Мухаммад-основатель новой конфессиональной общности арабов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Ризванов, Максим Ризванович

  • Ризванов, Максим Ризванович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 147
Ризванов, Максим Ризванович. Мухаммад-основатель новой конфессиональной общности арабов: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Махачкала. 2005. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ризванов, Максим Ризванович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.Социально-экономические условия и идейные предпосылки возникновения и формирования личности

Мухаммада.

§1.Место мифа и истории в концепции биографии

Мухаммада.

§2.Роль Мухаммада в распространении идей нового вероучения о единобожии.

ГЛАВА П.Соотношение личного и социального в биографии

Мухаммада.

§1.Коран как источник для реконструкции элементов биографии Мухаммада.

§2.Оценка личности Мухаммада в мусульманской теологической мысли.

§3.Влияние социальных факторов на мировосприятие и деятельность Мухаммада.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мухаммад-основатель новой конфессиональной общности арабов»

Актуальность исследования. Рост политической активности ислама, обозначившийся в последние годы, в значительной степени определяет повышенный интерес к нему не только со стороны специалистов-исламоведов, но и широкой общественности, стремящейся получить адекватную информацию как об истоках этого вероучения, так и о феномене его родоначальника - Мухаммада. Ислам, бесспорно, стал существенным фактором новейшей истории и его влияние на мировоззрение, умонастроение людей невозможно установить без понимания реальных обстоятельств жизни и духовного облика основателя вероучения. В этой связи, объективное и непредвзятое исследование жизни и деятельности Мухаммада, очищенное от элементов чудесного и легендарного, может способствовать более глубокому и осознанному ощущению его личности, оценке высказываний и поступков, определению подлинного масштаба его роли в успехах ислама.

Интерес к биографии Мухаммада диктуется не только стремлением понять идеологическую основу ислама, причины, обусловившие его широкое распространение, но и попытками осмысления взаимоотношений Востока и Запада через призму перемен религиозных ценностных ориентиров между христианством и иудаизмом с одной стороны, и исламом - с другой. Усиливается внимание к политическим и идеологическим составляющим этих взаимоотношений, проблемам религиозной толерантности, эскалации тенденциозности мусульманского политического радикализма, как реакции на политические и экономические амбиции Запада. В настоящее время не прекращаются попытки представить монотеизм Мухаммада «как еретическое направление иудаизма»1, обосновать тезис о том, будто бы Мухаммаду принадлежит идея антихристианского альянса между мусульманами и иудеями.

1 Брайт М. Великая загадка Корана// Ризванов М.Р. Пророк Мухаммед: западноевропейские тексты и комментарии к ним. Махачкала, 2004. С. 11.

Данная концепция, бесспорно, является надуманной и отражает рецидивы средневекового христианско-мусульманского противостояния, спроецированные на современные проблемы взаимоотношений между Западом и Востоком - политические, экономические, идеологические. Вместе с тем следует заметить, что в период жизни Мухаммада и во время раннего Арабского халифата взаимоотношения между мусульманами, с одной стороны, иудеями и христианами - с другой, складывались не совсем однозначно. Прежде всего, они определялись конкретными социально-политическими условиями и строились на основе соответствующих договоров. Известны такие договора, заключенные Мухаммадом, например, с мединскими иудеями и наджранскими христианами. Против религиозной предубежденности, за честное научное изучение религий выступал Ф.М.Мюллер1. Он обосновывает бесперспективность исследований, основывающихся на дисбалансе фактологической и мировоззренческой сторон проблемы.

В этой связи обстоятельства жизни и деятельности Мухаммада тесно переплетаются с тенденциями исламского возрождения в мусульманских регионах Российской Федерации. Справедливо мнение С.М.Прозорова, отмечающего, что «нравственное значение российского менталитета всегда основывалось на веротерпимости, российская государственность проистекала из геополитического, а не узкого национально-религиозного начала, поэтому в России в силу глубочайших исторических причин никогда не был возможен проект узко ориентированного конфессионального государства» . Несмотря на выраженную конфессиональную толерантность, современная религиозная обстановка характеризуется определенными противоречиями, обусловленными как причинами социально-политического, так и духовно-нравственного, просвещенческого свойства. Актуальность научного поиска в

1 Мюллер Ф.М. Введение в науку о религии. Четыре лекции, прочитанные в Лондонском Королевском Институте в феврале-марте 1870 года. М., 2002. С. 72-73.

2 Прозоров С.М. Целевая комплексная программа «Ислам в России».// Восток (Oriens). 2004, №2. С. 107. этой сфере не вызывает сомнений, т.к. сама проблематика межрелигиозного и внутрирелигиозного общения диктует необходимость теоретических и прикладных исследований в области биографики, сближения взглядов и позиций, излагаемых в атеистических и агностических жизнеописаниях Мухаммада. Следует указать также и на то, что биография Мухаммада мало изучена с точки зрения ее влияния на укрепление религиозной толерантности в поликонфессиональной среде, которая призвана препятствовать разрастанию отдельных противоречий до крупномасштабного противостояния- В данной диссертации приводятся результаты научного анализа обстоятельств жизни Мухаммада, проведенного на основе его собственных толкований ряда коранический откровений, приватных высказываний о себе, а также оценок, содержащихся в прижизненных наблюдениях и суждениях сподвижников и последователей о личности пророка и нашедшие отражение в мусульманской теологической мысли.

