Мусульманские общины в государствах Западной Европы в 1990-е гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Соболев, Владислав Георгиевич

  • Соболев, Владислав Георгиевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 182
Соболев, Владислав Георгиевич. Мусульманские общины в государствах Западной Европы в 1990-е гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Санкт-Петербург. 2004. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Соболев, Владислав Георгиевич

Введение

Глава 1. Становление и развитие мусульманских общин в государствах Западной Европьг

1.1 Формирование мусульманских общин в западноевропейских странах

1.2 Особенности и специфика мусульманских общин в отдельных западноевропейских странах

1.3 Стратегии интеграционной политики государств Западной Европы в отношении мусульман-иммигрантов в 1990-е гг.

Глава 2. Особенности ислама в Западной Европе: проблемы аккультурации мусульман в 1990-е гг.

2.1 Регламентация в исламе жизни и деятельности мусульман в немусульманских странах

2.2 Развитие религиозно-политических представлений мусульман и их трансформация в современной Западной Европе

2.3 Мусульманские инициативы и реакции европейских правительств: препятствия на пути к сближению

Глава 3. Политическое участие мусульман в общественной жизни Западной Европы

3.1 Влияние мусульманских общин на процесс принятия решений в отдельных странах ЕС

3.2 Общественно-политические и религиозные организации мусульман: традиционные связи и функции

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мусульманские общины в государствах Западной Европы в 1990-е гг.»

Вторая половина XX в. ознаменовалась в Европе стремительными процессами интеграции, в которых немалую роль играют проблемы адаптации национальных культур друг к другу и выработка общей европейской идентичности. Поиск новой общеевропейской идентичности осложняется мощным потоком иммигрантов в государства Западной Европы. Если до 1960—70-х г. столетия европейцы сталкивались в основном лишь с трудностями преодоления экономических, социальных и культурных различий между европейскими государствами, то к 1990-м гг. уже нельзя стало не считаться с прямым политическим и социальным влиянием выходцев из мусульманского мира на внутреннюю и внешнюю политику отдельных европейских стран, на процесс принятия решений в государствах Западной Европы.

Грань XX - XXI столетий ознаменовалась в Европе не только процессом стремительной интеграции, но и быстрым ростом общин иммигрантов. Если до середины минувшего 1 века Западная Европа представляла собой регион с преимущественно христианским населением, то к настоящему моменту ситуация изменилась: ислам — самая молодая мировая религия - демонстрирует бурный рост количества своих последователей не только на Ближнем Востоке, в Африке и Азии, но и в странах Европейского Союза (ЕС).

Отдельные случаи проникновение ислама на территорию Западной Европы происходили не раз. Однако попытки Арабского халифата через Пиренейский полуостров и Сицилию, Османской империи через Балканы привнести ислам на европейскую территорию не принесли заметного результата. Исламизации подверглись лишь некоторые южнославянские народы - боснийцы и частично болгары, а также большая часть албанцев. В Западной Европе ислам был представлен лишь некоторыми именитыми гостями и немногочисленной прислугой, завезенной из колоний, для которых во второй половине XIX века были построены первые «европейские» мечети.

Принципиально новая ситуация стала складываться после второй мировой войны. Правительства стран-победительниц предложили демобилизующимся воинам, набранным в колониях, поселиться в метрополиях. ФРГ, восполняя свои людские ресурсы, также открыла пункты по вербовке рабочих в странах Ближнего Востока. Франция импортировала рабочую силу преимущественно из стран Магриба - Алжира, Туниса, Марокко, Англия - из Пакистана и Индии, Германия - из Турции и некоторых стран Северной Африки.

Начиная с 1960-х годов, иммиграционная политика западноевропейских стран претерпела ряд изменений. Поток трудовых иммигрантов из стран мусульманского мира сменился потоком беженцев и политэмигрантов, которым предоставлялось политическое убежище.

Изменению роли мусульманских общин в Европе в немалой степени способствовали события 1970-х годов, из которых главными, пожалуй, являются резкий рост цен на нефть после 1973 года, а также исламская революция в Иране. Огромные доходы позволили нефтедобывающим мусульманским странам проявлять "исламскую солидарность" - материально поддерживать не только бедные мусульманские государства, но и проживающих на Западе единоверцев. Многочисленные международные организации, фонды, созданные при непосредственном участии крупнейших мусульманских экспортеров нефти — Саудовской Аравии и Ирана — стали оказывать все большее влияние на жизнь мусульман в европейских странах. Меньшую, но также важную роль, играл в распространении ислама в Европе демографический фактор, т.е. быстрый и опережающий европейский рост мусульманского населения.

Однако решение проблем интеграции мусульман в государствах Западной Европы важно не только для европейских стран. Сегодня на территории стран ЕС действуют самые различные по политической окраске, этническому и конфессиональному составу мусульманские общественные организации, издаются газеты на языках народов мусульманского мира. Причем важным условием существования таких организаций в Европе является и тот факт, что мусульмане пользуются здесь всеми основными правами и свободами человека, в том числе свободой слова и печати, свободой собраний и совести. Такая ситуация часто приводит к тому, что на европейской территории активно действуют и развиваются мусульманские организации и партии, деятельность которых запрещена по политическим или религиозным соображениям в самих мусульманских странах — на их исторической родине. Эти организации чаще всего придерживаются радикальной исламистской идеологии. Пользуясь широким спектром международных связей с мусульманскими общинами во всем мире, экономическими и финансовыми, возможностями мусульманские организации в Европе оказывают влияние на ситуацию не только в государствах ЕС, но и далеко за его пределами, в том числе и в России. Поэтому интеграция мусульман в европейских странах, взвешенный подход к мусульманским организациям в Европе оказываются важными для многих стран мира.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена сразу несколькими причинами. Во-первых, сегодня в государствах Западной Европы, по различным подсчетам, проживает от 15 до 20 миллионов мусульман. Хорошо известно, что когда количества^ инородной общины невелико в процентном отношении к населению страны проживания, иммигранты стараются усвоить местные обычаи и ассимилироваться. Но как только их число достигает определенной критической точки, они стремятся подчеркнуть свою культуру, самобытность и идентичность. Барьеры между коренным и пришлым населением начинают возрастать. Государства Европейского Союза столкнулись с проблемой, которая вообще не рассматривалась еще 30-40 лет назад, а в настоящий момент стала одной из ключевых и требует неотлагательного решения: проблемой аккультурации мусульманских общин в Европе.

Во-вторых, в настоящее время, существующие в государствах Западной Европы мусульманские общины и организации, часто получающие значительную финансовую поддержку из-за рубежа, играют существенную роль, как в экономике, так и в социальной и политической жизни европейских стран. В таких странах как Франция (около 4,5 млн. мусульман), Великобритания (около 3 млн. мусульман) и Германия (около 3,5 млн. мусульман), мусульмане способны в настоящий момент оказывать серьезное влияние на общественно-политические процессы. Они выступают с все более решительными требованиям признать их самобытность, сделать ислам частью общественной жизни европейских стран. Подчас сложные отношения могут складываться между самими европейскими мусульманами, например, между курдами и турками, между выходцами из разных арабских стран, представителями разных политические сил и религиозных направлений, что, в целом, создает дополнительную напряженность.

В-третьих, страны ЕС до сих пор не смогли выработать какого-либо единого подхода как к решению проблемы иммиграции вообще, так и к вопросам проживания на территории ЕС мусульманских общин в частности. Политика по отношению к мусульманам проводится на основе стратегии, выбранной данным государством ЕС. Однако национальные стратегии по отношению к мусульманам-иммигрантам в странах Евросоюза значительно отличаются, а иногда и противоречат друг другу, что существенно осложняет решение возникших проблем. В то же время, ни одна из стратегий интеграционной политики и политики по отношению к мусульманам в Европе, существующих сегодня в государствах ЕС, не удовлетворяет в полной мере ни нуждам европейских государствам, ни ожиданиям мусульман.

