Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири в XIX - начале ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Мавлютова, Гульнара Шакировна

  • Мавлютова, Гульнара Шакировна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1999, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 264
Мавлютова, Гульнара Шакировна. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири в XIX - начале ХХ века: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Тюмень. 1999. 264 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Мавлютова, Гульнара Шакировна

Введение.*

Глава I. Традиции православного миссионерства в Северо-Западной Сибири в XVII-XV1II

1. Этнический состав, численность, расселение и занятия коренного населения Северо-Западной Сибири.

2. Возникновение и развитие миссионерской деятельности в СевероЗападной Сибири в XVII - XVIII вв.

Глава II. Развитие миссионерства в Северо-Западной Сибири в XIX- начале XX века.

1. Политика правительства по христианизации населения.

2. Организация миссионерского дела в XIX - начале XX века.

Глава III. Методы и результаты миссионерской деятельности русской православной церкви в XIX - начале XX века.

1. Формы и методы миссионерской работы.

2. Культурно-просветительская деятельность миссионеров.

3. Обдорское миссионерское братство во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца.

4. Влияние христианства на религиозные представления и традиционную обрядность.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири в XIX - начале ХХ века»

Церковно-религиозная тематика в последнее время занимает все большее место в трудах представителей гуманитарных наук. Это вполне объяснимо, так как долгое время большинство подобных вопросов рассматривалось весьма односторонне и идеологически заданно.

Миссионерская деятельность была одной из сторон политики, которую осуществляла русская православная церковь среди неправославного населения страны. Христианизация нерусских народов России, в том числе Северо-Западной Сибири - сложная и противоречивая проблема, поскольку миссионерская деятельность затрагивала важнейшие, определяющие стороны жизни этноса, такие как мировоззрение, традиции, обычаи, уклад жизни.

Православная церковь действовала среди многочисленных народов Сибири, которые являлись представителями различных религиозных верований: язычества, мусульманства, буддизма. Для работы с ними церковью был выработан комплекс мероприятий, способствовавших обращению «иноверных» к православию.

В современном сознании политика христианизации нехристианского населения страны, которая осуществлялась до революции 1917 г. нередко воспринимается как насильственный процесс. Мы считаем, что этот вопрос требует более серьезного внимания. Учитывая сложившуюся на сегодня непростую ситуацию в области межнациональных отношений в России, необходимо учитывать имеющийся положительный опыт взаимодействия православной церкви с неправославными группами населения.

В советской исторической науке проблема сосуществования многочисленных народов в Российской империи рассматривалось с позиции «Россия - тюрьма народов». При этом, такая позиция уживалась с концепцией образования многонационального Российского государства, согласно которой это государство обеспечивало безопасность народов от внешних вторжений и внутренних междоусобиц.

Миссионерская деятельность православной церкви в России направлялась и поддерживалась государственной политикой и государственным законом в отношении неправославных групп населения страны, что сочеталось с личной инициативой отдельных подвижников веры.

Изучение развития миссионерской деятельности среди хантов, манси, ненцев и селькупов, проживающих в Северо-Западной Сибири представляет большой научный интерес. Эти народы в течение длительного времени находились в постоянных контактах друг с другом, они имели немало сходных черт в генезисе хозяйственных и этнокультурных традиций, на протяжении трех столетий со времени присоединения к Русскому государству были объектом единой политики и населяли смежные административные территории в границах исторически сложившегося региона.

Дореволюционная историография миссионерской деятельности русской православной церкви в Северо-Западной Сибири берет начало в XVIII в.

В качестве первой работы должно быть названо «Краткое описание о народе остяцком»,1 составленное в 1715 г. Григорием Новицким, который с 1712 г. по 1715 г. являлся участником миссионерских экспедиций Феодора (Филофея Лещинского) и описал их в своем труде.

О религиозном вероисповедании коренного населения Северо-Западной Сибири мы узнаем из работ П. Палласа, В. Зуева,2 которыми была совершена поездка из Тобольска по Иртышу и Оби до Ледовитого океана. Их сочинения были написаны на основе собственных наблюдений и широко используются современными исследователями.

Основные работы, вышедшие в первой половине XIX в. по СевероЗападной Сибири, в большинстве случаев также являлись результатом

1 Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. Новосибирск, 1941.

2 Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства, ч. 3. СПб, 1788; Зуев В. Материалы по этнографии Сибири XVIII в. М.-Л., 1947. непосредственных наблюдений над жизнью и бытом народов Севера. Среди них сочинения штаб-лекаря В. Н. Шаврова,3 члена Тобольской врачебной управы Ф. Белявского,4 ученого-лингвиста М. А. Кастрена.5

Характерными чертами работ того времени являлись описательность, идеализация деятельности церкви.

Специальные работы, посвященные миссионерству русской православной церкви в Северо-Западной Сибири, появляются в середине XIX в. Одним из первых исследователей этого вопроса был И. А. Абрамов. В 18421849 гг. он служил в Березове штатным смотрителем уездных училищ.6 В этот период Н. Абрамов работал в Березовском архиве, собирал предания старожилов, изучал нравы и обычаи населяющих Березовский край «инородцев». С 1848 г. являлся также членом-сотрудником Русского Географического общества.

Исторические изыскания Н. А. Абрамова нашли свое выражение в многочисленных статьях. Целый ряд его работ посвящен истории сибирской церкви, в том числе и ее христианизаторской деятельности. Это «Описание Березовского края», «О введении христианства у березовских остяков», «Проповедь Евангелия сибирским вогулам», «Христианство в Сибири до учреждения там в 1621 г. епархии», «Материалы для истории христианского просвещения в Сибири со времени покорения ее в 1581 г. до начала XIX столетия».7

3 Шавров В.Н. Краткие записки о жителях Березовского уезда. М., 1871.

4 Белявский Ф. Поездка к Ледовитому морю. М., 1833.

5 Кастрен М.А. Путешествие Александра Кастрена по Лапландии, Северной России и Сибири // Магазин землеведения и путешествий. М., 1860. Т. 6.

6 Кузнецов Е.В. Николай Алексеевич Абрамов // Тобольские губернские ведомости (далее Тоб. губ. вед.). 1870. № 45-54.

7 Абрамов H.A. Описание Березовского края // Записки РГО. 1857. Т. 12. С. 327-448; Он же. О введении христианства у березовских остяков // Журнал министерства народного просвещения (далее ЖМНП). 1851. № 12. С.1-22; Он же. Проповедь Евангелия сибирским вогулам // ЖМНП. 4.LVII. 1854; Он же. Христианство в Сибири до учреждения там в 1621 г. епархии // Странник. 1865. Кн.8. Отд.II. С.49-68; Он же. Материалы для истории

В основу исследований Н. Абрамов кладет не собственные наблюдения (хотя и они используются широко), а сведения путешественников (П. Палласа, В. Зуева, В. Шаврова, Ф. Белявского, М. Кастрена), сообщения, предания русских березовцев и материалы архивов. Он также тщательно обследовал Тобольские архивы - губернский, полицейского управления, семинарии, монастырские и др.

Статьи Н. Абрамова «О введения христианства у березовских остяков» и «Проповедь Евангелия сибирским вогулам» базируются на источниках, извлеченных из Тобольских архивов и старых бумаг Березовской воеводской канцелярии. Эти работы выдержаны в духе концепции автора: идеализации взаимоотношений русских (в том числе священнослужителей и пр.) и коренных жителей. Основная идея статей в том, что христианство «единственно путем убеждения» проникало «в мрачные страны Севера».8 В значительной степени материалы данных статей вошли в «Описание Березовского края».

У Н. Абрамова имеется также ряд статей, посвященных сибирским архиереям. В них рассмотрены отдельные этапы христианизации народов Сибири.9

Тема миссионерской деятельности русской православной церкви на севере Тобольской епархии нашла отражение в трудах церковных историков. В своей практической деятельности они были связаны с церковью (священники, преподаватели духовных учебных заведений и др.). Политика правительства рассматривалась ими через призму отношения к церкви, на первое место ставилась защита интересов церкви, ее прав, свободы ее деятельности. христианского просвещения Сибири со времени покорения ее в 1581 г. до начала XIX столетия // ЖМНП. 4.LXXXI. Orfl.V. 1854. № 2. С. 15-38; № 3. С.39-56.

8 Абрамов H.A. О введении христианства. №11. С.87.

