Моральные кодексы правящих элит как источник социокультурной динамики: на примере сравнительного анализа становления японского и европейского социумов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Гуреев, Максим Вячеславович

  • Гуреев, Максим Вячеславович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2007, Великий Новгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 187
Гуреев, Максим Вячеславович. Моральные кодексы правящих элит как источник социокультурной динамики: на примере сравнительного анализа становления японского и европейского социумов: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Великий Новгород. 2007. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гуреев, Максим Вячеславович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Место и роль политической элиты в культурном конструировании социальной реальности

1.1. Теоретические и социальные основания культурной активности правящих элит

1.2. Моральная кодификация деятельности правящих элит как специфический способ конструирования социокультурной реальности

1.3. Символические структуры и культурно-исторические формы моральной кодификации

Глава 2. Моральная кодификация деятельности правящих элит в культурно-

исторической динамике японского и европейского социумов

2.1. Культурно-исторические особенности генезиса и оформления моральной кодификации в японском обществе

2.2. Сословный корпоративизм самураев как культурно-историческое основание социальной солидарности японского общества

2.3. Культурно-историческая специфика генезиса моральных кодексов правящих элит в Западной Европе

2.4. Общее и особенное в моральной кодификации деятельности правящих элит японского и европейского социумов

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Моральные кодексы правящих элит как источник социокультурной динамики: на примере сравнительного анализа становления японского и европейского социумов»

Введение.

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования феномена моральной кодификации правящих элит определяется потребностью в изучении роли этих групп в социокультурном конструировании реальности и необходимостью разработки ценностно-нормативных критериев эффективности их деятельности. Данная научно-теоретическая и социальная потребность продиктована кризисными явлениями в активности социально-политических элит современной России и изучением культурно-исторических предпосылок их преодоления на примере сравнительного анализа процесса становления моральной кодификации в Японии и Европе. В контексте специфики зарождения и оформления данного феномена указанные культуры продемонстрировали высокую динамику и восприимчивость к социокультурным инновациям.

Проникновение в особенности функционирования механизмов морально-символического кодирования на примере двух инновационных по своей сущности социумов Востока и Запада позволяет более всесторонне исследовать модернизационный потенциал российских политических элит. Это обусловливается, прежде всего, географическим местоположением Российской Федерации, которая находится на стыке социального пространства Европы и Азии, и, в силу этого, тесно взаимодействует и с тем, и с другим культурным ареалом. В качестве актуальных примеров используются формы моральной кодификации, характерные для перехода рт традиционных к современным способам организации общества в Японии и Европе, что обеспечивает более адекватное понимание феномена моральной кодификации как важнейшего компонента процесса культурной преемственности. Важна разносторонняя, многомерная оценка деятельности правящих элит этих социумов как перспектива для изучения отечественных актов культурной институционализации.

Прекратить нарастание конфликтности между элитными группами и очагами гражданского общества в современной России можно лишь на основе всестороннего анализа социокультурных особенностей подобной динамики. Ввиду того, что многие из характерных черт подобной напряженности определяются заимствованием и интерпретацией восточных и западных структурно-смысловых схем культуры и, в частности, специфики морального кодирования, то вполне логичным является

исследование зарубежных аналогов для перспективного решения российских проблем современности. Анализ исследуемого феномена, осуществленный на примере Японии и Европы, предоставит в дальнейшем возможность непосредственного перехода к анализу и решению отечественных проблем соответствующего порядка.

Социальная и научная актуальность диссертационного исследования обусловлена:

1) необходимостью эффективного преодоления социально-политических кризисов российского общества на основе выявления комплексных параметров современной социальной практики в единстве ее субъективных и объективных аспектов;

2) остротой социальной потребности в разрешении межгрупповых противоречий современного российского социума на основе поиска взаимодополнительности политики и морали;

3) приоритетной значимостью преодоления морального кризиса российского общества на основе интегрированное™ социокультурного процесса;

4) необходимостью заполнения теоретических лакун на стыке таких наук, как теория и история культуры, политология, социология, политическая философия и этика;

5) потребностью более глубокого понимания специфики генезиса и становления культур Востока и Запада при выявлении взаимосвязи общего и специфического в процессе глобализации, при выстраивании социокультурной стратегии международных контактов Российской Федерации;

6) необходимостью теоретического углубления и более широкого практического применения системно-целостной методологии в сфере социокультурного регулирования общественных процессов с целью достижения взаимопонимания и сотрудничества между странами и народами, для установления эффективных каналов межкультурной коммуникации;

7) недостаточной научно-исследовательской разработанностью процессов морального кодирования, осуществляемых правящими элитами, в контексте их воздействия на социокультурную динамику.

Степень научной разработанности проблемы. Источниковедческую базу исследования составили аналитические работы культурологов и социологов,

сравнительно-исторические и фактографические работы отечественных и зарубежных историков, монографии современных отечественных политологов и философов, а также литературно-исторические памятники японской культуры.

В числе авторов, затрагивающих значимые теоретико-методологические вопросы изучения культурных и моральных аспектов социально-политической деятельности следует, прежде всего, отметить таких специалистов в области теоретической социологии и смежных дисциплин, как Я. Ассман, Н. Луман, М. Фуко, Ш. Н. Эйзенштадт, Н. Элиас. Категориальный аппарат данного диссертационного исследования отталкивается не только от ставшего уже классическим понятийного содержания описания социокультурной динамики П. А. Сорокина и А. Моля, но и от принципиальных посылок сторонников социального конструктивизма в

I

интерпретации культурных процессов и активности социальных агентов, в частности П. Бергера и Т. Лукмана. Вместе с тем, исследования обозначенных выше авторов не выделяют проблематику моральной кодификации правящих элит в качестве специфического предмета изучения, несмотря на значимость символического содержания подобных кодов и кодексов для культурной политики в целом.

Выявлением места и роли политических элит в социокультурной символизации и институционализации социального порядка занимались такие зарубежные философы, социологи и политологи, как П. Бурдье, М. Вебер, Н. Луман, К. Маркс, Ч. Р. Миллс, Р. Михельс, Г. Моска, С. Московичи, X. Ортега-и-Гассет, В. Парето, Т. Парсонс, К. Поппер, М. Хальбвакс, С. Хантингтон. Среди отечественных исследователей следует отметить работы таких авторов, как А. Г. Авторханов, П. Е. Астафьев, М. Н. Афанасьев, Г. К. Ашин, О. В. Гаман-Голутвина, А. Ефимов, В. Г. Игнатов, П. Карабущенко, Е. П. Малькова, М. Нарта, Г. Н. Новиков, А. В. Оболонский, А. П. Огурцов, Е. В. Охотский, А. В. Понеделков, И. Ю. Романов, С. Савушкин, А. М. Старостин, М. А. Фролова.

