Мода как социокультурный фактор функционирования отечественной индустрии модной одежды: На примере г. Москвы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Кузьмук, Ольга Леонтьевна

  • Кузьмук, Ольга Леонтьевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 148
Кузьмук, Ольга Леонтьевна. Мода как социокультурный фактор функционирования отечественной индустрии модной одежды: На примере г. Москвы: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Москва. 2000. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Кузьмук, Ольга Леонтьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 .Мода как социокультурный и экономический феномен

1.1. Исследования феномена моды: методологический аспект

1.2.Социокультурный статус понятия "мода" 22 1.3 Экономический статус понятия "мода"

ГЛАВА 2. Фактор моды в процессе функционирования отечественной инфраструктуры индустрии модной одежды

2.1. Отечественная инфраструктура индустрии модной одежды: историкокультурный аспект 46 /

2.2. Влияние моды на процесс продвижения модной одежды от производителя к потребителю (на примере т.Москвы)

ГЛАВА 3. Социокультурный фактор моды в структуре экономической культуры

3.1 Маркетинг модной одежды

3.2 . Public Relations и реклама модной одежды

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мода как социокультурный фактор функционирования отечественной индустрии модной одежды: На примере г. Москвы»

Актуальность темы диссертационного исследования определяется рядом обстоятельств.

Потребность в модной одежде является одной из основных и неизменных потребностей человека. С развитием человеческого общества, научного и технического прогресса растет потребность не только в качественной и удобной одежде, но и красивой, отвечающей современным направлениям моды. В связи с этим моделирование одежды становится одним из современных видов прикладного искусства, у которого рядом с функцией утилитарной выступает функция эстетическая. Одежда не может стать подлинно красивой, если ее части не составляют единого целого по принципу функциональной и эстетической целесообразности.

Эстетическая роль одежды состоит в том, чтобы вместе с другими факторами внешней культуры выявить индивидуальные достоинства человека, помочь осуществить гармоническую связь с внешней средой. Вместе с тем, одежда не может приниматься большинством людей, если она не является модной, не отвечает требованиям времени. Поэтому для производителей одежды, ориентированных на массового покупателя, фактор моды имеет решающее значение. Это приводит к такому положению дел, когда становится выгодно, чтобы новый товар приобретался чуть ли не сразу вслед за предыдущим. Одежда должна, во-первых, становиться модной, а во-вторых, мода должна меняться. Общественная потребность в модной одежде помогает решить одну из важнейших социальных задач обеспечения рабочих мест.

Радикальные преобразования в российской жизни, связанные с переходом к рынку, сопровождаются противоречивыми тенденциями включения отечественной индустрии модной одежды в сферу новых экономических отношений. Обилие модной одежды иностранного производства, с одной стороны, и пока низкая покупательная способность населения и недостаток средств на производство - с другой, порождают сложный комплекс проблем, связанный с созданием сбалансированного взаимодействия между производством, распределением и потреблением модной одежды. В таком взаимодействии существенную роль играют такие социокультурные факторы, как культурные традиции, особенности менталитета, эстетические ценности и т.п. Прогнозирование экономических изменений на рынке модной одежды не может обойтись без анализа факторов социокультурного порядка, к которым относится и феномен моды.

Тема диссертационного исследования становится особенно актуальной сегодня в связи с тем, что при переходе к рынку возникают новые конкурентные условия существования предприятий, производящих модную одежду. Любое предприятие индустрии модной одежды должно учитывать наличие конкуренции, поскольку она связана со стремлением увеличить свою долю на рынке. В современных условиях усиливается роль сбыта одежды в качестве канала возвращения произведенной стоимости и извлечения прибыли. Это обстоятельство с возрастающей силой стимулирует выпуск одежды, как предмета индивидуального потребления и разнообразие ее ассортимента. Тем самым увеличивается зависимость производства от реализации товаров престижного потребления. Престижные торговые марки модной одежды обеспечивают лучшую реализацию продукции и больший экономический эффект. Мода тесно связана с механизмами престижного потребления, с его глубинными мотивами. Постоянно обновляемый через моду средний уровень индивидуального потребления как бы призывает человека прилагать максимум усилий для получения нужных средств. В связи с этим особую роль приобретает реклама, нацеливаясь на образцы для подражания, которые были бы привлекательными для массового сознания.

Таким образом, социокультурный фактор моды включается в экономический механизм конкуренции и влияет как на потребителя, так и на производителя и распространителя модной одежды. Это вызывает необходимость рассмотрения социокультурного фактора моды в экономическом инструментарии маркетинга, как важнейшем компоненте экономической культуры.

