Музыкальные мотивы в творчестве И. А. Бунина: Функционально-поэтический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Трубицина, Наталья Алексеевна

  • Трубицина, Наталья Алексеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2000, Елец
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 178
Трубицина, Наталья Алексеевна. Музыкальные мотивы в творчестве И. А. Бунина: Функционально-поэтический аспект: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Елец. 2000. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Трубицина, Наталья Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Мотивы "мубыки природы" в творчестве И.А.Бунина.

ГЛАВА 2. Мотивы музыкального фольклора и культурно-бытовой музыкальной стихии усадьбы и города в творчестве

Tjf л TJ' "TTTT-^ '-iC п, и. гзуш'ШЗ. . ОС

§1. Русская музыка в творчестве писателя

§2. Мотив пения в творчестве И.А.Бунина

§3. Мотивы инонационального музыкального фольклора в творчестве И.А.Бунина.

ГЛАВА 3. Мотивы духовной музыки в творчестве И.А.Бунина.

§1. Концепция духовной музыки в художественной системе писателя

§2. Мотив колокольного звона в творчестве И.А.Бунина.

ГЛАВА 4. Мотивы классической музыки в творчестве

И.А.Бунина

§1. Творчество Бунина в контексте "музыкальных" связей писателя

§2. Мотив музыки в творчестве И.А.Бунина.

Г". А 7 г ТТТЛТТ^Т JTlf Г онгишчигжЬ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальные мотивы в творчестве И. А. Бунина: Функционально-поэтический аспект»

В современном литературоведении заметно актуализировалось изучение взаимосвязей искусства и литературы как единого феномена внутри культуры. Проблема художественных взаимодействий получила широкое распространение в русле коплексного подхода к изучению литературного творчества. Под художественными взаимод ействиями мы понимаем разнообразные по залогу, классу, уровню, роду, характеру, типу и виду влияния одного или группы художественных явлений на другое явление или целую группу, а также взаимосвязи и отношения между элементами внутри искусства как развивающейся системы.

Писатели, творящие на рубеже XIХ-XX веков, уделяли особое внимание проблемам художественного мастерства, языка и стиля. Достижения другж видов искусств стали для многих из них необходимой питательной средой, поддержкой, аргументом в отстаивании нового видения мира. В значителной степени зто касается модернистских течений, в большом количестве появившихся на литературной сцене в порубежную эпоху.

У писателей-символистов возникает повышенный интерес к проблеме музыки. Как отмечает Д.М.Магомедова, "интерес к музыке возрождается в переломные моменты европейской истории, когда под воздействием социальных перемен рушатся казавшиеся вечными старые рационалистические системы знания и начинается критика "старой мудрости" с позиции иррационализма" (126, 9). В период крушения идеалов народничества культ музыки в среде символистов достигает 1

- своего апогея. А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов в обоих литературно-критических работах стремятся осмыслить и сформулировать основные положения собственного видения этой проблемы в художественно-философском ракурсе. Музыка понималась ими как первичная духовная субстанция, как первооснова бытия. Посредством мистериалного преображения жизни ("теургии") символисты стремились приобщиться к мировому единству, достичь универсального познания сущности окружающего мира. Теоретической основой данной концепции стали работы Шопенгауэра, Вагнера, Ницше.

Рубеж веков был ознаменован творческим поиском не только в среде писателей литературного авангарда. Новые формы в искусстве слова активно осваивались и художниками реалистического направления. Одним из наиболее новаторских и необычных стал творческий опыт Ивана Алексеевича Бунина. Ю.В.Мальцев заметит: "В своем интуитивном творчестве Бунин, презиравший всякие головные теории искусства, сумел лучше воплотить то, о чем символисты мечтали, но что сделать им по-настоящему мешала именно излишняя интеллектуальная преднамеренность" (130, 137). В значительной степени это касается и взаимодействия с музыкальным искусством. В своей творческой практике И.А.Бунин показывает феноменальность музыки - искусства, тогда как символисты прибегали не только к метафоризации, но и мифологизации музыки. Но как заметит Д.М.Магомедова, "и у А.Белого, и у Вяч. Иванова зачастую смешивались реальный и мифологический планы, что приводило к натяжкам в оценке музыки искусства и утопичности в разрешении проблемы искусства и жизни" (125, 12).

