Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ломова, Наталия Федоровна

  • Ломова, Наталия Федоровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 188
Ломова, Наталия Федоровна. Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2002. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ломова, Наталия Федоровна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы подготовки учителя изобразительного искусства средствами музейной педагогики

§1.1. Исторические, философские и психолого-педагогические предпосылки становления музейного дела

§1.2. Основные этапы развития образовательновоспитательных концепций музея.

§1.3. Методологическое определение основного содержания музейной педагогики

Глава П. Опытно-экспериментальное исследование эффективности подготовки будущего учителя изобразительного искусства средствами музейной педагогики

§2.1. Организация занятий по спецкурсу «Музейное дело» на факультете изобразительного искусства в педвузе

§2.2. Эксперимент по музейно-педагогической подготовке ф студентов факультета изобразительного искусства в педвузе

§2.3. Специальная профессиональная подготовки студентов факультета изобразительного искусства по музейному делу и музейной педагогике

Глава Ш. Социокультурные и образовательные функции музея в педвузе

§3.1. Социокультурные функции музея и его роль в образовательных системах.

§3.2. Специфика организации экспозиции в художественном музее педагогического вуза.

§3.3. Музейная педагогика как составная часть дидактических положений общей педагогики.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе»

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный культурно-образовательный процесс имеет тенденцию развития широкого информационного поля. Технический процесс, новые информационные технологии в XXI веке, вероятно, будут играть определяющую роль в формировании культурного уровня молодого человека. И здесь важно, какое место займет историческая память в его интеллектуальном и нравственном развитии.

Известный французский художник Жан Луи Давид, обращаясь к членам Конвента по поводу воспитания, воскликнул: «Музей — это не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Музей — это школа большого значения». Так знаменитый Лувр наряду с задачами сбора и сохранения ценностей, стал решать и педагогические задачи, ибо в музее формируется образ исторической памяти.

Сегодня потребность в квалифицированные педагогических кадрах значительно возросла. Учитель как личность социально-значимая постоянно нуждается в повышении своего профессионального мастерства и личных качеств, в умении правильно инструментировать исторической памятью в учебно-воспитательном процессе. Учитель изобразительного искусства в школе вообще, а в старшей тем более, является ориентиром, проводником, музееведом, искусствоведом, экскурсоводом, и только после этого -художником в высоком смысле этого слова. Насколько высок уровень образованности в творческом и музейно-педагогическом плане, настолько его ученики будут художественно-образованы и эстетически развиты.

Всеобщая информатизация образования усиливает необходимость совершенствования систематизации знаний, а в этой связи и музейно-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Одним из важнейших направлений эффективной подготовки современного художника-педагога мы видим в организации музейного дела в системе новых информационных технологий педагогического вуза.

Одним из определяющих условий музейно-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства выступает дидактически организованный учебный процесс, при котором творческий потенциал специалиста в качественном отношении заметно повышается.

Идеи гуманизма и гармонии в образовании уходят вглубь профессиональной педагогики, которая считает ребенка основным участником учебно-воспитательного процесса, направленного на ценностно-интеллектуальное развитие личности. А где, как не в музее можно найти ценностные образы прошлого, настоящего и будущего?

Занятия музейной педагогикой необходимы не только художнику-педагогу, но и любому специалисту, занимающемуся процессом воспитания. Музейно-педагогическая направленность деятельности учителя облегчает усилия ребенка по самосовершенствованию и заключается в организации творческого процесса совместного поиска, в результате которого ребенок лично добывает знания, а учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.

На сегодняшний день в России практически нет ни одного педвуза или образовательного учреждения, где не было бы какой-либо коллекции или собрания тех или иных педагогических ценностей и раритетов. А некоторые педвузы насчитывают более пяти музеев прикладного значения и имеют государственный статус. Качественная подготовка выпускников в этих вузах заметно высокая. И хотя музейное дело в педвузе внедряется в учебный процесс уже давно, принципиально концептуального решения на $ правах образовательного стандарта это направление пока еще не получило.

О необходимости музейной педагогики писали К.Д.Ушинский и П.Ф.Каптерев, П.П.Блонский и С.Т.Шацкий. По их мнению, именно во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века своего существования.

Следует отметить, что основы музейной педагогики были заложены немецкими учеными и деятелями культуры: А.Лихтварком, Г.Кершенштейнером, А.Рейхвеном.

Личность учителя, ее свойства, воспитание и деятельность рассматривали на страницах своих трудов О.А.Абдулина, А.А.Бодалев, А.А.Вербицкий, И.Д.Лушников, Т.В.Челышева. Заметный вклад в исследование творчества учителя, как важнейшего условия инновации в музейно-педагогическом процессе, внесен А.А.Андреевым, Ю.К.Бабанским, ^ Д.Б.Богоявленским, В.И.Загвязинским, В.С.Кузиным, Н.Д.Никандровым,

Я.А.Пономаревым, Л.С.Подымовой, В.А.Сластениным, В.И.Щеголем и др.

Заметный вклад в исследование профессиональной и музейно-педагогической подготовки специалистов внесли известные ученые, педагоги, художники-практики и музейные работники. Среди них Андреев A.A., Антонова И.А., Днепров Э.Д., Зязюн И.А., Круглов Ю.Г., Неменский Б.М., Сластенин В.А.

Теоретические вопросы формирования художественно-эстетических потребностей личности разрабатывались в рамках философии эстетики Асмусом В.Ф., Каганом М.С., Лосевым А.Ф., Лихачевым Д.С. и др.