Следует отметить важность темы работы для создателей модной одежды. В современных экономических условиях для создания и реализации модной одежды знаний только художественной, конструкторской и экономической частей процесса оказывается недостаточно. Возникает потребность в понимании сущности моды, методологических основ ее изучения, социокультурной и экономической обусловленности моды, ее влияния на социокультурные и экономические аспекты общественной жизни, потребность в знании истории, социальной динамики развития инфраструктуры индустрии модной одежды, как отечественной, так и зарубежной, в знании существующих современных тенденций в этой области человеческой деятельности, компетентности в вопросах современной экономической культуры.

Научная разработка данной проблемы будет способствовать решению целого комплекса задач, связанного с определением характера и механизмов включения социокультурного фактора моды в процесс производства и реализации модной одежды.

Степень научной разработанности проблемы. Долгое время многие исследователи считали, что в движении моды невозможно отыскать ту или иную последовательность, а, значит, и рассматривать ее в рамках научного анализа не имеет смысла. Другие же полагали, что, поскольку через моду реализуются скрытые, глубинные свойства человеческой психики, для нее не могут быть характерны объективные закономерности.

Только в конце 19 - начале 20 века появились более развитые научные представления, которые осветили моду как объект для научного исследования. Исследование моды осуществлялось с позиций различных научных дисциплин.

Функционирование и развитие моды как социального, общественного явления анализировали такие исследователи, как Г.Блумер, А.Б.Гофман,

Ю.Ф. Гизатуллина, Г.Зиммель, Г.С.Кнабе, Л.А.Масалкова, Л.В.Петров, В.П.Терин, Р.Б.Фишман, З.Б. Элькина и др.!)

Экономическую обусловленность развития конкретных направлений и всего феномена моды в целом, взаимосвязь моды и спроса населения на модную одежду, взаимовлияние потребностей людей и производства модной одежды рассматривали такие исследователи как В.Зомбарт, Н.Рейнгард.

Экономическая литература периода Советской России, освещающая вопросы моды, относится в основном к журнальным статьям, а также к ряду исследований, изложенных в работах Л.Ф.Архиповой, С.О.Аничкиной, А.Б.Бравермана, В.С.Крючковой, Ф.А.Крутикова, Л.Ф.Столмова, Н.Т.Фроловой, Р.Б.Фишмана и др.2)

Разнообразные психологические трактовки акцентируют внимание на роли моды в удовлетворении разнообразных психологических потребностей человека: в новизне, самовыражении, выражении бессознательных импульсов (психоаналитические концепции) и т.д. Такие исследователи, как Я.Е. Коло-минский, Б.Д.Парыгин, Б.Ф.Поршнев, выделяют в моде функцию психофизиологической разрядки.

Исследователи, работы которых можно отнести к этому направлению, выделяют определенные образцы поведения и действия человека как наиболее очевидный элемент моды. Такое рассмотрение моды характерно для работ Е.Я.Басина, А.Б.Гофмана , К.М.Кантора, В.Н.Красина, Л.А.Масалковой, Б.Д.Парыгина, В.И.Толстых, А.Г.Харчева и др.

Издавна и до настоящего времени моду рассматривали как эстетическое явление. Такие ученые и мыслители как Ларошфуко, Буало, Шефтсбери, Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Юм, Фихте и другие характеризовали моду как выражение Гизатуллина Ю.Ф. Престиж как социокультурный феномен. Дис. канд.соц.наук.-М.,1994; Зиммель Г. Психология моды (Социологический этюд). Научное обозрение, 1901, №5, с.46-48; Масалкова Л.А. Функционирование и развитие моды как социального явления.-Дис. к.ф.н. М., 1980;Элькина З.Б. Мода и ее социальная роль. Дис. к.ф.н.,Л.,1974.

2) Архипова Л.П. Мода и ее влияние на спрос населения. Дис. к.э.н., М.Д 977; Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. К вопросу о современных нормах потребностей (4-е приложение к журналу «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма»), Санкт-Петербург 1904, с. 23-26; Рейнгард Н.В. Социальное и экономическое значение моды.-Казань,1889. вкуса или его отсутствие. Отечественные исследователи А.П.Белик,

В.И.Казаринова, О.Д.Кащенко , Т.В.Козлова, Е.Киреева, З.Л.Совдагарова, Н.Т.Савельева, А.Г.Харчев рассматривают моду с позиций ее обусловленности эстетическими требованиями эпохи.

