Музыкальная одаренность: Структура, гендерные и возрастные особенности проявлений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Таллибулина, Марина Тимергалиевна

  • Таллибулина, Марина Тимергалиевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2003, Пермь
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 196
Таллибулина, Марина Тимергалиевна. Музыкальная одаренность: Структура, гендерные и возрастные особенности проявлений: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Пермь. 2003. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Таллибулина, Марина Тимергалиевна

Введение.

ГЛАВА I. Проблема музыкальной одаренности в психологической науке.

§1. Зарубежный опыт изучения музыкальной одаренности.

§2. Исследование музыкальной одаренности в отечественной психологии 32 I

§3. Взаимосвязь музыкальной одаренности и индивидуально

1* психологических особенностей человека.

§4. Постановка проблемы и задачи исследования.

ГЛАВА II. Организация и методики исследования.

§ 1. Выявление музыкально одаренных школьников.

§2. Методики изучения компонентов музыкальной одаренности.

2.1. Методики диагностики общей одаренности.

2.2. Методики изучения компонентов музыкальности.

§3. Методики изучения индивидуально-психологических свойств.

3.1. Методики диагностики разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.

5 3.2. Дополнительные методы изучения индивидуальнопсихологических свойств.

ГЛАВА III. Результаты исследования и их обсуждение.

§ 1. Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей музыкально одаренных младших школьников и их обсуждение

1.1. Результаты исследования структуры музыкальности и ее психологическая характеристика.

1.2. Результаты исследования музыкальных способностей в структуре интегральной индивидуальности и их обсуждение.

§2. Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей музыкально одаренных подростков и их обсуждение.

2.1. Результаты исследования структуры музыкальности и ее психологическая характеристика.

2.2. Результаты исследования музыкальных способностей в структуре интегральной индивидуальности и их обсуждение.

§ 3. Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей музыкально одаренных юношей.

3.1.Результаты исследования структуры музыкальности и ее психологическая характеристика.

3.2. Результаты исследования музыкальных способностей в структуре интегральной индивидуальности и их обсуждение.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальная одаренность: Структура, гендерные и возрастные особенности проявлений»

Актуальность темы исследования.

Психологическим изучением детской одаренности и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране, в силу идеологических причин, занимались очень мало. Еще не так давно самым важным в воспитании и обучении считалось соответствие ребенка некоторой средней норме, что, думалось, гарантирует возможность избежать многих проблем в развитии [15,с.6].

Произошедшие в последнее время изменения в системе образования и в общественном сознании: ориентация на гуманизацию всей педагогической системы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка, - позволили по-новому поставить проблему одаренности детей [15, с 7-8].

На сегодняшний день исследования одаренности имеют богатую традицию как в отечественной науке (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г.Ананьев, Н.С.Лейтес, Я.А.Пономарев, А.М.Матюшкин, В.С.Юркевич, В.Д.Шадриков, Д.Б.Богоявленская, Ю.Б.Бабаева, В.Н.Дружинин, М.А.Холодная, В.И.Панов, др.), так и за рубежом (Galton F., Spearman Ch., Taylor G., Guilford Y., Gardner H., Sternberg R.J., др.).

До настоящего времени в отечественной психологии существуют различные подходы к пониманию одаренности: как общей способности (С.Л.Рубинштейн); как совокупности задатков, природной предпосылки способностей (Н.Д.Левитов); как высокому уровню развития способностей (Н.С.Лейтес, В.Н.Дружинин); как совокупности внутренних условий для достижения выдающихся результатов в деятельности (Б.Г.Ананьев, М.А.Холодная). Широко распространено понимание одаренности как творческих возможностей человека (А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, Д.Б.Богоявленская). Наконец, одаренность понимается как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успех деятельности

Б.М.Теплов). С этих позиций предпринимаются системно-целевой (Б.Б.Коссов), системно-функциональный (В.Д.Шадриков), комплексный (Н.А.Аминов, Е.П.Гусева, И.АЛевочкина, др.) подходы к исследованию отдельных видов одаренности; разрабатывается динамическая концепция одаренности (Ю.Б.Бабаева), концепция «возрастной» одаренности (Н.С.Лейтес).

Такая плюралистичность взглядов на одаренность существенно затрудняет ее изучение, однако, в сущности, большинство этих подходов не противоречат друг другу, а являются взаимодополнительными, что позволило ведущим отечественным специалистам в области исследования способностей и одаренности создать обобщенную «Рабочую концепцию одаренности» [88]. Согласно «рабочему» определению одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [88].

Спектр исследований одаренности разнообразен. Подвергнуты рассмотрению умственная (Н.С.Лейтес, Ю.З.Гильбух), интеллектуальная (В.С.Юркевич, М.И.Фидельман, И.С.Аверина, Е.И.Щебланова, М.А.Холодная), творческая (А.М.Матюшкин, Д.Б.Богоявленская,

Я.А.Пономарев), педагогическая (Н.А.Аминов, Б.Б.Коссов, Н.В.Кузьмина, Г.И.Руденко), двигательная (Е.П.Ильин), художественно-изобразительная (А.А.Мелик-Пашаев), литературная (З.Н.Новлянская), социальная, лидерская и пр. виды одаренности.

