Монументально-декоративные циклы в творчестве Паоло Веронезе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.12, кандидат искусствоведения Артемьева, Ирина Сергеевна

  • Артемьева, Ирина Сергеевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1999, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.12
  • Количество страниц 211
Артемьева, Ирина Сергеевна. Монументально-декоративные циклы в творчестве Паоло Веронезе: дис. кандидат искусствоведения: 07.00.12 - История искусства. Санкт-Петербург. 1999. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Артемьева, Ирина Сергеевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Обзор литературы. Глава I.

Веронский период творчества.

20

7

Глава II.

Социально-политическая и культурная жизнь Венеции 15401550 гг. Художественная критика в полемике "disegno versus

Глава III.

Начало работы Паоло Веронезе в Венеции - плафоны в зале Совета Десяти, Библиотеке св.Марка. Цикл Сан Себастьяно. 62 Глава IV.

Фресковые циклы Веронезе - росписи палаццо Тревизан, виллы Барбаро. Серия панно Куччина

Глава V.

"Пиры" Веронезе в контексте второго "Renovatio" в Венеции. Последние монументальные работы во Дворце Дожей

Заключение

Примечания

Список использованной литературы

colore".

39

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История искусства», 07.00.12 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Монументально-декоративные циклы в творчестве Паоло Веронезе»

ВВЕДЕНИЕ

Обращение исследователя к творчеству такого мастера, как Паоло Веронезе, не должно вызывать удивления и вполне объяснимо даже с точки зрения личных пристрастий автора, ибо, как написал в свое время Д.Роузенд, "мы всегда любили искусство Паоло Веронезе"(1). Конечно, как и творчество всякого крупного художника, тема эта никогда не будет исчерпана, а представляемая работа имеет свои границы, которые подразумевают рассмотрение лишь какого-то определенного аспекта деятельности художника. Выбор предмета исследования опять-таки зависит от круга интересов и склонностей автора, в данном случае эти интересы находятся в сфере изучения венецианской живописной школы в широких хронологических границах: с XV по XVIII век. Эволюция венецианской живописи, пережитые ею периоды взлетов и кризисов, творчество художников XVII и XVIII вв. богато реминисценциями и непосредственным обращением к произведениям Паоло Веронезе. Нет необходимости говорить, сколь велико было влияние Веронезе на последующие поколения венецианских художников, в особенности мастеров XVIII века - без него невозможно понять ни творчество Себастьяно Риччи, ни Джамбаттисты Тьеполо. И это подводит к основному моменту, который и определяет выбор темы данной работы: что составляет главное наследие Веронезе, что выделяет его среди современников, составляет исключительно его завоевание, принесшее ему славу при жизни и еще большую - в последующие века, что ставит его имя в один ряд с другими великими представителями венецианского Ренессанса - Тицианом и Тинторетто?

Во всем блеске и полноте талант Веронезе раскрывается в монументальных полотнах, да и само его имя ассоциируется с грандиозными многофигурными композициями, где действие свободно разворачивается на фоне величественной классической архитектуры, легко и вольно устремленной в пронизанное солнечными лучами голубое небо. Художник, талантливо проявивший себя во всех жанрах, в сфере монументально-декоративной живописи оказался непревзойденным. Если оценивать творчество Веронезе в исторической перспективе, то придется признать, что воздействие его искусства (проявившееся, правда, не сразу) оказалось гораздо более сильным и долговременным, чем влияние Тициана и Тинторетто.

Все это позволяет говорить о живописи Веронезе как об определенном феномене, и с тем большим основанием, что талант его поначалу развивался вне венецианской художественной традиции, и в Венеции он начал работать уже в значительной степени сформировавшимся мастером. Почему именно его творчество оказалось востребованным в Венеции в середине XVI в., что выделяло его среди венецианских современников?

По сути, Паоло Веронезе стал единственным венецианским художником, кому в то время оказалось под силу создать от начала до конца большие монументально - декоративные ансамбли, подобные росписям виллы Барбаро или церкви Сан-Себастьяно, органично объединившие живописный декор с архитектурой. Ротенберг(2) пишет, что основы венецианской монументальной живописи Позднего Ренессанса складываются в двуединстве Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто - этих своеобразных антиподов. Представляется, что подобное объединение в принципе ошибочно. В отношении

обоих мастеров верным является лишь то, что оба они развивали основную форму монументальной живописи, утвердившуюся в Венеции - декоративное панно. Доминирование этого вида живописного украшения интерьеров зданий изначально определило специфику развития монументальной живописи в Венеции и иную, отличную от других итальянских школ проблематику, связанную с эволюцией этого жанра изобразительного искусства (3).

Однако, если в творчестве Тинторетто декоративное панно максимально приближается к станковой живописи, поскольку сюжетное повествование, действие ориентировано исключительно на зрителя и независимо от окружающей архитектурной среды, в искусстве Веронезе панно приобретает все признаки монументального жанра, становясь неотъемлемой частью интерьера. Кроме того, именно Веронезе, по сути,не только возродил в Венеции искусство фрески, но и поднял его на новую высоту.

Задача этой работы - показать, что монументальная живопись Веронезе не только с наибольшей полнотой раскрыла все грани дарования этого выдающегося живописца, но и стала зримым воплощением политических, философских и эстетических взглядов правящей верхушки Венеции - основного заказчика Веронезе. Благодаря этому, монументальные композиции Веронезе, имевшие в основе своей определенные программые идеи, отразили целый исторический этап в жизни Венеции не только как художественного центра, но Венецианской республики и ее государственных институтов. Соглашаясь с утверждением Дворжака, что "понятие стиля есть категория мировоззренческая"(4), мы приходим к пониманию, что в творчестве Веронезе происходит рождение собственно венецианского монументального искусства "большого

стиля", которое, благодаря неизменности государственного строя, не только сохранило свою жизнеспособность в течение двух столетий, но и стало, подобно искусству Высокого Возрождения, одним из главных элементов официальной идеологии республики Св.Марка.

В обширной литературе о творчестве Веронезе, особенно за последние десять лет, появились исследования, рассматривающие искусство мастера на широком фоне общественно-политической и культурной жизни Венеции. Однако, пока нет работы, которая ставила бы своей задачей в хронологической последовательности рассмотреть все монументальные программные циклы Паоло Веронезе, созданные как для общественных зданий, так и частных заказчиков. Данная работа призвана не только восполнить этот пробел, но и показать, в чем же причина устойчивости тех художественных идей, которые в XVI столетии вызвали к жизни столь яркое, грандиозное и исключительное по силе художественного воздействия явление, как монументальная живопись Паоло Веронезе.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Литература о творчестве Паоло Веронезе, столь обширна, что одно только перечисление всех работ, посвященных различным аспектам деятельности мастера, способно заполнить все страницы, предназначенные для критического анализа библиографии. Поскольку в последующих главах будут подробно освещены те публикации, которые прямо касаются затрагиваемых проблем, ограничимся общими характеристиками источников в хронологической последовательности, чтобы понять эволюцию восприятия творчества Веронезе в различные исторические эпохи.

С самого момента появления художника в Венеции его искусство нашло отклик у современников: уже в 1556 г. Франческо Сансовино (Sansovino, 1556) в своей книге "Delle Cose Notabile..." и позже в "Venezia cittä nobilissima е singolare" (Sansovino-Martinioni, 1663) упоминает работы Паоло в Библиотеке Св.Марка и в Совете Десяти. Плафон "Музыка" в Либрерии Марчана был признан произведением выдающимся и заслужил восторженные отзывы Вазари во втором издании "Жизнеописаний..." ( Vasari, 1568 - ed.Milanesi). О признании искусства Паоло свидетельствует и появление его произведений в собраниях известных коллекционеров и меценатов - так, в описи коллекции знаменитого антиквара Якопо Страда 1566 и 1568 гг.значатся две работы Паоло Веронезе, позже перешедшие в собрание Рудольфа II (Соске, 1977).

