Монгольские смычковые инструменты, их роль и место в культуре народов Центральной и Восточной Азии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Демин, Андрей Григорьевич

  • Демин, Андрей Григорьевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2000, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 197
Демин, Андрей Григорьевич. Монгольские смычковые инструменты, их роль и место в культуре народов Центральной и Восточной Азии: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Улан-Удэ. 2000. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Демин, Андрей Григорьевич

Введение.

Глава 1. Монгольские смычковые инструменты как предмет научных исследований.

1.1. Монгольские смычковые инструменты и их аналоги, г зафиксированные в культуре других народов.

1.2. Происхождение смычковых инструментов.

Гипотезы и теории.

1.3. Природа и специфика музыки номадов Азии.

Глава 2. Место, роль и значение смычковых хордофонов в музыке, быте и мировоззрении монголов.

Глава 3. Смычковые лютни в музыкальной культуре этносов Центральной и Восточной Азии как результат контактов с монгольскими народами.

3.1. В поисках материалов о музыке и музыкальных инструментах номадов Центральной Азии.

3.2. Первые в Центральной и Восточной Азии упоминания об инструментах с фрикционным принципом звукоизвлечения

3.3. Ранние монголы, их контакты с другими народами.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Монгольские смычковые инструменты, их роль и место в культуре народов Центральной и Восточной Азии»

Актуальность темы. В разработке проблем истории, культуры этносов, их контактов и взаимовлияний исследование такого специфического явления как традиционный музыкальный инструментарий, занимает особое место. Сегодня в наибольшей степени он изучается специалистами-музыковедами, причем акцент обычно делается на современное состояние инструментальной культуры. Такую узкую направленность они обосновывают тем, что, учитывая специфику народного исполнительства, сведений об их прошлом не сохранилось, а значит история их остается для науки непознаваемой. Между тем, следует принимать во внимание универсальность музыкальных инструментов как предмета исследований. Они, являясь важной составной частью материальной и духовной культуры этноса, тесно и напрямую связаны с историей, хозяйственным укладом, различными сторонами жизнедеятельности, традициями народа. И потому, как невозможно получение всеобъемлющего представления об этносе без глубоких исследований различных сторон и специфики его культуры (в том числе и музыкальной), так и наоборот - изучение музыкального инструментария, - как одной из составляющих национальной культуры, его генезиса и эволюции, может осуществляться лишь в неразрывной связи с исследованиями общих исторических процессов развития этнического объединения.

Особенно остро проблема актуальности более углубленного подхода к изучению этнокультур отмечается в отношении кочевых народов Азии, культурно-историческая роль которых для человечества раскрыта, на наш взгляд, пока еще не в той степени, коей она заслуживает1. В то же время

1 Еще живы отголоски в прошлом довольно устойчивого мнения о степных центральноазиатских племенах средневековья как о воинственных «варварах», появление которых неизбежно связано с грабежами и разрушениями, «варварах», находящимися за пределами границ цивилизованного мира. Отсюда и место, которое отводилось кочевникам-скотоводам в мировой культуре. В этом плане показательны цитаты из очевидно, что без освещения особенностей и своеобразия культуры номадов понимание исторических процессов, происходивших на континенте, будет неполным, а в ряде случаев и искаженным. Достаточно, к примеру, вспомнить, что именно в степях Монголии неоднократно зарождались великие переселения народов, приводившие к серьезным, порой кардинальным изменениям политической, культурной и этнической ситуации в Старом Свете1.

Выявляя спектр воздействий кочевников на окружающий мир, этнологи, уделяя внимание таким важным проявлениям национальных культур как специфика хозяйственного уклада, обряды и верования, одежда и т.п., оставляют вне поля научных поисков вопросы, связанные с определением функциональной роли и места в номадической среде музыки и музыкальных инструментов, выявлением их влияния за пределами этнического сообщества. А потому есть все основания полагать, что углубленное и целостное исследование традиционного инструментария монголов (в частности, смычковых лютен), реконструкция его эволюции, может дать новый научный материал по истории этого центральноазиатского этноса, позволит по-новому оценить его работ немецких ученых М. Федерсона и Ф. Лессинга, а также американца Р. Купена, которые приводит монгольский исследователь Д. Майдар. Так, первые пишут о «бескультурье кочевников» и их неспособности «создать свою культуру в силу врожденной отсталость», а второй утверждает, что они «всегда были и сейчас остаются типично дикими номадами, находящимися в стороне от столбовой дороги человеческой культуры [Майдар, 1991, С. 13].

1 По сей день актуальны слова крупного российского общественного деятеля Н. Ядринцева, произнесенные им еще в 1891 году: «Задавшись целью коснуться кочевого быта и его значения в истории человеческой культуры, - говорил он, - мы должны сказать несколько слов о тех предубеждениях и ходячих взглядах, какие по рутине установились на жизнь кочевников. Эти воззрения составляют характерную черту оседлого человека, смотрящего на всякую другую форму быта как на крайнее заблуждение и дурную привычку. Кочевник обыкновенно выставляется противоположностью культурного оседлого человека, его антиподом и антагонистом. Все свойства кочевника выдаются как враждебные культуре и цивилизации. Кочевник считается варваром, угрожающим оседлому быту. .Весьма слабый обмен в звероловную эпоху, в скотоводческую получает форму организованной торговли. Благодаря финикийским кораблям мир развил цивилизацию. Мы отдаем этим финикянам дань исторической благодарности и уважения. Но нельзя забыть в истории и тех, кто соединил пустыни и переносился от конца мира в другой, когда морские пути еще не были открыты. .Начало торговли и обмена было уже началом цивилизации. Следовательно, и здесь кочевники подготовили ей почву» [Окладников, 1981, С.21-22]. культурный вклад в современное состояние национальных культур других народов. Актуальность разработки этой многоаспектной проблемы и определила выбор темы исследования.

