Мистицизм в русской религиозной культуре первой четверти XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Сидорова, Наталья Игоревна

  • Сидорова, Наталья Игоревна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2010, Саратов
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 178
Сидорова, Наталья Игоревна. Мистицизм в русской религиозной культуре первой четверти XIX века: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Саратов. 2010. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Сидорова, Наталья Игоревна

Введение.

Глава 1. «Сионский Вестник» как проявление духовной жизни общества.21 —

Глава 2.

А.Н. Голицын и баронесса Крюденер: к истории взаимоотношений.

Религиозно - этические воззрения.68—

Глава 3.

Представления баронессы Крюденер и князя А. Н. Голицына о церкви.103

Глава 4.

Феодосии Левицкий в контексте общественно — религиозных движений эпохи правления Александра 1.130

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мистицизм в русской религиозной культуре первой четверти XIX века»

Мистицизм - уникальное явление в отечественной и мировой истории. Стремление человека достигнуть мистического, сверхчувственного общения с Богом при непосредственном внутреннем созерцании истины присуще всем без исключения религиозным культам и вероучениям, в том числе христианству. Однако складывание мистического мировоззрения как особой категории религиозной культуры общества происходит, когда появляется необходимость зафиксировать факты индивидуального опыта и сформулировать систему религиозных воззрений, регулирующих такую сакральную практику. При этом идеологи мистицизма, которым не удавалась согласовать собственные откровения с догматами и обрядами христианского вероучения, критиковали официальную церковь или совсем порывали связь с ней. Постоянные искании единения с Богом, развивавшие веру в таинственные озарения и видения, нередко переходили в месмеризм, магию, спиритизм, иные оккультные науки.

Квинтэссенцией множества мистических учений стало масонство, получившее наиболее яркое воплощение в Англии, Шотландии и Германии. Однако, если мистицизм - это определенное мировосприятие, мировоззрение и впоследствии система религиозно-философских доктрин, то масонство, прежде всего - глубоко конспиративная организация интеллигенции со своими целями и средствами, обычаями, обрядами и ритуалами. Члены лож, считавшие себя последователями известных мистиков, практически всегда искали сближения с разнообразными мистико-теософскими течениями. Хотя большинство идеологов и последователей мистицизма не были масонами вообще, а иногда даже с подозрением смотрели на них. Поэтому очевидно, что эти два совершенно самостоятельных явления требуют отдельного, пристального внимания и систематического изучения.

В настоящей работе предпринимается попытка рассмотреть феномен мистицизма эпохи правления Александра I. Крупные исторические потрясения: Великая французская революция, наполеоновские войны создали иную идейную обстановку в Российской империи и наряду со внутренними предпосылками вызвали значительные социокультурные изменения. Всплеск мощного интереса к полуортодоксальным христианским вероучениям выражается в религиозной политике Александра I, народных движениях, модных увлечениях "образованного меньшинства". Последние объединяются в различные мистические кружки, читают и пропагандируют мистическую литературу. «Данная эпоха специфична по своим культурным параметрам, и специфичен культурно-психологический тип человека ее представляющего».1 Поэтому весьма важно раскрыть личностный аспект проблемы, проанализировать мистическую "картину мира" человека Александровского времени. За рамки исследования выходят вопросы, касающиеся идеологии народных движений, их связей и типологических параллелей с организациями интеллигенции. В центре внимания автора находятся представления образованной элиты, государственных и общественных деятелей, претендующих на оригинальность мышления. Актуальность избранного направления подтверждает тот факт, что история культуры, интеллектуальная история вызывает неугасающий интерес представителей всех областей современного, гуманитарного знания, занимающихся реконструкцией духовного универсума людей иных эпох.

Материал данной работы сгруппирован в виде отдельных тематически взаимосвязанных между собой очерков, предполагающих исследование мистической концепции личности, церкви и государства, развиваемой А.Ф. Лабзиным, А.Н. Голицыным с баронессой Ю. Крюденер, Ф. Левицким.

Цель определила основные задачи:

1. Изложить сущность взглядов на человека, церковно-государственные взаимоотношения и их социальную значимость.

1 Вишленкова Е.А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века. Саратов, 2002. С. 6.

2. Определить степень и характер влияния на русскую религиозную мысль западноевропейского мистицизма.

3. Выявить взаимосвязи между гипотетическим построением и практической реализацией мистических идей.

4. Через анализ идей, деятельности и межличностных отношений воссоздать культурно-психологические образы этих деятелей.

5. Затронуть вопрос общественного восприятия проповедуемых ими мистических идей.

6. Объяснить причины распространения и развития разнообразных мистических концепций.

Всю изученную при написании диссертации литературу в соответствии с хронологическим принципом можно разделить на несколько групп: труды второй половины XIX - нач. XX в., 1930 - 1960 гг., 1990-нач. XXI в.

В двухтомной монографии академик А.Н. Пыпин2 впервые затронул проблему общественно-религиозных движений эпохи правления Александра

1 и ввел в научный оборот широкий круг источников. Он подробно анализировал работу, связи Российского Библейского Общества с Великобританским, прослеживал эволюцию распространения по стране его отдельных комитетов и переводов Священного Писания. Автор размышлял над характером, устройством русского отделения общества и заключил, что, появившись в результате революционных потрясений, европейского влияния, торжества над Наполеоном, оно существовало под непосредственным покровительством правительства. Кроме того, предпринятая этим обществом задача нравственного воспитания нации вдохновила не столько православное духовенство, сколько - представителей светского общества. Отсюда наряду с просветительской деятельностью Библейского Общества имел успех и мистицизм, явившийся следствием религиозного возбуждения, пытливости духа. Впоследствии, по мнению А.Н. Пыпина, Общество столкнулось с

2 Пыпин А.Н. Русское Библейское общество // Вестник Европы. 1868. Ноябрь-декабрь. Т. IV-VI; Он же. Религиозные движения при Александра I. СПб., 1916. двумя разными направлениями общественных понятий: со взглядами православной оппозиции и выразителями мистических учений. В рамках исследования религиозно-общественных движений автор затрагивал проблему влияния на Александра I квакеров, а также рассматривал деятельность секты есаула Котельникова, баронессы Ю. Крюденер. Изучая жизнь баронессы Крюденер, А.Н. Пыпин касался ее взаимоотношений с высшим европейским обществом, литературного творчества, участия в заключении Священного Союза, проповеднической и филантропической деятельности в Швейцарии, Германии, но уделял гораздо меньше внимания пребыванию в России. Хотя автор наделял эту женщину определенными достоинствами: красноречием, гуманностью, искренними душевными движениями, но отказывал ей во всякой последовательности и серьезности.

Исследуя истоки, процесс развития, обрисовывая наиболее важные положения европейской и русской мистики А.Д. Галахов3 относил начало я религиозного движения в России к XVIII столетию- и признавал его замечательным явлением русской умственной жизни. При этом он разграничивал два понятия - масонство и религиозную мистику. Широкое распространение мистицизма, по его мнению, было обусловлено состоянием господствующей церкви и являлось противодействием формальной, ■ рассудочной теологии. Единственным значительным недостатком всех мистических учений, по словам автора, было их своеобразное внутреннее противоречие: они стремились к высшей вере, сверхъестественным откровениям, созидали внутреннюю церковь, но в тоже время отрицали разум, естественный источник науки, отрешались от церкви. Именно это противоречие не сумели вовремя осознать русские мистики и впоследствии оппозиция воспользовалась их же "оружием".

