Мифологическое в структуре этнического сознания коренных народов о. Сахалин тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Меняшев, Андрей Евгеньевич

  • Меняшев, Андрей Евгеньевич
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2005, ХабаровскХабаровск
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 205
Меняшев, Андрей Евгеньевич. Мифологическое в структуре этнического сознания коренных народов о. Сахалин: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Хабаровск. 2005. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Меняшев, Андрей Евгеньевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СОЗНАНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.

1.1. Проблема сознания и ее исследование.

1.2. Этническое сознание.

1.3. Мифологическое сознание.

1.4. Мифологическое в структуре сознания персистентных этносов.

ГЛАВА П. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКОГО В СТРУКТУРЕ ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.

2.1. Методология, организация и методы исследования мифологического в структуре этнического сознания персистентных этносов.

2.2. Этнические особенности личностных конструктов нивхов и русских».

2.3. Динамические смысловые системы и их особенности как показатель содержания этнического сознания.

2.4. Анализ продуктов деятельности (национального декоративно-прикладного творчества) как метод исследования мифологического в структуре сознания.

2.5. Обсуждение результатов исследования мифологического в структуре этнического сознания коренных народов о. Сахалин.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мифологическое в структуре этнического сознания коренных народов о. Сахалин»

Актуальность исследования разработанность проблемы. Понятие мифологическое» отражает сущность мифологического сознания. Начиная с конца XIX века и до нашего времени теория мифа разрабатывается в рамках многих гуманитарных наук, в том числе, и в психологии (М. Лацарус и

X. Штейнталь, 1860; К.Г. Юнг, 1912; К. Абрагам, 1912; В. Вундт, 1920;

Г.Г. Шпет, 1921; 3. Фрейд, 1923; Ф.Т. Михайлов, Г.И. Царегородцев, 1961;

Л. Леви-Брюль, 1930; А.Ф.Лосев, 1930; К. Леви-Строс, 1970).

Исследователей интересовала проблема, касающаяся сущности мифа как психологической природы мифологического сознания так и его возникновения. Люди, являющиеся носителями мифологического сознания, а это в основном персистентные этносы, видят мир иначе, чем европейцы, чем и определяется способ отношения к миру носителей мифологического сознания. Проблема мифологического сознания в основном рассматривалась в рамках таких наук как философия, социология, лингвистика. В психологии теория мифа активно начинает разрабатываться в конце XIX начале XX века.

Имеется достаточный материал, позволяющий обозначить актуальность проблемы мифологического сознания как проблемы особого мироотношения и способа познания действительности (В. Вундт, 1920; Г. Шпет, 1921;

А.Ф. Лосев, 1930; С.Л. Рубинштейн, 1940, А.Б. Островский, 1999). Проблема особого отношения к миру у коренных народов о. Сахалин в последнее время i разрабатывалась в основном в этнографии (П.Я. Гонтмахер, 1974; А.Г. Филимонов, 2002). Богатый этнографический материал о культуре нивхов, в частности, об их мифологии, требует эмпирического подтверждения, интерпретации со стороны этнопсихологии, что обусловлено пониманием способов взаимодействия коренных народов о. Сахалин с природной и социальной средой.

Под мифологическим мы понимаем степень приближения к гармонизации личности, основанную на чувственно-аффективном способе ее развертывания с помощью первичной реакции сознания на бытие или элементарной интуиции. Это определение становится еще лаконичнее после обозначения в нем самого понятия «миф»: степень приближения к мифологической заданности, динамический момент мифологического сознания (А.Ф. Лосев, 1930). Мифологическое сознание ориентировано на чувственно-аффективный способ познания действительности (В. Вундт, 1920). Под сознанием понимается процесс смены отношений человека к познаваемому миру, выделяются качественно различные ступени в развитии сознания. (C.J1. Рубинштейн, 1940; А.Н. Леонтьев 1973; Д.А. Леонтьев, 1985). Вместе с тем в характеристике этих ступеней нет противопоставления примитивного мышления современному, как это имеет место в отдельных концепциях (Л. Леви-Брюль, 1930). Для нас здесь заключена важная мысль о том, что примитивное мышление, то есть мифологическое сознание, не является чем-то низшим по отношению к мышлению современного человека и различные формы сознания не следует рассматривать в системе иерархии, подчиняя одну форму другой. Формы сознания: мифологическое, религиозное, научно-философское существуют параллельно во времени. Формирование и развитие сознания у человека неразрывно связано с началом общественно-трудовой деятельности и развитием языка (С.Л. Рубинштейн, 1940; А.Н. Леонтьев, 1973, 1973, 1975).

Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость обусловили выбор темы нашего исследования: «Мифологическое в структуре этнического сознания коренных народов о. Сахалин». Исследование проводится на примере персистентных этносов, каким является нивхский этнос. В диссертационном исследовании была предпринята попытка сравнения персистентного этноса (нивхов) с динамическим (русским). Гипотеза исследования.

1. В структуре этнического сознания персистентных этносов (коренные народы о. Сахалин - нивхи) мифологическое остается значимым компонентом сознания, смысловой единицей которого является образ, а не значение-понятие.

2. Мифологическое сознание предполагает особое отражение реальности на уровне смыслов, что может быть выявлено при исследовании смысловой сферы.