Психологическое изучение музыкальной одаренности также имеет давние традиции, поскольку инициируется, прежде всего, запросом практики. В этой области накоплен большой теоретический и эмпирический материал. К вопросу структуры музыкальной одаренности обращены работы Т.Ф.Цыгульской [126], Ю.А.Цагарелли [125], Д.К.Кирнарской [47-49],

К.В.Тарасовой с сотр. [106], И.А.Курбатовой [52], Я.А.Пономарева с сотр. [82] и некоторых других.

В основе своей эти исследования сохраняют представления о музыкальной одаренности Б.М.Теплова [110-111], опираются на многолетний опыт изучения способностей и индивидуальных различий творческой одаренности в отечественной психологии. Вместе с тем, в исследованиях музыкальной одаренности накопились и обозначились некоторые неясности и противоречия. Во-первых, понятия музыкальности и музыкальной одаренности до сих пор являются рыхлыми, размытыми, теоретически слабо осмысленными. Изучение музыкальной одаренности зачастую сводится к исследованию комплекса музыкальности; структура музыкальности, в свою очередь, чрезмерно расширилась и включает такие музыкальные способности, которые не являются «общими» по отношению ко всем видам музыкальной деятельности. Во-вторых, многие теоретические представления о музыкальной одаренности носят предположительный характер и не обоснованы эмпирически. В-третьих, некоторые эмпирические данные в области изучения природы музыкальности, соотношения музыкальной одаренности и характеристик интеллекта, музыкальной и творческой одаренности, индивидуально-личностных проявлений одаренности весьма противоречивы.

Таким образом, исследования структуры и индивидуальных проявлений музыкальной одаренности должны быть продолжены. Актуальной остается и задача поиска возрастной и тендерной специфики становления структуры музыкальной одаренности.

Цель настоящего исследования - в выявлении структуры и динамики становления музыкальной одаренности на разных этапах онтогенеза с учетом тендерных различий.

Объект исследования: музыкально одаренные школьники разного возраста и пола.

Предмет исследования: возрастные и тендерные особенности проявлений структуры музыкальной одаренности.

Гипотезы исследования:

1. Музыкальная одаренность представляет собой сложное многокомпонентное образование, включающее, наряду со специальными музыкальными способностями (несводимыми к сугубо перцептивным), разноуровневые особенности индивидуальности и творческую составляющую.

2. Структура музыкальной одаренности и компонентов ее составляющих, в зависимости от возраста музыкально одаренных школьников, качественно своеобразна.

3. Структура музыкальной одаренности имеет специфические особенности в зависимости от тендерной принадлежности музыкально одаренных школьников.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальная одаренность - сложное качественное образование, включающее наряду со специальными музыкальными способностями, творческую и индивидно-личностную составляющие.

2. Структура музыкальности (как основа музыкальной одаренности) не сводится к показателям сугубо сенсорно-перцептивного уровня: ритм, слух, память, а включает также когнитивно-творческие музыкальные способности: репродуктивный и продуктивный компоненты музыкального мышления и музыкально-языковую способность.

3. Структура музыкальной одаренности и входящих в нее компонентов характеризуется качественным своеобразием в связи с возрастом и тендерными особенностями школьников.

4. Структура музыкальности детерминирована разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности, влияние которых на музыкальность с возрастом одаренных музыкантов увеличивается.

5. Музыкально одаренные школьники обладают особенностями интегральной индивидуальности (ИИ), отличающими их от сверстников, не идентифицированных как «одаренные».

Методологическим и теоретическим основанием работы являются принцип системной организации психики человека (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин); принцип единства деятельности и психического развития (С.Л.Рубинштейн, А.НЛеонтьев); принцип развития (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин); концепция музыкальной одаренности (Б.М.Теплов); теория интегрального исследования индивидуальности (В.С.Мерлин, Б.А.Вяткин).

Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые с позиции учения об интегральной индивидуальности осуществлено интегральное исследование тендерных и возрастных особенностей проявления структуры музыкальной одаренности.

Теоретическое значение. В работе содержатся новые данные по решению актуальной задачи исследования проблемы способностей и одаренности в отечественной психологии. Полученные результаты уточняют и конкретизируют имеющиеся в литературе представления о структуре музыкальности и музыкальной одаренности школьников разного возраста и пола.

Исследование дополняет данные об особенностях детерминации структуры музыкальности разноуровневыми свойствами индивидуальности человека, продолжая линию системного исследования способностей и одаренности в русле теории интегральной индивидуальности, проводимую в Пермской психологической школе.

Практическое значение работы.

Решение вопроса структуры музыкальной одаренности, определение индивидуальных и возрастных особенностей музыкально одаренных детей может способствовать наиболее раннему их выявлению, оптимизации процесса обучения одаренных детей, раскрытию творческого и личностного потенциала художника.

Апробация работы.

Основные положения и результаты исследования излагались автором и обсуждались на международной научной конференции «Творчество в образовании, культуре, искусстве» (г. Пермь, 2000), на юбилейной научной конференции Института психологии РАН (г. Москва, 2002), на V Всероссийской конференции «Психология и ее приложения» (г. Москва,2002), на Психологических чтениях, посвященных памяти Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына (г. Москва, 2002), на региональной научно-практической конференции «Весенняя психологическая сессия» (г. Екатеринбург, 2000), на региональных научных конференциях «Мерлинские чтения» (г. Пермь, 2000, 2001, 2002, 2003).

Теоретико-эмпирические положения исследования легли в основу лекционных курсов «Музыкальная психология» и «Психология художественно-творческой деятельности», которые читаются автором на факультете музыки ПГПУ.

