Мировоззренческий аспект обыденного сознания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Сабирова, Валентина Марковна

  • Сабирова, Валентина Марковна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1985, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 144
Сабирова, Валентина Марковна. Мировоззренческий аспект обыденного сознания: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Москва. 1985. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сабирова, Валентина Марковна

Введение.3

Раздел I. Сущность и особенности обыденного сознания .13

Раздел П. Понятие мировоззрения и его типология .40

Раздел Ш. Содержательный анализ обыденного мировоззрения.69

Раздел 1У. Учет особенностей обыденного сознания в процессе преподавания марксистско-ленинской философии . 105

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мировоззренческий аспект обыденного сознания»

Формирование у советских людей научного мировоззрения -одна из важнейших проблем, поставленных перед нашим обществом партией в ее программных документах. Достижению этой цели подчинены систематическая и целенаправленная работа Коммунистической партии, общественных организаций, системы образования и других учреждений социалистического общества. От степени реализации ввдвинутой задачи зависит то, в какой мере трудящиеся массы будут сознательно участвовать в строительстве нового общества, проявлять активность в управлении делами государства, оказывая тем самым существенное влияние на уровень развития общества в целом, на темпы его продвижения вперед, ".государство, - как справедливо отмечал В.И.Ленин, - сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все зна— ют, обо всем могут судить и идут на все сознательно"*.

Необходимость формирования научного мировоззрения обусловливается также идейным противоборством между двумя антогони-стическими системами - -социализмом и капитализмом. На ХХУ1 съезде КПСС особо подчеркивалось, что идеологическая борьба на современном этапе приобрела небывалую остроту, значительно "возросла активность пропагандистских средств классового противника, усилились его попытки оказывать разлагающее воздейсто вие на сознание советских людей. Нет сомнения в том, что в наибольшей степени подверженными влиянию буржуазной идеологии и буржуазного образа жизни могут оказаться люди, у которых еще

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.35, с.21.

2 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с.75. не сформировалось последовательно научное, диалектико-материа-листическое мировоззрение. Формирование научных представлений о мире у всех советских людей ставит перед теоретической и практической деятельностью ряд сложных проблем. Главная задача здесь в настоящее время состоит в том, чтобы научное мировоззрение, уже существующее в развитой теоретической форме на базе марксизма-ленинизма и успешно применяемое партией в ее практических делах, стало достоянием широких масс трудящихся и каждого человека. Нельзя, конечно, представлять, что решение этой задачи находится еще на начальной стадии своего осуществления. Это далеко не так, ибо социально-экономическая основа нашего общества, справедливый общественный строй, гуманистическая система образования и воспитания закладывают и формируют основы научного мировоззрения в сознании людей. Однако и жизнь не стоит на месте, она ввдвигает перед обществом все более сложные задачи, требующие от каждого члена общества глубоких знаний, овладение им диалектикой как методом познания и практического преобразования общества. Наше общество, вступившее в эпоху развитого социализма, испытывает исключительно острую потребность в людях не только высокообразованных, но и активных в борьбе за осуществление коммунистических идеалов.

Эти обстоятельства выдвигают перед философами, социологами, психологами, педагогами задачу осуществления глубоких теоретических исследований, касающихся самого процесса формирования у советских людей научного мировоззрения и выработки на основании полученных научных результатов "добротных практических рекомендаций""^. В этой связи особую актуальность приобретает изучение обыденного сознания, выявления его сущности, функций, выполняемых им в жизни общества и индивида, специфических особенностей с той целью, чтобы результаты его всестороннего анализа эффективно использовать в преподавательской деятельности, в лекционной пропаганде и т.д., т.е. как раз в процессе формирования мировоззрения.

Обыденное сознание сравнительно недавно стало объектом философского и социологического исследования. Фактически до начала 60-х годов ему не уделялось специального внимания. Впервые к анализу обыденного сознания обратились советские философы В.Ж.Келле и « М.Я.Ковальзон. В своей работе "Формы общественного сознания", вышедшей в 1959 году, они затрагивают вопрос об обыденном сознании в связи с исследованием структуры общественного сознания. В указанной работе было дано определение обыденного сознания, не утратившее до сих пор своей научной значимости, сделана попытка выявления места данного духовного образования в структуре общественного сознания, а также проанализированы отдельные компоненты самого обыденного сознания. С тех пор эти же вопросы неизменно ставили и по своему решали многие философы, занимающиеся проблемами об2 щественного сознания и его структуры .