В-четвертых, мусульманское население Западной Европы, его этнический, конфессиональный и политический состав стали предметом серьезных научных исследований лишь в последние 10-15 лет. Необходимость глубокого изучения выбранной нами проблематики - одно из важных условий как выбора оптимальных национальных стратегий в европейских странах по отношению к мусульманам, так и успешного решения проблем мусульманских общин в Европе в целом.

Акцент на политическом и религиозном аспекте проблемы, который сделан в диссертационном исследовании, обусловлен следующими причинами. Можно обозначить целый ряд вопросов, возникший с ростом и увеличением влияния мусульманских общин в государствах ЕС. В первую очередь это проблемы аккультурации мусульман в европейское сообщество. Эти проблемы, в первую очередь, связаны с различиями в культурных стереотипах, политической культуре, религиозных и правовых установках в мире ислама и в странах ЕС.

Второй комплекс проблем представляют вопросы политического участия мусульман в жизни государств ЕС, то есть проблемы, возникшие при создании и деятельности мусульманских организаций в станах ЕС, выражающие часто не только интересы самих мусульманских иммигрантов, но и тех или иных политических и религиозных сил исторической родины, международных мусульманских организаций. К этому комплексу можно отнести и проблему террористической угрозы, исходящей от отдельных мусульманских организаций или партий.

Социальные и экономические проблемы, связанные с мусульманским присутствием в Европе, составляют, возможно, третий и четвертый комплексы. Однако, на наш взгляд, такие существенные бытовые проблемы как безработица, воспитание детей и образование мусульман в Западной Европе, семейные отношения, питание мусульманских учащихся в школах, мусульманские вклады в европейских банках тесно связаны и вытекают из общих проблем религиозного характера, проблем аккультурации. Эти проблемы, безусловно, заслуживают отдельного рассмотрения, однако имеют, на наш взгляд, подчиненный характер по отношению к первому и второму комплексу.

Хронологические рамки - 1990-е гг. - исследования обусловлены следующими соображениями. Во-первых, 1991 г., год распада СССР, обозначил принципиально новый этап в развитии системы международных отношений. Многие старые угрозы безопасности, существовавшие в период холодной войны, все больше стали отходить на второй план, но в то же время некоторые проблемы обострились. Одной из важнейших среди современных угроз безопасности являются этнические и религиозные конфликты, проявившиеся в 1990-е гг. в полной мере на Европейском континенте. Во-вторых, в 1990-е гг. новые черты приобретает мусульманская иммиграция в Западную Европу: иммигрантами из мусульманских стран становятся не только, и даже не столько наемные рабочие, сколько беженцы, ищущие политического убежища. Это, в свою очередь, зачастую приводит к изменению взаимоотношений между мусульманским меньшинством и европейским большинством. Само количество мусульман в Западной Европе к 1990-м гг. становится столь значительно, что заставляет считаться с ними при принятии целого ряда решений. Неслучайно, именно на 1990-е гг. приходится целый ряд крупных взаимных инициатив европейских правительств и мусульманских общин, которых не наблюдалось в предыдущие годы.

Объектом исследования являются общины мусульман-иммигрантов в Западной Европе, численность которых стремительно увеличивалась во второй половине XX века, а к 1990-м гг. достигла уровня, ставящего перед европейским сообществом со всей остротой проблему интеграции мусульман в европейскую политическую культуру и социальные структуры.

Предметом исследования являются: способы взаимодействия между мусульманским иммигрантским меньшинством и европейским большинством, механизмы и степень вовлеченности мусульман в общественно-политическую жизнь западноевропейских стран в 1990-е гг., интеграционная политика европейских стран по отношению к иммигрантам-мусульманам, а также причины и факторы, обусловливающие данное взаимодействие.

Цель работы — проанализировав положения мусульман в государствах Западной Европы, определить механизмы, закономерности и степень вовлеченности мусульман в европейский социальный и политический процесс к началу XXI века, раскрыть роль ислама и (или) политических взглядов мусульман в общественной жизни современной Европы, показать реальную значимость мусульманского компонента во внутренней и внешней политике стран Западной Европы.

Сформулированная цель конкретизируется в ряде следующих основных задач:

• Определить основные предпосылки и исторические условия формирования мусульманских общин на территории Западной Европы;

• Провести сравнительный анализ находящихся в западноевропейских государствах мусульманских общин, рассмотреть их этнические и конфессиональные особенности и условия проживания в отдельных странах;

• Дать типологию и проанализировать интеграционные стратегии основных государств Западной Европы по отношению к мусульманским общинам, сложившиеся в 1990-е гг., выявив значение этих стратегий, как для мусульманских общин, так и для западноевропейского сообщества;

• Классифицировать различные идентичности, возникающие у мусульман в условиях проживания среди европейского большинства, определив степень готовности (неготовности) к интеграции в западноевропейское сообщество;

• Выявить, какие именно политические силы (партии и движения) наиболее широко представлены на Европейском континенте в лице мусульман, из каких религиозных и идеологических соображений исходят мусульмане Европы при формировании своих отношений с европейским большинством, поддержкой каких международных и региональных мусульманских организаций (государств) пользуются.

• Оценить результаты развития мусульманских общин на территории Западной Европы к началу XXI в.

Источниковая база по проблематике диссертации весьма разнообразна. Первую группу источников представляют собой конституции стран Западной Европы, а также законы, регулирующие вопросы приобретения и перемены гражданства, режим иммиграции и приобретения политического убежища, положение церквей и конфессий, документы и декларации, касающиеся прав человека и гражданина, принятые в западноевропейских странах.

Ко второй группе источников можно отнести речи, выступления и публикации ведущих европейских и мусульманских политических деятелей, лидеров общественных и международных организаций, видных философов, публицистов. При чем, здесь речь идет и о непосредственно затрагивающих положение мусульман в европейских странах работах и высказываниях, и об авторах, способных оказывать заметное влияние на формирование общественного мнения вокруг европейско-мусульманской (христианско-мусульманской) проблематики.

Третью группу источников составляют документы, декларации и решения, принятые общественными мусульманскими организациями в государствах Западной Европы и инициативы европейских правительств по отношению к ним.

Четвертая группа источников - это регулярно публикуемые отчеты статистических служб европейских стран о количестве иностранных граждан, проживающих в Западной Европе, о количестве занятых в той или иной отрасли хозяйства. В отдельных случаях существуют и приблизительные данные по количеству адептов той или иной конфессии конкретной европейской страны.

Пятая группа источников - это материалы и сообщения периодической печати на русском и иностранных языках. К исследованию привлечены такие отечественные периодические издания как «Независимая газета», «За рубежом», «Международная жизнь», «Азия и Африка сегодня», «Вопросы истории». Из иностранной периодики в диссертационном исследовании использованы «The Economist», «The Financial Times», «Survival», «Islam and Christian-Muslim Relations», «IS1M Newsletter», «Journal of Muslim Minority Affairs» (на английском языке); «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «Siiddeutsche Zeitung», «FOCUS», «Islamische Zeitung», «Orient» (на немецком языке); «Le Monde», «Le Monde Diplomatique», «Arabies» (на французском языке); «аль-Хайат», «аш-Шарк аль-Аусат», «Ад-Даава» (на арабском языке).

Кроме того, к исследованию были широко привлечены электронные ресурсы системы Интернет. К ним следует отнести электронные версии документов, отчетов о конференциях на сайтах ведущих научных и исследовательских центров, информационные материалы различных мусульманских организаций и объединений в Европе, сайты отдельных мечетей на территории европейских государств, другие электронные базы данных, находящиеся на официальных серверах государств Западной Европы.

