Музей в социокультурной системе общества: миссия, тенденции, перспективы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, доктор культурологии Именнова, Любовь Сергеевна

  • Именнова, Любовь Сергеевна
  • доктор культурологиидоктор культурологии
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 350
Именнова, Любовь Сергеевна. Музей в социокультурной системе общества: миссия, тенденции, перспективы: дис. доктор культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2011. 350 с.

Оглавление диссертации доктор культурологии Именнова, Любовь Сергеевна

Введение.

Глава 1. Философское, культурологическое и музееведческое основания анализа музея.

1.1 .Культурологический подход к музееведческому понятийному аппарату.

1.2. Междисциплинарность как методологическая основа исследования предмета в культурологии и музееведении.

1.3. Культурологическая модель музея.

1.4. Пространство и время как культурологические концепты: музейный аспект.

1.5. Концептуальные основания Постмодернизма в анализе музея.

Глава 2. Музей в парадигмах социальной культурологии.

2.1. Музей как социокультурный институт.

2.2. Социокультурная миссия музея и её трансформация.

2.3. Социальные функции современного музея.

2.4. Глобализация и её проявления в музейной сфере.

2.5. Музей в информационном обществе.

Глава 3. Музей и тенденции общества массовой культуры.

3.1. Музей в обществе массовой культуры.

3.2. Публичный музей и музейная публика.

3.3. Зрелищность музейных форм как тенденция современности.

3.4. Музей в социальной практике творческих индустрий.

3.5. Музей и культурный туризм.

Глава 4. Знаково-коммуникативная природа музея.

4.1. Коммуникативное взаимодействие в музейной сфере.

4.2. Уровневая организация музейного языка.

4.3. Экспозиция как текст культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музей в социокультурной системе общества: миссия, тенденции, перспективы»

Актуальность темы исследования обусловлена изменениями в социально-духовной сфере, трансформацией мировоззренческих оснований, культурной картины мира, развитием новых культурных форм, что неизбежно влияет на характер взаимодействия музея и общества. Всё большую озабоченность вызывают нарушение преемственности между поколениями, утрата устойчивых связей между разными культурами, отчужденность между представителями различных народов, социальных слоев и групп, что приводит к межкультурным конфликтам. Актуализируются проблемы архаизации, варваризации, дегуманизации социокультурных практик, снижения культурно-нормативной базы. Всё это чревато угрозой срыва цивилизационного развития.

В современном мире традиции как культурный феномен, как способ жизни, организации настоящего и будущего в значительной степени утрачивают своё значение. Они теряют связующую моральную и эмоциональную силу, о чём писал X. Ортега-и-Гассет: «Жестокий разрыв настоящего с прошлым - главный признак нашей эпохи, и, похоже, что он-то и вносит смятение в сегодняшнюю жизнь. Мы чувствуем, что внезапно стали одинокими, что мертвые умерли всерьез, навсегда и больше не могут нам помочь. Следы духовной традиции стерлись. Все примеры, образцы, эталоны бесполезны. Все проблемы, будь то в искусстве, науке или политике, мы должны решать только в настоящем, без участия прошлого. Лишенный своих бессмертных мертвых, европеец одинок» [267, с. 38]. Между тем, ценность прошлого заключается в том, что оно является призмой видения будущего. Если нет перспективы будущего, то нет и настоящего.

Для общества и человека остается насущной необходимость формирования отношения к традициям, переосмысления старых и освоения новых ценностных установок, что важно для межпоколенной трансляции культурного опыта, включения новаций в культурную систему, а также для субъективного восприятия современной культуры индивидом. В качестве одного из механизмов, призванного удовлетворять эти общественные и индивидуальные потребности, утвердился социокультурный институт музея.

В XXI в. интенсифицируются процессы корректировки идеалов и ценностей. Актуальную значимость приобретают вопросы самопонимания человека и его самосоотнесенности с культурными артефактами и процессами, освоения многообразия духовного опыта, доступность которого обусловлена процессами глобализации, открытостью современных обществ. Одна из важных социальных функций музея - разработка средств помощи людям в культурной самоидентификации, а также при их адаптации в трансформирующемся социокультурном пространстве посредством изменения или корректировки стереотипов, представлений, ценностных ориентаций, культурных образцов.

В контексте общекультурных перемен трансформируются условия и способы бытования музея, возрастает его роль, что определяется следующими экзогенными факторами:

- поворотным периодом в развитии цивилизации, актуализацией глобальных проблем;

- демократизацией общества, вовлечением в культурные процессы широких слоев населения;

- усилением связи и взаимного влияния культуры, политики, экономики.

В современных условиях, как и в прошлом, XX в., актуальным остается вопрос, что такое успешный музей. Как считает М.Б. Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент Российской академии наук, успех музея находится в руках музейных профессионалов; условием успешности становится их умение чувствовать изменения в обществе и в музейной аудитории. Критерием успешности, по его мнению, является «ощущение современного контекста, в котором существует музей, способность музея меняться и соответствовать требованиям времени. Успешный музей постоянно предлагает своему посетителю новые ощущения и впечатления» [279, с. 12].

В этой ситуации возрастает роль и ответственность музея как социокультурного института, призванного поддерживать традиционные культурные стандарты на высоком уровне, обеспечивать преемственность гуманистических ценностей и производство мировоззренческих смыслов. Назрела необходимость осмысления проблем бытия музея в связи с социокультурными изменениями.

