Музыка и нравственное развитие человека: К истории и теории проблемы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Адаева, Наталья Анатольевна

  • Адаева, Наталья Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Саранск
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 167
Адаева, Наталья Анатольевна. Музыка и нравственное развитие человека: К истории и теории проблемы: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Саранск. 2000. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Адаева, Наталья Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Воздействие музыки на нравственность в истории культуры

1.1. «Мелос», «патос» и «этос» в античной философии

1.2. Музыка в религиозно-нравственной жизни средневекового человека

1.3. Новоевропейская философия о нравственном содержании музыки

ГЛАВА 2. Музыка и мораль в современной культуре

2.1. Русская нравственная философия о роли музыки в развитии человека

2.2. Конфликт музыки и нравственности в культуре постмодернизма

2.3. Художественный вкус и совесть во взаимодействии музыки и нравственности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыка и нравственное развитие человека: К истории и теории проблемы»

Многогранный нравственный мир человека всегда представлял для искусства огромный интерес. Обращенность к человеческой личности обеспечила степень обратного воздействия: питаясь моральными проблемами, искусство своими специфическими средствами строит и совершенствует внутренний образ человека как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Уникальная роль в этом творческом процессе принадлежит музыке. Именно музыка, а не искусство, пользующееся словом, жестом, изображением, имеет особенное, таинственное, далеко не всегда поддающееся рациональному объяснению влияние на человеческую душу. На этот факт указывали многие философы, музыковеды, психологи. Однако характер такого влияния до сих пор остается открытым вопросом. В перекличке веков и тысячелетий звучат совершенно разные голоса, защищаются диаметрально противоположные позиции. По мнению одних авторов, музыка бывает как нравственной, так и безнравственной; другие считают ее носителем только положительных моральных ценностей; третьи уверены, что музыка и мораль совершенно по отношению друг к другу индифферентны.

Актуальность выбранной темы обусловлена рядом причин, вытекающих из внутренней логики развития музыки, нравственности, а также реального взаимодействия между этими сферами культуры.

Во-первых, музыка, являясь частью целостной культуры человечества, испытывает на себе влияние других частей: религии, науки, философии, выразительных и изобразительных видов искусства. Влияние нравственности на музыку, будучи одним из наиболее существенных, и по сей день остается малоизученным, труднодоступным для осмысления. Те нравственные регулятивы, которым подчинялась музыкальная культура на предшествующих этапах развития мировой цивилизации, непригодны вовсе или ограниченно пригодны в современном обществе, где существенные трансформации переживает сама мораль.

Во-вторых, актуальность обращения к названной проблеме усиливается кризисным состоянием духовности в современной России, переходным характером культурных процессов, деформацией системы нравственных ценностей, неясностью дальнейшего пути развития морали. Когда общество находится на цивилизационном перепутье, философская рефлексия всегда обращается к пограничным областям, поскольку именно там скорее всего дают о себе знать «болевые точки», обнаруживаются контуры новых перспектив и решений. Основательностью такого обращения способствует поиск исторических аналогов в других эпохах и регионах.

В-третьих, насущность философско-этического анализа музыки определяется стремительным ростом в XX веке качественно новых музыкальных явлений, композиционно сложных и амбивалентных, внутренне противоречивых в нравственном отношении.

В-четвертых, исследования взаимосвязи между музыкой и нравственностью необходимы и плодотворны для уяснения специфики не только музыки, но и нравственности. В своем сущностном содержании нравственность реализуется через словесно-понятийные средства. Вместе с тем, она вырастает из структур души, имеющих неязыковую (доязыковую) и непонятийную природу. Принципиальное значение для правильной ориентации исследования имеет соображение о том, что «непонятийное и несловесное тоже важны, но не как самоценность, а в связи с понятийным и словесным, как момент их динамики» (3,13). Музыка и нравственность связаны с внеязыковым содержание®психики и в генезисе, и в реальной динамике. Исследование их взаимодействия позволяет прояснить это содержание.

В-пятых, в осмыслении сложных связей между музыкой и нравственностью остро нуждается практика воспитания подрастающего поколения. Художественный вкус и фундаментальные нравственные потребности формируются как результат целенаправленных усилий педагога, равно учитывающего как моральную, так и эстетическую составляющую своей деятельности.

Человечество, неотвратимо двигаясь в направлении специализации своих способностей, навыков и форм деятельности, хранит мечту о целостной культуре. Исследованием некоторых объективных корней этой мечты и возможностей ее осуществления является настоящая диссертационная работа.

Степень разработанности проблемы. Всякая культура, если она достигла стадии философской рефлексии, по-своему ставила и решала вопрос о взаимосвязи между музыкой и моралью. Оригинальные подходы к его решению развернуты античной, средневековой, новоевропейской и современной культурами. Русская нравственная философия XIX - XX вв. внесла свой вклад в разработку этой проблемы, уникальной и особо значимой для нас.

