Музыкальные мотивы в художественном творчестве В.В. Набокова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Афанасьев, Олег Игоревич

  • Афанасьев, Олег Игоревич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 215
Афанасьев, Олег Игоревич. Музыкальные мотивы в художественном творчестве В.В. Набокова: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Владикавказ. 2017. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Афанасьев, Олег Игоревич

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Философско-эстетические аспекты музыки

1.2. Взаимодействие художественной литературы и музыки

Выводы

ГЛАВА 2. МУЗЫКА КАК КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЭТИЧЕСКОГО КОДА В ПРОЗЕ В.В. НАБОКОВА

2.1. Музыка как средство выражения чувств героя в рассказе «Бахман»

2.2. Музыка как способ передачи гармонии мастерства и диссонанса жизни мастера в романе «Защита Лужина»

2.3. Музыкальный мотив как диссонирующий сюжетный ход в рассказе «Музыка»

2.4. Музыкальный мотив как конструктивный элемент поэтики

абсурда в романе В.В. Набокова «Приглашение на казнь»

Выводы

ГЛАВА 3. МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОГА В.В. НАБОКОВА

3.1. Ранние поэтические опыты В.В. Набокова

3.2. Своеобразие музыкального характера поэзии В.В. Набокова

Выводы

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальные мотивы в художественном творчестве В.В. Набокова»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Творчество В.В. Набокова представляет собой щедрый «дар» читательскому миру. Этот «дар» поражает своим жанрово-родовым и содержательно-тематическим разнообразием. В нем причудливым образом сплелись стихи, пьесы, рассказы, литературно-художественные переводы на английский язык «Слова о полку Игореве», а также произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, наконец, литературоведческие и литературно-критические работы. Но все это, если можно так выразиться, представляет собой периферию его творческого наследия, центром же его, ядерной частью, без всякого сомнения, являются семнадцать романов: девять на русском языке и восемь на английском.

Важное место в творчестве В.В. Набокова, как прозаическом, так и поэтическом, занимают музыкальные мотивы, они играют существенную роль в построении динамически развивающегося и внутренне завершенного мира в его произведениях, в раскрытии их идейно-тематического содержания, служат выражению авторских интенций, являются своеобразным катализатором в выражении идей автора, стимулируют восприятие читателя, помогают ему приблизиться к пониманию текста и осуществить его адекватную интерпретацию, усиливают эмоционально-изобразительный аспект повествования, участвуют в организации диалога между автором и читателем, дают импульс межтекстовому взаимодействию. Исследование перечисленных функций музыкальных мотивов в прозаических и поэтических произведениях В.В. Набокова позволит глубже проникнуть в творческую лабораторию писателя, полнее исследовать его эстетические позиции и особенности поэтики.

Степень изученности темы. Творчеству писателя, особенно романному, было уделено самое пристальное внимание со стороны многих исследователей, как отечественных, так и зарубежных, среди которых следует отметить работы таких литературоведов, как Г. Струве (1990),

3

Г. Адамович (2015), В. Ходасевич (1996), Ю.М. Лотман (2001), В.Е. Александров (1996), А. Долинин (2004), А.В. Леденёв (2011), О. Сконечная (2004), Б. Аверин (1999), С. Давыдов (2004), А. Зверев (2004), Т. Смирнова (1996), М.Э. Маликова (2015), Я.В. Погребная (2015) и др.; Б. Бойд (2010), Д.В. Конолли (1993), М.Г. Барабтарло (2003), М. Медарич (1997), Ю. Левинг (2001) и др.

Набоковедение располагает несколькими творческими биографиями В.В. Набокова, написанными А. Долининым (2004), А. Зверевым (2004), Б. Бойдом (2010). К настоящему времени набоковедение достигло значительных успехов в изучении творческого наследия писателя. Осуществлена глубокая и всесторонняя интерпретация его произведений в контексте русской и зарубежной литературы, выявлены их интертекстуальные связи, проанализированы особенности поэтики (стиль, жанр, язык, композиция, сюжеты, мотивы, образы и др.), исследованы элементы модернизма, охарактеризован метод В.В. Набокова и его эстетическая концепция.

Вместе с тем, недостаточно изученным остается музыкальный мотив в творческом наследии писателя, играющий важную роль в организации его содержательно-художественного своеобразия. В имеющихся работах содержатся лишь отдельные замечания по проблеме музыкальности поэзии и прозы В.В. Набокова. А. Долинин (2004) подчеркивает музыкальность прозы В.В. Набокова, обусловленную влиянием поэзии автора на становление его прозы, но подробности этого воздействия остаются нераскрытыми. А.В. Вострикова (2007) лишь указывает на богатство музыкальных ассоциаций в романах В.В. Набокова «Защита Лужина», «Дар», «Король, дама, валет», но подробно их не раскрывает, справедливо подчеркивая, что в «Защите Лужина» выражается метафора «музыка шахмат», а в романе «Дар» - «музыка литературы». Однако отсутствие философской базы в работе сильно ослабляет проведенный анализ. М.Э. Маликова (2015), исследуя особенности поэзии В.В. Набокова, в основном сосредотачивает свое

4

внимание на содержательной стороне стихотворений, ограничиваясь лишь беглыми замечаниями относительно их музыкальности.

Анализ научной литературы позволил установить, что такой важный компонент поэтики В.В. Набокова, как музыкальность, не нашел в ней должного освещения. На основании проведенных наблюдений была сформулирована проблема исследования: какую художественно-эстетическую функцию выполняют музыкальные мотивы в поэтике прозы и поэзии В.В. Набокова?

Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы настоящего исследования - «Музыкальные мотивы в художественном творчестве В.В. Набокова».

Цель исследования: выявить эстетические функции музыкальных мотивов в прозе и поэзии В.В. Набокова.

Объектом исследования являются особенности поэтики прозы и поэзии В.В. Набокова.

Предмет исследования - эстетические функции музыкальных мотивов в прозе и поэзии В.В. Набокова.

Источником исследования послужили прозаические и поэтические произведения В.В. Набокова: романы «Защита Лужина» и «Приглашение на казнь», рассказы «Музыка» и «Бахман», поэмы «Поэты», «Слава», «Парижская поэма», стихотворение «Каким бы полотном». Выбор произведений обусловлен тем, что именно в них, на наш взгляд, наиболее ярко и выразительно моделируется музыкальный мир В.В. Набокова.

Гипотеза исследования. Музыкальные мотивы в прозе В.В. Набокова

выступают в роли вторичного тропа, являясь мощным выразительным

средством. При этом они выполняют различные функции:

характерологическую, композиционную, сюжетообразующую, фоновую,

метафорическую, служат выражению авторской позиции. В поэзии

музыкальные средства имеют не самодовлеющее значение; органически

ложась на сюжет произведения, они участвуют в раскрытии замысла автора,

в создании музыкальной картины лирического высказывания, в характеристике образов. Особенностью поэтического мастерства В.В. Набокова является использование в стихотворной речи прозаических элементов, придающих ей непосредственность и естественность.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

1. Выявить специфику музыки как вида искусства и ее воздействие на эмоциональную сферу личности.

2. Определить особенности и цели взаимодействия музыки и художественной литературы, а также способы проявления музыкальных мотивов в тексте художественного произведения.

3. Исследовать специфику проявления музыкальных средств в прозе В.В. Набокова, а также причины их использования и функциональное назначение.