Объект исследования: структура этнического сознания.

Предмет исследования: мифологическое в структуре сознания персистентного этноса.

Цель исследования: выявить в структуре этнического сознания коренных народов о. Сахалин элементы мифологического сознания и на этой основе определить специфику их взаимодействия с окружающим миром.

Задачи

1. Провести критический анализ психологических теорий мифа и определить особенности мифологического сознания;

2. Исследовать место и особенности мифологического в структуре этнического сознания коренных народов о. Сахалин.

3. Выявить этнические особенности личностных конструктов нивхов и русских

4. Описать особенности динамических смысловых систем как показатель содержания этнического сознания

5. Разработать и апробировать метод исследования мифологического в структуре сознания через анализ продуктов деятельности (национального декоративно-прикладного творчества).

Методологической основой исследования являются — теория мифа (А.Ф. Лосев, К. Леви-Строс), концепции сознания (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева), принципы деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, психосемантический подход (Д.А. Леонтьев, Дж. Келли).

В соответствии с гипотезами и задачами исследования были выбраны следующие методы исследования:

- Методика предельных смыслов (МПС), разработанная Д.А. Леонтьевым;

- Психологический анализ продуктов деятельности на основе методологии диагностики мифологического: изделия из меха, бисера, дерева, национальный орнамент.

- Ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98» В.М. Воробьева, H.JL Коноваловой.

Набор методов математической статистики, использованный для обработки фактического материала, определялся целью исследования, содержанием конкретных задач, характером собранных данных.

Достоверность и надежность результатов. Соответствие эмпирических результатов общепринятым научным критериям валидности и надежности достигалось использованием апробированных методик, а также путем привлечения достаточно максимальных выборок испытуемых.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что:

- Впервые исследованы особенности мифологического сознания и показано, что мифологическое сознание качественно отличается от религиозного и научного сознания.

- Выявлена роль мифологического в структуре сознания коренных народов о. Сахалин, что проявляется в способах взаимодействия с природной и социальной средой.

- Описаны особенности этнического сознания персистентных этносов.

- Показана специфика структуры этнического сознания, в частности, проявление в нем мифологического.

- Внесен определенный вклад в развитие общей теории сознания.

- Показаны диагностические возможности психологического анализа продуктов деятельности (декоративно-прикладного творчества). Практическая значимость

Результаты исследования были использованы в процессе разработки грантового проекта «Исследование трансформации системы ценностей у представителей малочисленных народов Севера в связи с социально-экономическими изменениями на территории их традиционного природопользования», 2002 (грантовый проект по договору N° 01-21 от 1 декабря 2002 г. между СО МАНПО и администрацией Сахалинской области).

Полученные результаты могут быть использованы при составлении социальных проектов, направленных на сохранение и развитие нивхского этноса.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мифологическое сознание не только является реально существующим и таким же адекватным реальности как обыденное, религиозное, научное и философское, но и имеет ряд сущностных психологических отличительных характеристик, которые реализуются в системе «человек - природа».

2. Персистентные этносы, пребывающие в состоянии этноландшафтного равновесия, к которым относятся представители коренных народов о. Сахалин, в большей степени являются носителями мифологического сознания, чем европейские динамические этносы.

3. Национальное декоративно-прикладное искусство нивхского этноса отражает тенденции развития и состояния этнического сознания:

4. Мифологическое сознание обуславливает особое отношение его носителей к миру.

Апробация основных положений, выводов и конкретных материалов исследования осуществлялась путем их непосредственного включения в учебный процесс самим диссертантом; в учебной работе со студентами отделения физико-математического отделения Института естественных наук СахГУ; в докладе на научно-теоретической конференции «Смысловое пространство текста», Петропавловск-Камчатский, 2002; IV межвузовской научно-практической конференции «Философские чтения», Южно-Сахалинск, 2003; научно-практической конференции «Психологические проблемы бытия человека в современном обществе. Психологическое обеспечение различных сфер деятельности человека», Магнитогорск, 2003. Теоретические и практические выводы рассматриваемой проблемы освещались в специальном лекционно-практическом курсе «Методология и методы исследования сознания», практических занятиях, апробировались при выполнении студентами курсовых работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, включает 4 таблицы, 4 рисунка, 49 приложений. В работе представлено 45 фотографий. Основное содержание изложено на 159 страницах. Список литературы содержит 178 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Меняшев, Андрей Евгеньевич

Выводы

1. Выявлено, что мифологическое сознание обладает рядом психологических особенностей:

- некритическое, чистое, наивное восприятие действительности;

- чувственно-аффективное восприятие как способ осознания без включения рациональных приемов осознания;

- цельная, гармоничная и непротиворечивая картина мира его носителей; мифологическое сознание несет в себе архетипические образы, которые зафиксированы в национальном декоративно-прикладном творчестве;

- механизм познания основан на первичной реакции сознания на бытие;

- механизм познания основан интуитивной, первичной реакции сознания на бытие.

