Музыкальная культура древней и средневековой Кореи и ее отражение в трактате Сон Хена "Акхак квебом": "Основы науки о музыке". XV век тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Пак Кюн Син

  • Пак Кюн Син
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 232
Пак Кюн Син. Музыкальная культура древней и средневековой Кореи и ее отражение в трактате Сон Хена "Акхак квебом": "Основы науки о музыке". XV век: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2004. 232 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Пак Кюн Син

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Музыка в контексте культуры Дальнего Востока.

Дальневосточный «музыкальный континент»*.

1.1. Восток и Запад: различия музыкального менталитета и поиск общих позиций.

1.2. Некоторые особенности дальневосточной музыкальной науки. Специфика понимания категорий «звук» и «музыка».

1.3. Трактат Сон Хёна «Акхак квебом» как отражение научного знания Дальнего Востока.

1.4. Музыка и модель мира.

1.4.1. Музыка, модель мира и проблемы этногенеза.

1.4.2. Традиционные модели мира в Корее и на Дальнем Востоке и их отражение в музыке.

1.4.3. Отражение традиционных моделей мира в дальневосточной теории музыки

1.4.4. Корейский церемониальный оркестр как символическая модель мироздания.

ГЛАВА II. Трактат Сон Хёна «Акхак квебом» («Основы науки о музыке») в контексте истории культуры Кореи.

11.1. Предыстория создания трактата. Музыка в истории Кореи.

11.2. Трактат Сон Хёна «Основы науки о музыке». История создания. Содержание.

11.2.1. История создания по материалам Предисловия трактата

11.2.2. Структура и основная проблематика трактата.

11.2.3. Концепция музыки в трактате «Акхак квебом».

ГЛАВА III. Проблемы теории музыки в трактате Сон Хёна «Акхак квебом» («Основы науки о музыке»).

111.1. Теория звука. Мифологические, акустические и философско-космологические основания

111.2. Звукоряд. Лад. Пентатоника.

111.3. Виды древнекорейской музыкальной нотации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальная культура древней и средневековой Кореи и ее отражение в трактате Сон Хена "Акхак квебом": "Основы науки о музыке". XV век»

Проблематика исследования. Музыкальная культура одной из самых ярких цивилизаций азиатско-тихоокеанского региона - Дальнего Востока - в последнее время вызывает всё больший интерес исследователей. В ряду культур этого региона наименее изученной остаётся корейская музыка в целом и её история и теория, в частности. Немногочисленные труды по этой теме посвящены отдельным проблемам и носят ознакомительный характер1. Между тем, богатая по содержанию и продолжающая бытовать корейская музыкальная традиция взывает к исследовательскому вниманию. Значительный интерес, в этой связи, приобретает изучение памятников корейской музыкальной культуры. В этом плане весьма перспективно исследование трактата Сон Хёна «Основы науки о музыке», лишь упоминаемого в научных работах и музыкальной энциклопедиях3, но до сих пор не переведённого на русский и европейские языки и совершенно не изученного в российском и западном музыкознании.

Трактат был написан в XV веке, в период существования государства Чосон и правления первых императоров династии Ли (1392-1910) - времени, благоприятного для возрождения музыки после её упадка из-за войн и междоусобиц в государстве Корё.

Все самые значительные и величайшие страницы истории Кореи связаны с правлением династии Ли. Уже в первые десятилетия её правления в Корее произошли коренные изменения в политической, экономической и

1 Из истории корейской национальной музыки: Сборник статей. Петрозаводск. 1996; У Ген-Ир. Введение в корейскую национальную музыку. Вопросы теории. Петрозаводск. 1997; У Ген-Ир. Введение в музыку стран Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония), Петрозаводск. 2002; Цхай Т. К вопросу формирования специальной терминологии в корейской музыкальной культуре // Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азии, Африки и Америки. М., 1990.

2 Трактат был создан группой авторов (Сон Хйн, Син Мал-Пхенъ, Пак Кон, Ким Пок-Кын) под руководством Сон Хёна.

3 Корейская музыка // Музыкальная энциклопедия. T.2. М., 1974.; New Grove Dictionary of music and musicians. Ed. 2. 2001. Vol. 13. P.802. культурной жизни. Это время называют "Золотым веком" в истории Кореи, «корейским Ренессансом»4, временем социальных и политических реформ, временем становления корейской нации.

Особо выделяется период правления императора Седжона - одного из самых великих и просвещённых монархов Кореи. Годы его правления (с 1418 по 1450 гг.) приходятся на ранний период «Золотого века» - времени расцвета Кореи, сопровождавшегося возрождением культуры, искусства, философско-религиозной мысли. При Седжоне культура Кореи за сравнительно небольшой период достигла таких высот, каких никогда ещё не было за её многовековую историю, истоки которой уходят корнями в «мифологические» времена Н-го тыс. до н. э.

Ярким примером высокого уровня развития искусства и культуры в этот период является корейская музыкальная культура, важной составляющей которой была придворная церемониальная музыка. Двор корейских императоров поражал своей торжественностью, пышностью обрядов и церемоний, в которых музыке отводилась важнейшая роль, и она (музыка) достигла высочайшего уровня развития.

Но безоблачный период процветания оказался очень недолгим. На смену ему пришел хаос войны с Японией. За несколько столетий постоянных военных стычек со своим воинственным соседом традиции корейской культуры постепенно угасали, заслоненные политическими и социальными проблемами.

И все-таки, след культуры «Золотого века» сохранился в генетической памяти корейцев, в драгоценном культурном наследии, которое продолжает удивлять нас своей изысканностью и красотой.

