный диалог протестантов в республике Татарстан в период с конца ХХ по начало XXI вв.: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2020. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Тимофеев Егор Викторович

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ФЕНОМЕН ДИАЛОГА РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ

1.1. Диалог разных религиозных традиций: подходы и модели

1.2. Модели диалога в интерпретации и практике современного

христианского богословия

Глава II. ДИАЛОГ РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ПРОТЕСТАНТИЗМА

2.1.Аксиологические и этические основания диалога религиозных традиций внутри протестантизма

2.2.Специфика этики, аксиологии, дискурсивных практик

протестантских религиозных традиций в России

Глава III. ДИАЛОГ ПРОТЕСТАНТСКИХ ЦЕРКВЕЙ В

РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

3.1. Формирование протестантского сообщества в Республике

Татарстан

3.2 Возникновение необходимости и предпосылки для диалога протестантских церквей в Республике Татарстан

3.3. Деятельность СХОРТ в республике Татарстан и ее

результаты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Межцерковный диалог протестантов в республике Татарстан в период с конца ХХ по начало XXI вв.»

Актуальность исследования

Теория и практика межрелигиозного, а также межконфессионального и внутриконфессионального диалога является одним из наиболее актуальных вопросов современного общества, наряду с проблемами диалога этносов, культур, цивилизаций. Для нашей мультикультурной и мультиэтнической страны и особенно для нашего региона, где сосуществуют две традиционные религии и целый ряд протестантских и других религиозных общин, этот вопрос стоит особенно остро.

Диалог внутри конфессий и стремление к сотрудничеству и объединению является значимым явлением, наблюдаемым в разных регионах страны. Так, тенденцию к диалогу проявляют мусульмане России, взявшие курс на объединение муфтиятов1.

В Татарстане появился новый тип религиозного сообщества - Совет Христианских организаций Татарстана, включающий протестантские общины республики и представляющий пространство для диалога. Важно понять, является ли данное образование исключением или жизнеспособной организацией, развившей определенные механизмы работы, опыт которой может быть перенят (возможно, с поправкой на локальные особенности) в других регионах.

Мы полагаем, что данный феномен можно определить как внутриконфессиональный, межцерковный диалог. Мы понимаем религию как унифицированную систему «верований и практик в отношении священных вещей, другими словами, вещей выделенных и запретных,

1 Объединение мусульман необходимо. [Электронный ресурс] URL: https://muslim.ru/articles/272/7426/(Дата обращения 18.04.19)

верований и практик, которые объединяют в единую этическую общину, именуемую церковью, всех, кто придерживается их»2, согласно определению Э. Дюркгейма. К религиям мы относим христианство, ислам, иудаизм и т.д., поэтому диалог между протестантскими церквами мы не можем называть «межрелигиозным». Конфессия понимается как особенность

3

вероисповедания в пределах того или иного религиозного учения , а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. В христианстве это католицизм, православие и протестантизм. Иногда понятие конфессии отождествляется с термином деноминация4, однако мы эти явления разделяем. Деноминацию мы понимаем как тип религиозной организации (впервые понятие введено Х. Р. Нибуром)5. Не все направления протестантизма (например, лютеранство, баптизм, пятидесятничество) являются деноминациями по типу образования, многие общины представляют собой независимые образования, а другие (например, лютеранство) являются публично-правововыми корпорациями, имеющими право на сбор налога с граждан в таких странах, как Германия или Швеция, поэтому мы не пользуемся термином «межденоминационный диалог». Мы предпочитаем термины «диалог направлений протестантизма», «внутрипротестантский (внутриконфессиональный) диалог», «межцерковный диалог» и «диалог религиозных традиций»6.

Диалог представлен в данном исследовании как взаимная коммуникация, в которой участвуют более одного субъекта. Мы понимаем диалог как логико-коммуникативный процесс взаимодействия людей, в котором смысловые позиции выражаются посредством языка. Необходимо подчеркнуть, что мы понимаем диалог как продуктивную коммуникацию.

2 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / пер. с франц. А. Апполонова и Т. Котельниковой; под науч. ред. А. Апполонов. — М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2018. — 736 с

3 Например, Конфессия // Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт, 1998.

4 Пучков П. И., Казьмина О. Е. Религии современного мира. — М., 1997. — 286 с.

5 Niebuhr H. R. The social sources of denominationalism. — N. J., 1929.

6 Хоружий С. С. Диалог религий: исторический опыт и принципиальные основания [Электронный ресурс]. URL: http://synergia-isa.ru/?page_id=4301#H (дата обращения: 26.12.2011).

4

Опираясь на труды М. Бубера, М. Бахтина и других исследователей, мы интерпретируем диалог как феномен культуры и рассматриваем его социальные функции. «Современная теория диалога как учение о продуктивном общении находится в пограничной области таких дисциплин, как социальная философия, социология, культурология, политическая

у

психология, а также социология религии и феноменология религии» .

Как пишет автор настоящего исследования в статье «Сотрудничество между протестантами в Татарстане и деятельность Совета христианских организаций региона: потенциал для внутриконфессионального диалога»: «В протестантизме концепция диалога и взаимного принятия была предложена в теории ветвей, разработанной оксфордскими богословами, представителями англиканской церкви. Ее сторонники полагали, что Римско-католическая церковь, восточноправославные церкви и Англиканское сообщество суть три

о

ветви Единой, Святой, Кафолической (Соборной) и Апостольской церкви» . Оксфордский словарь христианской церкви определяет «Теорию Ветвей» так: «Теория о том что, хотя Церковь могла расколоться на несколько архиепископий или групп архиепископий, находящихся вне общения друг с другом, каждая из них может всё ещё быть ветвью единой Церкви Христовой, при условии, что она продолжает держаться веры неразделённой Церкви, чтобы сохранять апостольское преемство её епископов. Таково, как утверждают многие англиканские теологи, состояние Церкви в настоящее

9

время, представленное тремя основными ветвями» .