Раскрыть культурно-исторические формы моральной кодификации и выявить их влияние на процесс социальных инноваций, наряду с социологическими, позволяют исторические и антропологические исследования отечественных и зарубежных авторов. Специфику и значение моральных кодексов правящих элит в контексте социокультурной динамики средневековой Европы можно проследить в работах историко-антропологического плана Ю. Л. Бессмертного, М. Блока, А. Я.

Гуревича, Ж. Дюби, Ф. Кардини, Н. В. Карначук, Ж. Jle Гоффа, И. Ю. Николаевой, В. Р. Новоселова, К. С. Носова, М. Оссовской, М. Пастуро, Ж. Ж. Руа, А. Селигмена, Ж. Флори, Й. Хейзинги. Выявить специфику символических оснований активности политических элит можно на примере изучения мифологии социальных групп, обрядов, традиций и ритуалов, что было осуществлено Б. Малиновским, Д. Берроузом, А. Каменецким.

Особенности и характерные черты становления средневековой японской культуры и формирования моральных кодексов правящих элит Японии, в частности кодекса бусидо, изучались в рамках отечественного востоковедения A. JI. Гальпериным, С. А. Гвоздевым, А. М. Горбылевым, JI. Д. Гришелевой, А. А. Долиным, Ю. Д. Кузнецовым, И. Д. Ладановым, Г. Б. Навлицкой, Г. В. Поповым, В.

A. Пронниковым, А. Б. Спеваковским, И. М. Сырицыным, А. А. Толстогузовым, М.

B. Успенским; такими европейскими и американскими японоведами, как Р. Ф.

г

Бенедикт, П. Варли, У. Л. Кинг, Т. Клири, Дж. Ф. Ловрет, В. М. Мендрин, А. и Н.

Моррис, С. Тёрнбул, У. С. Уилсон, Дж. У. Холл; а также японскими исследователями

кодекса бусидо в XX веке - такими, как Ю. Мисима, К. Оэ, М. Ояма, М. Саотомэ, Н.

Суино, Д. Тосака, С. Хироаки, С. Эндо.

Отражение морального кодекса бусидо не только в средневековых, но и в

/

современных социокультурных практиках Японии рассматривалось в исследованиях

C. А. Арутюнова, Ю. Бандуры, Р. Ш. Джарылгасиновой, В. И. Дунаева, И. А. Латышева, И. Б. Линдера, Г. Нормана, В. В. Овчинникова, К. Г. Преображенского, В. П. Фомина, В. Я. Цветова, X. Т. Эйдуса. Исследованию религиозно-философских идейных источников бусидо, являющихся неотъемлемым компонентом изучения данного феномена моральной кодификации, посвящены работы таких отечественных авторов, как В. Горегляд, А. Н. Игнатович, Г. С. Померанц, В. Шохин.

Важным источниковедческим ресурсом для изучения морального кодекса являются японские военно-исторические эпопеи, труды М. Мусаси, Я. Соко, Т. Сохо, Д. Ю. Шигесуке и иных исторических личностей, повлиявших на культурную политику Японии. Социальное содержание средневековых самурайских ритуалов как способов поддержания форм социальной корпоративности и солидарности раскрывается в работах С. А. Гвоздева, М. Саотомэ, А. Б. Спеваковского. Однако, сравнительный анализ морального кодирования японского и европейского обществ в

научных исследованиях вышеперечисленных авторов осуществлялся фрагментарно, на уровне сопоставления частных аспектов бытования рыцарей и самураев.

Осуществленный в ходе исследования анализ источниковедческой базы позволяет заключить, что проблема моральной кодификации активности политических элит нуждается в междисциплинарном подходе и спецификации ее в качестве особого предмета социокультурных исследований, так как существующие работы нередко порождают малопродуктивный конфликт теоретических интерпретаций в силу узкой профессионализации научных дискурсов.

Объектом исследования диссертации выступают моральные кодексы правящих элит как источник социокультурной динамики на примере их культурно-исторического становления в японском и европейском социумах.

Предметом исследования являются смысловые структуры моральных кодексов правящих элит и культурно-историческая специфика их становления на основе сравнительного анализа социокультурной динамики японского и европейского социумов.

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в раскрытии содержания процесса моральной кодификации социальной активности правящих элит и его значения для стимулирования инновационной направленности социокультурного процесса.

Реализация общей цели предполагает постановку и решение следующих задач:

- выявить место и роль политической элиты в социокультурной символизации и институционализации социального порядка;

- изучить культурные ресурсы политических элит и особенности их использования в практике символического кодирования;

- артикулировать культурно-исторические формы моральной кодификации и

г

выявить их влияние на социокультурную динамику, на процесс социальных инноваций;

- раскрыть специфику оформления моральных кодексов правящих элит на примере их становления в культуре Японии;

- обосновать теоретическую посылку о том, что культурное содержание самурайских ритуалов стало источником кодификации форм социальной корпоративности и солидарности;

- выявить специфику и значение моральных кодексов правящих элит эпохи европейского средневековья для становления цивилизации Нового времени;

- осуществить сравнительный анализ морального кодирования в процессах становления японского и европейского обществ.

Хронологические рамки исследования охватывают средние века и истоки Нового времени. В данный исторический период у правящих групп Японии и Европы появляются моральные кодексы, представляющие собой символические образцы функционирования социально-политических структур, заложившие культурные предпосылки перехода к современному обществу. Такой хронологический срез дает возможность исследовать становление символической кодификации поведения как культурного ресурса, необходимого для понимания и прогнозирования потенциала инновационности в деятельности властвующих субъектов.

Методологические и теоретические основы исследования. В контексте теоретических посылок исследования наиболее целесообразным стало использование методологии сравнительно-исторического анализа, позволяющего провести и обосновать аналогии между элементами японского и европейского социумов; частного в отношении первого метода культурно-исторического анализа, дающего возможность более детального рассмотрения данного феномена непосредственно в рамках сопоставления двух культур; структурно-функционального подхода, рассматривающего содержание моральной кодификации как с функциональной стороны, так и в контексте раскрытия структурного устроения данного феномена; аксиологического подхода, предоставляющего возможность ценностного измерения исследуемых социокультурных феноменов.

Немаловажное место в данном исследовании занимает конструктивистский подход, который рассматривает моральный кодекс как рационалистически обоснованный тип, каркас, композиционную организацию, в которой доминирующее значение играет коммуникативное взаимодействие, а не его художественно-эстетическая значимость. В том числе, данное диссертационное исследование нацелено на сочетание теоретических моделей (П. Бурдье, Н. Лумана, Ш. Н. Эйзенштадта и других авторов) и описания специфических культурных практик.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые предпринята попытка проанализировать в рамках культурологического

подхода, на междисциплинарной основе взаимосвязь активности правящих элит и социокультурной динамики в контексте процесса моральной кодификации социального взаимодействия как фактора, от которого зависит модернизационный потенциал общества.

