Музыкальное воспитание как компонент "лечебной педагогики" в условиях детского реабилитационного учреждения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Голубева, Наталья Викторовна

  • Голубева, Наталья Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 152
Голубева, Наталья Викторовна. Музыкальное воспитание как компонент "лечебной педагогики" в условиях детского реабилитационного учреждения: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Тюмень. 2000. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Голубева, Наталья Викторовна

Введение

Глава 1. Теоретические основы музыкального воспитания

1. Этапы развития теории музыкального воспитания

2. Использование современных отечественных и зарубежных педагогических концепций и технологий в воспитании и обучении детей с проблемами здоровья

3. Основные музыкально-педагогические системы в развитии и оздоровлении детей

Выводы по первой главе

Глава 2. Музыкальное воспитание как компонент лечебной педагогики в условиях ОДРЦ «Крепыш»

1 .Специфика и содержание музыкального воспитания в оздоровлении и развитии детей дошкольного возраста

2. Особенности коррекционного музыкально-педагогического действия на детей, имеющих логопатологию

Выводы по второй главе

Глава 3. Реализация новой музыкально-педагогической концепции в условиях детского специализированного центра

Крепыш»

1. Общая характеристика программы «Соловушка»

2. Содержание программы

3. Критерии эффективности коррекционно-развивающей деятельности средствами музыки

4. Эффективность реализации программы 117 Выводы по третьей главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальное воспитание как компонент "лечебной педагогики" в условиях детского реабилитационного учреждения»

К концу XX столетия человечество столкнулось с целым комплексом, так называемых, глобальных проблем современности - экономических, политических, экологических, социальных. Внедрение в социальную сферу новой для России рыночной экономики и рыночных отношений во многом способствовало ухудшению психического и физического здоровья людей, упадку духовной культуры, неуверенности в себе, нарастанию социальной апатии.

Осознание способностей человека к бесконфликтному взаимодействию с другим человеком, обществом и природой будет содействовать ослаблению и разрешению конфликтов и противоречий. Величайшая миссия образования, медицины, всей сферы гуманитарной культуры в решении этой проблемы заключается в том, чтобы всемерно способствовать гармонизации развития человечества и каждой личности.

Одна из серьезнейших проблем российской действительности - здоровье подрастающего поколения: существенные отклонения здоровья, хронические заболевания, детская инвалидизация. Эффективно противодействовать негативным социальным явлениям может только обновленная по содержанию система образования, направленная, прежде всего, на формирование здорового во всех отношениях человека.

Существенным аспектом данной проблемы является определение основных принципов, на которых могут строиться конкретные программы укрепления здоровья детей и подростков, их полноценного гармоничного развития. Важным принципом является личностно - деятельностный подход, позволяющий рассматривать ребенка, как целостную систему в многогранных взаимосвязях с миром людей, вещей и событий (52, 58, 99).

Здоровьем человека традиционно занимается медицина, но на современном этапе культурно-исторического развития усилий одной медицины недостаточно, так как здоровье представляет собой комплексную проблему,

Г - : ; | ; ' ■ ( < '

Требующую участия в ее разрешении многих наук, технологий, связанных с I существованием и развитием человека: медицины, педагогики, психологии, социологии и др. На это указывали И.А. Аршавский, А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, И.И. Брехман, Д.И. Фельдштейн. Предполагается формирование личности, легко адаптирующейся к условиям биологической и социальной среды, физически и психически здоровой, коммуникабельной, способной к самореализации, с ярким творческим потенциалом.

Выполнение такого социального заказа возможно при условии комплексности воздействия на хронически больного ребенка, равно как и на здорового. Комплексная реабилитация ребенка (личностная, медицинская, социальная, педагогическая) ставит своей целью восстановление нарушенных болезнью механизмов индивидуальной адаптации.

В г. Тюмени уже организованы замечательные очаги социально-ценного опыта комплексного решения проблем социальной, медицинской и педагогической реабилитации детей и подростков. Это начальная школа валеологического профиля № 70, средняя школа № 57, загородные образовательные центры "Успех", «Звездный» и др.

Уникальный опыт комплексного оздоровления, лечения, профилактики, нравственного, физического развития и образования хронически больных детей накоплен в областном детском реабилитационном Центре "Крепыш". Здесь добиваются стойкой ремиссии, социальной адаптации хронически больных детей, страдающих аллергическими заболеваниями органов дыхания и кожи, детей-инвалидов, а также детей с логопатологией. Некоторые из них находятся в Центре «Крепыш» с дошкольного возраста 3-х - 4-х лет и до завершения полного среднего образования.

1 Первая цифра в скобках здесь и далее означает номер первоисточника в списке литературы, цифра после точки - страницу данного первоисточника, цифра после запятой -другой источник.

В результате комплексной реабилитационной медико - социально -педагогической деятельности в Центре успешно развивается направление t лечебная педагогика", которая интегрирует технологии воспитания, обучения и лечения. Ее составляющими элементами являются: формирование положительных эмоций, интересов, жизнелюбия, культуры здоровья - путем рациональной организации окружающей среды, физического воспитания, положительной, адекватной самооценки и самореализации, творчества, социальной защиты ребенка.