Состояние научной разработанности темы, источниковая база диссертации. Труды, имеющиеся в научной литературе о традиционном музыкальном инструментарии кочевников и монголов в частности1, немногочисленны. Это, прежде всего, работы отечественных исследователей Б.Ф. Смирнова и С.А. Кондратьева. Весомым вкладом при сборе источникового материала стали переведенный нами с английского на русский язык труд Э. Эмсхаймера «Предварительные заметки о монгольской музыке и инструментах» . При этом необходимо отметить, что материал, освещаемый в Л этих работах, носит в значительной мере музыковедческий характер . Функциональная же роль таких инструментов, его смычковых представителей в культуре этноса обозначены весьма скупо и в общих чертах. Что касается вопросов истории традиционного инструментария монголов, его генезиса и формирования, то единственным специальным трудом, посвященным этим проблемам, является работа Г.Бадраха4, также, как и исследование Э. Эмсхаймера, впервые, при содействии автора диссертации была переведена со старомонгольского языка на русский. Но и в ней автор, ставя главной целью отражение состояния монгольского инструментария в XIII-XIV вв., фактически

1 В дальнейшем под термином «монголы» подразумеваются как раннемонгольские племена, населявшие территорию Центральной и Восточной Азии до появления на исторической сцене собственно монголов, так и, в ряде случаев, различные этносы XIII-XX веков, говорящие на различных диалектах монгольского языка.

2 См.: Смирнов Б.Ф. Монгольская народная музыка. - М., 1971; Смирнов Б.Ф. Музыка народной Монголии. -М., 1975; Кондратьев С.А. Музыка монгольского эпоса и песен. - М., 1970; Emsheimer Е. Preliminary remarks on Mongolian music and instruments. - Stockholm, 1943 и др.

3 Исключение составляют только, пожалуй, статьи М.И. Каратыгиной: Каратыгина М.И. Отражение воззрения монголов в традиции игры на морин-хуре. - М., 1986; Каратыгина М.И. Музыкальные традиции монголов как отражение общих типологических признаков культуры кочевого типа. - М., 1987.

4 Бадрах Г. Монголын хогжимийн туухээс (Из истории монгольской музыки) - Улан-Батор, 1960 (на старомонгольск. яз.). оставляет вне поля исследования его подлинно народные образцы. В целом это - лишь описание внешнего вида инструментов того времени и, кратко, обозначение функций, отводимых им в придворных церемониальных оркестрах.

Если же говорить об этнологических трудах, то приходится констатировать, что проблема выявления роли и места музыкальных инструментов на различных этапах истории в культуре монголоязычных этносов, других народов Центральной и Восточной Азии, еще не стала объектом специальных исследований и, как следствие, не получила должного научного освещения. Поэтому, руководствуясь поставленной в диссертации целью и решая задачу максимально полного раскрытия ее темы, в процессе обработки источникового материала был задействован широкий круг трудов, раскрывающих те или иные вопросы истории и культуры народов Азии и Европы. Помимо этнологии, привлечены данных таких наук, как общая история, история музыки и религии, этномузыкология, фольклористика, лингвистика, философия, эстетика, география. Тем самым, посредством комплексного подхода к работе, предпринята попытка обобщения опубликованных научных трудов, отвечающих основным задачам исследования, с последующим их анализом. Результатом ее стала изложенная в работе теоретическая концепция генезиса и эволюции смычковых лютен в Центральной и Восточной Азии. В целом же в основу источниковой базы диссертации было привлечено около 200 научных трудов.

В процессе знакомства с состоянием разработанности поставленной проблемы, важнейшими были определены следующие направления научных поисков: этногенез, история и культура монголоязычных народов; вопросы истории и культуры этносов, контактировавших либо теоретически имевших возможность прямых или косвенных связей с монголами1; смычковые музыкальные инструменты народов Азии и Европы; монгольский музыкальный инструментарий, его смычковые представители; теории и гипотезы происхождения смычковых инструментов.

При обсуждении вопросов этногенеза и истории монголов, специфики их традиционной культуры, опора была сделана на материалы таких исследователей, как Л.Л. Викторова, Ч. Далай, A.M. Позднеев , Д. Майдар, ряд

•з коллективных работ .

Не последнюю роль в раскрытии темы исследования сыграли труды, посвященные вопросам истории народов Азии - как ныне существующих, так и исчезнувших в глубине веков. Из наиболее значительных отметим публикации А. Гаудио, JI.H. Гумилева, Е.И. Кычанова, Н.В. Кюнера, А.Г. Малявкина4 и др., ряд сборников научных материалов5.

1 Здесь и далее автором подразумеваются как монголоязычные племена, населявшие Азию до начала их консолидации в XIII-XIV вв., так и вообще все этносы, относимые лингвистами к монгольской группе языков.

2 Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. - М., 1980; Далай Ч. Монголкл в XIII-XIV веках. - М., 1983; Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. - Элиста, 1993; Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии. - М., 1981.

3 Культура Монголии в средние века и новое время (XVI - начало XX в.)/Отв. ред. Ш.Б. Чимитдоржиев. -Улан-Удэ, 1986; Очерки истории культуры Монгольской Народной республики/Отв. ред. Д.Д. Лубсанов. -Улан-Удэ, 1971; История Монгольской Народной Республики/Гл. ред. А.П. Окладников. - M., 1983 и др.

4 Гаудио А. Цивилизации Сахары. Десять тысячелетий истории, культуры и торговли. - M., 1985; Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - M., 1967; Гумилев Л.Н. Древний Тибет. - M., 1996; Кычанов Е.И. Император Великого Ся. - Новосибирск, 1991; Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири и Дальнего Востока. - M., 1961; Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. - Новосибирск, 1989.

5 См., например: Татаро-монголы в Азии и Европе. - M., 1970.

Весомое место занимают труды ученых, посвященные общим и частным вопросам изучения национальных культур. Особое внимание в диссертации к межэтническим контактам определило необходимость исследований особенностей многообразных аспектов культуры значительного числа этносов Азии. В этих целях привлекались работы Б.И. Вайнберга и Б.Я. Ставиского, М.В. Воробьева1, сборники исследовательских трудов «Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии», «Культура Монголии в средние века и новое время (XVI - начало XX в.)», «Музыкальная эстетика стран Востока» и другие.

В соответствии с поставленными задачами, значительный интерес представляли источники, посвященные музыкальным инструментам народов Евразии. Среди них следует отметить труды Р.И. Грубера, Т.С. Вызго, исследования А.Н. Аксенова, B.C. Виноградова, И.Р. Еолян, Б. Чайтаньи Девы, Г.М. Шнеерсона, В.М. Беляева, H.JI. Луганского, Б.Ш. Сарыбаева, В.Ю. Сузукей, Ю.И. Шейкина, И.З. Алендера. В процессе ознакомления с материалом, во всей полноте проявилась проблема чрезвычайной ограниченности сведений о смычковых хордофонах народов Азии и Европы. Специальных же исследований, посвященных им, нами не обнаружено.

