Музыкальное направление classical crossover в современной аудиовизуальной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Данько, Леонид Игоревич

  • Данько, Леонид Игоревич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 146
Данько, Леонид Игоревич. Музыкальное направление classical crossover в современной аудиовизуальной культуре: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2013. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Данько, Леонид Игоревич

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. CLASSICAL CROSSOVER: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ГЕНЕЗИС, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ § 1.1. Crossover: многообразие значений понятия. Определение classical

crossover

§ 1.2 Предпосылки возникновения classical crossover

§ 1.3. Функции и формы проявления classical crossover в современной

культуре, его характеристики

ГЛАВА II. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ CLASSICAL CROSSOVER В РАМКАХ СИНТЕЗИРОВАННОГО МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТА (СМХП)

§ 2.1. Нехудожественные аспекты функционирования classical crossover в

рамках СМХП

§ 2.2. Срежиссированное звучание и фактор зрелищности как художественные аспекты функционирования classical crossover'a в

СМХП

§ 2.3. Classical crossover в аспекте различных форм реализации СМХП

(зарубежная и отечественная практика)

ГЛАВА III. CLASSICAL CROSSOVER В АСПЕКТЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО СИНТЕЗА В ЭКРАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВИДЕОКЛИПОВ). § 3.1. Видеоклип как форма экранной репрезентации classical

crossover

§ 3.2. Типология и художественное решение музыкальных видеоклипов

classical crossover

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальное направление classical crossover в современной аудиовизуальной культуре»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Современная художественная культура отличается плюралистическим характером как внешних проявлений, так и форм взаимодействия отдельных ее составляющих. Исследователь А. Цукер отмечает характерную для нее тенденцию к углублению и расширению форм синтезирования, выраженную в смешении признаков разных видов искусства, подвижности границ между жанрами1. Данная тенденция находит свое выражение в музыкальном искусстве, конкретнее - во взаимодействии таких его исторически обусловленных сфер, как академическое и массовое направления. Процессы художественного синтеза с вовлечением указанных сфер музыкального творчества являются чрезвычайно распространенными на рубеже XX-XXI веков. А. Цукер показывает побудительные мотивы к подобному встречному движению двух самодостаточных сфер музыкального искусства: «Для академической музыки это [движение] способ достижения общительности, возможность «разговора» с более широкой аудиторией на знакомом, понятном ей языке; для массовой - путь преодоления определенной ограниченности..., стремление к интеллектуализации, усложнению содержания, расширению круга образов»2.

В рамках подобного синтеза и существует музыкальное направление classical crossover. Данный феномен принадлежит к области музыкального творчества, называемой серединной культурой (middle culture), произведения которой до последнего времени не были подвергнуты строгой жанрово-

1 Цукер A.M. И рок, и симфония... М.: Композитор, 1993. С. 39.

2 Там же.

стилевой классификации. В частности, к данной сфере могут быть отнесены современные реинтерпретации академических произведений, «академизированные» версии произведений массовых жанров, а также оригинальные произведения, изначально сочетающие признаки и академической традиции, и элементов массовых жанров.

Данное направление представляет интерес, в первую очередь, с аксиологической точки зрения. Являя собой результат художественного синтеза, classical crossover оказывается средоточием элементов, присущих академической и массовой сферам музыкальной культуры.

Так, высокий профессионализм и эстетика академического композиторско-исполнительского творчества сочетается в исследуемом явлении с современными тенденциями в области массовых музыкальных жанров.

Classical crossover, таким образом, предстает в качестве причудливого сплава интеллектуализма и доступности, артизированности и функциональности, традиционализма и инновационности. Этим обусловлена технологическая опосредованность, коммерческая ориентированность classical crossover'a. Широкая представленность в аудиовизуальной культуре позволяет рассматривать classical crossover не только с точки зрения его музыкального решения, но также исследовать, например, формы его репрезентации в экранных искусствах.

Несмотря на очевидность потенциала для научного осмысления, указанный феномен крайне редко привлекал внимание исследователей, он лишь упоминается в некоторых диссертационных исследованиях последних лет. Между тем, его конкретные проявления оказываются крайне многообразными, образуя устойчивую траекторию развития современной художественной культуры. Необходимость его полноценного осмысления, систематизации и анализа проявлений определяет актуальность выбранной темы.

Степень разработанности проблемы.

Некоторые статьи и диссертации последних лет, в основном культурологического и социологического характера, содержат упоминания о classical crossover'e как самостоятельном направлении музыкальной культуры рубежа XX-XXI веков. Среди них - работы С. С. Таюшева, Е. С. Лосевой-Демидовой, Д. А. Журковой1. Феномену crossover'a посвящена глава книги британского исследователя К. Бэкингем (Carolyn Beckingham) «Moribund Music: can classical music be saved?»2.

В диссертации Д. А. Журковой рассматривается процесс пребывания классической музыки в современной отечественной массовой культуре. Основное внимание при этом уделяется взаимодействию носителей, атрибутов, образов музыкальной классики с отдельными явлениями массовой культуры. Интересным моментом исследования является рассмотрение попыток создания ассоциативной визуальной образности на мотивы музыкальной классики. Д. А. Журкова приходит к выводу, что академические произведения в силу своих особенностей представляют сложность для адаптации к формату видеоклипа. Направление classical crossover, по мнению исследователя, является более пригодным для интеграции в клиповую культуру, так как оно специализируется на «звуковой и визуальной обработке классической музыки для широкой

1 Таюшев С. С. Жанр crossover как явление популярной культуры // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 231-237; Таюшев С. С. Тенденции массовизации классической музыкальной культуры на рубеже XX - XXI вв. Автореф. дисс.... канд. культурологии. - М., 2010; Лосева-Демидова, Е.С. Оперное искусство как фактор формирования ценностных ориентации молодёжи : автореферат дис.... канд. социол. наук. - М.: МГУ, 2009; Журкова Д. А. Классическая музыка в современной массовой культуре России. -Автореф. дисс.... канд. культурологии. / Государственный институт искусствознания. - М., 2012.

2 Beckingham, Carolyn. Moribund Music: can classical music be saved? / Sussex Academic Press, Brighton, Portland.

<t

аудитории»1. Таким образом, Д. А. Журкова указывает на аудиовизуальный характер classical crossover'а, что отражено в настоящем исследовании.

