Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Боронина, Елена Германовна

  • Боронина, Елена Германовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 201
Боронина, Елена Германовна. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2007. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Боронина, Елена Германовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ

ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ.

1.1. Историко-культурологическое исследование фольклора как явления народной культуры.

1.2. Психолого-педагогические предпосылки ознакомления детей с музыкальным фольклором.

1.3. Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре.

Глава II. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

II. 1. Состояние современной практики по ознакомлению с музыкальным фольклором детей старшего дошкольного возраста.

11.2. Методика приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре.

11.3. Содержание, ход и методы опытно-экспериментальной работы по приобщению детей к традиционной народной культуре.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность исследования. Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными урбанистическими «идеалами»: потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством». В таком случае страдают прежде всего дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе теорий дошкольного детства. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам культуры. По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.

В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными в «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы» (Г.С. Виноградов). Отношение к музыкальному фольклору как культурной ценности устной традиции является определяющей позицией данного исследования.

Народная культура как искусство и как основание жизненного пространства привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей. Теория воспитания на началах народности разработана в трудах В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, B.C. Соловьева, К.Д. Ушинского и др. Духовное начало народного наследия отмечено Н.А. Бердяевым, B.C. Библером, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Основные категории фольклора, его художественные характеристики исследованы ведущими отечественными фольклористами: В.П. Аникиным, В.Е. Гусевым, Ю.Г. Кругловым, Б.Н. Путиловым, К.В. Чистовым и др. Фольклор как музыка устной традиции представлен в работах Э.Е. Алексеева, Н.Н. Гиляровой, Е.В. Гиппиуса, И.И. Земцовского, A.M. Мехнецова, Е.В. Рудневой и др. Исследования детского фольклора в свете фактов традиционной народной культуры выполнены Г.С. Виноградовым, Т.И. Калужниковой, С.М. Лойтер, А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельниковым, А.Ф. Некрыловой, М.Ю. Новицкой, М.В. Осориной, М.П. Чередниковой и др.

Однако, как показал анализ практики приобщения детей к народным традициям, в дошкольном образовании музыкальный фольклор по-прежнему осваивается в формах, привнесенных из профессионального искусства: доминирует концертная направленность обучения, увлеченность сценически эффектным материалом, песни, танцы, игры разучиваются по нотам, предлагаются в обработках и т.д.

Появление данной работы обусловлено необходимостью преодолеть противоречие между общественной потребностью в сохранении и передаче подлинных форм народной культуры и неразработанностью этих вопросов в методике музыкального воспитания дошкольников.

Проблема исследования вытекает из специфики приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами муI зыкального фольклора в доступных для этого возраста формах, видах, жанрах. Данный педагогический процесс рассматривается как особый вид синкретической художественной деятельности детей, основанный на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми культурным опытом народа через восприятие произведений фольклора, пение, танец, игру на народных инструментах, народный театр.

Цель данного исследования - разработка теории и методики приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора.

Объект исследования - процесс приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре.

Предмет исследования - педагогические условия овладения детьми старшего дошкольного возраста музыкальным фольклором.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что народная музыка как культурная ценность устной традиции является эффективным средством приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре, если:

1) в педагогическом процессе музыкальный фольклор представлен как этнографический подлинник в широких контекстных взаимосвязях и региональной специфике;

2) овладение детьми фольклором опирается на использование его характерных свойств, таких как традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность;

3) включение ребенка в традиционную народную культуру происходит посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов;

4) эффективность музыкально-фольклорных занятий с дошкольниками определяется комплексным подходом к освоению музыкального фольклора;

5) методика приобщения являет собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях;

6) процесс приобщения реализуется в атмосфере сотворчества детей и взрослых в ситуации «проживания» фольклора, его социальной востребованности.

Цель, объект, предмет и сформулированная гипотеза позволили определить задачи исследования:

-охарактеризовать музыкальный фольклор как явление народной культуры;

- выявить психолого-педагогические предпосылки ознакомления детей с музыкальным фольклором;

- определить педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора и проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе;

-разработать и апробировать методику приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре.

Методологической основой исследования явились: философские идеи о роли народной культуры в духовном совершенствовании человека, о непреходящей ценности и самобытности культурных традиций различных народов, о единстве общечеловеческого и национального (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, J1.H. Гумилев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, B.C. Соловьев, К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и др.); положения теории личности и творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн и др.), ведущие разработки педагогики эстетического воспитания, музыкального образования, народной художественной культуры (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Т.И. Бакланова, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, Л.А. Рапацкая, О.П. Радынова, Г.М. Цыпин, Т.Я. Шпикалова и др.); отдельные положения психологии музыкального восприятия и исполнительства (А.Л. Готсдиннер, Б.М. Теплов и др.); теория развития детей дошкольного возраста средствами народного искусства (Т.В. Антонова, А.А. Грибовская, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова, Н.П. Сакулина, О.А. Соломенникова, Е.А. Флёрина, Е.В. Харчевникова и др.).