9 Он же. Филофей Лещинский, митрополит Тобольский и Сибирский // ЖМНП. 1746. № 12. С. 1-18; Он же. Георгий Ящуржинский, архиепископ Тобольский и Сибирский // Странник. 1868. № 8. С.63-93.

Среди церковных историков выделяется протоиерей Александр Сулоцкий. В своих трудах, посвященных церковным персоналиям, он затрагивает вопросы миссионерства, непосредственного влияния этих личностей на миссионерскую деятельность православной церкви в Тобольской епархии.10 Деятельности же миссий в Березовском крае он посвятил специальную работу.11

О положении дел православной миссии и религиознром состоянии крещеных «инородцев» в 20-х гг. XIX в. в Тобольской епархии при архиепископе Евгении Казанцеве (1825-1831 гг.), - пишет Воронец Евстафий (Пожизненный, Действительный Член Всероссийского Православного Миссионерского Общества).12 Интересны рассуждения автора о том, каким должен быть миссионер, какими качествами обладать.

Церковные авторы обращались к миссионерской теме и в начале XX в., это работы: П. Головина, 3. Козлова, Е. Елисеева, В. Герасимова,13

10 Сулоцкий А. Архиепископ Евгений (Казанцев) как архипастырь Тобольский // Странник. 1872. T.2. С.97-152; Он же Жизнеописание Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского // Странник. 1867. Январь. С.5-7.

11 Он же. Миссионерства Березовского края - Обдорское, Кондинское и в особенности Сургутское// Странник. 1869. Август. С.102-115.

12 Воронец Е. К вопросу о государственной постановке православных миссий в православной России (Открытое письмо к бывшему Наставнику) // Странник. 1891. Т.2. № 6-7. С.260-302.

13 Головин П. Кондинский Троицкий монастырь // Тобольские епархиальные ведомости (далее Тоб. епарх. вед.). 1892. № 1-2. С.9-26; №3-4. С.68-81; № 5-6. С.93-100; Козлов 3. Исторический очерк одноклассной церковно-миссионерской школы, за 65 лет (с 1844-1909 г.) ее существования // Школьный листок при Тоб. епарх. вед. 1910. № 16. С.121-126; Он же. Об инородческом Севере // Тоб. епарх. вед. 1911. № 6. С. 123-127; Он же. Из истории обращения инородцев Севера Тобольской епархии в христианство // Тоб. епарх. вед. 1911. № 15. С. 330-333; Елисеев Е. О епархиальной миссии // Тоб. епарх. вед. 1911. № 20; Герасимов В.Н. Древний и современный Ляпин // Сибирская торговая газета (далее Сиб. торг. газета). 1887. №113. 28 нояб. С.З; №114. 29 нояб. С.2; №115. 30 нояб. С.З. миссионеров Иринарха (Шемановского) и Василия (Бирюкова).14 Последние, работая продолжительное время в Обдорской миссии, в своих исследованиях использовали материалы, хранившиеся в миссии. Их работы во многом носят документальный характер.

В 1860-70-е гг. С. С. Шашков и Н. М. Ядринцев - представители сибирского областничества, подвергли критике деятельность миссионеров в области школьного обучения детей аборигенов Сибири.15 Миссионерскую систему обучения они считали не только бесполезной в смысле образования, но и бесчеловечной.

Среди светских авторов одним из первых написал обобщающее сочинение по истории миссионерства в Сибири П. Сумароков,16 его труд был посвящен 300-летию присоединения Сибири к России (1881 г.). П. Сумароков выделяет два пути распространения христианства в Сибири, в существе своем неразделимые: проводимые приходскими священниками и церковными миссиями.17 На основе труда П. Сумарокова, Н. Городков в 1888 г. публикует статью, в которой кратко освещает историю христианизации «инородцев» Западной Сибири.18

14 Иринарх, иером. История Обдорской духовной миссии. 1854-1904 гг. М., 1906; Василий (Бирюков), иером. По поводу «Истории Обдорской миссии» (1854-1904)// Православный благовесгник. 1906. № 6. С.252-259; № 7. С.308-312. № 8. С.350-355; Он же. Состояние православного миссионерства в Западной Сибири после митрополита Филофея (Лещинского) до начала XIX в. // Православный благовесгник. 1907. № 3. С. 107-115; № 4. С. 165-170; № 5. С.216-224.

15 Шашков С.С. Сибирские инородцы в XIX столетии. М., 1887; Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1892.

16 Сумароков П. Миссионерство в Сибири // Христианское чтение. 1883. № 9-10. С.411-435; № 11-12. С.561-593; 1884. № 1-2. С. 113-147; № 5-6. С.639-673; № 9-10. С.327-347; № 1112. С.657-685.

17 Он же. 1883. № 9-10. С.418.

18 Городков Н. Просвещение христианскою верою инородцев Западной Сибири // Томские епарх. вед. 1888. № 15. С. 10-18; № 17. С.1-16.

В дальнейшем исследователи продолжали обращаться к теме христианизации аборигенов. Ей посвящена работа П. Н. Буцинского «Крещение остяков и вогулов при Петре Великом», вышедшая в 1893 г.19 Исследователь использовал архивные материалы, опубликованные источники, труды Г. Новицкого, П. Палласа. Христианизация освещается им с позиции православной церкви.

В это же время вышла книга Т. А. Догуревича,20 в которой помимо очерка о распространении христианства в Западной и Восточной Сибири, автор рассматривает религиозные верования народностей Тобольского Севера, их быт и нравы.

Также, в конце XIX в. появляется ряд работ, авторы которых жили или путешествовали на севере Тобольской губернии. Это сочинения И. Рослякова,

B. Бартенева, А. Якоби, К. Носилова.21 Их исследования интересны тем, что авторы непосредственно соприкоснулись с местными условиями жизни.

Необходимо также отметить работы, вышедшие в начале XX в. Это статья А. Дунина-Горкавича «О деятельности Обдорской духовной миссии», автор используя материалы Тобольского епархиального общества проанализировал расход денежных средств миссии за период с 1897 по 1906 гг. и книга В. Павловского «Вогулы», в ней освящена история христианизации манси, эволюция их религиозного сознания.22

19 Буцинский П.Н. Крещение остяков и вогулов при Петре Великом. Харьков, 1893.

20 Догуревич Т.А. Свет Азии: Распространение христианства в Сибири в связи с описанием быта, нравов, обычаев и религиозных верований инородцев этого края. СПб., 1897.

21 Росляков И. Обдорская миссия и ее деятели // Сиб. листок. 1894. № 37. 19 мая. С. 2; № 38. 22 мая. С.2; № 39. 26 мая. С. 2; № 40. 29 мая. С. 1- 2; Бартенев В. На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края. СПб., 1896; Якоби А.И. Угасание инородческих племен Тобольского Севера. СПб., 1900; Носилов К. Кондинский монастырь и его миссионерская деятельность на севере // Православный благовесгник. 1898. Т. 2. № 11.

C.112-117; № 12. С.164-171.

22 Дунин-Горкавич. A.A. О деятельности Обдорской духовной миссии // Памятная книжка Тобольской губернии на 1908 год. Тобольск, 1908. С.79-87; Павловский В. Вогулы. Казань, 1907.

Таким образом, исследователям дореволюционного периода удалось собрать значительный фактологический материал по истории миссионерства Северо-Западной Сибири. Большинство авторов рассматривали миссионерскую деятельность православной церкви в Северо-Западной Сибири с позиции необходимости данного процесса в интересах государства и коренных жителей этой территории.

В советской исторической науке первая работа по христианизации народов Северо-Западной Сибири вышла в 1936 г. «Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере», автор ее - А. Г. Базанов.23 Целью его исследования было изучение миссионерских школ на Тобольском Севере с XVIII в. по 1917 г. Под влиянием господствующей в то время концепции С. В. Бахрушина о насильственном присоединении, завоевании Сибири автор односторонне освещает процесс христианизации. На наш взгляд, А. Г. Базанов без достаточных доказательств выдвинул версию о том, что миссионеры являлись в юрты аборигенов в сопровождении вооруженных казаков, с пушками, от грохота которых дрожала «мать-земля».24

Эта работа была написана на этапе становления советской историографии, когда перед историками стояла задача разоблачения эксплуататорской роли церкви, ее идеологии. Соответственно, и миссионерские школы изображаются им негативно.

