М.М. Филиппов и материалистическая традиция России конца XIX- начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Болатов, Исхак Муссаевич

  • Болатов, Исхак Муссаевич
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 172
Болатов, Исхак Муссаевич. М.М. Филиппов и материалистическая традиция России конца XIX- начала XX вв.: дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Москва. 1984. 172 с.

Оглавление диссертации Болатов, Исхак Муссаевич

ВВЕДЕНИЕ. 3

I. М.М. ФИЛИППОВ И ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БОРЬБА

КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ В РОССИИ.

§ I. Место М.М. Филиппова в общественно-политической жизни России конца XIX - начала

XX вв.12

§ 2. Источники мировоззрения М.М. Филиппова .43 - 82 П. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ "ФИЛОСОФИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ" М.М. ФИЛИППОВА.

§ I.- Основоположения "Философии действительности" М.М. Филиппова и философская борьба в конце XIX - начале XX вв.83

§ 2. Стремление к материалистическому пониманию общества и истории .134

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «М.М. Филиппов и материалистическая традиция России конца XIX- начала XX вв.»

В конце XIX - начале XX веков развитие капитализма и переход его в стадию империализма сопровождались не только невиданным убыстрением научно-технического прогресса, но и повсеместным обострением социальных противоречий. Эти очевидные социальные противоречия и усугубляющееся экономическое неравенство заставили искать пути коренного переустройства общества, требовали выработки мировоззрения, отвечающего запросам и задачам эпохи, Исконная борьба материализма с идеализмом, ведущаяся с возникновения классового общества, вступила в конце XIX в, в новую фазу, В ходе её окреп марксизм как мировоззрение передового пролетариата, призванного осуществить всемирноисторический переворот - уничтожение эксплуатации человека человеком, построение бесклассового коммунистического общества. Марксизм вобрал в себя и органически сплавил прогрессивные достижения философской мысли, открытия классической политэкономии, гениальные прозрения утопического социализма, доказательные методы и результаты современного естествознания. Чуждый догматизму марксизм является руководством к действию - научным мировоззрением, обогащающимся и развивающимся с каждым новым переворотом в знаниях о мире в связи с социальной практикой.

В России конца XIX - начала XX веков противоречия стремительно развивающегося капитализма неимоверно усиливались, приобретая уродливые формы под влиянием сохранившихся полуфеодальных производственных отношений. Новые силы формировались в ожесточенной борьбе с различными мелкобуржуазными, реформистскими, позитивистскими, реакционно-утопическими и религиозно-националистическими течениями. Вершиной мировой общественно-политической мысли, соответствующей исторически обусловленному перемещению центра мирового революционного движения из Западной Европы в Россию, становилось учение В.И. Ленина - теоретика и практика освободительной борьбы трудящихся. Передовые общественные силы России /в том числе прогрессивная русская интеллигенция/ с энтузиазмом воспринимавшие марксизм, выступали вместе с создателем "Союза борьбы за освобождение рабочего класса".

Представители передовой русской интеллигенции, часто ориентированные на традиции философского материализма и революционного демократизма, выступали в качестве союзников В.И. Ленина и его соратников в борьбе против либеральных народников, "легальных марксистов", неокантианцев и позитивистов.

Одним из деятелей демократического лагеря России конца XIX -начала XX вв. был выдающийся русский ученый и литератор, издатель и главный редактор прогрессивного журнала "Научное обозрение", воинствующий сторонник философского материализма, Михаил Михайлович Филиппов /1858 - 1903/.

В работах советских ученых уже нашли отражение отдельные стороны и аспекты творчества М.М. Филиппова, суждения о его роли в истории распространения марксистского мировоззрения в России. Сведения о жизни и деятельности М.М. Филиппова содержатся в книге его сына Б.М. Филиппова "Тернистый путь русского ученого. Жизнь и деятельность М.М. Филиппова", в ней же приведена библиография основных трудов философа и работ о нем до 1980 г.^

Среди работ, посвященных собственно философскому творчеству русского ученого-энциклопедиста, представляют интерес статьи

С.О. Грузенберга "Философ-марксист конца XIX столетия"^ П.П.Шмид

•'•/филиппов, Б.М. Тернистый. путь русского ученого.Жизнь и деятельность М.М. Филиппова. Изд. 3-е, перев. и доп. М.: "Наука",1982.

Грузенберг, С.О. Философ-марксист конца XIX столетия. - Вестник знания. М., 1928, № 15. та "Русский философ и энциклопедистП.Д. Данюшина "Философ о/ материалист"Ч Разделы о философских воззрениях М.М. Филиппова содержатся в обобщающих трудах по истории философии в России, в том числе в монографии П.С, Шкуринова "Позитивизм в России XIX о/ века"' в которой, в частности, констатируется, что "Филиппов постоянно сверял свои выводы с тем или иным положением марксизма, который являлся для него эталоном философского, теоретического мышления"^ Рассмотрению некоторых философских взглядов М.М, Филиппова посвящена и работа автора "Критика позитивизма М.М. Филипповым"^

Социологические воззрения М.М. Филиппова рассмотрены в диссертации П.Д. Данюшина /МГУ - 1965/, его экономические взгляды -в диссертации В.Ф. Сметанникова /Алма-Ата - 1967/, а историко-философская концепция - в диссертации О.Л. Савиновой /ЛГУ - 1972/. Однако философские взгляды М.М. Филиппова пока проанализированы недостаточно глубоко, что делает наши представления об истории отечественной и философской и общественно-политической мысли конца XIX - начала XX веков неполными.

В каждой из трех указанных диссертаций анализу философских основ мировоззрения М.М. Филиппова отводится небольшой объем

Шмидт, П.П. Русский философ и энциклопедист. - Человек и природа. М., 1929, № I.

Данюшин, П.Д. Философ-материалист. - Вестник МГУ: Экономика, философия. М., 1965, серия УШ.

Шкуринов, П.С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980, с. 355362.

