Музыкальный театр Томаса Августина Арна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Привалова Анастасия Сергеевна

  • Привалова Анастасия Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 417
Привалова Анастасия Сергеевна. Музыкальный театр Томаса Августина Арна: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки». 2022. 417 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Привалова Анастасия Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР КОНЦА XVII - СЕРЕДИНЫ

XVIII ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

§ 1. Идеология и театральные жанры

§ 2. Репертуарная политика и театральное дело

§ 3. Томас Августин Арн: биография театрального композитора

ГЛАВА II. МАСКА: ТРАКТОВКИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЖАНРА

§ 1. Томас Августин Арн в истории английской маски XVIII века

§ 2. История создания, композиционная организация и жанровая специфика

2.1. Пасторально-аллегорические маски

2.2. Историко-патриотические произведения

§ 3. Музыкальный язык масок

3.1. Пасторально-аллегорические маски

3.2. Историко-патриотические произведения

ГЛАВА III. СЕНТИМЕНТАЛИСТСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ

В ЛИРИКО-БЫТОВОЙ ОПЕРЕ

§ 1. Сентиментализм в художественном творчестве Англии XVIII века

§ 2. «Томас и Салли»: оперная лирика и народная жанровость

§ 3. «Любовь в деревне»: жанровые метаморфозы лирического сюжета

§ 4. Лирика вне оперной сцены

ГЛАВА IV. «АРТАКСЕРКС»: ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА-SERIA

НА АНГЛИЙСКОЙ СЦЕНЕ

§ 1. Трактовка либретто Пьетро Метастазио

§ 2. Музыкальный язык персонажей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

Том

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. «Воспоминания о жизни доктора Томаса Августина Арна»

Приложение 2. Предисловие Й. Спинка к клавиру маски «Суд Париса»

Приложение 3. Либретто маски «Суд Париса»

Приложение 4. Либретто маски «Британия»

Приложение 5. Либретто оперы «Томас и Салли»

Приложение 6. Пьеса Роберта Додсли «Слепой нищий с Бетнал Грин»

Приложение 7. Либретто оперы «Артаксеркс»: Метастазио и Арн

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальный театр Томаса Августина Арна»

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в отечественном музыкознании растёт интерес к истории английского музыкального театра, простирающийся за пределы ранее изучавшегося в основном оперного творчества Генри Пёрселла и Георга Фридриха Генделя, свидетельством чему являются диссертационные исследования Я.А. Кабалевской1 и А.В. Переваловой2. Несколько ранее в областях филологии и театроведения отмечаются работы, посвящённые английскому барочному театру, а именно: монография Е.Н. Чернозёмовой3, диссертация В.Н. Забалуева4, статья В.А. Ковалёва5 и др. При этом состояние английского музыкального театра XVIII века, за исключением творчества Генделя и достаточно хорошо известной «Оперы нищего» Джона Гея и Иоганна Кристофа Пе-пуша, исследовано в несоизмеримо меньшей степени: имена других создателей английских произведений, в особенности находящихся за рамками «оперной магистрали», практически не звучат в работах отечественных музыковедов и ничего не говорят российской театральной аудитории.

Среди, тем не менее, отнюдь не малочисленной генерации английских театральных композиторов XVIII столетия особого внимания заслуживает фигура Томаса Августина Арна (Thomas Augustine Arne, 1710-1778).

1 Кабалевская Я. А. «Буря» Шекспира в музыкальном искусстве: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02. М., 2012. 27 с.

2 Перевалова А. В. Традиции жанра маски в английском музыкально-драматическом театре второй половины XVII века (на материале произведений по пьесам Уильяма Шекспира). Дисс. ... канд. иск. Новосибирск, 2013. 263 с.

3 Чернозёмова Е. Н. Система жанров английской драматургии 80-90-х гг. XVI в.: монография. М.: М1 НУ. 1995. 96 с.

4 Забалуев В. Н. Английская пьеса-маска XVI-XVII вв.: от Ф. Сидни до Дж. Милтона: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.03. М., 2008. 19 с.

5 Ковалёв В. А. Придворные маски в правление Якова I: репрезентация власти и создание династической мифологии // Власть. общество. индивид в средневековой Европе: сборник статей; отв. ред. Н. А. Хачатурян; сост. О. С. Воскобойников. М.: Наука. 2008. С. 527-553.

Имя Арна на протяжении почти двух столетий чаще всего звучит как имя автора неофициального национального гимна «Rule, Britannia!» («Правь, Британия, морями»). Однако для музыкального Лондона XVIII века оно значило гораздо больше. Арн - известнейший композитор, младший современник Генделя и Порпоры, влиятельный театральный деятель, чьи оперы, маски и музыкально-драматические спектакли ставились на главных лондонских сценах («Ковент-Гарден», «Друри-Лейн», «Линкольнс-Инн-Филдс», театры Хей-маркета), в дублинском театре «Смок Алли», инструментальная музыка звучала в общественных и частных концертах, а песни и арии издавались и переиздавались в сборниках для домашнего музицирования. Сегодня в Великобритании Арн по праву считается выдающимся деятелем музыкально-театрального искусства своего времени, более того - одной из главных фигур истории английской музыки, чьей особой заслугой является огромный вклад в становление и развитие музыкально-театрального дела в Ирландии. Его перу принадлежат около 100 сценических произведений, в том числе почти 30 опер и 12 масок, а также множество камерно-вокальных, кантатно-ораториальных и кла-вирных сочинений.

Значимость деятельности Арна определяется не только её масштабами, но и тем, что он является крупнейшим театральным композитором своего поколения, развивавшим национальные традиции в условиях господства на английской сцене итальянской оперы. Его работа преимущественно в сфере театра непосредственно связана с обстоятельствами частной жизни, поскольку Арн состоял в родстве или дружбе со многими артистами и театральными деятелями Лондона: певицы Сьюзан Сиббер, Сесилия Янг и Шарлотта Брент, актёры, драматурги и антрепренёры Дэвид Гаррик и Теофил Сиббер. Таким образом, музыкально-театральный мир был для него естественной средой.

При этом исследовательская традиция по данному вопросу более чем скромна: в русскоязычной музыковедческой учебной и научной литературе имя Арна почти не упоминается, а если и встречается, то в перечне имён малоизвестных композиторов. Так, в первом томе «Музыкальной энциклопедии»

ему посвящена весьма краткая неавторизованная статья6. Только в 2003 году в журнале «Старинная музыка» опубликован очерк Ю.С. Бочарова о творческой судьбе Арна7. Даже в английском музыкознании долгое время не было специальных работ, хотя композиторская деятельность Арна постоянно упоминается в ряде учебных и просветительских изданий обзорного характера8, а также в публицистике9 и справочной литературе10. О его отдельных сочинениях писали У. Каммингс11, М. Аткинс12, другие авторы, однако целостного исследования музыкального наследия Арна долгое время не появлялось. Лишь относительно недавно вышла в свет монография Т. Гилмана13, в которой неоднократно подчёркивается мысль о незаслуженном забвении имени и наследия композитора. К последним по времени работам можно отнести монографию П. Райса14 об английских кантатах и итальянских одах Арна, что подчёркивает нарастающий интерес к его сочинениям, в том числе занимающим периферийное положение в контексте жанровых направлений его композиторской деятельности. Всё вышеизложенное свидетельствует о несомненной актуальности обращения к творчеству Томаса Августина Арна.

Значительная часть театральной музыки Арна оказалась утерянной, но сохранилось несколько полных партитур, остальное же наследие продолжает существовать в виде отдельных вокальных номеров в сборниках15.

6 Арн Томас Августин // Музыкальная энциклопедия; гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. Т.1. Кол. 222.

7 Бочаров Ю. Томас Августин Арн (биографический этюд) // Старинная музыка. 2003. № 4. С. 6-10.

8 Например: Walker E. A History of music in England. Oxford: Clarendon press, 1907. 364 p.; Cummings W. H. Dr. Arne and Rule, Britannia. London: Novello and Company, 1912. 194 p. и др.

9 A certain Eton boy. / London Society. An illustrated magazine of light and amusing literature for the hours of relaxation. London: William Clowes and Sons, 1885. V. XLVII. P. 305-312.; Thomas Augustine Arne / The British Minstrel, and Musical and Literary Miscellany. A Selection of Standard Music, Songs, Duets, Choruses, Etc. and Articles in Music and General Literature. Glasgow: William Hamilton. V. 1. P. 148.

10 Allibone S. A. Arne, Thos. Augustine // A Critical Dictionary of English Literature and British and American Authors. Philadelphia: Lippincott, 1859. P. 69.

11 Cummings, W. H. Dr. Arne and Rule, Britannia. London: Novello and Company, 1912. 194 p.

12 Atkins M. The Beggar's 'Children': How John Gay Changed The Course Of England's Musical Theatre. UK: Cambridge Scholars Publishing, 2008. 149 p.