Проблему христианизации народов Тобольского Севера поднимает в своей монографии И. И. Огрызко, которая вышла в 1941 г.25 В качестве источников автором были использованы архивные материалы, в основном, из фондов Тобольской духовной консистории. Во введении И. И. Огрызко дает

23 Базанов А. Г. Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере (Тобольский Север). Л., 1936.

24 Там же. С. 17.

25 Огрызко И.И. Христианизация народов Тобольского Севера в XVIII в. М., 1941;Он же. Христианизация народов Тобольского Севера в XVIII веке: Тез. диссертации на соиск. учен, степ. канд. ист. наук. Л., 1940. краткую характеристику хозяйственных занятий, общественного строя, религиозных представлений хантов и манси.

Подробно рассмотрен автором процесс массового крещения хантов и манси в первой половине XVIII в. В работе показаны внешний характер христианизации, методы борьбы церкви с язычеством новокрещенных. Рассмотрен вопрос о значении христианизации, сделана попытка изложить результаты этого процесса. Однако, общая концепция автора оказалась аналогичной концепции А. Г. Базанова. Ведущим методом крещения сибирских народов автор признает насилие.

Отдельные аспекты процесса христианизации коренного населения Северо-Западной Сибири, в частности деятельность миссионерских школ, рассматривались в работах Н. С. Юрцовского, Ф. Ф. Кронгауза, Ф. Ф. Шамахова.26

Со времени выхода монографии И. И. Огрызко и до начала 1970-х гг. специальных исследований, посвященных теме христианизации русской православной церкви в Северо-Западной Сибири, не проводилось. Исключение составляет статья Н. А. Свешникова, вышедшая в 1959 г.27 Автор делает попытку продолжить исследование И. И. Огрызко, раскрыть процесс христианизации народов Обдорского края - хантов-оленеводов и ненцев. Хронологические рамки его исследования охватывают период до 1917 г., хотя внимание автора обращено главным образом на вторую половину XIX - нач. XX в. Признавая концепцию И. И. Огрызко о насилии как ведущем методе христианизации обских народов, Н. А. Свешников развивает ее на новом материале.

26 Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Новониколаевск, 1923; Кронгауз Ф.Ф. К истории советской школы на Крайнем Севере. М., 1948; Шамахов Ф.Ф. Общественно-педагогическое движение 60-х гг. и начальная школа в Западной Сибири во второй половине XIX в. Томск, 1955.

27 Свешников H.A. Христианизация народов Нижнего Приобья // Ученые записки Енисейского гос. пед. ин-та. 1959. Вып. 3. С.91-111.

В начале 1970-х гг. появляются статьи В. А. Кононенко.28 По его мнению, усиление миссионерской деятельности в этот период исходило из колониальной политики царизма, направленной на дальнейшую русификацию аборигенов. Впервые В. А. Кононенко пытается проследить источники формирования религиозного синкретизма у хантов и манси.

Работы, выходившие в советский период до 1970-х гг., были основаны на принципе критики религии, отрицательной роли православной церкви в судьбе народов Северо-Западной Сибири.

В 1975 г. вышла монография И. А. Миненко «Северо-Западная Сибирь в XVIII - первой половине XIX в. Историко-этнографический очерк», где рассматривается процесс христианизации населения Северо-Западной Сибири в XVIII - первой половине XIX в. в рамках проводимой правительственной политики в области религии и впервые говорит о мирном характере этого процесса.29 Тем самым она пересматривает сложившееся в науке и поддерживаемое многими исследователями, мнение о насильственном крещении аборигенов.30

На рубеже 1980-х гг. в стране начало меняться отношение к русской православной церкви со стороны государства и общества, в связи с принятием нового Закона о гарантии права на свободу вероисповедания. Это нашло отражение в повышенном интересе к истории русской православной церкви, в том числе ее миссионерской деятельности.

28 Кононенко В.А. Социально-политическая направленность и методы христианизации народностей Обь-Иртышского Севера // Научный атеизм, этика, эстетика. Л., 1971. С.26-29. Он же. Источники религиозного синкретизма у ханты и манси // Общественная жизнь и религия. Л., 1972. С.43-46.

Кононенко В.А. Христианизация малых народов Северо-Западной Сибири в конце XIX -начале XX в. // Общественная жизнь и религия. Л., 1972. С.77-85.

29 Миненко H.A. Северо-Западная Сибирь в XVIII - первой половине XIX в. Новосибирск, 1975. С.263-282.

30 Хомич Л.В. Ненцы: историко-этнографические очерки. М.; Л., 1966. С.222;Гемуев И.Н., Сагалаев A.M. Религия народа манси. Новосибирск, 1986. С. 131-132.

В 1989 г. вышла работа коллектива авторов «Русское православие: вехи истории», в которой отдельная глава посвящена миссионерской деятельности церкви (вторая половина XIX в. - 1917 г.).31 Надо заметить, что ранее в работах обобщающего характера, посвященных истории русской православной церкви, специального внимания истории миссионерства не уделялось. Это характерно как для работ дореволюционных авторов, так и советских.32

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. отечественные и зарубежные авторы обращаются к теме миссионерской деятельности русской православной церкви в разных регионах России и за ее пределами.33

Подтверждением огромного внимания к теме истории миссионерства русской православной церкви, в том числе и в Северо-Западной Сибири, являются материалы I Сибиро-Уральского конгресса «Культурное наследие Азиатской России».34

В последние годы опубликован ряд работ таких авторов, как О. П. Илюнечева, Е. Н. Коновалова, Н. С. Половинкин, М. О. Акишин, Е. П. Мартынова, Д. В. Городенко, Е. М. Главацкая, А. В. Жук, посвященных

31 Смирнов H.A. Миссионерская деятельность церкви (вторая половина XIX в. - 1917 год) // Русское православие: вехи истории. М., 1989. С.438-462.

32 Голубинский Е. История русской церкви. М., 1901; Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви. М., 1997. Т. 1-2; Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985.

33 Никонов А.Б. Критический анализ миссионерской деятельности русской православной церкви (1721-1917 гг.)// Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. философ, наук. Л., 1988; Храпова Н.Ю. Место и роль Алтайской Духовной миссии в процессе колонизации и хозяйственного освоения Горного Алтая (1828-1905 гг.) // Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. исгорич. наук. Томск, 1989; Пакулак Д. Жизнь и деятельность Иннокентия, митрополита Московского. Тюмень, 1994; Поплавская X.B. К вопросу о православном миссионерстве на Алтае (30 - 60 -е гг. XIX в.) // Этнографическое обозрение. 1995. № 5. С.99-109.

34 Культурное наследие Азиатской России. Материалы I Сибиро-Уральского исторического конгресса. Тобольск, 1997. отдельным сторонам миссионерской деятельности русской православной церкви в Северо-Западной Сибири.35

Деятельность Обдорской миссии, работавшей в Северо-Западной Сибири в XIX - начале XX в., рассмотрена А. М. Аблажей в коллективной монографии «Ямал - знакомый и неизвестный». Ей посвящена глава «История распространения христианства».36 Автором сделана попытка всесторонне рассмотреть миссионерскую деятельность и результаты Обдорской миссии.

В целом, можно сказать, что несмотря на возросший в последние годы интерес к миссионерской деятельности русской православной церкви в Северо-Западной Сибири, тема эта требует дальнейших разработок, поскольку внимание исследователей привлекали либо только отдельные стороны ее деятельности в определенные периоды времени, либо только истории отдельных миссий. Результаты миссионерской деятельности рассматриваются односторонне, без учета ее особенностей. Рассмотрения

35 Илюнечева О.П. Первая библиотека Ямала // Распространение книги в Сибири (к. XVIII -нач. XX в.). Сб. науч. тр. Новосибирск, 1990. С. 149-156; Она же. Литературное наследие Ивана Семеновича Шемановского (Обдорский период) // История и современность народов Ямала. Материалы науч. конф. Салехард, 1995. С.14-21; Коновалова E.H., Половинкин Н.С. Издательская деятельность Тобольского епархиального братства во второй половине XIX -начале XX в. //Религия и церковь в Сибири. Сб. науч. статей и документ, материалов. Тюмень, 1995. Вып. 8. С. 66-93; Акишин М.О. Полицейское государство и сибирское общество. Эпоха Петра Великого. Новосибирск. 1996; Мартынова Е.П. Русское православие и традиционные верования обских угров // Россия и Восток: Традиционная культура, этнокультурные и этносоциальные процессы. Материалы IV междунар. науч. конф. Омск, 1997. С. 82-84; Городенко Д.В. Просвещение народов Севера: на материале Ханты-Мансийского округа. Нижневартовск, 1997; Главацкая Е.М. Когда умолкнут все бубны. или Сказ о том, как царь Петр решил крестить язычников Сибири // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. С. 52-66; Жук A.B. К вопросу о методах христианизации коренного населения Северо-Западной Сибири во второй половине XIX -начале XX в. // Тобольский исторический сборник. Тобольск, 1998. Вып. III. 4.2. С.84-88.