Комплексный, междисциплинарный характер проблемы детерминирует множественность аспектов ее рассмотрения и качественную разработанность используемых источников. В их числе следует указать прежде всего работы авторов, которые рассматривают взаимосвязь музыки и нравственности специально. Это многотомная «История античной эстетики» (1963-1988) А.Ф. Лосева, монографии В.П. Шестакова «От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века» (1975), венгерского автора Д. Золтаи «Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля» (1977), австрийского эссеиста Р.Касснера «Мораль музыки» (1969), А.III. Хасанова «Нравственно-эстетическое воспитание средствами музыки: ( На материале Узбекистана)» (1985), статья Г.П. Стуловой «Музыкальное искусство как средство духовно-нравственного воспитания молодежи» (1997) (102-106; 199; 63; 213; 189; 171) и др. По родственной тематике защищены кандидатские диссертации O.A. Овчинникова «Проблема взаимосвязи музыки и нравственности как предмет философско-этического анализа: Античная традиция и современность» (1984) - по эстетике; Т.К.Решетниковой «Российская массовая культура в аспекте этико-философского анализа» (1994),Т.М. Грязно-вой «Духовная музыка и ее нравственно-эстетическая функция (на материале русского православия)» (1999) - по этике (143; 156; 48).

В качестве предмета исследования взята не сама музыка непосредственно, а ее рефлесивный образ, т.е. философия музыки в ее историческом развитии от древнегреческих досократиков, Платона, Аристотеля, Плутарха, А. Квинтилиа-на через Августина Блаженного, Боэция, Кассиодора, Григория Нисского к И. Тинкторису, Дж.Царлино, И. Канту, Г.В.Ф. Гегелю, немецким романтикам, А. Шопенгауэру, Ф. Ницше (148-153; 12-17; 1; 26; 174; 84-86; 41-42; 35; 47; 203; 204; 139-141) и т.д.

Особое внимание уделено рассмотрению музыки ведущими представителями русской философии XIX - XX вв. B.C. Соловьевым, С.И. Булгаковым, П.А. Флоренским, И.А. Ильиным (166; 167; 29; 182-184; 74-78) и др. Опорное методологическое значение для нашего исследования имеют философско-методологические работы А.Ф. Лосева «Музыка как предмет логики», «Основной вопрос философии музыки» (107-109) и др. Они составили концептуальную основу нашего подхода к определению сущности музыки.

Социокультурный аспект проблемы был рассмотрен с привлечением работ С.С. Аверинцева, Т. Адорно, В.А. Апрелевой, В.В. Бычкова, М. Вебера, Ю,Н. Давыдова, В.И. Иванова, Г.С. Кнабе, A.B. Михайлова, P.A. Тельчаровой, К. Хюбнера (2; 5; 10; 31; 37; 55; 64-69; 89; 172; 173; 197)идругих.

Для раскрытия эстетико-музыковедческого аспекта в диссертационной работе были использованы теоретические разработки об основах музыкального искусства и его эволюции Н.И. Ворониной, Л.А. Мазеля, М.А. Смирноа А, Сохора, В.Н. Холоповой, Ю.Н. Холоповд. , и др., а также музыковедческое наследие известных композиторов - Б.В. Асафьева, Р.Вагнера, Д.Б. Кабалевского, Н.К. Метнера, А.И. Серова, А.Н. Скрябина (39; 116; 164; 168; 169; 195; 193; 194; 18; 19; 34; 82; 123).

Педагогический аспект проблемы взаимосвязи музыки и нравственного воспитания разработан Е.А. Бодиной, Л.М. Исьяновой, С.М. Каргапольцевым, К.С. Мамировым, Г.А. Насыпной, Л.В. Школяр (25; 81; 87; 118; 138; 202) и др.

Собственно этический аспект проблемы построен на концептуальных подходах зарубежной западной философии XX в. М. Бубера, Н. Гартмана, Дж. Муpa (28; 133) и др.; философии «русского зарубежья» H.A. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, С.А. Левицкого, Н.О. Лосского, E.H. Трубецкого (22; 40; 94; ИЗ; 114; 178) и др.; отечественной этики советского и постсоветского периодов - Т.Е. Адушкина, Р.И. Александровой, Р.Г. Апресяна, О.В. Брейкина, A.A. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, Е.Л. Дубко, Б.О. Николаичева, А.И. Титаренко, В.А. Титова (126; 6; И; 27; 50-54; 60; 61; 175) и др.

Теоретические и методологические основания. Диссертация выполнена на стыке нескольких научных областей: этики, эстетики, культурологии, педагогики. Синтез столь разнообразных исследовательских методик и приемов возможен, на наш взгляд, благодаря тому, что гуманитарные науки не имеют между собой таких жестких границ, как точные науки. Здесь мы исходим из методологически плодотворной идеи, впервые высказанной лингвистом Р.Кьелсетом, о том, что эти науки представляют «континуум с выступающими пиками», причем обычно явное обозначение получают только эти пики, а крайние точки одной дисциплины незаметно растворяются в другой (см. об этом: 21, 283). Существование подобных крайних точек и областей позволяет решать проблемы, которые находятся в непосредственной близости от них единообразными методологическими средствами. Этический анализ феномена музыки производится в работе на основе принципа диалектического единства добра и красоты, развитого различными философскими направлениями, наиболее детально - в аксиологическом интуитивизме Дж. Мура и его последователей, а также в феноменологической этике.

