Мифопоэтика прозы Северного текста начала ХХ века (А.М.Ремизов, Е.И.Замятин, М.М.Пришвин, А.П.Чапыгин) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Поспелова Ольга Владимировна

  • Поспелова Ольга Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 188
Поспелова Ольга Владимировна. Мифопоэтика прозы Северного текста начала ХХ века (А.М.Ремизов, Е.И.Замятин, М.М.Пришвин, А.П.Чапыгин): дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова». 2018. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Поспелова Ольга Владимировна

Введение

Глава I. Русский Север в творчестве писателей-неореалистов начала ХХ века

1.1. Северный текст русской литературы как региональный сверхтекст

1.2. Писатели-неореалисты и Русский Север

Глава II. Мифопоэтика хронотопа северных произведений А.М. Ремизова, Е.И. Замятина, М.М. Пришвина, А.П. Чапыгина

2.1.1. Мифопоэтические элементы пространственной структуры северных произведений А.М. Ремизова

2.1.2. Мифопоэтика пространства Севера в художественном мире Е.И. Замятина

2.1.3. Пространство Севера в очерковых книгах М.М. Пришвина

2.1.4. Мифопоэтика лесного пространства в прозе А.П. Чапыгина . . . . 66 2.2. Мифологическая концепция времени в «северном тексте» А.М. Ремизова, Е.И. Замятина, М.М. Пришвина, А.П. Чапыгина

2.2.1. Воплощение народно-мифологических представлений о времени в «северном тексте» писателей-неореалистов

2.2.2. Хронотоп сказки и сновидения как варианты реализации мифологической концепции времени в северных произведениях А.М. Ремизова, Е.И. Замятина, М.М. Пришвина и А.П. Чапыгина

2.2.3. Образ «полунощного солнца» в произведениях о Русском Севере А.М. Ремизова, М.М. Пришвина, Е.И. Замятина

Глава III. Художественные средства создания мифопоэтического образа Севера

3.1. Роль антропоморфной метафоризации в создании мифопоэтической картины природного мира

3.2. Прием метаморфозы как способ репрезентации мифологического мышления в «северном тексте» писателей-неореалистов

3.3. Сравнение человека с животными как способ актуализации мифологического мировидения

3.4. Антропонимы как структурообразующие и смыслообразующие элементы мифопоэтического художественного мира Севера

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мифопоэтика прозы Северного текста начала ХХ века (А.М.Ремизов, Е.И.Замятин, М.М.Пришвин, А.П.Чапыгин)»

Введение

Диссертация посвящена выявлению и исследованию тех общих оснований и черт произведений о Севере, созданных в начале ХХ в. А. М. Ремизовым, Е. И. Замятиным, М. М. Пришвиным и А. П. Чапыгиным, которые позволяют рассматривать эти произведения как составную часть сверхтекстового единства - Северного текста русской литературы. Этим общим основанием становится в первую очередь мифологическая составляющая, которая проявляется в «северной» прозе всех четверых писателей как система мифопоэтиче-ских характеристик, присущих разным уровням художественного мира произведений: пространственно-временной организации, образной и мотивной системам, языковым средствам художественной выразительности. При этом мифопоэтику можно считать одной из главных характеристик Северного текста начала ХХ века в целом, определяющих его единство и целостность.

В современном литературоведении особое внимание уделяется мифопо-этическим исканиям писателей-символистов и их последователей, поскольку миф на рубеже XIX - ХХ веков становится одним из главенствующих принципов искусства. Мифологизация действительности дает художнику слова возможность наделить свой текст многослойным содержанием, расширить пространственно-временные рамки художественного мира, создаваемого с помощью мифопоэтических приемов и средств, насытить образы глубинными символическими смыслами. Мифопоэтический анализ творчества писателя является увлекательным и в то же время сложным процессом, поскольку за ним кроется символико-философское осмысление действительности.

Актуальность темы диссертации определяется пристальным вниманием современного литературоведения к мифопоэтическому мировидению и художественным средствам его актуализации, а также тем, что исследование осуществляется в русле перспективного научного направления - комплексного и многоаспектного изучения Северного текста как локального (регионального) литературного сверхтекста. Мифопоэтическая составляющая Северного текста в настоящее время исследуется достаточно активно, но сово-

3

купный вклад писателей-неореалистов начала ХХ века в формирование общей мифопоэтической картины мира, нашедшей отражение в Северном тексте, до сих пор не становился объектом научного описания.