Приобрести картины Веронезе стремились многие европейские монархи - Альбрехт Баварский, Рудольф II, Филипп II, что, безусловно, подтверждает европейскую славу художника, а хронографы того времени Боргини (Borghini,1584) и Сорте

(8о|1е,1588) сообщают о необычно высокой цене на его картины. В 1585 г. Филипп II дает указание послу в Венеции дону Кристобалю де Салазару через дона Хуана де Идиакера пригласить Веронезе для работы в Эскориале, отметив при этом, что среди знатоков его репутация выше прочих (8аггаг1о-Адиаге1ез,1956). Однако, работы авторов XVI века изобилуют общими похвалами и описаниями исполненных работ, не поднимаясь до критических суждений и художественных) анализа произведений Веронезе. Более важны в этом отношении наблюдения и замечания Сансовино, который первым подчеркнул особенность Веронезе, отличие его живописи не только от венецианской, но и от работ художников веронской школы. Не менее существенно и мнение Агостино Карраччи, который записал на полях принадлежавшего ему экземпляра "Жизнеописаний" Вазари :" Я знал Паулино и видел его прекрасные работы. Он заслужил, чтобы в его честь был написан большой том, ведь его картины доказывают, что он не уступал никому из живописцев, а эти глупые замечания о нем в четырех строчках объясняются только тем, что он не был флорентинцем" (Ровпег, 1971, с.48).

Безусловно, отправной точкой для всех последующих исследований искусства Веронезе стала книга Карло Ридольфи Те тагау|дПе с1е1Гаг1е..." , (ИсМ, 1648), вышедшая через 80 лет после второго издания "Жизнеописаний.." Вазари. Продолжая давно начатый спор между флорентийской и венецианской художественной критикой (см.далее главу II), книга Ридольфи стала апологией венецианской живописи. Ридольфи не только написал первую биографию художника и перечислил все известные ему произведения Веронезе (с указанием их местонахождения - чем уже

оказал неоценимую услугу потомству). Он подчеркнул самые существенные, на его взгляд признаки стиля Веронезе - simmetria, pompa, ornamento - противопоставляя его энергии Тинторетто. Вслед за Ридольфи, Марко Боскини в своей "La Carta del Navegar Pittoresco..." ( Boschini,1660) не только в элегантной стихотворной форме дал красочное и эмоциональное восприятие манеры Веронезе, но в "Кратком наставлении..." (Breve Istruzione...) постарался показать, в чем состояло отличие Веронезе от Тициана и Тинторетто, чему должны учиться у него следующие поколения венецианских живописцев. Примечательно, что главным для Боскини оказался не колорит (на котором сосредоточили свое внимание последующие поколения критиков), но invenzione изобретательность в композиции.

Чуть позже Фелибьен в своих Entretiens (Felibièn, 1660-1685), основываясь на биографии Веронезе в книге Ридольфи, так охарактеризовал манеру художника:" Этот живописец понимал красоту цвета и умел придать ему такую яркость (наполнить светом), как никто до сего дня."(с.134). Фелибьен особенно подробно рассматривает веронезовские "Пиры" ( в связи с приобретением для королевской коллекции картины из монастыря сервитов). Спор между "пуссенистами" и "рубенсистами" отразился и на репутации Веронезе у французских критиков того времени: Фелибьен порицает венецианца за пренебрежение к исторической достоверности в изображении эпизодов римской и легендарной истории. Вслед за ним Роже де Пиль в "Cours de peinture par principes" (De Pyles,1707) также хвалит колорит Веронезе, но осуждает за отсутствие экспрессии.

Однако, на родине художника, в Венеции, где XVIII век, по существу, стал "вторым рождением" Веронезе - не случайно Тьеполо называли "II Veronese redivivo" - т.е., "воскресший Веронезе", -искусство великого веронца было оценено в должной мере, правда, в большей степени именно живописцами, нежели критиками. Для Венеции подобная ситуация была, впрочем, типичной - теория здесь никогда не поспевала за художественной практикой. Примечательно, что Альгаротти в своем "Saggio sopra la pittura" (Algarotti,1763) превозносит Веронезе в главах, посвященных колориту, значению архитектуры в живописной композиции, костюмам персонажей, но порицает его за то же, что и Роже де Пиль:" Во всех картинах Паоло Веронезе вряд ли можно найти хоть один пример определенного или сильного проявления чувств, того, что, по выражению Петрарки, говорят без слов..." (с. 124).

Эти тезисы позже абсолютизирует Рейнольде в 4-й лекции 1771г. - именно из его уст впервые прозвучит суждение о Веронезе исключительно как о декораторе (Reynolds, ed.1975). Утверждение принципов академической системы обучения живописцев с ее приоритетами - искусством Высокого Возрождения, болонским академизмом и французским классицизмом, с двумя кумирами -Рафаэлем и Микеланджело - не оставляло места венецианской школе, отнесенной к разряду "низших". Главное достоинство венецианцев - живописность - было сочтено "поверхностным", поскольку на первый план выдвигались героическая риторика и пафос, облеченные в строгие одежды неоклассицизма.

Следующее столетие избежало столь полярных взглядов на творчество Веронезе, и закат неоклассицизма закономерно привел к изучению и пониманию искусства венецианца. Показательно в этом

отношении мнение Делакруа, который считал Веронезе самым выдающимся среди живописцев, и Курбе, чье преклонение|достигало высшей степени восторга: "Веронезе! Вот человек, наделенный всеми талантами, живописец без слабостей и преувеличений, человек сильный и полный уверенности в себе!" (см. "Venezia da stato a mito. Catalogo délia mostra a Fondazione Cini 30 agosto - 30 novembre 1997. Venezia, 1997, p.144).

Неудивительно, что Паоло Веронезе оказался близок и импрессионистам, которые увидели в нем своего предтечу - яркость насыщенных светом красок, цветовые рефлексы - все это было близко пленерной живописи. Василия Сурикова также восхищал в картинах Веронезе тот особый серебристый свет, который казался списанным с натуры: "Мне всегда нравится у Веронеза серый, нейтральный цвет воздуха, холодок. Он еще не додумался писать на открытом воздухе, но выйдет, я думаю, на улицу, и видит, ччто натура в холодноватом рефлексе. Тона Адриатического моря у него целиком в картинах"( Суриков, 1977, с.66).

Но для искусствоведения XIX век важен прежде всего с точки зрения начала научного изучения творческого наследия Паоло Веронезе. В это время выходят первые монографии Ириарте (Yriarte,1888) и Калиари (Caliari, 1888), а также Мейсснера (Meissner, 1897) сохранившие свое значение до наших дней в той части, которая касается приведенных в них документальных сведений. Чуть раньше Кроу и Кавалькаселле [Crowe и Cavalcaselle (1877) - ed.2, 1912] утвердили за Веронезе репутацию крупнейшего и оригинального мастера венецианского Ренессанса наряду с Тицианом и Тинторетто. Беренсон ( Berenson, 1894), давший очень высокую оценку творчеству живописца, во многом определил

отношение к художнику в последующее столетие - на смену спорам о месте Веронезе в истории искусств пришло время спокойных и скрупулезных исследований его наследия - уточнения oeuvre, хронологии , атрибуций произведений мастера, изучения мастерской художника.

С этой точки зрения работы, подобные статье Ингерсолл-Смус (Ingersoll-Smouse, 1927), посвященной произведениям Паоло Веронезе, находящимся во Франции, превосходят по своему значению обзорные монографии Фрая (Fry, 1903) и Осмонда (Osmond, 1927). Большое количество работ о различных аспектах творчества Паоло принадлежит перу фон Хадельна (Hadeln, 19101911 ; 1913; 1915; 1926). Свои многочисленные исследования рисунков, живописных произведений, проблемы взаимоотношения художника и его мастерской фон Хадельн предполагал завершить изданием монографии, которая не была опубликована при жизни автора, и лишь через 40 лет после смерти исследователя была издана во Флоренции (Hadeln, 1978).

