Модели сознания личности: История возникновения и новые подходы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук в форме науч. докл. Щербаков, Михаил Анатольевич

  • Щербаков, Михаил Анатольевич
  • кандидат психологических наук в форме науч. докл.кандидат психологических наук в форме науч. докл.
  • 1999, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 64
Щербаков, Михаил Анатольевич. Модели сознания личности: История возникновения и новые подходы: дис. кандидат психологических наук в форме науч. докл.: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Ярославль. 1999. 64 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук в форме науч. докл. Щербаков, Михаил Анатольевич

Актуальность работы

Современный этап развития психологии личности выдвигаем ряд кардинальных задач по научному и методологическому осмыслению сформировавшихся подходов и поиску новых принципиальных идей, интегрирующих > различные научные направления. В известном смысле можно утверждать, что психология личности переживает своеобразный, «кризис роста», подобный кризису физики в начале XX в.ека. На наш взгляд разрешение этого кризиса связано не столько с поиском новых фактов или закономерностей, сколько с новыми методологическими подходами и новым уровнем осмысления сознания человека, как целостной системы.

В настоящее время в западной и российской психологии сформировалось разделение психологии на различные, зачастую плохо стыкуемые подходы.

С одной стороны развитие традиционных научных направлений психологии привело к открытию новых фактов и закономерностей и выработке новых подходов к решению различных проблем от терапии до инженерной психологии и моделей управления производством. С другой стороны, появились новые направления, такие как нейролингвистическое программирование, эриксоновский гипноз, психодрама и т. д. Интенсивно развивалась новая волна психологии, предлагающая исследование и использование измененных состояний сознания (ИСС), такие как ребефинг (rebirtliing), вайвейшн (vivation), холотропное дыхание (holotropic breathwork), трансперсональная психология.

Наконец, начиная с 60-х годов бурно развивалась группа практик и подходов под собирательным названием New Age (новый век, новое поколение), включающая как версии психологических техник новой волны, так и течения, основанные на религиозном и мистическом опыте, а также на восточных (Дзен, тантра, тибетский буддизм), шаманских и суфистских практиках. Многие из этих технологий не имеют достаточного научного осмысления, как на Западе, так и в России и фактически стоят особняком от научных психологических школ.

Важной тенденцией в Западной психологии стало также постепенное сближение религиозных . и научно-психологических подходов, появление таких направлений и практик на них основанных как Science of Mind, AAA и др.

Указанные тенденции привели к целому ряду практических и методологических проблем, причем в Российской психологии эти проблемы выступают особенно остро, что связано с бурным и почти одновременным распространением на постсоветском пространстве различных психологических, эзотерических школ и терапевтических техник.

Одной из важнейших задач современного этапа развития психологии является, на наш взгляд, создание адекватных и практически применимых моделей сознания.

Каждое психологическое или эзотерическое направление от фрейдистского психоанализа до Рейки в явной или неявной форме использует свою модель сознания и систему понятий (язык), на ней основанную, причем в некоторых направлениях модель сознания не манифестируется явным образом, а основные предпосылки и гипотезы считаются самоочевидными. Очень часто языки различных школ оперируют взаимно-непереводимыми понятиями или, что еще хуже, используют одинаковые термины, но подразумевают различные их значения; Попытка изучать и применять на практике подходы достаточно различных школ или даже просто обсуждать одно и то же явление с представителями различных направлений науки о сознании может сравниться с проектом строительства Вавилонской Шшнй после того, как Господь смешал языки строителей. Более того, даже в рамках одной психологической школы понятийный аппарат далеко не всегда четко определен и даже основные термины могут допускать широкие толкования.

Заметим, что проблемы языка носят не только академический характер. Язык и способ мышления тесно связаны друг с другом и взаимно определяют друг друга. Поэтому невозможность адекватного перевода понятий приводит к сложности формирования целостного мышления и целостной картины мира, включающую различные представления и подходы психологических школ и направлений.

Особенно актуальной эта задача становится при создании интегративных методик, а также при использовании восточных техник и техник, основанных на ИСС в современном индустриальном обществе. Такие практики получают большое распространение в России, в то же время их проведение без ясного понимания целей и смысла, в отрыве от общего контекста может нанести существенный вред здоровью и психики участникам таких программ.

В то же время именно интеграция различных подходов — от опыта состояний ИСС, до техник социальной адаптации представляется чрезвычайно актуальной на современном этапе.

Другим важным фактором является интеграция различных дисциплин при разработке модели сознания. Модель сознания будущего должна опираться на современные знания о структуре мозга, учитывать специфику взаимодействия нейронов, базовые физические законы и подходы современной информатики и при этом выходить на достаточно значимый уровень обобщений, чтобы описывать не только взаимодействие внутри группы нейронов, но и особенности поведения .личности или группы. При этом важным шагом на пути развития представляется возможность применения физических законов и математического аппарата для проведения исследований в рамках модели.

Актуальность создания такой модели трудно переоценить. Во-первых, это привело бы к совершенно новому уровню методологии как в психологии, так и в смежных дисциплинах, во-вторых, открыло бы новые возможности для создания новых подходов в терапии, социальной адаптации и личностном развитии.

Отметим, что существующие модели сознания по многим критериям не удовлетворяют приведенным требованиям. Модели сознания, предложенные в психоанализе, трансактном анализе, гештальтпсихологии имеют общий эмпирический характер и применимы лишь для определенного класса явлений и ситуаций. С другой стороны исследования когнитивной психологии и биофизики мозга не позволяют на данном этапе сформировать подходы, применимые к описанию психологии личности.

В данной работе предпринимается попытка сделать существенный шаг на пути создания универсальной модели сознания, интегрирующей представления различных направлений и школ, а также использующей аппарат естественных наук и общие данные о структуре мозга.

Делью диссертации является всестороннее исследование интегративных технологий, формирование новых методологических подходов к проблемам сознания и создание многомерной модели сознания. "

Предметом нашего исследования является феноменология различных психологических практик, включая практики, использующие ИСС и модель сознания, основанная на проведенных исследованиях.

В качестве объекта исследования выбраны тренинговые группы Института развития личности и техники групповой и индивидуальной работы, разработанные на основе модели сознания, представленной в диссертационном исследовании.

Для изучения в рамках данной работы были выбраны следующие гипотезы научного исследования: предлагаемая в диссертационном исследовании кластерная модель сознания (далее KMC) может описывать различные состояния и ситуации, актуальные для психологии личности и функционирования сознания как целостной многоуровневой системы; подходы, основанные на физических законах и аналогиях, эффективны для анализа феноменов сознания; для описания модели личности важно учитывать взаимовлияние различных областей личности, то есть инте-гративный подход является принципиальным для описания целого ряда явлений сознания; введение принципиально новых параметров модели, таких как напряжение и свойства среды сознания позволяет получить новые инструменты для анализа личностных и социальных закономерностей; концепция резонаторов и взаимоиндукции позволяет исследовать социальные процессы.

Проверка выдвинутых гипотез исследования предусматривает ряд шагов, которые мы можем определить как задачи исследования.

• Систематизация теоретических подходов и концепций, используемых при построении моделей личности в различных направлениях личностной и когнитивной психологии.

• Разработка общего концептуального подхода к моделированию сознания, как целостной системы.

• Разработка методов анализа феноменов сознания в рамках интегративных психотехнологий с учетом взаимовлияния адаптативных подходов и практик, основанных на ИСС.

• Исследование возможности анализа социальных феноменов на основе анализа кластерной модели сознания

Положения, выносимые на защиту кластерная модель может описывать различные состояния и ситуации , актуальные для психологии личности и функционирования сознания как целостной многоуровневой системы; возможно эффективное и адекватное использование физических законов и аналогий для анализа феноменов сознания; интегратиБНЫй подход является принципиальным для описания целого ряда явлений и закономерностей сознания; напряжение и свойства среды сознания позволяют получить новые инструменты для анализа личностных и социальных закономерностей: ~ концепция резонаторов и взаимоиндукции позволяет исследовать социальные процессы; кластерная модель сознания позволяет проводить анализ различных феноменов сознания и особенно эффективна при разработке и анализе' интегративных психотехнологий; кластерная модель сознания является достаточно универсальным языком описания феноменов сознания и имеет широкий спектр применения.

Научная новизна исследования состоит в том, что аналогичных моделей и исследований на них основанных в странах СНГ и Запада не проводилось. Впервые предлагается достаточно универсальная модель сознания, использующая естественнонаучный аппарат, выходящая за рамки ньютоно-картезианскои парадигмы сознания и имеющая при этом практическое приложение.