С философских позиций моду рассматривали Гегель, Дидро, Иммануил Кант, Энтони Эшли Купер, Томас Рид, а также такие отечественные исследователи, как А.М.Агальцев, Е.Я.Басин, В.Н.Краснов, Б.Д.Парыгин, Ю.В.Перов, А.В.Петров, Фролова Н.Т., Р.Б.Фишман, Л.М.Харламова.2)

Исторический аспект моды наиболее полно представлен в отечественной и зарубежной литературе, а исследователи истории моды чрезвычайно многочисленны. В работе названы лишь некоторые авторы. Это Р.М.Кирсанова, В.Киреева , М.Н.Мерцалова, А.А.Васильев, Н.В.Тарабукин, Ф.М.Пармон, Т.К.Стриженова, Н.Котторн и другие.3)

Такие исследователи, как И.В.Бандура, О.А.Феофанов анализируют роль моды в утверждении и распространении идеологии того или иного класса, в популяризации определенных идейно-политических позиций.

Во второй половине 20 века такие исследователи, как Р.Барт, Г.Блумер, Ж.Вильхельм, И.Деландр, А.Копп, Р.Мулен, Б. дю Розель, Л.Фримен, К.Янг осуществляют попытки обобщения подходов к многоплановому феномену моды.

Однако недостаточно разработанным остался вопрос роли моды как социокультурного фактора в процессе производства и реализации модной одежды.

Объектом исследования выступает состояние индустрии модной одежды в современном российском обществе ( на примере г. Москвы).

0 Киреева Е.В. История костюма.-М., Просвещение, 1976.

2) Петров Л,В- Мода как общественное явление (Анализ в социально-коммуникативном аспекте),-Дис.к.ф.н.,1974. Фишман Р.Б. Мода как социальное явление. Дис. к.ф.н.,1990.Парыгин Б.Д.Вопросы философии и социологии. Сборник статей.- Л., 1970.

3) Васильев A.A. Красота в изгнании творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода,- М.,-Слово, 1998; Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т1,2.-М., АО «Академия моды»,1993; Стриженова Т.К. Из истории советского костюма.- М., «Советский художник», 1972.

Предметом диссертационного исследования является мода как социокультурный фактор.

Цель диссертационного исследования состоит в определении характера и механизмов включения социокультурного фактора моды в процесс производства и реализации одежды.

Реализация цели исследования предполагает решение следующих исследовательских задач : а) анализ теоретических подходов к изучению феномена моды; б) обоснование социокультурных и экономических аспектов моды; в) рассмотрение отечественной инфраструктуры индустрии модной одежды в историкокультурной динамике; г) проведение эмпирического исследования и анализ характера и механизмов включения социокультурного фактора моды в современный процесс продвижения модной одежды класса рге^а-роЛе от производителя к потребителю; д) исследование наиболее значимых составляющих экономической культуры процесса продвижения модной одежды и анализ механизма включенности социокультурного фактора моды в экономический инструментарий маркетинга.

Теоретико-методологическая основа диссертации. Разработка темы осуществлена на основе трудов отечественных и зарубежных авторов по проблемам моды и, в том числе, моды в одежде.

Одной из основных идей, положенных в основу работы, явился конструкт А.Б.Гофмана, считавшего, что участие в моде - это специфическая разновидность коммуникации между людьми. Весь цикл этой коммуникации представляет собой три последовательные фазы: фаза производства, фаза распространения и фаза потребления. Соответственно участники коммуникационного процесса - производители, распростанители и потребители.

В своем диссертационном исследовании автор также использовал положения экономической теории В. Зомбарта. Подчеркивая многогранную связь

Гофман А.Б.Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., "Наука", 1994. моды с духовной культурой, социальными и историческими условиями общества, Зомбарт отмечал, что в основе моды лежат изменения массовых потребностей, которые влияют и на изменение всей культуры.2)

Научная новизна диссертационной работы во многом определяется недостаточной разработанностью вопроса социокультурной роли моды в процессах производства и реализации одежды и необходимостью междисциплинарного и целостного подхода к ее решению.

Новизна исследования связана также с тем, что работа строится на собственном эмпирическом исследовании современного состояния отечественной, главным образом московской, инфраструктуры индустрии модной одежды. На основании проведенного исследования в работе представлены основные результаты, которые заключаются в следующем.

