Музыкальная культура Читы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Белоносова, Ирина Владимировна

  • Белоносова, Ирина Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2005, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 286
Белоносова, Ирина Владимировна. Музыкальная культура Читы: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Новосибирск. 2005. 286 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Белоносова, Ирина Владимировна

Введение

Часть первая. Этапы становления музыкальной культуры Читы

Глава 1. Музыкальная жизнь Читы в дооктябрьский период

1851-1895 гг.

1895-1917 гг.

Глава 2. Создание государственных музыкально-образовательных учреждений — как основы развития музыкальной культуры (1918-конец 1950-х гг.)

1917-1920-е гг.

1930-е гг.

1941 - 1945 гг.

1945-конец 1950-хгг.

Глава 3. Развитие музыкальной культуры Читы в 1960 - 1990-е гг.

1960-е гг.

1970-1980-е гг.

1990-е гг.

Часть вторая. Учреждения музыкальной культуры Читы и их функционирование

Глава 4. Музыкально-образовательные учреждения и их концертно-просветительская деятельность.

Структура музыкального образования.

Концертно-просветительская деятельность.

Глава 5. Военные исполнительские коллективы.

Ансамбли песни и пляски.

Оркестр штаба ЗабВО.

Глава 6. Дом народного творчества

Музыкальная секция.

Хоровая самодеятельность.

Курсы, смотры, фестивали.

Глава 7. Филармония

Гастроли приезжих музыкантов.

Концертно-просветительская деятельность местных музыкантов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальная культура Читы»

Одним из интенсивно развивающихся направлений отечественного музыкознания второй половины XX в. является музыкальное краеведение, в рамках которого активно исследуется музыкальная культура сибирского региона. Актуальность данной темы определяется комплексом причин. На протяжении XX столетия на огромных пространствах Сибири утверждаются формы функционирования музыкальной жизни европейского типа: развивается музыкальное образование, создаются музыкальные театры, народные, эстрадные и симфонические оркестры, организуются творческие союзы, объединяющие профессиональных композиторов и музыковедов. Концертная жизнь насыщается выступлениями гастролирующих музыкантов, собственные музыкальные коллективы - профессиональные академические, полупрофессиональные, самодеятельные - успешно выступают в регионе и за его пределами.

Формируется в Сибири и музыкальная наука. «Сибирская тема» занимает в исследованиях ученых все более прочное место, с каждым десятилетием открываются новые ее грани и перспективы. В статьях, сборниках, монографиях рассматриваются вопросы истории музыкальной культуры региона, освещаются важные музыкальные события современности, показывается их неразрывная связь с российской музыкальной культурой.

Анализ основных научных трудов и научно-популярных изданий сибирской тематики с конца 1950-х гг. до 2002 г. позволяет выделить ведущие направления музыкального краеведения Сибири и определить то место, которое занимают среди них исследования музыкальной культуры отдельных городов.

Прежде всего, внимание ученых привлекают богатейшие традиции народного творчества, песенные и инструментальные жанры фольклора многочисленных этносов, населяющих огромные пространства за Уральским хребтом. Эти «золотые запасы» Сибири осваивает этномузыкознание - одно из ведущих направлений в сибирской музыкальной науке, прочно опирающееся на современную методологию. Другое важное направление — работы, посвященные путям становления профессиональной музыкальной культуры в Бурятской, Тувинской и Хакасской республиках.

Огромную ценность представляют труды медиевистов, которые изучают сохранившиеся в Сибири до начала третьего тысячелетия традиции знаменного пения, бытование древнерусских песнопений на территории региона. Постепенно заявляют о себе и собственно краеведческие исследования, связанные с изучением музыкальной культуры в сибирских городах.

Вполне отчетливо обозначаются три периода в становлении сибирской темы. Первый период — с конца 1950-х до середины 1970-х гг. - представлен отдельными статьями в местных и центральных изданиях, а также двумя кандидатскими диссертациями: A.M. Айзенштадта о музыкальном фольклоре сибирских аборигенов [64] и Т.А. Роменской о просветительской деятельности декабристов в Сибири [173]. Музыкальной культуре городов посвящены статьи JI.H. Шевчука и И.А. Боровского «Из истории музыкальной культуры Иркутска до Великой Октябрьской социалистической революции» [204, с. 50 - 60] и Е.М. Зингера «Ленинградская государственная филармония в годы Великой Отечественной войны» [107, с. 61 - 117].

Во второй период, охватывающий пятнадцатилетие с середины 1970-х до начала 1990-х годов, исследования музыкальной культуры сибирского края ведутся более организованно и планомерно. Комплексная тема «Музыкальная культура Сибири» становится с начала этого периода приоритетной в исследованиях педагогов Новосибирской консерватории1. К работе по музыкальному регионоведению подключаются новые музыкальные центры - Иркутск, Красноярск, Томск, позднее Омск, Тюмень, Барнаул. Значительно увеличивается число кандидатских диссертаций. Расширяется проблема

1 В исследованиях педагогов открывшейся в 1956 году Новосибирской консерватории сибирская тема развивается наряду с вопросами музыкальной эстетики, истории и теории музыки, истории исполнительского искусства и музыкальной драматургии, методики преподавания. тика исследований. Вопросы композиторского творчества и исполнительства освещаются в тематических сборниках, брошюрах [93, 118, 119]. Музыкальной культуре автономных республик посвящены диссертации Г.А. Осипенко «Формирование тувинской симфонии» [162] и А.А. Асиновской

Музыкальная культура Хакасии» [68]. Развитие камерной музыки и ис полнительского искусства освещается в диссертациях JI.A. Дьябелко «Фортепианная культура Сибири и Дальнего Востока» [101] и М.И. Лознер «Пути развития музыкальной культуры городов Западной Сибири (на примере камерно-ансамблевого исполнительства, образования, творчества» [141].

Музыкальная культура сибирских городов является темой диссертационных исследований И.Я. Харкеевич «Музыкальная культура Иркутска дооктябрьского периода» [196], Т.Ю. Куперт «Музыкальная культура городов Западной Сибири в конце XIX - начале XX века» [133], М.Г. Шуряк «Музыкальная культура Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945)» [207] и О.Н. Новоселовой «Музыкальная жизнь Восточной Сибири второй половины XIX века» [160].

В третий период — с начала 1990-х гг. до 2002 г. - сибирское краеведение поднимается на следующую, более высокую ступень. Наряду с ранее сложившимися формами и направлениями исследований появляются новые. В этот период «музыкальная Сибириада» становится составной частью многопрофильных изданий. В ряде городов — Новосибирске, Красноярске, Чите - выпускаются энциклопедии, содержащие разделы о музыкальной культуре [102, 161, 208, 209]. На региональных конференциях, которые проводятся в Новосибирске, Кемерово, Томске, Красноярске, вопросы музыкальной культуры рассматриваются на специальных секциях. Издаются монографии: А.П. Мохонько «Музыкальная жизнь Кузбасса» [150], В.М. Калужского «Арнольд Кац - дирижер и человек» [117] и др.

Итогом многолетних исследований музыковедов Новосибирской консерватории и всего региона стала коллективная монография «Музыкальная культура Сибири». В 3-томном издании собраны и обобщены материалы по этномузыкознанию, музыкальной культуре автономных республик Сибири до 90-х г. XX столетия, краеведению, композиторскому творчеству. В монографии представлена панорама музыкального быта, концертно-театральной и просветительской деятельности, музыкального образования и музыкальной критики, а также других форм функционирования музыкальной культуры в Сибири [151 - 154].

В начале XXI столетия региональные музыковедческие исследования ведутся широким фронтом в автономных республиках и различных городах Сибири и Дальнего Востока. Новым в этих исследованиях является акцент на современных процессах (кандидатские диссертации О.Ф. Турчиной «Функционирование форм музыкальной жизни в сибирском индустриальном городе (Барнаул)» [191] и М.И. Литвин «Развитие профессиональной музыкальной культуры города Иркутска в 1946 - 1985 гг.» [139]).