При построении модели мы опирались на идеи и подходы развитые К. Юнгом, С. Грофом, JI. Выготским, М.Роговиным, К.Уилбером, К. Прибрамом и др.

Теоретическое значение работы состоит в том, что она вносит вклад в дальнейшее развитие подходов к сознанию как целостной системы. Модель KMC делает важный шаг в направлении интеграции различных подходов, традиционно развивающихся независимо (психология личности, религия, когнитивная психология и исследования структуры мозга).

Методологическое значение работы состоит в формировании нового языка описания феноменов сознания и формировании на его основе метода анализа и построения различных методик групповой и индивидуальной работы. Указанный подход особенно эффективен при рассмотрении интегративных психотехнологий й методик работы с ИСС.

Практическое значение работы заключается в том, что на ее основе разработан целый ряд методов групповой и индивидуальной работы. При этом указанные разработки выполнялись как автором, так и независимыми исследователями На основе опубликованных работ, материалов конференций и семинаров.

Кластерная модель сознания была использована в разработке тренингов личностного развития Discovery, Discovery-Ii, тренинга для бизнесменов Inner Discovery, тренинга Team Spirit, Воскресение, Сад Земли и Неба, Дыхание и Осознание, программы семинаров по танцевально-двигательной те£ Танцуя, профессиональной обучающей профаШЗь ориентированной терапии Интегральная телесная тЩ*апйя \трж модуля), программы Вкус жизни, детского тренинга Солнечный зайчик и Солнечный мир и др.

Материалы диссертационного исследования используются в академических курсах ряда университетов страны в программах «Трансперсональная психология», «Психология личности».

KMC также активно использовалась при разработке различных прикладных программ, включая комплексную программу лечения наркотической зависимости у М9рфиновых и героиновых наркоманов (автор к.м.н. П. Т. Ястребов), и программу реабилитации осужденных (автор п-к. В.М. Труш, подготовлено методическое пособие в рамках программы МВД РФ).

Апробация работы

Основные материалы диссертации неоднократно обсуждались на научно-практических семинарах в Институте развития личности, и в других научных центрах (Русское общество психоанализа, Институт Групповой и Семейной терапии и др.), докладывались на 22 российских и международных конференциях, таких, как Конференция Международной ассоциации свободного дыхания (1993-1998), Международная конференция "Парадигмы XXI века" (VII Козыревские чтения РАЕН), научно-практическая конференция по психологии и психотерапии, российско-американская конференция Vision of the Future, международная конференция IBF "Global Inspiration", Российская трансперсональная конференция и другие научные форумы. Материалы диссертации опубликованы в различных научных и научно-популярных сборниках и изданиях России, СНГ, Великобритании. Автором опубликованы монография и ряд статей по материалам диссертационного исследования.

Структура и объем работы

Диссертационная монография состоит из введения, 6 глав и заключения.

Основное содержание работы пВо Введении обоснована актуальность темы монографии, отражено состояние проблемы, обозначено общее направление данной работы.

Глава I «Кластерная теория интеграции» посвящена постановке проблемы создания модели сознания нового поколения, определению основных понятий и применению модели для анализа интегративных технологий, основанных на дыхательных психотехниках, индуцирующих измененные состояния сознания (ИСС).

На наш взгляд, методология и построение корректного подхода и структурной модели являются стержнем любой науки. В психологии особенно важно добиться достаточно ясного понимания заведомо нечетко определяемых понятий (таких как сознание, трансформация личности, просветление и т. д.). Эта проблема становится особенно острой в связи с тем, что понятийный аппарат изначально зависит от идеологии и базовых предположений конкретной психологической школы, при этом любые определения феноменов сознания не могут быть сформулированы столь же четко, как например, в естественных науках.

Именно методологически правильно выстроенная модель сознания должна ответить на вопросы:

• что является трансформацией личности и что является объектом такой трансформации

• каковы цели трансформационной работы вообще и терапии в частности

• как соотносятся глубинные личностные изменения и взаимодействия с социальным окружением

• насколько корректно и эффективно использование восточных трансформационных моделей, основанных на глубоком личностном опыте и использовании ИСС, для человека современного индустриального общества

• как влияют личностные изменения человека в одной области на систему личностных взглядов и социальную адаптиро-ванность человека в целом

• как соотносятся трансформационные модели и система ценностей мировых религий и духовных практик с методами современной психологии

• и, наконец, что можно принять за критерии трансформации? Каковы точки отсчета и базовые векторы развития трансформации личности. В чем отличие этих векторов (моделей и базовых подходов к трансформации) для разных психологических, терапевтических и религиозных направлений.

В начале 90-х мы предложили ряд идей, связанных с общим подходом к интегративным психотехнологиям (в частности, к тренингам и индивидуальным практикам личностного развития). На наш взгляд, эти практики должны придерживаться холономной парадигмы построения науки, то есть системы, в методологическую основу которой положена гологра-фическая модель Вселенной и сознания человека.

Именно холономная парадигма в значительной степени изменила философию естественных наук в начале XX века. Развитие таких областей, как квантовая механика, релятивистская физика, теория катастроф и модели странных аттракторов в математике, лазерные технологии в значительной степени изменили подход к научным исследованиям. Само представление об объекте и субъекте научного опыта претерпело значительные изменения. Принципиальная невозможность отделить наблюдателя от объекта наблюдения и принципиальная взаимосвязь объектов и явлений, традиционно считающихся совершенно независимыми в ньютоно- картезианской парадигме науки, совершили революцию в научном взгляде на мир.

В области науки о сознании новые подходы, берущие начало в философии квантовой механики и релятивисткой физики удивительным образом смыкаются с философией и методологией восточных философских школ. Прежде всего, следует отметить представления буддизма о взаимосвязанности всех явлений, взаимобытие И невозможности выделения «линии кармы» отдельной личности.

На наш взгляд, именно холономная парадигма может стать методологической основой, как в развитии интегративных практик, так и в психологической науке XXI века. Аналогичные идеи развивались в последнее время выдающимися учеными "Запада, такими как Ф. Капра, С. Гроф, К. Прибрам, Д. Чью, Т. Тулку Д. Бом и др., а также такими выдающимися российскими исследователями, работающими в области изучения и развития интенсивных психотехнологий как В. Козлов, В. Майков, С. Всехсвятский и др.

В то же время, как показывает опыт, применение подходов, основанных на холономной парадигме, в реальной работе практических психологов, психотерапевтов, ведущих тренингов личностного развития наталкивается на многочисленные сложности.

Важным шагом в направлении разрешения этих проблем может стать методически четко оформленная модель сознания, которая с одной стороны носит достаточно универсальный характер и основана На философии голографическои Вселенной, а с другой предлагает достаточно понятные инструменты для анализа и исследования конкретных ситуаций, встречающихся в работе практического психолога.

При этом, на наш взгляд, постепенное проникновение философии естественных наук и, особенно физики и математики в психологию должно быть подкреплено и использованием прямых аналогий, понятийного аппарата соответствующих методов и даже математических моделей и численных расчетов.

Рассмотрим историю развития подходов к построению моделей сознания, выбрав в качестве наглядной иллюстрации строительство самолетов. Хотя такая аналогия может показаться несколько отвлеченной, она наглядно демонстрирует суть проблемы.

На первом этапе самолеты строились исходя из самых общих представлений, интуитивных знаний, основанных на наблюдениях и простейших экспериментах. Такую модель мы можем назвать моделью первого поколения (заметим, что именно по такому принципу построены многие попытки применения техник ИСС и восточных духовных практик в современной России). Иногда такие конструкции работали, иногда нет, иногда испытания сопровождались гибелью людей.

На втором этапе были разработаны ясные эмпирические соотношения и принципы работы, летательных аппаратов (модель второго поколения). Хотя эти принципы и не могли дать детальные ответы на все вопросы и полностью рассчитать поведение самолета в любых условиях, они, тем не менее, позволили совершить настоящий прорыв в развитии аэродинамики. Уравнения были относительно простыми и не всегда строго обоснованными (то есть в значительной степени эмпирическими), но они уже позволяли достаточно корректно рассчитывать конструкции.

Третий этап связан с прявлением суперкомпьютеров и возможностью проводить действительно строгие расчеты, дающие гарантированные результаты: при правильном определении начальных условий.

Еще раз отметим упрощенно-иллюстративный характер указанной аналогии. Сознание человека неизмеримо сложнее конструкции самолета и моясНй с уверенностью предсказать, что создание модели сознания третьего поколения, то есть модели, предусматривающей корректный расчет всех взаимодействий нейронов мозга, учитывающей при этом все внешние взаимодействия, едва ли будет возможен, во всяком случае, в ближайшие 100 лет. Кроме того, проблема граничных и начальных условий для столь сложной системы как мозг человека может оказаться настолько сложной, что некоторые ее аспекты окажутся, принципиально неразрешимыми (принцип индетерминизма в квантовой механике).