Полученные в ходе исследования данные используются в детских музыкальных образовательных учреждениях г. Перми, а также в курсе «Общая психология», спецкурсе «Интегральная индивидуальность и ее развитие», которые читаются на факультете психологии ПГПУ.

По теме диссертации опубликовано 10 работ, из них 1 статья в научном журнале «Вестник ПГПУ», остальные — в виде тезисов выступлений на конференциях.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, рекомендаций, библиографического списка и приложений. Работа изложена на 195 страницах, содержит 20 таблиц (в основной части) и 15 (в Приложениях), 12 схем, 3 разработанные автором анкеты. Список литературы насчитывает 162 источника, из них 23 - на иностранном языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Таллибулина, Марина Тимергалиевна

ВЫВОДЫ

1. Музыкальная одаренность является сложным, многокомпонентным образованием, включающим, наряду со специальными музыкальными способностями, независимо от возраста и пола школьника, творческую и инди-видно-личностную составляющие.

2. Структура музыкальной одаренности на каждом возрастном этапе, несмотря на концептуальную схожесть, качественно своеобразна.

3. Содержательное наполнение компонентов структуры музыкальной одаренности, в связи с тендерными особенностями школьников, в каждом возрасте принципиально различно.

4. Структура музыкальности (как основа музыкальной одаренности) не сводится к показателям сугубо сенсорно-перцептивного уровня: ритм, слух, память, а включает также когнитивно-творческие музыкальные способности, представленные репродуктивным и продуктивным компонентами музыкального мышления (в младшем школьном возрасте) и музыкально-языковой способностью (в старших школьных возрастах).

5. Структура музыкальности музыкально одаренных школьников разного возраста качественно своеобразна.

6. Структура музыкальности музыкально одаренных школьников разного пола в каждом возрасте, хотя и включает все исследуемые показатели музыкальных способностей, качественно различна.

7. С возрастом музыкально одаренных школьников влияние тендерных особенностей на различия в абсолютных показателях музыкальности увеличивается.

8. Структура музыкальности «музыкально одаренных» школьников, по сравнению с «обычными», независимо от возраста и пола, характеризуется наличием более плотных положительных взаимосвязей между составляющими ее компонентами.

9. В группах «музыкально одаренных» школьников, по сравнению со сверстниками, не идентифицированными как «музыкально одаренные», абсолютные показатели музыкальных способностей высокозначимо выше, независимо от возраста и пола.

10. С возрастом влияние разноуровневых свойств интегральной индивидуальности (ИИ) на структуру музыкальности возрастает. Комплекс музыкальности все более «плотно встраивается» в структуру индивидуальности одаренного школьника (на что указывает увеличение и разнообразие связей между компонентами музыкальных способностей и разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности) и во многом определяется ее своеобразием.

11. С возрастом тендерное влияние на различия в особенностях ИИ музыкально одаренных школьников возрастает.

12. Музыкально одаренные школьники обладают особенностями ИИ, отличающими их от сверстников, не идентифицированных как «одаренные». Общими для изучаемых возрастных групп отличиями являются сила возбуждения и подвижность нервных процессов, а также (в подростковой и юношеской группах) невербальный интеллект.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно полученным данным, структура музыкальной одаренности в качестве центрального компонента включает высокий уровень развития сенсорно-перцептивных и когнитивно-творческих компонентов музыкальности, причем находящихся в отношениях некомпенсируемости друг с другом у «музыкально одаренных» школьников, в сравнении с «обычными». Данный эмпирический вывод можно считать новым в музыкально-психологических исследованиях, однако идея о том, что одаренность - есть «совокупность не-компенсируемых способностей человека» высказывалась, в частности, Е.П.Ильиным, ибо, как отмечает автор, «.если ведущие для данной деятельности способности не ярко выражены, компенсация может обеспечить лишь средний уровень успешности деятельности» [44, с.52].

Предложенная трехфакторная модель музыкальной одаренности варьирует в связи с возрастом и полом одаренных школьников, что позволяет, вслед за Н.С.Лейтесом сказать, что в каждом возрасте своя одаренность [55]. При этом, независимо от возраста и пола музыкально одаренных школьников, можно выделить комплекс типичных индивидуально-личностных особенностей, свойственный всем испытуемым: сила Я (С+), доминантность (Е+), беспечность, жизнерадостность (¥+), смелость, артистические интересы (Н+), социальная эргичность, пластичность и темп в предметной и коммуникативной сферах, а также сила, неуравновешенность и подвижность нервных процессов.

Данный симптомокомплекс индивидно-личностных свойств, в целом многократно воспроизводился в независимых исследованиях на подростковых и юношеских группах одаренных музыкантов [34-36; 52-54; 70; 75; 113; 115; 126, др.]. Однако, психологический портрет музыкально одаренного младшего школьника, вследствие, как указывает Д.К.Кирнарская, прогностической ненадежности идентификации одаренных школьников в этом возрасте [47-49], оставался до сегодняшнего дня малоизученным.