Методы исследования:

- теоретические методы: анализ психолого-педагогических, научно-методических, фольклористических источников по теме исследования, анализ, синтез, обобщение;

- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, опрос, беседа;

- экспериментальные методы: эксперимент (поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный);

- методы статистической обработки: сравнительный анализ результатов.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в государственных образовательных учреждениях гг. Москвы (детские сады №№ 2356, 2282, 2352, 1508, 1089, 681, 407, 406, 375) и Зеленограда (детский сад № 2096), а также в сфере дополнительного образования - дошкольных группах фольклорно-музыкальной студии Московского Городского Дворца Детского (Юношеского) Творчества.

Этапы исследования. I этап - поисковый (1994-2003 гг.) - предусматривал изучение и анализ литературы по теме диссертации; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; разработку педагогических условий и методов приобщения детей к традиционной народной культуре, выстраивание оптимального содержания, выявление состояния современной практики по ознакомлению детей с музыкальным фольклором.

II этап - обучающий (2003-2005 гг.) - включал в себя проведение формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента с целью проверки на практике разработанного содержания, форм и методов приобщения детей к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора.

III этап - заключительный (2005-2007 гг.) - обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, делались выводы, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- обосновано значение подлинных видов музыкального фольклора в формировании духовного мира детей старшего дошкольного возраста;

- разработаны педагогические условия эффективного приобщения детей к традиционной культуре, представленные в педагогическом процессе взаимосвязью компонентов: духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического; комплексным походом к освоению музыкального фольклора; ознакомлением детей с региональными народными традициями; воссозданием элементов традиционного уклада жизни: атмосферы большой семьи, уютного дома, сотворчества детей и взрослых;

- выстроена методика приобщения детей к народной культуре, опирающаяся на традиционный народный опыт;

- проанализирован новый этнографический материал Московского региона (на основе фольклорных экспедиций автора) и показаны пути его включения в жизнедеятельность дошкольного учреждения;

- предложен диагностический инструментарий и критериальный аппарат, позволяющий судить об уровне приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре.

Теоретическая значимость:

- проведенное исследование вносит вклад в разработку проблемы приобщения детей к народной культуре:

- разработан и научно обоснован комплексный подход в ознакомлении дошкольников с музыкальным фольклором, который представлен единством л:}>-дожественных систем (словесной, музыкальной, хореографической, драматической), взаимосвязью фольклорного текста и этнографического контекста', междисциплинарной интеграцией;

- расширены представления о содержании, формах и методах приобщения детей к народной культуре путем введения специфических для музыкального фольклора составляющих (жанры народной музыки; музыкально-фольклорные занятия, праздники, досуг; подражание, совместные действия, диалог и др.);

- выделены художественно-исполнительские характеристики музыкального фольклора как музыки устной традиции, доступные детям 5-7 лет.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные содержание, формы и методы ознакомления детей с музыкальным фольклором способствуют совершенствованию процесса приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре.

Материалы исследования могут использоваться музыкальными руководителями и воспитателями дошкольных учреждений, руководителями фольклорных ансамблей, педагогами музыкальных школ и сферы дополнительного образования, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки преподавателей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования: положения и выводы диссертации обеспечиваются научной обоснованностью исходных позиций, адекватностью методов исследования поставленным задачам, междисциплинарным характером изучения проблемы, экспериментальным подтверждением гипотезы, качественным и количественным анализом полученного теоретического и практического материала.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальный фольклор в свете проблемы приобщения ребенка к традиционной народной культуре рассматривается как подлинник и характеризуется такими свойствами, как традиционность (народные представления о природе, человеке, социуме, а также характерные способы их художественного отображения); устностъ (специфика организации и передачи фольклорного текста); синкретизм (единство вербального, певческого, танцевального, инструментального, театрально-игрового начал); вариативность (личностный исполнительский поиск, ориентированный на заданный традицией образец); коллективность (ансамблевая природа народных песен, коллективное и индивидуальное начало в детском творчестве); функциональность (связь фольклорного текста с жизнью, ситуацией исполнения).

2. Эффективность педагогического процесса приобщения к традиционной народной культуре зависит от выявленных педагогических условий и предполагает:

- организацию педагогического процесса по овладению культурным опытом народа (его духовным, музыкально-фольклорным, познавательным и бы-тийно-практическим компонентами) через ознакомление детей с фольклорными текстами в широких контекстных связях;

- комплексный подход к освоению музыкального фольклора, сочетающий фольклористический и педагогический аспекты;

- овладение музыкальным фольклором в его региональной специфике;

- сотворчество детей и взрослых в условиях «проживания» фольклора, его социальной востребованности.