В отечественной и зарубежной исторической науке проблемам взаимоотношения мусульманского мира и Запада, в том числе Западной Европы, посвящены многочисленные исследования, которые охватывают практически весь период существования ислама. На наш взгляд, для проведения предлагаемого исследования необходимо знакомство не только с работами и статьями, непосредственно посвященными выбранной теме, и даже не только с работами современных социологов, политологов и исламоведов, в которых затрагиваются проблемы трудовых ми фаций, этнических меньшинств в странах Запада. Внимания заслуживают общие работы по истории ислама, мусульманских стран (особенно их контактов с Западом). Можно назвать исследования таких ученых как В.В. Бартольд, А.Е. Крымский, X. Гибб, Г.Э. фон Грюнебаум, К.Э. Босворт, И. Гольдциер, У. Монтгомери Уотт, Н.В. Пигулевская, И.П. Петрушевский, ставшие сегодня классическими в исламоведении,1 а также работы известных современных исследователей, например, С.М. Прозорова, А.А. Хисматулина, С.Д. Гойтейна, А. Лауста, О.Г. Большакова, М.Б. Пиотровского, Б. Льюиса, Дж. л

Эспозито, А.А. Игнатенко, М.А. Родионова, и др.

С другой стороны, помимо классической востоковедческой литературы, необходимым, на наш взгляд, является также привлечение к исследованию современных работ социологов и политологов, посвященных проблемам кросс-культурной и этнической психологии, этнических меньшинств и диаспор, мультикультурализма и национализма. Данная проблематика до сих пор мало разработана в трудах отечественных исследователей, в то время как за рубежом стала объектом тщательного изучения уже с 60-х годов минувшего столетия, что позволило выработать на Западе к настоящему моменту несколько самостоятельных социологических и политологических подходов к указанным проблемам. Хотелось бы выделить основные современные работы, касающиеся теории; данных научных дисциплин. Так, проблемам психологии этнических миграций и последствий межкультурных контактов, этнопсихологии посвящены работы таких исследователей как А. Фарнхем, С. Бочнер, Дж. Берри, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко и др3. Вопросам теории национализма, государства-нации и этничности посвящены труды Э. Хобсбаума, А, Гидденса, Э. Геллнера, Т.

1 Особо можно выделить работы, которые имеют важное значение при исследовании выбранной проблемы: Бартольд В.В. Халиф и султан. Пг., 1912. Его же: Панисламизм. Пг., 1914; Монтгомери Уотт У. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976; Грюнебаум фон Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600 -1258). М., 1988; Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VI1-XV веках. Л., 1966.

2 Можно отметить такие крупные исследования как: Большаков О.Г. История Халифата. Т. 1-3. М., 1989 -1998; Goitein, S. D. A Mediterranean Society: The Jewish communities of the Arab world as portrayed in the documents of the Cairo Geniza. Los Angeles, 1970; Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М., 1988; Muslims in Europe. Ed. by Bernard Lewis and Dominique Schnapper. London, 1994.

3 См., напр.: Furnham A., Bochner S. Culture Shock: Psychological reactions to unfamiliar environments. London, 1986; Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Еникополов C.H. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993.

Наирна, Э.Д. Смита, Ф. Барта, А. Кохена, П. ван ден Берге, Р. Брубейкера и др.4 Наконец, теоретические проблемы национальных меньшинств, этнических групп и конфликтов раскрыты в работах Э. Бонакич, М. Хехтера, С. Олзак, Дж. Нагел, Ф. Нилсен, Д.Л. Хоровитц, Ф. Хекманна, Э. Дитриха, Т. Ханфа.5 Современные теории этничности и этнических конфликтов, возникновения государств-наций и феномена национализма, разработанные в исследованиях этих авторов, часто противоречат друг другу. Современная дискуссия и возникновение различных направлений в теории этничности и конфликтов обусловлены, во многом, критикой и развитием классических теорий нации: «экономической» теории К. Маркса и Ф. Энгельса, с одной стороны, и «культурологической», или «примордиальной», Э. Дюркгейма и М. Вебера, с другой.

Помимо указанных исследований общего и теоретического характера следует также выделить относительно большой корпус работ по проблемам миграций с Востока в Западную Европу. Миграциям и иммиграционной политике западноевропейских стран посвящены работы таких авторов как Г.И. Старченков, М. Болдуин-Эдварде, X. Хайнелт, Т. Хеммер, К. Хейлброннер, Ф. Хекманн, Д. Шнаппер, У. Херберт, и др.6 Отдельным аспектам средиземноморской политики западноевропейских стран и ЕС в целом уделяется внимание в работах Ковальского Н.А., Рахманинова Ю., Пархалиной Т.Г., Куприна А.И., И.Д. Комиренко, Р. Гинзберга, П. Бодена, Г. Розентал, Р. Алибони, Д. Пул, Р. Помфрет, М. А. Кебаили и др.7 Вопросы

4 Прежде всего, такие работы как: Л'обсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998; Ethnic Groups and boundaries. The Social Organization of Cultural Difference. Ed. by F. Barth. Oslo, 1969,- Smith, Anthony D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, 1986; Gellner, E. Nations and Nationalism. Oxford, 1983; Brubaker, R. Nationalism Reframed: Nationhood and the National Question in the New Europe. Cambridge, 1996.

5 Следует выделить: Olzak, S. The Dynamics of Ethnic Competition and Conflict. Stanford, 1992; Horowits, D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley CA., 1985; Heckmann, F. Ethnische Minderheiten, Volk und Nation Soziologie interethnischer Beziehungen. Stuttgart, 1992.

6 Напр., Старченков Г. И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. Вторая половина XX столетия. М., 1977; Schnapper, D. L'Europe des immigres, essai sur les politiques d'immigration, Paris, 1992; The politics of immigration in Western Europe / Ed. By M. Baldwin-Edwards and M. A. Schain. Ilford, Essex, 1994; Herbert, U. Geschichte der Auslanderpolitik in Deutschland: Saisonarbeiter, Zwangsarbeiter, Gastarbeiter, FlUchlinge. MUnchen, 2001.

7 Средиземноморская политика стран EC рассматривается в: Россия, Средиземноморье, Южная Европа. Отв. Ред. Ковальский Н.А. М., 1995; Пархалина Т.Г. Франция и Средиземноморье. М., 1987; Комиренко И.Д. Проблема эмиграции в алжиро-французских отношениях. Киев, 1975; Ковтунов А.Г. Проблемы интеграции иммиграции собственно из мусульманских стран рассматриваются в некоторых исследованиях Н.Г. Киреева,8 В.В. Кунакова,9 Г.И. Старченкова, Д. Шнаппер, Ф. Хекмана, X. Энтцингера, Б. Наука.

В последнее время начало появляться все больше публикаций в сборниках, статей в научных журналах и некоторых монографий посвященных проблемам пребывания мусульман в странах Европы. Большинство из них имеет общий, обзорный характер. В публикациях фиксируется ускоряющийся рост мусульманских общин, новые для Европы проблемы социального и бытового характера. К ним следует отнести работы некоторых уже названных авторов - Г.И. Старченкова, Д. Шнаппер, а также П.С. ван Конингсфелд, В.А.Р. Шадид, С. Балич и М. Аркуна (об общих проблемах ислама как религии в Европе).10 Более детальный анализ данной проблематики проводится в публикациях Ж. Кепель," О. Руа, А. Г. Харгрев12 и Б. Этьен, (о мусульманах во Франции), X. Энтцингера (о «нидерландских мусульманах»), П. Вербнер, М. Анвара и Дж. С. Нилсена (мусульманские общины в Великобритании),13 М.С. Абдуллаха, Э. Озкана14 и Б. Наука (о мусульманах в Германии).15 Особо можно выделить публикации и монографии Б. Тиби,16 профессора Геттингенского университета, работы которого посвящены как современному исламу вообще, так и мусульманским общинам в Европе, особенно в Германии. Он, вслед за имамом Парижской стран Магриба (80-е - середина 90-х). М., 1998; Franzmathes F. EuropSische Wirtschaft - Arabischer Markt. Okonomische Argumente filr den Dialog. Moglichkeiten und Grenzen einer erweiterten Kooperation. Diisseldorf, 1982; Puhl D. Die Mittelmeerpolitik der EG. Strukturschwachen des EG-Systems bei der Verwirklichung des Globalkonzepts. Koln, 1983; Kebaili MohandAkli, Die Mittelmeerpolitik der EG und der Nord-SUd-Konflikt am Beispiel der Beziehungen Algeriens zur EG., F.-am-M., 1988.