13 Gilman T. The Theatre Career of Thomas Arne. UK: University of Delaware Press, 2013. 623 p.

14 Rice P. F. The Solo English Cantatas and Italian Odes of Thomas A. Arne. Cambridge Scholars Publishing, 2020. 259 p.

15 Из более 100 созданных Арном масок, опер разных видов, дивертисментов, пантомим, балетов, бурлетт, фарсов, музыки к спектаклям до наших дней полностью или в большей части дошла музыка лишь 16 театральных сочинений, 10 из них оказались доступны автору настоящей работы. Музыка 31 сочинения утрачена полностью, от остальных же сохранились отдельные номера, в основном благодаря их публикациям в

Материалом настоящей работы стали десять произведений, созданных композитором за ЗЗ года и представляющих срез английских музыкально-театральных жанров XVIII века: маска «Комус» («Comus», 173S)16, маска «Альфред» («Alfred», 1740)17, балладная опера «Слепой нищий с Бетнал Грин» («Blind Beggar of Bethnal Green», 1741)1S, маска «Суд Париса» («The Judgment of Paris», 1742)19, опера «Элиза» («Eliza», 1754)20, маска «Британия» («Britannia», 1755)21, комическая опера «Томас и Салли, или Возвращение моряка» («Thomas and Sally, or The Sailor's Return», 1760)22, опера «Артаксеркс» («Artaxerxes», 1762)23, пастиччо «Любовь в деревне» («Love in a Village», 1762)24, маска «Волшебный принц» («The Fairy Prince», 1771)25. Мы опирались преимущественно на наиболее ранние оригинальные издания произведений -клавиры и партитуры.

Период с 1738 по 1771 годы, когда были написаны эти произведения, стал наиболее плодотворным в творчестве композитора. С одной стороны, он уже завоевал репутацию зрелого и признанного мастера, работал много и стабильно, а его произведения ставились в ведущих театрах Лондона: в эти годы Арн особенно много пишет для «Друри-Лейн». С другой стороны, это время наиболее ярких событий его судьбы. После женитьбы в 1737 году на певице Сесилии Янг (Cecilia Young, 1712-17S9) начинается тесное сотрудничество Арна с её артистической семьёй: сестра Сесилии Изабелла часто пела в постановках с его музыкой. В первой половине 1750-х годов происходит поворотное для Арна знакомство с певицей Шарлоттой Брент (Charlotte Brent,

различных сборниках. В наиболее полном виде сохранились сочинения, особенно широко известные во времена их создания, с чем связано большое количество изданий разных лет одного и того же произведения, как, например, «Артаксеркс».

16 Arne T. A. Comus, a masque. London: William Smith, n.d. 18 p.

17 Arne T. A. Masque the Alfred. London: J. Walsh., n.d. 86 р.

18 Arne T. A. The songs and duetto in the Blind Beggar of Bethnal Green. London: William Smith, n.d. 13 p.

19 Arne T. A. The judgement of Paris // Musica Britannica: a national collection of music - The Royal Musical Association; Stainer and Bell Ltd, London, 1978. Т. 42. 108 p.

20 Arne T. A. Eliza, an opera. London: J. Walsh, n.d. 105 р.

21 Arne T. A. Britannia, a masque. London, John Walsh, n.d. 23 р.

22 Arne T. A. Tomas and Sally, or Sailor's return, a dramatic pastoral. London: Wright & Co, 1782. 17 р.; Arne T. A. Tomas and Sally, or Sailor's return, a dramatic pastoral. London: Harrison & Co., n.d. 30 р.

23 Arne T. A. Artaxerxes, at Grand Opera. London: J. Johnson, n.d. 70 p.

24 Arne T. A. Love in a village. London: Unidentified Publisher, n.d. 62 p.

25 Arne T. A. Fairy Prince, a masque. London: Unidentified Publisher, n.d. 45 р.

1735-1802), быстро переросшее в любовные отношения и вызвавшее крушение его брака. Естественным следствием союза с Брент стало создание для неё главных партий в сценических произведениях 1760-х годов и обращение к ранее неорганичному для Арна жанру оперы. Период с середины 1760-х до начала 1770-х годов является кризисным как в творчестве, так и в частной жизни композитора, когда провалу постановок и сокращению заказов сопутствовал разрыв с Брент.

Представим общие данные об этих произведениях (Таблица 1):

Таблица 1

год создания Название Жанр автор либретто композиционный состав премьера Особенности

1738 Комус маска в 3 актах Далтон по Мильтону 16 номеров: 14 соло, 1 дуэт, 1 трио «Друри-Лейн»

1740 Альфред маска в 3 актах Маллет, Томсон 28 номеров: 22 соло, 1 соло с хором, 2 дуэта, 1 трио, 1 речитатив, 1 инструментальный марш Кливден в 1745 переработана в ораторию, в 1753 -в оперу

1741 Слепой нищий с Бет-нал Грин балладная опера в 2 актах Роберт Додсли 7 номеров: 6 арий, 1 дуэт «Друри-Лейн»

1742 Суд Париса маска в 1 акте Конгрив 22 номера: 8 соло, 6 речитативов, 1 дуэт, 1 трио, 5 хоров «Друри-Лейн»

1754 Элиза опера в 3 актах Ролт 28 номеров: 25 соло, 1 дуэт, 1 квартет, 1 инструментальный марш «Друри-Лейн» часть 1 и 2 акта утеряны, обозначена как «английская опера»

1755 Британия маска в 2 актах Маллет 11 сольных номеров «Друри-Лейн»

1760 Томас и Салли комическая опера в 2 актах Бикер-стафф 28 номеров: 13 соло, 7 дуэтов (диалогов), 1 трио, 7 инструментальных пьес «Ковент-Гарден» в клавире обозначена как «драматическая пастораль»

1762 Артаксеркс опера-Бена в 3 актах Арн по Метастазио 32 номера: 15 соло (в т.ч. речитативы), 2 дуэта, 13 сцен, 1 квартет, 1 хор «Ковент-Гарден»

1762 Любовь в деревне пастиччо / комическая опера в 3 актах Бикер-стафф по Джонсону 43 номера: 36 соло, 4 дуэта, 1 терцет, 1 квартет, 1 хор «Друри-Лейн» коллективное авторство: Абель, Арн, Фестинг, Парадизи, Гендель, Галуппи, Барнард, Джардини, Джеминиани, Бойс

1771 Волшебный принц маска в 3 актах Кольман по «Оберону» Джонсона 19 номеров: 6 соло, 4 дуэта (один с хором), 2 хора, 7 инструментальных танцев «Ковент-Гарден» в клавире отсутствуют некоторые танцы, речитативы и хоры

Анализ истории создания и постановки пьес свидетельствует о том, что композитор чаще работал с известными ему певцами, и партии создавались с расчётом на будущих исполнителей (жена и её сестра до 1755 года, Шарлотта

Брент с 1754 до середины 1760-х, Джон Бирд пел в семи из девяти произведений). Спектакли ставились в основном в «Друри-Лейн» и «Ковент-Гарден», другие места (как резиденция Кливден) были единичными.

Арн сотрудничал с разными драматургами, а в качестве первоисточников его работ выступали как малоизвестные либретто, так и сочинения весьма именитых авторов - Джона Мильтона, Пьетро Метастазио, Бена Джонсона. Несмотря на известность маски Мильтона, «Комус» Далтона-Арна получил большую сценическую известность и признание. С работавшими в соавторстве Джеймсом Томсоном и Дэвидом Маллетом Арна связала работа над маской «Альфред» по заказу принца Уэльского, а затем её сценические и жанровые переработки. Позднее, уже после смерти Томсона, Маллет написал для Арна либретто маски «Британия». Две комические оперы «Томас и Салли» и «Любовь в деревне» созданы на либретто Айзека Бикерстаффа, общение с которым завязалось у Арна после второй поездки в Дублин (1755). Метастазиев-ское либретто «Артаксеркса», по-видимому, переработал сам Арн, в то время как либретто «Суда Париса» Уильяма Конгрива, вероятнее всего, осталось без изменений, несмотря на то что написано оно было за 42 года до обращения к нему Арна.

Жанровая панорама сочинений Арна, зафиксированная и в его собственных жанровых определениях, достаточно точно отражает театральную ситуацию того времени. Из десяти рассматриваемых произведений пять, согласно жанровым обозначениям в оригинальных изданиях, справочной и научной литературе, являются масками, пять - операми. Они создавались в приблизительно сходных условиях (исполнительский состав, место постановки) и в родственных ко времени их написания жанрах. Однако при более детальном их рассмотрении очевидны явные различия между сочинениями, созданными на основе одних жанровых моделей. Эти различия нарастают от более ранних к более поздним опусам и связаны с эволюцией творчества композитора. Кроме того, разными путями и в разной степени Арн воплотил в своей музыке некоторые качества английского музыкального мышления.

Актуальность темы исследования обусловлена современным состоянием изученности в зарубежном и отечественном музыкознании творчества Томаса Августина Арна и английского музыкального театра XVIII века в целом. Настоящая работа призвана восполнить недостаток сведений об этих весьма значимых в истории английской музыки явлениях, уточнить и расширить представления о путях развития и достижениях английской национальной музыкальной сцены.

Объектом нашего исследования стало музыкально-театральное творчество Томаса Августина Арна, предметом - жанрово-стилистические характеристики его отдельных произведений.

Целью работы является формирование жанровой картины творчества Томаса Августина Арна как отражения этапа истории английского музыкального театра середины XVIII века.

