Музыкальная эстетика православного богослужения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Корнышева, Ирэн Робертовна

  • Корнышева, Ирэн Робертовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Владимир
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 140
Корнышева, Ирэн Робертовна. Музыкальная эстетика православного богослужения: дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Владимир. 2008. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Корнышева, Ирэн Робертовна

Введение.

Историография.

Глава 1. Софийно-теургический ракурс русской религиозной эстетики.

1.1. Софиологические аспекты «музыкальной теургии».

1.2. Творчество как теургия в православной музыкальной эстетике.

1.3. Эстетическое обоснование красоты и чувственно-образное восприятие музыкального искусства.

Глава 2. Музыкальная эстетика в православно-русском ареале.

2.1. Святоотеческая эстетика.

2.2. Древнерусская музыкальная эстетика.

2.3. Современная эстетика о богослужебном пении. Синтез искусств в храмовом действе.

Глава 3. Богослужебный опыт «музыкальной теургии».

3.1. Пути становления богослужебного пения.

3.2. Художественное своеобразие богослужебного пения.

3.3. Регентская практика в модусе «музыкальной теургии».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальная эстетика православного богослужения»

В настоящее время идет реабилитация церковной духовной культуры, и духовная музыка стала объектом пристального внимания и глубочайшего изучения. В наше время, наверное, нет хорового коллектива, в репертуар которого не входили бы произведения духовной тематики. Вызвано это тем, что духовная музыка, призванная в высших проявлениях выражать сверхчувственный мир, является достоянием как нашей русской культуры, нашей национальной гордостью, так и непреходящей ценностью в области мирового искусства. К тому же духовная музыка значительно повлияла и на светскую музыкальную культуру.

Музыкальная эстетика православного богослужения предполагает анализ взаимосвязи чувственно-образного освоения действительности, особенных законов художественного творчества и конкретных закономерностей православной музыки.

Богослужебное пение существенное эстетическое явление. На Руси, причастных к певческому искусству называли избранными, мудрыми и особо посвященными и отношение ко всему, связанному с пением, было как к таинству. Человек, воспринимая богослужение, а тем более участвуя в нем, гармонично соприкасается не только с религиозными аспектами данного вида искусства, но, прежде всего, с художественной ценностью музыкального искусства как такового. С этих эстетических позиций мы можем рассматривать и православное богослужебное пение.

Следует сразу отметить отличие между богослужебным церковным пением, духовной и светской музыкой. Многие авторы отождествляют церковное и богослужебное пение. Но, строго говоря, церковное пение - это вообще все, что поется в Церкви (на службах, молебнах, крещении, венчании и т. д.). Богослужебное пение является частью церковного пения и к нему относится все, что поется только на службах. Далее в нашей работе под «богослужебным пением» мы будем иметь ввиду один его вид - клироснохоровое пение, хотя оно и существует наряду с чтением нараспев псаломщика и возгласами священника и прочим, как наиболее простейших видов богослужебного пения. Данное исследование ставит перед собой задачи эстетического анализа православного богослужебного пения, изучения исторического пути, который это пение проделало до сегодняшнего дня, понять назначение пения хора в храме и определить эстетическую ценность богослужебного пения. Конкретно-чувственное восприятие слушателем богослужебного пения приводит к духовному наслаждению, которое всегда сопровождает эстетический опыт. Слушатель реально переживает и свою причастность к «полноте бытия»1. Для этого необходимо осмыслить значение богослужебного пения не только с эстетической, философской, но и с религиозной точки зрения.

Актуальность темы обуславливается тем, что в течение долгих лет в нашей стране была прервана многовековая традиция православного богослужения. По меткому выражению Владимира Соловьева, труды которого актуальны по своей значимости и на современном этапе развития нашего общества: «Религиозное и умственное освобождение России есть в настоящую минуту для нашего правительства дело такой же настоятельной необходимости, каким тридцать лет тому назад являлось освобождение крепостных для правительства Александра И»2. Действительно, сказанные почти сто двадцать лет назад слова звучат достаточно актуально.

Акценты в православии в советские времена делались на совершенно иные факты, нежели нравственное и эстетическое. Будут ли восстановлены традиции в их нравственно-эстетическом аспекте, либо примут форму бюрократического отношения к православному искусству? Еще один аспект актуальности проблемы состоит в том, что отечественная культура проявляет повышенное внимание к духовной музыке и к церковному искусству в

1 Бычков В.В. Эстетика: учебник/ В.В.Бычков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.,2006.СЛ47.

2 Соловьев Вл. Русская идея/ Владимир Соловьев Спор о справедливости. Москва-Харьков, 1999 С.639. целом: проводятся фестивали русской православной музыки, оживляется концертная практика, происходят изменения в клиросном репертуаре, повышается композиторский интерес к духовно-музыкальному творчеству. Многие студенты и выпускники музыкальных училищ и консерваторий несут послушание на клиросах храмов в качестве певчих и регентов. Как композиторам, так и регентам, да и вообще всем, кто имеет какое-либо отношение к научному исследованию вопросов богослужебного пения или просто интересуется им и любит его, необходимо изучить, хотя бы в главных чертах художественные законы богослужебного пения, отличающие его от общей вокальной хоровой музыки. Мы не можем в полной мере охватить все исторические и богослужебно-певческиё явления, возникшие в контексте того или иного исторического периода, но знание поворотных точек исторического пути необходимо для правильного понимания произошедших изменений в богослужебном пении.