Юбилейная дата - 400 лет со дня рождения художника, отмеченная в 1928 году, была ознаменована выходом небольшой по размеру, но чрезвычайно насыщенной по содержанию монографии Фьокко, вскоре дополненной и переизданной (Fiocco, 1934) - она дала толчок многим направлениям дальнейших исследований творчества Веронезе. Чуть раньше Брицио опубликовала серию статей в "L'Arte" (Brizio, 1926), посвященных анализу живописного стиля Паоло Веронезе. Ей принадлежит одна из наиболее ярких характеристик веронезовского колорита, не утратившая своего значения по сию пору. Пять лет спустя первая монографическая выставка, организованная в Венеции, сопровождалась публикацией

каталога признанного главы современной венецианской школы искуствознания Паллуккини (Pallucchini, 1939) - первой в ряду его последующих многочисленных работ о живописи Веронезе. Паллуккини выделил одну из важных проблем не только в творчестве Веронезе, но и в эволюции венецианской живописной школы на пороге Позднего Возрождения - он одним из первых начал полемику о венецианском маньеризме и о роли Паоло Веронезе во внедрении новых живописных и композиционных импульсов в искусство школы лагуны. Эта тема определила на многие годы тот угол зрения, под которым рассматривалось творчество Веронезе в работах Паллуккини, Колетти (Coletti, 1941), Галло (Gallo, 1944-45). В контексте настоящего исследования следует выделить статьи Хетцера (Hetzer, 1941,1957) и Брицио (Brizio, 1939), посвященные роли архитектуры и архитектонике пространства в композициях Паоло Веронезе. Колетти (Coletti, 1941), почти одновременно с Паллуккини, начавший разговор о венецианском маньеризме, указал на исключительное значение первой фазы творчества Паоло Веронезе, когда непосредственная связь молодого мастера с Мантуей оказала решающее влияние на формирование его композиционного мышления. Плавное течении дискуссии (которая, впрочем, велась пока лишь одной стороной - венецианскими критиками) было нарушено после рецензии Лонги на выставку 1946 г. - "Пять веков венецианской живописи " (Longhi, 1946), в которой автор вообще отрицал какую бы то ни было причастность Веронезе к маньеризму. Утверждение Лонги лишь подстегнуло исследователей, не разделявших его мнения, к поиску контраргументов. Не только Паллуккини в новом издании своей монографии о художнике (Pallucchini, 1953) продолжал отстаивать ранее высказанную точку

зрения о Веронезе как проводнике пармско-мантуанского маньеризма в Венеции; вслед за ним это положение продолжали развивать Бриганти (Briganti, 1958), Балларин (Bailarín, 1965).

В 1957 г. Беренсон переиздает свой труд об итальянской живописи, включая и два тома, посвященный венецианской школе (Berenson, 1957) - oeuvre Паоло включает в себя 450 картин.

К этому времени, как справедливо отмечал Пиньятти, необходимость составления каталога-raisonne' художника стала очевидной. Через 10 лет (1968) такой труд завершил Р.Марини - "L'opéra completa" Паоло Веронезе вышла в кратком варианте в серии аналогичных публикаций издательства Риццоли (Marini, 1968). В целом эта работа соответствовала состоянию изучения живописи художника на тот момент времени, отразив сложившиеся представления об оригинальных произведениях Паоло и степень участия мастерской в создании той или иной работы, хронологию творчества мастера.

Проблемой сотрудничества Веронезе с учениками и помощниками особенно пристально занимались Арслан (Arslan, 1946) и Крозато Ларшер (Crosato Larcher, 1964,1967,1972,1976). Дзампетти (Zampetti, 1973) также обстоятельно исследовал этот вопрос в связи с изучением живописного комплекса Скуола Сан Фантин (Ateneo Veneto). И.Смирнова в своей книге "Тициан и венецианский портрет XVI в." (Смирнова, 1964) посвятила отдельную главу рассмотрению портретов, созданных кистью Паоло Веронезе.

Пиньятти (Pignatti, 1976) отметил, что в эти же годы широкий круг исследователей обращается к изучению декоративного цикла виллы Барбаро в Мазер. Художественному значению этой работы Веронезе посвятили свои исследования Паллуккини (Pallucchini, 1939), Медеа

(Medea, 1960), Пиньятти (Pignatti, 1965-1968), Оберхубер (Oberhuber, 1968). Одновременно Иванофф (Ivanoff, 1961,1970) первым попытался раскрыть иконографическую программу цикла в целом. Этой же теме обязаны своим появлением исследования Шульца (Schulz, 1961,1968), Вольтерса (Walters, 1961,1968), Роузенда (Rosand, 1968,1970), Кар (Kahr, 1970), Коука (Соске, 1972), Крозато Ларшер (Crosato Larcher, 1980), Джексон Рейст (Jackson Reist, 1985), Льюиса (Lewis, 1990).

Не менее увлекательной представлялась и тема архитектуры и сценического пространства в композициях Веронезе. Вслед за Брицио (Brizio, 1960) к ней обратились Пуппи (Puppi, 1980,1988), Роузенд (Rosand, 1973,1982), Расторгуев (1982).

Большая часть этих работ увидела свет уже после выхода "L'opera completa" Марини, и появление нового, двухтомного каталога - raisonne' Пиньятти (Pignatti, 1976) можно назвать велением времени, поскольку накопившиеся к тому времени материалы требовали анализа и обобщения. Автор нового каталога занял несколько отстраненную позицию по отношению к предыдущим, избегая какой бы то ни было полемики со своими предшественниками, и сосредоточил основное внимание на хронологии творчества и эволюции живописной манеры Веронезе. В результате труд Пиньятти приобрел описательный характер и затушевал некоторые проблемы, традиционно считающиеся наиболее дискуссионными: довенецианский период творчества и сотрудничество с другими художниками веронской школы, иконографические источники программных циклов (вилла Соранца, палаццо Тревизан, вилла Барбаро). Однако, и сам Пиньятти не рассматривал свой

каталог как нечто окончательное, он считал его лишь новой исходной точкой для последующих исследований.

Публикация книги Пиньятти предшествовала двум недалеко отстоящим друг от друга юбилейным датам - 450-летию со дня рождения (1978) и 400-летию со дня смерти (1588) Паоло Веронезе. Обе даты ознаменовались несколькими выставками и конгрессами, и, как следствие, многочисленными новыми работами.

Еще в 1980 г. в Вероне прошла выставка, посвященная, правда, не Веронезе, а Палладио, однако,в ее каталоге значительное место уделялось веронской традиции росписей интерьеров дворцов и вилл и сотрудничеству живописцев с архитектором. Веронезовский "decorum" оказался связан прочными корнями с веронской школой. Той же теме близок и каталог другой выставки в Вероне - "Veronese е Verona" (1988), его значение особенно возрастает в связи со все возрастающим интересом к раннему периоду творчества Паоло. Маринелли (Marinelli 1988), Эрикани (Ericani 1988) в своих статьях специально рассматривают начальный этап формирования живописца, проблему сотрудничества мастера с веронскими художниками и архитекторами. Тогда же появляются новые статьи Пиньятти (Pignatti, 1986), который постоянно уточняет некоторые положения своего каталога, расширяя oeuvre художника. В 1984 г. Коук выпускает в свет корпус рисунков Веронезе, ставший, наряду с каталогом Пиньятти, основным справочным изданием для изучающих творчество Паоло. Паллуккини также в 1985 г. переиздал свою монографию о Паоло Веронезе (Pallucchini, 1985) - не конкурируя с catalogue-raisonne и не заменяя его, она вместила в себя весь доступный автору современный материал, анализ которого стал главным достоинством книги. Для Паллуккини всегда

представлялось важным определить место Веронезе в общем процессе эволюции венецианской живопсиси XVI в. Начатая им много лет назад дискуссия о правомерности существования понятия "венецианский маньеризм" разрешилась в 1981 г. в организации большой выставки в Венеции, целиком посвященной утверждению концепции Паллуккини. Для Паоло Веронезе подчеркивалось значение опять-таки раннего периода, связанного с веронской школой и работой в Мантуе, где маньеристическая культура была представлена главным образом работами Джулио Романо в Палаццо дель Те. Влияние римского маньеризма на первые монументальные работы Веронезе в Венеции, в частности, в плафонах Совета Десяти, равно как и значение этих мантуанских импульсов для формирования собственной, оригинальной манеры Веронезе рассмотрено Паллуккини главным образом на примере монументально-декоративной живописи мастера.

Юбилей 1988 г. был отмечен двумя большими выставками - в Венеции и Вашингтоне, и Международным конгрессом в Венеции. Авторский каталог Ририка (Реапск, 1988) с предисловием Пиньятти выделяется своей обстоятельной каталожной частью, с большим сравнительным материалом и подчас весьма спорными атрибуциями. Ририк вместе с Пуппи (Рирр1, 1988) и Беттаньо (Вейадпо, 1988) принял участие и в написании каталога выставки в Фондационе Чини, Венеция. Для рассматриваемой темы в названном каталоге наибольший интерес представляет часть Пуппи, специально посвященная теме "Веронезе и архитектура" - о роли архитектурных фонов в композициях художника и их связи с работами теоретиков и современных архитекторов.

