Мифо-фольклорные традиции в современной бурятской поэзии: на материале творчества Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Бабкинова, Лидия Валерьевна

  • Бабкинова, Лидия Валерьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Иркутск
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 129
Бабкинова, Лидия Валерьевна. Мифо-фольклорные традиции в современной бурятской поэзии: на материале творчества Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Иркутск. 2007. 129 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бабкинова, Лидия Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В БУРЯТСКОЙ ПОЭЗИИ 60-90-х гг.

1.1. Космогонические образы в современной бурятской поэзии.

1.2. Тотемические образы в современной бурятской поэзии.

1.3. Этиологические образы в современной бурятской поэзии.

1.4. Мифологическое время в лирико-философской поэзии.

ГЛАВА II. ФОЛЬКЛОРИЗМ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ.

2.1. Поэтика обрядовой поэзии календарного цикла в современной бурятской поэзии.

2.2. Эпические образы в современной поэзии.

2.3. Маргинальные образы в поэзии Нимбуева.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мифо-фольклорные традиции в современной бурятской поэзии: на материале творчества Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова»

В отечественной фольклористике наряду с выявлением устойчивой фольклорной атрибутики, специфических фольклористических приёмов, которые раскрывали бы «внутренний органический фольклоризм» литературных текстов, с изучением влияния традиционного фольклора с его развёрнутой жанровой системой на художественное произведение, менее продуктивным является анализ народно-поэтической стихии в языке и стиле художника слова.

В бурятской фольклористике и литературоведении наиболее изучены общеизвестные традиционные мифологические и фольклорные образы в литературе: образы степи, юрты, огня, коня и др. Наш научный интерес к мифопоэтике связан с многообразной контекстуальной интерпретацией образов и сюжетов как шаманской, буддийской мифологии, традиционного фольклора, так и скрытого фольклоризма. Впервые в современной поэзии системно рассмотрены художественные образы в космогонических (архетипы неба, земли, солярные и лунарные, архетип «мирового дерева»), тотемических (образы лебеди, Буха нойона, оленя) и этиологических мифах (микрокосм и макрокосм). Также изучены концепты мифологического времени (циклическое и линейное), поэтика календарно-обрядовой поэзии, эпические образы (культурный герой), маргинальные образы. Актуальным представляется выявление глубинного мифо-фольклорного, социально-прагматического подтекста современной бурятской поэзии в широком евразийском аспекте.

Мифологизм, с одной стороны - характерное явление в литературе XX века и как художественный приём, и как стоящее за этим приёмом мироощущение, но, с другой стороны - это специфическое явление именно для национальной литературы. «Ремифологизация» в бурятской поэзии связана с духовными и творческими поисками поэтов. XX век был отмечен возрождением интереса к архаическому мифу, миф становился не только способом постижения прошлого, настоящего и будущего, но и способом переосмысления и преображения жизни. Подобная «ремифологизация» делает чрезвычайно актуальной проблему мифа, причём как в общем плане, так и в связи с поэтикой отдельных авторов. В современной бурятской поэзии, в первую очередь, можно выделить Намжила Нимбуева, Галину Раднаеву и Баира Дугарова, в творчестве которых наиболее ярко прослеживаются мифологические и фольклорные традиции. Современная бурятская поэзия неразрывно связана с развитием русской и мировой поэзии. В ней нашли отражение социально-политические, философские, нравственные проблемы современного мира. Современная бурятская поэзия, как и бурятская литература в целом, повторяет процессы развития, характерные для русской литературы, но при этом бурятская поэзия - способ сохранения и трансформации национальной, культурной, мифологической модели. Осмысление современной бурятской поэзии в контексте мифологии, фольклора и этнографии, исследование своеобразия мышления и отображения мира для выявления современного состояния бурятской поэзии представляется своевременным и актуальным.

Объект исследования - поэзия Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова в фольклорном и мифологическом аспектах.

Предмет исследования - фольклорные и мифопоэтические представления в лирике названных авторов.

Научная новизна работы обусловлена тем, что в бурятской фольклористике предпринята попытка рассмотреть структурную и эстетическую специфику мифологических и фольклорных традиций в поэзии; приёмы трансформации мифо-ритуальных и фольклорных элементов; закономерности творческого освоения мифологических и фольклорных образов, архетипов, мотивов и сюжетов в поэзии.