1 См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с.34.

2 См.: Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968; Тутаринов В.П. Философия сознания. М., 1971; Нестеренко Г.Я. Проблема сознания в марксистской социологии. М., 1971; Анищенко А.И. Структура общественного сознания. М., 1973; Бурч

К настоящему времени имеется и ряд работ, посвященных специальному исследованию различных аспектов обыденного сознания. Среди этих аспектов можно выделить следующие: выявление сущности обыденного сознания-1-; проблема обыденного сознания в истоо рико-философском аспекте ; анализ соотношения обыденного сознания и научного , а также соотношения обыденного сознания и

A с; философского ; определение понятия "обыденный здравый смысл" с и его эволюция в зависимости от развития научной мысли ; рассмотрение процесса проникновения научных знаний в обыденное 7 сознание и их трансформация ; изучение возможностей использования особенностей обыденного сознания в идеологической рабоо те . В 1973 году вышла первая и до сих пор единственная монодияа А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. М., 1979; Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. М., 1982 и др.

1 Буханова Н.В. О специфике обыденного сознания. - В кн.: Проблемы методологии социального сознания. Калинин, 1973; Козлова Н.Н. К анализу обеденного сознания. - "Философские науки", 1984, $ 4; Миронов М.Е. К вопросу о понятии "обыденное сознание". - В кн.: Методологические проблемы исторического материализма. Барнаул, 1976 и др.

2 Абрашнев М.М. Проблема обыденного здравого смысла, "наивного реализма" в исследованиях домарксистской философии. Горький, 1971; Грязнов А.Ф. Философия Шотландской школы. М., 1979; Кузьмина Т.А. Философия и обыденное сознание. -В кн.: Философия и ценностные формы сознания. М., 1978; Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии. М., 1979; Челышев П.В. Соотношение обыденного и научного сознания в философии Канта и Гегеля. - В сб.: Философ-скочлетодологические и социологические аспекты развития науки в условиях НТР. М., 1982. графия А.ИЛудинова "Обыденное сознание масс", где предпринимается попытка всестороннего и целостного анализа обыденного сознания: в ней выявляются особенности отражения окружающей среды обыденным сознанием, его структура и изменение в ходе исторического развития.

Однако, обыденное сознание, обладая чрезвычайно богатым содержанием и многообразием связей, без сомнения, нуждается в дальнейшей разработке и развернутом изучении его отдельных сторон. К настоящему времени фактически не исследован мировоззренческий аспект обыденного сознания. Интерес к обыденному мировоззрению проявлен лишь со стороны тех философов, которые занимаются проблемой мировоззрения и его типологией /М.Г.Асаманис, В.7.Бабушкин, А.С.Богомолов и Т.И.Ойзерман,

3 Пукшанский Б.Я. Обыденное и научное познание и их диалектическое взаимодействие. - В кн.: Диалектика познания: компоненты, аспекты, уровни. Л., 1983; Шахзадеян М.А. Диалектика научного и обыденного сознания в условиях развитого социализма. - В кн.: Творческая природа социалистического общественного сознания. М., 1980.

4 Кузьмина Т.А., Ойзерман Т.И. Указ.соч.

5 Милютин Ю.М. К понятию "здравый смысл". - Вопросы философии и социологии. Выпуск 5 /У/. Л., 1973.

6 Быховский Б.Э. Наука и здравый смысл. - "Философские науш", 1958, В 3.

7 Вичева Д.В. и Штофф В.А. Диалектика обыденного и научного знания. - "Философские науки", 1980, № 4.

8 Носков А.П., Яновский Р.Г. Два уровня сознания и политические убеждения. Новосибирск, 1977.

В.Р.Букин, В.Г.Иванов, В.С.Овчинников, М.Ф.Мостепаненко, П.Н.Федосеев и др./. Однако в трудах указанных авторов обыденное мировоззрение не является объектом специального анализа, а потому по поводу его высказаны лишь общие замечания, детальный же анализ отсутствует. Это и определило выбор темы диссертационного исследования. Предлагаемая работа посвящена анализу мировоззренческого аспекта обыденного сознания.