При работе над диссертацией были проанализированы труды известных ученых в области дидактики (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.), вузовской педагогики (О.А.Абдулина, •СГ С.И.Архангельский, Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков и др.), возрастной и педагогической психологии (Л.С.Выгодский, С.Л.Рубинштейн, U Е.И.Игнатьев, А.Н.Леоньтьев, Б.Ф.Ломов и др.).

Влияние изобразительного искусства на формирование нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры школьников обстоятельно и широко освещены в специальной педагогической литературе (И.Я.Богусловская, А.Бородулин, Г.М.Блинова, В.М.Василенко,

B.В.Корешков, М.А.Некрасова, Т.М.Разина, Б.А.Рыбаков, Л.И.Ремпель, А.Б.Салтыков, А.К.Чекалов, А.С.Хворостов и др.).

В исследовании использовались работы, посвященные вопросам формирования духовной культуры в процессе эстетического воспитания учащихся (Игнатьев С.Е., Лихачев Б.Т., Ломов С.П., Ростовцев H.H., Унковский A.A., Шорохов Е.В., Шпикалова Т.А. и др.) Психологические основы формирования духовности личности раскрываются в работах Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Крутецкого В.А., Кузина B.C., Кубышкиной Э.И., Леонтьева А.Н., Лурия А.Р., Петровского A.B., Ф Рубинштейна С.Л., Сокольниковой Н.М., Тайчинова М.Г. и др.

Теоретические вопросы структуры и содержания общего образования разрабатывали Барташев A.B., Горецкий В.Г., Дмитриев Т.Д., Курдюмова Т.Ф., Кривошеев В.Ф., Леднев B.C., Семушина Л.Г., Тодоров Л.В. и др.

Вопросы методики преподавания основ музейного дела в педвузе исследовали: Ю.Г.Круглов Е.Н.Мастеница, Б.А.Столяров, И.Н.Уханова,

C.В.Фокин, Л.М.Шляхтина, и др.

Новые социально-экономические отношения способствовали открытию образовательных учреждений инновационного типа (лицеев искусств, школ эстетического развития и др.), что потребовало более универсальной и качественной подготовки художников-педагогов, где роль и место музейной педагогики выходят на приоритетное место.

Анализ современного состояния подготовки учителей изобразительного искусства, занимающихся музейной работой в школе, позволил выявить следующие недостатки:

- неразработанность системы подготовки студентов факультета изобразительного искусства по музееведению;

- отсутствие интегративного подхода в методической подготовке будущих учителей к преподаванию изобразительного искусства; отсутствие преемственности в преподавании методики изобразительного искусства в школе и других учреждениях образования и культуры;

- недостаточная методическая оснащенность музейно-педагогических технологий;

- несовершенство содержания образовательного процесса в области музееведения.

В последние годы в Российских педвузах и общеобразовательных школах интенсивно осваиваются инновационные технологии преподавания, в том числе и по музееведению, но именно в педвузе на начальном этапе подготовки художника педагога возникает ряд противоречий между: содержанием музейно-педагогического процесса в вузе, действующего на традиционной экскурсионно-репродуктивной основе, и необходимостью формирования творческого потенциала школьника на базе исторической памяти; необходимостью повышения эффективности формирования художественных способностей школьников на примере музейных ценностей и недостаточной подготовленностью педагога к этой деятельности;

- требованием учета эмоциональной сферы детей и неумением многих учителей использовать данный потенциал в музейно-выставочной деятельности;

- выявлением психолого-педагогических и дидактических условий реализации музейных технологий по художественному развитию школьников и недостаточным обеспечением материально-технической базы учебных заведений;

- стремлением общества выйти на качественно новый уровень духовного развития молодежи и недостаточной реализацией музейно-педагогических технологий при подготовке учителей изобразительного искусства к школе, где воспитаннику были бы предоставлены принципиально иные возможности накапливать и раскрывать личностный творческий потенциал.

Выявленные недостатки и сформулированные противоречия послужили основанием для постановки проблемы исследования: разработка, научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективных педагогических путей, методов и средств обучения музейному делу студентов художественно-графических факультетов в системе их профессиональной подготовки к творческой работе в школе.

Цель исследования: повысить эффективность музейной педагогики в системе вузовских дисциплин, как средства качественной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Объектом исследования выступает система профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в области изобразительного искусства и народных промыслов.

Предметом исследования является профессиональная подготовка студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел в области музееведения.

На основе изучения теории и практики развития музейной педагогики нами выдвинута гипотеза исследования, которая заключается в том, что процесс подготовки будущего учителя изобразительного искусства и народных промыслов будет эффективен и качественно высок, если:

1) педагогическому процессу придается практико-ориентированная и # индивидуально-творческая направленность, предусматривающая вооружение студентов современной музейной педагогикой;

2) реализована система взаимодействия учителя и ученика в профессиональной подготовке будущего учителя изобразительного искусства и народных ремесел;

3) технология подготовки будущего учителя основывается на музейно-педагогической модели, учитывающей организационные психолого-педагогические и дидактические аспекты;

4) в содержании технологии подготовки будущего учителя основывается на музейно-педагогической модели, учитывающей организационные, психолого-педагогические и дидактические аспекты;

5) в содержании технологии подготовки будущего специалиста используются разнообразные формы, методы и средства музейной работы в учреждениях образования и культуры;

6) изучение теоретических и практических основ музейного дела осуществляется студентами в тесной взаимосвязи с собственной творческой деятельностью как в музее, так и в творческой мастерской, что повышает профессиональное мастерство будущего художника-педагога.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач исследования:

-изучить современное состояние музейной педагогики в системе педагогических учебных заведений (констатирующий эксперимент в вузах);

-разработать модель музейно-педагогической технологии для факультетов изобразительного искусства и проверить эффективность в процессе ее внедрения в учебно-воспитательный процесс вузовской подготовки будущего специалиста (формирующий эксперимент); О

-провести сравнительный анализ качественной подготовки специалиста в период его прохождения педагогической и музейной практики (контрольный эксперимент).

