Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования: на примере российских немцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Курске, Владислав Сергеевич

  • Курске, Владислав Сергеевич
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 180
Курске, Владислав Сергеевич. Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования: на примере российских немцев: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Москва. 2011. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Курске, Владислав Сергеевич

Введение.

Глава 1. Проблема множественной этнической идентичности в современной социологии.

1.1. Социологическая интерпретация понятия «множественная этническая идентичность».

1.2. Теоретико-методологические подходы к изучению множественной этнической идентичности.

1.3. Концепция эмпирического исследования групп с множественной этнической идентичностью.

Глава 2. Особенности этнической идентичности российских немцев.

2.1. Типы самоидентификация немецкого меньшинства в Российской Федерации.

2.2. Характеристики этнической идентичности немцев в современной России.

2.3. Языковые процессы и практики в среде российских немцев.

2.4. История и культура как ключевые маркеры идентичности российских немцев.

2.5. Миграционная ситуация в среде немцев России.

Глава 3. Институциональные формы проявления этнической идентичности российских немцев.

3.1. Позиция правительств ФРГ и РФ в отношении немецкой диаспоры в России.

3.2. Основные акторы немецкого общественно-политического движения в начале XXI века.

3.3. Оценка эффективности деятельности этнокультурных центров российских немцев.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования: на примере российских немцев»

Актуальность темы. Проблематика этнической идентичности является значимой для современной социологической теории. Неослабевающий интерес и пристальное внимание зарубежных и отечественных исследователей к вопросам межнациональных отношений свидетельствует об остроте этой темы. Отметим, что наблюдающиеся в последние десятилетия процессы глобализации внесли заметные изменения в природу феномена этнической идентичности. Интенсивные процессы смешения и наложения культур делают актуальным вопрос сохранения традиционных этнических идентичностей. Увеличивается доля людей, считающих себя представителями не одной, а двух и более этнокультур, воспринимающих и/или использующих в качестве родного несколько языков. Возрастающая социальная мобильность населения делает группы таких людей все более многочисленными.

Этническая и культурная полифония являются отличительными , чертами и социальным ресурсом современной Российской Федерации. Учитывая тот факт, что на текущий момент не существует отдельного ведомства по «национальному вопросу», необходимо пристальное внимание исследователей и общественности к данной проблематике. Существует научная потребность диагностировать ситуацию в этой сфере, проводить мониторинга по ключевым проблемам межгрупповых взаимодействий и контактов, дабы избежать негативного сценария их развития.

Высокая степень включенности России в глобальные миграционные потоки формирует наряду с традиционными диаспорами (среди них: евреи, армяне, греки, немцы и т.д.) все новые этнические общности с множественной этнической идентичностью. Исследование идентичности представителей «старых» диаспорных групп становится значимым интеллектуальным ресурсом для оптимизации процесса адаптации новых мигрантов. Исходя из логики данной диссертации, практическая часть является доказательством эвристической значимости предлагаемой нами методологии исследования множественной этнической идентичности. Российские немцы избраны для апробации неслучайно: являясь одним из наиболее крупных этнических меньшинств в стране (597 тыс. чел.)1, они имеют продолжительный и многообразный опыт взаимодействия с инокультурным окружением. В то же время полученные эмпирические данные обладают самостоятельной значимостью и ценностью, особенно в силу того, что тема этнического возрождения немецкого меньшинства продолжает быть актуальной в контексте российско-германского межгосударственного сотрудничества.

В России формирование множественных этнических идентичностей имеет историческую традицию. Миграционные процессы и межнациональные браки обусловливают наложение культурных и этнических полей и формируют у определенной категории россиян множественные идентичности. Теоретическая актуальность диссертационной работы связана с необходимостью теоретического осмысления этого феномена.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Этническая идентичность является междисциплинарной проблемой. Наряду с социологией этой темой занимаются философия, культурная антропология, психология и другие науки. Отличительными особенностями социологического подхода являются специфические эмпирические методы и методики исследования, а также трактовка этнической идентичности как социального явления и процесса. Сформировавшиеся подходы к интерпретации природы этничности делятся на три направления2:

1. Эссенциализм (примордиализм). Сторонники этого направления (П.И. Кушнер, С.А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, JI.H. Гумилев, В.И. Табаков, В.Д. Соловей, H.H. Целищев, Э. Смит, К. Гирц, К. Калхун и другие) придерживаются мнения об изначальной (примордиальной) этничности человека. В рамках этого подхода выделяются два направления:

1 См.: Результаты переписи населения РФ 2002 года. - http://\v\v\v.gks.ru/PEREPIS/t5.htm

2 См.: Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. - М.: Аспект Пресс, 1999. социобиологическое и эволюционно-историческое. Сторонники первого направления предложили понимать исследуемое явление как расширенную 7 родственную группу людей или как определенную форму взаимодействия людей с природой, определенным ландшафтом4. Эволюционно-историческое направление рассматривает этничность как продукт культуры и« истории, а этнос определяется как исторически возникшая человеческая общность, обладающая целым комплексом объективных атрибутов - территорией, языком, религией, бытом, культурой и т.д.5

2. Конструктивизм. Его придерживается большинство западных социологов и антропологов, а также некоторые современные российские ученые. Главная роль здесь отводится субъективной, а не объективной стороне этнического бытия (территории, культуре). Суть конструктивизма заключается в том, что этнические общности определяются как "воображаемые", существующие в "головах" людей и возникающие в результате целенаправленных усилий индивидов и создаваемых ими институтов, соответственно, этничность понимается как социальный конструкт. Сторонниками этого течения являются Б. Андерсон, Э. Геллнер, Ф. Барт, Э. Хобсбаум, М. Биллиг, из отечественных ученых В.А. Тишков, В.М. Воронков, B.C. Малахов, О. Бредникова. Значимой темой исследований в рамках данного направления является процесс воспроизводства этничности, роль элит в конструировании общности и поддержании ее границ.

