Мода как феномен культуры и средство социокультурной коммуникации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Грусман, Михалина Владимировна

  • Грусман, Михалина Владимировна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2010, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 146
Грусман, Михалина Владимировна. Мода как феномен культуры и средство социокультурной коммуникации: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2010. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Грусман, Михалина Владимировна

Введение.

1. Теоретико-методологические основания культурологического исследования моды.

1.1. Рецепции моды в истории русской философии и культуры.

1.2. Мода как категория культуры.

1.3. Мода и стиль. Проблема стилевых прототипов в модельном творчестве.

1.4. Исторические этапы трансформации моды. Феномен современного полистилизма.

2. Мода как коммуникативный канал.

2.1. Мода в системе межкультурной коммуникации.

2.2. Подиум как организационная форма коммуникации. Семиотический аспект.

2.3. Подиум как театр. Эстетика современного подиумного действа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мода как феномен культуры и средство социокультурной коммуникации»

Актуальность темы исследования

С переходом к постиндустриальному, постмодернистскому обществу в конце XX в. культура и социальная структура становятся мозаичными, и мода как отражение социальных и культурных тенденций также усложняется. В этом отношении особый интерес представляет изучение различных аспектов моды и «модного поведения» с целью экспликации феномена моды как в его теоретическом, так и в практическом значении: необходимо исследовать, с одной стороны, специфику восприятия моды различными социальными и культурными группами, роль моды в процессе их коммуникации и т. д., а с другой - современные стили и тенденции моды, структуры модных показов, особенности реализации замысла дизайнеров и т. п.

Однако наиболее интересным и актуальным для изучения рассматриваемого феномена представляется факт включения моды в социально-коммуникативное пространство глобального культурного сообщества в целом и российского в частности. Современные модные тенденции являются по существу совокупностью ретроспективных заимствований, которые, будучи сделанными, определяют перспективы моды, и творческих инноваций, реализация которых в будущем предполагает соответствующий интерес к традиции, так что актуальные в тот или иной момент времени модные ансамбли представляют собой результат органической трансформации указанных тенденций. Такие тенденции, безусловно, не являются уникальными или новыми. Динамика модных процессов на протяжении всего развития общества была связана с различными аспектами стилевого заимствования. Следует отметить, что для современного этапа развития российского общества характерна интенсификация использования моды в качестве одного из основных элементов социокультурных и коммуникативных процессов.

Явление моды уже не одно десятилетие исследуется в рамках различных социогуманитарных дисциплин, таких как философия, психология, со3 циология, культурология, искусствоведение, межкультурная коммуникация и др. Однако, представляя собой сложный, многогранный феномен, мода может и должна изучаться в рамках междисциплинарных подходов.

Каждая из указанных дисциплин имеет свой предмет и свое определение моды. Так, философы размышляют о моде преимущественно с целью решения других, не относящихся к исследованию моды как отдельного феномена задач - критики социально-культурных реалий, индивидуализма, предрассудков и т. п. Например, Л. Н. Толстой считал, что мода - это «именно то, что отделяет богатых от бедных»1, Ю. М. Лотман, анализируя эпоху романтизма, указывал на прекращение «моды на здоровье» — структурообразующего принципа предшествующей культуры , а Б. В. Марков, рассматривая процесс музеефикации как форму реализации позитивизма с его стремлением к чистой фактичности, подчеркивал, что именно мода выступает средством преодоления музеефикации, т. е. стирания специфики современности: «Мода жестока. она расчищает путь новому и требует уничтожения старых вещей»3.

В рамках социологии мода причисляется к одной «из форм, одному из механизмов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения: индивидуального, группового или массового»4. Таким образом, социологическая трактовка моды акцентирует внимание на внешних аспектах феномена моды, т. е. рассматривает ее в контексте собственной предметности, без учета внутренних характеристик и закономерностей.

В культурологии мода тематизируется в более широком смысле. А именно, она исследуется в различных контекстах, причем не как средство прояснения других вопросов, а как отдельный феномен. В результате моду определяют как «подражание образцу, удовлетворение потребностей в социальной опоре», так как «наряду с подражанием мода удовлетворяет потреб

1 Толстой Л.Н. Так что же нам делать? - М.: Либроком, 2010. - С. 79.

2 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). - СПб.: Искусство-СПб, 2008.

3 Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. - СПб.: Алетейя, 1999. С. 139.

4 Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. - М.: Наука, 2004. - С. 71. ность в различии, выделении из общей массы»1. Другое определение, данное в рамках культурологического дискурса, подчеркивает, что «мода - одна из массовых форм коммуникации, своеобразие которой заключается в периодическом изменении интереса, установок и ценностных ориентаций определенных социальных слоев и групп по отношению к части собственных традиций, обычаев, привычек, изменений, происходящих под влиянием смены социальных, психологических и физических условий жизни»2.

В искусствоведении мода рассматривается как антитеза творчеству, как препятствие, которое должен преодолеть художник, музыкант или поэт, чтобы реализовать свой замысел. Так, известный композитор и теоретик искусства Н. К. Метнер утверждал, что «мода существовала всегда и во всех обо ластях, но мода на моду в искусстве появилась только в наше время» . Согласно Метнеру, «мода на моду» свидетельствует о деградации искусства, а значит, критика моды представляет собой необходимое условие творческой деятельности. Подобные мысли высказывает и М. А. Лифшиц, критикуя модернизм в искусстве и характеризуя его как «погоню за современным вкусом»4.

