Мифологемы воды и воздуха в творчестве Иосифа Бродского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Александрова, Анна Алексеевна

  • Александрова, Анна Алексеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 215
Александрова, Анна Алексеевна. Мифологемы воды и воздуха в творчестве Иосифа Бродского: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2007. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Александрова, Анна Алексеевна

ВВЕДЕНИЕС. 3.

Глава I. «ХОР ВОДЫ И НЕБЕС»: МИФОПОЭТИКА ВОДЫ И ВОЗДУХА.С. 10.

1. Мировые архетипы стихий воды и воздуха.С. 11.

2. Вода и воздух в русской картине мира.С. 21.

3. Вводно-воздушный словарь Бродского.С. 29.

Глава II. ВОДНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ПОЭТИЧЕСКОМ МИРЕ ИОСИФА БРОДСКОГО.С. 45.

1. Поэтический комплекс моря.С. 45.

2. Море (Океан) в творчестве раннего Бродского.С. 46.

3. Море (Океан) в творчестве Бродского 70-х гг.С. 58.

4. Развитие мифологемы воды в творчестве позднего Бродского.С. 77.

5. Фонтан в лирике Иосифа Бродского.С. 88.

Глава III. «ЦАРСТВО ВОЗДУХА» В ПОЭТИЧЕСКОМ МИРЕ ИОСИФА БРОДСКОГО.С. 107.

1. Птица-душа и онтологическая вертикаль в творчестве раннего Бродского (1959-1970).С. 107.

2. Воздух в творчестве Бродского 1970-1980 гг.С. 148.

3. Онтологический уход в небеса в творчестве позднего Бродского (19811996).С. 187.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мифологемы воды и воздуха в творчестве Иосифа Бродского»

Иосиф Бродский (1940-1996) стал одним из наиболее часто цитируемых и мифологизируемых русских поэтов. Несмотря на большое количество написанных об Иосифе Бродском работ1, многие вопросы поэтики Бродского требуют дальнейшего освещения и осмысления. Помимо имеющихся «лакун», уже освещенные в литературе вопросы ввиду некоторых обстоятельств оказываются дискуссионными. Сложность изучения творчества Бродского объясняется как объективными причинами: закрытостью американского архива поэта, отсутствием академического собрания сочинений, большим количеством неопубликованных текстов, двуязычием поэта, незавершенностью литературной эпохи, в которой существовал Бродский, - так и субъективными, которые заключаются в большой амплитуде колебаний личного отношения к Бродскому, характерной для многих исследователей и рецензентов его творчества (Н. Коржавин, А. Солженицын, Д. Быков, JL Лосев), специфике его личности и-: создании особого «мифа» и «антимифа» о Бродском. Сказываются и проблемы, характерные для современного литературоведения вообще: чрезмерная увлеченность интертекстуальностыо и лингвистическими исследованиями в ущерб текстологии, методический эклектизм, обилие идеологических текстов и т.д. Увлеченность интертекстуальностью и формальными методами анализа текста порой приводит к тому, что стихотворения Бродского рассматриваются с точки зрения формы, но не содержания. Нарушается целостность и отдельного произведения, и поэтического мира Бродского в целом. Например, на основании «Разговора с небожителем» часто делается вывод об отрицании сферы Божественного

1 В наиболее полном на сегодняшний день библиографическом списке, составленном в 2005 г., около 700 источников, в число которых не включены статьи и книги откровенно идеологического характера, а также публицистические заметки о Бродском в газетах и массовых журналах. См.: И. Бродский. Библиография /Составители А. Г. Степанов, Д. Н. Ахапкин //Иосиф Бродский. Стратегии чтения. Материалы международной научной конференции 2-4 сентября в Москве. М.: Издательство Ипполитова, 2005. С. 482521.

Бродским, а нескольких стихотворений из сборника «Часть речи» - о доминировании в любовной теме мотивов разлуки и боли, тогда как существуют еще и проникновенная «Прощальная ода», и немалое количество стихотворений о счастливой любви («Горение», «Загадка ангелу» и др.). Наряду с отмеченной литературоведами мифологемой пространства , которое у позднего Бродского предстает статичным собранием имперских развалин, статуй, холодом комнаты или неудобством чужого дома, в противоположность «мертвой вещи» присутствует в творчестве поэта образность живого, динамичного пространства, которая в первую очередь связана с малоизученной темой природы и ее стихий. Так, значимость водной образности в творчестве поэта отметил в самой первой монографической работе о Бродском М. Крепе , и далее о водных образах Бродского, связывая их с образами времени, писали В. Полухина, А.Ранчин, В. Куллэ, JL Зубова, Е. Келебай4. О воздушных образах упоминают Е. Петрушанская, Я. Гордин, Л. Лосев5. Несмотря на отдельные статьи, косвенно разрабатывающие данный мотив6, автору настоящей диссертации * неизвестны работы, в которых образы воды и воздуха получили бы целостную интерпретацию. Между тем о значимости именно этих двух стихий в поэзии Бродского могут свидетельствовать как его биография (детские мечты стать моряком или летчиком, любовь к морским городам -Венеции и Петербургу, попытки научиться управлению самолетом), так и

2 См. о теме мертвенной вещи и статичного пространства в многочисленных работах, например: Ваншенкина Е. Острие: пространство и время в лирике Бродского //Литературное обозрение.1996.№3. С.35-41;Лотман 10., Лотман М. Между вещью и пустотой //Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. T.III. Таллинн, 1993. С. 294-307.

3 Крепе М. О поэзии И. Бродского. Ann Arbor, 1984.

4 См.: Polukhina V. Joseph Brodsky: A Poet for Our Time. Cambridge, 1989; Ранчин А. «На пиру Мнемозины». Интертексты Бродского. M., 2001; Куллэ В. Поэтическая эволюция Иосифа Бродского в России. (19571972). Дис. канд. филол. наук. M., 1996; Зубова Л. О стихотворении Бродского «Одиссей - Телемаку». Старое литературное обозрение, 2001, №2 (278), С. 64-74; Келебай Е. Поэт в доме ребенка. М., 1998. С. 5866.

5 См.: Петрушанская Е. Музыкальный мир И. Бродского. М., 2004; Гордин Я. Странник//Мир И. Бродского. Путеводитель. СПб., 2003, С. 233-249; Лосев Л. И. Бродский. Опыт литературной биографии. М., 2006.