3 Галахов А.Д. Обзор мистической литературы в царствование Александра Г // Журнал министерства народного просвещения. 1875. №11.

Главными причинами распространения мистических учений в России Н.Ф. Дубровин4 считал излишний догматизм официальной церкви, негативное влияние французской просветительской идеологии на многие сферы общественной жизни, бедственное положение и невежество большей части православного клира. Важную роль в противодействии деизму Н.Ф. Дубровин отводил именно мистикам, представленным в основном светскими, хорошо образованными людьми. Тем не менее автор полагал, что большинство русских мистиков все-таки не понимали сущности учений Беме, Сен-Мартена, Сведенборга и др., смешивали различные понятия, путались в положениях тех или иных теорий, а издатели часто допускали ошибки и неточности при переводах иноязычных сочинений.

Законоучитель петербургского женского педагогического института священник П. Аникиев5 со своей стороны определял главные условия развития мистицизма: масонские традиции XVIII века, увлечение просветительской идеологией, недостаточное попечение клира о нравственном совершенствовании привилегированных сословий. Давая краткую характеристику умонастроений, деятельности сторонников и противников мистических учений, автор трактовал само это понятие и противопоставлял "православную мистику" Филарета, Иннокентия Смирнова, Михаила Десницкого "неправославному", "неправильному" мистицизму А.Ф. Лабзина, кн. Мещерской, кн. А. Голицыной, А. Голицына и Др.

В работах Н. Стеллецкого, П.В. Барсова, Ф.В. Благовидова, Е.П. Карновича6 фигурирует имя князя А. Голицына, видного государственного

4 Дубровин Н.Ф. Наши мистики-сектанты: А. Ф. Лабзин и его журнал "Сионский Вестник". 1894. № 9, 10; 1895. №1,2.

5 Аникиев П. Мистицизм в эпоху Александра I. М., 1912.

6 Благовидов Ф.В: Обер-прокуроры Св. Синода в XVII-первой половины XIX столетия // Православный собеседник. 1899; Стеллецкий Н.С. Князь А.Н. Голицын и его церковно-государственная деятельность // Труды Киевской духовной академии. 1900; Барсов Т. В. деятеля, при непосредственном участии которого происходило формирование и проведение идеологической концепции развития страны в области церковно-государственных взаимоотношений, духовно-нравственного просвещения, народного образования. Исследования в основном посвящались анализу политики А.Н. Голицына на посту обер-прокурора Св. Синода, председателя Комиссии духовных училищ, члена Государственного совета, главы Соединенного министерства. Тем не менее, обращаясь к общественно-политической деятельности А.Н. Голицына, а также оценивая степень и характер его влияния на Александра I, ученые не могли обойти стороной вопросы, связанные с особенностями личности, мировоззрения вельможи. Отдельная статья В.В. Шереметевского в "Русском биографическом словаре" была посвящена характеристике личности, политической деятельности и религиозных взглядов князя А.Н. Голицына. Анализируя воспоминания современников, автор говорил, что не обладавший государственным умом и не постигавший тонкости церковного вероучения вельможа находился под сильным влиянием Р. Кошелева. Поверхностные знания, излишняя эмоциональность, прежние увлечения "легковесным вольтерианством" и "дешевым салонным каламбуризмом" привели тому, что в голове А. Голицына, потерявшего грань между православием и сектами, образовался "религиозный сумбур". Поэтому «он все искал людей, которые были бы выше его в богомыслии, и, найдя такого избранника, привязывался к нему всеми силами своей экзальтированной души».8

Таким образом, характеризуя общественно-религиозные движения и их представителей, правительственную политику, церковно-государственные

Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896; Карнович Е.П. А.Н. Голицын и его время // Исторический Вестник. 1882. №. 4, 5.

7 Шереметевский В.В. Голицын князь Александр Николаевич // Русский биографический словарь Гоголь - Гюне. М., 2001 (репр.: М., 1914).

8 Там же. С. 99. отношения первой половины XIX века, исследователи давали определение самому понятию "мистицизм". В трудах излагались основные положения мистических концепций, назывались причины, пути и последствия их распространения среди российского общества. Вообще дореволюционную историографию, несмотря на различные мировоззренческие установки авторов, отличает негативное восприятие такого явления как мистицизм.

Далее в отечественной историографии уже советского периода появились работы, основанные на методологии марксизма с его материалистическим пониманием истории, обращением к социально-экономическим процессам, классовой борьбе. Так, в публикациях советских историков мистицизм ассоциировался с политическим обскурантизмом.9 Поэтому более плодотворная разработка данной темы продолжилась русскими учеными в эмиграции.

Монументальным трудом можно признать изданные в Париже "Пути Русского Богословия" Г. Флоровского10. Он не ограничился анализом богословских произведений, а охватил всю литературу, имеющую отношение к православию. Сам автор признавался, что задумал свою книгу как опыт исторического синтеза, как "опыт по истории русской мысли". Г. Флоровский размышлял над кризисом русского византинизма, русским эллинизмом, улавливал апокалипсические мотивы русского богословия, прослеживал эволюцию русско-европейских культурных взаимоотношений. Эпоху правления Александра I он считал временем великого творческого напряжения, исторического перелома и "некоего переселения народов". По его мнению, Отечественная война 1812 года многими была осмыслена именно как Апокалипсическая борьба, а низложения Наполеона было истолковано как победа над зверем. Касаясь личности князя А.Н. Голицына, автор называл его самым характерным человеком эпохи, отзывчивым,

9 Дмитриев С.С., Миловидов В.Ф. Церковь на службе самодержавия и крепостничества в первой половине XIX века // Церковь в истории России. М., 1967.

10 Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991 (репр.: Париж, 1937). впечатлительным, но с сухим умом. Соединенные воедино мечтательность и властность князя вели его к религии "сердечного воображения", "опытам сердца", сектантским "обращениям" и "пробуждениям". Наметив проблему, связанную с религиозными настроениями М. Сперанского, А. Лабзина, Фесслера, де-Местра и др., Г. Флоровский заключил, что среди крайностей мистических увлечений и оппозиционных выступлений зарождается церковное богословие.

Другой представитель русской эмигрантской мысли, В.В. Зеньковский11 мистицизм эпохи Александра I считал проявлением интенсивного философского движения начала XIX века, которое уходит своими корнями в церковно-религиозное миросозерцание, творческие искания XIV - XVII вв. и начинает формироваться как целостное направление русской общественной мысли с XVIII века. По мнению автора, устойчивость мистических течений первой четверти XIX века объяснялась не столько внешними, сколько внутренними факторами: изменением церковного сознания с последующим его обмирщением, а также распадом прежде единой духовной культуры в результате раскола, петровских реформ, развития просветительской и масонской идеологии. Мистические замыслы о преображении жизни, которые возникли из-за нравственного кризиса части общества, он считал "теургическими", близкими к теократическим утопиям XVI века и старообрядческой идее "Царства Божьего", но носившими иной внецерковный характер.

Таким образом, эмигрантская историография оборвала традицию негативного отношения к полуортодоксальным христианским вероучениям и их последователям. Считая мистицизм важным и своеобразным явлением . духовной жизни общества, исследователи предлагали собственное видение проблемы.

11 Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1 - 2, ч. 1 - 2. Париж , 1948 (репр.: JI, 1991).

В 1990 гг. и в нач. XXI в. вышли новые труды, освещавшие отдельные аспекты религиозной культуры, общественно-религиозных движений России первой четверти XIX в.