Меняются не только общество и музей, но и представления о характере их изучения. Значительный эвристический потенциал в исследование музейной проблематики вносит утверждающаяся в системе социальных и гуманитарных наук культурологическая парадигматика. В её основе лежит новое понимание роли культуры как целостности, что обусловлено мировоззренческими сдвигами, пересмотром иерархии областей научного знания и места в ней культурологии. Культурология утверждается в качестве метанауки, интегрирующей достижения различных социально-гуманитарных дисциплин в рамках актуального проблемного поля. Культурологическое знание становится базисным в изучении феноменов культуры, в том числе музея, что находит выражение в следующих тенденциях:

- интеграции знаний об обществе, культуре и человеке;

- успехах социогуманитарных наук, создающих реальные возможности глубокого осознания характера и перспектив общественного развития;

- формулировании в рамках культурологии социально и культурно значимых проблем;

- формировании культурологического и музееведческого мышления;

- изменении сознания, психологии, отношения людей к культуре в целом и к музею в частности, возрастании интереса общества к их проблемам.

Культурологический анализ признан продуктивным инструментом познания, обеспечивающим критическое осмысление процессов творческого освоения культурно-исторического наследия, преемственности культурных традиций, задает масштабность понимания музейной проблематики. В работе с музейными объектами инструментализируются культурологические знания.

Однако в современной социокультурной сфере существуют противоречия, препятствующие реализации позитивного потенциала музея:

- противоречие между социально значимой миссией музея и недостаточной теоретической разработанностью культурологических оснований социокультурной сферы музея;

- противоречие между функцией культуровоспроизводства как важнейшей для музея и низкой результативностью музейной практики в области культуротворчества;

- противоречие между объективным потенциалом музея как хранителя социальной и культурной памяти человечества и его востребованностью обществом;

- противоречие между пониманием необходимости взаимодействия музея и других социальных институтов, его включенности в общекультурные процессы и отсутствием технологий такого взаимодействия;

- противоречие между осознанием потребности в новой социокультурной идентичности, одним из институтов формирования которой является музей, и отсутствием механизмов её генерирования;

- противоречие между богатством символико-семантического потенциала хранимого музеем историко-культурного наследия и его низкой практической реализацией в формах музейной коммуникации;

- противоречие между требованиями современных социально-экономических практик и необходимостью сохранения культурного пространства, между стоимостной шкалой рынка и ценностями культуры.

Проблемная ситуация заключается в том, что изменения в социально-духовной сфере, усложнение процедур культурной самоидентификации, оказывающие определяющее воздействие на музейные практики, не нашли адекватного анализа в культурологической теории; не выявлены условия эффективного выполнения музеем социокультурной миссии, реализации его потенциала как действенного механизма передачи культурного наследия, вхождения человека в мир культуры, формирования его культурной идентичности. Современные социокультурные реалии делают необходимой и актуальной постановку перечисленных проблем, поиск решения обозначенных противоречий; их теоретическое осмысление будет оптимальным на культурологических основаниях.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема взаимодействия и взаимообусловленности музея и общества анализировалась в рамках различных научных дисциплин.

Философские аспекты культуры, музея как социокультурного и морально-нравственного феномена, специфика музейного предмета рассматривались в трудах философов М.М. Бахтина, B.C. Библера, М. Бубера, A.A. Воронина, Т.П. Калугиной, Е.А. Маковецкого, Б.Г. Соколова, А. Мальро, П. Флоренского и др. В философской концепции Н.Ф. Фёдорова («Музей, его смысл и назначение») музей предстает как «подобие всего мироздания», в нем осуществляется преемственность поколений, попытка «собирания и воспитания в единстве» [350, с. 587]. Философ отводит музею решающую роль в осознании целостности человечества.

В культурологических исследованиях (Т.А. Алешина, A.A. Аронов, З.А. Бонами, Ю.В. Иванова, М.С. Каган, М. Кастельс, E.H. Мастеница, JIM. Мосолова, Ж. Перо, М.Б. Пиотровский, Т. Шола, К. Хадсон, Ф. Юбер и др.) обобщался эмпирический материал, систематизировались выводы, формировалось понимание музея как культурного феномена. В них утверждалось представление о том, что социокультурный потенциал музея не исчерпывается музейной коллекцией; отмечалось, что на первый план выходит способность музея выдвинуть и донести до посетителя общественно значимые идеи, основывающиеся на хранимом им историко-культурном наследии и являющиеся актуальными для настоящего.

С позиций социологии музей рассматривался как социальный институт, выполняющий общественные функции, как механизм удовлетворения специфических потребностей общества и личности (Е.М. Акулич, Р. Байер де Хаан, Г. Белтинг, Е.Г. Ванслова, В.М. Грусман, Ю.У. Гуральник,

A.К.Ломунова, Л.Я. Петрунина, Д.А. Равикович и др.). Этапным моментом стала дискуссия в отделе музееведения НИИ культуры, опубликованная в 1989 г. с символическим названием «Социальные функции музея: споры о будущем» (участники дискуссии - Е.Г. Ванслова, М.Д. Гнедовский,

B.Ю.Дукельский, А.Н. Дьячкова, И.В. Иксанова, Н.Г. Макарова, А.И.Фролов, Д.А. Равикович) [326, с. 186-204]. Она была вызвана необходимостью в новых условиях дать адекватный ответ на вызовы времени, найти новые модели и формы деятельности музеев, концепции его развития, соответствующие общественным потребностям. Практическое значение имели эмпирические социологические исследования музейного посетителя, проведенные ведущими музеями и отделом музееведения НИИ культуры; их результаты опубликованы в 1970-80-е гг. [343; 341 и др.].