4. Выявить музыкальные средства в поэзии В.В. Набокова, их роль в композиции произведений, раскрытии характеров героев, а также специфику их функционирования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские труды И. Канта (1966), Ж.Ж. Руссо (1961), Г. Гегеля (1999), Ф. Ницше (2011), А. Шопенгауэра (1999), Г.Г. Гадамера (1991) и др.; работы по теории литературы А.Н. Веселовского (1989), Б.М. Эйхенбаума (1969), М.М. Бахтина (1979), Ю.Н.Тынянова (1993), Б.В. Томашевского (1996), В.М. Жирмунского (1966,1975), Ю.М. Лотмана (1972), М.М. Гиршмана (1999), В.Е. Хализева (1999), М.Л. Гаспарова (1994), Н.Д. Тамарченко (2006), Ю.Б. Орлицкого (1991, 2008), Е.В. Поповой (2004), В. Шмид (1998) и др.; по теории музыкальной эстетики С. Маркуса (1968), А.Ф. Лосева (1926), Э. Курта (1931), Р. Шумана (1956), Й.Г. Гердера (1955) и др.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:

- сравнительно-исторический метод, предусматривающий анализ исследуемых произведений в контексте русской литературы;

- структурный, ориентирующий на принцип имманентного исследования текста, на изучение формы произведения и значимости каждого элемента в составе художественного целого;

- герменевтический, направленный на постижение авторской концепции и истолкования смысла произведения;

- аксиологический, исследующий ценностные ориентации автора и литературных персонажей.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые в набоковедении осуществлено комплексное исследование музыкальных мотивов в поэтическом и прозаическом творчестве В.В. Набокова. Суть новизны заключается в следующем:

- прослежена роль музыкальных образов и картин в раскрытии идейно-тематической линии сюжетов, в композиции прозаических произведений В.В. Набокова, в формировании их жанра;

- выявлено взаимодействие художественной прозы В.В. Набокова с музыкальными жанрами, показана значимость музыкального компонента в художественной системе В.В. Набокова и его эстетические функции;

- исследованы особенности музыкального принципа письма В.В. Набокова, проявляющиеся в создании звуковых картин посредством аллитераций, ассонансов, рифмы, ритма, повторов, а также в синтезе поэтических и прозаических приемов;

- раскрыты особенности синтеза поэзии и прозы в лирике В.В. Набокова, их стилистическая роль как вторичного тропа;

- определена роль музыкальных средств в композиционной структуре лирических произведений В.В. Набокова, в характеристике персонажей и в передаче звуковой стороны изображаемых ситуаций;

- осуществлено уточнение значения термина «вторичный троп»,

выражающееся в том, что под вторичным тропом следует понимать не только

поэтические средства и приемы в прозе, но и, наоборот, прозаические приемы в поэзии.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что достигнутые в ней результаты литературоведческого анализа музыкальных мотивов в творчестве В.В. Набокова, принципы их выявления, методика исследования различных музыкальных средств и приемов и определение их роли в раскрытии приемов типизации, подачи жизненного материала, в выражении авторской модальности, в характеристике героев, межтекстового взаимодействия, в организации образного строя и композиции художественного произведения могут послужить теоретическим обоснованием при исследовании данного аспекта творчества других мастеров художественного слова.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут найти разнообразное применение в общих и специальных курсах по истории русской литературы, по истории литературы русского зарубежья, по литературоведческому анализу художественного произведения, по теории литературы, в вузовской практике преподавания, руководстве научной работой студентов и магистров, включая курсовые и квалификационные работы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими позициями, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальность является важнейшим компонентом литературного

творчества. Выступая в синтезе с литературой, музыка является ярким

катализатором в передаче чувственной стороны изображаемого,

осуществляет смещение акцента с логического на эмоциональное, ослабляя

первое и усиливая второе, подчеркивает в изображаемом вечное, вносит в

него гармонию; взаимодействие музыки с художественной литературой

8

осуществляется тремя способами: применением музыкальных средств и приемов при оформлении звуковой стороны произведения, использованием музыкальных образов и деталей в художественном тексте, построением произведения или его фрагмента по модели музыкального жанра. Все эти музыкальные приемы находят отражение в русской литературе.

2. Музыкальные мотивы в прозе В.В. Набокова реализуются всеми указанными выше способами (музыкальным принципом письма, использованием музыкальных образов и деталей, построением произведений или их фрагментов по модели музыкального жанра); музыка в прозе писателя выполняет разнообразные функции: способствует расширению и углублению основной темы, является важным характерологическим средством, участвует в образовании сюжета и в организации композиции, выступает в роли вторичного тропа, представляя собой своеобразную метафору совершенства и выражая авторскую модальность, служит реализации когезии и когерентности текста, иллюстрации прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, усилению эмоционального фона повествования. Музыкальные мотивы в прозе В.В. Набокова перекликаются с музыкальными мотивами в творчестве Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, но обогащаются новыми смыслами.

3. Своеобразна роль музыки в романе «Приглашение на казнь», в котором она выполняет диаметрально противоположные функции, участвуя в описании гротескного и лирического миров; при художественном описании гротескного мира автор использует музыкальные образы, детали, намеки, аллюзии, аллитерации, ассоциации, сравнения и др., реализуя поэтику абсурда, раскрывая бессмысленность и иррациональность существования омерзительных «неток», находящихся во власти лживых симулякров; при описании лирического мира автор ориентируется на музыкальный принцип письма, его герой посредством поэтического языка стремится эстетически преодолеть абсурдность «кукольного» мира.

4. Важной особенностью зрелых поэтических произведений В.В. Набокова является ориентация автора на синтез поэзии и прозы, порождающий вторичный троп, служащий выражению экспрессивности, что обнаруживается в ритмических переносах, паузах, цезурах, разговорной лексике, разговорной интонации, диалогичности точек зрения и др.; музыкальный характер зрелых поэтических произведений В.В. Набокова проявляется в смене типов рифмовки, в резких перепадах интонаций, семантических эллипсисах, отточенной инструментовке; поэтические произведения характеризуются внешней простотой поэтики, при этом все поэтические средства имеют не самодовлеющее значение, а направлены на адекватную передачу душевного состояния героя, органично ложатся на сюжет поэм, служат созданию своеобразных звуковых картин.

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» (сентябрь, 2016 г.).

Основные положения и результаты исследования были изложены на IV Всероссийской научно-практической конференции «Славянская письменность и культура как фактор единения народов России» (Владикавказ, май 2015 г.), Международной научной конференции «Набоковские чтения - 2015» (Санкт-Петербург, апрель 2015 г.), а также опубликовано три статьи в научных реферативных журналах из перечня ВАК. По материалам диссертации опубликовано 5 работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Философско-эстетические аспекты музыки

Приступая к изложению теоретических основ исследования, необходимо пояснить значение термина «мотив».

Термин «мотив» довольно многозначен и употребляется в различных гуманитарных науках - психологии, музыкознании, литературоведении и др. В литературоведение данный термин пришёл из музыкальной культуры, в которой имеет значение «мелодия», «напев». Этот смысл мотива не только сохранился, но и приобрел новые свойства в литературоведческой практике. Под мотивом в литературном художественном произведении понимается повторяющийся компонент, обладающий повышенной значимостью. Его основными свойствами являются вычленяемость из целого и многообразие вариаций в повторяемости, в художественном тексте он может быть манифестирован в различных формах - отдельном слове или словосочетании, повторяемых и варьируемых, может быть «спрятан» в подтексте и др. [Томашевский 1996: 71; Хализев 1999: 267; Чернец 2012: 207; Тюпа 2001: 65; Гаспаров 1999: 30-31; Силантьев 2004: 17-79]. Ведущий мотив служит созданию второго, тайного смысла произведения, подтекста. При этом один и тот же мотив может представлять различные символические значения.

Под музыкальным мотивом в данной работе понимается повторяющийся комплекс понятий, связанных с музыкой, находящих воплощение в музыкальных образах, причастных теме и композиции художественного произведения и воплощающих самые разнообразные функции -суггестивную, тематическую, структурообразующую и др. При этом следует особо подчеркнуть суггестивную функцию музыкального мотива, служащую созданию определенного настроения и ритма и проявляющуюся в ориентации автора художественного произведения на музыкальный принцип письма.

Музыкальный принцип письма проявляется в создании в художественном произведении звуковых картин посредством аллитераций, ассонансов, рифмы, ритма, повторов и др.

Благодаря частичному сходству с музыкой звуковая организация художественного текста способствует эффекту музыкальности, что прослушивается в ритмике, в фонике, в развернутой системе интонирования, благодаря чему возникает мелодия / мотив.