2. Дня динамических смысловых систем нивхского в отличие от русского этноса характерны:

- низкие структурные показатели;

- нивхи больше чем русские ориентированы на окружающих их людей (предки, собственные дети, члены родовой общины) чем на самих себя (преобладание категорий децентрации), что, на наш взгляд, является стремлением к сохранению собственного этноса;

- для нивхов характерно большее количество рефлексивных категорий по сравнению с интеллектуально-рефлексивными в группе русских, способ познания у нивхов имеет чувственно-аффективную основу;

- для нивхов в большей степени характерны стабилизационные категории в отличие от русских, у которых преобладают эволюционные категории, что позволяет говорить о том, что для нивхов характерна тенденция поддержания экологического баланса между этносом и окружающей средой.

3. Анализ системы личностных конструктов нивхов позволяет говорить о том, что:

- группа конструктов, наиболее осознаваемых, отражает наиболее осознаваемые личностные качества, свидетельствующие о том, что для нивхов характерно четкое осознание себя как этноса с присущим только ему психологическим складом, что позволяет говорить об устойчивости этноса;

- группа личностных конструктов, отражающая менее осознаваемые в себе качества, говорит о внутренней работе, которая направлена на собственное изменение нивхского этноса, что позволяет сделать вывод о подвижности и прогрессивном развитии нивхского этноса;

- третья группа конструктов, которая не осознается, отражает ту противоречивую ситуацию, в которой находится нивхский этнос: в настоящее время - это одновременное пребывание в двух формах или состояниях сознания - мифологическом и научно-философском.

Таким образом, можно говорить, что в настоящее время происходит с одной стороны утрата национальных психологических черт, с другой -принятие и формирование новых психологических качеств, которые отражены в конструктах второй группы.

4. В национальном декоративно-прикладном искусстве: религиозно-бытовой скульптуре и орнаментальном творчестве нивхского этноса - отражены следующие тенденции развития и состояния этнического сознания:

- фиксация внешней стороны культуры нивхов в виде верований (ритуалы, таинства, обереги, амулеты);

- отражение в орнаментальном творчестве глубинных архетипических образов, которые дают общее представление о происхождении и истории этноса, или даже отдельных его родов;

- в настоящее время наблюдается процесс искажения, упрощения и нивелирования орнаментальной культуры и декоративно-прикладного искусства в целом, что является следствием процесса демифологизации этнического сознания и разрушением культуры нивхов в целом.

5. В развитии мифологического в этническом сознании нивхов можно фиксировать две противоположные тенденции. Первая тенденция, так называемая стабилизационная, направлена на адаптацию этноса к меняющимся природным и социальным условиям. Вторая тенденция может быть названа процессом демифологизации. Это постепенная утрата мифологического за счет формирования научно-философских представлений о мире.

Заключение

В настоящей работе была предпринята попытка изучения мифологического в структуре этнического сознания коренных народов о. Сахалин. Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что в структуре этнического сознания коренных народов о. Сахалин нивхов, ульта, эвенков и др. остается значимым компонентом мифологическое или элементы мифологического сознания, смысловой единицей которого является образ, а не значение-понятие; мифологическое сознание обладает рядом отличительных психологических черт; мифологическое сознание предполагает особое отношение его носителя к миру. В качестве сохранения национальной культуры и предотвращения процесса демифологизации этнического сознания коренных народов О. Сахалин можно обозначить следующие пути решения обозначенной проблемы:

- восстановление национальной циклической системы экономического хозяйствования с направлением на приспособление хозяйства к окружающей среде;

- популяризация и организация преподавания национального языка среди коренных народов о. Сахалин;

- введение поликультурного обучения и воспитания с билингвальной системой образования (обучение и воспитание ведется на двух языках одновременно, например на нивхском и русском, с максимальным использованием информации обо всех сферах национальной культуры: истории, экономики, литературы и фольклора, декоративно-прикладного творчества, физического воспитания) как одного из способов сохранения культуры. Принципы поликультурного образования могут быть также воплощены не только в национальных школах, но и в системе СУЗов и ВУЗов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Меняшев, Андрей Евгеньевич, 2005 год

1. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности: (Проблемыметодологии, теории и исследования личности). Текст. / К.А. Абульханова М.: 1999. - 216 с.

2. Арлычев, А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание Текст. / А.Н. Арлычев. СПб.: Наука, 1992. - 146 с.

3. Багдасарова, А.Б. Этническое сознание и самосознание: сущность, структура. Автореф. дис. канд. психол. наук Текст. / П.Я. Гонтмахер -Уфа: Б.и., 1974. 22 с.

4. Базылевич, Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности.

5. Ф Текст. / Т.Ф. Базылевич. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. - 247 с.

6. Балин, В.Д. Психическое отражение: Элементы теоретической психологии. Текст. / В.Д. Балин. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. -371 с.

7. Бекешкина, И.Э. Структура личности. Текст. / И.Э. Бекешкина. -Киев: Наук, думка, 1986. 127 с.

8. Березницкий, С.В. Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов амуро-сахалинского региона. Текст. / С.В. Березницкий; Ред. Гонтмахер П.Я.; РАН. ДВО. Ин-т истории,археологии и этнографии народов ДВ. Владивосток: Дальнаука, 2003.- 486 с.

9. Бехтерев, В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. Текст. / В.М. Бехтерев. СПб.: Алетейя, 1999. - Т. 1. 255 с. (Т. 2. 255 е.).