Различные аспекты социокультурной музейной проблематики нашли отражение в музееведении. Они освещались в публикациях зарубежных исследователей И. Аве, И. Бенеша, В. Глузинского, А. Грегорова, А. Кунтца, 3. Жигульского, В. Клаузевитца, И. Неуступны, Д. Прайса, Ж.А. Ривьера, И. Ромендера, Т. Шола, К. Шрайнера и других. Основы отечественной музееведческой теории заложены в проектах-моделях музейных учреждений Ф.П. Аделунга, Б.Г. Вихмана, П.П. Свиньина. Теоретическое осмысление музейная практика 1920-х гг. нашла в трудах И. Грабаря, Н. Дружинина, А. Зеленко, Н. Романова, Ф. Шмита и других. Автор обращается к публикациям (энциклопедии, сборники научных трудов, коллективные монографии, учебники) сотрудников Российского института культурологии Министерства культуры Российской Федерации, внесшим значительный вклад в развитие отечественной культурологии и музееведения (О.Н.Астафьева, И.М. Быховская, В.Ю. Дукельский, А.Б. Закс, В.К. Кантор,

М.Е. Каулен, A.B. Лебедев, М.Т. Майстровская, Т. А. Пархоменко, Т.П.Поляков, B.JI. Рабинович, К.Э. Разлогов, Ю.М. Резник, A.A. Сундиева, О.В. Черкаева, И.В. Чувилова, E.H. Шапинская, Э.А. Шулепова, Т.Ю.Юренева, М.Ю. Юхневич и др.).

Достаточно обширна тематика диссертаций, посвященных музею в качестве объекта исследования (работы Е. М. Акулича, В.П. Арзамасцева, О.В. Беззубовой, А.Ю. Волькович, М.Б. Гнедовского, В.М. Грусмана, М.Ш.Доминова, Ю.В. Зиновьевой, A.A. Змеула, Ю.В. Ивановой, Е.Б.Медведевой, Н.В. Нагорского, А.И. Михайловской, Б.Б. Пономарева, К.Е.Рыбака, Г.П. Сергеевой, A.JI. Филатова и др.). Музей изучается в рамках разных научных дисциплин. Например, только по специальности 24.00.01 -теория и история культуры защищены диссертации по следующим отраслям научного знания: философские науки (Т.П. Калугина «Художественный музей как феномен культуры»); культурология (К.Н. Алякина «Провинциальный музей как "культурное гнездо"»), исторические науки (Т.Ю. Юренева «Музей в истории мировой культуры»), искусствоведение (В.В. Петухов «Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России») и др.

Сложилась традиция полидисциплинарного анализа музея: в диссертационном исследовании Т.А. Алешиной «Музей как феномен культуры» осуществлён комплексный (морфологический, институциональный, содержательный) анализ музея как подсистемы культуры, что позволило дополнить его понимание рядом новых смысловых оттенков.

Значительный вклад в исследование культурологических, философских, педагогических аспектов социокультурной деятельности, составной частью которой являются музейные практики, внесли Р.Г.Абдулатипов, A.A. Аронов, JI.H. Воеводина, В. А. Волобуев, Ю.А.Головин, Г.В. Гриненко, В.З. Дуликов, А.Д. Жарков, JI.C. Жаркова, А.Г.Казакова, Ю.В. Китов, С.Н. Комиссаров, Ю.Д Красильников,

И.В.Малыгина, A.A. Пелипенко, В.А. Ремизов, Н.В. Романова, М.Я. Сараф, Ю.С. Савельев, Н.Г. Самарина, М.В. Соколова, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю.Стрельцова, Т.Н. Суминова, В.А. Тихонова, В.М. Чижиков, В.В.Чижиков, Е.В. Чижикова, И.Б.Хмельницкая, Н.Е.Шафажинская, М.М.Шибаева, H.H. Ярошенко и др.

Материалом для выявления и анализа актуальной музееведческой проблематики явились публикации в профильных журналах, в первую очередь «Museum», «Мир музеев», «Музей»; монографии М.И. Бурлыкиной, P.P. Клике, 3. Жигульского, Т.П. Калугиной, М.Е. Каулен, А.З. Крейна,

B.В.Литвинова, Е.Б. Медведевой, А.И. Михайловской, Т.П. Полякова,

C.В.Пшеничной, М. Разгона, В.И. Ревякина, К. Хадсона, Т.Ю. Юреневой и др. Итогам теоретических изысканий в области музееведения в XX в. и перспективам развития в XXI в. посвящены такие обобщающие, подводящие итог и намечающие перспективы издания, как «Российская музейная энциклопедия», «Музейное дело в России», «Основы музееведения», в которых собраны статьи ведущих отечественных музееведов [307, с. 256,270].

Вместе с тем, несмотря на интенсивные исследования музейной сферы, остаются неразрешенными принципиально важные вопросы. Музей как социокультурная система, специфичность его места в социокультурном пространстве, его общественная миссия в рамках социологических и культурологических парадигм изучены недостаточно. Опубликованные в последние годы книги, монографии по этой тематике в большей части носят специфически музееведческий характер. Насущной необходимостью становится осмысление музейной реальности в контексте современной социокультурной ситуации, специфическое приложение философских, культурологических теорий и концепций, научных предположений и гипотез к актуальным музейным практикам. Этими аргументами обусловлен выбор нами темы исследования - «Музей в социокультурной системе общества: миссия, тенденции, перспективы».

Объект исследования - социокультурная среда функционирования музея.

Предмет исследования - музей и общество: тенденции диалектической взаимообусловленности.

Цель исследования - культурологический анализ изменений в музейной сфере, выявление и осмысление тенденций, способствующих эффективному выполнению музеем общественной миссии, его успешной интеграции в трансформирующуюся социокультурную систему общества.