Приоритет в разработке проблем музыкальной культуры сибирских городов принадлежит исследователям из Восточной Сибири. Об этом свидетельствуют следующие факты. Так, первая кандидатская диссертация по данной проблематике, посвященная музыкальной культуре Иркутска дооктябрьского периода была защищена И.Ю. Харкеевич в 1976 г. [196]. Первая монография, освещающая музыкальную жизнь Красноярска и написанная коллективом авторов - Б.Г. Кривошея, Л.Г. Лаврушева, Э.М. Прейсман - была издана в 1983 г. [126]. Музыкальная культура республик Восточной Сибири - Бурятии, Тувы и Хакасии - исследована в работах О.И. Куницына [132], Г.А. Осипенко [162], А.А. Асиновской [68]. В разделах о профессиональной музыкальной культуре этих республик рассматривается музыкальная культура их центров — Улан-Удэ, Абакана, Кызыла.

Белым пятном» на музыкальной карте Восточной Сибири остается пока часть российского Забайкалья — Читинская область. Это одна из крупных областей Восточной Сибири, которая по территории и населению занимает третье место после Красноярского края и Иркутской области.

Чита - областной центр, относящийся к числу тех сибирских городов, музыкальная культура которых почти не исследована. Между тем она отличается своеобразием, которое определяется несколькими факторами. Факторы эти связаны с историей города и особенностями его географического положения, выделяющими Читу среди других сибирских городов. Так, расi положение ее на пересечении водных и сухопутных транспортных линий обеспечило ей выгодное положение в хозяйственном, транспортном и военно-стратегическом отношении по сравнению с другими городами.

Создание в 1851 г на территории центральноазиатского региона Забайкальской области с центром в Чите, предопределило ее особые функции в военно-политической жизни России. В свою очередь, это оказывало и оказывает существенное влияние на развитие социальной жизни города. Два фактора - военно-стратегический и административный - обусловили специфику развития в городе экономики и культуры.

Во-первых, с момента создания Забайкальской области город был во* енным форпостом и центром российской государственности и культуры на юго-востоке Восточной Сибири. Масштабы области и ее границы с сопредельными административными территориями менялись, но всегда она находилась в своеобразном «кольце» азиатских культур. В настоящее время на юге область граничит с Китаем (850 км из 4770 км общей протяженности ее границ) и Монголией (800 км), на западе — с Бурятией (1700 км) и на северо-востоке - с Якутией (200 км). Из русских областей - только с Амурской на востоке (700 км) и Иркутской на северо-западе (520 км) [208, с. 13 — 14]. Внутри области расположен Агинский Бурятский автономный округ. ж Наличие государственных границ с Китаем и Монголией в моменты обострения международной обстановки или ожидаемого конфликта в Восточной Азии всегда повышало приграничную функцию как области, так и города.

Предопределенный географически статус форпоста на юго-восточной границе России был закреплен военно-политически: с 1851 г. Чита становится центром Забайкальского казачьего войска, несущего пограничную службу, а затем, с 1930 г. - Забайкальского пограничного округа, с 1935 г. -Забайкальского военного округа. Это повлекло за собой, особенно в советское время, зависимость экономики, культуры, состава населения города от потребностей армии. В отдельные исторические периоды, когда в других регионах и городах Сибири и европейской части России решались задачи культурного строительства, в Чите они часто отодвигались на второй план, уступая место решению оборонно-стратегических задач.

Во-вторых, расположенная между двумя крупными регионами - Сибирью и Дальним Востоком - территория Забайкальской области до 1937 г. рассматривалась как часть то Восточной Сибири, то Дальнего Востока . Административно-территориальная неопределенность, изменения в подчиненности ее более крупным и развитым центрам сочетались с нестабильностью административного статуса самой Читы, которая на протяжении 150 лет существования становилась то областным центром (1851, 1937 гг.), то республиканским (1920 г.), то губернским (1922 г.). В результате ее полномочия и возможности оказывать влияние на ход социокультурного развития близлежащих районов либо расширялись, либо ограничивались. Естественно, что указанная ситуация влекла за собой рост либо снижение уровня жизни в городе.

Демографические процессы в Чите и области при общей возрастающей динамике характеризуются стихийностью и скачкообразностью. Коренные жители Восточного Забайкалья - эвенки и буряты - до начала 1920-х гг. вели кочевой образ жизни. Только славянские переселенцы из европейской части страны, постепенно обживая край, строили поселки и города, прино

2 История административного устройства в Восточном Забайкалье была следующей: Забайкальская область с центром в Чите существовала с 1851 по 1922 г. в составе сначала Иркутской губернии (1851 - 1884 гг.), затем Приамурской (1884 - 1890 гг.) и вновь в Иркутской (1890 - 1920 гг.). На протяжении 1920 — 1922 гг. город был центром Дальневосточной республики. Затем Чита - центр Дальневосточного края (с 1922 по 1924 гг.) После перемещения столицы Дальневосточного края в Хабаровск Чита становится центром Забайкальской губернии в составе этого края (1922 - 1930 гг.), а позже ВосточноСибирского края (1930 - 1937 гг.). Статус Читинской области был утвержден в 1937 г., но ее границы были окончательно установлены только в 1948 году [201, с. 214 - 215]. сил и с собой цивилизацию [84]. Формирование населения за счет миграции из России — характерная черта многих сибирских территорий, но в Забайкалье этот процесс имеет свои особенности: сильные миграционные волны возникали за счет роста и оттока не только гражданского, но и численности населения военных в периоды укрупнения военных группировок в моменты обострения международной обстановки и их последующего расформирования в связи с ее разрядкой. (Для характеристики процессов, которые определяются общепринятым термином «миграция», в данном исследовании используется также термин «транзитивность», «транзитивная культура». Он не связан по смыслу с распространенным в математике аналогичным термином и отражает специфику Читы как транзитного железнодорожного пункта).

Приток гражданского населения из других российских территорий в досоветский период происходил в XIX в. в момент зарождения города, а затем - в начале XX в., когда вся Сибирь переживала экономический подъем во время строительства Транссибирской магистрали и развития золотодобывающей промышленности [116]. Во второй половине XX в. положительная миграция сопровождала события, связанные с народнохозяйственными стройками российского значения. Освоение природных ресурсов Восточного Забайкалья в 1950-е гг., строительство крупных промышленных предприятий и развитие сельского хозяйства в 1960 - 1970-е гг., строительство Байкало-Амурской магистрали в 1980-е гг. стимулировали приток специалистов из Европейской России, городов Сибири, республик Советского Союза.

Сокращением гражданского населения сопровождались все периоды общественных катаклизмов, которые переживала страна: это и военные годы (1904, 1914, 1920 - 1922,1941 - 1945 гг.), период коллективизации и годы репрессий (1937- 1938 г.), а также время резкого спада экономики в начале 1990-х гг. Кроме того, отток населения вызывали суровые климатические условия края: резкие перепады температур - и годовых (до 90 градусов), и суточных (до 20 градусов), высокогорье (от 600 до 1600 м над уровнем моря), в котором трудно адаптироваться человеческому организму.

Нестабильность административного статуса политической и социально-экономической жизни города оказывала на его культуру неоднозначное воздействие. Военно-политический статус области, ее значение «плацдарма и форпоста» определили зависимость всех сторон жизни области и города от состояния международных отношений, их включенность в большей степени в процессы военно-политической, чем социокультурной жизни страны и региона. В таких условиях культура испытывала дефицит и средств, и кадров. Повышение административного статуса города, как правило, сопровождалось активизацией социально-экономической жизни, вызывало «прилив» научной и творческой интеллигенции, подъем художественной культуры, что свидетельствовало о созидательных процессах, положительно сказываясь, в частности, на развитии музыкальной жизни. Однако созидательные процессы в истории города чередовались с периодами спада и разрушения, когда безжалостно и бездумно уничтожались с трудом созданные учреждения культуры.