10. Бехтерев, В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. Текст. / В.М. Бехтерев. СПб.: Алетейя, 1999. - Т. 2. 255 с.

11. Ю.Блонский, П.П. Психологические очерки. Текст. / П.П. Блонский. -М., 1927.

12. П.Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса. Текст. / Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1983.

13. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика личности. Текст. / Л.Ф. Бурлачук. -Киев: Здоровья, 1989. 163 с.

14. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов: Учебное пособие для вузов. Текст. / Л.М. Веккер. М.: Смысл, 1998. - 679 с.

15. М.Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера. Текст. / В.И. Вернадский. -М.: Рольф, 2002.-576 с.

16. Воеводский, Л.Ф. Введение в мифологию Одиссеи. Текст. / Л.Ф. Воеводский. Одесса, 1881.

17. Вундт, В. Миф и религия. Текст. / В. Вундт. СПб., 1913.

18. Вундт, В. Основания физиологической психологии. Текст. / В. Вундт. -М., 1880.

19. Вундт, В. Психология народов. Текст. / В. Вундт. Лейпциг, 1920.

20. Вундт, В. Проблемы психологии народов. Текст. / В. Вундт. СПб.: Питер, 2001.-519 с.

21. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Текст. / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. Т. I. - 488 с.

22. Гонтмахер, П.Я. Народные истоки в живописи нивхского художника С .Гурка Текст. / П.Я. Гонтмахер; Ред. Ю.А.Сем; АН СССР. ДВНЦ. Ин-т истории, археологии и этнографии народов. Владивосток: Б.и., 1974.-294 с.

23. Гримак, Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. Текст. / Л.П. Гримак. М.: Политиздат, 1991. - 319 с.

24. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Текст. / Л.Н. Гумилев. -М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994.

25. Декоративное искусство нивхов. В 5 ч. 4.1. Историография проблемы: (Метод, рекоменд. для дет. худож. шк. и отд-ний Приамурья) /Сост. П.Я. Грохтмахер; Ассоц. народов Севера и Приамурья. Текст. / П.Я. Гонтмахер. Хабаровск: Б.и., 1989. - 13 с.

26. Демидова, Е.Г. Культура народностей Нижнего Амура и Сахалина в буржуазной историографии Текст. / Демидова Е.Г. Владивосток: Дальневост. ун-т, 1987. - 94 с.

27. Джемс, У. Существует ли сознание? Текст. / У. Джемс. Новые идеи в философии. - М., 1910, № 4.

28. Древние бытовые обряды нанайцев. Текст. / Е.А. Гаер. Хабаровск: Хабар, кн. изд-во, 1991. - 144 с.

29. Дубинин, И.И., Гуслякова, Л.Г. Динамика обыденного сознания. Текст. / И.И. Дубинин, Л.Г. Гуслякова. Минск: Университетское,1985.- 135 с.

30. Иванов, С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. Текст. / С.В. Иванов. Л., 1963.

31. Кандыба, Д.В. Тайны человеческой психики: В 2-х т. Текст. / Д.В. Кандыба. СПб.: Вита: Каро, 1996. - 206 с.

32. Крейнович, Е.А. Нивхгу. Текст. / Е.А. Крейнович. М.: Наука, 1973. -494 с.

33. Кругликов, Р.И. Принцип детерминизма и деятельность мозга. Текст. / Р.И. Кругликов. М.: Наука, 1998. - 221 с.

34. Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток Запад. Вып. 2.: Материалы междунар. науч. конф. Ч.1./ Дальневост. ин-т искусств. -Владивосток: Б.и., 1995. - 152 с.

35. Культура народов Дальнего Востока: Традиции и современность Текст. / Ред. [Н.К.Старкова и др.]; АН СССР. ДВНЦ. Ин-т истории, археологии и этнографии народов ДВ. Владивосток: Б.и., 1984. -206 с.

36. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Текст. / Н.М. Лебедева. М.: Ключ-С, 1999. - 233 с.

37. Леви-Брюль, Люсьен. Сверхъестественное в первобытном мышлении. Текст. / Л. Леви-Брюль. М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 602 с.

38. Леви-Строс К. Структурное изучение мифа. Текст. / К. Леви-Строс. -М., 1962.

39. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. Текст. / А.Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983. 320 с.

40. Липпс, Г. Пути психологии: Доклад на V Международном психологическом конгрессе. Текст. / Г. Липпс. М., 1905.

41. Лосев, А.Ф. Самое само: Сочинения. Текст. / А.Ф. Лосев. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 1024 с.

42. Лурия, А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. — 2-е изд.. [Текст] / А.Р. Лурия. М.: МГУ, 1998. - 335 с.

43. Любивый, Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев: Наук, думка, 1993. - 139 с.

44. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1987.

45. Мартынюк, И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Текст. / И.О. Мартынюк. Киев: Наук.думка, 1990.-119 с.

46. Материалы по истории Дальнего Востока Текст. / Ред. Ю.А.Сем; АН СССР. ДВНЦ. Ин-т истории, археологии и этнографии народов ДВ. -Владивосток: Б.и., 1974. 304 с.