Взаимодействия творчества Бунина с музыкальным искусством

- 5 тлеют прочную реалистическую основу. Отвергая символистскую концепцию жизни и искусства, писатель, тем не менее, не мог не проникнуться духом Бремени, атмосферой эпохи, стремившейся к синтезу в искусстве. Речь идет не о синтезе искусств в бунинских произведениях, а о явлении. синестезии - "комплексном чувствовании" и об ассоциативном освоении искусством слова искусства музыки. Как отмечает А.Г.Костюк во вступительной статье к сборнику материалов "Литература и музыка", "когда писатель слушает музыку и размышляет о ней, он создает более или менее отчетливую философию или эстетику музыки, чтобы на этой основе создать или обогатить свою эстетику слова. Так музыка начинает жить ноеой жизнью в другой области творчества, и это превращение по существу своему есть форма сотрудничества, глубокого, органического, творческого слияния двух искусств" (100, 5).

При рассмотрении проблемы "Музыка и литературный процесс" возможны четыре научных подхода: музыковедческий, искусствоведческий, лингвостилистический и литературоведческий. Каждый из этих подходов может иметь место при изучении творческого наследия И.А.Бунина.

Для музыковедческого направления исследования данной проблемы характерно следующее изучение вопроса: что искали и что находили е творчестве того или иного писателя русские композиторы. В этой области достаточно известны статьи академика Б.В.Асафьева "Пушкин в русской музыке", "Гоголь и музыка", "Тургенев и музыка", "Кольцов и Никитин в музыке", а также работы З.Г.Палюх "Лев Толстой и музыка", Т.А.Хопровой "Блок и музыка", Т.И.Болеславской "Поэзия Александра Блока в советской музыке" и другие.

Творчество И.А.Бунина не прошло незамеченным русскими композиторами. Такие композиторы как В.Калинников, В.Ребиков, С.Василенко, ю.Шапорин обращались к поэтическим произведениям Бунина, создавая на его стихи романсы и баллады. Выдающейся советский композитор Р.М.Глиэр написал на стихотворения Бунина несколько романсов: "Как светла, как нарядна весна", "Снова сон пленительный и сладкий", "Звезды ночью весенней нежнее", "Смерть" и другие.

В 1901 году композитор А.Т.Гречанинов создает музыкальную картину "На распутье" для баса с симфоническим оркестром на стихи Бунина. Иван Алексеевич написал балладу "На распутье"(1900) под впечатлением картины В.М.Васнецова "Витязь на распутье". Подробное описание звучания произведения Гречанинова дает В.Ф.Дубовикова в статье "Музыка в жизни и творчестве Бунина": "Первые'же звуки вступления - суровое Andante - вводят в строгий, эпический характер баллады. Нарастает тревожное настроение, звучат мощные и грозные хроматизмы, как вой и свист ветра:

- А того, кто влево путь направит, Встретит смерть в незнаемых полях.

Но вот возникает широкая тема;

- Отзовися, ворон чернокрылый! Укажи мне путь в краю глухом.

Но мольба остается без ответа. Музыка делается мрачной, она зеучит сурово, мощно:

И один я в поле, и отважно Жизнь зовет, а смерть в глаза глядит.

Тревожные tremolo, fortissimo всего оркестра (tutti) - и двумя резкими аккордами баллада заканчивается, как бы т — обрываясь,. " (69, 141).

ПерЕШ исполнителем баллады Гречанинова "На распутье" был Ф.И.Шаляпин. В одном из писем Бунину Н.Телешов описывает концерт о участием Шаляпина: " Вдруг Шаляпин как хезтит: "На распутье в диком древнем поле черный ворон на кресте сидит", - черт бы всех подрал! Голосище какой! А публика все слушала, а я все думал: "Ну, Иван Алексеевич, здорово!" Право, хорошо! Очень хорошо и интересно. В оркестре - Содом и Гоморра., а Шаляпин голосит: "Жутко мне! Вдали стоят могилы." Черт тебя побери, Иван Алексеевич!" (80, 535-536).

Художественное творчество И.А.Бунина питало музыкальную фантазию знаменитого русского композитора C.B.Рахманинова, большого друга писателя. В одной из . своих статей А.К.Бабореко писал: "По словам дочери Рахманинова, Татьяны СергееЕны Конюс, Сергей Васильевич всегда "ценил Ивана Алексеевича как поэта", его привлекала внутренняя музыкальность бунинских стихов; любил его рассказы, говорил, что Бунин "все по особенному слышит." <.> "Не было больше удовольствия для отца, как; если подарить ему хорошую книгу. А Ивана Алексеевича он читал часто." (33, £51). На бунинские стихи Рахманиновым были написаны широко известные романсы "Я опять одинок" и "Ночь печальна". Эти произведения включают е свои концерты не только знаменитые русские вокалисты, но и зарубежные. Первым исполнителем романса Рахманинова на стихи Бунина "Ночь печальна" был выдающийся русский тенор Л.В.Собинов.