Материалы Конгресса отличает большой диапазон рассматриваемых тем - от общей характеристики творчества Паоло Веронезе и его места в венецианской живописи XVI в., до более частных проблем с традиционно сложившейся тематикой -особенностей живописной системы, хронологии, атрибуции, иконографии, реставрации, коллекционированию. Особо можно выделить доклады Коука - "Venice, Decorum and Veronese", (Cocke, 1990), Смирновой об иконографии веронезовских "Пиров" (Smirnova, 1990), Синдинг-Ларсена (Sinding-Larsen, 1990), многие годы занимавшегося теологическим программами Зала Большого Совета во Дворце Дожей, Хоупа (Норе, 1990) - о плафонах Библиотеки Св.Марка.

В 1991 г. Пиньятти (совместно с Педрокко) переиздал свой catalogue-raisonne' (Pedrocco, Pignatti, 1991), пояснив в предисловии, что прошедшие со дня выхода первого издания 15 лет оказались рекордными по числу публикаций, посвященных искусству Паоло Веронезе. С появлением множества новых сведений предыдущий каталог уже не отвечал требованиям нового времени, и даже издание каталога 1991 г. оказалось промежуточным перед выходом в свет третьего издания (Pedrocco, Pignatti, 1995).

Столь не просто пристальный, а все более усиливающийся интерес исследователей к творчеству Паоло Веронезе свидетельствует не только об огромном значении его творчества - этот тезис уже не нуждается в доказательствах и давно перестал быть предметом дискуссии,- но и о еще не до конца осмысленных взаимосвязях искусства Паоло как с современным ему художественным процессом в Венеции, так и с общей эволюцией венецианского искусства. Живопись Веронезе по-прежнему сох-

раняет огромную притягательную силу для исследователя, и вряд ли этот потенциал когда-либо будет исчерпан.

Похожие диссертационные работы по специальности «История искусства», 07.00.12 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История искусства», Артемьева, Ирина Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Chastel А. I privilegi di Veronese. In: L'arcipelago di San Marco. Venezia, 1990, p.141 ( далее - Chastel, 1990).

2. Pallucchini R. La pittura nel Veneto. II Settecento, vv.I-ll Milano, 1995, I, p.43; Artemieva I. Alcuni considerazioni su di un ciclo dei quadri di Giovanni Battista Pittoni deH'Ermitage - Arte Veneta, 46, 1994, pp.5859.

3. О копировании живописцами XVIII века работ Паоло Веронезе см. Piai M. II "Veronese revival" nella pittura veneziana del Settecento — Atti dell'lstituto Veneto di scienze, lettere ed arti, t.CXXXIII, 1974-1975, pp.295-312; "Нахождение Моисея" Себастьяно Риччи (Мельбурн, Галерея Виктории) долгое время приписывалась самому Веронезе; несмотря на то, что атрибуция картины кисти Риччи представляется бесспорной, в недавно вышедшем корпусе живописи Тьеполо (Gemin М., Pedrocco F. Giambattista Tiepolo. I dipinti. Venezia, 1995) полотно опубликовано как работа Тьеполо (cat.n.261).

4. Artemieva, 1996, р.24 - копия Франческо Гварди (Париж, частная коллекция) с эрмитажного "Воскрешения Лазаря".

5. Algarotti F. Saggio sopra la pittura. Livorno, 1763, p.78.

6. Ibid., p.79.

7. Pallucchini, 1995, II, p.274.

8. Algarotti, 1763, pp. 163-164.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Артемьева, Ирина Сергеевна, 1999 год

Список использованной литературы

1. Артемьева И.С. 1994. О месте картины "Воскрешение Лазаря" в творчестве Паоло Веронезе. Эрмитажные чтения памяти В.Ф.Левинсона-Лессинга. Тезисы докладов - Санкт-Петербург, 1994, с. 5-7.

2. Брагина Л.М. Культ государства в Венеции XV в. В сб.: Материалы научной конференции "Випперовские чтения 1986" (XIX) — Искусство Венеции и Венеция в искусстве. Москва, 1988, с. 125-137.

3. Виппер Б.Р. Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры. Тт. 1-2, Москва: Искусство, 1977, 1 - 223 с. с илл., 2 - 243 с. с илл.

4. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Тт. 1-2 Москва: Искусство, 1978, 1 - 305с. с илл., 2 - 395 с. с илл.

5. Дживелегов А.К, Бояджиев Г.А. История западноевропейского театра от возникновения до 1759 г. Москва - Ленинград: Искусство, 1941,614 с.

6. Расторгуев А.Л. Пространственные структуры в живописи Веронезе: Опыт интерпретации - Советское искусствознание, 1982, сс.213-233.

7. Ротенберг Е.И.Искусство Италии XVI века. Москва: Искусство, 1967, 333 с. с илл.

8. Ротенберг Е.И. Макс Дворжак и его "История итальянского искусства в эпоху Возрождения" - Послесловие к изданию Москва: Искусство, 1978, т.2. 395 с. с илл.

9. Смирнова И.А. Тициан и венецианский портрет XVI века. К вопросу о Высоком и позднем Возрождении. Москва: Искусство, 1964, 326 с. с илл.

10. Смирнова И.А. Якопо Бассано и Позднее Возрождение в Венеции. Москва: 1976, 191 с, с илл.

11. Смирнова И. А. Монументальная живопись Итальянского Ренессанса. Москва:Изобразительное искусство, 1987, 511 с. с илл.

12.Смирнова И. А. История и современность в искусстве ренессансной Венеции. В сб.: Материалы научной конференции "Випперовские чтения 1986 (XIX)", Москва, 1988, с.6 - 27.

13. Смирнова И.А. "Пиры" Веронезе (опыт культурно-исторической интерпретации). В сб.: Искусство Возрождения. Москва: Научно -исследовательский институт теории и истории искусств Академии художеств СССР, 1991, сс.5-41.

14. Фомичева Т.Д. Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи. Каталог "Венецианская живопись XIV-XVIII века.Москва: Искусство, 1992, 406 с, с илл.

15. Ackerman S. Palladio's Villas New York: Columbian Univ.Press, 1967, 249 c.

16. Algarotti F. Saggio sopra la pittura. Livorno : M.Coltellini, 1763, 184 c.

17. Aretino P. Lettere suH'arte. Commentate da F.Pertile, a cura di E Camesasca.. Milano: Ed.del Milione, 1957 - 1960, 1 (1526-1542) - 259 c., 2 (1543-1555) -471 c., 3 - 272 c.

18. Arslan W. I Collateral!' di Paolo Veronese. Pavia (dispense universitarie), 1946, 57 c.

19. Artemieva I. Su di un probabile autoritratto di Paolo Veronese -- Arte Veneta, XLIII, 1989-1990, pp.80-84.

20. Artemieva I. Alcuni considerazioni su di un ciclo dei quadri di Giovanni Battista Pittoni dell'Ermitage - Arte Veneta, 46, 1994, pp.54-61.

21. Artemieva I. Una "Resurezzione di Lazzaro" di Paolo Veronese - Arte Veneta, 48, 1996, pp. 18-25.

22. Artemieva I. Paolo Veronese, Diane - In: El Greco in Italy and Italian Art. Catalogue., Athene: Biblos, 1995, pp.471-472.

23. Artemieva I. Un fenomeno delle "scene notturne" nell'arte di El Greco e nella pittura veneziana 1550-1570: un dipinto di Andrea Schiavone conservato aU'Ermitage -- International Symposium "El Greco in Italy and Italian Art", 22-24.9.1995, Rethymnon, Crete, pp.132-138.

24. Aurigemma M. La teoría dei Modelli e i trattati d'amore. In: Lirica, poemi e trattati civili del Cinquecento. Roma/Bari: Istituto Poligrafico dello Stato, 1973, 301 c.

25. Ballarin A. Osservazioni sui dipinti veneziani del Cinquecento nella Galleria del Castello di Praga - Arte Veneta, 1965, XIX, pp.71-83.

