Мир пространства в пейзажной живописи средневекового Китая: X - XIV вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Ковалевский, Ярослав Викторович

  • Ковалевский, Ярослав Викторович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 190
Ковалевский, Ярослав Викторович. Мир пространства в пейзажной живописи средневекового Китая: X - XIV вв.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Барнаул. 2009. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ковалевский, Ярослав Викторович

Введение

Глава 1. Условность пространства в изобразительном искусстве

1.1 Условность восприятия границ художественного пространства и проблема его адекватности пространству предметного мира

1.2 Методы пространственных построений в произведениях изобразительного искусства

Глава 2. Особенности восприятия пространства в китайском самосознании

2.1 Понимание «мира пространства» в китайском самосознании

2.2 Место иероглифа в пространстве средневекового китайского пейзажа

Глава 3. Пространственные характеристики классической китайской пейзажной живописи (X - XIV вв.)

3.1 Небо и земля как единство противоположностей в пейзажной живописи Средневекового Китая

3.2 Выражение «мира пространства» в средневековом китайском пейзаже

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мир пространства в пейзажной живописи средневекового Китая: X - XIV вв.»

Актуальность темы

В< последние десятилетия между Россией и Китаем устанавливаются все более тесные и многосторонние связи, в том числе и культурные. В связи с этим в отечественном искусствознании возникла необходимость более глубокого изучения китайского культурного наследия, в частности -изобразительного искусства. Изобразительное искусство Китая представляет собой оригинальное, самобытное явление, разительно отличающееся от более привычной для нас классической европейской и ближневосточной живописи — как в плане философско-эстетическом, так и в плане социологическом, в соотношении с религией, образом жизни, письменностью. Анализ пространственного феномена китайской живописи в ключевых моментах ее зарождения и формирования приобретает особую научную и духовно-практическую значимость в условиях интенсивного процесса развития взаимоотношений Восточной и Западной культурных традиций. Любая культурная традиция -существовавшая в прошлом или существующая ныне — несет в себе определенное миропонимание, определенную систему ценностей, в том числе эстетических, которые, в свою очередь, формируют менталитет данного конкретного общества, его самосознание. И, конечно же, художественная традиция Китая с ее более, чем трехтысячелетней историей, является очень важной частью китайского, культурного пространства. В ней мы можем видеть изначальное, и свойственное практически всем стремление к естественной чистой жизни» в гармонии с окружающим миром.

Еще одна из задач, которая решается в китайской живописи удивительным и своеобразным способом, — это проблема передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости.

Хронологические рамки работы определяются X — XIV веками, что в историографии Китая соответствует периодам эпохи Сун (960 - 1279 г. н. э.) и эпохи Юань (1280 - 1368 г. н. э.). Данные эпохи относятся к периоду Зрелого Средневековья в истории^ искусства Китая. Именно для этого времени характерен расцвет и интенсивное развитие живописи, которую принято сейчас называть классической живописью Китая. В этот период пейзаж становится основным, наиболее популярным среди художников живописным жанром. Для многих живописцев этого периода, воспитанных на идеях Чань-буддизма, творческим, кредо был поиск истины, сокрытой в природе, что, в свою очередь, потребовало от них разработки новых приемов передачи пространства и воздушной среды.

Степень изученности проблемы

Многие ученые обращались к изучению данной проблемы, существуют серьезные основательные исследования по этой теме, но, несмотря на это, проблема передачи пространства в изобразительном искусстве остается открытой. Разные авторы затрагивали различные аспекты данной проблемы. В работах современных востоковедов Н. А. Виноградовой, Е. В. Завадской, В. В. Малявина, В. В. Осенмук китайская* пейзажная живопись предстает оригинальным самобытным явлением, несущим в себе глубинные мировоззренческие основы китайской цивилизации, где своеобразие организации художественного пространства связывается с особым ценностным отношением к пространству Мироздания вообще.

Н. А. Виноградова отмечает принципиально важный момент в создании китайским художником пространства картины: оставаясь чуждым использованию законов линейной перспективы, живописец вырабатывает свои собственные принципы, где пейзаж делится на несколько планов, высоко поднятых один над другим, а ощущения пространства и объемности достигаются благодаря виртуозному владению линией. Именно живая, выразительная линия и воздушная перспектива в его картине определяют пространственные отношения [60, с. 16].

По мнению В. В. Малявина, для китайского художника творчество и духовное прозрение были вещами одного порядка. Автор высказывает мысль, что истинный секрет китайской живописи заключался в неразличимости внутренней реальности жизни и ее внешнего образа, сама картина выступала в роли маски для реальности [122, с. 238].

У Е. В. Завадской мы находим указание на то, что китайским живописцам не свойственно было отбрасывать опыт древних мастеров ради достоинств новых художественных форм. По мнению автора, «искусство в их глазах священно в своей сущности, и потому круг священного охватывает все поле внутренней жизни художника» [91, с. 60].

В. В. Осенмук, раскрывая значение понятия «пейзажность» в отношении китайской живописи, описывает многоаспектность представлений средневековых китайцев о природе. Под «пейзажностью» автор подразумевает «отражение в живописи наиболее общих аспектов мировоззрения, данных через образ природы» [133, с. 6]. В. В. Осенмук отмечает, что для художников средневекового Китая было характерно воспринимать каждое конкретное явление в природе, как существующее в связи со всеобщим, и в китайской живописи данное мировоззрение находило отражение в определенном формальном и образном строе живописных произведений.

Вопрос о причинах и способах организации пространства китайского пейзажа также поднимался в трудах ряда зарубежных авторов (Джордж Роули, Алан Прайст, Вильям Кох, Майкл Салливан, Джеймс Кахилл, Мэри Трегар и др.)- Дж- Роули, в частности, отмечает, что когда перед художниками Китая встал вопрос пространственной глубины, они переработали ранние принципы восприятия времени и пришли к идее пространства, в котором можно «путешествовать», и предполагавшего еще большее пространство - за рамками картины [146, с. 97]. Мэри Трегар, например, указывает на связующую роль композиционной организации китайского пейзажа, позволяющей воспринимать живописное пространство максимально целостно [187, с. 214]. Майкл Салливан в своей монографии «Китайская пейзажная живопись», проводит анализ пространственных форм китайского пейзажа и технику их создания, выделяя несколько видов композиционных построений, которые были наиболее популярны среди китайских пейзажистов [184, с. 107].

Тема организации художественного пространства в живописных произведениях нашла свое отражение в культурологических исследованиях Ю. М. Лотмана и А. М. Кантора. По мнению Ю. М. Лотмана, метод отображения окружающей действительности в искусстве всегда требует определенных ограничений, правил, и эти ограничения, (условность) художественного пространства в данном случае играют важную роль в фокусировании внимания зрителя на той содержательной канве, которую пытается донести художник [118, с. 443].

А. М. Кантор в работе «Предмет и среда в живописи» (М., 1981) рассматривает произведения изобразительного искусства как «знаково-символические явления», приходя к выводу, что чтение особенностей зрительно воспринимаемого языка картины уступает место чтению скрытых за картиной ассоциаций. По мнению автора, предметно-пространственное начало выступает как вторичное, подсобное, помогающее распознать духовный мир художника и его круга, который и представляет для исследователя главный интерес [100, с. 123].

В отношении способов пространственных построений в художественных произведениях особый интерес представляют t работы Б. В. Раушенбаха, П. А. Флоренского, В. В. Кандинского, JL В. Мочалова.

П. А. Флоренский считал, что проблема пространства лежит в средоточии миропонимания во всех возникавших системах мысли. По его мнению, пространство следует признать за первичный предмет философии, в отношении к которому все прочие философские темы следует расценивать как производные [36, с. 272]. Флоренский описывает такой прием построения композиционного пространства, как «обратная перспектива», хорошо известный и широко применявшийся в изобразительном искусстве древности. В этом случае взгляд наблюдателя не собирает все пространство картины в одну точку на горизонте (чего требует линейная перспектива), а наоборот, расширяет его, выводя даже за рамки холста (или любой другой поверхности), делая, таким образом, отправной точкой собственное зрительское положение. Произведение, сводя перспективные линии к зрителю, расширяет его границы восприятия, его способность видеть.