В связи с этим определяются следующие задачи исследования:

1) воссоздание картины музыкально-театральной жизни Англии XVIII

века;

2) реконструкция биографии композитора в контексте истории английского театра;

3) рассмотрение масок и опер Арна с позиций их жанрово-типологиче-ских качеств;

4) выявление стилистических особенностей музыкального материала масок и опер Арна.

Положения, выносимые на защиту:

1) музыкально-театральное творчество Томаса Августина Арна ориентировано на сохранение национальных традиций в разработке жанров маски и балладной оперы, а также в некоторой степени отражает воздействие на английский музыкальный театр итальянской оперы-Бена и современных европейских тенденций в интерпретации жанров комической оперы;

2) в музыкально-театральных произведениях Арна наблюдается гибкое и подвижное сочетание признаков различных музыкально-сценических жанров;

3 ) композитором выработана индивидуальная музыкальная стилистика, узнаваемая современниками, представляющая собой сплав итальянской оперной и английской вокальной мелодики, а также ритмо-интонационных черт английских танцевальных жанров;

4) сотрудничество Арна с ведущими исполнителями и театральными деятелями оказало большое влияние на репертуарную политику главных лондонских театров «Ковент-Гарден» и «Друри-Лейн», а его деятельность оставила яркий отпечаток в театральной жизни Лондона.

Научная новизна работы определяется как обращением к творчеству Томаса Августина Арна, так и методологическими и содержательными аспектами исследования.

Английский музыкальный театр XVIII века до недавнего времени оставался малоизученным в отечественном музыкознании явлением, а отдельные его стороны и вопросы оказались практически не затронуты и в британской музыкальной науке. Настоящая работа стала первым опытом специального изучения музыкально-театрального творчества Арна в российском музыковедении; впервые рассмотрены его наиболее значительные сочинения в жанрах оперы и маски, сыгравшие важную роль в истории музыкального театра Англии.

Впервые аргументируется активное развитие жанра маски на английской сцене XVIII века в новом жанровом контексте, а именно во взаимодействии с современными видами оперного театра. Также впервые продемонстрированы непрерывное существование и самостоятельная ценность английской оперной традиции в середине - второй половине XVIII века, отнюдь не ограниченной деятельностью композиторов-иностранцев и не сводимой к итальянскому влиянию. Вместе с тем, обозначена специфика английского музыкального театра, ярко проявляющаяся в творчестве крупнейшего его представителя

- Томаса Августина Арна, и заключающаяся в гибком межжанровом взаимодействии оперы-seria, комической оперы, балладной оперы, маски.

В научный обиход введены источники - публикации лондонской прессы XVIII века, в частности, некролог Арну, ранее упоминавшийся только У. Кам-мингсом26 и впервые привлечённый нами как историческое свидетельство. Обращение к современным композитору публикациям о премьерах, постановках, произведениях и о самом Арне, а также к сохранившимся нотным источникам и либретто, изданным в годы написания сочинений, несомненно, определяет достоверность результатов настоящего исследования.

Методологическая основа работы определяется традициями отечественного и зарубежного музыкознания в области исследования английского и, отчасти, итальянского, французского и австрийского музыкального театра XVII-XVIII веков, сложившимися подходами в изучении английских жанров театральной пьесы с музыкой, маски и балладной оперы. Основным является метод историзма, что проявляется в стремлении проследить динамику жан-рово-стилистической эволюции творчества Арна в период создания рассматриваемых сочинений. При анализе музыкального материала масок и опер мы опирались, в первую очередь, на жанровый подход, а именно выявление черт традиционных английских музыкальных жанров как в инструментальной, так и в вокальной части произведений. Наиболее методологически важными для анализа сочинений Арна с точки зрения их жанровой природы и музыкально-стилистических особенностей стали исследования Ю. С. Бочарова27, В. Н. Брянцевой28, Т. С. Крунтяевой29, П. В. Луцкера, И. П. Сусидко30, А. В. Переваловой31, Е. С. Чёрной32. Среди зарубежных трудов наибольшее

26 Cummings W.H. Dr. Arne and Rule, Britannia. London: Novello and Company, 1912. 194 p.

27 Бочаров Ю. С. Жанры инструментальной музыки эпохи барокко. Учебное пособие. М.: Московская консерватория, 2016. 230 с.; Бочаров Ю. С. Увертюра в эпоху барокко: монография. М.: Композитор, 2005. 280 с.

28 Брянцева В. Н. Французская комическая опера XVIII века. М.: Музыка, 1985. 309 с.

29 Крунтяева Т. Итальянская комическая опера XVIII века. Л.: Музыка, 1981. 165 с.

30 Луцкер П. В., Сусидко И. П. Итальянская опера XVIII века. Ч. 2: Эпоха Метастазио. М.: Классика-XXI, 2004. 768 с.

31 Перевалова А. В. Традиции жанра маски в английском музыкально-драматическом театре второй половины XVII века (на материале произведений по пьесам Уильяма Шекспира). Дисс. ... канд. иск. Новосибирск, 2013. 263 с.

32 Чёрная Е. С. Моцарт и австрийский музыкальный театр. М.: Музгиз, 1963. 457 с.

значение имеет монография Т. Гилмана33, прежде всего предложенное её автором рассмотрение произведений Арна в контексте обстоятельств их создания и исполнения.

Результаты исследований А. В. Переваловой истории возникновения, становления и бытования в XVII веке английского театрального жанра маски явились опорой при анализе масок Арна с точки зрения их соответствия исторически сложившейся модели жанра. Работы П. В. Луцкера и И. П. Сусидко, В. Н. Брянцевой, Т. С. Крунтяевой и Е. С. Чёрной стали базой при обращении к оперным сочинениям Арна, поскольку композитор не мог остаться в стороне от инонациональных традиций, а его творчество - не испытать влияние итальянского, французского и австрийского музыкального театра. Так, ценность труда П. В. Луцкера и И. П. Сусидко для нас оказалась связана не только с обозначением типологических черт итальянской оперы-seria, но и с пониманием метода работы Арна с либретто Метастазио. Исследования итальянской и французской комической оперы, а также австрийского зингшпиля помогли осознать соотношение жанровых обозначений и жанровой природы балладной оперы / пастиччо «Любовь в деревне» и комической оперы / драматической пасторали «Томас и Салли».

При анализе инструментальной музыки театральных сочинений Арна мы опирались на систематический подход Ю. С. Бочарова к рассмотрению жанров барочной инструментальной музыки.

Для воссоздания целостной картины музыкально-театральных тенденций конца XVII - середины XVIII веков привлечены труды, принадлежащие к сферам театроведения и литературоведения34. Музыковедческие публикации,

33 Gilman T. The Theatre Career of Thomas Arne. UK: University of Delaware Press, 2013. 623 p.

34 Драйден Дж. Опыт о драматической поэзии / Сост. В. Т. Олейник [пер. с англ. В. Т. Олейник] // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М. : Издательство Московского университета, 1980. 609 с.; Теккерей У. М. Английские юмористы XVIII века. Цикл лекций, прочитанных в Англии, Шотландии и Соединённых Штатах Америки / Пер В. Хинкиса. М.: Художественная литература, 1975. 784 с.; Collier J. Short View of the Immorality and Profaneness of the English Stage [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gutenberg.org/ebooks/44645 (дата обращения 18.04.2018).; Goldsmith O. An essay on the theatre, or А comparison between senti-mental and laughing comedy [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.theatredatabase.com/18th_century/essay_on_the_theatre_001.html (дата обращения 23.04.18); Брян-цева В. Н. Французская комическая опера XVIII века. М.: Музыка, 1985. 309 с.; Забалуев В. Н. Английская пьеса-маска XVI-XVII вв.: от Ф. Сидни до Дж. Милтона: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.03. М., 2008.

посвящённые истории английской музыки XVIII века в целом и творчеству Арна, в частности, представляют собой как справочную литературу35, работы обзорного характера36, исследования, посвящённые фигуре Арна37, так и старинную и современную публицистику, оказавшуюся необходимой для расширения и верификации данных38.

Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования её результатов в дальнейших исследованиях творчества Томаса Августина Арна, а также в целом английского и - шире - европейского музыкального театра XVIII века.

Практическая значимость исследования определяется актуальностью его результатов для общих и специальных учебных курсов истории зарубежной музыки и музыкального театра, а также возможностью их использования

19 с.; История всемирной литературы: в 9 т. / Г. П. Бердников (гл. ред.), А. С. Бушмин, Ю. Б. Виппер (зам. гл. ред.), Д. С. Лихачёв, Г. И. Ломидзе, Д. Ф. Марков, А. Д. Михайлов, С. В. Никольский, Б. Б. Пиотровский, Г. М. Фридлендер, М. Б. Храпченко, Е. П. Челышев. М.: Наука, 1987. Т.5. 688 с.; Луцкер П. В., Сусидко И. П. Итальянская опера XVIII века. Ч. 2: Эпоха Метастазио. М.: Классика-XXI, 2004. 768 с.; Крымко Ф. «Дорсет-Гарден Тиэтр» // Театральная энциклопедия: в 5 т.; гл. ред. П. А. Марков. М.: Советская энциклопедия, 1963. Т. 2. Кол. 491-492.; Михайлов Л., Суриц Е. Английский театр // Театральная энциклопедия: в 5 т.; гл. ред. С. С. Мокульский. М.: Сов. Энциклопедия, 1961. Т.1. Кол. 183-196.