А. Зорин ~ в своей монографии прослеживал динамику выработки, концептуализации и смены официального правительственного курса, начиная с "греческого проекта" Екатерины II и до предложенного С.С. Уваровым доктрины "православие - самодержавие - народность". Автор вплел внешнюю политику Российской империи в культурный контекст эпохи, обратился к национальному самосознанию и выявил метафорический смысл государственной идеологии. Рассматривая культурные механизмы конкретных исторических событий первой трети XIX в. (реформаторский проект М.М. Сперанского, акт Священного Союза), он оперировал понятиями "мессианско-эсхатологический синтез" и "мистический универсализм". А. Зорин касался истории взаимоотношений Александра I с баронессой Ю. Крюденер и анализировал мистическое произведение Эккартсгаузена, оказавшее определенное влияние на их умонастроения. Если для Ю. Крюденер "истинная церковь" была тождественна исторически конкретной институции (круг ее приверженцев), то для Александра I -таинственному сообществу посвященных. Последние могли не иметь представлении о существовании друг друга, но должны были угадывать себе подобных неким мистическим чувством. В итоге увлеченный идеями "мистического универсализма" император совершенно порывает связь с Ю. Крюденер.

Е.А. Вишленкова13 исследовала религиозную политику России первой четверти XIX века - подняла проблему становления, эволюции и реализации правительственной концепции общественно-политического, культурного

12 Зорин А. Кормя двуглавого орла.: Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII-первой трети XIX века. М., 2001.

13 Вишленкова Е.А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века. Саратов, 2002. развития, государственно-церковных взаимоотношений и влияния на нее меняющейся геополитической ситуации. В итоге автор заключила, что религиозная политика Александра I прежде всего касалась нравственного просвещения подданных империи, обеспечения внутреннего и внешнего мира, создания цивилизованного и социально стабильного государства. Официальная правительственная программа базировалась на идеях "мистического экуменизма", предполагавшего объединение всех этносов и христианских конфессий в единую нацию. Подобная теория не могла быть обеспечена традиционными церковно-религиозными, социально-политическими, международными институтами и поэтому воплотилась в создании Российского Библейского Общества и Священного Союза. Однако автор отметила дискредитацию в российском общественном сознании понятия "мистицизм" и связанного с ним христианского экуменизма.

Предприняв сравнительно-историческое исследование религиозных взглядов сардинского посланника в Петербурге Жозефа де Местра и русского государственного деятеля А. Стурдзы, B.C. Парсамов14 затронул мистические движения Александровской эпохи. Автор полагает, что и Местр, желавший стать большим католиком, чем папа римский, и Стурдза, являвшийся защитником чистоты православия, говорили об исходящей от мистицизма опасности для христиан всех конфессий. Первый надеялся открыть царю глаза на современное положение дел и убедить его выступить апологетом католицизма. Второй поддерживал религиозную политику правительства, но в то же время ограждал официальную церковь от увлекавшихся мистицизмом соотечественников. Александр I, по мысли B.C. Парсамова, «окончательно заблудился в религиозном бездорожье своей эпохи», поскольку выдвинутая им идея универсального христианства оказалась «. всего лишь очередной сектой».15

14Парсамов B.C. Жозеф де Местр и Александр Стурдза: Из истории религиозных идей Александровской эпохи: Пособие по спецкурсу. Саратов, 2003.

5Там же. С. 188.

Ю.Е. Кондаков16 вслед за А. Н. Пыпиным предпринял попытку изучить религиозно - общественные движения эпохи правления Александра I и поэтому затрагивает вопросы религиозной политики, политической борьбы, общественно-политических течений, религиозной литературы и цензурной политики. Обращаясь к личности М. Сперанского, А. Голицына, Д. Рунича, А. Ковалькова, Ф. Левицкого, С. Смирнова, Е. Станевича, архимандрита Фотия, будущего митрополита Филарета, В. Каразина и др., он четко разделял всех их на два противоборствующих лагеря: либералов и консерваторов. Проследив пути формирования воззрений и деятельность лидеров обоих направлений, автор показал каким образом они взаимодействовали между собой, влияли на политическую ситуацию.

Либерала А.Н. Голицына Ю.Е. Кондаков считает "сыном своего времени", который тяготел к внутренней вере, христианскому единству и находил, что необходимо заимствовать все лучшие европейские достижения. Общественно-политические мероприятия князя, по мнению автора, никогда не носили самостоятельного характера, а отвечали желаниям Александра I. При этом его деятельность постепенно приобретала яркий консервативный оттенок, поскольку он сурово подавлял всякое инакомыслие и ограничивал привилегии православной церкви. Впоследствии А. Голицын, боровшийся с консерваторами искал поддержки духовенства и выделил Ф. Левицкого. Последнего Ю.Е. Кондаков назвал "церковным либералом", последовательным сторонником Библейского общества и сближения христианских церквей. В итоге он заключил, что, несмотря на идеологические разногласия, призывавшие к модернизации либералы и защищавшие русую старину консерваторы были глубоко верующими людьми, которые стремились поддержать церковь.

Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на стремление выявить и исследовать отдельные, наиболее важные категории религиозной культуры

16Кондаков Ю.Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века. СПб., 2005.

России эпохи Александра I, в научной литературе до настоящего времени не было предпринято попыток комплексного подхода к изучению феномена мистицизма. Историков прежде всего интересовали общественно-политические, идеологические аспекты проблемы, а личность, мировоззрение и мировосприятие конкретного человека отступала на второй план, занимая второстепенное положение среди других вопросов.

Источниковую базу диссертационного исследования составили следующие виды документов: публицистические, эпистолярные, мемуары, дневники, законодательные, документальные, сочинения духовных и светских лиц.

Специфическим источником является журнал "Сионский Вестник".17 Первый раз он издавался А.Ф. Лабзиным, взявшим псевдоним Феопемт Масаилов, с января по сентябрь 1806 года. "Сионский Вестник" структурно делился на отдельные тематически взаимосвязанные части и заключался оглавлением. Практически все первые номера журнала были наполнены сочинениями в виде статей, сообщений религиозно-нравственного характера самого издателя. Так, январский выпуск составили такие рубрики: Новый Год; О философии; Религии; О счастии; Дружеская переписка, Новейший пример действия милосердного Промысла; О немецком писателе Штиллинге. В следующие номера помимо рассуждений самого издателя включаются как сочинения известных авторов, так и - малоизвестных, простых читателей. Кроме того, представляются сведения о новых публикациях (журнал "Вестник Света"), любопытных событиях, миссионерской деятельности библейских обществ. Возобновившиеся в 1817 г. издание "Сионского Вестника" по оформлению, структуре и общему направлению было подобно изданию 1806. Однако, если раньше журнал печатался при Академии Наук, то теперь - в Медицинской типографии, а отдельные его экземпляры предназначались для департамента Министерства народного просвещения,

17 Сионский Вестник 1806 (январь - сентябрь), 1817 (апрель) - 1818 (июнь).

Императорской публичной библиотеки, императорской Академии Наук. Теперь перед оглавлением следовал поименный список лиц, подписавшихся на журнал, с указанием места проживания и социального статуса (среди них встречались даже крестьяне разных волостей). В 1818 г. журнал вновь был запрещен. "Сионский Вестник" был первым периодическим изданием, освещающим вопросы религиозно-философского характера перед широкой читательской аудиторией. Поэтому он так или иначе отображал эпоху и мировосприятие современников, в первую очередь А.Ф. Лабзина.