Целью диссертационной работы стал системный анализ мифо-фольклорных традиций в поэзии Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- проанализировать художественное осмысление фольклорных представлений в творчестве Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова;

- выделить национальный аспект в осмыслении фольклорных и мифологических образов в творчестве Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова;

- выявить особенность поэтического сознания восточного человека в контексте западной культуры.

Методы исследования: художественно-эстетический, культурно-исторический, сравнительно-типологический и герменевтический. Данные методы современной фольклористики позволяют установить общефольклорные архетипы и образы в поэтике художественных текстов.

Степень разработанности темы. Теоретической базой работы стали труды зарубежных и отечественных исследователей по мифологии, культурологии, фольклористике и литературе: JI. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, К.Г. Юнга, К. Хюбнера, Э. Кассирера, М. Элиаде, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Вяч. Вс. Иванова, В.Н. Топорова, С.С Аверинцева, Е.М. Мелетинского, В.М. Гацака, Д. Банзарова, М.Н. Хангалова, С.П. Балдаева, Н.О. Шаракшиновой, А.И. Уланова, М.И. Тулохонова, Е.В. Баранниковой, С.С. Бардахановой, Д.С. Дугарова, Г.Р. Галдановой, Н.Л. Жуковской, Д.А. Бурчиной, Э.А. Уланова, В.Ц. Найдакова, С.Ж. Балданова, Е.Е. Балданмаксаровой, М.М. Хамгушкеевой, Л.С. Дампиловой, М.Д. Данчиновой и др.

В монографии С.Ж. Балданова «Народно-поэтические истоки национальных литератур Сибири» рассматривается вопрос о взаимодействии и взаимовлиянии литературы и фольклора. В главе «Фольклорно-этнографические контексты и их роль в раскрытии особенностей национальной действительности» автором прослеживается роль мифов в создании фолыслорно-этнографического контекста литературного произведения. В ракурсе нашего исследования учёный приходит к следующему выводу: «Фольклорно-этнографический материал, создающий контекст, проникает в художественную ткань произведения, образуя вместе с другими элементами и компонентами художественных форм единую и целостную эстетическую систему произведения» [1995, с. 311].

Особенностям взаимодействия бурятского фольклора и поэзии, а также влиянию инонациональной поэзии посвящены статьи и монографии «Бурятская поэзия: традиции и новаторство (20-80-е годы)» [1999], «Бурятская поэзия XX века: истоки, поэтика жанров» [2002] Е.Е. Балданмаксаровой. Автором на материале бурятской поэзии XIX и XX вв. изучена проблема взаимодействия национальных и инонациональных художественных традиций и новаторских исканий, определивших жанровые и идейно-стилевые особенности.

JI.C. Дампиловой проведено исследование поэзии Б. Дугарова в монографии «Символика кочевого пространства в поэзии Баира Дугарова». Выявляя синтез древних и современных традиций, имеющих единое этногенетическое происхождение, автор работы определяет, что своеобразие, смысловую объёмность и подлинную художественную ценность поэзия Б. Дугарова обретает в контексте мифологических архетипов и знаковых символов.

В работе Данчиновой М.Д. «Художественная картина мира в литературе Бурятии 1960-1990 гг.» лирика Б. Дугарова рассматривается через призму пространственно-временных координат. Фольклорные образы степи, коня, всадника, юрты, травы раскрывают национальную целостность как единство национальной природы, характера и мышления. Дымбрыловой Д.Ч. в работе «Религиозные воззрения в бурятской поэзии XX века» исследованы художественные возможности познания мира и человека в поэзии Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова, в свете буддийских мифологических образов. В статьях и исследованиях последних лет по бурятской поэзии творчество избранных нами поэтов является одним из самых актуальных для истолкования философской модели мира через призму мифо-фольклорных традиций.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы заключается в разработке концепции тесной связи фольклора и литературы. Проблемы истоков и генезиса бурятской поэзии рассмотрены на новом методологическом уровне с точки зрения исторической поэтики, сформулированы общие концепции и закономерности развития поэтической традиции. В работе прослежены генетическая связь современной поэзии с фольклорными образами, типологический характер использования мифологических образов и мотивов в литературе. Полученные материалы могут быть использованы для сравнения и анализа истоков бурятской поэзии. Результаты диссертации могут способствовать углублению теоретического анализа традиционных идей фольклористики. Практическая ценность диссертации обусловлена возможностью использования её материалов в исследовании по бурятскому фольклору и литературе, а также в вузовском и школьном преподавании при подготовке факультативных занятий, курсов лекций и спецкурсов, посвященных фольклору и литературе. Результаты исследования используются в спецсеминарах по современной бурятской поэзии, читаемых автором в Иркутском государственном университете, в курсовых и дипломных работах студентов данного вуза.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования получили освещение в публикациях автора, научных статьях, материалах конференций, текстах лекций. Материалы диссертации апробированы соискателем в непосредственном учебном процессе при чтении лекционного курса «История бурятской литературы», при проведении спецсеминара «Современная бурятская поэзия» в Иркутском государственном университете.

