Мистические и философские взгляды Азизуддина Насафи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Саиджафарова, Парвина Шовалиевна

  • Саиджафарова, Парвина Шовалиевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2012, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 142
Саиджафарова, Парвина Шовалиевна. Мистические и философские взгляды Азизуддина Насафи: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Душанбе. 2012. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Саиджафарова, Парвина Шовалиевна

Введение.

Глава I. Исторические и социальные условия эпохи Азиза Насафи и их отражение на его жизнь и творчество

§ 1.1. Социально-политические и идейные истоки воззрений Азиза

Насафи.

§ 1.2. Жизненный путь и наследие Азиза Насафи.

Глава II. Проблемы бытия и познания в интерпретации Азиза Насфи

§ 2.1. Естественные и сверхъестественные миры по теории Азиза

Насафи.

§ 2.2. Соотношение иррационального и рационального познания.

§ 2.3. Теория эманации.

Глава III. Особенности концепции совершенного человека Азиза Насафи

§3.1. Человек и его место в воззрениях Азиза Насафи.

§3.2. Социальные воззрения Азиза Насафи.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мистические и философские взгляды Азизуддина Насафи»

Актуальность исследуемой проблемы. Изучение истории философской мысли в прошлом, анализ основных положений социально-философского наследия в разные периоды её развития свидетельствуют о неоценимом вкладе народов Средней Азии и Ирана, в том числе, таджиков в развитии мировой науки. Необходимо отметить, что без знания философской мысли прошлого как фундамента дальнейшего развития хода мысли невозможно целостное исследование нашего духовного состояния современного таджикского общества. С этой точки зрения, изучение, анализ и обобщение огромного мифологического религиозного и философского наследия средневековой общественно-философской мысли в современных условиях приобретает актуальный характер.

К сожалению, религиозно-философское наследие Азизуддина Наса-фи недостаточно изучено, в то время как многие специалисты подчеркивают, что в средневековой религиозно-философской персидско-таджикской мысли Азизудцин Насафи занимает особое место. Уникальность религиозно-философской концепции Азизуддина Насафи заключается в объективности его историко-философского и историко-религиозного подхода, свободного от предвзятости и религиозных предрассудков, характерных для средневекого мышления. Ход мысли и методология историко-философского анализа, представленные Азизом Насафи, могут быть примером для современных историков философии.

Другая особенность творчества Азиза Насафи, актуальная для нашего времени - это его толерантность по отношению к различным идейным течениям внутри исламской культуры и за её пределами. Дошедшее до нас наследие мыслителя охватывает различные аспекты философской мысли его эпохи. Азиз Насафи в своих трудах с позиции мистической философии старается объяснить проблемы бытия (происхождение мира, строение миров, иерархия существования вещей), познания (самопознание, роль чувств и разума в процессе познания, богопознание и т.д.) и социально - этическую проблематику. При рассмотрении и анализе онтологических вопросов поддерживает взгляды Абдуллоха Ансори, Ахмада Га-зали, Шахобуддина Сухраварди, Айнулкуззат Хамадани и др. С этой точки зрения мыслитель пишет, что сторонники растворения (ахли хулул) признают реальное бытие вещей как проявление божественного света. Известно, что в суфизме особое место занимает учение о единстве бытия (вахдати вуджуд). По мыслителю, в интерпретации сторонников этого учения единство бытия (пантеизм) есть нечто иное, как бытие Единого.

Актуальность и ценность учения Азизуддина Насафи заключается также в его методике изложения историко-философского материала, т.е. в форме его философствования. Он старается изложить различные взгляды средневековых мыслителей методом компеляции с последующими интерпретациями их позиции и философских положений. Примечательно то, что, исходя из соображения безопасности и сложной исторической ситуации, Азиз Насафи часто открещивается от многих собственных соображений, приписывая их другим. Такая форма философствования в период средневековья заслуживает специального культурологического исследования.

По мнению Азиза, с развитием общества развивается потребность в продвижении научных изысканий и человеческого познания. Особое внимание заслуживает теория познания Насафи, положения мыслителя о взаимоотношениях рационального и эмоционального познания. Для примера, Насафи, не отрицая роль и значения разумного познания считает, что познание с помощью любви открывает новые горизонты для человеческого постижения мира и Абсолюта. Азиз Насафи считает, что с наступлением стадии любви, разум, рациональное познание уступает ступени любви, хотя свет любви без света разума не совершенен. Данное положение суфиев может быть переосмыслено, исходя из особенностей современной науки эпистемологии.

Наряду со многими философскими положениями мыслителя актуальной для современного общества является концепция справедливости мыслителя. Насафи является сторонником суфизма, который проповедует требование справедливости не от других, а именно от себя. В средневековых религиозно-философских учениях встречаются различные интерпретации сущности суфизма, такие как «суфизм-это благочестие и праведность», «суфизм-это уважение и порядочность», «суфизм - это покой и безвредность», «суфизм-это безвестность» и т.д. Азизуддин Насафи подчеркивает, что «суфизм-это требование справедливости от себя и невостребованность от других». В это выражение мыслитель вмещал особый смысл, что и сегодня делает такое определение актуальным. Это призыв к формированию личности, концентрированной на индивидуальном духовном, этическом и эстетическом переустройстве, независимой от социально-политической обстановки. Это положение является созвучным с призывом последующих мыслителей, в том числе Стендаля «все остальное может быть, справедливость должна быть квинтесенцией».