Значение моральных кодексов правящих элит в контексте социокультурной

i

динамики подтверждается взглядами отечественных и зарубежных аналитиков на деятельность данных групп в связи с моральнотворческой проблематикой. Подробный анализ показывает, что моральные кодексы представляют собой сложные структуры морально-символических кодов, воплощающиеся правящими элитами в

культурно-исторических формах в зависимости от конкретных условий, присущих

<

изучаемой социокультурной среде, и влияющие на динамику последней.

Сопоставительный анализ моральных оснований деятельности правящих элит Японии и Европы выявил содержательную связь между их развитием. Основанием для согласования вариативного содержания морального кодирования данных культур Востока и Запада выступают общие целеполагающие моменты, фиксирующие аналогии между корреляциями политических элит обеих культур и воинскими сословиями обоих социумов. Целостная концепция символического кодирования должна учитывать общее и особенное в изученных структурах взаимодействия правящих групп и масс.

Вместе с тем, проведенное исследование хотя и не исчерпывает данную проблематику, тем не менее, вносит в изучение социокультурной динамики и деятельности правящих элит новые теоретико-методологические акценты. Изучение данной тематики осуществлено в самых важных пунктах - как перспектива же для дальнейших исследований стоит задача детализации и более глубокого сравнительного анализа, причем на примере широкого спектра мировых культур. В данном же случае были взяты лишь два самых характерных образца, дающих выразительное описание схем морального кодирования, которые частично легли в процессе своего развития и на социокультурную ситуацию в России. В связи с чем данное исследование вносит ощутимый вклад в интерпретацию генезиса и становления отечественных политико-культурных практик.

Основные концептуальные положения, отражающие новизну исследования и выносимые на защиту:

1. Политические элиты, располагая символическими, культурными ресурсами

выступают важнейшим звеном социокультурной динамики и, в частности, процесса

»

моральной кодификации социального взаимодействия.

2. Моральная кодификация социального взаимодействия внутри правящих групп определяет специфику общей направленности культурной политики в социуме.

3. Формы и структура моральной кодификации политических элит определяются особенностями корреляции активности этих субъектов и остальных агентов социального взаимодействия.

4. Становление морального кодекса правящих элит японского социума стало не только эффективным культурным ресурсом социально-политического управления средневекового общества, но также источником инновационности в его социокультурной динамике.

5. Семантические интерпретации «Пути воина» в процессе их культурно-исторической эволюции вошли в символические коды современной японской культуры.

6. Становление моральных кодексов правящих элит в культурном пространстве Европы, несмотря на историческую специфику этого процесса, позволяет выявить социологические аналогии между моральным кодированием европейского рыцарства и японского самурайства в аспекте их потенциала для выстраивания договорных практик социокультурного взаимодействия.

7. Изучение особенностей становления моральной кодификации японского и европейского обществ позволяет обосновать перспективные, с точки зрения социокультурной эволюции, корреляции между социально-политической активностью правящих элит и культурно-исторической преемственностью при реформировании социума.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты исследования позволяют комплексно представить картину моральных кодификаций правящих элит в содержательно-тематическом, организационном и теоретико-методологическом плане, более глубоко осмыслить становление и развитие данного социокультурного феномена, условия, проблемы и тенденции, определяющие его современное состояние. Полученные теоретические и сравнительно-исторические выводы осуществленной работы могут быть

использованы для всесторонней философско-культурологической оценки деятельности политических элит в морально-символической области, более эффективного проведения и проектирования исследований деятельности этих

субъектов Востока и Запада в России, а также способны послужить основой для

«

дальнейшей разработки данной темы в отечественной науке.

Результаты диссертационного исследования могут иметь прикладное значение в социальном проектировании культурной политики, в экспертной деятельности по проблемам прикладной этики. Положения и выводы исследования также могут использоваться для развития междисциплинарного научного сотрудничества политологов и социологов со специалистами по теории и истории культуры, а также с экспертами в области прикладной этики.

Наряду с этим, положения диссертации имеют перспективу для применения в подготовке и преподавании общих и специальных курсов по теории и истории культуры, политологии, социологии, этики в российских и зарубежных университетах, а также в системе подготовки студентов, аспирантов, культурологической подготовке государственных и муниципальных служащих.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования изложены в 7 публикациях соискателя общим объемом 2,1 п.л., в т.ч. в 1 научной статье в журнале, рекомендованном ВАК РФ для публикации материалов кандидатских и докторских диссертаций, а также в 6 научных сборниках и тезисах докладов на всероссийских и университетских конференциях.

Основные положения диссертационного исследования, теоретические подходы и выводы работы были апробированы в докладах и сообщениях на: ХП-ой научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (Великий Новгород, 2005); летней школе аспирантов «Гуманитарные технологии и глобальное лидерство России в современном мире» (Москва, Национальный Институт «Высшая Школа Управления», 2005); Всероссийской научной конференции «Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии современного мифа» (Великий Новгород, НовГУ, 2005); экспертном семинаре в рамках научно-исследовательского проекта «Символические проекции гражданского общества» (Великий Новгород, НовГУ, НовМИОН, 2005); 1-ой научно-практической конференции молодых ученых Гуманитарного института НовГУ (Великий Новгород,

2006); XIII-ой научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (Великий Новгород, 2006); научном семинаре «Реальность и действительность гражданского состояния» в рамках научно-исследовательского проекта «Символические проекции гражданского общества» (Великий Новгород, НовГУ, НовМИОН, 2006); молодежной научно-практической конференции «Региональные политические элиты и эффективность государственного управления в регионах» (Москва, НИ «ВШУ», 2006); Всероссийской научной конференции «Бренное и вечное: символические парадигмы модернизации культурного пространства» (Великий Новгород, НовГУ, 2006); VIII-ой Всероссийской конференции молодых ученых «Науки о культуре - шаг в XXI век» (Москва, Российский Институт Культурологии, 2006); XIV-ой научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (Великий Новгород, 2007).

Диссертация обсуждена на кафедре теории и истории культуры философского факультета Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и рекомендована к защите.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения и библиографического списка. '

Глава 1. Место и роль политической элиты в культурном конструировании социальной реальности.

В процессе изучения моральных кодексов правящих элит необходимо выявить место и роль политической элиты в культурном конструировании социальной реальности. Деятельность элит будет рассматриваться нами в контексте социокультурной символизации и институционализации на примере моральных кодификаций. В понимании конструирования социальной реальности мы будем опираться на исследования П. Бергера и Т. Лукмана, согласно которым «социальная структура - это вся сумма типизации и созданных с их помощью повторяющихся образцов взаимодействия. В качестве таковой социальная структура является существенным элементом реальности повседневной жизни» Социальное конструирование реальности - это процессы, с помощью которых любая система «знания» становится социально признанной в качестве «реальности», «знание» становится само собой разумеющейся «реальностью» для рядового человека. Всякое человеческое «знание» развивается, передается и сохраняется в социальных ситуациях2.