4 Выделяя характерные черты этого периода можно сопоставить их с аналогичным временем европейского Средневековья, о котором М. А. Салонов пишет: «Для историка музыки это период зарождения и стремительного развития совершенно новой практики - письменной, приведшей к созданию линейной нотации, мензурального многоголосия, первых музыкальных памятников, одним словом, к появлению ранних признаков того, что мы называем композиторским творчеством в европейском понимании» (См.: М. А. Салонов. Менестрели. Очерки музыкальной культуры Западного Средневековья. М., 1996. С. 19). 5

Главной задачей по отношению к нашему наследию становится сохранение тех величайших традиций предков, которые уцелели в виде произведений искусства или в виде письменных документов того времени. К сожалению, в современной Корее многие считают, что решение политических и экономических проблем более важно для страны, чем сохранение культурного наследия. Такая точка зрения характерна и для некоторых государственных деятелей, из-за чего в Корее на сегодняшний день исследования национального искусства не получают достаточной государственной поддержки, ведутся очень ограниченно, по разрозненным темам и не отличаются фундаментальной глубиной и обобщённостью. Это в полной мере касается и темы, выбранной нами для диссертационного исследования, не смотря на то, что имеется ряд работ об этом трактате, созданных корейскими учёными (далее подробно). Памятник этот столь сложен и объёмен, что нуждается в большой государственной программе его исследования.

Наша работа ставит перед собой задачу изучения феноменов музыкальной культуры древней и средневековой Кореи и прежде всего так называемой «высокой музыки» (музыки высокой традиции или придворной и церемониальной музыки) на материале одного из величайших письменных памятников музыкальной культуры эпохи династии Ли, государства Чосон — трактата Сон Хёна « Акхак квебом» («Основы науки о музыке»). В чём же ценность этого труда и почему именно он привлёк наше внимание?

Конечно, работа Сон Хёна — это лишь отдельная страница музыкальной истории Кореи, созданная в определённый период её развития. Её появление было подготовлено высоким уровнем развития культуры в период правления династии Чосон. Но содержание трактата — это обобщение всех знаний о музыке, которыми обладала корейская наука на тот момент, это своеобразная квинтэссенция всего опыта музыкальной культуры древней Кореи (и Дальнего Востока в целом) и образец глубокого, всестороннего изучения музыки с современных позиций не только музыкальных, но и философскорелигиозных. Отметим также, что трактат Сон Хёна — это первый труд подобного рода в корейской научной традиции. До этого трактата делались лишь некоторые попытки сбора и обобщения музыкального опыта в главных летописях династии Ли "Седжон силлок" («Записки о фактах времени Седжона») и "Седжо силлок", а также в некоторых других, о которых мы будем также упоминать далее5.

Трактат Сон Хёна появился в очень благоприятное для развития корейской культуры время. Правители династии Чосон, отличавшиеся ортодоксальными взглядами, придавали большое значение придворному церемониалу, а значит и музыке. В основе художественных критериев её оценки лежали представления о морализующе-нравственной стороне и воспитательных функциях музыки. Трактат Сон Хёна — яркое тому подтверждение. Раскрывая перед собой этот труд, мы открываем не только музыкальную историю Кореи XV века, но и великое музыкальное наследие предыдущих веков, сконцентрированное в теоретической мысли этого сочинения.

Обзор литературы. Если мы обратимся к истории изучения трактата в XX веке, то можем заметить, что, несмотря на своё значение в истории корейской музыкальной культуры, работ, специально посвящённых музыкальным аспектам «Акхак квебом» не так уж много и все они принадлежат корейским учёным. Большую помощь в работе автору оказали исследования современных корейских учёных о других сторонах истории и культуры корейского народа. О них будет сказано далее. В диссертационном исследовании привлечён целый корпус материалов по истории, мифологии, культуре и искусству Древней Кореи на русском языке, работы российских и западных учёных методологического характера, среди которых отметим работы Э. Е. Алексеева, Л. В. Бражник, С. П. Галицкой, Р. И. Грубера,

A. Я. Гуревича, Дж. К. Михайлова, М. А. Сапонова, Ю. Н. Холопова,

B. Н. Юнусовой и других.

5 См. Седжон силлок // Чан Са-Хун. История корейской музыки. Сеул. 1986. С. 3. 7

Вначале несколько слов об привлечённых источниках и исследованиях на корейском языке. Первая большая работа по трактату была проведена Рём Чон-Квоном и увидела свет в 1956 году (Рём Чон-Квон. 1956). «Акхак квебом» был полностью переведён со средневекового (ханмун) на современный корейский язык (с сохранением написания специальных терминов в иероглифах) и снабжён достаточно подробными историческими и теоретическими комментариями. После этой работы в изучении трактата наступил значительный перерыв, и новая волна интереса к нему наступает уже на рубеже XX-XXI столетий. Во многом это объясняется тем, что Ли Хье-Ку - профессором Музыкального колледжа при Сеульском университете, руководителем Общества корейской традиционной музыки, академиком -был сделан новый перевод «Акхак квебом» - «Новая транскрипция Акхак квебом» (Ли Хье-Ку. 2000), который является самым полным на сегодняшний день переводом с подробными комментариями, превышающими по объёму предыдущую работу 50-х годов почти вдвое (1016 страниц). Работа, проведённая Ли Хье-Ку, позволила исследователям по-новому взглянуть на музыкальный трактат XV века, увидеть в нём не только памятник музыкальной культуры «Золотого века», но и исторический документ, выполненный на высоком литературном уровне. Знаменательны в этом отношении статьи 2001 года, входящие в издание «Акхак квебом» (Сеул. 2001): «Исследование Акхак квебом с точки зрения лингвистики» Ли Хён-Хи - профессора Сеульского университетами Хён-Хи. 2001), и «О значении Акхак квебом как исторического и поэтического памятника эпохи» Сон Ки-Ока - профессора Ихвасского университета (Сон Ки-Ок. 2001), статья профессора Ли Бом-Жика «Монография о нравственности музыки Акхак квебом», посвящённая изучению вопроса о политическом и религиозно-философском влиянии конфуцианства на проблематику трактата (Ли Бом-Жик. 2001).