Из работ, изучающих проблемы генезиса смычковых инструментов, наибольший интерес представляют труды А. Цицикян и В.Бахмана, где аккумулируются и анализируются практически все известные на настоящий момент теории о происхождении фрикционного принципа звукоизвлечения. Не менее интересными важными являются и собственные взгляды этих ученых на

1 Вайнберг Б.И., Ставиский Б.Я. История и культура Средней Азии в древности (VII в. до н.э. - VIII в. н.э.). -М., 1994; Воробьев М.В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь. - М., 1983.

2 Цицикян А. Древнее изображение смычкового инструмента из раскопок Двина(К проблеме органологической интерпретации исторического источника). - М., 1987; Бахман В. Среднеазиатские источники о родине смычковых инструментов. - М., 1973. Последняя работа является главой из книги исследователя «Истоки игры на смычковых инструментах», опубликованной впервые в Лейпциге (1964), а в переводе на русский язык - во втором выпуске сборника научных трудов «Музыка народов Азии и Африки» [Музыка народов Азии и Африки, 1973]. проблемы генезиса и эволюции смычковых лютен. Но при всей важности этих источников приходится констатировать, что в них не нашлось места для исследования истории появления хордофонов подобного типа в Центральной и Восточной Азии.

Знакомство с научными публикациями привели к выводу о том, что проблема определения роли и значения монгольского музыкального инструментария в мировой культуре не привлекла к себе должного внимания ученых, равно как и не стал он предметом комплексных исследований, где были бы задействованы исторические, этнологические, музыковедческие и другие научные материалы. Все это вкупе говорит о том, что тема, взятая нами для диссертационного исследования, пока не получила должной разработки и освещения в научной литературе. Настоящая работа в этом смысле представляет собой попытку в определенной мере восполнить этот пробел.

Предметом исследования диссертации являются монгольские смычковые лютни - шанаган-хур, моринхур и хучир. Музыкальный инструментарий любого этноса - важнейшая составная часть его культуры. Тесно связанный с различными сторонами быта, хозяйственной и социальной сторонами жизнедеятельностью, историей своего народа, они привлекают внимание ученых самых различных профилей: этнологов, музыковедов, историков, археологов, философов, акустиков, фольклористов и т.д. Во многом это объясняется уже отмеченной их универсальностью, как объектов изучения -будучи средством воплощения музыки, они, одновременно с этим, представляют собой продукт материальный культуры. Несмотря на это, традиционные музыкальные инструменты - один из наиболее сложных редких для исследования предметов в этнологии, тем более, если такая работа затрагивает вопросы их генезиса.

Выбор же нами именно вышеозначенных смычковых лютен обусловлен несколькими факторами. Во-первых, эти хордофоны, являясь в монгольской этнической среде наиболее распространенными и почитаемыми из всех традиционных инструментов, тем не менее, изучены чрезвычайно слабо, требуя, как следствие, гораздо большего внимания со стороны ученых. Во-вторых, они, как и музыкальный инструментарий монголов в целом, до сего дня не стали предметом целенаправленного и всеобъемлющего изучения. В то же время музыкальные орудия, традиционно относимые исследователями к элементам наиболее консервативного порядка, могут дать возможность выявления науке неизвестных ранних форм культуры монголоязычных народов, а также явиться ключом к раскрытию некоторых вопросов из области межэтнических контактов и взаимовлияний. Поэтому в рамках исследования смычковые лютни монголов рассматриваются в двух контекстах: 1) в контексте собственно монгольской культуры и 2) как часть мировой культуры.

Цели и задачи исследования. Целью работы является выявление функциональной роли, возложенной в среде монголоязычных этносов на традиционные смычковые лютни и, шире, определение степени влияния, оказанного монгольской культурой на формирование музыкального инструментария других народов Центральной и Восточной Азии.

Реализация поставленной цели предполагает решение нескольких конкретных и взаимосвязанных задач, главными из которых являются: определить причины и время появления в монгольской среде смычковых инструментов; построить целостную концепцию их дальнейшей - в ходе исторического развития - судьбы.

Кроме этого ставятся и решаются следующие задачи: собрать и обобщить материал, посвященный монгольским смычковым инструментам; выявить ареал распространения их аналогов, зафиксированных в музыкальной культуре других народов; установить общие типологические черты, характеризующие музыку и музыкальный инструментарий номадических этнических обществ Азии; изучить правомерность постановки вопроса о рассмотрении ранних монголов как первых, или одних из первых, создателей в Центральной и

Восточной Азии музыкальных инструментов с фрикционным принципом звукоизвлечения; как распространителей их в культуре других народов региона; выявить и систематизировать межэтнические контакты ранних монголов, их глубину и значимость в контексте поиска возможных заимствований в сфере музыкальной инструментальной культуры.

Хронологические рамки исследования. При постановке вопроса о генезисе культурных явлений зачастую проблематично проведение жестких хронологических границ. Рассматривая историко-культурные процессы, проходившие в IV-XIII вв. н.э., диссертант руководствовался тем, что, по его мнению, именно в этот период происходили события, результатом которых стало появление и распространение в Центральной и Восточной Азии инструментов с фрикционным принципом звукоизвлечения.

Территориальные рамки исследования. Основное внимание в исследовании сфокусировано на центрально- и восточноазиатском регионах. В то же время поиск аналогов монгольских смычковых, изучение межэтнических взаимодействий, являясь одними из главных задач диссертации, объясняют охват в ее рамках больших географических зон - от Центральной Европы на западе до Японии на востоке, от Бурятии на севере до Индии на юге. Во внимание принимаются природно-климатические, социально-экономические и культурно-исторические процессы, проходившие на этой обширной территории ранее и имеющие место быть на современном этапе развития. Безусловно, особый интерес уделен сложившимся в культуре этносов, здесь проживающих общих черт, обусловленных такими процессами. Проведение таких сравнительно-обобщающих обзоров открывает и перспективу более глубокого исследования роли и места в культуре этносов традиционного музыкального инструментария и, в частности, смычковых его представителей.

Методология и методика исследования. Методологической основой труда являются принципы историзма и объективности в понимании этнокультурных процессов. Важная роль определена и принципу системного подхода, базирующемся на привлечении исследовательского опыта, выработанного как этнологией, так и смежными научными дисциплинами, в первую очередь историей и этномузыкологией.