26. Bardi G. Dichiarazioni di tutte le istorie che si contengono nei quadri posti novamente nelle sale dello Scrutinio e del Gran Consiglio. Venezia:Fr.Stagnini, 1587, 144 c.

27. Battisti G.A. Raccolta di Istruzioni di architettura civile...Venezia:Tip.Visentini, 1779, 154 c.

28. Berenson B. The Venetian Painters of the Renaissance. London-New York: G.P.Putnam's Sons, 1894, 141 c.

29. Berenson, B. Italian Pictures of the Renaissance. Venetian School. [London]: Phaidon, 1957, v.l - 206 c., v.ll - 44 c„ 705 ill.

30. Bettagno A. Paolo Veronese a San Giorgio. In: Paolo Veronese. Disegni e dipinti. 26 marzo - 10 luglio 1988, Fondazione Giorgio Cini, Venezia: Neri Pozza Editore, 114 c., 97 ill.

31. Bordaz O., Joannis C. Tissus, costumes et bijoux: invention ou realitex? In: Les Noces de Cana de Veronese. Une oeuvre et sa restauration. 4. Etudes iconographiques. Musee du Louvre. Paris, 16 novembre 1992 - 29 mars 1993, pp. 257-279.

32. Borghini R. II Riposo di Raffaello Borghini. Vol.1 - 3. Firenze, 1584 -Edizione dalla Societa' tipográfica de'Classici italiani, Milano, 1807, I -288 c„ 11-261 c., Ill-258 c.

33. Boschini M. La carta del Navegar pittoresco. Venetiis, 1660 - Ed. a cura di A.Pallucchini, Venezia/Roma: Istituto per la collaborazione culturale, 1966, 810 c.

34. Briganti S. La Venere di Casa Colonna di Paolo Veronese - Arte Veneta, 1958, XIII, pp.91-96.

35. Brizio A.M. Note per la definizione critica dello stile di Paolo Veronese. Parte I, L'Arte, XXIX, fasc.V-VI, 1926, pp.32 - 48; Parte II, L'Arte, XXXI, fasc.l, 1928, pp.1-10.

36. Brizio A.M. La pittura di Paolo Veronese in rapporto con Topera del Sanmichele e del Palladio - Bolletino del Centra Internazionale di Studi di Architettura Andrea Palladio, II, 1960, pp.19-25.

37.Cajani A. Un palazzo Veronese a Murano: note e aggiunte - Arte Veneta, 1968, XXII, pp.47-59.

38.Caliari P. Paolo Veronese. Roma: Fotzani e C., 1888, 421 c.

39. Cartari V. Le immagini de i Dei degli antichi...Venezia, 1571 - New York and London: Ed.Garland Publishing, 1974, 433 c.

40. Castiglione B. II libra di Cortigiano. Vol.11 Milano: Tipografía Arese Lucini, 1803, 107 c.

41. Cavalcaselle G.B., Crowe J.A. A History of Painting in Noth Italy. Vols.1 - 3. London: Ed.by Tancred Borenius, 1912, v.1 - 441 c.,v.2 - 408 c„ v.lll-432 c.

42. Chastel A. I privilegi di Veronese. In: L'arcipelago di San Marco. Venezia: Consorzio Venezia Nuova, 1990, 147 c.

43. Cocke R. Veronese and Daniele Barbara: the Decoration of Villa Maser - Journal of Warburg and Courtauld Institutes, XXXV , 1972, pp.226-246.

44. Cocke R. Veronese's Omnia Vanitas and Honor et Virtus post mortem floret- Pantheon, 1977, 35, pp. 120-125.

45. Cocke R. Veronese's "Family of Darius' at the National Gallery - The Burlington Magazine, 1978, CXX, pp.325-327.

46. Cocke R. Veronese's Drawings London:Sotheby, 1984, 415 c.

47. Cocke R. Venice, Decorum and Veronese. In: Nuovi studi di Paolo Veronese. A cura di Massiimo Gemin. Venezia: Arsenale Ed., 1990, pp.241-255.

48. Coletti L. Paolo Veronese e la pittura a Verona del suo tempo. Pisa: Edizione Universitaria, 1941, 52c.

49. Cornaro A. Discorsi intorno alia vita sobria. Venezia: Tipografía Aldo Manuzio, 1545, 114 c.

50. Cozzi G. La venuta di Alessandro III a Venezia nel dibattito religioso e politico tra il '500 e '600 - Ateneo Veneto, 15, 1977, pp.119-132.

51. Cozzi G. La política del diritto nella repubblica di Venezia - A.A.V.V., Roma, 1980 , pp.235-260.

52. Crosato Larcher L. Per Gabriele Caliari - Arte Veneta, XVIII, 1964, pp. 174-175.

53. Crosato Larcher L. Per Carletto Caliari - Arte Veneta, XXI, 1967, pp. 108-124.

54. Crosato Larcher L. Note su Benedetto Caliari - Arte Veneta, XXIII, 1969, pp.115-130.

55. Crosato Larcher L. Nuove contributi per la decorazione della Soranza - Arte Veneta, XXXI, 1977, pp.72-79.

56. Crosato Larcher L. Considerazioni sul programma iconográfico di Maser - Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, XXVI Band, 1982, pp.211-255.

57. De Pyles R. Cours de peinture par principes.Paris:Ed.Cochin, 1707, 338 c.

58. Dolce L. L'Aretino o dialogo della pittura. In: Trattati d'arte del Cinquecento fra manierismo e Controriforma. Vol.1, Bari: Gius.Laterza e Figli, 1960, 542 c.

59. Ericani G. Le stagioni preveronesiana e la pittura di paesaggio a Verona. In: Veronese e Verona. Verona:Neri Pozza Editore, 1988, pp.729.

60. Favier M. Le repas. In: Les Noces de Cana de Veronese. Une oeuvre et sa restauration. 4. Etudes iconographiques. Musee du Louvre. Paris, 16 novembre 1992 - 29 mars 1993, pp. 200-210.

61. Fehl P. Veronese and the Inquisition: A study of the subject matter of the so-called "Feast in the House of Levi" - Gazette des Beax-Arts, 58, 1961, pp. 325-354.

62. Fehl P. Veronese's Decorum: Notes on the Marriage at Cana. In: Art the Ape of Nature. Essays in Honor of H.W.Janson. New York: Columbian University Press, 1981, pp.341-365.

63.Felibien. Entretiens sur les vies et sur les ouvrages des plus excellents peintres...T.I, 1660-1685 ( Trévoux, 1725) - London:ed.Gregg Press, 1967, 387 c.

64. Fiocco G. Paolo Veronese. Roma: casa editrice d'arte "Valori plastici",1934, 145 c.

65. Fogolari G.ll Processo dell'lnquisizione a Paolo Veronese -- Archivio Veneto. Serie 5 (17/1935), p.352-386.

66. Forssman E. Uber Architekturen in der venezianischen Malerei des Cinquecento - Wallraf-Richartz Jahrbuch, XXIX, 1967, s.112ff.

67. Fossati G.Storia dell'architettura. Venezia:Leonardo di Giorgi, 1740, 204 c.

68. Fortini Brown P. Venetian narrative painting in the age of Carpaccio. New Haven - London: Yale University Press, 1988, 310 c.

69. Franzoni, L. II tema dell'apoteosi nelle architetture dipinte di Paolo Veronese. In: Veronese e Verona. Catalogo a cura di Sergio Marinelli. Museo di Castelvecchio, Verona: Neri Pozza Editore, 1988, pp. 125-129

70.Freedberg S.G. Disegno versus colore in florentine and Venetian painting of the Cinquecento. In: Florence and Venice. Comparisons and relations. Acts of two conferences at Villa Tatti in 1976-1977. Vol.II. Cinquecento. Florence: La Nuova Italia Ed., 1980, 386 c.

71. Gallo R. Per la datazione delle opere di Paolo Veronese -Emporium, I, 1939, pp. 145-152.

72. Gallo R. Una Famiglia Patrizia: i Pisani ed i Palazzi di S.Stefano e di Stra -- Archivio Veneto, XXIV- XXXV, 1944-45, pp.65-228.

73. Garas K. Veronese e il collezionismo del Nord nel XVI-XVII secolo. In: Nuovi studi di Paolo Veronese. A cura di Massiimo Gemin, Venezia: Arsenale Ed., 1990, pp. 16-24.

