Музыкальное образование в Казани в XVIII - начале XX века: становление и развитие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Порфирьева, Елена Васьяновна

  • Порфирьева, Елена Васьяновна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Казань
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 196
Порфирьева, Елена Васьяновна. Музыкальное образование в Казани в XVIII - начале XX века: становление и развитие: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Казань. 2004. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Порфирьева, Елена Васьяновна

Введение.

ГЛАВА I

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ДУХОВНЫХ И СВЕТСКИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЯХ КАЗАНИ В XVIII - XIX ВЕКАХ.

I. 1. Обучение музыке в общеобразовательных учебных заведениях.(ХУШ -первая половина XIX века) Музыкальные классы Казанского университета.

I. 2. История и практический опыт преподавания музыки в Казанском Родионовском институте благородных девиц.

ГЛАВА II

ОТ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ

ОБРАЗОВАНИЮ.

II. 1. Музыкальные общества последней четверти

XIX- начала XX веков в культурной жизни Казани.

И. 2. Оперный театр в его связях с музыкальным образованием в Казани.

ГЛАВА III.

ОРГАНИЗАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНИ

В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА.

III. 1. Частные музыкальные школы

Л. К. Новицкого и А. А. Орлова-Соколовского.

III. 2. Р. А. Гуммерт и его роль в музыкальной культуре

Казани конца XIX - первых десятилетий XX веков.

III. 3. Музыкальная школа Гуммерта и музыкальное училище

Казанского отделения ИРМО. Практика академического музыкального образования

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальное образование в Казани в XVIII - начале XX века: становление и развитие»

истории музыкальной культуры России любительство имеет глубокие корни. Изучение взаимосвязи и взаимовлияния профессионального музыкального образования и музыкального любительства проблема, которая актуализируется с шестидесятых годов XIX века, когда в пореформенной России высвобождается культурная инициатива широких слоев населения. Это ведет, с одной стороны, к распространению музыкального любительства, которое становится более заметным, часто принимающим объединений, с другой к формы активной музыкально-общественных профессионализации музыкального образования. Научная новизна данной работы определяется тем, что до настоящего времени исследования обобщающего характера, посвященные становлению музыкального образования в Казани в дореволюциооный период, отсутствуют. В диссертации впервые ставится и решается задача изучения динамики развития академического музыкального образования в Казани в период с конца XVIII и включая первые десятилетия XX века. Для этого привлекается значительный круг источников, многие из которых до сих пор находились вне поля зрения исследователей. Введение в научный обиход целого ряда документальных материалов позволило установить факты, существенные для понимания процесса новые формирования академического музыкального образования в Казани, а также пересмотреть некоторые сложившиеся стереотипные представления, касающиеся роли отдельных музыкальных учебных заведений в развитии музыкального образования в Казани. Так, впервые в работе детально анализируется постановка музыкального образования в Казанском Родионовском институте благородных девиц, интересная как один из наиболее ранних образцов сложившейся практики систематического музыкального образования в Казани. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и Приложения. 10 Первая

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Порфирьева, Елена Васьяновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного исследования, следует указать, что в истории становления и развития музыкального образования в Казани в обозначенный рамками данной работы период четко выявляются несколько этапов. Каждый из них отличается чертами целостности, а в совокупности они представляют единую линию последовательного формирования и существования устойчивых принципов образовательной практики. Соответственно, это следующие этапы:

• XVIII - первая половина XIX века. Обучение музыке сначала в духовных, позднее в светских учебных заведениях носило главным образом прикладной характер и входило как составная часть в общеобразовательный процесс.

• 60-е - 80-е годы XIX века. Постепенное выделение музыкального обучения из общеобразовательного комплекса в самостоятельную область, намечающийся процесс эволюции музыкального образования от любительского этапа к профессиональному.

90-е годы XIX - первые десятилетия XX века. Развитие практики академического музыкального образования в Казани. Становление академического музыкального образования определялось целым рядом факторов, повлиявших на его успешное воплощение. Прежде всего это наличие особой духовной атмосферы, которая отличала Казань в большой степени благодаря деятельности учебных заведений, в первую очередь, университета, начавших свою работу в исторически ранние сроки и сформировавших среду интеллигенции, способной не только воспринимать музыкальное искусство, но активно влиять на все процессы музыкальной жизни города, чему содействовало и обучение музыке.

Насыщенная музыкальная жизнь Казани являлась фактором объединения разных слоев городского общества, ощущавших свою причастность к развитию музыкальной культуры и, более того, ответственность за ее судьбу. Наиболее наглядно это проявилось в деятельности Казанского отделения Русского музыкального общества, ставшего коллективным организатором музыкальной жизни и музыкального образования не только в Казани, но и шире - в Поволжье. Решающую роль во всех направлениях деятельности местного отделения ИРМО играли представители разных слоев общества - дворянства, научной интеллигенции, купечества. Их участие в музыкальной жизни было многосторонним - от выступлений в концертах в роли музыкантов-исполнителей и чтения лекций музыкально-просветительского характера до финансовой поддержки различных художественных акций.

Важно иметь в виду и следующий фактор. Процесс академического музыкального образования в Казани на разных исторических этапах направлялся авторитетными музыкантами, успешно проявлявшими себя в разных сферах музыкальной деятельности. Большей своей частью они воплощали в себе сформировавшийся в России определенный тип музыканта-деятеля, для которого были свойственны широта в понимании творческого призвания, особый музыкальный универсализм, концепционное отношение к искусству не как к ремеслу, а как к акту ответственного культуротворчества. Эта традиция, заложенная создателями российских консерваторий, наследовалась ее воспитанниками и затем распространялась ими на разные уровни российской культуры. Наиболее значительным среди представителей этого типа музыкантов был P.A. Гуммерт, который сыграл историческую роль в становлении музыкальной культуры и образования в Казанском крае на рубеже XIX - XX веков.