Мода, подвергаясь воздействию различных социокультурных и экономических факторов, сама способна на них влиять, что позволяет рассматривать моду, как социокультурный и экономический феномен. Функционирование моды происходит в результате активности взаимодействия социальных субъектов и социальных групп. При этом на развитие моды воздействует изменение массовых потребностей. В свою очередь, развитие моды приводит к развитию инфраструктуры индустрии модной одежды и возникновению новых потребностей. Таким образом, социокультурные и экономические факторы моды находятся в постоянном взаимодействии.

Мода в России - это относительно самостоятельная область культуры, имеющая свою долгую историю, последовательность в преемственности форм, социальную динамику. Специфика и устойчивые тенденции отечественной индустрии модной одежды связаны с разноплановым влиянием индустрии модной одежды, в основном, западноевропейских стран, с недостатком средств на развитие производства модной одежды, отсутствием в сознании потребителя благоприятного образа российской торговой марки.

2) Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. К вопросу о современных нормах потребностей (4-е приложение к журналу "Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма"), Снкт-Петербург,1904,с.23-26.

Мода - продукт совместной деятельности различных групп общества. В определении развития моды в современном обществе решающую роль играет массовый потребитель, его покупательная способность. Следуя моде, потребитель символизирует свою общность с социокультурными отношениями, выражаемыми посредством моды. Вместе с тем, для производителя и распространителя одежды мода является экономическим условием его деятельности.

Постоянным взаимодействием социокультурных и экономических факторов моды определяется современное функционирование отечественной инфраструктуры индустрии модной одежды.

Таким образом, мода может выступать средством и показателем адаптированное™ человека к существующим социокультурным и экономическим условиям. Мода упорядочивает взаимоотношения людей, поэтому может служить показателем степени социокультурной интеграции.

Социокультурный фактор моды может выступать средством упорядочивания экономических отношений в обществе, содействовать мобильности людей, их оперативному реагированию на требования изменяющихся экономических условий, в определенной мере мода способствует нововведениям, предопределяет перспективы развития экономических отношений, в том числе отношений конкуренции.

Таким образом, сегодня мода выступает преимущественно в форме престижного потребления и экономического механизма в функционировании инфраструктуры индустрии модной одежды.

Эмпирическая база исследования. Работа строится на собственном эмпирическом исследовании. Автором проведены опросы производителей и распространителей модной одежды методом интервью, также проведен анкетный опрос потребителей.

В работе были использованы материалы периодических изданий, радио и телевизионных передач, информационно-тематических семинаров и лекций для специалистов, материалы, предоставляемые на различных выставках и показах модной одежды, а также информационные ресурсы Интернета. Учтены и способстовали решению поставленных задач личный опыт автора в создании модной одежды, участие в работе предприятий инфраструктуры индустрии модной одежды в разные годы и в разных качествах.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в качестве методологической основы при проведении социокультурных и экономических исследований инфраструктуры индустрии модной одежды.

Представленная работа может быть использована в учебных целях для подготовки специалистов в области проектирования модной одежды, а также специалистов, занимающихся производством и реализацией модной продукции.

Апробация работы.Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры социологии культуры, образования и воспитания социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Основные положения исследования изложены в публикациях автора.

Цель, задачи и методы исследования определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Кузьмук, Ольга Леонтьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге исследований получены следующие основные результаты:

1. Исследование моды осуществлялось различными научными дисциплинами. В результате анализа различных трактовок и концепций феномена моды выделены и учтены в работе следующие основные подходы в изучении моды: социальный подход; экономический подход; эстетическое подход; философский подход; психологический подход; исторический подход; политический подход; комплексный подход.

Рассмотренные теории и концепции трактуют моду неоднозначно, а подчас и противоречиво. Отводя социологии ведущую роль в изучении этого феномена, многие исследователи относят моду к социальным явлениям.

2. Феномен моды обусловлен социальными, культурными, экономическими факторами. Мода - это один из способов возникновения и функционирования феноменов культуры. Модная одежда является результатом и воплощением человеческой деятельности. Социальная сущность модной одежды заключается в том, что включаясь в многообразную систему отношений людей в обществе, модная одежда оказывается способной принимать на себя различные социальные значения.

Функционирование моды происходит в результате активности, поведения, интересов и взаимодействий социальных субъектов и социальных групп. На развитие моды воздействует изменение массовых потребностей, которые влияют и на изменение всей культуры. Мода возникает и функционирует в результате следующих основных потребностей: потребности в социально-статусном различии, потребности в нововведениях, потребности в умственной, волевой деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Одним из социальных механизмов распространения моды являются подражательные факторы и сознательные заимствования.

На диалектический характер взаимодействия статики и динамики моды, цикличные изменения и инновационность оказывают влияние культурная и социально-экономическая ситуация в обществе.