Музыкальный мотив связан родственными узами с музыкальным образом, который понимается как упоминание музыкальных произведений, музыкальных инструментов, музыковедческих терминов, имен композиторов и др., имеющих не самодовлеющее значение, а участвующих в раскрытии художественной концепции автора.

С точки зрения сюжетно-композиционных функций, мотив музыки может быть реализован в различных вариантах. Так, в произведениях В.В. Набокова наблюдаем реализацию следующих вариантов: музыка как душевное состояние героя и творческий процесс, музыка как аккомпанирующий сюжетный ход, музыка как стимул для реализаций размышления героя или повествователя.

С точки зрения соотнесенности с доминантой художественного мира В.В. Набокова, мотив музыки включается в принципиально противоположные эмоционально-оценочные контексты, в две главные контрастные модальные рамки: музыка как наивысшее проявление творческой способности («Бахман», «Защита Лужина»), музыка как вид пошлости и проявление абсурдного в жизни человека и общества («Приглашение на казнь»).

Музыка представляет собой важнейший продукт художественной деятельности человека, а также является специфическим средством познания окружающего мира. В известной мере она детерминируется определенными философскими идеями, однако и своими средствами способна выражать

философские концепции [Смирнов: http://www. Gov.ua./portal/socgum/mtelekt/ 2007-5 pdf].

В истории философии музыка трактовалась различными философами далеко не однозначно, не одинаково определялось ее место среди других искусств, по-разному трактовалось ее воздействие на человека и общество и др. Особый интерес у различных философов вызывало соотношение между музыкой и поэзией, художественной литературой.

Обратимся к философско-эстетическим аспектам музыки, чтобы в дальнейшем нашем исследовании опираться на глубокое понимание сущности музыки и ее эстетических функций в литературном творчестве.

Основательные суждения о музыкальном искусстве одним из первых высказал основоположник классической немецкий философии Иммануил Кант, определивший специфику музыки как вида искусства и сравнивший ее с поэзией: «Музыка, как основанная на правилах игра ощущений слуха, делает его необычайно живым и не только приводит его различным образом в волнение, но и всячески усиливает его, следовательно, представляет собой как бы язык одних лишь ощущений (без всяких понятий). Звуки музыки -суть тона и служат для слуха тем же, чем краски для зрения, они далеко вокруг в пространстве передают чувства всем, кто находится в этом пространстве и доставляют обществу наслаждение, которое не уменьшается от того, что участие в нем принимают многие» [Кант 1966: 389]. В приведенном высказывании И. Кант делает акцент на выразительных возможностях музыки, подчеркивая также и ее социальный аспект, выражающийся в объединении людей. Под музыкой великий философ понимал нематериальное благо, формирующее у слушателей определенное эмоциональное состояние.

Рассматривая музыку в контексте других видов искусства, И. Кант утверждал, что по вызываемому ею волнению души, по интенсивности эмоционального воздействия музыка занимает второе место после поэзии.

Но силу музыки философ видел в том, что она непроизвольно распространяется далее, чем нужно, воздействуя даже на тех, кто не в состоянии ее воспринимать. Посредством музыки автор выражает отношение к миру. Композиторы, исполнители и слушатели формируют музыкальные образы, вызывают определенные чувства, а сама музыка активизирует процесс творчества поэтов, философов. Однако И. Кант рассматривает музыку вне понятия о ее предмете, что вполне согласуется с его мыслью о неразрешимых противоречиях между чувственным и логическим. Музыка же, по его мнению, лишь «играет с ощущениями» [Кант 1966: 391]. Философ утверждал, что музыка уступает другим видам искусства в способности познания, но превосходит по степени приятности. Вызывает, однако, сомнение то, что музыка - это лишь «игра с ощущениями», поскольку такое утверждение подразумевает неспособность мелодии и гармонии передать содержание «господствующего аффекта» [Кант 1966: 391], а сама специфика музыки как вида искусства сводится лишь к форме, основанной на «игре ощущений». По Канту, получается, что цель музыки заключается в очаровывании слуха, и она не может претендовать на выражение страстей и чувств. С подобным пониманием сущности музыки Кантом согласуется мнение Д. Юма, ожидавшего от музыки прежде всего нежности, чувствительности и спокойствия [по наблюдению Маркуса 1968: 14]. За пределами внимания И. Канта оказался вопрос о художественной выразительности музыки и ее эмоциональном содержании. Однако в этом вопросе он был непоследователен, утверждая, что музыка уступает и изобразительному искусству на основании того, что второе идет «от определенных идей к ощущениям», а музыка, наоборот, идет «от ощущений к неопределенным идеям», а ее воздействие имеет только «переходный» характер [Кант 1966: 393].

Эти формалистические трактовки музыки И. Кантом были подвергнуты жесткой критике со стороны немецкого просветителя Й.Г. Гердера, упрекавшего Иммануила Канта за формализм его эстетики. «Форма без

14

содержания, - отмечал Й.Г. Гердер, - это пустой горшок» [Herder 1955: 158]. Он противопоставил кантовскому музыкальному формализму осознание музыки как «искусства человечества», связанного с песней, танцем, жестами. Вместе с тем Й.Г. Гердер считал, что музыка может существовать и самостоятельно: «Музыка должна обладать свободой сама говорить. Без слов, лишь сама по себе, музыка сформировалась как искусство своего рода» [Herder 1955: 150].

Й.Г. Гердер одним из первых заговорил о синтезе поэзии и музыки, т.е., объявив музыку самостоятельным искусством, существующим независимо от слова, от связи с иными видами искусства, он заявил об обратном процессе, процессе поиска форм ее синтеза с другими видами искусств.

Фихте и Шеллинг также говорили, с одной стороны, об эмансипации музыки, а с другой, - о синтезе, о «омузыкалении» искусств, однако все это было представлено в виде эстетического и философского формализма, что резко противоречило взглядам Ж.-Ж. Руссо, требовавшего от музыки выражения всего мира предметов и страстей [Маркус 1968: 29].

Значительный вклад в понимание специфики музыки внес А.В. Шлегель, уделивший первостепенное внимание гармонии. Он отмечал, что гармония служит «изображению более внутреннего созерцания жизни и делает его слышимым» [Маркус 1968: 30]. Это утверждение А.В. Шлегеля в аспекте настоящего исследования особенно важно, поскольку проливает свет на причины синтеза музыки и художественной литературы.

Качественный скачок в трактовке специфики музыкального искусства представляет концепция Г. Гегеля.

Г. Гегель, в отличие от своих предшественников, первым указал на то,

что музыка располагает диалектическими средствами для выражения

глубокого содержания, он также отметил, что музыка художественно

выражает «как внутреннее значение, так и субъективное чувство с

глубочайшим содержанием» [Hegel 1955: 840]. Г. Гегель представил

развернутый анализ диалектики единства противоположностей в гармонии,

15

различал в музыке объективную и субъективную стороны, при этом, как и Шлегель, он сосредоточил свое внимание именно на гармонии, мало уделяя внимания мелодии. Между тем Ж.-Ж.Руссо утверждал, что именно мелодия делает музыку искусством, «подражая модуляциям голоса, выражает жалобы, крики страдания или радости, угрозы, стоны» [Руссо 1961: 256]. В гармонии же он видел «произвол», приводящий музыку к «вырождению»: «Если мы хоть тысячу лет будем высчитывать соотношения звуков и законы гармонии, неужто мы сумеем обратить музыку в искусство подражания природе?» [Руссо 1961: 256].

Вряд ли можно согласиться со столь безапелляционным суждением. Гармония является важнейшим средством музыкальной выразительности, она способна передавать тончайшие оттенки чувств, на что справедливо указывал Р. Шуман [Шуман 1956: 226, 267, 272, 274]. Вместе с тем, если следовать диалектике и учитывать действие противоположностей, то надо признать и необходимость противостояния консонирующему созвучию диссонанса, на что справедливо указывал писатель, живописец и музыкант А.К. Дис [Маркус 1968: 36]. Явление диссонанса находит отражение не только в музыке, но и в поэзии.