Объект исследования: Эстетические взгляды русских религиозных мыслителей, связанные с церковной музыкой, и само богослужебное пение, рассматриваемое как специфическая система эстетического и художественно-творческого опыта.

Предмет исследования: Эстетика русского богослужебного пения в двух её аспектах - теоретическом и практическом. Степень разработанности проблемы:

Вопросами эстетики музыкального искусства в целом занимались и занимаются видные философы прошлого и настоящего. Что же касается рассмотрения музыкальной эстетики православного богослужения, то этот вопрос относится к малоисследованным областям эстетики. Эстетические основы православного искусства затрагивались в ряде работ отечественной эстетико-философской мысли. Это выдающиеся работы исследователей русской религиозной философии Вл.Соловьева «Чтения о Богочеловечестве», «Первый шаг к положительной эстетике» и другие его труды, где главный акцент делается на софийный аспект искусства.

Исследования прот. Сергия Булгакова «Православие. Очерки учения православной церкви»; «Философия культуры»; «Храмовое действо как синтез искусств», «Иконостас» отца П.А. Флоренского; в философско-эстетических трудах Н.А.Бердяева «О назначении человека», «Спасение и творчество», «Смысл творчества», в работах целой династии Лосских: Лосский Н. О. «Мир как осуществление красоты. Основы эстетики», Лосский В.Н. «Очерк мистического богословия восточной церкви», «Догматическое богословие», «Вера и богословие», Лосский Н.В. «Богословские основы церковного пения», в трудах замечательного философа XX века А.Ф.Лосева «Музыка как предмет логики», «Очерк о музыке», в работах современных авторов — В.В.Бычкова «Эстетика отцов Церкви», «Икона и русский авангард нач. XX века», «2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica», «Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма», «Эстетические пророчества русского символизма», «Эстетическое», «Эстетическое в системе культуры» и другие. Исследования в области музыки Н.Д.Успенского «Древнерусское певческое искусство», Н.Ф.Финдейзена «Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века»; М.В.Бражникова «Лица и фиты знаменного распева», «Древнерусская теория музыки»; В.М.Металлова «Осмогласие знаменного распева»; И.Е. Лозовой «Церковно-певческое искусство: XI-XVI века», Т.Ф.Владышевской, О.А.Седаковой и многих других исследователей. Все эти работы будут служить источниковедческой базой нашего диссертационного исследования.

Целью данного исследования является анализ социокультурной, исторической динамики философско-эстетических, религиозных, искусствоведческих взглядов на богослужебное пение в традициях русской эстетической мысли и выявление функций, эстетического своеобразия и роли богослужебного пения в эстетических процессах современного храмового действа.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1) определение места и значения православной музыки в отечественной художественной культуре;

2) выявление софийно-теургического аспекта православного богослужебного пения, как принципа организации церковной жизни;

3) анализ основных произведений Отцов Церкви о церковном пении как социокультурном феномене;

4) систематизация философско-эстетических взглядов и представлений о богослужебном пении на протяжении последних лет, а также исторический обзор становления богослужебного пения;

5) анализ художественно-эстетической специфики русского богослужебного пения;

6) выявление собственно регентских взглядов на художественное своеобразие и перспективы развития богослужебного пения в его эстетическом аспекте.

Научная новизна; В рамках настоящего исследования осуществлена попытка рассмотрения богослужебного пения как эстетически значимого направления современного церковного искусства. Предложено обратиться к анализу православного богослужения и его музыкальной эстетике с точки зрения художественной значимости объекта, софийно-теургического аспекта, выразительности средств передачи, творческого потенциала занятых в православном богослужении людей.

Практическая значимость исследования: В результате проведенного исследования предметом теоретического осмысления стало русское православное богослужебное пение, тем самым была расширена область значимости темы не только для эстетики. Тема является актуальной и для религиозной и эстетико-философской мысли в целом. Были разработаны основания методологической базы исследования художественных образов православной музыки, историческая динамика развития которой является важной частью культурогенеза.

Исходные эмпирические основания работы могут быть использованы при проведении прикладных исследований, при разработке курсов по эстетике, истории православной культуры и искусства, религиоведению, культурологии. Материалы диссертационного исследования были апробированы в авторской регентской деятельности, в докладах на кафедре «Художественного образования» Владимирского государственного педагогического университета, секторе эстетики Института философии РАН, а также в педагогической практике при подготовке студентов высшего педагогического уровня.

