Наивное искусство Германии 1950-х - 1990-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Авдеева, Вера Владимировна

  • Авдеева, Вера Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 169
Авдеева, Вера Владимировна. Наивное искусство Германии 1950-х - 1990-х годов: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Екатеринбург. 2007. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Авдеева, Вера Владимировна

Введение

Глава I. История осмысления наивного искусства Германии

1.1. Историография немецкого наивного искусства: основные концепции и источники

1.2.Проблема развития категориального аппарата наивного искусства в современном искусствознании

Глава II. Художественная природа немецкого наивного искусства

1950-х-1990-х годов:

2.1.Национальная художественная традиция как источник наивного искусства в Германии

2.2.Культурные особенности немецкого наива: институциональные аспекты, критерии оценки

Глава III. Типология наивных художников Германии второй половины XX века:

3.1.Основные тематические линии немецкого наивного искусства

3.2.Особенности художественного языка искусства пограничников

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Наивное искусство Германии 1950-х - 1990-х годов»

Актуальность темы исследования. Сегодня наивное искусство, которое исследователи обычно относят к отдельной области примитива, стало общепризнанным явлением мировой художественной культуры XX века. Проблема примитива и раньше рассматривалась как одна из ключевых в истории искусства, "ибо в ней неразрывно связывались теоретические представления о первоэлементах художественного творчества"1. Обращение к необычным художественным образам и непосредственность восприятия объединяют наивных художников разных национальных школ и времен. Вместе с тем, проявления наивного искусства в определенных локальных центрах имеют достаточно специфичный характер, что позволяет говорить о "наивном искусстве" того или иного национального региона.

Исследовательское поле данной диссертационной работы - наивное искусство Германии, оформившееся в полной мере лишь во второй половине XX века и до сих пор остающееся в отечественной науке «белым пятном», хотя в западном искусствоведении искусство наивных художников Германии воспринимается как значимая научно-исследовательская область, закономерно представляющая одно из ярких национальных художественных направлений.

Развитие наивного искусства в Германии во второй половине XX века стимулировалось регулярной выставочной практикой, активным функционированием значительного числа музеев и галерей (музеи в Рекклингхаузене; галерея Циммер в Дюссельдорфе и многие др.), специализирующихся исключительно на нем. Однако богатый эмпирический материал, собранный в немецких музеях и галереях, в частных собраниях, до сих пор не нашел достаточного обобщения и осмысления еще и потому, что вопрос о критериях данного вида творчества в целом до сих пор остается

1 Богемская, К. Г. Первоэлемент творчества / К. Г. Богемская // Декоративное искусство. 1993. - №1-2. -С.64. дискуссионным и характеризуется наличием полярных оценок, поскольку художественная практика непрофессионального искусства выходит за рамки классического видения.

Интерпретация наивного искусства как целостного феномена способствует осмыслению различных маргинальных явлений в современной художественной культуре, их корреляции с общественной жизнью (например, внедрению политики гуманизации индустриальной среды в условиях модернизации). Кроме того, опыт социокультурного бытования наивного искусства в условиях объединенной Германии помогает оценить его своеобразные арт-терапевтические функции для немецкой диаспоры, живущей за пределами своей исторической родины (немцев Урала, Поволжья и др. регионов). Тем более что отечественная культура на протяжении многих столетий имела с немецкой тесные отношения, сформировавшие «ситуацию напряженного внимания, ревнивой дружбы-соперничества, укоренённости мастеров, вещей и людей одной нации в культуре другой» 2.

Степень научной разработанности проблемы. Наивное искусство Германии 1950-х - 1990-х годов никогда ранее не становилось предметом специального изучения в отечественной науке, особенно в русле рассмотрения его как специфического национального художественного явления. В российских трудах 1970-х годов, например, в работах Е. Марченко, А. Тихомирова, научных статьях А. М. Кантора в сборниках «Советское искусствознание» и художественной периодике, посвященных изобразительному искусству ГДР и ФРГ, область наивного творчества не затрагивается. К изучению немецких художников-самоучек исследователи не обратились и во время подготовки и проведения крупномасштабного выставочного проекта «Москва - Берлин - 1950-2000» (2004). Лишь в работе К.Г. Богемской («Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдеровское искусство в XX веке», 2001) кратко рассматриваются

2 Сиповская Н. Вступление / Н.Сиповская // Пинакотека. - 1999/3- 4. - №10-11. современная художественная ситуация в Германии, некоторые музейные собрания (в частности, Музей аутсайдеров в Бёнигхайме), деятельность Т. Рёске - директора клиники Хайдельбергского университета и исследователя знаменитой коллекции рисунков душевнобольных, собранной Г. Принцхорном. Проблема истоков европейского, в том числе, и немецкого наива (вотивной картины), соотношение официального и неофициального творчества затронуты были в статьях М. А. Бессоновой («Избранные труды», 2004). Опосредованный интерес отечественных исследователей к немецкому непрофессиональному искусству проявился также в обращении к декоративно-прикладному творчеству немецких мастеров3.