При всем многообразии исследований в области научного изучения биографии основателя ислама их число не в полной мере соответствует актуальности проблемы. Существующая литература представлена атеистическими и агностическими жизнеописаниями Мухаммада, однако, с учетом современных тенденций и выраженного роста интереса к обстоятельствам жизни и деятельности пророка научных публикаций явно недостаточно. Таким образом, можно сказать, что актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена: во-первых, необходимостью дальнейшего глубокого исследования процесса исламского «возрождения», состояния уровня знаний самих мусульман об исламе и в иноконфессиональной среде, анализа и определения средств идеологического противодействия борцам за «чистоту» ислама, а также путей преодоления противоречий на религиозной почве в России и, в особенности на Северном Кавказе;

- во-вторых, насущной потребностью российского общества в научной информации об исламе, его основателе, нравственной мотивации межконфессиональных отношений, распространении адекватных знаний об исторических условиях, определивших обстоятельства жизни и деятельности Мухаммада; в-третьих, недостаточностью теоретико-методологических разработок, эффективных путей овладения ключевыми источниками исламского вероучения - Кораном, хадисами, биографией пророка, исследований, посвященных исламу как идеологической системе в широком историческом и духовно-нравственном контексте, форм и методов, призванных для стабилизации межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений в Российской Федерации.

Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе первоисточников - Корана и комментариев к его аятам, принадлежащим Мухаммаду, собственно хадисов, ранних жизнеописаний пророка, коранических преданий - а также трудов мусульманских, западных и отечественных исламоведов проанализировать особенности социально-политического портрета Мухаммада, роль мотивационных структур в становлении его социально-политических и религиозно-этических воззрений, и в целом, личности пророка в процессе формирования социальной доктрины ислама, образования раннего мусульманского теократического государства. В соответствии с целью диссертации поставлены следующие задачи:

- проанализировать материалы, проливающие свет на реальную хронологию жизни и деятельности Мухаммада, исключив поздние легендарные и фантастические наслоения;

- изучить особенности религиозно-политической среды в период пророческой деятельности Мухаммада и его роль в распространении идей нового вероучения о единобожии;

- рассмотреть некоторые проблемы методологических подходов к научной реконструкции обстоятельств жизнедеятельности Мухаммада;

- проследить особенности соотношения личного и социального в биографии Мухаммада, дать анализ значения акцентуированных черт характера и особенностей поведения для различных периодов его жизни и деятельности;

- оценить степень и формы влияния личности Мухаммада на его современников и проецирования образа жизни и духовно-нравственных качеств пророка на мусульманский мир.

Источники, степень разработки и историография проблемы. Главнейшими источниками и исследованиями, имеющими в той или иной степени отношение к проблематике настоящей диссертации, в первую очередь являются Коран, сборники хадисов и мусульманская биографическая литература, представленная, в том числе и жанром сира - жизнеописание Мухаммада. Представительным произведением указанного жанра является авторитетнейший биографический свод «Жизнеописание пророка Мухаммада» (Сират расул Аллах) Абд ал-Малика Ибн Хишама ал-Химйари (ум. в 828 или 833 г.)1. В качестве образца мусульманской массовой литературы о житие пророка привлечен труд Ахмада ибн Фариса ар-Рази (ум. в 1005 г.) «Кратчайшее жизнеописание наилучшего из людей» (Ауджаз ас-сийар ли хайр ал-башар) . В работе широко использованы хадисы, собранные и записанные Абу Джа'фаром Мухаммадом ибн Джариром ат-Табари (838923 гг.)3, Убайдаллой ибн Мухаммадом ибн Баттой ал-Укбари (917-997 гг.)4, Мухйи-д-Дином ибн Шарафом ан-Навави (1233-1277 гг.)5, сочинения Абу vy с» /

Иусуфа Иа'куба ибн Ибрахима ал-Ансари ал-Куфи (731-798 гг. Ибн

Хаджара ал-Аскалани (1372-1449 гг.) , Джалал ад-Дина ас-Суйути (1445

1 Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. Пер. с араб. Н.А.Гайнуллина. М., 2002.

2 Ахмад ибн Фарис ар-Рази. Кратчайшее жизнеописание наилучшего из людей.// Хрестоматия по исламу. M., 1994. С. 26-32.

3 Хрестоматия по исламу. M., 1994. С.51-54.

4 Там же. С.87-99.

5 Мухйи-д-Дин ибн Шараф ан-Навави. Сады праведных. Пер. с араб., примеч. и указ. В.М.Нирша. М., 2002.

6 Абу Йусуф ал-Куфи. Китаб ал-харадж. Пер. с араб, и коммент. А.Э.Шмидта. М., 2001.

7 Ибн Хаджар ал-Аскалани. Булуг ал-марам. Пер. с араб, и коммент. Э.Р.Кулиева. М., 2003.

1 1 1505 гг.) , Абу Хамида ал-Газали , Мухаммада ибн Абд ал-Карима аш

Шахрастани3 и др.

Оценивая современный уровень развития отечественной науки в области исследований биографии Мухаммада, необходимо отметить, что проделана большая работа, направленная на накопление базовых данных об основателе и периоде раннего ислама. Вместе с тем результаты этих исследований не сведены в целостную концепцию, позволяющую устранить негативные стереотипы в отношении жизни и деятельности мусульманского пророка и ислама в целом. Еще не полностью раскрыта роль Мухаммада и образа поступков и высказываний пророка, способствовавших его выдвижению на авансцену мировой истории. Наиболее значимы труды В.Соловьева4, В.В.Бартольда5, И.Ю.Крачковского6, И.П.Петрушевского7, Н.В.Пигулевской8, И.М.Филыптинского9, И.Ш.Шифмана10, Л.В.Негря11, О.Г.Большакова12, С.М.Прозорова13, М.Б.Пиотровского14 и др.