Метод исследования: Методология исследования определяется спецификой объекта исследования, его целью и задачами; ее основу составляет междисциплинарный подход. В работе использованы сравнительный, историко-генетический, эстетико-феноменологический методы исследования. Сравнительный метод широко используется при сопоставлении характера и функций светской, богослужебной и церковной музыки в различные периоды истории, для выявления специфики свойственного на данном этапе мировосприятия. Для современных эстетических работ актуальны вопросы поиска метода и языка, адекватных предмету изучения; структура данного исследования определяется информацией о способах видения, и, соответственно, художественного моделирования православного пения, заключенной непосредственно в музыкальных традициях, а также текстах Священного Писания. Это позволяет рассматривать богослужебное пение именно как эстетический феномен, способ художественного моделирования универсума. Прослеживается генезис отдельных музыкальных образов и их взаимосвязь с процессами социокультурной динамики. Предпринят историографический и теоретико-методологический анализ работ отечественных ученых, обращавшихся к проблемам музыкальной эстетики православного богослужения. Использованы методы иконографического и стилистического анализа, традиционные для искусствознания. Особое внимание уделено эстетическому анализу первоисточников - памятников православного музыкального искусства.

Структура диссертации: Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Корнышева, Ирэн Робертовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня не случайно происходит обращение к церковным богатствам Древней Руси. Малая изученность проблемы вокально-хорового воспроизведения певческого материала все более отсылает нас к изучению духовно-исторического контекста, обусловившего в свое время существование древнерусской певческой культуры. Обращение к нему дает немало удивительных подсказок для понимания сущности русской музыкальной культуры и церковного пения. Изучение древнерусского знаменного пения дает глубокие, мудрые, литургически грамотные ответы на вопросы церковного пения, раскрывает феномен в его онтологическом виде, и находит решение тем проблемам, которые возникли в результате кризиса богослужебно-певческой системы в начале XX века. Человек, всерьез задумывающийся о своем месте в богослужебной жизни церкви, сравнивающий свою жизнедеятельность с подлинным молитвенно-нравственным православным бытием, всегда рано или поздно встает перед вопросом, как же соотносится музыкально-певческий материал, который звучит на клиросе в тот или иной момент богослужения с истинным смыслом эстетики русской музыки? Как мы можем охарактеризовать богослужебное пение, в чем его сущность и эстетическая ценность?

Для достижения поставленных целей и задач, мы исследовали взгляды русских философов на православное богослужение в целом и с этих позиций проанализировали богослужебное пение. Коснувшись вопросов творчества, софиологических аспектов «музыкальной теургии», систематизировали взгляды на богослужебное действо выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, таких как Вл.Соловьев, Прот. Сергий Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А.Бердяев. Ими было показано, что преобразование, духовное обновление человека, являющееся важным аспектом православия, возможно по эстетическим и духовным законам, основывающимся на божественной помощи, по духовно-софийным законам. Этими тенденциями пронизана вся софийно-теургическая эстетика русских философов начала

XX века.

По крупному счету музыка является выражением духовной красоты в храмовой теургии. И именно благодаря своей выразительности она занимает центральное место в храмовом синтезе искусств. «Софийными интуициями» пронизано все православное богослужение и церковное пение в том числе. Без музыкального сопровождения не может состояться православное богослужение. Достигается это посредством творчества.

Творчество, проявляемое в богослужении целой группой лиц от служителей храма, певчих, клириков, чтецов до священнослужителей, направленно на реализацию не только «Божественного замысла»: соединение в вере, добре, истине, но и на реализацию эстетических реалий: красоты, очищения, гармонии, идеала. Духовно-художественное творчество позволяет вывести человека за рамки обыденной жизни. Посредством музыкального искусства, живописного, архитектурного происходит процесс преображения человека, и главный аспект лежит именно в эстетической сфере, где происходит единство материального и духовного, божественного и человеческого.

Творчество может привести к гибели, считали многие служители церкви и относились враждебно к проявлению творчества. Творчество регента, исполнителя достаточно эмоционально и интеллектуально. Красота рождает эстетические переживания, красота духовной музыки это религиозно-творческий путь, от замысла произведения, его создания, многочисленного исполнения до восприятия его слушателями, индивидуально переживающими данное произведение искусства.

Для восприятия красоты необходимо совершенствовать три вида интуиции - чувственную, интеллектуальную, мистическую, стать выше эгоистических интересов, бескорыстно возлюбив ценность красоты.

Мы выявили также диалектическую природу и типологию музыкального содержания православного богослужения, обнаружив две главные составляющие:

1. музыкальное содержание богослужения духовно по своей сути и получает материально-звуковое выражение. Причем, как это всегда имеет место в соотношении содержания и формы, последняя активна и определяет своим строением некоторые стороны содержания;

2. музыкальное содержание богослужения, будучи отражением духовного мира человека, раскрывает вместе с тем существенные стороны объективной (не только религиозной) действительности, повествуя не только об индивидуальных переживаниях художника, композитора, но и о духе времени и нации, отражая особенности мироощущения тех или иных социальных слоев.