Методологическую основу исследования составляют: теория познания как основа научной педагогики; положения философии об искусстве как специальной форме общественного сознания; теоретико-исторический анализ научных трудов, затрагивающих проблемы музейной педагогики и развития художественной культуры и искусства; классические и современные труды известных философов, искусствоведов, педагогов, психологов, художников; положения теории эстетического воспитания, художественного образования средствами музейной деятельности.

Для проверки гипотезы исследования были применены следующие методы исследования:

- анализ литературных источников по различным областям наук (психолого-педагогической, философской, искусствоведческой, методической, исторической), показывающий состояние изученности проблемы, ее теорию и историю;

- изучение и обобщение опыта музейной работы в педвузах России и ближнего зарубежья;

- тестирование и анкетирование студентов и выпускников, беседы, интервьюирование и другие социометрические методы исследования;

- педагогические наблюдения за творчеством и музейной деятельностью выпускников педвузов;

- изучение и анализ музейно-педагогической деятельности выпускников факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета;

- проведение психолого-педагогического развивающего эксперимента;

- статистическая обработка экспериментальных данных.

Исследование проходило в период с 1997 по 2002 год. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Государственной Третьяковской галереи, Всероссийского музея декоративно-прикладного народного искусства, Московской государственной картинной галереи Народного художника СССР А.Шилова, в лаборатории художественного образования и эстетического воспитания НИИ общего образования Минобразования РФ и на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета.

В эксперименте участвовали учителя общеобразовательных школ г.Москвы и Московской области в количестве 47 человек и студенты факультета изобразительного искусства и народных ремесел (далее ИЗО и НР) в количестве 382 человек, в том числе: на 1 этапе - 1997 г.- 47 чел.; 1998 г.- 47 чел.; 1999 г.- 47 чел. на 2 этапе - 2000 г.- 43 чел.; 2001 г.- 51 чел.; 2002 г. - 53 чел. на 3 этапе - 2001 г.- 43 чел.; 2002 г. - 51 чел. Основные этапы исследования:

Первый этап (1997-1999 гг.) - поисково-аналитический. Он состоял в теоретическом изучении проблемы исследования, определении цели и задачи исследования, в проведении констатирующего эксперимента по определению музейно-профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ. Поисковый эксперимент проводился с одной стороны на базе Третьяковской галереи и Всероссийского музея декоративно-прикладного народного искусства, с другой стороны, на базе факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета, школ №№1188, 548, 1048, 764, 248 г.Москвы; школ №№ 3 и 5 г.Видное; школ №№ 5, 10,17 и гимназии №1 г.Мытищи; второй этап (2000-2001 гг.) - опытпо-эксперимеитальный. За этот период был проведен формирующий эксперимент на четырех курсах факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета. Уточнялись условия совершенствования процесса подготовки будущего учителя в области музейной педагогики. Работа по формирующему эксперименту проводилась поэтапно: вначале осуществлялось наблюдение за студентами в период прохождения ими музейной практики (1 неделя в зимнюю сессию 7 семестра); затем анализировалась музейно-выставочная деятельность будущего специалиста в период его педагогической практики (6 недель в 8 семестре); на завершающем этапе во время итоговой педпрактики студентами 5 курса проводилась целая серия пробных занятий со школьниками в музеях, галереях и выставочных залах (в 9 семестре); третий этап (2001-2002 гг.) заключительно-обобщающий. В этот ^ период был проведен контрольный эксперимент в Третьяковской галерее и школе № 548 г. Москвы, где проходили педпрактику выпускники факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета. В задачу данного этапа входило подтверждение уровней подготовки будущих учителей изобразительного искусства и народных промыслов в области музееведения. Осуществлялась апробация и внедрение методических рекомендаций в школьную практику, оформлялась работа.

Апробация основных положений диссертационного исследования осуществлялась в выступлениях на научно-практических конференциях в Московском педагогическом университете (1998-2002 гг.), при проведении семинарских занятий и чтении лекций по спецкурсу «Музейное дело» и со студентами 4-5 курсов факультета изобразительного искусства и народных ^ ремесел (2001-2002 гг.), материалы исследования доложены, обсуждены и получили одобрение на заседаниях в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования РФ (2001 г.), на объединенном заседании кафедр факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета (2002 г.), на Всероссийской научной конференции в Третьяковской галерее по музейной педагогике (2002 г.), на заседаниях отделения культуры и искусства Международной академии наук педагогического образования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- создана модель музейно-педагогической технологии подготовки будущего учителя изобразительного искусства;

- теоретически обоснованы условия реализации технологии музейной подготовки будущего учителя к художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников;

- разработаны программы и содержание спецкурса «Музейное дело» для студентов факультетов изобразительного искусства;

- разработана и внедрена в учебный процесс программа по музейной практике; дано теоретическое обоснование музейной педагогике, систематизирующей качественную подготовку будущего учителя изобразительного искусства.