36 Аблажей A.M. История распространения христианства // Ямал - знакомый и неизвестный. Тюмень, 1995. требуют вопросы, связанные со структурой и функциями миссий, как учреждений специально созданных для проведения миссионерской работы, с правительственной политикой по христианизации аборигенов, ролью миссионерской деятельности в освоении Сибири, влиянием христианства на религиозные представления и традиционную обрядность.

Учитывая отсутствие всестороннего анализа миссионерской деятельности в Северо-Западной Сибири, целью данного диссертационного исследования является изучение организации и специфики миссионерской деятельности русской православной церкви в Северо-Западной Сибири в XIX -начале XX в. Исходя из цели исследования предполагается решение следующих задач:

-изучение политики Российского правительства по христианизации коренного населения;

-рассмотрение основных направлений миссионерского дела; -комплексное исследование основных методов обращения в православие;

-выяснение роли и места церковно-миссионерских организаций и отдельных миссионеров в процессе христианизации;

-определение результатов миссионерской деятельности; -исследование влияния христианства на религиозные представления и традиционную обрядность.

Для понимания специфики миссионерской деятельности в СевероЗападной Сибири необходимо охарактеризовать климатические условия работы в регионе, его границы, административно-территориальное деление. Важно определить состав коренного населения Северо-Западной Сибири, их численность, сделать дефиниции названий и самоназваний этносов и провести анализ хозяйственной деятельности. Следует также выяснить развитие миссионерства на изучаемой территории в XVII - XVIII вв.

Хронологические рамки исследования охватывают XIX - начало XX в. Нижней временной границей является начало XIX в., эта дата может расцениваться как возникновение очередного этапа миссионерской деятельности русской православной церкви в Северо-Западной Сибири, появление миссии, как учреждения специально созданного для проведения миссионерской работы. Верхняя граница определяется революционными событиями октября 1917 года, повлекшими за собой прекращение миссионерской деятельности русской православной церкви.

Территориальные рамки исследования ограничиваются территорией Северо-Западной Сибири, включающей Сургутский, Березовский и частично Тобольский округа (уезды), коренным населением которых являлись ханты, манси, селькупы и ненцы.

Основным методологическим принципом работы является принцип историзма, позволяющий видеть исторические факты и явления в движении и взаимосвязи.

Источниковую базу исследования составили материалы из фондов центральных и местных архивов: Российского государственного исторического архива (РГИА), Архива Российского географического общества (АРГО), Тобольского филиала Государственного архива Тюменской области (ТФ ГАТО), Государственного архива Тверской области (ГАТвО). Были использованы также опубликованные источники. Мы систематизировали документы в зависимости от происхождения и характера содержащейся в них информации.

Первую группу составили законодательные материалы и распоряжения. Группа этих источников позволяет определить позицию государства в области рассматриваемых вопросов, она разделена на две подгруппы. В первую входят законодательные акты и материалы центральной светской и духовной властей, во вторую - указы и распоряжения местной духовной власти (консистории и архиереев).

Церковь являлась частью чиновничье-бюрократического аппарата. Выработкой законоположений связанных с ее деятельностью занимались различные государственные органы и ведомства: Сенат, Государственный

Совет, Комитет Министров, Сибирский комитет, Министерство Государственных Имуществ, Министерство Юстиции. Но право окончательного утверждения законодательных актов принадлежало царю. Законоположения, разработанные ими, отражены в «Полном Собрании Законов Российской Империи» (ПСЗ), «Своде Законов Российской Империи». Одним из законоположений вошедший в ПСЗ является «Устав об управлении инородцев» 1822 г., который определял порядок управления сибирскими аборигенами и регулировал их сословно-правовой статус, в том числе и в области вероисповедания.

Законодательные материалы разработанные Синодом - ведомством, которое руководило православной церковью не вошедшие в ПСЗ и «Свод Законов Российской Империи» представлены в «Полном Собрании постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания (ПСПиР по ведомству православного исповедания).

Материалы первой подгруппы регулировали общий ход процесса. Но при использовании этих источников необходимо постоянно учитывать субъективный фактор невыполнения законодательства на местах или его нарушения. Поэтому нельзя говорить о том, что меры предписанные данными актами выполнялись на местах в полном объеме.

Документы второй подгруппы позволяют проследить как конкретизировались различные положения государственой политики в области миссионерской деятельности, ее специфику. Для действовавших на территории епархии миссий консистория разрабатывали специальные инструкции, правила. Так, в 1855 г. консисторией были разработаны «Правила для причта походной Обдорской церкви св. апостолов Андрея Первозванного и Петра Первоверховного», в 1867 г. консистория издала «Инструкцию для миссионеров Обдорской, Кондинской и Сургутской миссий».

Большую группу источников составили материалы делопроизводства. Значительная часть документов этой группы сосредоточена в фондах Канцелярии Синода (Ф.796) РГИА, Канцелярии обер-прокурора Синода

Ф.797) РГИА, Тобольской духовной консистории (Ф. 156) ТФ ГАТО, Тобольского епархиального комитета православного миссионерского общества (Ф.58) ТФ ГАТО, Хэнского миссионерского стана (Ф.703) ТФ ГАТО. Часть материалов этой группы опубликованы. Среди комплекса делопроизводственных документов мы выделили несколько подгрупп: а) рапорты, доношения священослужителей; б) отчеты Обдорской, Кондинской, Сургутской миссий, отдельных миссионеров, Тобольского епархиального комитета Православного Миссионерского общества; в) журналы миссионеров; г) «подписка», документ, который подтверждал добровольное принятие православия аборигенами; «условие», своего рода договор, который заключался при принятии Обдорской миссией на воспитание ребенка. д) уставы церковно-миссионерских организаций, действовавших в Тобольской епархии.

Документы этой группы источников представляют широкий круг проблем, они помогают восстановить процесс реализации политики правительства, отклонения от нее, позволяют представить в целом ход миссионерской деятельности, состояние дел, отдельные результаты миссионерской работы.

Третья группа источников - это материалы центральной и местной периодической печати.

С 1874 г. Православное Миссионерское общество в Москве издавало еженедельно журнал «Миссионер», который в 1880 г. вошел в состав «Московских центральных ведомостей». С 1893 г. печатным органом миссионерского общества стал журнал «Православный благовестник», выходивший два раза в месяц. В них публиковались материалы общего характера по истории миссионерства, сведения о ходе миссионерского дела в Северо-Западной Сибири, сообщения с мест, хроника событий. Материалы аналогичного характера печатались также в журналах: «Церковнообщественная жизнь», выходившем еженедельно и издававшемся при Казанской духовной академии в 1905-1907 гг.; «Странник», духовный учено-литературный журнал, издавал его протоирей Василий Гречулевич с 1860 по 1917 гг.; «Христианское чтение», выходивший ежемесячно при С-Петербургской духовной академии с 1821 по 1917 гг.; «Русский паломник», иллюстрированный журнал для религиозно-нравственного чтения, издавался в С-Петербурге в 1885-1917 гг.

Среди местных периодических изданий наибольший интерес представляют «Тобольские епархиальные ведомости», выходившие с 1882 г. В данном издании выделяются два отдела. Официальный отдел, где содержатся распоряжения Синода и Сената и духовной консистории; неофициальный отдел, содержащий обозрения поездок преосвященных, отчеты Тобольского церковного братства Димитрия Солунского, Обдорского миссионерского братства во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца, статьи, посвященные проблемам миссионерской деятельности. Материалы, отражающие события, связанные с работой миссий публиковались также в «Тобольских губернских ведомостях», «Сибирском листке» и «Сибирской торговой газете». Данная группа источников позволяет представить картину деятельности миссий, церковно-миссионерских организаций.