Используемый нами метод исследования наиболее близок к диалектической феноменологии в том ее виде, какой представлен, например, А.Ф. Лосевым. Поиск наиболее полного и адекватного понимания социокультурных функций музыки строится на принципе единства исторического и логического, который позволяет интерпретировать историю музыкальной философии как последовательное приближение к сущности предмета. В анализе исторического материала применяется метод исторической реконструкции, дающий возможность проследить временные и пространственные вариации во взаимодействии музыки и нравственности. Аналогичное значение для теоретической части исследования имеет структурно-функциональный подход. В решении частных проблем используется элемент лингвистического анализа.

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является анализ нравственного воздействия музыкального искусства на человека. Отсюда вытекают основные задачи:

- проанализировать логику исторического развития фундаментальных концепций и идей о месте и роли музыки в человеческом бытии;

- проследить эволюцию музыкального искусства в связи с особенностями нравственного идеала важнейших культурно-исторических эпох: античности, христианского средневековья, Нового времени;

- определить наиболее адекватную концепцию о философско-этической сущности музыки;

- дать общую характеристику современной музыкальной культуры в ее нравственной направленности;

- произвести этический анализ некоторых жанровых особенностей современной музыки;

- выявить закономерности влияния музыки на нравственное развитие человека, а так же области максимального сближения и наиболее интенсивного противостояния музыки и морали;

- обосновать значимость целенаправленного музыкального воспитания для формирования нравственно гармонической личности.

Научная новизна и теоретическая значимость. Взаимосвязь между музыкой и нравственностью является одной из традиционных эстетических проблем. Практически на протяжении всей истории человечества предметом рефлексии становились те ограничения и регулятивы, которые мораль и религия предъявляли музыкальному творчеству. В нашем исследовании мы попытались изменить ракурс обзора и посмотреть глазами этической теории на музыку, как она существует реально и отражается в философской рефлексии своей эпохи, то есть выделить то, что музыка может дать и реально дает нравственному сознанию личности и общества. Научная новизна диссертации состоит в том, что:

- музыка как целостный социокультурный феномен впервые анализируется с помощью концептуальных схем, выработанных в этике; обосновывается необходимость рассмотрения музыки не только с музыковедческой, но и с этической позиции;

- на основе анализа исторического материала обнаруживаются единые внелогические основания музыки и нравственности, каковыми выступают становление вообще и преображение как специфический человеческий его момент;

- выделены основные закономерности, определяющие характер и степень связи между музыкой и нравственностью: цельность культуры, роль религиозно-мифологических компонентов, традиционность, специализированность и т. п.;

- исследована область максимального соприкосновения музыки и морали -взаимосвязь между музыкальным вкусом и нравственным самоконтролем; выявлен и описан изоморфизм между комплексом музыкальных способностей и некоторыми структурами морального сознания;

- намечены этические коррекции для практики музыкально-эстетического воспитания в образовательных учреждениях и т.д.

Практическая значимость определяется тем, что некоторые результаты исследования могут быть использованы в курсах философии, этики, эстетики, культурологии, педагогики на гуманитарных факультетах университетов и педагогических институтах; в специальных курсах и семинарах по углубленному изучению музыкальной культуры; в разработке новых воспитательно-образовательных программ и коррекции уже действующих.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Первоначально музыка подчинена этосу; с Нового времени возрастает ее независимость; современная культура характеризуется диалогом между музыкой и моралью.

2. Музыка и мораль, являясь относительно самостоятельными формами культуры, не стоят в отношении субординации, а вступают во взаимосвязь в целостном организме культуры, потому что касаются выражения человеческой души и духа, способствуют их преображению на основе Красоты и Добра.

3. Музыка есть эйдетическое выражение становления вообще и становления (преображения) человека в частности, поэтому ее воздействие на него родственно воздействию морали.

4. К музыке в наибольшей степени тяготеет то содержание нравственности, которое имеет внелогическую (внепонятийную и внесловесную) природу. Максимальную нравственную окраску несут те музыкальные феномены, которые основаны на Логосе во всех смыслах этого греческого слова.

5. Наиболее амбивалентное отношение к нравственности в современной культуре имеет музыкальный авангард и рок-музыка.

6. Развивая художественный вкус, музыка косвенно помогает развитию морального самоконтроля; музыка способствует сублимации нравственных побуждений и чувств, творческому преодолению одномерности человека.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Адаева, Наталья Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении подведем итоги нашего исследования:

1. Культура начинается с подчинения музыки этосу. В большей степени Платон, в меньшей Аристотель говорят о том, что существуют более или менее нравственные гармонии. Средневековая Европа ставит музыку под власть Божественного Логоса. Но, начиная с Нового времени, идет нарастающая эмансипация музыки, которая в эпоху постмодернизма выливается в то, что сама мораль испытывает преобразующее влияние музыки: становится вариативной, интимно-личной, утонченной и рафинированной. В отношении морали и музыки заканчивается эра диктата и начинается эра диалога, когда они не навязывают друг другу творческие принципы и структуры, а свободно заимствуют и развивают их.