Из исследований источниковедческого направления выделим работу профессора Корейской консерватории Сон Бан-Сона «Исследование Акхак квебом с точки зрения точности цитирования материала» (Сон Бан-Сон. 2001).

Из исследований музыкального направления об «Акхак квебом» выделим «Исследование о ладах Акхак квебом» Нам Сан-Сука - доктора искусствоведения, профессора Корейской консерватории, Вонкванского и Ханянского университетов (Нам Сан-Сук. 2002), где подробному изучению только лишь одной книги трактата посвящено 245 страниц.

Кроме изучения литературы, напрямую посвященной трактату Сон Хёна, автором был привлечен также большой комплекс материалов справочно-энциклопедического направления, из которых выделим наиболее важные: «Большой словарь корейской музыки» (Сеул, 1984), «История корейской музыки» Чан Са-Хуна (Сеул, 1986); «Музыка корейского народа» Квон О-Сона (Сеул, 1999). Кроме того, упомянем и книгу «Придворные церемонии и музыка династии Чосон» (Сеул. 1998, под ред. Ли Дже-Сука) интересную, прежде всего, своим уникальным иконографическим материалом, всевозможными таблицами и схемами, составленными профессорами Сеульского университета в результате кропотливого изучения летописей, книг, трактатов эпохи Чосон. Эти труды носят преимущественно источниковедческий характер, либо посвящены не комплексному изучению трактата, а отдельным проблемам. Много внимания в этих трудах уделено сравнению корейской и китайской музыки, причём, о своеобразии корейской музыкальной культуры практически ничего не пишется. Не характерен для корейских учёных и культурологический взгляд на трактат Сон Хёна.

Ряд статей корейских учёных опубликован на английском языке. Часть из них посвящена исследуемой эпохе и рассматривает вопросы бытования высокой музыки аак. Среди них отметим труды Ли Хье-Ку (Lee Hye-Ku. 1974, 1985, 1988), Хан Ман-Ёна (Hahn Man-young. 1977, 1983, 1985), Хван Бён-Ки (Hwan Byong-Ki. 1978).

Переходя к обзору источников на других языках, и, прежде всего, на русском, отметим, что работ, специально посвященных «Акхак квебом» на сегодняшний день ни в России, ни в других западных странах нами не обнаружено. В большинстве работ трактат лишь упоминается как памятник музыкальной науки Древней Кореи. В первую очередь, укажем на энциклопедические издания. В статье Р. Л. Концевич и М. М. Яковлева «Корейская музыка» во втором томе шеститомной «Музыкальной энциклопедии» (Концевич. 1974), где название «Акхак квебом» вольно переведено как «Основы музыкознания». В фундаментальной музыкальной энциклопедии Гроува6 «Акхак квебом» назван самым важным источником изучения корейской музыки, обобщающим ранние документы и характеризующем конфуцианское учение, однако и здесь мы не встречаем его подробную характеристику. Некоторые типы нотации, изложенные в трактате, проанализированы в книге В. Кауфмана «Музыкальные нотации Востока» (Kaufman W. 1967). Также упомянут трактат в статьях С. Б. Лупиноса «Традиционная модель звуковых норм гагаку» (Лупинос. 1989), Т. Цхай «К вопросу формирования специальной терминологии в корейской музыкальной культуре» (Цхай. 1990).

Отдельно можно поставить несколько работ российского исследователя У Ген-Ира, посвящённых истории и теории корейской музыки. Это, в первую очередь, брошюра «Введение в корейскую национальную музыку. Вопросы теории» (У Ген-Ир. 1997), статья «О корейской традиционной музыке» (У Ген-Ир. 1998) и ряд других. Автор упоминает «Акхак квебом» среди самых авторитетных источников, но фактически не даёт конкретных ссылок на текст трактата, излагая общие положения теории и истории корейской музыки.

Из большого комплекса исследований на русском языке о музыкальной культуре стран Дальнего Востока несомненный интерес представляют также работы, отражающие специфические черты музыкального мышления народов данного региона. При работе над первой главой диссертации нами был привлечен целый корпус таких работ. На русском языке это:

6 New Grove Dictionary of music and musicians. Ed.2. 2001. Vol. 13. P.802.

10 фундаментальная работа Р. И. Грубера «История музыкальной культуры» (Грубер. 1941-1956) и «Музыкальная эстетика стран Востока»7, работы Дж. Михайлова, раскрывающие многие специфические черты понимания феноменов музыки и звука в разных регионах мира: «К проблеме теории музыкально-культурной традиции» (Михайлов. 1986) и «Размышления об универсальной терминологии в музыке.»8. Использованы нами и работы западных этномузыковедов, прежде всего Курта Закса, включающие не потерявшие актуальности разделы о музыкальной культуре Древнего Китая: «The history of musical instruments.» (Sachs. 1940); «The Rise of music in the Ancient World. East and West.» (Sachs. 1939). Из работ российских культурологов отметим труды Б. С. Ерасова (Ерасов. 1990); Е.В. Васильченко «Музыкальные культуры мира: Культура звука в традиционных восточных цивилизациях» (Васильченко. 2001). В этой работе автор представляет Дальневосточный регион преимущественно через китайскую культуру, что кажется нам не справедливым, поскольку таким образом игнорируется своеобразие культур Корее и Японии. Достойным внимания нам показался предлагаемый в книге системный, целостный подход к изучению музыкальных культур разных регионов, в том числе Дальнего Востока и показавшуюся нам перспективной для разработки идею об оркестре как модели мироздания.