На сегодняшний день все еще не существует единого определения понятия «мода». В процессе исследования моды достигнуты некоторые конструктивные решения, а также определен понятийный инструментарий для анализа моды. Ученые оперируют такими понятиями, как «традиция», «мода», «стиль», «костюм», «стилевые прототипы», «полистилизм» и пр. Исследовательский интерес направлен не только на выявление схожести, различия, взаимовлияния, взаимодополняемости каждой из представленных категорий, но и на их коммуникационные возможности.

1 Иконникова СЛ. Очерки по истории культурологии. - СПб.: ИГУП, 1998. - С. 313.

2 Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура. Введение в историю и теорию. — СПб., 1999.

С. 26

3 Метнер Н.К. Муза и мода (защита основ музыкального искусства). - Париж: YMCA PRESS, 1935.

С. 107.

4 Лифшиц М.А. Искусство и современный мир. -М.: Изобразительное искусство, 1978. С. 77.

Степень разработанности темы

Изучение моды как средства социокультурной коммуникации — это относительно новое направление исследований в рамках отечественной социо-гуманитарии в целом и культурологии в частности. Тем не менее, исследованию различных аспектов феномена моды посвящали свои работы такие классики российской культурологии, философии и социологии, как М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, П. А. Сорокин и др.

В рамках настоящего диссертационного исследования интерес представляют такие важные для отечественной философии и культурологии работы М. М. Бахтина, как «К философии поступка», «Проблемы творчества Достоевского»1, в которых он обращается к проблеме диалога как между индивидом и индивидом, так и между индивидом и обществом. Коммуникация, в трактовке философа, никогда не оказывается просто передачей идеи от человека к человеку - скорее, это процесс, при котором лица, участвующие в диалоге, пытаются каким-то образом воздействовать на поведение друг друга. Применительно к процессу модной коммуникации это означает, что творческая (модная) идея интериндивидуальна и интерсубъективна: идея - это «живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознании»2.

Научные изыскания выдающегося культуролога, семиотика, философа Ю. М. Лотмана вводят в научное поле социально-гуманитарного знания проблематику, связанную с исследованием семиотики культуры, семиотики поведения, в том числе модного поведения. В нашем исследовании мы обращаемся к его произведениям «Культура и взрыв», «Феномен культуры», «О двух моделях коммуникации в системе культуры», «Семиосфера»3.

Мода, с точки зрения Лотмана - одно из значимых явлений культуры, ее динамическая составляющая. Мода определяется автором как «синхронно

1 См.: Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. - М., 1986; Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. - Киев: Next, 1994.

2 Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. - Киев: Next, 1994. - С. 294.

3 См.: Лотман Ю.М. Феномен культуры II Семиотика культуры. Труды по знаковым системам. Вып. X. Уч. зап. Тарт. ун-та, вып. 463. - Тарту, 1978; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992; Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб.: Искусство, 2000. замкнутая структура с определенным свойством: изменяться»1. Регулярная смена моды, в свою очередь, - это признак динамической социальной структуры: «именно мода с ее постоянными эпитетами: "капризная", "изменчивая", "странная", — подчеркивающими немотивированность, кажущуюся произвольность ее движения, становится некоторым метрономом культурного развития»2.

Культуролог, социолог П. А. Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах этики, права и общественных отношений» раскрывает значение категории культуры для структуры общества; определяет участников межкультурной коммуникации. Исходя из его рассуждений, можно заключить, что мода является не только культурным феноменом, но и выраженным социокультурным институтом современного общества, со своими функциями, структурой, формами.

Историю возникновения, развития костюма и его значение для индивида и общества изучают И. А. Алпатова, С. М. Ванькович, А. М. Горбачева, Р. В. Захаржевская, Е. В. Киреева, Т. В. Козлова3.

М. Н. Мерцалова и Т. П. Неклюдова — известные историки моды — в рамках своих исследований задаются вопросами истории происхождения моды: как давно существует мода и какое значение она играет в жизни цивилизаций4.

Д.Ю. Ермилова в своей работе «История домов моды» подробно описывает процесс возникновения стилей, анализирует творчество модельеров, деятельность домов мод (ленинградский, московский)5.

Р. М. Кирсанова обращается к исследованию сценического костюма6

1 Лопшан Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Прогресс. Гнозис, 1992. - С. 499.

2 Там же. С. 74.

3 См.: Алпатова H.A. Европейский и русский костюм XIX - нач. XX в.: лекции. - М.: Изд-во МГУЛ, 2000. - 66 е.; Ванькович С.М. Эпоха историзма в моде XIX в. - СПб.: Изд-во СПГУТД, 2003; Горбачева A.M. Костюм XX в. — М.: ГИТИС, 1996; Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. — М.: Изд-во Рипол классик, 2005. - 288 е.; Киреева Е.В. История костюма. - М.: Просвещение, 1976. - 176 е.; Козлова Т.В. История современного костюма. — М. : Легкая индустрия, 1977. — 46 с.

4 См.: Неклюдова Т.П. История костюма. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004; Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов: Энциклопедия в 4 томах. - СПб.: Чарт Пилот, 2001.

5 См.: Ермилова Д.Ю. История домов моды. - М.: Издательский ценр «Академия», 2003. -288 с.

6 См.: Кирсанова P.M. Сценический костюм и театральная публика в России XIX в. - М. : Артист. Режиссер. Театр ; Калининград : Янтарный сказ, 2000.