2. По своей сущности музыка и мораль не стоят в отношении субординации, хотя в отдельные исторические эпохи в локальных цивилизациях музыка подчинялась морали. И та, и другая являются относительно самостоятельными (независимыми) формами культуры. Конкретным выражением этой самостоятельности выступает то, что музыкальная одаренность не требует в качестве обязательного своего условия нравственного совершенства. Гений и злодейство логически не исключают друг друга. Точно также полное отсутствие музыкальности не есть признак моральной неполноценности. Музыкальный слух и способность слышать голос совести - разные способности. Обретение музыкальной культуры автоматически не делает человека нравственным, и наоборот, нравственное воспитание отнюдь не гарантирует приобщение к музыке. Музыка и нравственность вступают во взаимосвязь в целостном организме культуры, потому что обе они касаются выражений человеческой души и духа, способствуют их становлению под знаком Красоты и Добра.

3. В нравственности есть моменты и уровни, которые ближе соприкасаются с музыкой, чем другие. Точно также существуют жанры, далекие от нравственности и близкие к ней. К музыке в наибольшей степени тяготеет то содержание нравственности, которое имеет внелогическую (внепонятийную и вне-словесную) природу. Максимальную нравственную окраску несут те музыкальные феномены, которые основаны на Логосе во всех смыслах этого греческого термина,

4. Воздействие музыки на нравственность, которая осуществлялась на протяжении всей истории человечества и приобрело особую глубину и интенсивность в эпоху постмодерна состоит, по нашему убеждению, в следующем:

- Музыка придает нравственному миру личности национальное своеобразие, а в эпоху интенсивных международных контактов - цивилизационную специфику. Она подчиняет нравственную жизнь человека специфическим ритмам (дорийский и фригийский лады в Древней Греции, джаз, рок и т.п.), особенным образом темперирует ее.

- Музыка способствует сублимации нравственных побуждений и чувств. Любовь, как она существует в современном мире, бесспорно, окрашена цветами музыкальности. Лучше всего это воздействие музыки выразил русский философ И.А. Ильин в своей феноменологии «поющего сердца». Движение души, однажды возникнув в творческом порыве композитора вызывает резонанс в том, кто сумел его расслышать.

- Музыка создает новый порядок душевной организации. Слово «тактичность» входит в нравственную жизнь благодаря нравственному понятию «такт», точнее через посредство музыки оно восходит к греческому taxis,первоначально обозначавшего военный строй.

- Нравственные ценности антиномичны и предоставляют человеку возможность свободного выбора. Подлинной шкалой умения быть гибким, оставаясь нравственным, является исполнительское сотворчество. В морали человек не только исполнитель, но и творец. Творческое содержание нравственности возрастает в процессе исторического развития, Музыка - одно из важнейших средств творческого преодоления одномерности человека.

- Развивая художественный вкус, музыка косвенно способствует развитию совести. Совесть - это способность обостренно реагировать на оппозицию добра и зла в собственном поведении. Она предполагает наличие тончайшего аналитического чутья в отношении лучшего и худшего. Подобное чутье оттачивается в постепенном восхождении от музыкального слышания к пониманию многообразия и единства. Развитый музыкальный вкус не исключает «рафинированности во зле» (по выражению Г. Лейбница), но он не совместим с пошлостью. Эта несовместимость может служить верным ориентиром воспитания цельной и гармоничной личности.

То, что мы здесь обобщенно представили - лишь немногие моменты в массиве «белых пятен» проблемы взаимоотношения музыки и нравственности. Дальнейшее развитие человеческого духа неизбежно будет связано с открытием новых аспектов проблемы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Адаева, Наталья Анатольевна, 2000 год

1. Августин Аврелий. Исповедь. М.: Республика, 1992. - 335с.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977.-319с.

3. Автономова Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии. 1999. - № 11. - С. 13-15.

4. Адамян A.A. Эстетические воззрения раннего христианского Средневековья / Вопросы эстетики и теории искусства. М.: Искусство, 1978, - 301с.

5. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.;СПб.: Университетская книга, 1998,- 445с.

6. Александрова Р.И., Курносикова Е.А. Россия: духовность, философия любви. -Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 1999.-176с.

7. Античная музыкальная эстетика. Вступительный очерк и собрание текстов А.Ф. Лосева.- М: Музгиз,1960.-304с,

8. Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2-х т. Т.1. М.: АС « Аспект Пресс», 1994. --400с.

9. Антонова О. А. Католицизм и искусство XX века. -М.: Мысль, 1981, 175с.

10. Ю.Апрелева В.А. Музыка как фундаментальное выражение культуры и предвосхищение особенностей ее развития. Автореф. . доктора философских наук (09.00.04 ). -М., 1999. 51с.

11. П.Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. -М.:ИФ РАН, 1995. 353с.

12. Аристотель. Никомахова этика / Соч. в 4-х. т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. - С. 53-293.

13. З.Аристотель. О добродетелях // Гусейнов A.A., Иррлиц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. - С.527 - 531.

14. Аристотель. О душе / Собр. соч. в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль,1983. - С. 369 -448.

15. Аристотель. Политика / Соч. в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. - С. 375 - 644.

16. Аристотель. Поэтика/Соч. в 4-х т. Т .4 M.: Мысль, 1983. - С. 645 -680.