3. Одной из вариаций конструктивизма является инструментализм. К приверженцам этого направления можно отнести JI.M. Дробижеву, М.Н. Губогло, Ю.В. Арутюняна, В.А. Ддова, А. Коэна, К. Дойча, X. Ортега-и-Гассета, и других исследователей. Членство в этнической группе рассматривается ими как средство достижения более комфортного состояния, способ преодоления отчуждения и как один из мощных ресурсов в политической мобилизации группы, помогающий этнической элите

3 См.: Калчун, К. Национализм; пер. с англ. А. Смирнова. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006.

4 См.- Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: ТОО «Мишель и Ко», 1993.

5 См.: Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. этнократии) реализовать собственные интересы. Изучение этнической идентичности в качестве значимого инструмента политической борьбы и экономической конкуренции представлено в ряде крупных полевых исследований6.

Данные подходы имеют определенные ограничения, поэтому появляются аналитические работы, направленные на интеграцию, синтез примордиальной, инструменталистской и конструктивистской методологий. О необходимости интегрального толкования нации пишут М.О. Мнацаканян , И.Ю. Заринов, Б.Е. Винер, A.M. Монаков, Дж. Фишман и другие8. Однако, отметим, что интегралисткая методология находится на начальном этапе своего формирования.

Так как диссертационное исследование фокусируется на идентичности российских немцев, охарактеризуем степень разработанности этой проблематики. Изучением российских немцев занимаются несколько крупных научных обществ и институтов9, среди них: Международная ассоциация исследователей истории и культуры российских немцев (МАИИКРН), Германский исторический институт в Москве, Институт культуры и истории немцев в Северо-Восточной Европе, Университет Виадрина (Франкфурт-на-Одере) и др.

Большое число работ посвящено языкознанию и диалектам российских немцев. В 1960-1980-е годы успешно работал Омский научно-исследовательский центр изучения немецких диалектов. Его наследником стал открытый по инициативе В.А. Дятловой10 в 2008 году Красноярский

6 См.: Губогло, М.Н. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки. - М.: Наука, 2003.

7 См.: Мнацаканян М.О. Национализм и глобализм. Национальная жизнь в современном мире. - М.: Анкил, 2008.

8 См.: Заринов, И.Ю. Время искать общий язык (проблемы интеграции различных этнических теорий и концепций // Этнографическое обозрение. - 2000. - №2; Винер, Б.Е. Постмодернистский конструктивизм в российской этнологии // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2005. - Т.8. - №3.

9 См.: Официальная страница Международной ассоциации исследователей истории н культуры российских немцев (МАИИКРН). - http://rusdeutsch.ru/?menu=13&IeveI2=&z=I; Официальный сайт Германского исторического института в Москве. - http://www.dhi-moskau.org/index.html; Официальный сайт Института культуры и истории немцев в Северо-Восточной Европе. - http://www.ikgn.de/home.kontakt.htm; Dr. Peter Rosenberg. Die Publikationen. - http://www.kuwi.euv-frankfurt-o.de/de/lehrstuhl/sw/swl/mitarbeiter/rosenberg/index.html#publ

10 См.: Дятлова В.А. Особенности развития и исследования синтаксиса текстов-воспоминаний (на материале диалектов немцев Сибири)// Немцы Сибири: история и культура: материалы VI Международной науч.-практ. конф. / отв. ред. Т.Б. Смирнова, H.A. Томилов. - Омск: Издательский дом «Наука»; изд-во ОмГПУ, 2010. диалектологический центр11. В Барнауле продуктивно работает Алтайская школа филологических исследований, признанным лидером которой является Л.И. Москалюк12. В то время как в Новосибирске сформировалось социально

1 л психологическая направление (вдохновителем, выступает Э.Р.* Барбашина ), а в Омске - этнографическая школа изучения проблем российских немцев, руководителями которой являются H.A. Томилов и Т.Б. Смирнова14.

Анализ публикаций и монографий о российских немцах выявил «пробелы» в изучении немецкой диаспоры в России. Так, вопросы истории и религии различных групп немецкого населения довольно подробно описаны в научной литературе. В то же время собственно социологическая проблематика конструирования и воспроизводства идентичности освещена недостаточно.

Цель диссертационного исследования: на основе анализа теоретических подходов к феномену этнической идентичности обосновать социологическую методологию исследования-множественной идентичности у диаспорных групп. Исследование российских немцев является способом верификации предложенной методологии. При этом нам предстоит максимально полно и подробно охарактеризовать и проанализировать этническую идентичность российских немцев как сложный социальный процесс конструирования «образа себя».

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1) систематизация категориально-понятийного аппарата и определение понятия множественной этнической идентичности в условиях

11 См.: Официальный сайт Регионального диалектологического центра исследований языка немцев Сибири. -http://dialcenter.boxmail.biz/cgi-bin/guide.pl?idj^del=164014&action=article

12 См.: Москалюк Л.И. Языковая компетенция младшего поколения российских немцев в немецких селах Алтайского края. - http://www.rusdeutsch.ru/biblio/files/208bibHo.pdf; Москалюк Л.И. Современное состояние островных немецких диалектов. - Барнаул, 2002.; Москалюк Л.И. Язык военного поколения советских немцев // Немцы СССР в годы Великой Отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие (1941-1955). - М.: Готика, 2001.