Необычный взгляд по поводу формы в композиционном пространстве приводит В. В. Кандинский в своей монографии «О духовном в искусстве»: «Чем свободнее абстрактный элемент формы, тем чище и при том примитивнее его звучание. Итак, в композиции, где телесное более или менее излишне можно также более или менее пренебречь этим телесным и заменить его чисто абстрактным или полностью переведенными в абстрактное телесными формами. В каждом случае такого перевода или такого внесения в композицию чисто абстрактной формы единственным судьей, руководителем и мерилом должно быть чувство» [27, с. 54]. В другой своей работе «Точка и линия на плоскости», говоря о пространственном месте понятия «точка» в природе, В. В: Кандинский отмечает: «В другом столь же однородном царстве — природе часто встречается скопление точек, причем вполне целесообразно и органически обоснованное. Эти природные формы в действительности являются малыми пространственными телами и соотносятся с абстрактной (геометрической) точкой таким же образом, как. и живописные. С другой стороны, и все «мироздание» можно рассматривать как замкнутую космическую композицию, которая, в свою очередь, составлена из бесконечно самостоятельных, также замкнутых в себе, последовательно уменьшающихся композиций» [28, с. 91-92].

В работе JI. В. Мочалова «Пространство мира и пространство картины» (М., 1983), автор, рассматривая различные способы построения перспективы (прямая, параллельная, обратная), высказывает, в общем-то, характерную для «официального» советского искусствознания точку зрения об эволюции художественного мастерства, постепенном развитии способов л изображения и передачи пространства от менее «совершенных» к более «совершенным» и «правдивым» [126, с. 91].

Особого внимания заслуживают исследования проблемы пространственных построений в изобразительном искусстве, сделанные Б. В. Раушенбахом. В своих работах автор говорит о многовариантности систем научной перспективы, вопреки устоявшемуся мнению, что научной является только линейная система. Детально рассматривая процесс зрительного восприятия человека, он убедительно доказывает, что человек видит мир вовсе не по законам линейной перспективы [142, с. 288]'.

Существующие мнения достаточно разнообразны и самобытны, в чем-то даже противоречивы. Разные авторы указывают на совершенно разные предпосылки в создании живописцами художественного пространства, предлагаются различные методы отображения объективного пространства и дается разная оценка содержательной, смысловой стороны пространственного образа. Однако четкого объяснения причин условности построения пространства в произведениях изобразительного искусства до сих пор не представлено. Также открытым остается вопрос о причинах уникальной, многоплановой и многоуровневой организации пространства в китайском пейзаже - ярком и самобытном явлении китайской цивилизации.

Объект исследования: китайская пейзажная живопись X -XIV вв. н. э.

Предмет исследования: сущностные характеристики и построение художественного пространства в китайской пейзажной живописи X — XIV вв. н. э.

Цель исследования: анализ специфических особенностей пространственного мировосприятия в китайском пейзаже указанного периода.

Задачи исследования:

1. Обозначить психологические особенности зрительного восприятия, влияющие на формирование пространственного образа.

2. Исследовать вопрос об условности восприятия пространственных границ произведения изобразительного искусства и проблему адекватности физического и художественного пространства.

3. Определить перспективные закономерности передачи пространства в изобразительном искусстве.

4. Выявить причины применения определенных перспективных систем в создании пространства произведения изобразительного искусства.

5. Определить выражение «мир пространства» как эстетическую категорию, и рассмотреть проявление этой категории в китайском самосознании.

6. Раскрыть роль иероглифа в пространственной организации китайского пейзажа X — XIV вв. н. э.

7. Обозначить основные характеристики пространства в пейзажной живописи Китая X - XIV вв. н. э.

8. Рассмотреть выражение категории «мир пространства» в китайском пейзаже X — XIV вв. н. э.

Методология исследования носит междисциплинарный характер и включает в себя комплексный подход к изучению проблемы организации пространства в живописных произведениях. В основу исследования положены труды П. А. и

Флоренского, Б. В. Раушенбаха, КЭ. М. Лотмана, В. В. Кандинского, В. В. Малявина, В. В. Осенмук.

К изучению изобразительного пространства П. А. Флоренский подходит через онтологическое и связанное с ним аксиологическое (ценностное) и культурологическое толкование пространственности. Основная идея онтологического толкования состоит в том, что любое понимание окружающего мира основано на определенном понимании пространства. Другими словами, понять какой-то предмет, знак или образ — означает понять его в рамках какого-то пространства, посредством пространства и в качестве пространства. Если бы пространства не существовало, то нечего было бы понимать, а если бы оно не было ценностным, то понимать было бы незачем. Такова, по нашему мнению, суть связи онтологического и аксиологического методов толкования пространства. Суть культурологического толкования в рассмотрении культуры, как деятельности по организации определенного культурного пространства. В связи с этим способ передачи пространства в произведении изобразительного искусства напрямую связан с культурным пространством, в рамках которого оно создается.

В исследовании проблемы пространства в изобразительном искусстве, вслед за Б. В. Раушенбахом, мы используем современные научные данные в области психологии зрительного восприятия. Посредством предложенного им логико-аксеоматического метода, выстраиваем систему научной перспективы, учитывающую в процессе зрительного восприятия преобразующую деятельность психики.

В изучении изобразительного искусства используется системный подход, присущий Ю. М. Лотману и В. В. Кандинскому. Рассматривая изобразительное искусство в качестве одной из знаковых систем, применяется комплексный метод в раскрытии семиотического смысла пространственных построений.

При рассмотрении и анализе живописных произведений мы применяем иконографический метод и метод стилистического анализа, встречающиеся в работах В. В. Осенмук. Данные методы позволяют дать целостную характеристику произведениям живописи и выявить их специфические черты, а также раскрывают особенности техники исполнения пейзажных работ.

В рассмотрении проблемы духовного развития человека в китайской культурной традиции, а также ее влияние на. художественное творчество, вслед за В. В. Малявиным в данной работе используется системный метод, принцип историзма и метод философско-культурологического анализа. Они раскрывают природу различных философско-этических представлений и учений, в значительной степени определявших и формировавших китайское самосознание, и, убедительно доказывают, что искусство в целом, и пейзажная живопись в частности, неразрывно связаны с духовным пробуждением личности и рассматриваются как его ключевой фактор.

Методы исследования: диалектический метод, позволивший исследовать взаимосвязи пространственных отношений в живописи с духовным миром человека, метод стилистического анализа, системный метод, метод описания, комплексный метод, исторический метод, иконографический метод, методы междисциплинарного исследования.

Источниковая база представляет собой пейзажные произведения китайских живописцев X — XIV вв., опубликованные в альбомах и каталогах выставок, а также материалы экспозиций и фондов Государственного музея искусства народов Востока, г. Москва, Государственного Эрмитажа, г. Санкт-Петербург. В качестве источников используются различные научные и литературные опубликованные труды, такие, как «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно», «Записки о живописи: что видел и слышал» Го Жо-сюя, «Уроки мудрости: Сочинения» Конфуция, «Трактаты. Дневники. Письма» Альбрехта Дюрера, «Избранные произведения» Леонардо да Винчи, «О духовном в искусстве» В. В. Кандинского и др.

Научная новизна работы состоит в следующем: Определена и введена в научный оборот категория «мир пространства», которая рассмотрена как эстетическая категория.

• Установлено, что специфика создания художественных форм в китайском пейзаже и моделирование его пространства было непосредственно связано с особым эмоциональным состоянием китайских мастеров в процессе творчества. Для них не были характерны так часто встречающиеся в работе западных художников переживания творческих кризисов, сопровождающиеся сильными эмоциональными переживаниями, экспрессией, поиском новых изобразительных форм. Приступая к созданию пейзажа, китайский художник старался войти в состояние гармонии с окружающим миром и с миром внутри себя, считая это состояние необходимым для создания полноценного художественного произведения.