В данной главе раскрываются культурные ресурсы политических элит и влияние данных субъектов на моральное кодирование; дана авторская интерпретация исследования моральных кодексов как инструмента манипуляции массовым сознанием; выявлено развитие взглядов отечественных и зарубежных аналитиков на деятельность политических элит в связи с моральнотворческой проблематикой.

1.1. Теоретические и социальные основания культурной активности правящих элит.

Понимание роли правящих элит в процессе социокультурной динамики опирается на теоретические и социальные основания культурной активности правящих элит; данный аспект весьма важен и для раскрытия феномена моральной кодификации.

1 Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман ; пер. Е. Руткевич. - М.: Academia-Центр, Медиум, 1995. - 334 с. - С. 59.

2 Там же.-С. 12-13.

В контексте изучения роли политических элит в культурном конструировании, необходимо определиться с тем, что такое политическая элита как таковая. С самого начала следует отметить, что в данном исследовании термины «политическая элита» и «правящая элита» используются как синонимы.

Подходя к раскрытию феномена политической элиты, следует вспомнить о том,

что было сделано в этом направлении исследователями прошлых лет. К началу 21

<

века накопилось несколько типов теорий элиты, они рассматривают данный феномен под различными углами зрения и различаются по способу обоснования. Общее же у всех этих теорий в том, что они сходятся в понимании элит как высших привилегированных слоев общества, обладающих исключительной миссией, социально-политической и интеллектуальной активностью, осуществляющих функции управления, развития науки и культуры; эти черты выгодно отличают элиту от остальных людей (масс), которые по своей сути, наоборот, пассивны Такая трактовка термина хорошо вписывается в исходный смысл французского слова elite, что означает «лучшее, отборное, избранное».

Существуют различные акценты в подходах к пониманию элит: в соответствии с одним из подходов - властным - элитой являются те, кто обладает в данном обществе решающей властью; в соответствии с другим - меритократическим - те, кто обладает некими особыми достоинствами и личными качествами 2. Согласно второму подходу, название «политической элиты» должно соответствовать сущности ее носителей, а не только формальным признакам; каждый человек должен занимать именно то социальное положение, которое он заслужил. Представители элит обладают специфическими личностными особенностями и профессиональными качествами, делающими их элитой, то есть «избранными», в той или иной сфере общественной жизни3.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Гуреев, Максим Вячеславович

- результаты исследования показали, что одной из задач российских правящих элит является задача участия в моральной кодификации процесса развития и поддержания гражданского общества в России. Моральная кодификация деятельности правящих элит выступает специфическим способом конструирования социокультурной реальности, в сравнении с другими культурными ресурсами (миф, обряд, обычай, ритуал и т.д.) моральное кодирование является наиболее эффективным для упорядочивания властных отношений и социокультурной динамики.

- значение моральных кодексов правящих элит в контексте социокультурной динамики подтверждается теоретическими исследованиями, которые выявляют, несмотря на многообразие теоретических интерпретаций, что моральные кодексы представляют собой сложные структуры морально-символических кодов, влияющие на социокультурную динамику и обладающие своеобразием культурно-исторических форм.

- установлено, что генезис, оформление и развитие морального кодекса правящих элит Японии было подчинено социокультурной необходимости выживания и процветания японской нации. Моральная кодификация, осуществлявшаяся правящими элитами Японии, имела исторически подвижный характер и не всегда являлась стопроцентной преемственностью традиций прошлых столетий. Тем не менее, общие тенденции и смысл сохранялись на протяжении длительного периода времени.

- раскрыты закономерности и тенденции моральной кодификации в ключевых культурах и цивилизациях Востока и Запада, а также выявлена их локальная специфика. Одним из ключевых фактов, определивших активность в сфере моральной кодификации правящих элит как Японии, так и Европы стали религиозно-философские и идеологические систем дальневосточного и западноевропейского регионов, что наложило специфический отпечаток на развитие этих культур.

- выявлено значение моральных кодексов правящих элит в контексте социокультурной динамики на примере проведения аналогий между наиболее характерными в этом отношении культурами Востока и Запада. Одним из ключевых моментов исследования стало раскрытие аналогий между моральными кодированиями европейского рыцарства и японского самурайства, что позволяет сделать актуальный для современной социокультурной ситуации в России вывод о том, что правящие элиты Европы и Японии опирались в своей моральной кодификации на господствующие религиозно-символические системы, которые изначально были призваны укрепить государственный и патриотический дух, либо специально приспосабливались для этих целей.

Данное исследование не исчерпывает полностью обозначенную тематику но, тем не менее, вносит в изучение социокультурной динамики и деятельности правящих элит новый важный аспект. Изучение проблематики моральной кодификации правящих элит осуществлено нами в основных ключевых пунктах, что позволяет в перспективе осуществить всестороннюю детализацию и более глубокий сравнительной анализ. Были подробно проинтерпретированы два характерных образца морального кодирования в связи проблемой культурно-исторических оснований социокультурной активности российской политической элиты, однако наработанный методологический инструментарий позволяет расширить базу сравнительных исследований. В ходе исследования была осуществлена попытка методологического синтеза данных культурологических, философских, политологических, социологических и исторических источников, что открывает перспективы перед дальнейшим междисциплинарным изучением моральной кодификации правящих элит.

Заключение.

В процессе работы были выявлены место и роль правящих элит в процессе моральной кодификации, раскрыт механизм этого культурного феномена и его инновативное значение для социокультурной динамики. В ходе изучения взаимосвязи деятельности правящих элит и социокультурной динамики общества в моральной сфере были получены следующие результаты:

- политической элиты активно участвуют в социокультурной символизации и институционализации посредством моральной кодификаций, занимая специфическое место в социокультурной символизации и институционализации, являясь ключевым звеном в социальном конструировании реальности, обладая таким культурным инструментарием как культурное кодирование.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гуреев, Максим Вячеславович, 2007 год

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Авторханов, А. Г. Технология власти / А. Г. Авторханов. - М.: Новый мир, 1991. — 638 с.

2. Анарина, Н. Г. Три статьи о японском менталитете / Н. Г. Анарина. - М. : ТОО Агентство «Информат», 1993. - 44 с.

3. Аристотель. Большая этика / Аристотель // Аристотель. Сочинения. Т. 4. - М. : Мысль, 1983.-830 с.

4. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Аристотель. Сочинения. Т. 4. - М. : Мысль, 1983. - 830 с.

5. Арутюнов, С. А. Современный быт японцев / С. А. Арутюнов. - М.: Наука, 1968. -232 с.

6. Арутюнов, С. А. Япония: народ и культура / С. А. Арутюнов, Р. Ш. Джарылгасинова. - М.: Знание, 1991. - 64 с.