Особую ценность для диссертационного исследования представляют

1Я эпистолярные источники. Письма А.Н. Голицына к баронессе Ю. Крюденер, императору Александру I, архимандриту Фотию помещены в "Русском архиве" и "Русской старине", а письма Ю. Крюденер к Александру I и А. Голицыну наряду с другими важнейшими документами, в частности перепиской Александра I и А.Н. Голицына, составляют первый том монографии великого князя Николая, Михайловича.19 Этот материал позволяет раскрыть некоторые аспекты религиозно-мистических взглядов князя, реконструировать его взаимоотношения с баронессой, чья сложная судьба и мировоззрение несомненно заслуживают внимания.

Отдельную группу источников составляют мемуары и дневники. Рассказы А. Голицына20 были записаны Ю.Н. Бартеневым в конце 1830-х гг. со слов мемуариста и впервые опубликованы в "Русской старине" и "Русском

18 Князь А.Н. Голицын (в его письмах) // Русский архив. 1905. Кн. 3; Князь А. Н. Голицын и архимандрит Фотий в 1822 - 1825 гг. // Русская старина 1882. Т. 33, 34, 35.

19 Письма баронессы Крюденер к императору Александру I и к князю А. Н. Голицыну; Александр I. Записки А.Н. Голицыну (пер. с фр. Н. С.) // Вел. кн. Николай Михайлович. Император Александр I. М., 1912. Т. 1.

20 Бартенев Ю.Н. Рассказы А.Н. Голицына: Александр I и его время // Русская старина. 1884. Кн. 1; Бартенев Ю.Н. Рассказы А. Н. Голицына. Из записок Ю.Н. Бартенева // Русский архив. 1886. Кн. 2. архиве" в виде стенограммы бесед. Часть текста подверглась литературной обработке, часть - нет. Ю.Н. Бартенев хотел представить их через графа П.А. Валуева императору Александру II. В этих записках запечатлены важные биографические факты, позволяющие проследить духовную эволюцию А. Голицына от атеистических убеждений до мистических исканий. Можно восстановить взаимоотношения князя с императором Александром I, известными представителями светской и духовной власти, а также уловить суть его общественно-политических взглядов. Воспоминания самого мемуариста дополняются Бартеневым, который рассуждает об особенностях личности, характера, наклонностей и привычек А. Голицына.

Часть автобиографии Ф. Левицкого21, которая была получена от протоирея Е.С. Струминского, законоучителя Каменец - Подольской гимназии и напечатана в Русской старине, охватывает период 1823 - 1827 гг. Состоящие из отдельных глав биографические заметки священнослужителя содержат его впечатления от встреч с Александром I, А. Голицыным, Р. Кошелевым, митрополитом Филаретом, архимандритом Ионой- и др., работы Библейского Общества, деятельности лидеров "православной оппозиции". В 1911 году Л.К. Бродский предпринимает масштабное издание рукописей клирика, куда среди проповедей, посланий к раскольникам, переписки, трактатов вошел его дневник, журнал "Живой опыт провидения Божия о человеке, или собственный практический журнал Феодосия Левицкого".22 В нем фиксировались глубоко личные переживания проповедники, размышления, казавшиеся ему особенно важными и поучительными.

21 Описание духовных подвигов и всех случаев жизни свящ. Левицкого, 1791 - 1845 // Русская старина. 1880. Т. 29.

22 Священник Феодосий Левицкий и его сочинения, поднесенные императору Александру I: Материалы к истории мистицизма в начале XIX в. (Сообщил Л.К. Бродский). СПб., 1911.

Воспоминания Д. Рунича, М. Дмитриева, С. Аксакова, А. Витберга, Ф. Солнцева, архимандрита Фотия, П.П. Гетце, квакеров" помогают глубже представить особенности личности, мировоззрения А. Лабзина и А. Голицына, а также - оценку их общественно-политической, просветительской деятельности современниками. В периодическом издании "Странник" была помещена статья о. Серафима24, близко знавшим Феодосия Левицкого. При составлении очерка, посвященному жизни и деятельности проповедника, он опирался на устные предания, рассказы современников, свидетельства его ближайших сподвижников, используя, в том числе, данные автобиографии, доступной ему в полном объеме.

Русские переводы неизданных текстов баронессы Крюденер были включены Е.П. Гречаной в отдельное издание.25 В нем помимо переводов сочинений "Альжита", "Описание сада в Шенхое", портрет г-жи де*** приводятся дневниковые записи баронессы. Воспоминания о детских и юношеских годах, взаимоотношениях с родителями и мужем, времени пребывания заграницей отражают душевные движения и восприятие Крюденер западноевропейских, российских культурных ценностей. В приложении приводятся переводы записей Жюльетты Беркгейм, дочери баронессы, а также фрагмент из ее дневников о встречах с Александром I.

23 Гетце П.П. Из записок Петра Петровича фон Гетце "Князь Голицын и его время"// Русский архив. 1902. Кн. 3; Записки квакера о пребывании в России (1818 - 1819) // Русская старина. 1874. Т. 9; Воспоминания A.J1. Витберга // Русская старина. 1872. Т. 5; Рассказы Ф.Г. Солнцева. Моя жизнь и художественно - археологические труды // Русская старина. 1876. №. 1; Вестник Европы. 1867. Т. 3. Из записок М.А. Дмитриева // Русский Архив. 1886. №6.

24 Священник г. Балты, подольской епархии, о Феодосии Левицком // Странник. 1863.

25 Баронесса Крюденер. Неизданные автобиографические тексты / Перевод с фр., состав., вст. статья Е.П. Гречаной. М., 1998.

Немалый интерес вызывают сочинения духовных и светских лиц.26 Среди них особенно выделяются трактаты Феодосия Левицкого "Глас невесты Иисуса Христа", "Свидетельство Иисусо-Христово Его Императорскому Величеству". Книга "Глас невесты Иисуса Христа" начиналась с "Предварительного слова к Его Императорскому Величеству Александру I" и делилась на три части: "Полуночный Евангельский вопль: Се Жених грядет, исходите в сретение его", "Существительным приближающийся кончины века и грядущего вечного царствия Божьего", "Евангелие вечное о приближении второго пришествия Бога — Спаса мира Иисуса Христа Господа". Через анализ этих произведений можно выяснить, каким образом реакция подвижника на реалии современной жизни (события общеевропейского масштаба, социально-политическое и экономическое развитие России) преломилась в его религиозно-мистической концепции.

Комплекс опубликованных материалов расширен за счет документов, хранящихся в архивных фондах Российского государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Интересующие меня материалы фонда Российское Библейское Общество (Ф. 808)" представлены эпистолярными и документальными источниками, позволяющими судить о реализации мистических идей А. Голицына, популярности проводимых им мер среди различных слоев российского общества. В личных фондах заведующего библиотекой Зимнего дворца (Ф. 706), митрополита Филарета (Ф. 832), графов Шереметевых (Ф. 1088) находятся письма князя к Александру I, будущему митрополиту Филарету, Шереметеву." Документальные источники Ф. 733, Ф. 1163 и официальная переписка Ф. 744

26 Священник Феодосий Левицкий и его сочинения, поднесенные императору Александру I: Материалы к истории мистицизма в начале XIX в. (Сообщил JI. К. Бродский). СПб., 1911. Стурдза А. С. О судьбе православной церкви русской в царствование императора Александра I // Русская старина. Т. 15.