Данную теорию поддерживали в XIX - XX вв. многие православные священнослужители. Одним из активных ее сторонников являлся митрополит Филарет (Дроздов)10. Теория ветвей не была утверждена в

7 Бирюкова Г.М. Диалог: социально-философский анализ. Дисс... д.ф.н. Иваново, 2000. https://www.dissercat.com/content/dialog-sotsialno-filosofskii-analiz

8 Тимофеев Е. В. Сотрудничество между протестантами в Татарстане и деятельность Совета христианских организаций региона: потенциал для внутриконфессионального диалога // Манускрипт. 2019. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-mezhdu-protestantami-v-tatarstane-i-deyatelnost-soveta-hristianskih-organizatsiy-regiona-potentsial-dlya (дата обращения: 25.12.2019).

9 The Oxford Dictionary of the Christian Church. - Oxford University Press, 2005

10 Монахиня Кассия (Сенина). Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как экуменист. [Электронный ресурс] URL: http://st-elizabet.narod.ru/raznoe/kassia/filaret_mosk.htm (Дата обращения 18.11.18)

5

православной церкви соборно, но в соответствии с ее основными положениями по отношению к неправославным христианам совершали определенные действия (совместные молитвы и таинства) по разрешению иерархии. Следует также отметить, что основная роль в экуменическом движении также принадлежит протестантским организациям. Понятие «экуменизм» было предложено в 1937 году теологами Принстонской теологической семинарии; экуменическое движение было основано на Всемирной миссионерской конференции (также протестантской), состоявшейся в Эдинбурге в 1910 году. Тогда был учрежден Международный миссионерский совет. Дело этой конференции было продолжено учреждением двух международных обществ. В 1925 году было основано общество «Жизнь и деятельность», а в 1927 году начало свою деятельность общество «Вера и порядок» (его целью было воссоединение разрозненных деноминаций). В результате слияния всех этих организаций, на первой ассамблее в Амстердаме в 1948 году был основан Всемирный совет церквей (ВСЦ), ставший главной организацией экуменизма. Экуменизм предполагает как внутрипротестантский, так и межконфессиональный диалог в христианстве. Важно проанализировать, каким образом антропологический поворот в философии, религиозной философии и богословии традиционных церквей, утверждающий новый тип диалога, влияет на позицию протестантов в современном мире

Этим определяется актуальность исследования.

Степень разработанности проблемы. Межрелигиозный, межконфессиональный диалог рассматривается многочисленными авторами. В современной западной философской мысли диалог рассматривается в трудах М. Бубера, Г. Г. Гадамера, К. Гарднера, Ж. Деррида, Ф. Розенцвейга, Ж. П. Сартра, Ю. Хабермаса, М. Г. Хайдеггера, К. Ясперса и др. В отечественной философии проблема диалога исследуется с опорой на труды М. М. Бахтина и Л. С. Выготского, где диалог представляется как поиск

нового мышления. Джахадзе Д. В. исследует античный диалог. Б. С. Ерасов рассматривает диалог в аспекте отношений цивилизаций. Также диалогу России и Запада посвящены труды таких ученых, как С. С. Аверинцев, H.A. Блохин, М. С. Каган, Л. И. Новикова, B.C. Степин, А. И. Уткин и другие.

Новое, диалогическое направление мысли в философии было открыто в середине XX в. М. Бубером. В книге М. Бубера «Я и Ты» утверждается субъектность Другого. По М. Буберу, основным в мире является отношение Я - Ты, противостоящее отношению Я - Оно (где Оно - объект). Именно в отношении Я - Ты раскрывается смысл существования каждого. В соотношении с Оно само Я сводится до одномерности познающего и использующего субъекта. Отношение Я-Ты - это внутреннее, духовное отношение. «Японский исследователь М. Нвоко также уточняет противопоставление отношения Я-Оно отношению Я-Ты: как основное слово Я-Оно образует мир опыта, пишет он, так образует основное слово Я-Ты мир отношения»11. Бубер обозначает это различие употреблением двух немецких слов, различных по семантическим оттенкам: Verhältnis -отношение как внешняя связь, пропорция для Я-Оно; Beziehnung - реальное взаимодействие, подразумевающее субъектов.

Проблема диалога является неизменной частью философской культуры, в современных же условиях внимание к ней возрастает в связи со сменой мировоззрения, обусловленной следующими социальными процессами: глобализация, мультикультурализм, мультиконфессиональность, миграции населения и идей, которые вызывают необходимость сосуществовать в одном географическом пространстве индивидов и групп с разными мировоззрениями.

Поворот к диалогу в философии XX в. нашел отражение и в религиозной философии и богословии. Так, для православного богословия прошлого столетия также характерен антропологический поворот к новому

11 Длугач Т. Б. Диалог в современном мире: М. Бубер - М. Бахтин - В. Библер // Историко-философский ежегодник. 2015. №2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7dialog-v-sovremennom-mire-m-buber-m-bahtin-v-bibler (дата обращения: 25.12.2019).

диалогическому образу человека. Эта парадигма нашла отражение в развитии богословия общения, представленного в работах И. Зизиуласа, П. Вассилиадис, A. Яннулатос, И. Бриа, А. Шмемана, Антония Сурожского. Среди католических религиозных философов тему богословия общения (тринитарного богословия) развивают Паниккаро, Д'Коста, Дюпюи. Эти мыслители разрабатывают теологию религий, основанную на гармонии, конвергенции и единстве.

Прежде всего, межрелигиозный диалог - это частный случай межкультурной коммуникации. Это понятие ввели в научный оборот авторы книги «Культура как коммуникация: модель и анализ»12 «межкультурная коммуникация» Э. Холл и Д. Трагер в 1954 г. Связь культуры и коммуникации Э. Холл анализирует в 1959 г. в исследовании «Немой

13 v>

язык» . Дж. Кондон и И. Фати в работе «Введение в межкультурную коммуникацию»14 продолжили разработку теоретических основ межкультурной коммуникации. В России исследования в области межкультурной коммуникации активно развиваются с середины 1990-х гг. Здесь следует снова упомянуть вклад М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, B.C. Библера, как отечественных теоретиков диалога.

Существует несколько классификаций подходов к коммуникации. В.М. Лоскутникова выделяет два таких подхода: футурологический (Д. Белл, Э. Тоффлер, И. Масуда, М. МакЛюэн, Н. Постман) и социально-философский, представленный Ю. Хабермасом и Н. Луманом. Другие исследователи выделяют три не совпадающих между собой и противоречащих друг другу подхода - классический (Д. Белл, А.