Диссертационная работа Е. С. Лосевой-Демидовой посвящена изучению влияния оперного искусства на формирование ценностных ориентаций зрительской аудитории. Концентрируя внимание на социокультурном аспекте современного оперного искусства, исследователь отмечает обозначившиеся в последнее время тенденции к размыванию границ «элитарного» и «массового», что, по мнению Е. С. Лосевой-Демидовой, во многом является заслугой таких феноменов, как classical crossover. Благодаря развитию classical crossover'а происходит формирование аудитории нового типа, интересы которой сфокусированы на пересечении границ «элитарного» и «массового» в музыкальном искусстве2.

Социокультурный аспект исследуемого явления также затрагивается в книге К. Бэкингем. Исследователь отмечает размывание границ академической и массовой музыки, приводящее к формированию поверхностно-потребительского отношения к музыкальной классике, использованию ее в качестве средства для релаксации, и не более. В данном контексте феномен crossover предстает у К. Бэкингем скорее в негативном свете. Автор указывает на такие составляющие исследуемого феномена, как технологическую опосредованностъ, коммерческую ориентированность, под влиянием которых академическая музыка теряет силу своего воздействия . Оставляя в стороне личное отношение автора, стоящего, по всей видимости, на стороне приверженцев «чистого» искусства, необходимо отметить важность

1 См. Журкова Д. А. Ук. соч. С. 24.

2 Лосева-Демидова Е. С. Ук. соч. С. 13-14.

3 Beckingham, Carolyn. Moribund Music: can classical music be saved? / Sussex Academic Press, Brighton, Portland. - 2010. P. 50-73.

нехудожественной составляющей исследуемого феномена, присущей ему онтологически и заслуживающей научного осмысления.

Наибольшее внимание среди вышеуказанных исследователей феномену crossover уделил С. С. Таюшев в своей диссертации, посвященной тенденциям массовизации классической музыкальной культуры на рубеже XX-XXI вв. Исследуемому явлению посвящен отдельный параграф, в рамках которого crossover трактуется как жанр, органично сочетающий проявления элитарного и массового в музыкальном искусстве1. С. С. Таюшев рассматривает crossover как одну из тенденций массовизации классической музыкальной культуры. Автор делает акцент на примерах из отечественной практики, отмечая роль таких музыкальных деятелей, как В. Спиваков, М. Венгеров, А. Градский. Исследователь выделяет важное свойство «жанра crossover», которое заключается в стремлении подавать академическое мастерство в формате эстрадного шоу2. Таким образом, работа С. С. Таюшева позволяет говорить о присущем исследуемому направлению факторе зрелищности - элементе, заимствованном из массовой культуры.

Анализ вышеуказанных работ показал, что они отражают лишь отдельные аспекты исследуемого явления. Авторы приводят пример classical crossover'а как частный случай более широкой проблемы (размывание границ «элитарного» и «массового» в рамках серединной культуры), отмечают его синтетичность и «массовость». Отсутствуют какие-либо попытки систематизации проявлений classical crossover'a, выявления особенностей его функционирования в современной культуре. Авторы не предоставляют четкой научной дефиниции classical crossover'a, при этом именуют его то музыкальным жанром (С.С.

1 Таюшев С. С. Тенденции массовизации классической музыкальной культуры на рубеже XX - XXI вв. Автореф. дисс.... канд. культурологии. — М., 2010. С. 23.

2 Таюшев С. С. Ук. соч. С. 22.

Таюшев), то направлением (Д.А. Журкова).

Можно заключить, что до настоящего времени не проводилось сколько-нибудь значимых зарубежных или отечественных исследований, посвященных непосредственно феномену classical crossover.

Наиболее разработаны вопросы, связанные с исследованием музыкальной культуры XX-XXI веков в целом - работы Т. Адорно, X. Бесселера, К. Бэкингем, М. С. Кагана, А. Н. Сохора, А. М. Цукера, Е. В. Назайкинского, В. Д. Конен, К. 3. Акопяна, JI. М. Кадцына, Т. В. Чередниченко, Т. И. Кузуб, А. Н. Папениной, Е. Б. Костюк, Т. С. Ястремского, Д. А. Журковой, Ю. В. Веревкиной, В. А. Моряхина1. Следует отметить особую значимость для данного исследования

1 Адорно Т. Избранное: Социология музыки. - М., СПб.: Университетская книга, 1998; Besseler Н. Das musikalishe Hoeren der Neuzeit. - Berlin: Akad.-Verl.: 1959; Каган M.C. Музыка в мире искусств. - СПб.: UT, 1996; Сохор А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М., 1968; Цукер A.M. И рок, и симфония... М.: Композитор, 1993; Цукер А. М. Массовые музыкальные жанры в контексте культуры // История современной отечественной музыки. 1960-1990. Вып.З. -М.: Музыка, 2001. С. 453-514.; Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003; Конен В. Д. Очерки по истории зарубежной музыки. - М., 1997; Конен В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. - М.: Музыка, 1994; Акопян К. 3. Происхождение шлягера из духа фарса // Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». М.: изд-во «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 2003. С.254 -347.; Кадцын Л. М. Массовое музыкальное искусство XX столетия (Эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи). — Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2006; Нестьев И. В. (ред., сост. и комментарии) Зарубежная музыка XX века: Материалы и документы. М., Изд-во «Музыка», 1975; Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. - М.: Изд-во Аллегро-Пресс, 1994. Вып.1; Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. -М.: Изд-во Аллегро-Пресс, 1994. Вып.2; Чередниченко Т. В. Музыкальные увеселения: культура радости вчера и завтра // Новый мир. 1994, № 6. С.205-217.; Кузуб Т. И. Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации: дис. ... канд. культурологии. Екатеринбург, 2010; Папенина А. Н. Музыкальный авангард середины XX века и проблемы художественного восприятия: Монография. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008; Костюк Е.Б. Популярные музыкальные направления и жанры XX века: джаз, мюзикл, рок-музыка, рок-опера - СПБ.: СПбГУП, 2008; Журкова Д. А. Классическая музыка в современной массовой культуре России. - Автореф. дисс. ... канд. культурологии. М.: Государственный институт искусствознания, 2012; Веревкина Ю. В. Неакадемическое исполнение академической музыки: актуальные тенденции последней трети XX - начала XXI века: Автореф. дис... канд. искусствоведения. -Ростов-на-Дону, 2012; Моряхин В. А. Синтезированный музыкально-художественный проект

теории В. Д. Конен о трех «пластах» музыкального искусства. Именно синтез «пластов» лежит в основе исследуемого явления. Взаимодействие «пластов» и непосредственно область «серединной» культуры являются предметом исследований А. М. Цукера1, В. Н. Сырова, Ю. В. Веревкиной.