Объектом диссертационного исследования стала мифопоэтическая природа художественного мира автобиографической повести «В плену» и цикла «Посолонь» А.М. Ремизова, очерковых книг М.М. Пришвина «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком», рассказов Е.И. Замятина «Кряжи», «Африка», «Ёла» и повести «Север», «лесных» рассказов А.П. Чапыгина («Мирская няня», «Лесной пестун», «Последняя лешня», «На озере», «Бегун», «Ожидание» и др.) и его повестей «Белый скит» и «На лебяжьих озерах». Выбор материала объясняется тем, что названные произведения, объединенные интертекстуальными и межтекстовыми связями, составляют значимую - яркую и содержательную страницу Северного текста. Эти произведения были созданы в первые два десятилетия ХХ века, после пребывания писателей-неореалистов на Русском Севере. Несмотря на жанровое и стилистическое разнообразие, указанные произведения едины не только на формальном уровне (тема, тип героя, образные средства), но и на глубинном: в них отражено восприятие Севера как мифопоэтического пространства.

Предметом исследования являются мифопоэтические элементы хронотопа, образы и мотивы, языковые средства, участвующие в создании мифологизированного образа Русского Севера.

Степень научной разработанности темы. Творчество А.М. Ремизова, Е.И. Замятина, М.М. Пришвина не обойдено вниманием исследователей, в меньшей степени изучено творческое наследие А.П. Чапыгина.

Творчеству А. М. Ремизова посвятили свои работы его современники: М. А. Волошин, И. А. Ильин, А. К. Закржевский, Н. А. Андреев, Г. В. Адамович, Ю. П. Анненков, Б. К. Зайцев, Н. В. Кодрянская1 и др. После

1 Максимилиан Волошин. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. Ильин И.А. Творчество А.М. Ремизова // О тьме

и просветлении. Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелев. М.: Скифы, 1991. С. 81-134; За-кржевский А. Подполье. Психологические параллели. Федор Достоевский. Леонид Андреев. Федор Сологуб. Лев Шестов. Алексей Ремизов. Михаил Пантюхин. Киев, 1911; Андреев Н.А. А.М.Ремизов // Грани. 1957. №

34-35; Адамович Г.В. Одиночество и свобода. Нью-Йорк, 1955; Анненков Ю.П. Встречи с Ремизовым // Возрождение. Париж, 1959. № 88; Зайцев Б. Дни: О Ремизове - к десятилетию кончины // Русская мысль. Париж. 1968, янв.; Кодрянская Н. В. Алексей Ремизов. Paris, 1959.

4

отъезда Ремизова за границу, с конца 1920-х до 1950-х, его имя в советской критике только упоминалось. Возвращение писателя на родину началось после публикации в 1960 году журналом «Новый мир» воспоминаний И.Г. Эренбурга «Люди. Годы. Жизнь».

Наиболее значительные монографии, посвященные Ремизову: сборник трудов российских и зарубежных исследователей «А.М.Ремизов. Материалы и исследования» (1994), книга Греты Н. Слобин «Проза Ремизова 1900 - 1921 годов» (1997), монография Ю.В. Розанова «Фольклоризм А.М.Ремизова: источники, генезис, поэтика» (2008) и др.

В исследованиях Г. П. Гунна, В. А. Чалмаева, А.М. Грачевой, О. А. Чуйковой и др. определены основные принципы анализа художественного мира А. Ремизова. О мифологических и фольклорных истоках творчества Ремизова писали Е.Р. Обатнина, О.А. Чуйкова, О.В. Артемьева и др.

Творческое наследие Е.И. Замятина также достаточно полно исследовано и в отечественном, и в зарубежном литературоведении: ему посвящены монографии С. А. Голубкова, Т. Т. Давыдовой, Н. Ю. Желтовой, Н. Н. Комлик, Г. З. Горбуновой, В. Н. Евсеева, Р. Гольдта, Л. В. Поляковой, Е. Б. Скороспеловой, А. Шейна, Л. Шефлер и др., а также сборники материалов международных конференций в Тамбове и Лозанне (Швейцария). Защищены докторские диссертации И.М. Поповой «"Чужое слово" в творчестве Е. И. Замятина (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский)» (М., 1997); М.Ю. Любимовой «Творческое наследие Е.И. Замятина в истории культуры ХХ века» (СПб., 2000); В.Н. Евсеева «Художественная проза Е.И. Замятина: творческий метод. Жанры. Стиль» (М., 2000); Н.Н. Комлик «Творческое наследие Е. Замятина в контексте традиций русской народной культуры» (Тамбов, 2001); Т.Т. Давыдовой «Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы 1910 - 1930-х годов» (М., 2000), Е.В. Бороды «Художественные открытия Е.И. Замятина в контексте поисков русской литературы второй половины ХХ - начала ХХ1 веков» (Тамбов, 2011).