Тоффлер15), неклассический Ю. Хабермас16 и постнеклассический (Н.

11

Луман ).

12 Trager, G., Hall E. Culture as Communication: A Model and Analysis. New York, 1954.

13 Hall, E. The Silent Language. New York, 1959.

14 Condon, J. and Fathi, Y. An Introduction to Intercultural Communication. N. Y., 1975.

15 Toffler, A. War and anti-war. Survival at the dawn of the 21-st century. London, 1993.

16 See: Habermas, J. The Theory of Communicative Action. Boston, 1984.

17 Habermas, J., Luhmann, N. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie. F. a. M., 1971.

8

Отдельным исследовательским направлением является проблематика речевой коммуникации, восходящая к разработкам Л. Витгенштейна.

Исследователи данного направления (У. Вайнрих18, Т. А. Дейк19, А.

20

Вежбицкая ), делают акцент на изучении воздействия социокультурных факторов на процесс коммуникации.

Что касается отечественных исследований, то В. М. Межу ев ввел понятие «целостное поле культуры». «Ценностно-аксиологические и бытийственные (онтологические) аспекты человеческой социально-

исторической деятельности»21 соединяются в этом понятии в единое поле.

22

Исследуется символика культуры в трудах С. Аверинцева , М.

23 24

Мамардашвили , Ю. Лотмана , Б. Успенского и других ученых, миф как

25

явление культуры исследуется в работах Ф. Лосева , формы и типы культуры изучаются в связи с межкультурными контактами в трудах С.

96 97 9Я

Артановского , Г. Померанца , А. Быстрова, А. Рапопорта . В.С. Степин и

29

А. Я. Гуревич разработали концепцию роли философии в экспликации и рационализации категорий культуры. Семиозис культуры анализирует М.

30

Каган . Исследователь показывает существование в культуре двух типов языка - монологического и диалогического.

18 Weinreich, U. Languages in contacts. New York, 1970;

19 Дейк T.A. ван. Расизм и язык. М.,1989;

20 См.Wierzbicka, A. Semantics, Culture and Cognition: Universal Human Concepts in Culture-Specific Configurations. New York, 1992; Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и

прагматики. М., 2001

21

Межуев В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. М., 1987. С. 300331

22 См. Аверинцев С. Византия и Русь //Новый мир. 1988, № 7;

23 Мамардашвили М.К. Мысль в культуре //Философские науки. 1989, № 11. С. 75-81

24 См. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Новые аспекты изучения культуры древней Руси // Вопросы литературы. 1977, № 3; Лотман Ю.М., Успенский Б.А. К семиотической типологии русской культуры XVIII века // Из истории русской культуры. Т. IV (XVIH-начало XIX века). М., 1996.

25 Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1995.

26 Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994;

27 Померанц Г. Выход из транса. М., 1995

28 Рапопорт А.Единство в разнообразии: наследие европейской культуры //Системные исследования. Методологические проблемы. Вып. 25. М., 1997.

29 См. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

30 Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991; Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

Информационно-семиотический подход к культуре на западе представлен трудами Э. Кассирера, А. Моля, Г. Гадамера, в отечественных

31

исследованиях - работами Ю. Лотмана .

Философско-религиозные подходы межрелигиозного диалога были разработаны такими мыслителями, как П. Тиллих, Э. Бруннер, Ю. Мольтман, Д. Зелле, В. Панненберг, Х. Кокс.

Отечественные исследователи касались разных сторон межрелигиозного диалога и межконфессиональных отношений. Так, Л.Н. Гумилев, А.Б. Зубов рассматривали исторические его аспекты, С.Н. Булгаков - конфессионально-теологические, к политическим сторонам явления обращались С.И. Иваненко, А.А. Красиков, юридические аспекты затрагивают М.О. Шахов, И.Я. Кантеров, А.Н. Лещинский, А.К. Погасий. Проблематика межрелигиозного диалога рассматривается в работах С.С. Хоружего, В.К. Шохина, А.А. Нуруллаева, А.В. Журавского, Е.А. Степановой, М.П. Мчедлова. Данные исследователи в основном рассматривают государственно-конфессиональную политику, анализируют межрелигиозные отношения, поднимают проблему экуменизма.

Как западные, так и отечественные исследователи межрелигиозных и межконфессиональных отношений ставят под сомнение существование такого явления, как конструктивный межрелигиозный диалог. На этой позиции стоят Г. А. Абраамян , А. Маргалит , В. К. Шохин . С их точки зрения, диалога между религиями не существует. Имеет место только

31

См. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. Таллин, 1993; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

32

Абраамян Г. А. Противостояние «Запад-Восток» как главная цивилизационная ось современности: методологически-мировоззренческий аспект // Путь Востока: универсализм и партикуляризм в культуре: материалы VIII молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. СПб., 2005. С. 11.

33 Margalit A. The Ring: on Religious Pluralism // Toleration: an Elusive Virtue / ed. D. Heyd. Princeton, 1996. P.

149.

34

Шохин В. К. «Диалог религий»: виртуальное понятие и реальное значение [Электронный ресурс]: доклад, прочитанный 27.01.2000 на VIII Рождественских образовательных чтениях. URL: http://www.netda.m/belka/nauka/+filosof.htm (дата обращения: 26.12.2011).

религиозность, по их мнению: «Личное предпочтение и личный вкус» . Согласно утверждению В. К. Шохина, «диалог религий является... понятием виртуальным» 36.

Среди зарубежных исследователей следует отметить подход

37

Э.Дж. Шарпа , который предложил классификацию межрелигиозного диалога.

С.В. Мельник и С.С. Хоружий предлагают осмысление межрелигиозного диалога в философско-религиозном аспекте.

Среди последних исследований в области межкультурного и межрелигиозного диалога можно назвать работы Д.А. Брусиловского, например, «Межкультурный и межрелигиозный диалог как способ достижения истинной культуры».

Российский протестантизм как таковой был исследован рядом отечественных ученых, среди которых, прежде всего, следует выделить А.И. Клибанова, Л.Н. Митрохина, В. Гараджу, Р.Н. Лункина, О.В. Куропаткину, И.Я. Кантерова, А.Н. Лещинского, А.К. Погасия, И. Корнилова.