4/Там же, с. 360. с/

Болатов, И.М. Критика позитивизма М.М. Филипповым. - В.кн.: Актуальные проблемы истории философии народов СССР. Вып. 2, Изд. I, МГУ, 1975, с. 90-102. текста. Так, П.Д. Данюшин вскользь говорит о месте М.М. Филиппова в идейной борьбе тогдашней России, о философских взглядах мыслителя и о его понимании общих закономерностей исторического развития, А.Ф. Сметанников касается философии русского ученого лишь кратко, а О.В. Савинова исследует взгляды М.М. Филиппова преимущественно в историко-философском ракурсе.

Никто из названных авторов не претендует на полноту анализа философских основ мировоззрения М.М. Филиппова.

Между тем без объективного и целостного анализа философского творчества М.М. Филиппова невозможна научная оценка его вклада в историю общественной мысли в России.

Философское наследие М.М. Филиппова - яркая страница из истории материалистических идей. Оно свидетельствует о заметных сдвигах в сознании передовой русской интеллегенции на рубеже двух веков. Всесторонний анализ философии М.М. Филиппова важен для разоблачения разного рода фальсификаций и измышлений о сути идейной борьбы в России в период распространения марксизма, зарождения ленинизма.

Поэтому представляется целесообразным как с точки зрения новизны исследования, так и с точки зрения актуальности современной идеологической борьбы рассмотреть целостно ключевые аспекты мировоззрения М.М. Филиппова, касающиеся интерпретации основного вопроса философии, "философии действительности", т.е. философии природы и общества, проблем классификации наук, диалектики, критики метафизики и идеализма. Задачи данного исследования заключаются в прослеживании эволюции философских взглядов М.М. Филиппова, в оценке его места в истории прогрессивной мысли России конца XIX - начала XX веков.

Актуальность данного исследования связана не только с тем, что в творческом наследии русского мыслителя четко высказаны позиции по многим принципиальным вопросам философии и социологии, горячо обсуждающимся в конце Х1Х-го века в прогрессивных кругах России, Творческое развитие марксистской философии во второй половине нашего века, выдвижение на первый план ряда новых аспектов диалектического и исторического материализма позволяют по-новому взглянуть на творческие построения такого оригинального мыслителя - материалиста, как М.М. Филиппов. Осмысление его взглядов и деятельности чрезвычайно важно с учетом решающихся задач дальнейшего укрепления союза естествоиспытателей и философов на нынешнем этапе развития НТР и общественной практики. В.И. Ленин в работе "О значении воинствующего материализма" указывал, что "кроме союза с последовательными материалистами, которые не принадлежат к партии коммунистов", не менее, если не более важен для той работы, которую воинствующий материализм должен проделать, союз с представителями современного естествознания, которые склоняются к материализму и не боятся отстаивать и проповедовать его против господствующих в так называемом "образованном обществе" модных философских шатаний в сторону идеализма и скептицизма"^ По поводу второго союза /"с представителями современного естествознания, которые склоняются к материализму" и т.д./ В.И. Ленин указывал, что "надо обратить на него побольше внимания", ибо именно "из крутой ломки, которое переживает современное естествознание, родятся сплошь и рядом реакционные философские школы и школки, направления и на-правленьица"^

Ленин, В.И. О значении воинствующего материализма /1922/. -Полн. собр. соч., т. 45, с. 29.

2//Там же.

М.М. Филиппов, будучи последовательным материалистом и крупным ученым, со страниц "Научного обозрения" боролся с "реакционными философскими школами и школками". Он привлекал к сотрудничеству в журнале известных естествоиспытателей, склонявшихся к материализму, и тем самым практически налаживал союз материалистической философии с современным естествознанием. "Научное обозрение" являлось средоточием сил материалистов России рубежа двух веков. "Основанный Филипповым журнал "Научное обозрение", - свидетельствовал академик С. Струмилин, - являлся подлинной трибуной материалистической мысли и борьбы против народничества. Нас, молодых марксистов, этот журнал интересовал не только потому, что в нем освещались философские вопросы: на страницах "Научного обозрения" всегда находили место статьи и заметки, которые можно было взять на вооружение в революционной борьбе"^ Два десятилетия спустя, определяя программу нового философского журнала /"Под знаменем марксизма"/, Б.И. Ленин указывал на его главную задачу: "следить за вопросами, которые выдвигает новейшая революция в области естествознания, привлекая к этой работе естествоиспытателей". Без решения этой задачи, считал В.И.

Ленин, "воинствующий материализм не может быть ни в коем случае р/ ни воинствующим, ни материализмом

В свете этих высказываний В.И. Ленина следует высоко оценить усилия М.М.Филипповым формы и метода материалистического истолкования новых открытий в науке, его настойчивая пропаганда среди естествоиспытателей передовых философских идей представляет определенный интерес по сей день. Дело в том, что, во-первых,

В.//- ОЗ^ге^/м/ пргам /7с С, Т. говоря словами В.И, Ленина, "во всяком случае, у нас в России есть и довольно долго, несомненно, будут - материалисты из лагеря не коммунистов, и наш безусловный долг привлекать к совместной работе всех сторонников последовательного и воинствующего материализма в брьбе с философской реакцией и с философскими предрассудками"^ во-вторых, хорошо известно, что те или иные выводы науки, новейшие открытия естествознания /генетика, кибернетика и т.д./ не всегда получали правильную интерпретацию в марксистской литературе.