13 См.: Барбашина Э.Р. Исторический феномен «народа в пути»: новые вопросы и контексты — новые ответы. -http://www.rusdeatsch.ru/biblio/files/173bibIio.pdf; Барбашина Э.Р. Об этническом будущем российских немцев: сохранение, трансформация, ассимиляция? - http://www.msdeutsch.ru/biblio/files/204Jbiblio.pdf

14 См.: Смирнова Т.Б., Томилов H.A. История, современное этническое развитие российских немцев и проблемы их изучения. - http://www.ic.oniskreg.ru/cuItsib/reg/sm tom.htm; Смирнова Т.Б. Немецкое население Западной Сибири в конце XIX - начале XXI века: формирование и развитие диаспорной группы. Автореф. д. истор. н. - 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология». - http://ww\v.rusdeutsch.ru/biblio/filcs/l.pdf; Смирнова Т.Б. Свадебные обряды немцев Сибири// Культура. - № 5, Октябрь, 2003. глобализации;

2) определение методологического подхода к изучению множественной этнической идентичности на основе критического анализа теорий идентичности;

3) разработка методики исследования множественной этнической идентичности;

4) выявление основных маркеров множественной этнической идентичности у российских немцев;

5) изучение типов самоидентификации носителей множественной этнической идентичности;

6) анализ функций национальных общественных организаций. Объектом диссертационного исследования выступает множественная этническая идентичность.

Предметом является методология исследования множественной этнической идентичности.

Гипотеза диссертационного исследования: методология изучения множественной этнической идентичности основывается на принципах конструктивизма, позволяющего учитывать ключевые характеристики этого явления (ситуативность, релятивность, динамичность и инструментальность). Теоретико-методологические основы исследования. Выделим три составляющие теоретико-методологической основы исследования:

Первое, концепции природы и ключевых характеристик этнической идентичности отечественных и зарубежных социологов и социальных антропологов15 (Э. Геллнер, Б. Андерсон, Ю.В. Бромлей, М.О. Мнацаканян,

15См.: Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991.; Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001.; Бромлей Ю.В. Этнос и география. - М.: Издательство «Мысль», 1972.; Мнацаканян М.О. Национализм и глобализм. Национальная жизнь в современном мире. - М.: Анкил, 2008.; Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. - М.: Наука, 2003.; Малахов В. Скромное обаяние расизма. - М.: Аспект-Пресс.; Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. - М.: Аспект Пресс, 1999.; Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: ИП РАН. Академический проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2000.

В.А. Тишков, B.C. Малахов, Ю.В. Арутюнян, JIM. Дробижева, A.A. Сусоколов,

Т.Г. Стефаненко).

Второе, методологические подходы к изучению мигрантов и межнациональных отношений Чикагской школы американской классической социологии16, среди которых PI Парк, Д. Левайн, Э. Стоунквист, А. Антоновски, М. Голдберг. Их концепции адаптированы нами для современных российских условий. Методологию исследования дополняет феноменологический подход А. Щютц17.

1 о

Третье, методология исследования диаспорных сообществ : азербайджанцев (Н.Р. Маликова, O.E. Бредникова, О.В. Панченков) корейцев (Г.Н. Ким, О. Нацуко), финнов-ингерманландцев (О.Э. Давыдова), греков (Ю.В. Иванова, М.А. Аствацатурова), поляков (Е. Новицка, JT.P. Скреминская), чеченцев и ингушей (М. Поль), французов (C.B. Пригожина), хорватов (Я. Ч. Жмегач) и многих других. А также многочисленные материалы по теме «традиционных» диаспор: евреев (Ц. Гительман, В.В. Червяков, В.Д. Шапиро,

16 См.: Баньковская С.П. Чикагская школа в американской социологической теории: от кризисного сознания к стабилизационному // История теоретической социологии. Т.З Под. ред. Ю.Н. Давыдова. М.: Изд-во «Канон +», 2002.; Park R.E. Human migration and the marginal man // Amerikan Journal of Sociology. - Chicago, 1928, Vol. 33, № 6.; Levine D., Carter E., Gorman M. Simmel's influence on American sociology // Georg Simmel. Critical Assessments. / Ed. by D. Frisby. N.Y.: Routledge, 1994. Vol. 3.; Stonequist E.V. The Problem of the Marginal Man // The American Journal of Sociology. 1935. Vol. 41, No. 7.; Antonovsky A. Toward a Refinement of the «Marginal Man» Concept. Social Forces. 1956. Vol. 35, № 1.; Goldberg M.A. Qualification of the Marginal Theory. American Sociological Review. 1941. Vol. 6, № 1.

17 См.: Schutz A. The Homecomer // The American Journal of Sociology, Vol. 50, No 3. 1945, P. 369-376; Schutz A. The Stranger // Collected papers. Studies in social theory / Ed. by A. Brodersen. The Hague: Martinus Nijhoff, 1976.

18 См.: Мнацаканян M.O. Национализм и глобализм. Национальная жизнь в современном мире. - M.: Анкил, 2008; Мнацаканян M. О. - Культуры. Этносы. Нации: Размышления об истоках и природе национальной общности: монография. - M.: МГИМО - Университет, 2005.; Маликова Н.Р. Этносоциальные стратегии адаптации иммигрантов-азербайджанцев в столичном мегаполисе./ Этносоциология и этносоциологи. Исследования, поиски, воспоминания. - М.: Старый сад, 2008.; Ким Г.Н. Об истории принудительно-добровольного забвения родного языка корейцами Казахстана// Диаспоры. - 2003. - №1.; Нацуко О. Корейцы в современном Казахстане: стратегия выживания в роли этнического меньшинства// Дисапоры. - 2001. - №2.; Давыдова О.Э. Репатрианты у ворот Финляндии - в поисках «правильной» идентичности// Диаспоры. -2003. -№3.; Иванова Ю.В. Греки в России - не случайные гости (историко-этнографический очерк)// Диаспоры. -2002. - №1.; Аствацатурова М.А. Виртуозы диаспорный жизни Ставропольского края Диаспоры. - 2002. - №1.; Новицка Е. Многоликость польской идентичности (поляки за восточной границей)// Диаспоры. - 2005. - №4.; Скреминская Л.Р. Польская диаспора в Киргизии: взгляд сквозь годы// Диаспоры. - 2005. - №4.; Поль М. «Неужели эти земли нашей могилой станут?» Чеченцы и ингуши в Казахстане (1944-1957 гг.)// Диаспоры. -2002. - №2.; Бредникова О.Е., Панченков О.В. Азербайджанские торговцы в Петербурге: между воображаемыми сообществами» и «первичными группами»// Диаспоры. - 2001. - №1.; Пригожина С.В. Литература франкоязычных магрибцев о драме североафриканской диаспоры// Диаспоры. - 2005. - №4.; Лена Ч. Ж. Адаптация этнически родственных мигрантов на новой родине (греки, немцы, французы, хорваты)// Диаспоры. - 2006. - №3.; Гительман Ц., Червяков В.В., Шапиро В.Д. Национальное самосознание российские евреев// Диаспоры. - 2001. - №1.; Мелконян Э. Диаспора в системе этнических меньшинств (на примере армянского рассеяния)// Диаспоры. -2000. -№1-2.