8 См. главу, посвященную туркам в современной Европе в кн.: Турция между Востоком и Западом. Итоги европеизации на исходе XX века. М., 2001, С. 295-304.

9 Кунаков В.В. Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции. М. 1999.

10 Political Participation and Identities of Muslims in non-Muslim States. Ed. By W.A.R. Shadid and P.S. van Koningsveld. Kampen, 1996; Balic, S. Islam fur Europa. Neue Perspektiven einer alten Religion. // K6lner VerOffentlichnungen zur Religionsgeschichte, Band 31. KCln, 2001.

11 Kepel, G. Les Banlieues de 1'lslam. Paris, 1987; Kepel, G. Allah im Westen. Die Demokratie und die islamische Herausforderung. Milnchen, 1996.

12 Hargreaves, A.G. Immigration, "race" and ethnicity in contemporary France. London, 1995.

13 Black and Ethnic Leadership in Britain. The cultural dimension of political actions. Ed. By P. Werbner and M. Anwar. London, 1991.

14 Ozcan, E. Tilrkische Immigrantenorganisationen in der Bundesrepublik Deutschland. Berlin, 1989.

15 Feinbild Islam. Hg. Von J. Hippler und A. Lueg. Hamburg, 1993.

16 Tibi, B. Europa ohne Identitat? Leitkultur oder Wertebeliebigkeit. MUnchen, 1998; Tibi, B. Der Islam in Deutschland, Muslime in Deutschland. Stuttgart, 2000. мечети Д. Бубакером и мусульманским исследователем М. Аркуном,17 является активным сторонником концепции «евроислама», одним из ее создателей.

К исследованию привлечены публикации в ведущих европейских и отечественных научных периодических изданиях. Иногда иную точку зрения, отличную от европейской, представляют также и статьи в периодических изданиях на арабском языке, которые также привлечены к исследованию.

В Европе недавно были основаны исследовательские институты, занимающиеся проблемами взаимодействия с исламом и мусульманами, в том числе и на территории европейских государств. Это, прежде всего, Центр ислама в Европе в университете города Гента в Бельгии (CIE), Международный институт изучения ислама в современном мире (ISIM) в Лейдене в Нидерландах, Центр изучения ислама и христианско-мусульманских отношений в Бирмингеме, Центр изучения, ислама в Уэльсском университете, Европейский Центр исследований миграции и межэтнических отношений в Утрехте (ERCOMER), Институт изучения миграций и межкультурных исследований (IMIS) при университете г. Оснабрюка. Кроме того, многочисленные исследовательские центры в европейских станах, чья деятельность связана с Ближним Востоком, объединены в Европейскую ассоциацию ближневосточных исследований (EUROMES).

В России на сегодняшний день не существует исследовательских центров, непосредственно занимающихся проблемами мусульман в немусульманских странах. Однако исследования отдельных аспектов данной проблематики ведутся в таких научных центрах России как Институт востоковедения РАН, Институт изучения Израиля и Ближнего Востока,

17 См.: Islam, Demokratie, Moderne. Aktuele Antworten arabischer Deriker. Hrsg. Von E. Heller und H. Mosbahi. MUnchen, 2001.

Центр цивилизационных и региональных исследований РАН, Институт этнологии и антропологии РАН, Институт Европы РАН.

Методологическую основу исследования составляет проблемный подход на основе исторической концепции М. Вебера и некоторых положений французской школы «Анналов». В центре исследования оказывается не столько повествовательное изображение событий в хронологическом порядке, сколько попытка каузального объяснение тех исторических фактов, которые имеют принципиальное «всеобщее» значение. По всей видимости, ни нарративно-повествовательная политическая история, ни социально-структурная история, ни культурно-историческая антропология порознь не в состоянии понять прошлое. Они могут сделать это только вместе, ибо каждая из них понимает и объясняет лишь свою часть, свой сегмент. Поэтому целесообразным представляется привлечение к исследованию не только методов исторической науки, но и концепций таких современных направлений научных исследований как этнопсихология, этнополитология, социология межэтнических отношений, конфликтология.

Сам характер данной работы, в которой рассматриваются мусульманские общины, различные по своему этническому и конфессиональному происхождению, по своей структуре, предполагает главным методом исследования сравнительный анализ. Однако помимо него используется также и другие методы исторического исследования. В первой главе, при рассмотрении истории формирования мусульманских общин в Европе и развития иммиграционных политик европейских стран, используется метод ретроспекции, позволяющий проследить, как конкретно-исторически развивалось положение мусульман в Западной Европе, каковы го основные тенденции в развитии иммиграционных политики стран ЕС, как история взаимоотношений второй половины XX века европейцев и мусульманского меньшинства на их территории сказывается на современной ситуации. Кроме того, используются метод аналогии, а при сопоставлении некоторых данных, прежде всего о количестве проживающих мусульман и числе организаций, статистический метод. При рассмотрении взаимоотношений мусульманской общины как этноконфессионального меньшинства с европейским большинством используется социально-психологический метод, ориентированный на изучение зависимости политического поведения индивидов от их включенности в социальные группы и различных параметров последних.

Научная новизна предлагаемой работы заключается в том, что, практически, впервые в отечественной научной литературе предпринята попытка комплексного сравнительного анализа положения мусульман в Западной Европе, их состава и политических взглядов. Кроме того, недостаток изучения выбранной проблематики существует сегодня и за рубежом, где, в большинстве случаев, исследование сосредотачивается на проблемах какой-либо одной из европейских стран, либо сравниваются лишь подходы и стратегии их иммиграционной политики. Проблемам политического участия мусульман в процессе принятия решений в западноевропейских государствах до сих пор уделялось мало внимания, не всегда полно выражена роль ислама как религии, а в особенности роль различных направлений в исламе и политической мысли мусульманского Востока, которые во всей своей пестроте представлены в современной Европе. Некоторые из привлеченных к исследованию источников впервые вводятся в научный оборот.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в работе положения и проведенные классификации развивают и дополняют разделы исторической науки, в которых исследуются проблемы межэтнических отношений, межкультурных коммуникаций, роль «чужих» во внутренней жизни государств. Исследуемые в диссертации проблемы определяют теоретически важный аспект интеграции различных отраслей знания об обществе и человеке, необходимый при подобного рода исследованиях.

Что касается практической значимости работы, то ее результаты представляют собой определенный научный итог, который может быть использован в дальнейшем при исследовании социальных, политических и экономических проблем иммиграции вообще и ситуации в современной Европе в частности. Полученные в диссертации выводы могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов лекций по Новейшей истории и истории международных отношений, а также при проведении политического и экономического анализа региона. Отдельные положения и выводы диссертации можно применить при принятии конкретных политических решений, выработке внешне- и внутриполитических стратегий.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Соболев, Владислав Георгиевич

Заключение

На современное положение мусульман в отдельных европейских странах серьезное влияние оказывает историческое прошлое. Речь, прежде всего, идет о колониальной и империалистической политике таких стран как, например, Англия и Франция, которая не только сама по себе стала одной из причин миграций с мусульманского востока в западноевропейские страны во второй половине XX в., но и во многом определила этнический состав мусульман в этих странах, отношение к мусульманам европейского большинства и, наоборот, собственное позиционирование мусульманской общины в этих странах. Различия в методах колониальной политики европейских стран также продолжают оказывать влияние на современную ситуацию, в частности на выбор стратегии иммиграционной политики.

Можно сказать, что страны ЕС исходят из общих принципов в вопросах предоставления политического убежища, помощи беженцам, однако какой-либо общей и скоординированной иммиграционной политики ЕС в целом пока не существует. Иммиграционные политики ведущих европейских стран можно разделить на три основные модели. 1) Модель сепарации мусульман в обществе, т.е. фактическое игнорирование их присутствия, отношение к появлению ислама в стране как к временному явлению и ограничение или недопущение (в отдельных случаях) их участия в общественно-политической жизни (Германия, Австрия), изолирование мусульман внутри страны. 2) Модель ассимиляции, при которой этнические и религиозные особенности мусульман также игнорируются, но при этом общество оказывается заинтересованным, как можно быстрее превратить мусульман в граждан своей страны, заставить их усвоить культурные и политические европейские ценности (Франция). 3) модель интеграции или мультикультурализма, из которой исходят Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция. Эти страны пытаются, с той или иной долей успеха, включить культуру мусульман в социальную систему своей страны, давая им равные с представителями других культур возможности участия во всех сферах общественной жизни.