Контекст анализируемого явления связан с течением постмодернизма в искусстве и культуре в целом. Этому вопросу посвящены работы Ж. Лиотара, Н. Б. Маньковской, В. В. Бычкова, О. А. Кривцуна, Н. Б. Кирилловой, Л. П. Воробьевой2. Вопросы социологии современного искусства рассмотрены в

Л

работах Т. Адорно, X. Бесселера, К. Бэкингем, Н. А. Хренова . С проблемой коммерциализации искусства, в том числе академического, связаны работы Н. Лебрехта, Т. Е. Шехтер, С. М. Корнеевой, И. И. Пригожина, Т. Н. Тарадановой4, Е. Б. Костюк, В. А. Моряхина. Диссертационное исследование В. А. Моряхина,

как явление культуры рубежа ХХ-ХХ1 веков.: Автореф. дис... канд. искусствоведения. -СПбГУП, 2009.

1 Цукер А. М. Рахманинов в мире массовой музыкальной культуры // Музыкальная академия. -М., 2013. -№2.- С. 20-26.

2 Лиотар Ж.-Ф. Постмодерн в изложении для детей: Письма 1982-1985. / Пер. А.Гараджи, В.Лапицкого. - М.: Изд-во РГГУ, 2008; Маньковская Н. Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма). М.: ИФ РАН, 1995; Маньковская Н. Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. М.: 2009; Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000; Бычков, В.В. Триалог: Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры / В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.В. Иванов. — М.: ИФРАН, 2007; Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000; Кириллова Н. Б. Медиасреда российской модернизации. - М.: Академический проект, 2005; Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. М.: Культура, 2008; Воробьёва Л.П. Модернизм и постмодернизм в эволюции массовой культуры: философский анализ // Дисс. . канд. филос. наук. Ставрополь, 2006.

3 Хренов Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс. Серия: Искусство в исторической динамике культуры. М.: Наука, 2006; Хренов Н. А. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс. - М.: Аграф, 2007.

Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? — М.: Изд-во «Классика XXI», 2007; Шехтер Т. Е. Искусство как образ мира: избранные работы по теории и истории искусства. - СПб.: СПбГУП, 2012; Корнеева С. М. Как зажигают звезды. - СПб.: Питер, 2004; Корнеева С. М. Музыкальный менеджмент. М.: Изд-во «Феникс», 2006; Пригожин И.И. Политика - вершина Шоу-Бизнеса. - М.: Алкигамма, 2001; Тараданова Т. М. Проблемы музыкальной классики в современной российской культуре: автореферат дис.... кандидата философских наук: 09.00.04 /Москва, 2005.

посвященное феномену синтезированного музыкально-художественного проекта, позволяет рассматривать classical crossover в системе функционирования современной музыкальной индустрии.

Технологический аспект рассматривается в работах И. А. Алдошиной, П. В. Игнатова, К. Э. Разлогова, В. Г. Динова, Н. И. Дворко, Д. Гибсона, С. В. Пучкова, А. Н. Карнака, О. В. Коваленко1.

Немаловажное значение для исследования имеет ряд трудов, посвященных современной аудиовизуальной культуре, экранным искусствам. Это, прежде всего, работы Я. Б. Иоскевича, К. Э. Разлогова, В. Ф. Познина, И. Н. Воскресенской, С. Д. Гуревич, Н. И. Дворко, А. Я. Сарны, С. Н. Совет-киной2.

'Алдошина И.А., Притгс Р. Музыкальная акустика. Учебник. - СПб.: Композитор, 2006; Игнатов П.В. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера: Автореф. дис... канд. искусствоведения. - СПбГУП, 2006; Новые аудиовизуальные технологии / Отв. ред. Разлогов К. Э. - М.: Едиториал УРСС, 2005; Динов В. Г. Звуковая картина: Записки о звукорежиссуре. - СПб.: Геликон плюс, 2005; Дворко Н. И. Профессия - режиссёр мультимедиа. - СПб.: СПбГУП, 2004; Дворко Н. И, Познин В. Ф., Кузнецов И. Р., Каурых А. Е. Основы режиссуры мультимедиа-программ: учебное пособие. -СПб.: Изд-во СПбГУП, 2005; Gibson D. The Art of Mixing: A Visual Guide to Recording, Engineering, and Production. George Petersen, ed. Emeryville, CA: Mix Bookshelf/Mix Books, 1997; Пучков C.B., Светлов М.Г. Музыкальные компьютерные технологии: современный инструментарий творчества. - СПб.: СПБГУП, 2005; Карнак А. Н. Новые компьютерные технологии и концепция музыкального творчества // Звукорежиссер. 2005. №7. - С. 16 - 19.; Коваленко О. В. Музыкальная звукозапись как феномен культуры : автореф. дис. ... канд. культурологии. - СПб., 2012.

2 Иоскевич Я. Б. Новые технологии и эволюция аудиовизуальной культуры: Монография. СПб.: РИИИ, СПбГУКиТ, 2003; Познин В. Ф. Аудиовизуальный продукт: технология плюс творчество: Монография. - СПб.: СПбГУКиТ, 2006; Познин В.Ф. Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты : автореф. дис. ... докт. иск. наук / СПбГУП. - СПб., 2009; Воскресенская И. Н. Звуковое решение фильма. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1984.; Гуревич С. Д. Динамика звука в кино: Монография. - СПб.: РИИИ, 1992.; Сарна А.Я. Видеоклип как "детонатор" и эстетика после "большого взрыва" // Топос. - 2007. - № 2 (16). - С. 116-128; Советкина Э. В. Эстетические особенности музыкальных видеоклипов.: Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. - М., 2005.

Объект исследования: современная аудиовизуальная художественная культура.

Предмет исследования: музыкальное направление classical crossover.

Цель: характеристика музыкального направления classical crossover в контексте развития современной аудиовизуальной художественной культуры.

Задачи:

1. Определение понятия classical crossover;

2. Выявление культурно-исторических предпосылок возникновения этого феномена.

3. Выявление его функций, форм проявления в современной культуре,/ характеристик.

4. Выявление и рассмотрение нехудожественных аспектов функционирования classical crossover в рамках комплексного явления современной культуры - синтезированного музыкально-художественного проекта (СМХП).

5. Выявление и рассмотрение художественных аспектов функционирования classical crossover'a в рамках СМХП.