Самостоятельную группу составили нарративные источники - записки миссионеров, воспоминания, исторические, путевые очерки. Начиная с XVIII в. Северо-Западная Сибирь привлекала большое внимание различных исследователей, путешественников. Среди них можно назвать имена М. А. Кастрена, П. П. Инфантьева, К. Д. Носилова, П. Головачева и другие. Эта группа источников по характеру наиболее «субъективная», она служит дополнением к документам других групп, позволяя более зримо представить действия миссионеров, степень религиозности населения.

Небольшая группа источников - статистические данные, которые позволяют судить о количественном составе коренного населения. Мы использовали данные С. К. Патканова, его опубликованные работы «Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев (на основании специальной разработки материала переписи 1897 г.); «О приросте инородческого населения Сибири. Статистические материалы для освещения вопроса о вымирании первобытных племен».

Группа фольклорных материалов. Это переведенные на русский язык с хантыйского, мансийского, немецкого языков и опубликованные мифы, предания, сказки.37

Еще одну небольшую группу источников составили музейные предметы из фондов Тюменского областного краеведческого музея (ТОКМ). Это детская колыбель манси и орнаменты коренного населения Северо-Западной Сибири.

37 Мифы, предания, сказки хантов и манси. Сост., предисловие и примеч. Н.В. Лукиной. М., 1990.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Мавлютова, Гульнара Шакировна

Заключение

Миссионерство являлось составной частью деятельности русской православной церкви, свою миссионерскую работу в Северо-Западной Сибири она начала после присоединения ее к России.

В XVII в. христианизация коренного населения не входила в круг первоочередных задач правительства. При отсутствии систематической миссионерской деятельности и политики по запрещению насильственной христианизации аборигенов случаи крещения были редкими, и связаны с тем, что человек попадал в неблагоприятную ситуацию и выход из нее искал в принятии новой веры или, скорее всего, нового образа жизни.

В XVIII в. миссионерская деятельность среди народов Сибири активизировалась, инициатором этого была не столько церковь, сколько государство. Результатом миссионерской кампании в Северо-Западной Сибири стало обращение в православие обских угров, не обращенными остались только обдорские ханты и ненцы. При крещении аборигенов использовались ненасильственные методы. По постановлению Сената 1789 г. действия миссионеров в Сибири были приостановлены.

Идея миссионерства, являясь одной из основных в христианстве, приводила к тому, что, несмотря на позицию правительства, духовенство на местах продолжало свой нелегкий труд по обращению язычников. Благодаря приходским священникам происходили отдельные случаи крещения язычников.

Миссионерская деятельность в XIX в. возобновилась после вышедшего в 1828 г. указа Синода об учреждении в Тобольской епархии миссионеров для обращения в православие «инородцев». В результате в 1832 г. была образована Северная (Обдорская) миссия, которая прекратила свою деятельность в 1833 г. С середины XIX в. действовали три миссии: Кондинская (1844 - 1918 гг.), Обдорская (1854 - 1919 гг.), Сургутская (1867

1897 гг.). Миссионерское дело приобрело новые черты, деятельность миссионеров стала носить более организованный характер.

Миссии являлись учреждениями, которые были специально созданы для проведения миссионерской работы. Они имели определенную структуру, которая способствовала, более успешному решению стоящих перед ними задач и учитывала специфику кочевого и полукочевого образа жизни коренных жителей.

Структуру миссий, можно проследить на примере Обдорской. В ней имелись миссионерские станы, молитвенные дома и часовни, которые открывались в районах проживания аборигенов. В начале XX в. при Обдорской миссии была создана женская миссионерская община, потому что в деле распространения православия женщины могли сыграть важную роль. В это же время при миссии было открыто церковно-миссионерское братство во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца, которое должно было способствовать распространению православия среди коренных жителей.

Начиная с середины XIX в. в России усилились тенденции к распространению православия на всех подданных империи. Происходили поиски, в первую очередь теоретические, по созданию миссионерских программ и организации миссионерской деятельности. В результате в 1865 г. в Москве было открыто Всероссийское Православное Миссионерское общество, на местах создавались его отделения. В Тобольской епархии был открыт комитет Всероссийского Православного Миссионерского общества (1872 г.), который содействовал усилению и расширению миссионерского дела в пределах епархии. Позже для оказания помощи епархиальному начальству было открыто Тобольское православно-церковное братство св. великомученика Д. Солунского.

BU KJ этот период под воздействием роста патриотических настроении в Российском обществе усилились призывы некоторых церковных деятелей не столько к христианизации, сколько к русификации нерусского народа. Но не все российское духовенство поддерживало идею о необходимости русификации «инородцев». Священнослужители, изучавшие исторический опыт миссионерского движения, считали, что только те из миссионеров в деле обращения язычников к Христу имели успех, кто преследовал чисто духовные интересы, желал только блага язычникам.

В России был провозглашен принцип веротерпимости, и в то же время шел процесс усиления административных и религиозных мер к вовлечению «инородцев» в православную веру. Выразилось это в создании инструкций, правил, которые устанавливали порядок приготовления язычников к принятию православной веры.

Основными направлениями деятельности миссий было обращение в православие, утверждение в вере новообращенных и их просвещение. Существовавшее при Обдорской миссии братство расширило ее направления, это здравоохранение, благотворительность, научные исследования.

В работе каждой миссии имелись особенности. Миссионеры в своей деятельности использовали различные методы, такие как беседа, проповедь, богослужение. Для встреч с коренным населением они совершали поездки по местам их кочевий, летом на лодках, зимой на оленях. Миссии имели походные церкви, в Кондинской миссии была одна, в Обдорской две, в Сургутской походной церкви не было. Созданные правительством в процессе христианизации для новокрещенных ряд льгот и наград, также входили в число методов по распространению православия. Миссионеры старались учитывать психологию коренного населения, например, использовали во время бесед картинки из Нового Завета. Широко применялся просветительский метод. Было создано несколько школ для детей аборигенов, после их окончания отдельные выпускники продолжили обучение в средних учебных заведениях. Занимаясь просвещением, миссионеры надеялись, что дети станут проводниками идей христианства, но по большому счету это не было достигнуто, хотя среди миссионеров были выходцы из коренного населения. Осуществляли миссионеры и переводы на языки аборигенов, что во многом способствовало появлению национальной письменности. Помимо богослужебной литературы, они создавали азбуки, словари. Были созданы первые музей и библиотека в крае, в школах вместе с детьми аборигенов обучались дети русского населения. Культурно -просветительская деятельность миссионеров способствовала повышению образовательного уровня всего населения края.

Активность в действиях миссий, появление положительных результатов в деле обращения и утверждения в вере аборигенов, во многом зависело от личности миссионера. Можно назвать несколько имен миссионеров работавших в XIX - начале XX в. в Северо-Западной Сибири и внесших наибольший вклад в развитие миссионерства. Это архимандрит Арсений, настоятель Кондинского монастыря; протоирей Петр Попов, служивший в Обдорской миссии; игумен Аверкий, начальник Обдорской миссии, ранее служивший в Кондинском монастыре; член Обдорской миссии, учитель, переводчик И. Егоров. Особенно стоит отметить настоятеля Обдорской миссии игумена Иринарха (И. С. Шемановский), который был назван просветителем Севера. Уважение и благодарность он снискал не только у своих современников, но и у всех последующих поколений жителей Обдорского Севера. результате миссионерскои деятельности русской православной церкви в Северо-Западной Сибири в XIX - начале XX в. удалось обратить в христианство обских угров, селькупов, часть обдорских хантов и ненцев. Необращенными остались в основном, ненцы, кочевавшие на Ямале. Но, на наш взгляд количество обращенных в православие - это формальный результат, который не может служить показателем успеха или неуспеха миссионеров.

Реальный же результат был таков: в начале XX в. большинство крещеных хантов, манси, ненцев, селькупов были христианами «только по имени». Христианство оказало влияние на религиозные представления и традиционную обрядность аборигенов Северо-Западной Сибири. В процессе проникновения православия появился и получил развитие религиозный синкретизм или двоеверие. Элементы христианства проявлялись во внешней культовой атрибутике, во внутреннем, духовном мире коренного населения. У многих групп аборигенов появились обряды крещения, венчания и отпевания. В целом же семейная обрядность аборигенов сохранила свои традиционные черты.