Отдельного упоминания заслуживает интересная и богатая фактами работа корейского исследователя Лим Хён-Чжуна «Музыкальное искусство Кореи XV века в контексте художественно-эстетических течений эпохи Возрождения » (Лим Хён-Чжун. 2001), выполненная на русском языке. В ней подробно описаны церемониалы того времени, буддийская музыка. Основным источником для этой работы послужила летопись «Седжон

7 Музыкальная эстетика стран Востока / Ред. В. Шестаков. М., 1967. g

Михайлов Дж. Размышления об универсальной терминологии в музыке: Существует ли она? Если нет, то возможно ли ей создание? Если возможно, то есть ли в этом необходимость? // Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азии, Африки и Америки. М., 1990. силлок». К сожалению, автор не использует в качестве источника «Акхак квебом», к тому же нам кажется неправомерным отождествление эпох истории корейской музыки с западноевропейской, и позиция сравнения Востока и Запада, которая уже устарела (см. далее подробно).

Из музыковедческих исследований отметим также труд Н. Г. Шахназаровой «Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма». (Шахназарова. 1983); исследование М. А. Сапонова «Менестрели. Очерки музыкальной культуры Западного Средневековья» (Сапонов. 1996), послужившую для нас отправной в плане позиций медиевистики; докторскую диссертацию В. Н. Юнусовой «Творческий процесс в классической музыке Востока» (Юнусова. 1995), в которой разработаны различные аспекты феномена классики на восточном материале. Интерес представляли также исследования Е. М. Алкон (Алкон. 1999), А.С.Алпатовой (Алпатова. 1996). В качестве вспомогательного материала нами были привлечены и работы, не имеющие прямого отношения к корейской музыке, но близкие по своей проблематике и методологии. В основном, это работы о китайской традиционной музыке, которые, в связи с задачами данного исследования, также интересовали автора данной работы. Это кандидатские диссертации С. П. Волковой «Отражение особенностей музыкального мышления китайцев в специальной терминологии» (Волкова. 1990) и О. Полуэктовой «Китайская дворцовая музыка эпохи Тан из японских источников (структурно-аналитический аспект)» (Полуэктова О. 1999), исследования о теоретической системе «люй» Цзо Чжэгуаня (Цзо Чжэгуань. 1987); М. Исаевой (Исаева. 1986). Определённый интерес представили для нас статьи В. И. Сисаури «Китайская ритуальная музыка и кризис конфуцианских музыкальных концепций в эпоху Тан» (Сисуари. 1998), статья М. В. Есиповой «Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре» (Есипова. 1994). Отметим несколько работ С. Б. Лупиноса о японской музыкальной культуре, близких проблематике нашей работы с точки зрения изучения вопроса о влиянии китайских музыкальных традиций, а также концепции влияния традиционной модели мира на музыкальную культуру. Кроме вышеупомянутой работы, это: «Ладовое мышление японцев: проблема этнических контактов» (Лупинос. 1992), «Музыкальное наследие Японии: традиционная модель мира и музыкальное мышление» (Лупинос. 1994); С. Б. Лупиноса и Е. М. Алкон «Музыкальная культура Кореи и окружающий мир: древность и раннее средневековье» (Лупинос С.Б.1993). В этой же связи назовём и работу В. И. Сисаури «Роль континентальных заимствований в формировании национального стиля японской музыки» (Сисаури. 1981) и ряд других. В последнее время появились содержательные статьи о корейской инструментальной музыке А. Ю. Плаховой, в том числе, «Енсанхвесан -жанр корейской инструментальной традиции», «Корейская музыкальная реформа XV в», «Санчжо — жанр корейской инструментальной традиции» (Плахова. 2002, 2003).

Из англоязычных источников хотелось бы назвать источник, оказавшийся наиболее ценным для нас. Это упомянутая работа В. Кауфмана о музыкальных нотациях Востока (Kaufman W. 1967) и работы Кондита о музыке корейского Возрождения и нотациях: Condit J. "A Fifteenth-Century Korean Score in Mensural Notation" (Condit J. 1979); Condit J. "Korean Scores in the Modified Fifteenth-Century Mensural Notation" (Condit J. 1984); Condit J. "Music of the Korean Renaissance: Song and Dances of the Fifteenth-Century." (Condit J. 1984) - последняя представляет собой публикацию партитур; труды Р.Провайна: "Chinese" Ritual Music in Korea: The Origins, Codifications and Cultural Role of А-ak» (Provine. R.C. 1983); «Sejong and the preservation of Chinese Ritual Melodies» и "Thoughts on Translating the Akhak Kwebom into English." (Provine R.C. 1988), в которой он говорил ещё в 1988 году об актуальности перевода текста «Акхак квебом» на европейские языки и подробном исследовании этого памятника.

В качестве вспомогательного материала нами был привлечён также ряд работ о литературе, искусстве и эстетике стран дальневосточного региона.

Н.Виноградовой и Н.Николаевой (Виноградова. 1979), М.В.Воробьёва (Воробьёв. 1961), Р. Ш. Джарылгасимовой (Джарылгасимова. 1972, 1982) и др.

Базой исследования в теоретической части работы послужили труды Ю.Н. Холопова о пентатонике и ладах старинной музыки9; монография JI. В. Бражник «Ангемитоника в модальных и тональных системах» (Бражник. 2002), работы Р. А. Исхаковой-Вамбы «Ангемитоника как музыкальная система. Исследование» (Исхакова-Вамба Р. 1990), М.Г.Кондратьева «О динамике музыкально-теоретического статуса пентатоники» (Кондратьев М. 1999). Отдельное внимание было уделено нами кандидатской диссертации Хима Сопхи «Теоретические проблемы камбоджийской музыки» (Сопхи. 1998), написанной под руководством Ю. Н. Холопова и содержащей ценные методики анализа пентатоники в музыке Юго-Восточной Азии.