Среди самых разнообразных воздействий на ребенка трудно переоценить возможности искусства, в частности, музыки. Положительные эмоции и чувства, которые она может вызвать, вводят человека в состояние внутренней гармонии. Стремление сохранить эту гармонию может дать возможность бороться за свое здоровье, а не мириться с болезнью. Музыка может стать частью большого восстановительного процесса и это приобретает особую актуальность в стенах Центра "Крепыш".

Анализ научных исследований в области педагогики, психологии приводит к убеждению в возможности активного воздействия музыки на процесс оздоровления, на формирование интеллектуальных и творческих способностей ребенка (53, 153, 111, 103, 99, 62). Но если проблема гармоничного развития здоровых детей, начиная с древней истории и до наших дней изучена достаточно глубоко (философы: Платон, Гиппократ, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Г.Ф. Гегель; психологи: Б.Л. Яворский, Е.В. Назайкинский, H.A. Гарбузов, Б.М. Теплов), то проблема гармоничного развития, в частности, взаимоотношения музыки и здоровья больных и ослабленных детей требует дальнейшего изучения и исследования.

В связи с этим, еще В.М. Бехтерев отмечал, что «болезни личности, если они не сопровождаются ослаблением умственных способностей, обычно не устраняют творческого дарования, самое большое, если оно временно угнетается, но где этого условия нет, там оно проявляется в прежнем виде»

24.207). Нет основания доказывать, что детям с проблемами здоровья нужны особые условия, которые бы способствовали: формированию и поддержанию ¡положительного эмоционально-психологического фона; непрерывности развития ребенка; осуществляли неразрывную социальную связь со сверстниками, взрослыми.

Эти условия должны процветать на гуманной почве. Так, В.А.Сухомлинский утверждал, что в наших школах не должно быть несчастных детей - детей, душу которых гложет мысль, что они не на что не способны. Эти слова в большей степени можно отнести к учреждениям, где находятся больные дети и дети-инвалиды. Гуманно-личностная педагогика Ш.А.Амонашвили, придающая высокое значение влиянию искусства на развитие ребенка, на наш взгляд, соответствует физическим и психическим особенностям детей с ослабленным здоровьем. Ребенку нужно предоставить оптимальные условия, при которых у него раскроются и заработают все каналы восприятия: слуховые, зрительные, двигательные, тактильные (59, 63, 142).

В связи с этим особый интерес представляют коррекционно-развивающие возможности искусства, в частности музыки. Цель коррекционной работы в музыкальном воспитании - осуществление своевременной и полноценной помощи детям, нуждающимся в коррекции личностного, как интеллектуального, так и физического развития, а также предупреждения будущих осложнений, средствами музыки. Психические процессы в дошкольном детстве находятся на стадии становления, изменения, развития, именно поэтому они чрезвычайно подвижны, неустойчивы, изменчивы, противоречивы. У детей с проблемами здоровья это выражено в наиболее острой форме, поэтому коррекционная работа требует от педагога особого профессионального, трепетного индивидуального подхода.

Находкой для изучения и разработки обозначенной темы явилась музыкально-педагогическая концепция немецкого педагога и композитора К. Орфа, в основу которой заложено элементарное музицирование. Новизна нашей концепции заключена в том, что на основе метода элементарного музицирования определен, выделен и адаптирован механизм оздоровительного, развивающего действия музыки на материале российского детского фольклора: поэтического, музыкального, игрового. Это, в свою очередь, способствует восстановлению этно-культурных ценностей, незаслуженно утерянных в последнее время.

К. Орф в значительной степени расширил возможности музыкального воздействия не только на здоровых, но и на больных и ослабленных детей, соединив с помощью ритма характерную музыкальную деятельность с движением, речью, драматическим действием. Его идеи позволяют активизировать резервы творческих сил с помощью деятельности, близкой к возможностям, интересам и темпераменту ребенка, независимо от того, насколько он развит в музыкальном отношении. Эти идеи ценны, прежде всего, своим гуманизмом и полностью соответствуют принципам специальной и лечебной педагогики.

Социальная значимость проблемы полноценного развития детей с ослабленным здоровьем, необходимость разрешения противоречия между целесообразностью привлечения средств музыки в «лечебную педагогику» и отсутствием научного обоснования, теоретического и методического обеспечения данного процесса определили выбор темы исследования: «Музыкальное воспитание как компонент «лечебной педагогики» в условиях детского реабилитационного учреждения».

Цель исследования: разработать модель музыкального воспитания детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем, проходящих кратковременный курс реабилитации в условиях детского реабилитационного учреждения и выяснить условия ее эффективной реализации.

Объект исследования: лечебно - педагогический процесс, обеспечивающий гармоничное развитие детей с ослабленным здоровьем в детском реабилитационном учреждении.

Предмет исследования: условия организации, содержание и технология музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста в детском реабилитационном учреждении.

Гипотеза исследования: музыкальное воспитание явится эффективным коррекционно-развивающим средством в комплексе "лечебная педагогика", если: обеспечить эмоционально-комфортную обстановку во всем педагогическом пространстве; коррекционно - развивающее воздействие музыки будет основано на эмоционально - коммуникативном, личностно - деятельностном подходах; учтены особенности влияния видов музыкальной деятельности на детей с проблемами здоровья (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах); главными ориентирами в проведении музыкальных занятий на основе метода элементарного музицирования будут: подбор специального музыкального материала, адресно корректирующего отставание или дефект в развитии; приоритет движений под музыку; вариативность организации занятий: коррекционных, направленных на исправление, компенсацию отставания в развитии или дефекта при активной деятельности самого ребенка; терапевтических, способствующих психологическому, эмоциональному спокойствию, гармоническому уравновешиванию; комплексных, усиливающих педагогическое действие, направленное на оздоровление ребенка.