6. Рассмотрение classical crossover-содержания в различных формах реализации, присущих СМХП (на примерах из зарубежной и отечественной практики).

7. Рассмотрение видеоклипа как потенциальной формы экранной репрезентации classical crossover.

8. Выявление типологии музыкальных видеоклипов classical crossover,

анализ их художественного решения.

Теоретико-методологическое обоснование.

Междисциплинарный характер темы исследования подразумевает применение нескольких научных подходов: искусствоведческого, культурологического, социологического.

Применение указанных подходов в настоящем исследовании позволяет обобщить и развить существующие изыскания по данной тематике. Культурологический подход позволяет рассматривать classical crossover в аспекте диалога двух полярных сфер культуры - академической и массовой. Социологический подход выявляет специфическую аудиторию classical crossover'a, его особенности как массового феномена. Искусствоведческий подход направлен на выявление художественной сущности исследуемого явления. Фокус внимания в данном случае сконцентрирован на особенностях творческого синтеза в рамках classical crossover, выраженного в музыкальном материале, сценических и экранных художественных образах.

В работе использован системный метод, а также методы типологизации и классификации, стилевого анализа. В основу авторского подхода к исследуемому явлению были положены следующие искусствоведческие категории: жанр, стиль, художественный образ, синтез, диалог, язык искусства.

Научная новизна.

1. Предложено определение classical crossover'a как современного музыкального направления, основанного на творческом синтезе стилевых особенностей академической музыки и актуальных звучаний «новых массовых

жанров XX века».

2. Представлена классификация форм проявления classical crossover'a на современном этапе его развития.

3. Показано, что в рамках феномена синтезированного музыкально-художественного проекта (СМХП) протекают процессы создания и функционирования произведений classical crossover'a, а также осуществляется творческая деятельность исполнителей.

4. Выявлены и рассмотрены нехудожественные и художественные аспекты функционирования classical crossover в рамках СМХП.

5. Рассмотрены особенности художественного решения музыкальных видеоклипов classical crossover'a.

6. Предложена классификация музыкальных клипов, отражающая специфические особенности исследуемого направления (по образному содержанию: артизированные, ландшафтные, фэнтезийно-сюрреалистические; по тематическому наполнению: контрастные, интегративные).

7. Доказано, что сущность classical crossover'a, а также его культурные функции получают аудиовизуальное выражение в форме музыкального видеоклипа.

Материал исследования.

1. Студийные и концертные записи вокально-инструментального творчества направления classical crossover в исполнении: А. Бочелли, X. Каррераса, J1. Паваротти, С. Брайтман, Э. Шапплин, А. Сафины, А. Вассили, Ф. Паньи, С. Киркьебе, П. Поттса, II Divo, А. Максимовой, А. Нетребко, Д. Хворостовского и

других1;

2. Аудиовизуальные произведения (видеозаписи концертов исполнителей исследуемого направления, музыкальные видеоклипы, документальные фильмы)2.

Источники исследования: научные труды, соответствующие теме исследования (статьи, монографии, материалы конференций, авторефераты диссертаций), а также биографическая и справочная литература3, материалы

1 См. Alessandro Safina. «Alessandro Safina» (CD), 2001; «Insieme А Те» (CD), 2001; «Musica Di Те» (CD), 2003; «Sognami» (CD), 2007; Amaury Vassili. Vincero (CD), 2009; Cantero (CD), 2011; Andrea Bocelli. «II Mare Calmo Delia Sera» (CD), 1994; «Bocelli» (CD), 1995; «Romanza» (CD), 1997; «Viaggio Italiano» (CD), 1997; «Cieli di Toscana» (CD), 2001; «Andrea» (CD), 2004; «Amore» (CD), 2006; «The Best Of Andrea Bocelli - Vivere» (CD), 2007; «Vivere Live In Tuscany» (CD), 2008; Emma Shapplin. «Carmine Meo» (CD), 1997; «Etterna» (CD), 2002; Florent Pagny. «Baryton» (CD), 2004; Freddie Mercury, Montserrat Caballe. «Barcelona» (альбом), 1988; Jose Carreras, Sarah Brightman. «Amigos Para Siempre» (CD), 1992; Jose Carreras. «Passion» (CD), 1996; «Around the World» (CD), 2001; «Energia» (CD), 2004; II Divo. «II Divo» (CD), 2005; «Апсога» (CD), 2006; «The Promise» (CD), 2008; «Wicked Game» (CD), 2011; Luciano Pavarotti. «Ti Adoro» (CD), 2003; Paul Potts. «One Chance» (CD), 2007; «Passione» (CD), 2009; «Cinema Paradiso» (CD), 2012; Sarah Brightman, Andrew Lloyd Webber. «Surrender» (CD), 1995; Sarah Brightman. «Fly» (CD), 1995; «Timeless» (CD), 1997; «Eden» (CD), 1998; «La Luna» (CD), 2000; «Harem» (CD), 2003; «Symphony» (CD), 2008; «The Rapsody Overture» (CD), 1997; Анастасия Максимова. «Diva» (CD), 2005; Дмитрий Хворостовский и Игорь Крутой. «Дежавю» (2 CD), 2009; Николай Басков. «Посвящение» (CD), 2000; «Посвящение... на бис!» (CD), 2000; «Шедевры XX века» (CD), 2001; Хор Турецкого. «Такая великая любовь» (CD), 2004; «Великая музыка» (CD), 2006.

2«The Original Three Tenors Concert». Концертная программа, 1990; «Three Tenors in Paris». Концертная программа, 1998; «Pavarotti and Friends». Концерты, 1992-2002; Andrea Bocelli. «А Night In Tuscany», 1998; «Tuscan Skies», 2001; «Vivere: Live in Tuscany» (DVD), 2008; Emma Shapplin. «Le Concert de Caesarea» (DVD), 2003; Jose Carreras. «Around the World» (DVD), 2002; «А Tribute to Mario Lanza», 1994; «Energia» (DVD), 2004; И Divo. «Live At The Greek» (DVD), 2006; Sarah Brightman. «Diva: The video collection» (DVD), 2006; «Harem: A Desert Fantasy» (DVD), 2004; «One Night In Eden» (DVD), 1999; «Symphony» (DVD), 2008; Florent Pagny. «Baryton» (DVD), Франция, 2005; Игорь Крутой, Дмитрий Хворостовский. «Дежавю». Концертная программа, Россия, 2009; Николай Басков. «Посвящение». Концертная программа, Россия, 2000; «Шедевры XX века». Концертная программа, Россия, 2001; Хор Турецкого. «Когда поют мужчины» (DVD), Россия, 2004; «Рожденные петь» (DVD), Россия, 2006.