В то же время, чрезвычайно актуальной является проблема построения модели сознания 2-го поколения.

В данной работе мы предлагаем ряд идей, которые, во всяком случае, могут послужить отправной точкой для дальнейшего развития такой модели и интеграции различных подходов и методов, как психологии и философии, так и естественных наук в рамках холономной научной парадигмы и голографической картины мира.

Кластерная мЬдель сознания предлагает модель-приближение, основанную на общих знаниях о структуре мозга, и использует аппарат физики твердого тела, квантовой механики и математический аппарат топологии и фрактальных множеств. Настоящая работа рассматривается нами как первый шаг в направлении создания и детальной разработки эффективной модели сознания 2-го поколения.

Отметим, что любая модель сознания всегда подразумевает определенный компромисс между интуитивной простотой и лаконичностью с одной стороны и универсальностью подхода с другой.

Структура и методология модели. При разработке KMC была предложена пошаговая схема, в соответствии с которой предлагается несколько уровней сложности и, соответственно, универсальности модели. В главе Г рассматривается т. н. базо вая двухмерная модель сознания, в главе II вводится ряд новых понятий и вводится в рассмотрение трехмерная модель, в главе IV вводятся в рассмотрение несколько новых принципиальных параметров (факторов) модели, связанных со свойствами среды сознания и предлагается метод анализа личностных и социальных феноменов, основанных на взаимоотношении указанных факторов. В гл. VI высказывается идея о построении модели сознания на базе пространства дробных размерностей (фрактальных множеств). Показывается эффективность такого подхода для анализа ряда феноменов сознания.

Рассмотрим основные понятия и гипотезы базовой модели.

Интеграция и диссоциация

В существующих моделях сознания используется подход, основанный на рассмотрении отдельных областей сознания, ответственных за определенные функции. Примерами такой диссоциации могут служить Эго, Суперэго и Ид в психоанали зе, «родитель», «ребенок» и «взрослый» в трансактном анализе (ТА), субличности в нейролингвистическом программировании (НЛП), гештальты в гештальт-терапии. Используются также такие термины, как паттерны, комплексы и т. д.

Как правило, в одной модели число рассматриваемых паттернов не превышает десяти. Большее число паттернов могло бы создать проблемы для понимания модели, как со стороны клиента, так и со стороны терапевта1. Во всех указанных моделях исследуются конфликты между различными частями личности и предлагаются методы их интеграции. В модели KMC мы будем рассматривать сознание как систему, состоящую из большого набора элементарных паттернов (ЭлП). Каждый такой паттерн фактически отражает определенную структуру нейронов, но не обязательно несет законченную функцию.

Таким образом, элементарный паттерн — это некоторая элементарная структура личности, не обязательно четко диссоциированная. В модели сознания KMC мы подразумеваем существование достаточно большого числа (десятков тысяч — миллионов) таких паттернов. Любое объединение элементарных паттернов мы будем, называть кластером, а процесс формирования таких структур из паттернов или других кластеров — интеграцией. Таким образом, в нашей терминологии и субличности в НЛП, и гештальты, и «внутренний ребенок» в ТА являются кластерами.

Базовая модель KMC

Рассмотрим базовую двухмерную модель сознания (рис. 1-1). Ось ординат имеет смысл «глубины» уровней сознания и связана с частотами электрической активности мозга (альфа-ритм, бета-ритм и т. д.)2. Верхний слой мы будем называть адаптативным — это та часть сознания, которая отвечает за поведение, мотивацию и социальную адаптацию. Подповерхностный слой содержит информацию, связанную с личностной историей — опытом, навыками, стереотипами поведения и восприятия, сложившимися в процессе развития индивидуума.

1 Здесь и в дальнейшем мы будем называть "клиентом" любого человека, с которым проводится индивидуальная терапия или консультирование, а также участника любого семинара или тренинга, а "терапевтом", или "инструктором" — .человека, который такую работу проводит. Хотя эта терминология далеко не идеальна, она поможет нам соблюдать единообразие понятий при анализе различных методов.

2 В данной упрощенной двухмерной модели это соответствие не является полным.

Несколько нйже — слои сознания, связанные с пренаталъ-ной и перинатальной информацией, т. е. информацией и опытом, полученным в период внутриутробного развития плода и в процессе родов. Отметим, что базовые перинатальные матрицы в модели Грофа могут рассматриваться как слои в перинатальной структуре.

Шкяяа глубины уровней солнания / ВЭ / /

АРХРТЙПЫ, • ТРАНСПСЙСОМАЛ WWЫЙ СЛ<у£Д yWMR РРС АЛ^НЫР МОДЛЛКМОСТИ ' ' ' "■ '' ^ *'* ' ^ * \

Шкала смыслов

Рис. 1

Под ними — трансперсональные слои. Понятие трансперсональных областей сознания было введено и исследовано К. Юнгом и получило дальнейшее развития в работах ряда исследователей, среди которых следует особенно выделить С. Грофа и К. Уилбера. Отметим, что KMC оперирует подходом, несколько отличающимся от модели архетипов Юнга и подходов Грофа и Уилбера. Вводится понятие базовых форм или универсальных модальностей — глобальных энергетических структур, резонансных к определенным глобальным модальностям Вселенной. При этом относительная глубина уровня считается связанной с длительностью эволюционного развития данной формы. Базовые формы резонансны к гигантским источникам энергии во Вселенной и именно на этом строятся многие религиозные, эзотерические и магические техники. KMG рассматривает базовые формы как своего рода ортонормирован-ный базис. В различных методах работы с сознанием доступны для исследования проекции базовых форм, часто существующие в виде метафор (в этом смысле архетипы Юнга являются именно такими проекциями). Исследование взаимодействия базовых форм с менее глубокими слоями сознания может дать исключительно ценный материал для развития ресурсов человека. ■

В главе VI (с. 192) понятие базовых форм расширяется и вводится термин Эволюционные программы (ЭП). Такие программы формировались на протяжении всей Истории эволюции живых существ на Земле. Если программа существует в течение длительного периода, она формирует устойчивую структуру в сознании человека, с другой стороны, чем дальше этот период отстоит от нашего времени, тем труднее к ней доступ. Особенно сложен доступ к программам, сформированным до возникновения коры головного мозга. Значительно легче доступ к программам млекопитающих.

Трансперсональный слой разделен так называемым энергетическим барьером. Введение этого понятия основано на характерных особенностях структуры мозга и особенностях его эволюции. Более старые отделы — древний и передний мозг формировались на протяжении около миллиарда лет, в то время как кора — нескольких миллионов. Одним из следствий этого являются различные характерные частоты, ритмы различных отделов мозга. Такая структура затрудняет прямую связь между архетипйческим и адапгативным слоями сознания. В то же время KMC показывает, что сознание является единым голографическим: пространством, в котором связь может осуществляться не только через' прямое взаимодействие, но и за счет квантовых туннельных эффектов (при наличии соответствующих резонансных структур). Таким образом, на данном этапе эволюции человек от рождения не имеет гарантированного доступа к некоторым мощным ресурсам сознания, но имеет возможность их развития. Способы такого доступа обсуждаются в Гл. I и VI.

Отметим, что наряду с информацией и программами, сформировавшимися в процессе эволюции живой природы (т. е. формирования человека как вида), трансперсональный слой включает в себя и кластеры, содержащие информацию (программы, стереотипы поведения и восприятия), сформировавшиеся в процессе развития истории человечества. Опыт нашей индивидуальной и групповой работы, а также данные таких вьщающихся терапевтов и исследователей как С. Гроф, Н. Вутон (Norman Voughton), В. Майков, Е. Зуев и др. подтверждают наличие такой информации. Отметим, что эта информация достаточно индивидуализирована и может быть отнесена к трансперсональному слою лишь с некоторой долей условности. Природа и механизмы появление такой информации в трансперсональном слое пока не получили достаточного научного осмысления, также нет данных, позволяющих утверждать, что трансперсональный слой содержит полную информацию о конкретной исторической личности другого человека. В одних научных и философских школах ее существование объясняется, прежде всего, генетическими особенностями, в других — случайными сочетаниями различных частей ДЙК при зачатии, в третьих — концепцией реинкарнации. Так или иначе, в рамках предлагаемой модели мы подразумеваем наличие специфической Информации, связанной с фрагментами истории человечества.