Теоретическая значимость исследования состоит: в использовании музееведения в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя изобразительного искусства; в получении результата опытно-экспериментального исследования, новых данных, характеризующих уровень сформированности профессионально-педагогической подготовки специалиста в области музееведения; в выявлении зависимости между технологически организованным процессом музееведческой подготовки обучения и эффективным качественным уровнем специальной подготовки & художника-педагога.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: исследована образовательная область вузовских музеев и определена их междисциплинарная и профилированная функциональность; сформулированы требования к умениям студентов в области музейной деятельности; созданы программы по музейному делу и музейной практике для факультетов изобразительного искусства, художественно-графических факультетов и отделений искусств педвузов; применен метод тезаврирования в оценке творческих работ студентов; выполнены наглядные пособия по экспозиционным разделам музейной педагогики; разработаны методические рекомендации по музейной педагогике, которые могут быть использованы для совершенствования подготовки учителей изобразительного искусства; составлены перечни-справочники основных музеев мира; подготовлены учебные пособия для учителя по циклу бесед об ^ искусстве, а также составлены экспозиционные блоки произведений искусств для школьных музеев и галерей.

Достоверность результатов и обоснованность теоретических обобщений обусловлены:

- обоснованностью теоретических положений;

- опорой на системный и комплексный подход;

- репрезентативностью выборки от генеральной совокупности состава исследуемых, достаточной для количественного и качественного анализа; комплексом методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования;

- статистической обработкой и экстраполяцией полученных данных опытно-экспериментального исследования в других условиях;

- личным участием автора в организации опытно-экспериментальной работы;

- внедрением результатов исследования в учебный процесс школы № 548 г.Москвы, факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета, а также в практическую работу Всероссийского музея декоративно-прикладного народного искусства.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1 .Модель технологии подготовки будущих учителей изобразительного искусства в условиях константного освоения музейной педагогики, позволяющая объективно представить учебно-воспитательный процесс как систему, отражающую единство ее элементов, находящихся во взаимосвязи.

2.Комплекс организационных, психолого-педагогических и дидактических условий, позволяющих внедрить музейную педагогику как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства.

3.Содержание спецкурсов по музейной педагогике, основанных на интегрированном и многоуровневом обучении студентов факультета ИЗО и НР методике преподавания изобразительного искусства и музейного дела.

Основное содержание диссертационного исследования нашло отражение в следующих публикациях:

1. Ломова Н.Ф. Музейная педагогика в системе профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства. Методическое пособие. М.: ИОО МО РФ, 2002. - 2,0 п.л.

2. Ломова Н.Ф. Методические указания по проведению спецкурсов «Музейное дело» и «Музейная практика». М: «Народный учитель», 2001. -0,75 п.л.

3. Ломова Н.Ф. Программа «Художественная вышивка» для художественных кружков в 1-4 классах / Статья в сб. Современные проблемы воспитания и образования. М: ИОО МО РФ, 2000 (в соавт.). - 0,5 п.л.

4. Ломова Н.Ф. Программа «Художественное вязание» для художественных кружков в 1-4 классах / Статья в сб. Современные проблемы воспитания и образования. М: ИОО МО РФ, 2000 (в соавт.).- 0,5 п.л.

5. Ломова Н.Ф. Русские живописцы XIX в. Учебное пособие для школьников. М.: «Агар», 2002 (в соавт.). — 7 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ломова, Наталия Федоровна

Заключение

Проведенное диссертационное исследование по теме «Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе» позволяет сделать вывод о том, что образовательная деятельность музея стала одним из определяющих факторов возникновения, развития и совершенствования социокультурной функции музея и научно-исследовательской деятельности вуза.

Подготовка студентов по спецкурсу "Музейное дело" в связи с задачами эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педагогических образовательных учреждениях призвано обогатить развивающийся научно-теоретический, познавательно-практический и художественно-эстетический потенциал личности и освоить основные уровни и требования подготовки будущего художника-педагога.

Специфика обучения студентов на факультете изобразительного искусства педагогического университета позволило провести наше исследование в контексте с образовательной деятельностью музеев, что подтвердило ранее выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Анализ современного состояния профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в области музейной педагоги показал, что долгое время педагогическая наука и музейное дело не уделяли должного внимания данной проблеме. Работа в музее не включалась в вузовские программы. Причина виделась в отсутствии необходимых условий для внедрения новых программ, а также в слабой материальной обеспеченности учебного процесса.

2. Полученные теоретических положений о применении 0 инновационных методов обучения студентов послужили основанием для разработки интегративного спецкурса «Музейное дело» и проведению музейной практики, которые прошли апробацию на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета и рекомендован для внедрения на факультете дополнительных профессий того же университета и базовых школ.

3. В процессе опытно-экспериментального исследования, проведенного студентами на базе Третьяковской галереи и Всероссийского музея декоративно-прикладного народного искусства было доказано, что внедрение музейно-педагогических технологий в форме спецкурсов, тренинга, анализа работы с детьми, способствует развитию профессионально-педагогических умений студентов факультета изобразительного искусства.

О 4. Представляется целесообразным включение теоретических основ музейно-педагогической технологии подготовки будущего учителя в содержание учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства в школе».

5. Эффективность музейной педагогики и высокий уровень конечного результата зависят от многих факторов:

- создания организационных условия, включающих оборудование музея (галереи) и наличие помещений для хранения фондовых музейных экспонатов;

- правильной организации музейного дела в педвузе;

- мотивизации студентов к собирательству и систематизации образцов художественных произведений;

- наличия наглядных пособий по музейной работе в школе. О

6. Развитие творческих способностей связано с применением комплекса методов: экскурсионных упражнений, ролевых игр, с? направленных на получение знаний, интегрированных занятий, сочетающих восприятие художественного произведения, музыки и художественного слова, художественно-творческих заданий на ассоциативно-образное восприятие окружающего мира.