Актуальность исследования. Из приведенного выше обзора литературы по данной теме мы видим, что источников, целенаправленно посвященных «Акхак квебом» совсем немного и, как правило, далеко не все из них затрагивают музыкальную проблематику труда Сон Хёна (теоретическую, историческую, музыкально-культурологическую). Кроме того, изучая имеющийся в распоряжении материал, мы пришли к выводу, что большинство работ основываются на постулате о том, что вся корейская культура представляет собой в своих основополагающих параметрах вариант заимствования китайских культурных традиций. Такая концепция долгое время была принята и в корейском музыковедении. В результате изучения этих влияний в науке сформировалось несколько искажённое представление о национальных традициях стран дальневосточного региона, в результате

9 Пентатоника // Музыкальная энциклопедия: в 6т. T.4. М.,1978; Пентатоника как род интервальных систем Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры. Материалы Международной конференции. Казань, 1995; Модальная гармония // Музыкальное искусство: Общие вопросы теории и эстетики музыки:

Проблемы национальных музыкальных культур. Ташкент. 1982; Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // Старинная музыка. Практика. Аранжировка. Реконструкция.

Материалы научно-практической конференции. М.,1999,

14 чего отрицалась ценность национального своеобразия культуры той или иной народности. Безусловно, китайская музыкально-теоретическая мысль явилась основой для Кореи и Японии, и музыкально-теоретические трактаты во многом интерпретируют важнейшие положения китайской музыкальной теории. Но со временем, благодаря общности нотационных систем, смыслов основных теоретических понятий, сложившейся системе постоянного комментирования китайских трактатов корейцами и японцами, в регионе Дальнего Востока сложились условия для широкого регионального распространения музыкально-теоретических систем, а с определённого момента в них уже весьма трудно отличить исконно китайское от корейского или японского. В связи с этим, нам кажется вполне обоснованным принять за отправную точку исследования постулат о национальной самобытности трактата Сон Хёна «Основы науки о музыке». Автору такая позиция представляется более правомерной по отношению к корейской музыкальной культуре, музыкальной теории и практике. Актуальность исследования заключается в предпринятой попытке рассмотрения трактата «Акхак квебом» с точки зрения национального своеобразия, как зеркала корейской культуры, его (трактата) собственной значимости, и выявления через обращение к великому письменному памятнику тех черт корейской музыкальной культуры, которые позволили ей постепенно вобрать в себя и ассимилировать китайский музыкальный опыт.

Строение работы. Работа состоит введения, трёх глав, заключения, двух приложений (иконографического и краткого словаря специальных терминов) и библиографии.

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, даётся анализ современного состояния изучения трактата «Акхак квебом», обзор литературы по данному вопросу и литературы, примыкающей к теме исследования, из чего выводится своевременность обращения автора к трактату Сон Хёна в связи с его недостаточной изученностью на сегодняшний день.

Первая глава работы — «Музыка в контексте культуры Дальнего Востока. Дальневосточный музыкальный континент» — призвана дать «точки отсчёта» для восприятия материала трактата Сон Хёна. Основная идея главы - рассмотрение феномена музыки сквозь призму религиозно-философских и культурных традиций региона: как носительницы основных «культурных кодов» этноса, уникальной и своеобразной неотъемлемой части культуры любого народа; рассматриваются теоретические системы как отражение модели мира, корейский церемониальный оркестр как «модель Мироздания». В главе даются характеристики научной традиции Кореи, некоторые специфически корейские аспекты трактата Сон Хёна.

Вторая глава - «Трактат Сон Хена «Основы науки о музыке» в контексте истории культуры Кореи» - состоит из двух разделов. Первый — представляет обзор пути развития корейской музыкальной культуры от «мифологических времен» до времени правления императора Седжона и появления трактата Сон Хёна. Особое внимание уделено процессу формирования корейского придворного музыкального церемониала (традиции аак) на основе привезённых из Китая образцов. Во втором разделе главы излагается история создания трактата, описываемая самим Сон Хёном, приводится подробное содержание каждой книги.

Третья глава - «Проблемы теории музыки в трактате Сон Хёна «Основы науки о музыке» - посвящена одной из самых интересных проблем этого труда, а именно — формированию корейской теории звука и сложению музыкальной системы на основе космологической символики и религиозных представлений. Отдельный раздел главы посвящён истории корейской нотации от самой ранней до наиболее совершенной нотации XV века - О Ым Як Бо, самостоятельной, стройной системы партитурной записи музыки, благодаря которой в Корее сохранились самые древние в дальневосточном регионе образцы музыки (как корейской, так и китайской).

Заключение представляет собой обобщение наблюдений, сделанных на протяжении работы, доказывающих уникальность и ценность трактата

Акхак квебом» и его непреходящее значение для изучения корейской музыкальной культуры, её самостоятельности и самобытности в контексте музыкальных традиций стран Дальнего Востока.

Во время работы над диссертацией мы постарались использовать все положения работы, написанные при жизни Ю.Н.Холопова, под его руководством, соответственно их отредактировав и дополнив.