Наконец, самый глубокий слой — уровень универсального единства изначально является единой интегрированной структурой, в которой разделения по смыслам нет. Уровень универсального единства соответствует, по всей видимости, одной из характерных волновых структур вселенной, имеющей наиболее древнее происхождение. Этому уровню довольно сложно дать четкое вербальное функциональное описание. Часть людей может описывать взаимодействие с информацией этого уровня, как общение с Богом, Вселенским разумном, Единой энергией Вселенной, энергией Рэйки и т. д. Наличие такого уровня во внутреннем пространстве индивидуума подтверждается как практическим опытом работы, автора, так и целым рядом современных исследователей: А. Маслоу, С. Гроф, Р. Моуди, Э. Кюблер-Росс, Идрис Щах, К. Уилбер. Это подтверждается также анализом религиозного опыта и положений мировых религий и восточных духовных практик. '

Важно отметить, что хотя в обычных условиях прямой доступ к глубинным слоям сознания существенно затруднен, и они редко доступны для непосредственного осознания и анализа, все структуры сознания оказывают влияние на структуру личности, в том числе и на поведение, т. е. на поверхностный адаптатйвный слой. Так же, как и кластеры адаптативного слоя оказывают влияние на структуры всех глубинных слоев. Природа и механизмы такого взаимовлияния будут рассмотрены ниже.

Одной из наиболее важных особенностей KMC является использование аналогии и аппарата квантовой физики твердого тела и других естественных дисциплин. Именно это позволяет делать нетривиальные выводы и прогнозы относительно структуры личности. Обратим внимание на основные особенности модели.

В KMC «среда сознания», то есть пространство, в котором существуют кластеры и материал, из которого они строятся, представлена в виде аморфной твердотельной структуры с ближним порядком. При описании процессов, Происходящих в такой структуре, мы будем рассматривать электростатические и, что важно, электродинамические взаимодействия, а также внешние динамические энергоинформационные поля. Более подробно особенности модели, связанные со свойствами среды сознания рассматриваются в главе IV (с. 131).

Использование «динамической» модели означает, что каждый элемент имеет свою характерную частоту колебаний и может рассматриваться как набор волн (волновой пакет), взаимодействующий с полями других элементов и внешними электродинамическими полями. При этом роль «структурообразующего материала» выполняют ЭлП, а рост и взаимодействие кластеров могут быть описаны с помощью моделей физики аморфных структур и квантовой механики.

Отметим, что каждый кластер (и каждый ЭлП) является своеобразным резонатором, то есть представляет собой своего рода антенну, работающую «как на прием», так и на «передачу». Таким образом, каждый кластер воздействует на всю структуру сознания, причем это воздействие Тем сильнее, чем ближе расположены кластеры друг к другу. При этом возможны и «туннельные эффекты», то есть сильное взаимодействие кластеров, расположенных относительно далеко друг от друга, но определенном образом подстроенных (резонансных) друг к другу.

Важной особенностью развития личности является взаимодействие с окружающей средой. В модели KMC мы будем называть источник такого воздействия внешней энергией (ВЭ). Как показано на Рис. 1-1, ВЭ идет в основном «сверху», т. е. через адаптативный слой. Проходя через глубинные слои и взаимодействуя с ними, ВЭ постепенно затухает, «экранируется», причем тем сильнее, чем больше структур в верхних слоях находится на ее пути. Следует отметить, что возможно и прямое воздействия на глубинные слои, однако это достаточно специфические и редко встречающиеся в современной индустриальной культуре ситуации.

Формирование кластеров

В процессе развития личности происходит формирование и рост кластеров. При этом каждый кластер формируется под воздействием: a)структур, лежащих под ним b)внешней энергии

При зачатии человека информация об эволюционном пути развития вида уже содержится в зародыше плода. Затем плод проходит цикл развития, при котором происходит как бы повторение всей эволюции живого на Земле (зародыш проходит через форму рыбы, рептилии и т. д.). В этот период на формирование личности влияют также внешние условия, т. е. особенности протекания беременности у матери, ее внутреннее состояние и состояние здоровья, а также индивидуальная информация, связанная с конкретной личностью.

Человек рождается с уже сформировавшимися структурами глубоких слоев сознания и уже существующими определенными программами поведения. Обстоятельства родов накладывают свой отпечаток На структуру личности и формируют свои структуры сознания, что впоследствии также отразится на поведении. В дальнейшем на этих Структурах «надстраиваются» новые, связанные с особенностями личной истории, воспитания в семье, социальных норм и т. д.

Таким образом, на каждую область сознания воздействуют все другие структуры, как поверхностные, так и очень глубокие. Влияние конкретного кластера на данную область сознания тем сильнее, чем он ближе. При прочих равных условиях более сильно проявляется влияние структур, < находящихся на одной «вертикальной оси». Как уже отмечалось, в такой канальной структуре каждый следующей слой надстраивался над более глубоким, либо в процессе эволюции (более глубокие слои), либо в процессе развития личности (слои от пренатадь-ного и выше). Рассматривая каждое конкретное событие, мы могли бы проследить его «корни» вглубь по структуре. В одних случаях влияние глубоких слоев, сформировавшихся в процессе эволюции, будет почти незаметным, в других — определяющим. Отметим, что информация глубоких слоев (во всяком случае, глубже пренатального) практически недоступна непосредственному осознанию. Даже в очень глубоких расширенных состояниях сознания доступ к ней крайне затруднен.

Формирование большинства кластеров уже происходит в условиях «конфликта», то есть под воздействием Глубоких структур, с одной стороны и нерезонансной к ним ВЭ, с Другой.

Отметим, что в KMC мы не вводим понятие «положительных» или «отрицательных» («плохих» или «хороших») ВЭ или кластеров, в каждом конкретном случае рассматривается степень подстроенности (резонансности) кластеров друг относительно друга или кластеров и ВЭ.

Для иллюстрации подходов KMC рассмотрим несколько примеров анализа характерных проблем, рассматриваемых в рамках практической психологии и психотерапий.

Психотерапия в базовой модели KMC

Основными проблемами личности, решаемыми в рамках психотерапии с позиции KMC, являются конфликты: ' a) между поверхностными структурами и внешней энергией, т. е. существование «нерезонансных», неподстроенных к ВЭ кластеров; b) между кластерами.

Действительно, кластеры возникают различными путями и совсем не обязательно «резонансны», подстроены друг к другу. Конфликты Между близлежащими кластерами приводят к созданию напряжений в системе и, возможно, к постоянному спонтанному изменению структуры под воздействием ВЭ. Другими словами, система с сильными напряжениями неустойчива к внешним воздействиям. На уровне внешних реакций это может проявляться как эмоциональная нестабильность и дискомфорт, а также в виде функциональных и соматических нарушений.

Поведенческая терапия ставит своей целью решение проблем первого рода, т. е. подстройки поверхностных структур к ВЭ. В таких методиках клиентов обучают методам и стратегиям поведения в обществе, специфическим навыкам общения, повышению социальной адаптации на рациональном уровне, при этом, фактически, терапия воздействует и на более глубокие уровни, но через трансформацию поверхностных.

Однако в такой терапии существует ряд проблем. Действительно, если недалеко от той поверхностной структуры, с которой проводится работа, расположен мощный глубинный кластер (рис. 1-2), то результат такого изменения не будет стабильным. Через некоторое время глубинный кластер разрушит своим полем новую, неподстроенную под него структуру и система возвратится либо к прежнему состоянию, либо, в лучшем случае, к промежуточному.

Рис. 1-2 ' ' - '

Таким образом, через некоторое время после серии сеансов с видимыми положительными результатами, может наступить неожиданная регрессия к исходному состоянию. Наконец, в ряде случаев, глубокие кластеры оказываются настолько сильными, что просто не позволяют менять близлежащие адапТа-тивные структуры. Так, фобии, как правило, плохо поддаются терапии на рациональном уровне. В различных психологических школах эти проблемы решаются по-разному.

В бихевиористских подходах, например, в методе десенсибилизации проводится длительное систематическое воздействие на верхний адаптативный слой, что позволяет постепенно перестроить и глубинные слои полем верхнего слоя. Следует отметить, что такие процессы требуют постоянной сильной и длительной подкачки поверхностной структуры. В примере Дж. Уолпа терапия фобии методом десенсибилизации проводилась 5 месяцев по 5 раз в неделю и еще в течение 7 месяцев с меньшей периодичностью. Курс эмотивно-рациональной терапии по Эллису продолжался 47 сеансов в течение двух лет. В то же время поверхностные кластеры, формируемые такими методами, могут быть весьма устойчивы к внешним воздействиям.