3 См., например: Фристоун П. Фредди Меркьюри. Show must go on. - M.: ЭКСМО-Пресс, 2002; Бондаренко В. В, Дроздов Ю. В. Энциклопедия популярной музыки: Энциклопедия. —

СМИ, интернет-ресурсы1.

Границы исследования.

Хронологические рамки исследования включают период с начала 90-х гг. XX века по настоящее время. 90-е годы XX века связаны с активизацией творчества западных classical crossover-исполнителей, в то время как в отечественной практике подобные процессы становятся очевидными лишь в начале 2000-х.

Тематические границы исследования обусловлены степенью представленности направления classical crossover в современной аудиовизуальной культуре. Преимущественно рассматриваются формы, основой которых является музыкальная составляющая: музыкальный альбом, концерт, видеоклип (при этом область киномузыки сознательно оставляется за рамками исследования, так как подразумевает подчиненное положение музыкального ряда в экранном произведении). В диссертации рассматривается преимущественно западная (европейская, американская) практика classical crossover'а. Также анализируются наиболее показательные примеры в отечественной практике.

Минск: Экономпресс, 2002; Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. — М.: Аграф, 2001; The New Grove dictionary of music and musicians / Ed. by Stanley Sadie. - 2nd ed., [Repr. with minor corr.l. - London: Macmillan; New York: Grove, 2002. - Vol. 26: Twelve-note to Wagner tuba.

1 См., например: Battle, Laura. 'Crossover' phenomenon in classical music. - Электронный ресурс. URL: http://www.ft.com; Davies S. Rock versus Classical Music. - Электронный ресурс. URL: http://web.ebscohost.com; Gurewitsch M. The Crossover Question - Электронный ресурс. URL: Keller, James M. Pop Goes The Diva - Электронный ресурс. URL: http://search.ebscohost.com; McKay, Matt. What Is Classical Crossover Music? - Электронный ресурс. URL: http://www.ehow.com/about_6322976_classical-crossover-music_.html; Classical Crossover: A Timeline // URL: http://www.wnyc.org/story/71075-classical-crossover-a-timeline/ (дата обращения: 25.05.2013); Saunders, Emma. Classical music's contemporary crossover. -Электронный ресурс. URL: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/entertainment/3725993.stm

Теоретическая значимость.

Теоретическая значимость диссертации определяется научным вкладом автора в исследование проблемы. В диссертации сформулирована научная дефиниция, характеризующая classical crossover в качестве музыкального направления, приведена классификация форм репрезентации указанного направления в современной культуре, проанализированы аспекты функционирования classical crossover в СМХП, а также составлена типология музыкальных видеоклипов classical crossover.

Представленные в диссертации материалы, аналитические наблюдения, теоретические положения и типологии могут быть использованы в ходе дальнейших теоретических разработок искусствоведческого, музыковедческого, культурологического характера, касающихся области срединной культуры и культуры постмодернизма.

Практическая значимость.

Диссертационное исследование может быть использовано при подготовке и проведении учебных занятий по ряду дисциплин (история современной музыки, история исполнительства, современное искусство).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Данько, Леонид Игоревич, 2013 год

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. - М.; СПб.: Университетская книга, 1998. - 445с.

2. Акопян К. 3. Происхождение шлягера из духа фарса // Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». - М.: Гуманитарий, 2003. - С. 254-347.

3. Акопян Л. О. Музыка XX века. Энциклопедический словарь. - М.: Практика, 2010. - 855 с.

4. Алдошина И.А., Приттс Р. Музыкальная акустика. Учебник. - СПб.: Композитор, 2006. - 720 с.

5. Англо-русский словарь. Русско-английский словарь. Обновленный состав. Частотный метод. Более 45000 слов. -М.: Вако, 2005. - 768 с.

6. Беседы с Альфредом Шнитке /сост. А.Ивашкин. — М.: Классика-ХХ1, 2005.-320 с.

7. Бондаренко В. В, Дроздов Ю. В. Энциклопедия популярной музыки: Энциклопедия. - Минск: Экономпресс, 2002. - 416 с.

8. Бычков, В.В. Триалог: Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры /В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.В. Иванов. -М.: ИФРАН, 2007. - 239 с.

9. Веревкина Ю. В. Неакадемическое исполнение академической музыки: актуальные тенденции последней трети XX - начала XXI века: Автореф. дис... канд. искусствоведения. - Ростов-на-Дону, 2012. - 24 с.

10. Волкова П. С. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства XX века): Монография. - Краснодар: Краснодарский университет культуры и искусств, 2008. - 119 с.

11. Воробьёва Л.П. Модернизм и постмодернизм в эволюции массовой культуры: философский анализ: Дис... канд. филос. наук. Ставрополь, 2006. —

169 с.

12. Воскресенская И. Н. Звуковое решение фильма. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1984. - 120 с.

13. Гуревич С. Д. Динамика звука в кино: Монография. - СПб.: РИИИ, 1992. -136 с.

14. Данько JI. И. Classical crossover и новые аудиовизуальные технологии // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. - СПб., 2011. - №2. - С. 54-57.

15. Дворко Н. И. Профессия - режиссёр мультимедиа. - СПб.: СПбГУП, 2004. -160 с.

16. Дворко Н. И, Познин В. Ф, Кузнецов И. Р., Каурых А. Е. Основы режиссуры мультимедиа-программ: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2005. - 304 с.

17. Динов В. Г. Звуковая картина: Записки о звукорежиссуре. - СПб.: Геликон плюс, 2005. - 368 с.

18. Долгин А. Б. Экономика символического обмена: монография. М.: Инфра-М, 2006.-632 с.

19. Дуков Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры. - М.: Классика-ХХ1, 2003. - 254 с.

20. Журкова Д. А. Классическая музыка в современной массовой культуре России. - Автореф. дисс. ... канд. культурологии / Государственный институт искусствознания. - М., 2012. - 31 с.

21. Игнатов П. В. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера: Автореф. дис... канд. искусствоведения / СПбГУП. -СПб., 2006.-29 с.

22. Иоскевич Я. Б. Новые технологии и эволюция аудиовизуальной культуры: Монография. СПб.: РИИИ, СПбГУКиТ, 2003. - 190 с.

23. Искусство мультимедиа. Мультимедиа и творчество / под науч. ред. В. Д. Сошникова. - СПб.: СПбГУП, 2012. - 188 с.