См.: Лосев Л. Реальность Зазеркалья: Венеция И. Бродского//Иностранная литература. 1996. №5. С. 224243; Кузнецов С. Распадающаяся амальгама (о поэтике И. Бродского)//Вопросы литературы. 1997.ЖЗ. С. 2449; Лотман М. С видом на море: Балтийская тема в поэзии Иосифа Бродского//Таллинн. 1990. № 2. С. 113117; Служевская И. Иосиф Бродский. От христианского текста к метафизике изгнания//3везда. 2001. №5. С. 198-207. распространенность водно-воздушных образов в его поэзии . Отсюда актуальность работы, обусловленная недостаточной изученностью мифологем воды и воздуха у И. Бродского. Целью работы является рассмотрение мифологем воды и воздуха во всем поэтическом творчестве Бродского, а также родственных тем и мотивов и построение целостной концепции этих мифологем. Данная цель определяет задачи исследования:

1. Рассмотреть стадиальное развитие мифологем воды и воздуха на протяжении всего творчества И. Бродского.

2. Определить основные значения названных мифологем в текстах И. Бродского.

3. Соотнести эти значения с предшествующей литературной традицией.

4. Дополнить и прокорректировать существующую картину восприятия творчества поэта.

Методика исследования: специфика исследуемого материала и современные методы его изучения обусловили сочетание в работе историко-литературного, сравнительно-типологического и мотивного подходов к объекту исследования.

Общеметодологической базой диссертации явились теоретические исследования в области архетипического и мифопоэтического К. Г. Юнга, А. Ханзен-Леве, Г. Башляра, 3. Г. Минц, В. Н. Топорова, Е. М. Мелетинского и основополагающие работы о Бродском В. Куллэ, Ю. М. и М. Ю. Лотманов, Л. Баткина, Я. Гордина, А. Ранчина, Л. Лосева. Научная новизна работы состоит в том, что:

1. Впервые получила освещение малоизученная ранее тема «вода и воздух в творчестве Бродского», рассмотрены не анализировавшиеся

7 См., например, исследования Т. Патеры (Патера Т. Заметки о лексике И. Бродского и А.Ахматовой //Поэтика И. Бродского. Сборник научных трудов. Тверь, 2003), отражающие лексический состав наиболее употребительных поэтом слов (по убыванию): жизнь, глаз, время, день, окно, человек, год, рука, земля, ночь, слово, лицо, свет, любовь, душа, небо, мир, снег, вещь и вода. «Небо» в этом списке находится на шестнадцатом месте (192 упоминания), «вода» - на двадцатом (178 упоминаний), то есть входят в состав значимых для поэтического языка Бродского слов. тексты поэта, предложены дополняющие и альтернативные уже имеющимся интерпретации отдельных текстов.

2. Дополнены имеющиеся мифопоэтические исследования стихий в русской поэзии.

3. Расширены представления о традициях в творчестве И. Бродского. Объектом исследования является поэтическое творчество И. Бродского

1961-1996 годов, из прозаических произведений - эссе «Fundamenta degli incurabili» («Набережная неисцелимых», 1989).

Предмет исследования - значения мифологем воды и воздуха в творчестве Бродского и их влияние на его поэтический мир.

Одним из дискуссионных вопросов, нерешенных в современном бродсковедении, является определение места Бродского в контексте современной культуры. Так, М. Эпштейн в своей обобщающей работе о природе8 рассматривает творчество таких поэтов второй половины XX века, как А. Кушнер, Б. Ахмадуллина, О. Чухонцев, Е. Евтушенко, обходя своим вниманием И. Бродского. Вероятно, это происходит потому, что создаваемые Бродским природные образы настолько индивидуальны, что стоят особняком на фоне поэзии его современников. Еще сложнее вписать поэта в «постмодернистский контекст». Так, в обобщающих пособиях, раскрывающих эту тему, творчество Бродского либо вообще не рассматривается, либо рассматривается в узких, не освещающих сущность его поэтики, рамках9. А. Ранчин не считает Бродского постмоденистом, В. Тюпа относит его поэтику к «неотрадиционной»10. На наш взгляд, рассмотрение образов стихий в поэзии Бродского также может способствовать решению данного вопроса. Так, представляется интересным

8 Эпштейн М. "Природа, мир, тайник вселенной." Система пейзажных образов в русской поэзии. М., Высшая школа, 1990. http://www.nvkz.kuzbass.net/dworecki/other/e/l/pp i pp.htm

9 Так, М. Липовецкий в своей книге творчество Бродского не рассматривает вообще (Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург 1997), Курицын и Скоропанова как бы заочно относят поэта к постмодернистам, уделяя ему всего несколько страниц (Курицын D. Русский литературный постмодернизм. М., 2001. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие. М., 1999).

10 Ранчин А. «На пиру Мнемозины». С. 12; Тюпа В. Нобелевская лекция Бродского как манифест неотрадиционализма//Иосиф Бродский: Стратегии чтения. М., 2005. С. 13-18. рассмотреть, какое значение в постмодернистскую эпоху, где наиболее часто изображается городской, абсурдный и враждебный к человеку пейзаж11, поэт обращается к образам воздуха и воды.

Терминологически определение «вводно-воздушной темы» в творчестве Бродского неоднозначно. Так, Е. Келебай называет воду у Бродского "субстанцией", А.Ранчин - "инвариантным образом". Разница в терминологии, на наш взгляд, как раз и определяется тем, что вода в творчестве Бродского обладает такой многоаспектностыо и глубинной соотнесенностью с мифологическими и архетипическими моделями, что назвать этот архетип образом или мотивом - значит существенно сузить его значение. Ввиду всего вышеизложенного мы останавливаемся на понятии "мифологема", под которым подразумеваем «реализацию архетипа в художественном тексте»12.

Так как мифологемы водной и воздушной стихии возникают в самых различных текстах Бродского, то исследователи до сих пор указывали лишь на какой-то определенный аспект, либо на связь с другими образами поэзии Бродского. Так, например, довольно подробно рассмотрена тема города на воде. Образу Венеции посвящена статья JI. Лосева, отдыху Бродского в Швейцарии, где он жил на борту корабля - статья Б. Янгфельдта,

13 привязанности Бродского к Голландии - статья А. Сольницева . С мифологемой воды связана, конечно, и тема Петербурга в творчестве поэта, которой в последнее время также уделяется большое внимание14. Между тем, в подобных исследованиях очевидно стремление к выявлению связи темы

11 См., например, статью: Фролов Г. А. Мир природы в литературе постмодернизма // Природа и человек в художественной литературе. Материалы Всероссийской научной конференции. Волгоград, 2001. С. 24-32. 1 Козицкая Е. А. "Архетип "вода" в творчестве А. А. Ахматовой //Ахматовские чтения. А. Ахматова, Н.