35 Арн Томас Августин // Музыкальная энциклопедия; гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. Т.1. Кол. 222.; Смолина К. 100 великих театров мира. М.: Издательство Вече, 2001. 479 с.; Шнеерсон Г. М. Английская музыка // Музыкальная энциклопедия; гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. Т.1. Кол. 147-161.; Boyd M. Dirge // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. S. Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).; Bunfild S. Englishness in music // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. S. Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); Golby D. J. Arne, Thomas Augustine [Электронный ресурс] // Oxford Dictionary of National Biography. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1093/ref:odnb/674 (дата обращения 23.04.18).

36 Busby T. Concert Room and Orchestra Anecdotes of Music and Musicians, Ancient and Modern. London: Clementy & Co, 1825. V. 1. 304 p.; Burden M. A mask for politics; the masque of Alfred. Music Review 48, 1988. Рр. 21-30.; Cummings W. H. Dr. Arne and Rule, Britannia. London: Novello and Company, 1912. 194 p.; Lawrence W. J. Early Irish Ballad Opera and Comic Opera // The Musical Quarterly, Oxford University Press. Jul., 1922. V. 8. № 3. Pp. 397-412; McVeigh S. Concert Life in London from Mozart to Haydn. Cambridge University Press, 1993. 300 p.; Scott А. Arne's «Alfred» // Music and Letters 55, 1974. Pp. 385-397; Sharp S. English folk-song some conclusions. London: Simpkin & Co, 1907. 159 p.; Tasch P. A. The Dramatic Cobbler: The Life and Works of Isaac Bickerstaff. Lewisburg: Bucknell university press, 1972. 322 p.

37 Бочаров Ю. Томас Августин Арн (биографический этюд) // Старинная музыка. 2003. № 4. С. 6-10.; Burden M. Garrick, Arne and the Masque of «Alfred»: a case study in national, theatrical, and musical politics. Lewiston, NY, 1994. 159 p.; Gilman T. Arne, Handel, the Beautiful, and the Sublime // Eighteenth-Century Studies, The Johns Hopkins University Press, 2009. V. 42. № 4. Pp. 529-555; Gilman T. The Theatre Career of Thomas Arne. UK: University of Delaware Press, 2013. 623 p.

38 An Account of the Fairy Prince, which was brought on at the Theatre Royal in the Covent Garden, on Tuesday the 12th of November // The Lady's Magazine Or Entertaining Companion for the Fair Sex: Appropriated Solely to Their Use and Amusement. London: Baldwin, Cradock & Joy, 1771. V. 2. Pp. 173-175.; Memoirs of the Life of Doctor Thomas Augustine Arne // The Gentleman's and London Magazine. May, 1784. Pp. 225-228; Ashley T. Artaxerxes: the opera that time forgot [Электронный ресурс] // The Guardian. 22 October 2009. Режим доступа: www.theguard-ian.com/music/ 2009/oct/22/artaxerxes-thomas-arne-linbury-studios (дата обращения 1.12.2016).

в деятельности музыкантов-исполнителей, вовлечённых в воссоздание музыки прошлого.

Работа прошла апробацию на заседаниях кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки в форме рецензирования и обсуждения содержания отдельных разделов. Основные положения и результаты проведённого исследования представлены в докладах на 8 международных и всероссийских научных конференциях (Красноярск, 14-16 апреля 2016 года; Новосибирск, 24 мая 2016 года; Новосибирск, 28-29 ноября 2016 года; Новосибирск, 25-26 октября 2017 года; Новосибирск, 16-17 октября 2019 года; Москва, 11-15 ноября 2019 года; Екатеринбург, 16-20 ноября 2020 года; Москва, 13-15 апреля 2021 года) и их обсуждениях в рамках круглых столов и научных дискуссий, а также в 15 статьях, 8 из которых опубликованы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, 3 - в научных журналах, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Привалова Анастасия Сергеевна, 2022 год

Источники

1. Англосаксонская хроника / [пер. с др.-англ. З. Ю. Метлицкой]. -СПб.: Евразия, 2010. - 288 с.

2. Драйден, Дж. Опыт о драматической поэзии / Дж. Драйден / Сост. В. Т. Олейник, [пер. с англ. В. Т. Олейник] // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. - М.: Издательство Московского университета, 1980. - 609 с.

3. Поуп, А. Опыт о критике [Электронный ресурс] / А. Поуп [пер. А. Субботина] // Поэмы. - М., Художественная литература, 1988. - Режим доступа: http://lib.ru/POEZIQ/POUP/pope_critics.txt (дата обращения 12.05.18)

4. Смоллет, Т. Путешествие Хамфри Клинкера / Т. Смоллет / [пер. с англ. А. Кривцовой]. - М.: Правда, 1983. - 448 с.

5. Теккерей, У. М. Английские юмористы XVIII века. Цикл лекций, прочитанных в Англии, Шотландии и Соединённых Штатах Америки / У. М. Теккерей; [пер В. Хинкиса]. - М.: Художественная литература, 1975. -784 с.

6. 6 songs by Thomas Augustine Arne / The Old English Edition. - London: Joseph Williams, Oxford: Parker and Co., 1890. - No. 11. - 58 p.

7. A certain Eton boy / London Society. An illustrated magazine of light and amusing literature for the hours of relaxation. - London: William Clowes and Sons, 1885. - V. XLVII. - P. 305-312.

8. A collection consisting of favourite songs and cantatas. - London: John Walsh, n.d. [ca. 1765]. - 43 p.

9. A collection of 24 songs by English composers of the 17th and 18th centuries from Lawes to Linley. - Oxford: Parker & Son, 1908. - 92 p.

10. An Account of the Fairy Prince, which was brought on at the Theatre Royal in the Covent Garden, on Tuesday the 12th of November // The Lady's Magazine Or Entertaining Companion for the Fair Sex: Appropriated Solely to Their Use and Amusement. - London: Baldwin, Cradock & Joy, 1771. - V. 2. - Pp. 173-175.

11. Apollonian harmony: a collecton of scares celebrated glees, catches, madrigals, canzonets, rounds and canons. - London: Henry Thompson's music warehouse, s.a., n.d. - 60 p.

12. Apollo's Cabinet, or the Muse's Delight. - Liverpool: John Sadler, 1756. - 188 p.

13. Arne, T. A. Alfred the Great, an oratorio / T. A. Arne. - London: A. Millar, 1754. - 39 p.

14. Arne, T. A. Artaxerxes, at Grand Opera / T. A. Arne. - London: J. Johnson, n.d. - 196 p.

15. Arne, T. A. Artaxerxes, an Opera / T. A. Arne. - London: Birchall, 1821. - 160 p.

16. Arne, T. A. Artaxerxes, a Grand Opera / T. A. Arne. - London: G. Walker, n.d. - 82 p.

17. Arne, T. A. Britannia, a masque / T. A. Arne. - London: John Walsh, n.d.- 23 p.

18. Arne, T. A. Comus, a masque / T. A. Arne. - London: Harrison & Co, n.d. - 18 p.

19. Arne, T. A. Comus, a masque / T. A. Arne. - London: I. Walsh, n.d. (ca. 1764) - 48 p.

20. Arne, T. A. Comus, a masque / T. A. Arne. - London: William Smith, n.d. (ca. 1740) - 18 p.

21. Arne, T. A. Eliza, an opera / T. A. Arne. - London: J. Walsh, n.d.-

105 p.

22. Arne, T. A. Fairy Prince, a masque / T. A. Arne. - London: Unidentified Publisher, n.d. - 45 p.

23. Arne, T. A. The judgement of Paris / T. A. Arne // Musica Britannica: a national collection of music - The Royal Musical Association; Stainer and Bell Ltd, London, 1978. - T. 42. - 108 p.

24. Arne, T. A. The overture, recitatives, airs and duets in the serious opera of Artaxerxes / T. A. Arne. - London: Goulding & D'Almaine, n.d. (ca.1815) - 128

P.

25. Arne, T. A. Love in a village / T. A. Arne. - London: Unidentified Publisher, n.d. - 62 p.

26. Arne, T. A. Lyric harmony / T. A. Arne. - London: Wm. Smith, n.d. -V. 1., op. 4. - 38 p.

27. Arne, T. A. Masque the Alfred / T. A. Arne. - London: J. Walsh., n.d. - 86 p.

28. Arne, T. A. Tomas and Sally, or Sailor's return, a dramatic pastoral / T. A. Arne. - London: Wright & Co, 1782. - 17 p.

29. Arne, T. A. Tomas and Sally, or Sailor's return, a dramatic pastoral / T. A. Arne. - London: Harrison & Co., n.d. - 30 p.

30. Artaxerxes an English opera. - London: J. and R. Tonson, 1762. - 52

p.

31. Bickerstaff, A. Love in a village: a comic opera of three acts / A. Bick-erstaff. - London: W. Lowndes, 38, Badford-street, 1813. - 74 p.

32. Busby, T. Concert Room and Orchestra Anecdotes of Music and Musicians, Ancient and Modern / T. Busby. - London: Clementy & Co, 1825. - V. 1. -304 p.