7. Ассман, Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман ; пер. с нем. М. М. Сокольской. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.

8. Афанасьев, М. Н. Правящие элиты и государственность постготалитарной России / М. Н. Афанасьев. - М.-Воронеж : Изд-во ин-та практ. психологии ; Модэк, 1996. -224 с.

9. Ашин, Г. К. Курс элитологии / Г. К. Ашин, Е. В. Охотский. - М., 1999. - 271 с. Ю.Ашин, Г.К. Основы политической элитологии / Г. К. Ашин, А. В. Понеделков, В.

Г. Игнатов и др. - М.: Приор, 1999. - 304 с.

11. Ашин, Г. К. Современные теории элиты: критический очерк / Г. К. Ашин. - М. : Междунар. отношения, 1985. - 256 с.

12. Бандура, Ю. Н. Возвращение самурая / Ю. Н. Бандура // Литературная газета, 10. IV. 1974.-С. 18-26.

13.Бандура, Ю. Н. Империя «трех бриллиантов» / Ю. Н. Бандура. - М. : Политиздат, 1976.-63 с.

14. Барановский, В. В. Айкидо и каратэ. Книга I / В. В. Барановский, Ю. М. Кутырев. - М.: Здоровье народа, 1993. - 144 с.

15. Бенедикт, Р. Хризантема и меч: модели японской культуры / Р. Бенедикт ; пер. с англ. - М.: РОССПЭН, 2004. - 256 с.

16. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман ; пер. Е. Руткевич. - М. : Academia-Центр, Медиум, 1995.-334 с.

S

П.Берроуз, Д. Человек против мифов / Д. Берроуз ; пер. Н. Кротовской, В. Бибихина и А. Соболева. - М., 1961. - 203 с.

18. Бессмертный, Ю. Л. Казус Бертрана де Борна, или «Хотят ли рыцари войны»? / Ю. Л. Бессмертный // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. - М, 1999. -369 с.

i

19. Блок, М. Короли-чудотворцы: очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии / М. Блок ; пер. с фр. В. А. Мильчиной ; предисл. Ж. Ле Гоффа ; науч. ред. и послесл. А. Я. Гуревича. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 712 с.

20.Бранд, Р. Айкидо. Учение и техника гармоничного развития / Р. Бранд. - М. : Двойная звезда, 1994. - 320 с.

21. Бурдье, П. Кодификация / П. Бурдье // Бурдье, П. Начала ; пер. с фр. Шматко Н. А. - М.: Socio-Logos, 1994. - 288 с.

22. Бурдье, П. Ориентиры / П. Бурдье // Бурдье, П. Начала ; пер. с фр. Шматко Н. А. -М.: Socio-Logos, 1994.-288 с.

23.Бурдье, П. От правила к стратегиям / П. Бурдье // Бурдье, П. Начала ; пер. с фр. Шматко Н. А. - М.: Socio-Logos, 1994. - 288 с.

24. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье ; пер. с фр. ; сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. - М.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.

25.Варли П. Самураи / П. Варли, А. и Н. Моррис ; пер. с англ. Щеголевой. - СПб. : Гиперион, 1999.- 128 с.

26. Вебер, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Вебер, М. Избранные произведения. - М., 1990. - 723 с.

27. Взаимодействие элит в социально-политическом пространстве современной России. - Ростов н/Д., 2002. - 414 с.

28. Гальперин, А. Л. Очерки социально-политической истории Японии в период позднего феодализма / А. Л. Гальперин. - М., 1963. - 214 с.

29. Гаман-Голутвина, О. В. Определение основных понятий элитологии / О. В. Гаман-Голутвина // Полис. 2000. №4. - С. 25-29.

30. Гаман-Голутвина, О. В. Политические элиты России / О. В. Гаман-Голутвина - М. : Интеллект, 1998.-430 с.

31. Гвоздев, С. А. Самураи. Путь меча / С. А. Гвоздев. - Минск : Современное слово, 2001.-384 е.: ил.

<

32.Горбылев, А. М. Путь невидимых. Подлинная история нин-дзюцу / А. М. Горбылев. - Минск : Харвест, 1999. - 496 с.

33.Горегляд, В. Н. Философия дзэн-буддизма / В. Н. Горегляд // Азия и Африка сегодня. 1976, № 10.-С. 12-19.

34. Горелик, М. О Бальмунге, Дюрендале и их хозяевах / М. Горелик. - М., 1978. - 348 с.

35.Гришелева, JI. Д. Формирование японской национальной культуры / JI. Д. Гришелева. - М.: Наука, 1986. - 285 с.

36.Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1984.-350 с.

37. Гуревич, А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А. Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1989. - 368 с.

38. Гуревич, А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А. Я. Гуревич. - М. : Искусство, 1990. - 396 с.

39. Долин, А. А. Кэмпо - традиция воинских искусств / А. А. Долин, Г. В. Попов. - 3-е изд. - М.: Наука, 1992. - 429 с.: ил.

40. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х томах. - М. : Мысль, 1972. 4.1.-363 с.

41. Дунаев, В. И. Японцы в Японии / В. И. Дунаев. - М. : Молодая гвардия, 1977. -144 с.

42.Дюби, Ж. Время соборов. Искусство и общество, 980-1420 / Ж. Дюби. - М. : Ладомир, 2002. - 379 с.

43. Дюби, Ж. Европа в средние века / Ж. Дюби. - Смоленск : Полиграмма, 1994. - 320 с.

44. Ефимов, А. Элитные группы, их возникновение и эволюция / А. Ефимов // Знание -сила. 1998. №1.-С. 5-14.

45. «Железный закон олигархии» Р. Михельса // Тоталитаризм: что это такое? (Исслед. зарубеж. политиков). - М.: ИНИОН РАН, 1993. - Ч. 1. - С. 27-39.

46. Игнатович, А. Н. Буддизм в Японии / А. Н. Игнатович. - М.: Наука, 1987. - 317 с.

47. История западноевропейской средневековой культуры. Часть 2: культура рыцарской среды / сост. И. Ю. Николаева, Н. В. Карначук. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2003.-78 с.

48. История Японии. Т.1. С древнейших времен до 1868 г. - М. : Институт востоковедения РАН, 1998. - 540 с.

49. Каменецкий, А. Психология терроризма / А. Каменецкий // Каменецкий, А. Последний пророк. - М.: ACT-Люкс, 2005. - 493 с.

50. Карабущенко, П. Элитология Платона (античные аспекты философии избранности) / П. Карабущенко. - М. : Изд-во Моск. открыт, соц. ун-та ; Астрахань, 1998. - 214 с.

51.Кардини, Ф. Истоки средневекового рыцарства / Ф. Кардини. - М. : Прогресс, 1987.-360 с.