Первые критики-современники и исследователи творчества М.М. Пришвина отмечали уникальность, самобытность его прозы (Р. Иванов-Разумник, М. Горький). Творческое наследие Пришвина изучено довольно полно: исследовались фольклорно-поэтические и историко-культурные истоки его художественной системы (П.С. Выходцев, З.Я. Холодова, В.Х. Мищенко, С.Г. Синенко и др.); в работах Т.Я. Гринфельд, В.В. Столяровой, Л.В. Юлдашевой, Н.И. Глушкова проанализирован творческий метод писателя; В.В. Агеносов, Г.П. Климова, У. Шолц изучали жанровое своеобразие творчества Пришвина; тема философии природы в пришвинском наследии интересовала Т.Я. Гринфельд, Р.А. Соколову, Е.А. Яблокова и др.; много серьезных исследований посвящено стилистическим и языковым особенностям произведений писателя (Л.Н. Колесникова, И.В. Анненкова, Н.В. Баландина, С.Л. Серова и др.); проблема художественного мифологизма в творчестве Пришвина интересовала Г.Д. Гачева, А.И. Павловского, Э.А. Бальбурова, П.С. Выходцева. Глубокий анализ творчества Пришвина представлен в докторской диссертации Н.П. Дворцовой «Путь творчества М.Пришвина и русская литература начала ХХ века», специфике мифологизма посвящена диссертация Г.А. Токаревой «Мифологическое и сказочное в художественном мире М. Пришвина» (1999, Владивосток); мифопоэтическая составляющая художественного мира писателя исследована Н.В. Борисовой (диссертация «Художественное бытие мифа в творческом наследии М.М. Пришвина», 2002, Елец), по мнению которой, «именно миф является у Пришвина универсальным художественным способом познания мира»2.

После выхода в печати повести А.П. Чапыгина «Белый скит» появились и критические отзывы: например, статья Вл. Княжнина в журнале «Заветы» (1913, №6), статьи В. Львова-Рогачевского в «Ежемесячном журнале» (1914, № 5; 1916, №1). Исторический роман Чапыгина «Разин Степан» также привлек внимание критиков, о языке этого произведения писали критики-

2 Борисова, Н.В. Художественное бытие мифа в творческом наследии М.М. Пришвина: дис. ... д. фил. н. Елец, 2002. С. 5.

современники А. Дивильковский, А. Лежнев, Н. Берковский, А. Воронский; несколько позже, в 1950-е годы, это произведение изучали в сопоставлении с другими историческими романами, прежде всего с «Петром Первым» А.Н. Толстого (исследования А.И. Пауткина, Н.А. Демидовой3). В альманахе «Север» были опубликованы воспоминания другого писателя-северянина -М. Чернокова о Чапыгине4. В 1950-е годы выходят книги, посвященные жизни и творчеству писателя: критико-биографический очерк П.Л. Артюхова «А.П.Чапыгин» (Архангельск, 1955), работа Б.С. Вальбе «Алексей Чапыгин: очерк жизни и творчества» (Л., 1959). В 1960-е годы критик А.А. Михайлов упоминал Чапыгина в одном ряду с выдающимися северными писателями С. Писаховым и Б. Шергиным. Однако творчество А. Чапыгина до сих пор не подвергалось всестороннему изучению, современные исследователи сосредотачивают свое внимание на романе «Разин Степан» или анализируют отдельные произведения Чапыгина5. Творческий метод А. Чапыгина в ряду других писателей-неореалистов анализируется в книге Т.Т. Давыдовой «Русский неореализм. Идеология, поэтика, творческая эволюция». Представляет интерес статья петрозаводского литературоведа Ю.И. Дюжева «Гулящие люди в белом скиту», посвященная эволюции творчества писателя6. Анализу языковых средств посвящена кандидатская диссертация О.Н. Булаховой, в которой роман Чапыгина «Разин Степан» привлекается в качестве материала для изу-

7

чения языка .