Гумилев и русская поэзия начала XX века: Сб. науч. тр. Тверь, 1995. (bttp://abursh.sytes.net/korona/sbornik/kozitckaia.htm#vozvratl3).

13 Янгфельдт Б. Комнаты И.Бродского//Звезда. 1997. №5. С. 225-229; Сольницев A. Lipstik, или ничья //Звезда. 2001. №5. С.208-215.

14 Kononen М. «Four Ways of Writing the City»: St. Petersburg-Leningrad as a Metaphor in the poetry of Joseph Brodsky. Helsinki, 2003; Сергеева О. В. "И географии примесь к времени есть судьба" (Петербург в творчестве Иосифа Бродского) // http://zhurnal.lib.rU/s/sergeewaow/jbrodsky.shtml

Венеции или Петербурга Бродского с предшествующей литературной традицией изображения этого города, а не с темой воды.

Что касается рассмотрения воды вне контекста с другими образами поэзии Бродского, то здесь на первый план выходит понимание воды как формы времени, что отмечается многими исследователями: А. Ранчиным, В. Полухиной, Е. Келебаем. Такое понимание основывается на лежащей на поверхности традиционной метафоре «вода-время», которую отмечал и сам Бродский: "Если можно себе представить время, то оно скорее всего и выглядит как вода"15. Е. Келебай развивает эту метафору на примере стихотворений "Новый Жюль Берн", "Колыбельная Трескового мыса", где речь идет о сгущенности воды, о ее особой функции в пространстве и о бесконечной способности поглощать. Близки к этому размышления Л.Лосева в статье о Венеции, где цитируется эссе "Fundamenta degli incurabili", в котором речь идет о способности воды впитывать отражения. Это свойство исследуется и С. Кузнецовым в связи с зеркальной символикой и образом рыбы. Попытку обобщить образы, связанные с водой, делает А. Ранчин в книге "На пиру Мнемозины". Повторяющиеся образы с кочующим из текста в текст значением он называет "поэтическими формулами". Среди таких образов-формул он называет корабль, моллюск, рыбу, море, волны, дождь, зеркало.

М. Лотман в своей статье заметил, что море для Бродского -платоновская универсалия. Исследователь называет создаваемое Бродским художественное пространство «поэтическим платонизмом», а само море «формообразующей субстанцией», отмечая его связь с темой свободы.

Мифологема воздуха в бродсковедении рассматривается еще реже. Необходимо упомянуть лишь многократно замеченный исследователями значимый для поэта образ птицы, особенно в связи со стихотворением «Осенний крик ястреба», а также исследование Я. Гординым «лирического эпоса» Бродского, в котором он видит лермонтовскую традицию

15 Волков С. Диалоги с Иосифом Броским. М., 2000. С. 206. панорамного взгляда»16. Образ воздуха-пустоты также анализируют Ю. Лотман и М. Лотман, а также И. Служевская17, между тем две традиции (воздух-стихия в лирическом эпосе и воздух-вакуум в позднем творчестве) воспринимаются изолированно.

Обобщить вышеназванные наблюдения и предложить целостную интерпретацию мифологем воды и воздуха у Бродского и призвана данная работа.

16 Гордин Я. Странник//Мир И. Бродского. Путеводитель. СПб., 2003, С. 233-249.

17 Лотман Ю., Лотман М. Между вещью и пустотой //Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. T.III. Таллинн, 1993. С. 294-307;

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Александрова, Анна Алексеевна

Выводы по конкретным образам, темам и мотивам, связанным с водой и воздухом, можно наблюдать в приведенных таблицах, мы же отметим общие итоги работы и коротко сформулируем главные наблюдения.

Нашли подтверждения наши представления о том, что образы воды и воздуха чрезвычайно важны для понимания принципов построения поэтической Вселенной Иосифа Бродского. Вода и воздух в творчестве Бродского -концептуально значимые образы, приобретающие ввиду своей фундаментальности характер мифологем. Оппозиции, сквозь призму которых переосмысляются и мутируют водные и воздушные темы и мотивы, (конечный человек - бесконечная вода, свобода воды - тирания духоты, поэтическая панорама бесконечности воздуха-ограниченное бытовое пространство, и т.п.) дают возможность по-новому увидеть и переосмыслить важные для поэта образы. Неожиданным для нас оказалось большое количество христианских мотивов в лирике Бродского, что позволяет внести вклад в спорный вопрос о религиозных воззрениях поэта в пользу христианской этики и образности. Христианскими являются мотивы боли и страдания, связанные с водными образами, мотивы духовного восхождения и преображения (панорамность взгляда сверху, мотив хождения по воде). Христианской является причудливо переосмысленная мифологема воздуха как вместилища душ (у Бродского -поэзии), а также сам вектор поэзии Бродского: целеустремленная направленность в поэтические сферы, следование своему пути, которое предполагает «мессианский комплекс», также происходит из евангельской предопределенности линии жизни Христа. Бродский реализовывает «мессианский комплекс» в своих представлениях о религиозной сущности

185 поэзии, которым нет аналога в русской поэтической традиции .

185 Пушкинский «Пророк» в этом смысле эпизодическое явления, в жизни Пушкин не следовал своему поэтическому кредо. При распространенности «мессианского комплекса» в России (см. Солженицына) он традиционно рассматривался прежде всего как личное участие художника в политической жизни, Бродский же поставил вопрос совершенно иначе: он предположил, что само звучание поэтического языка способствует жизненной гармонии. И чем более стерта при этом личность, чем она незаметнее, тем более язык способен воздействовать на читателя. Такая позиция напоминает религиозное представление о том, что человек лишь проводник Божественного творчества. (У Броского поэт - «инструмент языка»).