Проблемы развития наивного искусства Германии, вместе с тем, неоднократно затрагивались в западном искусствознании, где интерес к нему возник в 1950-е годы, одновременно с активным утверждением этого феномена в художественной практике, что выразилось в проведении целого ряда выставок наивных художников, как в Германии, так и в других странах Западной Европы. Именно тогда западное искусствознание обогатилось основополагающими взглядами на наивное и примитивное искусство О. Бихали-Мерина, Н.- Б. Томашевича, Р. Кардинала, Ш. Ткача, А. Порибны, А. Яковского, Р. Италиандера, О. А. Элерса,

Г.- Ф. Гайста, М. Т. Энгельса. В их трудах анализируется социокультурный механизм функционирования наивного искусства в целом, акцентировано внимание на этимологии термина «наивное искусство», сделана попытка выявить его эстетическую природу, зафиксированы основные национальные направления и их отдельные представители. В схожем ключе рассматривали наивное творчество специалисты 1960-х годов Д. Малов, Г. Шмидт, Ф. Ро и Р. д'Арнонкур, являвшиеся одновременно кураторами выставочных проектов.

В середине 1970-х годов немецкие исследователи Т. Гроховиак («Немецкое наивное искусство», 1976), Р. Цкж («Шедевры немецкой

3 Проект 1999 - 2000 года "Хампельман & матрёшка: деревянная игрушка из Германии и России". живописи», 1974) перешли к более детальному изучению наивного искусства Германии. В их интерпретации оно обрело вполне определенные национальные черты, расширился круг авторов, классифицированных по территориальному и тематическому принципу.

В 1980-е годы впервые была сделана попытка вписать творчество немецких наивов, работавших на территории разделенной Германии (ФРГ и ГДР), в мировой контекст: Г. Клауснитцер и Т. Гроховиак опубликовали обзорные статьи «Наивное искусство в Восточной Германии» и «Наивное искусство в Западной Германии» в фундаментальной «Всемирной энциклопедии наивного искусства» (издана в Белграде и Лондоне в 1984 году под ред. О. Бихали-Мерина и Н.- Б. Томашевича), где были обозначены его основные фигуры.

В 1990-е годы произошло расширение терминологического обозначения искусства самоучек и любителей: по отношению к ним стало широко применяться понятие «аутсайдеры» (см.: «Искусство аутсайдеров. Коллекция Шарлотты Цандер», 1999). Более того, Ш. Цандер ввела новую категорию художников-«пограничников», которые занимают промежуточное положение между наивами и арт-брютами. Научные сотрудники музеев Рекклингхаузена Ф. Ульрих и Г.-Ю. Швальм в эти же годы обозначили компенсаторную функцию наивного творчества для немецких мастеров. Вслед за ними обосновали свои позиции немецкие коллекционеры Э. Циммер (Дюссельдорф), Ш. Цандер (Бёнигхайм), Р. Цюк (Мюнхен), Э. Хассбекер (Хайдельберг), М. Кюн (Кельн). В частности, М. Кюн много способствовала осмыслению творчества некоренных мастеров -переселенцев из Восточной Европы, американский исследователь М. Д. Джекоб разработала более подробную классификацию немецких наивов на материале частного собрания Ю. Айзенмана ( Бёблинген).

В последние десятилетия XX века много сделано для уточнения терминологического инструментария и методологии изучения наивного искусства отечественными учеными. Вслед за ставшими классикой для искусствознания нашей страны трудами В. Н. Прокофьева и Г. С. Островского, появились работы о наивном искусстве К. Г. Богемской, М. А. Бессоновой, О. В. Дьяконициной, И. П. Вовка, Ел. И. Кириченко, А. В. Лебедева, В. А. Помещикова, Л. И. Тананаевой, Н. С. Шкаровской, А. Н. Яркиной и др. исследователей, рассматривающих творчество наивных художников в контексте художественной культуры определенного периода. Их интересуют взаимосвязи наивного искусства с социальной жизнью, закономерности его развития, включая всю совокупность вопросов соотношения формы и содержания, стилистических особенностей художественного произведения. Пристальное внимание к природе наива уделила в своем докторском докладе К. Г. Богемская4, раскрывшая полисемантичность термина «наивное искусство», его вариации от «любительства» до «искусства аутсайдеров» и пр. Подход Ел. И. Кириченко5 свидетельствует о наличии в отечественном искусствознании постмодернистских тенденций, акцентирующих в наивном искусстве имманентные культурно-содержательные коды. Закономерным выходом к феномену наивного искусства и творчеству аутсайдеров стала научная конференция «Феномен наивного искусства и творчества аутсайдеров в наши дни и его проблемы», прошедшая под эгидой Московского международного фестиваля наивного искусства и творчества аутсайдеров "Фестнаив-2004" (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, 16-17 ноября 2004 года)6.