Отметим, что с позиции KMC большую роль в поведенческой терапии может играть не только терапевтический метод, но и прямое воздействие ВЭ терапевта. При этом важно внутреннее состояние самого терапевта и изоляция клиента в условиях стационара. Яркий пример такого воздействия — рациональная терапия Дюбуа. В то же время для успешного проведения такой терапии необходим длительный курс, и после прекращения контакта с ВЭ терапевта возможно разрушение сформированных кластеров нерезонансной ВЭ.

Другая группа терапевтических методов ставит целью непосредственный доступ к глубинным структурам. Это, прежде всего, методы, основанные на использовании измененных состояний сознания — директивный и недирективный гипноз, медитативные и дыхательные техники и т. д. Появление и быстрое распространение в последние годы интегративных психотехнологий предлагает комбинированное воздействие, как на адаптативный, так и на глубокие слой сознания. В данной работе мы более подробно рассмотрим дыхательные трансовые техники.

Итак, указанные техники ставят своей целью непосредственный доступ к кластерами в глубоких слоях. Так, в классическом ребефинге (rebirthing) клиент проходит, через переживание перинатального периода и родов. При этом в случае удачного процесса происходит интеграция и трансформация глубинных кластерных структур. В последнем случае клиенты таких рессий отмечают глубокую и ярко выраженную катарсиче-скую интеграцию — полностью меняются ощущения, клиент чувствует себя помолодевшим, иногда наполненным новым пониманием жизни и т. п.

Иногда этот опыт интегрируется в дальнейшую жизнь, иногда нет. Известны профессионалы, прошедшие несколько десятков процессов «рождения» без видимых положительных результатов. Рассмотрим процесс интеграции глубоких кластеров в модели KMC (рис. 1-3). Этот процесс может быть инициирован дыхательной сессией, индуцированным трансом или другим способом. a b с

Рис. 1

1-я стадия — формирование новой кластерной структуры. Это может быть слияние нескольких уже существующих кластеров или рост нового из зародыша, т. е. из точки наибольшей напряженности.

2-я стадия — разрушение иди трансформация близлежащих структур, неподстроенньхх к новому мощному кластеру. Если близлежащая структура «отвечала» за личностное или соматическое нарушение, человек может совершенно неожиданно исцелиться. Так на одной из программ ИРЛ на следующий день поСле процесса ИСС неожиданно исчезло тяжелое соматическое заболевание причем, без видимой внешней связи с контекстом сессии.

Однако возможен и другой случай — «недоинтегрирован-ный процесс», при котором новорожденный кластер разрушается старыми нерезонансными структурами.

3-я стадия — достраивание глубинного кластера до поверхностного адаптативного слоя — формирование канального кластера (КК). При этом поверхностные структуры изменяются, что влечет за собой изменение поведения человека и его социальной адаптации. Следует отметить, что эта стадия наступает не всегда. То, насколько эффективно формируется такой КК, зависит от дальнейшей работы терапевта и клиента. Заметим; что психоаналитическая работа со сновидениями может рассматриваться как типичная методика формирования КК в определенной области смыслов.

Интересно исследовать, что произойдет, если третьей стадии не было и произошло формирование мощного глубинного кластера. Велика вероятность, что этот кластер разрушит своим полем уже сформированные адаптативные структуры (рис. 1-2Ъ). Через некоторое время на их месте, разумеется, сформируются новые, но не сразу и необязательно резонансные к ВЭ и окружающим структурам. При этом после такой терапии клиент может оказаться еще менее адаптированным и более фрустрированным, нежели до нее. Такие эффекты иногда наблюдаются после сессий холотропного дыхания, ребе-финга и при работе другими методиками, основанными на ИСС. Разумеется, такие эффекты могут быть связаны не только (и не столько) с методом, сколько с практикой его применения и с индивидуальными особенностями конкретного клиента.

В некоторых случаях наличие глубокого изолированного кластера может приводить к тому, что человек совершает значимые поступки (соответствующие электродинамическим наводкам на адаптативную область), смысл и мотивацию которых он плохо осознает.

Рассмотрим ситуацию, когда третья стадия успешно завершена и канальный кластер сформирован. По окончании тренинга (терапии) клиент покидает группу (терапевта) и оказывается в привычном социальном окружении (ВЭ), как правило, существенно отличающемся от ВЭ тренинговой группы. Дальнейшая трансформация сформированного кластера происходит в процессе 4-й стадии.

4-я стадия. Верхний слой канального кластера подвергается сильному воздействию ВЭ. В данном случае ВЭ может проявляться в виде общения с близкими и коллегами по работе, общей энергией города, квартиры и т. д. Во многих случаях это приводит к полному или частичному разрушению или изменению верхней части КК. Глубинная часть, менее подверженная ВЭ и, как правило, гораздо более устойчива к внешним воздействиям (рис. 1-4).

ЧЧ вэ ЧЧ

Ч Ч вэ Ч Ч

Ч V вэ Ч Ч

Рис. 1

Отметим, что, к сожалению, этот процесс довольно типичен, как для индивидуальной терапии пациентов — невротиков, так и для многих семинаров личностного развития. Через некоторое время клиенты отмечают, что «жизнь вернулась в прежнюю колею». Часть таких людей стремятся решить эту проблему, посещая все новые и новые семинары и «коллекционируя» терапевтов. При этом формируются довольно специфические Кластерные структуры. Постоянное разрушение и восстановление кластеров в одной и той же зоне приводит к изменению ближнего порядка структуры в локальной области — к «размягчению» среды. Большинство семинаров и терапевтических методик и гак предусматривает повышение температуры среды, так как это увеличивает подвижность ЭлП и облегчает трансформацию кластеров. Если же на семинар приходит человек с уже «размягченной» областью, интеграция происходит почти мгновенно и это может ошибочно оцениваться терапевтом как решение проблемы или достижение инсайта. Однако столь же быстро структура возвращается в прежнее состояние — нейроны научились менять структуру связей.

Таким образом, формирование верхней адаптативной структуры кластера является исключительно важным (рис. 1-5).

Любые изменения в глубинных слоях сами по себе не имеют смысла, если тем или иным образом не будут распространены на адаптативный слой. То есть глубокий внутренний опыт не станет частью реальной обыденной жизни. В психологической практике важно либо заранее формировать кластеры, подстроенные именно к той ВЭ, с которой будет иметь дело клиент после семинара или терапии, либо предлагать способы созда

ЧЧ вэЧЧ ЧЧ вэЧ Ч

ЧОВШИГ ят(мп стеби* авсыр : ния новой, более «дружелюбной» внешней энергии. Более подробно такиеособы обсуждаются в разделе IV,

Как уже отмечалось,' кластерная модель сознания использует аппарат физики твердого тела Одним из важных механизмов, описывающим процессы в структуре сознания являются квантовые туннельные эффекты. Это, а также ряд других физических особенностей приводит к тому, что трансформация кластеров может производиться не постепенно, а скачкообразно (Дискретно). В ряде случаев локальную интеграцию кластеров даже проще провести быстро через локальный разогрев области, в которой они находятся, чем постепенно разрушать кластер и наращивать следующий. Именно на таком эффекте основаны «психологические марафоны», интенсивные тренинги личностного развития и некоторые модели индивидуальной работы.

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Целью психотерапии и методик развития личности с позиции KMC является создание мощного стабильного канального кластера максимальной глубины.

2. Стабильность кластера обеспечивается: а) его размерами — чем больше кластер, тем он стабильнее, т. е. целесообразно интегрировать кластеры в различных областях смыслов в общую структуру; б) плотностью его структуры, т. е. целесообразно доводить до значимой степени интеграции один процесс, прежде чем начинать новый; в) его глубиной, т. е. целесообразно работать с различными слоями сознания, вплоть до перинатальных и архетипи-ческих в одной области смыслов; г) мощностью его адатативной «крыши», наиболее подверженной воздействию внешней энергии, т. е. целесообразно уделять особое внимание работе с адаптативным слоем и выстраиванию резонанса между ним и внешней энергией, в том числе и'изменяя ВЭ.

3. Формирование кластеров может проводиться из любого слоя сознания, как «сверху вниз», так и «снизу вверх». Первый способ, как правило, более длителен, но й более стабилен и безопасен. Возможно сочетание этих способов — формирование общей кластерной структуры из нескольких резонансных зародышей в близких областях смыслов. '

4. Изменение кластерных структур и их интеграция часто происходят дискретно за счет квантовых «туннельных» эффектов.