Богослужебное пение - это искусство, подчиненное законам религиозного мироощущения. Его нельзя рассматривать только как мелодическое отражение Божественного порядка. Музыка несет онтологическую, смысловую нагрузку и доносит до слушателя высокий уровень религиозных ценностей. Музыкальный элемент придает богослужебным текстам эмоциональную окраску и способствует «прорисовке» религиозных идей на скрижалях человеческого сердца.

Слово, озвученное музыкальным элементом, — как первый принцип богослужебного пения - входит в души людей и, воспитывает их в духе церковности и человечности. Словесно-музыкальная стихия заставляет по-иному - возвышенно и умудрено - переживать особую, объективную, живую и благодатную реальность, присущую храму. Словесно-музыкальная атмосфера храма создает тогда благодатные условия, в которых верующие призываются перерасти самих себя и выйти за пределы видимого мира. Таким образом, получая основные вероучительные знания на богослужении, человек, одновременно, имеем возможность глубже запечатлевать их в своей памяти через эмоциональное толкование слышимых и воспринимаемых текстов при помощи неразрывно связанных с ними мелодий.

По православной традиции приход в храм требовал от молящихся определенной установки внимания на предстоящее пение. Суть этой установки в том, чтобы человек приготовился внимать ему не одним внешним слухом, но и слухом своей души и своего духа. Ибо ему надлежит услышать не одни звуки и мелодии, а все богослужебное пение так, чтобы оно овладело душой и, чтобы «душа запела вместе со всеми». Кроме того, необходимо, чтобы от этого пения вострепетала духовная глубина человека, та, которая молится, прозревает и творит. И вняв, включилась в храмовую молитву, духовно прозрела в слова песнопений и стала творчески внимать музыкальным звукам. Именно тогда церковное пение осуществится как богослужение, ставшее и художественным событием.

Мы отмечаем, что эмоция составляет квинтэссенцию музыкального содержания богослужения. Сколь важным не был бы чувственный компонент музыкального переживания, он всегда составляет лишь условие, первоначальный уровень раскрытия музыкального содержания, над которым надстраиваются высшие уровни духовного переживания. Музыка не отсылает более к какому бы то ни было внемузыкальному содержанию, а становится самостоятельной ценностью и потому вызывает у слушателя (прихожанина) яркие эмоциональные переживания. Но значимость ее для человека не ограничивается способностью вызвать эмоцию, она распространяется также на переживание чувственной ткани музыки, на интеллектуальное раскрытие звуковой конструкции, на созерцание слухом логики музыкального процесса.

Музыка получает возможность непосредственного чувственно-эстетического воздействия на человека, способного реагировать на музыкальную форму и музыкальную предметность как таковую. В сознании слушателя музыка обретает эстетическую основу.

Мы выделили этапы развития музыкальной эстетики православного богослужения, главные музыкально-певческие устои, существовавшие с первых веков христианства. Первоначально и сейчас сохраняются следующие принципы:

1. церковное пение строго вокальное, без применения каких либо музыкальных инструментов;

2. в церковном пении важна мелодия. Древнехристианское пение исключало сложные гармонии. Важно участие в богослужении всех присутствующих в храме, т.е. их духовное единение;

3. церковное пение — это распетая молитва, а уже потом - искусство по мнению Отцов Церкви.

Церковное пение это и молитва, выраженная средствами искусства. Без проявления профессиональных знаний и умений со стороны исполнителей «плохое» церковное пение перестает быть и молитвой и искусством. Да, как и все церковное искусство, богослужебное пение призвано, прежде всего, выражать учение Церкви и, таким образом, неразрывно связано с внутренней, таинственной ее жизнью. В церковном пении выливается душа, просящая Бога, славословящая, благодарящая.

Согласно святоотеческой традиции пение является средством к удалению от дурных мыслей, к отвлечению от мирских удовольствий и вредных побуждений. Следовательно, богослужебное пение воспринимается как очищающее душу и помыслы средство, настраивающее на лучшие побуждения. Распевное толкование Библии придает «звуковую приятность» тексту.

Мелодия песнопений ярко выражает и сам текст и то, что стоит за этим текстом - сущность учения. Это тихое моление со страхом и трепетом славословящее незримого, но столь ощутимого Бога.

Несмотря на строгость и каноничность взглядов святоотеческая эстетика так же подчеркивала значимость эмоционального фактора в процессе богослужения.

Взаимодействие всех вспомогательных элементов храмового действа -распева, иконописи, метра, ритма, динамики, света, запаха, теней, формы, содержания, исполнения и творчества - заключает в себе истинную эстетическую сущность богослужебного действа. Эстетическое понимание и эстетическое ощущение богослужебного пения вот в чем его ценность.

В храмовом синтезе искусств большую роль мы отводим именно музыкальному искусству и взаимодействию ряда эстетических состояний в этом синтезе. Сферы прекрасного, возвышенного соприкасаются в ходе всего богослужения на уровне онтологических, гносеологических и феноменологических оснований.