В диссертации вводится термин «мобилизационная» культура. Он отражает специфическое состояние культуры, которая находится в состоянии постоянной готовности («мобилизации») к активным действиям. Этот термин характеризует состояние в экстремальных ситуациях, когда все силы сосредоточиваются для достижения какой-либо цели. Примером может служить состояние культуры в годы войны 1941 - 1945 гг.

Музыкальная культура Читы формировалась под взаимодействием противоречивых и разнонаправленных процессов, ее развитие сдерживал целый ряд факторов. На протяжении более чем 150-летней истории в городе не были созданы условия, необходимые для формирования современной системы функционирования музыкальной культуры. Если в других городах сибирского региона, таких как Иркутск, Томск, Омск, Красноярск, со стабильным составом интеллигенции и музыкальных кадров, музыкальная культура имеет традиции, берущие начало еще до XIX столетия, то в Чите периоды деятельности музыкантов — выпускников центральных консерваторий по разным причинам были слишком непродолжительными, чтобы создать здесь систему функционирования академического музыкального искусства. Строительство профессиональной музыкальной культуры в Чите затянулось до середины XX в.; только в 1950 -1960-е гг. создаются средние специальные учебные заведения и филармония. В начале XXI в. в городе отсутствуют музыкальный вуз, музыкальный театр, симфонический оркестр, Союз композиторов. На фоне стремительного взлета музыкальной культуры во второй половине XX в. в таких городах как Новосибирск, Иркутск, Красноярск, в Чите она выглядит недоукомплектованной, парадоксально отсталой.

В то же время в музыкальной культуре Читы к началу третьего тысячелетия сложились свои традиции, которые определили ее неординарное лицо, ее взаимодействие с музыкальной культурой других городов. Успешно развивается музыкальное образование и профессиональное исполнительство на народных и духовых инструментах, среди музыкантов Читы немало специалистов высокого класса, отмеченных званиями «Заслуженный деятель искусств РФ», «Заслуженный артист», «Заслуженный работник культуры России». Сложились и успешно развиваются профессиональные и самодеятельные коллективы города, которые выступают в регионе и за его пределами, выезжают на зарубежные гастроли.

Специально эти процессы и тенденции до сих пор не изучались. Отдельные сведения о музыкальной культуре Забайкалья и его исторических центров содержатся в коллективной монографии «Музыкальная культура Сибири». В кн. 1 2-го тома этого издания (автор - доктор искусствоведения профессор Т.А. Роменская) подробно освещена музыкально-просветительская деятельность декабристов в Сибири. Музыкальная жизнь Нерчинска и Читы, музыкальное образование в Нерчинске периода Забайкальской области до начала XX столетия представлены в кн. 2.2-го тома (с.

25, 36 - 39, 41, 42 - 43, 61 - 62, 65, 69, 71 - 72, 117 - 118, 120, 131, 140, 354, 360, 384 — 386). В кн. 1 3-го тома дается описание музыкальной жизни в Дальневосточной республике в 1920 - 1922 гг. и приводятся отдельные сведения о событиях музыкальной жизни Читы в 1930 - 1940-е гг. (с. 35, 76, 98-103, 125 — 126, 130, 172, 183). В кн. 2 3-го тома упоминаются имена известных в регионе и за его пределами музыкантов Н.Г. Лисина,Э-С. Маковского, А.В. Миронова, А.В. Руденко (с. 6, 37, 42, 59).

Однако процессы, характерные для второй половины XX столетия, за исключением некоторых фактов из области музыкального образования и сведений о гастролях отдельных коллективов, в данной монографии отражения не нашли.

На сегодняшний день отдельным частным вопросам истории музыкальной культуры Читы посвящены две специальные публикации. Так, брошюра В.А. Михайлова «Великорусские оркестры в Забайкалье» [149], имеющая научно-популярный характер (автор ее - журналист), содержит обзор коллективов Читы с 1910 до начала 1990-х гг. В статье В.А. Королевой «У истоков» [124] - первой музыковедческой работе о музыкальной культуре города - освещается концертная деятельность замечательных музыкантов — преподавателей Народной консерватории, существовавшей в 1920 - 1922 гг. В 1990-х - начале 2000-х гг. появляются работы по фольклору, в том числе диссертация Т.М. Зенковой на соискание научной степени кандидата культурологии «Народно-песенная культура семейских Восточного Забайкалья (историко-культурологический анализ)» [106].

Обзор немногочисленных опубликованных материалов свидетельствует о разнородности, разбросанности, а иногда и полном отсутствии достаточной информации по проблемам музыкальной культуры Читы, не говоря уже о ее систематизации. Заметна явная диспропорция в освещении ее истории. Если досоветский этап в какой-то мере изучен, то сведения о музыкальной культуре Читы после 1922 г. можно почерпнуть только из местной, изредка центральной периодической печати, восточно-сибирских краеведческих сборников.

Поэтому источниковедческую базу нашего исследования составили как опубликованные, так и неопубликованные документы и материалы.

Первую группу источников представляют неопубликованные архивные материалы: изучены документы, хранящиеся в Государственном архиве Читинской области (ГАЧО). В работе используются документы фондов Отделения культуры Читинского городского исполкома (ф. Р-2102), Управления культуры Читинского облисполкома (ф. Р-63), Читинского областного комитета по телевидению и радиовещанию (ф. Р-987), Читинской культурно-просветительной школы (ф. Р-1749), культурно-просветительных учреждений при Читинском облисполкоме (ф. Р-1707), Читинской областной филармонии (ф. Р-2101), Читинского областного Дома народного творчества (ф. Р-2108), фонда Читинского отделения Всероссийского хорового общества (ф. Р-2107). Эти фонды содержат отчеты учреждений культуры, постановления, решения руководящих органов, позволяющие выявить особенности формирования профессиональной музыкальной культуры во второй половине XX в. В исследовании используются также отдельные сведения, полученные в процессе работы с материалами из фонда Читинской мужской гимназии (ф. Р-61).[1 - 62]. В эту же группу впервые приводимых источников входит информация, полученная в архивах отдела искусств Читинской областной библиотеки, Дома народного творчества, филармонии, Окружного Дома офицеров, Областного управления культуры.

Вторую группу составляет обширный материал, накопленный читинскими краеведами и историками по вопросам общественной, экономической, политической и культурной жизни Забайкалья и Читы, рассредоточенный в различных справочных и библиографических изданиях, опубликованных издательствами Иркутска, Читы, Новосибирска, а также справоч-но-библиографическим отделом сектора краеведческой библиографии Читинской областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина. Особая рольь изучении культуры Забайкалья принадлежит Е.Д. Петряеву и Н.Е. Дворни-ченко, которые использовали в своих работах относящиеся к Читинской области материалы М.К. Азадовского, С.М. Максимова и других выдающихся исследователей Сибири. Использовался также обширный материал, содержащийся в центральной и местной периодической печати. (Большинство заметок в местных изданиях имеют информационный характер. Сфера музыкальной критики до сих пор развита в Чите чрезвычайно мало.) Все это позволило воссоздать общекультурный контекст формирования музыкальной культуры и специфику исторического развития Читы.

Третья группа источников - сведения, полученные в личных беседах и интервью автора диссертации с ведущими деятелями музыкальной культуры Читы: Е.С. Ануфриевым, В.Л. Бахаевой, А.В. Конончуком, Э.С. Маковским, А.В. Мироновым, Г.Т. Мироновой, B.C. Мистюковым, З.П. Мистюко-вой, В.Б. Некрасовым, А.А. Руденко, Г.П. Сыроватко, Н.В. Сыроватко, В.Б. Титовой и др. Они дополняют общую картину, создаваемую документальными источниками.