Ценностно-ориентированное явление дизайна в одежде является одновременно проявлением и созиданием культуры. Культурное назначение деятельности дизайнеров одежды - упорядочивать сферу жизнедеятельности человека, способствовать гармонии и целостности бытия человека посредством создания модной одежды.

Социокультурные и экономические факторы моды находятся в постоянном взаимодействии. Потребности людей и функционирования индустрии модной одежды взаимообусловлены. Потребность в модной одежде дает толчок развитию индустрии, в то же время совершенствование производства приводит к новому разнообразию моды. Функцию "фильтра" между потребностями человека и инфраструктурой индустрии модной одежды выполняют те формы и явления культуры, которые теоретически определяются такими категориями, как норма, ценность, образ, уклад, уровень, качество, стиль и стандарт жизни. В конечном счете функционирование инфраструктуры индустрии модной одежды зависит от покупательного спроса. При этом у массового покупателя спросом пользуется только модная одежда. Поэтому экономически выгодно производить только модную одежду. Промышленность превратила моду в товар, которым она является и по сей день. В связи с этим само потребление одежды из индивидуального факта превращается в социальный.

Таким образом, понятие "мода" приобретает социокультурный и экономический статусы.

3. Мода в России - это относительно самостоятельная область культуры, имеющая свою долгую историю, последовательность в преемственности форм, социальную динамику.

Специфика основных механизмов в рассматриваемой сфере общественной жизни связана с существенным и разноплановым влиянием индустрии модной одежды западноевропейских стран, которая сформировалась гораздо раньше отечественной текстильной и легкой промышленности и имеет тенденцию стремительно развиваться. До настоящего времени отчетливо проявляется тенденция отставания в темпах развития отечественной инфраструктуры индустрии модной одежды в основном по экономическим параметрам. Это недостаток средств на развитие производства модной одежды, отсутствие в сознании потребителя благоприятного образа российской торгоой марки. Наряду с этим наблюдается противоположная устойчивая тенденция. Она проявляется в том, что отдельные отечественные создатели одежды получают широкое общественное признание, некоторые из них создают престижные торговые марки модной одежды, которые становятся популярными у массового потребителя.

Таким образом, историкокультурная динамика московской инфраструктуры индустрии модной одежды тесно связана с целым комплексом причин локального и глобального характера. Меняющиеся социальные, культурные и экономические условия воздействуют на процесс создания и реализации модной одежды в Москве. При этом наблюдается взлет и падение инфраструктуры индустрии модной одежды в зависимости от внутренних условий устройства жизни. Несмотря на нестабильное экономическое положение в стране и многие нерешенные проблемы, поступательное движение и определенный прогресс московской инфраструктуры индустрии модной одежды не вызывает сомнения.

4. Мода - продукт совместной деятельности различных групп общества. Процесс продвижения одежды от производителя к потребителю может быть представлен в виде трех последовательных фаз: фазы производства, фазы распространения и фазы потребления. Постоянно происходит взаимовлияние социокультурного фактора моды и функционирования предприятий, производящих и распространяющих модную одежду.

Особенности влияния моды на фанкционирование рассмотренных в работе предприятий малого и среднего бизнеса и массового производства связаны возможностью производителей знакомиться с современными мировыми тенденциями моды, качеством применяемого сырья, условиями производства, применением различных видов рекламы и другими факторами. При этом основные показатели, на которые ориентируются сегодня производители и распространители модной одежды- это массовый спрос и покупательная способность. Однако недостаток средств на производство, низкая покупательная способность потребителя не позволяют производителям в полной мере реализовать свой творческий и технический потенциал. Необходимо отметить недостаточное использование опыта экономической культуры.

В определении развития моды в современном обществе решающую роль играет массовый потребитель, его покупательная способность. Представление о современной моде у школьников формируется, в основном, под воздействием механизмов западноевропейской индустрии модной одежды и существующих социокультурных условий. Мотивацией для приобретения модной одежды является потребность в социальной адаптации к существующим социокультурным условиям. При этом высокие цены и низкая покупательная способность являются фактором, сдерживающим процесс потребления. Для современноо отечественного потребителя , включая молодежь, предпочтительной оказывет-ся импортная одежда. Следуя моде, потребитель символизирует свою общность с социокультурными отношениями, выражаемыми посредством моды. Вместе с тем, для производителя и распространителя одежды мода является экономическим условием его деятельности.