Кроме того, согласно результатам исследования, музыкальная одаренность может рассматриваться как частный случай общей одаренности, понимаемой, прежде всего, как творческая [58; 18; 82; 52, др.]. При этом не вполне ясной продолжает оставаться роль интеллекта (в частности, невербального) в структуре ИИ музыкально одаренных школьников. Данные о преобладании невербального интеллекта в структуре индивидуальности музыкально одаренных подростков и юношей, в сравнении с «обычными» [36; 52] в нашем исследовании подтвердились, однако получены необычные данные, указывающие на преимущество по показателю невербального интеллекта «обычных» младших школьников, в сравнении с «музыкально одаренными». Таким образом, изучение роли общего интеллекта (в единстве вербального и невербального его компонентов) в структуре музыкальной одаренности требует дальнейших исследований. Наиболее продуктивной для этой цели пред-.1 ставляется лонгитюдная организация эксперимента.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Полученные в исследовании результаты позволяют сформулировать рекомендации, направленные на оптимизацию процесса обучения музыкально одаренных школьников.

При осуществлении работы с одаренными учащимися в педагогическом процессе вырисовываются два основных направления:

I. Своевременное выявление музыкально одаренных детей.

Содержание и методы диагностики музыкальной одаренности определяются подходом к ее структуре и пониманием диагностики как процесса. Мы исходим из представления об одаренности как сложной, многокомпонентной структуре, в основании которой лежат музыкальные способности, а более общими компонентами являются индивидуально-личностные свойства; среди них мы выделяем творческие и интеллектуальные показатели одаренности. Такое комплексное понимание феномена музыкальной одаренности предполагает и комплексный подход к ее диагностике.

Содержащиеся в исследовании методики выявления музыкально одаренных учащихся, а также подход к структуре музыкальной одаренности и методики изучения ее компонентов позволяют с достаточной степенью надежности идентифицировать музыкальное дарование на любом возрастном этапе школьного развития.

Своевременная, качественная диагностика, осуществляемая педагогом-музыкантом, психологом или родителями способствует раннему раскрытию дарования, доведению индивидуальных достижений как можно раньше до максимального уровня, с одной стороны; а также позволит не совершить ошибки, не потратить время на приобретение специальности, в которой не удастся достичь больших высот, несмотря ни на какие усилия, - с другой стороны.

II. Создание условий развития музыкально одаренных школьников в процессе обучения их в специальных учебных музыкальных заведениях.

1. Совершенствование психологической подготовки педагогов-музыкантов, родителей в плане расширения теоретических знаний о структуре, содержании, природе, возрастных и тендерных особенностях музыкальной одаренности школьников и условиях ее развития.

С этой целью необходимым в специальных учебных заведениях музыкального типа, по нашему мнению, является осуществление системы мероприятий по психологическому просвещению, направленному на повышение психологической и педагогической культуры педагогов-музыкантов, родителей в виде психологических семинаров, которые бы предусматривали усвоение теоретических знаний о содержании, специфике и структуре музыкальных способностей и их детерминации; психологических консилиумов по поиску путей развития музыкально одаренных школьников различных специализаций с учетом их индивидуальности; психологических консультаций для педагогов и родителей.

2. На основе изучения и учета индивидуально-психологических особенностей музыкально одаренных школьников разработка индивидуальных программ развития музыкальных дарований.

При этом важно учитывать особую предрасположенность, восприимчивость к обучающим и воспитательным воздействиям музыкальной среды в младших школьных возрастах, когда комплекс музыкальности (базируясь, в основном, на музыкальных способностях сенсорно-перецптивного уровня) еще очень слабо окрашен индивидуальными и тендерными особенностями, и развивается, по сути, параллельно с личностью ребенка, во многом определяя ее развитие. Вследствие чего чрезвычайно важно именно в этот период поддержать интерес ребенка к музыкальным занятиям, не дать угаснуть блеснувшему дарованию, во-первых, а, во-вторых, дать обучающемуся то, что в музыкальной педагогике называется «школой»: систему знаний, хорошо отработанных умений и навыков. Не овладев этой базой, будучи даже незаурядной личностью, в последующие возрастные периоды раскрытие подлинной творческой индивидуальности музыканта будет невозможно.

Однако, на всем протяжении музыкального обучения младших школьников (и в особенности подростков) особое внимание следует уделять проявлениям и развитию творческости школьника, превращая любую, внешне репродуктивную деятельность по усвоению в творческую, эвристическую -по внутреннему механизму. Именно это условие, на наш взгляд, способно слить воедино музыкальное и личностное развитие ребенка, создать ситуацию их взаимообусловливания.

В старшие возрастные периоды при разработке программ развития следует особо внимательно относиться к индивидуальным особенностям одаренных школьников. В этот период развитие музыкально одаренного учащегося целесообразно рассматривать как развитие его внутреннего дея-тельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем прекрасного. Поэтому большое внимание следует уделять развитию творческой инициативы, творческой самостоятельности одаренного музыканта, развитию оригинальности и силы музыкального воображения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Таллибулина, Марина Тимергалиевна, 2003 год

1. Александровская Э.М., Гнльяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттелла (Методические рекомендации). М., 1993.

2. Аминов H.A., Голубева Э.А. и др. Комплексное исследование некоторых факторов успешности музыкальной деятельности детей и взрослых./ В кн.: Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве. Челябинск, 1989. С.33-53.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1980.

4. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства /В сб.: Психология художественного творчества: Хрестоматия. / Сост. К.В.Сельченок. — Минск: Изд-во Харвест, 1999. С.452-464.

5. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. /В сб.: Проблемы способностей / под ред. В.Н.Мясищева. Л.П.: АПИ СССР, 1962. С. 1532.

6. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности /В сб.: Склонности и способности.-Л., 1962. С. 15-36.

7. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.

8. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музгиз, 1963. - кн. 1-2. -379с.

9. Ашмарин И.И. Зачем человеку музыкальность? // Человек. 1998а. №2. С.57-78.

10. Ашмарин И.И. Интонационная общность речи и музыки (антропологический и естественный аспекты) // Матер-лы междунар. научн. симпозиума. Таганрог, 1998. С. 161 -164.

11. П.Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / под ред. В.И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. 278 с.

12. Бабаева Ю.Д. Феномен «страха перед творчеством» / Сб.: Творчество в образовании, культуре, искусстве: Материалы междунар. научн. конфер. — Пермь, ПГИИиК, 2000. С. 123-125.

13. Баланчивадзе JI.B. Индивидуально-психологические различия в музыкально-исполнительской деятельности //Вопросы психологии. 1998. №2. С.151-153.

14. Баренбойм JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. JI.: Музыка, 1974.

15. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Изд-во Флинта, 1998.- 144с.

16. Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей //Вопросы психологии. 1982. № 5.

17. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.- 320 с.

18. Богоявленская Д.Б. К вопросу о понятии одаренности и методам ее идентификации /Материалы III СъездаРПО. В 8 томах.-СПб., 2003. Т.1, с.516-520.

19. Бодалев A.A. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей /В кн.: Проблемы способностей в советской психологии. -М., 1984.

20. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М.:ИП РАН, 1997. -352 с.

21. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. -Киев, 1989.- 199с.

22. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. -415 с.

23. Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники / Пер с англ. М.: Когито-Центр, 2001. - 384 с.

24. Восприятие музыки / Сб. статей. Сост В.В.Максимов. М.: Музыка, 1980.

25. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-Пб.: СОЮЗ, 1997. С.27-39.

26. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь: ПГПУ, 2000. - 197 с.

27. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. -М., 1991.

28. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. М.: Педагогика, 1980.

29. Голубева Э.А. Комплексные исследования способностей //Вопросы психологии. 1985. №5.

30. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.

31. Голубева Э.А. Исследование способностей и индивидуальности в свете идей Б.М.Теплова /В кн.: Способности: к 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. Дубна, 1997. С.163-187.

32. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: ЫВ Магистр, 1993.-193 с.

33. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. Новосибирск, 1982.

34. Гусева Е.П. Психофизиологическое изучение музыкальных способностей /В сб.: Способности: к 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. Дубна, 1997. С.231-258.

35. Гусева Е.П., Медянников А.И. Связь психофизиологических особенностей с музыкальностью на начальных этапах обучения /В сб.: Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных ВУЗов страны. Клайпеда, 1985. С.68-70.

36. Гусева Е.П., Левочкина И.А., Печенков В.В., Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности /В сб.: Художественный тип человека (комплексные исследования). М., 1994. С.122-139.

37. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 210 с.

38. Дорфман Л. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности./В сб.: Личность, креативность, искусство: Материалы междунар. научн.симпозиума. — Пермь: ПГИИиК, 2002. С.90-120.

39. Дорфман Л.Я.Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. — 424 с.

40. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2000. -368 с.

41. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования. М., 1988.42.3елинский А.Б. Диагностика индивидуальных особенностей музыкальнойпамяти: Дисс. к.пс.наук. Киев, 1986.

42. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. - 264 с.

43. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001. С. 14-56.

44. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974.

45. Кеттел Р.Б. Опросники СР(}, ШРСМб РР. СПб.: ИМАТОН, 1995.

46. Кирнарская Д.К. Современные представления о музыкальных способностях //Вопросы психологии. 1988. № 2. С.129-137.

47. Кирнарская Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности //Вопросы психологии. 1989. № 2. С.47-57.

48. Кирнарская Д.К. Опыт тестирования музыкально одаренных на вступительных экзаменах //Вопросы психологии. 1992. № 1.

49. Крупник Е.П. Экспериментальное изучение взаимосвязей художественного и общего развития личности //Психологический журнал. 1991 .Т.12.№ 1.

50. Крюкова Е.А. Математическая одаренность: индивидуальные, тендерные и возрастные особенности: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Пермь, 2001.

51. Курбатова И.А. Комплексное исследование музыкальной (фортепианной) одаренности у детей: Автореферат дис. канд. психол. наук. СПб., 1993.

52. Левочкина И.А. Своеобразие проявления музыкальных способностей и их связь с некоторыми особенностями нервной системы /В сб.: Новые исследования в психологии. М., 1986. № 1 (34).

53. Левочкина И.А. Психофизиологические особенности музыкально одаренных подростков //Вопросы психологии. 1988. № 4.

54. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М. -Воронеж, 1997.-448 с.

55. Лейтес Н.С. Проблема способностей в трудах Б.М.Теплова /В сб.: Способности: к 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. Дубна, 1997. С.91-102.

56. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984.

57. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности //Вопросы психологии. 1989. №6.

58. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. — 128 с.

59. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.

60. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976.

61. Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству//Вопросы психологии. 1998. № 1. С.76-82.

62. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Педагогика, 1985.

63. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. - 254 с.

64. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: уч.пособие к спецкурсу. Пермь: ПГПИ, 1990. 110 с.

65. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности //Вопросы психологии. 1994. № 5.

66. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. JL: Музыка, 1977. С.67-81.

67. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал.1993. Т.14. №1.С. 18-31.

68. Морозов В.П. Эмоциональный слух и методы его исследования /В кн.: Проблемы экологической психоакустики. М.: ИП РАН, 1991. С.240-246.

69. Морозов В.П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода в разработке проблемы на модели музыкального искусства /В сб.: Художественный тип человека (комплексные исследования).-М., 1994. С.86-102.

70. Мясищев В.Н. Психология отношений / В сб.: Избр.психологич.труды / под ред. А.А.Бодалева. М.-Воронеж, 1995.

71. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.

72. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности //Вопросы психологии. 1982. №5.

73. Нежинский О.М. К вопросу об определении структуры дирижерской одаренности. В сб.: Обучение дирижированию и оркестровое исполнительство. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 42. М., 1979.

74. Никешичев М.В. Исследование индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения игре нафортепиано (музыкально-педагогический факультет): Автореф. дисс. . к.пс.н. М., 1990.

75. Одаренность: рабочая концепция / Ежегодник РПО.Т.8, вып. 1: Материалы I междунар. конфер. Самара; Москва: РПО, 2000.-304 с.

76. Одаренные дети /пер.с англ. М.: Педагогика, 1991.

77. Панкова О.М., Гвоздева О.В. Воспитание музыкального мышления одаренных детей. Новосибирск, 1994. - 35 с.

78. Петухова И.А. О роли специфических способностей и интеллектуальной инициативы в структуре музыкальной одаренности — эксперим. исследование по проблемам пед. психологии. М.,1970.

79. Печенков В.В. Проблемы индивидуальности: общие и специально человеческие типы ВНД /В сб.: Способности: к 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. Дубна, 1997. С. 189-217.

80. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.

81. Пономарев Я., Галкина Т., Кононенко М. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов. М.: Наука, 1997. С.95-113.

82. Порошина Т.И. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности будущих учителей музыки: Дисс. . к.пс.н. Пермь, 1997.

83. Прогрессивные матрицы Дж. Равена: методические рекомендации для психологов /сост. Е.В.Осмина. — Ижевск: Гуманитарный лицей, 1994.-18 с.

84. Психологическая диагностика /п/ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. -М.: УРАО, 1997.-302 с.

85. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С.Лейтеса. М.: Академия, 1996. - 416 с.

86. Психология художественного творчества: Хрестоматия. /Сост. К.В.Сельченок. Минск: Харвест, 1999. - 752 с.

87. Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 1998.

88. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольника. М.: Просвещение: Владос, 1994. - 223 с.

89. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей /В сб.: Психология художественного творчества. Минск, 1999. С.283-295.

90. Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества / В сб.: Психология художественного творчества. Минск, 1999. С.569-593.

91. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1946.

92. Руденко Г.И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности (на материале школьников различного пола и возраста): Автореф. дис. канд. психол. наук. Пермь, 1996.

93. Руденко Г.И. Половозрастные особенности педагогической одаренности школьников //Вестник 111 НУ. Серия 1 .Психология. 1995. №1. С.45-51.

94. Русалов В.М. Опыт построения опросника для оценки индивидуально-психологических характеристик темперамента /

95. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М.: Музгиз, 1964.

96. Соснина И.Г. Специальные способности артиста балета: природа, структура, диагностика: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Пермь, 1997.

97. Остроменский В.Д. Формирование музыкального познания / Отв. Ред. О.К.Тихомиров. Кишинев: Штиинца, 1988.

98. Способности и склонности: комплексные исследования /под ред. Э.А.Голубевой. М., 1989.

99. Способности: к 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. Дубна, 1997.

100. Старчеус М.С. Музыкальная одаренность /В сб.: Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 1996. С.279-318.

101. Старчеус М.С. Детское восприятие как предпосылка одаренности к разным видам искусства /В сб.: Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 1996. С.319-330.

102. Тарасов Г.С. К вопросу об интонационной природе музыкального слуха //Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 5.

103. Тарасов Г.С. Особенности профессионального мышления современного молодого музыканта //Психологический журнал. 1991. Т.12. № 3.

104. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988.

105. Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста. М., 1994.

106. Творчество в искусстве — искусство творчества /Сб. научн. статей. Под ред. JI. Дорфмана и др. М.: Наука; Смысл, 2000. - 549 с.

107. Творчество в образовании, культуре, искусстве /Материалы между-нар.научн. конфер. Пермь: ПГИИиК, 2000. - 190 с.

108. Теплов Б.М. Психологическая характеристика личности (глава из учебника) /В сб.: Способности: к 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. -Дубна, 1997. С.139-159.

109. Теплов Б.М. Способности и одаренность /В сб.: Избр.психол.труды. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1985. Т.1. С.15-41.

110. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей /В сб.: Избр.психол.труды. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1985. Т.1. С.42-222.

111. Тесты творческого мышления П.Торренса /пособие для практических психологов / Перевод Е.И. Щеблановой М.: АПН, 1990.

112. Тихомирова И.В. Общие и специальные компоненты музыкальной одаренности /Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве. Челябинск, 1989. С.88-93.

113. Тихомирова И.В. Преобладающий тип ориентировочной активности и некоторые характеристики индивидуальности: Дисс. . к.пс.н. М., 1988.