Использованный документальный материал потребовал серьезного осмысления, отбора, систематизации, научной критики. Основным направлением критики источников было определение степени их тенденциозности, поскольку во многих архивных материалах, особенно начиная с 1970-х гг. усиливаются элементы формализма в описании происходящих в культуре событий. Критическому осмыслению подверглись также материалы, опубликованные в краеведческих сборниках до 1990-х гг., поскольку в более поздних изданиях описание тех же событий сопровождалось новыми комментариями . Особый интерес вызвали документы, отражающие деятельность представителей художественной, в том числе музыкальной культуры, имена которых были незаслуженно забыты, либо включающие описания

3 В самых общих чертах в исследовании затронуты узловые моменты новейшей истории России, ее культуры. Вся краеведческая информация осмыслена с учетом подходов в оценке описываемых событий, сложившихся в отечественной исторической науке, искусствознании и культурологии к началу 2000-х гт. событий, роль которых с позиций настоящего времени представляется особенно важной и значительной.

Цель работы — воссоздать процесс становления музыкальной культуры в Чите как той части российской и сибирской культуры, которая ориентирована на европейский тип городской музыкальной инфраструктуры. Поставленная цель определяет следующие задачи.

1. Проследить динамику становления профессиональной музыкальной культуры на протяжении 150-летней истории города в контексте его художественной культуры.

2. Показать стержневую роль в этом процессе музыкальных учебных заведений.

3. Выявить особенности сложившейся в Чите во второй половине XX в. своеобразной системы музыкальной культуры и специфику функционирования ее компонентов.

Методология диссертации соответствует названным выше задачам. Изучение музыкальной культуры Читы находится- в русле отечественного музыкального краеведения [73], методологические основы которого были заложены в трудах Б.В. Асафьева [66, 67], таких ученых как А.Н. Сохор, Б.С. Штейнпресс, М.А. Этингер.

Термин «музыкальное краеведение» впервые вводится в научный обиход в 1966 г. во втором издании Энциклопедического словаря, где рассматривается как часть музыкознания и раздел краеведения [72]. В конце 1970-х годов вопросы краеведения обретают особую значимость в связи с возросшей ролью проводимых по всей стране социологических исследований. Один из создателей музыкально-социологической науки А.Н. Сохор определяет следующие сферы, которые могут быть в центре внимания музыкального краеведения: профессиональная музыка и фольклор, любительство и организованная самодеятельность, творчество, исполнительство и восприятие, музыкальное образование, наука, критика, деятельность всех музыкальных учреждений [185]. Он указывает также на необходимость исследования «срезов» музыкальной культуры в данный исторический момент, определяя их как картины «современной музыкальной жизни» [186, с. 5 — 15]. Его идеи развивает М.А. Этингер, отмечая: существование тесных связей между краеведением и фольклористикой и, в то же время, самостоятельность каждойг из этих наук. М.А. Этингер включает в сферу краеведческих исследований также вопросы, связанные с описанием пребывания в провинциидеятелейиакусстга,получйштхоб1^

Б.С. Штейнпресс в статье «Изучать музыкальное прошлое наших городов» [205] подчеркивает актуальность высказываний Б.В. Асафьева о Необходимости изучения музыкального быта провинции. Б.С. Штейнпресс, как и А.Н. Сохор, включает в круг интересов исследователей местной культуры музыкальный театр, образование, концертную деятельность, творчество местных композиторов, местную критику и музицирование.

В 1990-х гг. появляются докторские диссертации JI.A. Тарасовой «Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования» [188], Н.Р. Туравец «Региональный компонент профессионального музыкального образования» (на музыкально-краеведческом материале Кубани)» [190]. Тематика названных работ лежит в русле поисков общего краеведения, которое к этому времени значительно изменяется: в нем усиливается культурологическая направленность и преобладает тенденция к комплексному подходу при изучении проблем края [170, с. 5.]. Н.Р. Туравец в качестве характерного признака настоящего этапа развития музыкального краеведения отмечает углубление его связей с другими научными дисциплинами: внутренних взаимосвязей (по принципу координации) с этнографией и музыкальной фольклористикой, комплексным и отраслевым краеведением; внешних (по принципу субординации) - с искусствознанием (литературоведением, театроведением), культурологией, эстетикой, регионологией, археологией, антропологией и т.д. В структуре музыкального краеведения условно выделяются «музыкально-педагогическое» и «музыкально-историческое» (состоящее из «краеведческой истории музыки» и «краеведческой музыкальной этнографии») [190, с. 14-15].

В работах сибирских ученых Т.А. Роменской [172, 173], И.Ю. Харкее-вич [195, 196], Н.И. Головневой [92], А.А. Асиновской [68], С.С. Гончарен-ко [93] и других продолжены и развиты традиции применения в краеведческих исследованиях музыкально-исторического метода, который позволяет выявить логику процессов и конкретный путь, пройденный музыкальной культурой, проследить этапы ее возникновения, становления и развития. На особую специфику и трудность исследования музыкальной культуры Сибири указывает Т.А. Роменская. И хотя говорит она при этом об исследованиях музыкальной культуры дореволюционного периода, указанные трудности существуют и в настоящее время. Во-первых, сохраняется необходимость полного обследования архивных фондов, поскольку важная информация может быть «вкраплена» в самые различные документы. Во-вторых, по-прежнему сохраняется главный недостаток выявляемого материала — его фрагментарность. Для многих фондов советского периода характерны временные «лакуны», в силу каких-либо причин неосвещенными остаются целые десятилетия в истории коллективов и организаций [172, с. 7 - 9]. В-третьих, дополнительную трудность составляет работа с опубликованными в советское время источниками, в которых отдельные факты из истории музыкальной культуры умалчиваются по политическим соображениям.

При разработке проблем данного музыкально-краеведческого исследования помогает опора на законы, сформулированные в других науках, в частности исторической науке, культурологии, использование широкого спектра различных «методов научного познания: историко-типологического, аналитического, статистического, сравнительного и др.» [172, с. 8].

Кроме упомянутых выше методов в диссертационном исследовании используется общенаучный системно-функциональный подход. Музыкальная культура рассматривается как часть музыкальной действительности, диалектически взаимосвязанная с музыкальной жизнью. Музыкальная культура предстает, согласно предложенной В.П. Фоминым характеристике, как целостная система, через которую реализуются процессы музыкальной жизни [193]. Вопросам культуры - общей и музыкальной, в том числе региональной - посвящены работы современных исследователей, в частности, И.В. Авдюкова [63], А.В. Богдановой [79], С.Д. Бортникова [81], С.В. Нестеровой [157], Э.А. Позднякова [167], С.Б. Чулковой [203].

Под музыкальной культурой в настоящем исследовании понимается, в первую очередь, сформировавшаяся в России в начале 1920-х гг. система «создания художественных ценностей, их хранения, распределения и потребления» [185, с. 207]. В настоящем исследовании внимание сосредоточено на тех аспектах музыкальной культуры, которые относятся к созданию художественных ценностей в сфере профессиональной музыкальной культуры европейской традиции. Они отражаются: 1) в формировании музыкально-творческой интеллигенции (в рамках музыкального образования); 2) в зарождении исполнительского искусства профессионального уровня; 3) в деятельности учреждений, становившихся его центрами [92, с. 10].

В диссертации формы профессиональной музыкальной культуры рассматриваются в соотношениях с формами любительского музицирования. Так, анализируются особенности городского музыкального быта, деятельность музыкантов-любителей и музыкальных обществ, выясняются характерные черты концертно-театральной жизни. Другие аспекты - деятельность средств массовой информации, формирование слушательской среды -затрагиваются частично, в той степени, насколько это необходимо для решения основной задачи.

Компоненты профессиональной музыкальной культуры, ориентированной на традиции композиторского творчества европейского типа образуют в совокупности ее полную модель. В ней присутствуют система музыкального образования, оперный театр, филармония с концертирующими коллективами, в том числе симфоническим оркестром, Союз композиторов.

Профессиональная музыкальная кулыура Читы представлена в динамике исторического процесса. Это позволяет определить исторически сложившийся феномен музыкальной культуры Читы, выявить ее «ядро», стержневой элемент. Понятие ядро может быть отнесено к самым разным явлениям. Потенциал выражающего его термина использован в культурологи для характеристики «ядра культуры», что подразумевает «концентрацию в «ядре» норм, стандартов, эталонов и правил деятельности, а также систему ценностей, выработанных в реальной истории данного этнического, профессионального или культурного целого» [100, с. 170].