Основные результаты работы докладывались на научных конференциях Иркутского государственного университета, Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Бурятского государственного университета, Калмыцкого государственного института гуманитарных исследований, на Первом Всероссийском конгрессе фольклористов (Москва).

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Бабкинова, Лидия Валерьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Художественное начало, единое для литературы и фольклора, связует их на всех этапах развития. Мифо-фольклорные мотивы осмысливаются каждым поколением поэтов индивидуально, но всё воспринимается именно с нравственной точки зрения. Зачастую мифологемы используются для выявления первоосновы человеческого бытия в современных ситуациях и конфликтах. Мифологические и фольклорные образы, являясь правилами человеческого общежития, образа жизни, представлением места человека в живом и мёртвом космосе, в целом реализуют нравственно-философские, национальные ценности.

Картина мира в поэзии - это картина, создаваемая творчеством одного поэта, панорамное представление о действительности тех или иных пространственно-временных диапазонов. Своеобразное сочетание национального склада мышления, художественно-поэтических традиций восточных литератур с традициями западного мировосприятия и русской поэтической школы определяют основные черты современной бурятской поэзии. В бурятской поэзии 60-90 годов обращение к внутреннему миру человека, осознание себя как личности во Вселенной приводит к обострённому интересу к национальным особенностям, к углубленному интересу к истокам - мифу и фольклору. К художественным национальным традициям наряду с фольклорными традициями и поэзией предшествующего периода относятся и религиозно-мифологические традиции, значительно расширяющие и обогащающие национальную эстетическую мысль.

Проведённые исследования позволяют утверждать, что в бурятской поэзии 60-90 годов XX века проявляется усиление аналитического начала, стремление к философскому постижению фольклорно-мифологического наследия, подчёркнутое тяготение к образам и символам мифопоэтики.

В результате исследования мифо-фольклорных традиций в современной бурятской поэзии сформулированы следующие выводы:

1. В современной бурятской поэзии «фольклор как память традиции» используется на уровне жанра, мотива и художественных образов. В выборе художественных средств (поэтической образности, композиционных особенностей) бурятская поэзия зачастую опирается на народно-поэтическую и религиозно-мифологическую символику и структуру.

2. Мифологические коннотации в поэтической интерпретации Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова доказывают их «внутренний, органический фольклоризм», реализующийся на семантическом уровне.

3. Рассмотренные мифологемы, мифологические символы и архетипы, как образное постижение мира, создают своеобразие внутреннего мира лирического героя и культурно-этнографический фон поэтического текста.

4. Реминисценции и аллюзии, навеянные западной и восточной поэтической традицией, прослеживаемые в лирике бурятских поэтов, отражают сложный синтез культур Запада и Востока.

Таким образом, у Н. Нимбуева, поэта яркого дарования, поэтика мифологизирования является стихийным, интуитивным возвращением к мифологическому мышлению, хотя поэзия его интеллектуальна и опирается на глубокое знание древней культуры. У Г. Раднаевой более проявлена метафорическая модель мифического мира. Фольклорные мотивы, к которым обращается автор, представляют собой сложный и многообразный процесс усвоения фольклорного, эстетического, философского, культурного опыта. Баир Дугаров - сознательно мифологизирующий поэт, его обращение к мифу, вероятнее всего, основано на интеллектуальных интертекстуальных связях. Поэтом творчески переосмысляется и трансформируется обширный мифологический материал народов мира. Для этих целей используется приём орнаментального вплетения мифологических образов и фольклорных мотивов в подтекст произведения, что позволяет автору создать целостную мифологическую картину мира. Б. Дугаров экстраполирует исторически локальные наблюдения и концепции, потому модели древней культуры становятся архетипами национального сознания в целом. Как мы знаем, поэтические тексты открыты для интерпретации на уровне «семантических экспликаций» (У.Эко), потому необходима актуализация фольклорно-мифологической топики для восприятия текста на более высоких уровнях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бабкинова, Лидия Валерьевна, 2007 год

1. Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии: (Эволюция верований и культов селенгинских бурят) / Л.Л. Абаева. - М.: Наука, 1992. - 139 с.