В романсах Рахманинова на стихи Бунина слияние музыки и текста достигает полного совершенства. Академик Б.В.Асафьев в работе "Русская музыка начала XX века" напишет: "Романсы гахманинова < были отражением атмосферы новой, тончайшей (но

- 8 не уточненной модернистски) душевности и касанием музыки русской природы - качество, какое слышалось и в чеховской мудрой "Свирели", и в ряде лирических моментов у Бунина (Рахманинов не случайно нашел выразительнейшие глубоко бунинские интонации в романсе "Ночь печальна")." (26, 64).

Таким образом возможно рассмотрение теш "Бунин е русской музыке". Это может стать объектом исследования для специалистов-музыковедов.

Используя искусствоведческий подход, возможно рассматривать проблему взаимосвязей литературы и музыки с точки зрения межвидовых ассоциаций. Такое исследование должно быть направлено на анализ особы:-; способов структуирования содержания тех литературных и музыкальных произведений, в которых авторами либо открыто "запрограммированы" межвидовые и внутривидовые взаимодействия, либо они присутствуют в скрытом виде на ассоциативном уровне и могут быть выявлены в процессе анализа. В данном случае произведение одного вида искусства изучается с помощью привлечения понятийного аппарата другого с целью раскрытия заложенных в произведении ассоциативных межвидовых связей. Этот метод отражен в научных трудах В. М. Танеева, А.И.Мазаева, Е.А.Широковой.

В книге Ю.В.Мальцева "Бунин" встречаем характерную в отношении данного подхода запись: "Бунинская проза отличается очень сложной ритмической- динамичностью. Модуляции ритма ( от застойной неподвижности до бешенного лихорадочного движения) точно соответствуют смене атмосферы и характеру события. Такое музыкальное богатство бунинской прозы даже побудило некоторых критиков разбирать его произведения в музыкальных терминах, как музыкальные композиции" (130, 140). В качестве примера Мальцев приводит работы С.Яблоновского "Симфония "Цикады"(1926) и А.Левинсона "Великорусская рапсодия ("Косцы" Бунина)"(1923). Характерный фрагмент встречается и у более позднего исследователя творчества Бунина А.А.Волкова: "Жизнь Арсеньева" развертывается как симфония, в которой точно там, где нужно, вводятся новые музыкальные фразы, новые созвучия, углубляя и обогащая основную тему" (57, 380).

На наш взгляд, такой подход в исследовании бунинских произведений является весьма сомнительным. Анализ творчества Бунина при помощи методов музыкально-теоретической науки не может быть продуктивным, так как вряд ли писатель имел сознательную установку на использование музыкальной формы, хотя и следует отметить, что в целом творчество Букина имеет определенную музыкальную ауру. Этот факт отмечает и Ю.В.Мальцев: "В отличие от "Симфоний" Андрея Белого, где приемы музыки перенесены в прозу чисто механически, без учета того, что литературное произведение находится в ином отношении ко времени, нежели музыкальное, что у него иная структура протяженности и иная логика, Бунин создал, подлинно симфоническую прозу, где музыкальность периода, фразы, отдельного слова и даже слога - органичная составная часть литературного целого." (130, 140). Здесь Ю.В.Мальцев говорит о такой особенности прозы Бунина как музыкальность, используя лингвостидистичёский подход к проблеме.

Лингвостилисгический подход к проблеме связан с изучением звукового строя произведения и особенностей его стилевой интонации и ритма. Высказывания о музыкальности прозы Бунина в этом ракурсе встречаются в работах большинства исследователей творчества писателя. Так или иначе об этом говорят в своих работах А.К.Бабореко, А.Т.Твардовский, Л.А.Смирнова, Ю.В.Мальцев, Г.М.Благасова и другие.

O.A. Астащенко в статье "Роль музыкального начала в поэзии и прозе И.А.Бунина" рассматривает проблему именно с этой, лингвостшистической точки зрения. Автор статьи отмечает, что музыкальность прозы Бунина создается с помощью целого ряда стилистических приемов: ее ритмической организацией, синтаксическим и психологическим параллелизмом, различными повторами (особенно анафорами), неожиданными словосочетаниями, системой тропов, аллитерациями и ассонансами. При этом, по мнению исследователя, "ритмико-мелодическая организация бунинских текстов обогащается проникновенным лиризмом, музыкальностью, сочетающейся с исключительным строгостью и простотой" (29, 75).