Таким образом, сегодня мода выступает преимущественно в форме престижого потребления и экономического механизма в функционировании инфраструктуры индустрии модной одежды.

На основе полученных автором данных и выработанных предварительных гипотез можно провести репрезентативное исследование для выяснения роли моды в престижном потреблении как социокультурной форме интеграции, а также изучения актуальных сегодня отношений конкуренции, предполагаемых престижным потреблением.

Разработка механизмов сбалансированной индустрии моды на основе изучения экономической культуры решила бы многие существующие проблемы, связанные с процессом создания и реализации модной одежды.

5. В современной отечественной инфраструктуре производства и реализации модной одежды, где существуют новые конкурентные условия , появляется потребность использования механизмов экономической культуры. Однако в настоящее время эти механизмы не всегда работают. Вместе с тем, пример отечественных дизайнеров и зарубежный опыт показывает, что использование социокультурного фактора моды в механизмах экономической культуры приводит к успешной реализации модной продукции и развитию производства.

Концепция маркетинга может и должна применятся в создании и реализации модной одежды. Фактор модности изделия может включаться в разработку стратегии и тактики маркетинга, применятся в инструментах маркетинга РЯ и рекламе и становиться экономическим инструментом для развития предприятия. Российская рекламная практика в области модной одежды имеет свои особенности. Во-первых, идет поиск путей и возможностей рекламирования продукции отечественного производителя модной одежды, во-вторых, существующая реклама ориентирует потребителя на западную моду. В формировании и закреплении в массовом сознании представлений о современной моде, нормативно-ценностных стандартов потребления реклама играет огромную роль. Вместе с тем, мода является одним из факторов, который обуславливает сам факт существования рекламы и определяет ее развитие.

Создание имиджа, престижной торговой марки при помощи инструментов экономической культуры имеет важное, а иногда решающее значение в процессе продвижения модной одежды. При этом обеспечивается хороший сбыт продукции, которая приобретает в этом случае более ярко выраженный социокультурный и экономический смысл, становясь предметом престижного потребления. Оформляемая посредством моды система престижного потребления служит экономическим обоснованием существования как отдельных предприятий, изготавливающих и реализующих модную одежду, так и всей отечественной инфраструктуры индустрии модной одежды в целом.

Таким образом, сегодня мода выступает преимущественно в форме потребления и экономического механизма в функционировании инфраструктуры индустрии модной одежды.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Кузьмук, Ольга Леонтьевна, 2000 год

1.Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр./А.Дайан, Ф.Букерель, Р.Ланкар и др. - М., Экономика, 1993.

2. Алльхауер Х.-Д., Альтенбург У. Мода между спросом и предло жением.-М., Легкая и пищевая промышленность, 1983.

3. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. Санкт-Петербург, "Литера", 1997.

4. Бестужев-Лада И.В. Окно в будущее. Современные проблемы социального прогнозирования. М., Мысль, 1970.

5. Архипова Л.П. Мода и ее влияние на спрос населения. Дис.канд.экон. наук., М., 1977.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди.- М., 1988.

7. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., Дело,1994.

8. Буяльская А.К. Оценка конкурентоспособности швейных товаров. Дис. . канд. экон. наук Новосибирск, 1996.

9. Василевич А.П., Мищенко С.С. Мода: современное состояние и технология исследования. Журнал "Швейная промышленность", 1998, №5, с. 14.

10. Васильев A.A. Красота в изгнании: творчество русских эмигрантовпервой волны: искусство и мода.- М., Слово/SLOVO, 1998.

11. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете.-М., Фонд "Правоваякультура", 1994.

12. Викторов А.Ш. Специфика интервью в кросскультурном социологическом исследовании художественной культуры. Социокультурное исследование. -М., Издательство МГУ, 1994.

13. Верховнин В. И. В поисках предмета экономической социологии, Журнал "Социз", М., Наука, №1, 1998.

14. Власова Е.В. Проблемы потребления ценностей культуры (анализнепроизводительного потребления"). Дис. . к.филос.н. Сверд ловск, 1982.

15. Герасимова В.Г. Цена и качество товаров народного потребления.

16. Минск, Наука и техника, 1989.

17. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России.- М., Рус Партнер,1994.

18. Гизатуллина Ю.Ф. Престиж как социокультурный феномен. Дис. . канд. соц. наук.- М., 1994.

19. Глаголев Д. Кузнецкий мост. Журнал мод. -М., №3, 1997.

20. Голубков Е.П. Маркетинг. Словарь.- М., Экономика, 1994.

21. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., "Наука", 1994.