В ходе работы были задействованы методы и приемы, широко используемые в исторических науках: методы сравнительно-исторического, системного анализа, ретроспективных реконструкций. Весомая роль при исследовании возлагалась на структурно-аналитический метод, особенно ценный при широких сравнительных исследованиях. Для упорядочивания результатов проведенных сравнений задействован историко-географический метод, позволяющий определиться в пространстве и времени. При раскрытии цели диссертации большое значение придавалось функциональному анализу, что обеспечило развернутый обзор различных срезов социальной жизни этносов, более целостное представление о предмете исследования.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретические положения настоящего исследования могут быть использованы для более конкретного изучения проблем формирования традиционных культур (в т.ч. и музыкальных) народов Азии, выявления результатов межэтнических контактов в регионе и степени их значимости. Работа важна не только новым научным взглядом на процессы генезиса и становления монгольского музыкального инструментария, но и направляет на более глубокое и объективное понимание национальной истории и культуры монголоязычных, а также других народов континента.

Практическая значимость труда заключается в том, что его материалы могут быть использованы специалистами при дальнейших исследованиях проблем, поставленных в диссертации, в научно-методической работе, деятельности национально-культурных центров. Результаты его могут быть применены в учебном процессе среднего и высшего звена, - по курсам таких дисциплин, как этнология, история культуры народов Азии, этномузыкология, фольклористика.

На основании сформулированных целей и задач исследования, диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Демин, Андрей Григорьевич

Выводы, полученные в результате изучения и анализа культурно-исторических событий, происходивших в Центральной и Восточной Азии, позволяют выстроить целостную картину распространения в регионе лютен с фрикционным принципом звукоизвлечения. На основании этого можно заключить, что:

1. Отсутствие источниковых материалов о смычковых инструментах монголоязычных номадов I тыс. н.э. не дают, в силу изложенных выше причин, оснований считать это поводом для утверждения об их отсутствии в музыкальной практике ранних монголов (как и ряда других этносов).

1 О таких упоминаниях см. выше.

2 Так, под празднеством в то время понимали и народные гуляния, и даже обряды поклонения предкам.

3 Обряды жертвоприношений.

2. Анализ письменных источников прошлого, характерных особенностей культуры, традиций и быта этносов региона, их контактов и взаимовлияний, позволяют полагать следующее: первые инструменты с фрикционным принципом звукоизвлечения, появившись в монголоязычной этнической среде не позднее IV в. н.э., в скором времени получили распространение на территориях Монголии, Тибета, Северного Китая, в бассейне Амура; начало процесса дифференциации смычковых лютен у монголов, появление подлинно народного инструмента - ;кура и его разновидностей, следует отнести к эпохе расцвета киданьской империи Ляо; политическое возвышение чжурчжэней благоприятствовало активному распространению смычковых лютен типа тенгри-хучира в империях Цзинь и Южная Сун. К XI-XII вв. таковые перестают быть инструментами, связанными только с ритуально-обрядовой практикой; окончательно признав в эпоху Юань смычковый хуцинъ, китайская культура способствовала его дальнейшему распространению в Азии. Испытав в Поднебесной «второе рождение», эта пиколютня в новом, модернизированном виде возвращается в Монголию, но уже под другим названием и как инструмент, заимствованный от китайцев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение такой составной части культуры, как музыкальный инструментарий, без понимания его связей с этнической средой, окружающим миром, неизменно будет обедненым, не говоря уже о том, что может исказить его сущность. И только посредством целенаправленного и всеобъемлющего исследования, проведенного при содействии комплекса научных дисциплин, могут позволить получить в итоге объективную информацию. Именно этими принципами мы руководствовались, приступая к настоящему труду, который является первым в этнологии исследованием, представляющим собой попытку выявления причин и времени происхождения такого элемента этнокультуры как смычковые инструменты., воссоздания картины их эволюции и распространения среди этнических обществ азиатского континента. Подводя итог диссертационного исследования, определим полученные результаты и выводы.

1. Впервые проведенный в науке сравнительно-обобщающий обзор распространения в традиционных музыкальных культурах народов Евразии смычковых лютен, сходных по конструкции и способам звукоизвлечения с монгольскими шанаган-хуром, моринхуром и хучиром, показывает значительность такого ареала. Чрезвычайно важным представляется установление факта, что во многом аналогичные хордофоны зафиксированы у этносов, разделенных порой тысячами километров, ведущих как скотоводческий, так и земледельческий хозяйственный уклад, отличающихся по своим религиозным воззрениям, языковой принадлежности и даже по антропологическим признакам. Как следствие этого феномена, во всей остроте возникает вопрос о причинах столь широкого распространения подобних смычковых инструментов. Более того, разрешение этой, достаточно сложной проблемы, может способствовать раскрытию ряда существенных и даже ключевых моментов в истории и культуре народов континента, получению новой информации о степени интенсивности межэтнических культурных контактов и их результатах, отразившихся на дальнейшую судьбу этносов Европы и Азии. В какой-то степени освещению таких моментов и была посвящена наша работа. Но, безусловно, раскрытие всех этих вопросов требует проведения еще многих и многих научных изысканий.

2. Анализ теорий генезиса и эволюции фрикционных хордофонов, выявление характерных особенностей эстетического мировоззрения, культуры и традиций номадических обществ Азии позволяет говорить о назревшей актуальности постановки вопроса о существовании на планете еще одного, до настоящего времени обойденного вниманием ученых, центра возникновения смычковых инструментов. Возникновение такого центра мы связываем с культурой ранних монголов, которых результаты проведенных исследований впервые в мировой науке позволяют рассматривать как возможно первых создателей лютен смычкового типа, а также как одних из главных их распространителей в Центральной и Восточной Азии. Затрагивая проблему роли монгольских смычковых в контексте определения их места в мировой культуре, был тщательно рассмотрен и вопрос их функциональной значимости внутри этноса. И если в отношении моринхура исследования в этом направлении уже предпринимались1, то в отношении трубчатой пиколютни хучира такая детальная разработка предпринята в этнологии впервые. Обобщение и анализ источникового материала позволили выявить недостающие звенья и обосновать полученные выводы о применении таких лютен монголоязычными племенами средневековья первоначально в ритуально-обрядовой практике, где им отводилась значимая роль посредника между Верхним - божественным миром и избранным представителем этноса, посвященным в таинство такого общения. Особый тембр звука инструмента, получаемый с помощью смычка, являлся тем закодированным «голосом»,

1 См., например, работы М.И. Каратыгиной. речью», посредством которой и осуществлялась двухсторонняя вертикальная связь.