Для реализации цели решаются следующие задачи:

- определить теоретические дискурсы, адекватные задаче исследования музея и его места в социокультурной системе общества, механизмов воздействия на формирование феноменов современной культуры;

- выстроить культурологическую модель музея как социокультурного феномена, выявить её элементы и определить их системность, проанализировать взаимодействие структуры с внешней средой;

- выявить специфику музея как социокультурного пространства, определить его как особую сферу действительности, проанализировать перспективы его развития как составной части культуры общества;

- проследить характер изменений музея как социокультурного института, динамику становления современной миссии музея, выявить её составляющие;

- выстроить адекватную современности иерархию социокультурных функций музея;

- продемонстрировать тенденции музейной практики в условиях глобализации, информационных трансформаций, определить оптимальные условия адаптации музеев к реалиям мирового культурного процесса;

- обозначить место музея в трансформирующейся социокультурной системе российского общества, перспективы и условия эффективной интеграции в неё музея;

- определить особенности музейных практик, обусловленные доминированием массовой культуры, специфику музейной публики;

- дать культурологическую оценку проявлений в музейном пространстве зрелищности как социокультурной тенденции и технологий творческих индустрий;

- выявить роль музеев в социокультурных практиках культурного туризма;

- раскрыть знаково-коммуникативные основы музейной экспозиции и представить семиотические основания анализа экспозиции как текста культуры;

- разработать рекомендации по повышению эффективности музея в современных условиях.

Теоретическую основу настоящего исследования составляют классические и современные теории и гипотезы в области философии культуры, культурологии, социологии культуры, музееведения, результаты исследований на стыке этих дисциплин. Исследовательские задачи настоящей диссертационной работы решаются посредством использования адекватных форм теоретических дискурсов, рецепции творческих научных идей, их осмысления на музейном материале. Особое значение имеет обращение к философским и культурологическим основаниям музейной теории и практики, научным направлениям и концепциям:

- философии культуры (Р.Г. Абдулатипов, A.A. Аронов, H.A. Бердяев, Н.Г. Багдасарьян, В. Виндельбанд, П.С. Гуревич, Л.Г. Ионин, М.С. Каган, A.B. Костина, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, Д.С. Мережковский, А. Мюллер, П.А. Сорокин, В.А. Ремизов, Г. Риккерт, М.В. Соколова, Вл. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, А.И. Шендрик и др.);

- Постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, П. Рикёр, М. Фуко, У. Эко и др.),

- символической концепции культуры (А. Белый, П. Бурдье, Э.Кассирер, У.Л. Уорнер, Ю. Хабермас и др.),

- герменевтики как универсальной методологии (Г.Г. Гадамер, П.Рикёр, М. Хайдеггер и др.),

- диалоговых концепций культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.Бубер, J1. Витгенштейн, Г.О. Марсель и др.).

Анализ особенностей музейных практик в условиях доминирования современных информационно-коммуникационных технологий базируется на классических теориях: постиндустриализма (Д. Белл, П. Стейнфелс), информационного способа развития (М. Кастельс), рефлексивной модернизации (Э. Гидденс), публичной сферы (Ю. Хабермас, Н. Гарнэм), а также концепциях социокультурных трансформаций, вызванных использованием новых информационно-коммуникативных технологий в российском обществе (П.С. Гуревич, В.В. Емельянов, A.B. Костина, Вал.А. Луков, Вл.А. Луков, В.М. Розин, Е.С. Сурова, А.Я. Флиер, Г.П. Хорина, E.H. Шапинская, А.И. Шендрик и др.) и в музейной сфере (Г. Белтинг, М. Кастельс, Л.Я. Ноль, Д.Г. Перцев, Р. Чинхолл, А .Я. Шер, X. Юхансон и др.).

В разработке знаково-коммуникативной проблематики музейных практик автор основывался на классической семиотике, ключевые постулаты которой сформулированы в трудах:

- философов, культурологов (Ж. Деррида, Р. Карнап, Э. Кассирер, И.Г. Ламберт, Ч.У. Моррис, С.М. Толстая, Н.И. Толстой, Л. Уайт, Г. Фреге, М. Фуко);

- логиков (А. Вежбицка, Д. Льюиз, К.И. Льюис, Е. Пельц, Ч.С. Пирс, Б.Холл Парти);

- романистов и эстетиков (X.Л. Борхес, Г.Г. Шпет, У. Эко);

- психологов (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, К.Г. Юнг);

- литературоведов (Р. Барт, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Ц. Тодоров);

- филологов (В.М. Жирмунский, В.Я. Пропп, Е.М. Мелетинский,

A.A. Потебня, Ф.де Соссюр, Б.В. Томашевский, Ю.Н. Тынянов,

B.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум);

- лингвистов (A.A. Реформатский, Б.А. Успенский, Ф.Ф. Фортунатов, Р. Якобсон, Л. Ельмслев);

- историков религии, культуры и искусства (Вяч. Вс. Иванов, А.Ф.Лосев, В.Н. Топоров, A.M. Пятигорский, П.А. Флоренский).

Теоретической базой для исследовательских обобщений данной работы стали следующие философские и музееведческие концепции, гипотезы и теории, посвященные феномену музея:

- концепция музея в рамках «теории общего дела» как «собора лиц», «образа мира, вселенной видимой и невидимой» Н.Ф. Фёдорова;

- концепция «живого музея» (П.А. Флоренский, Дж.К. Дан);

- концепция «воображаемого музея» А. Мальро;

- концепция «музеальности» как специфического отношения человека к действительности, наделения объектов реальности качеством «музейности» (3. Странский, А. Грегорова);

- концепция музея как механизма культурного наследования (М.С.Каган, З.А. Бонами, В.Ю. Дукельский);

- концепция «музеефикаторского типа культур» (Т.А. Алешина, Т.П. Калугина);

- концепции «нового», «открытого», «общинного» музея (Ю. Де Варен, Т. Шола, М. Холпин и др.);

- концепции экомузея (М. Беллэг-Скальбер, Ю. де Варин, Р. Ривар, Ж.А. Ривьер, А.Г. Афанасьев, В.М. Киселев и др.);