17. Аристотель. Проблемы // Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, 1960. -С.170-172.

18. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. - 376с.

19. Асафьев Б.В. О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. - 200с.

20. Бахтин M. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. - 541с.

21. Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы. -М.: Международные отношения, 1980, -318с.

22. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1999. -607с.

23. Беседы и суждения Конфуция. СПб. : Кристалл, 1999. - 1120с.

24. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издание Московской Патриархии, 1976. - 1372с.

25. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание школьников . // Педагогика. 1992.-№ 5-6.-С.32-37.

26. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. Отв. редактор Г.Г. Майоров.-М.: Наука, 1990.-413с.

27. Брейкин О.В. Становление нравственного идеала в культурах Древнего мира. Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та,1996. - 148с.

28. Бубер М. Я и Ты / Два образа веры. М.: Республика, 1995. - С. 15-92.

29. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. —М.: Республика,1994. 415с.

30. Быховский Б.Э. Шопенгауэр, -М.: Мысль, 1975. 206с.

31. ЗЬБычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство, 1984. -264.

32. Бычков B.B. Aesthetika Patrum. Эстетика отцов церкви. М.: НИЦ «Ладо-мир», 1995.-593с.

33. Бычков В.В. Эстетический лик бытия (Умозрения Павла Флоренского). М.: Знание, 1990.-64с.

34. Вагнер Р. Избранные работы, М.: Искусство,1978. —695с.

35. Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве, для друзей искусства / Фантазии об искусстве. —М.: Искусство, 1977. С. 113-203.

36. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. - 404с.

37. Вебер М. Рациональные и социологические основания музыки / Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - С. 469-550.

38. Виноградова С. Музыка и человек // Искусство нравственное и безнравственное.-М.: Искусство, 1969. С. 241 -252.

39. Воронина Н.И. Огарев и музыка. Саранск: Мордов. Кн. Изд-во, 1981. -176с.

40. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. -368с.

41. Гегель Г.В.Ф. Философия права. -М.: Мысль,1990. 524с.

42. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. Т. 3. М.: Искусство, 1971. - 621с.

43. Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. -1995.-№6.-С. 87-97.

44. Герцман Е.В. Византийское музыкознание. Л.:Музыка. Ленинг . от-е, 1988. -254с.

45. Герцман Е.В. Музыкальная Боэциана. СПб.: Глаголь, 1995. -480с.

46. Горнштейн Т.Н. Проблема активности ценностей в философии Николая Гартмана // Проблема ценности в философии. М.,Л.: Наука, 1966. - С. 194218.

47. Гофман Э.Т.А. Крейслериана // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 177-187.

48. Грязнова Т.М. Духовная музыка и ее нравственно- эстетические функции (на материале русского православия). Автореф. канд. философ, наук. Саранск, 1999.-21с.

49. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М,; Искусство, 1972.-318с.

50. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.:Гардарика, 1998. -472с.

51. Гусейнов A.A. Введение в этику. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 208с.

52. Гусейнов A.A. , Йррлиц Г, Краткая история этики. М.; Мысль, 1987. -592с.

53. Гусейнов A.A.Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974. - 157с.

54. Гусейнов A.A. Язык и совесть. Избранная социально-философская публицистика. М.: ИФ РАН, 1996. - 185с.

55. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. К характеристике этико-политических взглядов Платона и Аристотеля. М.: Наука, 1968. -285с.

56. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка . В 4-х т. Т.З. -М.:Русский язык, 1980. 555с.

57. Даркевич В,П. Народная культура средневековья. М.: Наука, 1988. - 344с.

58. Декарт Р. Страсти души // Избранные произведения.- М.: Госполитиздат, 1950.-711с.

59. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М.: Мысль, 1979. -620с.

60. Дробницкий О.Г. Проблема совести в моральной философии / Проблемы нравственности.-М.: Наука, 1977.-С. 165-182.

61. Иванов Вяч. Вагнер и дионисово действо / Родное и вселенское. М.: Республика, 1994.-С. 35-36.

62. Иванов Вяч. Взгляд Скрябина на искусство // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник, 1983. Л.: Наука, 1985. - С. 103-115.

63. Иванов Вяч. Две стихии в современном символизме / Родное и вселенское. -М.: Республика, 1994.-С. 143-169.

64. Иванов Вяч. Предчувствия и предвестия / Родное и вселенское. М: Республика, - С.37-50,

65. Иванов Вяч. Скрябин и дух революции / Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. - С.384-387.

66. Иванов Вяч. Скрябин как национальный композитор // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник, 1983. Л.: Наука, 1985. - С. 96-102.

67. Иванов Вяч. Спорады / Родное и вселенское. М.; Республика, 1994. - С. 7390.

68. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х т. Т.1. М.: Искусство, 1973.-408с.

69. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т. 2. -" 235с.

70. История эстетической мысли . В 6-ти т. Т.З. М.: Искусство, 1986. -496с.

71. Ильин И.А. Николай Метнер композитор и провидец (Романтизм и классицизм в современной русской музыке) / Собр. соч. в 10-ти т. Т.6, кн. 3. - М.: Русская книга, 1997. - С. 497-520.