3. Методика приобщения выстраивается на основе опыта народной педагогики и предполагает использование традиционных методов (наглядность, игра, подражание, совместные действия: подпевание, подхватывание, пение «за следом» и т.д., диалог, побуждения к самостоятельным проявлениям ребенка, детское творчество), форм (специально разработанные комплексные музыкально-фольклорные занятия, где народная музыка осваивается как феномен устной традиции; семейно-общинные встречи - посиделки, толоки, обходы-величания, чаепития, гостевания и др.; народные праздники на традиционной основе; включение элементов традиционного уклада в жизнедеятельность дошкольного учреждения) и способов (обучение у народных мастеров, посредством аудио- и видеозаписей, использование обучающих возможностей детского коллектива).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах:

- проведение опытно-экспериментальной работы в дошкольных образовательных учреждениях гг. Москвы и Зеленограда, в сфере дополнительного образования (г. Москва);

- работа по подготовке преподавателей музыки (МГГУ им. М.А. Шолохова, 2003-2007 гг.), воспитателей дошкольных учреждений с дополнительной квалификацией «организатор деятельности детей средствами музыкального фольклора» (московский педагогический колледж № 12,1984-2003 гг.);

- организация и проведение открытых занятий и семинаров для воспитателей, музыкальных руководителей, заведующих детскими садами, руководителей детских фольклорных коллективов (в Западном, Юго-Западном, Северном административных округах г. Москвы, а также в гг. Вологде, Зеленограде, Новокузнецке, Химках);

- чтение лекций и проведение авторских семинаров для работников дошкольных учреждений в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования;

- разработка и проведение авторских радиопередач «Как во нашем дому» (более 30 выпусков) («Народное радио», 2006-2007 гг.);

- выступления с докладами на конференциях (Третья международная конференция памяти А.В. Рудневой, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Москва, 2004; III Международная конференция «Русское литературоведение в новом тысячелетии», МГОПУ им. М.А. Шолохова, Москва, 2004; IV Международная конференция «Русское литературоведение в новом тысячелетии», МГОПУ им. М.А. Шолохова, Москва, 2005; Научно-практическая конференция «Традиционная народная культура в современном воспитании детей. Опыт, проблемы. Перспектива». Вологда, ВГПУ, 8 апреля 2005 г.; V Международная конференция «Русское литературоведение на современном этапе», МГОПУ им. М.А. Шолохова, Москва, 2006);

- обсуждение материалов исследования на кафедре хорового дирижирования факультета культуры и музыкального искусства МГГУ им. М.А. Шолохова;

- публикация научно-исследовательских и фольклорно-этнографических материалов.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Боронина, Елена Германовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило сформулировать выводы.

1. Музыкальный фольклор как часть народной культуры обладает существенными художественно-педагогическими возможностями, является одним из универсальных средств воспитания ребенка, обучения его основам культуры, приобщения к традиционному народному опыту. Оптимизации процесса приобщения способствует использование таких свойств фольклора, как традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность. Особенностью ознакомления детей с музыкальным фольклором является обращение к его подлинным формам.

2. Выявленные психолого-педагогические предпосылки ознакомления детей с народной музыкой демонстрируют существенную научно-практическую значимость теории эстетического воспитания, этнокультурологии и фольклористики детства в разработке содержания, форм и методов приобщения дошкольников к традиционной народной культуре. Изложенные концепции, положения, идеи, наблюдения служат основанием для построения педагогического процесса по ознакомлению детей с музыкальным фольклором как ценностью устной традиции.

3. Восприятие детей дошкольного возраста возможно целенаправленно ориентировать на освоение художественных возможностей музыкального фольклора, этот возраст является благоприятным периодом для развития и обогащения опыта эмоционального выражения интереса как к произведениям музыкального фольклора, так и ко всей традиционной народной культуре.

4. Разработанные и проверенные в опытно-экспериментальной работе педагогические условия приобщения детей к народной культуре (народная культура в педагогическом процессе представлена во взаимосвязи духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов; осуществляется комплексный подход к освоению музыкального фольклора; реализуется атмосфера сотворчества детей и взрослых и др.) позволяют повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. У детей возрастает интерес к народной культуре, развиваются способности художественного восприятия, формируются основы музыкально-фольклорной деятельности, активизируется художественно-творческое развитие.

5. Исследованием доказана эффективность предложенной методики, в которой приобщение к традиционной народной культуре является результатом развития интереса и отзывчивости детей при восприятии произведений фольклора, формирования представлений о жанрах народной музыки (по существенным признакам поэтики, музыки, исполнительской манеры и функции произведения) и народных традициях, овладения основами музыкально-фольклорной деятельности (в единстве пения, народной хореографии, игры на музыкальных инструментах, театрально-игрового начала) и детским творчеством. Разработанная методика выстроена на основе традиционного народного опыта (подражание, подпевание, «подхватывание», пение «за следом», диалог, детское творчество и т.д.) и технологий современного образования (личностно-развивающие, интерактивные и суггестивные методы, возможности аудио- и видеозаписей и др.).