- музейная социология как направление прикладных социологических исследований в музейной сфере (С.Г. Скривен, Е.Г. Ванслова, В.М. Грусман, Ю.У. Гуральник, А.К. Ломунова, Э.А. Павлюченко, Л .Я. Петрунина, Ю.П. Пищулин, Д.А. Равикович, В.В. Сухов, М.Ю. Юхневич и др.);

- теории музейной коммуникации (И. Бенеш, З.А. Бонами, М.Б. Гнедовский, Б.Б. Пономарев, Д. Портер, Д.А. Равикович, О.С. Сапанжа, Р. Стронг, Дж. Стэнтон и др.);

- концепции музейной экспозиции как семиотической системы (В.П. Арзамасцев, А.Ю. Волькович, H.A. Никишин, Е.А. Окладникова и др.);

- концепция музея как рекреационного учреждения (К. Хадсон, Ю.Ромедер, Д.А. Равикович);

- музейно-педагогические теории (Е.Г. Ванслова, Г.В. Вишина, Е.Б.Медведева, Н.В. Нагорский, М.В. Соколова, М.Ю. Юхневич и др.).

Методологические основы исследования обусловлены современными культурфилософскими и культурологическими взглядами на музей, на его значение как социокультурного института, хранящего общечеловеческую память, способствующего культурному воспроизводству.

Автором настоящего исследования использованы феноменология и герменевтика как специфические методологии исследования культуры. Суть феноменологической методологии в применении к анализу музейной практики можно выразить следующим образом: создание экспозиционером и познание музейным посетителем экспозиции как артефакта базируется на чувственном восприятии, посредством которого субъекты музейного взаимодействия «пробиваются» к реальности; каждый акт её отражения или восприятия открывает новый смысл; акторы «достраивают» целостный образ. Герменевтическая методология ориентирует при рассмотрении экспозиции как культурного текста на анализ ценностных установок.

Методологическое значение имеет использование семиотики как системы исследовательских принципов при изучении коммуникативных процессов, их знаковой реализации в культурных текстах, какими являются музейные экспозиции. При этом музейная экспозиция анализируется, во-первых, как сложная, «составная» семиотическая система, во-вторых, исследование выходит за её рамки, сопоставляются различные семиотики, музейный текст рассматривается в широком культурно-гуманитарном контексте.

Эмпирическая база исследования включает в себя программные и нормативные документы, определяющие:

- международную практику использования культурного наследия: Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская хартия), принята ИКОМОС, Венеция, 1964; Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия, принята на 17-й сессии Генеральной конференции ООН, Париж, 1972; Конвенция об охране нематериального культурного наследия, принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Париж, 2003 и др.;

- концептуальные положения, терминологический аппарат, выработанные мировым музееведческим сообществом: музееведческий словарь - 20-язычный глоссарий («Dictionatium museologicum», Budapest, 1986); Кодекс музейной этики ИКОМ, одобренный XXI Генеральной Ассамблеей ИКОМ, Сеул, 2004 и др.;

- нормативные документы, регламентирующие государственную культурную политику Российской Федерации в целом и в музейной сфере в частности: Федеральный закон от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ; Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)», «Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации», а также федеральные законы и подзаконные акты, регламентирующие музейную деятельность.

Рассматриваются и анализируются конкретные примеры из практики современных музеев различного профиля. Особое внимание уделено анализу тех музейных учреждений, различных форм их деятельности, в которых автор диссертационного исследования принимал личное участие

Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области, Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.А.Блока «Шахматове», Солнечногорский краеведческий музей «Путевой дворец»).

Методы исследования. Автор руководствуется выработанными в научной методологии разграничениями номотетического генерализирующего, обобщающего) метода, применяемого в естествознании и вырабатывающего общие понятия и законы, и идиографического (индивидуализирующего) метода, используемого социальными и гуманитарными науками и выявляющего не общее, а отдельное. Общепризнанной спецификой культурологических методов считается понимание и объяснение изучаемых объектов как культурной системы, совокупности значений культурных текстов. Культурологическое исследование предполагает элементы субъективности в постижении внутренней логики культурных смыслов, вместе с тем требует рационального подхода, познания сущности, а также реконструкции социокультурных объектов и научного моделирования.

В настоящей работе использованы три типа методов научного исследования: философские (базовые), общенаучные, специальные. Из философских (базовых) методов привлечены следующие: эмпирический и теоретический, наблюдения, выделения и обобщения, абстрагирования и конкретизации, анализа и синтеза, исторический и логический. В соответствии с поставленными задачами в исследовании использованы такие общенаучные методы, как описательный, сравнительный (компаративистский), генетический, типологический, структурный, сравнительно-исторический, системный, моделирование. Общенаучные методы скорректированы в соответствии со спецификой данного исследования. Например, системный метод обусловливает рассмотрение музея как целостного объекта, системы, обладающей относительной автономностью, внутренней самостоятельностью; вместе с тем он является

частью культуры общества, элементом её системы; в исследуемой системе выявляется культурная составляющая в качестве системообразующего фактора. Типологический метод использован при типологизации и классификации музейных учреждений.

К специальным методам, разработанным в предметном поле культурологии, относятся следующие методы настоящего исследования: социокультурный историко-генетический метод, метод социокультурных наблюдений, метод социокультурной рефлексии. Культурологи видят специфику метода социокультурных наблюдений в том, что его применение предполагает выявление тех признаков и свойств в изучаемом объекте, по которым можно «узнавать и атрибутировать культуру с целью её последующего углубленного изучения»; спецификой метода социокультурной рефлексии является «конструирование понятия "культура" на основе данных, полученных в результате социокультурных наблюдений» [344, с. 46].