Протестантские церкви Татарстана являются предметом исследования авторов монографии «Протестанты в России и Татарстане» (И. Корнилов, А. Е. Кульчицкий, А.К. Погасий, Ю.Т. Тулянская). В отличие от авторов данной работы, рассматривающих протестантизм региона в историческом аспекте, в настоящем диссертационном исследовании акцент ставится, во-первых, на богословские и аксиологические основы диалога протестантов, во-вторых -на деятельность организации СХОРТ, которая не стала особым , отдельным объектом изучения в обозначенной монографии.

35Брусиловский Д. А. Реализация межкультурных возможностей диалога Запада и Востока в межрелигиозной сфере // Вестник АГТУ. 2016. №1 (61). URL: https://cyberlemnka.m/artide/n/realizatsiya-mezhkulturnyh-vozmozhnostey-dialoga-zapada-i-vostoka-v-mezhreligioznoy-sfere (дата обращения: 19.03.2019).

Шохин В. К. «Диалог религий»: виртуальное понятие и реальное значение [Электронный ресурс]: доклад, прочитанный 27.01.2000 на VIII Рождественских образовательных чтениях. URL: http://www.netda.ru/belka/nauka/+filosof.htm (дата обращения: 26.12.2011).

37 Шохин В. К. «Диалог религий»: идеология и практика // Альфа и Омега. 1999. № 1. С. 285-287.

11

Объект исследования: Протестантские организации Республики Татарстан, организация СХОРТ (совет христианских организаций Татарстана).

Предмет исследования: Специфика диалога протестантских организаций Республики Татарстан и основные тенденции его развития на протяжении последних десятилетий.

Цель и задачи исследования. Данная работа ставит основной целью осмысление и анализ феномена внутриконфессионального диалога протестантов на региональном уровне республики Татарстан, выявление форм его бытийствования.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать феномен диалога религиозных традиций в понимании современных богословов и религиозных философов, теоретиков философии диалога.

2) Выявить общую теологическую и аксиологическую базу для внутрипротестантского диалога.

3) Диахронически проанализировать трансформацию ценностей российских протестантов на протяжении всего времени их существования в России.

4) Исследовать историю и современное состояние внутрипротестантского диалога в Татарстане.

5) Исследовать деятельность Совета Христианских Организаций Татарстана как уникального пространства для сотрудничества и диалога протестантов республики, а также как своеобразную организацию, проанализировать повторяемость данного опыта, прогнозировать его развитие и выявить факторы, при условии которых он будет развиваться.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую и методологическую базу исследования составляют принципиальные идеи, положения и выводы, изложенные в трудах классиков отечественной и зарубежной философии диалога - М. М. Бахтина, М Бубера,

Э. Левинаса, П. Тиллиха, и современных философов: Библера B.C., Кагана М. С., Лотмана Ю., Степина B.C.; религиозных философов, теоретиков «богословия общения»: католических Р. Панникара, Ж. Даниэлу, А. де Любака, Ж. Дюпюи, Г. Д'Коста, К. Ранера, и православных - И. Зизиуласа, И. Бриа, П. Василиадиса, А. Шмемана; религиоведов Э.Дж. Шарпа, Дж. Хика. делающих акцент на межрелигиозном диалоге. Также автор настоящего исследования подходит к проблеме диалога и коммуникации между религиозными традициями исходя из парадигмы религиозных дискурсов, которые исследуют лингвисты (Е. В. Бобырева, В. Карасик, Е. А. Кожемякин, Ю. С. Степанов, К. В. Чумакова), религиоведы А.М. Прилуцкий, А.К. Погасий.

38

Автор учитывает, но не разделяет точку зрения В. К. Шохина38, Г. А. Абраамяна39, А. Маргалита40, что межрелигиозный диалог невозможен и является лишь скрытой формой прозелитизма.

В работе применяются следующие методы: герменевтический - для работы с текстами, метод наблюдения, метод опроса, интервью, дискурс-анализа (применяемого к религиозным дискурсам, реализуемым в статьях, книгах, высказываниях), и контент-анализа. Для сравнения теологии и ценностей российских протестантских общин на протяжении более чем 100-летнего периода используется метод сравнительного анализа. При анализе истории протестантов в России и Татарстане применен исторический метод.

Эмпирические основы исследования. В данной работе используются эмпирические данные, полученные в ходе наблюдения на собраниях СХОРТ на протяжении 2016 - 2019 гг., в число которых входят транскрипты 10 интервью с пасторами и руководителями членов СХОРТ.

38 Шохин В. К. «Диалог религий»: виртуальное понятие и реальное значение [Электронный ресурс]: доклад, прочитанный 27.01.2000 на VIII Рождественских образовательных чтениях. URL: http://www.netda.ru/belka/nauka/+filosof.htm (дата обращения: 26.12.2011).

39

Абраамян Г. А. Противостояние «Запад-Восток» как главная цивилизационная ось современности: методологиче-ски-мировоззренческий аспект // Путь Востока: универсализм и партикуляризм в культуре: материалы VIII молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. СПб., 2005. С. 11.

40 Margalit A. The Ring: on Religious Pluralism // Toleration: an Elusive Virtue / ed. D. Heyd. Princeton, 1996. P. 149.

Научная новизна:

1) Определен новый предмет исследования -внутриконфессиональный диалог, представляющий собой встречное движение духовных культур, оснований и практик различных протестантских религиозных общин. Выявлено, что поле согласия внутриконфессионального (в данном случае протестантского) диалога образовано имплицитным присутствием в вероучении церквей, представляющих различные деноминации, общего теологического и аксиологического основания.

2) Выявлены различия в религиозных представлениях протестантов Татарстана, содержащиеся в том, что, несмотря на общую теологичекую и аксиологическую базу, имеются ряд расхождений в религиозном учении, например, в представлениях о крещении детей, глоссолалии, видах музыкального сопровождения, допустимого во время христианского богослужения, соблюдения субботы и пищевых запретов и др.

3) Выявлена внутренняя логика исторической трансформации ценностей протестантов России в зависимости от деноминации и состояния государственно-конфессиональных отношений, заключающаяся в самореференции религиозной этики и вероучения под влиянием исторического процесса, политических коллизий, а также полемики с оппонентами в протестантской среде и представителями других религий и конфессий.