Визуализация моды (с помощью фотоматериалов) и ее описание (коллекции одежды, аксессуаров) отражены в работах историка моды А. А. Васильева. Уникальность его исследований заключается в том, что автор выступает посредником между костюмом и модой (в различные исторические периоды), между фотографией и реальностью. Он «оживляет» моду, позволяя не только проследить ее историю, но и применить ее в повседневности1.

Соотношение между понятиями мода и стиль представлено в работах отечественных исследователей Е.П. Борзовой, О. В. Гамана, JL В. Орловой,

B. И. Толстых и др.2.

В концепциях П. Г. Богатырева, М.В. Захарченко прослеживается взаимосвязь между модой, традициями и культурой3.

Культурологический аспект моды представлен в работах С. Н. Иконниковой, Н. М. Калашниковой, Ю. В. Наседкиной, JI. В. Петрова4. Так,

C. Н. Иконникова рассуждает о господстве модных тенденций в современном обществе. Мода, по ее мнению, может быть представлена противоположными полюсами «модность-немодность»: в обоих случаях индивид стремится не к массовости, а к элитарности5.

Н.М. Калашникова обращается к семиотическим функциям костюма, прослеживая этническую специфику одежд6.

С социологической позиции модным тенденциям посвящены исследования А. Б. Гофмана, В. И. Ильина7, JI. И. Ятиной.

1 Васильев А А. Русская мода. 150 лет в фотографиях. — М.: Слово, 2007.

2 См.: Борзова ЕЛ. Мода в мире кросскультурного синтеза / Мода в контексте культуры: сборник статей второй научно-практической конференции. Вып. 2. - СПб.: СПбГУКИ, 2007. - 184 с.; Гаман О.В. Модернизация и культурная традиция // Модернизация и национальная культура. - М, 1995; Орлова Л.В. Азбука моды. — М.: Просвещение, 1989; Толстых В.И. Мода как социальный феномен // Мода: За и Против / под ред. В. И. Толстых. - М., 1973.

3 См.: Обычаи и традиции народов мира: Учебно-методический комплекс. — М.: РосНОУ, 2003, Богатырев П.Г. Традиция и импровизация в народном творчестве. — М.: Наука, 1964; Захарченко MB Традиция в истории: опыт типологической интерпретации. - СПб.: СПбГУПМ, 2002.

4 См.: Наседкина Ю.В. Показы коллекции Высокой моды как синкретическое искусство // Мода в контексте культуры. Сб. статей научно-практической конференции. — СПб.: Азбука-Классика, 2006; Петров Л.В Массовая коммуникация и культура. Введение в историю и теорию. — СПб., 1999.

5 См.: Иконникова С.Н. Мода в обществе сверхпотребления // Мода в контексте культуры: сборник статей второй научно-практической конференции. Вып. 2. - СПб.: СПбГУКИ, 2007. С. 73.

6 См.: Калашникова Н М. Народный костюм (семиотические функции). - М.: Сварог и Кш, 2002.

7 См.: Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2000.

Гофман исследует структуру и функции моды, давая социологическое объяснение модного поведения, «модного» стиля жизни1. Ятина обращается к проблеме полистилизма в современной модной индустрии2.

Мода, как проявление массовой культуры — одно из направлений современных исследований в социокультурном поле. Подобная проблематика отражена у таких зарубежных авторов, как Д. Белл, X. Ортега-и-Гассет3; у отечественных ученых эта тема поднимается у Е. П. Смольской, А. В. Костиной, Е. Г. Соколова, Н. Н. Суворова, Е. Н. Шагинской4.

Социально-психологический аспект влияния моды на индивида в процессе социализации и инкультурации отражен в работах Б.Д. Парыгина5.

Феномен моды через призму социокультурной коммуникации представлен в работах Т. Г. Грушевицкой, А. П. Садохина6, а театрализованная, игровая составляющая моды отражена в концепциях Н. Т. Аббасовой, И. Н. п

Андреевой, Н. Л. Юдина .

Безусловно, изучение представленной темы невозможно без обращения к концепциям западных авторов. Большой интерес представляет работа немецкого социолога Г. Зиммеля, одним из первых использовавших понятие дуализма моды. По мысли ученого, с одной стороны, мода представляет собой подражание какому-то образцу поведения, принятого в данном обществе, тем самым удовлетворяя потребности в социальной опоре; превращая пове

1 См., напр.: Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. - М.: Наука, 2004.

2 См., напр.: Ятина Л.И. Полистилизм: новый этап в развитии моды // Рубеж. - 2001.- № 3- С. 1617.

3 См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М. : Akademia, 1999; Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. - М.: Радуга, 1991.

4 См.: Смольская Е П. Массовая культура: развлечение или политика? - М. : Мысль, 1986; Костина A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008, - 352 е.; Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. - СПб. : философ о-во, 2001; Суворов H.H. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. - СПб. : Изд-во СПбГУКИ, 2004, - 372 е.; Шагинская E.H. Массовая культура XX века: очерк теорий // Полигнозис. - 2000. - №2.

5 См., напр.: Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — M.: Мысль, 1971.

6 См.: Грушевищая ТГ., Садохин А.П Основы межкультурной коммуникации / под общ ред А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2002.

7 См.: Аббасова Н.Т. Игра как театральная социальная деятельность [электронный ресурс] // Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. С.208-212. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/abbasova/studia0219.html (дата обращения 29.10.2010); Юдин Н.Л. Социальный смысл праздника. — М.: Независимый институт гражданского общества, 2006. 156 с. дение в пример для других. С другой стороны, мода развивает у индивида стремление к дифференциации в обществе, к выделению из общей массы1.