Существенно также то, что, анализируя симфонии Моцарта, Г. Гегель отметил, что в них «смена отдельных инструментов часто звучит наподобие драматического концертрирования, как своего рода диалог» [Hegel 1955: 895896]. Как будет показано во второй главе настоящего исследования, это свойство музыки В.В. Набоков использовал в своем романе «Защита Лужина».

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Афанасьев, Олег Игоревич, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин, Б.В. Гений тотального воспоминания. О прозе Набокова / Б.В. Аверин // Звезда. - 1999. - № 4. - С.39-46.

2. Адамович, Г. Жизнь и «жизнь» / Г. Адамович // Последние новости. -1935. - 4 апреля. / Цит. по: Набоков, В. Стихи / В. Набоков. - СПб.: Азбука, 2015. - С.313.

3. Адамович, Г. О литературе и эмиграции / Г. Адамович // Современные записки. - 1932. - Кн.50. - С.333. / Цит. по: Набоков, В. Стихи /

B. Набоков. - СПб.: Азбука, 2015. - С.313.

4. Адамович, Г. Одиночество и свобода / Г. Адамович. - Нью-Йорк, 1955. -

C.223. / Цит. по: Сконечная, О. Примечания / О. Сконечная // Набоков, В. Собр. соч. русского периода в 5-ти т. / В. Набоков. - СПб.: Симпозиум, 2004. - Т.1У. - С.604.

5. Адамович, Г. Современные записки. Кн. 69. Часть литературная / Г. Адамович // Последние новости. - 1939. - 17 августа. / Цит. по: Набоков, В. Стихи / В. Набоков. - СПб.: Азбука, 2015. - С.359.

6. Александров, В. Набоков и «серебряный век» русской культуры / В. Александров // Звезда. - СПб., 1996. - № 11. - С.215-230.

7. Альми, И.Л. Черты музыкальности в структуре пьесы «Вишневый сад» / И.Л. Альми // Статьи о поэзии и прозе. Кн. II. - Владимир: Изд-во Владимирского гос. пед. ун-та, 1999. - С.38-44.

8. Анастасьев, Н.А. Феномен Владимира Набокова / Н.А. Анастасьев // Иностранная литература. - 1987. - № 5. - С.210-223.

9. Антошина, Е.В. «Чужое слово» в прозе В.В. Набокова 20-40-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Антошина Елена Васильевна. - Томск, 2002. - 26 с.

10. Антошина, Е.В. Пространство и время смерти в поэтике абсурда (поэма А.И. Введенского «Кругом возможно бог» и роман В.В. Набокова «Приглашение на казнь» / Е.В. Антошина // Филологические науки. -2006. - № 3. - С.14-20.

11. Аркадьев, М. Трансцендентальная феноменология в музыке: А. Вебер и Э. Гуссерль. [электронный ресурс] / М. Аркадьев. - Режим доступа: www.gumer.info.

12. Асафьев, Б.В. Избранные труды. Т. 1-У / Б.В. Асафьев. - М.: Искусство, 1952-1957.

13. Асафьев, Б.В. Критические статьи, очерки, рецензии / Б.В. Асафьев. -М.: Искусство, 1967. - 380 с.

14. Астащенко, О.А. Принципы художественной организации текста И.А. Бунина (Поэзия и проза эмигрантского периода): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Астащенко Оксана Александровна. - М., 2003. - 26 с.

15. Барабтарло, Г. Очерки художественной техники и метафизики Набокова / Г. Барабтарло. - Нью-Йорк-Берн: Петер Ланг, 1993. - 342 с.

16. Барабтарло, Г. Призрак из первого акта / Г. Барабтарло // Звезда. - 1996. - № 11. - С.140-145.

17. Барабтарло, Г. Сверкающий обруч. О движущей силе у Набокова / Г. Барабтарло. - СПб.: Гиперион, 2003. - 324 с.

18. Барабтарло, Г. Сочинение Набокова / Г. Барабтарло. - Берн: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - 378 с.

19. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М.: Иностранная литература, 1989. - С.88.

20. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С.26, 48.

21. Бахтин, М.М. Слово в романе / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. - М.: Искусство, 1975. - С.86, 110-111.

22. Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. - Л.: Искусство, 1973. - С.55.

23. Берлиоз, Г. Избранные статьи / Г. Берлиоз. - М.: Иностранная литература, 1956. - С.59, 60, 64, 82-84.

24. Бицилли, П.М. В. Сирин / П.М. Бицилли // Русская речь. - 1994. - № 2. -С.41-44.

25. Бицилли, П.М. В. Сирин «Приглашение на казнь» / П.М. Бицилли // Набоков В.В. Pro et contra. - СПб.: РХГИ, 1997. - С.251-254.

26. Блок, А. О назначении поэта. [электронный ресурс] / А. Блок. - Режим доступа: http: //www.stihi.ru/2008/09/14/2308.

27. Бойд, Б. Владимир Набоков. Русские годы / Б. Бойд. - СПб.: Симпозиум, 2010. - 696 с.

28. Бойд, Б. Метафизика Набокова: Ретроспективы и перспективы / Б. Бойд // Набоковский вестник. - СПб.: Симпозиум, 2001. Вып.1У. - С.146-155.

29. Бугаева, Л.Д. «Творимая легенда» В. Набокова / Л.Д. Бугаева // Набоковский вестник. - СПб. - Симпозиум, 2001. Вып.6. - С.32-42.

30. Варшавский, В. Незамеченное поколение / В. Варшавский. - Нью-Йорк, 1956. - С.216-218. / Цит. по: Сконечная, О. Примечания / О. Сконечная // Набоков В. Собр. соч. русского периода в 5-ти т. / В. Набоков. - СПб.: Симпозиум, 2004. - T.IV. - С.605.

31. Васильев, В. Вечер В.В. Сирина / В. Васильев // Новое русское слово. -1940. - 15 октября. / Цит. по: Набоков, В. Собр. соч. русского периода в 5-ти т. / В. Набоков. - СПб.: Симпозиум, 2004. - T.I. - С.11.

32. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - М.: Наука, 1989. - С.272, 278.

33. Возрождение. - 11 июля. - 1935. / Цит. по: Сконечная, О. Примечания / О. Сконечная // Набоков, В. Собр. соч. русского периода в 5-ти т. / В. Набоков. - СПб.: Симпозиум, 2004. - T.IV. - С.603.

34. Воронин, С.В. Фоносемантика / С.В. Воронин // Основы фоносемантики. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 264 с.

35. Воронина, О.Ю. «Акмеистическая ясность» романа В. Набокова «Защита Лужина» / О.Ю. Воронина. - СПб.: Симпозиум, 2001. - С.156-166.

36. Вострикова, А.В. Взаимодействие искусств в творческом осмыслении В.В. Набокова: Русскоязычная проза крупных жанров: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Вострикова Анна Владимировна. - М., 2007. -214 с.

37. Гадамер, Г.Г. Актуальность прекрасного / Г.Г. Гадамер. Пер. с нем. А.Я. Яриной. - М.: Искусство, 1991. - 367 с.

38. Галинская, И.Л. Поэзия и проза В.В. Набокова / И.Л. Галинская // Культурология: Дайджест. - М., 2001. - № 2 (17). - С.56-59.

39. Гаспаров, Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX в. / Б.М. Гаспаров. - М.: Наука, 1994. - С.30-31.

40. Гаспаров, М.Л. Поэзия и проза - поэтика и риторика / М.Л. Гаспаров // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М.: Наука, 1994. - С.136-149.

41. Гегель об искусстве. [электронный ресурс]. - Режим доступа: rushist com/index.php/philosophical-articles/2642.

42. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по эстетике: в 2 т. / Г.В.Ф. Гегель. - СПб.: Златоуст, 1999. - Т.2. - С.303.