В Главе I, раздел V, 34 проводится анализ основных мировых религий, а такжеецифических духовных практик, получающих распространение на Западе (суфизм, Дзен, шаманские техники)позиции KMC. Вводится понятие глобального кластера и рассматривается значение понятие «просветление»позиций модели. Рассматриваются различные методы личностной трансформации, предлагаемые практиками и ритуалами различных религий и духовных школ. Рассматриваются проблемы экологиизнания при использовании ряда восточных техник ввременном российском обществе.

В главе II, 47 вводится трехмерная модельзнания и рассматривается модель экранирования для анализа личностных проблем.

Структура сознания и нестабильность

Структура сознания постоянно находится в более или менее нестабильном состоянии и, как и любая система, стремится перейти в более стабильное.

Нестабильность структуры сознания обусловлена тем, что различные кластеры нерезонансны, не подстроены друг к другу, причем, чем сильнее различие, тем больший вектор напряженности возникает между ними. При этом наиболее интересны для анализа случаи^ когда вектор напряженности действует в одной и той же области смыслов, т. е. либо «вертикально» между различными слоями (рис. II-1, связь 1) — эту ситуацию мы будем называть нестабшльность первого рода, либо между симметричными областями различных полушарий (рис. II-1, связь 2) — нестабильность второго рода.

ПОЛУШАМ уровни

ДОМВ0ЕП01М11М1р

Я ■ • ■ :-,-; • • * смыслы смыслы даввний моаг

Рис. II

Ситуацию, когда напряженность возникает между кластерами, расположенными в различных областях смыслов, т. е. все, другие случаи, мы будем называть нестабильностью третьего рода. .

По-видимому, сильные нестабильности первого и второго рода не являются органичными .для системы сознания, и их наличие приводит к различным психологическим проблемам:. В то же время эти нестабильности оказывают существенное влияние на структуру сознания, так как при этом возникает напряжение между «близлежащими» кластерами.

Остановимся на органической причине нестабильности первого и второго рода. В процессе развития личности неизбежно возникает целый ряд векторов напряженности, связанных с нестабильностью 1-го рода. Рассмотрим этот процесс более подробно. Структура сознания новорожденного представляет собой почти чистые верхние слои и Хорошо сформированные нижние. В дальнейшем развитие верхних слоев происходит в условиях постоянного конфликта внешней энергии (ВЭ) и энергии глубоких слоев, чаще всего очень'слабо резонансных друг к другу. Формирование такого конфликта начинается уже с процесса рождения. ВЭ, существующая в обычном западном роддоме, имеет мало общего с а(МеТйпйЧеской энергией соответствующих слоев смыслов (последняя связана с естественной энергией природы и с эволюционно-ббусловленными программами, отвечающими процессам рождения у животных). Таким образом, нестабильности 1-го рода и соответствующие вертикальные векторы напряженности формируются уже во время родов и в дальнейшем помогают формировать новые нестабильные кластеры в более высоких слоях.

Нестабильность первого рода и духовный экран

Верхние слои сознания, как правило, довольно слабо резонансны к глубоким, т. е. к слою универсального единства, архетипам и универсальным модальностям, связанным с природой. Действительно, хотя слой универсального единства и отделен энергетическим барьером от поверхностных слоев, его энергия достаточно велика и он постоянно воздействует на все слои сознания, включая и адаптативный.

Если система находится в сильно нестабильном состоянии, она стремится перейти в более стабильное или найти источник энергии для поддержания существующей нестабильности.

В этом случае существуют три основные возможности для развития структуры сознания.

1. Система использует свою энергию для снижения чувствительности к внутренним сигналам и поддержания существующей нестабильности — для этого могут использоваться:

• химические средства, изменяющие сознание— алкоголь, наркотические препараты;

• «информационный шум», постоянный поток информации извне — активные развлечения, действия, связанные с острыми ощущениями, тотальное погружение в определенный вид деятельности;

• средства mass media «наркотического» характера — телевизор, компьютерные игры, Интернет и т. д.

2. Система перестраивается так, что верхние слои подстраиваются к нижнему.

Сильная напряженность — один из возможных трамплинов к быстрым и значимым изменениям. Однако такой путь может оказаться очень непростым и, скорее всего, потребует полной изоляции в условиях с ВЭ более резонансной к глубоким слоям.

В условиях не очень сильного вектора напряженности возможен путь относительно: медленной, постепенной подстройки к глубоким слоям, при этом основным ключом могут быть методы, повышающие чувствительность к внутренним сигналам — транс, медитации, ИСС. Все же этот путь представляет известные сложности, особенно в условиях действия нерезонансной ВЭ и отсутствии в западной культуре устойчивых навыков к глубоким медитативным практикам.

3. Система формирует специфические структуры, экранирующие вектор напряженности и приводящие ее в более стабильное состояние.

Вероятно, именно формирование специфических экранов является одним из основных способов взаимодействия с проблемами в западной культуре, особенно это относится к духовной облас-та,

Рассмотрим формирование духовного экрана в двухмерной модели KMC. Нерезонансность адаптативного и духовного уровней приводит к возникновению напряжения в системе вектора совести»), причем, чем сильнее модель поведения и восприятия на адапта-тивном уровне отличается от ценностей, связанных с глубокими слоями сознания, тем больше будет это напряжение (рис. Н-2а).

Рис. П-2а

Появление такого напряжения приводит к нестабильности адаптативного слоя и, следовательно, к необходимости для всей системы сознания найти способ стабилизации. Самым естественным способом стабилизации была бы подстройка адаптативного уровня к глубоким экзистенциальным слоям (построение каналь-.^ ного кластера), однако такая подстройка представ-Рис. Ц-2Ъ ляет сложности, и система может выбрать гораздо более простой и незамысловатый способ стабилизации — сформировать свой собственный экранирующий слой над энергетическим барьером (рис. 11-2Ь).

Этот барьер и становится своего рода «заместителем бога», кумиром, как бы «замещая» слой универсального единства для поверхностных слоев сознания. К таким кумирам или сверхценным экранам (СЭ) могут относиться и ритуалы мировых религий, и политические идеологии, и социально-значимые принципы и эталоны. Отметим, что в отличие от кропотливой работы по формированию канального кластера процесс создания кумира относительно прост, более того, при изменении внешних условий можно легко и просто изменить экран, приспособив его к новым условиям.

Поскольку экран лежит в менее экзистенциальной области, нежели глубокий духовный слой, кумир приобретает черты, характерные для адаптативного слоя сознания. Сверхценный экран (кумир), как правило, оформляется в конкретную ограниченную модель духовности — сверхценная церковь или идеология, здание или сверхцённый символ.

Однако, хотя структура СЭ (рис. П-2Ъ) и экранирует глубокие слои, она, как правило, не может создать достаточно равномерный экран во всех верхних слоях сознания и, следовательно, достаточно стабильное поле. Это особенно верно в случае, если экран подстроен к поверхностным слоям и непод-строен к глубоким. самом верхнем адаптативном слое или за его пределами, так как это позволяет создать более равномерное поле в системе сознания.

Функция негативного экрана — образ врага. При этом, поскольку НЭ лежит ближе к адаптативному слою, чем сам СЭ, «дьяволу» в таком случае уделяется гораздо больше внимания, чем «богу». Отметим, что обе составляющие биполярного экрана лежат в неглубоких областях сознания и, следовательно, представления о добре и зле не могут быть достаточно экзистенциальными. В силу уже отмеченной структуры биполярного экрана, негативный экран ближе к поверхности, т. е. враг лучше конкретизирован, чем кумир.

Сформулируем основные признаки духовного экрана. Образ кумира идеализирован, но не лежит в трансцендентной сфере. Приверженность ему основана не на личном опыте и переживаниях, а на вере и авторитете лидеров, а также на традициях и социальных установлениях.

2. Ритуалы из вспомогательных средств становятся самоценными, ^

3. Весьма вероятна концентрация на образе врага.

4. Нетерпимость и агрессивность в отношении инакомыслящих.

5. Полная уверенность в абсолютной истинности и непогрешимости своих взглядов и идеологии. V вэ у у чргзтрвм « '¡'Р ч

Следующий шаг — формирование биполярного экрана (своего рода плоского конденсатора) с помощью негативного экрана или антикумира

Рис. П-2с рис. II-2с). Негативный экран (НЭ) расположен в более поверхностных слоях, нежели СЭ; часто он даже формирует проекцию в

6. Отказ от любой попытки осознания или анализа системы ценностей и их развития.