Результаты подобным образом осуществленного музыкального воспитания проявятся: в восстановлении здоровья, сглаживании или частичном преодолении недуга; в преобладании положительных эмоций; в улучшении двигательной сферы (мелкая, крупная, артикуляционная моторика); в более мягкой, безболезненной социальной адаптации; в развитии способности к речевому контакту; в развитии музыкальных способностей (ритма, слуха), в формировании певческих, двигательных навыков, в игре на детских музыкальных инструментах; в творческой самореализации в разных видах музыкальной деятельности.

Цель и гипотеза определили следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы в отечественной и зарубежной науке и практике.

2. Разработать и практически проверить эффективность авторской программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем, проходящих кратковременную (2-3 месяца) реабилитацию в условиях специализированного учреждения. Проанализировать эффективность разработанной программы на группе детей с логопатологией.

3. Определить педагогические условия и организационные формы коррекционной работы с использованием музыки для усиления лечебного эффекта педагогических действий.

4. Разработать комплекс специальных педагогических технологий, позволяющих при помощи метода элементарного музицирования содействовать укреплению здоровья детей.

Теоретико- методологической основой для диссертационного исследования послужили: теория дошкольного воспитания (Л.А. Венгер, A.B. Запорожец и др.); теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); гуманно-личностная педагогика (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); теория творческой педагогической деятельности (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров); концепция формирования здоровья (И.И. Брехман, М.Л. Лазарев); концепция оздоровления (Ю.П. Лисицин); теория музыкального обучения и воспитания (Б.В. Асафьев, O.A. Апраксина, H.A. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, К. Орф, В.Г. Ражников, Б.Л. Яворский); музыкальная психология (А.Л. Готсдинер, В.В. Медушевский, В.Н. Мясищев, Е.В. Назайкинский, Б.М.Теплов); работы по развитию детей с отклонениями в развитии (А. Адлер, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, 3. Матейова), а также психологопедагогические концепции создания условий для развития детей, требующих специальной коррекции и реабилитации (А.Я. Найн, Л.Г. Гуслякова, Ю.О. Яблоновская, 3. Матейова).

Важное значение для исследования имел отбор опубликованных работ и переводов с немецкого языка по элементарному музицированию (В .А. Жилин); материалы Международного летнего курса (Австрия, Зальцбург, Орф-институт, 1996 г.).

В работе использовался комплекс методов исследования, включающий: анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической, музыкально-психологической и музыковедческой литературы по проблеме исследования; психолого-педагогические наблюдения; беседы с детьми и их родителями; анализ рисунков, моделирование (ритмическое, мелодическое, двигательное, танцевальное и др.); опытно-экспериментальная работа, методы статистической и математической обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Тюменский областной детский реабилитационный центр «Крепыш» - инновационное учреждение, обеспечивающее комплексную медико-психолого-педагогическую реабилитацию, воспитание и образование детей в возрасте от 2х- до 17 лет.

Исследование включало три этапа.

Первый этап - ориентационно-подготовительный (1993-1995). Анализировалось состояние проблемы в теории и практике. Изучалась и анализировалась философская, социологическая, медицинская, психолого-педагогическая, музыкальная литература по исследуемой проблеме. Изучался опыт работы образовательных реабилитационных учреждений Тюмени и других регионов, а также зарубежный опыт. Осуществлялось теоретическое осмысление и обобщение опыта работы узких специалистов Центра, занимающихся с детьми с ослабленным здоровьем. Определялись проблема, объект, предмет и цель исследования. Формировалась и обосновывалась программа музыкального воспитания больных и ослабленных детей, проходящих кратковременную (2-3 месяца) реабилитацию, разрабатывалось ее

1 ; I ! основное содержание. Определялись критерии оценки эффективности, выявлялись показатели.

Второй этап - постановочно-преобразующий (1995-1997). Уточнены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность музыкально-коррекционных занятий. Выбраны диагностические методики для определения уровня музыкального развития детей с ослабленным здоровьем.

Начато поэтапное внедрение новой программы с фрагментами элементарного музицирования на музыкальных занятиях. Определены факторы риска нововведений и меры их профилактики. Проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности программы, строящейся на коррекционнопедагогическом воздействии на детей с ослабленным здоровьем. Определены формы работы с семьей.

Третий этап - итоговый (1997-1999). Проведен анализ эффективности программы музыкального воспитания «Соловушка», коррекционных мер, направленных на эмоциональное, общедвигательное развитие, развитие музыкальных способностей и навыков в различных видах музыкальной деятельности. Обобщены и систематизированы результаты исследования, сформулированы выводы, осуществлено литературное оформление работы.