Еще более сложно дело обстоит с постмодернистскими принципами организации текста у Бродского. Обращение к природному в противоположность индустриальному пейзажу, ориентация на вечное, а не на сиюминутное, противоречит постмодернистскому хаосу и энтропии. Однако наряду с этим в позднем творчестве поэта присутствует изображение уже не природы, но «пейзажа с наводнением», как рамки, в которой заключен конечный, беспомощный человек. Природа - уже не живое созидающее начало, а «пейзаж», «погода». Постмодернистская ирония то и дело противоречит онтологическому пафосу поэта, переворачивает кажущиеся возвышенными строки, так что меру следования Бродским постмодернистской традиции определить оказывается весьма затруднительно. Однако не подлежит сомнению доминирующая онтологическая направленность мифологем воды и воздуха в его творчестве, которая определяет ключевой лирический сюжет его лирики: исчезновение человека из пейзажа, постепенное вознесение его в космические сферы. Утопая в океане времени и возносясь в воздух, лирический герой на протяжении всего творчества Бродского постепенно покидает землю, уходя «домой» - в поэтические строки («Литовский ноктюрн»), в поэтическое царство мертвых. Подобное «царство» становится аналогом христианскому раю, личной мифологемой поэта. И если вначале поэтического пути Бродский обращается к традиционным мифам о воде и воздухе (мотив журчащей воды (фонтан), мифологический мотив Океана - хаоса («Колыбельная Трескового мыса»), мотив границы, связанный с водой, воздух как царство душ, миф об Одиссее, и т.д.), то далее он причудливо переосмысляет эти мифы и культурные представления (капитан Немо превращается в утонувшего во времени, Одиссея не узнает невеста, вместо традиционного орла в «верхотуре» погибает ястреб, и т.д.). В позднем же творчестве Бродский уже продуцирует собственные мифы (миф о фонтане как заместителе «дыры» в пространстве, воздух как царство языка, и т.д.). Таким образом, подтверждается мысль Лотманов, высказанная в статье «Вещь и пустота». Однако мифы Бродского, внешне оригинальные, отталкиваются от традиции, а порой и сливаются с ней: море в «Тритоне» превращается в пушкинскую «свободную стихию», фонтан - в классический «фонтан памяти», воздух-царство языка повторяет традиционную христианскую мифологему рая. Птицы как неземные существа повторяют райских птах, а рыба воплощает мифологические представления об обитателях подводного царства. Причиной традиционности Бродского становится общая невозможность сегодняшней культуры создать новые, доселе неизвестные мифологические представления, поскольку миф есть устаревшая форма осмысления реальности. Однако современная культура активно переосмысляет различные мифологические традиции, контаминируя из них новую литературную, музыкальную, художественную реальность. Совмещение различных видов искусств (у Бродского - музыка, живопись, кино) рождает новые образы и новые образцы искусства.

Что касается Бродского, то его литературная реальность и реальность жизненная причудливо слились воедино в осуществлении поэтического желания («Пусть меня отпоет/хор воды и небес») упокоив поэта, любящего больше всего на свете смотреть на воду и облака, на итальянском острове Сан-Микеле.

Раннее творчество (до 1972) 70-е годы Позднее творчество

До 1967 Свобода -несвобода 1967- 1972 свобода -несвобода. Природное -рукотворное Конечности -бесконечности Ключева ОППОЗИЦ1

Река Море Океан, Рыба, Венеция, Петербург Вода «вообще», Фонтан Ключевь образы

Вода - символ творчества и любви. Вода - иной Вода-метафора свободы в несвободном Город на воде Поглощающий человека Хронос Бесконечная вода - конечный человек Централ] проблем: пласт бытия пространстве

- река как - мотив -венецианские - итальянский Ключевь романтическая фонтана как каналы фонтан как мотивы темная вода» фальшивого -миф об символ вечности

- море - атрибута амальгаме - связь воды и образ, империи - мотив рыбы рифмы, волны и связанный с - море как - формула стиха темой любви символ «невсплеска» - бесконечность

- фонтан - свободы океана воды, ее символ - мотив - мотив духоты, пространственная творчества сухости как жажды безграничность отсутствия - образы свободы деформированных водяных»

- христианские мотивы страдания и боли

Традиции Традиция Свойства воды: Свойства воды: Принциг.

Жуковского Пушкина, - серый цвет - бесцветность изображ< темная Маяковского -способность - бесформенность воды вода»)и (олицетворение поглощать - рябая

Пушкина моря) -способность поверхность свободная деформировать - вода состоит из стихия») водных волн обитателей -

-чрезмерная пространственная огромовизна» и безграничность сгущенность» творчество 208 творчество до 1972)

До 1967 1967- 1972 Природное - Конечности - Ключевая

Свобода - свобода - рукотворное бесконечности оппозиция несвобода несвобода. (живое-мертвое)

Небо, птицы, То же плюс Ястреб, воздух Космос, вакуум, Ключевые птичьи крики, появление города, ангел, птица, пустота образы

Ворона, полет образа пустоты вакуум, призрак

Воздух - иной Воздух - Воздух - «вещь Воздух - вакуум Центральные пласт бытия, пространство языка», и пустота, символ проблемы вместилище равнодушного пространство вечности душ, Бога Бога культуры

- птичье пение - воздух как - воздух Италии, - воздух как Ключевые как песни душ пустота, воздух культуры стратосфера, мотивы

- полет по молчащие - воздух как безликий и воздуху как небеса вакуум, статичный репетиция - птица как пространство космос смерти обитатель небытия - молчание небес,

- диалоги с империи - воздух как мотив

Богом - духота как отсутствие вместилище языка, рай неразличения небесного и экзистенциаль свободы алфавита земного, ная зависть к -полет как - мотив погоды птицам приобщение к как безликого

- свобода и вечности, смерть механистичного бесконечность в полете процесса неба - визуальное изображение романтическая воздуха как традиция картины воздушного простора

-мотивы звука

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Александрова, Анна Алексеевна, 2007 год

1. Бродский И. А. Поклониться тени: Эссе. СПб., 2001.

2. Бродский И. А. Сочинения: стихотворения. Эссе. 2-е изд. Екатеринбург: У-Фактория, 2003.

3. Европейские поэты возрождения. М., 1974.

4. Сочинения Иосифа Бродского: В 4 т. СПб., 1992-1995.

5. Сочинения Иосифа Бродского. В 7 т. СПб., 1997-2000.

6. Воспоминания и сборники интервью:

7. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 1998.v>

8. Генис А. Бродский в Нью-Йорке //Генис А. Том 2. Расследования. Беседы о новой словесности. Швы времени. Частный случай. Екатеринбург, 2003. С. 364-387.

9. Иосиф Бродский. Большая книга интервью. Второе, исправленное и дополненное издание/Сост. Полухина В. М., 2000.