74. Gentili, A.Da Tiziano al Tiziano. Milano: Mondadori, 1980, 189 c.

75. Gemin M. Riflessioni iconografiche sulla Cena in Casa di Levi. In: Nuovi studi. di paolo Veronese. A cura di Massimo Gemin, Venezia: Arsenale Ed., 1990, pp.367-370.

76. Getreau F. La musique. In: Les Noces de Cana de Veronese. Une oeuvre et sa restauration. 4. Etudes iconographiques. Musee du Louvre. Paris, 16 novembre 1992 - 29 mars 1993, pp.239-255.

77.Gould C. Sebastiano Serlio and Venetian Painting — Journal of Warburg and Courtauld Institites, XXV, 1962, pp.56-64.

78.Gould C. Observations on the role of Decoration in the Formation of Veronese's Art. In: Essays in the History of Art presented to Rudolph Wittkower, London: Phaidon, 1967, p.123ff.

79. Gould C. The Family of Darius before Alexander by Paolo Veronese London: The National Gallery, 1977, 23 c.

80. Gould C. Veronese's greatest Feast: the inter-action of iconographie and aesthetic factors - Arte Veneta, XLIII, 1989-1990, pp.85-88.

81. Gourarier Z. Le service de la table au service de Dieu. In: Les Noces de Cana de Veronese. Une oeuvre et sa restauration. 4. Etudes iconographiques. Musee du Louvre. Paris, 16 novembre 1992 - 29 mars 1993, pp. 186-199.

82. Grendler P.F. The Tre Savii sopra Resia 1545-1605: A Prosopographical Study -- Studi Veneziani, n.s. (3/1979), p.286-291.

83. Guerrini R. Dalla Soranza a casa Pisani. La figura di Alessandro Magno in Veronese. In: Nuovi studi Di Paolo Veronese. A cura di Massimo Gemin. Venezia:Arsenale Ed., 1990,.pp.371-379.

84. Haber J. L'oeuvre. - La commande et la realisation. In: Les Noces de Cana de Veronese. Une oeuvre et sa restauration. 4. Etudes iconographiques. Musee du Louvre. Paris, 16 novembre 1992 - 29 mars 1993, pp. 34-78.

85. Hadeln D.von. Wann ist Paolo Veronese geboren? - Kunstchronik, 1910-1911, pp.257-260.

86. Hadeln D.von Paintings by Veronese from the collection of Kaiser Rudolph the Second - Art in America, I, 1913, pp.234-244.

87. Hadeln D.von.Veronese and Zelotti - Jahrbuch der Preussischen Kunstsammlungen, 1915, pp.97-218.

88.Hadeln D.von. An unknown Masterpiece by Paolo Veronese -Apollo, June 1926, pp.311 -315.

89. Hadeln D.von. Two Paintings of the Baptism by Paolo Veronese -Apollo, September 1926, pp. 104-106.

90. Hadeln D.von. Paolo Veronese Firenze: Kunsthistorisches Institut in Florenz, 1978, 268 c.

91. Haynes A. Daniele Barbara: A Venetian Patron. - History Today, XXV, 1975, n.12, pp.818-825.

92. Hirthe T.Die Libreria des Jacopo Sansovino - Münchner Jahrbuch der bildenden Kunst, XXXVII, 1986, pp.156-161.

93. Hope C. 'Poesie' and Painted Allegories. In: The Genius of Venice. 1500-1600. Royal Academy of Arts, London: Weidenfeld and Nicolson, 1983, pp.35-37.

94. Hope C. Veronese and the Venetian Tradition of Allegory -Proceedings of the British Academy, 71, 1985, pp.389-428.

95. Hope C. The Ceiling Paintings in the Libreria Marciana. In: Nuovi studi Di Paolo Veronese. A cura di Massimo Gemin, Venezia: Arsenale Ed., 1990, .pp.290-298.

96. Humphrey, P. La pala Giustinian a San Francesco della Vigna. Contesto e committenza. In: Nuovi studi Di Paolo Veronese. A cura di Massimo Gemin, Venezia: Arsenale Ed., 1990, .pp.299-307.

97._lngersoll-Smouse F. L'oeuvre peint de Paul Veronese en France -Gazette des Beaux-Arts, LXX, 1927, II, pp.25-48.

98. Ivanoff N. II ciclo allegorico della Libreria Sansoviniana - Arte Antica e Moderna, IV, 1961, p.249-258.

99. Ivanoff N.ll sacro e il profano negli affreschi di Maser - Ateneo Veneto, 145, no.1, 1961, pp.99-104.

100. Ivanoff N. La Libreria Marciana. Arte e iconologia. - Saggi e Memorie di storia deN'arte, VI, 1968, p.65-89.

101. Ivanoff N. La tematica degli affreschi di Maser - Arte Veneta, XXIV, 1970, pp.210-213.

102. Ivanoff N. Genio et Laribus (postilla all'iconologia degli affreschi di Maser - Ateneo Veneto, 14, 1976, pp.27-31.

103. Jackson Reist I. Divine Love and Veronese's Frescoes at the Villa Barbara -- Art Bulletin, 1985, pp.614-635.

104. Joannis C. Orfevrerie, cristal et mobilier: plaisir des yeux d'un festin venetien In: Les Noces de Cana de Veronese. Une oeuvre et sa restauration. 4. Etudes iconographiques. Musee du Louvre. Paris, 16 novembre 1992 - 29 mars 1993, pp.239-255.

105. Kahr M. The Meanings of Veronese's Paintings in the church San Sebastiano in Venice - Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 1972, pp.235-247.

106. Lenz Chr. Veronesis Bildarchitektur. München: München Prestel, 1969, 159 c.

107. Lenz Chr. La destination de tableau et son architecture. In: Les Noces de Cana de Veronese. Une oeuvre et sa restauration. 4. Etudes iconographiques. Musee du Louvre. Paris, 16 novembre 1992 - 29 mars 1993, pp. 210-234.

108. Lewis D. Il significato délia decorazione pLastica e pittorica a Maser - Bolletino del C.I.S.A.,vol.XXII, parte I, Vicenza, 1985, pp.203-213.

109. Lewis D. The Iconography of Veronese's Frescoes in the Villa Barbara at Maser. In: Nuovi studi.di Paolo Veronese. A cura di Massimo Gemin. Venezia: Arsenate Ed., 1990, pp.317-322.

110. Logan O. La committenza artistica pubblica e privata. In: Cultura

e societa' nel Rinascimento tra riforme e manierismi.. Firenze: Leo Oschki Ed., 1984, pp.271-288.

111. Longhi R. Viatico per cinque secoli di pittura Veneziana Firenze: Sansoni Ed. 1946, 31 c.

112. Lorenzi G.B. Monumenti perservire alia storia del Palazzo Ducale a Venezia...Venezia: Tipografia di Alviso Pola,1868, 137 c.

113. Ludvig G.Archivalische Beitrage zur Geschichteder venezianischen Kunst - Italienische Forschungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, IV, 21, pp.168-190.

114. Marinelli S. I collaboratori veronesi di Palladio. Figure e sfondi: aspetti della pittura Veronese alia meta del Cinquecento. In: Palladio e Verona. Catalogo della mostra a cura di Paola Marini.Verona: Neri Pozza Editore, 1980, 389 c.

115. Marini R. Tutta la pittura di Paolo Veronese. Milano: Rizzoli, 1968, 144 c.

116. Mazzaroto B.T. Le feste veneziane: i giochi popolari, le ceremonie religiose e di governo. Firenze.Leo Olschki ed., 1961, 234 c.

117. Mazzotti G. Vi lie Venete. Roma:Carlo Bestetti - Edizioni d'Arte, 1963, 509 c.

118. Medea A. Guida agli affreschi. In: Palladio, Veronese e Vittoria a Maser. Milano: Silvana ed., 1960, 122 c.

119. Meissner F.H. Veronese. Leipzig:Velhagen und Klasig, 1897, 96 c.

120. Merkel E. Gli "Exempla Virtutis". Una riconsiderazione dopo il restauro del soffitto del Collegio. In: Nuovi studi.di Paolo Veronese. A cura di Massimo Gemin. Venezia: Arsenale Ed., 1990, pp.380-390.