Каждая из указанных систем имеет как свои достоинства, так и недостатки. Так, например, модель мультикультурализма или интеграции, о которой часто говорят как об оптимальной модели и которая особенно популярная в настоящий момент, хорошо показывает себя в тех случаях, когда соединяющиеся в единый общественный организм культуры достаточно близки друг другу. Примером такой успешной интеграции может служить сам Европейский Союз, однако и в рамках этой организации существуют весьма существенные трудности, связанные с преодолением межкультурных и межнациональных противоречий. Можно утверждать, что ислам и мусульманские ценности значительно сильнее противоречат западноевропейским ценностям, нежели национальные европейские культуры друг другу. В связи с этим, фактической интеграции мусульман в Великобритании, Нидерландах и некоторых других странах ЕС не происходит. Она будет возможна только при очень значительном пересмотре либо европейских социальных институтов (включая роль религии, систему образования, семейное право, и даже способы политического управления), либо существенную реформацию ислама и приспособление его к условиям новой Европы. Причем, последнее будет обозначать, фактически, возникновение если не новой религии, то, во всяком случае, направление в исламе, которое будет существенно отступать от требований Корана и Сунны. Осознавая это, ряд европейских государств пытается в настоящий момент пересмотреть условия существования мусульман на своей территории, однако пересмотр сводится, главным образом, к простым уступкам мусульманским общинам в частных вопросах, при этом общая стратегия не меняется, а комплекс проблем становится все больше.

У мусульман, населяющих государства ЕС, в настоящий момент существует несколько уровней идентичности. Во-первых, это самоидентификация по этнической принадлежности (араб, бербер, турок, курд) или языку. В этом случае идентификация может происходить и по субэтническому или региональному признаку, например, араб Магриба, араб Машрика, афганский таджик, афганский пуштун и т. д. Во-вторых, идентичность на религиозной основе, при которой возможна вариативность на основе того или иного течения или правового толка в исламе. В-третьих, идентичность по паспорту, т.е. на основе гражданства или подданства. Третий: вид идентификации является на сегодняшний день самым популярным среди мусульман, проживающих в европейских странах, однако при анализе деятельности мусульман, принципов, на основе которых они пытаются выстраивать свои отношения с европейским большинством необходимо учитывать все три уровня мусульманской идентичности в Европе. Более того, ни один из уровней идентичности не является абсолютно доминирующим. Мусульманин, проживающий в Европе, часто оказывается маргиналом, т.е. в виду сразу нескольких возможных самоидентификаций, он не может выбрать ни одной (или постоянно меняет их, что, в сущности, одно и то же). В этом случае и возникает стремление найти новую идентичность, которая и отражала бы актуальные психологические и социальные запросы. На этом этапе важную роль начинают играть не только религиозные и * этнические симпатии, но и политические предпочтения. Радикальный исламизм, в настоящее время хорошо представленный в Европе, — одна из возможных новых идентификаций, привлекает в этой связи все больше сторонников в среде выросшего второго и подрастающего третьего поколения европейских мусульман.

Мусульманская теология и юриспруденция (фикх) еще со средневековья достаточно четко регламентировала жизнь мусульман и мусульманской общины в немусульманской среде. Она не указывала на необходимость интеграции, а тем более ассимиляции в немусульманском обществе или государстве. В настоящий момент можно выделить две крайние концепции, бытующие в мусульманской европейской среде, которые пытаются установить принципы проживания мусульман в странах Запада.

При этом обе (и небезосновательно) апеллируют к основам веры — Корану и Сунне. Первая из них, исходит из того, что мусульманскую иммиграцию следует рассматривать как инструмент дальнейшего распространения ислама. Проще говоря, согласно данной концепции, нужно исламизировать Запад, хотя в методах и средствах осуществления этого процесса ее представители могут расходиться (от создания простого численного превосходства путем роста рождаемости среди мусульман до вооруженной борьбы с Западом и терроризма). Радикальные представители данного направления отвергают саму идею демократии как чужеродную теорию и практику, несовместимую с мусульманскими ценностями, активно борются с любыми светскими режимами. Умеренные полагают, что насилие непродуктивно и лишь затрудняет исламизацию общества, поскольку укрепляет стереотипы, изображающие исламистов фанатиками, преступниками, что развязывает руки правящему режиму и оправдывает возможные репрессии. Они предпочитают другие методы: проповедь ислама на индивидуальном уровне, создание исламских экономических институтов, давление на правительство, упорная работа по укреплению своего влияния в различных структурах общества, участие в политических акциях и в выборах. Вторая концепция предполагает реформировать сам ислам в новых для него западноевропейских условиях. Сама идея не нова и восходит к: идеям модернизировать ислам конца XIX - начала XX в., когда почти параллельно на Ближнем Востоке (Турция, Египет, Ливан) и в России в татарской мусульманской среде возникают идеи приспособить ислам к современным условиям жизни (джадидизм). Однако современная идея создания так называемого евроислама, активным сторонником которой является профессор Гетингенского университета Б. Тиби, фактически создание некой новой религии, настолько сильны ее уступки Западу. Возможно, евроислам и мог бы стать искомой идентичностью для мусульман, желающих интегрироваться в европейское сообщество, однако среди европейских мусульман популярности он не получает в силу вышеназванных факторов: слишком далек он от ислама классического. Популярными же остаются взгляды умеренных исламистов, как и в большинстве стран мусульманского Востока. В последнее время нельзя не отметить возрастающий интерес европейских мусульманских общин и к радикальному исламизму, так как умеренный исламизм часто не позволяет европейским мусульманам обрести искомую твердую идеологическую основу своих действий. Однако более всего умеренный исламизм разочаровывает своей пассивностью и тщетностью усилий ввиду игнорирования его европейскими властями.

В странах Европейского Союза существуют сегодня несколько сотен мусульманских организаций, которые достаточно сложно подсчитать, так как период существования некоторых оказывается очень недолгим, меняются названия и лидеры, цели и задачи, штаб-квартиры. Именно они и является: главным механизмом, инструментом мусульманского влияния, в том числе политического, в странах ЕС. Во всяком случае, их не менее 200 на 1996 год по данным исследовательского центра иммиграции в Утрехте

1 Й7

ERCOMER) . Мусульманские организации в Европе могут быть образованы и по этническому, и по религиозному принципу. В их число входят и локальные иммигрантские организации, созданные как своего рода клубы, в которых европейские мусульмане данного города или района проводят свободное время, а также социальные фонды поддержки мусульманского населения, и организации, занимающиеся образованием и просвещением. Кроме того, существуют крупные организации, способные объединять мусульман разного этнического происхождения и направлений ислама, проживающих в данной стране или регионе. Именно через крупные мусульманские организации поддерживаются контакты между мусульманами разных стран Европейского Союза. Некоторые мусульманские организации патронируются из-за рубежа, т.е. международными, как правило, неправительственными, мусульманскими организациями или

187 European directory of migrant and ethnic minority organisations. Publ. By European Research Centre on Migration and Ethnic Relations (ERCOMER). Utrecht, 1996 целыми государствами (хотя бы и негласно), что также способствует координации действий отдельных представителей мусульманских общин в разных странах Европы. В целом, мусульманские организации в Европе отражают сегодня весь спектр этнического, религиозного и политического многообразия мира ислама (тема отдельного исследования). Мусульмане, безусловно,. оказывают влияние на процесс принятие решений в странах Евросоюза, на общественное мнение в европейских странах (выборы президента во Франции). Однако говорить о существовании какого-либо серьезного мусульманского лобби, его учета в принятии решений европейскими правительствами и Евросоюзом в целом, на наш взгляд, преждевременно. Позиция европейских стран, Совета Европы по вопросам урегулирования конфликтов в Чечне, на Балканах, на Ближнем Востоке, в определенной степени обусловлена самим фактом присутствия мусульман в европейских странах, но не их декларациями, заявлениями тех или иных мусульманских религиозных и общественных деятелей. Как показывает проведенный в работе сравнительный анализ мусульманских общин в европейских странах, а также исследование политических представлений европейских мусульман, единого мнения ; даже по указанным проблемам европейским мусульманам достигнуть не удается, что в свою очередь, обусловлено пестротой их этнического и религиозного состава, различиями в политических предпочтениях, самим статусом мусульман в государствах ЕС.