В той или иной степени указанная проблематика исследована в работах Л.И.Климовича15, А.Г.Лундина16, К.А.Бойко17 БЛ.Шидфар18,

1 Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Пер. с араб, и коммент. Д.В.Фролова. М., 2000.

2 Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. Пер. с араб., исслед. и коммент. В.В.Наумкина. М., 1980.

3 Мухаммад ибн Абд ал-Карим аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. Пер. с араб., введ. и коммент. С.М.Прозорова. М„ 1988.

4 Соловьев В. Магомет, его жизнь и религиозное учение. СПб., 1902.

5 Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. Соч., t.VI. М., 1966.

6 Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Т. 1-6. M.-JL, 1955-1960.

7 Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VI1-XV вв. Л., 1966.

8 Пигулевская Н.В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.-Л., 1964.

9 Фильштинский И.М. Арабская литература VIII-IX вв. М., 1978.

10 Шифман И.Ш. Набатейское государство и его культура. М., 1976. Его же: О некоторых установлениях раннего ислама.//Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

Негря Л.В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V-VII вв. М., 1981.

12 Большаков О.Г. История халифата. 1. Ислам в Аравии (570-633). М., 1989.

13 Прозоров С.М. Арабская историческая литература в Иране, Ираке и Средней Азии в VII-середине X в. М., 1980. Его же: Ислам как идеологическая система. М., 2004.

14 Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991. Его же: Южная Аравия в раннее средневековье. М., 1985. Его же: Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины.// Ислам в истории народов Востока. M., 1981. Его же: «Поход слона» на Мекку (Коран и историческая действительность).// Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

15 Климович Л.И. Книга о Коране. М., 1986.

16 Лундин А.Г. Государства Аравии IV-VI вв. и социальные корни ислама.// Бартольдовские чтения 1982 г.: Тезисы докладов. М., 1982. Его же: Основные этапы древнейшей истории Аравии.// ПППИКВ. XII годичная сессия ЛО ИВАН СССР. (Краткие сообщения). M., 1977. Его же: «Дочери Бога» в южноарабских надписях и в Коране.// Вестник древней истории. М., 1975, № 2.

17 Бойко К.А. Арабская историческая литература в Египте (VII-IX вв.). М., 1983.

18 Шидфар Б.Я. Образная система арабской классической литературы (VI-XII вв.). М., 1974.

Ю.М.Кобищанова1, А.П.Грязневича2, А.И.Агрономова3, Т.К.Ибрахима4, М.В.Вагабова5, Л.Х.Авшалумовой6 и др.

Различные образы Мухаммада - критические и апологетические -излагаются зарубежными исследователями, как западными, так и у мусульманскими. В этом отношении характерны работы И.Гольдциера и о

И.Шахта . Взаимоисключающие точки зрения на биографию Мухаммада, отражающие суть методологических подходов достаточно широкого спектра - от признания достоверности первоисточников до сомнения в ценности и оспаривания подлинности коранических откровений, попыток трактовки традиционных жизнеописаний пророка как религиозных представлений, бытовавших в Аравии к моменту возникновения ислама, а не реальных обстоятельств жизни Мухаммада - изложены такими авторами, как К.Крэгг9, А.С.Триттон10, Р.В.Бодли11, Х.А.Гибб12, Дж.Б.Глабб13, Дж.Бартон14,

If 1 /Г 1»7 1 о

М.Лингс , А.Вессель , Д.С.Марголиус , Г.Эндрюс и др. Факт отсутствия у современных западных исламоведов единого мнения в отношении концепции биографии Мухаммада свидетельствует об острой идеологической борьбе, которая отражает политическую составляющую во взаимоотношениях между Западом и Востоком.

1 Кобищанов Ю.М. Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире. М., 1980.

2 Грязневич А.П. Аравия и арабы (к истории термина ал-'араб).// ПППИКВ. XII годичная научная сессия ЛО ИВАН СССР. (Краткие сообщения). М., 1977. Его же: Новые материалы по истории и культуре древней Южной Аравии.// Палестинский сборник. М.-Л., 1978, т. 26.

3 Агрономов А.И. Джихад. «Священная война» мухаммедан. М., 2002.

4 Ибрахим Т.К., Ефремова H. Мусульманская священная история. От Адама до Иисуса. Рассказы Корана о посланниках Божиих. М., 1996.

5 Вагабов М.В. Феномен Мухаммада - родоначальника ислама.// Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Махачкала, 2004. Вагабов M.B., Вагабов H.M. Ислам и вопросы атеистического воспитания. M., 1988. Их же: Ислам: история и современность. Махачкала, 2002.

6 Авшалумова Л.Х., Вагабов М.В. Курс лекций по истории религий. Махачкала, 1995.

7 Гольдциер И. Лекции об исламе. Пер. с нем. А.Н.Черновой. СПб., 1912.