Смычковые лютни ранних монголов2 на протяжении веков являлись атрибутами культового назначения и, как следствие, музицирование на них закладывался глубокий сакральный смысл. Именно это обстоятельство во многом определяло их дальнейшую судьбу.

3. Благодаря комплексному научному подходу, впервые возможно вести речь не только о реконструкции процессов генезиса и эволюции фрикционных хордофонов в Центральной и Восточной Азии, но и об определении времени их появления у ряда этносов региона. Исследование сводных научных данных позволяет полагать, что тенгри-хучир, - инструмент с фрикционным принципом звукоизвлечения, возникнув в раннемонгольской среде, не позднее IV в. н.э. (то есть гораздо раньше, чем до этого времени предполагалось в мировой науке), благодаря тесным межэтническим связям монголоязычных племен с предками тунгусо-маньчжуров, уже на раннем этапе своего существования прочно закрепился в традиционном музыкальной инструментарии восточных соседей монголов. Результатом миграций крупных монголоязычных групп на Тибетское плоскогорье и последующей их ассимиляции стало принятие автохтонным населением этого края смычкового тенгри-хучира в свою музыкальную практику. Время такого заимствования определяется нами IV-VI веками нашей эры. В эпоху расцвета киданьской империи Ляо, как следствие постепенного смещения функциональной роли смычковых, - вывода их за рамки ритуально-обрядовой сферы при все возрастающей популярности в народной среде, - начинается процесс создания их многочисленных разновидностей. Среди последних наибольшее признание получает моринхур, что в значительной степени связано с широким распространением у номадов культа Коня.

2 Которые, опираясь на изученные материалов, мы считаем возможным и необходимым выделить под предложенным нами термином «тенгри-хучир».

В последующем, благодаря в значительной степени возвышению в XII в. чжурчжэней, смычковые лютни, известные в Китае до этого только в этнокультурной среде покоренных ханьцами кочевников-скотоводов, получают повсеместное бытование. В эпоху Юань такие инструменты признаны официально и включены в состав китайского музыкального инструментария, а после, «.благодаря мощному импульсу, они повсеместно распространяются китайской культурой по всей Восточной Азии и за пределами ее» [Emsheimer, 1943, С.83].

Все это, в итоге, позволяет говорить о роли, отведенной смычковым лютням монголов не только как о значительной, но и решающей, благодаря чему инструменты подобного типа стали неотъемлемой составляющей музыкальных культур многих народов Центральной и Восточной Азии.

4. Определение столь раннего времени появления фрикционных музыкальных инструментов, являясь важным открытием, заставляет, кроме этого, еще раз пересмотреть доминирующее сегодня мнение о рождении смычка как следствия усовершенствования щипковых инструментов. Отныне имеются все предпосылки говорить о первенстве изобретения, по крайней мере, в среде монголоязычных номадов, именно смычковых лютен, причем с применением при игре на них флажолетного принципа изменения высоты извлекаемых звуков.

5. Можно говорить о завершении длительной дискуссии об этнической, географической родине смычковых трубчатых пиколютен. в многообразии представленных и широко популярных в традиционном инструментарии народов Центральной и Восточной Азии. Руководствуясь полученными результатами, можно заключить, что их родина - монгольские степи, а создатель - монголоязычные племена. Учитывая, что фрикционные инструменты подобной конструкции имеют неоспоримый приоритет в сравнении с другими смычковыми, встречающимися в музыкальной практике этносов исследуемого региона, а также принимая во внимание вышеприведенные выводы, можно утверждать, что появлению здесь смычка народы Центральной и Восточной Азии обязаны не индусам, ни арабам, ни среднеазиатским народам, как предполагалось до настоящего момента, а монголоязычным скотоводческим племенам.

Такое заключение не только восстанавливает историческую справедливость, но и, что особенно важно, еще раз показывает: номады Азии и, в частности, монголы в ряде случаев своими достижениями внесли весьма значительный вклад в общемировую культуру. В нашем случае не будет преувеличением утверждение, что создание ранними монголами смычковых инструментов кардинальным образом повлияло на становление и развитие музыки народов Азиатского континента.

6. Специфика, уровень культуры монголоязычного населения Центральной Азии периода раннего средневековья стали тем самодостаточным базисом, который явил рождение в этой этнической среде такого феномена, как музыкальные инструменты с фрикционным принципом звукоизвлечения. В то же время, поднимая вопрос возможного приоритета ранних монголов в создании первых в мировой музыкальной культуре смычковых (фрикционных) инструментов, утвердительный ответ на этот счет представляется пока хотя и теоретически реальным, но все же на данном преждевременным. До тех пор, пока не будет глубоко и всесторонне изучена проблема генезиса и формирования музыкального инструментария ранних тюрков-кочевников, такой вопрос пока остается открытым3.

Мы надеемся, что полученные результаты диссертационного исследования могут послужить базой или существенным дополнением в деле последующего изучения этнических, исторический и культурных процессов в Азиатском регионе Достаточно значительные полученные выводы, без сомнения, требуют дальнейших глубоких комплексных разработок, могущих

3 Как отмечалось в первой главе, тюрки Центральной Азии, как и другие представители номадических обществ, имели все предпосылки для создания в своей среде смычковых хордофонов уже на раннем этапе своей истории. дать ответ на вопросы роли, значения, места в окружающем мире других образцов монгольского музыкального инструментария, как, впрочем, и других, многочисленных сегментов культуры номадических этносов. Все это в еще большей мере поможет в итоге выявить степень их влияния, которая, как мы видим на примере исследования генезиса и эволюции смычковых лютен, может привести к поворотным изменениям в культуре других этнических сообществ.

Также надеемся, что полученные в результате данного труда выводы приведут к переосмыслению некоторых взглядов на природу монгольских смычковых инструментов, помогут глубже понять ту роль, которая им отводилась в этнической среде, то значение, которое по праву им принадлежит в мировой культуре.

Практическая значимость диссертации видится в том, что ее материалы могут быть использованы специалистами при дальнейших исследованиях проблем, поставленных в исследовании, в научно-методической работе, деятельности национально-культурных центров. Результаты настоящего труда могут быть также применены в учебном процессе среднего и высшего звена, - по курсам таких дисциплин, как этнология, история культуры народов Азии, этномузыкология, фольклористика.