Научная новизна заключается в том, что: обоснована эффективность использования музыки с целью гармоничного развития и оздоровления детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем в условиях детского реабилитационного учреждения; доказана возможность комплексного оздоровительного, коррекционного, развивающего воздействия на детей дошкольного возраста с проблемами здоровья с помощью различных видов детской музыкальной деятельности восприятия, детского исполнительства (пения, движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах) и детского музыкального творчества с внедрением, адаптацией метода элементарного музицирования и фонопедического метода развития голоса, оздоровительных методик на основе детского фольклора, элементов активной музыкотерапии.; введено понятие «музыкально-терапевтическая деятельность», отражающее активную деятельность ребенка, имеющего проблемы здоровья, в процессе создания элементарных музыкальных, двигательных, речевых форм.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: адаптирован к условиям детского реабилитационного учреждения в русской версии метод элементарного музицирования. Он способствовал возвращению к истокам народного творчества — музицированию, возрождению народной педагогики и использованию ее для восстановления психофизиологического здоровья ребенка, позволил скорректировать элементарные формы музицирования (музыкальные, речевые, двигательные), нацелив их на оздоровление; осуществлена реконструкция организации, форм музыкальных занятий в рамках «лечебной педагогики», в результате чего достигнута эффективность реабилитационной деятельности по группам детей, имеющих хронические соматические заболевания, а также детей с речевыми нарушениями.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы музыкального воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста, разработке авторской тестовой музыкальной методики, которая может быть использована в определении уровня музыкального развития детей с ослабленным здоровьем и служить основанием при разработке индивидуального развития и воспитания детей в учреждениях аналогичного профиля. Разработано «Приложение» к программе музыкальных занятий, содержащее комплекс специальных коррекционных заданий для детей, имеющих речевые нарушения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось через выступления и публикацию материалов в рамках Международного симпозиума «Медицина и охрана здоровья» (Тюмень, 1999), на семинаре «Комплексная, социальная, медицинская и психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков» (Тюмень, 1998), на Межрегиональной научно-практической конференции «Традиции и новаторство в развитии образования» (Тюмень, 1998), на международном летнем курсе «Элементарная музыка в специальной педагогике и терапевтической практике» (Австрия, Зальцбург, Орф-институт, 1996), а также через выступления на августовских педагогических конференциях на секциях учителей музыки общеобразовательных школ (№6, № 29-1999 г., № 80-2000 г.), на городском семинаре музыкальных руководителей дошкольных учреждений (1999 г.).

Проверка программы проведена в Областном детском реабилитационном центре «Крепыш» с 1996-2000 годы. Реализация программы проведена на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей центра эстетического воспитания «В доме Буркова» (Тюмень, 1997-2000 гг.). Обсуждение результатов исследования проводилось в Тюменском отделении российского педагогического общества Карла Орфа на базе Центра «Крепыш» (1998, 1999 гг.).

Достоверность полученных результатов обеспечена опорой на научную методологию, использованием методов теоретического и эмпирического исследований, математической обработкой полученных данных, продолжительностью наблюдений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыка может служить значимым педагогическим средством гармоничного развития и оздоровления детей.

2. Эффективная работа по гармоничному развитию и оздоровлению детей в комплексе «лечебная педагогика» может быть организована в соответствии с программой музыкального воспитания «Соловушка», в основу которой заложен метод элементарного музицирования. Программа включает музыкально-коррекционные действия, осуществляемые при помощи пения, движения, инструментальной игры, речевых игр, наделенных на развитие эмоциональной, двигательной сферы, музыкальных, коммуникативных и других способностей.

3. Элементарное музицирование в триединстве музыки-движения-речи является основным методом в коррекционно-развивающей (эмоциональной, речевой, двигательной) и оздоровительной деятельности.

4. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность музыкальных занятий в оздоровлении детей являются: подбор специального музыкального репертуара, адресно корректирующего отставание в развитии или дефект, проведение анализа этого репертуара; организация занятий коррекционного, терапевтического направления, включающих в себя оздоровительные технологии на основе музыкального, речевого фольклора.

Гармоничное развитие ребенка с ослабленным здоровьем должно осуществляться через систему музыкально-педагогических коррекционных мер, направленных на эмоциональное, физическое, психическое здоровье и обеспечивать полноценное вхождение в возрастной социум.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Голубева, Наталья Викторовна

Выводы по третьей главе

Представленный в данной главе анализ эффективности коррекционной деятельности средствами музыки, заложенной в программе, подтверждает возможность гармоничного развития детей с ослабленным здоровьем в условиях кратковременной (2-3 месяца) реабилитации, обеспечивает воспитание, развитие и обучение с одновременным лечебно-оздоровительным курсом лечения и обеспечивает условия беспрерывного общения со сверстниками, полноценной жизнедеятельности, творческой самореализациии.

Гармоничное развитие детей в возрасте 3-8 лет с ослабленным здоровьем должно осуществляться в условиях дошкольного учреждения по специальной программе, держащей курс не только и не столько на музыкальное развитие, воспитание, обучение, сколько на общее развитие, оздоровление больного ребенка средствами музыки.

В ОДРЦ «Крепыш» музыкальное воспитание дошкольников в основе своей содержит разнообразные, многофункциональные воспитательные и оздоровительные направления. Коррекционный характер программы нацелен как на исправление имеющихся у детей нарушений, так и на их предупреждение. Эффективность музыкального и общего развития детей подтверждена удовлетворительной адаптацией в новых условиях, улучшением эмоционального состояния, психического и физического здоровья, развитием речи, моторных функций, успехами в музыкальной, творческой деятельности, участием в конкурсах, кружках, студиях.