8 Schacht J. The Origins of Muhammadan Jurisprudens. Oxford, 1950.

9 Cragg K. The Call of the Minaret. Oxsford, 1956.

10 Tritton A.S. Islam. L., 1957.

11 Bodley R.V. The Messenger: The Life of Mahommed. Greenwood Press, Wesport, USA, 1969.

12 Gibb H.A. Mohammedanism: An Historical Survey. N.Y., 1962.

13 Glubb J.B. The Life and Times of Muhammad. L., 1979.

14 Burton J. The Collection of the Quran. Cambridge, 1977.

15 Lings M. Muhammad. L., 1983.

16 Wessel A. A Modern Arabic Biografy of Muhammad. Leiden, 1972

17 Margoliouth D.S. Mohammed and the Rise of Islam. N.Y., 1978.

18 Endres G. An Introduction to Islam. Edinburh, 1988.

Наиболее радикальные воззрения на биографию Мухаммада и время возникновения его вероучения выдвинуты группой западных «новых историков», среди которых выделяются П.Кроун с ее остро полемической работой «Мекканская торговля и возникновение ислама»1, в которой подвергута жесткой критике в целом благожелательная к Мухаммаду и исламу позиция У.Уотта, а также М.Кук . Указанное сочинение П.Кроун относится к числу работ, созданных «новыми историками», выполнявшими идеологический заказ правящих кругов западных стран и, по существу, продолжавшими традицию средневековых христианских апологетов, возвышавших христианские духовно-нравственные ценности в ущерб исламу и другим религиям. На бесперспективность использования религиозного фактора в политических, идеологических и иных целях еще в XIX в. указывал Ф.М.Мюллер: «Те, кто намерен использовать сравнительное изучение религий как средство для принижения христианства и возвышения других религий человечества, являются, по моему мнению, союзниками столь же опасными, как те, кто считает необходимым принизить другие религии, чтобы возвеличить христианство. Науке не нужны фанатики»3. П.Кроун и М.Кук также являются соавторами гипотезы о том, что ислам якобы возник в северо-западной части Аравийского полуострова как реакция арабов на иранское засилье, а Мухаммад являлся проповедником этой идеи сплочения разобщенных арабских племен, изложенной в книге «Агаризм»4. Выдвинутая ими версия справедливо подвергается сомнению М.Форвардом: «Многие неисламские источники, на которые ссылаются в «Агаризме», дают скудные, шаткие доказательства для столь глубого переосмысления исламских истоков и самой жизнедеятельности Мухаммада»5.

Из числа западных исследователей биографии Мухаммада строгостью своей концепции и научной методологии отличаются работы

1 Crone P. Meccan Trade and the Rise of Islam. Princeton, 1987.

2 Cook M. Muhammad. Oxford, 1983.

3 Мюллер Ф.М. Указ. соч. С. 32.

4 Crone P., Cook M. Hagarism. Cambridge, 1977.

3 Форвард M. Мухаммад. Краткая биография. Пер. с англ. А.Гарькавого. М., 2002. С. 144. английского исламоведа У.Уотта1, осторожного и вдумчивого ученого, который непредвзято подходил к объекту своего исследования, не выпячивая, но и не умаляя достоинств пророка, который жил и действовал в определенной социально-политической среде. Аргументированной критике подвергает взгляды ряда западных авторов, писавших об исламе и Мухаммаде, английский исследователь модернистского ислама М.Форвард2. Он не согласен с мнением ряда современных исламских «модернистов», которые сомневаются в достоверности мусульманского предания о Мухаммаде, хадисов и иных материалов, содержащих сведения о жизни пророка, но в то же время выступает против непримиримых апологетов, препятствующих углублению и расширению межконфессионального диалога, не допускающих религиозных компромиссов и рациональных подходов к изучению жизни и деятельности Мухаммада, установлений раннего ислама, современных тенденций в его развитии.

На защиту выносятся основные положения работы:

1 .Анализ исторического и теологического материала, связанного с зарождением новой конфессиональной общности арабов, социально-экономическими условиями и идейными предпосылками возникновения и формирования личности Мухаммада.

2.Результаты исследования эволюции роли Мухаммада в формировании и распространении идей нового вероучения о единобожии, а также места мифа и истории в концепции его биографии.

3.Результаты анализа особенностей соотношения личного и социального в биографии Мухаммада.

4. Результаты анализа Корана, коранических толкований, принадлежащих Мухаммаду, как источника для реконструкции элементов его биографии, а также оценки личности пророка в мусульманской теологической мысли.

1 Watt W.M. Muhammad at Месса. L., 1953. Его же: Muhammad at Medina. L., 1956. Его же: Muhammad, Prophet and Statesman. L., 1961. Его же: Short Histoiy of Islam. Oxford, 1996.

2 Forward M. Muhammad: A Short Biografy. Oxford, 1997.

5.Оценка степени влияния социальных факторов на мировосприятие и деятельность Мухаммада. б.Результаты анализа методологических подходов к научной реконструкции обстоятельств жизнедеятельности Мухаммада.