В свете вышесказанного понятно, почему с такой настойчивостью советские и зарубежные марксисты подчеркивают необходимость борьбы за "души" естествоиспытателей именно в эпоху НТР. Так, французские марксисты Ж.Н. Коттен и П. Жэгль считают второй из указанных В.И. Лениным союзов весьма важным в современных условиях для того, чтобы ученые не погрязли в позитивизме. По их словам, "мы можем только развивать эти два союза, и второй из них теперь ещё более важен, чем в эпоху Ленина"^

Цель и практическая ценность данного исследования во многом определяется тем, что на примере взглядов и деятельности М.М. Филиппова высвечиваются некоторые актуальные аспекты союза марксизма с естественнонаучным материализмом. Известно, что союз с естественнонаучными материалистами направлен на решение целого ряда задач. Во-первых, - задачи идеологической - повышение эффективности борьбы с философским и естественнонаучным идеализмом, с религиозными концепциями за научно-мировоззренчес

Ленин, В.И. О значении воинствующего материализма. Полн. собр. соч., т. 45, с. 29. кие, гуманистические ценности человечества. Во-вторых, - задачи методологической - перестройки мировоззренческого основания естествознания, замену метафизики и стихийной диалектики сознательно применяемой диалектико-материалистической методологией, обладающей несравнимым со старыми школами философии эвристическим потенциалом. В-третьих, - задачи общенаучной - организации сотрудничества философов, естественников-марксистов и естествоиспытателей-некоммунистов в деле разработки фундаментальных проблем естествознания, философских, социальных проблем частных наук и тем самым развитие науки в целом. В-четвертых, - задачи воспитательной - воспитание социальной ответственности в представителях естественно-научного материализма, воспитание глубокого уважения философов к естественнонаучным исследованиям и способности своевременно обобщать основные результаты естественных наук. Подчеркивая важность решения указанных задач, советский философ П.В. Алексеев, на наш взгляд, справедливо считает, что союз естествоиспытателей и философов обоюдополезен и что он ведет, "с одной стороны, - к ускорению естественнонаучного прогресса, а с другой - к творческому развитию философии, к ускорению социального прогресса"^

Разрабатывая теоретическое наследие М.М. Филиппова, мы видим, как исторически формировалась материалистическая традиция в истории нашей страны, которая представляет важный вклад в развитие мировой духовной культуры. Вместе с тем, представляется целесообразным взять всё лучшее из творческого наследия автора "Философии действительности" и сделать его достоянием сегодняшнего дня, осуществляя тем самым ту живую связь со своей исто

Алексеев, П.В. Естественнонаучный материализм и материалистическая диалектика. М., 1981, с. 4. рией, без которой немыслимо построение новой социалистической культуры.

Методологической основой настоящего исследования служат труды классиков марксизма-ленинизма, теоретические документы КПСС. Автор широко использовал работы таких советских историков философии, как П.Б. Алексеев, В.В. Богатов, В.В. Евграфов, М.Т. Иовчук, А.Д. Константинов, М.А. Маслин, А.И. Новиков, З.В. Уткина, П.Н. Федосеев, П.С. Шкуринов и И.Я. Шипанов.

Основные положения диссертации апробированы в вышеуказанной публикации автора, а также в работе "Философия действительности" М.М. Филиппова в борьбе за материалистическое мировоззрение в России в конце XIX - начале XX вв." /1982/.

Исследование состоит из введения, двух глав и заключения. В.первой главе рассматривается место М.М. Филиппова в идейно-теоретической борьбе 80-90 годов XIX века в России. Во второй главе анализируются теоретические основы "Философии действительности"!.М. Филиппова. План и структура диссертации содействуют раскрытию её главной темы: М.М. Филиппов и материалистическая традиция конца XIX - начала XX вв.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Болатов, Исхак Муссаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов, которые имеют актуальное историко-философское и методологическое значение.

Прежде всего, следует обратить внимание на слабую разработку в современной нам литературе истории борьбы различных течений периода деятельности созданной Г.В.Плехановым группы "Освобождения труда" и, особенно, сформированного В.И.Лениным "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Речь идет о недостаточности изучения работ Г.В.Плеханова и В.И.Ленина, созданных в конце XIX века, а о том, что наши историки философии пока явно недостаточно проанализировали условия идейной борьбы последнего двадцатилетия прошедшего столетия, что в нашей и зарубежной литературе пока слабо изучено влияние марксистских, в том числе ленинских идей на широкие круги общественности на представителей передовой русской интеллигенции, демопатов из научной среды вроде М.М.Филиппова, И.П.Сеченова, К.А.Тимирязева, Н.А.Морозова и многих других.

Работы П.Т.Белова, В.В.Богатова, В.П.Волгина, А.И.Володина, М.Т.Ковчука, В.А.Малинина, Б.Г.Сафронова, Б.М.Филиппова, П.С.Шку-ринова, И.Я.Шипанова и др. внесли значительный вклад в разработку рассматриваемой проблемы, но далеко не исчерпали ее широкого, многопланового содержания. Анализ наследия М.М.Филшшова позволяет выявить некоторые новые аспекты идейных процессов этого недостаточно изученного периода. На примере взглядов выдающегося русского ученого демократа и общественного деятеля легко убедиться в плодотворном влиянии марксистских, ленинских идей на научную среду, на передовых деятелей российской культуры уже в 80-90-х годах XIX века.

В.И.Ленин в конце прошлого века отмечал, что "борьба рядом

- 153 с радикальной демократией против абсолютизма и реакционных сословий и учрездений - прямая обязанность рабочего класса."-^ Подчеркивая тот факт, что в связи с формированием партии рабочего класса в конце XIX - начале XX вв. в России водораздел идейно-теоретической борьбы проходил между марксизмом и его протини-ками, В.И.Ленин многократно указывал на важную роль союза демократических сил и рабочего класса в подготовке первой русской революции. Изучение идейных позиций тех слоев российского общества, которые находились под прямым влиянием марксизма-ленинизма в изучаемый нами период, является для исторической науки особо актуальной задачей.