Результаты изучения дореволюционного периода истории музыкального образования в Казани свидетельствуют о необходимости нового подхода к оценке этого исторического периода. Проведенное исследование убедительно доказывает неправомерность рассмотрения его лишь как «предтечи» советского периода развития музыкальной культуры. Совершенно очевидно, что прошедшая период становления и сложившаяся к десятым годам XX века практика академического музыкального образования в Казани достигла высокого уровня профессионального обучения, обладала признаками зрелости и жизнеспособности. Деятельность музыкальных сообществ, музыкальных школ, музыкального училища стала важнейшей составной частью музыкальной жизни Казани, оказывающей стимулирующее воздействие на все стороны, ее составляющие.

Несмотря на то, что линия последовательного развития академического музыкального образования оказалась в определенной степени прерванной, последующее осуществление новой музыкальной образовательной концепции в советский период стало успешным в значительной мере благодаря тому прочному «академическому фундаменту», который был заложен в музыкальных учебных заведениях в дореволюционное время. Это оказалось тем более важным, что в послеоктябрьские годы музыкальное образование становится основополагающим фактором в формировании национальных профессиональных культур. Практика, сложившаяся в музыкальных учебных заведениях Казани, приобретает ценность не только для татарской, но и для других национальных культур Среднего Поволжья. Особую роль в этом процессе сыграла открытая в 1945 году Казанская консерватория, ставшая центром подготовки профессиональных музыкантов для республик региона.

Обращение к музыкальному прошлому представляется важным на современном этапе развития музыкальной культуры и по ряду других причин. В наше время, когда происходит «разгосударствление» многих областей художественной инфраструктуры, создаются новые музыкальные ассоциации, независимые общественные организации, происходит обновление содержания и форм образования, в том числе и музыкального, опыт, накопленный практикой музыкального образования и просвещения в

Казани, как и в других губернских центрах XIX века, представляет несомненную ценность. Наиболее важными компонентами этого опыта являются следующие:

• Степень развития и уровень музыкальной культуры города и всех ее составляющих находится в непосредственной взаимосвязи с развитием в нем различных форм музыкального образования и воспитания. Чем более развиты формы и уровень музыкального образования, чем сильнее потенциал каждого музыкального учебного заведения в городе, тем выше степень и уровень всех факторов, определяющих развитие его музыкальной культуры.

• Значительную роль в формировании музыкально развитой среды могут играть учебные заведения разных типов, не только профессиональные музыкальные, но и общеобразовательные, в том числе вузы разных профилей. Исторический опыт, накопленный различными учебными заведениями Казани, как показало данное исследование, в этом плане весьма показателен.

• В современной социокультурной ситуации предметом особого внимания должна стать просветительская деятельность, под знаком осознания важности которой объединялись в прошлом и крупнейшие музыкальные деятели, и различные музыкальные общества, и которая накладывала отпечаток на характер функционирования музыкальных учебных заведений.

В заключение следует сказать, что богатая событиями и активная в своих разных проявлениях культура Казани XIX - первых десятилетий

XX века требует отдельного изучения. Рассматривая историю становления и развития музыкальной образования в этом городе, мы обращаемся к одной, хотя и весьма существенной части того целого, которое представляло собой

162 культурное пространство Казани. Вместе с тем, исследование музыкального образования в таком старинном культурном центре, каковым является Казань, может помочь выявлению новых сведений, фактов, имен, способных по-новому осветить разные стороны истории российской культуры. Сумма таких сведений, полученная в результате сопоставления и обобщения данных о развитии музыкального образования в других культурных центрах нашего отечества, может дать материал для создания целостной истории музыкального образования в России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Порфирьева, Елена Васьяновна, 2004 год

1., 1962: 100 лет Ленинградской консерватории. 1862 1962. Исторический очерк. Л., 1962.

2. Адищев, 2001: Адищев В. Музыка в женских институтах России конца XIX начала XX века (Теория и практика образования). М., 2001.

3. Аксаков, 1917: Аксаков С. Воспоминания / Гимназия. Год в деревне. Университет. Собирание бабочек. М., 1917.

4. Александрова, 1997: Александрова Е. Становление и развитие системы художественного образования в России. XVIII начало XX века. М., 1997.

5. Алексеев, 1890: Алексеев Г. Исторический очерк Казанских городских начальных училищ с 1806 по 1890 год. Казань, 1890.

6. Алексеев, 1948: Алексеев А. Русские пианисты. Очерки и материалы по истории пианизма. М.-Л., 1948.

7. Алексеев, 1988: Алексеев А. История фортепианного искусства. Части 1 и 2. М., 1988.

8. Анисимова, 1981: Анисимова И. Художественно-воспитательные и образовательные тенденции в музыкальной педагогике дореволюционной России: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1981.

9. Апраксина, 1948: Апраксина О. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.-Л., 1948.

10. Артынова, 1966: Артынова Л. Страницы истории // Методические записки по вопросам музыкального образования. М., 1966. С. 7 - 40.

11. Асафьев, 1954: Асафьев Б. Их было трое. // Асафьев Б. В. Избранные труды. Т. 3. М., 1954.

12. Асафьев, 1968: Асафьев Б. Русская музыка. XIX и начало XX века. Л.,1968.

13. Бабюк,2003: Бабюк В. Становление концертмейстерской деятельности в России XVIII XX веков. (Фортепианно-вокальный аспект): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Магнитогорск, 2003.

14. Балакирев, 1967: Балакирев. Летопись жизни и творчества. Л., 1967.

15. Биографический словарь., 1904: Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского казанского университета (1804-1904) в двух частях. Казань, 1904.

16. Боборыкин, 1965: Боборыкин П. Воспоминания. Т. 1. М., 1965.