10. Иосиф Бродский: труды и дни /Редакторы-составители Петр Вайль и Лев Лосев. М., 1998.

11. Полухина В. Иосиф Бродский глазами современников. Книга первая. СПб., 1997.

12. Полухина В. Иосиф Бродский глазами современников. Книга вторая (1996-2005). СПб., 2006.

13. Штерн Л. Ося, Иосиф, Joseph. М., 2001.

14. Научные монографии и статьи:

15. Aere perennius // Новый мир. 1997. №9. С. 193-203.

16. Азбукина А. Семантика образа птицы в поэзии Г. Державина. Г. Р. Державин в новом тысячелетии. Сбор, материалов докладов межд. науч. конф. /Сост. Пашкуров А. Н. Казань, 2003. С. 3-5. (http://www.ksu.ru/fil/kn6/index.php?sod= 12).

17. Айзенштейн Е. После вершины великого треугольника Иосифа Бродского //Звезда. 1997. №5. С.209-225.

18. Александрова А. Найди десять отличий: эпигоны И. Бродского//Литературная учеба, 2006, №1, С. 79-93.

19. Александрова А. Эволюция архетипа воды в творчестве И. Бродского на примере образа Моря (Океана) //Иосиф Бродский. Стратегии чтения. Материалы международной научной конференции 2-4 сентября 2004 года в Москве. М„ 2005. С. 238-252.

20. Амурский В. Тень маятника. Иосиф Бродский и Франция. Заметки. Свидетельства // http://www.drugieberega.corn/2005/5/brodsky

21. Ахапкин Д. Н. «Филологическая метафора» в поэзии Иосифа Бродского. Автореферат дисс.канд. фил. наук. СПб., 2002.

22. Ахапкин Д. «Филологическая метафора» в творчестве Иосифа Бродского // Русская филология. 9. Сб. науч. работ молодых филологов. Тарту, 1998. С. 228-238.

23. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. М., 1994.

24. Баткин Л. Вещь и пустота: заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского //Октябрь. 1996. №1. С.161-182.

25. Баткин JI. Тридцать третья буква. Заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского. М., 1997.

26. Башляр Г. Вода и грезы. М., 1998.

27. Башляр Г. Грезы о воздухе. Опыт о воображении движения. М., 1999.

28. Вельская Л. Части речи Иосифа Бродского //Русская речь. 1998. №1. С.21-27.

29. Бетеа Д. Мандельштам, Пастернак, Бродский: Иудаизм, Христианство и создание модернистской поэтики// Русская литература XX века: Исслед. амер. ученых. СПб., 1993. С. 362-399.

30. Брансон М. Полет над Москвой: Вид с воздуха и репрезентация пространства в "Мастере и Маргарите" Булгакова. Пер. с англ. Нестеров А. // Новое литературное обозрение, 2005. № 76. (http://magazines.russ.ru/nlo/2005/76/bra.htmn.

31. Букалов А. Италия Россия - Бродский, или последняя воля поэта //Новое время. 1996. №9. С.40-41.

32. Вайль П. Босфорское время (Стамбул Байрон, Стамбул - Бродский) //Иностранная литература. 1998. №2. С.233-245.

33. Ваншенкина Е. Острие: Пространство и время в лирике И. Бродского // Литературное обозрение. 1996. № 3. С. 35^1.

34. Венецианские тетради. Иосиф Бродский и другие. М.,2002.

35. Венцлова Т. Статьи о Бродском. М., 2005.

36. Власов В., Лукина Н. Авангардизм, модернизм, постмодернизм. СПб., 2005.

37. Вроон Р. Метафизика полета: «Осенний крик ястреба» Иосифа Бродского и его англоязычные источники // Шиповник: Историко-филологический сборник к 60-летию Романа Давидовича Тименчика. М., 2005. С. 48-64.

38. Гаспаров М. Л. «Поэма воздуха» Марины Цветаевой. Опыт интепретации // Гаспаров М. JT. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001. С. 150-175.

39. Гаспаров Б. Смерть в воздухе (к интерпретации «Стихов о неизвестном солдате» // Гаспаров Б. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века. М., 1994. С. 213-240.

40. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо Психо Логос. М., 1995.

41. Гачев Г. Национальные образы мира: Курс лекций. М., 1998.

42. Глазунова О. И. Иосиф Бродский. Американский дневник. О стихотворениях, написанных в эмиграции. СПб., 2005.

43. Глазунова О. Люди и боги. О стихотворении «Вертумн» Бродского. СПб., 2006.

44. Глобальное сообщество. Картография современного мира. М., 2002.

45. Голубков М. М. Русская литература XX века. После раскола. М., 2002.

46. Гордин Я. Перекличка во мраке. Иосиф Бродский и его собеседники. СПб, 2000.

47. Гордин Я. Странник: Поэтическая символика Иосифа Бродского// Мир Иосифа Бродского: Путеводитель. Сб. ст. СПб., 2003. С. 233-246.

48. Дегтярева Н. "Там, у устья Леты Невы." Анна Ахматова и Петербург // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество Крымский Ахматовский научный сборник. Выпуск 4. Симферополь. 2006. 128-136. (статья предоставлена автором).

49. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства. Истоки и современность. СПб.: Петрополис, 1999.

50. Долинин А. Воздушная могила: О некоторых подтекстах стихотворения Иосифа Бродского «Осенний крик ястреба» // Эткиндовские чтения II-III: сб. ст. по материалам Чтений памяти Е. Г. Эткинда. СПб., 2006. С. 276-292.

51. Доманский В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте. Литературный текст. Проблемы и методы исследования. Приложение. Тверь, 2001.

52. Житенев А. Онтологическая поэтика и художественная рефлексия в лирике И. Бродского: Автореф. дис. канд. филол. наук Воронеж, 2004.

53. Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994.

54. Жолковский А. Бродский и инфинитивное письмо: Материалы к теме // Новое литературное обозрение. М., 2000. № 45. С. 187-198.

55. Зайцев В. А. Иосиф Бродский и русские поэты XX века // Филологические науки. 1996. №5. С.3-14.

56. Зайцев В. А. Русская поэзия XX века. 1940 1990-е годы. Учебное пособие. М., 2001.

57. Зубова Л. Стихотворение Бродского «Одиссей Телемаку// Старое литературное обозрение. 2001. № 2. С. 64-74.