Использован эвристический потенциал такого метода, как анализ дискурса, в рамках которого заложены возможности создания интегрированного методологического комплекса путем комбинирования элементов дискурсаналитических и иных подходов, что обозначается термином комплексное или мультиперспективное исследование, которое обеспечивает, благодаря сочетанию различных подходов, разностороннее представление об изучаемом объекте.

Гипотеза исследования. Результативность реализации социокультурной миссии музея, позитивность тенденций изменений, перспективы его развития определяются следующими условиями:

- интеграцией музейного социокультурного пространства в культуру общества, позиционированием музея в качестве социального института, служащего индикатором социокультурных изменений, соответствующего современному контексту и отвечающего требованиям времени;

- его конституированием в позиции духовного посредника, коммуникатора, транслятора опыта истории, призванного учить людей смотреть на мир в культурно-исторической перспективе;

- его функционированием в качестве институции поддержания единого культурного пространства, репродукции традиций в новых, принципиально изменившихся условиях, а также укоренения инноваций в лоне пространства традиций;

- утверждением специфики музея как культурного механизма генерации, систематизации мировоззренческих ценностей, ранжирования и трансляции идей, способствующих гармонизации общества и стабильности социальных систем;

- демпфированием негативных последствий коммерциализации духовной сферы в целом и музейного пространства в частности, что в условиях рыночной экономики обеспечивает сохранение и утверждение специфики музея как общественного института культурного производства й культурного потребления.

Хронологические рамки исследования определяются его целями и задачами: показать современное состояние музея, специфику его функционирования, его место в социокультурной системе общества в XXI веке. Исторические экскурсы используются для демонстрации тенденций, динамических аспектов бытия музея и его взаимодействия с обществом, его системами, институтами. Основное исследовательское внимание сосредоточено на российских музеях, однако многие процессы в современном мире носят универсальный характер, важным оказывается определение специфики социокультурных практик современных российских музеев, чему служат многочисленные примеры-сопоставления с зарубежными аналогами решения актуальных вопросов в музейной социокультурной сфере.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- на основе выявленных теоретических дискурсов, адекватных задаче исследования, разработана культурологическая модель, позволяющая очертить социокультурное пространство музея как особую сферу действительности в системе современного общества, раскрыть тенденции их диалектической взаимообусловленности, перспективы развития музея как составной части общества;

- даны или уточнены определения понятий музейная сфера, социокультурное пространство музея, социокультурная система музея;

- выявлен характер изменений музея как социокультурного института, определены динамика становления его миссии и иерархия социокультурных функций, проанализирована специфика его проявлений в российских условиях;

- обоснована необходимость использования культурологических парадигм при разработке новых музейных технологий, что дает возможность музейным работникам в разных видах и формах профессиональной деятельности выявлять в хранимом музеями культурном наследии актуальный потенциал, обеспечивающий преемственность традиций, связь прошлого с будущим через интерпретацию в настоящем;

- раскрыты особенности и факторы институциональных трансформаций музея в условиях глобализации и информатизации; обосновано, что развитие музея как социокультурного института существенно зависит от общемировых процессов: музей находится под воздействием глобализации и сам является фактором глобализации, поскольку констатирует единство человечества на всей планете; вместе с тем музей как хранитель локальных культурных ценностей способен нейтрализовать негативные тенденции глобализации и усиливать позитивные;

- на основе анализа проблем, возникающих при взаимодействии музея с экономической сферой, сделан вывод, что негативные последствия коммерциализации духовной, в частности, музейной сферы, можно преодолеть при условии утверждения понимания специфики музея как института генерации и систематизации ценностей, способствующих гармонизации общества и обеспечивающих стабильность социальных систем;

- обосновано позитивное воздействие культурного потенциала музея на общественную ситуацию, современные социокультурные практики в условиях «общества массовой культуры», на развитие культурного туризма;

- дана социокультурная оценка музейной публики и проявлений в музейном пространстве таких тенденций и технологий, как зрелищность, практика творческих индустрий;

- на основе анализа знаково-коммуникативной природы музея и, в частности, музейной экспозиции как текста культуры выявлены факторы, обеспечивающие успех коммуникации в музейной сфере, адекватность передачи информации в знаковой системе музея.

Теоретическая значимость исследования. Представленная в настоящей работе общая концепция тенденций диалектической взаимообусловленности музея и общества вносит определенный вклад в теоретические подходы к исследованию музея как социокультурной системы и генерируемого им социокультурного пространства. Социальная значимость и актуальность проблематики обусловливают возможность их использования в научных исследованиях музейной практики, в теоретических культурологических изысканиях. Теоретическую значимость имеет осмысление и дескрипция музееведческих проблем в рамках культурологических теорий, при этом интеграция различных концептуальных подходов обеспечивает целостность анализа музея как социокультурного феномена. Основные выводы диссертационного исследования могут быть использованы в качестве теоретико-методологического основания для дальнейшей разработки проблем эффективности выполнения музеем функций в меняющихся социокультурных условиях.

Практическая значимость исследования заключается в возможности реализации его результатов в деятельности органов управления сферой культуры, музейных учреждений и коммерческих туристских предприятий, модернизации основ профессионального мышления. На основании полученных научных результатов выработаны рекомендации, которые могут быть положены в основу принятия эффективных управленческих решений, способствующих утверждению инновационности музейной практики, использоваться для социокультурных прогнозов и экспертной деятельности в музейной сфере, при разработке музейных программ и проектов. Отдельные положения исследования внедрены автором в музейную практику.