7. Теоретически и экспериментально доказано, что музейно-педагогические технологии играют важную роль в подготовке будущего учителя изобразительного искусства, основанной на тесной взаимосвязи процессов восприятия подлинных произведений искусства и воспроизведения того или иного художественного образа в своих творческих работах.

Полученные в ходе нашего диссертационного исследования результаты могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по предметам образовательной области "Искусство" для О образовательных учреждений разного типа, включая негосударственные учебные заведения, а также в музейной деятельности. При создании новых поколений учебно-методических пособий для студентов, в курсах лекций по педагогике в педагогических институтах и университетах, педагогических училищах и колледжах, в институтах усовершенствования учителей. О

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ломова, Наталия Федоровна, 2002 год

1. Аверина И.С. Возрастная динамика генотипа и среды в индивидуальных особенностях памяти школьников: Автореф. дис. канд. психол. Наук. - М., 1983.- 20 с.

2. Актуальные проблемы музейной педагогики // Ориентиры личности в условиях изменяющейся социальной среды/ под. Ред. Н.В.Соловьевой. — Воронеж, 1996.-85 с.

3. Алехин А. Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Диссертация в виде научного доклада на соискание уч. степени доктора пед. наук: М., 1993. 32 с.

4. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

5. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. — М., 1955. Т.З

6. Андреева H.H. Индивидуальные творческие работы учащихся в обучении: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1967. - 20 с.

7. Ардаширова Г. Т. Формирование эстетического вкуса в культуре поведения учащихся ПТУ: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1984. — 18 с.

8. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990. - 210 с.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. — 96 с.

10. Бакушинский A.B. Исследования и статьи: Изб.искусствовед.тр. — М.: Сов.художник, 1981.-351 е.: ил.

11. Бартке А.О. О своеобразии восприятия действительности: Автореф. дис. . канд. искусств, наук. М., 1958. - 20 с.

12. М.Бейрюмова Л. Г. Взаимодействие видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом училище: Автореф. дис. Канд. пед. наук. М., 1998,-27 с.

13. Бегак Б.А. Воспитание искусством. — М.: Просвещение, 1981. — 94 с.

14. Белявский И.Г. Эстетическое восприятие живописи старшими школьникам: Автореф. дис. канд. пед. наук (по психологии). М., 1965. - 19 с.

15. Бернштейн М.С. К методике составления и проверки тестов. // Вопросы психологии. 1968. № 4, с.51 -66.

16. Бойко А.Г., Столяров Б.А. Концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования / Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.

17. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. — СПб., 1983.

18. Будницкая И.И. Соотношение между рассказом и рисунком учащихся младших классов. (Сравнительное исследование нормальных и умственно отсталых школьников): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1958. - 19 с.

19. Букина Е.Е. Формирование представлений у школьников 4-го класса: Автореф. дис. . канд. пед. наук, (по психологии). Л., 1963. — 18 с.

20. Бурлина Е.Я. Путь длиною в века. Беседы о преподавании художественной культуры. — М.: Просвещение, 1994. 246 с.

21. Васильева И.А. Теоретические и экспериментальные исследования интеллектуальных эмоций: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1976. -24 с.

22. Вергилес Н.Ю. Исследование деятельности и функциональное моделирование сенсорного звена зрительной системы: Автореф. дис. . канд. пед. наук (по психологии). М., 1967. - 27 с.

23. Веселовская И.В. Эстетическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1981.- 183 с.

24. Виды изобразительного искусства. Уроки для начальной школы. Вып.1. / Авт.-сост. Н.Д.Рева. СПб., 1995

25. Викторов Ю. В. Д.А.Щербиновский. Художник. Педагог: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1974. - 24 с.

26. Виноградова Е. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1997. 18 с.

27. Вишина Г.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Липецк, 1999.-20 с.

28. Вишина Г.В. и др. Проведение урока-экскурсии в музее (методические рекомендации учителям и студентам университета педагогических факультетов всех форм обучения).- Воронеж, 1994. 10 с.

29. Волков H.H. Восприятие картины. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1976. — 32 с.

30. Волков И.П. Художественная студия в школе. М.: Просвещение, 1995. — 168 с.

31. Вопросы воспитания: Системный подход/ Под.ред.Л.И.Новиковой. — М.: Прогресс, 1981.- 136 с.

32. Ворожейкина О. И. Синтез искусств в формировании эстетического вкуса у младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 21 с.

33. Вроблявичюс Ю. Р. Принципы организации выставок (методика преподавания основ художественного конструирования (проектирования) для художественно-графических факультетов педагогических институтов): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1981. - 16 с.

34. Всеобщая история искусств. В 6 т. М., 1980.Д

35. Выготский J1.C. Воображение и творчество в школьном возрасте. — М.; Л; Госиздат, 1930. 79 с.

36. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

37. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под.ред.В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

38. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации / Музееведение: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1988.

39. Голубев Н. К. Художественно-эстетическая деятельность как средство формирования общественной активности старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. - 15 с.

40. Грегорова А. Музей и музееведение (сер.: Музейное дело и охрана памятников. — Вып. 1)-М., 1986.- 150 с.

41. Грицаенко Ю.В. Школьный музей. Методические рекомендации. Воронеж, 1995. 65 с.

42. Гончарук А.Ю. Формирование эстетического идеала старшеклассников в процессе изучения основ эстетики и искусствознания на материале факультативных занятий: Автореф. дис. . канд. пед наук.- М., 1982. 17 с.