114. Торичная С.И. Понимание преподавателем музыкальных способностей студента в процессе индивидуального обучения: Дисс. . к.пс.н. Л., 1980.

115. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии //Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 123-130.

116. Уткина Н.С. Ст. в кн.: Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда. Пермь: ПГПИ, 1964. С.113-144.

117. Учителю об одаренных детях /Под ред. В.П. Лебедевой, В.И.Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. 354 с.

118. Фриман Дж. Одаренные дети и их образование: обзор международных исследований // Иностранная литература. 1999. № 11. С. 10-18.

119. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — СПб.: Питер, 2002. С.138-195.

120. Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя: Дис. .канд. психол. наук. Пермь, 1993.

121. Хрусталева Т.М. Педагогическая одаренность младших школьников /В сб.: Творчество в образовании, культуре, искусстве (Материалы междунар. научной конференции). Пермь, 2000. С. 159-160.

122. Цагарелли Ю.А. Объективные методы измерения уровня эмоциональности /В сб.: Теоретические и прикладные исследования по психологии. -Казань: КГУ, 1977.

123. Цагарелли Ю.А. Психологическое исследование музыкальности как профессионально важного качества: Дисс. к.пс.н. Л., 1981.

124. Цыгульская Т.Ф. Психологический анализ структуры музыкально-педагогических способностей: Дисс. . к.пс.н. Киев, 1983.

125. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа /В сб.: Проблемы психологии творчества. М.: 1988.

126. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности (проблемы, суждения, мнения). М., 1994.

127. Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание? М., 1994.

128. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 1997. С.369-377; 417-421.

129. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: уч. пособие. М.: Логос, 1996. С. 177-23 8.

130. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант /В сб.: Развитие и диагностика способностей /под ред. В.Н.Дружинина, В.Д.Шадрикова. М., 1991. С.7-20.

131. Шведерский A.C. Можно ли учить тому, чему нельзя научить? /В сб.: Психология художественного творчества. Минск: Харвест, 1999. С.67-75.

132. Шведчикова Ю.С. Взаимосвязь профессиональных способностей и стиля деятельности учителя предметника в связи со свойствами индивидуальности: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Пермь, 2002.

133. Шульпяков О.Ф. Вопросы методологии развития двигательной техники музыканта-испонителя: Автореферат дисс. . канд. искусствовед. Л., 1969.

134. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей //Вопросы психологии. 1996. № 3. С.34-43.

135. Щебланова Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных показателей одаренности у младших школьников //Вопросы психологии. 1998. №4. С.111-122.

136. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одаренности //Вопросы психологии. 1994. № 6.

137. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Хеллер К., Перлет К. Идентификация одаренных учащихся как I этап лонгитюдного исследования одаренности. //Вопросы психологии. 1996. № 1. С.97-107.

138. Bamberger, J. Growing up prodigies: the midlife crisis. New Directions in Child. Development, 1982, 17, 61-77.

139. Chalmers, B. The development of a measure of attitude towards instrumental music style. Journal of Research in Musical Education, 1978, 26, 90-96.

140. Coon, H. and Carey, G. Genetic and environmental determinants of musical ability in twins. Behaviour Genetics, 1989, 19, 183-193.

141. Davies, A. and Roberts, E. Poor pitch singing: a survey of its incidence in schoolchildren. Psychology of Music, 1975, 3, 24-36.

142. Doxey, C. and Wright, C. An exploratory study of children's music ability. Early Childhood Research Quarterly, 1990, 5,425-440.

143. Glasgow, M.R., Cartier, A.M. and Wilson, G.D. Conservatism, sensationseeking and music preferences. Personality and Individual Differences, 1985, 3, 395-396.

144. Gordon, E. Iowa Tests of Musical Literacy. Iowa City: Bureau of Educational Research and Service, 1970.

145. Howe, M.J.A. Fragments of Genius: the strange feats of idiots savants. London: Routledge, 1991.

146. Kemp, A. The personality structure of the musician: the significance of sex differences. Psychology of Music, 1982, 10, 48-58.

147. McGiuinness, D. Hearing: individual differences in perception. Perception, 1972, 1,465-473.

148. Manturzevska, M. Psychology in the music school. Psychology of Music, 1978, 6, 36-47.

149. Moog, H. The Musical Experience of the Pre-School Child (trans C Clarke). London: Schott. 1976.

150. Morrongiello, B.A. Effects of training on children's perception of music: a review. Psychology of Music, 1992, 20,29-41.

151. Rowley, P.T. Identifying genetic factors affecting musical ability. Psychomu-sicology, 1988, 7,195-200.

152. Seashore, C.E., Lewis, D. and Saetveit, J. Manual of Instructions and Interpretations for the Seashore Measures of Musical Talents (2nd revision). New York: The Psychological Corporation, 1960.

153. Shuter-Dyson, R. and Gabriel, C. The Psychology of Musical Ability (2nd edition). London: Methuen.1981.

154. Sloboda, J. A. Musical excellence-how does it develop? In M.J.A. Howe (ed) Encouraging the Development of Exceptional Skills and Talents. Leicester: British Psychological Society. 1990.

155. Sloboda, J. A. Music structure and emotional response: some empirical findings. Psychology of Music, 1991, 19,110-120.

156. Sloboda, J. A. and Howe, M.J.A. Biographical precursors of musical excellence. Psychology of Music, 1991, 19, 3-21.

157. Sosniak, L.A. The tortoise, the hare and development of talent. In M.J.A. Howe (ed) Encouraging the Development of Exceptional Skills and Talents. Leicester: British Psychological Society. 1990.