17. Бобылев, 1992: Бобылев Л. История и принципы образования в первых русских консерваториях (1862 1917): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1992.

18. Боголюбов, 1967: Боголюбов Н. 60 лет в оперном театре. М., 1967.

19. Борисов, 1992: Борисов Г. Музыкальная культура Екатеринодара с начала XIX века по 1920 год: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1992.

20. Бражник, 2002: Бражник Л. Ангемитоника в модальных и тональных системах: на примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Казань, 2002.

21. Булатова, 1994: Булатова Л. Е. Ф. Гнесина выдающийся деятель отечественного фортепианного искусства. Педагогические принципы и творческое наследие: Афтореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1994.

22. Булгаков, 1988: Булгаков В. Общественно-педагогическая деятельность и научные взгляды С. В. Смоленского (1848 1909). Казань, 1988.

23. Булгаков, 1993: Булгаков В. Хоровое пение в начальных и средних учебных заведениях Казани в конце XIX начале XX столетия // Из истории музыкальной культуры и образования в Казани / Сб. науч. тр. Казань, 1993.-С. 29-34.

24. Булич, 1887: Булич Н. Из первых лет Казанского университета (1805 -1819). 4.1. Казань, 1887.

25. Вайда-Сайдашева, 1991: Вайда-Сайдашева Г. Звуки времени. Казань, 1991.

26. Васильев, 1981: Васильев В. Дирижерско-хоровое образование в России конца XIX и начала XX веков: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1981.

27. Вебер, 1885: Вебер К. Краткий очерк современного состояния музыкального образования в России: 1884/1885 г. М., 1885.

28. Владимиров, 1867а: Владимиров В. Историческая записка о Первой Казанской гимназии. Казань, 1867.

29. Владимиров, 18676: Владимиров В. Описание празднования столетнего юбилея в Первой Казанской гимназии. Казань, 1867.

30. Вся Казань., 1910: Вся Казань: Справочная книга на 1910 год. Казань, 1910.

31. Второй отчет., 1898: Второй отчет о деятельности Казанского общества любителей изящных искусств за 1897 год. Казань, 1898.

32. Гарзавина, 1996: Гарзавина А. Карл Фукс и культурно-общественная жизнь Поволжья первой половины XIX века // Память профессора Фукса. Казань, 1996. С. 35 - 38.

33. Герцен, 1977: Герцен А. Письмо из провинции // Казань в художественной литературе. Казань, 1977.

34. Гиревая, 2004: Гиревая И. По страницам историй музыкального образования Саратова // По страницам истории дирижерско-хорового образования в Саратове: Статьи. Воспоминания. Саратов, 2004. С. 102 - 115.

35. Гладкая, 2003: Гладкая Н. Отто Федорович фон Тидебель музыкант-просветитель русской провинции: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Спб.,2003.

36. Гуммерт, 1899: Гуммерт Р. Основные правила музыкальной метрики и ритмического правописания. М., 1899.

37. Гуммерт, 1901: Гуммерт Р. Материалы для образования правильно поставленного хорового класса. Казань, 1901.

38. Гуммерт, 1902: Гуммерт Р. Технические и мелодические упражнения (сольфеджио) для одного голоса. М., 1902.

39. Гуревич, 1991: Гуревич Е. Продолжая традиции: О музыкальном воспитании и образовании в ФРГ // Музыкальное образование: уроки истории. М., 1991.-С. 111-122.

40. Двоевносова, 2001: Двоеносова Г. Казанское дворянство. 1785 1917 годы. Генеалогический словарь. Казань, 2001.

41. Доклад., 1884: Доклад распорядительного комитета Кружка любителей музыки общему собранию кружка 22 апреля 1884 года. Казань, 1884.

42. Дулат-Алеев, 1999: Дулат-Алеев В. Текст национальной культуры: Новоевропейская традиция в татарской музыке. Казань, 1999.

43. Евдокимов, 1960: Евдокимов Я. Музыкальное прошлое Саратова (до 1917 года) // Из музыкального прошлого. Вып. I. М., 1960. С. 143 - 233.

44. Загоскин, 1895: Загоскин Н. Спутник по Казани. Казань, 1895.

45. Загоскин, 1902: Загоскин Н. История Императорского Казанского университета. Т. 2, ч. 2. Казань, 1902.

46. К истории., 1901: К истории театра в Казани // Известия ОАИЭ при Казанском университете. Т. 17, вып. 2-3. Казань, 1901. С. 146-147.

47. Казанская консерватория., 1998: Казанская консерватория (1945-1995). Казань, 1998.

48. Казанский, 1899: Казанский М. Путеводитель по Казани. Казань, 1899.

49. Кантор, 1970: Кантор Г. Начало профессионального музыкального образования в Казани и его связи с оперным театром и любительским музицированием // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания. Сб. 1. Казань, 1970.

50. Кантор, 1974: Кантор Г. А. В. Новиков // Страницы истории русской музыки. Л., 1974.-С. 176-183.

51. Кантор., 1976: Кантор Г., Орлова Т. Первая попытка высшего музыкального образования в Казани // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания. Сб. 4. Казань, 1976. С. 26 - 38.

52. Кантор., 1993: Кантор Г., Карпова Е. Музыкальное образование в Казани в XIX веке // Из истории музыкальной культуры и образования в Казани / Сб. науч. тр. Казань, 1993. С. 9 - 28.

53. Кантор, 1994: Кантор Г. Казань музыкальная: Статьи, очерки, рецензии. Казань-Йошкар-Ола, 1994.

54. Кантор, 1996'. Кантор Г. Начало / Немцы и музыкальная культура Казани XIX начала XX века. // Казань, 1996. № 9 - 12. С. 80-83.

55. Кантор, 1997: Кантор Г. Музыкальный театр в Казани XIX начала XX века. Казань, 1997.