22. Гудков Л., Левинсон А. Вещь глазами социолога. Дек. ис-во, 1982,№8.

23. Дейан А. Реклама.- М., Прогресс-Универс, 1993.

24. Демидов В.Е. Реклама как вид социальной деятельности.-М., 1982.

25. Ефремова Л. Творческий путь Аллы Левашовой. Журнал "Декоративное искусство СССР", 1974, №10.

26. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск, Наука, 1991.

27. Зайцев В. Такая изменчивая мода.- М., "Молодая гвардия", 1983.

28. Зайцева М.И. Анкета как инструмент конкретно-социологического исследования. -"Социальные исследования", вып.№5. М., "Наука", 1970.

29. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., "Мысль", 1969.

30. Зиммель Г. Психология моды (Социологический этюд). Научное обозрение, 1901, №5, с. 46-48.

31. Зимняя И.Л. Российский менталитет и учет его особенностей в социологической работе.-М., 1994.

32. Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. К вопросу о современных нормах потребностей (4-е приложение к журналу "Вестник психологии,криминальной антропологии и гипнотизма"), Санкт-Петербург, 1904, с.23-26.

33. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. Гл.З. Как провести социологическое исследование. -М., 1990.

34. Кащенко О.Д., Козлова Т.В. Покупатель об одежде и моде.- М., Экономика, 1986.

35. Кейнс Дж.М. Избранные произведения. М., Экономика, 1993.

36. Кениг Т. Психология рекламы, ее современное состояние и практическое значение.-М., "Современные проблемы", 1925.

37. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М., Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага, Артия, 1986.

38. Кимболл Б. Торговля: секреты успеха. М., 1997.

39. Киреева Е.В. История костюма. М., Просвещение, 1976.

40. Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре 18 первой половине 20 вв.- М., Б. Рос. энциклопедия, 1995.

41. Кнабе Г.С. Язык бытовых вещей.- М., 1981.

42. Коблякова Е.Б. "Маркетинговые исследования как основа для формирования структуры промышленных коллекций костюмов", журнал "Швейная промышленность", №3, 1997, с.ЗЗ.

43. Кобятская Е.Е Социальные проблемы текстильной промышленности России на этапе экономических реформ 1991-1996 гг. Журнал "Социс", №3, 1997.

44. Комиссаров А., Егошина Е.Б. Роль рекламы в формировании потребительского намерения. Журнал "Социс",- М., Наука, 9, 1997.

45. Котлер Ф. Основы маркетинга.- М.,1990.

46. Котторн Найджел. История моды в 20 веке.- М., Тривиум, 1998.

47. Кукушкина Е.И. Русская социология 19 начала 20 века. - М., Издательство МГУ, 1993 .

48. Логика научного понимания. М., 1987.Раздел 1.

49. ЛупуМ.И. Разработка системы маркетинга предприятия в условиях перехода к рыночной экономике ( на примере производственного швейного объединения "Одема"). Дис. . канд. экон.наук.- Кишинев,1990.

50. Мажеев Д.Н. Экономический анализ хоз. деятельности предприятийтекстильной и легкой промышленности.- М., Лег. и пищ. пр-сть., 1981.

51. Маршалл А. Принципы экономической науки: ВЗт.-М., Прогресс, 1993.

52. Масалкова Л.А. Мода. Идеалы красоты. Лекция.- М., Политехническиймузей, 1998.

53. Масалкова Л.А. Функционирование и развитие моды как социальногоявления. М., 1980.53. "Машина моды". Док.фильм., Франция, ТВ, канал "Культура", 28 и 29 марта 1998 г.

54. Менгер. Социология искусства. Лекция, МГУ, 1998.

55. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Том 1,2.- М., АО "Академия моды", 1993.

56. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М., МГУ, 1997.

57. Мищенко Л.А. Ассортиментная политика на рынке модных товаров ( напримере одежды). Дис. .канд. экон. наук.-М., 1991.

58. Мода: за и против.(Сборник статей. Ред.-сост. В.И.Толстых).- М., "Искусство", 1973.

59. Моль А. Социодинамика культуры. -М., 1971.

60. Невзлин Л.Б. "Паблик рилейшнз" кому это нужно? - М., Экономика, 1992.

61. Ноель Э. Массовые опросы.-М.,1978.

62. Ньюмен Л. Значение методологии: три основных подхода. Журнал "Социс", М., Наука, №3, 1998.

63. Огилви Д. Откровения рекламного агента.- М., Финстатинформ, 1994.