М.О. Мнацаканян) и армян (М.О. Мнацаканян, Л. Абрамян, Э. Мёлконян).

Методы исследования. В теоретической части диссертации основными методами являются историко-социологический, ценностно-нормативный подходы, системный и общенаучные методы - синтез; сравнительный; анализ, сравнение, типолошзация, генерализация; Методы сбора эмпирических данных: анкетный опрос, полуформализированные (полуструктурированное) интервью; фокустгруппы, метод исследования конкретного случая, (case-study).

Эмпирическую базу работы составляют результаты социологического исследования «Немцы современной России» (2009 г.), проведенного при участии автора. Программа проекта (руководители: д.и.н. Смирнова Т.Б., Курске B.C.) включала анализ ключевых маркеров этнической идентичности российских немцев, их языковых практик и миграционного потенциала, а также разработку рекомендаций правительствам РФ и ФРГ, заинтересованным ведомствам и организациям, осуществляющим поддержку этнокультурного возрождения российских немцев: Опрошено 1500 человек. Выборка квотная, целевая.

Научная новизна диссертационной работы:

1. Предложено определение множественной идентичности.

2. Раскрыты исследовательские возможности конструктивистского подхода для социологического изучения множественной идентичности.

3. Разработана и апробирована авторская: концепция эмпирического исследования множественной этнической идентичности.

4. Выявлены основные этнодифференцирующие и этноконсолидирующие маркеры множественной этнической идентичности.

5. Определены типы самоидентификации носителей множественной этноидентичности.

6. Выявлены новые, функции «этнических» организаций и их значимость для воспроизводства групп с множественной этнической идентичностью.

Практическая значимость заключается в том, что- материалы представленного диссертационного исследования могут быть применены в рамках педагогической деятельности: в курсах этносоциологии, культурологии, социальной антропологии, этнографии.

Осмысление опыта российских немцев является крайне полезным для проведения сбалансированной национальной политики. Их вариант построения «множественной» идентичности может стать примером для других этнических групп.

Апробация результатов представленного исследования заключается в том, что тезисы по данной тематике были озвучены на форумах немецкой молодежи- в России (2003, 2008, 2009, 2010), Летней социологической школе МГУ (2004), Летней гуманитарной школе Университета Галле (Галле-Виттенберг, 2004), Летних школах для аспирантов Центра изучения Германии и Европы (2008, 2009). По данной тематике были сделаны доклады на региональных, всероссийских и международных конференциях. Среди них: «Немцы новой России: проблемы и перспективы развития» (Москва, 2009), «Историко-культурное наследие и современная этнология» (Москва, 2010), «Религия и текст: от практики к теории» (Минск, 2011). В 2008-2010 гг. нами были проведены тренинги и семинары по проблематике этнической идентичности в ряде общественных организаций российских немцев.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Курске, Владислав Сергеевич

Выводы по третьей главе:

1. Российские немцы занимают особое положение в международных отношениях России и Германии, они являются предметом совместной опеки и заботы обеих стран.

2. Ключевыми «проблемными полями», определяющими вектор политики германского правительства в отношении российских немцев являются: а) программы помощи и поддержки Германией немецких меньшинств в мире; б) политика признания ответственности и искупления вины перед немцами Восточной Европы как жертвами Второй мировой войны; в) задача поддержки и популяризации немецкого языка; г) наследие идеологического противостояния со странами Восточного блока.

3. Отношение российского правительства к российским немцам определяется следующими факторами: а) общие принципы национальной политики, б) взаимоотношения с ФРГ, в) «политика памяти» и отношение к преступлениям сталинского режима.

4. Как мы видим структура организаций, оказывающих помощь российским немцам довольно сложная. Это и государственные ведомства, и посреднические структуры, и общественные организации. Нередко они дублируют функции друг друга.

5. В последние годы идет процесс консолидации общественно-политического движения немцев в России под эгидой Г.Г. Мартенса.

6. Широкая сеть этнокультурных центров реализует целый ряд проектов по сохранению и возрождению культуры и языка российских немцев. Несмотря на ряд недостатков в их работе, их деятельность следует оценить как крайне позитивную и в целом успешную.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги диссертационного исследования, сформулируем положения, выносимые на защиту:

1. Под множественной этнической» идентичностью понимается отнесение себя индивидом или группой к двум и более этническим культурам. В условиях глобализации и миграции населения увеличивается доля групп с множественной этнической идентичностью. Наряду с «традиционными» диаспорами, такими как евреи, армяне, греки, немцы и так далее возникают новые этнические сообщества с многоуровневым самосознанием, в котором накладываются и интегрируются различные элементы гражданской, региональной, конфессиональной и этнической идентичностей. Данные этнические процессы превращают проблематику множественной идентичности в один важный исследовательский вопрос современной социологии. Изучение опыта «традиционных» диаспорных групп и, в частности, российских немцев позволяет выделить ключевые особенности и типы самоидентификации людей с множественной этноидентичностью.