56. Карпова, 1993: Карпова Е. Казанское музыкальное училище в предоктябрьский период (1904 1917) // Из истории музыкальной культуры и образования в Казани / Сб. науч. тр. Казань, 1993. - С. 35-49.

57. Келдыш, 1978: Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978.

58. Керимов, 1988: Керимов Н. Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы и его роль в развитии профессионального музыкального образования в Азербайджане: Афтореф. дис. . канд. искусствоведения. Тбилиси, 1988.

59. Кикнадзе, 1982: Кикнадзе Л. Эволюция методики музыкального обучения в России XVI XVIII вв.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1982.

60. Константинова, 2003: Константинова М. Деятельность Бесплатной музыкальной школы в финансовых документах (1862 1874) // Три века168

61. Петербурга: музыкальные страницы: Сборник трудов и тезисов. СПб., 2003. -С.210-212.

62. Корабельникова, 1989: Корабельникова Л. Музыкальное образование // История русской музыки. В 10-ти томах. Т. 6. М., 1989. С. 167 - 187.

63. Коренюк, 1972: Коренюк О. Из истории музыкального образования в Киеве в XIX начале XX столетия: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Киев, 1972.

64. Кругликов, 1888: Кругликов С. Обзор десятилетней деятельности музыкально-драматического училища Московского филармонического общества: 1878/1888. М., 1888.

65. Крути, 1958: Крути И. Русский театр в Казани. М., 1958.

66. Литвинова, 1976: Литвинова Э. Из истории развития фортепианного образования в Татарии // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания. Сб. 4. Казань, 1976. С. 39 - 52.

67. Локшин, 1957: Локшин Д. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М., 1957.

68. Лотман, 1993: Лотман Ю. Избранные статьи в трех томах. Таллинн. Т. I, 1992; Т. III, 1993.

69. Люстрицкий, 1888: Люстрицкий В. Исторический очерк старейшего начального народного училища в Казани. Казань, 1888.

70. Мазепа, 1986: Мазепа Л. Развитие музыкального образования в Киеве в XIX начале XX столетия: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1986.

71. Майбурова, 1960: Майбурова Е. Музыкальная жизнь дореволюционной Перми // Из музыкального прошлого. М., 1960. С. 72-124.

72. Маклыгин, 2000: Маклыгин А. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма. Казань, 2000.

73. Миронова, 1992: Миронова Н. Реформа музыкального образования как проблема музыковедческого исследования: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1992.

74. Миронова, 1995: Миронова Н. Московская консерватория: Истоки (Воспоминания и документы. Факты и комментарии). М., 1995.

75. Миронова, 2002: Миронова Н. Музыкальное образование в России: История идей. // Из истории русской музыкальной культуры: науч. труды. Сб. 35 / Московская консерватория. М., 2002. С. 97 - 110.

76. Миронова, 2003: Миронова Н. Феномен Одоевского (К истории Московской консерватории) // Русская музыка XVIII XX веков. Культура и традиции.-Казань, 2003. С. 41-61.

77. Михайлова, 1991: Михайлова С. Казанский университет в духовной культуре народов востока России (XIX век). Казань, 1991.

78. Михайлова., 1997: Михайлова С., Коршунова О. Традиции взаимовлияния культур народов Поволжья. Казань, 1997.

79. Московская консерватория., 1966: Московская консерватория. 1866- 1966. М., 1966.

80. Музыкальная школа., 1893: Музыкальная школа Гуммерта: памятная и поверочная книжка на учебный курс. 189. год. Казань, 1893.

81. Натансон, 1960: Натансон В. Прошлое русского пианизма. М., 1960.

82. Общий устав., 1903: Общий устав женских институтов// Свод узаконений о женских институтах Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб., 1903.

83. Ольденбургский, 1852: Ольденбургский П. Наставление для образования воспитанниц женских учебных заведений. СПб., 1852.

84. Отчет., 1906: Отчет Казанского отделения ИРМО за 1904 1905 учебный год. Казань, 1906.

85. Отчет., 1907: Отчет Казанского отделения ИРМО за 1905 19061907 учебные годы. Казань, 1907.

86. Отчет., 1910: Отчет Казанского отделения ИРМО за 1907 1908 и1908 1909 учебные годы. Казань, 1910.

87. Отчет., 1911: Отчет Казанского отделения ИРМО за 1909 1910 учебный год. Казань, 1911.

88. Отчет., 1913: Отчет Казанского отделения Императорского русского музыкального общества и состоящих при нем музыкального училища и регентского класса за 1912-1913 учебный год. Казань, 1913.

89. Отчет., 1914: Отчет о состоянии Казанской женской 3-й гимназии за 1913 год. Казань, 1914.

90. Петровская, 1989: Петровская И. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII начала XX веков. М., 1989.

91. Пинегин, 1890: Пинегин М. Казань в ее прошлом и настоящем. СПб., 1890.

92. Письма., 1936: Письма Бородина, под ред. С. Дианина. М., 1936. Вып.2.

93. Положение., 1900: Положение о студенческом музыкальном кружке при Казанском университете. Казань, 1900.

94. Полуэктова, 1965: Полуэктова Н. Деятели музыкального просвещения в Нижнем Новгороде // Из музыкального прошлого. Вып. II. М., 1965. С. 141 - 192.

95. Порфирьева, 1993: Порфирьева Е. Становление системы музыкального образования в Татарии и Чувашии // Национальная жизнь и межнациональное взаимодействие. Тезисы докладов на межрегиональной научной конференции. Казань, 1993.-С. 148- 150.

96. Порфирьева,, 1994: Порфирьева Е. Профессиональное музыкальное образование в системе культуры // Духовная культура: идеи, история, реальность. Тезисы докладов Республиканской научной конференции. Казань, 1994. С. 122 - 123.