24. Кадцын Л. М. Массовое музыкальное искусство XX столетия (Эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи). - Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2006. -424 с.

25. Каган М. С. Музыка в мире искусств. - СПб.: ИГ, 1996. - 232 с.

26. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992. - 107 с.

27. Карнак А. Н. Новые компьютерные технологии и концепция музыкального творчества // Звукорежиссер. - 2005. - №7. - С. 16-19.

28. Кириллова Н. Б. Медиасреда российской модернизации. - М.: Академический проект, 2005. - 400 с.

29. Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. - М.: Культура, 2008. - 496 с.

30. Коваленко О. В. Музыкальная звукозапись как феномен культуры: автореф. дисс. ... канд. культурологии / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб., 2012. - 23 с.

31. Конен В. Д. Очерки по истории зарубежной музыки. - М., 1997. - 639 с.

32. Конен В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. -М.: Музыка, 1994. - 160 с.

33. Корнеева С. М. Как зажигают звезды. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с.

34. Корнеева С. М. Музыкальный менеджмент. - М.: Феникс, 2006. - 303 с.

35. Костюк Е. Б. Популярные музыкальные направления и жанры XX века: джаз, мюзикл, рок-музыка, рок-опера: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008.-196 с.

36. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 434 с.

37. Кузуб Т. И. Музыкальная культура XX века как феномен эпохи

глобализации: дис. ... канд. культурологии. Екатеринбург, 2010. - 149 с.

38. Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? - М.: Классика-ХХ1, 2007. -588 с.

39. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 1. По XXVIII век. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1983. -696 с.

40. Лиотар Ж.-Ф. Постмодерн в изложении для детей: Письма 1982-1985 / Пер. А.Гараджи, В.Лапицкого. - М.: Изд-во РГГУ, 2008. - 145 с.

41. Лихачев Д. С. Избранные работы: В 3 т. Т. 3. Человек в литературе Древней Руси: Монография; О «Слове о полку Игореве»; Литература — реальность - литература; О садах.- Л.: Худож. лит., 1987. - 520 с.

42. Лосева-Демидова, Е. С. Оперное искусство как фактор формирования ценностных ориентаций молодёжи: автореферат дис.... канд. социол. наук. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М.: 2009. - 30 с.

43. Маньковская Н. Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма). - М.: ИФ РАН, 1995. - 220 с.

44. Маньковская Н. Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. - М., СПб, 2009. - 495 с.

45. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000. -347 с.

46. Махлина С. Т. Взаимодействие видов искусства. - Л.: Знание, 1976. - 19 с.

47. Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. - СПб.: Композитор, 2000. - 552 с.

48. Махлина С. Т. Язык искусства в контексте культуры. - СПб.: СПбГУКИ, 1995.-216 с.

49. Могилев М. Е. Восприятие бельканто: монография / М. Е. Могилев, Д. А. Ермин; рец. В. М. Доброштан. - СПб.: СПГУТД, 2011. - 176 с.

50. Моряхин В. А. Синтезированный музыкально-художественный проект как явление культуры рубежа XX-XXI веков.: Автореф. дис... канд. искусствоведения / СПбГУП. - СПб, 2009. - 25 с.

51. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

52. Нестьев И. В. (ред., сост. и комментарии) Зарубежная музыка XX века: Материалы и документы. - М.: Музыка, 1975. - 255 с.

53. Новые аудиовизуальные технологии / Отв. ред. Разлогов К. Э. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 488 с.

54. Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы / Под ред. Е. А. Левашова. СПб., 1997. - 903 с.

55. Новый англо-русский словарь: Ок. 60000 словарных статей / В. К. Мюллер, В. Л. Дашевская, В. А. Каплан и др. - 3-е изд., стереот. - М.: Рус. яз., 1996.-880 с.

56. Ольшанский В. Д. Психология масс. - СПб: Питер, 2001. - 368 с.

57. Папенина А. Н. Музыкальный авангард середины XX века и проблемы художественного восприятия: Монография. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. -152 с.

58. Познин В. Ф. Аудиовизуальный продукт: технология плюс творчество: Монография. - СПб.: СПбГУКиТ, 2006. - 256 с.

59. Познин В.Ф. Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты : автореф. дис.... докт. иск. наук / СПбГУП. - СПб., 2009. - 46 с.

60. Пригожин И. И. Политика - вершина Шоу-Бизнеса. - М.: Алкигамма, 2001.-320 с.

61. Пучков C.B., Светлов М.Г. Музыкальные компьютерные технологии: современный инструментарий творчества. - СПб.: СПБГУП, 2005. - 232 с.

62. Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия / Сост. Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. -М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 688 с.

63. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. — М.: Аграф, 2001. - 608 с.

64. Сарна А.Я. Видеоклип как "детонатор" и эстетика после "большого взрыва" // Топос. - 2007. - № 2 (16). - С. 116-128.

65. Советкина Э. В. Эстетические особенности музыкальных видеоклипов: Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. - М., 2005. - 26 с.

66. Сохор А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке. - М.: Музыка, 1968. -104 с.

67. Сыров В. Н. Шлягер и шедевр (к вопросу об аннигиляции понятий) // Искусство XX века: Элита и массы: сб.ст. / ред.-сост. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева. - Н. Новгород: изд-во Нижегор. гос. консерватории им. М. И. Глинки, 2004. С. 280-288.

68. Тараданова Т. М. Проблемы музыкальной классики в современной российской культуре: автореф. дис.... канд. филос. наук. - М., 2005. - 25 с.

69. Таюшев С. С. Жанр crossover как явление популярной культуры // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 231-237.

70. Таюшев С. С. Тенденции массовизации классической музыкальной культуры на рубеже XX-XXI вв. Автореф. дис. ... канд. культурологии / Московский гуманитарный университет. - М., 2010. - 27 с.

71. Флеминг Р. Внутренний голос. - М.: Фантом Пресс, 2008. - 352 с.

72. Фристоун П. Фредди Меркьюри. Show must go on. - M.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 352 с.

73. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. - СПб.: Лань, 2000. - 320 с.

74. Хренов Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс. Серия: Искусство в

исторической динамике культуры. М.: Наука, 2006. - 646 с.

75. Хренов Н. А. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс. - М.: Аграф, 2007. - 406 с.

76. Цукер A.M. И рок, и симфония. - М.: Композитор, 1993. - 304 с.