В диссертации нашла отражение наша попытка охарактеризовать регентское творчество как сферу, имеющую под собой эстетические основания, показана роль музыканта, певчего в богослужении. Здесь важен не только профессионализм музыканта, но и «артистизм» творческой натуры, который претерпевает некоторое ущемление в связи со спецификой богослужения. Глубоко осмысленное понимание и приятие процесса богослужения один из важнейших аспектов в деятельности регента. Многие регенты имеют профессиональное, светское музыкальное образование и полагаются в большей степени на свой личный опыт, пожелания коллектива и музыкально - эстетические вкусы слушателей. Но преобладание на наших клиросах «регентов-самоучек», представление о церковной музыке которых сводится к содержанию одного-двух певческих сборников, предопределяет плачевное состояние церковного пения в целом. Однако можно сказать, что сочетание специальной церковно - певческой и академической музыкальной подготовки и одновременно - изучение и знание основных богословских дисциплин, помогающих регентам свободно ориентироваться в столь специфичной области как богослужение позволяет восстановить церковно-певческую культуру в ее подлинном виде, что безусловно обогащает и церковное и светское музыкальное искусство.

Наконец, самый важный аспект нашего исследования это выявление принципов музыкальной эстетики православного богослужения и художественного своеобразия богослужебного пения. Пение в храме имеет главную направленность: анагогический характер музыки с силой молитвенного чувства, вложенного исполнителем, условно можно назвать «музыкальной теургией». Это то музыкально-религиозное пространство, способное изменить, преобразить человеческую сущность, проникнуть в самые глубинные помыслы, способствовать образному вхождению человека с помощью звуковых, знаковых форм в мир религиозного пространства. Для верующего человека в богослужебном пении присутствуют:

1. Дух совершенствования. Пение учит отличать «нравящееся», «приятное», «дающее наслаждение», «полезное» от того, что на самом деле хорошо, что объективно — совершенно — и именно потому истинно, нравственно, художественно, справедливо. «Талант совершенствования» в богослужебной жизни достигается покаянием, прилежанием, добросовестностью, самообузданием, дисциплиной.

2. Дух любви. Согласно софиологии именно София - Премудрость Божья причастна к творчеству. Любовью богослужебное пение творит нового человека и утверждает его «талант» произносить вслух некое приемлющее и всегда пребывающее «да» любви. Создав новое, мы вступаем в творчество и умножаем полученный «талант». 1

3. Дух созерцания. Этот дух учит «смотреть» в чувственно невидимое и обещает, что чистые сердцем, живущие в «мире» и «святости», увидят Господа лицом к лицу.

4. Дух соборного восхождения. Красота духовной музыки - это религиозно-творческий путь вверх: каждый участник богослужения от исполнителя до слушателя индивидуально переживает данное произведение искусства и соборно возносится к воспеваемым духовным феноменам.

Подводя итог сказанному, отметим, что истинное богослужебное пение, как и истинная молитва дарует свободу глубинным, подлинным чувствам, чтобы они поднялись изнутри нашего сердца на поверхность, чтобы от избытка сердца запели уста, чтобы эти чувства вошли в сознание и стали частью религиозного опыта. Тогда они принесут не наслаждение только, они принесут покаяние.

Богослужебное пение является неотъемлемой частью не только

175 2 Кор.4:18; Евр. 11:27 церковной жизни, но и частью художественной культуры. Сегодня интерес к данной области музыкального искусства возрос. Устраиваются фестивали, конкурсы, концерты. Активное участие в развитии этой деятельности принимают молодые специалисты, что приводит к обновлению в церковных хорах. Старые знания уходят, и новая профессиональная плеяда вносит свои приоритеты в музыкальную эстетику храмового действа. Современные преобразования порождают интерес не только к музыкальному искусству, но и церковной культуре в целом. Истинный художник, творец, преодолевая жесткие каноны, создает художественно неповторимые произведения искусства, в которых воплощены и фантазии, и знания о мире, и эстетические обоснования красоты всего храмового богослужения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Корнышева, Ирэн Робертовна, 2008 год

1. Аверинцев, С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (Противостояние и встреча двух творческих принципов) / С.С.Аверинцев // Типология и взаимосвязь литератур древнего мира.- М., Наука, 1971. С.206-266.

2. Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. / С. С. Аверинцев. М. : Наука, 1977. - 480 с.

3. Алексеев В., Григорьев А. Религия антихриста / В.Алексеев, А. Григорьев. Новосибирск: Посох, 1997. - 272 с.

4. Алеманов, Д. В. Курс истории русского церковного пения / Д. В. Алеманов. -М.: 1914.

5. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. JI. : Музыка, Ленинградское отд-ние, 1971. - 376 с.

6. Асафьев, Б. В. Музыка в кружках русских интеллигентов 20^0-х годов. // В сб. «Музыкознание», Л. 1927.

7. Бердяев, Н. А. Новое религиозное сознание и общественность /Н. А. Бердяев. М. : Канон +, 1999. - 464 с.

8. Бердяев, Н. А. Смысл творчества. Собр.соч.Т.2. / Н. А. Бердяев. -Париж, Ymca Press, 1985. - 445 с.

9. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев.- М. : Правда, 1989. 607 с.

10. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. М. : Республика, 1993. - 639с.

11. Библия М.: Московская Патриархия. 1992. - 1372с.

12. Блаженный Августин Исповедь / Блаженный Августин М. : Эксмо, 2006. - 528с.

13. Бражников, М. В. Древнерусская теория музыки /М. В. Бражников. -Л. : Музыка, Ленинградское отд., 1972. 422с.

14. Бражников, М. В. Статьи о древнерусской музыке / М. В. Бражников. -Л. : Музыка, Ленинградское отд., 1975. 120с.

15. Булгаков, С. Н. Свет невечерний. / С. Н. Булгаков. М. : Республика, 1994.-415с.

16. Булгаков, С. Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. Русская социология XX века. // С. Н. Булгаков. СПб. : изд. Русского Христианского Гуманитарного Института, 1997. - 589 с.

17. Булгаков, С. Н. Православие /С. Н. Булгаков. М. : ACT, 2003. - 365с.

18. Булгаков С. Н. Православие. Очерки учения православной церкви. / С. Н. Булгаков. М. : ТЕРРА, 1991. - 416 с.

19. Бычков, В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы / В.В.Бычков. М. : Искусство, 1977. - 199с.

20. Бычков, В. В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica / Т.2 Славянский мир. Древняя Русь. Россия. / В. В. Бычков. М., СПб.: Университетская книга, 1999. - 527с.

21. Бычков, В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы / В. В. Бычков. М. : Ладомир, 1995. - 332с.+32 ил.

22. Бычков, В. В. Икона и русский авангард нач. XX века/КоревиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики. М. : ИФРАН, 1998. С.58 - 75.

23. Бычков, В. В. Малая история Византийской эстетики / В. В. Бычков-Киев. «Путь к истине», 1991. 407с.

24. Бычков, В.В. По поводу двухтысячелетия христианской культуры. Эстетический ракурс. // Полигнозис №3. 1999.

25. Бычков, В. В. Проблема образа в византийской эстетике // Вестник МГУ. Серия Философия. 1972. №1. С.50-59.

26. Бычков, В. В. Софиология как основа теургической эстетики // Соловьевские исследования. Периодический сборник научных трудов. Выпуск 13. Иваново. 2006. С.44-71.

27. Бычков, В. В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. 2-е изд. / В. В. Бычков. - М. : Мысль, 1995. - 637с.

28. Бычков, В. В. Русская теургическая эстетика / В. В. Бычков. -М. : Ладомир, 2007.-743с.

29. Бычков, В. В. Теургическая эстетика Николая Бердяева // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. -М. : ИФРАН, 2005. С. 39-67

30. Бычков, В. В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма // История философии №4 М.: ИФ РАН, 1999.С.З-43.

31. Бычков, В.В. Эстетика: учебник / В. В. Бычков. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2006. - 573 с.

32. Бычков, В. В. Эстетика Отцов Церкви / В. В. Бычков. М. : Ладомир, 1995.-608 с.

33. Бычков, Ю. Н. О природе и типологии музыкального содержания // В сб. «Музыкальная конструкция и смысл». Сб. трудов, вып. 151 РАМ им. Гнесиных. -М. : 1999. С. 8-21.

34. Бычков, Ю. Н. Проблема смысла в музыке // По материалам выступления на конференции «Музыкальное содержание: наука и педагогика» (Московская консерватория, 4-5 декабря 2000).

35. Всенощное бдение и литургия. М.: Издательский совет РПЦ, 2004. -288с.

36. Гарднер, И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: В 2 х т. / И. А. Гарднер. Т.1. Сущность, система и история. - М.: Православный Св.-Тихоновский богословский институт, 2004. - 498 с.

37. Гарднер, И. А. Церковное пение и церковная музыка // О церковном пении: Сб-к статей / Сост. О. В. Лада. М. : Ладья, 2001.

38. Глебов, И. Ценность музыки / И. Глебов. М. : Музыка, 1998. 165 с.

39. Григорий Нисский, святитель. Избранные творения./ Нисский Григорий.- М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007.-384с.

40. Громов, М. Н. Образ Софии Премудрости Божией как символ Древней Руси // Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI-XVII века. М.: Ладомир, 1996. С. 46-56.

41. Диденко, В.Д. Духовная реальность и искусство: Эстетика преображения / В.Д. Диденко. М. : Беловодье, 2005. - 279 с.

42. Диденко, В.Д. Искусство и философия / В. Д. Диденко. М.: Знание,1986.-63 с.

43. Дилецкий, Николай Идея грамматики мусикийской. / Публикация,пер., иссл. и коммент. В.Протопопова. М.: Музыка, 1979. - 640 с. 44.3еньковский, В. В. История русской философии. Т2. / В.В.Зеньковский. -Л. :Эго, 1991.-544 с.

44. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого. В 2х ТТ. / T.l. М. : Посад, 1993.-440 с.

45. Иоанн Дамаскин Источник знания / Пер. и ком. Д.Е. Афиногенова и др. М.: изд. Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2002. 414 с.