В заключении хотел бы выразить огромную благодарность всем, кто оказал мне неоценимую помощь и поддержку в написании этой работы -первому научному руководителю, безвременно ушедшему из жизни профессору, доктору искусствоведения Юрию Николаевичу Холопову, чьи научные идеи подтолкнули автора к выбору проблематики исследования; профессору, доктору искусствоведения Виолетте Николаевне Юнусовой, взявшей на себя огромный труд научного руководства и доведения диссертации до логического завершения; Ирине Александровне Голубенко, оказавшей большую помощь в редактировании текста диссертации, кафедре Истории зарубежной музыки МГК, которая поддержала меня в трудную минуту и помогла своими советами довести работу до защиты и лично заведующему кафедрой доктору искусствоведения, профессору Михаилу Александровичу Сапонову, научным рецензентам кандидату искусствоведения, доценту Роману Александровичу Насонову и кандидату искусствоведения, и. о. профессора Светлане Юрьевне Сигиде, высказавшим ценные для нас замечания и предложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Пак Кюн Син

Заключение

Исследование музыкальной культуры Кореи, и в частности, придворной, церемониальной музыки - аак, которая является частью дальневосточной традиции, представляется крайне важным для изучения истории музыкальной культуры региона. Поскольку аак была документирована лучше, чем остальные виды корейской музыки, изучение именно этой разновидности представляется актуальным и для понимания процессов развития корейской музыкальной культуры в целом.

Это профессиональное искусство, сохраняющееся в наши дни, несёт в себе бесценные исторические свидетельства и атмосферу средневекового музицирования. Проблема корейского Средневековья ещё потребует отдельных исследований. В музыкально-исторической концепции Кореи, так же как в Китае, сохраняется деление на древний и современный (после 1910 года!) периоды с династическим разделением внутри обозначенных этапов. В этой связи, вся культура собственно древнего и средневекового периодов рассматривается как единое целое. Хотя, с нашей точки зрения, в XV веке в Корее наступает время, обладающее всеми признаками средневековой культуры. Оно уже выделено как «Золотой век» и «корейский Ренессанс». Трактат «Акхак квебом» Сон Хёна - крупнейший памятник музыкальной

57 Подобный взгляд на корейскую культуру, как прошедшую этапы древности и средневековья, содержится в статье С. Б. Лупиноса и Е. М. Алкон Музыкальная культура Кореи и окружающий мир: древность и раннее средневековье // Материалы научной конференции «Проблемы культуры Дальнего Востока». Владивосток. 1993. культуры Кореи свидетельствует о наличии высокопрофессиональной письменной культуры, которая, однако, сохраняет приверженность средневековой модели мира (поэтому нам кажется не совсем точным термин Ренессанс по отношению к корейской культуре). А потому рассматривает музыку, прежде всего как часть ритуала, средство гармонизации энергий Вселенной и воздействия на нравственные идеалы людей. Это накладывает отпечаток и на собственно теоретические положения работы, которые были проанализированы в последней главе. В понимании сущности пентатоники, строения звукорядов порой более важными (чем акустические и математические) оказывались символические трактовки и философские пояснения. Особую роль сыграл и культурологический подход, позволявший понять логику культуры, проявляющуюся, в частности, в музыкальном искусстве и теории музыки, не ограничиваться преимущественно анализом звукорядов и их структур. Поэтому выработка методик исследований подобного материала, как нам представляется, ещё не окончена. И те подходы, которые сложились в работах российских исследователей (см. Введение), и которые я имел возможность изучить и применить в данной работе, представляются мне очень перспективными для корейского музыкознания.

Аак - будучи феноменом корейской культуры, не просто сохранила и в чём-то законсервировала основные философско-эстетические критерии китайской придворной и церемониальной культуры, но и дала им новую жизнь, обогатив традициями корейской профессиональной музыки, в свою очередь питавшейся народными истоками. Творческое развитие и преобразование этой традиции демонстрирует исследуемый трактат Сон Хёна (полный перевод текста которого на европейские и русский языки необходим уже сегодня). Важнейшим фактором адаптации китайской традиции в Корее может служить, на наш взгляд, наличие корейской музыкальной терминологии (корейское чтение всех китайских иероглифов), которая уже сложилась в тот период и была зафиксирована трактатом. Это свидетельствует о том, что все основные положения учения о музыке к этому времени уже были осмыслены, «переназваны» и освоены в музыкальной практике. Одновременно переосмысливались звукоряды, в частности, изменение положения основного тона пентатоники (куна), его свободное перемещение на любую позицию, свидетельствует о наличии своеобразного "слышания" корейцами заимствованной музыки, ставшей к XV веку неотъемлемой частью корейской культуры. Не менее важным представляется выбор более характерных для корейской музыки звукорядов: Пхёнджо, структура которого отличалась стабильностью и оставалась неизменной на протяжении всей истории корейской музыки, и Гэмёнджо, который был очень характерен для народной корейской музыки и имел множество модификаций. Среди них особую роль играли трихордный и тетрахордный звукоряды, которые более характерны для корейской народной музыки, чем пятиступенные звукоряды. Особую роль в процессе ладообразования играла орнаментика и традиция «проявления» тона через украшающие его соседние звуки. Получавшаяся таким образом музыка звучала более чувствительно и эмоционально, что отражало особенности корейского менталитета.

Процесс этот происходил параллельно с развитием собственной корейской традиции изготовления церемониальных музыкальных инструментов, появлением их корейских разновидностей. Добавление в текст «Акхак квебом» разделов, посвященных собственно корейским звукорядам, видам нотации (авторство одной из них приписывалось Сон Хёну), элементам ритуала, свидетельствует о наличии развитой корейской музыкально-культурной традиции и подтверждает исходную позицию нашего исследования, рассматривающего трактат и его содержание как явления глубоко национальные.

Вместе с тем, представляя часть дальневосточной научной традиции трактат «Акхак квебом» является ценнейшим памятником культуры всего региона. Его изучение не случайно предпринимают исследователи китайской и японской придворной церемониальной культуры. И подобное направление ещё только намечается. Актуальным представляется сравнительное, историко-типологическое и культурологическое исследование всех церемониальных традиций Дальнего Востока (а не только традиционно парных: китайско-корейских, китайско-японских), которые должны быть представлены именно как явления национальной культуры, а не просто "произведённые по китайской кальке". Такие исследования уже появляются в России, очень надеюсь, что они скоро появятся и в Корее.