43. Гейнзе, В. Ардингелло и блаженные острова / В. Гейнзе. - М.-Л.: Academia, 1935. - 600 с.

44. Гиршман, М.М. Проза художественная / М.М. Гиршман // Введение в литературоведение. - М.: Высшая школа, 1999. - С.308, 310.

45. Глушак, Т.С., Мирский, А.А. Интертекст и интертекстуальность / Т.С. Глушак, А.А. Мирский // Дискурсивный континуум: текст -интертекст - гипертекст: Материалы Всероссийской научной конференции. - Самара, 2007. - С.38-45.

46. Гордеева, Т.Ю. Музыка в истории культуры / Т.Ю. Гордеева. -Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. - 384 с.

47. Гордеева, Т.Ю. Музыкальный звук как феномен культуры: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 24.00.01 / Гордеева Татьяна Юрьевна. - Казань:

Изд-во Казанского гос. ун-та культуры и искусств, 2003. - 26 с.

200

48. Горшков, А.И. Теория и история русского литературного языка /

A.И. Горшков. - М.: Высшая школа, 1984. - 319 с.

49. Гулевич, Е.В. Музыкальность как фактор психологизма прозы И.С. Тургенева / Е.В. Гулевич // Уч. зап. Гродненского ун-та им. Я. Купалы. - 2001. - С.168-171.

50. Гурболикова, О.А. Тайны Владимира Набокова. Процесс осмысления. Библиографические очерки / О.А. Гурболикова. - М.: ИНФРА, 1995. -386 с.

51. Давыдов, С. «Гносеологическая гнусность» Владимира Набокова: Метафизика и поэтика в романе «Приглашение на казнь» / С. Давыдов // Набоков В.В. Pro et contra. - СПб.: РХГИ, 1997. - С.479-490.

52. Дарк, О. Загадки Сирина: Ранний Набоков в критике «первой волны» русской эмиграции / О. Дарк // Вопросы литературы. - 1990. - № 3. -С.243-257.

53. Джагинов, М.Д. Набоков. Сын за отца / М.Д. Джагинов // Окна. - 1999. -22 апреля.

54. Долинин, А. Истинная жизнь писателя Сирина / А. Долинин // Набоков,

B. Собр. соч. русского периода в 5-ти т. / В. Набоков. - СПб.: Симпозиум, 2004. - T.IV. - С.9-43.

55. Долинин, А. Истинная жизнь писателя Сирина / А. Долинин // Набоков, В. Собр. соч. русского периода в 5-ти т. / В. Набоков. - СПб.: Симпозиум, 2004. - T.I. - С.9-25.

56. Долинин, А. Истинная жизнь писателя Сирина: от «Соглядатая» - к «Отчаянию» / А. Долинин // Набоков, В. Собр. соч. русского периода в 5-ти т. / В. Набоков. - СПб.: Симпозиум, 2001. - Т.Ш. - С.9-41.

57. Долинин, А., Сконечная, О. Отчаяние. Примечания / А. Долинин, О. Сконечная // Набоков, В. Собр. соч. русского периода в 5-ти т. / В. Набоков. - СПб.: Симпозиум, 2001. - T.IV. - С.755-778.

58. Душина, Л.Н. Русская поэзия и проза Х1Х-ХХ вв.: Ритмическая

организация текста / Л.Н. Душина. - Саратов, 2002. - 27 с.

201

59. Ерофеева, В.В. Русская проза Набокова / В.В. Ерофеева. - М.: Правда, 1990. - 340 с.

60. Женнетт, Ж. Поэтический язык, поэтика языка / Ж. Женнет // Фигуры: В 2-х т. - М.: Гардарики, 1998. - Т.1. - С.338-362.

61. Жирмунский, В.М. О ритмической прозе / В.М. Жирмунский // Русская литература. - 1966. - № 4. - С.102-115.

62. Жирмунский, В.М. Теория стиха / В.М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1975.

- 380 с.

63. Журавлев, А.П. Звук и смысл / А.П. Журавлев. - М.: Просвещение, 1991.

- 160 с.

64. Журавлев, А.П. Спектральные параметры букв и звуков. [электронный ресурс] / А.П. Журавлев. - Режим доступа: www.gnosis.Info//?q=node/7693.

65. Зайцева, Ю.Ю. Мотив зеркала в художественной системе В. Набокова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Зайцева Юлия Юрьевна. -Пермь, 2004. - 28 с.

66. Зверев, А. Набоков / А. Зверев. - М.: Молодая гвардия, 2004. - 464 с.

67. Злочевская, А.В. «Мистический реализм». [электронный ресурс] / А.В. Злочевская. - Режим доступа: tnu.podelise.ru/index-306416.html.

68. Злочевская, А.В. Россия - Набоков - Запад. [электронный ресурс] / А.В. Злочевская. - Режим доступа: digilib рЫ1 muni.cz.

69. Зотова, Е.И. Взаимодействие поэзии и прозы в творчестве Б.Л. Пастернака: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Зотова Екатерина Игоревна. - М., 1998. - 26 с.

70. Кант, И. Сочинения в 6-ти т. / И. Кант. - М.: Иностранная литература, 1966. - Т.У1. - С.389.

71. Карпович, И.Е. Сборник рассказов В.В. Набокова «Весна в Фиальте»: Поэтика целого и интертекстуальные связи: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Карпович Ирина Евгеньевна. - Барнаул, 2000. - 217 с.

72. Кедров, В. Защита Набокова / В. Кедров // Московский вестник. - 1990.

- № 2. - С.272-288.

73. Клименко, А.В. К вопросу о творческом методе Владимира Набокова /

A.В. Клименко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2008. - № 2. - С.55-57.

74. Кожинов, В.В. Художественная речь как форма искусства слова /

B.В. Кожинов // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие.

- М.: Наука, 1965. - С.298.

75. Конолли, Дж. Загадки рассказчика в «Приглашении на казнь» В. Набокова / Дж. Конолли // Русская литература ХХ века: Исследования американских ученых. - СПб.: Наука, 1993. - С.446-457.

76. Кристева, Ю. Бахтин: Слово, диалог и роман / Ю. Кристева // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 1993. - № 3. - С.5-6.

77. Кузнецов, П. Утопия одиночества: Владимир Набоков и метафизика / П. Кузнецов // Новый мир. - 1992. - № 10. - С.43-250.

78. Кузнецова, И.С. Иммануил Кант и музыка [электронный ресурс] / И.С. Кузнецова. - Режим доступа: Kant-online, content.

79. Курт, Э. Основы линеарного контрапункта / Э. Курт. Пер. Э. Эвальд / Под ред. Б.В. Асафьева. - М., 1931. - С.39.

80. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста / В.А. Кухаренко. - М.: Высшая школа, 1988. - С.106.

81. Кучина, Т.Г. Творчество В. Набокова в зарубежном литературоведении: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Кучина Татьяна Геннадьевна. - М., 1996. - 27 с.

82. Лаврин, Я. Лев Толстой, сам свидетельствующий о себе / Я. Лаврин. Пер. с нем. - Челябинск: Урал 7ТД, 1999. - С.154.

83. Лайнер, И. Узор Каиссы в романе «Защита Лужина» / И. Лайнер // Набоковский вестник. - СПб.: Симпозиум, 2000. - Вып.У! - С.112-121.

84. Левинг, Ю. Примечания к рассказу В.В. Набокова «Музыка» / Ю. Левинг // Набоков, В. Собр. соч. русского периода в 5-ти т. / В. Набоков. - СПб.: Симпозиум, 2001. - Т.Ш. - С.799-301.

85. Леденёв, А.В. Владимир Владимирович Набоков / А.В. Леденёв // История литературы русского зарубежья (1920-е-начало 1990-х гг.). -М.: Академический проект, 2011. - С.235-251.

86. Ливак, Л., Устинов, А. Литературный авангард русского Парижа. История. Хронология. Антология. Документы / Л. Ливак, А. Устинов. -М., 2014. - С.119.