77. Цукер А. М. Массовые музыкальные жанры в контексте культуры // История современной отечественной музыки. 1960-1990. Вып.З. - М.: Музыка, 2001.-С. 453-514.

78. Цукер А. М. Рахманинов в мире массовой музыкальной культуры // Музыкальная академия. - М., 2013. - №2. - С. 20-26.

79. Шехтер Т. Е. Искусство как образ мира: избранные работы по теории и истории искусства. - СПб.: СПбГУП, 2012.-396 с.

80. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. - М.: Изд-во Аллегро-Пресс, 1994. Вып. 1. -215 с.

81. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. - М.: Изд-во Аллегро-Пресс, 1994. Вып. 2.-173 с.

82. Чередниченко Т. В. Музыкальные увеселения: культура радости вчера и завтра // Новый мир. - 1994. - № 6. - С. 205-217.

83. Чернышов А. В. Мозаика видеоклипа // Шоу-мастер. - 2007. - № 4. -С.90-93.

84. Чигарева Е. И. Полистилистика // Теория современной композиции: Учебное пособие. - М.: Музыка, 2005. - С. 431-449.

85. Ястремский Т. С. Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX-XXI веков. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения / СПбГУП. - СПб., 2006. - 29 с.

86. Beckingham, Carolyn. Moribund Music: can classical music be saved? / Sussex Academic Press, Brighton, Portland, 2010. - 220 p.

87. Besseler H. Das musikalishe Hoeren der Neuzeit. - Berlin: Akad.-Verl.: 1959.

-80 S.

88. Gibson D. The Art of Mixing: A Visual Guide to Recording, Engineering, and Production. George Petersen, ed. Emeryville, CA: Mix Bookshelf/Mix Books, 1997. -127 p.

89. Harper G. Sound And Music In Film And Visual Media: An Overview. - USA, The Continuum International Publishing Group, 2009. - 877 p.

90. The New Grove dictionary of music and musicians / Ed. by Stanley Sadie. -2nd ed., [Repr. with minor corr.]. - London: Macmillan; New York: Grove, 2002. -Vol. 6: Clodel to Dante. - 935 p.

91. The New Grove dictionary of music and musicians / Ed. by Stanley Sadie. -2nd ed., [Repr. with minor corr.]. - London: Macmillan; New York: Grove, 2002. -Vol. 26: Twelve-note to Wagner tuba. - 980 p.

92. Wilson, Alexandra. Killing time: Contemporary representations of opera in British culture // Cambridge Opera Journal. - Cambridge: Cambridge University Press. - 2007. - № 19/3. - P. 249-270.

Электронные ресурсы.

93. Елисеев H. Классическое перекрестье. - Электронный ресурс: "Эксперт Северо-Запад" №44 (540) от 07.11.2011. URL: http://expert.ru (дата обращения: 24.01.2012)

94. Немзер А., Самойленко С. Современная жизнь классической музыки. -Электронный ресурс. URL: http://www.strana-oz.ru (дата обращения: 05.01.2012)

95. Battle, Laura. 'Crossover' phenomenon in classical music. - Электронный ресурс. URL: http://www.ft.com (дата обращения: 07.03.2012)

96. Сайт Ирины Дельской. Classical Crossover // URL:

http://www.delska.ru/classical_crossover/index.html (дата обращения: 15.09.2012)

97. Davies S. Rock versus Classical Music // URL:

http://web.ebscohost.com/ehost/pdfviewer/pdfViewer?vid=l 3&hid=l 19&sid=21015b 61-00a3-40cf-916b-3027602aa9de%40sessionmgrl 11 (дата обращения: 10.09.2010)

98. Jarvis N. What is Classical Crossover? // URL: http://www.classical-crossover.co.uk/index.php?option=com_content&view=article&id= 142&Itemid= 126 (дата обращения: 02.06.2010)

99. Jarvis N. What's in a name? // URL: http://www.classical-crossover.co.ukywhats-in-a-name.html (дата обращения: 02.06.2010)

100. Classical Crossover: A Timeline // URL: http://www.wnyc.org/story/71075-classical-crossover-a-timeline/ (дата обращения: 25.05.2013)

101. Gurewitsch M. The Crossover Question // URL:

http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=aph&AN=l 4491419&lang=r u&site=ehost-live (дата обращения: 20.01.2010)

102. Keller, James M. Pop Goes The Diva // URL:

http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=aph&AN=l 218665&lang=ru &site=ehost-live (дата обращения: 20.01.2010)

103. McKay, Matt. What Is Classical Crossover Music? // URL: http://www.ehow.com/about_6322976_classical-crossover-music_.html (дата обращения: 12.09.2010)

104. Saunders, Emma. Classical music's contemporary crossover. URL: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/entertainment/3725993.stm (дата обращения: 12.09.2010)

105. Видеоархив на официальном сайте Первого канала. URL: http://www.ltv.ru/videoarchive/52868 (дата обращения: 15.01.2013)

106. Официальный сайт Алессандро Сафины. URL:

http://www.alessandrosafina.info/discography.htm (дата обращения: 10.09.2012)

107. Официальный сайт Анастасии Максимовой. URL: www.amaksimova.ru/ (дата обращения: 06.01.2012)

108. Официальный сайт Амори Вассили. URL:

http://www.amauryvassili.com/videos/?lang=en (дата обращения: 24.11.2012)

109. Официальный сайт Андреа Бочелли. URL: www.andreabocelli.com/en/#!/biography (дата обращения: 07.01.2013)

110. Официальный сайт арт-группы «Хор Турецкого». URL: www.arthor.ru (дата обращения: 10.01.2012)

111. Официальный сайт Николая Баскова. URL: http://www.baskov.ru/ (дата обращения: 09.01.2012)

112. История фестиваля ВВС Proms. URL:

http://www.bbc.co.uk/proms/features/history (дата обращения: 20.08.2012)

113. Неофициальная страница Николая Баскова. URL: http://www.eliton-rus.ru/delo.htm (дата обращения: 02.02.2013)

114. Официальный сайт Эммы Шапплин. URL: www.emma-shapplin.eu (дата обращения: 03.02.2012)

115. Официальный сайт, посвященный премии «Грэмми». URL: http://www.grammy.com (дата обращения: 05.01.2010)

116. Официальный сайт Дмитрия Хворостовского. URL: www.hvorostovsky.com/ru/ (12.12.2010)

117. Официальный сайт группы II Divo. URL: http://www.ildivo.com/uk/home (дата обращения: 15.12.2011)