В данном исследовании под «ядром» музыкальной культуры, ее стержневым компонентом понимается система специального музыкального образования, поскольку в ней представлена совокупность норм, эталонов, представлений о способах и принципах творческой деятельности по созданию, исполнению и распределению культурных ценностей. Создание и развитие генофонда музыкальной культуры в контексте профессиональной европейской традиции, его «консервация» осуществляются в первую очередь в системе музыкального образования4. В Чите ввиду неполноты инфраструктуры специальное музыкальное образование выдвигается как стержневой компонент, принимающий на себя функции ядра в локальном варианте профессиональной музыкальной культуры.

4Необходимо отметить, что в последние годы интерес к проблемам специального образования особенно возрос. Различные аспекты общего, художественного и музыкального образования, вопросы управления образованием освещаются, например, Г.А. Артеменковой [65]; А.С. Базиковым [70]; в работах П.Л. Волка [89]; О.В. Гусевой [95]; А.С. Запесоцкого [105]; Т.В. Марчишиной [143]; А.Г. Прокофьевой [170]; А.А. Семецко-го [178]; С.А. Смирнова [184]; Н.Р. Туравец [190]; Т.В. Челышевой [199]. Список может быть продолжен. В оценке музыкального образования как ядра культуры учитывается, что 1) процесс образования «как складывания человеческого личностного образа. происходит не по законам воспроизводства нормы и не по законам восхождения-развития. Образование — дело сугубо личное.Общество может помочь человеку запустить процессы социализации и развития» [184, с. 19 - 20.]; 2) процесс социализации -вхождения в нормы человеческого общества — это осуществление поведения «по производству, воспроизводству и трансляции норм-образцов» [там же]; 3).результатом проявления активности индивидов становится самоорганизация не только индивидуального, но и «социального бытия» [105].

Кроме этого в диссертационное исследование вводится целый ряд понятий современного общенаучного направления — синергетики, идеи которой нашли применение в естественных и гуманитарных науках и органично используются в современных культурологических исследованиях. Целесообразность использования синергетического подхода диктуется спецификой музыкальной культуры Читы, которая выглядит среди окружающих ее городов Сибири неполноценной, не заслуживающей внимания. Неполный, усеченный комплекс форм функционирования профессиональной музыкальной культуры не характерен для большинства крупных административных центров региона. Однако в наши дни в центре внимания культуры и науки оказываются именно те явления, которые до этого считались второстепенными, периферийными. Феномен музыкальной культуры Читы становится весьма показательным: изучаемая культура характеризуется чередованием кратких периодов интенсивного развития и внезапных длительных «провалов», отбрасывающих её на исходные позиции. Нестабильность, зачастую хаотичность происходящих процессов, создавали катастрофические для культуры ситуации. В то же время в определенные исторические периоды преобладали созидательные тенденции.

Увидеть за фактами музыкально-исторической летописи города причины, порождающие взлеты и падения, объяснить их позволяет синергетика, рассматривающая принципы существования сложных саморазвивающихся систем в условиях нестабильности.

В современную эпоху - эпоху экономических, социально-политических, культурных кризисов - проблемы организации, устойчивости, порядка всесторонне изучаются. Это вызвано необходимостью заранее предсказывать, прогнозировать последствия непродуманного вмешательства в стихийно развивающиеся процессы в таких системах как общество и культура.

Термин «синергетика» от греческого Sinergos - действующий вместе, используется в естественных науках для определения усилий (корпоративных, кооперативных) каких-либо элементов системы, направленных на совместное действие для достижения одной цели3.

В широком смысле под синергетикой понимают междисциплинарное направление, объединяющее представителей естественных, гуманитарных, социальных наук, которые изучают проблемы порядка и хаоса [155]. Концепции и идеи теории самоорганизации и хаоса, лежащие в основе синергетики, были предложены немецким физиком Г. Хакеном [194] и лауреатом Нобелевской премии, бельгийским физиком И. Пригожиным [169]. Формирующаяся в наши дни эволюционно-синергетическая парадигма подчеркивает невозможность существования всех рождающихся во Вселенной структур вне развития, вне общей эволюции. Другой важный момент синергетики - представление об универсальности алгоритма развития как проявления самоорганизации в самых разнообразных системах - природных, биологических, социальных [130, 155] 6. Новое видение мира культуры, которая является примером сложной системы, заключается в представлении хаоса как переходного состояния между разными уровнями упорядоченности. Результаты исследований отечественной науки в различных областях знания с применением синергетического подхода отражены в нескольких сборниках («Синергетика и психология» [180, 181], «Синергетика и методы науки» [179], «Синергетическая парадигма» [182]) 1. По мнению И. Приго-жина, стремление к порядку приводит к наименьшей напряженности систеi Этим же термином охватываются явления, когда при других обстоятельствах те же самые элементы становятся антагонистами.

6Важным свойством указанных систем является большая размерность пространства и многоуровневость. Переход в неустойчивое состояние происходит при увеличении неравновесности системы выше определенного предела, выход — за счет перестройки элементов системы, скачком. Это находит свое отражение в переходе в качественно новое состояние с упорядоченной структурой (это может быть либо пространственная, либо временная упорядоченность). Выбор одного из возможных состояний системы случаен.

7 Проблемы синергетики рассматриваются в работах по различным отраслям знаний: социологии [120, 156, 86, 87], политологии [148], в философии культуры [112; 182, с. 39 - 49], в искусствознании [82]. Новые взгляды проникают и в музыковедческие работы. В статье Е. Зинькевич «От «истории - рассказа» к «истории — проблеме» [298] с позиций синергетики рассматриваются процессы, происходящие в украинской музыке. мы — таков фундаментальный принцип жизни общества. Ярче всего этот принцип проявляет себя в культуре, «так как она и есть результат стремления человека к упорядочению жизни вокруг себя посредством ритуалов, обрядов, традиций и т.п., ритмически повторяющихся и структурирующих человеческую жизнь» [130, с. 90].

Механизмы самоорганизации, описанные в физике и математике, действуют в других областях. Для всех изученных явлений был найден ряд принципиально важных признаков. При описании процессов, свойственных музыкальной культуре Читы, целесообразно использование следующих терминов синергетики: нелинейность, флуктуация, бифуркация, аттрактор, диссипативная система. Термины эти активно используются в гуманитарных науках.

Так, феномен нелинейности характеризует многообразие процессов и типов траекторий (направлений) развития динамической системы. Случайные отклонения от состояния равновесия (<флуктуации) могут привести к изменению системы. В теории динамических систем различаются точки ветвления, возможные пути развития системы (бифуркации), а также резкие изменения поведения системы в ответ на изменения внешних условий (,ка-тастрофы). В рамках теории катастроф рассматривается тенденция структурирования системы (формирование порядка), которая определяется термином аттрактор. Противоположная тенденция - к хаосу - проявляется через диссипативные (рассеивающие) структуры.

Процессы самоорганизации, возникающие в сложных, нелинейных системах, имеют ряд особенностей: 1) развитие осуществляется через неустойчивость, в точках бифуркации происходит переход в качественно иное состояние; 2) в нелинейной среде предзаданы все будущие состояния, но актуализируется в точке бифуркации лишь одно; 3) хаос разрушителен, ноон же и созидателен при переходе в новое состояние; 4) развитие необратимо, действует «стрела» времени (термин Н. Моисеева)8.

Отличительная черта самоорганизации в культуре - это внутренняя способность культуры реализовать самоосуществляемые процессы своего регулирования 9. Культура - это сверхсложная, хаотизированная на уровне элементов, но упорядоченная на разных уровнях организации социопри-родная система. В своем развитии она подчиняется двум противоположным тенденциям: действию рассеивающего, «разбрызгивающего» фактора (кризисы, спад активности в той или иной деятельности) и созидающего, наращивающего неоднородность в окружающей среде (формирование культурных центров и ареалов, расцвет культуры в тот или иной период).