В России переход: религиозность (борьба с дьяволом) ^ (коммунизм (борьба с врагами){религиозность (борьба с инакомыслящими и иноверцами) произошел легко и быстро, так как при этом не менялась модель взаимодействия с нестабильностями первого рода. Для системы сознания гораздо легче изменить ярлыки биполярного экрана, чем полностью отказаться от экрана и перейти к другой модели восприятия мира

Каковы достоинства и недостатки СЭ с точки зрения стабильности и развития структуры сознания? Положительные стороны уже были упомянуты — быстрый Перевод системы в более стабильное состояние: Вектор напряженности экранируется, что позволяет снять чувство вины или неудовлетворенности собой и окружающим миром. Однако такая модель взаимодействия накладывает ряд принципиальных ограничений на развитие и гармонизацию структуры сознания, кроме того, рассматриваемый экран проявляет неустойчивость в ряде ситуаций. " •

Экран приводит к тому, что энергия (и, следовательно, информация) не может свободно циркулировать между слоями — осознание окружающего мира и его глубинных истин заменяется искусственно созданной упрощенной, вульгаризированной моделью. V

Возможность проявления творчества в системе с биполярным экраном ограничена. Не случайно истинно творческие люди плохо уживались с системами. Созданными на основе биполярных экранов, будь то Коммунистическая партия или реакционная церковь. Наконец, блокирование энергии в системе с СЭ может приводить к психическим и соматическим нарушениям и затрудняет формирование сложных кластерных структур. Как уже отмечалось, экранирование делает систему более стабильной, но возможности такой стабилизации ограничены и исчерпываются тем, что может дать конкретная конструкция экрана. Если экран перестает удовлетворять, остается либо пользоваться первым способом (алкоголь), либо строить новые экраны, либо менять модель взаимодействия.

Самый очевидный способ избежать экранов — это практиковать осознанность во всех областях жизни, в том числе относительно своего духовного мира, т. е. во взаимоотношениях с духовными слоями сознания. Не вдаваясь в обсуждение практик осознанности, обратимся к возможности взаимодействия с уже сформированными экранами.

Положительный сверхценный экран может быть использован для прохода В глубинные слои сознания, если перестроить его определенным образом. Действительно, если экран подстраивается не под верхние адацтативные слои, а под глубинные, то он может стать своего рода ступенькой для постепенной подстройки всей системы к уровню универсального единства. При этом такой экран должен постоянно изменяться, отражая внутреннее развитие системы, и для его успешной динамики очень желательна поддержка извне. Такой ступенькой может служить ритуал или ритуализованные практики.

Признаки такой системы:

1. Смысл и ценность ритуалов осознана. Ритуалы рассматриваются как важные вспомогательные механизмы для духовного роста.

2. Личный опыт является определяющим в развитии системы.

3. Система постоянно развивается, при этом могут меняться ритуалы и другие детали картины мира.

4. Анализ и осмысление картины мира является важным инструментом развития системы.

5. Отсутствует ориентация на внешнюю агрессию и утверждение собственной исключительности и безусловной правильности своей идеологии.

Отметим, что если такая ступенька перестает развиваться, она превращается в уже описанный сверхценный экран.

Локальный экран

Вектор напряженности может формироваться не только слоем универсального единства, но и любыми мастерами, как пряженностями. Один из них (третий способ) — это формирование локального экрана (рис. Н-З).

В общем случае экран может быть создан вокруг любого переживания, стереотипа, идеи или свойства личности, которые система не может, не умеет или отказывается осознать и интегрировать в общую картину мира.

Наиболее важное отличие локального экрана от сверхценного в том, что он уже не является плоским конденсатором, а может образовывать замкнутые поверхности и, в отличие от предыдущего случая, практически полностью экранировать кластеры, оказавшиеся «внутри». Чаще всего такие экраны формируются в поверхностных и подповерхностных областях.

Рассмотрим ситуацию, близкую к случаю духовного экрана, — экранирование архетипических кластеров. Архетип Анимы (Анимуса) создает наводку в верхних слоях, т. е. формируется идеализированный образ женщины, возлюбленной, объекта поклонения. Этот идеальный образ не может существовать долго. Он должен быть либо соотнесен с реальной жизнью и, соответственно, либо изменен, либо экранирован. В последнем случае чаще всего выбирается максимально недося / ЪЪ / / уже было отмечено, существуют три способа взаимодействия системы с такими локальными нав глубокой, так и в поверхностной и подповерхностной области. Поскольку все слои, кроме самого глубокого, имеют свою структуру, напряженности, создаваемые кластерами этих структур, будут носить локальный характер. Как

Рис. 11гаемый объект, который и играет роль локального сверхценного экрана.

В случае достаточно сильного влияния соответствующего кластера архетипического слоя образ прекрасной дамы становится более трансцендентным и может проявляться через сны, видения и т. д. Такие образы вдохновляют поэтов и художников, однако если этот образ экранируется и совмещается с образом реального человека, возникают серьезные личностные проблемы, обычно трудно поддающиеся терапии.

При этом такое рассогласование образов требует введения дополнительного стабилизирующего негативного экрана — образа врага (как и в ситуации, описанной в предыдущей главе). Образ врага может проявляться в удачливом сопернике, реальном или вымышленном любовнике (любовнице), злых родителях и т. д. Такую структуру мы будем называть локальным негативным экраном (ЛНЭ).

Стратегия взаимодействия с ЛНЭ — в конструировании соответствующего образа и подборе под него подходящего человека. При этом человек уверен, что именно данный конкретный враг и является причиной всех бед, и переубедить его в этом логическими доводами совершенно невозможно.

Психотерапевты бывают весьма фрустрированы такими случаями, так как, разобравшись с одним экраном, мы быстро получаем новый, причем часто с совершенно неожиданной стороны.

В целом мощные локальные экраны создают их хозяевам немалые проблемы — нужно подпитывать энергией положительный экран (прекрасная дама или что-то еще), негативный экран (козел отпущения), причем стараться подпитывать именно от внешних ресурсов (т. е. людей, играющих роль этих экранов). Если такого человека резко лишить этой возможности, он может даже заболеть, так как придется некоторое время расходовать на поддержание экранов собственную энергию, пока он не найдет другие объекты, не построит другие экраны или не сменит модель взаимодействия.

Базовая модель взаимодействия с нестабильностями структуры сознания одинакова для всех нестабильностей и всех типов экранов.

Другими словами, если человек склонен создавать кумиров и врагов в области идеологии, философии мировосприятия и духовной жизни, он, скорее всего, также будет склонен создавать локальные экраны.

Нестабильность второго рода. Двухмерная модель

Как; уже отмечалось, экранироваться могут любые кластеры, связанные с негативными, травматическими или просто сложными для осознания событиями личностной историй. Действительно, если человек пережил психологическую травму или получил исключительно неприятную информацию, формируется специфический кластер в подповерхностной зоне. Любое «повышение температуры«, т. е. усиление эмоционального фона или резонанс с ВЭ (иногда даже случайное внешнее сходство кого-то из окружающих с образом из негативного прошлого или случайная фраза) приведут к тому, что кластер начнет активно взаимодействовать с окружающими структурам, что может сильно фрустрировать человека и привести к различным неприятным последствиям, связанным с повторным переживанием прошлого опыта. Как уже отмечалось, существуют три способа взаимодействия с ситуацией. Один Из них— локальный экран.

Наиболее яркий пример — полный замкнутый экран и, как следствие, полная амнезия на событие. Такая амнезия может возникнуть как результат сильного стресса или не обязательно травматического, но очень необычного и сложного для осознания переживания, — например, самопроизвольная амнезия на поступки, совершенные в состоянии гипноза или ИСС. Обе ситуации хорошо известны в психотерапии.

Интересно, что такая «локальная амнезия« может формироваться и на вполне обыденные события: Человек может искренне «Не замечать» каких-то явлений, происходящих вокруг, или упорно «забывать» совершать какие-то Действия.

Локальные экраны часто дополняют биполярные, так как системы, основанные на жестких биполярных экранах, не способны полностью экранировать внешнюю энергию.

Нестабильность второго рода. Трехмерная модель

В этой главе мы отойдем от двухмерного упрощения структуры сознания и обратимся к следующему приближению — трехмерной модели, основанной на строении мозга. Трехмерная модель сознания (рис. II-1)' подразумевает, что в каждом из наших предыдущих примеров содержатся как бы две отдельные картинки — одна для правого полушария, другая для левого, причем структуры кластеров и экранов в каждой из них могут отличаться.

Все вышесказанное относится к любым типам экранов, в том числе и СЭ, причем в последнем случае Мы можем наблюдать очень интересные взаимодействия между кластерами и экранами разных полушарий. Остановимся На нескольких специальных случаях, иллюстрирующих общую идею анализа трехмерной модели экранов.

Рассмотрим взаимодействия между кластерами в поверхностной и подповерхностной областях разных полушарий мозга (линия 2 на Рис. 11-1).