52. Кинг, У. JI. Дзэн и Путь меча. Опыт постижения психологии самурая / У. JI. Кинг. - СПб.: Евразия, 1999. - 320 с.

53.Клири, Т. Кодекс самурая. Современный перевод «Бусидо Сосинсю» Тайра Шигесуке / Т. Клири ; пер. с англ. Лаврова Н.Н. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 224 с.

54. Клири, Т. Японское искусство войны. Постижение стратегии / Т. Клири ; пер. с англ. Котенко Р.В. - СПб.: Евразия, 2000. - 256 с.

55.Книга Самурая. - СПб.: Евразия, 1998. - 320 с.

56. Кодификация // Консалтинг и тренинги Санкт-Петербурга (TREKO.RU). Электронный словарь тренера и консультанта http://www.treko.ru/show diet 349 Дата обращения : 23 июля 2006.

57. Кодификация // НП «СКАТ» - Тесты для бухгалтеров. Словарь терминов http://www.ckat.ru/keywords/index.php?letter=K&page=4 Дата обращения : 3 августа 2006.

58. Кодификация // Словарик на каждый день и случай http://www,ekonomic.doco.ru/?id=245729524 Дата обращения : 21 июня 2006. *

59. Кодификация // Центр знань з Прав Людини. Нацюнальний ушверситет внутршшх справ. The British Council http://www.naiau.kiev.ua/tslc/pages/humanright/glossary/gl560/info_rus.htm Дата обращения : 4 августа 2006.

60. Козырев, А. Астафьев П. Е. Философия нации и единство мировоззрения / А. Козырев // Философская газета - М., 2000 http://www.phg.ru/issue2/fg-8.html Дата обращения : 18 мая 2006.

61. Конрад, Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии: VII-XVI века / Н. И. Конрад ; авт. предисл. Н. А. Иофан. - М.: Искусство, 1979. - 144 е.: ил.

62. Краткий политический словарь / В. П. Абаренков, Т. Е. Абова, А. Г. Аверкин и др. ; сост. и общ. ред. Л. А. Оникова, Н. В. Шишлина. - 6-е изд., доп. - М. : Политиздат, 1989. - 623 с.

63.Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина ; сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. - М.: Политиздат, 1989. - 479 с.

<

64. Кузнецов, Ю. Д. История Японии / Ю. Д. Кузнецов, Г. Б. Навлицкая, И. М. Сырицын. - М.: Высшая школа, 1988. - 431 с.

65. Латышев, И. А. Япония наших дней / И. А. Латышев. - М.: Наука, 1976. - 191 с.

66. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф ; пер. с фр. ; общ. ред. Ю. Л. Бессмертного ; послесл. А.Я. Гуревича. - М.: Прогресс, 1992. - 376 с.

67.Ловрет, Ф. Дж. Путь и Сила. Секреты японской стратегии / Ф. Дж. Ловрет ; пер. с англ. Пузанова. - К.: София, 2000. - 272 с.

68. Луман, Н. Власть / Н. Луман ; пер. с нем. А. Ю. Антоновского. - М. : Праксис, 2001.-256 с.

69. Луман, Н. Почему необходима «системная теория»? / Н. Луман ; пер. с нем. Н. А.

1

Головина // Проблемы теоретической социологии / под. ред. А. О. Бороноева. -СПб, 1994.-С. 25-42.

70. Луман, Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества / Н. Луман // Социо-Логос / пер. с англ, нем, франц.; сост., общ. ред. и предисл. В. В. Винокурова, А. Ф. Филиппова. - М.: Прогресс, 1991. - 480 с.

71. Луман, Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий / Н. Луман ; пер. Д. В. Озирченко, А. Н. Малинкина // Социологический журнал. 2000. № 1-2.

72. Малиновский, Б. Миф в примитивной психологии / Б. Малиновский // Малиновский Б. Магия, наука, религия. - М., 1998. - С. 92-114.

73.Малкей, М. Наука и социология знания / М. Малкей ; пер. с англ. А. Л. Великовича; послесл. Б. Г. Юдина. - М.: Прогресс, 1983. - 253 с.

74.Малькова, Е. П. Массы. Элита. Лидер / Е. П. Малькова, М. А. Фролова. - М. : Яхтсмен, 1992. - 154 с.

75. Маркс, К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.-2-е изд.-М., 1957. Т.8.-С. 185-201.

76.Мендрин, В. М. История сёгуната в Японии (перевод книги Рай Дзё «Нихон гайси» с комментариями) в 2-х тт. / В. М. Мендрин / пер. с яп. - СПб.: Летний сад, 1999.

77.Миллс, Ч. Р. Властвующая элита / Ч. Р. Миллс. - М. : Изд-во иностр. лит., 1959. -543 с.

78. Мисима, Ю. Золотой Храм : роман / Ю. Мисима ; пер. с яп. Г. Чхартишвилли. -СПб.: Азбука-классика, 2003. - 352 с.

79. Мисима, Ю. Золотой Храм : роман, новеллы, пьесы / Ю. Мисима ; пер. с яп., предисл. Г. Чхартишвилли. - СПб.: Северо-Запад, 1993. - 543 с.

80. Михельс, Р. Социология политических партий в условиях демократии / Р. Михельс // «Диалог». 1990, № 5-9 ; 1991, № 4.

81. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. - М.: Прогресс, 1973. - 406 с.

82. Мораль в политике : хрестоматия / пер. с фр., англ., нем., исп., чешек,; составл. и общ. ред. Б. Г.Капустина. - М.: КДУ ; МГУ, 2004. - 480 с.

83.Моральный кодекс строителя коммунизма // Большая Советская Энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. Т. 16. - М. : Советская энциклопедия, 1974. -616 е., илл.

84. Моска, Г. Правящий класс / Г. Моска // Социс. 1994, №10.

85.Московичи, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи ; пер. с фр. Т. П. Емельяновой. - М. : Центр психологии и психотерапии, 1996.-478 с.

86. Нарта, М. Теория элит и политика. К критике элитаризма / М. Нарта. - М. : Прогресс, 1978.-236 с.

87.Никлас Луман // Вопросы философии http://\vww.portalus.info/philosophy/readme.php?subaction::::showfull&id=l 107946656 &archive=&start_from=&ucat= 1 & Дата обращения : 9 февраля 2005. 4

88.Никлас Луман // Социология http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=335 Дата обращения : 11 февраля 2006.

89. Ницше, Ф. К генеалогии морали / Ф. Ницше // Ницше, Ф. Соч. в 2 т. Т.2. - М. : Мысль, 1990.-С. 407-524.

90. Новиков, Г. Н. Теории международных отношений / Г. Н. Новиков. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1996. - 298 с.

91. Новоселов, В. Р. Дуэльный кодекс: теория и практика дуэли во Франции XVI века / В. Р. Новоселов // Одиссей: человек в истории. 2001. - С. 216-233.