33. Caledonian Country Dances with a Thorough Bass for the Harpsicord. 3rd Edition with Additions. - London: John Johnson, n.d. - 100 p.

34. Clio and Euterpe or British harmony: a collection of celebrated songs and cantatas by the most approv'd Masters. - London: Henry Roberts, 1762. - V. 1, 2. - 200 p., 200 p.

35. Collier, J. Short View of the Immorality and Profaneness of the English Stage [Электронный ресурс] / J. Collier. - Режим доступа: http://www.guten-berg.org/ebooks/44645 (дата обращения 18.04.2018).

36. Dalton J. Comus, libretto. Altered from Milton. [Электронный ресурс] // London: J. Dicks, [n.d.]. Pp. 89-96. Режим доступа: https://www.loc.gov/resource/musschatz.21023.0/?sp=1 (дата обращения 17.02.2022).

37. English songs of the Georgian period. - London: Bayley & Ferguson, n.d. (ca. 1900). - 349 p.

38. Fielding, H. The history of Tom Jones, a foundling. [Электронный ресурс] / H. Fielding. - London: Bickers and Son, 1871. - 582 р. - Режим доступа: https://www.google.ru/books/edition/The_history_of_Tom_Jones_a_found-ling/zrozAQAAMAAJ?hl=ru&gbpv=1 (дата обращения 5.05.21)

39. Goldsmith, O. An essay on the theatre, or А comparison between sentimental and laughing comedy [Электронный ресурс] / O. Goldsmith. - Режим доступа: http://www.theatredatabase.com/18th_century/essay_on_the_thea-tre_001.html (дата обращения 23.04.18)

40. Johnson, Ch. The village opera / Ch. Johnson. - Dublin: Printed by S. Powell, 1729. - 70 p.

41. Lillo, G The London Merchant: or, The History of George Barnwell [Электронный ресурс] / G. Lillo. - Режим доступа: http:// oldemc.eng-lish.ucsb.edu > articles > Lillo... (дата обращения 19.04.18)

42. Mallet, D. Britannia: a masque / D. Mallet. - Dublin: S. Cotter, 1759. -

25 p.

43. Mallet, D. Britannia: a masque / D. Mallet. - A. Millar, 1755 - 14 р.

44. Memoirs of the Life of Doctor Thomas Augustine Arne // The Gentleman's and London Magazine. - May, 1784. - Pp. 225-228.

45. Monthly melody: or Polite Amusement for Gentlemen and Ladies. -London: printed for G. Kearsly, 1760. - 105 pp.

46. One hundred songs of England. - Boston: Oliver Ditson Co., 1914. -

256 p.

47. Rolt, R. Eliza; an English opera, as perform'd at the Theatre royal in Drury-Lane / R. Rolt. -R. Francklin in Russel-Street Covent-Garden, 1757. -28 p.

48. Shakspeare's dramatic songs. - London: Preston, n.d. - In two volumes. V. 1. - 87 p.

49. Shakspeare's dramatic songs. - London: Preston, n.d. - In two volumes. V. 2. - 101 p.

50. Songs and balladas of the olden time. - New York: G. Schirmer, 1898.

- 9 p.

51. The collections catches, canones and glees. - London: Longman and Broderip, n.d. [ca. 1762-1793]. - Is. 1-4. - 212 p.

52. The collections catches, canones and glees. - London: Longman and Broderip, n.d. [1762-1793]. - Is. 5-8. - 194 p.

53. The collections catches, canones and glees. - London: Longman and Broderip (Issue 11: Welcker), n.d. [1762-1793]. - Is. 9-12. - 194 p.

54. The collections catches, canones and glees. - London: Longman and Broderip, n.d. [1762-1793]. - Is. 13-16. - 201 p.

55. The collections catches, canones and glees. - London: Longman and Broderip, n.d. [1762-1793]. - Is. 17-20. - 242 p.

56. The collections catches, canones and glees. - London: Longman and Broderip, n.d. [1762-1793]. - Is. 21-24. - 230 p.

57. The collections catches, canones and glees. - London: Longman and Broderip, n.d. [1762-1793]. - Is. 25-28. - 222 p.

58. The collections catches, canones and glees. - London: Longman and Broderip, n.d. [1762-1793]. - Is. 29-32. - 227 p.

59. The Songs of England. - London: Boosey & Co., n.d. - V. 1. - 244 p.

60. The Songs of England. - London: Boosey & Co., n.d. - V. 2. - 255 p.

61. The Songs of England. - London: Boosey & Co., n.d. - V. 3. - 248 p.

62. Thomas Augustine Arne / The British Minstrel, and Musical and Literary Miscellany. A Selection of Standard Music, Songs, Duets, Choruses, Etc. and Articles in Music and General Literature. - Glasgow: William Hamilton, c.a. 1843.

- V. 1. - P. 148.

63. Thomson J., Mallet D., Alfred: a masque: Represented Before Their Royal Highnesses the Prince and Princess of Wales, at Cliffden, on the First of August, 1740 [Электронный ресурс] / J. Thomson, D. Mallet - A. Millar, 1740 - р. 44. Режим доступа: http s://babel. hathitrust .org/cgi/pt? id=uc 1.31822043035815&view=1up&seq= 19.

64. Useful teaching songs for all voices. - London: Chappell & Co., 191415. - V. 2. - 56 p.

65. Useful teaching songs for all voices. - London: Chappell & Co., 191415. - V. 5. - 56 p.

Исследования

66. Бахтизина, Д. И. Музыкальный классицизм и классическая музыка / Д. И. Бахтизина // Система ценностей современного общества. - 2014. - .№34.

- С. 131-135.

67. Безрядина, Е. В. Формирование классического стиля в клавирной музыке XVIII века: дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Безрядина Елена Вячеславовна. Оренбург, 2009. - 204 с.

68. Бочаров, Ю. С. Жанры инструментальной музыки эпохи барокко. Учебное пособие / Ю. С. Бочаров. - М.: Московская консерватория, 2016. -230 с.

69. Бочаров, Ю. Томас Августин Арн (биографический этюд) / Ю. Бочаров // Старинная музыка. - 2003. - № 4. - С. 6-10.

70. Бочаров, Ю. С. Увертюра в эпоху барокко: монография / Ю. С. Бочаров. - М.: Композитор, 2005. - 280 с.

71. Боянус, С. Средневековый театр / С. Боянус // Очерки по истории европейского театра. Античность, Средние века и Возрождение. Под ред.

A. А. Гвоздева и А. А. Смирнова. - СПб.: Academia, 1923 - С. 55-104.

72. Брянцева, В. Н. Французская комическая опера XVIII века. /

B. Н. Брянцева. - М.: Музыка, 1985. - 309 с.

73. Бюкен, Э. Музыка эпохи рококо и классицизма / Э. Бюкен; пер. с нем. В. В. Микошо; под ред. проф. М. В. Иванова-Борецкого. - М.: Музгиз, 1934. - 272 с.

74. Вершинин, И. В. Эстетика и поэтика английского предромантизма / И. В. Вершинин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2003. - №5. - С. 169-181.

75. Дживелегов, А. К., Бояджиев, Г. Н. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года / А. К. Дживелегов, Г. Н. Бояджиев. -М.: Российский университет театрального искусства. - ГИТИС, 2013. - 528 с.

76. Дуда, Н. В. Музыкально-сценические произведения Генри Пёр-селла сквозь призму песенного жанра / Н. В. Дуда // Южно-российский музыкальный альманах. - 2015. - №4. - С. 17-22.

77. Дулат-Алеев, В. Р. Джон Стэнли и английская музыка середины XVIII века (к 300-летию со дня рождения) / В. Р. Дулат-Алеев // Вестник СПбГУ. Сер. 15 - 2012. - Вып. 1. - С. 233-237.

78. Забалуев, В. Н. Английская пьеса-маска XVI-XVII вв.: от Ф. Сидни до Дж. Милтона: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.03 / Забалуев Владислав Николаевич. - М., 2008. - 19 с.

79. История всемирной литературы: в 9 т. / Г. П. Бердников (гл. ред.), А. С. Бушмин, Ю. Б. Виппер (зам. гл. ред.), Д. С. Лихачёв, Г. И. Ломидзе, Д. Ф. Марков, А. Д. Михайлов, С. В. Никольский, Б. Б. Пиотровский, Г. М. Фридлендер, М. Б. Храпченко, Е. П. Челышев. - М.: Наука, 1987. - Т.5. - 688 с.

80. История западноевропейского театра в 8 томах / Мокульский С. С., Бояджиев Г. Н., Финкельштейн Е. Л. - Т. 1. - М.: Искусство, 1956. - 748 с.

81. История западноевропейского театра в 8 томах / Мокульский С. С., Бояджиев Г. Н., Финкельштейн Е. Л. - Т. 2. - М.: Наука, 1957. - 897 с.

82. История западноевропейского театра в 8 томах / Мокульский С. С., Бояджиев Г. Н., Финкельштейн Е. Л. - Т. 3. - М.: Искусство, 1963. - 688 с.

83. Кабалевская, Я. А. «Буря» Шекспира в музыкальном искусстве: ав-тореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Кабалевская Ярослава Александровна. -М., 2012. - 27 с.