Миссионеры причины неудач в деле распространения православия среди аборигенов искали внутри миссионерской системы, объясняя их недостаточной финансовой поддержкой государства, отсутствием постоянной политики духовной власти на местах, нехваткой миссионерских кадров, незнанием языков коренного населения, слабостью миссионерской инициативы и т.п.

Мы считаем, что причинами невысокой результативности миссионерской деятельности русской православной церкви среди хантов, манси, ненцев и селькупов было то, что их традиционные верования оптимально соответствовали их образу жизни.

Христианизация хантов, манси, ненцев и селькупов в XIX - начале XX в. - это самостоятельный этап миссионерской деятельности русской православной церкви в Северо-Западной Сибири. В это время правительство активно поддерживало проводимую православной церковью миссионерскую деятельность, которая способствовала дальнейшему освоению Сибири Российским государством. Позиции государства в Сибири в экономической и политической областях к этому времени были достаточно прочными, существовала необходимость идеологического закрепления. Проводимая правительством политика ненасильственной христианизации сыграла положительную роль - спасло государство от религиозных конфликтов, а аборигенам Сибири дала возможность сохранения своих религиозных верований и уникальной культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Мавлютова, Гульнара Шакировна, 1999 год

1. Полное Собрание Законов Российской Империи Собрание 1. T.III. №1618.

2. T.XXXVI. №37709. T.XXXVIII. №29126. Собрание 2. T.XI. № 8051; 9269.

3. Полное собрание Постановлений и Распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи. Пг., 1915.1. Т.1. №523.

4. Свод Законов Российской Империи издания 1857 г. СПб., 1857. Т.1; И; 14.

5. Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений. СПб., 1890.

6. Устав духовных консисторий. М., 1871.

7. Устав о предупреждении и пресечении преступлений. М., 1879.

8. Устав духовных консисторий. М., 1883.

9. Документы и материалы государственных и общественныхорганизаций

10. Извлечение из всеподданейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода, графа Д. А. Толстого, по ведомству православного исповедания, за 1867 год// Странник. 1868. Т.1(март).

11. Извлечение из всеподданейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1870 год // Странник. 1872. Т.2. №4.

12. Извлечение из всеподданейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.Толстого по ведомству православного исповедания за 1871 год // Странник. 1973. Т.1. №2.

13. Извлечение из всеподданейшего отчета обер-прокурора Св. Синода по духовному ведомству за 1872 год // Странник. 1874. №1 (январь).

14. Извлечение из всеподданейшего отчета обер-прокурора Св. Синода по духовному ведомству за 1873 год // Странник. 1875. Т.1. №1.

15. Извлечение из всеподданейшего отчета обер-прокурора Св.Синода по духовному ведомству за 1874 год // Странник. 1876. Т.2. №4.

16. Отчет Тобольского епархиального комитета Православного Миссионерского общества за 1875 год. Тобольск, 1876.

17. Отчет Тобольского епархиального комитета Православного Миссионерского общества за 1877 год. Тобольск, 1878.

18. Отчет Тобольского епархиального комитета высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1879 год. Тобольск, 1880.

19. Отчет Тобольского епархиального комитета высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1880 год. Тобольск, 1881.

20. Отчет Тобольского епархиального комитета высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1881 год. Тобольск, 1882.

21. Отчет Тобольского епархиального комитета Православного Миссионерского общества за 1882 год. Тобольск, 1883.

22. Отчет Тобольского епархиального комитета высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1884 год. Тобольск, 1885.

23. Отчет Тобольского епархиального комитета высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1885 год. Тобольск, 1886.

24. Отчет Тобольского епархиального комитета высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1886 год. Тобольск, 1887.

25. Двадцатипятилетие Тобольского епархиального комитета Православного Миссионерского общества. Тобольск, 1897.

26. Отчет Тобольского епархиального комитета высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1907 г. Тобольск, 1908.

27. Отчет Тобольского епархиального комитета высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1908 г. Тобольск, 1909.

28. Отчет Тобольского епархиального комитета высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1910 г. Тобольск, 1911.

29. Отчет Тобольского епархиального комитета высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1914 год// Тобольские епархиальные ведомости. 1915. №34.

30. Устав Тобольского православно-церковного братства св. великомученика Д.Солунского. Тобольск, 1890.

31. Отчет о деятельности Тобольского епархиального православно-церковного братства св. великомученика Д. Солунского за 1892 год // Тобольские епархиальные ведомости. 1893. №3-4.

32. Отчет о деятельности Тобольского епархиального православно-церковного братства св. великомученика Д. Солунского за 1893 год. Тобольск, 1893.

33. Устав Тобольского епархиального православно-церковного братства св. великомученика Д.Солунского. Тобольск, 1901.

34. Отчет о деятельности Тобольского свято-Иоанно-Димитриевского православно-церковного братства за 1916/17 год // Тобольские епархиальные ведомости. 1918. №1.

35. Устав Обдорского миссионерского братства вр имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца // Тобольские епархиальные ведомости. 1904. №22.

36. Отчет Обдорского миссионерского братства во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца с 8 сентября 1904 г. по 4 октября 1905 г. Тобольск, 1905.

37. Отчет Обдорского миссионерского братства во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца с 4 октября 1905 г. по 4 октября 1906 г. Тобольск, 1907.

38. Отчет Обдорского миссионерского братства во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца с 4 октября 1906 г. по 4 октября 1907 г. Тобольск, 1908.

39. Отчет Обдорского миссионерского братства во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца с 4 октября 1907 г. по 4 октября 1908 г. Тобольск, 1909.

40. Отчет Обдорского миссионерского братства во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца с 4 октября 1908 г. по 4 октября 1909 г. Тобольск, 1910.

41. Отчет Обдорского миссионерского братства во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца с 4 октября 1913 г. по 4 октября 1914 г. // Тобольские епархиальные ведомости. 1915. №6.

42. Отчет Обдорского миссионерского братства во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца с 4 октября 1914 г. по 4 октября 1915 г. Тобольск, 1916.

43. Отчет Обдорского миссионерского братства во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца с 4 октября 1914 г. по 4 октября 1915 г. Тобольск, 1916.

44. Воззвание о помощи апостольскому, миссионерскому делу проповеди благовестия Христова // Тобольские епархиальные ведомости. 1918. №9-10.3. Периодическая печать

45. Местные известия // Тобольские губернские ведомости. 1857. №26. С.234-236.

46. Сургутская православная миссия, Тобольской епархии, в 1873 году // Миссионер. 1875. №6. С.44-46.

47. Обдорская миссия в 1873 году // Миссионер. 1875. №25.

48. Миссионерское путешествие преосвященного Ефрема, епископа Березовского в 1873 году // Миссионер. 1875. №22.

49. Миссионерская деятельность в Тобольской епархии за 1876 г. // Миссионер. 1878. №1(янв.). С.3-5.

50. Путешествия миссионеров Обдорской миссии в 1877 г. // Миссионер. 1879. №1.

51. Миссии и миссионерство // Странник. 1891. Т.З. №11-12. С.564-573.

52. Кузнецов И.Г. Хроника // Тобольские губернские ведомости. 1892. №41. С.З.

53. Миссионерская деятельность Кондинской женской общины // Тобольские епархиальные ведомости. 1897. №11. С.179-180.

54. Св. Синодом решено с нынешнего года Сургутскую миссию закрыть.// Сибирский листок. 1898. №14. 8 марта. С.З.

55. Обдорская миссия // Сибирский листок. 1903. №15. 23 февр. С.1.

56. Машанов М. Обдорская миссия // Церковно-общественная жизнь. 1906. №4 (янв.).

57. Иннокентий, игум. Из Обдорской миссии // Православный благовестник. 1911. №23.

58. Прощание Кодинской обители со своей игуменьей // Тобольские епархиальные ведомости. 1913. «22. С.467.317. «В стране лукоморцев» (Впечатления и наблюдения) // Сибирский листок. 1913. №97. 18 авг.

59. Посещение Его Преосвященством, Преосвященным Варнавою, епископом Тобольским и Сибирским, северного края // Тобольские епархиальные ведомости. 1915. С.552.

60. Хатанзеев П. Обдорская миссионерская школа // Тайга и тундра. 1932. №1(4). С.39-40.

61. Свт. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. Наставления священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру // Православная община. 1997. №39. С. 16-33.