2. Из трех проанализированных подходов конструктивистская методология имеет наибольший исследовательский потенциал изучения множественной этнической идентичности. Данный подход позволяет анализировать множественную этноидентичность через призму ситуативности, релятивности и инструментальности.

3. Предложен алгоритм описания и анализа этнической идентичности диаспорных групп, включающий следующие основные элементы:

1. Описание типов этнической идентичности, распространенных среди представителей данной этнической группы.

2. Выявление этнодифференцирующих и этноконсолидирующих маркеров: языковые практики, история, религия, культура и т.д.

3. Оценка характера взаимоотношений и уровня конфликтности данной этнической группы с государством и обществом в стране проживания и с «внешней» Родиной (для российских немцев ею являетсяФРГ);

4. Социологическое исследование «этнических» организаций» как институциональных форм проявления этнической идентичности, их функций, потенциала и степени эффективности.

4. Множественная этническая идентичность интегрирует элементы двух и более этнических культур и может дополняться маркерами региональных, конфессиональных, лингвистических и гражданских идентичностей. Иерархия и степень конфликтности этих «частичных идентичностей» ситуативны. А проявление того или иного элемента этноидентичности носит инструментальный характер. Так, один и тот же человек может определять себя как «шваб» - по диалекту, «поволжский немец» - по происхождению, «сибирский немец»/«сибиряк» - по месту настоящего жительства, «лютеранин» - по вероисповеданию, «россиянин» - по гражданству и т.д. Но при этом все эти элементы, интерпретируются в этнической ипостаси. Актуализируется та или иная «частичная идентичность» в зависимости от ситуации выбора. При этом данные характеристики могут быть изменены в новом контексте.

Множественная этническая идентичность не имеет одного универсального признака, позволяющего причислить человека к той или иной этнокультурной группе. Роль и функции маркеров изменяются в зависимости от конкретно-исторических условий. Так, структура этнической идентичности российских немцев отличается подвижностью и конструируется несколькими этническими маркерами. Немецкий язык (и его диалекты) - важный этноконсолидирующий и этнодифференцирующий маркер, меняющий свою1 V функциональность: он перемещается из сферы практического применения в область символической значимости. Изменение функций языка и снижение уровня языковой компетентности российских немцев обусловливают приоритетность других маркеров (общая, историческая судьба, участие в национальных общественных организациях).

5. Выделены следующие типы множественной этнической идентичности: а). «Тип мигранта» реализуется^ в качестве индивидуальной* жизненной стратегии. Он- предполагает максимально, эффективную^ интеграцию в, принимающее общество. При этом- множественная^ этноидентичность воспринимается как временное состояние в процессе перехода, из одной» культуры в другую. Носители такого типа1 множественной идентичности» в большинстве случаев стремятся избавиться- от «старых» идентичностей и не осознают себя как единую этническую группу. б). Позитивная маргинальная идентичность позволяет воспринимать множественную этноидентичность как дополнительный социальный ресурс и символический капитал, даруемые принадлежностью к двум и более культурам. При этом индивиды чувствуют себя «мостом» или «швом двух миров», ощущают себя вовлеченными в обе «материнские» культуры. в). Негативная маргинальная идентичность, связана с кризисом идентичности; обструкцией, конфликтом частичных идентичностей. Характеризуется непринятием ни в одной из культур, ощущением себя «оторванным от корней», «потерянным». г). Синкретическая множественная идентичность предполагает осознание носителями'особого статуса своей группы, культура которой воспринимается, не в качестве простой суммы «материнских» культур, а как самостоятельный социальный опыт и ценность.

6. Расширение набора функций институциональных форм организации* диаспорных групп приводит к активизации их деятельности* и росту их значимости для категории россиян с множественной идентичностью. Наряду с традиционными функциями экономической поддержки, политической мобилизации, социальной адаптации и т.д. этнические организации реализуют функцию конструирования и поддержания множественной этнической. По мере ускорения ассимиляционных процессов и утери «родного» языка этнические объединения начинают выполнять компенсаторную функцию. Именно эти центры становятся основным полем для этнической самоидентификации и символической самопрезентации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Курске, Владислав Сергеевич, 2011 год

1. Алексахина H.A. Тенденции в изменении национальной* идентичности народов России // Социологические исследования. — 1998. - № 2. -С. 49-54.

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001.-285 с.

3. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1999. - 271 с.

4. Аствацатурова М.А. Виртуозы диаспорный жизни Ставропольского края Диаспоры. 2002. - №1. - 224 с. - С. 53-68.

5. Баньковская С.П. Чужаки и границы: к понятию социальной маргинальности// Отечественные записки. 2002. - №6. — С. 457-467.

6. Бредникова O.E., Панченков О.В. Азербайджанские торговцы в Петербурге: между воображаемыми сообществами» и «первичными группами»// Диаспоры. -2001. №1.-256. - С.131-148.

7. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.

8. Бромлей Ю.В. Этнос и география. М.: Издательство «Мысль», 1972.-275 с.

9. Винер, Б.Е. Постмодернистский конструктивизм в российской этнологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. - Т.8. -№3.

10. Вишневский А.Г. Распад СССР: этнические миграции и проблема диаспор// Общественные науки и современность. 2000. -№ 3. - С. 115 - 129.

11. Галеткина Н. Парадоксы коллективной памяти: бужские голендеры в Сибири и в Германии// Диаспоры. 2006. - №1. - 240 с. — С.11-35.

12. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных' семей. дисс. к. истор. н. - 07.00.07. «Этнография, этнология и антропология». - Москва, 1993. - 231 с.14: Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. - 340 с.

13. Гительман Ц., Червяков В.В., Шапиро В. Д. Национальное самосознание российские евреев// Диаспоры. — 2001. №1. — 256. — С. 210-244.

14. Губогло, М.Н. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки. М.: Наука, 2003. - 765 с.