2. Абай Гэсэр / сост. С.Ш. Чагдуров. Улан-Удэ : Изд-во газеты Бурятия, 1995.-204 с.

3. Абай Гэсэр Богдо хаан / буридхэн суглуулЬан С.П. Балдаев. Улаан-Удэ, 1995.-5 17н.

4. Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху / С.С. Аверинцев // От мифа к литературе: сборник в честь семидесятилетия Елеазара Моисеевича Мелетинского; сост. С.Ю. Неклюдов, Е.С. Новик. М., 1993.-С.341-345.

5. Алексеенко Е.А. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера / Е.А. Алексеенко. Л., 1976. - 77 с.

6. Антонов В. Намжил Нимбуев: Жизнь, сверкнувшая молнией // Бурятия. -2004.-17 декабря.-С. 9.

7. Бабкинова Л.В. Мифологические образы в поэзии Намжила Нимбуева // Вестник Иркутского университета. Спец. выпуск. Материалы ежегодн. науч.-теоретич. конф. молодых ученых. Иркутск: Иркут. унт, 2001.-С. 172-173.

8. Бабкинова JI.B. Архетип земли в поэзии Галины Раднаевой // Современные угрозы человечеству и обеспечение безопасности жизнедеятельности: мат. VIII Всероссийской студ. науч.-практ. конф. -Иркутск: ИрГТУ, 2003.-С. 247-249.

9. И. Бабкинова JI.B. Концепция мирового дерева в поэзии Намжила Нимбуева // Время в социальном, культурном измерении: Тез. докл. науч. конф. Иркутск : Иркут. ун-т, 2004. - С. 143-145.

10. Бабкинова JI.B. Дыхание огня // Вестник. 2005. - май (№2). - 1п.л.

11. Бабкинова JI.B. Мифологическое время в поэзии Н. Нимбуева // Вестник ИрГТУ. Иркутск: ИрГТУ, 2006.- № 4 (№ 28). - с. 94-97.

12. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре : структур. семант. анализ восточнослав. обрядов / А.К. Байбурин; РАН, музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) - СПб.: Наука, 1993.-237с.

13. Балдаев С.П. Избранное / С.П. Балдаев. Улан-Удэ : Бур. кн. изд-во, 1961.-255 с.

14. Балданмаксарова Е.Е. Бурятская поэзия: Традиции и новаторство (2080 гг.) / Е.Е. Балданмаксарова Улан-Удэ : Изд-во Бурят, госуниверситета, 1999. - 138 с.

15. Балданов С.Ж. Народно-поэтические истоки национальных литератур Сибири (Бурятии, Тувы, Якутии) / С.Ж. Балданов. Улан-Удэ : Бурят, кн. Изд-во, 1995.-327с.

16. Банзаров Д. Собрание сочинений / Д. Банзаров Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1997.-240 с.

17. Баранникова Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки / Е.В. Баранникова. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1978. - 255 с.

18. Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора / С.С. Бардаханова. Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1982. - 208 с.

19. Барт, Р. Мифологии : пер. с фр. / Р. Барт ; вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 320 с.

20. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят / К.Д. Басаева. Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1991. - 192 с.

21. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; Сост. С. Г. Богаров. М.: Искусство, 1979. - 424 с.

22. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин М. : Худ. лит., 1979. - 502 с.

23. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса / М. М. Бахтин. 2-е изд. - М.: Худож. лит. 1990.-543 с.

24. Башляр Гастон. Вода и грезы: опыт о воображении материи / Г. Башляр; Пер. с фр. Б.М. Скуратова. М.: Изд-во гуманит. лит., 1998. -270 с.

25. Баяртуев Б.Д. Освоение индо-тибетских художественных традиций в современной бурятской литературе / Б.Д. Баяртуев // Новые тенденции в современной литературе Бурятии. Улан-Удэ, 1988. - С. 26-37.