87. Линецкий, В. За что же все-таки казнили Цинцинната Ц? / В. Линецкий // Октябрь. - 1993. - № 12. - С.175-179.

88. Линецкий, В. Набоков, или портрет автора в зеркале / В. Линецкий // Даугава. - 1993. - № 4. - С.141-147.

89. Липовецкий, М. «Беззвучный взрыв любви». Заметки о Набокове / М. Липовецкий // Урал. - 1992. - № 4. - С.155-176.

90. Ломоносов, М.В. Полн. собр. соч. в 7-ми т. / М.В. Ломоносов. - М.-Л.: изд-во АН СССР, 1952. - Т.7. - С.36.

91. Лосев, А.Ф. Музыка как предмет логики. [электронный ресурс] /

A.Ф. Лосев. 1926. - Режим доступа: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9B/losev-aleksej-fedorovich/forma—stilj— virazhenie/4

92. Лотман, Ю.М. «А та звезда над Пулковом.» / Ю.М. Лотман // Набоков

B.В. Pro et contra: Материалы и исследования о жизни и творчестве В.В. Набокова: Антология. - СПб.: РХГИ, 2001. - T.II. - С.40.

93. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха / Ю.М. Лотман. - М.: Наука, 1972. - 271 с.

94. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман // Об искусстве. - СПб.: Академия, 1998. - С. 14-285.

95. Лурье, В.В. Сирин. Горний путь / В.В. Лурье // Новая русская книга. -1923. - № 1. - С.23. / Цит. по: Маликова, М.Э. Ничья меж смыслом и

204

смычком / М.Э. Маликова // Набоков, В. Стихи / В. Набоков. - СПб.: Азбука, 2015. - С.303.

96. Люксембург, А.М. Амбивалентность как свойство набоковской игровой поэтики / А.М. Люксембург // Набоковский вестник. - СПб.: Симпозиум, 1998. Вып. I. - С.16-25.

97. Люксембург, А.М. Лабиринт как свойство набоковской игровой поэтики / А.М. Люксембург // Набоковский вестник. - СПб.: Симпозиум, 1999. Вып. IV. - С.19-31.

98. Маликова, М.Э. «Ничья меж смыслом и смычком» / М.Э. Маликова // Владимир Набоков. Стихотворения. - СПб.: Азбука, 2015. - С.296-331.

99. Маликова, М.Э. Комментарии к стихотворениям В.В. Набокова / М.Э. Маликова // Набоков, В.В. Стихи / В.В. Набоков. - СПб.: Азбука, 2015. - С.332-376.

100. Маликова, М.Э. Примечания / М.Э. Маликова // Набоков, В.В. Стихотворения / В.В. Набоков. - СПб.: Академический проспект, 2002. -С.304-324.

101. Марушкина, Т.Ю. Художественный образ музыки в произведениях современных англоязычных писателей (опыт интерпретации) [электронный ресурс] / Т.Ю. Марушкина. - Режим доступа: http://afliteonf.bsu.ru/?p=124.

102. Маркус, С. История музыкальной эстетики / С. Маркус. - М.: Музыка, 1968. - Т.П. - 688 с.

103. Махов, А. «Музыка» слова: из истории одной фикции / А. Махов // Вопросы литературы. - 2005. - № 5. - С.101-123.

104. Маяцкий, М. Гуссерль, феноменология и абстрактное искусство. [электронный ресурс] / М. Маяцкий. - Режим доступа: http://www.academia. Edu.11949030.

105. Медарич, М. Владимир Набоков и роман ХХ столетия / М. Медарич // Набоков В.В. Pro et contra. - СПб.: РХГИ, 1997. - С.452-461.

106. Мельников, Н.Г. Классик без ретуши: Литературный мир о творчестве Владимира Набокова / Н.Г. Мельников / под общ. ред. Н.Г. Мельникова. - М.: Гардарики, 2000. - С.60.

107. Михайлов, А.В. Роман и стиль / А.В. Михайлов // Михайлов, А.В. Языки культуры / А.В. Михайлов. - М.: Академия, 1997. - С.434-443.

108. Михайлова, Ю.Л. Творчество В. Набокова «русского» периода в англоязычном литературоведении конца 1990-х - 2000-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Михайлова Юлия Люсиевна. -Воронеж, 2009. - 21 с.

109. Моисеева, М.В. Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М.Ю. Лермонтова: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Моисеева Марина Васильевна. - Ульяновск, 1999. - 25 с.

110. Николина, Н.А. Филологический анализ текста / Н.А. Николина. - М.: Академия, 2003. - 256 с.

111. Ницше Ф. [электронный ресурс] / Ф. Ницше. - Режим доступа: www.nietzsche.ru.

112. Ницше, Ф. Антихрист. Казус Вагнера. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм / Ф. Ницше. Пер. с нем. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 318 с.

113. Ницше, Ф. Крылатые выражения. [электронный ресурс] / Ф. Ницше. -Режим доступа: http://www.otresa1.ru/great-ideas/section/1361,htm1.

114. Носик, Б. Мир и дар Владимира Набокова / Б. Носик. - М.: Пенаты, 1995. - 321 с.

115. Носина, В.Б. Символика музыки И.С. Баха / В.Б. Носина. - М.: Классика XXI, 2004. - С.156.

116. Орлицкий, Ю.Б. Динамика стиха и прозы в русской словесности / Ю.Б. Орлицкий. - М.: Академия, 2008. - С.11.

117. Орлицкий, Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории / Ю.Б. Орлицкий. - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1991. - С.3.

118. От структурализма к постструктурализму: Французская семиотика / Пер. с фр., составление и вступит. ст. Г.К. Косикова. - М.: Иностранная литература, 2000. - С.37.

119. Письмо В. Набокова Р. Гринбергу от 6 ноября 1953 года. / Цит. по: Набоков, В. Стихи / В. Набоков. - СПб.: Азбука, 2015. - С.324.

120. Письмо В.В. Набокова С.Ю. Прегель от 2 апреля 1943 г. Из архива С.Ю. Прегель / Публ. Ю. Гаухман // Евреи в культуре русского зарубежья. - Иерусалим. - 1995. - Т.1У. - С.281. / Цит. по: Набоков, В. Стихи / В. Набоков. - СПб.: Азбука, 2015. - С.325.

121. Погребная, Я.В. Эволюция религиозных идей и образов в творчестве Владимира Набокова / Я.В. Погребная // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 9 (51): в 2-х ч. - Ч. II. - С. 167-171.

122. Поплавская, И.А. Типы взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе первой трети XIX века / И.А. Поплавская. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2010. - 378 с.

123. Попова, Е.В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества: дис. ... докт. филол. наук: 10.01.08 / Попова Елена Васильевна. - М., 2004. - 326 с.

124. Русские записки. - 1939. - № 13. - С.199. / Цит. по: Сконечная, О. Приглашение на казнь. Примечания // Набоков, В. Собр. соч. русского периода в 5-ти т. / В. Набоков. - СПб.: Симпозиум, 2004. - Т.1У. - С.603.

125. Руссо, Ж.-Ж. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыкальном подражании / Ж.-Ж. Руссо // Руссо, Ж.-Ж. Избранные сочинения / Ж.-Ж. Руссо. - М.: Иностранная литература, 1961. - С.256.

126. Силантьев, И.В. Поэтика мотива / И.В. Силантьев. - М.: ИНФРА, 2004. -С.17, 79.

127. Сирин, В. «Беатриче» В.Л. Пиотровского / В. Сирин // Россия и славянство. - 1930. - 11 октября. / Цит. по: Набоков, В. Собр. соч.

русского периода в 5-ти т. / В. Набоков. - СПб.: Симпозиум, 2001. -Т. III. - С.684.

128. Сирин, В. Владислав Ходасевич. Собрание стихов / В. Сирин // Руль. -1927. - 14 декабря. / Цит. по: Набоков, В. Собр. соч. русского периода в 5-ти т. / В. Набоков. - СПб.: Симпозиум, 2004. - Т.П. - С.650.