4) В результате диахронического анализа выявлен путь трансформации ценностей протестантов России от евангельского оптимизма начала XX века (веры в светлое будущее и возможность спасения для человечества) через готовность к самопожертвованию во времена гонений в советский период к ценностям успеха, процветания и активного миссионерства в постперестроечный период.

5) Впервые внутриконфессиональный диалог исследован на региональном уровне в рамках Республики Татарстан, что дало понимание

специфики татарстанского габитуса, заключающейся в диалогичности межкультурных и межконфессиональных отношений, что было перенесено его носителями и в отношения между протестантами Татарстана.

6) Показаны процессы зарождения, динамики, а также перспективы развития Совета христианских организаций Татарстана как организации межконфессиональных отношений, даны прогнозы его развития -количественный и качественный рост, включение большего количества протестантских церквей и создание предпосылок для диалога и сотрудничества с общинами других конфессий.

Положения, выносимые на защиту:

1) Несмотря на то, что каждая протестантская деноминация основывается на собственном религиозном учении, основой для конструктивного диалога протестантов являются общие теологические положения и ценности, заложенные еще в эпоху Реформации, которые на первый взгляд не очевидны. При том, что в исследуемом регионе сложилась уникальная религиозная ситуация, основанием для эффективной коммуникации протестантов стала не только она, но прежде всего общая теологическая база, так как с представителями мормонов, свидетелей Иеговы и другими подобными движениями протестанты не вступают в диалог, но идентифицируют именно других протестантов, при всем различии, как часть своей общности, хотя и иных.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тимофеев Егор Викторович, 2020 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абраамян Г.А. Противостояние Запад-Восток как главная цивилизационная ось современности // Серия "Symposium", Конференция «Путь Востока», Путь Востока: Универсализм и партикуляризм в культуре. , Выпуск 34 / Материалы VIII Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. - СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. - C.7-12.

1. Аверинцев С. Византия и Русь //Новый мир. 1988, № 7. - С. 210 -

220.

2. Анастасий (Яннулатос). Отношение Православия к другим религиям. URL: http://azbyka.ru/religii/religioznost/otnoshenie_pravoslaviya_k_drugim_religiyam. shtml (дата обращения: 10.07.2015)

3. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций : Ист. формы общения народов: мировые культ. контакты, многонац. государство / С. Н. Артановский; Санкт-Петербург. гос. акад. культуры. - СПб.: СПбГАК, 1994. - 224 с.

4. Ахунов А. Божественные откровения из рюкзака.// Восточный экспресс. №38 (097) 5 декабря 2002.

5. Барабанов А. Джихад отАзата. Известия Татарстана №52? 25-33 декабря 2002.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с. [Электронный ресурс]. URL: https://alterozoom.com/documents/12694.html (дата обращения 27.03.19)

7. Бахтин М. М. Проблема поэтики Достоевского. - М.: Художественная лит-ра, 1972. - 470 с.

8. Бикл М. Исторический премиллениализм и победоносная Церковь [Электронный ресурс]. URL: http://hand-in-hand.narod.ru/journals/j-28/j-28_4.html _(дата обращения: 01.11.2018).

157

9. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности и жанры [Электронный ресурс]. URL: http://psibook.com/religion/religioznyy-diskurs-tsennosti-i-zhanry.html (дата обращения: 11.12.2015).

10. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс в системе типов общения [Электронный ресурс]. URL: http ://tverlingua.ru/archive/006/section_3_6/3_4_6.htm (дата обращения: 12.12.2015).

11. Брусиловский Д. А. Реализация межкультурных возможностей диалога Запада и Востока в межрелигиозной сфере // Вестник АГТУ. 2016. №1 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-mezhkulturnyh-vozmozhnostey-dialoga-zapada-i-vostoka-v-mezhreligioznoy-sfere (дата обращения: 19.03.2019).

12. Брусиловский Д. А. Межкультурный и межрелигиозный диалог как способ достижения истинной культуры // Манускрипт. 2016. №10 (72). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnyy-i-mezhreligioznyy-dialog-kak-sposob-dostizheniya-istinnoy-kultury (дата обращения: 19.03.2019).

13. Бубер М. Я и Ты. - М.: Высшая школа, 1993. - 175 с.

14. Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. - 464 с.

15. Вассилиадис П. Эсхатологическая экклезиология: выходя за пределы традиционной евхаристической экклезиологии. URL: http : //www.gumer.info/bogo slov_Buks/bogo slov/Article/Vas_EshEkkl .php (дата обращения: 10.07.2015)

16. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма [Электронный ресурс]. URL : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Veb_PrEt/01.php (дата обращения: 01.11.2018).

17. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. - Москва: Языки славянской культуры, 2001. - 272 с.

18. Вероучение ОЦХВЕ России. О целомудрии. [Электронный ресурс] URL: https://ochve.net/verouchenie#o-celomudrii (Дата обращения 18.09.18).

19. Видение церкви Краеугольный Камень. [ Электронный ресурс] URL: https://www.kkamen.ru/videnie-cerkvi (дата обращения 15.03.19)

20. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1972. - 318 с.

21. Дейк T.A. ван. Расизм и язык : [Перевод] / Дейк Т. А. ван. - М. : ИНИОН, 1989. - 75 с.

22. Диалог: теоретические проблемы и методы исследования: сб. научно-аналитических обзоров / отв. ред. Н. А. Безменова. - М.: ИНИОН, 1991. - 160 с.

23. Длугач Т. Б. Диалог в современном мире: М. Бубер - М. Бахтин -В. Библер // Историко-философский ежегодник. 2015. №2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-v-sovremennom-mire-m-buber-m-bahtin-v-bibler (дата обращения: 27.03.2019).

24. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / пер. с франц. А. Апполонова и Т. Котельниковой; под науч. ред. А. Апполонов. — М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2018. — 736 с.

25. 3аватски В. Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны. - М.: ИЦ-Гарант, 1995. - 737 с.

26. Закон «о миссионерской деятельности» подписан президентом РФ. [Электронный ресурс] URL:

https://ruvera.ru/articles/zakon_o_missionerstve (дата обращения 26.03.19).