Тот факт, что философско-теоретическому наследию М.М.Филиппова в нашей историко-философской литературе уделяется мало внимания, является примером определенной недооценки разработки темы об эволюции материалистических, демократических и в целом освободительных традиций России в конце XIX - начале XX вв. Кроме публикаций авторефератов о защищенных диссертациях, посвященных отдельным вопросам теоретического наследия М.М.Филиппова, до сих пор не опубликовано ни одной монографической работы, которая характеризовала бы роль и значение русского естествоиспытателя и мыслителя в сложную эпоху рубежа двух веков. Показательно, что в пятитомном издании Института философии АН СССР по истории философии в СССР М.М.Филиппову отведено всего 6 строк, а в "Философской энциклопедии" его имя не упоминается в именном указателе. В статье "Русская философия" той же энциклопедии сказано: "Продолжателями материалистической традиции в 60-80 гг. были Шелгунов, Анто

Ленин, В.И. Что такое"друзья.народа" и как.они воюют против со-цал-демократов?" - Полн. собр. соч., с. 301. нович, Салтыков-Щедрин, Стасов и др.; в конце XIX в. - Филиппов"1^

Между тем, именно М.М.Филиппову, как это следует из предпринятого анализа, в области обоснования и развития материалистической традиции в истории русской философии, бесспорно, принадлежат заслуги и в связи с развитием естественнонаучного материализма и в связи с восприятием важнейших положений марксистско-ленинского учения, и в связи с острой борьбой за материалистическое понимание природы и общества. Выступления М.М.Филиппова в защиту философского материализма в 80-90-х годах XIX и в начале XX вв. против идеалистических конструкций и выводов спиритуализма, позитивизма, витализма, "энергетизма" и т.п. имели важное значение. Занимая принципиальную позицию философа-материалиста, естествоиспытателя-демократа, автор "Философии действительности" показывал антинаучность и враждебность всевозможных разновидностей идеализма по отношению к философскому материализму и его традициям. В противовес идеалистам и богословствующим мистикам, на основе материалистического решения основного вопроса философии, на материале материалистически истолкованных фактов конкретных наук он стремился создать единую, целостную, доказательную ."научную картину мира". Идея развития и материального единства мира является центральным методологическим принципом М.М.Филиппова, его философской концепции.

Русский ученый вскрыл побудительные материальные стимулы познавательного процесса, разъяснял практически-жизненное назначение науки и характеризовал ее возможности в век развитой промышленности. В единстве и практике М.М.Филиппов видел объективно-историческую основу человеческого познания, совершенно правильно усматривал корни теоретических заблуждений, ведущих к агностицизму и к антинаучным представлениям о мире, именно в отрыве теории от практики, опыта. Критика агностицизма в ту пору была особенно актуальной, ибо для представителей "психологического", "физического" и других разновидностей идеализма, для направления субъективного идеализма в целом и для объективного идеализма в ту пору одной из установок служил именно, агностицизм. В своей критике агностицизма Канта М.М.Филиппов аргументированно доказывал, что человечество способно достигать объективной истины именно благодаря своей творческой активности, своей миропреоб-разующей практике. Интересы практики диктуют научный поиск, реальная жизнь служит основой "реального направления" в русской литературе и т.д. Любопытно, что в согласии со своей общей позицией русский мыслитель-демократ считал, что основой'Умственного развития" является "общественный строй"^

В соответствии со своими выводами об относительном характере наших знаний М.М.Филиппов развил мысли, в некоторых положениях созвучные выводам В.И.Ленина о соотношении относительной и абсолютной истин". "Нельзя указать, - говорил он, - никакого предела для расширения наших понятий о вселенной, исключая того, который обусловливается организацией человека и степенью совершенства инструментов и методов научного наследования. Если от огромных звездных миров и чудовищных расстояний мы обратимся к чрезвычайно малым объектам, например, тем, которые наблюдаются с помощью микроскопа, то увид™, что и в этом обратном направлении невозможно указать предела, далее которого не пойдет исследование'.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что существенным и наиболее важным звеном, соединяющим философские, научные и эсте- \ ^Филиппов, М.М. Философия действительности. Спб.,1898,т.П,с.481. 2//Там же, с. 633. тические воззрения русского мыслителя воедино, является признание им определяющей роли творческой црактики в человеческой деятельности. При этом следует отметить, что црактическую деятельность человека М.М.Филиппов рассматривал не как плоский эволюционизм, механически развивающийся во времени и пространстве, а как динамический и скачкообразный процесс, в котором решающую роль играет борьба за идеалы тех или иных классов.

Закономерно, самой логикой позиции в классовой борьбе и своего понимания общественного процесса, М.М.Филиппов пришел к принятию марксизма. Последовательно опровергал утло зрительные схемы позитивистов и плоских эволюционистов, русский ученый творчески развил дарвинизм, при этом его взгляды на наследственность и жизнь отличались воинствующим материализмом, глубоким проникновением в сущность биологических проблем своего времени. Он материалистически истолковал результаты современного ему естествознания, пропагандировал передовые убеждения. М.М.Филиппов отличался самостоятельностью подхода и оценок, нередко употреблял собственную терминологию, но фактически усматривал и чувствовал диалектику как в общественном процессе, так и в процессах природы. И хотя его "философия действительности" во многом щзивязана к уровню науки его времени и не успела включить материалистического осмысления научной революции начала века, многие обобщения, прогнозы и интерпретации замечательного русского мыслителя намного опередили его эпоху и приобретают новую актуальность в.наши дни.

Огромной теоретической заслугой М.М.Филиппова можно считать принципиальное разоблачение им антимарксистских концепций либеральных народников, "легальных марксистов" и "новых идеалистов". Сотрудничество с В.И.Лениным, Г.В.Плехановым и другими видными русскими марксистами-революционерами обогащало теоретический арсенал самобытного русского философа, повышало творческую отдачу

- 157 его подвижнической жизни. Он видел в марксизме не догму, а ориентир, в познании сложно-организационной природной и социальной действительности, и с огромным уважением относился к этому ориентиру, к открытиям диалектического и, особенно, исторического материализма.

Являясь творческим продолжателем прогрессивных традиций Чернышевского, Добролюбова, Писарева и других передовых людей России, М.М.Филиппов прокладывал путь не только к теоретической, но и практической победе марксизма в России.

Список литературы диссертационного исследования Болатов, Исхак Муссаевич, 1984 год

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма.

2. Маркс К, Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 42, с. 17-98.

3. Маркс К. Экономическо-философские.рукописи 1844 года,.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42, с. 517-642.

4. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 219-368.

5. Маркс К. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 382-413.

6. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 414-429.

7. Маркс К. Тезисы о.Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 1-4.

8. Маркс К. Нищета философии. Ответ на."Философию нищеты" г-на Прудона. г- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4,с. 65-185.