47. Меркушев, И.Л. Путешествие в грозное царство Котлана и трех Кенгов Текст. / Меркушев И.Л. Хабаровск: РИОТИП, 1999. - 143 с.51 .Мюллер М. Наука о языке. Воронеж, 1870.

48. Надирашвили Ш.А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мецниереба, 1987.-361 с.

49. Ф 53.Народы Сибири Текст. / Ред. М.Г.Левин, Л.П. Потапова. М.: АН1. СССР, 1956.-1083 с.

50. Непомнящая, Н. Проблемы бытия личности. Текст. / Н. Непомнящая. -М.,2000.-С. 61-82.

51. Нивхи Сахалина: Современное социально-экономическое развитие Текст. / Ред. В.И.Бойко; АН СССР. СО. Ин-т истории, филологии и философии. Новосибирск: Наука.Сиб.отд-ние, 1988. - 221 с.

52. Никонорова, Л.В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его формирования. Киев: Наук, думка, 1989. - 115 с.

53. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд.

54. В.М. Скакун, 1998. 58. Окладников, А.П. Колыбель древних цивилизаций. Текст. /

55. А.П. Окладников. Хабаровск, 1970. 59.Окладников, А.П. Лики древнего Амура. - Новосибирск, 1968. 60.Основы психодиагностики Текст. / Под общ. ред. А.Г. Шмелева.

56. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 540 с. 61.Островский, А.Б. Мифология и верования нивхов. Текст. / А.Б. Островский. - СПб., 1999.

57. Панов, В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. Текст. / В.Г. Панов. М.: Высш. шк., 1992.-250 с.

58. Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания. Текст. / В.Ф. Петренко. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 207 с.

59. Писатели малых народов Дальнего Востока: Биобиблиографический справочник Текст. / Сост. С.Зайцева; Ред. А.Маслова; Хабар.краев.науч.б-ка.-Хабаровск: Хабар.кн.изд-во, 1966. 120 с.

60. Подмаскин, В.В. Народные знания в традиционной культуре тунгусо-маньчжуров и нивхов нижнего Амура и Сахалина (середина XIX-XX в.): Автореф. дис. д-ра ист. наук: 07.00.07 Текст. /

61. B.В. Подмаскин -Владивосток: Б.и., 2002. 45 с.

62. Портнов, А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX-XX вв. Текст. / А.Н. Портнов. Иваново: ИвГУ, 1994.-367 с.

63. Потебня, А.Ф. Слово и миф. Текст. / А.Ф. Потебня. М.: Правда, 1989.-622 с.

64. Психология национальной терпимости: Хрестоматия / Сост. Ю.В. Чернявская. Минск: Харвест, 1998. - 511 с.

65. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Текст. /

66. C.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

67. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Текст. / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

68. Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии. Текст. / С.Л. Рубинштейн.-М., 1959.

69. Рудь, Н.П. Функционирование мифологического сознания нивхов в ритуалах, музыкальном фольклоре и орнаменте (конец XIX начало XXI): Автореф. дис. канд. культурол.: 24.00.01 Текст. / Н.П. Рудь. -Комсомольск-на-Амуре: Б.и., 2003. - 22 с.

70. Русско-нивхский словарь: 17300 слов. Текст. / Сост. В.Н.Савельева, Ч. Таксами-М.: Сов. энциклопедия, 1965. 479 с.

71. Садохин, А.П. Этнология. Текст. / А.П. Садохин. М.: Гардарики, 2000.

72. Санги, В.М. Женитьба кевонгов: Роман Текст. / В.М Санги. М.: Сов. писатель, 1975. - 192 с.

73. Санги, В.М. Нивхские легенды Текст. / В.М. Санги. Ю.-Сахалинск: Сахалин, кн. изд-во, 1961.-51 с.

74. Санги, В.М. Песнь о нивхах. Текст. / В.М. Санги. М.: Совеременник, 1989.-372 с.

75. Саракуев, Э.А., Крысько, В.Г. Введение в этнопсихологию: Учеб.-метод. пособие для студентов. Текст. / Э.А. Саракуев, В.Г. Крысько. -М.: Ин-т практ. псих-гии, 1996. 343 с.

76. Сикевич, З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. Текст. / З.В. Сикевич. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.-203 с.

77. Словарь практического психолога. Текст. / Сост. С.Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1998.

78. Смирнов, С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. Текст. / С.Д. Смирнов. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 231 с.

79. Смоляк, А.В. Народы Нижнего Амура и Сахалина: Фотоальбом Текст. / А.В. Смоляк; РАН.Ин-т этнологии и антропологии. М.: Наука, 2001. -318с.

80. Смоляк, А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение: (Народы Нижнего Амура) Текст. / А.В. Смоляк; Ред. Ю.Б. Симчен^со М.: Наука, 1991.-276с.

81. Сознание как категория материалистической диалектики Текст. / [В.Г. Иванов, В.В. Лапицкий, Б.В. Марков и др.]; Под ред. В.Г. Иванова, В.В. Лапицкого; ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 167 с.

82. Сознание. Материалы обсуждения проблем сознания на симпозиуме, состоявшемся 1-3 июня 1966 г. в Москве. Текст. / Под ред. В.М. Банщикова. М., 1967. - 357 с.

83. Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Текст. / Е.Е. Соколова. М.: Наука, 1994.

84. Сорокин, К. Богатырь. Текст. / Ред. И.Н. Пузаков. Хабаровск: Хабар, кн. изд-во, 1970. - 28 с.

85. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание. Текст. / А.Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972. - 304 с.

86. Стаут, Г.Ф. Аналитическая психология. М., 1920.

87. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебник для студентов вузов. Текст. / Т.Г. Стефаненко. М.: Ин-т психологии РАН. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 320 с.

88. Сухарев, В.А., Сухарев, М.В. Психология народов и наций. Текст. / В.А. Сухарев, М.В. Сухарев. Донецк: Сталкер, 1997. - 396 с.

89. Таксами Ч.М. Нивхи. JL: Наука. Ленингр. отд-ние, 1967. - 268 с.

90. Таксами Ч.М. Нивхи: (Современное хозяйство и быт)/Таксами Ч.М.; Ред. И.С. Вдовин. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1967. - 271 с.

91. Таксами, Ч.М. Современные проблемы этнографии и истории нивхов: Середина XIX начало XX в. Текст. / Ч.М. Таксами; Ред. Л.П. Потапов. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1975. - 238 с.

92. Теория и методика ономастических исследований. М.: Наука, 1986. -254 с.

93. Топонимический словарь Северо-Востока СССР /Леонтьев В.В., Новикова К.А.; Ред. Г.А.Меновщиков; АН СССР. ДВО. Магадан: Кн. изд-во, 1989.-456 с.

94. Традиции и современность в культуре народов Дальнего Востока /Ред. Н.К.Старкова и др.; АН СССР.ДВНЦ. Ин-т истории, археологии и этнографии народов ДВ. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1983. -158 с.

95. Фадеева, Е.В. Мифы, предания и сказки о животных материковых нивхов и нивхов Сахалина (постановка вопроса) Текст. /Е.В. Фадеева;

96. Философская энциклопедия. В 10 Т. М.: Советская энциклопедия, 1964.

97. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

98. Фрейд, 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». Текст. /3. Фрейд.-М., 1925.

99. Ф 103. Фрейд, 3. Тотем и табу. Текст. / 3. Фрейд. М., 1923.

100. Хабибуллин, К.Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение. Текст. / К.Н. Хабибуллин. Л., 1989.

101. Хабибуллин, К.Н. Российская Федерация: нации и межнациональные отношения. Текст. / К.Н. Хабибуллин. -Новосибирск, 1993.

102. Холл, К.С., Линдсей, Г. Теории личности. Текст. / К.С. Холл, Г. Линдсей. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 592 с.

103. Щ 107. Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание. Текст. / В.Ю.

104. Хотинец. СПб.: Алетейя, 2000. - 235 с.

105. Хоуз, Ч.Г. На восточной окраине. Отчет о научных исследованиях среди коренных народностей и каторжников Сахалина и заметки о путешествиях в Корею, Сибирь и Маньчжурию. Текст. /

106. Г. Хоуз. -Ю.-С.: Сах. обл. книж. изд-во, 2003. 356 с.

107. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб: Питер Ком, 1999. - 608 с.

108. Чесалин, В. Рыбак из Тор-во: Нивхские легенды Текст. / В. Чесалин; Ред. И.Е.Белоусов и др. Ю.-Сахалинск: Дальневост. кн.изд-во. Сахалин, отд-ние, 1974. 103 с.

109. Чуприкова, Н.И. Психика и сознание как функция мозга. Текст. / Н.И. Чуприкова. М.: Наука, 1985. - 200 с.

110. Шахнович, М.И. Первобытная мифология и философия. Текст. / М.И. Шахнович. Д.: Наука, 1971.

111. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе: Проблемы методологии и теории. Текст. / П.Н. Шихирев. -М.: Наука, 1985.-175 с.

112. Шпет, Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. Введение вэтническую психологию. Текст. / Г.Г. Шпет. С. 475-574.

113. Шренк, Л.И. Об инородцах Амурского края. Текст. / Л.И. Шренк. СПб., 1889.

114. Штернберг, Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, айны. Текст. / Л.Я. Штернберг. Хабаровск, 1933.

115. Штернберг, Л.Я. Материалы по изучению гиляцкого языка и фольклора. Текст. / Л.Я. Штернберг. СПб., 1908.

116. Штернберг, Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Текст. / Л.Я. Штернберг. Л., 1936.

117. Этнокультурное развитие народностей Севера в условияхнаучно-технического прогресса на перспективу до 2005 года: (Концепция развития)/Ред. З.П.Соколова.-2-е изд.-М.: Б.и., 1989. -82 с.

118. Этнокультурные процессы и общественное сознание у народов Дальнего Востока (XVII-XX века) / РАН.ДВО. Ин-т истории, археологии и этнографии народов ДВ. Владивосток: Дальнаука, 1998. -151с.

119. Этнос и культура: Сб. науч. тр. Текст. / Ред. [Л.Е.Фетисова]; РАНДВО. Ин-т истории, археологии и этнографии народов ДВ.

120. Ф Владивосток: Б.и., 1994. 215 с.

121. Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное. Текст. / К.Г. Юнг. -М, 1999.