6. В диссертации охарактеризовано состояние проблемы в современной практике дошкольного воспитания: музыкальный фольклор осваивается с точки зрения письменной культуры, используются формы и методы профессионального искусства, доминируют демонстрационные задачи, отсутствует понимание специфики «живого» интонирования, практически не используется региональный материал.

7. Результаты педагогического эксперимента позволяют сделать вывод об интенсивной положительной динамике показателей приобщения детей к традиционной народной культуре в процессе их ознакомления с народной музыкой. Существенные качественные изменения произошли в сфере эмоциональной отзывчивости детей при восприятии фольклора, характере и содержании музыкально-фольклорной деятельности, представлениях детей о музыкальном фольклоре, их знаниях о народных традициях. Это свидетельствует об оптимальном построении педагогического процесса приобщения детей к традиционной народной культуре.

8. Исследование показало, что наиболее сенситивным периодом ознакомления с народной культурой является младший дошкольный возраст, когда у детей ярко выражена естественная потребность и интерес к фольклору (детским народным играм, песенкам, прибауткам и т.д.). Этот период требует отдельного исследования.

Разработанные содержание и методика ознакомления детей с фольклором могут быть широко использованы на различных занятиях в дошкольных учреждениях (развитии речи, ознакомлении с окружающим, обучении грамоте, лепке, рисованию, ручному труду, физкультуре и др.), в сфере дополнительного образования, в семье.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Боронина, Елена Германовна, 2007 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-методологические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка». М.: МИРОС, 1992.-72 с.

2. Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. М.: Издательство «Индрик», 2000.-336 с.

3. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни. М.: Советский композитор, 1988. -241с.

4. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Учпедгиз, 1957. -240 с.

5. Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. 2-е изд., доп. - М.: КДУ, 2004. - 432 с.

6. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 128 с.

7. Антонова Т.В. Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников (на примере музыкально-ритмической деятельности). Диссертация на соискание ученой степени канд. пед наук. М., 2000 г. - 253 с.

8. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. - 111с.

9. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбае-ва. Л.: Музыка, 1987. - 248с.

10. Афанасьева А., Соколов-Каминский А. Краткий терминологический словарь. // Народный танец: проблемы изучения. Сборник научных трудов. -СПб.: 1991. С. 207-216.

11. Балашова С.С. На подступах к подлиннику // Педагогическое училище сегодня: Коллективная монография: Методология, теория, практика: В 2 ч. /

12. Сост. и науч. ред. Т.В. Челышева. М.: АПК и ПРО, Трубчевское педагогическое училище, 1998.-Ч. 1.-С. 96-111.

13. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. - 248 с.

14. Бердяев Н.А. Мир творчества и природы // Самопознание. М.: Мысль, 1990.- 175с.

15. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 256 с.

16. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.- 544 с.

17. Воронина Е.Г. Духовные стихи в воспитании детей дошкольного возраста. Вологда: «Русь», 2005. С. 78-83.

18. Воронина Е.Г. Традиционный материнский фольклор Восточного Подмосковья (интонационный аспект) // Русское литературоведение на современном этапе. Материалы V Международной конференции. В 2-х тт. Т. 1. М., РИЦМГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. С. 11-15.

19. Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. Село Плехово (Курская область): Обучение основам музыкальной традиции. М.: Всероссийский Дом народного творчества, 1992. 147 с.

20. Веретенников И.И. Белгородские карагоды. Белгород: Изд-во «Везе-лица», 1993.- 114 с.

21. Виноградов Г.С. Детские игровые прелюдии // Г.С. Виноградов «Страна детей». Избранные труды по этнографии детства. Санкт-Петербург: «Историческое наследие». 1999.-С. 141-390.

22. Виноградов Г С. Детский народный календарь (из очерков детской этнографии). // «Страна детей». Избранные труды из этнографии детства. -Санкт-Петербург: «Историческое наследие». 1999. С. 5-33.

23. Виноградов Г.С. Детский фольклор в школьном курсе словесности // Родной язык в школе. 1927. № 2. С. 57.

24. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт (программа наблюдений). Иркутск, 1925.

25. Виноградов Г.С. Детский фольклор // Г.С. Виноградов «Страна детей». Избранные труды по этнографии детства. Санкт-Петербург: «Историческое наследие», 1999. - С. 391 - 423.

26. Виноградова J1.H. Стереотипы игрового поведения в рамках обряда Традиционная народная культура, 2001. № 1. С. 43-47.

27. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учеб.- метод, пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

28. Войнова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников /Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1960.

29. Восточнославянский фольклор: Слов, научн. и нар. терминологии / Редкол.: К.П. Кабашников (отв. ред.) и др. Минск.: Навука i тэхнжа, 1993. -478 с.

30. Выгодский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 344с.

31. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

32. Гилярова Н.Н. Голоса Хопра. М.: ООО Издательство «Научтехлитиз-дат». 2001.-99 с.

33. Гилярова Н.Н. Фрумкин А.А. Детский фольклор Рязанской области. -Рязань, 1994.- 172 с.