27 РГИА. Ф. 808. On. 1. Д. 6,21,22, 311.

28 РГИА. Ф. 706. Оп.Д. 54; Ф. 832. Оп. 1.Д. 116; Ф. 1088. Оп. 1.Д. 160; содержат сведения, касающиеся журнала "Сионский вестник", а также карьерного роста, последующей отставки и обстоятельств ссылки А.Ф.

ЛЛ

Лабзина. Частная и официальная переписка, извлеченная из личных фондов Отдела рукописей Российской Национальной Библиотеки (Ф. 338, Ф. 731, Ф. 542), также связана с его служебной деятельностью. Данный материал дает возможность воссоздать личностные взаимоотношения А. Лабзина с современниками (А. Голицыным, М.М. Сперанским, З.Я. Карнеевым, А. Олениным) и обстоятельства издания журнала "Сионский Вестник". Выписки и записки религиозно-нравственного содержания А. Голицына (Ф.

Л I

203) являются своеобразным дневником, где помимо копии послания известного мистика И.Г. Юнга-Штиллинга и фрагментов сочинений фиксировались более всего запомнившиеся князю события и высказывания некоторых лиц.

Степень изученности темы, цель и задачи работы-, введение в научный оборот архивных источников предопределяют научную новизну исследования. В настоящей работе мистицизм представляется как отдельное, особенное направление русской общественной мысли первой четверти XIX в. Впервые предметом специального комплексного анализа становится журнал "Сионский Вестник". Кроме того, рассматриваются малоизученные сочинения Ф. Левицкого и проясняется характер идейных взаимоотношений А. Голицына с баронессой Ю. Крюденер.

Теоретико-методологической основой исследования служили принципы историзма и научной объективности. Принцип историзма позволяет рассматривать духовную жизнь российского общества на определенном этапе исторического развития. Принцип научной объективности предполагает критический разбор разнообразных источников и осмысление

29 РГИА. Ф. 733. Оп. 16. Д. 72; Ф. ИбЗ.Оп. 1.Д. 1 в.; Ф. 744. Оп. 1.Д. 12;

30 ОР РНБ. Ф. 338 (З.Я. Карнеев). Д. 6; Ф. 731 (М.М. Сперанский). Д. 2110; Ф. 542 (А. Оленин). Д. 90, 232.

31 ОР РНБ. Ф. 203 (А.Н. Голицын). Д. 13. конкретных явлений прошлого, связанных с изучаемым предметом. В ходе работы были использованы общенаучные методы (анализ, синтез) и специальные методы (проблемный, сравнительно-исторический). Проблемный метод помогает решать ряд взаимосвязанных вопросов, которые ставятся в рамках отдельных частей работы, но охватывают все поле исследования. Сравнительно-исторический метод дает возможность выявить взаимосвязь общего и особенного во взглядах общественных деятелей, судить о преломлении этих взглядов на практике, определить степень воздействия на них идей западноевропейских мистиков. Работа написана на стыке таких наук как история, философия, религиоведение, этика и психология, что позволяет реконструировать систему представлений "образованного меньшинства" эпохи правления Александра I.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Сидорова, Наталья Игоревна

Заключение

Период правления императора Александра I можно признать эпохой обострения религиозного сознания российского общества. В результате переосмысления уроков Французской революции и рационалистической идеологии просветителей появляется мода на мистицизм, получившая новый импульс после Отечественной войны 1812 года. Повышенный интерес к европейской культуре получает новый импульс, возникают новые масонские системы и среди населения начинают распространятся трактаты Я. Беме, Л.К. Сен-Мартена, Ж.-М. Гюйон, К. Эккартсгаузена, И.Г. Юнга-Штиллинга, И. Таулера и др.

Путь, приведший к мистицизму А.Ф. Лабзина, А.Н. Голицына, Ф. Левицкого был разный. Однако все они, улавливая переломный характер эпохи и нуждаясь в прочных морально-нравственных ориентирах, жаждали духовного совершенствования, обращались к особой сокровенной религиозности.

А.Ф. Лабзин изображает внешний облик, внутренние качества и земную жизнь человека, а также размышляет над его истинным предназначением. Издатель думает о несовершенстве прародителей и, рассуждая вслед за европейскими мистиками о ярко выраженном дуалистическом характере человеческой природы, подчиняет жизнь единственной цели - возрождению. "Стезю" следования к обретению себя "духовного" он подобно Франциску Ассизскому, Ф. Кемпийскому, И. Арндту, Я. Бему называет путем Христа и в свою антропологическую концепцию постоянно вплетает идеи М. Экхарта, И. Таулера, Ж.-М. Гюйон, Л.К. Сен-Мартена. Нравственное развитие он тесным образом связывает с истинным просвещением, а при объяснении смысла библейских текстов также как квакеры, И. Арндт с г-жой Гюйон отличает буквальное понятие от - символического, доступного лишь избранным. Издатель журнала задумывается также над загадочной природой смерти, которая, по его мнению, знаменует завершение духовного возрождения и начало телесного воскрешения. В целом если замысел представить процесс возрождения своеобразной лестницей и придерживаться эзотерического способа толкования Библии возник под влиянием произведений западноевропейских мистиков, то в собственном прочтении и последующем переосмыслении подобных идей отказать А. Лабзину нельзя.

На умонастроения А.Н. Голицына значительное влияние оказывала баронесса Ю. Крюденер. Он обсуждает с ней проблемы внутренней и внешней политики (акт Священного Союза, народное просвещение и образование, греческое восстание), доверяет свои сокровенные мысли и чувства, но не принимает на веру некоторые ее экзальтированные высказывания. В письмах к баронессе князь не углубляется в сложные богословские и философские рассуждения, более заботясь о собственной душевной гармонии. Так, он уподобляет жизнь рискованному морскому путешествию, а себя называет лодочником, который отчаянно жаждет пристать к берегу, иными словами - обрести спасение. Думая как достичь состояния высшего блаженства, он заключает: необходимо полюбить мир и окружающих людей в Боге, радостно принимать все ниспосланное свыше. При каждом удобном случае князь уединяется в своей домовой церкви и практически всегда просит Ю. Крюденер молиться за него. Обратившийся к православию князь легко воспринимает немецкую мистику со свойственной восточному христианству чрезмерной созерцательностью, а впоследствии, скорее всего, именно через баронессу приобщается к католической мистике (квиетизму). Однако охотно воспринимавший крайне мистические идеи Ф. Фенелона, Ж.-М. Гюйон, М. де Молиноса, самой баронессы А. Голицын был далек от их практического применения. Тем не менее эти гипотетические суждения настраивали на определенный лад, заставляли постепенно вырабатывать новую линию поведения, обуславливали живой интерес к случаям нравственного развития, эволюции религиозных воззрений того или иного человека.

В эволюции воззрений Ф. Левицкого не последнюю роль сыграли получение семинарского образования, напряженная внутренняя работа, пастырская деятельность, увлечение западноевропейскими мистическими учениями, знакомство с известными общественно-политическими деятелями и представителями русской православной церкви. Давая общую характеристику нравственного состояния России, Ф. Левицкий с горечью отмечает, что преподаватели всех учебных заведений учат студентов "безумию", а представители высших классов проявляют религиозный индифферентизм. Подвижник затрагивает также социально-экономические вопросы, рассуждает о всякого рода притеснениях со стороны властьимущих, хотя самой совершенной формой государственного правления считает абсолютную монархию. Вообще воззрения подвижника были далеки от квиетизма и представляли своеобразный "сплав" православия и немецкой мистики. Воспринявший мистическое учение Феодосий придумывает собственную концепцию. До наступления Царства Божьего на земле он предлагает учредить "всеобщий вселенский Высочайший Совет", состоящий из двух департаментов: действительного и главного. Этот орган государственно-церковного управления не просто формировал бы идейные установки для всего общества но, фактически, превратил бы Российскую империю в теократическое государство.