Весомым вкладом в теоретическое изучение наивного искусства стали философские исследования А. С. Мигунова, В. Л. Рабиновича,

4 Богемская, К. Г. Наивное искусство и художественная самодеятельность в России 1920 - 1990-е гг. История и проблема культурных контекстов: науч. докл. . д-ра искусствоведения. - М., 2003. - С.3—47.

5 Кириченко, Е. И. Художественный мир наивной живописи России второй половины XX века: автореф. дис. . канд. искусствоведения. - Екатеринбург, 2004. - С.3-20.

6 См. «Феномен наивного искусства и творчества аутсайдеров в наши дни и его проблемы»: мат. науч. конф. / Ответ, за вып. В.И. Грозин. - М., 2004. - 239 с. п

Н. А. Хренова, Т. Зиновьевой, Т. Вархотова, в которых дается интерпретация скрытых смыслов наивного произведения, рассматривается проблема маргинальное™ наивного художника, раскрываются психологические аспекты наивного искусства как «странного» искусства (так его нередко условно обозначают многие исследователи), черты психопатологической экспрессии в нем. Культурологический подход к феномену наивного искусства прослеживается в книге А. Н. Рылевой "О наивном" (2005), обобщающей мировой опыт непрофессионального творчества. Однако, в ее работе содержится целый ряд фактических неточностей (отсутствуют точные даты, указанное число немецких музеев наивного искусства явно не совпадает с действительностью и т.п.).

Таким образом, ни в отечественном и в западном искусствознании не существует специальных обобщающих исследований о немецком наивном искусстве второй половины XX века.

Объектом диссертационного исследования является наивное искусство Германии второй половины XX века как одно из значительных явлений европейского непрофессионального искусства.

Предметом исследования становится творчество наиболее ярких и знаковых немецких художников наивного направления 1950-х - 1990-х гг. в его историко-культурном и социальном контексте.

Цели и задачи. Целью данного исследования является анализ особенностей развития наивного искусства Германии во второй половине XX века, преимущественно Западной Германии, в силу сложившейся на территории Восточной Германии рестриктивной культурной политики.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: - уточнение и фиксация распространенных дефиниций наивного искусства, их вычленение и историческое обоснование в рамках различных подходов,

7 Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 384 е.; Смолянская, Н. Странные художники - странное творчество: [обзор междун. научн конф. "Странные художники - странное творчество" (МГУ, 4-6 октября 2004 г.)] // Новое литературное обозрение: теория и история литературы, критика и библиография. - М., 2004. - №70(6). - С.425^44. выявление исследовательского инструментария и критериев оценки наивного искусства.

- рассмотрение национальной художественной традиции в качестве истоков немецкого наивного творчества.

- анализ образных, стилистических и тематических особенностей немецкого наивного искусства второй половины XX века;

- выявление типологии наивного искусства Германии исследуемого периода.

Методологические и теоретические основы исследования. В основу методологии исследования положен принцип междисциплинарного анализа проблемы, заявленной в диссертации. Помимо сравнительно-исторического и традиционного искусствоведческого формально-стилистического анализа произведений наивных художников, автор опирается на методологические подходы, разработанные в XX веке смежными гуманитарными науками. Среди них наиболее важными представляются: психологический, открывающий глубинное этическое и эстетическое содержание произведений искусства; структуралистский, позволяющий рассмотреть творчество наивных авторов в качестве цельного явления, имеющего закономерный характер; институциональный, фиксирующий произведение наивного искусства в качестве музейного объекта; тендерный, помогающий осмыслить проблему самоидентификации немецкого наивиста.

Научная новизна исследования обусловлена введением □ в диссертации в научный оборот большого объема нового эмпирического материала, а также осмыслением наивного искусства Германии в качестве характерного явления 1950-х - 1990-х годов, проявившемся с помощью широкого спектра художественных и социокультурных практик. Она заключается в следующем:

- в результате анализа существующих в искусствознании теорий, выявлено несколько подходов к изучению дефиниций наивного искусства (исторический, традиционный, новаторский), на основе которых зафиксировано устойчивое значение термина «наивное искусство» и его различные модификации.