46. Иоанн Златоуст. Избранные поучения: Сборник поучений в применении к десяти заповедям Божиим. М. : Русь православная, 2001. -608 с.

47. Кастальский, А. Д. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.5. -М. : Языки русской культуры, 1998. С.566-587

48. Кормин, H.A. Философская эстетика Владимира Соловьева. Часть 1: Святая гармония./ H.A. Кормин. М.: ИФ РАН, 2001.-187 с.

49. Кормин, H.A. Философская эстетика Владимира Соловьева. Часть 2: Онтологические предпосылки./ H.A. Кормин. М.: ИФ РАН, 2004. -217 с.

50. Кошмина, И. В. Русская духовная музыка. В 2-х кн. Кн.1: История. Стили. Жанры / И. В. Кошмина. М. : Владос, 2001. - 222 с.

51. Кремлев, Ю. А. Очерки по эстетике музыки. Изд.2-е доп. / Ю. А. Кремлев. -М. : Сов.композитор, 1972.— 272с.

52. Кремлев, Ю. А. Избранные статьи / Ю. А. Кремлев. общ.ред и вст.ст.В.В.Смирнова. Л .: Музыка, Ленинградское отд. 1976. - 231 с.

53. Куренкова, Р. А. Эстетика Музыка - Образование (феноменологическая целостность) / Р. А. Куренкова. - Владимир: ВГПУ, 2001.-308 с.

54. Куренкова, Р. А. Феноменологическая эстетика музыки: Монография./ Р. А. Куренкова. Владимир: ВГПУ, 2006. - 344 с.

55. Куренкова, Р. А. Эстетика: учебник для студ.ВУЗов / Р. А. Куренкова. М .: Владос-Пресс, 2003. - 368 с.

56. Липатов, В. «Черный квадрат» без белых пятен // Правда, 1988. 19 января

57. Лихачева, В. Д., Лихачев, Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. / В. Д. Лихачева, Д.С. Лихачев. Л. : Наука, 1971.- 120 с.

58. Лозовая, И. Е. Церковно певческое искусство // Художественно эстетическая культура Древней Руси XI - XVII века. М.: 1996.

59. Лосев, А. Ф. Музыка как предмет логики / Из ранних произведений. М. : 1990. Правда, 656 с.

60. Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие (Библиотека «Вехи») / В. Н. Лосский. -М. : 1991. Центр «СЭИ», 288 с.

61. Лосский, Н. О. Мир как органическое целое // Лосский Н. О. Избр. М.: 1991. Центр «СЭИ», 288 с.

62. Лосский, Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н. О. Лосский . М. : Прогресс-Традиция, 1998. - 413с.

63. Лосский, Н. В. Богословские основы церковного пения // Мартынов В.И. История богослужебного пения. М.: РИО ФА; Русские огни, 1994.С. 233-238.

64. Лосский, В л. Спор о Софии. Статьи разных лет. М. : изд. Свято -Владимирского братства, 1996. 195 с.

65. Малевич, К. От кубизма и футуризма к супрематизму (новый живописный реализм).3-е изд.М.,1916.

66. Мартынов, В. И. История богослужебного пения / В. И. Мартынов. -М. : РИО ФА; Русские огни, 1994. 239 с.

67. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: Исследование / В. В. Медушевский. М. : Композитор, 1993. - 265 с.

68. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. М. : Музыка, 1976. - 253 с.

69. Металлов, В. М. Осмогласие знаменного распева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного распева по гласовым попевкам / В. М. Металлов. М. : Синодальная тип, 1899 (на обл. 1900). - 92 с.

70. Музыкальная эстетика России XI XVIII веков / сот.текст.,пер.и общ. вст.ст А. И. Рогова. - М. : Музыка, 1973. - 248 с.

71. Музыкальный энциклопедический словарь / гл.ред. Г. В. Келдыш. -М. : Сов.энциклопедия, 1991. 672 с.

72. Настольная книга священнослужителя: т. 1. М.: Издание Московской Патриархии, 1977. - 768 с.

73. Никишов, Г. А. Двоезнаменники как особый вид певческих рукописей последней четверти XVII начала XVIII вв: Автореф.дис.к.и.н. М. : 1979.-22 с.

74. Николаева, О. Современная культура и Православие / О. Николаева. -М. : Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. -280 с.

75. Одоевский, В. Ф. К вопросу о древнерусском песнопении. / День, 1864 -№17.

76. Православный словарь. М. : «Олма Пресс», 2003. - 384 с.

77. Протопопов, В. В. Избранные исследования и статьи / Сост. Н. Н. Соколов. М.: Сов. Композитор, 1983. - 304с.

78. Протопопов, В. В. Русская мысль о музыке в XVII веке / В. В. Протопопов. М. : Музыка, 1989. - 94 с.

79. Резниченко, Е. Высшее регентское образование в России: задачи и проблемы (по разработкам Православного Свято-Тихоновского Богословского института). Гимнология. / Е. Резниченко М.: «Композитор», 2000.