15. Гумилев, JI.H. Этногенез и биосфера Земли. — М.: ТОО «Мишель и Ко», 1993. 558 с.

16. Давыдова О.Э. Репатрианты у ворот Финляндии в поисках «правильной» идентичности// Диаспоры. -2003. - №3. —261 с. — С. 66-98.

17. Заринов, И.Ю. Время искать общий язык (проблемы интеграции различных этнических теорий и концепций // Этнографическое обозрение. — 2000. №2

18. Зейферт Е.И. Веснег: стихи и переводы. — М.: Время. 2009. - 208с.

19. Зейферт Е.И. Жанр и этническая картина мира в поэзии российских немцев второй половины XX начала XXI вв. - Германия, Лаге: BMV Verlag Robert Burau, 2009. - 534 с.

20. Зейферт Е.И. Жанровые процессы в поэзии российских немцев второй половины XX начала XXI вв. Автореф. д. филол. н. — 10.01.08 «Теория литературы. Текстология». — МГУ им. М.В. Ломоносова. — М., 2008. — 50 с.

21. Иванова Ю.В. Греки в России не случайные гости (историко-этнографический очерк)// Диаспоры. — 2002. - №1. — 224 с. — С.24-52.

22. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 3 / Ответ, ред. и составитель.Ю. И. Давыдов. -М.: канон, 1997.-448 с. С.129-130

23. Калхун, К. Национализм; пер. с англ. А. Смирнова. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - 354 с.

24. Ким Г.Н. Об истории принудительно-добровольного забвения родного языка корейцами Казахстана// Диаспоры. — 2003. №1. — 233 с. - С. 112-147.

25. Кто есть кто?// Neues Leben 2010. - № 2. - С 10.

26. Малахов В. Скромное обаяние расизма. — М.: Аспект-Пресс. 157с.

27. Маликова Н.Р. Этносоциальные стратегии адаптации иммигрантов-азербайджанцев в столичном мегаполисе./ Этносоциология и этносоциологи. Исследования, поиски, воспоминания. -М.: Старый сад, 2008.

28. Мелконян Э. Диаспора в системе этнических меньшинств (на примере армянского рассеяния)// Дисапоры. 2000. - №1-2. - 250 с. — С.20-47.

29. Мнацаканян М. О. Культуры. Этносы. Нации: Размышления об истоках и природе национальной общности: монография. - М.: МГИМО -Университет, 2005. - 352 с.

30. Мнацаканян М.О. Национализм и глобализм. Национальная жизнь в современном мире. М.: Анкил, 2008. - 407 с.

31. Москалюк Л.И. Современное состояние островных немецких диалектов. Барнаул, 2002. - С. 194.

32. Москалюк Л.И. Язык военного поколения советских немцев // Немцы СССР в годы Великой Отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие (1941-1955). -М.: Готика, 2001.-568 с. С. 517-524.

33. Нацуко О. Корейцы в современном Казахстане: стратегия выживания в роли этнического меньшинства// Дисапоры. 2001. - №2. - 290 с. -С. 195-221.

34. Новицка Е. Многоликость польской идентичности (поляки за восточной границей)// Диаспоры. 2005. - №4. - 240 с. - С. 6-24.

35. Онзимба Ленюнго Ж.Б. Проблема маргинальной личности в американской социологии// Вестник РУДЫ, серия Социология. — 2003. №1(4). -С. 160-165.

36. Поль М. «Неужели эти земли нашей могилой станут?» Чеченцы и ингуши в Казахстане (1944-1957 гг.)// Диаспоры. 2002. - №2. - 241- с. - С. 160-206.

37. Пригожина C.B. Литература франкоязычных магрибцев о драме североафриканской диаспоры// Диаспоры. 2005. - №4. - 240 с. - С. 100-138.

38. Протасова Е. Ю. Русско-немецкий билингвизм и русский язык: опыт Германии// Диаспоры. 2003. - №1. - 233 с. - С. 27-48.

39. Скреминская Л.Р. Польская диаспора в Киргизии: взгляд сквозь годы// Диаспоры. 2005. - №4. - 240 с. - С. 56-82.

40. Смирнова Т.Б. Свадебные обряды немцев Сибири // Культура. № 5, Октябрь, 2003.

41. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. — М.: Смысл, 1998.-230 с.

42. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН. Академический проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2000. — 320 с.

43. Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. — 544 с.

44. Ядов В.А. Стратегия социологического, исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: Добросвет, 2001. 596 с.

45. Ясна Ч. Ж. Адаптация этнически' родственных мигрантов на новой родине (греки, немцы, французы, хорваты)// Диаспоры. 2006. - №3. - 315 с. — С. 266-2881

46. Antonovsky A. Toward a Refinement of the «Marginal Man» Concept. Social Forces. 1956. Vol. 35, № 1.

47. Barth F. Ethnie Groups and Boundaries. The Social Organisation of Cultural Difference. Ed. F. Barth. Bergen, Oslo, London, 1969. 180 p.

48. Bundesksanzlerin Angels Merkel: Grussansprache// Aussiedler- und Minderheitenpolitik in Deutschland. — München, R. Oldenbourg Verlag. 309 S. S.9-16.

49. Goldberg M.A. Qualification of the Marginal Theory. American Sociological Review. 1941. Vol. 6, № 1.

50. Levine D., Carter E., Gorman M. Simmel's influence on American sociology // Georg Simmel. Critical Assessments. / Ed. by D. Frisby. N.Y.: Routledge, 1994. Vol. 3.

51. Lijphart, Arend. Multiethnic democracy // The Encyclopedia of Democracy. Ed. by S.M. Lipset. Vol. 3. Washington, D.C.: Congressional Quarterly Inc., 1995. P. 856—861.