84. Кириллина, Л. Галантность и чувствительность в музыке XVIII века / Л. Кириллина // Гётевские чтения 2003. - М.: Наука, 2003. - 11 с.

85. Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX веков. Ч. I: Самосознание эпохи и музыкальная практика / Л. Кириллина.

- М.: Моск. гос. консерватория, 1993. - 192 с.

86. Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Ч. II: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции / Л. В. Кириллина. - М.: Композитор, 2007. - 224 с.

87. Киселёва, Е. Е. Drammi per musica Пьетро Метастазио «Артаксеркс» и «Король-пастух» / Е. Е. Киселёва / Театрон. Научный альманах Санкт-Петербургской академии театрального искусства. - 2011. - № 2 (8). -С. 35-46.

88. Ковалёв, В. А. Придворные маски в правление Якова I: репрезентация власти и создание династической мифологии / В. А. Ковалёв // Власть, общество, индивид в средневековой Европе: сборник статей; отв. ред. Н. А. Хачатурян; сост. О. С. Воскобойников. - М.: Наука. 2008. - С. 527-553.

89. Конен, В. Дж. Пёрселл и опера / В. Дж. Конен. - М.: Музыка, 1978.

- 262 с.

90. Конен, В. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века / В. Конен. - М., 1994. - 160 с.

91. Консон, Г. Р. Гендель и английская музыкальная культура / Г. Р. Консон // Проблемы музыкальной науки, 2018. - № 3 (32). - С. 72-83.

92. Коробова, А. Г. Национальное и транснациональное в исторической рецепции пасторальных жанров / А. Г. Коробова // Проблемы музыкальной науки, 2015. - № 3. - С. 6-14.

93. Крунтяева, Т. Итальянская комическая опера XVIII века / Т. Крун-тяева. - Л.: Музыка, 1981. - 165 с.

94. Ли, Б. А. Альфред Великий, глашатай правды, создатель Англии. 848-899 гг. / Б. А. Ли; [пер. З. Ю. Метлицкой]. - СПб.: Евразия, 2006. - 384 с.

95. Луков, Вл. А. Пьетро Метастазио: опыт энциклопедической статьи о великом оперном либреттисте [Электронный ресурс] / Вл. А. Луков. - Режим доступа: http ://www. zpu-j ournal. ru/e-zpu/2011 /5/Lukov_Pietro_Metastasio/ (дата обращения 18.12.2018).

96. Луцкер, П. В., Сусидко, И. П. Итальянская опера XVIII века. Ч. 2: Эпоха Метастазио / П. В. Луцкер, И. П. Сусидко. - М.: Классика-XXI, 2004. -768 с.

97. Михальская, Н. П., Аникин, Г. В. История английской литературы: Учебник для гуманитарных факультетов вузов / Н. П. Михальская, Г. В. Аникин. - М.: Академия, 1998. - 516 с.

98. Певзнер, Н. Английское в английском искусстве / Н. Певзнер; [пер. О. Р. Демидовой]. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 320 с.

99. Перевалова, А. В. Традиции жанра маски в английском музыкально-драматическом театре второй половины XVII века (на материале произведений по пьесам Уильяма Шекспира). Автореф. дисс. ... канд. иск. / Перевалова Алина Владимировна. - Новосибирск, 2013. - 26 с.

100. Перевалова, А. В. Традиции жанра маски в английском музыкально-драматическом театре второй половины XVII века (на материале произведений по пьесам Уильяма Шекспира). Дисс. ... канд. иск. / Перевалова Алина Владимировна. - Новосибирск, 2013. - 263 с.

101. Предоляк, А.А. Огановление английской оперы: исторический аспект // Культурная жизнь Юга России. - 2019. - № 2 (73). - С. 14-17.

102. Роднянская, М. Л. Английские национальные традиции в музыкально-драматических произведениях Пёрселла: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Роднянская Марина Львовна. М., 1986. - 24 с.

103. Роднянская, М. Л. Английские национальные традиции в музыкально-драматических произведениях Пёрселла: дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Роднянская Марина Львовна. - М., 1986. - 213 с.

104. Саськова, Т. «Суд Париса»: пасторальные аспекты сюжета и их образно-смысловое воплощение в литературно-театральных опытах второй половины XVIII века / Т. Саськова // Пастораль: бегство от действительности или приближение к ней? (сборник трудов конференции). - М.: Государственная классическая академия имени Маймонида, 2018. - С. 18-29.

105. Смирнова Л., Гальперина Г., Дятлева Г. Популярная история театра [Электронный ресурс] Режим доступа: http://svr-lit.ru/svr-lit/populyarnaya-istoriya-teatra/anglijskij-teatr.htm (дата обращения 23.01.18).

106. Ткачук (Перевалова), А. В. «Королева фей» Генри Пёрселла: фантазия на темы Шекспира / А. В. Ткачук (Перевалова) // Музыка и время. - 2008. - № 6. - С. 19-28.

107. Ткачук (Перевалова), А. В. Гармония символов и стилей в «Королеве фей» Генри Пёрселла / А. В. Ткачук (Перевалова) // Проблемы музыкальной науки. - 2010. - №2(7). - С. 176-180.

108. Ткачук (Перевалова), А. В. Об одной антимаске в «Королеве фей» Генри Пёрселла / А. В. Ткачук (Перевалова) // Исследования молодых музыковедов: межвузовский сборник научных трудов аспирантов. Москва: РАМ имени Гнесиных. - 2011. - С. 137-146.

109. Хилл, П. Альфред Великий и война с викингами / П. Хилл; [пер. Е. А. Прониной]. - СПб. - М.: Евразия; ИД "CLIO", 2014. - 256 с.

110. Чёрная, Е. С. Моцарт и австрийский музыкальный театр / Е. С. Чёрная. - М.: Музгиз, 1963. - 457 с.

111. Чернозёмова, Е. Н. Система жанров английской драматургии 8090-х гг. XVI в.: монография / Е. Н. Чернозёмова. - М.: МПГУ, 1995. - 96 с.

112. Чигарёва, Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика. / Е. И. Чигарёва. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 280 с.

113. Ashley, T. Artaxerxes: the opera that time forgot [Электронный ресурс] // The Guardian. 22 October 2009. - Режим доступа: www.theguard-ian.com/music/ 2009/oct/22/artaxerxes-thomas-arne-linbury-studios (дата обращения 1.12.2016).

114. Atkins, M. The Beggar's 'Children': How John Gay Changed The Course Of England's Musical Theatre / M. Atkins. - UK: Cambridge Scholars Publishing, 2008. - 149 p.

115. Bell, E. Ballad opera / E. Bell // The SAGE International Encyclopedia of Music and Culture / SAGE Publications, 2019. - 2728 p.

116. Burden, M. Garrick, Arne and the Masque of «Alfred»: a case study in national, theatrical, and musical politics / M. Burden. - Lewiston, NY, 1994. -159 p.

117. Burden, M. A mask for politics; the masque of Alfred / M. Burden. -Music Review 48, 1988. - Рр. 21-30.

118. Burney, С. A General History of Music [Электронный ресурс] / C. Burney. - Режим доступа: http://imslp.org/wiki/A_General_History_of_Mu-sic_(Burney,_Charles) (дата обращения 23.04.18).

119. Castelvecchi, S. Sentimental opera: questions of genre in the age of bourgeois drama / S. Castelvecchi. - Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2013. - 320 p.

120. Cummings, W. H. Dr. Arne and Rule, Britannia / W. H. Cummings. -London: Novello and Company, 1912. - 194 p.

121. Davey, H. The Student's Musical History / H. Davey. - London: Cur-wen & Sons LTD, 1906. - 155 p.

122. Ehrlich, С. The Music Profession in Britain Since the Eighteenth Century. A Social History / С. Ehrlich. - Oxford: Clarendon Press, 1985. - 269 p.

123. Foster S. Ch. «To Entertain the Fancy»: The Orchestral Concert Song in England, 1740-1800. Thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy / S. Ch. Foster. - Goldsmiths, University of London, 2013. - 472 p.

124. Gilman, T. Arne, Handel, the Beautiful, and the Sublime / T. Gilman // Eighteenth-Century Studies, The Johns Hopkins University Press, 2009. - V. 42. -№ 4. - Рр. 529-555.

125. Gilman, T. The Theatre Career of Thomas Arne / T. Gilman. - UK: University of Delaware Press, 2013. - 623 p.

126. Herbage, J. The Vocal Style of Thomas Augustine Arne / J. Herbage // Proceedings of the Royal Musical Association 78, 1952. - Рр. 83-96.

127. Jonkus, B. "His spirit is in action seen": Milton, Mrs Clive and the Simulacra of the Pastoral in Comus [Электронный ресурс] / B. Jonkus // Opera remade, 2017/ - 530 p. - Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=_zYrDwAAQBAJ&dq=Opera+re-made&hl=ru&source=gbs_navlinks_s (дата обращения 21.01.20).

128. Kidson, F. A study of old English song and popular melody prior to the 19th century / F. Kidson // The Musical Quarterly, Oxford University Press. - Oct., 1915. - V. 1. - № 4. - Pp. 569-582.