Научная новизна. В работе обосновывается новый подход к раскрытию места мифа и истории в понимании биографии пророка и определению его роли в формировании новой мировой религии. В этой связи диссертантом ставится и решается вопрос о выявлении специфики религиозно-идеологической полемики в раннеисламском арабском обществе и роли в ней Мухаммада, дана типология и показаны основные особенности акцентуированных черт характера и поведенческой парадигмы Мухаммада для различных периодов его жизнедеятельности, определены роль и влияние личности пророка на сподвижников и последователей и ее проекция на современный мусульманский мир. Анализируется соотношение чувственного восприятия и рационального суждения об обстоятельствах биографии Мухаммада, общие тенденции формирования его религиозно-нравственных и социально-политических воззрений. Впервые вводятся в научный оборот на русском языке обширные комментированные фрагменты работ М.Брайта «Великая загадка Корана», П.Кроун «Мекканская торговля и возникновение ислама», М.Уотта «Мухаммад: пророк и политический деятель», М.Родинсона «Мухаммад», М.Гали «Пророк Мухаммад и первое мусульманское государство», переведенные диссертантом с английского и отражающие вопросы истории, а также современного состояния оценки исламской проблематики в рамках западных идеологических концепций.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научно-философские принципы историзма, диалектико-материалистическая теория познания, комплекс общенаучных методов изучения единства и связности внутреннего и внешнего опыта, объективируемых в совокупности явлений, составляющих биографию человека. Важным методологическим положением, реализованным в данном исследовании, является принцип конкретно-исторического подхода к анализу биографического материала, рассматриваемого со всех возможных точек зрения. В качестве теоретических основополагающих принципов использованы идеи и концепции зарубежных и отечественных ученых по проблемам религиоведения, философской антропологии и биографики. Объект исследования - жизнь Мухаммада в последовательности календарных событий, внутренних переживаний и его конкретных действий и достижений. Предмет исследования — социально-политические и религиозно-идеологические факторы, влиявшие на формирование личности пророка.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных результатов и выводов в совершенствовании уровня конфессиональных знаний в полиэтническом обществе, преодолении негативных стереотипов восприятия роли и значения личности Мухаммада, распространении адекватных знаний о социально-политических и религиозно-этических воззрениях пророка, культуре межконфессиональных знаний, а также в идеологическом обосновании противодействия проповедничеству за «чистоту» ислама, снятии межконфессиональной и внутриконфессиональной напряженности. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин как «философия культуры», «философия религии», «религиоведение», применены при подготовке специальных курсов по истории и философии ислама. Полученные результаты могут представить интерес и для работников государственных учреждений, просветительских центров, специалистов в общественно-политической области.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора, докладывались и обсуждались на Международной конференции представителей СМИ «Дагестан - перекресток культур, религий и цивилизаций (г.Махачкала, 21-24 апреля 2002 г.),

Республиканской научно-практической конференции «СМИ Республики Дагестан в информационном пространстве Российской Федерации: проблемы и перспективы интеграции» (г.Махачкала, 20 мая 2003 г.), вошли в структуру комментариев к впервые переведенным с английского языка на русский исследованиям зарубежных исламоведов («Пророк Мухаммад. Западноевропейские тексты и комментарии к ним», г.Махачкала, компания «Деловой мир», 2004 г., 149 е.), нашли отражение в 3-х статьях, вошедших в сборники научных материалов «Кавказ и Дагестан. История, культура, традиции» (т.П - г.Махачкала, 2003 г.; т.Ш - г.Махачкала, 2003 г.; t.IV -г.Махачкала, 2003 г.) общим объемом 1,5 п.л., изданных Министерством по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан. Диссертация обсуждалась на кафедре религиоведения Дагестанского государственного университета и кафедре культурологи Дагестанского государственного педагогического университета.

Структура и объем диссертации. Структура исследования обусловлена целью и задачами работы, она состоит из введения, двух глав (пять параграфов), заключения и списка использованных источников и литературы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем диссертации - 147 страниц, из них библиографический корпус - 5 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Ризванов, Максим Ризванович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя некоторые итоги исследованию проблемы формирования социально-политических, религиозно-этических воззрений Мухаммада и их проецирования на современный мусульманский мир, следует обратить внимание на особенности процесса религиозного возрождения в Российской Федерации, в том числе и Республике Дагестан. В этой связи требуют глубокого осмысления наиболее важные аспекты соотношения обычного религиозного просвещения и явной религиозной пропаганды. Религиозная тематика постоянно присутствует в обществе, временами способствуя разворачиванию острых дискуссий и споров1. К.М.Ханбабаев указывает на то, что чрезвычайная полемичность особенно характерна «для дискуссии между представителями светского и исламского мировоззренческих типов по отношению к исламу, находящихся в своеобразной «оппозиции» друг к другу»2. Это объясняется не только тем, что ислам имеет глубокие исторические корни в России и Дагестане, но и тем, что он является одним из главных составляющих этнической самоидентификации мусульманских народов3. Отсюда проистекает тот огромный интерес людей к религии, к личности основателя ислама Мухаммада, к религиозной литературе, отражающей состояние индивидуального и массового сознания в условиях колебания политических и экономических реалий.

В то же время активизация религиозной среды обусловлена не столько так неожиданно вспыхнувшим верованием в Аллаха, сколько своеобразным социальным протестом на существовавший ранее запрет отправлять культовые потребности. В этой связи у определенной части населения считалось признаком хорошего тона демонстративно подчеркивать глубину своей религиозности и благочестивости, хотя на самом

1 Ханбабаев K.M. Исламская интеллигенция Дагестана.// Голос разума. Махачкала, 2003, № 1. С. 70; Муслимов С.Ш. Когда на факты и аргументы отвечают лишь эмоциями.// Голос разума. Махачкала, 2002, № 1.С. 12-17.

2 Ханбабаев K.M. Указ. соч. С. 70.

3 Ярлыкапов А. Проблемы возрождения исламского образования на Северном Кавказе.// Центральная Азия и Кавказ. Lulea, Sweden, 2003, №1 (25). С. 189. деле зачастую это не соответствовало действительности. Тем не менее, им предоставлялась возможность распространять свои явно декларативные заявления, имевшие мало общего с подлинными религиозными ценностями.