97. Порфирьева, 1999: Порфирьева Е. Роль Казанской консерватории в формировании системы музыкального образования в Среднем Поволжье // Музыкальная наука Среднего Поволжья. Итоги и перспективы. Казань, 1999. С.102 - 105.

98. Порфирьева, 2002: Порфирьева Е. Система музыкального образования в Татарстане: соотношение европейского и национально-регионального // Традиционное музыкальное искусство: история, современность и перспективы. Уфа, 2002 С.57 - 59.

99. Порфирьева, 2003: Порфирьева Е. Деятельность Казанского отделения Императорского русского музыкального общества (начало XX века) // Русская музыка XVIII XX веков. Культура и традиции. Казань, 2003. -С. 196-205.

100. Порфирьева, 2004: Порфирьева Ю. Тетрадь воспоминаний // Казань, 2004, № 5. С. 11 - 22.

101. Правила., 1872: Правила для служащих при Казанском театре. Казань, 1872.

102. Празднование., 1886: Празднование пятидесятилетнего юбилея существования Казанской второй гимназии. Казань, 1886.

103. Преснякова, 2003: Преснякова И. Учебная музыкально-теоретическая литература в России (первая половина XIX века) // Русская музыка XVIII XX веков. Культура и традиции. Казань, 2003. - С. 27 - 40.

104. Риман,1901 1904: Риман Г. Музыкальный словарь, пер. с 5-го нем. изд., доп. русским отделом., пер. и все доп. под ред. Ю. Энгеля. М., 1901 - 1904.

105. Римский-Корсаков, 1963: Римский-Корсаков Н. О музыкальном образовании // Полное собрание сочинений. Т. II. Литературные произведения и переписка. М., 1963.

106. Рубинштейн, 1983: Рубинштейн А. Литературное наследие в трех томах. М., 1983.Т. 1.

107. Рыбушкин, 1848: Рыбушкин М. Краткая история г. Казани. Казань, 1848.

108. Рябова, 2000: Рябова Е. Музыкальное образование в Мордовии в контексте становления профессиональной музыкальной культуры: Дипломная работа. Рукопись, 2000. - Б-ка Казанской гос. консерватории.

109. Сайдашева, 2002: Сайдашева 3. Песенная культура татар Волго-Камья. Казань, 2002.

110. Самсонова, 1990: Самсонова Т. Становление музыкального образования в светских учебных заведениях Петербурга: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1990.

111. Свердлова, 1998: Свердлова Л. Купечество Казани: дела и люди. Казань, 1998.

112. Свод узаконений., 1903: Свод узаконений о женских институтах Ведомства учреждений императрицы Марии. Кн. I. СПб., 1903.

113. Семецкий, 1997: Семецкий А. Культурная традиция Московской консерватории: национальное как мировое (на материале истории исполнительских школ): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1997.

114. Смирнов, 1972: Смирнов Л. Жизнь в музыке. Казань, 1972.

115. Смоленский, 1904: Смоленский С. Из воспоминаний о Казани и Казанском университете в шестидесятых и семидесятых годах. Казань, 1904.

116. Соколов, 1970: Соколов О. Наука о музыкальной форме в дореволюционной России // Вопросы теории музыки. Вып. 2. М., 1970.

117. Сорокина, 1977: Сорокина Е. Некоторые проблемы развития фортепианной сонаты в России: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1977.

118. Спасский, 1913: Спасский Н. Очерки по родиноведению. Казанская губерния. Казань, 1913.

119. Спиридонова, 1973: Спиридонова В. У истоков татарской фортепианной культуры // Музыкальное исполнительство. Проблемы современной музыки. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 17. М., 1973.

120. Сраго, 1991: Сраго Е. Развитие камерно-инструментальной культуры Петербурга шестидесятых восьмидесятых годов XIX века. (Опыт комплексной характеристики): Автореф. дис. канд. искусствоведения. СПб., 1994.

121. Старчеус, 1991: Старчеус М. Об одной проблеме истории музыкального образования и культуры России конца XIX начала XX века // Музыкальное образование: уроки истории. М., 1991- С. 50 - 64.

122. Столпянский, 1989: Столпянский П. Музыка и музицирование в старом Петербурге. Л., 1989.

123. Тараканов, 1995: Тараканов М. Хоровое пение мальчиков в России: Традиции и современность: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 1995.

124. Терентъева, 1994: Терентьева Н. История и теория музыкальной педагогики и образования. СПб., 1994.

125. Тихонова, 2003: Тихонова И. Хоровое сольфеджио в России. Методика. Опыт. СПб., 2003.

126. Трошина, 1995: Трошина С. Гувернерство в домашнем образовании России первой половины XIX века: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995.

127. Тупиков, 1894: Тупиков Н. Михаил Иванович Веревкин // Ежегодник императорских театров (1893 1894). Приложения, кн. 3. СПб., 1894. С. 398-402.

128. Устав., 1881: Устав Казанского кружка любителей музыки. Казань, 1881.

129. Устав., 1895: Устав Казанского общества любителей изящных искусств. Казань, 1895.

130. Финдейзен, 1928: Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. Т. 1. М.-Л., 1928.

131. Фомин, 1989: Фомин В. Школа-мастерская как феномен культуры / К проблеме специфики профессионального музыкального образования // Музыкальное образование Личность - Культура / Сб. науч. тр. Москов. гос. консерватории. М., 1989.

132. Фукс, 1844: Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань, 1844.

133. Хавторин,1999: Хавторин Б. Династия Федотовых-Ростроповичей и развитие музыкальной культуры Оренбурга в XX столетии (образование, творчество, исполнительство): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Магнитогорск, 1999.

134. Хайрутдинов, 1970: Хайрутдинов А. Музыкальное образование в Татарии. Ученые записки Казанской государственной консерватории. Вып. 4. Казань, 1970.- С. 20 54.