В мировом масштабе явление аак сопоставимо с такими видами дворцовой культуры как арабский макам, иранский дастгах, центральноазиатский шашмаком, индийская рага, которые называются, обычно классической музыкой или классикой устной традиции. С ними аак объединяет наличие трактатной традиции, функционирование в виде эстетически выделенного круга образцов, связь с религиозно-философскими

Г Q учениями. Однако, имея глубокие философско-религиозные корни, эти виды классики всё же не связаны с ритуалом. К тому же, в отличие от них, аак представляет собой не устную, а письменную традицию, сильнейшим образом связанную с конфуцианским ритуалом, а потому имеющую множество специфических черт. Это не позволяет формально отнести её просто к явлениям национальной классики. Скорее можно говорить о наличии особого вида классической музыки в странах Дальнего Востока, в частности в Корее - церемониальной классики. Аак расширяет наши представления не только о профессиональной музыке, но и о структуре

58 Такой подход, в частности, предложен в работе В.Н.Юнусовой «Основные тенденции развития музыкальных культур Азии и Северной Африки в XX веке. Влияние внеевропейских культур на творчество западноевропейских и американских композиторов XX столетия (обзор)», с рукописью которой я имел возможность ознакомиться при подготовке диссертации. музыкальной культуры различных регионов Востока. Эту проблему безусловно стоит исследовать далее, актуальным видится сравнительное исследование обозначенных традиций, как видов восточного профессионализма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Пак Кюн Син, 2004 год

1. Anthology of Korean Traditional Music. Seoul. 1991. Vol.21.

2. Bang-Song S. The exchange of musical influences between Korea and Central Asia in ancient times // The Silk Roads: Highways of culture and commerce / UNESCO publ.; Ed. Elisseeff V. New York; Oxford: Berghann books, 2000. P. 264 - 271.

3. Clark Ch. Religions of Old Korea. N.Y., 1932.

4. Condit J. A Fifteenth-Century Korean Score in Mensural Notation // Musica Asiatica, ii (1979). P. 1-87.

5. Condit J. Korean Scores in the Modified Fifteenth-Century Mensural Notation // Musica Asiatica, iv (1984). P. 1 -116.

6. Condit J. Two Song-Dynasty Chinese Tunes Preserved in Korea // Music and Traditions: Essays on Asian and other Music's Prosented to Laurence Picken. D.R. Widdess and R.W. Wolpert. Cambridge. Cambridge Univ. Press. 1981. P. 1-39.

7. Condit J. Music of the Korean Renaissance: Song and Dances of the Fifteenth-Century. Cambridge, London, New-York: Cambridge Univ. Press. 1984.

8. Courant M. La musique et dictionnaire de conservatoire. Charles Delegrave. Paris, 1913-1931. Vol.1. P.211-241.

9. Dane R. The Pythagorean and Chinese Approaches to Music // The Magic of tone and the Art of Music. Boulder & London, 1982. P. 167-173.

10. Eckardt A. Koreansche Musik. Deutsche Gesellschaft fur Natur-und Volkerkunde Ostasiens. Tokyo, 1930.

11. Ellingson Ter. Buddhist musical notation // The oral and the literate in music. Tokyo, 1986. P. 302-342.

12. Hahn Man-young Kugak: Studies in Korean traditional music / Transl. and ed.: Раек I., Howard K. Tamgu Dang. Seoul, 1990.

13. Hahn Man-young. Cho (mode-scale) of Hyang-ak // Korea Journal. 1977. Vol.17. Nr.2. P.26-29.

14. Hahn Man-young. Religious Origins of Korean Music // Traditional Korean Music. Seoul. The Si-sa-yong-o-sa Publishers. Inc. 1983. P. 23-34.

15. Hahn Man-young. The origin of Korean Music // The World of Music. 1985. Vol. XXVII. Nr.2. P. 16-31.

16. Howard K. Bands, Songs and Shamanistic Rituals: Folk Music in Korean Society. Seoul. Royal Asiatic Society Korea Branch. 1989.

17. Hwang Byong-Ki. Aesthetic Characteristics of Korean Music in theory and practice //Asian Music. 1978. Vol. 9. Nr.2. P. 29-40.

18. Kaufmann W. Musical Notation of the Orient. Bloomington London, 1967.

19. Lee Byong Won. Korean Court Music and Dance // The World of Music. Vol. 23. Nr. 1, 1981. P. 35-49.

20. Lee Byong Won. (Yi Puong-won, Yi Byong-won). A short History of Pomp'ae: Korean Buddhist Ritual Chant // Journal of Korean Studies. 1971. Vol.l. Nr.2. P. 109-121.

21. Lee Byong Won. Hossori and Chissori of Pomp'ae An Analiysis of Two Major Style of Korean Buddhist Ritual Chant. M.A. Dissertation. Washington. 1971.

22. Lee Byong Won. The Features of the Mahayana Buddhist Ritual Performing Arts of Korea // The World of Music. 1985. Vol. XXVII. Nr.2. P. 49-62.

23. Lee Hye-ku. (Yi Hye-gu). Difference between Hyang-ak and Tang-ak И Korea Journal. Vol. 18. Nr.2, 1982. P. 4-13.

24. Lee Hye-ku. Introduction to Korean Music // Korea Journal. Vol.16. Nr. 12, 1972. P. 4-14.

25. Lee Hye-ku. Korean Music Culture // Korea Journal. Vol. 17. Nr.8. P. 70-77.

26. Lee Hye-ku. Variations in the Korean Classical Lyric Song (Ka'gok) I I Народная музыка № 1, 1977.

27. Lee Hye-ku. Musical painting in a Fourth-Century Korean Tombs // Korea Journal. 1974. Vol.14. Nr.3. P. 4-14.

28. Lee Hye-Ku. Topics in Korean Music // Ли Хье-Ку. Основная теория корейской музыки. Изд. Сеулский университет. Сеул, 1985. Р. 461-519.