64. Орлова Л.В. Азбука моды.- М., Просвещение, 1989.

65. Парыгин Б.Д. Вопросы философии и социологии. Сборник статей.- Л., 1970.

66. Петров Л.В. Мода как общественное явление (Анализ в социально-коммуникативном аспекте).-Л., 1974.67. "Подиум- промышленность торговля. Выставка как экономический механизм рыночных отношений" . Журнал "Швейная промышленность", №3, 1998, с.42.

67. Прогнозирование как особая категория подхода к проблемам будущего. М., 1970.

68. Психология индивидуальных различий. Тексты. Изд-во МГУ, 1982.

69. Пушкин A.C. Избранные произведения. ОГИЗ., 1946, с.42.

70. Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М., Аспект пресс, 1998.

71. Рейнгард Н.В. Социальное и экономическое значение моды.- Казань, 1889.

72. Салиев Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодежи. Журнал "Социс", М., Наука, №8, 1997.

73. Самуэльсон П. Экономика: В 2 т. М., Алгон, ВНИИСИ, 1992.

74. Севрук М.А. Системы маркетинга: социально-экономический анализ, компьютеризация. М., МГУ, 1992.

75. Симонов В.В. Маркетинг в текстильной и легкой промышленности.- М., Легпромбытиздат, 1991.

76. Смит А. Исследование о природе и причинах богатств народов. Петрозаводск: Петроком, 1993.

77. Современная западная социология. Словарь.- М., 1990.

78. Современный рынок: Природа и развитие / Под ред. Э.Я.Дунаева, И.Е.Рудаковой.- М., Изд-во Моск. ун-та, 1992.

79. Сорокин П.А. Дальняя дорога. Автобиография. -М., 1992.

80. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1,2.- М., 1993.

81. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1992.

82. Социокультурное исследование. Под. ред. проф. Ф.И.Минюшева.- М.,1. МГУ, 1994.

83. Столмов Л.Ф. Изучение и прогнозирование покупательского спроса.- М., Экономика, 1972.

84. Стриженова Т. К. Из истории советского костюма. М.,Совеский художник", 1972.

85. Стриженова Т.К. Н.В. Кирсанова. Ленинград, "Художник РСФСР", 1976.

86. Стриженова Т. К. Развитие искусства советского костюма ( 1917-1967). Автореферат дис. . к. искусствоведения, М., 1971.

87. Сущий С.Я. Пространство культуры. Ростов-на-Дону, 1995, гл.1.

88. Тайны рекламного двора: Советы старого рекламиста,- М., ИТ АР ТАСС, 1993.

89. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма,- М., "Гитис", 1994.

90. Тард Г. Социальная логика. Пер. с фран. Шейтлин М.,- Санкт-Петербург, тип. Ю.Н.Эр л их, 1901.

91. Типология и классификация в социологических исследованиях. -М.,Наука,1982.

92. Типология потребления.- М., Наука, 1978.

93. Тихонова Е.В., Латышева Е.В. Исследование социальных методов регулирования покупательского поведения. Журнал "Социс", М., Наука, 9, 1997.

94. Туркатенко Е.В. Культура и общество в России: новый семинар в Москве. Журнал "Социс".- М., Наука, №9, 1997.

95. Фатрелл И. Основы торговли. Тольятти, 1995.

96. Фишман Р.Б. Мода как социальное явление. Автореф. на . к.ф.н., Свердловск, 1990.

97. Флекснер К.Ф. Просвещенное общество: Экономика с человеческим лицом.- М., Междунар. отношения, 1994.

98. Фостер Н. Найди свой путь в рекламном деле. Н.Новгород: Ай Кью, 1992.

99. Фукс. История нравов. Буржуазный век. М., 1997.

100. Цзе K.K. Методы эффективной торговли. М., 1993.

101. Чень Вэньюэ. Социально-экономический анализ российско-китайского рынка товаров легкой пр-сти. Дис. к.экон.н.-М., 1997.

102. Щварц Карл Генрих. Материалы семинара "Мода / Маркетинг/Дизайн-1999, 2000". Москва, ЦДХ, 7 декабря 1998.

103. Шведов О.В. К проблеме типологии потребления // Изучение спроса в системе хозяйственных связей торговли и промышленности. Сборник научных трудов.- М., ВНИИЭТсистем, 1982.

104. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М., 1978.

105. Элькина З.Б. Мода и ее социальная роль. Автореф. дис. к.ф.н., JL, 1974.

106. Ядов A.B. Социологическое исследование (Методология, программа,методы). М., "Наука", 1972.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.