Подобное явление характерно не только для псевдомусульман России, но и части последователей других мировых религий, представленных на ее территории. Например, дискутирующий с некоторыми тезисами Русской Православной Церкви в области религиозного просвещения С.И.Муртузалиев в одной из своих работ пишет: «Справедливости ради заметим, что «показатель частоты посещаемости церкви» не является, безусловно, убедительным доводом для того, чтобы можно было навешивать ярлыки «верующий» или «неверующий». Однако, думаем, что численность таких «пассивных» мирян в дальнейшем не только возрастет, но многие из них вообще покинут лоно церкви»1. Интересны данные исламоведа К.М.Ханбабаева, характеризующие аналогичную ситуацию в дагестанской религиозной среде и указывающие на то, что степень религиозности здесь, особенно у молодежи, «имеет достаточно поверхностный и формальный характер»2.

Анализ религиозной обстановки, распространяемых в массовом порядке религиозных материалов свидетельствует о явной диспропорции в соотношении религиозного просвещения и религиозной пропаганды в пользу последней. В то же время следует иметь в виду, что прошло время, когда на волне ажиотажного спроса распространялись не только вдумчивые рассуждения представителей духовенства, представлявшие определенный просветительско-воспитательный интерес, но и отдельные религиозные произведения, явно сомнительного свойства, низкопробные переводы Корана на национальные языки народов России, субъективные и претенциозные комментарии по различным религиозным вопросам, в том числе и мусульманской обрядности, тенденциозные биографии Мухаммада,

1 Муртузалиев С.И. Мирная экспансия православного духовенства в системе светского образования и воспитания Российской Федерации.// Голос разума. Махачкала, 2003, № 1. С. 61-62.

2 Ханбабаев К.М. Духовный мир молодежи.// Проблемы поликультурного образования в Дагестане. Махачкала, 2002. С. 120-130. сфабрикованные и приписываемые пророку хадисы. Однако это не означает, что острота проблемы преодолена, и в обществе устоялось сбалансированное мнение в отношении к системе религиозного просвещения и религиозной пропаганды. Неуклонно растет число легальных и завуалированных исламских организаций, культовых сооружений, в то время, как в отдельных субъектах Российской Федерации, в частности в Республике Дагестан запрещена деятельность религиозных организаций, имеющих экстремистскую направленность. Отдельные исследователи считают, что опасность распространения религиозно-политического экстремизма исходит именно из того обстоятельства, что над массовым сознанием довлеет не истинное знание о вере, а мнение неопытных вероучителей, которые проповедуют исключительно субъективные представления о религии.

Например, исламовед М.В.Вагабов акцентирует внимание на том, что «процесс получения знаний об исламе не является компетенцией исключительно одних служителей мусульманского культа, на что они претендуют, существуют и другие пути исламского просвещения и приобретения достоверной информации в данной области»1. Другие ученые склонны считать, что любые дискуссии между атеистами и верующими не дадут полезного результата, а играют лишь на руку «ваххабитам, политизирующим и эксплуатирующим ислам в целях наживы и насильственного захвата власти»2.

Более избирательное и вдумчивое отношение к материалам на религиозную тематику определилось после 1999 г., когда против Российской Федерации на территории Республики Дагестан была совершена агрессия международных тероористов и религиозно-политических экстремистов. Но это вовсе не означает, что просветительско-воспитательная работа стала проводиться более полно и эффективно. В настоящее время сохраняется тенденция превалирования религиозной пропаганды над религиозным

1 Вагабов М.В. Дагестанскому нсламоведению - научную основу.// Кавказ и Дагестан. Сборник научных материалов. Махачкала, 2003. Т. П. С.56.

2 Асиятилов С.Х. Ислам и террор несовместимы. Махачкала, 2002. С. 112-113. просвещением. Более того, пропаганда достаточно успешно ведется в культовых учреждениях, а также в различных религиозных учебных заведениях, где светским дисциплинам, научному религиоведению место не отводится, а уровень преподавания богословия оставляет желать лучшего. Имеющиеся в распоряжении общества и государства достаточные возможности, в том числе и научные, не в полной мере используются для реализации миротворческого и воспитательного потенциала религии, поддерживаемых ею общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Вопреки мнению отдельных исследователей, отрицающих позитивность каких-либо дискуссий на религиозную тематику, существует много способов организовать религиозное просвещение с применением комплекса новых приемов и методов, способствующих процессам консолидации общества, сохранению мира и стабильности. Решению этих задач могут способствовать и материалы настоящей диссертации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ризванов, Максим Ризванович, 2005 год

1. Авшалумова Л.Х., Вагабов М.В. Курс лекций по истории религий. Махачкала, 1995.

2. Авшалумова Л.Х. Религия и духовная культура. Махачкала, 2000.

3. Агаев А.Г. Философия совести. Махачкала, 1995.

4. Агрономов А.И. Джихад. «Священная война» мухаммедан. М., 2002.

5. Арухов З.С. Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества. Махачкала, 2002.

6. Ал-Аскалани ибн Хаджар. Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право. Пер. с араб, и комм. Э.Р.Кулиева. М., 2003.

7. Ал-Баша А.Р. Истории о сподвижниках пророка. М., 2002.

8. Ал-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. Пер. с араб., исслед. и коммент. В.В.Наумкина. М., 1980.

9. Ал-Куфи Абу Йусуф. Китаб ал-харадж. Пер. с араб. А.Э.Шмидта. СПб., 2001.

10. Ан-Навави Мухйи-д-дин. Сады праведных. Пер. с араб., примеч. и указ. В.М.Нишра. М., 2002.