72. Ильин И.А. О России и русской душе / Собр. соч. в 10-ти т. Т. 6, кн. 3. С. 5194.

73. Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве / Собр. соч. в 10-ти т. Т. 6, кн. 1.-М.: Русская книга, 1996.-С. 51-182.

74. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собр.соч. в 10-ти т. Т.1. М.: Русская книга, 1993, - С.39-282.

75. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь / Собр. соч. в 10-ти т. Т.З. М.: Русская книга, 1994.-С. 89-226.

76. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. -М.: Интрада, 1998. 256с.

77. История греческой литературы. Т.1. Эпос, лирика, драма классического периода. М.,Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1946. -487с.

78. Исьянова Л.М. Формирование нравственного идеала молодежи средствам пропаганды музыкального искусства. Автореф. . канд. пед. наук. М., 1987.- 18 с.

79. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: книга для учителя. М.: Просвещение, 1984.-206с.

80. Каждан А.П. Византийская культура. СПб.: Алетейя, 1997. - 280с.

81. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / Метафизические начала естествознания. —М.: Мысль, 1999.-С. 1281-1520.

82. Кант И. Критика способности суждения / Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999.-С. 1007-1373.

83. Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999. - С. 155246.

84. Каргапольцев С.М. Музыка и нравственное воспитание школьников // Советская педагогика. 1990. - № 12. - С. 52-56.

85. Кастальский С. Рок-энциклопедия. -М.: АОЗТ «Ровесник», 1997. 912с.

86. Кнабе Г. Феномен рока и контр-культура // Вопросы философии. 1990. -№8.- С. 39-61.

87. Коган Л.Н. Художественный вкус. Опыт конкретно-социологического исследования- М.: Мысль, 1966. -213с.

88. Козлов А. Рок. Истоки и развитие. М.: Мега-Сервис, 1998. - 192с.

89. Культурология. XX в. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. СПб.; Университетская книга, 1998.-447с.

90. Курносикова Е.А. Моральная рефлексия как феномен культуры. Дис.канд. философ, наук. Саранск, 1996. - 200с.

91. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М.: Канон, 1995. 512с.

92. Лекции по истории эстетики. Под ред. М.С. Кагана. Кн. 1. Л.; Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1973. - 206с.

93. Лекции по истории эстетики . Кн. 2. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. -200с.

94. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160с.

95. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики).- Екатеринбург: Уральский гос. пед. институт, 1997. 317 С.

96. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Под ред. Дмитриева A.C. М: Изд-во МГУ,1980. - 639с.

97. Лифшиц Мих. Античный мир, мифология, эстетическое воспитание // Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х т. Т. 1. М.: Искусство, 1973 .-С. 7-113.

98. Лиштанберже А.Р. Вагнер как поэт и мыслитель. М.: Алгоритм, 1997. -477с.

99. Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера // Вагнер Р. Избранные работы. -М.: Искусство, 1978. С.7-48.

100. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика.- М.: Искусство, 1975. 776с.

101. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. М.: Искусство, 1988. - 414с.

102. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: Искусство, Í979. - 815с.

103. Лосев А.Ф. Мировоззрение Скрябина / Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. М.: Советский писатель, 1990. - С. 256-301.

104. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики / Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. - С. 195-390.

105. Лосев А Ф. Основной вопрос философии музыки И Советская музы ка. -1990.- № 11. С.64-74.

106. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки // Советская музыка. -1990.-№ 12.-С. 66-69.

107. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль,1993. - 959с.

108. Лосев А.Ф. Проблема Р.Вагнера в прошлом и настоящем // Вопросы эстетики, Вып. 8. -М.: Искусство, 1968. С. 67-196.

109. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965.-373с.

110. Лосский И.О. Свобода воли / Избранное. М.: Правда, 1991. - С.484-597.

111. Лосский И.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М; Политиздат, 1991. - 368с.

112. Мазаев А.И. От «мистерии» к «соборности» (Вяч. Иванов и А. Скрябин о синтезе искусств) / Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М: Наука, 1992. - С.142-234.

113. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. М; Музыка, 1991.-80с.

114. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.-431с.

115. Мамиров К.С. Воспитание нравственных чувств младших школьников в процессе обучения музыке. Автореф. . дис. канд. пед. наук. -Т., 1986. -16 с.

116. Манн Т. Страдание и величие Рихарда Вагнера / Собр. соч. в 10-ти т. Т. 10. -М.: ГИХЛ, 1961.-С. 102-173.

117. Мартынов В.И. История богослужебного пения: Учебное пособие. М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. - 240с.

118. Марченко В.Ю. Рок-музыка: реализация «Gesamtkunstwerk» Вагнера // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. Сб. ст. М.: Изд-во МГУ, 1992.-С. 98-100.

119. Меньшиков В.Г. Энциклопедия прогрессивного рока. Ташкент: ФАН, 1996.-496с.

120. Метнер Н.К, Муза и мода // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.6, кн. 1. -М.: Русская книга, 1996. С.445-533 .

121. Милтс А.Н. Совесть // Этическая мысль. М.: Политиздат, 1990. - С. 274283.

122. Мифы в искусстве. Историко-художественная монография. М.: Современник, 1993. -271с.