92. Норман, Г. Возникновение современного государства в Японии. Солдат и крестьянин в Японии / Г. Норман. - М. : Издательство восточной литературы, 1961.-296 с.

93.Носов, К. С. Рыцарские турниры / К. С. Носов. - СПб.: Полигон, 2002. - 141 с.

94.0: кагами - Великое зерцало / пер. со старояп., исслед. и коммент. Е. М.

Дьяконовой. - СПб.: Гиперион, 2000. - 288 с.

1

95. Оболонский, А. В. Кадровая политика в федеральной государственной службе США: история и современность / А. В. Оболонский // Общественные науки и современность, 2001. №3. - С. 51-58.

96.Овчинников, В. В. Ветка сакуры / В. В. Овчинников. - 2-е изд., доп. - М. : Молодая гвардия, 1975. - 283 с.

л

97. Овчинников, В. В. Горячий пепел / В. В. Овчинников. - М.: Правда, 1987. - 496 с.

98. Огурцов, А. П. Благо и истина: точки схождения и расхождения / А. П. Огурцов // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. - М. : ИФ РАН, 1998. -С. 450-468.

99. Одиссей: человек в истории. - М.: Наука, 1992. - 298 с.

100. Одиссей: человек в истории. - М.: Наука, 1993. - 330 с.

101. Озирченко, Д. В. Некоторые понятия системной теории Никласа Лумана / Д. В. Озирченко http://knowledge.isras.ru/si/si/95-3-7.html Дата обращения : 18 февраля 2006.

102. Озирченко, Д. В. О статье Никласа Лумана «Формы помощи в процессе изменения общественных условий» / Д. В. Озирченко http://www.nir.ru/si/sj/si 1-2-00ozir.html Дата обращения : 15 февраля 2006.

103. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет ; пер. А. М. Гелескула // Вопросы философии. 1989, №3-4.

104. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / М. Оссовская. - М.: Прогресс, 1987. - 527 с.

105. Оэ К. Обращаюсь к современникам : худож. публицистика / К. Оэ ; пер. с яп., сост. и коммент. В. С. Гривнина. -М.: Прогресс, 1987. - 288 с.

106. Ояма, М. Это каратэ / М. Ояма ; пер. с англ. А. Куликова. - М. : Фаир-Пресс, 2000. - 320 с.: ил.

107. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс ; пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева ; под ред. М. С. Ковалевой. - М. : Аспект Пресс, 1997. -270 с.

108. Пастуро, М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола / М. Пастуро. - М., 2001. - 239 с.

109. Повесть о доме Тайра / пер. со старояп., предисл. и коммент. И. Львовой. - М. : Худож. лит., 1982.-703 с.

110. Померанц, Г. С. Дзэн и его наследие / Г. С. Померанц // Народы Азии и Африки. 1964, №4. - С. 35-81.

111. Понеделков, А. В. Элита (политико-административная элита: проблемы методологии, социологии, культуры) / А. В. Понеделков. - Ростов на/Д., 1995. -235 с.

112. Понеделков, А. В. Современные российские элиты: особенности генезиса, взаимодействия и позиционирования во власти / А. В. Понеделков, А. М. Старостин // Политическая наука. 2004, № 1. - С. 55-58.

113. Поппер, К. Открытое общество и его враги : в 2 т. Т. 1 : Чары Платона / К. Поппер. - М.: Феникс, 1992. - 448 с.

114. Преображенский, К. Г. Спортивное кимоно / К. Г. Преображенский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 178 с.

115. Проблемы взаимодействия русской православной церкви и ведущих научных центров России: Материалы научно-практической конференции 7-10 марта 2000 года (Саров - Москва) www.netda.ru/sobor/sarov2000npk.htm Дата обращения : 18 сентября 2006.

116. Пронников, В. А. Японцы (этнопсихологические очерки) / В. А. Пронников, И. Д. Ладанов. - М.: Наука, 1985. - 399 с.

117. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. - СПб.: Петрополис, 1997. - 524 с.

118. Романов, И. Ю. «Забота о душе» в исторической перспективе / И. Ю. Романов // Вторая навигация : Альманах 3 / сост. М. А. Блюменкранц. - М. : Весть-Вимо, 2001.-С. 124-154.

119. Руа, Ж. Ж. История рыцарства / Ж. Ж. Руа. - М.: Алетейя, 2001. - 244 с.

120. Савушкин, С. Моральный кодекс строителей коммунизма / С. Савушкин tvgallery.ru/ru/articles/article 3.html Дата обращения : 22 августа 2006.

121. Саотомэ, М. Айкидо и гармония в природе / М. Саотомэ ; пер. с англ. Н. Шпет.

- К.: София; М.: Гелиос, 2002. - 304 с.

122. Селигмен, А. Проблема доверия / А. Селигмен ; пер. с англ. И. И. Мюрберг, Л. В. Соболевой. - М: Идея-Пресс, 2002. - 256 с.

123. Сказание о Ёсицунэ / пер. со старояп. А. Стругацкого. - СПб., 2000. - 320 с.

124. Сказание о Ёсицунэ / пер. со старояп. и коммент. А. Стругацкого; послесл. Е. Пинус. - М.: Худож. лит., 1984. - 287 с.

125. Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1989. - 447 с.

126. Слюсарянский, М. А. Социология власти Никласа Лумана / М. А. Слюсарянский http://ttech.pstu.ac.ru/mnp05/servis/publication.asp?dok=240 Дата обращения : 17 февраля 2006.

127. Советские писатели о Японии / сост., автор послесл. и коммент. В. Н. Горегляд.

- Л.: Лениздат, 1987. - 462 с.

128. Современная западная философия : словарь / сост. : Малахов В. С., Филатов В. П. - М.: Политиздат, 1991.-414 с.

129. Современная Япония / отв. ред. И. А. Латышев. - М.: Наука, 1972. - 853 о.: ил.

130. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. - СПб. : Алегейя, 2000. - 508 с.

131. Сорокин, П. А. Социальная мобильность / П. А. Сорокин. - М. : ACT Люкс, 2004.-349 с.

132. Сохо Т. Самураи: меч и душа / Т. Сохо и др. - СПб.: Евразия, 2000. - 352

133. Социо-Логос / пер. с англ., нем., франц. ; сост., общ. ред. и предисл. В. В. Винокурова, А. Ф. Филиппова. - М.: Прогресс, 1991. - 480 с.

134. Спеваковский, А. Б. Религия синто и войны / А. Б. Спеваковский. - Л. : Лениздат, 1987. - 109 с.

135. Спеваковский, А. Б. Самураи - военное сословие Японии / А. Б. Спеваковский. -М.: Наука, 1981.- 168 с.