Динамика культуры складывается в результате деятельности огромного числа людей, которые способны выбрать вариант развития групповых сообществ, произвести отбор собственных поступков. Они могли бы привести к социальному хаосу. Но в культуре выработаны механизмы, подчиняющие и упорядочивающие индивидуальную спонтанность. Они представляют в культурной практике общерациональное начало и проявляют себя в праве, государстве, армии, системе образования и т.д. Деятельность этих институтов не всегда гармонично согласуется со спонтанно развивающимися процессами.

8 На основе общих положений синергетики ход исторического развития, роль личности в истории интерпретируются следующим образом. Последующая эволюция общества определяется на бифуркационном этапе истории, когда существует множество обстоятельств, способных принципиально и непредсказуемо повлиять на ход исторических событий. К ним относится и личностный фактор. Действия энергичной личности могут стать в таких условиях своеобразной флуктуацией, которая определяет выбор сильнонеравновесной социальной системой ветви своей дальнейшей эволюции. Смысл синерге-тических подходов диктуется необходимостью в век катастроф и глобальных катаклизмов отойти от силового решения многих проблем. Моделируя и предсказывая развитие культуры необходимо из спектра возможных путей развития выбрать аттракторные направления, то есть те, которые попадают в резонанс с эволюционной стратегией [130, с. 93.].

9 Процессы самоорганизации, самоуправления и саморегуляции находятся в центре внимания исследований по этномузыкознанию [142,198], культурологии [146] и фило-офии культуры [112].

В развитии любой культуры смена состояний устойчивости и неустойчивости образует динамические циклы'. Они определяются новым уровнем развития, причем трудно предсказать заранее состояние культурной системы после прохождения ею «порогового» значения (точки «бифуркации»): ее будущее состояние представлено рядом возможных вариантов, определяющих состояние культурной системы в критической точке.

Принципы синергетики раскрываются в теории диссипативных систем, состояние которых поддерживается постоянным обменом со средой. Феномен музыкальной культуры Читы сформировался в условиях непрерывной миграции населения. Состав его, интересы и традиции определяла армия с присущими ей атрибутами военной музыки. Другую составляющую среды представляла самодеятельность с ее синкретизмом, близостью к фольклорным истокам в вокальном и инструментальном творчестве.

История музыкальной культуры Читы демонстрирует немало ситуаций, которые в теории диссипативных систем характеризуются как точки «бифуркаций», или «полифуркаций» (С.П. Курдюмов) - разветвлений системы при переходе в новое состояние. Важным свойством самоорганизации в диссипативных системах является кооперация (корпорация) элементов (систем). Применение синергетического подхода к анализу явлений музыкально-художественной культуры позволяет выявить факты корпоративных действий среди музыкантов, художников, литераторов, которые способствовали выбору тех или иных путей ее развития.

Научная новизна диссертации заключается прежде всего в том, что впервые в музыкознании в ней исследована музыкальная культура центра Читинской области, составляющей обширную часть территории Забайкалья. В научный обиход вводится значительный по объему не опубликованный ранее музыкально-краеведческий материал, который позволяет воссоздать историю музыкальной культуры Читы и показать ее особенности на современном этапе. Тем самым расширяется, углубляется, уточняется и конкретизируется общее представление о музыкальной культуре восточносибирской зоны, конкретизируются вопросы эволюции музыкальной культуры в сибирских городах. Применение в краеведческом исследовании элементов культурологического подхода позволяет зафиксировать такие стороны региональной музыкальной культуры, которые ранее не были описаны на данном материале.

Все вышеизложенное диктует структуру работы. Она включает помимо Введения две части (семь глав) и Заключение. Структура работы подчинена принципу историзма. В связи с этим особое значение имеют вопросы периодизации.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1851 г., когда Чите был придан статус города, до настоящего времени. Согласно принятой в отечественной исторической науке периодизации, время до 1917 г. рассматривается как досоветский период, с 1917 до начала 1990-х гг. - как советский и с начала 1990-х гг. - постсоветский период. В настоящей работе принята периодизация, учитывающая названную. В то же время она имеет свои особенности, связанные с логикой музыкально-исторического процесса Во-первых, многие события в городе, аналогичные тем, которые происходили в центральных городах России и Сибири, отстают по времени на несколько лет. Поэтому первая рубежная дата - 1917 г. - условна: окончательное утверждение Советской власти отодвигается в Чите на 5 лет, до 1922 г. Второй исторический рубеж в исследовании обозначен концом 1950-х гг. Бурный подъем экономики и культуры Сибири, в том числе и музыкальной культуры Читы, начинается с середины 1950-х гг. Именно этот рубеж становится основой для периодизации в многотомном издании «Музыкальная культура Сибири». В Чите же аналогичные процессы разворачиваются только в 1960-е гг.

Постсоветский период в работе специально не выделен. Советская власть существовала в Чите до 1994 г. Настоящая оценка событий, происходящих в культуре в этот период - дело будущего. В работе рассматриваются те явления, начало которым было положено на рубеже 1990-1990-хгг.

Выделение указанных трех этапов позволяет рельефно прочертить эволюционный путь развития музыкальной культуры города. В первой части работы преобладает исторический подход. В трех главах описан процесс становления профессиональной музыкальной культуры Читы в контексте ее художественной культуры с конца XIX до начала XXI столетия.

Анализ хроники музыкально-исторических событий в Чите позволяет предложить еще одну периодизацию. Несмотря на явную зависимость от социально-экономических процессов, что показано в первых трех главах, музыкальная культура в своем развитии обнаруживает самостоятельную, автономную логику. Это логика цикличности. В заключении первой части диссертации обосновывается двучленная периодизация. Доказывается, что главный рубеж в развитии музыкальной культуры Читы относится к середине 1920-х гг. Таким образом, первый цикл охватывает вторую половину XIX и первую четверть XX столетия. Второй цикл - время с середины 1920-х гг. до начала XXI в.

Во второй части работы, состоящей из четырех глав внимание сосредоточено на процессах формирования исполнительских традиций, формах функционирования профессиональной музыкальной культуры во второй половине XX в. Четвертая глава посвящена музыкально-образовательным учреждениям города. В пятой главе анализируется специфика военных исполнительских коллективов. В шестой и седьмой главах рассматривается роль Дома народного творчества и филармонии в организации концертной жизни. Обширное приложение включает таблицы, фотоиллюстрации, документы.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования предложенного приводимого фактического материала в различных сферах: в учебных курсах истории современной отечественной музыки и музыкальной культуры Сибири, а также применения ее методов и результатов в изучении истории музыкальной культуры других городов, в том числе сибирских.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Этапы становления музыкальной культуры Читы

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Белоносова, Ирина Владимировна

Заключение

Своеобразие музыкальной культуры Читы выражается в таких ее свойствах как мобилизационность, транзитивность, диффузность. Мобилизационная функция культуры на военно-пограничной полосе усиливает механизмы ее адаптивности, способствует преобразованиям в соответствии с изменениями текущего момента. Транзитивность, ведущая к постоянному обновлению контингента преподавателей и студентов музыкальных учебных заведений, дополняет эту качественную неустойчивость. В результате возникают диффузные структуры переходного характера, где компоненты взаимопроникают друг в друга, и вся структура легко приобретает новое, иногда противоположное качество.

Анализ функционирования системы музыкальной культуры Читы позволяет сделать следующие выводы.

1. Внутренние механизмы процессов, происходящих в Чите, целесообразно описать в терминах синергетики - «теории образования новых качеств». Синергетический подход рассчитан на изучение микросдвигов, явлений саморазвития, в которых сильны стихийность, непредсказуемость, чередование резких кратких всплесков и длительных малособытийных периодов, периодов стагнации. Все эти явления имеют место в музыкальной культуре Читы, что в первой части и было описано.