• Показано, что китайский художник в момент творчества чувствовал себя лишь проводником, чьей рукой управляют свыше, некоей «прозрачной средой», помогающей воспринять всю ' красоту и гармонию окружающего мира, стараясь не накладывать на творческий процесс элементов субъективного.

• Выявлено, что важной своеобразной чертой китайской живописи является специфика эволюционного восприятия развития искусства: китайский художник не считал последующее в истории творчество совершеннее предыдущего, часто стремясь увидеть совершенство мироздания глазами древнего мастера.

Теоретическая значимость работы, связана с исследованием специфических особенностей организации художественного пространства в китайском пейзаже. На основе физиологических и психологических особенностей зрительного восприятия окружающего пространства были выявлены причины условности понимания зрителем способов организации пространства в живописных произведениях. Раскрытие содержания категории «мир пространства» позволило обозначить сущностные черты пространственной организации китайского пейзажа, определить роль иероглифической надписи в его структуре и показать значение пейзажной живописи в китайском самосознании.

Практическая значимость исследования заключается в содействии установлению глубоких культурных отношений России и Китая. Работа способствует формированию гармоничного диалога Восточной и Западной культурных традиций. Материалы предлагаемого исследования могут использоваться в курсах: «Искусство Китая», «История живописи»,. «История мировой художественной культуры» в образовательных учреждениях разного звена.

Апробация- работы происходила в. ходе обсуждения на кафедре Философии и отечественной истории Алтайской академии экономики и права (протокол №1 от 22 сентября 2008 года), где она была рекомендована к защите на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Отдельные положения диссертации отражены в ряде статей, опубликованных в научных сборниках, а также были представлены на научных конференциях различного уровня, в том числе: на всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы высшего музыкального образования» (Нижний Новгород, 2004), всероссийской научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал ученых России - 2008» (Барнаул, 2008), всероссийской научной конференции «Человек: философская рефлексия. Границы философских дискурсов» (Барнаул, 2008). Результаты исследования представлялись на заседаниях круглого стола Алтайского отделения философского общества РФ (Барнаул, 2004 - 2008).

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Ковалевский, Ярослав Викторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древняя цивилизация Китая — одна из редких культур в истории человечества, имеющая свои самостоятельные истоки зарождения. Это непрекращающаяся и непрерывно развивающаяся этнокультура, имеющая богатейшую историю искусства, в том числе живописного. Зародившись тысячелетия назад, китайская живопись процветает и сегодня. Для китайской культурной традиции характерно видеть во всех сферах жизни эстетическое начало. Жизнь, воспринималась через призму искусства, и в значительной степени именно изобразительного. В искусстве физическое пространство становится художественным, обретая образность, символичность, и неизбежную условность.

В результате проведенной исследовательской работы была обоснована актуальность темы, реализована цель исследования, поставленные задачи были выполнены. При выявлении специфических черт пространственного мировосприятия в китайской пейзажной живописи Зрелого Средневековья (X — XIV вв.), нам удалось раскрыть характерные особенности организации художественного пространства китайского пейзажа указанного периода. В ходе исследования, обозначив, психологические особенности зрительного восприятия, влияющие на формирование пространственного образа, исследовав вопрос об условности восприятия пространственных границ художественного произведения, определив перспективные закономерности передачи пространства и выявив причины, применения в изобразительном искусстве определенных перспективных систем, мы установили, что:

Процесс восприятия пространства в произведении изобразительного искусства — это всегда некий «компромисс» между окружающей нас трехмерностью предметного мира и двухмерностью изображения, поскольку любое изображение в большей или меньшей степени искажает воспринимаемую нами реальность в силу невозможности передать без искажений трехмерное пространство на плоскости. Условность в интерпретации изобразительного пространства непосредственно зависит от социокультурных условий, в рамках которых создается произведение, от принадлежности зрителя к определенной культурной среде.

Важную роль в процессе пространственных построений в произведении изобразительного искусства играют специфические особенности зрительного восприятия человеком окружающего, объективного пространства, в соответствии с которыми в одних условиях мы видим объекты в легкой обратной перспективе, в других — аксонометрически, а в третьих — приближенно к законам прямой перспективы.

Восприятие человеком окружающего пространства всегда субъективно в силу несовершенства его органов чувств. Внешнее пространство, на которое мы смотрим, посредством сложных оптических и психических процессов преобразуется во внутреннее пространство, которое мы, как раз, и видим. Оптический образ, отраженный на сетчатке глаза, является плоским, а возникновение трехмерной пространственной картины — результат деятельности человеческой психики. То есть, зрительный образ достраивается, внутри ума человека на основе личного опыта взаимоотношений с окружающим миром. Следовательно, мы видим не реальность, а собственное отношение к ней. И это отношение формируется множеством различных факторов, главный из которых — культурная среда, в которой находится человек. • Любое произведение изобразительного искусства содержит в себе определённый семиотический (знаковый) и символический смысл. Восприятие символического значения изображения основано на способности человеческого сознания к абстрагированию, которое, в свою очередь, опирается на определённое мировоззрение, существующее в данном, обществе. В этом случае символ раскрывается, как бы разворачивается в определённый контекст, устанавливая тем самым смысловое значение произведения. То есть раскрытие символов представляет собой некий процесс преобразования видимого в содержательное. В процессе работы нам удалось раскрыть значение категории «мир пространства» и рассмотреть проявление этой категории в китайском самосознании, обозначить роль иероглифа в пространственной организации китайского пейзажа и определить основные характеристики пространства в пейзажной живописи Китая, а также исследовать выражение категории «мир пространства» в китайском* пейзаже. В результате мы пришли к следующим выводам:

• Категория «мир пространства» выражает собой уникальное соотношение объектов окружающего мира с творческими формами проявления сознания, раскрывая взаимосвязь между жизнью как таковой, и формами, в которых она проходит. Пространство в китайской пейзажной живописи в большинстве случаев не несет в себе ни религиозного, ни даже нравоучительного смысла, и понятие «мир пространства» предстает как чисто эстетическая категория. Фактически мы видим процесс установления эстетического элемента созерцательности как важнейшего, что делает равноценными любые элементы композиции, все планы пейзажа, стирая различия между содержательными и декоративными частями картины.

• Для китайского живописца целью художественного творчества считалось раскрытие свойств вещей, что можно рассматривать, как некоторую трансформацию возможностей, уже заложенных в самих вещах.

• Китайских живописцев больше интересовал сам процесс проявления художественного пространства, а не отдельные объекты как таковые, что приводило к удивительному ощущению отсутствия барьера между созерцающим и созерцаемым. В создании картин они стремились больше опираться не на данные чувственного восприятия, а на результаты осмысления символической реальности. И природа пейзажа представала уже философски осмысленной, пропущенной через внутренний мир живописца.

• Пейзаж представлял собой нечто большее, чем просто собирательный образ, природы. Целью живописца было достижение особого, очень тонкого и глубокого совпадения природы, воссозданной на картине, и природы первозданной. Притом это чувство соответствия должно было возникнуть на каком-то подсознательном уровне, когда улавливается сама внутренняя суть объектов, их индивидуальная неповторимая роль в мироустройстве.

Для китайских художников картина — это не «окно» в жизнь, а непосредственно продолжение жизни, интенсивной и внутренне проживаемой. Таким образом, в их творчестве чувственный опыт восприятия, творческая фантазия и символическое осмысление реальности сливались воедино, создавая своеобразную и, вместе с тем, очень убедительную живописную манеру. В некоторых случаях пространство их пейзажей начинало походить на то, как - воспринимается пространство во сне, где оно хоть и содержит традиционные, знакомые образы, но никак не складывается в логичное, умопостигаемое целое.

В китайской культурной традиции художественное творчество расценивалось как акт жизненного превращения, открывающий путь к недостижимому и указывающий на событийность всего сущего. Этот процесс позволял сознанию постепенно освободиться от мыслительных привычек, обуславливающих и ограничивающих восприятие окружающего мира.