29. New Grove Dictionary of music and musicians. Ed.2. Vol. 13. 2001.

30. Provine R.C. "Chinese" Ritual Music in Korea: The Origins, Codifications and Cultural Role of A-ak // Traditional Korean Music. Seoul. The Si-sa-yong-o-sa Publishers. Inc. 1983. P. 60-79.

31. Provine R.C. Essays on Sino-Korean musicology. Early sources for Korean Ritual Music. II Ji sa. Seoul, 1988.

32. Provine R.C. Sejong and the preservation of Chinese Ritual Melodies // Traditional Korean Music. Seoul. The Si-sa-yong-o-sa Publishers. Inc. 1983. P.48-59.

33. Provine R.C. The Treatise on Ceremonial Music (1430) in the annals of the Korean King Sejong //Ethnomusicology. 18, 1974. P. 1-39.

34. Rudhyar Dane. The Pythagorean and Chinese Approaches to Music // The Magic of tone and the Art of Music. Boulder&London. 1982. P. 167-173.

35. Sachs C. The history of musical instruments. N.Y., 1940.

36. Sachs Curt. The Rise of music in the Ancient World. East and West. London, 1939.

37. Smith В. Korean Classical Music // Yi Hye-gu paksa songsu Kinyom limakhak nonch'on. Korean Musicology Society. Seoul, 1969. P. 421-428.

38. Song Pang-song. An Annotated Bibliography of Korean music. Providence. R.I. Asian Music Publications. Brown University, 1971.

39. Абаев H.B. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.

40. Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни): Исследование. М., Музыка. 1976.

41. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект. М., Советский композитор. 1986.

42. Алкон Е. М., Исупова Т. С. Традиционная модель звуковысотных норм музыки Юго-Восточной Азии // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Вып.6,7. Владивосток: Издательство Дальневосточной гос. Морской академии. 2000. С.34-37.

43. Алкон Е.М. Музыкальное мышление Востока и Запада — континуальное и дискретное. Исследование. Владивосток: Издательство дальневосточного университета. 1999.

44. Алпатова А.С. Музыкальные традиции Южной и Юго-Восточной Азии (к проблеме диалога традиционных культур в период Древности и средневековья). Дисс. канд. иск. М., МГК, 1996.

45. Асафьев Б. Современное русское музыкознание и его исторические задачи // Б. Асафьев. О народной музыке. Музыка. Л., 1987.

46. Бадмаева Г. Калмыцкая традиционная музыка в контексте культур Азии. Дисс. канд иск. МГК, М., 1999.

47. Бо Цзюйи. Собрание экзаменационных тем (Цэ Линь). Пер. с кит. В. И. Сисаури // Музыкальная коммуникация: Сб. науч. трудов / Проблемы музыкознания. Вып. 8. Спб.: РИИИ, 1996.

48. Бражник Л.В. Ангемитоника в модальных и тональных системах На примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Казань, 2002.

49. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.

50. Васильев Л.С.История религий Востока. Высшая школа. М., 1983.

51. Васильченко Е. Культура звука в традиционных восточных цивилизациях Ближнего Востока, Южной Азии, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Автореферат дис. . докт. культуролог, наук. М.,1997.

52. Васильченко Е. Музицирование на цине и его место в китайской культуре. // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. Сб. тр. М., 1986.С.99-109.

53. Васильченко Е.В. Музыка Кореи // Музыкально-энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия. 1991.

54. Васильченко Е.В. Музыкальные культуры мира: Культура звука в традиционных восточных цивилизациях. М., 2001.

55. Взаимодействие художественных культур Востока и Запада. М., 1998.

56. Виноградов В. Б.В. Асафьев о музыке Востока // Музыка народов Азии и Африки. Вып.5. М., 1987. С.8-14.

57. Виноградов B.C. Музыка в Китайской Народной Республики. Советский Композитор. М., 1959.

58. Виноградова Н., Николаева Н. Искусство Дальнего Востока. М., 1979.

59. Бовин А.В. К вопросу об этногенезе японцев // Народы Азии и Африки. 1988, №4.

60. Волкова С. Категория музыкального звука и её отражение в древней и средневековой специальной терминологии китайцев // Борбад и художественные традиции народов Центральной и Передней Азии: Тезисы докладов и сообщений. Душанбе, 1990.

61. Волкова С.П. Некоторые аспекты отражения особенностей музыкального мышления китайцев в специальной терминологии // Проблемы музыкальной терминологии в культурах Азии, Африки и Америки. М.1990. С. 64-92.

62. Волкова С.П. Отражение особенностей музыкального мышления китайцев в специальной терминологии. Дисс. канд искусств. М., 1990.

63. Волошинов А.В. Математика и искусство. М. Просвещение, 2000.

64. Воробьёв М.В. Древняя Корея. Историко-археологический очерк. М., 1961.

65. Восток-Запад. Исследования. Переводы, Публикации. М. Наука, 1988.

66. Всемирная история, том 1. Под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953.

67. Галицкая С.П. Некоторые методологические аспекты изучения восточной монодии // Вопросы эстетики, истории и теории монодии. Ташкент, 1987.

68. Галицкая С.П. Теоретические вопросы монодии. Ташкент, 1981.

69. Гарбузов Н. Натуральные призвуки и их гармоническое значение // Н.А. Гарбузов музыкант, исследователь, педагог. М., 1980. С. 50-58.

70. Гачев Г. Национальная музыка // Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо- Логос. М., 1995.72

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.