27. Зеньковский В.В. Зарождение РСХД в эмиграции (Из истории русских религиозных течений в эмиграции) // Вестник РХД (Париж), № 168. - Париж, 1993. - С.5 - 25.

28. Зизиулас И. Церковь и Евхаристия. Сборник статей по православной экклесиологии / Пер. с греч. Иером. Леонтия (Козлова). -Богородице-Сергиева Пустынь, 2009. - 332 с.

29. Иван Вениаминович Каргель. Биография. [Электронный pecypc]URL: http://encyclopedia.christian.by/xristianskie-deyateli/195-ivan-veniaminovich-kargel-biografiya.html (дата обращения 18.09.18)

30. Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви / Предисл. прот. Иоанна Мейендорфа; Пер. с англ. Д.М. Гзгзяна. -М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006. - 280 с.

31. Общение и инаковость. Новые очерки о личности и церкви. / Пер. с англ. (Серия «Современное богословие»). -М.: Изд-во ББИ, 2012. -407 с.

32. История религий в России: Учебник / Под общ. Ред. Н.А.Трофимчука. - М.: Издательство РАГС, 2001. - 591 с.

33. Каган М.С. Философия культуры. - СПб: Петрополис, 1996. - 415

с.

34. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. -М.: Гнозис, 2004. - 390 с.

35. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. - 1917 г.). - М., 1965. - 348 с.

36. Кравцов В. «Секты: в поисках Бога или добровольное рабство?»// «Чистопольские известия» , 3 октября 2013 , №74.

37. Кострова Е. А Бог как Другой в философии Ф. Розенцвейга, Ф. Эбнера, М. Бубера // Вестник КГУ. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bog-kak-drugoy-v-filosofii-f-rozentsveyga-f-ebnera-m-bubera (дата обращения: 27.03.2019).

38. Крылова М. В. Аксиология дискурса англоязычного протестантизма [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. - С. 138-142. - URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1862/ (дата обращения: 19.10.2018).

39. Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. - СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 1998. - 264 с

40. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. - 324 с.

41. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. - Таллин: Александра, 1993. - 495 с.

42. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: «Гнозис» Издательская группа «Прогресс»1992. - 272 с.

43. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Новые аспекты изучения культуры древней Руси // Вопросы литературы. 1977, № 3. - С. 148 - 167.

44. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. К семиотической типологии русской культуры XVIII века // Из истории русской культуры. Т. IV (XVIH-начало XIX века). - М.: Языки русской культуры, 1996. - С. 425 - 448.

45. Лункин Р. Н. Пятидесятники в России. [Электронный ресурс]и^: http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=fresh&id=157 _(дата обращения 18.09.18)

46. Лункин Р.Н. Пятидесятники и харизматы: единство в многообразии.http://www.invictory.com/news/story-3923.html (дата обращения 18.09.14)

47. Мамардашвили М.К. Мысль в культуре //Философские науки. -М.: Издательский дом «Гуманитарий», 1989, № 11. - С. 75 - 81.

48. Маркова Л. Что такое «теология процветания»?//Город А., 16.06.99

49. Республика Татарстан. [Электронный ресурс] URL: http://rt-online.ru/p-rubr-obsh-16778/ (дата обращения 26.03.19).

50. Материалы Международной научно-богословской конференции «Философия, богословие, наука - о судьбах миа и человечества третьего тысячелетия» 15-17 октября 1999 г. Часть 1. - Казань: КГТУ, 2000. - 88 с.

51. Материалы Международной научно-богословской конференции «Философия, богословие, наука - о судьбах миа и человечества третьего тысячелетия» 15-17 октября 1999 г. Часть 2. - Казань: КГТУ, 2000. - 90 с.

52. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие/Под ред. Зусманаа В.Г., Фролова А.А. - Н. Новгород: Деком, 2001. — 314 с.

53. Межуев В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира/Под ред. И.А. Арнольдова. - М.: Наука, 1987. - С. 300 - 331.

54. Мельник С. В. Межрелигиозный диалог. Проблема семантики и критика основных стратегий // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2012. № 2 (16): в 2-х ч. Ч. II. - C. 129 - 134.

55. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). - СПб: РХГИ, 1997. - 365 с.

56. Многогранная цивилизация/ Отв. ред.Делокаров К.Х. - М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2003. - 223 с.

57. Можейко М. А. Протестантская этика [Электронный ресурс]. URL: https://lib.ink/filosofiya 828 830/protestantskaya-etika-33326.html (дата обращения: 01.11.2018).

58. Монахиня Кассия (Сенина). Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как экуменист. [Электронный ресурс] URL: http://st-elizabet.narod.ru/raznoe/kassia/filaret_mosk.htm (дата обращения 18.11.18)

59. Мтрп. Сурожский Антоний. Мужество молиться. [Электронный ресурс] URL: http://www.metropolit-anthony.orc.ru/ (дата обращения: 19.03.2019).

60. Мтрп. Сурожский Антоний. О единении христиан // Мтрп. Сурожский Антоний. О слышании и делании. [Электронный ресурс].. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/antony/about/33.html (дата обращения: 19.03.2019).

61. Объединение мусульман необходимо. [Электронный ресурс] URL: https://muslim.ru/articles/272/7426/(дата обращения 18.04.19)

62. Орлов В. История движения неопятидесятничества. Глава IV.

Современное состояние пятидесятничества._[Электронный ресурс]ЦЕЬ:

Шр:/А№№^7ауе1ги/Ь/ог1оу/пр1ё/04.Ь1:т_(дата обращения 18.09.14)

63. Основы духовной культуры: Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] URL: https://didacts.ru/slovari/osmvy-duhovnoi-ku1tury-enciklopedicheskii-slovar-pedagoga-.html (дата обращения 12.06.19)

64. Педагогический глоссарий [Электронный ресурс] URL: https://didacts.ru/s1ovari/pedagogicheskii-glossarii.html(дата обращения 12.06.19)

65. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. - СПб, 1904. - Т. XIV: Казанская губерния. - С. 98-99.

66. Погасий А. К. Конкурентные религиозные дискурсы в социально-исторической эволюции русского православия: дисс. ... д. филос. н. [Место защиты: Ленингр. гос. ун-т им. А.С. Пушкина]. - СПб, 2013. - 431 с.