Материалы диссертации представляют интерес для преподавателей, научных работников, аспирантов и студентов. Теоретические разработки могут быть использованы в учебном процессе - при преподавании дисциплин «Культурология», «Мировая культура и искусство», «Всемирное культурное наследие», при разработке элективных курсов, для обучения студентов по основным образовательным программам «Культурология», «Музееведение», «Туризм», а также в учебных структурах переподготовки музейных специалистов.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Содержание диссертационного исследования соответствует формуле специальности 24.00.01 - теория и история культуры по содержанию («исследование проблем современного состояния теории и истории культуры на ее различных исторических этапах»), основным объектам научного исследования в области указанной специальности («процесс вовлечения человека в мир культуры и социально-культурное творчество как область науки и социальной практики», «процессы функционирования духовной культуры в обществе, тенденции социокультурного развития различных социальных групп общества и институтов культуры»). Содержание различных глав и параграфов диссертационного исследования соответствует следующим пунктам области исследования: п. 9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов; п. 11. Взаимоотношение универсального и локального в культурном развитии; п. 15. Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества; п. 16. Традиции и механизмы культурного наследования; п. 18. Культура и общество; п. 24. Культура и коммуникация; п. 25. Язык как феномен культуры, как проявление национального своеобразия и фактор межкультурного общения; п. 32. Система распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре; п. 33. Институты культуры и их функции в обществе.

Основные положения, выносимые на защиту:

• В начале XXI в. музей сохраняет статус социального института, выполняющего общественно значимые функции, решающего задачи поддержания единого культурного пространства музейными средствами. При этом сосуществуют и взаимно дополняют представление о современном музее две тенденции: тенденция к большей интеграции музея в систему общества и тенденция к сохранению статуса музея как места, альтернативного будничному миру, к выделению его из привычной среды в парадоксальное, но одновременно реальное пространство, в котором можно встретиться с прошлым и которое несет в себе образ ушедшего времени с характерными для него чертами.

• Музей как социокультурный институт претерпевает глубокие изменения, трудности новой идентификации, обусловленные комплексом экономических, политических, культурных трансформаций современного общества. Он выживет в современном мире, будет актуальным и востребованным, если сохранит свою социокультурную специфику и приобретет инновационность - способность по-новому в новых условиях аккумулировать и транслировать социально-культурное наследие человечества, нации, социума.

• В социокультурной миссии музея на первый план выходят культурообразующая, социоформирующая и культурно-экологическая составляющие. Современное понимание экологии предполагает восприятие мира как единства природных и культурных компонентов, выявление условий безопасности изменений, вносимых человеком. Музей является действенным механизмом преодоления культурно-экологического кризиса, грозящего цивилизационными утратами, исчезновением культурного разнообразия, институтом преемственности и устойчивого развития, базирующимся на идее сохранения для потомков полученного природного и культурного наследия.

• Музейная практика представляет собой типологически своеобразный модус креативности, укорененный в традиции национальной культуры, способствующий сохранению и преобразованию культурных форм, общей картины мира, преодолению трудностей переходного периода, кризиса самоидентификации современного музея как социокультурного института.

• Успешность музея в глобализирующемся информационном мире обусловлена его позиционированием в качестве уникального места и особого средства массовой информации, отличного от других, его самоидентификацией в качестве хранителя не только музейных предметов, но и пространственно-временных констант, нематериального наследия, как действенного канала межкультурной коммуникации во времени и пространстве. Отраженное в музейной практике глобальное обретает положительную динамику, когда социокультурные процессы отвечают требованиям «единства в многообразии» и «многообразия в единстве».

• В эпоху социально-культурных сдвигов нарастает тенденция актуализации зрелища как важной структурно-типологической единицы культуры и зрелищности как доминантного принципа самовыражения. В музейной среде удовлетворяется общественная потребность в празднике, и в целом музейную сферу можно определить как сферу праздника. Зрелищем (в широком смысле - как структурно-типологической единицей культуры) является музейная экспозиция, в которой реализуется особая система смыслов.

• Хотя в современном мире отмечается обособление музея и туризма в качестве самостоятельных социокультурных практик, они демонстрируют взаимообусловленную зависимость, поскольку служат удовлетворению одной общественной потребности. Музей выступает содержательной доминантой культурного туризма. Только при взаимовыгодном сотрудничестве музея и туристской отрасли возможно, при сохранении преемственности, обеспечить непрерывность воспроизводства культурно-исторического опыта, что является непременным условием культурного существования человечества и выработки человеком личного опыта.

• Успех коммуникации в музейной сфере зависит от адекватности передачи информации в знаковой музейной системе. Как коммуникативная система, музейная экспозиция содержит сообщение, как моделирующая система задает абстрактную систему, воспроизводящую существенные связи и отношения реальной действительности.

• Современная социокультурная ситуация предопределяет необходимость осмысления традиционных и выработки новых средств художественной выразительности музейного языка, способных передать смысложизненные проблемы современности. Создание, чтение и понимание текстов культуры, в частности, музейных, экспозиционных тестов, формируется на основе духовного, интеллектуального опыта.

Апробация результатов исследования:

1. Основные положения и результаты исследования получили отражение в 41 публикации, в том числе в двух монографиях, 39 статьях и текстах тезисов научных докладов (из них 9 в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации).