34. Гиппиус Е.В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. статей и материалов / Сост. В.Е. Гусев. JI., 1980. - С. 23-36.

35. Готсдинер АЛ. Музыкальная психология. М., 1993. - 192 с.

36. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Материалы актива по изобразительной деятельности. М.: МИГГКРО, 2000.-231 с.

37. Григорьев С.В. Традиционные игры и праздники Московии. // Игры и праздники Московии. Вып. I. Научное и программно-методическое издание / Ред.-сост.: Е.В. Борисов, С.В. Григорьев. М.: ОДИ-International, 1998. С. 107111.

38. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. -448 с.

39. Гумилёв J1.H. Этносфера: история людей и история природы. М.: А/О Издательская группа «Прогресс» ACT, 2002. - 316 с.

40. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Исскусство, 1972.-318 с.

41. Гусев В.Е. Комплексное (междисциплинарное) изучение фольклора / Славянские литературы. Культура и фольклор славянских народов. XII международный съезд славистов (Краков, 1998). Доклады российской делегации. -М.: «Наследие», 1998. С. 357 - 370.

42. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. JI.: Наука, 1967. 320 с.

43. Дайн Г. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие / Ил. J1. Ермиловой. М.: Дет. лит., 2001. - 159.

44. Детские песни /Сост. П. Бессонов с сотр./ М.: Ф. В. Морозов, 1868; -256 е., 6 илл.)

45. Детский игровой фольклор Волгоградской области. Репертуарно-методический сборник. Волгоград, 1997. - 42 с.

46. Детский поэтический фольклор. Антология / Сост. А.Н. Мартынова. -М.: «Дмитрий Буланин», 1997. 576 с.

47. Детский фольклор / Сост., вступ. ст., подг. текстов и коммент. М.Ю. Новицкой, И. Н. Райковой. М.: Русская книга, 2002. - 560 с. (Б-ка русского фольклора; Т. 13).

48. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, перераб. СПб, Акцидент, 1996. - 224 с.

49. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя-и музыкального руководителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1985. -160 с.

50. Дианова Т.Б. Проблема исполнителя в теоретической и полевой фольклористике // Наука о фольклоре сегодня: междисциплинарные взаимодействия. К 70-летнему юбилею Федора Мартыновича Селиванова. М.: Диалог-МГУ, 1998. С. 55-58.

51. Ермолина Н. От составителя /К.Д. Ушинскии Родное слово. Книга для родителей. М.: Лъствица», 2003. - 496 с.

52. Ефименкова Б.Б. Ритмика русских традиционных песен. М., 1993. -152 с.

53. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Инфра-М, 2002.

54. Земцовский И. Народная музыка и современность (К проблеме этному-зыковедческой методологии) // Методы изучения фольклора. Л.: ЛГИТМИК, 1983.

55. Земцовский И.И. Артикуляция фольклора как знак этнической культуры // Этнознаковые функции культуры: Сб. статей / Отв. ред. Ю. Бромлей. М., 1991.-С. 152-189.

56. Земцовский И.И. Культура народного пения: традиция и искусство -Материалы научно-практической конференции 13 16 мая 2000 года - М.: МГИМ, 2001 - 120 с.

57. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1996. -272 с.

58. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304.

59. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. Всероссийский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы. М., 1987. - 40 с.

60. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - Т.2. - 478 с.

61. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника /2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. -304.

62. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. - 414 с.

63. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста/ Авт. коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. Потапова Н.Н. Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2005. 137 с.

64. Капица О.И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Изучение, Собирание. Обзор материала. Л.: Прибой, 1928. - 222 с.

65. Капица О.И. Поэзия крестьянских детей // В помощь просвещенцу: Ежемесячник Наркомпроса Авт. КССР. Петрозаводск, 1928. № 3-5. С. 33-39.

66. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования: Библиотечка журнала «Вестник образования» / Ред. О.Н. Халюта. М.: Про-Пресс, 2003. №3.-80 с.

67. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. СПб.: Б.И., 1898. - Вып. 4. С. 1-57.

68. Каргин А.С. Вступительная статья // Традиционная культура. 2000. № 1.С. 3-4.

69. Картавцева М.Т. Школа русского фольклора: Обучение в 5-8 классах: В 2 ч. М., 1999.-72 с.

70. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. - 367 с.

71. Квитка К. Избранные труды в двух томах. Том 2. М.: «Советский композитор», 1973. - 423 с.

72. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов искусств и культуры. Изд. 3-е. М.: Изд-во Московского государственного университета культуры и искусств, 2004. - 320 с.

73. Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., пе-рераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 1998. - 304 с.

74. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. M.-J1.: АН СССР, 1962.-284с.

75. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1991.- 176 е.; ил.

76. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

77. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984. - 120 с.

78. Кон И.С. Этнография детства (Проблемы методологии) // Сов. этнография. 1981, №5. С. 3-13.

79. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и музыкального руководителя дет. сада: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. - 160 с.