129. Langley, H. Doctor Arne / H. Langley. - Cambridge: The University Press, 1938. - 130 p.

130. Lawrence, W. J. An Old English Music Handkerchief / W. J. Lawrence // The Musical Quarterly, Oxford University Press. - Oct., 1917. - V. 3. - № 4. -Pp. 503-508.

131. Lawrence, W. J. Early Irish Ballad Opera and Comic Opera / W. J. Lawrence // The Musical Quarterly, Oxford University Press. - Jul., 1922. -V. 8. - № 3 - Pp. 397-412.

132. McGinley, Kevin J. The 1757 College of Philadelphia Production of Alfred: A Masque—Some New Observations / Huntington Library Quarterly. - University of Pennsylvania Press. - Vol. 77, No. 1. - 2014 - Pp. 37-58.

133. McVeigh, S. Concert Life in London from Mozart to Haydn / S. McVeigh. - Cambridge University Press, 1993. - 300 p.

134. Murray, S. E. "Love in a Village" and a New Direction for Musical Theater in Eighteenth Century America / S. E. Murray // Rethinking American Music. - University of Illinois Press, 2019. - Pp. 77-102.

135. Noyes, R. G. Ben Jonson's Masques in the Eighteenth Century / Studies in Philology. - Vol. 33, No. 3 (Jul., 1936). - Pp. 427-436.

136. O'Quinn, D., Straub, K., Anderson, M. G. The Routledge Anthology of Restoration and Eighteenth-Century Performance // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=CD-ID-wAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения 23.05.19).

137. Ratner, L. G. Classic Music: Expression, Form, and Style / L. G. Ratner. - New York: Schirmer, 1980. - 475 р.

138. Rice, P. F. The Solo English Cantatas and Italian Odes of Thomas A. Arne / P. F. Rice. - Cambridge Scholars Publishing, 2020. - 259 p.

139. Ritter, F. L. Music in England / F. L. Ritter. - New York: Charles Scrib-ner's sons, 1883. - 231 p.

140. Rosen, Ch. The Classical Style / Ch. Rosen. - Norton, W. W. & Company, 1998. — 560 p.

141. Sand, M. Music as a Profession in Eighteenth-Century England / M. Sand // Music and Letters XXIV. - Oxford University Press, 1943. - Vol. 24, No. 2. - Pp. 90-92.

142. Scott, А. Arne's «Alfred» / А. Scott // Music and Letters 55, 1974. -Pp. 385-397.

143. Sharp, S. English folk-song some conclusions / S. Sharp. - London: Simpkin & Co, 1907. - 159 p.

144. Spink, I. Introduction / The judgement of Paris // Musica Britannica: a national collection of music - The Royal Musical Association; Stainer and Bell Ltd, London, 1978. - Т. 42. - Рp. xiii-xvii.

145. Tasch, P. A. The Dramatic Cobbler: The Life and Works of Isaac Bick-erstaff / P. A. Tasch. - Lewisburg: Bucknell university press, 1972. - 322 p.

146. Timms, C., Wood, B. Introduction / Music in the London Theatre from Purcell to Handel / Ed. by C. Timms, B. Wood. - Cambridge: Cambridge University Press, 2017. - Pp. 1-4.

147. Thomson, O. An analysis of the propaganda which fuelled the wave of belligerent nationalism in Great Britain from 1719 to 1739 / PhD Thesis. - Glasgow University: Modern History Department, 1994. - 257 p.

148. Tyrrell Т. «Tis Comus Invites to the Temple Away!» Eighteenth-Century Adaptations of Milton's «A Mask». [Электронный ресурс] diss. ... PhD / Т Tyrrell. - 2013. - 57 Р. Режим доступа: https://www.aca-demia. edu/7313146/_Tis_Comus_Invites_to_the_Temple_Away_Eighteenth_Cen-tury_Adaptations_of_Miltons_A_Mask (дата обращения 08.01.20)

149. Walker, E. A History of music in England. / E. Walker. - Oxford: Clarendon press, 1907. - 364 p.

150. Winkler, A. E. "O ravishing delight": the politics of pleasure in "The Jujement of Paris" / A. E. Winkler // Cambridge Opera Journal. - Vol. 15, No. 1. -2003. - Pp. 15-31.

Словари и энциклопедии

151. Арн Томас Августин // Музыкальная энциклопедия; гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. -Т.1. - Кол. 222.

152. Бочаров, Ю. С. Балладная опера / Ю. С. Бочаров // Большая Российская Энциклопедия, электронная версия: https://bigenc.ru/mu-sic/text/1847693# (дата обращения: 02.12.2019).

153. Крымко, Ф. «Дорсет-Гарден Тиэтр» / Ф. Крымко // Театральная энциклопедия: в 5 т.; гл. ред. П. А. Марков. - М.: Советская энциклопедия, 1963. - Т. 2. - Кол. 491-492.

154. Михайлов, Л., Суриц, Е. Английский театр / Л. Михайлов, Е. Су-риц // Театральная энциклопедия: в 5 т.; гл. ред. С. С. Мокульский. - М.: Сов. Энциклопедия, 1961. - Т.1. - Кол. 183-196.

155. Смолина, К. 100 великих театров мира / К. Смолина. - М.: Издательство Вече, 2001. - 479 с.

156. Шнеерсон, Г. М. Английская музыка / Г. М. Шнеерсон // Музыкальная энциклопедия; гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. - Т.1. - Кол. 147-161.

157. Allibone, S. A. Arne, Thos. Augustine / S. A. Allibone // A Critical Dictionary of English Literature and British and American Authors. - Philadelphia: Lippincott, 1859. - P. 69.

158. Arne // The General biographical dictionary: containing an historical and critical account of the lives and writings of the most eminent persons in every nation; particularly the British and Irish; from the earliest accounts to the present time; ed., rev. and enl. by Alexander Chalmers. - London, 1812. - V.2. - Рр. 501-504.

159. Baildon, Joseph // A Biographical Dictionary of Actors, Actresses, Musicians, Dancers, Managers, and Other Stage Personnel in London, 1660-1800: Abaco to Belfille, SIU Press, 1991. - P. 212.

160. Boyd, M. Dirge / M. Boyd // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. S. Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

161. Bunfild, S. Englishness in music / S. Bunfild // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. S. Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

162. Golby, D. J. Arne, Thomas Augustine [Электронный ресурс] / D. J. Golby // Oxford Dictionary of National Biography. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1093/ref:odnb/674 (дата обращения 23.04.18)

163. Griffel, M. R. Operas in English: A Dictionary [Электронный ресурс] / M. R Griffel // Scarecrow Press. - Режим доступа:

https: //books .google.ru/books/about/Operas_in_Eng-lish.html?id=Y8bQAwAAQBAJ&redir_esc=y (дата обращения 29.04.21)/

164. Holman, P., Gilman, T. Arne, Thomas Augustine / P. Holman, T. Gil-man // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. S. Sadie. 2001. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Публикации автора по теме иследования

165. Климчук (Привалова), А. С. «Альфред» Томаса Арна: маска, опера или оратория? / А. С. Климчук // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 12-3 (86). - С. 81-84.

166. Климчук (Привалова), А. С. «Артаксеркс» Томаса Августина Арна - английская опера-seria / А. С. Климчук // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2018. -№ 1 (12). - С. 203-207.

167. Климчук (Привалова), А. С. Британский исторический миф в «Бо-адицее» Дж. Флетчера - Г. Пёрселла / А. С. Климчук // Театр и драма: эстетический опыт эпохи: сборник научных трудов. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. - Вып. 2. - С. 149-164.

168. Климчук (Привалова), А. С. Жанровые наклонения увертюр Томаса Арна / А. С. Климчук // Искусство глазами молодых : Материалы VIII Международной (XII Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (14-16 апреля 2016 г.). Красноярск: КГИИ, 2016. С. 51-54.

169. Климчук (Привалова), А. С. Жанровые наклонения увертюр Томаса Арна / А. С. Климчук // Современные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Материалы 24-ой межвузовской (региональной) научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири»

(24-25 мая 2016 г.). - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т архитектуры, дизайна и искусств, 2016. - С. 73-77.

170. Климчук (Привалова), А. С. Музыкальный театр Томаса Августина Арна: Выпускная квалификационная работа / Климчук Анастасия Сергеевна. - Новосибирск, 2018. - 123 с.

171. Климчук (Привалова), А. С. «Томас и Салли» Томаса Арна - итальянская buffa на английской сцене / А. С. Климчук // Музыкознание: история и современность глазами молодых учёных: сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. (25-26 окт. 2017 г.) - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2018. - С. 8-11.

172. Панкина, Е. В., Климчук (Привалова), А. С. Метаморфозы балладной оперы в середине XVIII века: «Любовь в деревне» Томаса Августина Арна / Е. В. Панкина, А. С. Климчук // Университетский научный журнал. - 2017. -№ 34. - С. 105-113.

173. Панкина, Е. В., Привалова, А. С. Сентименталистские черты оперы Томаса Августина Арна «Томас и Салли» / Е. В. Панкина, А. С. Привалова // Проблемы музыкальной науки. - 2020. - № 1 (38). - С. 50-59.