62. Справочно-статистические публикации

63. Гагейместер Ю. Статистическое обозрение Сибири. СПб., 1854.

64. Патканов С. К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев (на основании специальной разработки материала переписи 1897 г.). СПб., 1911.

65. Патканов С. К. О приросте инородческого населения Сибири. Статистические материалы для освещения вопроса о вымирании первобытных племен. СПб., 1911.

66. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г. Тобольск, 1913.

67. Тобольская епархия. Омск, 1892.5. Архивные источники

68. Российский государственный исторический архив (РГИА). Фонд (Ф.)

69. Ф.796. Канцелярия Синода. Опись (Оп.)Ю9. Дело (Д.) 1552. Оп.118. Д.118, 1806.1. Оп.124. Д.431.

70. Оп.125. Д.82, 350, 1596, 1844. Оп.126. Д. 169, 585. Оп.131. Д.1350. Оп.132. Д.666. Оп.134. Д.2064

71. Ф.797. Канцелярия обер-прокурора Синода.1. Оп.5. Д.20762.1. Оп.11. Д.28925.1. Оп. 12. Д. 29894.1. Оп.18. Д.41173.1. Оп.27. Д.995.1. Оп.ЗЗ II отд. Д. 299.

72. Оп.44 II отд. Зет. Д. 122.

73. Оп,46 II отд. 3 ст. Д.205.

74. Оп.76 II отд. 3 ст. Д.558.1. Оп.86 III отд. Д. 136 б.1. Оп.96. Д.45.1. Оп.134. Д.2054, 2064.

75. Архив Российского географического общества (АРГО)

76. Ф.38. Житков Борис Михайлович. Оп.1. Д.17.

77. Ф.Разряд 61. Тобольская губерния. Оп.1. Д.51.

78. Тобольский филиал государственного архива Тюменской области (ТФ ГАТО).

79. Ф.156. Тобольской духовной консистории.1. Оп.1. Д.5.

80. Оп.25. Д.6, 7, 9 (1), 70, 77, 82, 127 (4), 127 (5), 182, 350, 363. Оп.26. Д.432, 433, 434, 542, 588, 590, 642, 643, 864, 865. Оп.27. Д.995. Оп.28. Д.1673. Оп.1819. Д. 184, 562.

81. Ф.58. Тобольский епархиальный комитет Православного Миссионерскогообщества.1. Оп.1. Д.1, 4, 13.

82. Ф.703. Хэнский миссионерский стан. Оп.1. Д.2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10,13, 15, 16.

83. Ф.144. Александра Сулоцкого. Д. 10, 45а, 46.

84. Государственный архив Тверской области (ГАТвО)

85. Ф.103. Оп.103-1. Д.2659, 2659а.6. Фольклорные материалы.

86. Мифы, предания, сказки хантов и манси. Сост., предисловие и примеч. Н.В. Лукиной. М., 1990.7.Музейные предметы

87. Детская колыбель (манси). Березовский район Тюменской области. Береста, выскобленный орнамент. ТОКМ. НВФ 71.

88. Орнаменты. Отчет экспедиции в Сургутский район. 1989. Рукопись. Архив1. ТОКМ.8. Исследования

89. Аблажей А. М. Традиционное мировоззрение народов Приполярья в представлении христианских миссионеров (этнографические аспекты проблемы) // Западная Сибирь проблемы развития. Тюмень, 1994. С. 7075.

90. Аблажей А. М. История распространения христианства // Ямал -знакомый и неизвестный. Тюмень, 1995. С.56-69.

91. Абрамов Н. А. Кодинский Троицкий монастырь // Тобольские губернские ведомости. 1867. №35. С. 196; №36. С.200; №37. С.205-206.

92. Абрамов Н. А. Описание Березовского края // Записки РГО. 1857. Т. 12. С.327-448.

93. Абрамов Н. А. О введении христианства у Березовских остяков // Тобольские губернские ведомости. 1857. №11. С.83-87; № 2. С.87-98.

94. Абрамов Н. А. Проповедь Евангелия сибирским вогулам // Тобольские губернские ведомости. 1857. №19. С.176-178; №20. С.180-183.

95. Абрамов Н. А. Христианство в Сибири до учреждения там в 1621 г. епархии // Странник. 1865. Кн.8. Отд.Н. С.49-68.

96. Абрамов Н. А. Материалы по истории христианского просвещения Сибири со времени покорения ее в 1581 г. до начала XIX столетия // Журнал Министерства народного просвещения. 4.LXXXI. Отд. V. 1854. №2. С.15-38; №3. С.39-56.

97. Абрамов Н. А. Филофей Лещинский, митрополит Тобольский и Сибирский // Журнал Министерства народного просвещения. 1846. №12. С.1-18.

98. Абрамов Н. А. Георгий Ящуржинский, архиепископ Тобольский и Сибирский // Странник. 1868. №8. С.63-93.

99. Абрамов H.A. Киприан, первый архиепископ Сибирский (1621-1624) // Город Тюмень. Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. С.96-105.

100. Абрамов Н. А. Макарий, второй архиепископ Сибирский и Тобольский (1625 1635) // Город Тюмень. Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1995. С. 106-112.

101. Акишин М. О. Полицейское государство и Сибирское общество. Эпоха Петра Великого. Новосибирск, 1996.

102. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской духовной миссии. Краткие сведения о его жизни и деятельности. СПб., 1892.

103. Базанов А. Г. Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере (Тобольский Север). Л., 1936.

104. Бартенев В. На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края. СПб., 1896.

105. Бахрушин С. В. Остяцкие и вогульские княжества в XVI XVII веках // Научные труды. М., 1955. T.III. 4.2. С.86-152.

106. Белявский Ф. Поездка к Ледовитому морю. М., 1833.

107. Биллингтон Д.Н. Икона и топор. Нью-Йорк, 1970.

108. Боброва А. И. Влияние христианства на погребальную обрядность коренного населения среднего Приобья // Смены культур и миграции в Западной Сибири. Томск, 1987. С.116-119.

109. Буцинский П. Крещение остяков и вогулов при Петре Великом. Харьков, 1893.

110. Василий (Бирюков), иером. По поводу «Истории Обдорской миссии»(1854-1904) // Православный благовестник.1906. №6, С.252-259; №7. С.308-312; №8. С.350-355.

111. Василий (Бирюков). Состояние православного миссионерства в Западной Сибири после митрополита Филофея (Лещинского) до начала XIX в. // Православный благовестник. 1907. №3. С. 107-115; №4. С. 165170; №5. С.216-224.

112. Васильев В. И. Проблемы формирования северо-самодийских народностей. М., 1979. С. 165-182.

113. Веселовский А. Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов. М., 1898.

114. Воронец Е. К вопросу о государственной постановке православных миссий в православной России (Открытое письмо к бывшему Наставнику) // Странник. 1891. №6-7. С.260-302.

115. Гемуев И. Н., Сагалаев А. М. Религия народа манси. Новосибирск, 1986.

116. Герасимов В. Н. Древний и современный Ляпин // Сибирская торговая газета. 1887. №113. 28 нояб. С.З; №114. 29 нояб. С.2; №115. 30 нояб. С.З.

117. Главацкая Е. М. Русская власть и коренное население Урала и Зауралья в XVII в. // Ежегодник НИИ РК УрГУ. 1994. Екатеринбург, 1995. С.23-32.

118. Главацкая Е. М. Власть и «сибирские иноземцы» в XVII в. // Сургут, Сибирь, Россия. Международная научно-практическая конференция, посвященная 400-летию г. Сургута. Екатеринбург, 1994. С.45-46.

119. Главацкая Е. М. Когда умолкнут все бубны. или Сказ о том, как царь Петр решил крестить язычников Сибири // Уральский сборник. История. Культура. Религия. 4.2. Екатеринбург, 1998. С.52-66.

120. Головин П. Кондинский Троицкий монастырь // Тобольские епархиальные ведомости. 1892. №1-2. С.9-26; №3-4. С.68-81; №5-6. С.93-100.

121. Головнев А. В. Говорящие культуры традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995.

122. Головчинский В. Схиигумения Александра // Тобольские епархиальные ведомости. 1915. №42. С.658-661.

123. Голубинский Е. История русской церкви. М., 1901.

124. Городенко Д. В. Просвещение народов Севера: на материале Ханты-Мансийского округа. Нижневартовск, 1997.