Ввиду малой эффективности стратегии; интеграции мусульман в европейское сообщество, представляется необходимым для стран ЕС определиться в вопросе, хотят ли они иметь на своей территории все увеличивающуюся и влиятельную мусульманскую общину, изолированную от европейской общественной жизни (по модели сегрегации) или же они предпочитают видеть население Евросоюза однородным в культурном отношении население? На наш взгляд, последний вариант, вариант ассимиляции мусульман, выглядит более предпочтительным.

Исходя из стратегии ассимиляции, следует сразу же отдать себе отчет в том, что часть мусульманского населения современной Европы в силу своих религиозных и политических представлений ассимиляции не подлежит. К числу этой группы, относятся, в первую очередь, представители радикального исламизма. Кроме того, политика мультикультурализма приводит лишь увеличению проблем, связанных с ростом влияния мусульман в Европе, превращению Евросоюза в заложника чужих интересов, добавлению новых противоречий между странами-членами ЕС, что, прежде всего, будет проявляться в трудностях функционирования общей внешней политики и политики безопасности.

Не смотря на то, что в настоящий момент идеи радикального исламизма не столь популярны в европейской мусульманской среде, их влияние продолжает увеличиваться, что в дальнейшем может привести к возникновению новых проблем безопасности в Европе, особенно если учитывать. непосредственную связь этой части мусульман с международными террористическими организациями.

Начало XXI в. вносит свои коррективы в роль и положение иммигрантов-мусульман в западных странах в связи с возможным участием части этих мусульман в международной террористической и экстремистской деятельности, в том числе, на территории Западной Европы. И хотя данный период находится вне хронологических рамок, обозначенных в теме диссертационного исследования, предпосылки современного роста экстремистских настроений среди иммигрантов-мусульман в западноевропейских странах следует искать именно в 1990-х гг. Отчасти это связано с характерным не только для ислама распространением в 1990-е гг. радикальных религиозных и националистических идей во всем мире. Но другая немаловажная причина состоит и в недальновидной политике самих европейских стран, отсутствии взвешенного подхода по отношению к мусульманам на своей территории, неразработанность интеграционной стратегии, а иногда и игнорирование проблем ислама во внутренней политике европейских государств.

Современный всплеск террористической деятельности, напрямую коснувшийся Западной Европы, лишь еще раз подтверждает всю важность и необходимость переосмысления и переоценки роли мусульман со стороны европейских правительств, требует создания новой интеграционной политики, необходимость изменения которой со всей очевидностью возникла в конце 1990-х гг. Особенно если учесть тот факт, что непосредственное осуществление террористических актов в США и Европе не могло бы произойти без прямой или косвенной поддержки проживающих здесь отдельных представителей мусульманских общин.

Любая следующая террористическая акция, вероятность которой достаточно высока и к которой фактически уже подготовлено мировое и европейское общественное сознание, в известном смысле «обезоружит» Запад перед мусульманским миром, поскольку заведомо будет ставить под сомнение конечный успех любой антитеррористической операции. Ответ на нее по «афганскому сценарию» невозможен, поскольку правившие там талибы были единственным на планете режимом, открыто предоставившим свою территорию террористической организации, разделявшим убеждения ее вождя и публично ее поддерживавшим. Ни одно мусульманское государство не примет на себя ответственность за прямую поддержку террористов. Поэтому именно мусульманские иммигрантские общины на территории западных стран становятся одним из важнейших ключей к преодолению проблемы международного терроризма. Увеличение степени вовлеченности мусульман в европейские политические и социальные институты, углубление " доверия и взаимопонимания между европейцами и мусульманами-иммигрантами могут стать одним из решающих факторов в борьбе с международным терроризмом.

Принимая во внимания политическую и религиозную пестроту состава мусульман в Европе, представляется необходимым дифференцированный подход европейских правительств к мусульманским организациям в Европе. Представляется важным активизировать контакты с умеренными и проевропейски настроенными мусульманскими общинами, готовыми воспринять европейские ценности и ассимилироваться. Однако базой, на наш взгляд, для этого должен служить не реформированный ислам, а европейская политическая культура.

Игнорирование присутствия на своей территории радикальных исламистских организаций, предоставление им возможности активной

•» общественной и финансовой деятельности некоторыми странами ЕС (прежде всего, Великобританией) чревато самыми непредсказуемыми последствиями, учитывая более высокий уровень рождаемости у мусульман в Европе, нежели чем у самих европейцев, а также пристальное внимание к радикальному исламизму второго и третьего поколения иммигрантов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Соболев, Владислав Георгиевич, 2004 год

1. Амстердамский договор. М., 1999.

2. Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит С.-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа: Очерки русского самосознания. СПб., 1994.

3. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.

4. Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1991.

5. Хакимов Р. «Евроислам» в межцивилизационных отношениях // Независимая газета. 1998. 26 октября.

6. Arkoun М. L'lslam, Morale et Politique.'Paris, 1986.

7. Arkoun M. La Pensee Arabe. Paris, 1991.

8. Arkoun M. Religion und Demokratie: Das Beispiel Islam // Islam, Demokratie, Moderne: Aktuele Antworten arabischer Denker / Hrsg. von E. Heller und H. Mosbahi. Munchen, 2001.

9. Auslander in der Bundesrepublik Deutschland / Hrsg. von Zentrum fur Turkeistudien. Opladen, 1995.

10. Charte du Culte Musulman en France

11. Die Materiale der Konferez am 3. November 2001: Was bringt der Islam fiir Deutschland?. Bremen, 2001.

12. Djait H. La Grande Discorde: Religion et Politique dans l'lslam des Origines. Paris, 1989.

13. Ecevit B. Prospects and Difficulties of Democratization in the Middle East // Rules and Rights in the Middle East: Democracy, Law and Society. Seattle, 1993.

14. Euro-Islam. Stockholm. 1995 15-17. June: Dokumentation / Ed. by T. Lunden. Stockholm, 1995.

15. European Directory of Migrant and Ethnic Minority Organisations / Publ. by European Research Centre on Migration and Ethnic Relations (ERCOMER). Utrecht, 1996.

16. Masud M. K. Being a Muslim in a non-Muslim polity: Three Alternative Models // Journal Institute of Muslim Minority Affairs. 1989, N 10.

17. Masud M. K. The Obligation to Migrate. The Doctrine of Hijra in Islamic Law // Muslim Travellers. Piligrimage, Migration and the Religious Imagionation / Ed. by D. Eickelman and J. Piscatori. Berkeley, 1990.

18. Al-Qaradawi, Y. Priorities of the Islamic Movement on the Coming Phase. Trans. S.M. Hassan al-Banna. London, 2000.

19. The Second Conference on Euro-Islam. Mafraq. 1996 10-13. June: Dokumentation / Ed. by T. Lunden. Stockholm, 1996.

20. Stewart C. Travels of Mirza Abu Talib Khan. London, 1814.

21. Mirza Abu Talib Khan. Masir-i Talibi ya Safarnama-i Mirza Abu Talib Khan. Ed. by H. Khadiv-Jan. Tehran. 1974.1. Исследования

22. Бартольд B.B. Сочинения. T.6. Работы по истории ислама и Арабского Халифата. М., 1966 <

23. Базиленко И. В. Бахаизм: История вероучения (середина XIX -начало XX вв.). М., 1994.