Вся музыкальная деятельность реализуется как комплекс коррекционно-развивающих педагогических технологий, направленных на музыкальное развитие, двигательную активность, мелкую и крупную моторику, речевое развитие путем воздействия на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста.

Легкая степень адаптации, улучшение коммуникативности, снижедае доминанты отрицательных эмоций, развитие двигательной сферы, владение своим телом, улучшение речевого общения, приобретение навыков в различных видах музыкальной деятельности достигается путем применения нетрадиционных для музыкального воспитания методов: элементарного музицирования, фонопедического метода развития голоса, а также элементов музыкотерапии, игротерапии, вокалотерапии, театротерапии.

Перечисленные формы музыкально-педагогической деятельности, в конечном итоге, направлены на формирование положительного фона, создающего благоприятные условия для восстановления адаптационного статуса ребенка.

Таким образом, сама возможность создания программы, организация оптимальных условий для музыкального воспитания, взаимопонимание между взрослыми и детьми и самими детьми, работа с сотрудниками, родителями - в комплексе с медико-психолого-педагогическими программами в «лечебной педагогике» создают условия для восстановления здоровья детей дошкольного возраста, формирования личности, способной адаптироваться и реализовать себя не только в стенах «Крепыша», но и вне его.

Что касается характеристик здоровья, то обращаясь к Таблице 10, следует отметить положительную динамику показателей здоровья «с улучшением». В этом, мы надеемся, есть доля музыкального воспитания. В заключение добавим, что программа, внедренная нами на дошкольном отделении ОДРЦ «Крепыш», достаточно эффективна, но требует конкретизации коррекционной деятельности, адресно направленной на определенное заболевание, возраст, индивидуальные особенности каждого ребенка. Мы предусматриваем дальнейшее исследование в этом направлении.

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

Последние годы отмечены инновационными направлениями в образовании. Дошкольным педагогическим коллективам предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы образовательно-воспитательного процесса, методического обеспечения своей деятельности.

Учреждение, призванное выполнять по своему статусу разнокачественные функции - обучения, воспитания, лечения и социальной защиты детей с проблемами здоровья, как никакое другое нуждается в самостоятельности, дающей возможность оптимально осуществлять в инновационном направлении свою деятельность. 11 лет функционирует в г. Тюмени многопрофильное детское учреждение ОДРЦ «Крепыш», осуществляющее наряду с лечением и оздоровлением - обучение и воспитание хронически больных и ослабленных детей. Не вызывает сомнения, что такие дети должны развиваться по особым программам и технологиям, учитывающим состояние здоровья, психологический, педагогический статус ребенка и обеспечивающим, в итоге, его полноценное гармоничное развитие.

Нежный и ранимый возраст побуждает искать дополнительные, нетрадиционные, щадящие методы оздоровления и развития, одним из которых является музыка. Учитывая степень глубокого воздействия на чувственную сферу человека, основанное на психофизическом, эмоционально-коммуникативном, личностно-деятельностном подходах, музыка является действенным компонентом в комплексе «лечебная педагогика».

Проведенные нами исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Дети дошкольного возраста с проблемами здоровья, в том числе речевыми нарушениями, у которых по ряду причин происходит рассогласование функциональных систем, имеют проблемы в эмоциональном, двигательном, речевом, музыкальном, коммуникативном развитии, слабый адаптационный механизм.

2. Включение хронически больного и физически ослабленного ребенку в систему коррекционных мероприятий с помощью средств музыки - пения, движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах, игры в театр позволяет корректировать в целях его развития конкретные дефекты, добиваясь положительной динамики.

3. Педагогические возможности музыкального искусства, в частности элементарного музицирования, в коррекционно-развивающем процессе заключены в активизации резервных возможностей организма, личностного потенциала дошкольника, как источника и основы его саморазвития.

4. Проведенное исследование показало, что пение развивает слух, певческий голос, правильное звукообразование, артикуляционную моторику, укрепляет органы дыхания, улучшает речь, несет в себе эмоциональный, гармонизирующий и коммуникативный компоненты; движение под музыку (упражнения, танцы, игры, пантомима) развивает моторные функции - мелкую и крупную, координацию движений, ориентацию в пространстве, способствует познанию своего тела, умению расслабляться; инструментальная игра, представленная «звучащими жестами» и игрой на детских музыкальных инструментах, развивает ритм, слух, внимание, мелкую моторику, тактильные ощущения, умение играть в ансамбле, способствует установлению социального контакта.

5. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем представляетсобой методический комплекс, состоящий из подбора специальной литературы, инструментария (Орф-оркестр, сенсорный материал), элементов технологий, способствующих коррекции эмоциональных, двигательных, речевых нарушений и обеспечивающих улучшение психоэмоционального состояния, развитие музыкальных способностей, речи, двигательной активности.

6. Педагогическое воздействие на ребенка с ослабленным здоровьем должно осуществляться через интегрированную музыкальную деятельность по индивидуальной программе, с учетом его заболевания, индивидуальной структуры дефекта, уровня и темпа развития, с использованием новейших музыкально - оздоровительных технологий в тесном сочетании с методами народной педагогики и целесообразными формами взаимодействия ребенка и педагога.

7. Эффективность коррекционно-развивающего процесса, использующего средства музыки, обеспечивается за счет актуализации психофизического, эмоционально-коммуникативного, социально-психологического смыслов музыкального искусства.