Главным организующим элементом пространства в китайском пейзаже была линия, которая обладала способностью соединять и разделять, быть как связующей нитью, так и границей. Линия формирует плоскости, служит мерой времени и пространства картины, являясь- основным символом пространственно-временного континуума. И та же линия создает иероглифы, которые несли в себе как литературный, так и символический смысл, создавая тем самым как бы внеобразное бытие картины.

В случае, когда пейзаж нес в себе словесный, иероглифический комментарий, образ иероглифа обязательно сочетался с природными образами. Также расположение авторской печати на картине, в том числе, преследовало цель гармонично дополнить изображение, придавая ему законченность. Привнесение иероглифической надписи в структуру пейзажа создавало особый вид художественного пространства, раскрывающего сущностное единство между сюжетно-композиционными элементами картины и иероглифическим письмом. В сознании китайского художника живопись и каллиграфия представляла одно целое. Живопись служила для создания форм, а каллиграфия служила для передачи идей (информации, философского комментария). В этом сочетании они гармонично дополняли друг друга, создавая ощущение завершенности художественного процесса.

Взаимоотношения дуальных сил инь — ян являлись важнейшим принципом пространственных построений' в китайской живописи, этот дуализм неизбежно распространялся на все ее аспекты, начиная с тематического материала, и кончая манерой письма кистью. В свой основе принцип инь — ян выражает взаимодействие противоборствующих сил, которые в то же время поддерживают друг друга. Одновременное единство и борьба противоположностей выражают сущностный смысл устройства мироздания, в котором все проявляется через дуальность: глубина неба скользит по плоскости земли, бесплотность духа отражается вещественностью материальных форм. Все противоположности — день и ночь, тепло и холод, жизнь и смерть и т.п. — взаимно обуславливают свою самобытность. Все сущее непрерывно и постоянно возвращается к себе. Роль человека же заключается в том, чтобы быть наблюдателем и последователем этого бесконечно мудрого мироустройства. Единство Неба и Земли в пространстве китайского пейзажа являет собой панораму, развернутую на плоскости, где перспектива не имеет точки схода, и воспринимается с условной, недостижимой точки зрения, как будто вбирающей в себя все возможные варианты созерцания. В определенном смысле китайский пейзаж представляет собой символическую, в чем-то сокращенную запись действительности, обращенной к воображению зрителя и предполагающей существование литературной традиции, содержащей объяснение значений художественных образов. Здесь мы видим своеобразную иллюзорность художественного пространства, чуждого натуралистическому правдоподобию, и призванного, сформировать чувство убедительности невероятного и неведомого. Пространство в китайском пейзаже в большинстве случаев организовано ассиметрично, и это напоминает своеобразную игру противоположностей: пустого и наполненного, закрытого и открытого, концентрированного и разряженного; чередование таких частей изображения формирует определенный ритмический строй пространства картины.

Китайские художники отличались удивительной психологической цельностью интуиции, и в своем творчестве отказывались от приемов натуралистического изображения. Разнообразие форм и явлений, которое мы наблюдаем в природной среде, в китайских пейзажах выразилось в особой, скрытой форме. Выделяя какой-то элемент из природного контекста, и фокусируя наше внимание на нем, художник как будто раскрывает нам макрокосм через микрокосм, все многообразие жизни в одной ее частице.

За рамками исследования остались такие вопросы, как особенности организации художественного пространства в китайской пейзажной живописи Позднего Средневековья (XV — XX вв.), а также пространственные характеристики жанровой, лубочной картины в китайской художественной традиции, пространственная организация китайского портрета.

Обозначенные вопросы могут стать перспективой дальнейшего исследования темы. Также дальнейшую разработку может получить проблема самосовершенствования человека в пространстве художественного произведения, как части целостного культурного пространства китайской цивилизации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ковалевский, Ярослав Викторович, 2009 год

1. Источники1. Музейные экспозиции

2. Постоянная экспозиция Государственного музея искусства народов Востока, г. Москва. Раздел искусства Китая.

3. Постоянная экспозиция Государственного Эрмитажа, г. Санкт-Петербург. Раздел дальневосточного искусства.

4. Китайская живопись в альбомах и каталогах

5. Выставка «Искусство Китая». Каталог / Сост. О. Глухарева, Б. Деннике. — М, 1940. — 24 е.: ил.

6. Выставка произведений китайской традиционной живописи «Гохуа»: Цзян Ши-лунь: каталог / Авт.-сост. О. Михайлова. — Новосибирск: Б. и., 1983. 11 е.: ил.; 25 см.

7. Древние китайские свитки в собрании Государственного Эрмитажа. Каталог / Сост. Е. Лубо-Лесниченко. Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1961. - 35 е.: ил.

8. Дух гармонии. Шилунь: китайская живопись: альбом / ред. текста: И. С. Сиротко-Сибирская. СПб.: ИБТ, 2007. — 136 е.: портр., цв. ил.; 33 см.

9. Живопись: Традиционная китайская живопись / Альбом. М.; Taipei: Об-ние «Тепломех»: Гуан хуа, 1996. - 11 е.: ил.; 19 см.

10. Изобразительное искусство Китая / Альбом. Сост. и авт. вступит, статьи О. Глухарева. — М.: Изогиз, 1956. 148 с.

11. Искусство Китая / Альбом. Авт.-сост. Н. А. Виноградова. М.: Изобразительное искусство, 1988. — 54, 22. с.

12. Классическая живопись Китая. Альбом / Сост. JI. А. Шмотикова. — М.: Изобразительное искусство, 1981. — 53 е.: ил.

13. Коллекция китайской живописи в Киевском государственном музее Западного и Восточного искусства. Каталог / Сост. А. В. Крыжитский. — Киев, 1965. 47 е.: ил.

14. Памятники искусства Китая в музеях СССР. Альбом / Сост. О. Глухарева, М. Кречетова. — М.: Изобразительное искусство, 1959.' — 62 е.: ил.

15. Современная китайская живопись: Из колекции Национальной галереи Китая / Каталог выставки. — М.: ВРИБ «Союзрекламкультура», 1987. 45, 1. е.: цв: ил.; 22 см.

16. Сун жень хуацэ. Альбом репродукций художников эпохи Сун (X-XIII вв.). — Шанхай: Шанхай жэньминь чубаньшэ, 1979. 55 е.: ил.

17. Сюй Бэй-хун. Альбом / Авт. текста О. Глухарева. — М.: Изогиз, 1957, 14 с.

18. Цзян Ши Лунь: Китайская традиционная живопись «гохуа»: Каталог выставки / Сост. Л. И. Кузьменко. — Омск: Омский обл. музей изобразит, искусств, 1989. 36 е.: ил.; 21 см.

19. Ци Бай-ши. Альбом / Вступит, статья Н. Николаевой. — М.: Изогиз, 1958. 12 с.

20. Чжун-го лидай хуэйхуа. Альбом репродукций произведений из собрания Гугун. — Пекин: Жэньминь мэйшу чубаньше, 1981. Т. 1-2. 87 е.: ил.

21. Шмотикова JI. А. Классическая живопись Китая: альбом / JI. А. Шмотикова. — М.: Изобразит, искусство, 1981. 65 е.: ил.

22. Arts of China. Paintings in Chinese Museums. Album. Tokyo, 1972. - 62 P.: ill.

23. Cahill J. Chinese Painting. Album / J. Cahill. New York: Grove press, 1960. - 42 P.: ill.

24. Fine Chinese painting and calligraphy from the Li family Qunyuzhai collection: a catalog of publ. auction. — New York: Christie, Manson and Woods intern., 1991. 116 P.: ill.икованные научные труды

25. Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал / Жо-сюй Го; пер. с кит. и коммент. К. Ф. Самосюк. М.: Наука, 1978. - 240 с.

26. Древнекитайская философия / Пер. с кит. Ян Хин-шун. Собр. Текстов в 2-х тт. Т. 1. — М.: Мысль, 1973. -384 с.

27. Дюрер А. Трактаты. Дневники. Письма / А. Дюрер; пер. с ранненововерхненем. Ц. Несселыптрауса. — СПб.: Азбука, 2000. 662 с.