129. Сирин, В. Дмитрий Кобяков. «Горечь». «Керамика». Евгений Шах. «Семя на камне» / В. Сирин // Руль. - 1927. - 11 мая. / Цит. по: Набоков, В. Собр. соч. русского периода в 5-ти т. / В. Набоков. - СПб.: Симпозиум, 2004. - T.II. - С.639.

130. Сирин, В. Иван Бунин. Избранные стихи / В. Сирин // Руль. - 1929. - 22 мая // Набоков, В. Собр. соч. русского периода в 5-ти т. / Набоков В. -СПб.: Симпозиум, 2004. - Т.П. - С.674.

131. Сирин, В. Литературный смотр. Свободный сборник. - Париж, 1939 / В. Сирин // Современные записки. - 1940. - Кн.80 // Набоков, В. Собр. соч. русского периода в 5-ти т. / В. Набоков. - СПб.: Симпозиум, 2004. -T.V. - С.593.

132. Сконечная, О. Защита Лужина. Примечания / О. Сконечная // Набоков, В. Собр. соч. русского периода в 5-ти т. / В. Набоков. - СПб.: Симпозиум, 2004. - T.IV. - С.705-717.

133. Сконечная, О. Приглашение на казнь. Примечания / О. Сконечная // Набоков, В. Собр. соч. русского периода в 5-ти т. / В. Набоков. - СПб.: Симпозиум, 2004. - T.IV. - С.603-634.

134. Сконечная, О. Русский параноидальный роман. Федор Сологуб, Андрей Белый, Владимир Набоков / О. Сконечная. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 256 с.

135. Смирнов, И.П. Смысл как таковой / И.П. Смирнов. - СПб.: Наука, 2001. - С.266.

136. Смирнов, Н.В. Философия и музыка: Бетховен и Гегель. [электронный ресурс] / Н.В. Смирнов. - Режим доступа: http://www.

Gov.ua./portal/socgum/intelekt/2007-5 pdf.

208

137. Смирнова, Т. Роман В. Набокова «Приглашение на казнь» / Т. Смирнова.

- М.: Инфра, 1996. - 358 с.

138. Струве, Г.П. Русская литература в изгнании: опыт исторического обзора зарубежной литературы / Г.П. Струве. - Нью-Йорк: Изд-во им. А.П. Чехова, 1956. - С.120, 130.

139. Струве, Г. Журналы русского зарубежья: «Новая русская книга» / Г. Струве // Русская литература. - 1990. - № 1. - С.108-131.

140. Струве, Г. Русская литература в изгнании / Г. Струве. - М.: Академия, 1996. - 365 с.

141. Сухих, С.И. Методология литературоведения: комплексный и системный методы анализа литературы / С.И. Сухих // Вестник Национального Нижегородского государственного ун-та им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 6. - С.298-303.

142. Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика / Н.Д. Тамарченко. - М.: Высшая школа, 2006. - С.185.

143. Тамарченко, Н.Д. Теория литературных жанров / Н.Д. Тамарченко. - М.: Академия, 2011. - 286 с.

144. Тема любви в рассказе В. Набокова «Музыка». [электронный ресурс]. -Режим доступа: http.www.litra.ru.

145. Теория литературы: в 2-т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Высшая школа, 2004. - Т.1. - 513 с.

146. Томашевский, Б.В. Поэтика: краткий курс / Б.В. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 334 с.

147. Томашевский, Б.В. Стих и язык / Б.В. Томашевский. - М.-Л.: Наука, 1959. - С.10.

148. Тошан, И. Зримая музыка в литературе / И. Тошан. - М.: АПК и ППРО, 2010. - 88 с.

149. Тынянов, Ю.Н. Литературный факт / Ю.Н. Тынянов // Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. - М.: Наука, 1977.

- С.261.

150. Тынянов, Ю.Н. Проблема стихотворного языка / Ю.Н. Тынянов // Тынянов, Ю.Н. Литературный факт / Ю.Н. Тынянов. - М.: Наука, 1993. -С.74.

151. Тюпа, В.И. Аналитика художественного (Введение в литературоведческий анализ) / В.И. Тюпа. - М.: Лабиринт, РГГУ, 2001. -192 с.

152. Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский // Успенский, Б.А. Семиотика искусства. - М.: Академия, 1995. - С.9-218.

153. Ухова, Е.Ю. Проблема художественной реальности в теоретико-литературном наследии В. Набокова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08 / Ухова Елена Юрьевна. - М., 2004. - 160 с.

154. Филимонов, А.О. Ангелы в поэзии В. Набокова / А.О. Филимонов // Набоковский вестник. - СПб: Симпозиум, 2001. - Вып. VI. - С.204-208.

155. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 1999. - С.267.

156. Ходасевич, В. Жалость и «жалость» / В. Ходасевич // Возрождение. -1935. - 11 апреля. / Цит. по: Маликова, М.Э. «Ничья меж смыслом и смычком» // Владимир Набоков. Стихотворения. - СПб.: Азбука, 2015. -С.302.

157. Чайковский, П.И. [электронный ресурс] / П.И. Чайковский. - Режим доступа: http://www.tschaikov.ru/ 1878-097.html.

158. Чернец, Л.В. Введение в литературоведение: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др. / Под ред. Л.В. Чернец. 5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 720 с.

159. Шапир, М.И. «Versus vs «prosa»: пространство-время поэтического текста / М.И. Шапир // Philologia. - 1995 - № 3-4. - С.19.

160. Шаховская, З.А. В поисках Набокова. Отражения / З.А. Шаховская. - М.: Книга, 1991. - 319 с.

161. Швагрукова, Е.В. Эффект «обманутого ожидания» в «детских рассказах» В.В. Набокова / Е.В. Швагрукова // Молодой ученый. - Т. I. -2010. - № 12 (23). - С. 207-210.

162. Шиньев, Е.П. Интермедиальность как механизм межкультурной диффузии в литературе (на примере романов В.В. Набокова «Король, дама, валет» и «Камера обскура») / Е.П. Шиньев // Вопросы культурологии. - 2010. - № 5. - С.82-86.

163. Шиньев, Е.П. Межкультурная диффузия как фактор творчества (на материале произведений В.В. Набокова) / Е.П. Шиньев // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и Дальнем Востоке. - 2010. - № 4. -С.121-126.

164. Шиньев, Е.П. Проблема литературной игры в романах «Защита Лужина» и «Король, дама, валет» В. Набокова / Е.П. Шиньев // Мир культуры и феномены: межвузовский сборник научных статей. - Пенза: Изд-во Пензенского ун-та, 2007. - Вып.У! - С.67-73.

165. Шиньев, Е.П. Феномен межкультурной диффузии в романе

B.В. Набокова «Приглашение на казнь» / Е.П. Шиньев // Известия Пензенского гос. пед. ун-та им. В.Г. Белинского. - 2005. - Вып.13. -

C.75-77.

166. Шмид, В. Проза как поэзия / В. Шмид. - СПб.: Наука, 1998. - 362 с.

167. Шмид, В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина» / В. Шмид. - СПб.: Наука, 1996. - 290 с.

168. Шопенгауэр, А. Полн. собр. соч. / А. Шопенгауэр. - М.: Терра, 1999. -Т.1. - С.136-137, 113, 152, 200-273; 2001. - Т.Ш. - С.77.

169. Шуман, Р. Избранные статьи о музыке / Ф. Шуман. - М.: Музыка, 1956. - С.226, 267, 272, 274.

170. Эйхенбаум, Б.М. Мелодика русского лирического стиха / Б.М. Эйхенбаум // Эйхенбаум, Б.М. О поэзии / Б.М. Эйхенбаум. - М.: Наука, 1969. - 480 с.

171. Эйхенбаум, Б.М. Поэзия и проза / Б.М. Эйхенбаум // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1971. - Вып.У. - С.477-478.

172. Эйхендорф, И. [электронный ресурс] / И. Эйхендорф. - Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/EJHENDORF/taugenichts_rus.txt.