8. Создание средовых факторов, таких как эмоционально-комфортная ситуация, организация полноценной детской жизни, насыщенной контактами со сверстниками, активизирует, тренирует процессы и функции, исследуемые в данной работе.

9. Повышение эффективности комплексной реабилитации детей с ослабленным здоровьем при включении их в программу «Соловушка» подтверждает здоровьесберегающий, коррекционный, развивающий, воспитательный эффект; возможность гармоничного развития детей с проблемами здоровья.

10. Музыкальное воспитание является важным компонентом в комплексе «лечебная педагогика», оно создает положительный эмоциональный фон для успешного осуществления лечебно-оздоровительного процесса. Является эффективным коррекционно-развивающим средством, улучшает двигательную сферу, способствует более успешной адаптации, речевому контакту, развивает музыкальные способности, коммуникативные навыки, способствует раскрытию природных задатков, полноценному здоровому образу жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Голубева, Наталья Викторовна, 2000 год

1. Аверин В А. Психология детей и подростков. 2-е изд. - С.-П.: Наука,1998.

2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Обучаемость и здоровье школьника // Школа здоровья. 1995. - №5.

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети / Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.

4. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, изд. Уральского университета, 1993.

5. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. — М.,1996.

6. Андреев В.И. Педагогика творческого самовыражения. Издательство Казанского университета, 1998.

7. Анохин П.К., Судаков К.В. Эмоции и здоровье // Будущее науки. 1973. -№6.

8. Антология гуманной педагогики. Соломон. М.: изд. дом Шалвы Амонашвили, 1997.

9. Антология гуманной педагогики. Френе. М.: изд. дом Шалвы Амонашвили, 1997.

10. Антология гуманной педагогики. Сухомлинский. М.: изд. дом Шалвы Амонашвили, 1997.

11. П.Апраксина O.A. Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990.

12. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. 1974. - №3.

13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Jl.,1971.

14. Н.Асафьев Б.В. Речевая интонация. М., Л., 1965.

15. Астапов В.М. Хрестоматия. Дети с нарушением развития. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

16. Ашмарин И. Б. Зачем человеку музыкальность // Человек. 1998. - №2.

17. Баранов A.A. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты // Педиатрия. 1999. - №3.

18. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в Венгрии. М.: Советский композитор, 1983.

19. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: Советский композитор, 1978.

20. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. С.-П.- М.: Университетская книга ACT, 1996.

21. Бернштейн H.A. О построении движений. М.: Медгиз,1947.

22. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.,1995.

23. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,1989.

24. Бехтерев В.М. Будущее психиатрии. С.-П.: Наука, 1997.

25. Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства/ В сборнике «Умом и сердцем». М.,1982.

26. Бехтерев В.М. Гипноз. Внушение. Телепатия. М.: МысльД994.2?.Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М.,1916.

27. Бочкарева Л.П. Театрально- игровая деятельность дошкольников / Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. — Ульяновск: ИПКПРОД993.

28. Брусиловский JI.C. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии / Под редакцией В.Е. Рожнова. ТашкентД979.

29. Бурмистрова Е.В. Танец и музыкальная игра: нераскрытые возможности // Психология и психоанализ. 1998. - №1.

30. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. -М.: Медицина, 1989.

31. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.

32. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. М.,1966.

33. Бюлер К. Духовное развитие ребенка М.,1924.

34. Бюлер К. Работа и ритм. М.,1923.

35. Ваниорек Л., Ваниорек А. Ароматерапия. -М.,1995.

36. Вейс Т. Как помочь ребенку? (опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл -общине) / Перевод с нем. С. Зубриловой. М.: Московский центр вальдорфской педагогики, 1992.

37. Ветлугина H.A. Развитие музыкальных способностей дошкольников. М.: изд. Академии педагогических наук, 1958.

38. Вендрова Т.Е., Пигарева И.В. Воспитание музыкой. М.: Просвещение, 1991.

39. Ветлугина H.A., Кенеман A.B. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду /Пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1983.

40. Ветлугина H.A. Эстетическое воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1978.

41. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.

42. Вилсон Ф. Глухие и неуклюжие? / Перевод Фомин В.П.// Homo musicus : Альманах музыкальной психологии, 1994 / Московская консерватория. Проблемная научно исследовательская лаборатория музыки и музыкального образования. - М.,1994.

43. Волкова В.К. Лечебная педагогика в условиях детского реабилитационного Центра. Тюмень Вектор Бук, 2000.

44. Волкова Л.С. Логопедия. М.: Просвещение, 1989.

45. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. -М.: Школа Пресс, 1994.

46. Вульфсон Б.Л. Выдающийся французский педагог-гуманист (о Френе) // Педагогика. 1996. - № 3.

47. Вульфсон Б.Л. С. Френе // Советская педагогика. 1970. - №3.

48. Выгодская Г.Л. Особенности глухих детей / В сборнике «Психология и педагогика. Игры дошкольника». М.,1966.

49. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение Д 967.

50. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. С.-П.:Союз,1997.

51. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. М.:Педагогика,1984.

52. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1991.

53. Выготский Л.С. Психология искусства. -М., 1968.

54. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.З. М.,1956.

55. Галеев Б.А. О добром монахе.// Музыкальная академия. 1995. - №5-6.

56. Галеев Б.А. О цветомузыке // Музыкальная академия. 1995. - №3.

57. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / В сборнике «Психологическая наука в СССР». М.,1959.

58. Гиляровский В.А. Предисловие к книге В.А. Гринер «Логопедическая ритмика». М.: Учпедгиз, 1958.

59. Голиков H.A. Школа здоровья. Тюмень: Вектор Бук, 2000.

60. Гордеева A.B. Реабилитационная педагогика: традиционный или инновационный путь?// Школа. 1998. - №6.

61. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.,1993.

62. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников/ Пособие для логопедических учреждений. М.: Учредгиз,1958.

63. Грюнеселу Э. Вальдорфский детский сад. -М., 1992.

64. Гутерман В.А. Возвращение к творческой жизни. Екатеринбург: Гуманитарно-экономический лицей, 1994.

65. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР,1996.

66. Далькроз Ж.Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций.- С.-П.: Театр и искусство, 1913.

67. Добрынин Н.Ф., Бардиан A.M., Лаврова Н.В. Возрастная психология. -М.,1965.

68. Доронова Т.Н. Развитие детей 6-7 лет в театрализованной деятельности / Пособие для воспитателей работающих по программе «Из детства в отрочество». - М.,1998.

69. Дресвянников В.И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с заикающимися школьниками // Дефектология. -1972. № 3.

70. Дружинин В.Н. Психология общих способностей, 2-е изд. Санкт-Петербург, Москва - Харьков - Минск: Питер, 2000.

71. Дубровский A.A. Открытое письмо врача учителю. М.: Просвещение, 1988.

72. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М.: Просвещение,1990.

73. Ермолова С. Цветовая методика // Сборник статей: «Информация». М.: Всероссийское музыкальное общество,1996.

74. Ерофеева Т.Т. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. — М.: Academ, 1999.

75. Жилинская С.А. Живое наследие. Игровые модели детского фольклора. -Екатеринбург, 1997.

76. Запорожец A.B., Маркова Т.А. Основы дошкольной педагогики. М.: Педагогика, 1980.86.3инкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. С.-П.: Речь, 2000.

77. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1973

78. Кандинский В. О духовном в искусстве. Ленинград, 1990.

79. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985.

80. Карпова H.JI. Основы личностно-направленной психотерапии. М.: Флинта, 1997.

81. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.,1992.

82. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека, в 2-х томах. Т.2. Ленинград, 1960.

83. Козлова С.Н. «Я человек». Программа приобщения ребенка к социальному миру // Дошкольное воспитание. - 1996. - №1.

84. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Политическая литература, 1990.

85. Коултер Д.Д. Монтессори и Штайнер // Учительская газета. 1992. - №5.

86. Лазарев М.Л. Воздействие психологических факторов на физическое здоровье детей. // Диссертация.- М., 1997.

87. Латохина Л.И. Хатха Йога для детей. - М.: Просвещение, 1993.

88. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, Т.1.-М., 1983

89. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до семи лет / Докторская диссертация. -М.,1974.

90. Лисина МЛ Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий совместных с взрослыми. М.,1974.

91. Матейова 3., Машура С. Музыкотерапия при заикании. М.: Высшая школа, 1984.

92. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки // Музыка. 1976. - №5.

93. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.

94. Мерзлякова С.И. Фольклор-музыка-театр. М.: Гуманитарный изд. Центр «Владос», 1996.

95. Мессиан О. Пробуждение птиц. Партитура // Музыка. — 1978. №1.

96. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М., JI.,1965.

97. Морозов В.П. Тайна вокальной речи. М., Л., 1967.

98. Назайкинская О. Е. Музыка и память / Дипломная работа. М., 1986.

99. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки // Музыка. 1988. - №2.

100. Назайкинский Е.В. Музыка и экология // Музыкальная академия. 1995. -№1.

101. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.,1972.

102. Никитин В.Н. Скрининговые методы диагностики в телесном ориентировании и арт терапии. - Тюмень: ТОГИРРОД997.

103. Никитин В .Н. Театр эстетопсихотерапии. М.: Орлекс,1990.

104. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы наши дети и внуки. М.: Молодая гвардия, 1989.

105. О внесении изменений и дополнений в закон Российской федерации «Об образовании».// Новая школа. М., 1996.

106. Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования. Решения коллегии Министерства образования РФ от 5 июня 1996 г. № 12/2 // Вестник образования, 1996. №8.

107. Оплетаева Л.М. Развитие учащихся в школе, построенной на интеграции отечественных и зарубежных гуманистических идей (по материалам начального звена)/ Автореферат кандидатской диссертации. Тюмень: ТГУ, 1998.

108. Орлова М.Н. Это врачует лучше любого лекарства // Искусство в школе. 1999.-№3.

109. Основы дошкольной педагогики / Под редакцией A.B. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Педагогика,1980.

110. Перламутрова Е.В. Песенная терапия в работе с детьми // Искусство в школе. 1997. - №1.

111. Перламутрова Е.В. Развитие метода имаготерапии средствами инсценирования песни // Искусство в школе. 1999. - №3.

112. Петренко В.Т., Кучеренко В.А. Взаимосвязь эмоций и цвета // Психология. 1988. - №3.

113. Петрова В.Г., Беляков И.В. Кто они, дети с отклонением в развитии? -М.: Московский психол.-социал. институт, Флинт, 1998.

114. Петрушин В.Н. Музыкальная психотерапия. М.: Композитор, 1997.