28. И цзин. Древнекитайская «Книга перемен» / Пер. с кит. М.: Эксмо, 2004. - 560 с.

29. Кандинский В. В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский. — М.: Архимед, 1992. 107 с.

30. Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости / В. В. Кандинский. СПб.: Азбука, 2003. - 240 с.

31. Каталог гор и морей / Пер. с кит. и коммент. Э. М. Яншиной. М.: Наука, 1977. - 236 с.

32. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения / Сост. вступит, ст. и ком. М. А. Блюменкранца. — М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2007. 958 с.

33. Леонардо да Винчи. Избранные произведения: в 2 т. / да Винчи Леонардо; под общ. ред. Б. В. Леграна и А. М. Эфроса. М.: Ладомир, 1995. - Т. 1-2.

34. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. Т. 3 / под ред. А. А. Губера. — М.: Искусство, 1967. — 503 с.

35. Матисс А. Сборник статей о творчестве / А. Матисс; предисл. и общ. ред. А. Владимирского. — М.: Изд. иностр. лит., 1958. 126 с.

36. Слово о живописи из Сада с горчичное зерно / Пер., предисл. и коммент. Е. В. Завадской. — М.: Наука, 1969. 518 с.

37. Флоренский П. А. Имена: Сочинения / П. А. Флоренский. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1998. - 912 с.

38. Флоренский П. А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / П. А. Флоренский; Сост. игумена Андроника (А. С. Трубачева); ред. игумен Андроник (А. С. Трубачев). — М.: Мысль, 2000. 446 с.

39. Чжуан-цзы. Даосские каноны / Чжуан-цзы; пер. вступит, ст., коммент. В. В. Малявина. — М.: Астрель, ACT, 2002. 432 с.

40. Ши Тао. Беседы о живописи / Пер. с кит. Е. В. Завадской. М.: Наука, 1978. - 208 с.1. Интернет-галереи

41. Токийский национальный музей (Tokyo National Museum). Токио, Япония.http://www.tnm.ip/en/gallerY/region/china.html

42. Музей изящных искусств (Museum of Fine Arts). Бостон, США.http://www.mfa.org/collections/sub.asp7key8

43. Государственный музей императорского дворца (National Palace Museum). Тайбэй, Тайвань. http://www.npm.gov.tw/ru/collection/selections 01 .htm1. Литература

44. Ан С. А. Образы человека в философской культуре Китая / С. А. Ан. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006. - 231 с.

45. Ан С. А. Парадоксы «недеяния» в мировоззрении китайцев / С. А. Ан // Родное и вселенское в судьбе России: сборник статей. Барнаул: БГПУ, 2007. — 252 с.

46. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / под ред. А. М. Кантора. — М.: Эллис Лак, 1997. — 736 с.

47. Арнхейм Рудольф. Искусство и визуальное восприятие / Рудольф Арнхейм; пер. с англ. В. Н. Самохина. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

48. Арнхейм Рудольф. Новые очерки по психологии искусства / Рудольф Арнхейм. — М.: Прометей, 1994. — 352 с.

49. Бежин JL Е. Под знаком «ветра и потока». Образ жизни художника в Китае III — VI вв. / JI. Е. Бежин. — М.: Наука, 1982. 221 с.

50. Белецкий П. А. Китайское искусство: Очерки / П.

51. A. Белецкий. — Киев: Изомузгиз, 1957. — 164 е.: ил.

52. Бенуа А. История живописи всех времён и народов. В 2 т. Т. 1 / А. Бенуа. — СПб.: Издательский дом «Нева», 2002. 543 с.

53. Блейк Уильям. Избранное: В пер. С. Маршака / Уильям Блейк. — М.: Худож. лит, 1965. — 182 с.

54. Бог — человек — общество в традиционных культурах Востока: сборник статей и эссе / Под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. — 224 с.

55. Брюсова В. Г. Андрей Рублев / В. Г. Брюсова. -М.: Изобраз. искусство, 1995. 304 с.

56. Бурба Д. В. Христианство и Веды / Д. В. Бурба. -М.: Гауранга, 2001. 63 с.

57. Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации / К.

58. B. Васильев. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 319 с.

59. Васильев Л. С. Культурно-религиозные традиции стран Востока / Л. С. Васильев. — М.: Наука, 1976. — 327 с.

60. Вельгус В. А. Средневековый Китай / В. А. Вельгус. М.: Наука, 1987. - 204 с.

61. Вёрман К. История искусства всех времен и народов (Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков ддо XIX столетия, Т. 1) / К. Верман. — М.: ООО «Издательство ACT», 2000. 944 е.: ил.

62. Виноградова Н. А. Искусство Китая / Н. А. Виноградова. — М.: Изобразит, искусство, 1988. 254 с.

63. Виноградова Н. А. Искусство Средневекового Китая / Н. А. Виноградова. — М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962. 102 с.

64. Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись / Н. А. Виноградова. — М.: Изобразит, искусство, 1972. — 160 с.

65. Виноградова Н. А. Малая история искусств. Искусство стран Дальнего востока / Н. А. Виноградова, Н. С. Николаева. — М.: Искусство, 1979. — 372 е.: ил.

66. Виноградова Н. А. Пань Тяныпоу и традиции живописи гохуа / Н. А. Виноградова; Рос. акад. художеств, НИИ теории и истории изобразит, искусств. — М.: НИИ теории и истории изобразит, искусств, 1993. — 132, 1. е., 22. л. ил.; 20 см.

67. Виноградова Н. А. Сто лет искусства Китая и Японии / Н. А. Виноградова; Рос. акад. художеств, НИИ теории и истории изобразит, искусств. — М.: НИИ теории и истории изобразит, искусств, 1999. — 252 е., 40. л. ил.

68. Виноградова Н. А. Сюй Бэй хун: Альбом / Н. А. Виноградова. — М.: Изобразит, искусство, 1980. 62 с.

69. Виноградова Н. А. Традиционное искусство Востока: Терминол. словарь / Н. А. Виноградова. — М.: Эллис Лак, 1997. 359 с.

70. Виноградова Н. А. Цзян Чжао-хэ / Н. А. Виноградова. — М.: Советский художник, 1959. — 23 с.

71. Виногродский Б. Б. Избранные лекции и переводы: Китайские благожелательные орнаменты / Б. Б. Виногродский. М.: Гермитаж-Пресс, 2006. — 64 е.: ил.

72. Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. Т. 3 / В. Г. Власов. — СПб.: Лита, 2000. 847 с.

73. Волков Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. — М.: Искусство, 1977. — 263 с.

74. Волков Н. Н. Восприятие картины / Н. Н. Волков. М.: Просвещение, 1976. — 32 е.: ил.

75. Волкова Е. В. Проблема содержания и формы в искусстве / Е. В. Волкова. — М.: Знание, 1976. — 64 с.

76. Волкова Е. В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа / Е. В. Волкова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 286 е.: ил.

77. Воронин С. Н. Китайская пейзажная живопись как средство самосовершенствования личности / С. Н. Воронин // Философия образования. — Новосибирск, Специальный выпуск, № 1, 2007. — 316 с.

78. Воронин С. Н. Проявление живописных образов в сознании древних китайцев / С. Н. Воронин // Родное ивселенское в судьбе России: сборник статей. — Барнаул: БГПУ, 2007. 252 с.

79. Восхождение к Дао / сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. М.: Астрель, 2003. — 431 с.

80. Всё о Китае: культура, религия, традиция / сост. Г. И. Царёва. — М.: Профит Стайл, 2008. — 608 е.: ил.

81. Всеобщая история искусств: в 6 т. — Т. 2. Искусство средних веков. Кн. 2 / Под ред. Б. В. Вейнмара и Ю. Д. Колпинского. — М.: Искусство, 1961. — 525 е., 209 л. ил.

82. Гегель Г. Феноменология духа. Философия истории / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. — М.: Эксмо, 2007. 880 с.