9. Маркс К. Классовая борьба во Франции с I848.no 1850 г.г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 7, с. 5-II0.

10. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 8, с. II5-2I7.

11. Маркс К. Введение /из экономических рукописей.1857-1858 годов/. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 12,с. 709-738.

12. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13, с. 5-9.

13. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13, с. I-I67.

14. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга I: Процесс.производства капитала. Маркс К., Энгельс & Соч. 2-е изд., т. 23, с. 1-784.

15. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том третий. Книга.Ш: Процесс.капиталистического производства, взятый в. целом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 25, ч. 1-П.

16. Маркс К. Теория прибавочной стоимости /1У том "Капитала"/» -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 26, ч. 1-Ш.

17. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика.критической 1фитики. Против Бруно Бауэра и компании. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 3-230.

18. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 7-544.

19. Маркс К., Энгельс.Ф. Манифест коммунистической партии. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 419-459.

20. Маркс К., Энгельс Ф. Письма. Соч. 2-е изд., т. 27-39.

21. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. По собственным наблюдениям и достоверным источникам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 231-517.

22. Энгельс.Ф. Зльберфельдские.речи. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 532-545.

23. Энгельс Ф. "Истинные социалисты". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 545-586.

24. Г.24. Энгельс.Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 322-339.

25. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 7, с. 343-437.

26. Энгельс Ф. Революция и контрреволюция в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 8, с. 3-113.

27. Х.27. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19, с. 185-230.

28. ЭнгельсФ. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 1-338.

29. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21,с. 23-178.

30. Энгельс Ф. Людвиг Фейсобах и конец классической немецкой философии.,- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 268-317.

31. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 22, с. 465-492.

32. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? /ответ на статьи "Русского богатства", против марксистов/. Полн. собр. соч., т. I, с. 125-346.

33. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве /отражение марксизма в буржуазной литературе/. Полн. собр. соч., т. I, с. 347-534.

34. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. Сис-монди и.наши отечественные сисмондисты. Полн. собр. соч., т. 2, с. 119-262.

35. Ленин В.И. Перлы народнического прожектерства. Полн. собр. соч., т. 2, с. 471-504.

36. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн. собр. соч., т. 2, с. 505-550.

37. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн. собр. соч., т. 3, с. 1-609.

38. Ленин В.И. Некритическая критика. Полн. собр. соч., т. 3, с. 611-636.

39. Ленин В.И. Заметка к вопросу о теории рынков. Полн. собр. соч., т. 4, с. 44-54.

40. Ленин В.И. Еще к вопросу о теории реализма. Полн. собр. соч., т. 4, с. 67-87.

41. Ленин В.И. Капитализм.в сельском хозяйстве. Полн. собр. соч., т. 4, с. 95-152.

42. Ленин В.И. Аграрный вопрос и "критики Маркса". Полн. собр. соч., т. 5, с. 95-268.

43. Ленин В.И. Народничествующая буржуазия и растерянное народничество. Полн. собр. соч., т. 8, с. 77-86.

44. Ленин В.И. Партийная организация и.партийная литература. -Полн. собр. соч., т. 12, с. 99-105.

45. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало.русской революции. -Полн. собр. соч., т. 17, с. 206-213.

46. Ленин В.И. Материализм и эмпирикритицизм. Полн. собр. соч., т. 18, с. 7-384.

47. Ленин В.И. 0 "Вехах". Полн. собр. соч., т. 19, с. 167-175.

48. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т. 29.

49. Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма. Полн. собр. соч.,т. 45, с. 23-33.

50. Ленин В.И. Письма. Полн. собр. соч., т.т. 46-55.

51. Официально-документальные материалы.

52. Об улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление.ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М.: Политиздат, 1979. - 24 е.22. 0 60-летии образования СССР: Постановление.ЦК КПСС от 13 июня 1982 г. М.: Политиздат, 1982. - 31 е.

53. Материалы съездов, конференций, симпозиумов.

54. Материалы ХОТ съезда КПСС М.: Политиздат, 1982. - 223 е.4. Книги.

55. Алексеев П.В. Естественнонаучный материализм и материалистическая диалектика. М.: "Высшая школа", 1981. - 176 е.

56. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии ОТ1 и XIX веков. М.: Госполитиздат, 1947. - 168 е.

57. Антонович М.А. Избранные философские сочинения. М.: Госполитиздат, 1945. 372 е.

58. Банщиков В.М. С.С.Корсаков,. 1854-1900. /Жизнь и творчество/. М.: Всесоюзное.науч. мед. о-во невропатологов и психиатров. 1967. 340 е.

59. Беленкова Л.П. Вопросы истории философии, в произведениях Д.И. Писарева: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1977, 24 е.

60. Богатов В.В. Философия П.Л.Лаврова. М., Изд. Моск. ун-та. 1972. - 316 е.

61. Богданов Б.В. Ленинские принципы анализа истории философии. М.: Наука. 1970. 238 е.

62. Богомолов A.C. Идея развития в буржуазной философии XIX и XX веков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. - 376 е.

63. Борзенков В.Г. Лебедев С.А. Основные философские проблемы современного естествознания: учебн. метод, пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 149 е.

64. Бочкарев Н.И. В.И.Ленин и буржуазная социология в России. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1973. 251 е.

65. Пугачев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание. Киев, 1898. - 19 е.

66. Буржуазная философия XX века. М.: Политиздат. 1974. -335 с,414. буржуазная философия кануна и начала империализма. М.: Высшая школа, 1977, - 421 е.

67. Водзинский Е.И. Русское неокантианство конца XIX начала XX веков. Марксистско-ленинская критика онтологии.и гносеологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1966. - 79 е.

68. Володин А.И. Утопия и история: Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма. М.: Политиздат, 1976. - 271 с.

69. Володин А.И. "Анти-Дюринг" Ф.Энгельса и общественная мысль России XIX века. М.: Мысль, 1978. - 251 е.

70. Володин А.И. Начало социалистической мысли в России. М.: Высшая школа. 1966. - 187 е.

71. Галактионов.A.A., Никандров П.Ф. Идеологи.русского.народничества. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1966. 148 е.

72. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков. Л.: Наука. 1970. - 650 е.

73. Геккель Э. .Монизм. Гомель: Гомельский рабочий. 1924. -133 е.

74. Гегель.и философия в России /30-е годы XIX в. 20-е годы XX в./. - М.: Наука. 1974. - 263 е.

75. Гращенков Н.И. Русская медицина и физиология.в работах Московского общества испытателей природы. М.: Центр, им. Ворошилова. 1946. 64 е.

76. Данилевский Н.Я. Сборник политических и экономических статей. Спб.: Изд. Н.Страхов. 1890. 678 е.

77. Диалектический материализм и современная наука: Материалы междунар. симпоз. 14-15 марта 1978 г. Прага. Мир и социализм, 1978. - 165 е.4v27. Дрэпер Д.В. История умственного развития Европы. В 2-х т. Киев-Харьков. Южно-русское кн-во, 1895. 1324 е.

78. Дьяков В.А. Методология истории в прошлом и настоящем. М.: Мысль. 1974. - 189 е.

79. Журавлев Л.А. Позитивизм и проблема исторических законов. -М.: Изд-во МГУ. 1980. 309 е.

80. Зотов А.Ф., Воронцова Ю.В. буржуазная "философия науки": /Становление, принципы, тенденции/. М.: Изд-во МГУ. 1978.200 е.

81. Ивано-Разумник Р. История .русской общественной мысли. Изд. 5-е перераб. 4, 1-8, П г.: Революц. мысль, 1918.4*.32. История философии в СССР. т. 1-4. М., I968-I97I.

82. Кареев Н.И. История /Теория исторического процесса/ Изд. 2-е, ПГ., тип. М.И.Стасюлевича. 1916. 281 е.

83. Ключевский В.И. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., Наука. 1968.

84. Конт 0. Дух позитивной философии. /Слово о положительном мышлении/. Спб.: Вестник знания. 1910. - 76 е.

85. Курсанов Г.А. Эволюция и.кризис современного позитивизма. -М.: Мысль. 1976. 72 е.

86. Малинин В.А., Сидоров М.И. Предшественники научного социализма в России. М.: йзд-во ВПШ и АОН. 1963. - 256 с.

87. Маслин М.А. Материализм и революционно-демократическая идеология в России в 60-х годах XIX века. М., Изд-во АОН ЦК КПСС. 1960. - 310 е.

88. Методологические проблемы истории общественной мысли. Л.: Наука. 1971. - 78 е.

89. Методологические цроблемы истории философии и общественной мысли. М.: Наука. 1977. - 360 е.

90. Нарский Й.С., Суворов Л.Н. Позитивизм и механистическая ревизия марксизма. М.: Высшая школа, 1962. - 84 е.

91. Позитивизм и наука: Критический очерк. М.: Наука. 1975. -246 е.

92. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX века. М.: Мысль, 1975. -285с.

93. Против современных фальсификаторов.истории русской философии. М.: Соцэкгиз, 1960. - 455 е.

94. Поташ.М. Народнический социализм. М. - Л.: Госиздат. 1930.176 е.

95. Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX начала XX века. - Л.: Наука, 1978. - 416 е.

96. Уткина Н.Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России: /Вторая половина XIX века/. М.: Наука, 1975. - 319 е.

97. Федоров М.Г. Русская прогрессивная мысль XIX века: От географического детерминизма к историческому материализму. -Новосибирск: Наука. 1972. 162 е.

98. Федосеев П.Н. Диалектика современной эпохи. М.: Наука, 1975. - 576 с.

99. Филиппов Б.М. Тернистый путь русского ученого. Жизнь и деятельность М.М.Филиппова. М.: Наука, 1982. 175 е.

100. Филиппов М.М. Социальный вопрос /учение Генри.Джорджа/. Спб.: журн. "Русское богатство", 1885. 50 е.

101. Филиппов М.М. Остап. Спб., 1887. 188 е.

102. Филиппов М.М. Хорваты и борьба их с Австралией. Пг., 1890.168 е.

103. Филиппов М.М. Ян iyc. Спб., 1891. 78 е.

104. Филиппов М.М. Лессинг. Спб., 1891. 96 е.

105. Филиппов М.М. Раскаль. Спб., 1891. 78 е.

106. Филиппов М.М. Ньютон. Спб., 1892. 80 е.

107. Филиппов М.М. Леонардо да Винчи. Спб., 1892. 88 е.

108. Филиппов М.М. Эм.Кант. Его жизнь и философская деятельность. Спб., 1893. 84 е.- /Жизнь замечательных людей: биографическая библиотека Ф.Павленкова. Вып. 77/.

109. Филиппов М.М. Лейбниц. Спб., 1893. 96 е.

110. Филиппов М.М. Скобелев. Спб., 1894. 96 е.

111. Филиппов М.М. Философия действительности. Спб.: .издание М.М.Филиппова, т. I, 1895, с. 1-476; т. П, 1898, с.477-1177. ХХУШ индекс.

112. Филиппов М.М. Конт и его метод. Спб.: издание М.М.Филиппова, 1898. 53 е.

113. Филиппов М.М. Механизм и организм. Спб., 1899.

114. Филиппов М.М. Девятнадцатый век. Обзор науки, техники и политических событий. Спб.: издание П.П,.Сойкина, 1900.

115. Филиппов М.М. Энциклопедический словарь. Т. 1-3, Спб., 1901. ХУТ с. + 4208 стб.

116. Филиппов М.М. Реформа гимназий и университетов. Спб.: издание Г.Н.Звонарева, 1901. III е.

117. Филиппов М.М. Психология человека. Спб.; издание "Семейный университет" Ф.С.Комаровского, 1902. 122 е.

118. Филиппов М.М. Логика. Спб.: издание "Семейный университет" Ф.С.Комаровского, 1903. 75 е.

119. Филиппов.М.М. Судьбы русской философии /очерки/. Часть I и П. Спб.: издание Н.Глаколева, 1904. 336 е.