174. Панкина, Е. В., Привалова, А. С. «Суд Париса» Томаса Августина Арна: между маской и оперой / Е. В. Панкина, А. С. Привалова // Южно -Российский музыкальный альманах. - 2021. - № 3 (44). - С. 42-52.

175. Панкина, Е. В., Привалова, А. С. Трактовка либретто Пьетро Ме-тастазио в «Артаксерксе» Томаса Августина Арна / Е. В. Панкина, А. С. Привалова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2020. - № 40. - С. 156-171.

176. Привалова, А. С. Жанрово-стилистические особенности оперы Томаса Августина Арна «Любовь в деревне» / А. С. Привалова // Университетский научный журнал. - 2020. - № 57. - С. 116-129.

177. Привалова, А. С. От домашней постановки к театральному шедевру: путь «Маски, представленной в замке Ладлоу» Дж. Мильтона к «Ко-мусу» Дж. Далтона / А. С. Привалова // Техника музыкальной композиции.

Музыкальная композиция: исторические метаморфозы: Тезисы IV Международной научной конференции (Москва, 13-15 апреля 2021 г.). / сост. Н.В. Пи-липенко. - М.: РАМ имени Гнесиных, 2021. - С. 102-103.

178. Привалова, А. С. Портрет композитора: современник о Томасе Августине Арне / А. С. Привалова // Университетский научный журнал. - 2020. - № 58. - С. 72-83.

179. Привалова, А.С. «Элиза» и «Британия» Томаса Августина Арна: два воплощения национальной темы / А. С. Привалова // Опера в музыкальном театре: история и современность: Материалы Международной научной конференции, 11-15 ноября 2019 г. / ред-сост. И.П. Сусидко. -М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. - Т. 1. - С. 203-210.

180. Klimchuk (Privalova), A. S. Genres of theatrical overtures by Thomas Augustine Arne / A. S. Klimchuk // European Journal of Arts. - № 3. - 2016. -Pp. 37-40.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

Перечень таблиц

ВВЕДЕНИЕ

Таблица 1..................................................................................................................7

ГЛАВА II

Таблица 1................................................................................................................35

Таблица 2................................................................................................................41

Таблица 3...............................................................................................................43

Таблица 4................................................................................................................46

Таблица 5................................................................................................................50

Таблица 6................................................................................................................57

Таблица 7................................................................................................................62

Таблица 8................................................................................................................67

Таблица 9................................................................................................................95

Таблица 10............................................................................................................106

ГЛАВА III

Таблица 1..............................................................................................................149

Таблица 2..............................................................................................................151

Таблица 3..............................................................................................................178

ГЛАВА IV

Таблица 1..............................................................................................................202

Таблица 2..............................................................................................................205

Таблица 3..............................................................................................................212

Перечень примеров

ГЛАВА II

Пример 1.................................................................................................................73

Пример 2.................................................................................................................74

Пример 3.................................................................................................................75

Пример 4.................................................................................................................75

Пример 5.................................................................................................................76

Пример 6.................................................................................................................77

Пример 7.................................................................................................................77

Пример 8.................................................................................................................78

Пример 9.................................................................................................................80

Пример 10...............................................................................................................81

Пример 11...............................................................................................................82

Пример 12...............................................................................................................82

Пример 13...............................................................................................................83

Пример 14...............................................................................................................84

Пример 15...............................................................................................................84

Пример 16...............................................................................................................85

Пример 17...............................................................................................................86

Пример 18...............................................................................................................86

Пример 19...............................................................................................................87

Пример 20...............................................................................................................87

Пример 21...............................................................................................................89

Пример 22...............................................................................................................90

Пример 23...............................................................................................................90

Пример 24...............................................................................................................91

Пример 25...............................................................................................................92

Пример 26...............................................................................................................92

Пример 27...............................................................................................................94

Пример 28...............................................................................................................94

Пример 29...............................................................................................................94

Пример 30...............................................................................................................96

Пример 31...............................................................................................................97

Пример 32...............................................................................................................97

Пример 33...............................................................................................................97

Пример 34...............................................................................................................98

Пример 35...............................................................................................................98

Пример 36...............................................................................................................99

Пример 37...............................................................................................................99

Пример 38.............................................................................................................101

Пример 39.............................................................................................................102

Пример 40.............................................................................................................103

Пример 41.............................................................................................................104

Пример 42.............................................................................................................105

Пример 43.............................................................................................................105

Пример 44.............................................................................................................106

Пример 45.............................................................................................................107

Пример 46.............................................................................................................108

Пример 47.............................................................................................................109

Пример 48.............................................................................................................110

Пример 49.............................................................................................................110

Пример 50.............................................................................................................111

Пример 51.............................................................................................................112

Пример 52.............................................................................................................112

Пример 53.............................................................................................................114

Пример 54.............................................................................................................115

Пример 55.............................................................................................................116

Пример 56.............................................................................................................117

Пример 57.............................................................................................................117

Пример 58.............................................................................................................117

Пример 59.............................................................................................................118

Пример 60.............................................................................................................118

Пример 61.............................................................................................................119

Пример 62.............................................................................................................119

Пример 63.............................................................................................................120

Пример 64.............................................................................................................121

Пример 65.............................................................................................................122

Пример 66.............................................................................................................122

Пример 67а...........................................................................................................123

Пример 67б...........................................................................................................123

Пример 68.............................................................................................................124

Пример 69.............................................................................................................124

Пример 70.............................................................................................................125

Пример 71.............................................................................................................126

Пример 72.............................................................................................................126

Пример 73.............................................................................................................127

Пример 74.............................................................................................................127

Пример 75.............................................................................................................128

Пример 76.............................................................................................................128

Пример 77.............................................................................................................128

Пример 78.............................................................................................................129

Пример 79.............................................................................................................129

Пример 80.............................................................................................................130

Пример 81.............................................................................................................130

Пример 82.............................................................................................................130

Пример 83.............................................................................................................131

Пример 84.............................................................................................................131

Пример 85.............................................................................................................132

Пример 86.............................................................................................................133

Пример 87.............................................................................................................134

Пример 88.............................................................................................................134

Пример 89.............................................................................................................135

Пример 90.............................................................................................................135

Пример 91.............................................................................................................137

Пример 92.............................................................................................................137

Пример 93.............................................................................................................138

Пример 94.............................................................................................................139

Пример 95.............................................................................................................139

Пример 96.............................................................................................................140

Пример 97.............................................................................................................142

Пример 98.............................................................................................................142

ГЛАВА III

Пример 1...............................................................................................................150

Пример 2...............................................................................................................153

Пример 3...............................................................................................................154

Пример 4...............................................................................................................154

Пример 5...............................................................................................................155

Пример 6...............................................................................................................155

Пример 7...............................................................................................................156

Пример 8...............................................................................................................156

Пример 9...............................................................................................................157

Пример 10.............................................................................................................157

Пример 11.............................................................................................................158

Пример 12.............................................................................................................159

Пример 13.............................................................................................................159

Пример 14.............................................................................................................160

Пример 15.............................................................................................................161

Пример 16.............................................................................................................162

Пример 17.............................................................................................................162

Пример 18.............................................................................................................163

Пример 19.............................................................................................................163

Пример 20.............................................................................................................163

Пример 21.............................................................................................................165

Пример 22.............................................................................................................174

Пример 23.............................................................................................................174

Пример 24.............................................................................................................182

Пример 25.............................................................................................................183

Пример 26.............................................................................................................184

Пример 27.............................................................................................................185

Пример 28.............................................................................................................185

Пример 29а...........................................................................................................186

Пример 29б...........................................................................................................186

Пример 30.............................................................................................................187

Пример 31.............................................................................................................187

Пример 32.............................................................................................................188

Пример 33.............................................................................................................188

Пример 34.............................................................................................................188

Пример 35.............................................................................................................188

Пример 36.............................................................................................................189

Пример 37.............................................................................................................189

Пример 38.............................................................................................................190

Пример 39.............................................................................................................190

Пример 40............................................................................................................190

Пример 41............................................................................................................191

Пример 42............................................................................................................198

Пример 43............................................................................................................198

Пример 44.............................................................................................................199

ГЛАВА IV

Пример 1...............................................................................................................224

Пример 2...............................................................................................................226

Пример 3...............................................................................................................228

Пример 4а.............................................................................................................228

Пример 4б............................................................................................................229

Пример 5...............................................................................................................230

Пример 6...............................................................................................................231

Пример 7...............................................................................................................232

Пример 8...............................................................................................................233

Пример 9...............................................................................................................233

Пример 10.............................................................................................................234

Пример 11.............................................................................................................235

Пример 12.............................................................................................................236

Пример 13.............................................................................................................237

Пример 14.............................................................................................................239

Пример 15.............................................................................................................239

Пример 16.............................................................................................................240

Пример 17.............................................................................................................242

Пример 18.............................................................................................................243

Пример 19............................................................................................................244

Пример 20 ............................................................................................................245

Пример 21............................................................................................................246

Пример 22 ............................................................................................................246

Пример 23 ............................................................................................................247

Пример 24 ............................................................................................................247

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки»

ПРИВАЛОВА Анастасия Сергеевна МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ТОМАСА АВГУСТИНА АРНА

17.00.02 - Музыкальное искусство

Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

Том 2 ПРИЛОЖЕНИЯ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.