Значимость, в рамках изучаемой проблемы, имеют работы французских культурологов, философов Ж. Бодрийяра и Р. Барта. Каждый из авторов посвящает проблеме моды весомую часть своих научных исследований. Так, Бодрийяр рассматривает моду в контексте современности, которая базируется на особой кодовой системе, а ее выражением служит именно мода . Барт, в свою очередь, представляет моду как особый язык культуры, как коммуникацию особого содержания3.

Несмотря на обилие аналитических и историко-теоретических работ, посвященных моде, исследование ее через призму социокультурной коммуникации не было подвергнуто специальному культурологическому анализу. На восполнение этого пробела и направлена данная диссертационная работа.

Цель исследования

Целью диссертационного исследования - рассмотрение моды как феномена культуры, определение категориально-понятийного аппарата для культурологического анализа моды, исследование моды в контексте коммуникативного пространства.

Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:

• изучение существующих философских, социологических, психологических, искусствоведческих и культурологических трактовок моды;

• обоснование возможности рассмотрения моды как категории культуры;

• обзор основных этапов истории моды и определение закономерностей ее развития;

• выявление стилевых прототипов в модельном творчестве;

• рассмотрение семиотического аспекта моды;

1 См.: Згтмелъ Г. Мода / Избранное. Т. 2. — М.: Юрист, 1996.

2 См.: Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000.

3 См.: Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. — М.: Издательство им. Сабашниковых, 2004.

• определение функционального отношения моды и стиля;

• раскрытие понятия полистилизма в современной моде;

• исследование коммуникативной функции моды;

• анализ подиумного действа как коммуникативного канала.

Объект исследования

Объектом диссертационного исследования является мода как социокультурный феномен, функции моды в современной культуре, основные парадигмы истолкования моды, коммуникативные аспекты моды, принципы формирования модных тенденций.

Теоретическая и методологическая база работы

Теоретическую базу диссертационного исследования составили научные труды по культурологии, философии, социологии, касающиеся рассмотрения различных аспектов моды в изменяющемся социокультурном пространстве.

Методология диссертационного исследования является междисциплинарной и включает в себя следующие методы и подходы: историко-культурная реконструкция, компаративистика, текстологический анализ источников, коммуникативный (интервьюирование представителей современного производства моды).

Основные положения, выносимые на защиту

1. Мода как феномен культуры представляет собой сложное полифункциональное и полисемантическое образование: она не только отражает культурно-значимые смыслы, традируя ценностное, идеологическое, эстетическое содержание эпохи, но и служит основанием для возникновения разнообразных ее интерпретаций. Таким образом, мода является одновременно статическим и динамическим явлением, стимулируя как консервативные, так и революционные тенденции социокультурного развития.

2. Анализ объектов моды должен быть комплексным, что предполагает рассмотрение множества взаимосвязанных аспектов; так, например, изучение модного костюма предполагает исследование целого ряда социокультурных условий, поскольку костюм объединяет в себе все направления модных тенденций: от покроя и качества используемого материала, до аксессуаров и ювелирных изделий, являющихся составными элементами модного ансамбля.

3. Цикличность — одно из основных свойств моды. Возобновление модных стандартов прошлого и их трансформация в новом цикле исторического развития дают моде возможность функционировать практически на любом этапе существования общества. Процессы социализации и инкультурации, которые проходит индивид в течение жизни, как правило, связаны с циклами тех или иных модных тенденций социокультурной реальности.

4. Одна из особых функций моды - социокультурная коммуникация — осуществляется посредством вспомогательных элементов: инновационных технологий, соответствующих времени, дизайнерских модных показов, построенных в специфической манере, театрализации модного действа для зрителей, превращающего моду в реальность иного характера.

5. Тенденции полистилизма, характерные для современной моды, выражают ее социальную сущность. Подобное положение моды ведет к полистилизации ряда культурных и социальных пластов общества.

Научная новизна исследования

1. Проведен анализ моды как коммуникативного феномена, отражающего совокупность последовательных и параллельных процессов производства, распространения и потребления модных стандартов и объектов.

2. Уточнены понятия «стиль», «стилевые прототипы», «полистилизм», «семиотический аспект моды». Стиль в моде - это специфическая комбинация выразительных средств, используемых для обозначения принадлежности к общности носителей ценностей. Как элемент индивидуальной или групповой культуры, он представляет собой определенное «послание» к обществу.

И в этом отношении стилевые прототипы рассматриваются в работе как кон

12 кретные элементы этого «послания», помогающие расставить определенные акценты. Под полистилизмом понимается стилевое заимствование, то есть активное использование стилевых прототипов при конструировании новых модных тенденций. Семиотический аспект моды в рамках диссертационного исследования трактуется как форма социального и культурного взаимодействия, которая в диалогической форме реализуется посредством подиума.

3. Представлена классификация стилевых прототипов в индустрии моды разных исторических периодов, охарактеризовано явление полистилизма как основной тенденции современного мира моды.

4. Разработано положение о том, что подиум представляет собой отдельный феномен в рамках модной индустрии, с помощью которого происходит театрализация показов мод, осуществляется возможность для индивида погрузиться в мир «карнавального действа» моды.

Теоретическая и практическая значимость работы

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью применения результатов анализа феномена моды для изучения современного социокультурного поля коммуникации.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что разработанные положения, выводы и рекомендации могут найти применение в процессе разработки курсов по культурологии, истории моды, философии моды, социологии моды.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертационного исследования легли в основу цикла лекций, прочитанных на философском факультете СПбГУ в рамках педагогической практики, а также в докладах на конференциях и симпозиумах (Международная научная конференция: Мода . и дизайн: исторический опыт - новые технологии, 2006, 2007). Кроме этого, тезисы диссертации были представлены в качестве материала для обсуждения на заседании СНО философского факультета СПбГУ («Культура и подиум: структурно-философский анализ», 2009).