67. Погасий А.К. Протестанты в России и Татарстане: коллективная монография / И.П. Корнилов, А.К. Погасий, Ю.Т. Тулянская, А.Е. Кульчицкий; под ред. А.К. Погасий. - Йошкар-Ола: БМТ, 2016. - 280 с.

68. Погасий А.К., Тимофеев Е.В. Из истории протестантизма в России. Специфика этики, аксиологии, дискурсивных практик протестантских церквей в России: к вопросу о внутриконфессиональном диалоге. - Socio Time (Социальное время) (входит в перечень ВАК). -Йошкар-Ола, 2019. №3(19). - С.125 - 137.

69. Погасий А.К., Тимофеев Е.В. Иконопочитание и иконоборчество как религиозно-политическая проблема в истории христианства//В сб.: Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации: сб. докладов участников науч. -просвет. чтений. Казань, 3 ноября 2018 г. - Казань: Центр инновационных технологий, 2019. - С. 177 -182.

70. Подлесных В. И. Введение в теорию организации // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.

2003. №7. URL: https://cyberlenmka.ru/article/nvvedenie-v-teoriyu-organizatsii (дата обращения: 20.09.2019)

71. Померанц Г. Выход из транса. - М.: Юрист, 1995. - 575 с.

72. Проханов И.С. В котле России. [Электронный ресурс] URL: http://www.blagovestnik.org/books/00305.htm (дата обращения 01.04.19)

73. Прилуцкий А. М. Семиотическое пространство религиозного дискурса как предмет религиоведческого исследования: дисс. ... д. филос. н. [Место защиты: Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина]. - СПб: 2008. -449 с.

74. Протестанты Саратовской области решили объединиться [Электронный ресурс] URL: http://www.sedmitza.ru/text/291197.html (Дата обращения 26.03.19).

75. Проханов И. В котле России. [Электронный ресурс]Ц^: http://yakov.works/history/20/1900/prohanov.htm(дата обращения 18.09.14).

76. Пучков П. И., Казьмина О. Е. Религии современного мира. — М.: Изд-во Университета Российской академии, 1997. — 286 с.

77. Рапопорт А. Единство в разнообразии: наследие европейской культуры //Системные исследования. Методологические проблемы. Вып. 25. - М.: Наука, 1997. - С. 53-54.

78. Россия и Запад: диалог культур. Вып. 4. - М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 1996. - 467 с.

79. Россия и Запад: диалог культур. Вып. 5. - М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 1998. - 422 с.

80. Россия и Запад: диалог культур. М.: Центр по изучению взаимодействия культур, Вып. 6. - М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 1998. - 477 с.

81. Россия и Запад: диалог культур. Вып. 7. - М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 1999. - 435 с.

82. Савинский С. Н.. Возникновение баптизма в России. [Электронный ресурс] URL:

http: //www.textfighter.org/teo1ogy/History_Church/bib1ioteka_2_vremeni.php (дата обращения 18.09.14)

83. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. Пер. с фр. В.И. Колядко. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

84. Свидлер Л. Межрелигиозный диалог: истоки, проблемы, перспективы // Страницы, 2000, № 5. - С. 452-461.

85. Сидорова Т. Религиозная чернуха грозит захлестнуть Татарстан//«Время и деньги» № 66, 10 июня 1997.

86. Справочник по действующему законодательству в области свободы совести и вероисповедания. - Казань: Институт религии и права. Казанский филиал, 1998. - 101 с.

87. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. -М.: Высшая школа, 1992. - 191 с.

88. Терминологический словарь [Электронный ресурс] URL:https://didacts.ru/s1ovari/termino1ogicheskii-s1ovar-pedagogicheskie-tehnologii.html (дата обращения 12.06.19)

89. Тиллих П. Христианство и встреча мировых религий // Тиллих П. Теология культуры. - М.: Юрист, 1995. - 479 с.

90. Тимофеев Е.В. Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии в Татарстане//Материалы Первой Научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых. Наука и религия/Под ред Ю.Г. Матушанской. - Казань: КФУ, 2018. - С. 47 - 54.

91. Тимофеев Е. В. Предпосылки для диалога протестантских церквей в Республике Татарстан: организация СХОРТ//Вестник развития науки и образования (Входит в перечень ВАК. — 1/2019. - С. 78 - 83 (Входит в перечень ВАК).

92. Тимофеев Е. В. Совет христианских организаций Татарстана как опыт диалога протестантов региона: перспективы развития//Евразийский союз ученых (ЕСУ). - №6 (63), 2019. - С. 23 - 25.

93. Тимофеев Е.В. Совет христианских организаций Татарстана как пространство для диалога протестантов: возможен ли подобный опыт в других регионах страны?//Научные разработки: евразийский регион: материалы международной научной конференции теоретических и прикладных разработок (г. Москва, 6 июля 2019 г.). / отв. ред.Д.Р. Хисматуллин. - Москва: Издательство Инфинити, 2019. - С. 32 - 35.

94. Тимофеев Е. В. Сотрудничество между протестантами в Татарстане и деятельность Совета христианских организаций региона. Потенциал для внутриконфессионального диалога. -Манускрипт (входит в перечень ВАК). - Тамбов: Грамота, 2019. №9(107). -С. 166 - 171.

95. Тимофеев Е. В. Специфика этики и аксиологии протестантизма: Потенциал к внутриконфессиональному диалогу. -Манускрипт (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2019. № 1. С. 125128.

96. Труды II Казанской научно-богословской конференции «Конец мировой истории и современное состояние общественного сознания» 25-26 октября 2002 г. - Казань: КГТУ, 2003. - 331 с.

97. Тулянская Ю. Т. Дискурс кальвинизма в современном российском протестантизме: дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.14 /[Место защиты: ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»], 2018. - 161 с.

98. Тюгашев Е. Диалог культур и цивилизаций: методологический анализ / Е. Тюгашев // Вопросы культурологии. 2008. № 6.- С. 4-8.

99. Уилсон Э. Хозяева Земли. Социальное завоевание планеты человечеством / Э. Уилсон. - СПб.: Питер, 2014. - 352 с.

100. Фейербах Л. Основы философии будущего. - М.: Соцэгиз, 1937. -

152 с.