Изучение проблемы "Литература и музыка" литературоведения возможно как анализ художественного функционирования музыкальных образов и мотивов в творчестве того или иного писателя. В рамках данного подхода можно рассматривать работы Е.Г.Реизова "Музыка в эстетике и творчестве Стендаля", А.Г.Березиной "Философия музыки в творчестве Г.Гессе", Л.В.Славгородской "Стилевое оформление темы музыки в романе Гофмана "Житейские воззрения кота Мурра", Д.М.Магомедовой "Концепция музыки в мировоззрении и творчестве Блока" и некоторые другие. Следует отметить, что в данных работах исследователи помимо образа музыки в творчестве писателей изучают также биографический и культурный контексты, в которых формировалась система взглядов художников слова на музыкальное искусство. внутренней лаконизмом, в рамках

Некоторые исследователи бунинского творчества так или иначе затрагивают в своих работа:-: тему "Бунин и музыка" с литературоведческой точки зрения. Так, в частности., В.Ф.ДубоЕикова в статье "Музыка в жизни и творчестве Бунина" частично прослеживает зарождение бунинской концепции "музыкального", обращая внимание на время детства и юности писателя, "украинский" период его жизни. Она также обращает внимание на особенности использования Буниным музыкального материала в рассказах "Танька", "Учитель", "Сны Чанга", "Лирник Родион". Ею прослеживается и линия музыкального озвучивания творчества И.А.Бунина рядом композиторов.

Т.М.Бонами в статье "К поэтике рассказов И.А.Бунина. (Функционирование звукоЕых и музыкальных образов)" совмещает лингвостилйстический и литературоведческий аспекты проблемы. Не оспаривая мысли о том, что Бунина по праву считают одним из лучших колористов в русской литературе, автор, тем не менее, утверждает, что в художественном сознании писателя первостепенным является звуковой строй произведения. Т.М.Бонами напоминает высказывания самого писателя о том, что именно звук был для него толчком к творчеству и оформлению замысла: "Звук воспринимался ка^: творческий зов, эмоциональный импульс, доминанта живого мира. Звук определял тональность повествования, его светлую, грустную или трагическую мелодию" (45, 88).

В наибольшей степени разработанной является музыкально-фольклорная сторона проблемы "Бунин и музыка". Изобилие народно-песенных элементов в ткани художественных произведений Бунина не могло остаться незамеченным. В этой связи следует отметить работы C.B.Красновой, Э.В.Померанцевой,

Г. А. Атанова, а также диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук "Эволюция народнопоэтических традиций в творчестве И.А.Бунина конца XIX - начала XX века" Н.А.Чистяковой. Как отмечает исследователи, фольклорный текст в произведениях Бунина "ирает роль звуковой детали, дополняющей пейзаж, создающей настроение, раскрывающей бытовую обстановку" (170, 144).

Однако следует заметить, что не все аспекты функционирования в творчестве Бунина музыкального фольклора нашли отражение у вышеперечисленных авторов, тем более функционирование музыкального материала в целом. Взяв ео внимание семантическую повторяемость и функциональную общность музыкальных деталей в творчестве Бунина, мы посчитали возможным рассмотреть вопрос об их конструктивной роли в произведениях на уровне художественного мотива.

Заимствованный из музыковедения, термин "мотив" широко используется в науке о литературе и обладает большим количеством значений. Как отмечает В.Е.Хализев, "исходное, ведущее, главное значение данного литературоведческого термина поддается определению с трудом. Мотив - это компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью)" (215, 266).

Литературный э нциклопе дичее кий словарь толкует термин "мотив" как устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста. В данной словарной статье отмечается, что "мотив более прямо, чем другие компоненты художественной формы, соотносится с миром авторских мыслей и чувств, но в отличие от них лишен относительно "самостоятельной", образности; только в процессе конкретного анализа "движения" мотива, в выявлении устойчивости и индивидуальности его смыслового наполнения он обретает свое художественное значение и ценность"(118, 230). В своей работе мы используем именно это определение "мотива".

Следует также отметить, что в буниноведении недостаточно изученной остается музыкальная среда, в которой формировался Бунин-художник. Не до конца выяснено значение личных и творческих связей писателя с деятелями музыкального искусства. Но самым большим пробелом в изучении творчества Нобелевского лауреата является то, что до сих пор лишь в зачаточном состоянии остается изучение вопроса о музыкальных мотивах в произведениях Бунина. Пока еще не в полкой мере 'выявлено даже количество этих мотивов, не изучены их художественные функции, конструктивная роль в бунинских произведениях, их эстетическая и .мировоззренческая наполненность. Данные факты определяют актуальность нашего исследования.