Основная цель диссертационного исследования заключается в выявлении, анализе и описании системы мифопоэтических элементов пространственно-временной, образной, мотивной структуры «северных» произведений А. М. Ремизова, М. М. Пришвина, Е. И. Замятина, А. П. Чапыгина и в осмыс-

3 Пауткин А.И. О языке романа А.Н.Толстого «Петр I» // Творчество А.Н. Толстого. М.: МГУ, 1957. С. 69 -87; Демидова Н.А. Роман А.Н. Толстого «Пётр Первый» в школьном изучении. М.: Просвещение, 1971.

4 Черноков М. А.П. Чапыгин. Из воспоминаний // Север. 1938. № 4. С. 77 - 85.

5 Соловей Н.Я. Советский исторический роман о Степане Разине: «Разин Степан» А.Чапыгина и «Степан Разин» С.Злобина: дис. ... к. фил. н. М. 1954.

6 Дюжев Ю.И. Гулящие люди в белом скиту // Север. 1997. № 10. С. 120 - 133.

7 Булахова О.Н. Эволюция жанрово-стилистического использования документальных текстов, устаревших и нелитературных языковых средств в советском историческом романе о Степане Разине: На материале произведений А.Чапыгина «Разин Степан», С.Злобина «Степан Разин», В.Шукшина «Я пришел дать вам волю»: дис. ... к. фил. н. 10.02.01. Ставрополь, 2003.

лении роли этих произведений в формировании Северного текста русской литературы.

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

- обосновать причину обращения писателей-неореалистов к художественным возможностям мифопоэтики при создании образа Севера;

- определить истоки мифотворчества писателей-неореалистов;

- доказать, что мифопоэтика становится основой внутреннего единства северных произведений А. Ремизова, М. Пришвина, Е. Замятина, А. Чапыгина;

- выделить и проанализировать мифопоэтические элементы пространственной системы художественного мира исследуемых произведений, определить их структурообразующие и содержательные функции;

- проследить реализацию мифопоэтической концепции времени в «северных» произведениях писателей-неореалистов;

- исследовать художественные средства создания мифопоэтического образа Севера в «северном тексте» А. Ремизова, М. Пришвина, Е. Замятина, А. Чапыгина.

Поставленные цели и задачи определили обращение к структурно -семантическому, системно-целостному, интертекстуальному методам исследования. Базовыми инструментами анализа в диссертации стали мифопоэти-ческий и мотивный методы.

Методологически значимыми для предпринятого исследования стали идеи русской мифологической школы, исторической и семантической поэтики, оформленные в трудах А.А. Потебни, А.Н. Веселовского, А.А. Афанасьева, О.М. Фрейденберг, В.Н. Топорова, а также работы представителей зарубежной психоаналитической и ритуально-мифологической школ: К.Г. Юнга, Дж. Фрэзера, М. Элиаде и др. Кроме того, исследование опирается на труды по философии мифа и мифологии А.Ф. Лосева и Е.М. Мелетинского. Е.М. Мелетинский на материале произведений зарубежного модернизма разработал комплексный подход к исследованию мифологизма в литературе ХХ века. Представленная Мелетинским классификация поэтики мифологизирования опирается на необходимость исследования генезиса мифологических

8

образов, мотивов, сюжетов, поэтому для исследователя важно выявить, воссозданы ли мифопоэтические элементы с помощью научных источников или же они являются результатом оригинального мифотворчества автора, также они могут быть привлечены из актуальной фольклорной традиции. На основании исследования генезиса мифологических элементов можно отнести использованный автором в художественном произведении вариант мифологизации к одному из трех видов: интеллектуальному, интуитивному или магическому. Теоретико-методологической основой предпринятого нами исследования во многом стали принципы анализа мифопоэтической системы, выработанные Мелетинским.

При анализе пространственной структуры произведений мы опирались на классические концепции художественного пространства П.А. Флоренского, М.М. Бахтина, М. Ю. Лотмана, Д.С. Лихачева, В.Н. Топорова, Б.А. Успенского. При анализе вопроса взаимоотношения языка и мифа важными для нас были работы А.Н. Афанасьева, В.А. Масловой, М.М. Маковского, Э. Кассирера, С. Лангер, М. Фосс, Р. Барта и др.