52. Park R.E. Human migration and the marginal man // Amerikan Journal of Sociology. Chicago, 1928, Vol. 33, № 6.

53. Schutz A. The Homecomer // The American Journal of Sociology, Vol. 50, No 3. 1945, P. 369-376.

54. Schutz A. The Stranger // Collected papers. Studies in social theory / Ed. by A. Brodersen. The Hague: Martinus Nijhoff, 1976.

55. Stonequist E.V. The Problem of the Marginal' Man // The American Journal of Sociology. 1935. Vol. 41, No. 7.

56. Zuhause fremd: Russlanddeutsche zwischen Russland und Deutschland. -Bielefeld, 2006.-430 S.1. Интернет-ресурсы

57. XVI заседание Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев. -http://msdeutsch.ru/?menu=l 5&menu0=47&menu01=l 64&z=l

58. Абрамян JI. Армения и диаспора: расхождение и встреча. -www.noravank.am/upload/pdfl71ru.pdf

59. Арндт Е. О культуре российских немцев. -http://www.astrastar.ru/eiprd/articleview.aspx?id=220

60. Барбашина Э.Р. Исторический феномен «народа в пути»: новые вопросы и контексты — новые ответы. -http://www.rusdeutsch.ru/biblio/files/173biblio.pdf

61. Барбашина Э.Р. Об этническом будущем российских немцев: сохранение, трансформация, ассимиляция? -http://www.rusdeutsch.ru/biblio/files/204biblio.pdf

62. Барбашина Э.Р. Самоорганизация российских немцев как многофакторная проблема http://www.rusdeutsch.ru/biblio/files/203biblio.pdf

63. Бауман Г. Немцы России: кто мы?// MDZ 17-10-2002http://62.5.183.114/MDZrussian/2002/10/l 7/15.52.01 .htm

64. Брубэйкер Р. Мифы и заблуждения в изучении национализма // АЬ Imperio. 2000. № 1, 2. С. 252!

65. Вайц В. Немецкий опыт работы с переселенцами: двадцатилетние итоги. http://www.dw-world.de/dw/article/0,,363 8682,00.html

66. Вормсбехер Г. Г. К проблеме российских немцев. -http://www.eiprd.ru/information/doc.php?ida=1067&idsec=:7

67. Гете и не снилось. http://www.germania-online.ru/wissenschaft-bildung/nauka-i-obrazovanie-detal/datum/2010/06/22/gjote-i-ne-snilos.html

68. Гомзяков В. Кто такие голендеры?. -http://baikalarea.ru/pribaikal/villages/pihtinsk/golendri.htm

69. Гусев А.Н. Социальная мобильность: основания пространственно-функционального подхода в социологической теории. Автореф. к.с.н. 22.00.01 - «Теория, методология и история социологии» -www.mgimo.ru/files/126929/aftorefgusev.doc

70. Диц В.Г. Надежды, зарытые в песок (Немецкий вопрос в современной России).- http://www.astrastar.ru/eiprd/articleview.aspx?id= 141

71. Доклад Баумгертнера В.Ф. на Внеочередном (объединительном) съезде ФНКА PH. http://www.astrastar.ru/eiprd/articleview.aspx?id=173

72. Доклад о развитии человека 2004: культурная свобода в современном многообразном мире. http://www.un.org/russian/esa/hdr/2004/

73. Дробижева JI.M. Этническая идентичность: советское наследие и современные подходы. — www.isras.ru

74. Зюзин С. «Что немцу хорошо». Интервью с Кристофом Бергнером. -http://www.rg.ru/2008/04/24/reg-altaj/bergner.html

75. Иванов С. История Русских Немцев. Часть II, Руссификация. -http://russianrevolution.narod.ru/romanov/sovjetdeutsch.htm

76. Конференция МАИИКРН-2010. -http://www.rusdeutsch.ru/?amenul=2042

77. Концепция сохранения и развития культуры немцев-Российской Федерации в ХХГвеке.http://wmv.rdinfo.ru/article.php?mode=view&ownmenuid=30330

78. Кто есть кто?// Neues Leben 2010. - № 2. - С 10.

79. Лебедева Е.В. Проблема гражданской идентичности российских немцев в контексте, современной теории социальной идентичности. — http://www.rusdeutsch.ru/?z=3&id=5091&amenul=2042

80. Летние вузовские курсы немецкого языка в Германии. -http://www.daad.ru/?m=l .5&seite=l5l a&id=13

81. Мартене Г. Г. Мы немцы, мы - граждане России// Единая Россия, № 42, 25 октября 2004. - www.eiprd.ru

82. Мартене Г.Г. Российские немцы открыли новую страницу в своей, истории! http://rusdeutsch.ru/?news=2309&dateb=23.09.2010&z0=&zl=

83. Менг К., Протасова Е.Ю. «Русаки» в Германии. Изменения культурного самопонимания российских немцев после переселения в Германию. http://www.rusdeutsch.ru/?z=3&id=^5091&amenul=2042

84. Модели кросскультурного менеджмента. -http://www.uprav.biz/materials/management/view/1640.html

85. Москалюк Л.И. Роль шванка в сохранении идентичности российских немцев. http://www.msdeutsch.ru/biblio/files/173biblio.pdf

86. Небольшая численность "малых" народов не означает отсутствия проблем http://www.warsaw.ru/articles/2006/artl2/narody23-12-06.htni'34. «Немецкий союз изгнанных»: немцы — тоже жертвы Второй мировой войны, — http://vlasti.net/news/72813

87. Носкова A.B. Миграция в России: этнокультурная интеграция или изоляция? — http://www.demographia.ru/articlesN/index.html?idR=44&idArt=l 43 О

88. Они приближали Победу. К 65-летию Победы. -http://www.rusdeutsch.ru/7amenu1=2040

89. Орел или решка? http://www.ru.mdz-moskau.eu/index.php?date=l 269510648&godnum=

90. Основные направления деятельности Министерства регионального развития. http://www.minregion.ru/activities/interethnicrelations/

91. Официальная страница бюллетеня «Российские немцы/Russlanddeutsche». http://www.rusdeutsch.ru/?lib:=3&libper=2&idna=2

92. Официальная страница Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев (МАИИКРН). — http://rusdeutsch.ru/?menu=13&level2=&z=l

93. Официальная страница Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев. -http://rusdeutsch.ru/?menu=15&level2=&z=l

94. Официальный сайт Института внешних связей. http://www.ifa.de

95. Официальный сайт Германского исторического института в Москве. http://www.dhi-moskau.org/index.html

96. Официальный сайт ГТЦ/GTZ. http://www.gtz.de/.