83. Глухарева О., Деннике Б. Краткая история искусства Китая / О. Глухарева, Б. Деннике. М.: Искусство, 1948. — 372 е.: ил.

84. Гоголев К. Н. Индия, Китай, Япония / К. Н. Гоголев. М.: Айрис-пресс, 2004. — 320 е.: ил.

85. Грегори P. JI. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / P. JI. Грегори; предисл. и общ. ред. А. Р. Лурия и В. П. Зинченко. — М.: Прогресс, 1970. — 271 с.

86. Грегори P. JI. Разумный глаз: Как мы узнаём то, что нам не дано в ощущениях / P. JI. Грегори; пер. с англ. А. И. Когана. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 238 с.

87. Григорьева Т. П. Человек и мир в системе традиционных китайских учений / Т. П. Григорьева // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М.: Наука, 1983. С. 6-16.

88. Голуб М. Волшебная сила звука / М. Голуб // Гауранга. Золотой век. — 2003. — № 2. — С. 6.

89. Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С. М. Даниэль. — Л.: Искусство, 1990. 221 с.

90. Духовный опыт Китая / сост., пер. и коммент. В. В. Малявина. — М.: Астель: ACT, 2006. — 397 е.: ил.

91. Дьяконова Н. В. Искусство народов зарубежного востока в Эрмитаже / Н. В. Дьяконова. — Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1962. — 128 е.: ил.

92. Завадская Е. В. Восток на Западе / Е. В. Завадская.- М.: Наука, 1970. 236 с.

93. Завадская Е. В. Морфология китайской живописи / Е. В. Завадская // Китай: искусство и государство. — М.: Наука, 1973. С. 346-354.

94. Завадская Е. В. Мудрое вдохновение. Ми Фу, 1052- 1107 / Е. В. Завадская. М.: Наука, 1983. - 200 с.

95. Завадская Е. В. Ци Бай-ши / Е. В. Завадская. — М.: Искусство, 1982. 287 с.

96. Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая / Е. В. Завадская. — М.: Наука, 1975. — 280 с.

97. Искусство в системе культуры: сборник статей / Сост. и отв. ред. М. С. Каган. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987. - 272 с.

98. Искусство Востока: Проблемы эстетического своеобразия: сборник статей / Отв. ред. И. Р. Колян. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 255 с.

99. Искусство Востока: Художественная форма и традиция: сборник статей / Отв. ред. И. Ф. Муриан. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 344 с.

100. Искусство Китая: Путеводитель / Вступит, статья JI. Кузьменко. — М.: Сов. художник, 1980. — 10 е.: 7 л. ил.; 21 см.

101. Каверина В. Путь познания / В. Каверина // Гауранга. Золотой век. — 2004. — № 1. — С. 9.

102. Каменарович И. А. Классический Китай / И. А. Каменарович. — М.: Вече, 2006. — 278 с.

103. Кантор А. М. Предмет и среда в живописи: Пробл. взаимоотношений предм. мира и пространств, среды / А. М. Кантор. М.: Сов. художник, 1981. - 127 с.

104. Кверфельдт Э. К. Предмет в китайском искусстве / Э. К. Кверфельдт. JL: типография им. Ивана Федорова, 1937. - 35 е.: ил.

105. Китайская живопись / Ред. О. Кох-Коханенко. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. 159 с.

106. Китайское изобразительное искусство. По материалам выставки 1950 г. в Москве. Сборник статей. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1952. — 128 е., ил.

107. Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / Сост, пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: «ОАО Люкс»: «Изд-во Астрель»: «Изд-во ACT», 2004. - 432 е.: ил.

108. Классическая живопись Китая: Репродукции. — М.: Изобразит, искусство, 1981. — 7 с. текста; 10 л. репродукций.

109. Книга Прозрений / Сост. В. В. Малявин. — М.: Наталис, 1997, 448 е.: ил.

110. Ковалёв Ф. В. Золотое сечение в живописи: Учебное пособие для худож. ин-тов и уч-щ / Ф. В. Ковалёв. Киев: Выща шк., 1989. — 140 с.

111. Коллингвуд Р. Д. Принципы искусства / Р. Д. Коллингвуд. М.: Олма-пресс, 1999. - 274 с.

112. Коростовец И. Р. Архитектура и искусство / И. Р. Коростовец // Жизнь и нравы старого Китая. — Смоленск: Русич, 2003. 496 с.

113. Кравцова М. Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие / М. Е. Кравцова. — СПб.: Издательства «Лань», «ТРИАДА», 2004. 960 е.: ил.

114. Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос на пороге средних веков / М. В. Крюков, В. В. Малявин, М. В. Сафронов. — М.: Наука, 1979. 450 с.

115. Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и, нового времени / М. В. Крюков, В. В. Малявин, М. В. Сафронов. М.: Наука, 1987. - 356 с.

116. Кузьменко Л. И., Сычев В. Л. Искусство Китая / Л. И. Кузьменко, В. Л. Сычев. — М.: Искусство, 1990. — 315 с.

117. Купер, Ронда, Купер, Джеффри. Шедевры искусства Китая / Ронда и Джеффри Купер; пер. с англ. О. Г. Белошеев. — Минск: Белфакс, 1997. — 128 е.: цв. ил.

118. Левина Л. М. Сюй Бэй-хун / Л. М. Левина. — М.: Искусство, 1957. — 28 с.

119. Лисевич И. С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков / И. С. Лисевич. — М.: Восточная литература, 1979. 380 с.

120. Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство СПб., 2000. - 704 с.

121. Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство СПб., 2000. - 704 с.

122. Малявин В. В. Китай в XVI XVII веках. Традиция и культура / В. В. Малявин. — М.: Искусство, 1995. - 290 с.

123. Малявин В. В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин. М.: Астрель: Дизайн. Информация. Картография, 2000. - 631 с.

124. Малявин В. В. Молния в сердце. Духовное пробуждение в китайской традиции / В. В. Малявин. — М.: Наталис, 1997. 367 с.

125. Малявин В. В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени / В. В. Малявин. — М.: ООО Издательство «Астрель», 2003. 520 с.

126. Мартынов А. С. Несколько замечаний о комплексе «Небо — Земля» в китайских художественных, политических, философских текстах / А. С. Мартынов // Литература стран Дальнего Востока. М.: Наука, 1979. — 352 с.

127. Место и функция национальных художественных традиций в современном искусстве: По материалам сов.кит. науч. конф. (Пекин, 1-4 сент. 1989 г.) / Редкол.: Ли Сифань и др. М.: Б. и., 1991. - 201 е.; 20 см.

128. Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины: Очерки о языке живописи / Л. В. Мочалов. — М.: Сов. художник, 1983. — 376 с.

129. Мочалов Л. В. Художник, картина, зритель: Беседы о живописи / Л. В. Мочалов. Л.: Художник РСФСР, 1963. - 143 с.

130. Муриан И. Ф. К проблеме восприятия дальневосточной живописи / И. Ф. Муриан // проблемы взаимодействия художественной культуры Востока и Запада а новое и новейшее время. — М.: Наука, 1972. — С. 38-40.

131. Муриан И. Ф. Китайский народный лубок / И. Ф. Муриан. М.: Искусство, 1960. — 124 с.

132. Мыцик А. П. 214 ключевых иероглифов в картинках с комментариями / А. П. Мыцик. — СПб.: Лита 2005. 273 с.

133. Николаева С. Н. Художник, поэт, философ. Ма Юань и его время / С. Н. Николаева. М.: Наука, 1968. — 128 с.

134. Николаева С. Н. Ци Бай-ши / С. Н. Николаева. -М.: Искусство, 1960. 32 с.

135. Осенмук В. В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сунн (XII—XIII вв.) в Китае / В. В. Осенмук. — М.: Смысл, 2001. — 384 с.

136. Панофский Эрвин. Смысл и толкование изобразительного искусства: Статьи по истории искусства / Эрвин Панофский; пер. с англ. В. В.

137. Симонова. — СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. — 394 с.