120. Филиппов М.М. Этюды прошлого. Избранные очерки, научные работы, художественная проза, литературно-критические статьи. М.: изд-во АН СССР, 1963. 368 е.

121. Филиппов М.М. Мысли о русской литературе. М.: "Наука", 1965. 367 е.

122. Филиппов М.М. Осажденный Севастополь. Ист. роман. М.: Воен-издат, 1976. 544 е.

123. Философия в современном мире. Философия и наука. Критические очерки буржуазной философии. М.: Наука, 1972. - 423 с.

124. Хорос В.Г. Народническая идеология и марксизм. /Конец XIX в./ М.: Наука, 1972. 176 е.

125. Швырев B.C., Юдин Э.Г. Мировоззренческая оценка науки: критика буржуазных концепций сциентизма и антисциентизма. М.: Знание, 1973. 64 е.

126. Шкуринов.П.С. Н.Я.Чаадаев: Жизнь, деятельность, мировоззрение. М.: Изд-во Моек, ун-та. I960. - 147 е.

127. Шкуринов П.С. Критика позитивизма В.И.Танеевым. М.: Изд-во . Моск. ун-та. 1965. - 104 е. . .

128. Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 416 е.

129. Штейн В. Очерки развития русской общественно-экономической мысли.XIX-XX веков. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1948. -358 е.5. Статьи.

130. Баскин М.П. О.Конт и его место в истории мировой культуры.-Вестник истории мировой культуры, 1957, № 6, с. 20-25.

131. Болатов И.М. Критика позитивизма М.М.Филипповым. -.В кн.: Актуальные проблемы истории философии народов СССР. Вып. I. М., Изд-во МГУ, 1975, с. 90-102.

132. Волгин В.П. Социализм Герцена. В кн.: Проблемы изучения-Герцена. М., 1963, с. 18-35.

133. В.К. Позитивизм в русской литературе, Русское богатство.1889, 1 3 и 4.

134. Горский Л.П., Е>урхард А.И. Решение неопозитивизмом основного вопроса философии. Вопросы философии, 1956, № 3, с.13-21.

135. Грузенберг С.О. Философ-марксист конца XIX столетия /к 25-летию смерти и 70-летию со дня рождения М.М.Филиппова/. -Вестник знания, 1928, В 15, с. 767-770.

136. Данюшин П.Д. Философ-материалист. Вестник МГУ: экономика, философия, 1965, серия УШ, с. 38-44.

137. Никитин И.И. О самой ранней публикации о В.И.Ленине. Вопросы истории КПСС, 1972, Я 5, с. 117-118.

138. Сметанников А.Ф. М.М.Филиппов о некоторых вопросах марксистской политической экономики. Известная АН Казахской ССР.

139. Серия общественная, 1967, Л I, с. 12-19.1

140. Сметанников А.Ф. Прогрессивный ученый М.М.Филиппов --критик либерального народничества. Сборник аспирантов и соискателей. Общественные науки. Вып. IX. Алма-Ата, 1967, с. 20-36.

141. Сметанников А.Ф. К вопросу об экономических воззрениях М.М.Филиппова.- В кн.: Общественные науки. Вып. X, Алма-Ата, 1967, с. 40-47.

142. Филиппов.Б. Памяти М.М.Филиппова. Красная летопись, 1924, № I /10/, с. 240-248.

143. Филиппова А.Л. Из воспоминаний. Русский архив, 1917, В 2, 3, с. 45-55.

144. Филиппов М.М. Борьба за сосуществование и кооперация в органическом мире. Мысль, 1881, № 3, с. 350-364.

145. Филиппов М.М./М.Ф./ Посмертный труд Карла Маркса. --Русское богатство,.1889, й 10, с. 179-188; №11, с. 183-190; гё 12, с. 187-198.517.фшшш10в М.М. Несколько слов о народничестве. "Век", кн. I, отд. У, внутреннее обозрение, стр. 1-12.

146. Филиппов М.М. Социальный вопрос /по Генри Джорджу/. "Русское богатство", № 5-6, май-июнь, научно-философский отд., с. 316-365.

147. Филиппов М.М. Полемика меццу Гербертом Спенсером и Лавелэ. /Заметка о полемике Спенсера и Лавелэ о законе борьбы за существовании в социологии/. "Русское богатство", № 5-6, май-июнь, научные.новости, научные рефераты, с. 537-538. /Подписано: М.М.Ф./.

148. Народник-идеалист /критический этюд о соч. Златовратского/. "Дело", № 6, октябрь, с. 72-101.

149. Филиппов М.М. Славянская взаимностыв настоящем и будущем. "Славянские известия",I и 2, с. 5-7.

150. Прусская идея. "Русское богатство", № 5-6, май-июнь /что делается за грающей/, с. 341-352.

151. Филиппов М.М. В дебрях метафизики. /А.И.Введенский. .Взгляды, его в области психологии/. "Русское богатство", № 5, с.1-16.

152. Филиппов М.М. Ребяческий идеализм. /А.Л.Волынский/. "Русское богатство", 1893, Л 9, с. 60-78.

153. Филиппов М;М. Философия мнимых и мнимазг-философия /по поводу столетия со дня рождения Н.И.Лобачевского/, "Русское богатство", Л 10, с. 41-54.

154. Филиппов М.М. Судьбы русской философии. "Русское богатство", № I, 3, 4, 8, 9, II, 1894.

155. Филиппов М.М. Гальванизм и гегелизм /из истории заблуждений/. "Научное обозрение", Л 3, с. 78-86, 1894.

156. Филиппов М.М. Пространство Лобачевского.и многомерное пространство. "Научное обозрение", № 15,. с. 450-459;.^ 19.,с. 577-583;22, с. 679-697; £ 24, с. 749-755, с. 669-776, № 27, с. 833-841; № 28, с. 865-872.

157. Филиппов М.М. Вопросы общей.биологии. "Научное обозрение", В 37, с. 1170-1179; № 38, с. 1190-1195; № 39, с.1233-1241; В 40, с. 1264-1273; № 42, с. 1327-1333; № 43, с.1353-1361; $ 46, с. 1447-1449; В 47, с. 1481-1487.