Результаты диссертационного исследования нашли отражение в 5 научных публикациях автора общим объемом 2 п. л.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории русской философии философского факультета СПбГУ 11 июня 2010 г.

Структура диссертационного исследования

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Общее количество страниц - 146.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Грусман, Михалина Владимировна

Заключение

В результате диссертационного исследования мы пришли к следующим выводам.

1. Мода как социально-культурный феномен представляет собой непродолжительное господство определенного стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Она также может рассматриваться как средство конструирования собственного образа, способ создания социальных границ между людьми или социальными группами, а также суммы социальных признаков отношения «свой-чужой».

В своем развитии мода проходит четыре этапа:

1 - этап яркой индивидуальности, когда отдельные потребители (лидеры) начинают интересоваться новинкой;

2- этап подражания, когда новинкой начинают интересоваться и другие потребители, движимые желанием подражать лидерам;

3- этап массового распространения;

4- этап упадка, когда потребители начинают переключаться на другие направления моды.

2. В результате исследования нам удалось выявить наиболее важные функции моды в современном обществе:

- Функция создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах;

- Инновационная функция;

- Коммуникативная функция;

- Функция социальной дифференциации и нивелирования;

- Функция социализации;

- Функция престижа;

- Функция психофизиологической разрядки;

- Интеракционная функция;

- Компенсаторная функция;

3. Мода представляет собой одно из важнейших социальных явлений, существующих в обществе и играющих значимые экономическую, культурную и даже политическую роль. По мнению многих ученых, мода формируется только в современности — при переходе от традиционного к модернизирующемуся обществу. В этом процессе складываются экономика массового производства и массового потребления, культура массовых зрелищ и развлечений, возникает подвижная социальная структура, в которой положение индивида определяется не предписываемым или групповым, а личным достигаемым статусом. В таком обществе мода выполняет и экономическую, и культурную, и социальную функции.

4. Развитие моды, как и развитие истории, идет по спирали. Мы подчеркиваем, что каждый виток этой спирали обогащает ее чем-то новым: дает свежие идеи, формы, усовершенствованные материалы, а также формирует новое отношение к одежде. Однако уже существующий, накопленный опыт также вносит свой особую значимость в историю моды, а значит и костюма. Именно поэтому можно говорить о стилевых прототипах в истории костюма: прототипы, в данном случае, — это не только предыдущие стили одежды, это и особые культурные формы, особенности, характерные для той или иной исторической эпохи.

5. В современной моде формируется тенденция полистилизма, одним из важнейших оснований которой являются прототипы. Создавая новые тенденции, модельеры зачастую обращаются к концепциям костюмов прошлых эпох, выделяя и заимствуя в них отдельные конкретные детали или общие черты. Стиль в моде - это специфическая комбинация выразительных средств, используемых для обозначения принадлежности к общности носителей ценностей. Как элемент индивидуальной или групповой культуры он представляет собой определенное «послание» к обществу. И в этом отношении стилевые прототипы могут быть рассмотрены как конкретные элементы этого «послания», помогающие расставить определенные акценты.

6. Однако применение данных посланий и их интерпретация для каждого конкретного человека, по нашему мнению, составляет определенную трудность, связанную с проблемой точности и адекватности трактовки стиля или стилевых прототипов. Для иллюстрации этого мы обращаемся к терминологии М. Бахтина, который говорит о том, что коммуникация никогда не оказывается просто передачей идеи от одного индивида к другому — скорее, это процесс, при котором лица, участвующие в диалоге, пытаются каким-то образом воздействовать на поведение друг друга. Стиль, исходя из концепции Бахтина, мы определяем как бесконечный поток коммуникации, в котором отражаются различные конкретные формы существования моды. Каждое действие здесь может быть рассмотрено как «высказывание», и каждое высказывание в определенном смысле должно являться ответом на предшествовавшие.

7. Исходя их семиотической концепции культуры Ю. Лотмана, стилевые прототипы можно рассматривать как поле распространения определенной культурной информации, как особый язык. По мнению Лотмана, человеческая культура разговаривает с нами, то есть передает нам информацию, различными языками: одни из них имеют только звуковую форму (таков, например, распространенный в Африке «язык тамтамов»); другие - только зрительную (система уличной сигнализации — светофоры); наконец, есть языки, имеющие и ту и другую форму (естественные языки). Ретроспективный и футурологический аспекты стилевых прототипов в данном случае являются «маской» передаваемого сообщения, декодирование которого предполагает наличие у «зрителей» определенных знаний, ощущений, ожиданий.

8. Мода, как и средства массовой информации, вербальное и невербальное повседневное общение, может рассматриваться как специфический коммуникативный канал, отражающий структуру актуальных культурных предпочтений и дискурсивные характеристики социальной среды. Визуализация коммуникативных потоков в этом случае происходит на уровне подиума, который может быть рассмотрен как особый социально-культурный и коммуникативный феномен.

9. Подиум можно определить как определенным образом (чаще всего — с использованием подиумного возвышения) организованный процесс показа моделей одежды, обуви и/или аксессуаров (модных объектов), имеющих ту или иную символическую нагрузку (модные значения), с целью демонстрации творческого потенциала дизайнера и/или продвижения товаров на рынке. В результате реализации данного процесса мода превращается в ценность, когда внешняя норма модного поведения принимается индивидом (интерио-ризируется), становится его внутренней потребностью, желанием.