80. Русская духовная музыка в документах и материалах: Т. 1. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма / Сост. Г. С. Зверев, А. А. Наумова, М. П. Рахманова М.: Языки русской культуры, 1998. - 688 с.

81. Русская хоровая музыка XVI XVIII в.// Сб. трудов, вып. 83, - М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1986.

82. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века, «Гномы XIX столетия».т.1, М.: Искусство, 1974. 408 с.

83. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века, «Опыт теории изящных искусств».т.2, М.:Искусство, 1974. 648 с.

84. Свт. Афанасий Великий. Архиепископ Александрийский и его избранные творения. СПб. Невский проспект, 2002. - 238 с.

85. Свт. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.- М. : Ладья, 1998. 466 с.

86. Свт. Иоанн Златоуст. // Собрание поучений: т. 1. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

87. Святитель Василий Великий. Беседы на шестоднев. Минск: Харвест, 2006. - 224 с.

88. Святитель Василий Великий. Творение иже во святых отца нашего Василия Великого. Избр. Минск: Харвест. 2003. 704 с.

89. Седакова О. А. Благословение творчеству и парнасский атеизм // «Новая Европа», №13, 2000.

90. Скабалланович, М. А. Толковый типикон/М.А. Скабалланович. М.: Паломник, 2003. - 493 с.

91. Соловьев, В. С. Собрание сочинений Тт. 1-Х11. Брюссель, 1966-1970.

92. Соловьев, В. С. Три речи в память Достоевского // В. С. Соловьев. Избранное, М.: 1990.

93. Соловьев, В. С. Русская идея / Владимир Соловьев Спор о справедливости. Москва-Харьков, 1999

94. Старец Паисий Святогорец / Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т.1: С болью и любовью о современном человеке. М.: ИД Святая гора, 2002. 406 с.

95. Старец Паисий Святогорец / Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т.2: Духовное пробуждение. М.: ИД Святая гора, 2005. 400 с.

96. Страхов, А. Мысли о церковном пении./ А.Страхов. М.: 1891.

97. Творения преп. Исаака Сириянина, изд. 3-е, 1911

98. Толковая библия или Комментарий на все книги св. писания Ветхого и Нового Завета.- Петербург, 1904 1913. -2-е изд. Институт перевода Библии.- Стокгольм, 1987.

99. Трактаты Одоевского опубликованы в издании: Русские эстетические трактаты первой трети XIX века, т.2, М., 1974. Составление и примечания З.А.Каменского. «Гномы» — мысли.

100. Трубачев, С. Музыкальный мир П.А.Флоренского // Сов. Музыка 1988. № 8

101. Трубецкой, Е. Н. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители» /Е. Н. Трубецкой. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-512с.

102. Трубин, Н. Г. Духовная музыка / Н. Г. Трубин.- Смоленск: 2004. 228 с.

103. Флоренский, П. А. Иконостас / П. А. Флоренский. М.: ACT, 2003. - 203 с.

104. Флоренский, П. А., Священник. Сочинения в 4-х томах. Т.1. / П. А. Флоренский. М.: Мысль, 1994.

105. Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи / П. А. Флоренский. М.: ACT, 2005. - 635 с.

106. Флоренский, П. А. Храмовое действо как синтез искусств // У водоразделов мысли. Т. 1. Париж: 1985.

107. Христофор, инок. Ключ Знаменной / Публикация и перевод М.Бражникова и Г.Никимова. (памятники русского музыкальногоискусства). М.: 1983.

108. Церковное пение в историко- литургическом контексте: Восток -Русь Запад. Гинология. Вып.З. К 2000 летию от Рождества Христова/ сост. И.Лозовая - М.: Прогресс - Традиция, 2004. - 424 с.

109. Цветков, Е.П., Финдейзен, Н.Ф. Музыкальная астрология/ Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. Т. 1.- М.: ACT, 2002. 316 с.1. Ресурсы Интернета

110. Аверьянов Виталий Рыцарь священного предания. Мистические основы Церкви в богословии Владимира Лосского http://www.wco.ru/biblio/

111. Бердяев Н.А.Смысл творчества//Библиотека Web сайта РАНИФ library\BERD\creation.html

112. Бердяев Н.А.Спасение и творчество //Библиотека Web сайта РАНИФ library\BERD\spas .htm

113. Бычков B.B. Эстетика Отцов Церкви // Библиотека Якова Кротова http://www.krotov.info/spravki/temy/p/patrolog.html

114. Горина Т. К проблеме «церковности» богослужебного пения Русской Православной Церкви Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии http://eparhia.onego.ru

115. Иформационный портал Петрозаводской и Карельской епархии http://eparhia.onego.ru

116. Интернет-издание Вэб-Центра «Омега», www.wco.ru

117. Лосев А.Ф Очерк о музыке //Библиотека Якова Кротова http://www.krotov.info/spravki/temy/m/muzyka.html

118. Лосский В.Н. Вера и богословие // Интернет-издание Вэб-Центра «Омега». Москва.2002г. www.wco.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.