11. Асиятилов С.Х. Ислам и террор несовместимы. Махачкала, 2002.

12. Ас-Суйути Джалал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. Пер. с араб. Д.В.Фролова. М., 2000.

13. Аш-Шахрастани Мухаммад ибн Абд ал-Карим. Книга о религиях и сектах. Пер. с араб., введ. и коммент. С.М.Прозорова. М., 1988.

14. Н.Баранов Х.К. Арабско-русский словарь современного литературного языка. М.-Л., 1946.

15. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. Соч., т. VI. М., 1966.

16. Библия: Книги Священного Писания и Нового Завета. М., 1995.

17. Бойко К.А. Арабская историческая литература в Египте (VII-IX вв.). М., 1983.

18. Болыпаков О.Г. История халифата. 1. Ислам в Аравии (570-633). М., 1989.

19. Босворт К. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. Пер. с англ. И примеч. П.А.Грязневича. М., 1971.

20. Вагабов М.В. Дагестанскому исламоведению — научную основу. Кавказ и Дагестан. Сборник научных материалов. Махачкала, 2003. Т. II.

21. Вагабов М.В. Феномен Мухаммада — родоначальника ислама.// Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Северокавказская научно-практическая конференция 15 октября 2003 г. Махачкала, 2004.

22. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М., 1988.

23. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: история и современность. Махачкала, 2002.

24. Ирвинг В. Жизнь Магомета. Махачкала, 1991.

25. Гараджа В.И. Богословская мистификация социальной революции. М., 1974.

26. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет в 2-х томах. Т. 1. М., 1970.

27. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в 2-х томах. Т. 2. М., 1977.

28. Гибб Х.А. Арабская литература. Классический период. Пер. А.Б.Халидова и П.А.Грязневича. М., 1960.

29. Гольбах П. Галерея святых. М., 1962.

30. Гольдциер И. Лекции об исламе. Пер. с нем. А.Н.Черновой. СПб., 1912.

31. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. Статьи разных лет. М., 1981.

32. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Пер. с англ. И.Дижура. М., 1988.

33. Грязневич П.А. Аравия и арабы (к истории термина ал-'араб).// ПППИКВ. XII годичная научная сессия JIO ИВАН СССР (Краткие сообщения). М., 1977.

34. Грязневич П.А. Новые материалы по истории и культуре древней Южной Аравии.// Палестинский сборник. M.-JL, 1978, т. 26.

35. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. Пер. с араб. Н.Гайнуллина. М., 2002.

36. Ибрахим Т.К., Ефремова Н. Мусульманская священная история. От Адама до Иисуса. Рассказы Корана о посланниках Божиих. М., 1996.

37. Иллюстрированная история религий. В 2-х тт. Под ред. проф. Д.П.Шантепи де ля Соссей. М., 1992.

38. Ислам. Историографические очерки. Под общ. Ред. С.М.Прозорова. М., 1991.

39. Ислам: религия, общество, государство. Отв. ред. П.А.Грязневич и С.М. Прозоров. М., 1984.

40. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

41. Кант И. Лекции по этике.// Этическая мысль. М. 1988.

42. Классический ислам: традиционные науки и философия. Сборник статей. М., 1988.

43. Климович Л.И. Существовал ли Мохаммед.// «Воинствующий атеизм», 1931, №2-3.

44. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986.

45. Кобищанов Ю.М. Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире. М., 1980.

46. Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами. М., 1982.

47. Коран. Пер. И.Ю.Крачковского. М., 1963.

48. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Т. 1-6. М.-Л., 1955-1960.

49. Куроедов Б.А. Светское государство и церковь. М., 1976.

50. Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод.// Философские проблемы исторической науки. М., 1969.

51. Лундин А.Г. «Дочери Бога» в южноарабских надписях и в Коране.// Вестник древней истории. М., 1975, № 2.

52. Лундин А.Г. Основные этапы древнейшей истории Аравии.// ПППИКВ. XII годичная научная сессия ЛО ИВАН СССР. (Краткие сообщения). М., 1971.

53. Лундин А.Г. Государства Аравии IV-VI вв. и социальные корни ислама.// Бартольдовские чтения 1982 г.: Тезисы докладов. М., 1982.

54. Марков Г.Е. Кочевники Азии. М., 1976.

55. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1973.

56. Мчедлов М.П. Религия и современность. М., 1982.

57. Мубаракфури С.Р. Жизнь Пророка. СПб., 2003.

58. Муртузалиев С.И. Мирная экспансия православного духовенства в системе светского образования и воспитания Российской Федерации.// Голос разума. Махачкала, 2003, № 1.

59. Муслимов С.Ш. Когда на факты и аргументы отвечают лишь эмоциями.//Голос разума. Махачкала, 2002, № 1.

60. Мюллер Ф.М. Введение в науку о религии. Пер. с англ. Е.Элбакян. М., 2002.

61. Негря Л.В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V-VII вв. М., 1981.

62. Опарин А.А. История рабства. Археологическое исследование книги Откровение. Харьков, 2003.

63. Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982.

64. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. Л., 1966.

65. Пигулевская Н.В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.-Л., 1964.

66. Пиотровский М.Б. Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины.// Ислам в истории народов Востока. М., 1981.

67. Пиотровский М.Б. «Поход слона» на Мекку (Коран и историческая действительность).//Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

68. Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье. М., 1985.

69. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

70. Платонов К.К. Психология религии. М., 1976.