10. Мода как специфический коммуникативный канал в определенном роде соответствует театру. Она представляет собой синтетический элемент коммуникативного пространства. Это процесс, особым образом соединяющий и драматические, и зрелищные, и игровые, и вербализованные, и невербальные аспекты. И если подиумная мода — это «срежиссированная» театральная постановка, то ее дальнейшее распространение модных тенденций можно сравнить с карнавалом, непрекращающимся, массовым праздником.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Грусман, Михалина Владимировна, 2010 год

1. Аксаков КС. О некоторых современных собственно литературных вопросах (электронный ресурс) // Электрон, б-ки 2010. URL: http://az.lib.rU/a/aksakowks/text0340.shtml (дата обращения: 25.09.10) .

2. Алпатова И.А. Европейский и русский костюм XIX — нач. XX в.: лекции / И.А. Алпатова; Моск. гос. ун-т сервиса, Ин-т дизайна, изобр. и прикладного искусства. М.: Изд-во МГУЛ, 2000. - 66 с.

3. Андреева И. М. Театральность в культуре. Р-н-Д,: Юж.-рос. гуманитар, ин-т, 2002.-188 с.

4. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М. : Издательство им. Сабашниковых, 2004. - 512 с.

5. Бахтин M. M Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975. 504 с.

6. Бахтин M. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 336 с.

7. Бахтин М.М. К философии поступка / Собрание сочинений в 7 томах, Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. М.: Русские словари, 2003. -960 с.

8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. M.: Akademia, 1993. - 782 с.

9. Бердяев H.A. Алексей Степанович Хомяков. М. : Высшая школа, 2005. - 240 с.

10. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Интеллигенция в России. М.: Правда, 1991. - 274 с.

11. Бердяев H.A. О назначении человека. — М.: ACT : Хранитель, 2006. 480 с.

12. Бёрк Э. Философские исследование о происхождении наших идей о возвышенном и прекрасном. М.: Искусство, 1979. — 240 с.

13. Блюмин М.А. Ткани Венских мастерских в женском костюме 1910-1930-х гг. / Мода в контексте культуры: сборник статей второй научно-практической конференции. Вып. 2. СПб. :СП6ГУКИ, 2007. — 184 с.

14. Богатырев П.Г. Традиция и импровизация в народном творчестве. — М.: Наука, 1964.-544 с.

15. Богданчикова Е. Бизнес-леди, готы и хай-тек Электронный ресурс. URL: http://www.gazeta.ru/style/2006 (дата обращения 13.10.2010).

16. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. -387 с.

17. Борзова Е.П. Мода в мире кросскультурного синтеза / Мода в контексте культуры: сборник статей второй научно-практической конференции. Вып. 2. СПб. :СП6ГУКИ, 2007. - 184 с.

18. Боровик К.А. История моды. // Модный. 2001. - №2. - С.44.

19. Брун В., Тильке М. История костюма. М.: Искусство, 2006. — 462 с.

20. Ванькович С.М. Эпоха историзма в моде XIX в. СПб.: Изд-во СПГУТД, 2003.- 124 с.

21. Васильев А. А. Русская мода. 150 лет в фотографиях. М. : Слово, 2007. -448 с

22. Васильев A.A. Этюды о моде и стиле. М.: Глагол, 2007. 324 с.

23. Вольтер. Вкус // История эстетики. Т. 2. М.: Искусство, 1964. - 390 с.

24. Гаман О.В. Модернизация и культурная традиция // Модернизация и национальная культура. М.: Эксмо, 1995. - 286 с.

25. Гардман Ю. С. 1001 путь к моде, стилю, элегантности. М. : РИПОЛ классик, 2001. 352 с.

26. Гибель А. Коко Шанель. М.: Эксмо, 2006. - 448 с.

27. Гнедич Р.П. Всемирная история искусств. — Москва.: Современник, 2006. 848 с.

28. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. — СПб.: Азбука-классика, 2008. 320 с.

29. Горбачева A.M. Костюм XX века. М.: ГИТИС, 1996. - 118 с.

30. Горненко А. О красоте вещей. — М.: Легкая индустрия, 2006. 162 с.

31. Гофман А. Б. Мода и обычай // Рубеж: Альманах социальных исследований. 1992. - Вып. №3. с. 123-142.

32. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. — М.: Наука, 2004.- 232 с.

33. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации / под общ ред А.П. Садохина. М. : ЮНИТИ-Дана, 2002,- 352 с.

34. Дебор Г. Общество спектакля. Пер. с фр. / Перевод С. Офертаса и М. Якубович. М.: Логос, 2005. - 184 с.

35. Дергунова Л. А. Мода как социальная технология. Шахты: РГУЭС, 2004.- 174 с.

36. Достоевский Ф.М. Бесы. СПб. : Азбука-классика, 2005. - 608 с.

37. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. СПб. : Азбука-классика, 2010. - 544 с.

38. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. — М. : Институт русской цивилизации, 2010.-464 с.

39. Достоевский Ф.М. Подросток. М. : Просвещение, 1988. — 544 с.

40. Евстратова А.И. Женский русский костюм X-XVII вв. // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н. А. Некрасова. № 2. - 1996.

41. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. М.: Академия, 2006. 184 с.

42. Ермилова Д. История домов моды. М.: Академия, 2004. — 288 с.