58. Иванов Вяч. Вс. О Джоне Донне и Иосифе Бродском // Иностранная литература. 1988. № 9. С. 176-179.

59. Иванов Вяч. Вс. Бродский и метафизическая поэзия // Звезда. СПб., 1997. № 1.С. 194-199.

60. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

61. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. Учебное пособие для филологических факультетов университетов /Отв. ред. Кормилов. М., 1998.

62. Иосиф Бродский. Библиография/Составители А. Г. Степанов, Д. Н. Ахапкин//Иосиф Бродский. Стратегии чтения. Материалы международной научной конференции 2-4 сентября 2004 года в Москве. М., 2005. С. 482-521.

63. Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций. СПб., 1998.

64. Иосиф Бродский: Стратегии чтения. Материалы международной научной конференции 2-4 сентября 2004 года в Москве. М., 2005.

65. Иосиф Бродский и мир: Метафизика. Античность. Современность. СПб., 2000.

66. Ичин К. Бродский и Овидий // Литература «третьей волны». Самара, 1997. С. 176-188 (http://netrover.narod.rU/lit3wave/4 4.htm#6).

67. Как работает стихотворение Бродского. Из исследований славистов на Западе. М., 2002.

68. Калашников С. Б. К мифологеме птицы в лирике И. Бродского: «Осенний крик ястреба» и русская поэтическая традиция // Природа и человек в русской литературе: Материалы Всерос. науч. конф. Волгоград, 2000. С. 111-119.

69. Капица С. П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.

70. Карабчиевский Ю. А. Воскресение Маяковского. М., 1990.

71. Келебай Е. Поэт в доме ребенка. (Полегомены к философии творчества Иосифа Бродского). М., 2000.

72. Князева Е. Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. СПб., 2002.

73. Ковалева И. «Греки» у Бродского: От Симонида до Кавафиса// Иосиф Бродский и мир: Метафизика. Античность. Современность. СПб., 2000. С. 139-150.

74. Ковалева И. «Памятник» Бродского (о пьесе «Мрамор»)// Мир Иосифа Бродского: Путеводитель. Сб. ст. СПб., 2003. С. 207-216.

75. Ковалева И. Античность в поэтике Иосифа Бродского // Мир Иосифа Бродского: Путеводитель. Сб. ст. СПб., 2003. С. 170-206.

76. Козицкая Е. А. "Архетип "вода" в творчестве А. А. Ахматовой //Ахматовские чтения. А. Ахматова, Н. Гумилев и русская поэзия начала XXвека: Сб. науч. тр.Тверь, 1995.http://abursh.svtes.net/korona/sbornik/kozitckaia.htm#vozvratl3).

77. Козлов В. Непереводимые годы Бродского. Две страны и два языка в поэзии и прозе И. Бродского 1972-1977 годов // Вопросы литературы. 2005. № 3 (http://magazines.russ.ru/voplit/2005/3/kol0.html).

78. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

79. Колкер Ю. Несколько наблюдений (О стихах Иосифа Бродского) // Грани. 1991. No. 162. С. 93-152.

80. Кормилов С.И. Нерешенные проблемы современного литературоведения// Вестн. Моск. ун-та. Сер.9. Филология. 2001. № 6. С. 2135.

81. Корчинский А. Поэтология И.А. Бродского в контексте "Позднего модернизма": Стихотворения к. 1960-х н. 1980-х гг.: Автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01 РГГУ, М., 2004.

82. Костин А. Бродский и ангелы языка //Доклад на конференции «Иосиф Бродский: Стратегии чтения». РГГУ, 2004 (неопубл.).

83. Кравченко О. Слово и мир (Над строками «Двадцати сонетов к Марии Стюарт» Бродского) //Вопросы литературы. 1999. № 4 (http://magazines.russ.rU/voplit/1999/4/kravch.html).

84. Крепе М. О поэзии Иосифа Бродского. Ann Arbor: Ardis Publishers, 1984.

85. Кудимова M. Столько большой воды. Аквапоэтика: Иосиф Бродский, Александр Пушкин, Илья Тюрин// Кудимова М. Погружение. Илья Тюрин. М., 2003.

86. Кузнецов С. Распадающаяся амальгама // Вопросы литературы. 1997. №3. С.24-49.

87. Куллэ В. Иосиф Бродский: новая одиссея //http://www.liter.net/=/Kulle/odissey.htm

88. Куллэ В. Иосиф Бродский: парадоксы восприятия: (Бродский в критике З.Бар-СеллыУ/Structure and Tradition in Russian Society / Eds.

89. J.Andrew, V.Polukhina, R.Reid. Slavica Helsingiensia. Helsinki, 1994. Vol. 14. p. 64-82 //http://www.liter.net/=/Kulle/paradoxy.htm

90. Куллэ В. Иосиф Бродский: Путешествие из Петербурга в Венецию // Параллели. 2002. №1 //http://magazines.russ.ru/novyimi/redkol/kulle/dop/article/venec.htrnl).

91. Куллэ В. Поэтическая эволюция Иосифа Бродского в России (19581972): Дисс. на соиск. степ. канд. филол. наук. М.: Лит. институт, 1996. (http://www.liter.net/=/Kulle/evolution.htm)

92. Куллэ В. Путеводитель по переименованной поэзии: Заметки о прозе Иосифа Бродского//Мир Иосифа Бродского: Путеводитель. Сб. ст. СПб., 2003. С. 55-87.

93. Курганов Е. Бродский и Баратынский // Звезда. 1997. №1. С.200-210.

94. Курганов Е. Бродский и искусство элегии// Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций. СПб., 1998. С. 166— 185.

95. Курицын В. Иосиф Бродский: заметки литературного человека // Октябрь. 1997. №6. С.181-184.

96. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2001.

97. Кушнер А. О Бродском // в кн. Кушнер А. Аполлон в снегу. Л., 1991. С.392- 396.

98. Кравченко О. Слово и мир: над строками «Двадцати сонетов к Марии Стюарт» Бродского//Вопросы литературы. 1999. №4.С.З-16.

99. Крепе М. О поэзии И. Бродского. Ann Arbor, 1984 (http://lib.ru/BRODSKIJ/kreps.txt).