173. Якобсон, Р.О. Заметки о прозе поэта Пастернака / Р.О. Якобсон // Якобсон, Р.О. Работы по поэтике / Р.О. Якобсон. - М.: Наука, 1987. -443 с.

174. Barabtarlo, G. «Aeriel View»: Essays ou Nabokovs Art and Metaphysics /

G. Barabtarlo. - N.Y., 1983. - P.192-193. / Цит. по: Набоков, В. Собр. соч. русского периода в 5-ти т. / В. Набоков. - СПб.: Симпозиум, 2004. -T.IV. - С.623.

175. Hegel, G. Ästhetik / G. Hegel. - Berlin, 1955. - S.840, 895-896.

176. Herder, J.G. Kalligone / J.G. Herder. - Weimar, 1955. - Teil.2. - S.150, 158.

Лексикографические источники

177. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. - СПб.: Паритет, 2007. - 320 с.

178. Ильин, И.П. Постмодернизм: словарь терминов / И.П. Ильин. - М.: Гардарики, 2001. - 360 с.

179. Магомедова, Д.М. Литературоведческие термины / Д.М. Магомедова. -Коломна: КПИ, 1999. - С.48-50.

180. Молчанов, В. Феноменология / В. Молчанов // Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. - 260 с.

181. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. - М.: Мир и Образование, 2013. - 736 с.

182. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / Под ред.

H.Д. Тамарченко. - М.: Изд-во Кулагиной, 2008. - 358 с.

183. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1988. - 608 с.

Источники материала

184. Анненский, И. Стихотворения и трагедии / И. Анненский. - Л.:

Советский писатель, 1990. - С.61.

212

185. Апухтин, А. [электронный ресурс] / А. Апухтин. - Режим доступа: http://rupoem.ru/apuxtin/k-otezdu-muzykantadruga.aspx.

186. Бальмонт, К. Поэзия как волшебство / К. Бальмонт // Бальмонт, К. Стозвучные песни: Сочинения (избранные стихи и проза) / К. Бальмонт. - Ярославль: Верхневолжское изд-во, 1990. - С. 1-12.

187. Блок, А. В углу дивана. [электронный ресурс] / А. Блок. - Режим доступа: http://rupoem.ru/blok/no-v-kamine.aspx.

188. Блок, А. Друзьям. [электронный ресурс] / А. Блок. - Режим доступа: http: //rupoem.ru/blok/all .aspx.

189. Блок, А. Собр. соч. в 8-ми т. / А. Блок. - М.-Л.: ГИХЛ, 1962. - Т.6. - С.5-20.

190. Брюсов, В. [электронный ресурс] / В. Брюсов. - Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/833/muzykalnost-poezii-i-prozy.

191. Винокуров, Е. «Музыка». [электронный ресурс] / Е. Винокуров. - Режим доступа: http://www.stihi.ru/2011/05/22/3546.

192. Вознесенский, А.А. Стихотворения / А.А. Вознесенский. - М.: Эксмо, 2007. - 480 с. (Всемирная библиотека поэзии).

193. Горький, М. Детство / М. Горький. - М.: Эксмо, 2009. - 135 с.

194. Есенин, С. Русь советская. [электронный ресурс] / С. Есенин. - Режим доступа: http://az.lib.ru/e/esenin_s_a/text_0240.shtml.

195. Куприн, А.И. Гранатовый браслет / А.И. Куприн // А.И. Куприн. Повести и рассказы. - М.: Дрофа, 2003. - Т.1. - 416 с.

196. Лермонтов, М. Герой нашего времени / М. Лермонтов. - М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2011. - 224 с.

197. Лермонтов, М.Ю. [электронный ресурс] / М.Ю. Лермонтов. - Режим доступа: http: //rupoem.ru/lermontov/lyublyu-otchiznu-ya.aspx.

198. Лермонтов, М.Ю. Парус / М.Ю. Лермонтов // М.Ю. Лермонтов. Сочинения. Т.1. / М.Ю. Лермонтов. - М.: Правда, 1988. - 720 с.

199. Лермонтов, М.Ю. Сказка для детей / М.Ю. Лермонтов // М.Ю. Лермонтов. Сочинения. Т.1. / М.Ю. Лермонтов. - М.: Правда, 1988. - 720 с.

200. Мандельштам, О. Сочинения в 2-х т. / О. Мандельштам. - М.: Художественная литература, 1990. - Т.1. - С.48.

201. Набоков, В. Защита Лужина / В. Набоков. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 286 с.

202. Набоков, В. Лекции по зарубежной литературе / В. Набоков. - СПб.: Азбука - Классика, 2010. - 510 с.

203. Набоков, В. Собр. соч. русского периода в 5-ти т. / В. Набоков. - СПб.: Симпозиум. - Т.1. - 2004. - 832 с.; Т.П. - 2004. - 784 с.; Т.Ш. - 2001. -848 с.; Т.1У. - 2004. - 782 с.; Т.У. - 2004. - 820 с.

204. Набоков, В. Стихи и комментарии. Заметки «для авторского вечера 7 мая 1949 года» / В. Набоков // Наше наследие. - 2000. - № 55. - С. 86. / Цит. по: Набоков, В.В. Стихи / В.В. Набоков. - СПб.: Азбука, 2015. - С. 325.

205. Набоков, В.В. Стихи / В.В. Набоков. - СПб.: Азбука, 2015. - 384 с.

206. Некрасов, Н. Замолкни, Муза мести и печали!.. [электронный ресурс] / Н. Некрасов. - Режим доступа: http://rupoem.ru/nekrasov/zamo1kni-muza-mesti.aspx.

207. Новалис. Фрагменты / Новалис. - СПб.: Владимир Даль, 2014. - 319 с.

208. Пастернак, Б. Импровизация. [электронный ресурс] / Б. Пастернак. -Режим доступа: http://pasternak.ouc.ru/improvizaciya.html.

209. Рембо, А. Гласные. [электронный ресурс] / А. Рембо. - Режим доступа: http://www.stihi-XIX-XX-vekov.ru/rembo 10Ыш1.

210. Санд, Ж. Консуэло / Ж. Санд. - М.: Иностранная литература, 1957. - Т.1. - С.395-396.

211. Сельвинский, И. Избранные произведения / И. Сельвинский. - Л.: Советский писатель, 1972. - 364 с.

212. Стефан Мелларме. [электронный ресурс] / Мелларме, Стефан. - Режим доступа: istlit ru/txt/litzap 20/06.htm.

213. Толстой, Л.Н. Повести и рассказы / Л.Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1982. - 510 с.

214. Толстой, Л.Н. После бала / Л.Н. Толстой // Л.Н. Толстой. Собр. соч. в 22-х т. / Л.Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1983. - Т.14. -С.7-15.

215. Трефолев, Л.Н. Собрание стихотворений (1864-1893) / Л.Н. Трефолев. -М.-Л.: ОГИЗ-ГИХЛ, 1931. - С.34.

216. Тургенев, И. Ася / И. Тургенев // И. Тургенев. Первая любовь. Повести / И. Тургенев. - М.: Эксмо, 2005. - С.200.

217. Фет, А. Лирика / А. Фет. - М.: Эксмо, 2009. - 384 с.

218. Хлебников, В. [электронный ресурс] / В. Хлебников. - Режим доступа: http://rupoem.ru/xlebnikov/o-rassmejtes-smexachi.aspx;

http: //rupoem.ru/xlebnikov/kogda-umirayut-koni .aspx.

219. Ходасевич, В.Ф. Собр. соч. в 4-х т. / В.Ф. Ходасевич. - М.: Академия, 1996. - 592 с.

220. Чернышевский, Н. Что делать / Н. Чернышевский. - М.: Художественная литература, 1985. - 400 с.

221. Чехов, А.П. Рассказы. В 2-х т. / А.П. Чехов. Т.П. - М.: Экран, 1994. - 608 с.

222. Чуковский, К. Сказки / К. Чуковский. - М.: Детская литература, 1984. -168 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.