138. Письменность: Китайская система письма. — М.; Taipei: Об-ние "Тепломех": Гуан хуа, 1996. 11 е.: ил.; 20 см.

139. Померанцева Л. Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве / Л. Е. Померанцева. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 243 е.: ил.

140. Пондопуло Г. К. Древний Китай. Формирование культурной традиции / Г. К. Пондопуло. — М.: ВГИК, 2006. 192 с.

141. Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X XIII вв. / Т. А. Пострелова. - М.: Наука, 1976. - 240 е.: 12 л. ил.

142. Пострелова Т. А. Творчество Сюй Бэй-хуна и китайская художественная культура XX в. / Т. А. Пострелова. М.: Наука, 1987. - 262 с.

143. Проблема человека в традиционных китайских учениях / сборник научных статей. — М.: Наука, 1983. — 230 с.

144. Пространство картины: сб. статей / сост. Н. О. Тамручи. М.": Сов. художник, 1989. - 366 с.

145. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б. В. Раушенбах. — СПб.: Азбука-классика, 2002. 320 с.

146. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи / Б. В. Раушенбах. — М.: Наука, 1975. 184 с.

147. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов / Б. В. Раушенбах. — М.: Наука, 1980. 288 с.

148. Раушенбах Б. В. Системы перспективы в изобразительном искусстве: общая теория перспективы / Б. В. Раушенбах. М.: Наука, 1986. - 256 с.

149. Роули Джордж. Принципы китайской живописи. Пер. с англ. и послесл. В. В. Малявина / Джордж Роули. М.: Наука, 1989. - 158 с.

150. Сад одного цветка: Сборник статей и эссе / Под ред. Н. И. Пригарина. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1-991. — 294 с.

151. Самосюк К. Ф. Го Си / К. Ф. Самосюк. JL: Искусство, 1978. - 102 с.

152. Самосюк К. Ф. Художник и общество в эпоху Сун / К. Ф. Самосюк // 1 научная конференция «Общество и государство в Китае». М.: Наука, 1970. - 243 с. - С. 206-215.

153. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого / В. Я. Сидихменов. — М.: Наука, 1978. — 384 е.: ил.

154. Сидоров А. А. О мастерах зарубежного, русского и советского искусства: Мастера европейского искусства XV XX вв. Мастера русской и советской графики. Изобр. тр / А. А. Сидоров. — М.: Сов. художник, 1985. — 239 с.

155. Скиннер С. Фэн-шуй: искусство жить в гармонии с окружающим миром. Пер. с англ. / С. Скиннер. — М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2001. — 96 е.: ил.

156. Современный словарь-справочник по искусству / Научн. ред. и состав. А. А. Мелик-Пашаев. М.: Олимп, 1999. 816 с.

157. Современный толковый словарь русского языка: более 90000 слов и фразеологических выражений / Под ред. С. А. Кузнецова. — СПб.: Норинт, 2002.- 959 с.

158. Соколов С. Н. К проблеме изучения классического наследия дальневосточной живописи / С. Н. Соколов. — М.: Наука, 1972. 253 р.: ил.

159. Соколов-Ремизов С. Н. Литература — каллиграфия живопись: к проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока / С. Н. Соколов-Ремизов. — М.: Наука, 1985.- 311 е.: ил.

160. Соколов-Ремизов С. Н. От средневековья к новому времени: Из истории и теории живописи Китая и Японии конца XVII нач. XX в. / С. Н. Соколов-Ремизов. — М.: Государственный институт искусствознания, 1995. — 229, 1. с.

161. Спирин В. С. построение древнекитайских текстов / В. С. Спирин. М.: Наука, 1976. - 342 с.

162. Стасевич: В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей / В. Н. Стасевич. М.:Просвещение, 1978. - 176 с.

163. Сторожук А. Г. Введение в китайскуюиероглифику / А. Г. Сторожук. — СПб.: КАРО, 2005. — 591 е.: ил.

164. Тань Аошуан. Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность / Аошуан Тань. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 240 с.

165. Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного / Е. А. Торчинов. — СПб.: «Азбука-классика». «Петербургское Востоковедение», 2005. 480 с.

166. Успенский Б. А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 360 с.

167. Фадеева Татьяна. Образ и символ: Универсальный язык символики в истории культуры / Татьяна Фадеева. — М.: Новалис, 2004. 256 с.

168. Фицджеральд С. П. Китай: Краткая история культуры. Пер. с англ. Р. В. Котенко / С. П. Фицджеральд. СПб.: Евразия, 1998. - 456 е.: ил.

169. Харитонович Д. Э. Средневековый мастер и его представления о вещи / Д. Э. Харитонович // Художественный язык Средневековья. — М.: Наука, 1982. С. 53-65.

170. Художественно педагогический словарь / Сост. Н. К. Шабанов, О. П. Шабанова, М. С. Тарасова, Т. Д. Пронина. — М.: Академический Проект: Трикста, 2005. — 480 е.: 16 с. цв. вкл.

171. Цзян Ши Лунь. О каллиграфической основе китайской живописи «го-хуа» / Ши Лунь Цзян // 9научная конференция «Общество и Государство в Китае». М.: Наука, 1978. - С. 149-157.

172. Шеррет Полин. Китайский рисунок кистью. Пособие для начинающих. Пер. с англ. Ю. В. Сараевой / Полин Шеррет. М.: Изд-во «Арт-родник», 2004. - 128 с.

173. Шуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга перемен» / Ю. К. Шуцкий. — СПб.: Алатейя, 1992. — 474 с.

174. Ят-Минг Кэти Хо. Китайская каллиграфия. Энциклопедия. Пер. с англ. А. Н. Степановой / Кэти Хо Ят-Минг. — М.: Изд-во «Арт-родник», 2007. — 256 е.: ил.

175. Cahill, James. Chinese painting / James Cahill. — Geneva: Skira, 1960. 213 P.: ill.

176. Cahill, James. The compelling image: Nature and style in seventeenth century China painting / James Cahill.

177. Cambridge (Mass); London: Harvard university press, 1982. 7., 250 P.: ill.

178. Cahill, James. The Painter's practice: How artists lived and worked in traditional China / James Cahill. — New York: Columbia university press, 1994. 187 P.: ill.

179. Chiang I. The Chinese eye. An interpretation of Chinese painting / I Chiang. London, Methuen & со, 1960.- 239 P.: ill.

180. Cohn, William. Chinese painting / William Cohn. -London: Phaidon press, 1948. 13 P.; 89 S.: ill.

181. Hajek Lubor. Chinesische Kunst / Lubor Hajek. Praga: Artia, 1954. 63 P.: ill.

182. Kan, Diana. The how and why of Chinese painting / Diana Kan. New York: Van Nostrand Reinhold, 1974. — 176 P.: ill.

183. Priest, Alan. Aspects of Chinese painting / Alan Priest. New York: Macmillan, 1954. - 134 P.: ill.

184. Rowley, George. Principles of Chinese painting / George Rowley. — New York: Princeton university press, 1974. 85 P.: ill.

185. Silbergeld, Jerome. Chinese painting style: Media, methods and principles of form / Jerome Silbergeld. — Seattle; London: University of Washington press, 1982. — 68 P.; 26. S. ill.

186. Siren, Osvald. The Chinese on the art of painting: Translations and comments / Osvald Siren. New York: Schocken books; Hong Kong: Hong Kong university press, 1963. - 261 P., 11 S. ill.

187. Sullivan, Michael. Chinese landscape painting / Michael Sullivan. — Berkley etc.: University of California press, 1980. 28 P.: ill.

188. Sullivan, Michael.- The arts of China / Michael Sullivan. — Berkley etc.: University of California press, 1977.- 287 P.: ill.

189. The Chinese theory of art / Transl. from the masters of Chinese art by Lin Yutang. — New York: Putnam's sons, 1967.-244 P., 9 S. ill. •

190. The Encyclopedia of visual art. Vol. 2: History of art: Roman art Early Christian art / Gen. ed. L. Gowing. London: Encyclopedia Britannica Intern., 1994. — 191 P.: ill.