Актуальна и концепция Азиза Насафи о свободе личности, выраженная в косвенной форме в его учении о совершенном человеке. В суфийской доктрине мыслителя, особое место занимает его учение о «совершенном человеке». В контексте этого учения Азиз Насафи анализирует всю проблематику относительно человека, его места в обществе. При анализе социально-политических, этических проблем мыслитель не всегда откровенен и заявляет, что «не все задуманное можно высказать откровенно». Азиз заявляет, что «могу говорить о многом, но это не безопасно».1 Это означает, что проблема свободы человека, как и сегодня, в эпоху мыслителя была актуальной и востребованной.

Степень разработанности проблемы. История, теория и учение суфизма очень давно привлекали и привлекают внимание исследователей как на Востоке, так и на Западе. Ценные фундаментальные исследования

1. Насафи Азизуддин. Кашф-ул-хакоик.-Техрон, 1365 х. -С.49. по суфизму вообще и по отдельным орденам, течениям и суфийской терминологии, а также монографические работы, посвященные различным представителям суфизма, позволяют констатировать, что суфизм как течение религиозно-философской мысли изучен достаточно полно.1 Вместе с тем, жизнь и многогранное научное наследие Азизуддина Насафи по сегодняшний день остаются малоизученными, хотя уже в XVII веке некоторые его работы были переведены на латынь и изданы в Европе.2

Основные произведения мыслителя в разные годы были подготовлены и изданы иранскими исследователями. Труды Азиза Насафи: «Ки-тоб ул-инсон ул-комил», («Книга о совершенном человеке») (М.Моле), «Кашф ул-хакоик» («Раскрытие истины») (Махдави Домгони) и другие. Так, во вступительной статье Махдави Домгони анализируются жизнь и наследие мыслителя. Махдави Домгони дает более менее подробное описание работы Насафи и оценку его религиозно-философского учения. Домгони подчеркивает, что среди работ Азиза Насафи-«Раскрытие истины» является наиболее полным и ценным его трудом.

Наиболее ранние сведения об Азизе Насафи встречаются у автора «Маджлис ул-ушшок» («Собрание влюбленных») Хусайна Бойкаро и Ри-зокулихона Хидоят в его книге «Риёз ул-орифин» («Сад мистиков»).3

Немалую ценность для изучения жизни и наследия Азиза Насафи имеет перевод и изучение «Зубдат ул-хакоик» («Сущность истины») Р.Шукуровым.4

Некоторое время назад в Таджикистане была защищена диссертационная работа И.У.Шарифова на тему «Антропологические проблемы в

См.: Никольсон. The mistics of islam. London. 1914; Его же Staies in Islamic mistics/ Cambridge. 1923; Олимов К. Хорасанский суфизм. -Душанбе, 1990; Мухаммадходжаев А. Гносеология суфизма. -Душанбе, 1990; Нафиси Сайд. Сарчашмаи тасаввуф дар Эрон. -Техрон, 1342х.; Зарринкуб А. Арзиши мероси суфия. -Техрон, 1344х.; Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. -М., 1987. . См.: Andreas Mullez. Excepta manuscripti cuj usdam tursici. Coloniae Brandenburgicae, 1665. . См.: Хидоят Ризокулихон. Риёз ул-орифин.-Техрон, 1316. . См.: Суфизм в контексте мусульманской культуры. -М., 1988. философии Азизуддина Насафи».1 В данной работе сделана попытка рассмотреть сущность человека, место человека в обществе, проблемы исхода и возврата, формирование совершенного человека, вопросы предопределения и свободы воли. К сожалению, данный автор не смог охватить некоторые важные источники, в том числе, вышеупомянутой книги Хусейна Бойкаро.

Однако, как нам кажется, перечисленные работы не могут в полной мере восполнить имеющийся пробел в исследовании и анализе взглядов Азиза Насафи. Поэтому в данной работе сделана попытка воссоздать целостную картину мистико - философского воззрения Азизуддина Насафи.

Таким образом, изучение научно-философской литературы с точки зрения интересующих автора проблем свидетельствует о том, что исследование темы «Мистические и философские взгляды Азизуддина Насафи» можно считать одной из первых попыток к изучению данной проблемы, что еще раз подтверждает актуальность предлагаемого диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Основная цель, преследуемая в данной диссертации, это анализ и обобщение мистической философии известного мыслителя XI11 столетия Азиза Насафи, комплексное исследование и объективная оценка его мировоззренческой позиции. Исходя из основной цели диссертации, сделана попытка решения следующих задач:

- определить социально-политическия условия в период и после монгольских завоеваний и их последствия;

- выявить культурные и идеологические предпосылки формирования воззрений Азиза Насафи;

- раскрыть основные вехи его жизни и его мистико-философских концепций, опираясь на труды самого мыслителя и на сообщения из источников;

1. Шарифов И.У. Антропологические проблемы в философии Азизуддина Насафи. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. -Душанбе, 2011.

- выявить особенности учения Азиза Насафи о бытие и познании в общем русле развития средневековой мысли;

- определить позицию Азиза о месте и роли человека в суфийской иерархии бытия, уникальность его концепции о свободе личности;

- проследить и проанализировать ход мысли Азиза Насафи относительно формирования личности на основе анализа ступеней становления совершенного человека.

Объектом исследования является средневековый мусульманский суфизм.