Основные положения мотивного анализа были сформулированы в трудах по исторической поэтике А.Н. Веселовского, работах по морфологии сказок В. Я. Проппа, по структурной поэтике - Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В основе мифотворчества А. Ремизова, Е. Замятина, М. Пришвина, А. Чапыгина лежат представления о возможности взаимопроникновения и взаимодействия мифа и реальности, значимости интуитивного постижения действительности, взаимосвязи человека с миром природы, восприятии бытия как арены борьбы сил хаоса и космоса.

2. Обращение писателей-неореалистов к возможностям и приемам мифопоэтики, проявившееся в ремифологизации и авторском мифотворчестве, становится основой внутреннего единства их «северных»

произведений. Мифопоэтический характер многих элементов художе-

9

ственного мира Ремизова, Пришвина, Замятина, Чапыгина (пространственная и временная организация, образность), обладающих структурообразующим и содержательным потенциалом, можно рассматривать как особый интегрирующий фактор, так как мифологичность во многом способствует созданию единой художественной системы этих произведений в рамках Северного текста.

3. Структурно-семантические компоненты (пространственные оппозиции, мотивы, образы, топонимы) пространственной организации рассматриваемых произведений Северного текста носят мифопоэти-ческий характер, что находит выражение в структуризации пространства по принципу бинарных оппозиций, перемещениях персонажей от центра в сторону чужого пространства, наличии инфернального пространства, архетипических образов порога, границы, камня, и т.д.

4. Концепция времени в «северных» произведениях А. Ремизова, М. Пришвина, Е. Замятина, А. Чапыгина сформировалась в диалоге с религиозно-обрядовой и фольклорной традицией, в результате чего происходит трансформация линейного времени в постоянно возобновляемое циклическое; время в рассматриваемых произведениях мифопоэтично: многомерно, художественно преобразовано, соотнесено с сакральным прошлым, оно вбирает в себя различные временные пласты.

5. При создании мифопоэтического образа Севера, конкретно-вещественного, пластичного изображения северной природы писатели-неореалисты прибегают к средствам мифопоэтической образности: антропоморфным олицетворениям, элементам антропоморфного пейзажа, приему мифологической метаморфозы, сравнению человека с животными, воплощая тем самым идею единого источника, взаимообусловленности и взаимосвязи всего живого.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые

предпринята попытка осмысления тематически и хронологически близких

произведений нескольких писателей как художественного единства в рамках

10

Северного литературного сверхтекста, исследованы интертекстуальные и межтекстовые связи произведений А. Ремизова, М. Пришвина, Е. Замятина А. Чапыгина с точки зрения мифопоэтики; всесторонне описаны механизмы функционирования мифа в структуре рассматриваемых произведений, что позволило расширить представление о творчестве этих писателей, а также изучить явление Северного текста на более глубоком уровне. В литературоведческом аспекте представлен анализ мифо-фольклорно-литературных взаимосвязей в рамках сверхтекста. Т.е. корпус прозаических произведений Северного текста начала ХХ века всесторонне исследован в историческом срезе (мифо-фольклорно-литературные связи) и на уровне типологических соответствий (интертекстуальные связи произведений Ремизова, Пришвина, Замятина, Чапыгина).

Апробация результатов исследования: основные положения диссертации представлены в виде докладов на научной конференции студентов и аспирантов ПГУ им. М.В. Ломоносова (апрель 2011), на научной конференции «Северный текст русской литературы как локальный сверхтекст» (Архангельск, 11 - 12 октября 2012), на Всероссийской научной конференции с международным участием «Северный и Сибирский тексты русской литературы: типологическое и уникальное» (9 - 11 октября 2013), на II Научно-практической конференции с международным участием «Язык. Профессия. Культура» (Архангельск, 25 апреля 2013), на Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках Поморских чтений по семиотике культуры (Архангельск, 8 - 9 октября 2015). Результаты исследования отражены в 5 публикациях, 3 из которых входят в перечень рецензируемых изданий перечня ВАК РФ.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав: «Русский Север в творчестве писателей-неореалистов начала ХХ века», «Мифо-поэтика хронотопа северных произведений А.М. Ремизова, Е.И. Замятина, М.М. Пришвина, А.П. Чапыгина» и «Художественные средства создания мифопоэтического образа Севера», заключения и списка литературы, включающего 227 единиц.