97. Официальный сайт Института культуры и истории немцев в Северо-Восточной Европе. http://www.ikgn.de/home.kontakt.htm

98. Официальный сайт Регионального диалектологического центра исследований языка немцев Сибири. http://dialcenter.boxmail.biz/cgi-bin/guide.pl?idrazdel=164014&action=article

99. Официальный сайт Российско-немецкого дома в Москве. -http ;//www. drh-moskau.ru

100. Официальный сайт Союза изгнанных (Bund der Vertriebenen) — http://www.bund-der-vertriebenen.de/

101. Официальный'сайт Центра изучения Германии и Европы. -http://www.zdes.spb.ru/

102. Поддержка немецких, меньшинств в странах происхождения переселенцев и в. Дании. http://www.rusdeutsch.ru/?news=1372&dateb=28.05.2009&z=l

103. Поздние переселенцы. — http://recht-.germany.ru/aussiedler.db/items/95.html7op

104. Постановление Политбюро ЦК КПСС «Об образовании Немецкой автономной области в Казахстане».http://forum.turan.info/showthread.php?s=c9e0e94c0d7ddf01514b8c8a55e78fda&p= 37150&mode=threaded

105. Протокол о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев.http ://www.rusdeutsch.ru/?hist= 1 &hmenuO 1=5 8&hmenu0=l О

106. Региональные и сепаратистские движения в странах Центральной Европы. http://www.apn.ru/publications/articlel9819.htm

107. Результаты переписи населения РФ 2002 года. — http://www.gks.ru/PEREPIS/t5 .htm

108. Савоскул М.С. Российские немцы в Германии: интеграция и типы этнической самоидентификации (по итогам исследования российских немцев в регионе Нюрнберг Эрланген). - Демоскоп. Weekly. http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0243/analit03.php

109. Савоскул М.С. Российские немцы: образ Германии и интеграция в германское общество. www.sgu.ru/files/nodes/14829/37.pdf,

110. Семестровые стипендии для германистов-филологов. -http://www.daad.ru/?m=l .5&seite=l5l a&id=l 5

111. Сиро X. Целиноград, 1979 г.: К вопросу о несостоявшейся немецкой автономии в Казахстане. http://src-h.slav.hokudai:ac.jp/publictn/acta/20/asi20-230-resnotes.pdf

112. Смирнова Т.Б. Немецкое население Западной,Сибири в конце XIX — начале XXI века: формирование и развитие диаспорной группы. Автореф. д. истор. н. — 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология». -http://www.rusdeutsch.ru/biblio/flles/l.pdf

113. Смирнова Т.Б., Томилов H.A. История, современное этническое развитие российских немцев и проблемы их изучения. -http://www.ic.omskreg.ru/cultsib/reg/smtom.htm62. • Соловьева О. Бужские голендеры. http://www.strana-oz.ru/?numid=27&article=l 189

114. Суверенная Силезия. http://vz.rU/politics/2008/6/17/178149:html

115. Сумленный С. Изгнаны и убиты — www.expert.ru, http://yarcenter.ni/content/view/l 3 897/170/

116. Тишков В.А., Степанов В.В., Функ Д.А., Артеменко О.И. Статус и поддержка языкового разнообразия в Российской Федерации.http ://www.coe.ru/

117. Тишков B.B. "Пятый пункт" Всероссийской переписи. -http://www.demoscope.ru/weekly/2002/065/perepis08.php

118. Трагедия мирного населения Германии в конце Второй мировой войны. http://www.otvoyna.ru/germaniya2.htm

119. Федеральная целевая программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы'! — www.rusdeutsch.ru/file/FederalesZielprogramm2008ru.doc

120. Федеральный закон об изгнанных. http://vip-service.spb.su/deee.html

121. Черепова П. Россияне о Сталине. — www.levada.ru/press/2010030507.html

122. Что государство РФ предлагает переселенцам? -http://www.remigrant.de/content/category/2/2/24/

123. Шайдуров В.Н. Российские немцы: сто лет в условиях национального конфликта. http://www.memo.ru/history/nem/Chapter2.htm

124. Шостакович Б.С. Еще раз к вопросу о термине «голендеры». -http://www.pribaikal.ru/talci-item/article/2207.html

125. Bundeskanzlerin Angela Merkel erinnert auch an das Schicksal der Vertriebenen. http://www.bund-der-vertriebenen.de/presse/index.php3?id=897

126. Deutsche Minderheiten (Немецкие меньшинства) -http://www.goethe.de/lhr/prj/dtm/udp/beg/deindex.htm

127. Dr. Peter Rosenberg. Die Publikationen. http://www.kuwi.euv-frankfurt-o. de/de/lehrstuhl/sw/sw 1 /mitarbeiter/rosenberg/index.html#publ

128. Gredinger G. Identity beyond the Nation State: the case of the Russian Germans (WP 2010-5).http://www.zdes.spb.ru/index.php?option=comcontent&task==view&id=309&Itemid =64

129. Statistisches Bundesamt: Datenreport 2006, Zahlen und Fakten über die Bundesrepublik Deutschland Auszug aus Teil 1. www.destatis.de

130. Wer sind Russlanddeutschen? www.deutscheausrussland.de Перевод автора.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.