43. Гордеева A.B. Формирование основ эстетической культуры старших подростков в условиях эстетически направленного общения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1990. - 19 с.

44. Гордеева A.B. Формирование основ эстетической культуры старших подростков в условиях эстетически направленного обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1990. - 19 с.

45. Гришин Э.А. Теория и практика профессионально-эстетической подготовки учителя в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. .доктора пед. наук. М., 1981. - 30 с.

46. Гринева A.B. Педагогические основы формирования и становления творческой личности младшего школьника: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1995.- 19 с.

47. Давыдова Л. С. Формирование эстетического восприятия у детей 5-7 лет в процессе изображения окружающего мира (крайний северо-восток России): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 20 с.

48. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М.: Искусство, 1968. - 124 с.

49. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1989.-96 с.

50. Дедок В.Р. Художественная самодеятельность как одна из форм эстетического воспитания (изобразительное искусство): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1971. - 25 с.

51. Демчев П. Г. Содержание и организация подготовки студентов художественно-графических факультетов пединститутов по художественному оформлению школы средствами наглядной агитации: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.

52. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. - 160 с.

53. Дукельский В.Ю. Памятники истории и культуры в системе музейной деятельности /Памятниковедение. Сб.науч.тр. М., 1986.

54. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда / Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. — М.,1989.- 127 с.

55. Журина Л.А. Формирование интереса учащихся к художественно-оформительской деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1984. -24 с.

56. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика,1990.- 164 с.

57. Журавлев В.И. Методы педагогического исследования. Лекции (для педагогических институтов). М.: Просвещение, 1972. — 159 с.

58. Золотарева Л.Р. Взаимосвязь искусств в процессе специальной подготовки студентов художественно-графических факультетовпедагогических институтов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1990. -18 с.

59. Иванов П.В. Краеведение в системе учебно-воспитательной работы в средней общеобразовательной школе: Автореф. дис. . доктора пед. наук. Петрозаводск, 1967. - 21 с.

60. Иванова Н.С. Активизация познавательно-творческой деятельности учащихся 1 -7 классов в процессе обучения изобразительному искусству: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1993. - 19 с.

61. Иванова Т.Н. Педагогическое руководство формированием эстетических чувств у младших школьников в процессе обучения интегрированному курсу искусств (изобразительному искусству, литературе, музыке): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995. - 23 с.

62. Изучение и научное описание памятников материальной культуры / Сост. и науч.ред. А.М.Разгон, Н.П.Финягина. 1972. - 185 с.

63. ИКОМ (ICOM): Устав Международного совета музеев. М., 1974.

64. Ильенко Л.П. Педагогические основы эстетического воспитания и развития школьников (1-9 классы) средствами интегрированного курса предметов искусств: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 20 с.

65. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, хранящихся в государственных музеях СССР. Министерство культуры СССР. — М., 1984.- 152 с.

66. Иоффе И.И. Синтетическая история искусств: Введение в историю художественного мышления. — Л.: Искусство, 1933. — 156 с.71 .Ионина H.A. Сто великих музеев мира. М.: Вече, 1999. — 508 с.

67. Искусство в системе культуры. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 256 с.

68. Искусство как фактор комплексного подхода к воспитанию. — Свердловск, 1978. 94 с.

69. Исследование художественных интересов школьников/ Под общ.ред. Е.В.Квятковского, Ю.У.Фохта-Бабушкина. — М.: Педагогика, 1974. — 160 с.

70. Кабкова Е.П. Формирование обобщенных представлений у младших школьников в процессе восприятия произведений разных видов искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. - 17 с.

71. Калантарова С.И. Эмоционально-эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства (на материале художественной иллюстрации и картины): Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1986,- 19 с.

72. Камерон Д. Музей современному человеку / Курьер ЮНЕСКО - М.: Прогресс, - 1970. №10.

73. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: изд-во Ваклер - 1996. -230 с.

74. Коваленко П. Ю. Теоретические основы и методика проведения бесед об изобразительном искусстве в 1-8 классах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 30 с.

75. Колесникова И. А. О феномене музейной педагогики/ Художественный музей в образовательном пространстве. СПб., 1998,- 156 с.

76. Козлова Т.А. Педагогические основы формирования системы знаний по культуре при изучении курса истории в 5-7 классах современной школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 16 с.

77. Комарова Т.С. Дети в мире творчества М.: Мнемозина, 1995- 158 с.

78. Конышева Н.М. Формирование профессиональной готовности учителя к эстетическому воспитанию младших школьников в процессе его подготовки в педагогическом институте: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -M., 1979.- 15 с.

79. Конухова E.H. Из истории работы русских и советских музеев с детьми / Музей-7: Художественные собрания СССР / Сост. А.С.Логинова. М., 1987.

80. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979.- 175 с.

81. Конухова E.H. Из истории работы русских и советских музеев с детьми / Музеи-7 Художественные собрания СССР/ Сост.А.С.Логинова. М., 1987.

82. Корешков В.В. Эстетическая среда школы и личность учащегося. Учеб.пособие. М.: Изд-во Прометей; МПГУ им.В.И.Ленина, 1994. - 75 е.: ил.

83. Коробова Н. И. Проблема обогащения изобразительно-выразительных средств искусства в советской эстетике (опыт русской "формальнойшколы" 20-х годов): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Свердловск, 1988. -18с.

84. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

85. Коссова И.М. О значении термина музейная педагогика в теории и практике современной деятельности российских музеев // Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. / (ИПРИКТ МК РФ). М., 1999. с. 14-21

86. Кравчунас Б.К. Изобразительное творчество ребенка как явление художественной культуры: специфика, проблемы развития : Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПБ., 1995. - 23 с.