Глава I

Русский Север в творчестве писателей-неореалистов

начала ХХ века

1.1. Северный текст русской литературы как региональный сверхтекст

При исследовании объединенных северной тематикой, особенностями поэтики и временем создания произведений А. М. Ремизова, М. М. Пришвина, Е. И. Замятина, А. П. Чапыгина мы оперируем несколькими базовыми для нашей работы понятиями. Одно из них - Северный текст русской литературы1. Согласно определению профессора Е. Ш. Галимовой, Северный текст как художественное единство произведений, посвященных Русскому Северу, есть локальный (региональный) сверхтекст, обладающий, «при всей сложности своей структуры, целостностью, общностью мерцающих в глубине его сверхэмпирических высших смыслов»2. Целостность сверхтекста обеспечивается сущностью этих «высших смыслов» - восприятием «Русского Севера как мифопоэтического пространства, таящего в себе в "запечатленном" виде загадку русской жизни, русской истории, русской культуры, русской духовности, самой души Руси, а также тайну русского поэтического слова». Кроме того, на уровне поэтики цельность Северного текста «проявляется в обилии сквозных мотивов и образов (в том числе архетипических), в единстве характера пространственно-временной организации художественного мира произведений, образующих этот сверхтекст, в близости авторского восприятия Русского Севера. Все эти черты поэтики Северного текста русской литературы отличаются ярко выраженным мифопоэтическим характером и являются тем смысловым уровнем, на котором эксплицируется представление об устойчивости русской национальной картины мира в ее архаическом (неизменном) варианте»3.

1 Как название регионального сверхтекста Северный текст русской литературы в исследованиях, ему посвященных, принято писать с прописной буквы. Для обозначения посвященных Северу произведений одного или нескольких авторов словосочетание «северный текст» в диссертационной работе мы пишем в кавычках и со строчной буквы, учитывая его нетерминологическую условность.

2 Галимова Е. Ш. Поэзия пространства: образы моря, реки, леса, болота, тундры и мотив пути в Северном тексте русской литературы. Архангельск: КИРА, 2013. С. 16.

3 Там же.

Как отмечает один из активных исследователей феномена Северного текста профессор А. Г. Лошаков, «сегодня понятие Северного текста русской литературы прочно вошло в научный обиход филологов, шире - гуманитариев, для которых небезразлична судьба северной русской культуры, северной

4

русской литературы» .

Литературное освоение Севера началось задолго до окончательного формирования в конце XIX - начале ХХ века Северного текста как локального сверхтекста со своими специфическими чертами. «Первые упоминания о Русском Севере зафиксированы в древнескандинавских средневековых источниках IX - XIV веков»5 (исландские саги, скальдическая поэзия, сочинения Снорри Стурлусона и др.6). С XVIII века помимо естественнонаучного интереса к Северу проявляется и интерес художественный: северная тема звучит в литературных и научных трудах М. В. Ломоносова. Будучи по происхождению северянином, Ломоносов как человек и ученый формировался под непосредственным влиянием северной промысловой культуры и заснеженного северного пространства.

Среди писателей, путешественников, продолжающих литературное постижение Севера в конце XVIII века, можно назвать А. И. Фомина («Описание Белого моря с его берегами и островами вообще»), П. И. Челищева («Путешествие по Северу России в 1791 году»), капитана Я. Я. Мордвинова (записки «Журнал о походах в Соловки и на Валаам острова»).

XIX век - новый этап длительного процесса формирования Северного текста, характеризующийся появлением значительного количества разножанровых творений: это произведения Н. А. Чижова, В. Д. Яковлева, путевые очерки Я. Н. Озерецковского «Плавание по Белому морю и Соловецкий монастырь», повесть А. А. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин», пьеса Н. В. Кукольника «Иван Рябов, рыбак архангелогородский», поэзия

4 Лошаков А. Г. Еще раз о Северном тексте русской литературы как сверхтексте // Северный текст русской литературы: сборник. Вып. 3. Архангельск, 2013. С. 4-15.

5 Ваенская Е. Ю., Галимова Е. Ш., Давыдова А. В. и др. Северный текст в школьном изучении: специфика филологического анализа: учебное пособие. Архангельск: КИРА, 2016. С. 40.