100. Лакербай Д. Поэзия Иосифа Бродского конца 1950-х годов: между концептом и словом // Вопросы онтологической поэтики. Потаенная литература. Исследования и материалы. Иваново, 1998. (http://ivanovo.ac.ru/winl251/az/lit/coll/ontologl/18laker.htm)

101. Левинг Ю. Латентный Эрос и небесный Сталин: о двух антологиях советской "авиационной" поэзии // Новое литературное обозрение, 2005, № 76 (http://magazines.russ.ru/nlo/2005/76/le 12.html).

102. Левинг Ю. Символика аэроплана: прорыв в другое измерение // Левинг Ю. Вокзал — Гараж — Ангар. В. Набоков и поэтика русского урбанизма. СПб., 2004. С. 288-373.

103. Лекманов О. А., Сергеева-Клятис А. Ю. «Рождественские стихи» Иосифа Бродского. Тверь, 2002.

104. Липовецкий М. Критерий пустоты // Урал. 2001. № 7 (http://rriagazines.russ.ru/ural/2001 /7/1 ipov.html).

105. Липовецкий М. ПМС (постмодернизм сегодня) // Знамя. 2002. № 5. (http://magazines.russ.rU/znarnia/2002/5/lipov.html).

106. Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург 1997.

107. Лосев Л. В. Иосиф Бродский. Опыт литературной биографии. М., 2006.

108. Лосев Л. Примечания с примечаниями //Новое литературное обозрение. 2000. № 45 (http://magazines.russ.ru/nlo/2000/45/losev.html).

109. Лосев Л. Реальность Зазеркалья: Венеция И.Бродского // Иностранная литература. 1996. №5. С.224-237.

110. Лотман Ю., Лотман М. Между вещью и пустотой// Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. T.III. Таллинн, 1993. С. 294-307.

111. Лотман М. С видом на море: Балтийская тема в поэзии И. Бродского // Таллинн, 1990. № 2. С. 113-117.

112. Лотман Ю. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи, исследования, заметки. СПб., 2004.

113. Лурье С. Правда отчаянья //Нева. 1996. №3. С.186-192.

114. Люсый А. Ангел утешенья. О чем беседуют фонтаны Бахчисарая? //Октябрь. 1997. №6. С. 171-174.

115. Максимов Д. Е. Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока// Блоковский сб. И: Труды Второй науч. конф., посвящ. изучению жизни и творчества А. А. Блока. Тарту, 1972. С. 25-121.

116. Меднис Н. Венеция в русской литературе. Новосибирск, 1999.

117. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

118. Менцей М. Славянские народные верования о воде как границе между миром живых и миром мертвых // http://www.voloshba.nm.ru/tradition/pogrebvoda.htm

119. Минц 3. Г. Поэтика русского символизма. СПб., 2004.

120. Мир Иосифа Бродского: Путеводитель. Сб. ст. СПб., 2003.

121. Мифологический словарь //под ред. Мелетинского Е. М., 1995.

122. Нестеров А. Джон Донн и формирование поэтики Бродского: за пределами «Большой элегии»// Иосиф Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. СПб: изд-во журнала «Звезда», 2000. С. 151 -171.

123. Никитина О. Образы птиц в рок-поэзии Б. Гребенщикова // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сборник научных трудов. Сборник научных трудов Выпуск 1. Тверь, 1998. С. 113-124 (http://dll.botik.ru/az/lit/coll/rockl/10 niki.htm).

124. Новиков А. Поэтология Иосифа Бродского. М., 2001.

125. От мифа к литературе: Сб. в честь 75-летия Е. М. Мелетинского // Сост. Неклюдов С. Ю., Новик Е. С. М., 1993.

126. Панн J1. Альтранатива Иосифа Бродского // Иосиф Бродский и мир: Метафизика. Античность. Современность. СПб., 2000. С. 54-64.

127. Панн Л. Альтранативная реальность // Октябрь. 1997. №1. С.169

128. Парамонов Б. Флотоводец Бродский: певец империи в стране зубных врачей //Звезда. 1995. №5. С.133-140.

129. Панова Л. Г. «Мир», «пространство», «время» в поэзии О. Мандельштама. М., 2003.

130. Патера Т. Заметки о лексике И. Бродского и А.Ахматовой //Поэтика И. Бродского. Сборник научных трудов. Тверь, 2003. С. 164-181.

131. Петрушанская Е. М. Музыкальный мир И. Бродского. СПб., 2004.

132. Плеханова И. И. Преображение трагического: Метафизическая мистерия Иосифа Бродского : Дис. д-ра филол. наук. Иркутстк, 2001.

133. Плеханова И. Формула превращения бесконечности в метафизике И. Бродского // Иосиф Бродский и мир: Метафизика. Античность. Современность. СПб., 2000. С. 36-53.

134. Полухина В. Английский Бродский // Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций. СПб., 1998. С. 49-59.

135. Полухина В. Миф поэта и поэт мифа//Литературное обозрение. 1996. №3. С.42

136. Полухина В. Поэтический автопортрет Бродского// Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций. СПб., 1998. С. 145-153.

137. Полухина В., Пярли Ю. Словарь тропов Бродского (На материале сборника «Часть речи»), Тарту, 1995.

138. Поэтика Иосифа Бродского. Сборник научных трудов. Тверь, 2003.

139. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

140. Разумовская А. Г. Иосиф Бродский: метафизика сада. Псков, 2005.

141. Разумовская А.Г. Пушкин Ахматова - Бродский: взгляд на поэзию //в кн. Материалы международной пушкинской конференции. Псков. 1996. С. 135- 137.

142. Разумовская А. Г. Сотворение «фонтанного мифа» в творчестве Бродского// Поэтика Иосифа Бродского. Сборник научных трудов, Тверь, 2003. С. 140-156.

143. Ранчин А. М. «На пиру Мнемозины»: Интертексты Бродского. М., 2001.

144. Ранчин А. М. <Рец. на кн.: >Венцлова Т. Статьи о Бродском. М., 2005 //Новое литературное обозрение. 2005. №76 (6) (http://rnagazines.russ.ru/nlo/2005/76/kn33.htrnl).

145. Ранчин А. М. <Рец. на кн.: > Келебай Е. Поэт в доме ребенка. Пролегомены к философии творчества Иосифа Бродского //Новое литературное обозрение, № 49. С. 492-495.

146. Ранчин А. М. <Рец. на кн.: >Полухина В. Иосиф Бродский глазами современников. Книга вторая (1996-2005). СПб., 2006 //Критическая масса, 2006. № 2 (http://magazines.russ.rU/km/2006/2/ra27.html).

147. Ранчин А. Философская традиция в поэзии И. Бродского //Литературное обозрение. 1993. №3-4. С.3-13.