Предмет исследования - мистические и философские взгляды Ази-зуддина Насафи.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней:

- впервые сделана попытка обобщающего анализа воззрений Азиза Насафи;

- введены в научный оборот пока еще не всем доступные трактаты мыслителя;

- определяются предпосылки формирования системы взглядов Азиза Насафи;

- впервые становятся предметом глубокого анализа идеи веротерпимости и толерантности всей мистико- философской концепции Азиза Насафи;

- сделана попытка проследить систему иерархии бытия суфизма в интерпретации Азиза Насафи;

- раскрывается сущность теории эманации через понятия восходящей и нисходящей дуги в познавательном процессе суфизма;

- проанализирована система взглядов Азиза Насафи о природе человека, его месте в мироздании и ступенях становления совершенного человека;

- обстоятельно исследованы нравственные нормы и понятия, состоящие из восьми столпов и необходимые для совершенной свободы.

На защиту выносятся следующие основные положения: - Азиз Насафи обосновывает идею единства мира с помощью концепции эманации, он признает эманацию земного и небесного мира от первой субстанции, или первого разума. Создателем и творцом этого разума Азиз Насафи признает Необходимосущего или Бога. Сравнивая точки зрения философов и сторонников единства бытия, Азиз Насафи подчеркивает, что философы считают бытие возникшим или изначальным. По Азизу Насафи, изначальное есть необходимосущее по сути, а возникшее - возможносу-щее. Он в противовес философам в духе сторонников единства бытия признает, что в начале есть Бог, затем разум, душа, природа.

-Внутри единого мира, согласно учению Азиза Насафи, существует мир вещей и мир души, и они отличаются по таким качествам, как разделимость, разложение, ограниченность и конечность. Это различие представляется ему, в первую очередь, в четырех элементах (огонь, вода, земля, воздух). Все элементы взаимодействуют между собой, но каждый устойчив на своем месте, и один элемент не может занять место другого.

Концепция Насафи о происхождении человека опирается на религиозную доктрину: первый человек, созданный Богом - Адам, создан из глины. Источником этого утверждения служат Коран и Сунна. Религиозную концепцию о происхождении человека Насафи связывает с средневековой теорией об эволюции животного. Азиз Насафи утверждает, что при смешении или соединении четырех элементов появляются качества, называемые темпераментом (мизадж). Проявление темперамента в различных формах и видах превращается в растение, животные и человека.

При анализе данных проблем Азиз Насафи сравнивает позиции и воззрения представителей различных религиозно-философских школ.

- Положение об антропоцентризме, о том, что в учении Насафи человек является единственным существом, которому дано изначально познание самого себя и познание Истины. Человек состоит из двух частей -души и тела. Душа человека из мира небес, а тело из мира низменного. Поскольку душа есть частица небесного или божественного света, она находится в постоянном поиске знаний и совершенства. Иначе говоря, человек по натуре находится в поиске знаний и этим осознает свою причастность к абсолютной душе. Познание абсолютного бытия Азиз Насафи признает непроизвольным. Его познание не нуждается в определении и дефиниции, потому что каждый знает, что мы существуем.

Суфийская концепция Насафи о единстве мира уникальна. Многие представители суфизма, в том числе Азиз Насафи, считали макромир сиянием света Единого, вместе с тем признавая бытие единства и множественности. Под абсолютным миром он понимал все сущее, то есть, Божественный мир, который является необходимосущим, а также мир вещей. По мнению Азиза Насафи, и это стыкуется с позицией философов, бытие не имеет пределов и определений, потому что нет более общего понятия, чем понятие «бытие», с чем можно было сравнить и дать определение бытия. Это означает, что бытие определению не подлежит, ибо все познается в сравнении с противоположными.

- Теория эманации суфизма обосновывает идею единства мира. Как известно, сотворение в суфизме берет начало от сути Единого, то есть Бога, и завершается созданием человека. Этот процесс в философии суфизма называется «нисходящей дугой», за которым следует «восходящая дуга». На этой стадии начинается формирование духовной и рассудочной нравственности человека. В этом круге происходит восхождение человеческой души в небесное царство. Путник в этой стадии от познания мира переходит к самопознанию, завершая этот процесс познанием всевышнего. Азиз Насафи, разъясняя это положение суфизма, пишет, что проникновение восходящей дуги в нисходящую называется «идентификация» единственности и множественности, в начале которой находится сам человек.

В диссертации подчеркивается, что в учении о «едином сущем» наиболее четкие положения суфизма ставят человека на одну ступень с Богом. Человек есть «олицетворение чащи» (в которой видно все, что происходит на свете), есть лик Истины. После завершения самопознания путнику необходимо приступить к познанию Бога. Человек только посредством этого Божественного преподношения способен познать все частное и общее этого мира, познать самого себя и воссоединиться со своим первоначалом.

- Социально - политическая проблематика в философии Азиза Насафи выражена весьма тонко под оболочкой мистических идей. Азиз Насафи неоднократно в своих трактатах пишет, что «об этом говорить небезопасно». И это не только при рассуждении о социальных и этических проблемах, но и при рассуждении о теоретических положениях суфизма.

-Концепция о макромире и микромире в учении Азиза Насафи имеет особое место и положение, но конечной целью этой позиции является их взаимосвязь и единение существующего мира. Если бы все имели одинаковые способности, и каждый не занимался бы определенным родом занятий, то порядок макромира не проявился бы в человеке как в микромире. Каждый орган имеет свой род занятий, но в свою очередь выполняет еще и обязанности других. В обществе все взаимосвязано, и без этой взаимосвязи жизнь в обществе невозможна. В учении Азиза Насафи каждый имеет необходимую связь с обществом, вред человека самому себе есть ущерб обществу, его покой и отдых означают спокойствие в обществе. Отсюда каждый, помогающий другому, на самом деле помогает самому себе. Мыслитель напоминает, что люди науки должны обучать хорошему тону, а люди власти - порядочности для того, чтобы они верили и уважали друг друга.