Углубленное, детальное изучение истории и культуры каждого народа уточняет и историю всего человечества в целом», - пишет Д. Майдар [Майдар, 1981, С. 14]. Восстанавливая генезис и эволюцию смычковых лютен монголов, определяя их роль и место в культуре народов Центральной и Восточной Азии, мы надеемся, что тем самым добавляем до сего момента, казалось бы, навсегда утерянную страницу из истории мировой культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Демин, Андрей Григорьевич, 2000 год

1. Алендер, 1979. Алендер И.З. Музыкальные инструменты Индии. М.: Наука, 1979. - 47 с.

2. Асеев, Кириллов, Ковычев, 1984. Асеев И.В., Кириллов И.И., Ковычев Е.В. Кочевники Забайкалья в эпоху средневековья (по материалам погребений). Новосибирск.: Наука, Сиб. отд., 1984. - 201 с.

3. Банеев, 1993. Банеев Ю.А. Современные бурятские народные музыкальные инструменты. Улан-Удэ.: РИО ВСГИК, 1993. - 72 с.

4. Банъху, 1973. Баньху//Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1973. - Т.1. -С.320.

5. Бахман, 1973. Бахман В. Среднеазиатские источники о родине смычковых инструментов//Музыка народов Азии и Африки. Сб. трудов. М.: Сов. композитор, 1973. - Вып.2. - С.349-373.

6. Беляев, 1990, (1). Беляев В.М. Музыка алтайских народов//Виктор Михайлович Беляев. Сб. статей. М., 1990. - С.56-62.

7. Беляев, 1990 (2). Беляев В.М. Татарская музыка//Виктор Михайлович Беляев. Сб. статей. -М„ 1990. С.62-68.

8. Беляев, 1990 (3). Беляев В.М. Башкирская музыка//Виктор Михайлович Беляев. Сб. статей. -М„ 1990. С.68-75.

9. Беляев, 1990 (4). Беляев В.М. Ладовые системы в музыке народов СССР//Виктор Михайлович Беляев. Сб. статей. М., 1990. - С.223-378.

10. Бичурин, 1950 (1). Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. 2-е изд. - М.-Л., 1950. - Т.1.

11. Бичурин, 1950 (2). Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. 2-е изд. - М.-Л., 1950. - Т.2.

12. Благодатов, 1973. Благодатов Г.И. Бызанчи//Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1973. - Т.1. - С.626-627.

13. Богословский, 1962. Богословский В.А. Очерки истории тибетского народа. М., 1962.

14. Быков, 1967. Быков Ф.С. Китай (вступительная статья)//Музыкальная эстетика стран Востока/Общ. ред. В.П. Шестакова. М., 1967. - С.140-166.

15. Вайнберг, Ставиский, 1994. Вайнберг Б.И., Ставиский Б.Я. История и культура Средней Азии в древности (VII в. до н.э. VIII в. н.э.). - М.: Наука, 1994. - 207 с.

16. Верткое, 1973. Вертков К. К вопросу об украинской кобзе//Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Статьи и материалы/Сост. и ред. И.И. Земцовский. -М.: Музыка, 1973. С.275-284.

17. Вертков, 1974. Вертков К.А. Гусле//Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1974. -Т.2.-С.115-116.

18. Вертков, Благодатов, Язовицкая, 1975. Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. 2-е изд. - М.: Музыка, 1975. - 399 с.

19. Викторова, 1965. Викторова Л.Л. Народы МНР. Исторический очерк//Народы Восточной Азии. М.-Л., 1965.

20. Викторова, 1974. Викторова Л.Л. Основные этапы этнической истории монгольских народов/УПроблемы алтаистики и монголоведения. Элиста, 1974.

21. Викторова, 1980. Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. -М.: Наука, 1980.-244 с.

22. Виноградов, 1958. Виноградов B.C. Киргизская народная музыка. Фрунзе, 1958.

23. Виноградов, 1982. Виноградов В. С. Классические традиции иранской музыки. М.: Сов. композитор, 1982. - 184 с.

24. Виноградова, 1973. Виноградова О.А. Арабская музыка//Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1973. - Т. 1. - С. 183-191.

25. Виноградова, Желоховцев, 1974. Виноградова Е.В., Желоховцев А.И. Китайская музыка//Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1974. - Т.2. -С.807-815.

26. Владимирцов, 1995. Владимирцов Б.Я. Чингис-хан. Улан-Удэ, 1995. - 109 с.

27. Воробьев, 1975. Воробьев М.В. Чжурчжэни и государство Цзинь (X в. 1234г.). Исторический очерк. - М.: Наука, 1975. - 448 с.

28. Воробьев, 1983. Воробьев М.В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь (X в. 1234 г.). -М.: Наука, 1983.-367 с.

29. Востриков, 1962. Востриков А.И. Тибетская историческая литература. М.: Изд. вост. литературы, 1962. - 427 с.

30. Вызго, 1980. Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии: Исторические очерки.- М.: Музыка, 1980. 190 с.

31. Вызго-Иванова, 1974. Вызго-Иванова И.М. Кобыз//Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1974. - Т.2. - С.847.

32. Вяткина, 1969. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. JL: Наука, 1969. - 218 с.

33. Газарян, 1989. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение, 1989.- 192 с.

34. Галайская, 1973. Галайская Р. Варган у народов Советского Союза (к вопросу об архаизмах в народном музыкальном инструментарии)//Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Статьи и материалы/Сост. и ред. И.И. Земцовский. -М.: Музыка, 1973. С.328-350.

35. Галайская, Шейкин, 1982. Галайская Р.Б., Шейкин Ю.И. Эрху//Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1982. - Т.6. - С.550-551.

36. Гаудио, 1985. Гаудио А. Цивилизации Сахары. Десять тысячелетий истории, культуры и торговли. 2-е изд. - М.: Наука, 1985. - 208 с.

37. Гордина, 1978. Гордина Е.И. Сербская музыка//Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1978. - Т.4. - С.929-935.

38. Григорьев, 1981. Григорьев В.Ю. Скрипка//Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. -Т.5. - С.61-66.

39. Грубер, 1965. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. 3-изд. - М.: Музыка, 1965. - 4.1. -484 с.

40. Гумилев, 1967. Гумилев JI.H. Древние тюрки. М.: Наука, 1967. - 504 с.

41. Гумилев, 1970. Гумилев JI.H. «Тайная» и «явная» история монголов XII-XIII веков//Татаро-монголы в Азии и Европе. М.: Наука, 1970. - С.455-474.

42. Гумилев, 1996. Гумилев JI.H. Древний Тибет//Сочинения. М.: Дидик, 1996. - Вып.5. - 556 с.