135. Хайрутдинова, 1997: Хайрутдинова Д. Культурная жизнь Казани в годы первой мировой войны. Дис. . канд. ист. наук. Казань, 1997.

136. Харкеевич, 1976: Харкеевич И. Музыкальная культура Иркутска дооктябрьского периода. Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1976.

137. Хусаинова, 2002: Хусаинова А. Р. А. Гуммерт и его архив в Казанской государственной консерватории: Дипломная работа. Рукопись, 2002. -Б-ка Казанской гос. консерватории.

138. Циркуляры., 1906: Циркуляры по Ведомству учреждений императрицы Марии за 1890 1905 гг. СПб., 1906.

139. Чепниян, 2003: Чепниян Н. Становление профессиональной музыкальной культуры Адыгеи: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2003.

140. Шабшаевич, 1995: Шабшаевич Е. Русская фортепианная культура глинкинской эпохи: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1995.

141. Шахназарова, 1983: Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма. М., 1983.

142. Шулюпина, 1981: Шулюпина Е. Роль Казанского университета в формировании демократических традиций музыкальной культуры Среднего Поволжья // Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья. М., 1981.-С. 8-21.

143. Щербакова, 1989: Щербакова Т. Музыка быта и русская профессиональная музыкальная культура XIX века: Автореф. дис. . доктора искусствоведения. М., 1989.

144. Энгель, 1915: Энгель Ю. Музыкальное образование в России, сущее и чаемое // Музыкальный современник. 1915. №1. С. 18-30.1. Архивные источники

145. Национальный архив Республики Татарстан. Фонд 1 - канцелярия казанского губернатора.

146. Фонд 80 Родионовский институт благородных девиц.

147. Фонд 87 Первая казанская гимназия.

148. Фонд 271 Отдел народного образования Казанскогогубернского исполкома Совета рабочих, крестьянских икрасноармейских депутатов (Губоно).

149. Фонд 642 Казанское отделение Императорского русскогомузыкального общества.

150. Фонд 977 Казанский университет.

151. Фонд Р 1335 Отдел по делам искусств исполкома Казанского городского совета.

152. Фонд 2812 Казанский объединенный художественно-театральный техникум.

153. Фонд Р 7353 Казанское музыкальное училище.

154. Архив Р. А. Гуммерта. Библиотека Казанской государственной консерватоии им. Н. Г. Жиганова.1. Шкода1. Орлова-Соколовского

155. ПРЕДМЕТЫ ПРЕПОДАВАН1Я И ПРАВИЛА ШКОЛЫ.тс

156. ПЛШЭДАНЩ Нота ю» и»т „ВосточиоЛ Л«ри- отяусиктгсл n ycryi-j ко»; яо, чттзСи коекшммтьел cid, juntfeea йбяаавм .ядоепнги naauj m• юкеоы.у§ 30. Bot учаоиеея an инструмента« ьвыхъ класоахъ оба' завы вл"Ьть свое инструменты.

157. Я § 43. Въ случай неудовольствия на среподающаго, учащп-| мисп приносится жалоба Директору.4 § 44 Жалобы учвниковъ на иетоду преподавателей ие при' нпиаются.

158. Малолетни ученик» иогутъ быть задержаны аа шалости ' въ особой коннагЪ, по раоаоряяенш Директора, с ь объяалешеиъ ! о тощ родсгввнннканъ ученика.

159. Ддодаво цеязтрос^ Казшь, 1В 1юах 1890 г. Тявографи ПрАывшл.4 M г4 : * í5 V fri 1 4 U **^ л í "1. ПР.О ГРАММ А.1.01д4леше. . II отд1леи1е.<

160. Ги»ф«»ш| для К-м. fc*|k II 'Н.т, . . ■ Эммим. "чу I Одп-еом.Спалю.vi-iin: П. ludion, Д. ПфеНферт. J гм» % Сивш»1С (lu. пр.).

161. Ь. Bp.uu.ei» » >,-« Д. tx«070.b I , l^^ptb <rt,-mnll).га««»

162. Я HUtulrf. . Jlôjufia. * ь Spain««» (и. фп(.т.).

163. J .'"""Л/™™'" <И">' . W .ЛЬ"»

164. Гм А. Мшро» (м. ф,пя X ^ ^ ИМ н (м- ^ >•5 1 н mitin Г«ЙСf>i f é. «» fc» foolWll«.v-.ыс Левмюи'<«'¿,«1. я I 6) Spinnerlial.ШтЭм«*««уч.и с. лемдом <« форт.*. J^ * А п«трмдаа»е*а* (и >.

165. AivvTxÊA. rM'»ri íw «к) . ^ t P. Kwwm d-mull (Ъш t*ru> . . . . Prf-mmtbmj i л. tpiin I P. Вллгяер* (ел -И* J

166. Jim,m W« 2-х* форт, h» s ff» . . . . I ft ^ .ЛйвИ(Шуп-цы; Л. НвбагоОоав.'Д. «рклемму HV я Оовлоп («д. «|>.).

167. О Шдегеяь вуа-п. A. Miiipoiv Т1 7-Й ROUHPJTU (JH-L Э Ли1. ГН О Т Д t Л » H I в.ута'ъ & .ут*ъ К Лкмп Çjr tip %il* baihi., •. fifiЛо . J/мвгмпмм 'уч-яа H. А рвотой» (и. форт ).

168. Составь ореподА* ВАтелеЙ музмкаль-ной шкалы:

169. О■ А Плытш фои. X £■ Лвмммеммi>. А. Г/мяр» „ А. Ю Дли* пит. А Л IlnaLuên И. А Пгт/л IIdihwk1. U X ßmnod* ^(«йп.