-Важное значение в философском творчестве Азиза Насафи имеют проблемы пророчества и халифата. По его учению наместничество и пророчество являются двумя сторонами одной медали. И то и другое являются избранными, и их миссия в этом мире есть не только религиозная, но и включает в себя также и социально - исторические обязанности.

-Роль морали в жизнедеятельности общества является квинтессенци-ей практической философии Азиза Насафи. По мнению Азиза Насафи, каждый человек, как член общества, для своего духовного совершенства должен приложить немалое усердие, чтобы освободиться от моральных низменностей, тянущих общество в упадок, и достичь ступени истинной человечности. Люди должны помнить, что освобождение человека и общества и в этом, и потустороннем мире кроется в честно добытом куске хлеба.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты и выводы работы могут быть использованы при написании и чтении курса по истории философии, истории суфизма и культурного наследия Среднего Востока и Центральной Азии. Данные, приведенные в диссертации, могут служить рекомендательным материалом при чтении спецкурсов по истории таджикской философии, истории суфийских течений и орденов, культурологии, истории этики и религии. Основные положения диссертации могут служить рекомендательным и вспомогательным материалом для дальнейшего углубленного анализа истории общественно - философской мысли и подготовки монографических и обобщающих исследований.

Методологические и теоретические основы исследования составляют диалектический, логический, объективный, исторический и сравнительный методы анализа источников и исследовательской литературы, посвященной проблемам суфизма вообще, и Азизу Насафи в частности.

12

Труды как западных, так и восточных исследователей по истории и теории суфизма, мусульманской философии, работы российских, таджикских и иранских философов послужили общетеоретической основой данного исследования.

Основными источниками исследования являются трактаты Азиза Насафи - «Кашф ул-хакоик» («Раскрытие истины»), «Инсони комил» («Совершенный человек»), «Максад ул-аксо» («Отдаленная цель»), «Зуб-дат ул-хакоик» («Суть истины»), «Ат-танзил» («Ниспослание»), «Манозил ус-соирин» («Стоянки путников»), а также сообщения Хусайна Бойкаро в «Маджлис ал-ушшок» («Собрание влюбленных») и «Риёз ул-орифин» («Цветник мистиков») Ризокулихона Хидоят.

Апробация работы. Работа была обсуждена на заседании отдела истории философии Института философии, политологии и права имени академика А.М.Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан.

Основное содержание, идеи, выводы и результаты исследования изложены в научных публикациях автора.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав (семи параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Саиджафарова, Парвина Шовалиевна

Заключение

Суфизм, основными предпосылками и факторами возникновения которого были социальное неравенство и несправедливость правящей верхушки общества, после нашествия Чингисхана стал больнее и быстрее распространяться. Суфии, вышедшие из низших слоев общества, целиком зависели от правящей верхушки и духовенства и находились под их воздействием. Поэтому свой протест против гнета местного деспотизма и бесчеловечных действий завоевателей выражали под прикрытием идей этого течения путем воздержанности, убежденности и аскетизма.

История развития суфизма и принадлежность к этому течению таких мыслителей как Мансур Халлодж, Шибли, Боязид Бистоми,Рабия Адавия, Джалолиддини Руми и др. свидетельствуют о высокой духовной ценности этого учения. Поэтому необходимо отметить, что суфизм как социальное явление со своей нравственной и культурной ориентацией оставил неизгладимый след в развитии социальной, идеологической и общественной мысли вообще.

Азиз Насафи как трудолюбвий и плодотворный мыслитель XI11 в. всеми своими действиями и словами подчеркивает высокую духовную и культурную ценность суфизма.

В то время как спекулятивно-эзотерическая сторона суфийского учения представляла интерес, прежде всего для образованных мусульман, «практический» суфизм был ориентирован в основном на удовлетворение духовных запросов простых людей. И этот факт подтверждается практической деятельностью и огромным теоретическим наследием Азиза Насафи.

Азиз Насафи в отличие от некоторых последователей суфизма, занимавших твёрдые догматические позиции в своем учении, придерживается принципа относительной веротерпимости и толерантности . По признанию самого мыслителя, идеологические ограничения не позволяют быть открытым в своих суждениях, ибо откровенность небезопасна для жизни и деятельности. Но и в этих условиях Азиз Насафи не изменяет своим принципам и признает равенство людей независимо от их принадлежности к тому или иному вероисповеданию. Прохождение пути, констатирует мыслитель, есть необходимое требование ко всем, будь они служителями церкви, жителями кельи, представителями синагоги или владельцами царского трона. Все они путники в этом мире. Социально-политические, нравственные принципы, пропагандируемые Азизом Насафи, сделали его своим среди простых людей, и видимо это обстоятельство способствовало сохранению его богатого наследия до наших дней.

Все изложенное дает основание констатировать, что человек в мировоззренческой системе Азиза Насафи имеет особое положение, и анализ этой части учения мыслителя позволяет сделать следующие выводы:

1. Человек в философской системе Азиза Насафи занимает не последнее место. Он (человек) есть проявление сияния лика истины и упоря-дитель иерархии других сущих. Человеческая душа есть частица небесного мира. «Человеческая душа, - пишет он, - есть уразумитель пользы и вреда, приносящих пользу и приносящих вреда., о дервиш! Человеческая душа есть бессмертные мира, старец (предводитель)».

2. Целью и содержанием человека у Азиза является самопознание. Для познания Бога и лицезрения Истины, прежде всего необходимо достичь самопознания. Самопознание, в свою очередь, возможно через воздержание и уединение. Путник пути тариката, желающий достичь самопознания должен пройти стадии прохождения пути - шариат, тарикат и хакикат.