101. Филоненко А. С. Богословие общения и евхаристическая антропология. [Электронный ресурс] URL: http://www. bogoslov.ru/text/876935.html (дата обращения 18.04.19)

102. Фильм Иисус 1979 по Евангелию от Луки [Электронный ресурс]. http://bogoblog.ru/tags-hristianskie-Шmi-jesus-Шm-online/(дата обращения: 09.11.2018).

103. Харт Д. Красота бесконечного: Эстетика христианской истины. — М.: ББИ, 2010. - 673 c.

104. Хоружий С. С. Глобалистика и антропология [Электронный ресурс].. URL: http://synergia-isa.ru/lib/lib.htm (дата обращения: 19.03.2019).

105. Хоружий С. С. Диалог религий: исторический опыт и принципиальные основания [Электронный ресурс]. URL: http://synergia-isa.ru/?page_id=4301#H (дата обращения: 26.12.2011).

106. Хромцова М. Ю. Тринитарный подход современного богословия и проблема межрелигиозного диалога // Вестник РХГА. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7trinitarnyy-podhod-sovremennogo-bogosloviya-i-problema-mezhreligioznogo-dialoga (дата обращения: 08.11.2018).

107. Чумакова К. В. Религиозный дискурс в массмедиа [Электронный ресурс]. URL: http://discourseanalysis.org/ada6/st47.shtml (дата обращения: 12.12.2015).

108. Шмеман А., прот. Задачи православного богословия сегодня. [Электронный ресурс]. URL: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8664 (дата обращения: 09.12.2018).

109. Шохин В. К. «Диалог религий»: идеология и практика // Альфа и Омега. 1999. № 1. - С. 285-287.

110. Шохин В. К. «Диалог религий»: виртуальное понятие и реальное значение [Электронный ресурс]: доклад, прочитанный 27.01.2000 на VIII Рождественских образовательных чтениях. URL: http://www.netda.ru/belka/nauka/+filosof.htm (дата обращения: 26.12.2011).

111. Штейнзальц А., Функенштейн А. Социология невежества [Электронный ресурс]. URL:

https://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Socio ignoranc/ignorance 4.php (дата обращения: 01.11.2018).

112. Шульц Р. Миссия «Волга». [Электронный ресурс]. URL: https://www.partner-inform.de/memoirs/detail/missija-volga92/11/624?lang=ru (дата обращения: 09.11.2018).

113. Этос глобального мира / Горбачев-фонд; [Сост. и ред. В. И. Толстых]. - М. : Вост. лит. РАН, 1999. - 205 с.

114. Яннарас Х. Избранное: Личность и Эрос. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. - 480 с.

115. Яннарас Х. Истина и единство Церкви. - М.: Свято-Филаретовский православно-христианский ин-т, 2006. - 181 с.

116. Benedict R. Patterns of culture. Boston, New York, Houghton Mifflin Company, 1934.

117. Bria Ion. Go fourth in Peace // WCC Mission Series. Geneva : World Council of Churches (WCC), 1986. 102 p.

118. Condon J., Fathi Y. An Introduction to Intercultur-al Communication. New York: Macmillian, 1975. 150 p.

119. Dupuis J. Christianity and Other Religions: From Confrontation to Encounter. [Электронный ресурс] URL: http://sedosmission.org/old/eng/dupuis_2.htm (дата обращения: 10.07.2015).

120. Dupuis J. Toward a Christian Theology of Religious Pluralism. Maryknoll; New York; London: Orbis Books, 1999. 433 р.

121. D'Costa G. Christianity and World Religions. Disputed Questions in the Theology of Religions. Chichester: Wiley & Sons Ltd., 2009. 242 p.

122. Erdmann J.F. Beitrage zur Kenntnis des Innern von Russland. : Riga ; Dorpat, 1882. 367 s.

123. Habermas J. The Theory of Communicative Action. Boston: Beacon Press, 1984. 562 p.

124. Habermas J., Luhmann N. Theorie der Gese11schaft oder Sozia1techno1ogie. Frankfurt: Suhrkamp, 1971. 394 s.

125. Ha11 G. Jacques Dupuis Christian Theo1ogy of Re1igious P1ura1ism // Pacifica. 2002. Vo1. 15 (1). 40 p.

126. Ha11 E. The Si1ent Language. New York: Doub1eday, 1959. 240 p.

127. Marga1it A. The Ring: on Re1igious P1ura1ism // To1eration: an E1usive Virtue / ed. D. Heyd. Princeton, 1996. P. 149 - 50.

128. Niebuhr H. R. The socia1 sources of denominationa1ism. N. J., Henry Ho1t and Co, 1929. 304 p.

129. Nwoko M. Die Phi1osiphie a1s ein Verantwortungsfordernder Dia1og : Eine Auseinandersetzung mit Bubers Dialogphilosophie u. Levinas' Verantwortungs1ehre : Inaug.-Diss... / Vorgelegt von Matthew Iroegbulam Nwoko. Köln, 1999. 239 p.

130. Newman J. Foundations of Re1igious To1erance. Toronto: University of Toronto Press, 1982. 184 p.

131. Panikkar R. The Intra-Re1igious Dia1ogue. New York: Pau1ist Press, 1999. 104 p.

132. The Oxford Dictionary of the Christian Church. Oxford: Oxford University Press, 2005. 480 p.

133. Toff1er A. War and anti-war. Surviva1 at the dawn of the 21-st century. London: Litt1e Brown & Co, 1993. 302 p.

134. Trager, G., Ha11, E. Cu1ture as Communication : A Mode1 and Analysis [Текст] / G. Trager, E. Hall // Explorations : Studies in Culture and Communication 3. New York, 1954. Р. 149-176.

135. Ve1i-Matti Kärkkäinen. Trinity and Religious P1ura1ism: The Doctrine of the Trinity in Christian Theo1ogy of Re1igions. A1dershot: Ashgate, 2004. 204 р.

136. Weinreich U. Languages in contacts. Findings and Prob1ems. New York: Mouton Pub1ishers, 1970. 176 p.

137. Wierzbicka A. Semantics, Culture and Cognition: Universal Human Concepts in Culture-Specific Configurations. New York: Oxford University Press, 1992. 496 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.