26. Баяртуев, Б. Д. Предыстория литературы бурят монголов / Б. Д. Баяртуев. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. - 220 с.

27. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. М.: Высш. шк., 2002. - 513 с.

28. Борхес JI.X. Письмена бога / JI.X. Борхес М.: Республика, 1994. - 510 с.

29. Бурдуков А.В. Человеческие жертвоприношения у современных монголов // Сиб. огни. 1927. - № 3.

30. Бурчина Д.А. Гэсэриада западных бурят: указ. произведений и их вариантов / Д.А. Бурчина. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1990. -449 с.

31. Великий Гэсэр / сост., худ. перевод, вступ. ст. А.В. Преловского М. : Моск. писатель, 1999.-391 с.

32. Владимирцов Б .Я. Этнолого-лингвистические исследования в Урге, Ургинском и Кентейском районах. • Северная Монголия / Б.Я. Владимирцов. Л.: Изд-во АН СССР, 1927. - С.1-42.

33. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят / Г.Р. Галданова. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. 112 с.

34. Галданова Г.Р. Культ огня у монголов / Г. Р. Галданова // Исследования по истории филологии Центральной Азии. Улан - Удэ, 1976. - Вып. 6. -С. 149-154.

35. Галданова Г.Р. Почитание животных у бурят / Г.Р. Галданова // Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии / отв. ред. К.М. Герасимова. Новосибирск : Наука, 1981. - С. 56-70.

36. Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени. Историческое исследование поэтики. / В.М. Гацак. -М.: Наука, 1989

37. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. М. : Искусство, 1984.-350 с.

38. Гурулев С.А. Что в имени твоем, Байкал? / С.А. Гурулев. 2-е изд. перераб. и доп. - Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 168 с.

39. Дампилова JI.C. Восточные художественные традиции в современной бурятской поэзии / J1.C. Дампилова. Улан-Удэ : Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2000. - 135 с.

40. Дампилова JI.C. Современная бурятская поэзия / JI.C. Дампилова, М.Ц. Цыренова. Улан-Удэ : Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 1998. - 129 с.

41. Дампилова, JI. С. Символика кочевого пространства в поэзии Баира Дугарова / Л. С. Дампилова. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. -160 с.

42. Дампилова JI.C. Шаманские песнопения бурят : символика и поэтика / Л.С. Дампилова. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. - 248 с.

43. Дмитриева Н.А. Пикассо / Н.А. Дмитриева. М.: Наука, 1971. - 127 с.

44. Доржигушаева О. Экологическая этика буддизма: учеб. пособие / О. Доржигушаева. СПб. : Фонд буддийских изданий и переводов «Карма Йеше Палдрон», 2002. - 68 с.

45. Дугаров Б.С. Небосклон: Стихи / Б.С. Дугаров. Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1986.-144 с.

46. Дугаров Б.С. Биобиблиографический указатель / Сост. О.Ж. Рыгзенова; ред.: И.И. Петухова, М.П. Осокина. Улан-Удэ, 2002. - 75 с.

47. Дугаров Б.С. Всадник: Стихотворения / Б.С. Дугаров. М. : Современник, 1989. - 142 с.

48. Дугаров Б.С. Дикая акация: Стихи / Б.С. Дугаров. М. : Современник, 1980.-112 с.

49. Дугаров Б.С. Звезда кочевника: Стихотворения / Б.С. Дугаров; предисл. О. Бараевой. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. - 256 с.

50. Дугаров Б.С. Золотое седло: Стихи / Б.С. Дугаров. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1975.-23 с.

51. Дугаров Б.С. Лунная лань: Стихотворения / Б.С. Дугаров. М. : Сов. Россия, 1989.-174 с.

52. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят) / Д.С. Дугаров. М.: Наука, 1991. - 300 с.

53. Жамбалова, С. Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят / С. Г. Жамбалова. Новосибирск : Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 2000. - 400 с.

54. Жамцарано Ц.Ж. Из дневниковых записей АЛОИВАН СССР, ф.62, оп.1, ед.хр.117.

55. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов / Н.Л. Жуковская. М.: Наука, 1988. - 173 с.

56. Жуковская Н.Л. Бурятская мифология и её монгольские параллели / Н.Л. Жуковская. // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии/М., 1986.-с. 92-116.