При этом и А.Н. Голицын, и А.Ф. Лабзин, и Ф. Левицкий верят видениям, пророчествам, всевозможным чудесам и крайне негативно относятся ко всем проявлениям рационалистического духа XVIII века, подвергают сомнению самоценность научных знаний и достижений. Не выступая против официальной религии, они замечают недостатки обрядовой стороны церковной организации, большинства представителей православного клира. Тем не менее А. Голицын устраивает домовую церковь, посещает службы и подобно А. Лабзину предлагает уважать церковные праздники, таинства, наделяя их глубоким внутренним смыслом. Хотя, в отличие от издателя "Сионского Вестника", он не разбирает догматические тонкости и не дает их оригинальных трактовок.

Усвоивший главное положение мистической теории надцерковного христианства А. Лабзин выходит за узкие догматические рамки церковного вероучения — проповедует религию всемирного и внеисторического характера, которая имела единое Евангелие. Все разнообразие конфессиональных особенностей он, оставаясь апологетом христианства, наделяет элементами этого "подлинного вероучения". Князь А.Н. Голицын и Ф. Левицкий воспринимают мистическую концепцию надцерковного христианства буквально. Они видят частичное воплощение этой идеи в Священном Союзе, Библейских Обществах, помощи восставшим грекам и, наделяя светскую власть священной миссией, главную роль при объединении конфессий отводят России в лице божественного- избранника императора Александра I. А. Голицын и Феодосий Левицкий, возможно, подсознательно стремились увязать западноевропейский мистицизм с национальными корнями, православием. В их идеях присутствуют элементы мессианско-эсхатологических теорий XV - XVI вв., "греческого проекта" Екатерины II.

Если А. Голицын содействует распространению мистических идей, поощряет наряду с Крюденер других подвижников, обеспечивает диалог духовных лиц всех христианских вероисповеданий, то Ф. Левицкий старательно исполняет пастырский долг, представляет любопытный проект церковно-государственных преобразований Александру I. Лабзин в свою очередь переводит и издает разнообразные сочинения европейских мистиков, а также проповедует собственные оригинальные идеи со страниц "Синского Вестника". А этот журнал играл важную роль в распространении в России первой четверти XIX века мистических идей. Кроме того, в философских обобщениях самого издателя "Сионского Вестника" прослеживается тенденция к дальнейшему развитию светской религиозной мысли.

Реакция общественности на распространение разнообразных мистических учений была неоднозначной. Вокруг журнала "Сионский Вестник" за недолгий период его существования успели разгореться жаркие дебаты. "Сионский Вестник" имел подписчиков по всей России и служил образцом для других изданий подобного направления. Однако если первоначально журнал поддерживали многие люди, то потом его статьи начинают подвергаться резкой критике со стороны представителей всех слоев общества. Князь А. Голицын прежде всего оказывает влияние на религиозные взгляды Александра I, а следовательно на религиозную политику того времени. Хотя работа возглавляемого князем Библейского Общества вызывала критику со стороны многих современников, находились люди, чьи слова или поступки служили стимулом для продолжения этой деятельности. Интерес к библейскому делу проявили многие представители российского общества, духовная и культурная элита народов, которые на долгие столетия оказались под игом Турции и Персии.

В целом можно сказать, что культурно-психологический образ человека эпохи правления довольно специфичен. Одни представители того времени, в том числе А. Голицын, пройдя через "вольнодумство" и вызванный им нравственный кризис, пытаются вернуть утраченный религиозный идеал -возвращаются к православию, которое впоследствии сочетают с мистицизмом. Другие, такие как А. Лабзин или Ф. Левицкий, испытывая потребность в дополнительных знаниях и оригинальных идеях, стремительно приобщаются к богатой духовной культуре Запада и хотят найти выход из противоречия возникающего между ней и национальными традициями. В то же время некоторые общественно-политические деятели вообще не приемлют такое явление как мистицизм.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Сидорова, Наталья Игоревна, 2010 год

1. Архивные материалы

2. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ (Санкт-Петербург) РГИА

3. Фонд 706 «Щеглов Василий Васильевич (1851-1917), заведующий библиотекой Зимнего дворца», on. 1, д. 54

4. Фонд 1163 «Комитет охранения общей безопасности при Государственном Совете», on. 1, д. 1 в

5. ОТДЕЛ РУКОПИСЕЙ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ (Санкт-Петербург) ОР РНБ

6. Фонд 203 «Голицын А.Н.», д. 13

7. Фонд 338 «Карнеев З.Я», д. 6

8. Фонд 542 «Архив Олениных», д. 90, д. 232

9. Фонд 731 «Сперанский М.М.», д. 21101. Опубликованные источники

10. Автобиография Фотия // Русская Старина. 1895. Август.

11. Александр I. Записки А. Н. Голицыну (пер. с фр. Н. С.) // Вел. Кн. Николай Михайлович. Император Александр I. М., 1912. Т. 1.

12. Бартенев Ю. Н. Рассказы А. Н. Голицына: Александр I и его время // Русская старина. 1884. Кн. 1.

13. Бартенев Ю. Н. Рассказы А. Н. Голицына. Из записок Ю. Н. Бартенева // Русский архив. 1886. Кн. 2.

14. Воспоминания А. Л. Витберга // Русская старина. 1872. Т. 5.

15. Гетце П. П. Из записок Петра Петровича фон Гетце "Князь Голицын и еговремя"// Русский архив. 1902. Кн. 3.

16. Духовный год жизни христианина. СПб., 1816. Ч. I VI.

17. Записки Д. П. Рунича // Русское обозрение. 1890. Т. 5.

18. Записки квакера о пребывании в России (1818 1819) // Русская старина. 1874. Т. 9.

19. Записки Фотия // Русская старина. 1894. № 9.

20. Из записок М. А. Дмитриева //Русский архив. 1866. №6.

21. Кемпийский Ф. О подражании Иисусу Христу. М., 1898.

22. Князь А. Н. Голицын (в его письмах) // Русский архив. 1905. Кн. 3.

23. Князь А. Н. Голицын и архимандрит Фотий в 1822 1825 гг. // Русскаястарина. 1882. Т. 33, 34, 35.

24. Лагерь при Вертю. СПб., 1815.

25. Описание духовных подвигов и всех случаев жизни свящ. Левицкого, 1791 -1845 //Русская старина. 1880. Т. 29.

26. Письма баронессы Крюденер к императору Александру I и к князю А. Н. Голицыну (пер. с фр. Н. С.) // Вел. Кн. Николай Михайлович. Император Александр I. М., 1912. Т. 1.

27. Письма главных деятелей в царствование Александра I. СПб., 1883.

28. Письма А. Ф. Лабзина к попечителю Харьковского учебного округа 3. Я. Карнееву и его переписка с А. Голицыным // Русский Архив. 1892. III. Рассказы Ф.Г. Солнцева. Моя жизнь и художественно археологические труды // Русская старина. 1876. №. 1.

29. Сен-Мартен Л.К. О заблуждениях и истине, или воззвание человеческого рода ко всеобщему началу знания. М., 1785.