80. Коршунков В.А. Обрядовое хлестание в детской потешке // Мир детства и традиционная культура: Сб. научных трудов и материалов / Сост. С.Г. Айвазян. М.: Гос. респ. центр, русского фольклора. 1994. С. 102 - 122.

81. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни: Учебн. пособие. М.: Высш. школа, 1982.-272 с.

82. Круглов Ю.Г. Русский фольклор. Книга для учителя. М.: «Советский писатель», 2000. - 266 с.

83. Кулагина А.В. Поэзия календарных и семейных праздников Москвы и Подмосковья // Игры и праздники Московии. Вып. I. Научное и программно-методическое издание / Ред.-сост.: Е.В. Борисов, С.В. Григорьев. М.: ОДИ-International, 1998. С. 35-61.

84. Кулагина А.В. Свадебный обряд. // Игры и праздники Московии. Вып. I. Научное и программно-методическое издание. / Редакторы-составители: Е.В. Борисов, С.В. Григорьев. -М.: ОДИ-International, 1998. С. 147-153.

85. Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: Кн. для учителя. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 176 с.

86. Левинтон Г.А. К вопросу о функциях словесных компонентов обряда // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Сб. статей / Отв. ред. Б.Н. Путилов. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. - С. 162-170.

87. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 232-240.

88. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. №1.-С. 7-17.

89. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. -М.: Изд-во Московского университета, 1971.-40 с.

90. Леонтьева А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.

91. Лихачёв Д.С. Заметки о русском: В 3 т.- М.: Художественная литература, 1987.-Т. 2.- 496 с.

92. Лобкова Г.В. Древности Псковской земли. Жатвенная обрядность. Образы, ритуалы, художественная система. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2000. -224 с.

93. Лойтер С.М. Русский детский фольклор и детская мифология: исследование и тексты. Петрозаводск: КГПУ, 2001. - 296 с.

94. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.-С. 16-22.

95. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Труды по знаковым системам. -10: Семиотика культуры. Тарту, 1978. - (Ученые записки ТГУ. - Вып. 463).

96. Лурье С.В. Историческая энтология: Учебное пособие для вузов. -М.: Аспект-Пресс, 1998. 445.

97. Мартынова А.Н. Импровизационность народных колыбельных песен // Проблемы изучения русского народного поэтического творчества / Межвузовский сборник научных трудов. М., 1981. С. 81-92.

98. Мартынова А.Н. Русская народная колыбельная песня. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Петрозаводск, 1976. - 19 с.

99. Маслов А.А. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. М., 1913.

100. Мельник Е.И. Детский фольклор Каргопольского Обозерья. Опыт освоения местной традиции. Всероссийский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы. М., 1991. - 103 с.

101. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. 2101 «Рус. яз и лит.» М.: Просвещение, 1997. - 240 с.

102. Мельникова Л.И. Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в ДОУ (на примере земледельческих праздников): Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. М.: Гном-Пресс, 2000. - 88 с.

103. Мехнецов A.M. О задачах комплексного описания фольклора // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Том 1. М., Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005. - С. 360371.

104. Мехнецов A.M., Валевская Е.А. Музыкально-этнографическое отделение консерватории: программа подготовки фольклористов // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 1.-М., 1990.-С. 105-134.

105. Миропольский С. Народная песня в воспитании // Беседа. 1872. № 10. С. 278-279.

106. Михайлова Н.Г. Народная культура как целостный феномен: культурологический подход // Традиционная культура, 2002. № 3. С. 8 15.

107. Морозов И.А., Слепцова И.С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX XX вв.). - М.: Индрик, 2004. - 920 с.

108. Морозов И.А., Слепцова И.С., Островский Е.Б., Смольников С.Н., Минюхина Е.А. Духовная культура Северного Белозерья. Этнодиалектный словарь.-М., 1997.-432 с.

109. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. I. Младенчество; Детство / Сост., подг. текстов, вступ. статья и коммент. В. Аникина; Подбор ил. В. Жигулевой; Фотограф А. Рязанцев. М.: Худож. лит., 1991. - 589 е., ил.

110. Морозов И.А. Слепцова И.С, Забавы вокруг печки. Русские народные традиции в играх. М., Изд-во «Роман-газета», 1994. 96 с.

111. Мухлынин М.А. Собирание игрового фольклора // Традиционная народная культура русских. Сборник программ и вопросников для этнографических исследований. Рязань, 1997.-С. 137-139.

112. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. М.: Музыка, 1972.-383с.

113. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 е.: ноты.

114. Народная культура в современных условиях: Учебн. пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. Н.Г. Михайлова. М., 2000. -219 с.

115. Народная традиционная культура Псковской области: Обзор экспедиционных материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра. В 2 т. Псков: издательство Областного центра народного творчества, 2002. Т. 1.-688 с. Т.2.-816 с.

116. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под. ред. Т.С. Комаровой. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. - 208 с.

117. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. -М.: Пед. общество России, 1996. 143 с.

118. Народное музыкальное творчество: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева. М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.

119. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О.А Пашина. СПб.: Композитор, 2005. - 568 е., нотн. прим., ил.

120. Науменко Г.М. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М.: Академия, 1996. - 133 с.

121. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. М.: «Коллекция М», 2003. - 256 е., 16 ил.

122. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища: конец XVIII начало XX в. - JI.: Искусство, 1988. - 215 с.

123. Некрылова А.Ф., Головин В.В. Роль отца в традиционной народной педагогике // Мир детства и традиционная культура: Сб. научных трудов и материалов / Сост. С.Г. Айвазян. М.: Гос. респ. центр, русского фольклора. 1994. С. 7-26.

124. Некрылова А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории (Традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX начале XX в.). Санкт - Петербург, 1992. - 32 с.

125. Никитина С.Е. О методах описания народных конфессиональных культур: лингво-культурологический подход // Традиционная культура. 2002. № 1.С. 3-13.

126. Новикова Г.П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук. Москва, 1994. 158 с.

127. Новицкая М.Ю. Ведение в народоведение. Родная земля: Кн. для учителя. 3 кл. М.: Дрофа, 2003. - 192 с.

128. Новицкая М.Ю. Новый предмет традиционная народная культура // Интегральная педагогика и жизнь. 1998. №2. С. 36-38.

129. Новицкая М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.

130. Новицкая М.Ю. Русский детский внеигровой фольклор (стихотворные жанры). Автореф. дис. .канд.пед. наук. М., 1984. - 20 с.

131. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеева и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1989. 79 с.

132. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под. ред. докт. филол наук, проф. Н.Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1984. -797 с.

133. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований: К проблеме этнографии детства // Сов этнография. 1983. №3. С. 34-45.

134. Осорина М.В. Секретный мир в пространстве взрослых. Изд. 3-е. -СПб.: «Речь», 2004. 276 с.

135. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. СПб., 1994.-390 с.

136. Попова Т. Основы русской народной музыки. М.: «Музыка», 1977. - 224 с.

137. Пословицы русского народа: Сборник В. Даля: В 3 т. Т. 3. М.: Русская книга, 1993. - 736 с.

138. Православные священники собиратели русского фольклора. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2004. - 416 с.

139. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2005. 208 с.

140. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. М., 2000. 192 с.

141. Просина С.В. Приобщение детей к традициям народной культуры / Живая старина. 2004. № 1 С. 63-64.

142. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура; In memoriam. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. - 464 с.

143. Радынова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. -М.: ВЛАДОС, 1995.-296 с.

144. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. фак-ов дошк. воспит высш и средн. пед. учебн. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1998.-240 с.

145. Разумова И.А. Детский сказочный репертуар // Проблемы детской литературы и фольклор. Петрозаводск, 1995.

146. Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учебн. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 384 с.

147. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Дисс. . д-ра пед. наук. М., 1991. - 450с.

148. Розанов В.В. Три главные принципа образования // Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. - 620с.

149. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии: Для препод, вузов и аспирантов. -М.: Педагогика, 1976. 416 с.

150. Руднева А.В. Курские танки и карагоды. Таночные и карагодные песни и инструментальные танцевальные пьесы. М.: Советский композитор, 1975.- 310с.

151. Русские дети и их игры. СПб.: Искусство, 2000. - 296 с.

152. Русский детский фольклор Карелии / Сост., автор вступит, ст. и ком-мент. С.М. Лойтер. Петрозаводск: Карелия, 1991. - 280 с.

153. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников / Владимирский областной институт усовершенствования учителей. Владимир, 1995. - 184 с.

154. Русское устное народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учебн. пособие / Сост. Ю.Г. Круглов, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова. Под ред. Ю.Г. Круглова. М.: Высш. шк., 2003. 710 с.

155. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. -2-е изд. М.: Просвещение, 1982. -208с.

156. Серия «Фольклорные сокровища Московской земли». Т. 4. Детский фольклор. Частушки /Ред. В.М. Гацака, вст. статья, сост., коммент. Т.М. Анани-чевой, Е.Г. Ворониной, А.Н. Мартыновой, М.Ю. Новицкой, Е.А. Самоделовой. М.: «Наследие», 2001. - 496 с.

157. Сказки: Кн.1 / Сост., вступ.ст., подг. текстов и коммент. Ю.Г. Круг-лова М.: Сов. Россия, 1988. - 544 с. (Б-ка русского фольклора).

158. Сластенин В.А. К.Д. Ушинский: онтологические основания православной педагогики. Москва-Ярославль, 2004. - 10 с.

159. Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. -М.: Рус.яз., 1987.608с.

160. Смоленский музыкально-этнографическй сборник. Том 1. Календарные обряды и песни. М.: «Индрик», 2003. - 760 с.

161. Соколов Ю.М. Работа по русскому фольклору за революционный период//Этнография. 1926. №2. С. 153-178.