123. Моральный выбор. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 344с.

124. Морозова К. Из воспоминаний. Советская музыка. - 1972. - №1. -С.122-128.

125. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. -М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. 672с.

126. Музыкальная эстетика Германии XIX в.: Сб. переводов. В. 2-х т. Т.1 М.: Музыка, 1981.-415с.

127. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII вв.;Сб. переводов. -М.: Музыка, 1971.-688с.

128. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения: Сб. переводов. М.: Музыка, 1966. - 574с.

129. Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков М.: Музыка, 1973. - 224с.

130. Мур Дж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984. - 326с.

131. Мяло К.Г. Время выбора. -М.: Политиздат, 1991. 253с.

132. Набок И.Л. Идеологическая функция музыки. Л.: Музыка, 1987. - 76с.

133. Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. Л.: Знание,1989. - 32с.

134. Набок И.Л. Синкретические тенденции в эволюции молодежной культуры // Современный Лаокоон . Эстетические проблемы синестезии. Сб. ст. -М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 77 -79.

135. Насыпная Г.А. Воспитание духовно-нравственных качеств личности учащегося музыканта: (на материале пед. идей Т.Манна и Г.Гессе). Авто-реф. .кант.пед.наук.-М., 1994,- 16 с.

136. Ницше Ф. Казус Вагнера. Проблема музыканта / Соч. в 2-х т. Т.2. М.: Мысль,1990. - С.525-555.

137. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру / Соч. в 2-х т. Т.1-М.: Мысль,1990. С. 57-158.

138. Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом / Соч. в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. - С. 556-630 .

139. Нордау М. Вырождение. М.: Республика, 1995. - 400с.

140. Овчинников Ю. А. Проблема взаимосвязи музыки и нравственности как предмет философско-эстетического анализа: Античная традиция и современность. Автореф. .канд. философ, наук. М.,1984. - 22с.

141. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.-944с.

142. Орлова И.В. В ритме новы*поколений(Молодежные музыкальные жанры в общей системе современной музыкальной культуры) М.: Знание, 1988. -56с.

143. О церковном пении. Сб. ст. М.: Талан, 1997. - 159с.

144. Павлишин С. Зарубежная музыка XX в.: Пути развития. Тенденции. Киев, 1980.-212с.

145. Платон. Государство / Филеб, Государство, Тимей, Критий. М.: Мысль, 1999.-С. 79-420.

146. Платон. Законы / Соч. в 3-х т. Т.З. 4.2. М.: Мысль, 1972. - С.83-478.

147. Платон. Лахет / Диалоги. -М.: Мысль, 1986. С. 223-249.

148. Платон. Протагор / Соч. в 3-х т. Т. 1.-М.: Мысль, 1968.-С. 187-253.

149. Платон. Федр/Соч. в 3-х т. Т. 2.-М.: Мысль, 1970.-С. 157-222.

150. Платон. Филеб / Филеб, Государство, Тимей, Критий.-М.: Мысль,^ С.7-78.

151. Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей -1054г.). Киев: Путь к истине, 1991. -614с.

152. Режимбаль Ж.-П. Рок-н-ролл // Образ человека XX века. М.,1988. -С.217-234.

153. Решетникова Т.К. Российская массовая культура в аспекте этико-философского анализа. Дис.канд. философ, наук. Саранск, 1994. - 178.

154. Розеншильд К. Музыкальное искусство и религия. Исторический очерк. М.: Музыка, 1964.- 190с.

155. Рок: музыка? субкультура? стиль жизни? (обсуждение за «круглым столом» редакции // Социологические исследования. 1987. - №6. - С. 29-51.

156. Руссо Ж.-Ж. Об искусстве и литературе / Изб. Соч. в 3-х т. Т.1. М.: Го-суд. Изд-во художественной литературы, 1961. - С. 41-290.

157. Секст Эмпирик. Против ученых / Соч. в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1976. -С. 192-204.

158. Силуан, иеромонах (Туманов). О роли музыкального искусства в духовном становлении человека // Саранские епархалъные ведомости. -1998. № 3-4. - С, 102-115.

159. Скатерщиков В.Г. Гегель о музыке. Советская музыка. - 1971. - №2. -С.20-26.

160. Скатерщиков В Г. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974. - 96с.

161. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. Исследование. М.: Музыка, 1990.-320с.

162. Словарь античности. -М.: Прогресс, 1993. 704с.

163. Соловьев B.C. Общий смысл искусства / Соч. в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1988.-С. 390-404.

164. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания / Соч. в 2-х т. Т.2. -М.: Мысль, 1988.-С. 139-288.

165. Сохор А.Н. Бит или не бит / Вопросы социологии и эстетики музыки. -Л.: Музыка, 1980. С.264-275.

166. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л.: Музыка, 1975. - 64с.

167. Сто опер. История создания, сюжет, музыка. Л.: Музыка, 1987. - 488с.

168. Тельчарова P.A. Введение в феноменологию музыки / Владимирский гос. пед. ин-т им. П.И. Лебедева-Полянского. АН СССР, ин-т философии. М.Владимир: ВГПИ. 1991.-214с.

169. Тельчарова P.A. Музыка и культура. М.; Знание, 1986. - 64с.