43. Далай, 1983. Далай Ч. Монголия в XIII-XIV веках. М.: Наука, 1983. - 232 с.

44. Демин, 2000 (1). Демин А.Г. Бурятские традиционные музыкальные инструменты и их аналоги, встречающиеся в инструментарии других народов//Фольклор в общеобразовательной школе. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2000. - Вып.З, С.60-76.

45. Демин, 2000 (2). Демин А.Г. Струнные музыкальные инструменты в устном народном творчестве кочевников Центральной Азии//Фольклор в общеобразовательной школе», Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2000. - Вып.З, С.95-111.

46. Демин, 2000 (3). Демин А.Г. Музыкальный инструментарий монголов в эпоху Великой империи (XIII-XIV вв.). Уч. пособие. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2000. - 45 с.

47. Деревянко, 1977. Деревянко Е.И. Троицкий могильник. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1977.-224 с.

48. Джанибеков, 1990. Джанибеков У.Д. Эхо. По следам легенды о золотой домбре. Алма-Ата: Онер, 1990.-301 с.

49. Доброхотов, 1981. Доброхотов Б.В. Смычок//Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. - Т.5. - С. И 7-И 9.

50. Древнемонголъские города, 1965. Древнемонгольские города/С.В. Киселев, JI.A. Евтюхова, J1.P. Кызласов и др. М.: Наука, 1965. - 371 с.

51. Дугаров, 1989. Дугаров Р.Н. О древнем тангутском клане «сина» и его храмах//История и культура монголоязычных народов: источники и традиции. Улан-Удэ, 1989. -С.26-28.

52. Дугаров, 1996. Дугаров Р.Н. Монголы в Тибете//Монголоведные исследования. Улан-Удэ, 1996. - Вып. 1. - С.59-61.

53. Еолян, 1990. Еолян И.Р. Традиционная музыка арабского Востока. М.: Музыка, 1990. -240 с.

54. История МНР, 1967. История Монгольской Народной Республики/Гл. ред. Е.М. Жуков. -Изд. 2-е, М.: Наука, 1967. - 537 с.

55. История МНР, 1983. История Монгольской Народной Республики/Ш. Нацагдорж, Б. Цэдэн, Б. Ширендыб и др./Гл. ред. А.П. Окладников. М.: Наука, 1983. - 661 с.

56. Календарные обычаи и обряды, 1985. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год/Отв. ред. Р.Ш. Джарылгасинова, М.В. Кузнецов. М.: Наука, 1985.-264 с.

57. Календарные обычаи и обряды, 1989. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл/Р.Ш. Джарылгасинова, В.В. Малявин, Ю.В. Ионова и др. /Отв. ред. Р.Ш. Джарылгасинова, М.В. Кузнецов. М.: Наука, 1989. - 359 с.

58. Каратыгина, 1986. Каратыгина М.И. Отражение воззрения монголов в традиции игры на морин-хуре//Музыкальные традиции стран Азии и Африки. М., 1986. - С.61-82.

59. Каратыгина, 1987. Каратыгина М.И. Музыкальные традиции монголов как отражение общих типологических признаков культуры кочевого типа//Международный конгресс монголоведов. (Улан-Батор, сентябрь 1987). М., 1987. -4.II.

60. Каратыгина, 1989. Каратыгина М.И. Звук и Космос: мир глазами кочевника и его отражение в звуках монгольской музыки//История и культура монголоязычных народов: источники и традиции. Улан-Удэ, 1989. - С.94-96.

61. Карпини, Рубрук, Поло, 1997. Джованни дель Плано Карпини. История монгалов. 3-е изд.; Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. - 3-е изд; Марко Поло. Книга Марко Поло. - 4-е изд. - М.: Мысль, 1997. - 461 с.

62. Кондратьев, 1970. Кондратьев С.А. Музыка монгольского эпоса и песен. М.: Сов. композитор, 1970. - 248 с.

63. Корея, 1993. Корея. Сеул: Корейская служба информации для зарубежных стран, 1993. -776 с.

64. Крюков, Переломов, Софронов, Чебоксаров, 1983. Крюков М.В., Переломов JI.C., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М.: Наука, 1983. - 415 с.

65. Культура Монголии в средние века и новое время, 1986. Культура Монголии в средние века и новое время (XVI начало XX в.)/Отв. ред. Ш.Б. Чимитдоржиев. - Улан-Удэ: изд. БФ СО АН СССР, 1986. - 160 с.

66. Кучера, 1970. Кучера С. Монголы и Тибет при Чингисхане и его преемниках//Татаро-монголы в Азии и Европе. М.: Наука, 1970. - С.255-270.

67. Кызласов, 1975. Кызласов JI.P. Ранние монголы (К проблеме истоков средневековой культуры)//История и культура востока Азии. Новосибирск, 1975. - T.III.

68. Кычанов, 1970. Кычанов Е.И. Монголо-тангутские войны и гибель государства Си Ся//Татаро-монголы в Азии и Европе. М.: Наука, 1970. - С.46-61.

69. Кычанов, 1991. Кычанов Е.И. Император Великого Ся. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1991.- 159 с.

70. Кюнер, 1961. Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири и Дальнего Востока. М., 1961.

71. Луганский, 1987. Луганский Н.Л. Калмыцкие народные музыкальные инструменты. -Элиста: Калм. кн. изд., 1987. 63 с.

72. Майдар, 1981. Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии. М.: Мысль, 1981. -174 с.

73. Малявкин, 1981. Малявкин А.Г. Историческая география Центральной Азии. -Новосибирск, 1981.

74. Малявкин, 1989. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1989. 431 с.

75. Мелихов, 1991. Мелихов Г.В. Маньчжурия далекая и близкая. М.: Наука, 1991. - 319 с.

76. Михайлов, Василъченко, 1981. Михайлов Дж.К., Васильченко Е.В., Тибетская музыка//Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. - Т.5. -С.514-519.

77. Монгуш, 1992. Монгуш М.В. Ламаизм в Туве. Кызыл, 1992.

78. Музыкальная эстетика стран Востока, 1967. Музыкальная эстетика стран Востока/Общ. ред. В.П. Шестакова. М., 1967. - 414 с.

79. Музыкальные инструменты Китая, 1958. Музыкальные инструменты Китая/Авт. перев. под ред. И.З. Алендера, М.: Гос. муз. изд., 1958. - 52 с.