158. Филиппов-М.М. 0 новых мыслях Вейсмана. "Научное обозрение", № 49, с. 1545-1549; № 50, с. 1586-1590; В 51, с. 1620-1624; В 52, с. 1647-1653.

159. Филиппов М.М. Об энергетике. /Речь В.Оствальда "Преодоление научного материализма" и энергетическое мировоззрение"/. "Научное обозрение", В 10 с. 300-309; В II, с. 330-336,12,.с. 365-372; № 13, с. 389-396. /В оглавлении подписано: М.Ф./.

160. Филиппов М.М. Философские убеждения В.Г.Белинского. "Научное -обозрение", № 5, с. 16-25; № 6, с. 52-Ш; № 8, с.70-103; № 9, с. 67-103.

161. Филиппов М.М. Механизм и организм. "Научное обозрение", Л 10, с. 1-33, 1896.

162. Филиппов М.М. Натурализм в истории. /Кн. Г.Риккерта "Границы естественнонаучного образования понятий1/. "Научное обозрение",II, с. 123-145; № 12, с. 131-165. /Подписано: М.Ф./, 1896.

163. Филиппов М.М. Субъективизм и народничество /Субъективная школа.Михайловского в социологии. Община. "Деревенские будни" Н.Златовратского/. "Научное обозрение", № 12,с.112-130.

164. Филиппов М.М. Социологическое учение Карла Маркса. "Научное обозрение", № I, с. 64-80; В 2, с. 40-67; № 3, с.72-100; №4, с. 16-35, 1897.

165. Филиппов М.М. Н.Минский. При.свете совести. Мысли.и мечтыо цели жизни. Изд. 2 /288 е./ Спб./рецензия/. "Научное обозрение", № I /критика и библиография/, с. 121-134. /Подписано: Ред./. 1897.

166. Филиппов М.М. Прудон как идеолог мелкой буржуазии. "Научное обозрение", В I, с. 96, с. 315, 1898.

167. Филиппов М.М. Конт и его учение. "Научное обозрение", В 3, с. 552.

168. Филиппов М.М. Пессимизм, /развитие пессимистических учений, Сенека, блаженный Августин, Эмпедокл, Гегезий, Леопарди, Шопенгауэр, "Гамлет Шекспира"/. "Научное обозрение", 12, с. 2069-2092, 1888.

169. Филиппов М.М. Психология Авенариуса по неизданным материалам. /Психологическое учение Р.Авенариуса/. "Научное обозрение", В 2, с. 400-423, Л 3, с. 599-619.

170. Филиппов М.М. Оригинальное примирение двух теорий. /0 народниках и марксистах/. "Научное обозрение", J® 3, с. 704-705.

171. Филиппов М.М. Необходимость и свобода. /Учение о необходимости и свободе Канта, Шопенгауэра, русской субъективной школы и Н.К.Михайловского/. "Научное обозрение", № 4, с.800-816, В 5, с. 1014-1032.

172. Филиппов М.М. Бэм-Баверк и его русский последователь. /Теория стоимости. Маркса и Бэм-Баверка; критика Маркса П.Неждановым/. "Научное обозрение", J& 8./очерки текущей литературы/, с. 1587-1597. /Подписано: М.Ф./, 1890.

173. Филиппов М.М.Критика новейших экономических учений. /Теория стоимости. Критика Бернштейном.Маркса/."Научное обозрение", В I, 1900, с. 91-108, В I, с. 312-327.

174. Филиппов М.М. Теория критически мыслящей личности /П.Л.Лавров и его социологическая теория/. "Научное обозрение", JS 4, 1900, с. 755-775.

175. Филиппов М.М. Итоги полешки о ценности /Е.Дюринг, Маркс, Струве, Туган-Барановский, Бэм-Баверк/. "Научное обозрение", 1900, № 9, с. 1553-1569, 1793-1809.

176. Филиппов М.М. Письма о современной литературе. О Максиме Горьком. /"Варенька Олесова", "Фома Гордеев", "Бывшие люди", "Супруги Орловы" и др./. "Научное обозрение", № 2, с. 104-127.

177. Филиппов М.М. Письма о современной литературе. Великий декадент Ницше и его письма. О "сверхчеловеке", "Научное обозрение", № 3, с. 206-226.

178. Филиппов М.М. Некрасов. "Научное обозрение", $ I, с.239-263, Я 2, с. 180-202.

179. Филиппов М.М. Новый идеализм. "Научное обозрение", № 3, с. 1-28, й 4, с. 1-36.

180. Филиппов М.М. Философские письма. I. Творчество личности. "Научное обозрение", № 5, с. 200-239, 1903.

181. Шмидт. П.Ю. Русский философ и.энциклопедист. Человек и природа, 1929, № I, с. 51-52.

182. Шипанов И.Я. К вопросу о позитивизме в России и борьбе с ним марксизма. В кн.: Диалектический материализм и современный позитивизм. М., 1962.6» Диссертации.

183. Савинова О.П. Историко-философские взгляды М.М.Филиппова. Диссертация. канд. филос. наук. Л., 1972. - 173 е.7. Авторефераты.

184. Алексеев В.А. Психологическое направление в.русской буржуазной социологии. /Конец XIX начало XX вв./: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1978, - 24 е.

185. Данюшин П.Д. Социологические.воззрения.М.М.Филиппова: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1965. 21 с.

186. Звездина Л.А. В.В.Лесеевич представитель русского позитивизма: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Л., 1975.

187. Сметанников А.Ф. Экономические взгляды М.М.Филиппова. Автореф. дисс. экон. наук. Алма-Ата, 1967. 23 е.

188. Савинова О.П. Историко-философские взгляды М.М.Филиппова: Автореф. дисс. филос. наук. Л., 1972. 23 е.

189. Пантин И.К. Борьба.материализма.с позитивизмом в русской, философии: Автореф. дисс. филос. наук. М., 1963. 18 е.

190. Шахматов Б.М. П.Н.Ткачев, и позитивизм в России 60-70-х годов XIX в.: Автореф. канд. дисс. М., 1977. е.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.