170. Тинкторис. Обобщение о действии музыки \\ Философия и музыка. Диалог противоположностей? / под общ. ред. М.С, Уварова. СПб. - Тирасполь: Изд-во Преднестровского ун-та, 1993. - С.242-255.

171. Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. М: Мысль, 1974. - 278с.

172. Трубачев С.З. Музыка богослужения в восприятии священника П.А. Флоренского. Журнал Московской патриархии.- 1983. - №5. - С.74-78.

173. Трубачев С.З. Музыкальный мир П.А. Флоренского. Советская музыка. - 1988. - № 8 - С. 81-89; № 9. - С. 99-103.

174. Трубецкой E.H. Смысл жизни / Избранные произведения. Р/Д: Феникс, 1998.-С. 17-336.

175. Уайльд О. Избранные произведения . В 2-х т. Т. 1. М.: ГИХЛ. 1961, -399с.

176. Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций . М.: Наука, 1987. - 160с.

177. Фарбштейн A.A. Музыка как философское откровение ( к проблематике ранних работ А.Ф. Лосева по философии музыки) // Лосев и культура XX века: Лосевские чтения. М.: Наука, 1991. - С.83-85.

178. Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М.: Моск. рабочий, 1992.-560с.

179. Флоренский П. А . У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. -446с.

180. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. - С. 201-213.

181. Флоровский Г.В. Восточные отцы церкви V-VIII веков. М.: Паломник, 1992.-260с.

182. Философия и музыка: Диалог противоположностей? / под общ. ред. М.С. Уварова. СПб. - Тирасполь: Изд-во Преднестровского университета, 1993. -300с.

183. Фишер К. Артур Шопенгауэр. Перевод с немецкого. Под ред. В.П. Преображенского. М.: Изд-во московского психологического общества, 1896. -521с.

184. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. - 575 с.

185. Хасанов А.Ш. Нравственное воспитание молодежи средствами музыки: (На материалах Узбекистана). Ташкент: ФАН, 1985. - 135с.

186. Хейзинга Й Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада И форм мышления в XIV XV веках во Франции и Нидерландах. - М.: Наука,1988. -540с.

187. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. - 464с.

188. Херман Г. Секс и рок н - ролл // Ровесник. - 1999. - №1. -С.26-27.

189. Холопов Ю.Н. А.Ф. Лосев и советская музыкальная наука // Лосев и культура XX века: Лосевские чтения. ML: Наука, 1991. - С. 95-101.

190. Холопов Ю.Н. О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. 1993. - №4. - С. 106 - 114.

191. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. В 2-х ч. Ч. 1. М.: Музыка, 1990. 140с.

192. Христианство: Словарь / под общ. Ред. Л.Н. Митрохина и др, М.: Республика, 1994.-559с

193. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. - 448с.

194. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: 1966. - 496с.

195. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М.: Музыка, 1975. -351с.

196. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. О Сократа до Гегеля. М.: Мысль, 1979. - 372с.

197. Школкина Н. И. Проблема совести в развитии этико-философского знания. -Дис. канд. философ, наук. Саранск. 1998. - 175с.

198. Школяр Л.В. Нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки. Автореф. .канд. пед. наук.-М., 1982.~20с.

199. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Собр. соч. в. 5-ти т. Т. 1. -М.: Московский клуб, 1992. -395с.

200. Шопенгауэр А. Новые парадигмы: отдельные, но систематические изложения мысли о разного рода предметах / Об интересном. М.: Олимп, 1997. - С. 68-401.

201. Этика: Учебник / Под общей редакцией A.A. Гусейнова и Е.Л. Дубко. -М.: Гардарики, 1999. 496с.

202. Юнг К.Г. Aion. Исследование феноменологии самости. М.: «Рефл-бук». К.: «Ваклер», 1997.-336с.

203. Юнг К.I*. Совесть с психологической точки зрения // Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. -М.: Мартис,1995. С.80-98.

204. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. М.: Знание,1986.-64 с.

205. Bloch Е. Zur Philosophie der Musik. Frankfurt а. M., 1974. - 333$.

206. Budd M. Music and the emotions: The philosophical theories. London etc.: Routledge Kegan Paul, 1985. - 190 p.

207. Hamel P. Durch Musik zum Selbst. Wie man Musik neu erieben und erfahren к ann. Münhen, 1981.

208. Hoffmann E.T.A. Die Serapionsbruder. B.2. Berlin-Weimar: Aufba«-Verlag, 1978.-748 S.

209. Kassner R. Die Moral der Musik. / Sämtliche Werke. Pfullingen, 1969. - S. 491-755.

210. Mauer G. Weltbild Notenbild: zur Dialektik des musikalischen Materials. -Leipzig, 1978. - 4695.

211. Montagu A., Matson F. The Dehumanization of Man. N.Y, etc.; Mc Grow -Hill, 1983. -246 p.

212. Novalis. Aus den Fragmenten und Studien//Dichtungen und Prosa. Leipzig : Reclam, 1975.-S.615-644.

213. Postmoderne: Alltag, Allegorie und Avantgarde. Frankfurt а. M.: Suhrkamp,1987.-2131

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.