43. Зайцев В. Такая изменчивая мода. М.: Молодая гвардия, 1983 206 с.

44. Законодатель европейской моды Чарльз Ворт и работы его фирмы в собрании Эрмитажа : Кат. выст. / Гос. Эрмитаж. — СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2000. 324 с.

45. Замалеев А.Ф. История русской культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. -258 с.

46. Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. М.: Изд-во Рипол классик, 2005. - 288 с.

47. Захаржевская Р.В. Костюм для сцены. М.: Изд-во Рипол классик,2007. — 174 с.

48. Захарченко М.В. Традиция в истории: опыт типологической интерпретации. СПб.: СПбГУПМ, 2002. - 356 с.

49. Зборовский Е.М. По законам красоты. М.: Советская Россия, 2004. — 176 с.

50. Зиммель Г. Мода / Зиммель Г. Избранное , Том.2. М.: Юрист, 1996. 608 с.

51. Зомбарт В. Современный капитализм. : Л. : Путь к знанию, 1924.- 480 с.

52. Ивлева Л. М. Обряд. Игра. Театр. (К проблеме типологии явлений) // Народный театр. Сборник статей. Под ред. Гусева В. Е. Л.: ЛГИТМиК, 1974.- 178 с.

53. Иконникова С.Н. Мода в обществе сверхпотребления / Мода в контексте культуры: сборник статей второй научно-практической конференции. Вып. 2. СПб. : СПбГУКИ, 2007. - 184 с.

54. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артрия, 2007. - 548 с.

55. Ильин В. И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб.: Питер, 2000. -224 с.

56. Ильин И.А. О псевдо-федерациях // Ильин И.А. О русском национализме. Сб. статей. М.: Российский Фонд Культуры, 2006. - 352 с.

57. Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции). — М. : Сварог и Кш, 2002. 320 с.

58. Каминская Н.М. История костюма. М.: Легпромбытиздат, 1986. — 168 с.

59. Кауфман-Наливайко С. Расширение границ // Вестник Европы. №7-8. -2002.-С. 21.

60. Керви А. Молодежные культуры США и Великобритании с конца 1940-х по наши дни Электронный ресурс. URL: http://vookstock.narod.ru/DIPLOM.HTM (дата обращения: 03.05.2010).

61. Килошгнко МА. Психология моды. СПб.: Речь, 2001. - 192 с.

62. Килошгнко М.И. Взаимовлияние тела и моды / Мода и дизайн: исторический опыт новые технологии. Тез. Докладов и выступлений // по ред. Калашниковой Н.М. - СПб.: СПГУТД, 2001. - С. 12-17.

63. Kupeeea Е.В. История костюма. М.: Просвещение, 2006. - 168 с.

64. Кирсанова P.M. Сценический костюм и театральная публика в России XIX в. М. : Артист. Режиссер. Театр ; Калининград : Янтарный сказ, 2000.-384 с.

65. Козлова Т. В. Художественное проектирование костюма. М.: Легкая индустрия, 1982. 144 с.

66. Козлова Т.В. История современного костюма. — М. : Легкая индустрия, 1977.-46 с.

67. Козловский В. В. Модернизация: от равенства к свободе. СПб.: СПбГУ, 2005.-280 с.

68. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. Минск.: Современный литератор, 2006. - 336 с.

69. Коммуникативные проекты в контексте современной теории моды : материалы межвуз. семинара в рамках проекта «Коммуникация. Культура. Мода». 9 апреля 2004 г. М.: РГГУ, 2005. - 224 с.

70. Костина A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: ЖИ, 2008. - 352 с.

71. Кузвесов Д.Ю. К проблеме взаимодействия субкультур и дизайна в процессе проектирования новых изделий Электронный ресурс. // Архитектон. Известия Вузов. 2005. - №12. URL: http://archvuz.ru/numbers/20054/d2 (дата обращения: 21.10.2010.).

72. Ларошфуко Ф. О вкусе // История эстетики. Т. 2. — М.: Искусство, 1964. -448 с.

73. Лифшиц М.А. Искусство и современный мир. М.: Изобразительное искусство, 1978. - 320 с.

74. Лихачева Л. Б. Энциклопедия заблуждений. М.: ЭКСМО; Донецк: Скиф, 2005.-704 с.

75. Лотман Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Труды по знаковым системам. Вып. VI. Уч. зап. Тарт. ун-та. Вып. 308. -Тарту, 1973. 704 с.

76. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). - СПб.: Искусство-СПб, 1994. -496 с.

77. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Пргресс.Гнозис, 1992. - 704 с.

78. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. - 704 с.

79. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Семиотика культуры. Труды по знаковым системам. Вып. X. Уч. зап. Тарт. ун-та, вып. 463. Тарту, 1978. - 704 с.

80. Любимов Л. Искусство древнего мира. М.: Просвещение, 2001. - 752 с.

81. Малиованова И. По направлению к Пуаре. // Модели сезона. 2004. -№ 1,2. - С.14-21.

82. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб.: Алетейя, 1999.-304 с.

83. Медиа Союз: Общероссийская организация работников СМИ Электронный ресурс. // Интервью с В.М. Зайцевым. URL: http://www.mediasoyuz.ru/texts (дата обращения: 21.09.2010).

84. Мерцалова М.Н. История костюма. М.: Искусство, 1976. — 352 с.

85. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов: Энциклопедия в 4 томах. СПб. : Чарт Пилот, 2001. - 576 с.

86. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.:Молодая гвардия , 2005.-304 с.