Исходной задачей исследования является выяснение вопроса о правомерности употребления термина "обыденное мировоззре-* ние", а, следовательно, его конструирование наряду с другими формами и типами мировоззрения. Поскольку в нашем обществе в качестве актуальной проблемы выступает задача формирования научного мировоззрения, логично предположить, что у определенной части советских людей доминирует именно такое, научное, диа-лектико-материалистическое мировоззрение, а у другой части либо вообще нет мировоззрения /что практически исключено, ибо кавдый человек имеет какие-то представления о мире, в котором он живет, и о своем месте в этом мире/, либо имеет место какое-то другое мировоззрение. Известно, что у определенной части советских людей еще сохраняется религиозное мировоззрение. Однако это сравнительно небольшая часть граждан, подавляющее же большинство советских людей не являются верующими. Это естественно, ибо при социализме подорваны социальные корни религии, соответственно, и религиозного мировоззрения. Таким образом, остается сделать вывод о существовании мировоззрения, которое не является ни религиозным, ни научным в строгом смысле этого слова /т.е. до конца последовательным, систематизированным, основанным на глубоких научных знаниях и т.д./. Вот это-то мировоззрение, с нашей точки зрения, и может быть названо обыденным, представляющим собой обобщение индивидуального и коллективного повседневного опыта. Разумеется, нельзя полагать, что данные воззрения на мир в сознании конкретных индивидов проявляются в неизменной форме. У одних обыденное мировоззрение являет собой обобщение лишь повседневного опыта, проявляясь в форме так называемой народной мудрости, у других /в настоящее время они составляют большинство/ - оно наряду с ней /народной мудростью/ включает в себя отдельные элементы научного мировоззрения. Однако, несмотря на некоторые различия в формах проявления, сущность обыденного мировоззрения одинакова, что и позволяет проводить между ним, с одной стороны, и религиозным и научным мировоззрением, с другой стороны, качественную грань.

Цель настоящей работы состоит в осуществлении философского анализа мировоззренческого аспекта обыденного сознания. Предлагается решение следующих задач:

- рассмотреть сущность обыденного сознания, его функции и гносеологические особенности;

- выявить общие и специфические черты обыденного мировоззрения;

- проанализировать содержательную сторону данного явления;

- показать, как может быть использовано обвденное сознание и обыденное мировоззрение в процессе преподавания марксистско-ленинской философии.

В соответствии с намеченной целью и поставленными задачами строится план работы. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Сабирова, Валентина Марковна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного в данной работе исследования можно сделать ряд выводов обобщающего характера.

Обыденное сознание представляет собой достаточно сложное в структурном и функциональном плане духовное образование. Если рассматривать его со стороны структуры, то в нем можно выделить по крайней мере два наиболее отчетливо различающиеся слоя. Первый -из них представляет собой сознание, непосредственно вплетенное в материальную деятельность людей и может быть обозначено как практическое сознание, оперирующее конкретными знаниями. Оно играет в жизни человека большую роль, поскольку осуществляет функции адаптации и ориентации в ближайшей природной и социальной среде. Благодаря этому оно имеет очень большое значение в жизни человека и не может быть вытеснено и заменено научным сознанием, выполняющим в обществе иные функции. Этот уровень обыденного сознания отличают такие свойства как прагматическая направленность, эмпиризм, ситуативность, устойчивость содержания и т.д.

На основе данного слоя, исторически более раннего, в обыденном сознании формируются знания, представления и взгляды более обобщенного характера. В них содержится попытка объяснения "конечных" /изначальных/, то есть не непосредственных, а более опосредованных причин явлений и событий повседневной жизни, вследствие чего они носят более универсальный характер, нежели знания первого рода, хотя и они выполняют функцию ориентации в ближайшей природной и социальной среде. В совокупности эти взгляды и представления составляют обыденное мировоззрение.

Возникающее непосредственно в процессе повседневной человеческой практики и из ее потребностей, обыденное мировоззрение характеризуют такие черты как "наивный реализм", здравомыслие, отягощенность моральными суждениями и взглядами, которые в совокупности и придают ему качество так называемой житейской мудрости.