Диалектический закон перехода количества в качество синергетика иллюстрирует с помощью термина «бифуркация», т. е. разветвление, увеличение количества, при котором теряется прежнее качество. Это разветвление способствует рождению нового качества: система приобретает устойчивость, сохраняя приобретенное качество.

В этом смысле музыкальная культура Читы в своем развитии проходит четыре «зоны бифуркации» - по две в каждом цикле.

В первую бифуркационную зону она вступает в конце XIX — начале XX в., в период, когда художественная культура города представляла собой некое «синкретическое единство», а ее компоненты существуют и развиваются в рамках любительских объединений. Бифуркация фиксирует разветвление на самостоятельные профессионализирующиеся области: живопись, литературу и музыку. Проявлением этой профессионализации в изобразительном искусстве следует считать первые художественные выставки и открытие художественно-промышленной школы. В музыке -первые оперные спектакли, частные уроки и первую частную музыкальную школу. Их функционирование подводит к следующей зоне бифуркации в начале 1920-х гг.

В музыке новый качественный скачок фиксируется в музыкальном образовании — оно становится двухступенным. Увеличивается число исполнительских коллективов. Появляются оркестры: симфонический, духовые, народных инструментов. Действует оперная труппа. Таким образом, кульминация первого цикла отмечена возникновением комплекса основных форм профессиональной музыкальной культуры академического типа. Он был впоследствии разрушен, но остался в «памяти» культуры как ее «предельное состояние» [82, с. 517], как образец для последующих поколений деятелей музыкальной культуры. В терминах синергетики этот комплекс можно рассматривать как «аттрактор», точку притяжения, идеальную модель, к которой музыкальная культура Читы будет стремиться все последующие десятилетия XX в.

В третьей зоне бифуркаций происходит «разветвление» в области музыкального образования: детских музыкальных школ и училищ. Оно касается укрепления исполнительских традиций и проявляется в увеличении количества музыкальных образовательных учреждений и исполнительских коллективов, конкурсов ОРНИ, АРНИ и т.п. Процесс этот растягивается на полстолетия, охватывая всю вторую половину XX в. Разветвление исполнительских коллективов образует самостоятельную четвертую зону бифуркаций, которая отстоит от третьей на 40 лет. Таким образом, во втором цикле, в сравнении с первым, бифуркационные зоны в образовании и исполнительстве рассредоточены во времени. Однако профессиональные формы функционирования музыкальной культуры приобретают устойчивость, взаимосвязи компонентов закрепляются. Музыкальная культура приобретает качество системы более высокого уровня.

2. В 1920 — 1925 гг. в Чите складывается система музыкальной культуры, где в равной мере представлены академические и неакадемические сферы исполнительства. Профессиональная музыкальная культура по «набору» компонентов близка академической модели европейского типа. Ее составляют:

- «ядро» - двухступенный музыкальный техникум, который готовит специалистов для музыкальных коллективов академической и неакадемической сферы;

- академические коллективы: симфонический оркестр, оперная труппа, хоры, инструментальные ансамбли;

- неакадемические коллективы: оркестры и ансамбли русских народных инструментов, духовые оркестры.

Отклонение от исходного порядка и равновесия в синергетике определяется как «флуктуация». Причины первой флуктуации в читинской музыкальной культуре внешние: социально-экономические и политические. Закрытие музыкального техникума, запрет постановок оперных, а позже — опереточных спектаклей — стали для профессиональной музыкальной культуры «эволюционной катастрофой» [130, с. 93.]. Она приводит к резкому нарушению состояния относительного равновесия между разными сферами музыкальной культуры города. Кадры профессиональных музыкантов «перетекают» в самодеятельность, многие специалисты уезжают из города. Длительное время - более 30 лет - профессиональная музыкальная культура существовала вне управляющих ею государственных «рычагов». В терминах синергетики этот период соответствует «хаосу» (нарушению порядка). В академической сфере музыкальной культуры Читы следствием его становится распыление, «рассеяние» («диссипация» [82, с 498]) ее кадрового потенциала. В то же время новый «порядок» («самоорганизация») утверждается в неакадемической — самодеятельной и полупрофессиональной сфере.

Следующая флуктуация - отход, отклонение от «порядка» и «равновесия», установившегося теперь уже в неакадемической сфере музыкальной культуры, - происходит во второй половине 1950-х гг. Новая переструктуризация системы, связана с открытием музыкального училища, — результат «включения» государственных механизмов управления профессиональной музыкальной культурой. Открытие музыкального и культурно-просветительного училищ было призвано упорядочить процесс подготовки специалистов для академической и неакадемической сфер.

Профессиональная музыкальная культура Читы второй половины XX в. представляет собой специфическую систему. Диспропорция в соотношении академической и неакадемической сфер придает ей неустойчивость, неравновесность. Это свойство закрепляется и усиливается в результате во многом стихийного и нерегулируемого процесса подготовки кадров, осуществляемой музыкальным училищем. Музыкальное училище — «ядро» системы музыкальной культуры - не имеет необходимого набора специальностей. Наличие в его структуре тех или иных специализаций, численность контингента на тех или иных отделениях — обстоятельства, зависящие от случайных факторов.

Формирование «ядра» читинской музыкальной культуры - результат «самоорганизации», механизм которой «включается» уже на начальной стадии образования училища. Педагогический коллектив училища составили опытные педагоги ДМШ, обладающие профессиональным уровнем, достаточным для преподавания в открывшемся музыкальном учебном заведении следующей ступени. Исходная структура «ядра» намечает две линии исполнительства: хоровое и инструментальное, подразделяющееся на две «ветки» - фортепианное и баянное.

Дальнейшее развитие профессиональной музыкальной культуры в городе отражает процесс саморазвития в «ядре» и его зависимость от среды. Важнейшее свойство «ядра» - «бикомпонентность» исполнительских традиций, доминирование одних специализаций и отставание других -результат спонтанного и нерегулируемого выстраивания его структуры. Между формирующимися в «ядре» компонентами устанавливаются иерархические соотношения. Ведущее положение отделения народных инструментов обеспечивается не только ежегодными выпусками и выполнением, а часто и перевыполнением плана приема, но и 1) преемственностью традиций на отделении; 2) опережающими в сравнении с другие отделениями темпами роста профессионального уровня преподавателей, совмещающих педагогическую и концертную деятельность; 3) постоянным совершенствованием методической работы, ориентированной и на запросы среды, и на профессионализм; 4) поддержкой инициатив преподавателей со стороны администрации училища, местных и даже центральных органов управления культурой.

Доминирование второй исполнительской «ветви» — исполнительства на духовых инструментах - складывается позднее и обеспечивается деятельностью в училище высокопрофессиональных специалистов, имеющих большой стаж работы в воинских коллективах — духовых оркестрах и военных ансамблях.

Внутренняя структура училища до сих пор не устоялась. Самая тяжелая ситуация с кадрами - на оркестровом отделении, где подготовка исполнителей струнно-смычковой группы ведется нерегулярно и не может обеспечить потребность культуры в специалистах. До сих пор не открыто вокальное отделение. В то же время почти на всех отделениях есть педагоги с большим стажем и опытом работы.

Ядро» музыкальной культуры функционирует в окружении самодеятельных и полупрофессиональных коллективов. Специфика доминирующих исполнительских специальностей - в их тесной связи с бытовым музицированием, отражающим музыкально-эстетические потребности широкой аудитории, для которой эти формы музицирования близки и понятны.

Указанные свойства отражают неустойчивость сложившейся в городе системы музыкальной культуры. Ее развитие определяется факторами самоорганизации. Результатом самоорганизации выступает доминирование видов исполнительства, ведущих начало от музыки быта и самодеятельного творчества. Процессы академизации исполнительства на народных и духовых инструментах - следствие действия адаптационных механизмов, отчетливо выявившихся в истории музыкальной культуры Читы. Адаптивность - свойство любой культуры, «ибо только приспосабливаясь к среде музыкальная культура как один из элементов этой среды сохраняет свою жизнеспособность» [146, с.62].