30. Сионский Вестник 1806 (январь сентябрь), 1817 (апрель) - 1818 (июнь). Священник Феодосий Левицкий и его сочинения, поднесенные императору Александру I: Материалы к истории мистицизма в начале XIX в. (Сообщил Л.К. Бродский). СПб., 1911.

31. Священник г. Балты, подольской епархии, о Феодосии Левицком // Странник. 1863.

32. Стурдза А. С. О судьбе православной церкви Русской в царствование императора Александра I // Русская старина. Т. 15. Таулер И. Царство Божие внутри нас: Проповеди И. Таулера. М., 2000. Фенелон Ф. Избранные творения. М., 1920.

33. Эккартзгаузен К. Облако над святилищем, или нечто такое, о чем гордая философия и грезить не смеет. СПб., 1804. Юнг-Штиллинг И.Г. Тоска по отчизне. М., 1817.1. Использованная литература

34. Андерхилл Э. Мистицизм (опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека) / Пер. с англ. Д. Веденов, В. Грачов и др. М., 2003.

35. Аникиев П. Мистицизм в эпоху Александра I. М., 1912.

36. Арджанухин С.Ф. Философские взгляды русских масонов. Екатеринбург, 1995.

37. Артемьева Т.В. Британские мистики в России XVIII века // Философский век. Альманах. Вып. 17. История идей как методология гуманитарных исследований. Ч. 1. СПб., 2001.

38. Барсов Т.В. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896. Барсов Н.И. Протестантизм в России // Христианство. Барт К. Очерк догматики. СПб., 2000.

39. Барятинский В.В. Царственный мистик. Император Александр I Федор Кузьмич. СПб., 1913.

40. Башилов Б. История русского масонства. М., 1992.

41. Бобылев А.В. История и правовое положение лютеранской церкви в России до 1917 г. // Наша церковь. 1996. № 3 5.

42. Богданович М.И. История царствования Александра I и России в его время. Т. 1 -6. СПб., 1869- 1871.

43. Бокова В. М. Эпоха тайных обществ: русские общественные объединенияпервой трети XIX века. М., 2003.

44. Божко Ю. Лютеранство и его учение. 1996.

45. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1998.

46. Буткевич Т.И. Протестантство в России. Харьков, 1913.

47. Благовидов Ф.В. Обер-прокуроры Св. Синода в XVII-первой половины XIXстолетия // Православный собеседник. 1899.

48. Валлоттом А. Александр I. М., 1991.

49. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Политические работы. М., 2004.

50. Вел.кн. Николай Михайлович. Император Александр I. М., 2007. Верховский П.В. Церковное право. Варшава., 1912.

51. Виппер Р.Ю. Кальвинизм и христианство: Энциклопедический словарь. М., 1993.

52. Вишленкова Е.А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века. Саратов, 2002. Вогау В. История протестантизма. М., 1929.

53. Воейков Н.Н. Церковь, Русь и Рим.

54. Гагарин И. Католические тенденции в русском обществе // Символ. Париж, 1994. №32.

55. Галахов А. Д. Обзор мистической литературы в царствование Александра 16.1.// Журнал министерства народного просвещения. 1875. №.11.

56. Гараджа В.И. Протестантизм. М., 1971.

57. Гаусрат А. Средневековое реформаторство. СПб., 1900. Т. 2.

58. Голованов С. Католичество и Россия. СПб., 1998.

59. Гордин Я.А. Мистики и охранители. Дело о масонском заговоре. СПб., 1999. Гросул В.Я. Реформы и революционное движение в России в XIX веке // Реформы в России XVI XIX в. М., 1992. Джероза JI. Каноническое право. М., 1995.

60. Добронравии К. Русское библейское общество // Странник. Кн. 8. СПб., 1869. Дубровин Н.Ф. Наши мистики-сектанты: А. Ф. Лабзин и его журнал

61. Сионский Вестник"// Русская старина. 1894. Т. 32. Ноябрь. Дубровин Н.Ф. Наши мистики-сектанты: Е. Ф. Татаринова и А. П. Дубровицкий // Русская старина. 1895. № 10-11".

62. Дмитриев С.С., Миловидов В. Ф. Церковь на службе самодержавия и крепостничества в первой половине XIX века // Церковь в истории России. М., 1967.

63. Довнар-Запольский М.В. Из истории общественных течений в России. Киев, 1910.

64. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968.

65. Жмакин В. И. Священник Феодосий Левицкий в 1815 1845 гг. // Русская Старина. 1882, № 9.

66. Жуковская Т. Н. Правительство и общество при Александре I. Петрозаводск, 2002.

67. Задворный В.Л. История христианства в России. М., 1993.

68. Знаменский П.В. Учебное руководство по истории русской церкви. СПб.,1896.

69. Знаменский П.В. Чтения по истории русской церкви за время царствования Екатерины II // Православный собеседник. 1875. № 1,2.

70. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. М., 1978.

71. Зорин А. Кормя двуглавого орла.: Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII-первой трети XIX века. М., 2001. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1 2, ч. 1-2. Париж , 1948 (репр.: Л «Эго», 1991).

72. Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство от Петра I до наших дней. М., 1997

73. Каждан А.П. Византийская культура (X XII вв.). М., 1968.

74. Карнович Е. П. А. Н. Голицын и его время // Исторический Вестник. 1882. №4,5.

75. Карсавин Л.П. Католичество. Пг., 1918.

76. Карташев А.В. Собр. соч.: В 2 т. Очерки по истории русской церкви. М., 1992 -1993.

77. Катетов И. Граф М.М. Сперанский как религиозный мыслитель //

78. Православный собеседник. 1889. Ч. 2.

79. Кизеветтер А. А. История России в XIX веке. М., 1916.

80. Кирьянов А.А. Религиозное течение католицизма в контексте политического курса Александра I: Дис.канд. ист. наук. М., 1999.

81. Кондаков Ю. Е. Православная оппозиция правительству Александра I. СПб., 1998.

82. Кондаков Ю. Е. Архимандрит Фотий и его время. СПб., 2000.

83. Кондаков Ю.Е. Либеральное и консервативное направления в религиозныхдвижениях в России первой четверти XIX века. СПб., 2005.

84. Конева Л.А. Антропологические идеи в русской религиозной философии:

85. Пособие по спецкурсу. Самара, 1995.

86. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1912-1914. Т. 1-3. Котович А. Н. Духовная цензура в России. СПб., 1909.

87. Курило О.В. Лютеране в Москве // Мартин Лютер реформатор,проповедник, педагог. М., 1996.

88. Крывелев И.А. История религий. М., 1988. Т. 1-3.

89. Литвак Б.Г. Русское православие в XIX веке // Русское православие: вехи истории. М., 1989.

90. Лиценбергер О.А. Римско-католическая церковь в России: История и правовое положение. Саратов, 2001.

91. Лопаткин Р.А. Протестантизм в России // Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь. М., 2001. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре (Быт и традиции русского дворянства XVIII начала XIX века). СПб., 1994.

92. Лотман Ю.М. Собрание сочинений. М, 1998. Т. 1. Русская литература и культура Просвещения.

93. Манфред А. 3. Общественно-политические идеи в 1815 году //Вопросы истории. 1996. № 5.

94. Марасинова Е.Н. Психология элиты российского дворянства последней трети XVIII века. М., 1999.

95. Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до нашего времени. СПб., 1870.