122. Юнг К.Г. Психологические типы. Текст. / К.Г. Юнг. Мн.: ООО «Попурри», 1998. - 656 с.1. Статьи:

123. Алексеев, К.И. Метафора как объект исследований в философии Ф и психологии Текст. / К.И. Алексеев // Вопросы психологии. 1996.2.-С. 73-85.

124. Акопов, Г.В., Иванова Т.В. Феномен ментальности как проблема сознания Текст. / К.И. Алексеев // Психологический журнал. 2003. -Т. 24.-№ 1.-С. 47-55.

125. Барская, А.Д. Особенности мышления гомеровского человека // Вестник московского ун-та. Сер. 14, Психология. 1997. — № 2. — С. 23-32.

126. Березина, Т.Н. Исследование внутреннего мира человека методоманализа характеристик мысли и образа Текст. / Т.Н.Березина // Психологический журнал. 1999. - Т. 20, № 5. - С. 11—29.

127. Буякас, Т.М., Зевина, О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей, культурных символов в индивидуальном сознании Текст. / Т.М. Буякас, О.Г. Зевина // Вопросы психологии. 1997. - № 5. -С. 44-56.

128. Бызова, В.М. Опыт использования HAND-теста в этнопсихологии: Исследование личности человека по тесту руки. [Текст] / В.М. Бызова // Психологический журнал. — 1997. № 4.1. С. 110-117.

129. Вызова, В.М. Самоактуализация представителей коми русского этносов: Проблемы этнопсихологии. [Текст] / В.М. Вызова // Психологический журнал. 1996. - Т. 17, № 5. - С. 61-69.

130. Варча, А.Я. О некоторых особенностях российской ментальности и их проявлениях в процессе семейной психотерапии Текст. /

131. A.Я. Варча // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1996. - № 3. -С. 68-76.

132. Василькова, В.В. Архетипы в индивидуальном и общественном сознании Текст. / В.В. Василькова // Социально-политический журнал. 1996. -№ 6. -С. 216-233.

133. Вяткин, Б.А., Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности Текст. / Б. А. Вяткин,

134. B.Ю. Хотинец // Психологический журнал. 1996. - Т. 17, № 5.1. C. 69-75.

135. Гордеева, О.В. О некоторых ограничениях разработки проблемы сознания в марксистской психологии: На материале трудов С.Л. Рубинштейна Текст. / О.В. Гордеева // Вестник московского ун-та. Сер. 14, Психология. 1996. -№ 3. - С. 26-34.

136. Грекова, Е.И. Развитие личности ребенка на основах национальной культуры Текст. / Е.И. Грекова // Нач. шк. 1997. - № 5.-С. 75.

137. Джидарьян, И.А. Представления о счастье в русском менталитете Текст. / И.А. Джидарьян // Психологический журнал. 1997. - Т. 18, №3.-С. 13-15.

138. Знаков, В.В. Категория правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания // Вопросы психологии. Текст. / В.В. Знаков. 1994. - № 2. - С. 55-63.

139. Ильин, М. Слова и смыслы: ВОЛЯ: О понятии. [Текст] / М. Ильин // Полис. 1995. - № 3. - С. 68-71.

140. Искандарян, А. Свои среди чужих: О стереотипах национального сознания. [Текст] / А. Искандарян // Огонек. 1994. -№24, 25, 26.-С. 25-26.

141. Кауненко, И.И. Психологические особенности межэтнического восприятия подростками друг друга (на материале Молдовы): Этнопсихология. Текст. / И.И. Кауненко // Журнал прикладной психологии. 1999. - № 3. - С. 3-14.

142. Колесин, И. Д. Моделирование регуляции межэтнического восприятия Текст. / И.Д. Колесин // Психологический журнал. 1997. -Т. 18, №4.-С. 118-122.

143. Кривцун, О.А. Человек в его историческом бытии: опыт психологических и художественных измерений. Текст. / О. А. Кривцун // Психологический журнал. 1997. - № 4. - С. 26-35.

144. Крылов, В.Ю., Острякова, Т.В. Новые методы кластерного анализа на основе психологической теории развития понятий JI.C. Выготского. Текст. / В.Ю. Крылов, Т.В. Острякова // Психологический журнал. 1995. - Т. 16, № 1. - С. 130.

145. Кук, Б. Микроархетипы: На материале балета "Лебединое озеро": Социопсихологический анализ: Ст. из США. [Текст] / Б. Кук // Человек. 1996. - № 3. - С. 30-42.

146. Лебедева, Н.М. В силовом поле иной национальной культуры: Этнопсихологическое исследование потомков русских, поселившихся в Закавказье с сер. XIX в. [Текст] / Н.М. Лебедева // Вестн. Рос. АН. -1994. Т. 64, № 12. - 1071-1075.

147. Лебедева, Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности. Текст. / Н.М. Лебедева // Психологический журнал. 1996. - Т. 17, № 4. - С. 32-42.

148. Лебедева, Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре: Этнопсихология Текст. / Н.М. Лебедева // Психологический журнал. 2001. - Т. 22, № 3. - С. 26-36.