115. Поддьяков Н.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста // Прикладная психология. 1998. - № 1.

116. Покровский Е.А. Детские игры. Историческое наследие. С.-П.: Ланс, 1994.

117. Правдина О.В. Логопедия. М.: Просвещение, 1973.

118. Притчина Н.В. Время собирать. бусинки // Новая Сибирь. 1994. - №3.

119. Пропп В .Я. Исторические корни волшебной сказки. С.-П.: изд. Санкт-Петербургского университета, 1996.

120. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИД994.

121. Ражников В.Г. О программе эмоционально — эстетического развития детей «Маленький Эмо» // Дошкольное воспитание. 1996. - №9.

122. Рай К. Цветомедитация. М.: АО Интерэкспорт, 1995.

123. Pay Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. М.: Просвещение, 1969.

124. Рокитянская Т. Homo musicus: возможно ли это? // Искусство в школе. -1996. №3.

125. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/ Под редакцией В.В. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, 1993.

126. Россолимо Г.И. К физиологии музыкального таланта // Прикладная психология. 1998. - №6.

127. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издание 2-е. М.,1946.

128. Рыбина Л.К. Почему все увлекаются? // Первое сентября. 1993. - №75.

129. Рюгер К. Домашняя музыкальная аптечка. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998.

130. Самойленко Н.С., Гринер В.А. Логопедическая ритмика. М.: Учпедгиз, 1941.

131. Сеченов ИМ. Избранные произведения. -М., 1953.

132. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. -М.: изд. Академии наук СССР, 1962.

133. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.

134. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/ Под редакцией Т.И. Ерофеевой. М.: Academ,1999.

135. Соловцов A.A. Жизнь и творчество H.A. Римского Корсакова. - М.: Музыка,1969.

136. Строкова Т.А. Мониторинг педагогических нововведений. Тюмень: ТГУ,1998.

137. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992.

138. Стулова Г.П. Хоровой класс. М.: Просвещение, 1989.

139. Сухомлинский В .А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972.

140. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.,1988.

141. Теплов Б.М. Ощущение музыкального звука. М. : Учпедгиз,1940.

142. Тимохин В.А. Знаете ли вы Карла Орфа?// Мелодия. 1997. - №3-4.

143. Ткаченко Е.В. Об итогах работы системы образования в 1995г. и задачи развития отрасли в 1996г. // Вестник образования. 1996. - №3.

144. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. М.: Флинта, 1999.

145. Ухтомский A.A. Избранные труды. JI. : Наука, 1978.

146. Фельденкрайз М. Осознание через движение. M.,1994.

147. Фельдштейн Д.И. Детство, как социально- психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. - №1.

148. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. -М.,1982.

149. Хейзинга и Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992.

150. Хилтунен Е. Пусть с нами случится второе рождение // Учительская газета. 1992. - № 5.

151. Хилтунен Е. Художественное творчество детей в педагогической системе Монтессори // Искусство в школе. 1999. - №3.

152. Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. // Советский композитор. -1983,- №4.

153. Холопова В.Н. Суперсимфония Губайдулиной «Пярта»// Музыкальная академия. 1995. - №3.

154. Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. Работы советских психологов 1946-1980 гг./ Под редакцией И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М.: изд. Московского университета, 1981.

155. Хуторской A.B. Школа творчества. M., 1996.

156. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. С.-П.: Питер, 1997.

157. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. С.-П.: Лань, 1996.

158. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Педагогический центр «Эксперимент», Москва-Рига, 1999.

159. Шелленг Ф. Философия искусства. М.,1966.

160. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В., Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. М.: Флинт - Наука, 1999.

161. Штайнер Р. Духовно-душевные основы воспитания (курс лекций). -Рязань, 1991.

162. Шуранова Л. К. Хрустальный колокольчик К. Орфа // Искусство в школе. -1996. №3.

163. Эволюция человек и образование (Материалы конгресса, состоявшегося в Новосибирске 11-14 декабря 1996 г.)-Новосибирск, 1996. I

164. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). М., 1960.

165. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1994.

166. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос,1999.

167. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под редакцией А.Д. Кошелевой. -М.: Просвещение, 1985.

168. Яворский Б.Л. Страна музыкальной речи. М.: изд. Юргенсона, 1908.

169. Яковлев С. Волшебных мелодий божественные звуки. // Наука и религия,-1997.-№9.

170. Drezancic Z. A creative rehabilitation method of oral and written communication with musical structures: A qeneral survey of method \\ Bulletin of Council for Research in Music Education. 1995.

171. Keller Wilhelm. Elementare Musik. In: Orff- Institut Jahrbuch. Mainz. 1962.

172. Klopper R. Die Kunst des Musizierens: Von den phychologischen und psychologischen Grundlagen zur Praxis. Mainz: Schott, 1993.

173. Keller Wilhelm. Einfuhrung in Musik für Kinder. Mainz. 1963.

174. Mastnac W. Recensio[ \\ Musik in der Schule. 1993, № 1.

175. Thomas Werner. Das Orff-Schulverk in der höheren Schule.- Musik in Unterricht. 1995, Heft 7/8.

176. Wilkin Ph.E. A comparison of fetal and newborn responses to musik and sound stimuli with and without daily exposure to a specific piece of musik.// Bulletin of the council for Research in Music Education. 1995/96.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.