158. Stafford, R.E. Estimation of the interactions between heredity and environment for musical aptitude in twins. Human Heredity, 1970,20, 356-360.

159. Thompson, W.B. Music sight reading skill in flute players. Journal of General Psychology, 1987, 114, 345-352.

160. Wilson, G.D. The Great Sex Divide. London: Peter Owen, 1989.1. Анкета для педагогов (1)

161. Оцените, пожалуйста, музыкальные способности Вашего ученика по 6-бальной шкале, отметив □ присущий данному ребенку уровень развития указанной способности. Благодарим за участие в исследовании.

162. Эмоциональная отзывчивость на музыку1.1-Ч-1-1-11 2 3 4 5 62. Музыкальный слух:а) эмоционально-интонационный (мелодический)1.1-1-1-1-11 2 3 4 5 6б) гармонический III|^1 2 3 4 5 6в) перцептивный (звуковысотный) ||^^I1 2 3 4 5 6

163. Музыкально-ритмическое чувство1.1-1-1-1-11 2 3 4 5 64. Музыкальная память ^II^|1 2 3 4 5 6

164. Из нижеприведенных утверждений выберите, пожалуйста, одно, соответствующее особенностям музыкальной памяти данного ученика. Нужное, пожалуйста, подчеркните.

165. Быстро запоминает долго сохраняет Медленно запоминает - долго сохраняет Быстро запоминает - быстро забывает Медленно запоминает - быстро забывает

166. Выразительность движений |^^III4 1 2 3 4 5 6щ 6. Координация движений ^ ^I|I1 2 3 4 5 6

167. Музыкально-творческое воображение:а) проникновение в содержание музыкального образа1.1-1-1-1-11 2 3 4 5 6б) способность к импровизации |^^^^1 2 3 4 5 6в) сочинение музыки I^^^^^1 2 3 4 5 6

168. Познавательная активность ^I^^^^1 2 3 4 5 69. Саморегуляция ^ ^III1 2 3 4 5 610. Работоспособность I^^^^^1 2 3 4 5 6

169. Интерес к музыкальной деятельности1 2 3 4 5

170. Индивидуальные особенности:

171. Отметьте, пожалуйста, главное достоинство и главный недостаток Вашего ученика, причем и то, и другое в музыкальном отношении.1. Спасибо за помощь1. Анкета для педагогов (2)

172. Оцените, пожалуйста, музыкальные способности Вашего ученика по 6-бальной шкале, отметив □ присущий данному ребенку уровень развития указанной способности. Благодарим за участие в исследовании.

173. Эмоциональная отзывчивость на музыку1.1-1-1-1-11 2 3 4 5 62. Музыкальный слух:а) эмоционально-интонационный (мелодический)1 2 3 4 5 6б) гармонический 111111-1-1-1-1-11 2 3 4 5 6в) перцептивный (звуковысотный) ^|^I^^1 2 3 4 5 6

174. Какой, по Вашему мнению, тип перцептивного музыкального слуха у данного ученика (нужное, пожалуйста, подчеркните)1. Относительный2. Псевдоабсолютный3. Абсолютный пассивный4. Абсолютный активный

175. Синестезический (цвето-, вкусозвуковой)

176. Музыкально-ритмическое чувство1.1-1-1-1-11 2 3 4 5 64. Музыкальная память |^^|1 2 3 4 5

177. Из нижеприведенных утверждений выберите, пожалуйста, одно, соответствующее особенностям музыкальной памяти данного ученика. Нужное, пожалуйста, подчеркните.

178. Быстро запоминает долго сохраняет Медленно запоминает — долго сохраняет Быстро запоминает - быстро забывает Медленно запоминает — быстро забывает

179. Интерес к музыкальной деятельности1 2 3 4 5 6

180. Индивидуальные особенности:1. Спасибо за помощь1. Анкета для родителей

181. Ответьте, пожалуйста, на предлагаемые вопросы (по возможности наиболее полно и развернуто).

182. Благодарим за участие в исследовании.

183. Есть ли музыкальное образование у кого-либо в семье? У кого? Какое (начальное, среднее, высшее)?

184. Как рано у Вашего ребенка появился интерес к музыке? В какой форме и в чем он проявлялся?

185. Когда Ваш ребенок впервые начал серьезно заниматься музыкой? Кто ему в этом помогал?

186. Какие музыкальные способности Вы замечали у Вашего ребенка (музыкальная впечатлительность, музыкальный слух, чувство ритма, др.)?

187. Отмечали ли Вы какие-либо творческие музыкальные проявления у Вашего ребенка? Какие?

188. Успешно ли, по Вашему мнению, обучение ребенка музыке? Есть ли что-то, что тревожит и беспокоит Вас в осуществлении обучения?

189. Каково отношение Вашего ребенка к профессиональным трудностям и неудачам?

190. Какие качества Вашего ребенка, по Вашему мнению, способствуют успешной музыкальной деятельности, а какие препятствуют ей?

191. Проявляет ли Ваш ребенок к чему-либо еще (помимо музыки) такой же или больший интерес? Если «да», то что это за деятельность?

192. Примечание: здесь и далее затемнением обозначены общиедля экспериментальной и контрольной групп взаимосвязи

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.