87. Краткий словарь музейных терминов: Проект. М., 1974. - 310 с.

88. Краткий словарь музейного дела. // Под.ред.Р.Кнау, В.Энненбаха. М., 1975.-265 с.

89. Краткий словарь музейных терминов / Музеи и памятники культуры в идейно-воспитательной работе на современном этапе. — М., 1983. 140 с.

90. Криницын Л.Ф. Комплексная организация учебных помещений в средней общеобразовательной школе (на примере кабинета искусств): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1975. - 24 с.

91. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 149 с.

92. Крупное А.И. Психологические проблемы исследования активности человека//Вопросы психологии. 1984. - №3. - 97 с.

93. Крюкова H.H. Формирование эстетических суждений старшеклассников в процессе внеклассных занятий по искусству: Автореф. дис. . канд. пед наук. М., - 16 с.

94. Ктурецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255 с.

95. Кузина Е.В. Формирование эстетических чувств у младших школьников в процессе изучения произведений искусств: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1991. - 18 с.

96. Кузин В. С. Идейно-эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в советской школе: Автореф. дис. . доктора пед. наук. М., 1974. - 60 с.

97. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. — М.: Просвещение, 1977. — 207 е.: ил.1103. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания вшколе. Учебник. 3-е изд., перераб. И доп. М., Агар, 1998. 336 с.

98. Кульчанская H.JI. Развитие художественного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях художественного музея: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. - 22 с.

99. Кучина Т.И. Развитие художественного мышления подростков: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1992.- 15 с.

100. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971.-286 с.

101. Леонтьеов А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971.-40 с.

102. Лернер И .Я., Скаткин М.Н. Современный урок. М.: МИРОС, 1992. -38 с.

103. Лихачев Б.Т. Законы воспитания и их обусловленность законами развития.//Советская педагогика. — 1981. №3,- С.86-93.

104. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов и слушателей ФПК. М., 1996. - 462 с.

105. Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения Древней Руси.

106. Ломов С.П. "Русские живописцы ХУШ-Х1Х вв". Учебное пособие для р школьников. Изд-во "Агар", М., 1997. 79 с.

107. Макаренко A.C. О воспитании. M., 1990. - 414 с.

108. Маслова С.Г., Соколова Н.Д. Мы входим в мир прекрасного / Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». М., СПб, 2000. 158 с.

109. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности//Вопросы психологии. 1982. - №4. - С.5-17.

110. Медведева Е.Б. Становление музейной педагогики в Германии и России. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1999. - 16 с.

111. Медведева Е.Б. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Ориентиры культурной политики / М., 1977. С. 18-28

112. Методические проблемы развития педагогической науки / Под.ред.П.Р.Атутова и др. М.: Педагогика, 1985. - 236 с.

113. Методы педагогических исследований. /Подред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 255 с.

114. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. — М.: Просвещение, 1991. 187 с.

115. Мосина В.Р. Эстетическое восприятие старшеклассников на факультативных занятиях по изобразительному искусству (на материале русской живописи начала XX века) Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995.-22 с.

116. Мосина В. Р. Методика изучения древнерусской живописи на факультативных занятиях в 10 классе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1993.-17 с.

117. Музееведение. Музеи мира: Сб.науч.тр. /Отв.ред.Е.Е.Кузьмина М., 1991.

118. Музей и школа: Пособие для учителя. М., 1985. 248 с.

119. Мухина 3.3., Шитова В.Н. Архитектура, скульптура, живопись. М.: Знание, 1994.-40 с.

120. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 253 с.

121. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания//Педагогика. 1998. - №3.

122. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. — М., Гелиос АРВ, 2000. 229 с.

123. Новое педагогическое мышление (Сб.ст). /Под ред. А.В.Петровского. — М.: Педагогика, 1989. 278 с.

124. Основы эстетического воспитания. Пособие для учителя /Под.ред.Н.А.Кушаева. М.: Просвещение, 1986. - 238 с.

125. Педагогическая энциклопедия. — М.: Сов.энциклопедия, 1965. — Т.2 — 912 с. 1966.-Т.3-841 с.

126. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1981, т. 1. - 336 с.

127. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: ИМПЭТО, 1997. 137 с.

128. Петрунина Л.Я. Музей изобразительных искусств как социальный институт // Музейное дело. Музей культура - общество: Сб.науч.тр. — Вып. 21.-М., 1992.

129. Попелюхина А.И. Система художественно-педагогической подготовки учителей начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. -16 с.

130. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Факультативные курсы: Изобразительное творчество. Скульптура.

131. История изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1992. - 62 с.программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 классы/ Науч.рук.В.С.Кузин. - М.: Просвещение, 1994. -160 с.

132. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы /Науч.рук. Б.М.Неменский.- М.: Просвещение, 1994. 173 с.

133. Программы общеобразовательных учреждений. Основы эстетической культуры / Науч.ред.Л.П.Печко. М.: Просвещение, 1995. - 46 с.

134. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-1У кл. / Науч.рук.Т.Я.Шпикапова.- М.: Просвещение, 1992. 78 с.

135. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. У-УШ классы / Науч.рук. Т.Я.Шпикалова. М.: Просвещение, 1995. - 87 с.

136. Программа "Основы живописи". 5-9 кл. Сб.прогр. для шк., гимн., лицеев. /Ломов С.П. и др. -М.: Дрофа, 1999. С. 15-25.