2. Отдельные тезисы и выводы докладывались и обсуждались на 19 международных, региональных, межвузовских конференциях, форумах, конгрессах, в том числе международных: Международный форум «Туризм: наука и образование» (Сходня, Российская международная академия туризма,

2007); V, VI, VII Международные научные конференции «Высшее образование для XXI века» (Московский гуманитарный университет, 2008, 2009, 2010); конференция «Культурный туризм в целях мира и развития» в рамках III Международного форума «Туризм: наука и образование» (Сходня, Российская международная академия туризма, 2009); Международная научная конференция «Трансформация культуры в глобальном информационном обществе» (Москва, МосГУ, 2009); XI международная теоретико-методологическая конференция «Интеллигенция и идеалы российского общества» (Москва, РГГУ, 2010); Международная научная конференция «Социология и культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия» (Белые Столбы, Российский институт культурологии, 2010); Международная научная конференция «Культура глобального информационного общества: противоречия развития» (Москва, МосГУ, 2010); Первая международная конференция по сотрудничеству и формированию согласованной политики в вопросах развития культурно-познавательного туризма на пространстве СНГ (Москва, Совет по гуманитарному сотрудничеству государств-участников СНГ, Министерство культуры РФ, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, 2011); XII международная теоретико-методологическая конференция «Интеллигенция в этноконфессиональном мире: пути выбора» (Москва, РГГУ, 2011); Международная научная конференция «Право на культурное наследие» (Петербург, Государственный Эрмитаж, философский факультет СПбГУ, 2011); Международная научная конференция «Культура глобального информационного общества и проблемы модернизации России» (Москва, МосГУ, 2011); Второй Московский форум культуры «Культура как стратегический ресурс России в XXI веке» (Химки, Московский государственный университет культуры и искусств, 2011) и всероссийских научных конференций: III, IV и V Всероссийские научные конференции («Сорокинские чтения») (Москва, МГУ и Российская социологическая ассоциация, 2007, 2008, 2009); Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: пути взаимодействия» (Москва, Институт социологии РАН, 2008); Всероссийская научная конференция «Перекресток культур: музейная память» (Казань, Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2009).

3. Теоретические обобщения диссертационного исследования прошли апробацию в реальных условиях - в практической работе автора, в проектах музейных коллективов, реализуемых при его участии: экспозиции «A.A. Блок. Страницы биографии и творчества» в Государственном историко-литературном и природном музее-заповеднике A.A. Блока «Шахматово»; экспозиции «Мир русской провинции» в Солнечногорском историко-краеведческом музее «Путевой дворец». Два научно-экспозиционных проекта получили гранты Фонда Сороса («Жить в Шахматове и умереть на сцене» в музее-заповеднике A.A. Блока и «Музей-класс» в Солнечногорской школе № 1 имени A.A. Блока).

4. Материалы настоящей научной работы использовались автором при чтении лекций студентам Российской международной академии туризма по учебным дисциплинам «Культурология», «Социология», «Этнология».

5. Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств 29 июня 2011 г. (протокол № 13).

Структура диссертации обусловлена логикой раскрытия темы и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Именнова, Любовь Сергеевна

Выводы по четвертой главе

При анализе музея оказываются продуктивными направления исследований, в которых музей рассматривался в рамках культурологических концепций, в первую очередь, символических, семиотических и коммуникационных.

Музейная коммуникация имеет следующие принципиальные черты, реализующиеся в структурных моделях музейной коммуникации: антропоцентризм, семиотические основания, диалогический подход, доминирование аксиологического аспекта над обучающим, воспитательным, информационным. «Понимающее музееведение» утверждает исходное равенство позиций участников акта музейной коммуникации - экспозиционеров (а также других музейных сотрудников), посетителей музея, музейной общественности.

Универсальным и сущностным свойством любого предмета является знаковость (актуализированная или потенциальная). В музейном пространстве предметы утрачивают изначальную функциональность, становятся знаками отражаемой реальности. На знаковости предмета, которая способствует созданию образа-символа, базируется особый музейный язык.

Музейный язык предстает как коммуникационная система, совокупность упорядоченных знаков. Её специфичность заключается в пространственном характере, в использовании «языка вещей» - музейных предметов. Как в любой коммуникационной системе, в ней присутствует информация, воплощенная в специфических семиотических знаках (экспонатах), и инвариантные способы организации этих знаков.

Музейные предметы становятся основой культурного текста более высокого порядка - музейной экспозиции. В языке музейной экспозиции можно выделить несколько уровней, каждый из которых выполняет определенные «грамматические» функции. В экспозиционном тексте интегрируются в музейную систему вербальные и визуальные элементы, сочетается научное и образное восприятие. Все уровни связаны, образуют «метаструктуру», элементы которой составляют композиционное и смысловое единство.

Конструктивными принципами организации экспозиционного текста являются:

- принцип оттраниченности экспозиционного текста, его противопоставленности всем музейным предметам;

- принцип структурности, иерархичности организации;

- принцип гомеоморфизма: структура пространства текста становится моделью структуры пространства вселенной, а внутренняя синтагматика элементов внутри текста - языком пространственного моделирования;

- принцип изоморфности, параллелизма в организации плана выражения и плана содержания;

- принцип многоплановости, вхождения одних и тех же элементов в несколько структурных контекстов;

- принцип ^противопоставления, одновременного проецирования, взаимодействия нескольких общекультурных семантических полей;

- принцип соположенности разнородных элементов при взаимодействии разноуровневых компонентов;

- принцип семантизации структуры;

- принцип инвариантности экспозиционной системы;

- принцип перевода содержания реальной действительности на музейный язык;

- принцип семантической активности пространственного расположения экспонатов;

- принцип целостности, единства стиля и содержания экспозиции.

Понимание экспозиции обеспечивается интерпретацией культурного кода.

Музейный текст обладает глубиной, его части нельзя воспринимать изолировано, вне структуры, в одном измерении. Восприятие экспозиционного текста зависит от соответствия кода, используемого автором экспозиции, коду, применяемому её зрителем. Создатели экспозиции должны иметь в виду адресата экспозиционного послания, учитывать требования и ожидания музейного посетителя, выступающего в роли декодера. С помощью музейного языка создается картина мира, моделируются принципы структурной организации реальной действительности. В музейных обстоятельствах осуществляется не только «реконструирование» прошлого, но и «конструирование», то есть включение элементов культурного наследия в структуру опыта интерпретатора. При этом музейный экспонат выступает не просто как знак определенного содержания, а как «медиум» раскрытия бытия.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.