191. The Translation of art: Essays on Chinese painting and poetry. — Hong Kong: Centre for translation projects, Chinese univ. of Hong Kong, 1976. 216 P.: ill.

192. Tregear, Mary. Chinese art / Mary Tregear. — New York; Toronto: Oxford university press, 1980. — 261 P.: ill.

193. Waley, Arthur. An introduction to study of Chinese painting / Arthur Waley. — New York: Grove press, 1958. — 263 P.: ill.

194. Watson, William. Style in the arts of China / William Watson. — Harmondsworth: Penguin books, 1974. — 126 P.: ill.1. СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

195. Эшер М. Бельведер. Литография. 1958 г. // Опубл: Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б. В. Раушенбах. — СПб.: Азбука-классика, 2002.J — С. 245.

196. Боринг Э. Неоднозначный мужской портрет // Опубл: Грегори Р. Л. Разумный глаз: Как мы узнаём то, что нам не дано в ощущениях / Р. Л. Грегори; пер. с англ. А. И. Когана. М.: Едиториал УРСС, 2003. - С. 52.

197. Го Си. Осень в долине Желтой реки. (Фрагмент свитка), 1072. Высота 26 см. Шелк, тушь. Галерея Фрир, Вашингтон, США // Опубл: Искусство Китая / Под ред. А. Литвина. — М.: «Директмедиа Паблишинг», 2004. — С. .1210.

198. Го Си. Ранняя весна. 1072. 158,3 х 108. Шелк, тушь. Государственный музей императорского дворца, Тайбэй, Тайвань // Опубл: Искусство Китая / Под ред. А. Литвина. — М.: «Директмедиа Паблишинг», 2004. — С. 1211.

199. Го Си. Глубокая расщелина. Первая половина 11 в. 167 х 53. Шелк, тушь. Городской музей, Шанхай, Китай // Опубл: Искусство Китая / Под ред. А. Литвина. — М.: «Директмедиа Паблишинг», 2004. С. 1212.

200. Ма Линь. Благоухание весны: ясное небо после дождя. Около 1250. 27 х 41 см. Шелк, тушь, краски. Государственный музей императорского дворца, Тайбэй, Тайвань // Опубл: Искусство Китая / Под ред. А. Литвина. — М.: «Директмедиа Паблишинг», 2004. С. 1233.

201. Ма Юань. Напевая в пути. Конец 11 начало 12 века. Шелк, тушь. Свиток // Опубл: Искусство Китая / Под ред. А. Литвина. - М.: «Директмедиа Паблишинг», 2004. - С. 1237.

202. Сюй Даонин. Ловля рыбы в горном потоке. 11 век. 48 х 120. Шелк, тушь. Художественный музей Нельсона Аткинса, Канзас-Сити, США // Опубл: Искусство Китая / Под ред. А. Литвина. — М.: «Директмедиа Паблишинг», 2004. — С. 1261.

203. Чжан Сюньли. Лодка рыбака весенней порой. 11- начало 12 века. Шелк, тушь. Музей Гугун, Пекин, Китай // Опубл: Искусство Китая / Под ред. А. Литвина. — М.: «Директмедиа Паблишинг», 2004. С. 1278.

204. Ся Гуй. Игра на лютне у реки. Конец 12 века начало 13 века. 25,5 х 25,5. Шелк, тушь. Музей Гугун, Пекин, Китай // Опубл: Искусство Китая / Под ред. А. Литвина. - М.: «Директмедиа Паблишинг», 2004. - С. 1263.

205. Ван Мэн. Дом у потока Гэчжи. 14 век. Бумага," тушь, краски. Свиток // Искусство Китая / Под ред. А. Литвина. — М.: «Директмедиа Паблишинг», 2004. С. 1364.

206. Ван Мэн. Убежище в горах Цин Бянь. Конец 13 первая половина 14 века. 140 х 42. Бумага, тушь. Городской музей, Шанхай, Китай // Опубл: Искусство Китая / Под ред. А. Литвина. — М.: «Директмедиа Паблишинг», 2004. — С. 1366.

207. Гао Кэгун. Туман в лесистых горах. 1333. 158 х 75 см. Бумага, туша, краски. Государственный музей императорского дворца, Тайбэй, Тайвань // Опубл: Искусство Китая / Под ред. А. Литвина. М.: «Директмедиа Паблишинг», 2004. - С. 1371.

208. Ни Цзань. Деревья в долине реки Юшань. 1371. 95,3 х 35,8 см. Бумага, тушь. Частное собрание, Нью-Йорк, США // Опубл: Искусство Китая / Под ред. А. Литвина. — М.: «Директмедиа Паблишинг», 2004. С. 1379'.

209. Ни Цзань. Хижина мудреца осенней порой. 14 век. 134 х 34,4. Бумага, тушь. Музей Гугун, Пекин, Китай // Опубл:

210. Искусство Китая / Под ред. А. Литвина. — М.: «Директмедиа Паблишинг», 2004. С. 1380.

211. У Чжэнь. Рыбаки. (Фрагмент свитка). Середина 14 века. Бумага, тушь. Галерея Фрир, Вашингтон, США // Искусство Китая / Под ред. А. Литвина. М.: «Директмедиа Паблишинг», 2004. - С. 1385.

212. Андрей Рублев. Успение. 1420-е. Государственная Третьяковская галерея // Опубл: Брюсова В. Г. Андрей Рублев / В. Г. Брюсова. М.: Изобраз. искусство, 1995. — С. 157.

213. Андрей Рублев. Спас в силах. 1408. Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире. Государственная Третьяковская галерея // Опубл: Брюсова В. Г. Андрей Рублев / В. Г. Брюсова. — М.: Изобраз. искусство, 1995. — С. 155.

214. Эшер М. Бельведер. Литография. 1958 г.

215. Боринг Э. Неоднозначный мужской портрет

216. Го Си. Осень в долине Желтой реки. (Фрагмент свитка), 1072. Высота 26 см. Шелк, тушь.

217. Го Си. Ранняя весна, 1072. 158,3 х 108. Шелк, тушь.

218. Го Си. Глубокая расщелина. Первая половина 11 в. 167 х 53.1. Шелк, тушь.

219. Ма Линь. Благоухание весны: ясное небо после дождя. Около 1250. 27x41 см. Шелк, тушь, краски.

220. Ma Юань. Напевая в пути. Конец 11 начало 12 века. Шелк, тушь. Свиток

221. Сюй Даонин. Ловля рыбы в горном потоке. 11 век. 48 х 120.1. Шелк, тушь.

222. Чжан Сюньли. Лодка рыбака весенней порой. 11 начало 12 века.1. Шелк, тушь.

223. Ся Гуй. Игра на лютне у реки. Конец 12 века начало 13 века. 25,5 х 25,5.1. Шелк, тушь.

224. Ван Мэн. Дом у потока Гэчжи. 14 век. Бумага, тушь, краски. Свиток

225. Ван Мэн. Убежище в горах Цнн Бянь. Конец 13 первая половина 14 века.140 х 42. Бумага, тушь.

226. Гао Кэгун. Туман в лесистых горах. 1333. 158 х 75 см. Бумага, туша, краски.

227. Ни Цзань. Деревья в долине реки Юшань. 1371. 95,3 х 35,8 см.1. Бумага, тушь.ft;1. Л-.* ■ * ~м z * * • i t tf 1. Л .Г ж. tf 1i 'i . ;- 1 г *ч * ч *; ■ *i * ?

228. Ни Цзань. Хижина мудреца осенней порой. 14 век. 134 х 34,4.1. Бумага, тушь.

229. У Чжэнь. Рыбаки. (Фрагмент свитка). Середина 14 века.1. Бумага, тушь.1Иэн Моу. Лодка, плывущая по осенней реке. (Фрагмент свитка). 1361 Высота 24,7 см. Бумага, тушь, краски.

230. Андрей Рублев. Успение. 1420-е. Государственная Третьяковская галерея

231. Андрей Рублев. Спас в силах. 1408. Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире Государственная Третьяковская галерея

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.