137. Программа "Живопись". 1-11 кл. Сб.прогр. для шк., гимн., лицеев. /Ломов С.П. и др. М.: Дрофа, 1999. - С. 23-31.

138. Программа "Живопись". Для фак-ов ДНИ и народных промыслов./ Ломов С.П. и др. М.: Сигнал; МПУ, 1999. - 27 с.

139. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Искусство / Эксперимент: новое содержание общего образования /Е.С.Медкова, В.С.Кузин, С.П.Ломов и др. — М., Просвещение, 2002. — 31 с.

140. Профессиональное становление музейного педагога. // Профориентология: теория и практика, /под ред. Л.А.Колосовой. -Воронеж, 1997. 150 с.

141. Психология исследования творческой деятельности / Под ред. ç О.К.Тихомирова. М.: Наука, 1975. - 252 с.

142. Психология развивающейся личности/А.В.Петровский и др. М.: Педагогика, 1987. - 245 с.Платонов К.К. Проблема способностей. - М.: Наука, 1972. - 246 с.

143. Разгон А.М. Музейный предмет как исторический источник. -М., 1984.-256 с.

144. Рерих С.Н. Свет искусства. М.: межд.центр Рерихов, 1994. - 90 с.

145. Ростова С.И. Формирование художественной культуры студентов педагогических институтов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Новосибирск, 1977. 19 с.

146. Ростовцев H.H. О педагогической деятельности и методах преподавания. Омск: 2002. - 247 с.

147. Романова В.А. Методические основы преподавания истории изобразительного искусства учащимся старших классов во взаимосвязи с

148. Q изобразительной деятельностью: Автореф. дис. . канд. пед. Наук. — М.,1997.- 16 с.

149. Романычева И.Г. Музейное дело: Уч.пособие для студентов. Л., 1983. - 295 с.

150. Рыбникова О.Н. Развитие восприятия произведений живописи у младших подростков: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1977. - 16 с.

151. Савина H.H. Формирование эстетической культуры младшего школьника в процессе совместной работы школы и семьи: Автореф. дис. . канд. пед. наук. M., 1983 .-21 с.

152. Сатарова Л.А. Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 16 с.О

153. Столяров Б.А. Основы музейной педагогики. Учебный курс. СПб., 1996.-249 с.

154. Столяров Б.А. Теория и практика экскурсионной работы. Учебныйкурс. СПб., 1996.-173 с.

155. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до , современности / Учебное пособие для гуманитарных и художественныхфакультетов. СПб., 1999. - 237 с.

156. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: От истоков до современности. СПб., 1999. 173 с.

157. Странский 3. Музей, искусство и перспектива развития человечества / Музейное дело. Музей культура — общество: Сб.науч.тр. - Вып.21. -М., 1992.о

158. Сухомлинский В.А. О воспитании. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. — 270 с.

159. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990. -288 с.

160. Типовое положение о музее, работающем на общественных началах, утвержденное Министерством культуры СССР 12 апр.1978 г. М., 1978.

161. Устенко Л.Н. Формирование творчества студента педколледжа средствами изобразительного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1998. — 20 с.

162. Ушинский К.Д. Собр.соч. в 10 т. т.1, 2, 3. М.: Наука и искусство воспитания , 1994.

163. Фомина H.H. Педагогические вопросы популяризации изобразительного искусства среди подростков: Автореф дис. . канд. пед. наук. -М., 1977. 16 с.

164. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. — М.: Наука, 1982.- 143 с.

165. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: Наука, 1986. - 124 с.

166. Фролов А.И. Основатели российских музеев: Учебное пособие. М., 1991.-254 с.

167. Фуртаева Т. В. Теоретические и практические предпосылки комплексного преподавания искусства в средней школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 23 с.

168. Хроменков П.А. Технологии усвоения общепедагогического стандарта в условиях дистанционного обучения / Учебное пособие. М., 2001. 134 с.

169. Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск, 1973.-76 с.

170. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 150 с.

171. Чернявский Р.Х. Социально-педагогические аспекты воспитательного воздействия искусства на личность школьника (по материалам обследования московских старшеклассников): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1983.- 17 с.

172. Шедевры живописи. Из собрания лучших художественных галерей Европы. СПб., 1995. -325 е.: ил.

173. Шляхтина Л.М. Музей в современном мире: новые подходы к музейной работе / Музей в современной культуре: Сб.науч.тр. СПб., 1997.

174. Шмит Ф.И. Музейное дело: Вопросы экспозиции. Л., 1929. - 158 с.

175. Шорохов Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования: Автореф. дис. . доктора пед. наук. М., 1988. - 32 с.

176. Шостак Л.Я. Взаимодействие музея и школы в процессе эстетического воспитания детей с задержкой психического развития / Здравствуй, музей! Международный музейно-педагогический семинар. СПб., 1995. 95 с.

177. Шрайнер К. Словарь к «Введению в музееведение». М., 1982. — 120 с.

178. Эстетическое воспитание в школе : Вопр.системного подхода / Под ред.Б.Т.Лихачева. -М.: Педагогика, 1980. 136 с.

179. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983. -303 с.

180. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М.: Искусство, 1984. 85

181. Яшухин А.П. Наглядность в обучении живописи на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1971. - 20 с.

182. Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись. Учебник для студентов ХГФ педвузов. Изд-во "Агар", М., 1999. 210 с.

183. Alexander Е.Р. Museums in Motion: An Introduction to the History and Function of Museums. Nashville, Tenn.: American Association &r State and Local History, 1979. p

184. Hudson K. A Social History of Museums. What the Visitors Thought. — London and Besingtone: The Macmillan Press LTD. 1975. p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.