121. [Michiel M. Notizie d'opere di disegno nella prima meta del secolo XVI... scritta da un anonimo di quel tempo pubblicata e illustrata da D.Jacopo MorellL.Bassano, 1800, 272 c.

122. Molmenti, P. Moretto da Brescia. Firenze:Tipografia della Perseveranza, 1898, 211 c.

123. Muir E. Civic Ritual in Renaissance Venice.Princeton: Princeton University Press, 1981, 401 c.

124. Muraro M. Civilta delle Ville Venete. In: Arte in Europa, 1966, pp.533-543.

125. Niero A. II programma teologico di Paolo Veronese in San Sebastiano. In: Da Tiziano a El Greco. Per la storia del Manierismo a Venezia. 1540-1590. Milano:Electa, 1981, pp.272-276.

126. Niero A. Riforma cattolica e Concilio di Trento a Venezia. In: Cultura e societa' nel Rinascimento tra riforme e manierismi. Firenze: Leo Olschki Editore, 1984, pp.77-96.

127. Oberhuber K. Gli Affreschi di Paolo Veronese nella villa Barbaro -Bolletino del Centro Internazionale di Studi di Architettura Andrea Palladio, X, 1968, pp. 188-202.

128. Oberhuber K. H.Cock, Battista Pittoni and Paolo Veronese in Villa Maser. In: "Munuscula Discipulorum". Festschrift fur Hans Kauffmann zum 70.Geburtstag, Berlin, 1968, pp.207-225

129. Osmond P. Paolo Veronese. His career and work. London: The Sheldon Press, 1927, 124 c.

130. Padoan Urban L. Teatri e "Teatri del Mondo" nella Venezia del Cinquecento - Arte Veneta, XX, 1966, pp. 137-146.

131. Padoan Urban L. Apparati scenografici nelle feste veneziane del Cinquecento - Arte Veneta, XXIII, 1969, pp. 145-155.

132. Pagan P. Sulla Accademia "Venetiana" o della "Fama" — Atti dell'lstituto Veneto di Scienza, Lettere ed Arti. Anno acc. 1973-74, t.CXXXII, 1974, p.359-392.

133. Pallucchini R. Paolo Veronese. Catalogo della mostra. Venezia: Ca'Giustinian, 1939, 239 c.

134. Pallucchini R. Gli Affreschi di Paolo Veronese a Maser. Bergamo: Aldo Martello Ed., 1939, 75 c.

135. Pallucchini R. La critica d'arte a Venezia nel Cinquecento. Quaderni del Rinascimento veneto. n.1, Venezia: Centro Veneto-Dalmato, 1943, 32 c.

136. Pallucchini R. La giovinezza del Tintoretto Milano: A.Pizzi, Arti Grafiche, 1950, 63 c.

137. Pallucchini R. Veronese. Bergamo: Istituto Italiano d'Arti Grafiche, 1953, 215 c.

138. Pallucchini R. Gli affreschi di Paolo Veronese. In: Palladio, Veronese e Vittoria a Maser, Milano: Ed.Mondadori, 1960, pp.69-83.

139. Pallucchini R. Per la storia del Manierismo nel Veneto. - Bolletin du Musee National de Varsovie, vol.IX, 1968, nn.3-4, pp. 11-43.

140. Pallucchini R. Per la storia del Manierismo a Venezia. In: Da Tiziano a El Greco. Per la storia del Manierismo a Venezia. 1540-1590. Catalogo della mostra. Venezia, Palazzo Ducale, Setiembre - Dicembre 1981, Milano: Electa, pp.7-42.

141. Pallucchini R. Veronese. Milano:Electa, 1984 , 308 c.

142. Pallucchini R. Paolo Veronese e il manierismo. In: Nuovi studi di Paolo Veronese. A cura di Massimo Gemin. Venezia: Arsenate Ed., 1990, pp.3-15.

143. Pallucchini R. La pittura nel Veneto. II Settecento, vv.l-ll. Milano: Electa,1995, 1-617 c„ ill; II - 643 c., ill.

144. Pavanello G. Venezia nell'eta' di Canova. 1780-1830. Catalogo della mostra. Venezia: Ed.Regione Veneto; 1978, 271 c.

145. Pavanello G. L'immagine di Venezia da Canova a Byron. In: Venezia da stato a mito. Catalogo della mostra. Venezia, isola San Giorgio Maggiore. 30 agosto - 30 novembre 1997.Venezia: Marsilio, 1997, pp.7693.

146. Pedrocco F., Pignatti T. Veronese. L'opera completa. Vol. 1-2. Milano: Electa, 1995, v.l - 297 c., v.ll - 299 c.

147. Pesenti F.R. La promessa della rinascita. Per l'indagine iconográfica degli affreschi veronesiani a Maser - Quaderni di Palazzo Te, 3, 1996, pp.38-53.

148. Pignatti T. Paolo Veronese a Maser .Milano-Geneve : Fr.Fabbri ed., 1965,68 c.

149. Pignatti T. Le Pitture di Paolo Veronese nella chiesa di San Sebastiano in Venezia. Con una notizia técnica sui restauri di L.Tintori. Milano: Rizzoli, 1966,79 c.

150. Pignatti T. Veronese. La villa Maser. Milano-Ginevra: Fr.Fabbri ed., 1968, 71 c.

151. Pignatti T. Veronese. L'opera completa. Vol. 1-2. Venezia: Alfieri, 1976, v.l-419 c., v.ll- 1079 ill.

152. Pignatti T. Veronese e il Manerismo. In: Cultura e societa' nel Rinascimento tra riforme e manierismi. Firenze: Leo Olschki Editore, 1984, pp. 151-166.

153. Pignatti T. Gli esordi pre-veneziani di Paolo Veronese - Arte Veneta, XL, 1986, pp. 73-84.

154.Pignatti T. Paolo Veronese: his Life and Art. In: The Art of Paolo Veronese. 1528-1588. National Gallery of Art, Washington: Cambridge University Press, 1988, pp.2 -18.

155. Pino P. Dialogo di pittura. In: Trattati d'arte del Cinquecento fra manierismo e Controriforma. Vol.2 Bari: Gius.Laterza e Figli, 1961, 699 c.

156. Popham H. Catalogue of the Drawings by Parmigianino. In 3 vols.completely illustrated. New haven - London: Yale University Press, 1971, v.l - 283 c., v.ll - 242 c., v.lll - 232 c.

157. Posner D. Annibale Carracci. A Study in the Reform of Italian Painting around 1590. Vol.1 - 2. London: Phaidon, 1971, v.l - 183 c., c.ll

- 351 c.

158. Prinz W. Das Motiv "Pallas Athena fuhrt die Pictura in der Kreis der septem artes limeralis ein". In: Festschrift fur P.W.Meister, Hamburg, 1975, pp. 165-168.

159. Puppi L. Andrea Palladio [ L'opéra compléta], vols.1-2.Milano: Electa, 1973, v.l - 230 c., v.ll - 238 c.

160. Puppi L. Per Paolo Veronese architetto. Un documento inedito, una firma e uno strano silenzio del Palladio - Palladio, III, 1980, p.63.

161. Puppi L. Paolo Veronese e I'Architettura. In: Paolo Veronese. Disegni e dipinti. 26 marzo-10 luglio 1988, Fondazione Giorgio Cini Venezia: Neri Pozza Editore, 1988, pp.31-39.

162. Puttfarken Th. Bacchus and Hymenaeus: Bemerkungen zu zwei Fresken von Veronese in der villa Barbaro in Maser - Mitteilungen des Kunsthistorisches Institutes in Florenz, XXIV, 1980. pp.1-14.

163. Rearick R. Paolo Veronese disegnatore. In: Paolo Veronese. Disegni e dipinti.26 marzo-10 luglio 19881, Fondazione Giorgio Cini. Venezia: Neri Pozza Editore, 1988, pp.41-45.

164. Rearick R. The Art of Paolo Veronese. 1528-1588. National Gallery of Art, Washington: Cambridge University Press, 1988, pp.20-203.

165. Reist I.J. Divine Love and Veronese's Frescoes at the Villa Barbaro -

- Art Bulletin, vol.LXVII, no.4, 1985, pp.614-635.