24. Большаков О. Г. История Халифата. Т. 1-3. М., 1989-2000.

25. Варьяш И. И. Правовое пространство ислама в христианской Испании XIII-XV вв. М., 2001.

26. Грюнебаум фон Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600 -1258). М., 1988.

27. Дьяков Н. Н. Религиозные братства в эпоху иностранной экспансии и колонизации Магриба (XVI начало XX века) // Россия, Запад и мусульманский Восток в колониальную эпоху. СПб., 1996.

28. Журавский А. В. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога. М., 1994.

29. Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.

30. Игнатенко А. А. Самоопределение исламского дшра // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М., 2001.

31. Игнатентко А. А. Халифы без халифата. М., 1988.

32. Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М., 2001.

33. Киреев Н. Г. К оценке религиозной ситуации в Турции в 90-е годы // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М., 2001. С.159

34. Кирей Н. И. Алжир и Франция. М., 1973.

35. Ковтунов А.Г. Проблемы интеграции стран Магриба (80-е -середина 90-х). М., 1998

36. Кожановский А. Н. "Мавры" в современной Испании. // Этнические меньшинства в современной Европе. М., 1997.

37. Козлов В. И. Иммигранты и этнорасовые проблемы в Британии. М.,1987.

38. Комиренко И.Д. Проблема эмиграции в алжиро-французских отношениях. Киев, 1975

39. Котин И. Ю. Выходцы из Южной Азии в Великобритании // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. VI. М.; Магнитогорск, 1998.

40. Котин И. Ю. Мечети, храмы, гурудвары Лондона новые приметы мегаполиса // Этнографическое обозрение. 2002. N 3.

41. Котин И. Ю. Мусульмане южноазиатского происхождения в Великобритании. Автореф. дис. канд. ист. наук. СПб., 1999.

42. Красиков А. А. Религиозный фактор в европейской и российской политике: (Исторический аспект). М., 2000.

43. Крачковский И. Ю. Арабская культура в Испании. М.; Л., 1937.

44. Кунаков В. В. Турецко-германские отношения и их влияние на возможность вступления Турции в Евросоюз. М., 1998.

45. Кунаков В. В. Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции. М., 1999.

46. Куприн А. И. Франция и страны Магриба. М., 1980.

47. Ланда Р. Г. Ислам в истории России. М., 1995.

48. Ланда Р. Г. История Алжира. XX век. М., 1999.

49. Ланда Р. Г. Мусульмане в Великобритании // Азия и Африка сегодня. 2000. N 9.

50. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

51. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М.,1993.

52. Левин 3. И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М., 2001.

53. Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании. М., 1967.

54. Лучицкая С. И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001.

55. Максименко В. И. Интеллигенция в странах Магриба. М., 1980.

56. Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция современное состояние, история и перспективы). М., 2001.

57. Омар А. А. Западноевропейское политико-культурное влияние на развитие стран Магриба в новейшее время и этнокультурный фактор. М., 1994.

58. Пархалина Т. Г. Франция и Средиземноморье. М., 1987.

59. Потемкина О.Ю. «Свой-чужой»: эволюция моделей интеграции иммигрантов в западноевропейское общество // Региональное самосознание как фактор политической культуры в России. М.: МОНФ, 1999.-N90

60. Потемкина О.Ю. Иммиграционная политика стран Европейского Союза: проблемы и перспективы // Федерализм и региональные отношения. (Опыт России и Западной Европы). М.: Центр "Этносфера", 1999. - С.153-159

61. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV вв. Л., 1966.

62. Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.;Л., 1964.

63. Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв. М.;Л., 1951.

64. Пономаренко Л. В. Ислам в общественно-политической и культурной жизни Франции и государств Северной и Западной Африки // Вопросы истории. 1998. N 9.

65. Родионов М. А. Ислам классический. СПб., 2001.

66. Россия, Запад и мусульманский Восток в колониальную эпоху. СПб., 1996.

67. Россия, Средиземноморье, Южная Европа. Отв. Ред. Ковальский Н.А. М., 1995

68. Сажин В. И. К вопросу о цивилизациях, исламе и войнах // Ближний Восток и современность: Сб. статей. Вып. 5. М., 1998.

69. Старченков Г. И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. Вторая половина XX столетия. М., 1977.

70. Старченков Г. И. Рост исламской диаспоры в странах Запада // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М., 2001.

71. Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике в XIX-XX вв. М., 1982.

72. Стефаненко Т. Г., ШлягинаЕ. К, Еникополов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993.

73. Сюкияйнен JI. Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986.

74. Турция между Востоком и Западом: Итоги европеизации на исходе XX в. М., 2001.

75. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

76. Уотт У. М., Какия П. Мусульманская Испания. М., 1976.

77. Фадеева И. JI Расколотое общество: представления о демократии политических лидеров стран Ближнего и Среднего Востока // Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция — современное состояние, история и перспективы). М., 2001.

78. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998.

79. Abdullah, S. М. Muslims in Germany // Muslim Minorities in the West / Ed. by S. Z. Abedin and Z. Sardar. London, 1995.

80. Abediseid, M. Die deutsch-arabischen Beziehungen Probleme und Krisen. Stuttgart, 1976.

81. Abrahamian, E. Khomeinism. Berkeley, 1993.

82. Abu-Rabi, Ibrahim M. Contemporary Arab Thought: Studies in post-1967 Arab Intellectual history. London, 2004

83. Ali Kettani, М. Challenges to the Organization of Muslim Communities in Western Europe // Political Participation and Identities of Muslims in non-Muslim States. Ed. By W. A. R. Shadid and P. S. van Koningsveld. Kampen, 1996.

84. Allievi, S. Islam in Italy // Islam, Europe's Second Religion: The New Social, Cultural, and Political Landscape / Ed. by Sh. T. Hunter. Washington, 2002.

85. Amiraux, V. Turkish Islam in Germany. Between Political Overdetermination and Cultural Affirmation // Political Participation and Identities of Muslims in non-Muslim States. Ed. By W .A. R. Shadid and P. S. van Koningsveld. Kampen, 1996.

86. Andrews, A. Muslim Attitudes Toward Political Activity in the United Kingdom: A Case Study of Leicester // Political Participation and Identities of Muslims in non-Muslim States. Ed. By W. A. R. Shadid and P. S. van Koningsveld. Kampen, 1996.

87. Anwar, M. Muslims in Britain // Muslim Minorities in the West / Ed. by S. Z. Abedin and Z. Sardar. London, 1995.

88. Balic, S. Islam fur Europa: Neue Perspektiven einer alten Religion // Kolner Veroffentlichnungen zur Religionsgeschichte, Bd 31. Koln, 2001.

89. Berry, J .W., Poortinga, Y. H., Segall, M. N., Dasen, P. R. Cross-Cultural Psychology: Research and Applications. New York, 1992.

90. Black and Ethnic Leadership in Britain. The cultural dimension of political actions. Ed. By P. Werbner and M. Anwar. London, 1991.

91. Blommaert J., Verschueren J. Debating Diversity: Analyzing the Discourse of Tolerance. London, 1998.

92. Brubaker, R Nationalism Reframed: Nationhood and the National Question in the New Europe. Cambridge, 1996.

93. Burton, W., Jansen Th. Citoyennete droits et devoir. Societies civile. Reflexions et contributions des religions et des humanines et une ame pour l'Europe ethnic et spirituel. Brussels, 2000.

94. Butt, Ph. A. European Union Immigration Policy: Phantom, Fantasy or Fact? // The Politics of Immigration in Western Europe / Ed. by M. Baldwin-Edwards and M. A. Schain. Ilford (Essex), 1994.

95. Buzan, B. New Patterns of Global Security in the Twenty-First Century // International Affairs. 1991. N 67.

96. Cesari, J. Islam americain, islam europeen // Le Monde Diplomatique. 2001. N4.

97. Dolle, N. Qui representera les musulmans de France? // Le Monde Diplomatique. 2002. N1.

98. Entzinger, H. A Future for the Dutch 'Ethnic Minorities' Model? // Muslims in Europe / Ed. by B. Lewis and D. Schnapper. London, 1994.