148. Ранчин А. «Человек есть испытатель боли.». Религиозно -философские мотивы поэзии И.Бродского и экзистенционализм //Октябрь. 1997. №1.С.154-168.

149. Расторгуев А. Интуиция абсолюта в поэзии И.Бродского //Звезда. 1993. №1. С.173-183.

150. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М., 2003.

151. Семенов В. Иосиф Бродский в северной ссылке. Попытка автобиографизма. Дисс. канд. филол. наук. Тарту, 2004// www.mthenia.ru/document/533954.html

152. Сергеева Е. Античная лексика в поэзии И. Бродского //Русская речь. 1998. №2. С.35-41.

153. Скворцов А. Э. Мифопоэтическая основа стихотворения И. А. Бродского «Осенний крик ястреба» // Русская и сопоставительная филология: взгляд молодых. Казань, 2003. С. 185-192.

154. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие. М., 1999.

155. Скороспелова Е. Б. Русская проза XX века. От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003.

156. Славянский И. Из страны рабства в пустыню //Новый мир. 1993. №12. С.236-243.

157. Служевская И. Иосиф Бродский. От христианского текста к метафизике изгнания//3везда. 2001. №5. С. 198-207.

158. Служевская И. О стихотворении Бродского "Разговор с небожителем"// http://vavilon.ru/textonly/issuelO/sluzhevskava.html

159. Служевская И. Поздний Бродский: Путешествие в кругу идей// Иосиф Бродский и мир: Метафизика. Античность. Современность. СПб., 2000. С. 9-35

160. Словарь мифов народов мира. М., 1996.

161. Смирнов И. Урна для табачного пепла //Звезда. 1997. №1. С. 145147.

162. Соколов К. Стихотворение И.Бродского «Осенний крик ястреба»: Традиция темы, жанра, образов // Поэтический текст и текст культуры. Владимир, 2000. С. 224-236.

163. Соколов К. Толкование сновидения: о цитатной природе одного эротического образа в «Письме Горацию» Иосифа Бродского // http:// vfnglu .wladimir.ru/Ru s/NetMag/v4/v4ar 12.htm

164. Солженицын А. Иосиф Бродский — избранные стихи // Новый мир. 1999. № 12. С. 180-193.

165. Сольницев A. Lipstik, или ничья //Звезда. 2001. №5. С.208-215.

166. Сонькин В. О Бродском, вОронах и BopOHax//http://old.russ.ru/krug/razbor/19990827 sonkin-pr.html

167. Ставицкий А. Вещь как миф в текстах И.Бродского// Иосиф Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. СПб., 2000. С. 65-72.

168. Степанов А. Введение в орнитологию духа. Диспут о непостижимости образа птицы // http://exlibris.ng.ru/fakty/2005-08-04/2duh.html

169. Тарановский К. Очерки о поэзии Мандельштама //Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000. С. 13-208.

170. Тименчик Р.Д. Анна Ахматова в 1960-е годы. М.; Toronto, 2005.(Toronto Slavic Library. Volume 2).

171. Тлостанова M. В. Постсоветсткая литература и эстетика транскультурации. Жить никогда, писать ниоткуда. М., 2004.

172. Топоров В. Н. О «поэтическом» комплексе моря и его психофизиологических основах//Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. Избранное. М., 1995.

173. Тюпа В.И. Постсимволизм. Теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара, 1998.

174. Тюпа В. И. Художественный дискурс. Введение в теорию литературы. Тверь, 2002.

175. Тючкалова Л. Фигуры Танатоса в русской лирике XX века // Тезисы, доклады и аудиозаписи круглых столов международного конгресса «Русская словесность в мировом культурном контексте». http://www.dostoevsky-fund.ru/sites/krs/doc text.htm

176. Уфлянд В. Традиция и новаторство в поэзии Бродского: доклад для симпозиума университета штата Оригон //Звезда. 1997. №1. С. 155-157.

177. Фараджев К. Жертвенный космос и Вифлеемская звезда: Время и вечность у Бродского и его рождественский цикл // Русская мысль. Париж, N 4319, 25 мая 2000г. http://www.countries.ru/librarv/twentv/brodskv/faradiev.htm

178. Фокин А. «Голос» Иосифа Бродского: опыт интепретации // http://krishnahouse.narod.ru/golos.html

179. Фоменко И. В. Три статьи о поэтике: Пушкин, Тютчев, Бродский. Литературный текст: проблемы и методы исследования; Приложение). Тверь, 2002.

180. Фрумкин К. Пространство-время-смерть: Метафизика Иосифа Бродского // http://www.countries.ru/librarv/twentv/brodskv/frumkin.htm

181. Хаимова В. Поэтика пространства и времени в лирической поэме Маяковского и Цветаевой // http://gosha-p.narod.ru/Articles/Khaimova.htm# ednrefl

182. Ханзен-Леве А. Рузский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика. СПб.,2003.

183. Чжи Ен Ли. «Конец прекрасной эпохи». Творчество И. Бродского. Традиции модернизма и постмодернистская перспектива. СПб., 2004.

184. Чевтаев А. Нарратив как реализация концепции времени в поздней лирике И. Бродского // «Чернеть на белом, покуда белое есть.» Антиномии Иосифа Бродского: Сборник статей. Томск, 2006. (http.V/goncharov-sa.narod.ru/chevtaev.doc).

185. Шайтанов И. Уравнение с двумя неизвестными: (Поэты-метафизики Джон Донн и Иосиф Бродский) // Вопросы литературы. 1998. № 6. С. 3-39.

186. Энциклопедический словарь символов. М., 2003.

187. Эпштейн М. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.,2004.

188. Эпштейн М. "Природа, мир, тайник вселенной." Система пейзажных образов в русской поэзии. М., Высшая школа, 1990. http://www.nvkz.kuzbass.net/dworecki/other/e/l/pp i pp.htm

189. Югова Е. С. Концепт слова "дыхание" в идиолекте О.Э. Мандельштама // http://www.rusnauka.com/filology.htm

190. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

191. Янгфельдт Б. Комнаты И.Бродского//Звезда. 1997. №5. С. 225-229.

192. Bethea D. Joseph Brodsky and the Creation of Exile. Princeton, New Jersey, 1994.

193. Polukhina V. Joseph Brodsky: A Poet for Our Time. Cambridge (Mass.): Cambridge University Press, 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.