96. Мельгунов С. А.Н. Голицын // Энциклопедический словарь / Бр. А. и И. Гранат. М., 1904. Т. 15.

97. Мельгунов С. Дела и люди Александровского времени. Берлин, 1923. Т. 1.

98. Мень А.В. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь: Лекции и беседы. М., 1995.

99. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994. Т. 1-3. Минин П. Мистицизм и его природа. Сергиев Посад, 1913. Минин П. Главные направления древнехристианской мистики. Сергиев Посад, 1916.

100. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX века. М., 1989.

101. Миропольский С.И. Фотий Спасский, юрьевский архимандрит// Вестник1. Европы. 1878. Т. VI.

102. Мистицизм: теория и история. М., 2008.

103. Мчедлов М. Католицизм. М., 1974.

104. Надлер В.К. Император Александр I и идея Священного союза. Харьков, 1886-1892. Т. 1-5.

105. Направление идей и просвещение при Александре I. Всемирный труд. 1867. №6.

106. Новиков В.И. Масонство и русская культура. М., 1998.

107. Никольский Н.К. О древнерусском христианстве // Русская мысль. 1913. Кн. 6.i

108. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985.

109. Общественная мысль и политические деятели России XIX и XX вв.: Матер, науч. конф. 16—17 апр. 1996 г. Смоленск, 1996.

110. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002.

111. Папандреу Д.А. Православие и экуменические диалоги // Папандреу Д.А. Православие и мир. Швейцария, 1998.

112. Парсамов В. С. Жозеф де Местр и декабрист Орлов // Отечественная история. 2001. № 1.

113. Парсамов В. С. Жозеф де Местр и Александр Стурдза: Из истории религиозных идей Александровской эпохи: Пособие по спецкурсу. Саратов, 2003.

114. Платонов О.А. Терновый венец России. История масонства 1731 1996. М., 1996.

115. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992., №2.

116. Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века. М., 1957.

117. Пресняков А.Е. Идеология Священного Союза // Анналы. 1923. № 3. Приселков М.Д. Борьба двух мировоззрений // Россия и Запад: Ист. сб./ Ред. А.И. Заозерский. Пг., 1923. Т. 1.

118. Пыпин А.Н. Русское Библейское общество // Вестник Европы. 1868. Ноябрь-декабрь. Т. IV-VI.

119. Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре III Вестник Европы, 1871.

120. Пыпин А.Н. Религиозные движения при Александра I. СПб., 1916.

121. Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX века. Пг.: Огни,1916.

122. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения 1802-1902 гг. СПб., 1902.

123. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1988.

124. Рункевич С.Г. Русская церковь в XIX веке // История русской церкви в XIX веке.

125. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000. Русский конституционализм XIX столетия: идеология и практика. М., 2000. Русское масонство. М., 2007. Т. 1 -2.

126. Русские мистики иллюминаты // Духовная беседа. 1863. Т. 19. № 50. Сергеев А.К. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 1993.

127. Серков А.И. История русского масонства XIX века. СПб., 2000.

128. Скабичевский А. М. Очерки истории русской цензуры. СПб., 1892.

129. Скрынников Н. Масонство. Париж, 1921.

130. Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996.

131. Соловьев О.Ф. Русское масонство 1730- 1917. М., 1993.

132. Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета митрополитамосковского. М., 1868.

133. Сухов А.Д. Русская философия. Пути развития. М., 1989.

134. Сухомлинов М. И. Исследования и статьи по русской литературе ипросвещению. СПб., 1889. Т. 1.

135. Стеллецкий Н.С. Князь А. Н. Голицын и его церковно-государственнаядеятельность // Труды Киевской духовной академии. 1900.

136. Страхова Н.П. Россия и Священный Союз в 1815 1822 гг. // Вопросыотечественной истории. Волгоград, 1994.

137. Тальберг Н. История христианской церкви. Ч. 2. М., 1991.

138. Терлецкий В.Н. Масонство в его прошлом и настоящем. Полтава, 1911.

139. Терновский Ф. Материала для истории мистицизма в России // Труды 113.

140. Киевской духовной академии. 1863. Т. 3.

141. Тимирязев В.А. Александр I и его эпоха // Исторический Вестник. СПб., 1897. Т. 70.

142. Тинина З.П. Самодержавие и русская православная церковь в первой четверти XIX века. Волгоград, 1999.

143. Христианство: Энциклопедический словарь. М., 1993.

144. Цимбаева Е.Н.' Русский католицизм. Забытое прошлое российского либерализма. М., 1999.

145. Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык. СПб., 1894. Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. СПб., 1894. Фараджев К. Русская религиозная философия. М., 2002.

146. Феоктистов Е.М. Магницкий. Материалы для истории просвещения в России. СПб., 1865.

147. Филатов С. Католики и католицизм в России // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М., 2002.

148. Филатов С. Судьба католицизма в России // Иностранная литература. 1998. № 11.

149. Филатов С., Степина А. Российское лютеранство: между протестантизмом, православием и католицизмом // Дружба народов. 2002. № 9. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991 (репр.: Париж, 1937).

150. Финдель И.Г. История франкмасонства от возникновения его до настоящеговремени. Т. 1 2. СПб., 1872 - 1874.

151. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

152. Франк СЛ. Духовные основы общества. М., 1992.

153. Шанская Т.А. Восприятие французской культуры русским дворянством (первая четверть XIX века): Дис. канд. ист. наук. Казань, 2001.г

154. Шахматова Е. Оправдание мистицизма: Россия и Европа в зеркале Востока //

155. Россия и Запад: Диалог или столкновение культур. М., 2000.i

156. Шильдер Н.К. Император Александр I: Его жизнь и царствование. СПб.,1905. Т.4.

157. Шереметевский В.В. Голицын князь Александр Николаевич // Русский биографический словарь Гоголь Гюне. М., 2001 (репр.: 1914). Экштут С.А. В поиске исторической альтернативы. Александр I. Его сподвижники. Декабристы. М., 1994.

158. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2002. Т. 1-3. Энциклопедия мистицизма. СПб., 1996.1. S <

159. Энциклопедия мистических терминов. М., 2001.

160. Эйдельман Н.Я. Из потаенной истории России XVIII XIX вв. М., 1993. Эткинд А. «Умирающий Сфинкс»: Круг Голицына - Лабзина и петербургский период русской мистической традиции // Studia Slavica 141. Finlandesia. Helsinki, 1996. Т. XIII.

161. Эткинд А. Хлыст (Секты, литература и революция). М., 1998. Эткинд А. Очки для двух голов // Ab Imperio. 2002. № 1.

162. Юдин А. В. Надежды и тревоги русского католицизма // Вопросы философии. 1992. № 7.

163. Almendingen Е.М. The Emperor Alexander. London, 1964. Eynard Ch. Vie de Madame de Kriidener. T.l-2. Paris, 1849. Ley F. Madame Kriidener et son temps. P., 1964.1.y F. Madame Kriidener. 1764 1824. Romantisme et Saint-Alliance. Paris, 1994.

164. Scott R.C. Quakers in Russia. L., 1964.

165. Schafly D.L. Golisyn A.N. // The Modern Encyclopedia of Russian and Soviet History / Ed. By Josef L. Wieczynsky. 1979. Vol. 12.

166. Tompkins S.R. The Russian Bible Society A case of Religious Xenophobia // The American Slavic and East European Review. 1948. Vol. VII. Zacek Ju. C. The Russian Bible Society, 1812 - 1826: PhD. Thesis. Columbia University, 1964.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.