57. Иванов В. В. Инвариант и трансформация в мифологических и фольклорных текстах / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Типологические исследования по фольклору : сб. ст. памяти В. Я. Проппа. М. : Наука, 1975.-320 с.

58. Кассирер Э. Философия символических форм. В 3 т. : пер. с нем. / Э. Кассирер . М.; СПб.: Университет, книга, 2002. - 272 с.

59. Керлот Х.Э. Словарь символов : Мифология. Магия. Психоанализ : Перевод. / Х.Э. Керлот. М.: REFL book, 1994. 601 с.

60. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль. М.: 1930. -327 с.

61. Леви-Стросс К. Структура мифа / Вопр. философии. 1970. - № 7. -С.153.

62. Леви-Стросс К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. Пер. с фр. В. В. Иванова. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2001. - 511 с.

63. Лихачев Д. С. Смех в Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. Л.: Наука, 1984. - 293 с.

64. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М. : Политиздат, 1991. - 524 с.

65. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии / Ю.М. Лотман. СПб: Искусство СПБ, 1996.-848 с.

66. Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины / И.А. Манжигеев. М., 1978. - 125 с.

67. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский; РАН, Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. 3-е изд., репринт. - М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 2000. - 407 с.

68. Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. М. : Сов. Энциклопедия, 1990. - 672 с.

69. Мифы народов мира: энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев.- 2-е изд.: М. : «Большая Рос. энциклопедия»Т. 1: А-К. - 2-е изд. - 1998. -671с.

70. Мифы народов мира: энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев 2-е изд.: - М. : «Большая Рос. энциклопедия» Т. 2: К-Я. - 2-е изд. - 1998. -719 с.

71. Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма / Т. М. Михайлов. -Новосибирск : Наука, 1980. 319 с.

72. Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции / Т. М. Михайлов. Новосибирск : Наука, 1987. -288 с.

73. Mongolika V: Сб. ст. - СПб. : Петербургское Востоковедение, 2001.125184 с.

74. Монголой нюуса тобшо. Сокровенное сказание монголов / Ч.-Р. Намжиловай оршуулга. Пер. С.А. Козина. Улаан-Удэ : Буряадай номой хэблэл, 1990 - 318 н.

75. Народные знания. Фольклор. Народное искусство: Свод этнографических понятий и терминов. М : Наука, 1991. - Вып. 4.

76. Неклюдов С. Ю. Особенности изобразительной системы в долитературном повествовательном искусстве / С. Ю. Неклюдов // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. - С 195-200.

77. Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольких народов: устные и литературные традиции / С. Ю. Неклюдов. М. : Гл. ред. вост. лит-ры, 1984.-309 с.

78. Неклюдов, С. Ю. Монгольских народов мифология / С. Ю. Неклюдов // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1988. - С. 170-174.

79. Нимбуева Л.Ш. // Вершины. 2005. № 1-2. - С. 22.

80. Нимбуев Н. Стреноженные молнии. Стихи. Переводы. Проза / Н. Нимбуев. М.: Галерея Ханхалаев, 2003. - 308 с.86.0кладников А.П. Олень Золотые Рога / А.П. Окладников. Иркутск, 1961.-237с.

81. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та., 1996. 362 с.

82. Потанин Г.Н. Ерке. Культъ сына неба въ Съверной Азш. Матер1алы къ тюрко-монгольской мифологга / Г.Н. Потанин. Томскъ, Ф.М. Григорьева, 1916.

83. Поэтика жанров бурятского фольклора: сборник / отв. ред. М.И. Тулохонов. Улан-Удэ : БФ СО АН СССР, 1982. - 1 Юс.

84. Раднаева Г. Хун-шубуун: Уянгата поэмэнууд / Г. Раднаева. Улаан-Удэ: Бураядай номой хэблэл, 1987 - 128н.

85. Раднаева Г. Огонь в очаге: поэма. / Г. Раднаева; пер. с бурят М. : Современник, 1986.- 144с.

86. Раднаева Г. Пробуждение: поэмы. Пер. с бурят. М.: Сов. писатель, 1990.-187 с.

87. Раднаева Г. Ээрсэг: Шулэгууд / Г. Раднаева. Улаан-Удэ : Буряадай номой хэблэл, 1983. - 80 н.