Причины медленного роста академической исполнительской сферы — «погруженность» ядра в среду, стихию самодеятельности и полупрофессиональных коллективов. И хотя эта среда «питает» ядро, она «поставляет соки» только двум отделениям училища и двум ветвям исполнительства. Академическая исполнительская сфера не находит должной поддержки со стороны филармонии, призванной способствовать развитию академической музыкальной культуры, тогда как реально поддерживаются и поощряются коллективы иной направленности.

Музыкальная культура Читы, которая в течение XX столетия проходит два цикла — две ступени своего развития, демонстрирует два варианта внутренней самоорганизации культуры. Каждый вариант представляет собой особую систему со специфическими компонентами и их взаимосвязями. Общим свойством является неполнота обеих систем (не сложились традиции профессионального композиторского творчества, отсутствует высшая ступень образования, не сохранились традиции симфонического оркестрового исполнительства и музыкального театра). Обе системы вырастают из любительского исполнительства и постоянно активно с ним взаимодействуют. Если в первой половине 1920-х гг. по уровню развития музыкальной культуры Чита стоит в одном ряду с такими крупными центрами Восточной Сибири, как Иркутск и Красноярск, и даже выходит намного вперед в сравнении с Верхнеудинском (Улан-Удэ) и Новониколаевском (Новосибирском), то на современном этапе она значительно отстает от них. Диссипативные (рассеивающие) процессы в культуре действуют на протяжении всей ее истории.

Несмотря на трудности становления музыкальной культуры Читы и все своеобразие, она естественно встраивается в региональный контекст. Найдены и освоены формы, сохраняющие и развивающие систему образования и исполнительства. Существуют тесные связи с музыкальными центрами Сибири, устанавливаются зарубежные контакты. Долгое время развивавшаяся в недрах общей художественной культуры, музыкальная культура Читы, обретя самостоятельный путь развития, в настоящее время активнее других ее видов выходит в сибирское, российское и мировое пространство.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Белоносова, Ирина Владимировна, 2005 год

1. Отчет о деятельности Читинской областной культурно-просветительной школы за 1951 1952 уч. год. - Ф. Р-1749, on. 1, ед. хр. 1, л. 4 - 18 (1951 -1952).

2. Отчет о деятельности Читинской областной культурно-просветительной школы за 1952 1953 уч. год. - Ф. Р-1749, on. 1, ед. хр. 3, л. 4 - 18, 21 (1952 - 1953).

3. Отчет о деятельности Читинской областной культурно-просветительной школы за 1953 1954 уч. год. — Ф. Р-1749, on. 1, ед. хр. 5, л. 5 - 7, 30 - 35 (1953 - 1954).

4. Отчет о деятельности Читинской областной культурно-просветительной школы за 1954 — 1955 уч. год. — Ф. Р-1749, on. 1, ед. хр. 7, л. 3 9,15 - 17 (1954 - 1955).

5. Сведения о проведении первого областного конкурса самодеятельных скрипачей: протокол № 3 от 25 декабря 1955 г. Ф. 2108 , on. 1., ед. хр. 3 на 4 л. (1955).

6. Отчет о деятельности Читинской областной культурно-просветительной школы за 1955 1956 уч. год. - Ф. Р-1749, on. 1, ед. хр. 9, л. 4 - 5,22 - 29,32 (1955 - 1956).

7. Отчет о работе музыкальных коллективов Читинской обл. за 1956 г. Хоровые коллективы. — Ф. 2108, on. 1., ед. хр. 5 на 5 л. (1956).

8. Отчет о деятельности Читинской областной культурно-просветительной школы за 1956 1957 уч. год. — Ф. Р-1749, on. 1, ед. хр. 11, л. 2 - 10, 23 - 28 (1956 - 1957).

9. Музыкальные произведения композиторов Забайкалья, присланные на конкурс 1956 г. Ф. 2108, on. 1, ед. хр. 6 на 22 л. (1956).

10. Годовой отчет о работе Дома народного творчества за 1957 г. — Ф. 2108, on. 1., ед. хр. 12 на 4 л. (1957).

11. Протоколы заседаний музыкальной секции при Доме народного творчества за 1957 г. на 26 л. Ф. 2108, on. 1, ед. хр. 9 на 22 л. (1957).

12. Песни Красночикойского района, запись 1957 г. на 37 л. Ф. Р-2108, on. 1, ед. хр. 15 на 37 л. (1957).

13. Музыкальные произведения самодеятельных авторов, присланные на конкурс к 90-летию рождения В. И. Ленина. Ф. 2108, on. 1, ед. хр. 16 на 45 л. (1957).

14. Устав Читинского музыкального училища. Документы о работе Читинского муз. училища. — Ф. Р-63, on. 1, ед. хр. 124, л. 1 (1957).

15. Анализ работы Читинского муз. училища. Документы о работе Читинского муз. училища. — Ф. Р-63, on. 1, ед. хр. 124, л. 2 40 (1957).

16. Предисловие к описям Ф. 2108 научно-методического центра гародаого творчества и кушурт-просвепшелы^

17. Годовой отчет о работе Дома народного творчества за 1958 г. Ф. 2108, on. 1., ед. хр. 21 на 5 л. (1958).

18. Протоколы заседаний музыкальной секции при Доме народного творчества за 1958 г. Ф. 2108, on. 1, ед. хр. 19 на 14 л. (1958).

19. Отчет Читинской областной культурно-просветительной школы за 1958- 1959уч. год.-Ф. Р-1749, оп. 1,ед. хр. 13, л. 1-2. 16-17(1959).

20. Список самодеятельных композиторов Читинской обл. за 1959 г. — Ф. Р-2108, on. 1, ед. хр. 37 на 44 л. (1959).

21. Карта культурного строительства в Читинской обл. на 1959 66 годы. -Ф. Р-63, on. 1, ед. хр. 161, л. 1 (1959).

22. Отчет Читинской областной КПШ 1959 1960 уч. год. - Ф. Р-1749, on. 1, ед. хр. 14, л. 3 - 23 - 30, 34 - 39 (1959 - 1960).

23. Отчет о работе Читинского областного Дома народного творчества за 1960 г. на 10 л. Ф., 2108, on. 1, ед. хр. 40 на 10 л. (1960).

24. Стихи и песни самодеятельных авторов, присланные на конкурс к 90-летию со дня рождения В. И. Ленина, Протокол № 1 за 1960 г. — Ф. 2108, on. 1, ед. хр. 44 на 41 л. (1960).

25. Отчет о работе Читинского музыкального училища за 1960 1961 уч. год. - Ф. Р-63, on. 1, ед. хр. 207, л. 1 - 13 (1960).

26. Отчет о работе Читинской детской музыкальной школы за 1962 1963 гг. - Ф. Р-63, on. 1, ед. хр. 259, л. 2- 8 (1960).

27. Отчет о деятельности Читинской областной культурно-просветительной школы за 1960 — 1961 уч. год. Ф. Р-1749, on. 1, ед. хр. 15, л. 3 = 7,13, 16,19 (1960 - 1961).

28. Документы об областном смотре самодеятельных и профессиональных композиторов. Ф. Р-2108, on. 1, ед. хр. 59 на 63 л. (1962).

29. План работы хорового общества на 1963 г. на 2 л. — Ф. 2107, оп. 2, ед. хр. 10, л. 1-2(1963).

30. Музыкальные радиопередачи. Произведения читинских композиторов, поэтов за 1963 г. Ф. Р-987, оп. 3., ед. хр. 9, л. 1 - 48 (1963).

31. Радиопередача «Их слушали в Москве» о поездке Читинского любительского оркестра народных инструментов в столицу нашей Родины, 3 августа 1963 г. Ф. Р-987, оп. 3., ед. хр. 9, л. 8 -10 (1963).36,37.38,39,40,41,42,43,44,45,46

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.