Каждое событие или переживание формирует кластеры одновременно в правом и левом полушарии, причем структура кластера в данном полушарии зависит не только от события, но и от канала восприятия, доминантного для этого полушария. Таким образом, в силу асимметрий полушарий и различия доминирующих каналов восприятия каждый кластер верхней части структуры сознания существует как бы в двух проекциях, достаточно близких и, как правило, резонансных, но все же имеющих некоторые отличия.

Так, если травматические переживания имеди преимущественно кинестетическую природу, возможно формирование экрана вокруг кластера только в одном из полушарий, своего рода локального кинестетического экрана. При этом визуальный доступ к соответствующим событиям сохранитсяГ

В отдельных случаях возможна система, которая практически всегда экранирует кластеры одного из полушарий, если соответствующие им переживания необычны или дискомфортны. Такие экраны мы будем называть локальными несимметричными экранами (ЛНЭ).

Рассмотрим основные модели взаимодействия с локальными несимметричными экранами. Самый естественный путь — это интегрировать проекции симметричных кластеров, подстраивая их друг под друга. Существуют два основных способа для достижения этой цели.

Первый. Работая техниками НЛП или трансовыми техниками, интегрировать репрезентативные системы. Целесообразно искать те переживания, которые пациент способен адекватно описывать с помощью подавленной (частично экранированной) репрезентативной системы, и теми или иными способами переносить эту способность на другие зоны. То есть подстраивать экранированные кластеры одного полушария под неэкра-нированный кластер того же полушария.; Ряд способов такой подстройки методами НЛП описан в работах Хеллера и Стила.

В качестве примеров приведем несколько методик личностных и профессиональных программ, разработанных автором на основе или с учетом модели KMC.

Интегральная телесная терапия (ИТТ) предлагает методы интеграции кинестетической и всех других модальностей, интегрируя специальную массажную технику (кинестетическая метафора), работу с метафорами и методы глубокого раппорта клиент — терапевт. В Терминах KMC — это прямой резонанс групп симметричных кластеров в сочетании с локальным разогревом структуры и воздействием направленной резонансной ВЭ.

В целях активации «реперных» неэкранированных кластеров используется прямой доступ к значимым позитивным воспоминаниям и интеграция их с кинестетическими ощущениями. Более «продвинутый» метод DLT (терапия глубоких уровней) предлагает прямой доступ к актуальным кластерам с помощью воздействия на определенные зоны тела и ассоциации их с метафорами, конструируемыми самим клиентом. При этом даже простые методы, предлагаемые вводным курсом

ИТТ, могут приводить к значительным результатам именно за счет снятия специфических экранов. Данный пример может быть объяснен снятием ЛНЭ в области кинестетических взаимодействий и последующего снятия соответствующего экрана первого рода.

Второй. Развивать общие навыки к осознанности в различных областях жизни и формировать канальные кластеры в структуре сознания.

Существуют несколько возможных моделей роста канального кластера и снятия экранов. Гипотеза об изменении среды сознания и базовых принципов взаимодействия с проблемами при трансформации экранов в локальных областях была использована автором в тренингах серии Discovery.

С учетом целей и задач тренингов была выдвинута и подтверждена и гипотеза о возможности роста КК через формирования отдельных «пилотных» кластеров и пилотного канала в локальных областях с последующей интеграцией в максимально глобальную кластерную структуру.

Важно отметить, что на тренинге Discovery в явном виде не используется первый способ интеграции ЛНЭ, а вся работа направлена исключительно на формирование навыков большей осознанности в различных областях жизни и лучшего доступа к ресурсам глубинных слоев, В Inner Discovery применяются также методы ИТТ. По опыту тренингов повышение осознанности и снятие локальных и биполярных экранов (т. е. развитие осознанного взаимодействия с духовной сферой) приводит к значительному изменению функционирования всей системы, включая и те области, которые в явном виде не затрагивались в программе тренинга.

Статистические данные позволяют выделить основные результаты трансформации экранов:

Физиологические \ Снятие локальных экранов приводит к | изменения i гармонизации иммунной системы. Осо- j бен но важна работа с ЛНЭ и некото-! рыми нестабильностями первого рода Изменение восприятия I Прежде всего, за счет трансформации! ЛНЭ ■•.:■,■/.• ■ . j

Больший интерес к духовной сфере и личностному росту Трансформация нестабильностей первого рода и методов взаимодействия с ними. Появляется навык применения стратегии 2 к духовной сфере

Улучшение способности к эмпатии. Изменение уровня взаимоотношений с другими людьми Снятие «горизонтальных» экранов резко повышает чувствительность системы. Это может создавать определенные проблемы, но с другой стороны, при наличии сильных экранов говорить о глубоком уровне общения и понимания не приходится

Как уже отмечалось, способность к созданию или трансформации экранов является общим свойством системы, хотя это свойство может проявляться неодинаково в отношении различных видов экранов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Щербаков, Михаил Анатольевич

Заключение

В процессе многолетних исследований нами, как нам представляется, были в основном решены задачи, поставленные в исследовании.

Представленная в диссертационном исследовании модель сознания с одной стороны является структурным метаанализол! существующих подходов к работе с сознанием, а с другой — это модель, позволяющая создавать и совершенствовать (а в будущем и моделировать с использованием численных методов) технологии работы с человеком. KMC показала свою эффективность при разработке групповых и индивидуальных техник личностного развития, особенно при работе с интенсивными психотехнологиями и с использованием ИСС.

Следует отметить, что фактически диссертационное исследование включает в себя несколько взаимосвязанных задач:

• построение достаточно универсальной и практически применимой модели сознания;

• анализ существующих практик работы с сознанием и феноменов сознания на основе модели;

• построение практических приложений и постановка задач новых исследований.

Являясь исследованием в относительно новой области, KMC не только отвечает на поставленные вопросы, но также и ставит новые проблемы, и в этом на наш взгляд, состоит важная методологическая ценность работы. Мы рассматриваем настоящую работу не только как источник идей, выводов и практических рекомендаций, но и как приглашение к дискуссии в заданном методологическом поле.

Материалы наших исследований обсуждались на различных научных и практических конференциях, совещаниях и семинарах.

Результаты исследований и выводы по ним регулярно публиковались в печати. Подходы и идеи исследования были использованы рядом авторов в теоретических и практических работах (разработке практических методик, тренингов личностного развития, терапевтических и социально-реабилитационных программ).

Автор надеется, что идеи и подходы, изложенные в настоящем исследовании, будут с пониманием встречены и получат дальнейшее развитие в работах психологов, социологов, психотерапевтов, психиатров и представителей других специальностей.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Щербаков М. А. 7 Путешествий в структуру сознания, (монография) М. 1998, 244с.

2. Щербаков М. А. Кластерная теория интеграции в сб. Свободное дыхание. Первые пять лет. / Под ред. Козлова В. В. М. 1994

3. Поздняков В. Щербаков М. Интегральная телесная терапия, в сб. Сознание и дыхание, Ярославль 1994.

4. Щербаков М. Хромова А. Сказки о теле и сознании в сб. Из хаоса в космос. М. 1995

5. Щербаков М. Модель уровней самоидентификации личности в сб. Ребенок и пространство. Семь шагов к истине. / Под ред. Козлова В. В М. 1996

6. ЩербаКЬв М. Теория сверхценного экрана или Прекрасные дамы, Священный Грааль и козлы отпущения, в сб. Этюды о новой психотерапии / Под ред. Козлова В. В. Минск 1995

7. Щербаков М. Кластерная теория интеграции, Здесь и Сейчас 1, 1998

8. Щербаков М. Вавилон-17 для человека будущего, Здесь и Сейчас 1, 1998

9. Щербаков М. Очищение, Здесь и Сейчас 1, 1998

Ю.Щербаков ,М. Искусство для детей и тех, кто умеет видеть, Здесь И Сейчас 1, 1998

П.Щербаков М. Модель сверхценного экрана. Здесь и Сейчас 2,1998

12.Щербаков М. Семинары, курсы, тренинги. Здесь и Сейчас 2, 1999

13,Scherbakov М. Cluster theory of Integration, Proc. IBF network, London, 1995

Щербаков Михаил Анатольевич

МОДЕЛИ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ.

19.00.01- общая психология; история психологии

Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Компьютерный набор — А. Симонов Подписано к печати 18.03.1999 Формат 60x84 1/16

Тираж 100 экз.

Заказ. 1032. Тираж 100. Отпечатано в типографии Ярославского государственного техническог о университета г. Ярославль, ул. Советская, 14а, тел. 30-56-63.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.