136. Суино, Н. Искусство японских мастеров меча / Н. Суино ; пер. с англ. Дробышева. - М. : Фаир, 1998. - 304 с.

137. Тарачев, В. А. Фондовый рынок и мобилизация сбережений / В. А. Тарачев // Экономические науки, 2002. №2. - С. 50-58.

138. Тёрнбул, С. Самураи. Военная история / С. Тёрнбул ; пер. с англ. Никитина. -СПб.: Евразия, 1999. - 432 с.

139. Толстогузов, А.А. Очерки истории Японии VII-XIV вв. / А. А. Толстогузов. -М.: Восточная литература РАН, 1995. - 332 с.

140. Тосака, Д. Японская идеология / Д. Тосака. - М.: Прогресс, 1982. - 402 с.'

141. Удар Солнца или Гири - чувство чести / сост. B.C. Пинхасович. - СПб. : Летний сад, 1999.-285 с.

142. Уилсон, У. С. Идеалы самураев (сочинения японских воинов) / У. С. Уилсон. -СПб.: Евразия, 1999. - 320 с.

143. Универсальный словарь иностранных слов русского языка / под ред. Т. Волковой. - М.: Вече, 2000. - 688 с.

144. Успенский, М. В. Самураи восточной столицы или 47 преданных вассалов в гравюрах Итиюсая Куниёси и биографиях Иппицуана / М. В. Успенский. -Калининград : Янтарный сказ, 1997. - 126 с.

145. Уткин, А. И. США - Япония: вчера, сегодня, завтра / А. И. Уткин. - М. : Наука, 1990.-228, [3] с.

146. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - М. : Политиздат, 1986.-590 с.

147. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. - М.: Инфра-М, 2003. - 576 с.

148. Флори, Ж. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Ж. Флори. - СПб. : Евразия, 1999.-313 с.

149. Фомин, В. П. Диалог о боевых искусствах Востока / В. П. Фомин, И. Б. Линдер.

- 2-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1991. - 367 [1] с.: ил.

150. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко ; пер. с фр, общ. ред. Б. Левченко. - К.: Ника-Центр, 1996.-208 с.

151. Фуко, М. Порядок дискурса. Инаугурационная лекция в Коллеж де Франс, прочитанная 2 декабря 1970 года / М. Фуко // Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / пер. с франц. - М. : Касталь, 1996.-448 с.

152. Хальбвакс, М. Замечания к социологической постановке проблемы классов / М. Хальбвакс // Хальбвакс, М. Социальные классы и морфология / пер. с фр. А. Т. Бикбова, Н. А. Шматко ; отв. ред., послесл. А. Т. Бикбов ; составл, биограф, очерк В. Каради. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2000. - 509 с.

153. Хальбвакс, М. Потребности и устремления в социальной экономии / М. Хальбвакс // Хальбвакс, М. Социальные классы и морфология / пер. с фр. А. Т. Бикбова, Н. А. Шматко; отв. ред., послесл. А. Т. Бикбов; составл, биограф, очерк В. Каради. - М. : Институт экспериментальной социологии; СПб. : Алетейя, 2000.

- 509 с.

154. Хальбвакс, М. Характеристики средних классов / М. Хальбвакс // Хальбвакс, М. Социальные классы и морфология / пер. с фр. А. Т. Бикбова, Н. А. Шматко; отв. ред., послесл. А. Т. Бикбов ; составл, биограф, очерк В. Каради. - М. : Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2000. - 509 с.

155. Хантингтон, С. Политический порядок в меняющихся обществах < / С. Хантингтон ; пер. с англ. В. Р. Рокитянского. - М. : Прогресс-Традиция, 2004. -480 с.

156. Хейзинга, Й. Осень Средневековья / Й. Хейзинга. - М.: Наука, 1988. - 396 с.

157. Хироаки, С. Самураи. История и легенды / С. Хироаки. - СПб. : Евразия, 1999. -416 с.

158. Хогэн моногатари. Сказание о годах Хогэн / пер. со старояп. В. Н. Горегляд. -СПб.: Гиперион, 1999. - 174 с.

159. Хоруженко, К. М. Культурология. Энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 640 с.

160. Цветов, В. Я. Пятнадцатый камень сада Рёандзи / В. Я. Цветов. - 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 232 с.

161. Человек и мир в японской культуре. - М.: Наука, 1985. - 320 с.

162. Шашлов, М. Н. Политический имидж как актуальный предмет исследования / М. Н. Шашлов // Актуальные проблемы политологии / отв. ред. В. Д. Зотов. - М.: МАКС Пресс, 2001.-84-92.

163. Шохин, В. Проникновение буддизма в Японию / В. Шохин // «Азия и Африка сегодня». 1973, №3.-С. 15-27.

164. Эйдус, X. Т. История Японии с древнейших времен до наших дней / X. Т. Эйдус. - М.: Наука, 1968. - 223 с.

165. Эйзенштадт, Ш. Н. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций / Ш. Н. Эйзенштадт; пер. с англ. А. В. Гордона; под ред. Б. С. Ерасова. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 416 с.

166. Элиас, Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада / Н. Элиас. - М.-СПб.: Университетская книга, 2001. - 435 с.

167. Элиас, Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 2. Изменения в обществе. Проект теории цивилизации / Н. Элиас. - М.-СПб.: Университетская книга, 2001. - 534 с.

168. Эндо, С. Молчание. Самурай : романы / С. Эндо ; пер. с яп. и послесл. JI. Громковской. - М.: Радуга, 1989. - 427 с.

169. Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. - М. : Япония сегодня, 2000. - 640 с.

170. Makkawity. Феномен европейского рыцарства и его аналоги на Дальнем Востоке и в фэнтези. 2002-2003 http://www.rolemancer.ru/sections.php?op=viewarticle&artid= 1977 Дата обращения : 15 ноября 2005.

171. Benedict, R. F. The Chrysanthemum and the Sword. Patterns of Japanese Culture / R. F. Benedict. - Tokyo : Charles E. Tuttle Company, 1994. - 324 p.

172. Hall, J. W. Japan: from prehistory to modern times / J. W. Hall. - Tokyo : Charles E. Tuttle Company, 1995. - 397 p .: ill.

173. Japan: a country study / edited by R. E. Dolan, R. L. Worden. - 5th ed. - Washington : Headquarters, Department of the Army, 1992. - 610 p.: ill.

174. Japan: an illustrated encyclopedia / A. Cambell, D. S. Noble. - 7th ed. - Tokyo : Kodansha, 1995,- 1924 p.: ill.

175. Japanese religions: past and present / I. Reader, E. Andreasen, F. Stefansson. -Sandgate, Folkestone : Japan Library, 1993. - 189 p.: ill.

176. The Cambridge history of Japan. Volume 3 : Medieval Japan / edited by Kozo Yamamura. - Cambridge : Cambridge University Press, 1990. - 712 p.: ill.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.