99. Ethnic Groups and boundaries. The Social Organization of Cultural Difference. Ed. by F. Barth. Oslo, 1969.

100. Feinbild Islam. Hg. Von J. Hippler und A. Lueg. Hamburg, 1993.

101. Franzmathes, F. Europaische Wirtschaft Arabischer Markt. Okonomische Argumente fur den Dialog. Moglichkeiten und Grenzen einer erweiterten Kooperation. Diisseldorf, 1982

102. Furnham, A., Bochner, S. Culture Shock: Psychological reactions to unfamiliar environments. London, 1986.

103. Gellner, E. Nations and Nationalism. Oxford, 1983.

104. Ghadbian, N. Democratization and the Islamist Challenge in Arab World. Oxford, 1997.

105. Graf, P., Antes, P. Strukturen des Dialogs mit Muslimen in Europa. Serie: Europaische Bildung im Dialog. Religion, Spache, Identitat. Bd. 6. Frankfurt-am-Main, 1998.

106. Goitein, S.D. A Mediterranean Society: The Jewish communities of the Arab world as portrayed in the documents of the Cairo Geniza. Los Angeles, 1970

107. Grone, M. Identitatspolitiken und Konfliktwahrnehmungen alevitischer Kurden in Deutschland // Journal ftir Konflikt- und Gewaltforschung (JKG). 3. Jg., 2001. Hft. 1.

108. Habermas, J. Die Festung Europa und das neue Deutschland // Die Zeit, 1993, N22.

109. Habermas, J. Theorie des kommunikativen Handels: 2 Bnd. Frankfurt,1981.

110. Hargreaves, A. G. Immigration, "Race" and Ethnicity in Contemporary France. London, 1995.

111. Heckmann, F. Ethnische Minderheiten, Volk und Nation Soziologie Interethnischer Beziehungen. Stuttgart, 1992.

112. Heckmann, F. Is there a Migration Policy in Germany? // Migration Policies: a Comparative Perspective / Ed. by F. Heckmann, W. Bosswick. Stuttgart, 1995.

113. Kebaili Mohand Akli. Die Mittelmeerpolitik der EG und der Nord-Stid-Konflikt am Beispiel der Beziehungen Algeriens zur EG., F.-am-M., 1988.

114. Kepel, G. Allah im Westen: Die Demokratie und die islamische Herausforderung. Miinchen, 1996.

115. Obert Voll, J. Relations Among Islamist Groups. // Political Islam: Revolution, Radicalism, or Reform? Ed. by J. L. Esposito. London, 1997.

116. Olzak, S. The Dynamics of Ethnic Competition and Conflict. Stanford,1992

117. Otterbeck, J. "A School for All": Muslim Pupils in Sweden // ISIM Newsletter. 1999. N 3.

118. Ozcan, E. Turkische Immigrantenorganisationen in der Bundesrepublik Deutschland. Berlin, 1989.

119. Political Participation and Identities of Muslims in non-Muslim States. Ed. By W.A.R. Shadid and P.S. van Koningsveld. Kampen, 1996

120. The politics of immigration in Western Europe / Ed. By M. Baldwin-Edwards and M. A. Schain. Ilford, Essex, 1994

121. Puhl, D. Die Mittelmeerpolitik der EG. Strukturschwachen des EG-Systems bei der Verwirklichung des Globalkonzepts. Koln, 1983

122. Ramadan, T. Europeanization of Islam or Islamization of Europe? // Islam, Europe's Second Religion: The New Social, Cultural, and Political Landscape / Ed. by Sh. T. Hunter. Washington, 2002.

123. Ramadan, T. To Be a European Muslim. Leicester, 1999. Renaerts, M. Elections in the Muslim Community of Belgium // ISIM Newsletter. 1999. N 2.

124. Roy, O. Islam in France: Religion, Ethnic Community or Social Ghetto? // Muslims in Europe / Ed. by B. Lewis and D. Schnapper. London, 1994.

125. Roy, О. Muslims in Europe: From Ethnic Identity to Religious Recasting // ISIM Newsletters. 2000. N 5. June.

126. Rubin, B. R. Arab Islamists in Afhanistan // Political Islam: Revolution, Radicalism, or Reform? Ed. by J. L. Esposito. London, 1997.

127. Schnapper, D. The Significance of French Immigration and Integration Policy // Migration Policies: a Comparative Perspective / Ed. by F. Heckmann, W. Bosswick. Stuttgart, 1995.

128. Schnapper, D. L'Europe des immigres, essai sur les politiques d'immigration, Paris, 1992.§en, F. Turken in der Bundesrepublik Duetschland: Leistungen, Probleme, Erwartungen // Beitrage zur Konfliktforschung. 1986. N 3.

129. Smith, Anthony D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, 1986. Stenberg, L. Islam in Scandinavia // Islam, Europe's Second Religion: The New Social, Cultural, and Political Landscape / Ed. by Sh. T. Hunter. Washington, 2002.

130. Tibi, B. Der Islam in Deutschland, Muslime in Deutschland. Stuttgart,2000.

131. Tibi, B. Der Islam unter uns // Universitas. 1994. N 10. Tibi, B. Euro-Islam oder Ghetto-Islam // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 1992. 7 Dezember.

132. Tibi, B. Europa ohne Identitat? Leitkultur oder Wertebeliebigkeit. Munchen, 1998.

133. Tibi, B. Political Participation and Identities of Muslims in non-Muslim States / Ed. by W. A. R. Shadid and P. S. van Koningsveld. Kampen, 1996.

134. Tibi, В. Uber die Alternative Euro-Islam oder Ghetto-Islam // FOCUS. 1997.21 Marz.

135. Transnational Political Islam. Religion, Ideology and Power / Ed. By A. Karam. London, 2004.

136. Turki, A. M. Consultation juridique d'al-Imam al-Mazari sur le cas des Musulmans en Sicile sous l'autorite des Normands. Vol. 1. Beirut, 1980.

137. Waardenbur, J. Islam in Europe: Some Muslim Initiatives and European Responses // IMIS-Beitrage / Hrsg. vom Vorstand des Instituts fur Migrationsforschung und Interkulturelle Studien (IMIS) der Universitat Osnabruck, 2000. Hft. 15.

138. Watt, W. M. Muhammad at Medina. Oxford, 1956. Watt, W. M. Muslim-Christian Encounters. Perceptions and Misperceptions. London, 1991.

139. Weil P., Crowley J. Integration in Theory and Practice: A Comparison of France and Britain // The Politics of Immigration in Western Europe / Ed. by M. Baldwin-Edwards and M. A. Schain. Ilford (Essex), 1994.

140. Wihtol de Wende, C. Freinkreich // Zuwanderungspolitik in Europa. Nationale Politiken Gemeinsamkeiten und Unterschiede / Hrsg. von H. Heinelt. Opladen, 1994.

141. Кудрявцев А. В. «Вторая религия» Франции. Мусульманский вопрос на галльской земле // Независимая газета. 2002. 18 сентября.1. Arabies. 1996. Octobre.

142. Eine Welt oder Krieg der Kulturen? // Landauer Gesprache / Fernsehanstalt «Phoenix». 2002. 19 Januar. 22.30. FOCUS, 21.03.1997, NN 14, 22, 28/1999.ч

143. Хель аль-исламу ас-сийасийу йухаддиду ад-димукратийа? // Ад-Даава. 1995 апрель.1. Ресурсы системы Интернет

144. Gurflnkiel М. Islam in France: Is the French Way of Life in Danger? I I The Middle East Quarterly. 1997. March. -http://www.meforum.org/meq/march97/.

145. Gunner G. Islam in the West and the Role of the Christian Church -http://www.renaissance.com.pk/aprnevi99.html.

146. Siddiqui A. Muslims in Britain: Past and Present. -http://www.renaissance.com.pk/nodenvi98.htm.

147. Черноморский П. Тело Франции приросло мусульманами. — http://www.iicas.org/articles/anv 24 12 02.htm.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.