Своеобразие обыденного мировоззрения наиболее выпукло проявляется при его сравнительном анализе с другими типами мировоззрения, в частности, с религиозным и философским. Между ними имеется различие в способах фиксации /религиозное мировоззрение выражено, например, в священных книгах, философское - в философских текстах, обыденное же, главным образом, - в устной форме/. Имеются между ними также различия формального и содержательного характера. Так в обыденном сознании, в отличие, например, от научного, философского мировоззрения, представлен далеко не полный перечень мировоззренческих проблем. Да и те, что имеются в нем, часто формулируются несколько иначе, чем в философии. Обыденное мировоззрение отличают крайняя неоднородность и противоречивость содержания, что в значительной степени связано с ситуативностью обыденного сознания: в каждом конкретном случае в нем актуализируются взгляды и представления, диктуемые своеобразием той или иной житейской ситуации.

Качественная обособленность обыденного мировоззрения в то же время не означает, что между ними, с одной стороны, и религиозным и философским мировоззрением - с другой стороны, существует непроходимая грань. Напротив, при соответствующих условиях обыденное мировоззрение может способствовать формированию религиозного и идеалистического, так и научного, материалистаческого мировоззрения. Эти противоречивые тенденции, коренящиеся в обыденном мировоззрении, есть следствие того, что оно в своей основе эмпирично. С одной стороны, данная черта сближает его с научным мировоззрением, так как означает ориентацию человека на "посюсторонние" проблемы, на решение конкретных практических задач, стоящих перед ним. С другой стороны, невозможность решить некоторые мировоззренческие проблемы с позиций эмпиризма, с опорой на чувственную достоверность создает предпосылки для обращения за ответами на многие вопросы не только к науке, но и к религии и идеалистической философии.

В связи с этим и возникает задача формирования у советских людей,научного, диалектико-материалистического мировоззрения. С нашей точки зрения, эта задача не сможет получить положительного решения без глубоких знаний о природе, сущности и особенностях обыденного сознания и мировоззрения, так как процесс формирования научного мировоззрения есть не что иное как преодоление ограниченности обыденного мировоззрения.

В данной работе, не претендующей, разумеется на полноту, была осуществлена попытка подобного рода. На основе исследования особенностей обыденного сознания, содержательного анализа обыденного мировоззрения в диссертации даются некоторые конкретные рекомендации по осуществлению этой задачи в процессе преподавания марксистско-ленинской философии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сабирова, Валентина Марковна, 1985 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд.,т.З. с.7-544.

2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2.е изд., т.З. с.1-4.

3. Энгельс Ф. Карл Маркс. К критике политической экономии.

4. Карл М., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13. с.489-499.

5. Маркс К. Заработная плата, цена, прибыль. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16. с.101-155.

6. Энгельс Ф. Похороны Карла Маркса. Маркс К., Энгельс Ф.

7. Соч., 2-е изд., т.19. с.350-354.

8. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-еизд., т.20, с.5-338.

9. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2.е изд., т.20, с.343-626.

10. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой г,.философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21. - с.269-317.

11. Маркс К. Капитал, т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Ооч., 2-еизд., т.23. 907 с.

12. Ленин В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т.6. - с.1-192.

13. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т.12.с.142-147.

14. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т.18. с.7-384.

15. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29.с.1-620.

16. Ленин В.И. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. 25 октября /7 ноября/ 1914 г. -Полн.собр.соч., т.35. - с.7-29.

17. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн.собр.соч., т.41. с.1-104.

18. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 256 с.

19. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 256 с.

20. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.:1. Политиздат, 1976. 144 с.

21. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

22. Постановление ЦК КПСС от 6 мая 1979 г. "Об улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". "Правда", 1979, 6 мая.

23. Черненко К.У. На уровень требований развитого социализма.

24. Коммунист, 1984, №18. с.3-21.

25. Абрашнев М.М. Проблема обыденного здравого смысла, "наивного реализма"* в исследованиях домарксистской философии. Горький: Горьк.высш.парт.школа, 1971. - 37 с.

26. Алексеев П.В. Предмет, структура и функции диалектическогоматериализма. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1978. - 336 с.

27. Ананьев А. Годы без войны. Книга первая. М.: Советскийписатель, 1977. 320 с.

28. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. унта, 1980. 416 с.

29. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе /теоретические направления/ М.: Изд-во Моск.ун-та, 1978. - 336 с.

30. Анищенко А.И. Структура общественного сознания. М.: £28,29,30,31,3233,34

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.