71. Прозоров С.М. Арабская историческая литература в Иране, Ираке и Средней Азии в VII середине X в. М., 1980.

72. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004.

73. Ризванов М.Р. Пророк Мухаммад. Западноевропейские тексты и комментарии к ним. Махачкала, 2004.

74. Ризванов М.Р. Этикет в Коране: эволюция понятий «щедрости» и «скупости».// Кавказ и Дагестан. Сборник научных материалов. Т. II. Махачкала, 2003.

75. Ризванов М.Р. Из опыта реконструкции малоизвестных эпизодов биографии Мухаммада.// Кавказ и Дагестан. Сборник научных материалов. Т. III. Махачкала, 2003.

76. Ризванов М.Р. К вопросу о личности Мухаммада в процессе зарождения исламской школы правовой мысли.// Кавказ и Дагестан. Сборник научных материалов. T.IV. Махачкала, 2003.

77. Спиноза Б. Философско-политический трактат. М., 1935.

78. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока. М., 1975.

79. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М., 1973.

80. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

81. Филыптинский И.М. Арабская литература VIII-IX веков. М., 1978.

82. Форвард М. Мухаммад. Краткая биография. Пер. с англ. А.Гарькавого. М., 2002.

83. Фрилинг Р. Христианство и ислам. Пер. с нем. А.Прокопьева. М., 1997.

84. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. Пер. с нем. М., 1993.

85. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1986.

86. Ханбабаев К.М. Исламская интеллигенция Дагестана.// Голос разума. Махачкала, 2003, № 1.

87. Ханбабаев К.М. Духовный мир молодежи.// Проблемы поликультурного образования в Дагестане. Махачкала, 2002.

88. Хрестоматия по исламу. Сост. С.М.Прозоров. М., 1994.

89. Хрестоматия по социологии религии. Ч. 2. М., 1994.

90. Шидфар Б.Я. Образная система арабской классической литературы (VI-XII вв.). М., 1974.

91. Шифман И.Ш. Набатейское государство и его культура. М., 1976.

92. Шифман И.Ш. О некоторых установлениях раннего ислама. //Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

93. Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979.

94. Ярлыкапов А. Проблемы возрождения исламского образования на Северном Кавказе.// Центральная Азия и Кавказ. Lulea, Sweden, № 1 (25).

95. Ahmed A. Living Islam. L., 1993.

96. Andrae T. Mohammed, the Man and His Faith. N.Y., 1960.

97. Arberry A.J. Revelation and Reason in Islam. L., 1957.

98. Bodley R.V. The Messenger: The Life of Mahommed. Greenwood Press, Wesport, USA, 1969.

99. Burton J. The Collection of the Quran. Cambridge, Cambridge University1. Press, 1977.

100. Cragg K. The Call of the Minaret. Oxford, 1956.102 .Crone P. Meccan Trade and the Rise of Islam. Princeton, Princeton1. University Press, 1987.

101. ЮЗ.Сгопе P., Cook M. Hagarism. Cambridge, Cambridge University Press, 1977.

102. Cook M. Muhammad. Oxford, Oxford University Press, 1983.

103. Forward M. Ultimate Visions. Oxford, Oneworld, 1995.

104. Endres G. An Introduction to Islam. Edinburgh, Edinburgh University Press, 1988.

105. Gibb H.A. Mohammedanism: An Historical Survey. N.Y., 1962.

106. Glubb J.B. The Life and Times of Muhammad. L., 1979.

107. Guillaume A. New Light on the Life of Muhammad. Manchester University Press, Manchester, 1960.1 lO.Lings M. Muhammad. L., 1983.

108. Materials for the History of the Text of the Quran. The Old Codices. Ed. by A.Jeffery. Leiden, 1937.

109. Majlisi A.M. The Life and Religion of Muhammad. San-Antonio. USA. 1982.

110. Margoliouth D.S. Mohammed and the Rise of Islam. AMS Press, New York, USA. 1978.

111. Mernissi F. Women and Islam: An Historical and Theological Enquiry. Trans. M.J.Lakeland. Oxford, 1991.115,Orlandi E. The Life and Times of Mohammed. L., 1968.

112. Rahman A. Muhammad: Blessing to Mankid. L., 1979.

113. Rahman F. Major Themes of the Quran. Minneapolis, Bibliotheca Islamica, 1989.

114. Rippin A. Muslims: Their Religious Beliefs and Practices. Volume I, The Formative Period. L., 1990.

115. Rodinson M. Muhammad. Trans. A.Carter. L., Penguin, 1996. 120.Said E. Orientalism. L., 1985.

116. Schacht J. The Origins of Muhammadan Jurisprudens. Oxford, 1950. 122.Schimmel A. And Muhammad Is His Messenger. The University of North Carolina Press, USA. 1985.

117. Summarised Sahih al-Bukhari. Trans, by Muhsin Khan M. Dar-us-Salam Publication, Riyadh, 1996.

118. Tritton A.S. Islam. L., 1957.

119. Watt W.M. Muhammad at Mecca. L., 1953.

120. Watt W.M. Muhammad at Medina. L., 1956.

121. Watt W.M. Muhammad, Prophet and Statesman. L., 1961.

122. Watt W.M. A Short History of Islam. Oxford, Oneworld, 1996.

123. Wensinck A.J. The Muslim Creed, Its Genesis and Historical Development. L., 1965.

124. Wessel A. A Modern Arabic Biography of Muhammad. Leiden, 1972. 131 .Zafrulla Khan M. Muhammad: Seal of Prophets. L., 1980.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.