Научная новизна исследования состоит в самой постановке проблемы "Творчество Бунина и музыка" с точки зрения художественного мотива. В ряде исследований, посвященных творчеству И.А.Бунина, авторы частично затрагивают названную проблему, используя различные научные подходы к ней -литературоведческий, искусствоведческий, музыковедческий, лингвостшшстический. В работах А.К.Бабореко, Ю.В.Мальцева, И.А.Илыша, Т.М.Бонами, Э.В.Померанцевой, В.Ф.Дубовиковой, С.В.Красновой, Г.А.АтаноЕа, Н.А.Чистяковой и других освещаются некоторые аспекты бунинской концепции музыки. Однако комплексного многостороннего изучения данной проблемы до настоящего времени не было предпринято. В своей диссертационной работе мы постарались восполнить этот пробел.

Новыми в настоящем исследовании являются объем выявленных музыкальных мотивов, выяснение их художественных функций, а также целостное рассмотрение формирования концепции музыки в творческом сознании писателя.

Целью диссертации является целостное рассмотрение концепции музыки в мировоззрении и творчестве И.А.Бунина.

Цель- исследования определила его конкретные задачи:

- выяснить истоки музыкальных впечатлений И.А.Бунина;

- изучить особенности формирования его концепции музыкального;

- исследовать музыкальные мотивы и образы в творчестве писателя;

- определить их конструктивную роль в произведениях Бунина, художественные функции, эстетическую и мировоззренческую наполненность.

В этой связи на защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование концепции музыки в творческом сознании И.А.Бунина происходит поэтапно и определяется, в значительной степени, эстетическим восприятием им явлений окружающего мира, а также "музыкальным" окружением писателя.

2. Система взглядов Бунина на музыкальное искусство, его восприятие национальной музыкально-звуковой стихии и звучащего мирового космоса находит художественное воплощение в поэтических и прозаических произведениях

- 15 музыкальных мотивов (песенные реминисценции, описание музыкальных инструментов и их звучания, отражение особенностей музыкального восприятия персонажей и т.д.) обогащает на различных уровнях бунинскую поэтику.

4. Слияние в творчестве Бунина стихии двух искусств (словесного и музыкального.) . создает уникальный художественный эффект, определяющий индивидуальный стиль писателя.

Методологической основой диссертации являются принципы литературоведческих исследований, изложенные в трудах Ю.М.Лотмана, М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева и других отечественных ученых, ориентирующих на системный анализ творчества писателей. Учтены теоретические исследования о взаимосвязях и синтезе искусств и труды по теории музыкального восприятия (Г.А.Курбанова, А.Г.Костяка, В.М.Галеева, А.И.Маэаева). При определении принципов исследования особенностей функционирования музыкальных мотивов в творчестве Бунина учитывается научный резуль тат работ Б.В.Асафь ева (И.Глебова), I.A.Копровой, Т.Н.Болеславской, Д.М.Магомедовой и других, посвященных музыкальным образам в творчестве Пушкина, Гоголя, Тургенева, Л.Толстого, Блока. Творчески использованы в диссертации положения работ известных буниноведов, косвенно касающихся проблемы "Бунин и музыка" (А.К.Бабореко, Ю. В.Мальцева, Л.А.Смирновой, Л.В.Крутиковой, 0.В.Сливицкой и др.).

В работе используются историко-функциональный и сравнительно-типологический методы исследования. При необходимости кроме литературного привлекается музыковедческий и культурологический материал.

Объектом исследования служат тексты прозаических и поэтических произведений И.А.Бунина. В качестве дополнительных средств привлекались дневники и письма писателя, помогающе выявить личные контакты Бунина с деятелями музыкального искусства. Предметом исследования являются музыкальные мотивы в творчестве И.А.Бунина.

Теоретическая значимость -диссертационного исследования заключается в том, что выводы, сделанные на конкретном материале функционирования музыкальных мотивов в творчестве Бунина, вносят вклад в решение проблемы синтеза искусств, слияния двух форм отражения действительности, обогащения эстетики слова эстетикой музыки.

Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее сновных положений и выводов в вузовском преподавании истории русской литературы конца XIX - начала XX века, при чтении курсов по выбору и проведении спецсеминаров по проблеме "Литература и другие виды искусства", а также в практике школьного преподавания е классах о углубленным изучением гуманитарных дисциплин.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.