6 См: Захарова Н. Н. Описание Русского Севера и Сибири в английской литературе и журналистике XVIII века // Северный и Сибирский тексты русской литературы: типологическое и уникальное. Архангельск: ИД САФУ, 2014. С. 48-61.

М. Д. Суханова, «Очерки Архангельской губернии» В. П. Верещагина, книга путевых очерков С. В. Максимова «Год на Севере», цикл стихотворений К. К. Случевского «Мурманские отголоски» и его путевые очерки «По Северу России», «По Северо-Западу России», рассказы А. С. Серафимовича и др. Однако «окончательно вся предшествующая традиция сложилась в единый Северный текст в творчестве писателей ХХ века...» . Оговоримся, что это, безусловно, процесс открытый, и произведения современных авторов, актуализирующие северную тематику, объединенные смысловой общностью, и в наши дни продолжают пополнять, расширять Северный текст.

Кроме того, дискуссионными остаются вопросы, связанные с процессами формирования Северного текста как регионального литературного сверхтекста. Так, с точки зрения Е.Ю. Ваенской, в литературе XIX века, связанной с Русским Севером, можно выделить характерные общие черты, позволяющие говорить о том, что Северный текст как сверхтекстовое единство складывается не в ХХ столетии, а раньше.

Наличие повторяющихся, устойчивых глубинных смыслов-ценностей в произведениях, составляющих Северный текст, не только является одним из факторов, позволяющих говорить о нем как о локальном сверхтексте, но и дает возможность выделить мифопоэтическую составляющую Северного текста, изучение которой подтверждает, что глубинные смыслы соотносимы и с традиционными архетипами, мифологемами, символами, образами, и с культурно-географическими особенностями пространства Севера.

Приводя утверждение Л. М. Гаврилиной о том, что «ничто лучше мифа не может сформулировать для массового сознания некое цельное знание-

о

чувствование, облечь его в яркую и доступную для восприятия форму» , А. Г. Лошаков, разделяющий выводы Е. Ш. Галимовой о том, что уникальность и внутренняя целостность Северного текста определяется восприятием Русского Севера, «с одной стороны, как мифопоэтического пространства, исполненного тайны, чуда, загадки, с другой - как пространства мифологизи-

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Поспелова Ольга Владимировна, 2018 год

- 416 с.

189. Слобин, Г.Н. Проза Ремизова 1900 - 1921: моногр. / Г.Н. Слобин; [пер. с анг. Г.А. Крылова]. - СПб.: Академич. проект, 1997. - 206 с.

190. Словарь говоров Русского Севера / под ред. А.К. Матвеева. - Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 2001-2014.

191. Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей /под ред. А.С. Герда. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994 - 2005.

192. Соловей, Н.Я. Советский исторический роман о Степане Разине: «Разин Степан» А.Чапыгина и «Степан Разин» С. Злобина: дис. ... к. фил. н. -М., 1954.

193. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: опыт исследования / Ю.С. Степанов. - М.: Языки рус. культуры, 1997. - 824 с.

194. Судник, Т.М., Цивьян, Т.В. О мифологии лягушки (балто-балканские данные) // Балто-славянские исследования. - М.: Наука, 1982. - С. 137 - 155.

195. Суперанская, А.В. Общая теория имени собственного / А.В. Суперанская. - М.: Наука, 1973. - 680 с.

196. Тайлор, Е.Б. Миф и обряд в первобытной культуре / пер. с англ. Д.А. Коропчевского. - Смоленск: Русич, 2000. - 624 с.

197. Тевс, О.В. Семиотический аспект моделирования природы и социума в художественном мире В.М. Шукшина: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Тевс Оксана Вячеславовна. - Барнаул, 1999. - 183 с.

198. Телегин, С.М. Восстание мифа / С.М. Телегин. - М.: Век, 1997. -192 с.

199. Теория литературы. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика: учебное пособие: в 2-х т. Т. 1 / под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Академия, 2004. - 513 с.

200. Теребихин, Н.М. Геософия и этнокультурные ландшафты народов Баренцева Евро-Арктического региона / Н.М. Теребихин // Поморские чтения по семиотике культуры. Вып. 2. Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера России: сб. науч. ст. Архангельск, 2006. - С. 68 - 83.