149. Леонтьев, Д.А. Динамика смысловых процессов: Психология личности. [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. 1997.• -Т. 18., №6.-С. 13-27.

150. Международный конгресс по теории деятельности Москва, 1995; Докл. // Вопросы философии. 1996. - № 5. - С. 52-79.

151. Митькин, А.А. О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике Текст. / А.А. Митькин // Психологический журнал. 1999. - Т. 20, № 5. - С. 103-112.

152. Мифологии древнего мира: Сборник статей. М.: Наука, 1977. - 453 с.

153. Мозг и разум: Сборник статей. / Рос. АН, Ин-т философии; [Отв.• Ред. Д.И. Дубровский. М.: Наука, 1994. - 173 с.

154. Няголова, М. Принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна в контексте современной гуманитаристики Текст. / М. Няголова // Психологический журнал. 1999. - Т. 20, № 5. - С. 2026.

155. Ономастика: Типология. Стратиграфия: Сборник статей. — М.: Наука, 1988.-263 с.

156. Орлов, А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека Текст. / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. 1995. - № 2.1. Щ С. 5-19.

157. Павлова, Е.Д. Сознание, его определение и понимание Л.С. Выготским. Текст. / Е.Д. Павлова // Мир психологии. 2003. -№2.- С. 104-110.

158. Полиина, А.Х. Художественный и мыслительный типы личности: особенности эмоциональной сферы Текст. / А.Х. Полиина// Психологический журнал. 1994. - Т. 15, № 3. - С. 89-98.

159. Попов, В.Д. Закон ментальной идентичности: Почему реформы в России терпят поражение Текст. / В.Д. Попов // Независ, газ. 1997.• 14 авг. № 9.

160. Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования // Психологический журнал. 1997. -Т. 18, №6. -С. 121-128.

161. Русские о характере иностранцев: Подборка высказываний. // Рос. Провинция. 1996. - № 2. - С. 146-153.

162. Русский характер в оценках русских: Подборка высказываний. // Рос. провинция. 1996. - № 1. - С. 146-152.

163. Симонов, П.В. Сознание и сопереживание // Психологический журнал. Текст. / П.В. Симонов. 1996. - Т. 17, № 3. - С. 3-8.

164. Смирнова, H.JI. Социальные репрезентации интеллектуальности (на примере российской выборки). Текст. / H.JI. Смирнова // Психологический журнал. 1994. - Т. 15, № 6. - С. 61-68.

165. Сознание и рефлекс Сборник статей. Под ред. Э.Ш. Айрапетьянца и др.. M.-JL: Наука, 1966. - 183 с.

166. Сонин, В.А. Вторая Всероссийская конференция по проблемам ментальное™ Смоленск, 1996. [Текст] / В.А. Сонин // Психологический журнал. 1997. - Т. 18, № 1. - С. 175-178.

167. Сухарев, А.В. Этнофункциональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания Текст. / А.В. Сухарев // Вопросы психологии. 1996. - № 4. - С. 81-92.

168. Сухарев, А.В., Степанов, И.Л. Этнофункциональный подход в психотерапии аффективных расстройств Текст. / А.В. Сухарев, И.Л. Степанов // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. - № 1. -С. 122-132.

169. Сухарев, А.В. Этническая функция культуры и психические расстройства Текст. / А.В. Сухарев // Психологический журнал. -1996. Т. 17, № 2. - С. 129-136.

170. Томская, Р.Г. Сравнительное исследование восприятия слов, изображения и мелодики у якутов и русских: К изуч. пробл. психич.склада нации. Текст] / Р.Г. Томская // Психологический журнал. -1995.-Т. 16, № 1.-С. 159-163.

171. Травкина, Н.М., Васильев, B.C. Духовные основы современной американской цивилизации Текст. / Н.М. Травкина, B.C. Васильев // США. Экономика, политика, идеология. 1995. - № 8. - С. 83-95.

172. Чудова, Н.В. Мифологическая составляющая образа "Я" Текст. / Н.В. Чудова // Психологический журнал. 1999. - Т. 20, № 5. - С. 4550.

173. Шалкин, Е. Матрицы судьбы: Психология сознания. [Текст] / Е. Шалкин // Путь к себе. 1998. - № 2. - С. 10-14.

174. Эльконин, Д.Б. JI.C. Выготский Д.Б. Эльконин: знаковое опосредствование и совокупное действие Текст. / Д.Б Эльконин // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С. 57-63.

175. Этнофункциональный подход к психологическим показателям адаптации человека / А.В. Сухарев, И.Л. Степанов, А.Н. Струкова и др. Текст. // Психологический журнал. 1997. - Т. 18, № 6. - С. 64-72.

176. Boss, М. Psychoanalysis and Daseinanalysis. New York: Basic Books, 1963.

177. Kelly G. (1961). A nonparametric method of factor analysis for dealing with issues. Unpublished manuscript. Mimeograph, Ohio State University.

178. Kelly G. (1955) The psyhology of personal constructs (Vols. 1 and 2). New York: Norton.

179. Kelly G. (1970). A brief introduction to personal construct theory. In D. Bannister (Ed.). Perspectives in personal construct theory. New York: Academic Press.

180. Natorp P. Einleitung in die Psychologie. Berlin, 1888.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.