162. Соколова В.К. Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX начало XX века. - М.: Наука, 1979. 287 с.

163. Соколова J1.B., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис-Пресс, 2003. - 208 с.

164. Соловьёв B.C. Избранное. М.: Сов. Россия, 1990. - 491 с.

165. Соломенникова О.А. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук. М., 1997. - 164 с.

166. Сосновский А. Гениальные представители лучших сторон звания учительского и основных начал воспитания и обучения. (Дидакт. очерки). Киев, 1901.-111 с.

167. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. М.: Советский композитор, 1983. - 304 с.

168. Сохор А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы. -М., 1971.-С. 292-309.

169. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Избранные труды. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1985. - С. 42-222.

170. Толстая С.М. Фольклор и этнолингвистика // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Том 1. М., Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005. С. 118-133.

171. Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие / Е.И. Якубовская, Н.В. Еремина, Г.В. Емельянова и др. Под общей ред. Е.И. Якубовской. СПб.: СПбАППО, 2005. 288 с.

172. Традиционный материнский и детский песенный фольклор русского населения среднего Урала. Сост., нотация, вст. ст. и коммент. Т.И. Калужнико-вой. Екатеринбург: Свердловский областной Дом фольклора. Банк культурной информации, 2002. - 197 с.

173. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. 3-е изд., М.,1972. -77 с.

174. Ушинский К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании // Из статьи «О народности в общественном воспитании. // Избранные педагогические сочинения. -М.: Просвещение, 1968. С. 278-284.

175. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для родителей. М.: Лъствица, 2003.-496 с.

176. Фаминцин А.С. Русский детский песенник: Сборник песен с народными напевами. М., Б.И., 1875.

177. Федотовская О.А. Фольклорно-этнографические классы новая практика регионального образования / Фольклорно-этнографическое направление в системе школьного образования. - Вологда, 2002. С. 8-18.

178. Флёрина Е.А. Педагогика народной игрушки // Игра и игрушка. М.:1973. С. 85-90.

179. Фольклор. Текст. Традиция: Сб. ст. / К.В. Чистов. М., ОГИ, 2005. -272 с. - (Нация и культура: Новые исследования: фольклор).

180. Франк С.Л. Духовные основы общества: Сборник // Сост. П.В. Алексеев. М.: Республика, 1992. - 373с.

181. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. -605 с.

182. Харчевникова Е.В. Формирование интереса к русской народной песни у детей 4-6 лет на занятиях по постановке голоса. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.: 1996. - 19 с.

183. Цыпин Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля) / Геннадий Моисеевич Цыпин; Тамб. гос. муз-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. Тамбов, 2005. - 337 с.

184. Челышева Т.В. Теоретические основы музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов Музыка в условиях педагогических училищ. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: 1991. - 19 с.

185. Чередникова М.П. «Голос детства из дальней дали.» (Игра, магия, миф в детской культуре) /Сост., науч. ред., примеч., библиографический указатель В.Ф. Шевченко. М.: «Лабиринт», 2002. - 224 с.

186. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Пособие для студе-нотов немузыкальных вузов. Выпуск первый. Долгопрудный, Аллегро-Пресс, 1994.-224 с.

187. Чернышева М.Б. Народная музыкальная культура Подмосковья. Проблемы. Памятники // Игры и праздники Московии. Вып. I. Научное и программно-методическое издание / Ред.-сост.: Е.В. Борисов, С.В. Григорьев. М.: ОДИ-lnternational, 1998. С. 62-78.

188. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л.: Наука. Ленингр. отд, 1986. - 303 с.

189. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков. (Очерки по истории народных верований). М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957.-236 с.

190. Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п. Материалы, собранные и приведенные в порядок П.В. Шейном. Т.1, вып. 1. СПб.: Акад. наук, 1898, XXVIII, - 376 с.

191. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания средствами театра. -М.: ВЦХТ, 1998. 139 с.

192. Школа этнической социализации детей раннего возраста. Методическое пособие. Новосибирск: Книжица, 2004. - 60 с.

193. Школьное пение. Учебно-методические заметки к 1-му выпуску учебно-музыкальной хрестоматии А.И. Богородицкого /Сост. И. Малинин -М.: 1875.

194. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1965. 19 с.

195. Щуров В.М. Манера пения вполголоса в русской народной традиции / Звук в традиционной народной культуре. Сборник научных статей. М., 2004. - 253 е., нот., ил., аудиоприложение.

196. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А.Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н.Юрина и др. Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256.

197. Этнокультурное образование. Программно-методический комплект 1-11 кл.: Пособие для учителя / Сост., ред., вступ. ст. Н.П. Лабзенко. Екатеринбург: Учебная книга, 2002. - 236 с.

198. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, письма: В 2 т. / Ред.-сост. И.С. Рабинович. Общ. ред. Д.Д. Шостаковича М.: Музыка, 1964. - Т.1. - 670 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.