87. Метнер Н.К. Муза и мода (защита основ музыкального искусства). -Париж: YMCA PRESS, 1935. 96 с.

88. Мода и тендер в эпоху постмодерна. Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006. - 176 с.

89. Мода и стиль. М.: Аванта +, 2002. - 502 с.

90. Монтескье Ш. Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства // Избранные произведения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. — 800 с.

91. Наседкина Ю.В. Показы коллекций Высокой моды как синкретическое искусство // Мода в контексте культуры. Сб. статей научно-практической конференции. СПб., 2006. С. 126-131.

92. Науменкова Н. Средь шумного бала // Ателье 2006. - №12. -С.6-9.

93. Науменкова Н. Тени старого города // Ателье. 2006. - №09. -С. 5-8.

94. Неклюдова Т. П. История костюма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -336 с.

95. Нересов Я.Н. Путешествие в мир: Мода. М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002.-240 с.

96. Образцов С. Эстафета искусства. М.: Искусство, 2004. - 239 с.

97. Орлова JI.B. Азбука моды. М.: Просвещение, 1989. - 176 с.

98. Ортега-и-Гассет X Восстание масс // Сборник статей. М.: ACT: Ермак, 2004. - 269 с.

99. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. — М. : Радуга, 1991. — 638 с.

100. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-352 с.

101. Петров JI.B. Массовая коммуникация и культура. Введение в историю и теорию. СПб.: СПбГУКИ, 1999. - 241 с.

102. Петров JI.B. Одежда в истории культуры Мода и дизайн: исторический опыт новые технологии / материалы 12 международной научной конференции // под ред. Н.М. Калашниковой. - СПб.: СПБГУТД. 2009. - 600 с.

103. Петров М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы. М.: РОССПЭН, 2004. - 158 с.

104. Плаксина Э., Михайловская Л., Попов В. История костюма. Стили и направления. -М.: Академия, 2003. 224 с.

105. Почему существует мода? Размышления на тему. М. : Благо, 2001. -121 с.

106. Привольнее К. Уличная мода высокая мода. Диалог Электронный ресурс. // Рынок легкой промышленности. - 2002. - №26. URL: http://www.rustm.net/catalog/article/608.html (дата обращения: 26.04.2010)

107. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М.: Мысль,1989. — 286 с.

108. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М. : ЭКСМО, 2006. - 344 с.

109. Рид Т. Опыт об умственных способностях // История эстетики. Т. 2. — М.: Искусство, 1964. 486 с.

110. Смолъская Е. П. Массовая культура: развлечение или политика? М. : Мвсль, 1986.- 142 с.

111. Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. СПб.: Философ о-во, 2001. - 340 с.

112. Стриженова Т. Дух мелочей прелестных и воздушных // Модели сезона. -№ 1,- 2004. С 65-76.

113. Суворов H.H. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. СПб. : Изд-во СПбГУКИ, 2004, - 372 с

114. Такер Э. История моды. М.: Аст, Астрель, 2003. 144 с.

115. Теплиц К. Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек. // Человек: образ и сущность. М., 2000. — 173 с.

116. Толстой JI.H. Так что же нам делать? — М.: Либроком, 2010. — 296 с.

117. Толстых В. И. Мода как социальный феномен. // Мода: за и против./ Под ред. Толстых В. И. М., 1973.- 174 с.

118. Топало в М.И. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация. М. Мысль, 2001.-211 с.

119. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / Т. 2. — М. : Астрель, 1986.-592 с.

120. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М.: Республика, 1994. 498 с.

121. Шагинская E.H. Массовая культура XX века: очерк теорий // Полигно-ЗИС.-2000. №2. - С. 80-89.

122. Шулембаева Р. Мудрость казахского орнамента Электронный ресурс. URL: http://www.kazpravda.kz./ (дата обращения: 17.07.2010).

123. Юдахина Г. Китайский синдром Электронный ресурс. URL: http://www.intermoda.ru./cit/old3151.html (дата обращения: 1.10.2010).

124. Юдин H.H. Социальный смысл праздника. М. : Независимый институт гражданского общества, 2006. 156 с.

125. Янсон КВ. Основы истории искусств. СПб.: Икар, 2006. - 512 с.

126. Ятина Л.И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования // Социология и социальная антропология. — 2004. Т. 1.- № 2. — С. 121-133.

127. Ятина Л.И. Полистилизм: новый этап в развитии моды // Рубеж. Альманах социальных исследований. 2001. - № 3. - С. 16-17.

128. Baudot F. Chanel. New York, 2003. -P.120.

129. Blumer H. Fashion // International Encyclopedia of the Social Sciences. N. Y., 1968. Vol. 5. P. 501.

130. Bourdieu P., Delsaut Y. Le couturier et sa griffe, contribution a une theorie de la magia.ARSS, 1975. P. 120.

131. Lurie A. The Language of Clouthes. The Definitive Guide to People Watching through the Ages. Hamlyn Paperback, 1983. P. 315.

132. Peers J. The fashion doll from Bebe Jumeau to Barbie. NY, 2004. P. 190.

133. PendergastS. Fashion, costume and culture. Detroit, Vol. 4,5, 2004. P. 320.

134. Rubinstein R.P. Dress Codes. Meanings and Messages in American Culture. Boulder , San Francisco , Oxford : Westview Pres, 1995. P. 374.

135. The Fashion Book. PHAIDON, UK. 2001. - P. 160/

136. Wilson E. Adorned in Dreams: Fashion and Modernity. London : Vigaro Press, 1985.-P. 235.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.