201. Теребихин, Н.М. Метафизика Севера: монография / Н.М. Теребихин. - Архангельск: Помор. ун-т, 2004. - 271 с.

202. Титова, Т.А. Антропоморфизм как способ освоения действительности (социально-философский анализ): дис. ... канд. фил. наук: 09.00.11 / Титова Татьяна Александровна. - Казань, 2013. - 166 с.

203. Токарев С.А. Олицетворение // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 2. - М.: Совет. энцикл., 1980 - 1982. - С. 252 - 254.

204. Токарева, Г.А. Мифологическое и сказочное в художественном мире М.М. Пришвина: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Токарева Галина Альбертовна. - Владивосток, 1999. - 181 с.

186

205. Топорков, А.Л. Теории мифа в русской филологической науке Х1Х в. / А.Л. Топорков. - М.: Индрик, 1997. - 456 с.

206. Топоров, В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов / В.Н. Топоров // Ранние формы искусства / отв. ред. Е.М. Мелетинский - М.: Искусство, 1972. - С. 77 - 104.

207. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное / В.Н. Топоров. - М.: Прогресс - Культура, 1995. - 624 с.

208. Топоров, В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. С. 227 - 284.

209. Тотубалин, Н. А. П. Чапыгин / Н. Тотубалин // Чапыгин А. П. Собр. соч.: В 5-ти т. Т. 1. - Л.: Худ. лит., 1967. - С. 5 - 46.

210. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. - М.: Наука, 1977. - 573 с.

211. Фотинова, Ю.Ю. Особенности языковой репрезентации концепта ПРОСТРАНСТВО в ранней прозе Е.И. Замятина / Ю.Ю. Фотинова // Вопр. когнитивной лингвистики. - 2011. - №2. - С. 35-39.

212. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. -М.: Лабиринт, 1997. - 448 с.

213. Хатямова, М.А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети ХХ века / науч. ред. В.А. Суханов. - М.: Языки славянской культуры, 2008. - 328 с.

214. Хмельницкая, Т.Ю.Творчество Михаила Пришвина / Т.Ю. Хмельницкая. - Л.: Сов. писатель, 1959. - 283 с.

215. Холодова, З.Я. Художественное мышление М.М. Пришвина: Содержание, структура, контекст / З.Я. Холодова. - Иваново: Изд-во «Иваново», 2000. - 295 с.

216. Хорошевская, Ю.П. Мифическое время и его модели в пространстве современной фантастической литературы / Ю.П. Хорошевская // Филологич. науки. Вопр. теории и практики. - 2015. - №3 (45). - Ч.1. - С. 211 - 214.

217. Хюбнер, К. Истина мифа / пер. с нем. И. Касавина. - М.: Республика, 1996. - 448 с.

218. Целовальников, И.Ю. Интертекстуальность прозы А. Ремизова: авто-реф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Целовальников Игорь Юрьевич. -Волгоград, 1999. - 16 с.

219. Цивьян, Т. О ремизовской гипнологии и гипнографии / Т.О. Цивьян // Серебряный век России. Избранные страницы. - М.: Радикс, 1993.

220. Чайкина, Ю.И. Словарь географических названий Вологодской области / Ю.И. Чайкина. - Вологда: ИПКиППК, 1993. - 473 с.

221. Черноков, М. А.П. Чапыгин. Из воспоминаний / М. Черноков // Север. - 1938. - № 4. - С. 77 - 85.

222. Чуйкова, О.А. Мифологический аспект прозы А.М. Ремизова 1900 -нач. 1910-х гг.: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Чуйкова Ольга Альбертовна. - М., 1997. - 21 с.

223. Элиаде, М. Священное и мирское / пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

224. Юлдашева, Л. Традиции М. Пришвина в современной советской литературе / Л. Юлдашева // Вестн. МГУ. - 1979. - № 2. - С. 27 - 36.

225. Юнг, К. - Г. Об архетипах коллективного бессознательного / К. -Г. Юнг // Вопросы философии. - 1988 - № 1. - С. 133 - 152.

226. Яковлева, Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) / Е.С. Яковлева. - М.: Гнозис, 1994. -344 с.

227. Ярошенко, Л.В. Неомифологизм в литературе ХХ века: Учеб.-методиче. пособие / Л.В. Ярошенко. - Гродно: Изд-во ГрГУ, 2002. - 103 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.