Азиз Насафи на основе практической деятельности путника предлагает такие рекомендации и повеления, которые имеют особое значение в его духовном совершенстве и для достижения стадии совершенного человека являются первостепенными правилами.

3. В дальнейшем после прохождения пути, пройденного пророком, путник обязан быть совершенным в четырех правилах - добрые слова, добрые мысли, добрый нрав и добрые знания.

4. Совершенный человек Азиза для достижения своего совершенства должен еще пройти ступени абсолютной свободы, состоящие из восьми столпов, доброе состояние, добрые деяния, добрый нрав, добрые знания, уединение, воздержание, довольствование и терпеливость.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Саиджафарова, Парвина Шовалиевна, 2012 год

1. Абдурахмони Чоми. Нафахот-ул-унс мин хазарот-ил-кудс. -Техрон, 1336 х.- 679 с.

2. Аттор. Тазкират-ул-авлиё. -Бомбей. 1325 х.

3. Аттор. Манти^-ут-тайр. -Техрон, 1319 х.

4. Аттор. Мусибатнома. -Техрон, 1338 х.

5. Аттор. Иллохинома. -Техрон, 1339 х.

6. Афлоки Ах,мад. Манокиб-ул-орифин. -Техрон. 1896. 396 с.

7. Валад Бахоуддин. Маориф. -Техрон. 1338 х. Том 1. 498 с. Том 2. 416 с.

8. Насафи Азизуддин. Китоб инсон-ал-комил-фи маърифат-ал-вофир. Ба тас^ех, ва мукдддимаи франсавии Мори Жан Моле.- Техрон, Нашр. Забои ва фархднги Эрон, 1403х. -608с.

9. Насафи Азизуддин.Кашф-ул-хакоик. Бо эхтимом ва таъмики дуктур Ахмад Махдавии Домгони. -Бунгохи тарчума ва нашри китоб, 1359. -340с.

10. Насафи Азизуддин. Максад-ул-аксо.Нусхаи каламии Архиви миллии Чумхурии Исломии Афгонистон.-Кобул. № 61/1.

11. Насафи Азизуддин. Зубдат-ул-хакоик./Пер. Р.Шукурова. Суфизм в контексте мусульманской культуры. -М., 1988. -254с.

12. Азизуддин Насафи. Баён-ул-танзил. Шархд ах,вол, тачлили осор. /Тасх,ех,и Сайид Алии Асгарй Мир Бок,ирии Фард.-Техрон, 1379. Мусси-саи чоп ва интишороти Донишгох,и Техрон.-323с.

13. Начмуддини Рози. Мирсод-ул-ибод. -Техрон, 1352 и 1387. -328с.

14. Начмуддини Рози. Ишк ва Акл. -Техрон, 1345. 209 с.

15. Начмуддини Кубро. Ал-асвал-ул-ушрат. -Техрон, 1363 х. -111 с.

16. Саноии Газнави. Девон. Бо кушиши мударрис Разави. -Техрон, 1341 х. -440 с.

17. Санои. Хадикат ул - хакика. -Лакхнав, 1886. -138 с.

18. Шайх Ахмади Чоми (Жандапил). Унс-ул-тойибин. -Техрон. 1368 х. Т. 1,2.-189 с.

19. Мулло Мухсин Файзи Кошони. Ахлоки хасана. -Техрон, 1369х. -275с.

20. Руми Чалолуддин. Маснавии маънави. -Техрон, 2001. 728с.

21. Руми Чалолуддин. Фихи мо фихи. -Техрон, 1330 х. 383 с.

22. Табрези Шамс. Маколот. -Техрон. 1349 х. 400 с.б) Исследования:

23. Абдуллаев М.А. Важнейший источник средневекового суфизма// Вопросы философии. 1986. -№ 7. -С. 82-90.

24. Абдурафеъи Хдкикат (Рафеъ). Таърихи ирфон ва орифони Эронй. -Техрон, 1372х. 750.

25. Аббоси Кайманиш. Партави ирфон. -Техрон, 1366х. 935с. (на перс. яз.).

26. Акимушкин О.Ф. Суфийские братства: сложный узел проблем// Три-мингейм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989. -С. 3-13.

27. Алиев А.Г. Заметки о суфийском ордене сухравардийа//Ислам в истории народов Востока. М., 1981. - С. 154 -159.

28. Амиршохи Нурмухаммад. Давлатдории точикон дар асрхои 1Х-Х. -Душанбе, 1999. 1008 с.

29. Андерхилл Э. Мистицизм. М., 2000. - 496 с.

30. Арберри А.Дж. Суфизм. Мистики ислама. М., 2002. - 272 с.

31. Арабзода Н. Носири Хусрав. Душанбе, 1994.-176с.

32. Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 1-2. -М., 1975-1978.

33. Асимов М.С., Ашуров Г.А., Диноршоев М.Д. Философия и общественно-политическая мысль таджикского народа//Таджикская ССР. ЭСТ. -Душанбе, 1984.

34. Асмус В.Ф. Античная философия. -2-е изд. -М.:Высш. шк., 1976.-543с.

35. Афсахзод А. Тахаввули афкори Абдурахмони Чоми.- Душанбе, 1981.-159с.

36. Ашуров Г. Философские взгляды Носири Хисрава. -Душанбе, 1965. -113с.

37. Баррасихо аз таърихи фалсафаи точику форс. Душанбе, 2002. - 621 с. (на тадж. яз.).

38. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашест-вия.//Сочинения Т.1. - М., 1964. -480 с.

39. Беков К. Мухаммад Шахристани историк философии. - Душанбе, 1987.-118 с.

40. Бертельс А.Е. Насир Хосров и исмаилмзм. М.: Изд-во Вост. лит., 1959. -289с.

41. Бертельс С.Э. Избранные труды.- Суфизм и суфийская литература.-T.3.-M.,1965.-523c.

42. Бёрк О.М. Среди дервишей. М., 2002. - 235 с.

43. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии.- Сталинабад, 1961.-331с.

44. Богоутдинов A.M. Избранные произведения. -Душанбе, 1980. -418 с.

45. Болтаев М.Н. Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн Сины и его школы. Душанбе, 1965. -600 с.

46. Босворт К.Э. Мусульманские династии. /Пер. с анг. П.А. Грязневича. -М., 1971.-324 с.

47. Брагинский И.С. Исследования по таджикской литературе. М.: Наука,1976. -288 с.

48. Буниятов М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов. -М.: Наука, 1986.-247с.

49. Вазиров 3. Социально-политические и нравственно-религиозные учения в философской системе футуввата: Автореф.: дис. канд. филос. наук. -Алма-Ата, 1981. -24 с.

50. Вклад эпохи Саманидов в культурное наследие Центральной Азии. Материалы международного симпозиума. Душанбе, 1999. -239с.

51. Гафуров Б.Г. История таджикского народа в кратком изложении. Т.1.- М.: Госполитиздать, 1955. -554 с.

52. Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. -Кн., 1-2,-Душанбе, 1989.

53. Григорян С.Н. Прогрессивная философская мысль в странах Ближнего и Среднего Востока 1X-X1V вв. //Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. -352 с.

54. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966. - 432 с.

55. Джорж 3. История исламской ивилизации. -Тегеран, Амири Кабир, 1372х. -1108 с.

56. Диноршоев М. Аз таърихи фалсафаи точик. Душанбе, 1988. -220 с. (на перс. яз.).

57. Диноршоев М. Философия Насириддина Туси. -Душанбе, 1968. -157 с.

58. Диноршоев М., Кулматов Н. Бахси мутакаллим бо файласуф. //Мушкилоти Ибни Сино. Душанбе, 1980. -С. 116-131. (на тадж. яз.)

59. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе, 1985. -256 с.

60. Диноршоева 3. Аль-Газали и его отношение к философским наукам. -Душанбе, 2000. 41 с.

61. Дуорант В. Таърихи фалсафа. -Техрон, 1350 х. 422 с. (на перс. яз.).

62. Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. Душанбе, 1987. -432с.

63. Жуковский P.A. Человек и познание у персидских мистиков. Санкт-Петербург, 1985.-286 с.

64. Зарринкуб А. Арзиши мероси суфия. -Техрон, 1362. -316 с. (на перс, яз.).

65. Зарринкуб А. Бах,р дар куза. Накд ва тафсири казияхо ва тамсилоти «Маснави». -Техрон, 1371 х. 616 с. (на перс. яз.).

66. Зарринкуб Абдулхусайн. Палла-палла то мулокоти Худо. -Техрон, 1358 х. -394с. (на перс. яз.).

67. Зарринкуб А. Чустучу дар тасаввуфи Эрон. -Душанбе, 1992. -396 с. (на тадж. яз.).

68. Зиёев И. Проблема человека в философии Мухаммада Икбала. Душанбе, 1998. -115 с.

69. Зиёев Х.М. Мировоззрение Бахоуддина Валада. -Душанбе, 1992.-114 с.135

70. Зиёев Х.М. Суфийский орден мавлавия. -Душанбе: Хумо, 2007. -276 с.

71. Ибн Сина. Указания и наставления. Соч., т.1.- Душанбе,-2005. 618 с.

72. Ибни Сина. Трактат «О любви». Душанбе, 2000. - 62с.

73. Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л.,1980.-224с.

74. Иванов В.Г. История этики средних веков. Л., 1980.-279с.

75. Идрис Шах. Магия Востока. -М., 2001. -304с.

76. Идрис Шах. Мудрость блаженных. М., 2000. -125 с.

77. Идрис Шах. Особое озарение. М., 2002.- 46 с.

78. Идрис Шах. Суфии. М., 2001.- 444 с.

79. Из реки изречений. Суфийские афоризмы и истории. -М., 1999. -167 с.

80. Изуддин Али бин ал Асир. Таърихи бузурги ислом ва Эрон.Ч. 25, 26, 27. -Техрон, 1370 х.

81. Имам Газзали. Кимиёи саодат. Т. 1-2. Душанбе, 2009.

82. Инаят Хан П.В. Пробуждение. -М., 2002. -234 с.

83. Инаят Хан X. Чаша саки: Мысли для ежедневной медитации. -М., 2001.

84. Инаят Хан X. Учение суфиев. -М., 1998. -344с.

85. Инаят Хан X. Мистицизм звука. -М., 1998. -329с.

86. Ислам в истории народов Востока. -М., 1981. -195с.

87. Исматов Б. Пантеистическая философская традиция в персидско-таджикской поэзии IX XV вв. - Душанбе, 1986. -256с.

88. Исмоил Хокими. Мухаммад Розии Ниё. Вазъи сиёсй ва фикрй ва ич,тимой ва адабии Эрон. -Техрон, Фархднг ва адаб, 1989. -152 с.

89. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.-315с.

90. Камю А. Творчество и свобода. М., 1990. - 608с.

91. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. -Санкт-Петербург, 1999. -471с.

92. Касрави А. Суфигари. -Техрон, 1359х. 100 с. (на перс.яз.).

93. Кирабаев Н.С. Проблема человека в доктрине Аль-Газали: Автореф. дис. канд. филос. наук,- М., 1979.-21с.

94. Кисой Н. Мадориси низомия ва таъсироти илмиву ичтимоии он.-Тедрон, Амири Кабир, 1363х. -289с.

95. Кныш А.Д. Некоторые проблемы изучения суфизма. //Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.-197 с.

96. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. М., Спб., 2004. 454 с.

97. Комилов P.C. Назарияи чомеаи ормони дар таърихи фарханги форсу точик. Душанбе, 1997.-288с.(на тадж.яз.).

98. Кулматов Н. Фахриддини Рози. Душанбе, 1980.- 66 с.

99. Кулматов H.A. Этические взгляды Саади. Душанбе, 1968. -128с.

100. Курбонмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма.- Душанбе, 1987.-108с.

101. Лавский В. Введение // Суфийская мудрость. Минск, 1998. -113 с.

102. Линколь У., Бартольд В.В. История исламских государств и династии правителей. /В переводе Садык Саджоди.-Тегеран, «Накши чахон», 1370х. 645 с.

103. Махмаджонова М.Т. Этические взгляды Джалолуддина Руми. Душанбе, 2001.- 168с.

104. Махмаджонова М. Религиозно-философское учение Джалолуддина Руми. -Душанбе, 2007. 237 с.

105. Махмуди М.Х. Он чо ки хол аст, на кол. -Техрон, 1339 х. 83с. (на перс.яз.).

106. Мехрин А. Тасаввуф. Гелон., без года изд., -84 с. (на перс. яз.).

107. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1966. - 458 с.

108. Мирбобоев М.К. Этика Джалолиддина Давони.-Душанбе, 1992. -140 с.

109. Моситиюн Кравс. Ахбори Халлоч,. -Техрон, 1373х. -94с. (на перс. яз.).

110. Мудрость суфиев. Спб., 2001. - 439 с.

111. Муминов И.М. Выдаюшиеся мыслители Средней Азии. М., 1966. -47с.

112. Муминджонов X. Философские проблемы зороастризма. Душанбе. 2000. -243с.

113. Мотаххари М. Знакомство с исламскими нуками. -Душанбе, 2004. -220 с.

114. Мутаххари М. Совершенный человек в исламе. Санкт - Петербург, 2008. -207с.

115. Муртазо М. Ва^й ва нубуват. Инсон дар КУръон /Дар мачмуаи «Мукдцдимае бар ч,ах,онбинии исломй»/Ройзании фархднгии Ч,ум^урии Исломии Эрон дар Точикистон.-Душанбе,1999.- 105 с.

116. Мусаффо Мухаммад Чдъфар. Бо пири Балх. -Техрон, 1370. -383с. (на перс. яз.).

117. Мухаммадходжаев А. Мировоззрение Фаридуддина Аттора. Душанбе, 1974.-116с.

118. Мухаммадходжаев А. Гносеология суфизма. Душанбе, 1990. - 232 с.

119. Мухаммадходжаев А. Идеология накшбандизма. Душанбе,1991. -232с.

120. Мухаммадходжаев А. Ходжа Ахрор. Душанбе, 2000. - 88 с.

121. Мухаммадходжаев А. Накшбандия ва Хоча Ахрор. Душанбе, 2007.-263с.

122. Мухаммад-Али М. Введение в антропологию. Душанбе, 1999,-130с.

123. Мухаммад Шамсуддин Шарифхони Бидлиси. Шарафнаме или история Курдистана.4.2. -Санкт -Петербург, 1862. 223 с.

124. Мухаммад Рашшод. Философия с начала истории. 4.1,2.-Душанбе, 1990. -328 с.

125. Мучтабии Минави. Ахвол ва афволи Шайх Абулхасани Харафони. -Техрон, 1363х. -180с. (на перс. яз.).

126. Насиров Р.Н. Вопросы теории познания во взглядах прогрессивных мыслителей Средней Азии. Ташкент, 1988.-120с.

127. Нафиси С. Сарчашмаи тасаввуф дар Эрон. -Техрон. 1342 х. -276 с. (на перс. яз.).

128. Никелсон Рейнолд А. Тасаввуфи исломи. -Техрон, 1358х.-254с. (на перс. яз.).

129. Нурбахш Д. Духовная нищета в суфизме. Великий демон Иблис. -М., 2000. -266 с.

130. Нурбахш Д. Иисус глазами суфиев. М., 1999. -127 с.

131. Нурбахш Д. Таверна среди руин. Семь эссе о суфизме. М., 1999. -133 с.

132. Одилов Н. Мировоззрение Джалалиддина Руми. Душанбе, 1974. -117с.

133. Одинаев Я.К. Ибн Араби. Душанбе, 1979. -128с.

134. Олимов К. Мировоззрение Санои. -Душанбе, 1973. 135с.

135. Олимов К. Харасанский суфизм. Душанбе, 1994. - 285с.

136. Олимов К. Баррасихо дар тасаввуф. Душанбе, 1999. - 140с. (на тадж.яз.).

137. Олимов К. Чахонбинии Абдуллохи Ансори. -Душанбе, 1999. -112с. (на тадж.яз.).

138. Осими М. Пайдоиш ва ташаккули тафаккури фалсафи. Душанбе, 1970.-140с. (на тадж.яз.).