118. Информация о фильме «L'Opéra Imaginaire». URL: http://www.imdb.com/title/tt0325932/ (дата обращения: 23.11.2012)

119. Официальный сайт Джеймса Ласта. URL: http://www.jameslast.com/2009/histoiy-english-biography.html (дата обращения:10.09.2012)

120. Неофициальный сайт, посвященный Хосе Каррерасу. URL: www.jcarreras.com (дата обращения: 15.01.2010)

121. Сайт переводов песен. URL: http://lyrsense.com/ (дата обращения: 05.12.2012)

122. Официальный сайт Пола Потса. URL: http://www.paulpottsofficial.com/ (дата обращения: 07.09.2012)

123. Официальный сайт PBS (Службы общественного вещания). URL: http://www.pbs.org/wnet/gperf/shows/tributeonice/index.html

(дата обращения: 04.01.2013)

124. Официальный сайт Расселла Уотсона. URL: http://www.russellwatson.com/ (дата обращения: 07.09.2012)

125. Официальный сайт Сары Брайтман. URL:

http://www.sarahbrightman.eom/biography/8 (дата обращения: 20.02.2013)

126. Официальный сайт певицы Сиссель. URL: http://www.sissel.net/ (дата обращения: 09.09.2012)

127. Информация о проекте «Театр тишины». URL: http://www.teatrodelsilenzio.it/concept.php (дата обращения: 04.01.2013)

128. Информация о проекте «Vivere» URL: http://vivere.actionaid.it/ (дата обращения: 05.12.2012)

Видеоматериалы.

«Великий Карузо». Х/ф, 1951 «Каллас навсегда». Х/ф, 2002 «Пятый элемент». Х/ф, 1997

«Opéra Imaginaire» / «Воображаемая опера» (DVD). Франция, 1993 «Parizes Dievmates Katedrale» / «Собор Парижской Богоматери». Опера (DVD). Латвия, 1997

«Два вечера с Марио Ланца». Д/ф, 1991

«The Three Tenors. The Impossible Dream». Д/ф, 1992

«The Original Three Tenors Concert». Концертная программа, 1990

«Three Tenors in Paris». Концертная программа, 1998

«Pavarotti and Friends». Концерты, 1992-2002

Andrea Bocelli. «А Night In Tuscany». Концертная программа, 1998

Andrea Bocelli. «Tuscan Skies» (DVD), 2001

Andrea Bocelli. «Vivere: Live in Tuscany» (DVD), 2008

Emma Shapplin. «Le Concert de Caesarea» (DVD), 2003

Jose Carreras. «Around the World» (DVD), 2002

Jose Carreras. «А Tribute to Mario Lanza». Концертная программа, 1994

Jose Carreras. «Energia» (DVD), 2004

II Divo. «Live At The Greek» (DVD), 2006

Sarah Brightman. «Diva: The video collection» (DVD), 2006

Sarah Brightman. «Harem: A Desert Fantasy» (DVD), 2004

Sarah Brightman. «One Night In Eden» (DVD), 1999

Sarah Brightman. «Symphony» (DVD). 2008

Florent Pagny. «Baryton». Концертная программа (DVD), Франция, 2005 Игорь Крутой, Дмитрий Хворостовский. «Дежавю». Концертная программа, Россия, 2009

Николай Басков. «Посвящение». Концертная программа, Россия, 2000 Николай Басков. «Шедевры XX века». Концертная программа, Россия, 2001. Хор Турецкого. «Когда поют мужчины» (DVD), Россия, 2004 Хор турецкого. «Рожденные петь» (DVD), Россия, 2006

Музыкальные альбомы.

Alessandro Safina. «Alessandro Safina» (CD), 2001

Alessandro Safina. «Insieme A Te» (CD), 2001

Alessandro Safina. «Música Di Te» (CD), 2003

Alessandro Safina. «Sognami» (CD), 2007

Amaury Vassili. Vincero (CD), 2009

Amaury Vassili. Cantero (CD), 2011

Andrea Bocelli. «II Mare Calmo Della Sera» (CD), 1994

Andrea Bocelli. «Bocelli» (CD), 1995

Andrea Bocelli. «Romanza» (CD), 1997

Andrea Bocelli. «Viaggio Italiano» (CD), 1997

Andrea Bocelli. «Cieli di Toscana» (CD), 2001

Andrea Bocelli. «Andrea» (CD), 2004

Andrea Bocelli. «Amore» (CD), 2006

Andrea Bocelli. «The Best Of Andrea Bocelli - Vivere» (CD), 2007

Andrea Bocelli. «Vivere Live In Tuscany» (CD), 2008

Emma Shapplin. «Carmine Meo» (CD), 1997

Emma Shapplin. «Etterna» (CD), 2002

Florent Pagny. «Baryton» (CD), 2004

Freddie Mercuiy, Montserrat Caballé. «Barcelona» (альбом), 1988

José Carreras, Sarah Brightman. «Amigos Para Siempre» (CD), 1992

José Carreras. «Passion» (CD), 1996

José Carreras. «Around the World» (CD), 2001

José Carreras. «Energia» (CD), 2004

И Divo. «II Divo» (CD), 2005

II Divo. «Ancora» (CD), 2006

И Divo. «The Promise» (CD), 2008

Il Divo. «Wicked Game» (CD), 2011

Luciano Pavarotti. «Ti Adoro» (CD), 2003

Paul Potts. «One Chance» (CD), 2007

Paul Potts. «Passione» (CD), 2009

Paul Potts. «Cinema Paradiso» (CD), 2012

Sarah Brightman, Andrew Lloyd Webber. «Surrender» (CD), 1995

Sarah Brightman. «Fly» (CD), 1995

Sarah Brightman. «Timeless» (CD), 1997

Sarah Brightman. «Eden» (CD), 1998

Sarah Brightman. «La Luna» (CD), 2000

Sarah Brightman. «Harem» (CD), 2003

Sarah Brightman. «Symphony» (CD), 2008

«The Rapsody Overture» (CD), 1997

Анастасия Максимова. «Diva» (CD), 2005

Дмитрий Хворостовский и Игорь Крутой. «Дежавю» (2 CD), 2009 Николай Басков. «Посвящение» (CD), 2000 Николай Басков. «Посвящение... на бис!» (CD), 2000 Николай Басков. «Шедевры XX века» (CD), 2001 Хор Турецкого. «Такая великая любовь» (CD), 2004 Хор Турецкого. «Великая музыка» (CD), 2006

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.