125. Городков Н. Просвещение христианскою верою инородцев Западной Сибири Ц Томские епархиальные ведомости. 1888. №15. С.10-18; №17. С.1-16.

126. Догуревич Т. А. Свет Азии: Распространение христианства в Сибири в связи с описанием быта, нравов, обычаев и религиозных верований инородцев этого края. СПб., 1897.

127. Дунин-Горкавич А. А. О деятельности Обдорской духовной миссии // Памятная книжка Тобольской губернии на 1908 год. Тобольск, 1908. С.79-87.

128. Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север Этнографический очерк местных инородцев. СПб., 1911. T.III.

129. Зенько А. П. Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров. Новосибирск, 1997.

130. Зольникова Н. Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск, 1990.

131. Зуев В. Материалы по этнографии Сибири XVIII в. М-Л., 1947.

132. Елисеев Е. Миссии Тобольской епархии (Противоязыческая и противомусульманская) // Церковные ведомости. 1906. №41. С.2733-2736.

133. Елисеев Е. О епархиальной миссии // Тобольские епархиальные ведомости. 1911. №20. С.448-455.

134. Житков Б. М. Полуостров Ямал. СПб, 1913.

135. Жук А. В. К вопросу о методах христианизации коренного населения Северо-Западной Сибири во второй половине XIX начале XX в. // Тобольский исторический сборник. Вып. III. 4.2. Тобольск, 1998.

136. Жук А. В. Результаты христианизации аборигенов Северо-Западной Сибири во второй половине XIX начале XX в. // Урал в прошлом и настоящем. Материалы конференции. Екатеринбург, 1998. С.239-242.

137. Илюнечева О. П. Первая библиотека Ямала // Распространение книги в Сибири (конец XVIII начало XX в.). Сб. науч. трудов. Новосибирск, 1990. С. 149-156.

138. Илюнчева О. П. Литературное наследие Ивана Семеновича Шемановского (Обдорский период) // История и современность Ямала. Материалы научной конференции. Салехард, 1995. С. 14-21.

139. Инфантьев П. П. Путешествие в страну вогулов. СПб., 1910.

140. Иринарх, игум. Храм Обдорской миссии: (Васильевская церковь) // Православный благовестник. 1903. №6. С.271-276.

141. Иринарх, игум. Обдорское миссионерское братство во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца, его значение, деятельность и нужды // Православный благовестник. 1905. №3.

142. Иринарх, игум. Обряд отпевания покойника-ненца // Православный благовестник. 1905. №8. С.237-240.

143. Иринарх, игум. Празднование первой годовщины Обдорского миссионерского братства во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского//Тобольские епархиальные ведомости. 1906. №2.

144. Иринарх, игум. Обдорское миссионерское братство во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца // Православный благовестник. 1906. №22.

145. Иринарх, игум. Открытие при братстве церковно-миссионерской библиотеки // Православный благовествник. 1907. №12.

146. Иринарх, игум. К открытию этнографического музея при Обдорском миссионерском братстве во имя св. Гурия архиепископа Казанского // Православный благовестник. 1907. №12. С. 160-163.

147. Иринарх, игум. Библиотека Обдорского братства свтителя Гурия, как хранилище литературных материалов о Тобольском Севере и как миссионерское учреждение // Православный благовестник. 1907. Т.З. №18.

148. Иринарх, игум. К вопросу о необходимости скорейшего открытия в Обдорске женской монастырской общины для усиления деятельности Обдорской миссии // Православный благовестник. 1907. №19. С. 123128.

149. Иринарх, игум. Несчастье Обдорской миссии // Православный благовестник. 1908. №19.

150. Иринарх, игум. Чем объяснить почитание инородцами крайнего северо-запада Сибири святителя Николая Чудотворца // Православный благовестник. 1909. №24. С.524-529.

151. Иринарх, игум. Каталог книг церковно-миссионерской библиотеки во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца. Вып.1: Северный отдел. Сост. Игумен. Ир[инарх]. Тобольск, 1910.

152. Иринарх, игум. Хронологический обзор достопамятных событий в Березовском крае Тобольской губернии (1032-1910) // Православный благовестник. 1911. №.19. С.289-298; №21. С.366-377; №22. С.414-426;

153. История Сибири с древнейших времен до наших дней. Л., 1968. Т.1.

154. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1994. Т.1-2.

155. Кастрен М. А. Путешествие Александра Кастрена по Лапландии, Северной России и Сибири // Магазин землеведения и путешествий. М., 1860. Т.6.

156. Козлов 3. Село Кондинское Березовского уезда // Тобольские епархиальные ведомости. 1908. №6. С. 129-130.

157. Козлов 3. Исторический очерк одноклассной церковно-миссионерской школы, за 65 лет (с 1844-1909 гг.) ее существования // Школьный листок при Тобольских епархиальных ведомостях. 1910. №16. С. 121126.

158. Козлов 3. Об инородческом Севере // Тобольские епархиальные ведомости. 1911. №6. С.123-127.

159. Козлов 3. Из истории обращения инородцев Севера Тобольской епархии в христианство // Тобольские епархиальные ведомости. 1911. №15. С.330-333.

160. Козлов 3. Памяти схиигуменьи Александры (Дружининой) // Тобольские епархиальные ведомости. 1915. №44. С. 708-709.

161. Коновалова Е. И., Половинкин Н. С. Издательская деятельность Тобольского епархиального братства во второй половине XIX начале XX в. // Религия и церковь в Сибири. Сб. науч. статей и документальных материалов. Вып.8. Тюмень, 1995. С.66-93.

162. Кононенко В. А. Социально-политическая направленность и методы христианизации народностей Обь-Иртышского Севера // Научный атеизм, этика, эстетика. Л., 1971. С.26-29.

163. Кононенко В. А. Источники религиозного синкретизма у ханты и манси// Общественная жизнь и религия. Л., 1972. С.43-46.

164. Кононенко В. А. Христианизация малых народов Северо-Западной Сибири в конце XIX начале XX в. // Общественная жизнь и религия. Л., 1972. С.77-85.

165. Кронгауз Ф. Ф. К истории советской школы на Крайнем Севере. М., 1948.

166. Косарев М. Ф. Древняя история Западной Сибири: человек и природная среда. М., 1991.

167. Кузнецов Е. В. Николай Алексеевич Абрамов // Тобольские губернские ведомости. 1870. №45-54.

168. Кулемзин В. М. Некоторые наблюдения над деградацией культуры чулымцев, селькупов и хантов // Модель в культурологии Сибири и Севера. Екатеринбург, 1992. С. 126-129.

169. Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992.

170. Культурное наследие Азиатской России. Материалы I Сибиро-Уральского исторического конгресса. Тобольск, 1997.

171. Лар Л. А. Основные черты современной религии ненцев // Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 1991. Вып.1.

172. Лехтисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев). Томск, 1998.

173. Лещенко В. Ю. Пережитки традиционных верований и их преодоление у обских угров // Социально-философские аспекты критики религии. Сб. науч. трудов. Л., 1985. С.84-104.

174. Лукина Н. В Формирование материальной культуры хантов. Томск, 1985.

175. Львов В. Самоеды. М., 1910.

176. Мавлютова Г. Ш. Миссионерская деятельность И. С. Шемановского в Обдорске в нач. XX в. // Областные научные чтения памяти П.А. Флоренского. Тюмень, 1989. С.6-7.

177. Мартынова Е. П. Русское православие и традиционные верования обских угров // Россия и Восток: традиционная культура, этнокультурные и этносоциальные процессы. Материалы IV международной научной конференции. Омск, 1997. С.82-84.

178. Маторин. Н. М. К вопросу о методологии изучения религиозного синкретизма // Сергею Федоровичу Ольденбургу. Л., 1934. С.342-354.

179. Миллер Г. Ф. Описание Сибирского царства. М., 1998.

180. Миненко Н. А. Северо-Западная Сибирь в XVIII первой половине XIX в. Историко-этнографический очерк. Новосибирск, 1975.

181. Миненко Н. А. Русское население Урала и Западной Сибири и православная церковь^Ш XIX века) // Религия и церковь в Сибири. Сб. науч. статей и документальных материалов. Тюмень, 1995. С.36-55.

182. Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1985.

183. Никонов А. Б. Критический анализ миссионерской деятельности русской православной церкви (1721-1917 гг.) // Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. философ, наук. Л., 1988.

184. Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. Новосибирск, 1941.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.