139. Полотин В.А. Евангелия глазами мусульманина: Два взгляда на одну историю. -М., 2006. 346 с.

140. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв.-Л.,1966. 400 с.

141. Раджабов М. Философские и социально-этические взгляды Амира Хусрава Дехлави. Душанбе, 1982 .- 95 с.

142. Размчу X. Инсони ормони ва комил дар адабиёти хамоси ва ирфонии форси. Техрон, 1368 х. - 432 с. (на перс. яз.).

143. Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987. - 333 с.

144. Рахматуллоев Н. Философские взгляды Ибн Сино в книге «Указания и наставления». Душанбе, 1980.-92с.

145. Рейнолд А.Никелсон. Ирфони орифони мусалмон. -Техрон, 1382х. -(на перс. яз.).

146. Рейснер М.Л. Эволюция классической газели на фарси (Х-Х1У в.в.) -М.: Наука, 1989. -223с.

147. Ринулд Никулсун. Тасаввури исломи ва робитаи инсон ва худо. Тарчумаи Мухаммадризо Шофеъии Кадканй. -Техрон, 1358 х,. -254с.(на перс. яз.).

148. Саади Шерози. Собр. соч. в 4-х томах, т. 4. -303 с.

149. Сафозода Сиддик. Ахли хак. -Техрон,1361 х. 254 с. (на перс. яз.).

150. Саччоди 3. Мукаддима бар мабонии ирфон ва тасаввуф. -Техрон, . -404 с.(на перс. яз.).

151. Сирочев Ф. Масъалахои фалсафаи хасти дар «Начот»-и Ибни Сино. -Душанбе, 1980. -137с.(на тадж. яз.).

152. Спиркин А.Г. Сознание и самопознание. М., 1972. - 304 с.

153. Степанянц М.Т. Историческая судба суфизма //Вопр. философии. -1980. №6,-С. 68-73.

154. Степанянц М.Т. Проблемы познания в суфизме //Вопр. философии.-1988. №4.-С. 54-59.

155. Степанянц М.Т. Концепция совершенного человека в творчестве Джалалиддина Руми и Мухаммада Икбала.-М.,1982.-198 с.

156. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987. - 190 с.

157. Сторн Ч.А. Персидская литература. М.: Наука, 1972. - 1314 с.

158. Султонов М. Концепция совершенного человека в суфийской доктрине Али Хамадани //История философии и современность.-Душанбе, 1988. -202 с.

159. Султонов М. Суфийская доктрина Алии Хамадани. Душанбе, 1993. -137с.

160. Суруш Абдулкарим. Авсофи порсоён. -Техрон, 1371х. 381с. (на перс. яз.).

161. Соъиди Абдулазим. Бо Хофиз то Кахкашони ирфон ва ахлок. -Техрон, 1362 х. -140с. (на перс. яз.).

162. Суратгар Лутфали. Тачаллиёти ирфон дар адабиёти форси. -Техрон, 1359 х. -254с. (на перс. яз.).

163. Суфии: Восхождение к истине. М., 2001. - 639 с.

164. Суфийская мудрость. Минск, 1998. - 397 с.

165. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989. -338 с.

166. Суфизм в Центральной Азии. Спб., 2001. - 392.

167. Сухо Манучехр Садуки. Таърихи хукамо ва урафо. -Техрон, 1359 х.-254с. (на перс. яз.).

168. Тримэнгем Д.С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989. -328 с.

169. Умаров И. Айнулкузот и идеология суфизма. -Ташкент, 1979. -164с.

170. Фаршод Мухсин. Инсон ва чахони фароогохи. -Техрон, 1362 х. -351с. (на перс. яз.).

171. Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1983. -836 с.

172. Хазраткулов М. Философские взгляды Садриддина Ширази. -Душанбе, 1985.-144 с.

173. Хазраткулов М. Тасаввуф. Душанбе, 1988. -124 с. (на тадж. яз.).

174. Хазраткулов М. Философия ишрак (озарения): истоки, проблемы, тенденция развития: Автореф. д-ра филос. наук. Ташкент, 1991.- 42 с.

175. Халаби A.A. Таъсири Куръон ва хадис дар адабиёти форси. -Техрон, 1371 X. -432 с.(на перс. яз.).

176. Хидоят Ризокулихон. Риёз-ул-орифин. -Техрон, 1316х. 308 с. (на перс. яз.).

177. Шабустари Махмуд. Гулшани роз. -Баку, Элм, 1977.

178. Шамолов А. Хуччат-ул-ислом Газзоли. Андешадои ичтимои ва сиёси. -Душанбе: Дониш, 1996. 328 с.

179. Шамолов A.A. Ахвол, осор ва афкори Имоми Аъзам. -Душанбе, 2009.318 с.

180. Шарифов И.У. Антропологические проблемы в философии Азизуд-дина Насафи: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. -Душанбе, 2011.-24 с.

181. Исследования на иностранных языках

182. Browne Edward С. A literary history of Persian, vol IV. Cambridg at the University Press, 1930.

183. Tabibi Abdul Hay. Sufism in Afganistan. Kaboul, 1977. 81 pp.

184. Cyprian Rice. The Persian Sufis. London, 1964. - 104 c.

185. Early Sufi Women. USA, 1999. -334 c.

186. Idries Shah. The Sufism. London, 1971.-408 pp.

187. In Seach of Hafiz. London, 1996. - 249 c.

188. Rastagi T.C. Islamic mysticism, Sufism. New Delhi, 1982. -126 pp.

189. Rizvi S.A. A history of Sufism in India. New Delhi, 1978. vol. I. 467

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.