88. Ринчен Б. Культ исторических персонажей в монгольском шаманстве // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. Новосибирск, 1975. - Вып. 3.-С. 188-195.

89. Словарь литературоведческих терминов / Елисеев, Л.Г. Полякова. -Ростов н /Д : Феникс, 2002. 320 с.

90. Словарь литературоведческих терминов. Ред. сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М: Просвещение, 1974,- 509с.

91. Современное зарубежное литературоведение : страны Западной Европы и США : концепции, школы, термины : энциклопедический справочник. М.: Интрада-ИНИОН, 1999. - 315 с.

92. Стеблин-Каменский, М. И. Миф / М. И. Стеблин-Каменский. Л.: Изд-во Наука, Ленингр. отд-ние, 1976. - 104 с.

93. Топоров В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового дерева» // Учен. зап. Тартуского ун-та-Тарту, 1971.- Вып. 284.

94. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исслед. в обл. мифопоэтического : Избранное / В.Н. Топоров. М. Прогресс. Культура, 1995.-621 с.

95. Тресиддер Д. Словарь символов / Д. Тресиддер. М.: Фаир-Пресс Гранд, 1999.-448 с.

96. Трубачеева Е. Онгоны моих нагснутов // Байкал. 1977. - №3 -С.143-150.

97. Тулохонов М.И. К характеристике эпического мира улигеров / М.И. Тулохонов // «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов: сб.ст. / М.: Наука, 1980. С.115.

98. Тулохонов М.И. К характеристике эпического мира улигеров // «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. Элиста, 1978. - С.79.

99. Уланов А. Бурятский героический эпос / А. Уланов. Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1963. - 219 с.

100. Уланов А.И. Бурятский фольклор и литература / А.И. Уланов. -Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1959. 158 с.

101. Уланов Э.А. Эпос в развитии бурятской словесности: аспекты поэтико-стадиальной эволюции художественного мышления / Э.А. Уланов. Улан-Удэ : Бэлиг, 2003. - 212 с.

102. Хализев В.Е. Теория литературы: учеб. для вузов / В.Е. Хализев. -2-е изд.- М.: Высш. шк., 2000. 398 с.

103. Хангалов М.Н. Балаганский сборник. Под ред. Г.Н. Потанина -Труды ВСОРГО, 1903, Т.5.

104. Хангалов М.Н. Собрание сочинений: В 2 т. / М.Н. Хангалов. -Улан-Удэ : Бур. кн. изд-во, 1960. Т.2. - 443 с.

105. Хомонов М.П. Бурятский героический эпос «Гэсэр» / М.П. Хомонов. Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1976. - 186 с.

106. Хюбнер К. Истина мифа: Пер. с нем. / К. Хюбнер; Ст. И. Касавина. М.: Республика, 1996. - 447 с.

107. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные, как источники по истории бурят / Ц.Б. Цыдендамбаев. -Улан-Удэ : Изд-во ОАО Республиканская типография, 2001. 256 с.

108. Чагдуров С.Ш. Поэтика Гэсэриады / С.Ш. Чагдуров. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993. - 368 с.

109. Чимитдоржиев Ш.Б. Бурятские летописи / Ш.Б. Чимитдоржиев. -Улан-Удэ : РАН СО БИОН, 1995. 197 с.

110. Шаракшинова Н.О. Героико-эпическая поэзия бурят / Н.О. Шаракшинова. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. - 304с.

111. Шаракшинова Н.О. История древней бурятской литературы / Н.О. Шаракшинова, Е.К. Шаракшинова. Иркутск : Редакционно -издательский отдел Иркут. ун-та, 1989. - 78 с.

112. Шаракшинова Н.О. Лирические песни бурят / Н.О. Шаракшинова. -Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1973. 147с.

113. Шаракшинова Н.О. Мифы бурят / Н.О. Шаракшинова. Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1980. - 167с.

114. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде. М.: Инвест 111111, СтППП, 1996.-240 с.

115. Элиаде М. Аспекты мифа пер. С ф. / М. Элиаде. М. : Академ. Проект, 2000.-223 с.

116. Элиаде М. Миф о вечном возвращении: архетипы и повторяемость / М. Элиаде: Пер. с ф. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой; Науч. консультант Я.В. Ческов. СПб.: Алетейя, 1998. - 249 с.

117. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г. Юнг; Пер. А.А. Спектор. Минск : Харвест, 2004. - 398 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.