170. Лккоипаинруюп.: уч-iia N. Iieictiii л ум-къ P. B««biiepv. чХагаяо еъ 1 гасъ дня.11<<члт л-mj«, и яп^щ НКП г. lïI мц|Лfl. .!<пфшм*%. '-

171. Tawii'|<Hl>'> A- A I^imm«! м. ji» «ни.

172. Музыкальная школа Р. А. ГУММЕРТА.-*е* (ЭС1 год-ь). £3*-субботу, 27 октября 190! г.,1. В'Ь ЗШ ДЙОРЯНШГО ООБРАНШмузыкальный вечеръ

173. КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ). Пра учмш орсоодааятмеП цпшш1 люш:г-жи Смагиной («ццо-еои раво), гг.: РлЛ.ивича (форт.), Цордсъ (шп.). Лчн га (1-4 епр.) и члевокъ струявыо квартета: гг. Гоз'нгсъ (2-я с к р.) в Билибинъ (иьтъ).1. Начало въ 8 час. вечера.

174. ПокорпИте прлгпп. кч вречн исполш-иЫ му^икалищх'ъ номеровъ ае входить и не выходить и.)ъ :алы. а также громко не рпдгиваривать.1. ПРОГРАММА,1.ОТДГЙЛв111э.

175. TdIo B-rttir, jua форт.) скрипи i Bio.iome.iii. Рубинштейна.129 -1S94

176. Moderato assai. II. Andante. III. Allepro moderato. IT. Allegro appaseionato.

177. Иеа. гг. Родзеаичъ, Амшо а Нордсъ.1. Антрантъ 10 минуть.1. XX отд*йл9н1е.

178. Apia Лобаав, m ов- .Садко". Римскаго-Корсакова.1844.1. И«, г-жа Смагина3. Окерцо Н-шо11 jum Форт.1. Иш. г. Родзевичъ.

179. Фантаз1я la пни >п оо. „1л filie du rrgiinrnt.",им. i. корюсь.1. Антрантъ 10 минуть.1. Шопена.1809—1849,молопч. Сэрвэ.1807-186«1. Бородина.sai 18371. Шумана1 SJo — ISjü.

180. XXI OTM.'&jxosío. "i. Для береговъ отчизны дельной, ромеъ. Иен. г-жа (' мпгнна.

181. Квартетъ л!» гкр., альта s bíojohi. (ор 41 Л» 2) 1. MJe^re i j v.ice, II. AnJantf, 'iu.isí Variaíiuui. II!. Sebera. Presto. IV. AIKgro inoltn vivace

182. Иен. гг.: -iл/к.'о. Голась. килнбинъ, и Нордсъ. Аккоякянмруетъ /■ И. Вольфсонь.

183. Большой концертный рояль фабрики Я. Беккераизъ магазина .Восточная Лира".

184. Неч 1» i ï. 'UTi^p.'M^il r H д. Htuiimflm-ftcrcl'il П«р«стаа.

185. ГшкиТаф.* Л. Л, К'дкжом ci. Кн-шн"1. МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

186. Нашаго Отяшю Ивперэтоцскаго Pyccsaro Музшальваго Общества.

187. Преобразованное изъ Муз. шнолы Р. А. ГУММЕРТА въ 1904 г.)• Программа и услов!я для поступлежя.

188. Музыкальвое Ученике нкБотъ цълью образование исполнителей за музыкаль-выхъ кветруиептахг, ntimoin,, \ чктслсЗ музикн и уиравлшощвхъ (дпрнкероть) хораня.

189. Въ Училище понимаются лапа обоого пола, какъ дбги, таиъ и влрослис— только ирвходаишии

190. Предметы ирсполваш'я разделяются аа специально художественные и обязательные; га обязлтильлшп, относятся: «мрШК и музыкально —общеобразовательные.

191. Спецшьно-художественные предметы:meopiii композиты (практической сочинеше), nitnit, utpa на (fiojutuniano, скрттл. aloMii4t*u и нп другихъ орштрошхъ инстрцшнтап (струнным, д;\овы\ъ в ударввхъ.)7. Лвиз, окон1. ЛШЦ1 npOrpnMHt,торой степени.

192. S. Аттестать notfCeoesiy ca^ui.i.n тсльво установлен, л музыкальпи—обик второй степени при<. предмета, а изъ обяэател,jieCii пиши.э. Права учащихся. лИцучит/ля или учми.пшщы музыка (Си. Высоч. утв. Главк. Основ ст. 1 к 23 и 5с.

193. Иидлмшо DUCTIллп ИЛИ onpcrtшть сюи\» ;i Greif пь .11 jа«кл.1Ы1 Jmint ii.u.iiott, на min Днреиц.ра ирошешг ei, об.лвдщ,>,п, и .йрптшо си™

194. Kai о продч.чч |) п п;,п ioj.miii-j ь rna.iln'.iu™ iriwru потуммщ.)!-,,

195. Каждый поступивши! щ. >чи.мшв, )>.-.мпиi, ирушипял» та, (пи.ктнычвл

196. TOIMO O.lltHL, 00 »ulSgpj СЛШССО ) 11 OIATiK"6. музыкально—общеобразовательные (н' Пошгатслише въ связи съ спецшь-аинъ иродястоиъ)—сольфеджо, всеобщая meopix ti uemopia музыки, инстру-мппиша, совмпстная шра (каиериая н орвестроваа) и хорош nnnie.

197. Ррилччат*. Для oAfi&uowvi TPopUi lo.ooanuií, riHiu, a ТЖЕЙ№ иrpЬ idv ojiKwrpoBuib внетруивнтиь «рлтфортв^ляо BrtaiMTV (ШЯМИНМ.

198. А. Спешзльоо —хуложествевиие классы разделаются на три курса: низшШ, epeÓHitt и eucuiHi.