80. Мункуев, 1970. Мункуев Н.Ц. Заметки о древних монголах//Татаро-монголы в Азии и Европе. М.: Наука, 1970. - С.352-381.

81. Мурзаев, 1956. Мурзаев Э.М. Центральная Азия. Зарубежная Азия//Физическая география, -М„ 1956.

82. Николаев, 1997. Николаев В.Г. Этномузыкология//Культурология. XX век. СПб.: Университетская книга, 1997. - С.580-581.

83. Окладников, 1981. Окладников А. Открытие Сибири. 2 изд. - М.: Мол. гвардия, 1981. -223 с.

84. Очерки истории культуры МНР, 1971. Очерки истории культуры Монгольской Народной республики/Отв. ред. Д.Д. Лубсанов. Улан-Удэ: Буряткнигоиздат, 1971. - 509 с.

85. Позднеев, 1993. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. -Элиста: Калм. кн. изд., 1993. 492 с.

86. Потемкина, 1988. Потемкина И.И. Монголия. М.: Мысль, 1988. - 142 с.

87. Рассадин, 1987. Рассадин В.И. О некоторых реликтовых явлениях тюрко-монгольских языковых союзов//Международный конгресс монголоведов (Улан-Батор, сентябрь 1987).-М., 1987.-4.II.

88. Ребаб, 1978. Ребаб//Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1978. - Т.4. -С.569.

89. Рихтман, 1988. Рихтман Ц. Несколько замечений о балканской лире//Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сб. статей/Под ред. Е.В. Гиппиуса. М.: Сов. композитор, 1988. - 4.2. - С.122-126.

90. Руденко, I960. Руденко С.И. Культура хуннов и Ноинулинские курганы. M.-JL, 1960.

91. Сабурова, Медведева, 1991. Сабурова Е.Н., Медведева А.А. Китай. М.: Мысль, 1991. -162 с.

92. Сарыбаев, 1978. Сарыбаев Б.Ш. Казахские музыкальные инструменты. Алма-Ата: Жалын, 1978.- 174 с.

93. Семичов, 1957. Семичов Б.В. Г.Ц. Цыбиков исследователь Тибета. - Улан-Удэ, 1957.

94. Сисаури, 1984. Сисаури В. Гагаку музыка древней Японии (характеристика форм и жанров)//Музыка народов Азии и Африки/Сост. и ред. B.C. Виноградов. - М.: Сов. композитор, 1984. - Вып.4. - С. 194-212.

95. Смирнов, 1963. Смирнов Б.Ф. Музыкальная культура Монголии. М.: Музгиз, 1963. - 120 с.

96. Смирнов, 1971. Смирнов Б.Ф. Монгольская народная музыка. М.: Сов. композитор, 1971.-365 с.

97. Смирнов, 1975. Смирнов Б.Ф. Музыка народной Монголии. М.: Музыка, 1975. - 158 с.

98. Сокровенное сказание, 1990. Сокровенное сказание монголов (Монголой нюуса тобшо)/Пер. С.А. Козина. Улан-Удэ: Бур. кн. изд., 1990. - 318 с.

99. Сузукей, 1988. Сузукей В.Ю. Новые материалы по тувинскому музыкальному инструментарию//Музыкальная этнография Северной Азии. Сб. трудов. -Новосибирск: изд. СО АН СССР, 1988. Вып. 10.

100. Сузукей, 1989. Сузукей В.Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты. -Кызыл, 1989. 144 с.

101. Сухбаатар, 1978. Сухбаатар Г. К вопросу о распространении буддизма среди ранних кочевников Монголии//Археология и этнография Монголии/Отв. ред. А.П. Окладников. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1978. - С.61-71.

102. Таскин, 1968. Таскин B.C. Скотоводство у сюнну по китайским источникам//Вопросы истории и историографии Китая. М., 1968.

103. Халтаева, 1991. Халтаева JI.A. Генезис и эволюция бурдонного многоголосия в контексте космогонических представлений тюрко-монгольских народов. Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. искусствоведения. Ташкент, 1991. - 27 с.

104. Хара-Даван, 1991. Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие. 2-е изд., -Элиста: Калм. кн. изд., 1991. - 196 с.

105. Хорнбостель, Закс, 1987. Хорнбостель Э.М. фон., Закс К. Систематика музыкальных инструментов//Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сб. статей/Под ред. Е.В. Гиппиуса. М.: Сов. композитор, 1987. - 4.1. - С.229-261.

106. Цыремпилов, 1986. Цыремпилов В.Б. Истоки монгольской письменности//Культура Монголии в средние века и новое время (XVI начало XX в.). - Улан-Удэ, 1986. -С.13-21.

107. Чайтанья Дева, 1980. Чайтанья Дева Б. Индийская музыка. М.: Музыка, 1980. - 208 с.

108. Чекановска, 1983. Чекановска А. Музыкальная этнография: методология и методика. М.: Сов. композитор, 1983. - 190 с.

109. Шейкин, 1986. Шейкин Ю.И. Музыкальные инструменты удэ (этимология, конструкция, наигрыши)//Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Сборник научн. трудов. Новосибирск, 1986. - Вып.З. - С.38-72.

110. Шейкин, 1988 (1). Шейкин Ю.И. Актуальные проблемы этнографии Северной Азии//Музыкальная этнография Северной Азии. Сб. трудов. Новосибирск: изд. СО АН СССР, 1988. - Вып.10.

111. Шейкин, 1988 (2). Шейкин Ю. И. Практика традиционного музицирования удэ на однострунном смычковом инструменте//Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сб. статей/Под ред. Е.В. Гиппиуса. М.: Сов. композитор, 1988. - 4.2. - С.137-148.

112. Шейкин, 1996. Шейкин Ю.И. Музыкальная культура народов Северной Азии. Якутск: изд. РДНТ, 1996. - 123 с.

113. Шестаков, 1967. Шестаков В.П. Музыкальная эстетика стран Востока (вступительная статья)//Музыкальная эстетика стран Востока/Общ. ред. В.П. Шестакова. М., 1967.-С.5-34.

114. Шнеерсон, 1952. Шнеерсон Г.М. Музыкальная культура Китая. М.: Гос. муз. изд., 1952. -252 с.56 национальностей Китая, 1992. 56 национальностей Китая. Пекин: Синьсин, 1992. -28 с.

115. Нацагдорж, 1998. Нацагдорж Д. Морин хуурын туухэн уламжлалаас (К истории создания моринхура)//Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Улан-Удэ, 1998. - С.287-290. (на монг. яз.).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.