166. Reynolds J. Discours on Art. Ed.by Robert R.Wark, New Haven -London: Yale University Press, 1975.

167. Richardson F. Andrea Schiavone. Oxford : Oxford University Press, 1980,356 c.

168. Ridolfi C. Le Maraviglie deH'Arte...1648. Berlin: Ed.von Hadeln, 1914, Tt.l-ll, t.l - 385 c., t.ll - 591 c.

169. Rigaux D. A la table du Seigneur, I'Eucharistie chez les primitifs italiens, 1250-1497 Paris: Flammarion, 1989, 214 c.

170. Romano S. I paesaggi di Paolo Veronese in palazzo Trevisan - Arte Veneta, XXXV, 1981, pp.150-152.

171. Rosand D. Theatre and Structure in the Art of Paolo Veronese - Art Bulletin, LV, 1973, pp.217-239.

172. Rosand D. Painting in Cinquecento Venice: Titian, Veronese, Tintoretto. New Haven - London: Yale University Press, 1982, 241 c.

173. Rosand D. Painting in Sixteenth Century Venice. Titian. Veronese. Tintoretto. Revised edition. Cambridge, Mass.: Cambridge University Press, 1997, 287 c.

174. Rosand E. Music in the Myth of Venice - Renaissance Quarterly 30, no.4, 1977, pp.511-537.

175. Roskill M. Dolce's Aretino and Venetian art theory of the Cinquecento. New York: Columbian University Press, 1968, 442 c.

176. Rossi P. In margine a una nuova monografia su Andrea Schiavone e qualche aggiunta al catalogo dell'artista - Arte Veneta, 1980, XXXV, pp.78-95.

177. Ruggeri U. La decorazione pittorica della Libreria Marciana. In: Cultura e societa' nel Rinascimento tra riforme e manierismi. Firenze: Leo Olschki Editore, 1984, pp.313-334.

178. Rupprecht B. Sanmichelis Villa Soranza. In: Festbricht U.Middeldorf. Berlin: Heinrich Keller, 1968, pp.324-332.

179. Rupprecht B. L'iconologia nelle Ville Venete -- Bolletino del Centro Internazionale di studi d'Architettura d'Andrea Palladio, 1968, pp.200-241

180. Sansovino F. (Guisconi, A.) Delle cose notabili che sono in Venetia...Venezia: Marchio Sessa, 1556, 158 c.

181. Sansovino F. Venezia: Pr.Stagnini, 1581, 164 c.

182. Sansovino F. - Martinioni, G. Venetia citta nobilissima e singolare con le aggiunte di Giustiniano Martinioni (ristampa dell'edizione del 1663). Indice analítico a cura di Lino Moretti. Venezia: Marsilio, 1968, 457 c.

183. Sarrarlo-Aguareles E. La Cultura y el arte Venecianos en sus relaciones con España -- Rivista de Archivos Bibliothecas y Museos, 53, 1956, pp.642-663.

184. Schlosser-Magnino J. La letteratura artística. Manuale delle fonti della storia dell'arte moderna. Firenze: Tipografía Fontanari, 1935, 341 c.

185. Scherzer R. La perspective In: Les Noces de Cana de Veronese. Une oeuvre et sa restauration. 4. Etudes iconographiques. Musee du Louvre. Paris, 16 novembre 1992 - 29 mars 1993, pp. 235-238.

186. Schulz J. Vasari at Venice - The Burlington Magazine, CIN, N 705, dec. 1961, pp.500-511.

187. Schulz J. Venetian Painted Ceilings of the Renaissance Berkeley -Los Angeles: Edited by Berkeley University, 1968, 284 c.

188. Schweikhart G. Paolo Veronese in der villa Soranza -- Mitteilungen der Kunsthistorischen Institutes in Florenz, 1971, pp.39-53.

189. Serlio S. Regoli generali di architettura sopra le cinque maniere de gli edifici. Venezia: Aldo Manuzio, 1537, 65 c.

190. Serlio S. II secondo libro di prospettiva. Venezia.Cornelio di Nicolini da Sabbia, 1545, 163 c.

191. Sinding-Larsen S. Christ in the Council Hall. Studies in the Religious Iconography of the Venetian Republic - Institutum Romanum Norvegiae. Acta ad archaeologiam et artium historiam pertinentia. Vol.V Roma, 1974, pp.4-95.

192. Sinding-Larsen S. The Paradise controversy: a note on argumentation. In: Interpretazione veneziane. Studi di storia dell'arte in onore di Michelangelo Muraro. Venezia: Neri Pozza Ed., 1984, 202 c.

193. Sinding-Larsen S. Paolo Veronese a Palazzo Ducale. In: Paolo Veronese. Disegni e dipinti. ( Catalogo della mostra). 26 marzo-10 luglio 1988, Fondazione Giorgio Cini, San Giorgio Maggiore. Venezia: Neri Pozza Editore, 1988, pp.23-30.

194. Sinding-Larsen, S. Paolo Veronese tra rituale e narrativo. Note a proposito di un disegno per il Palazzo Ducale. In: Nuove studi di Paolo Veronese.. A cura di Massimo Gemin.. Venezia: Arsenale Ed., 1990, pp.317-322.

195. Smirnova I. Le cene veronesiane. Problemi iconografici. In: Nuovi studi. di Paolo Veronese. A cura di Massimo Gemin. Venezia: Arsenale Ed., 1990, pp.359-364.

196. Smith R. A Matter of Choice: Veronese, Palladio and Barbara - Arte Veneta, XXXI, 1977, pp.60-71.

197. Sorte M.C. Osservazione nella pittura...Venetia: Pr.Stagnini, 1588, 85 c.

198. Tafuri M. Teatro e citta' nell'architettura palladiana -- Bolletini di Centro Internazionale di Studi di Architettura Andrea Palladio, 10, 1968, pp.65-78.

199. Tafuri M. Política, scienza e architettura nella Venezia del '500. In: Cultura e societa' nel Rinascimento tra riforme e manierismi. Firenze: Leo Olschki Ed., 1984, pp.97-134.

200. Tafuri M. Venezia e il Rinascimento.Torino: Ed.Rinaldi, 1985, 298 c.

201. Tafuri M. Venice and the Renaissance. Cambridge, Mass. - London: Harvard University Press, 1995, 313 c.

202. Urbani de Gheltoff G.M. Il Palazzo di Camillo Trevisan di Murano. Venezia: Presso Francesco Tosi, 1890, 38 c.

203. Valcanover F. Le dernier Titien et la fin du siecle a Venise. In: Le siecle de Titien. L'âge d'or de la peinture a Venise. Grand Palais, 9 mars-14 juin 1993, Paris: Reunion des Musees Nationaux, 1993, pp.595-610

204. Vasari G. Le Vite de' piu* eccelenti pittori, scultori ed architetti. Firenze (1568), 9 vols., ed.Milanesi, 1878-1885.

205. Versini C. Les Noces de Cana - Les Cahiers de l'Academie Anquetin, n.XXI, 1975, pp.45-51.

206. Wazbinski Z. Pietro Aretino e il suo ruolo neN'ambiente culturale veneziano del Cinquecento. ln:Florence and Venice. Comparisons and Relations. Acts of two conferences at villa i Tatti in 1976-1977. Vol.II. Cinquecento. Florence: La Nuova Italia Ed., 1980, pp.361-363.

207. Wolters W. Der Bilderschmuck des Dogenpalastes. Wiesbaden: Hoffmann Vrlg., 1983, 175 c.

208. Wolters W. Storia e politica nei dipinti di Palazzo Ducale. Venezia: Marsilio, 1987, 203 c.

209. Wolters W. Paolo Veronese e I'architettura di San Sebastiano. In: Nuove studi di Paolo Veronese. A cura di Massimo Gemin. Venezia: Arsenale Ed., 1990, pp. 183-189.

210. Yriarte C. Les Artistes célébrés. Paul Veronese. Paris: Librairie de l'art, 1888, 78 c.

211. Zampetti P. Guida aile opere d'arte délia Scuola di S.Fantin (Ateneo Veneto) Venezia: Ed..Ateneo Veneto, 1973, 187 c.

212. Zorzi A. La vita quotidiana a Venezia nel secolo di Tiziano. Milano: Electa, 1990, 310 c.

213. Zorzi M. La Librería di San Marco. Milano: Mondadori, 1987, 154 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.