199. Плата за обучен!е въ спец1а*ьно — художестммныхъ нлассахъ безъ научныхъ предметовъ:

200. Вольнослушателн пяатягъ 1^0 рублен аъ годъ. Плата вносится ог елпйующи сроки: 1 Сен г., 1 Ноаб., 1 Янв.к 1 Марта по^Ор.

201. Див№»но iniiayp. Каааии Б А йгусгл 1WI г. Типо-ЛитоРр«»Ф1Я н»с íiJHimoirb М.ЧяркоюВ, n Kksutrf.1. ИМПЕРАТОРСКОЕ- шщтш1. КАЗАНСКОЕ ОТД-ЬЛЕШЕ

202. ВО ВТОРНЙКЪ, 5 А01ЧШ, 188Р Г.1. Ш ЗАЛ'Б ДВОРЯШШ «ОБРАШЛг1. ДЕВЯТОЕ

203. СЪ УЧАСПЕМЪ: В. М. Спекторск(й|. I Руса. 11). Штадлера, ХОРАн1емъ Р. А Гуимерта.

204. ТТ Р О Г' Р ЗУ/Е зус о ОТД-ЫЕНГЕ П.и ОРКЕСТРА иодъ упраад1. ОТДЪЛЕШЕ I1. Седыия слчфонш »А>с1чг.»р- (»2., . ,. . Л. Башаен)111. ¡фйддуК п) Рос о йоашпик"Ч1. АИедгЫЮ. .Шв 1; I; !•* 11 и 11II ■ >' ш ия I ».и:>-|1 р» А Г«мми а

205. ЛвДадшт. В, М '1икт¡чихал. п.ч Ъ ге) ' ДЛ ".ТросТТ)п К, СсньСачса

206. Игполшгп. «1*4*1" 11пд1. уиривлмимп.1. Р. .4 Гуя.**ри1й'I1. Г. Л, Гуяжртп. ,)(,1. Т|> Р гь^ю.г) ООП Ьг1"

207. Мстмнип. м/1- « ч)л-гич11 Я((Д4ь (нрве*1. П'/ГИЬ лшпрй. ' у1. фиш» 1111 !<-'*" ЧШ'ри ,1.1 я шрщки I I. ш:

208. КПИК. С1.л;1М'1ра . . .ЛрнС13.1. Нсшиппп. /. /. /1. ОТДЪЛЕШЕ III

209. Ув«(И)Ора ■ ЛтаяЫ. > Дли «р1. КВСТрЯ. . Ф *1ИЛЫк-С(и спалить 1И»П.-Г1ПИ«Л*И1

210. Аяа. М.тъ Мпкиаатгя д.шоШ-.ншчем С1, лвии, 1. „рт-стрп. Мелки1. Неп-лиитг /. ф, Штполг.*.

211. МагсЬв »11« Тигеа ,и»щгц.чгчи-И.Итсоргс1. Ни^онлп. ишь Гираш^Ш

212. НАЧАЛО ВЪ 8 ЧАСОВ! ВЕЧЕРА,1. У/»«». м+,«'с:|\11"9 1.3

213. ШШЩШШШШШ 11 1 И- М'Ы- ¿1(1 п.: 1.П1 умащн\ >

214. Б.лсти отл>™'« .Л^*, омм« Русого Мтоь^.вОащм. (Гру^и«»« УЛ

215. СМИ а) И ь> мул.1налы!0мг. изгзшнЬ .¿ижи-пм а бг С(|иф01|цчек;1|и ^^^ е* Б чиоаъ вечера- "ей шадГвГЖДвр'"--------д. .ЛВМк >1. Д И 0(1)111 спя ги С1. У*/1. УТТ1Г'1. ПРОГРАММА.0ТДЪПЕН1Е I.1. КишнаяюВ!.1. Общества.

216. НагнлЛ Сгрмшичъ Калинников*, гА.шии11и1, £:релдеарй*Р1И10 селлллвацйсл

217. Г | п^юв-г^и-у'смь Ка1пш|ЯЕу»ч- Св&хесгь вддивовещй. <*>др$е, жвзмрвдоетт» ижстрое ше, есгествеяность ругскдго склада—вдгь <»глчпге.ипме чертн этого проаств1. Р. БРУНО Шштш1. АНТРДКТЪ 10 МИНУТЬ.1. О Т Д "Б Л Е Н1 Е II.

218. Начало вт» 84 час. вечера.не «иходить х» злии, а та«.ие громе'яе разговаривать.1. 1111 ДТТШИЪ ппсрМг3. ,®РАБЧЕСКА-ДА РИИИЙИ'евкфдяачеаи доха Ч^жоюаагосд. оряаетръ.

219. О-ршчмЕа-ла-Рлинт* щдисли пшалпрэма и'. ! 5гв гдду ва м*.-Даяге (6 л£сиь , Аи.1/* посщщеиа С. II. ТдиЬ;

220. РОИДЯСМ. . Бааявярма ¡1 Реп се ига К о» во «а.к из- 1-М Б1>1'по* -- . '■; ■ АНТРДКТЪ Ю МИНУТЬ.' I - . / "0ТД-ВЛЕН1Е III.лнсгсъ пациыъ- из саъпшааг^ хэ^и с» ч^^т^ля»1. ПрпЬго,1. Мо.н со. I -л» иТг АГШ ЮАНПЫ *эь о». ,0р1еа!каа> Ци'. Чайвовдвлго

221. Хоры разучены лодъ рукшдстзпмъ д. К- ЁердникоЕа.

222. Въ Пятницу Q-j.ro Февраля, въ зал^ Двэрянолаго Собран^ мм^етъ быть ТРЕТЬЕ СИМФОНИЧЕСКОЕ СОБРАН1Е И. Р, М. О.цея»лч*ю 3 ^ии.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.