- истоки наивного искусства Германии рассмотрены в широком историческом контексте. Выявлено, что в основе немецкого наива лежит национальная художественная традиция - народное творчество, вотивное искусство, творчество художников-любителей XVIII - начала XX вв.

- показано, что импульсом для осознания эстетической значимости и открытия наивного искусства в XX веке являются модернистские течения (абстракционизм, экспрессионизм, новая вещественность и др.), доминировавшие в этот период в Западной Германии.

- впервые проводится обобщение эмпирического материала по тематико-содержательному и стилевому принципам, выстраивается типология немецкого наивного искусства 1950-х- 1990-х гг.

- наивное искусство впервые рассмотрено в качестве одного из моделирующих факторов в преобразовании промышленных зон Германии во второй половине XX века, в котором основную роль сыграла политика гуманизации индустриальной среды, направленная на изменение общества и создание нового демократического государства посредством творческой интеграции рабочего класса.

- в работе убедительно доказано что капитал промышленных регионов Германии способствовал формированию художественного рынка, на котором произведения наивного искусства являлись в исследуемый период выгодным вложением денежных средств.

Научно-практическая ценность исследования. Проанализированный материал может быть использован для разработки фундаментальных учебных курсов по всеобщей истории искусств, так и для курсов, связанных со сферой неклассического искусства, в том числе и уральского региона. Результаты диссертационного исследования могут быть полезны для дальнейшей разработки теоретической базы экспериментального искусствознания и методологической основы изучения наивного искусства других национальных регионов.

Рассмотренный в работе опыт государственной культурной политики в Германии по отношению к наивному искусству может быть применен в художественной практике регионов России. К примеру, на Урале, где преобразование индустриальной промышленной зоны требует организации и проведения мероприятий, повышающих уровень культуры населения и интегрирующих его в современный художественный процесс.

Апробация результатов исследования. Основные идеи диссертации и полученные результаты обсуждались на заседаниях кафедры истории искусств Уральского государственного университета им. А. М. Горького в 2005-2007 гг. Основные положения и выводы диссертации излагались автором в выступлениях на научно-практических конференциях: Первом Международном конгрессе «Толерантность и ненасилие в современной цивилизации» (УрГУ, Екатеринбург, 2002); Весенних искусствоведческих чтениях (УрГУ, Екатеринбург, 2003); Международной научной конференции «Эстетика научного познания» (МГУ, Москва, 2003); Международной научно-практической конференции «Россия и Германия: опыт художественного взаимодействия» (Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского, Екатеринбург, 2004); Всероссийской конференции «Новое искусствознание как социальная экспертиза культуры общества потребления» (УрГУ, Екатеринбург, 2005); Международной научно-практической конференции «Ломоносов-2007» (МГУ, Москва, 2007); круглом столе «Маргинальное искусство: его бытование и осмысление» (УрГУ, Екатеринбург, 2007).

Основные идеи исследования были апробированы также при разработке и чтении спецкурса «Наивное искусство: проблемы изучения» для студентов специальности «искусствоведение» факультета искусствоведения и культурологи Уральского госуниверситета им. А. М. Горького.

На защиту выносятся следующие положения:

- Наивное искусство Германии не представляет собой отдельную художественную мастерскую или школу. Это национальное явление, связанное с конкретной историко-культурной средой бытования, проявившееся не просто как феномен искусства с разрозненными субъектами художественного процесса, но как сублимированная социальная структура, функционировавшая посредством привлечения немецкого общества к культурному творчеству.

- Немецкое наивное творчество проявилось как автономная форма пространственного искусства, организованного и поддерживаемого профсоюзами, государственными и частными предприятиями, музеями с чьей помощью сформировался особый социокультурный механизм его бытования, включавший выставки, конкурсы и фестивали (Рурский фестиваль), частное и муниципальное коллекционирование, художественные мастерские и объединения.

- Процесс формирования наивного немецкого искусства связан не только с коллективными формами, но сопряжен и с социальным статусом одиночки-маргинала с его уникальным творческим потенциалом, работоспособностью, особым складом психики, повышенной эмоциональной чувствительностью, специфическим миропониманием.

- Локальное разнообразие и отсутствие единого стиля в наивном искусстве Германии второй половины XX века обусловлено не только яркой индивидуальностью таланта отдельных художников-самоучек, но и дискретностью немецкого государства, особыми историческими обстоятельствами.

Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается избранными междисциплинарными методологическими подходами, опорой на фундаментальные научные положения зарубежного и отечественного искусствознания, обширную источниковедческую базу исследования, представленную в приложениях.

13

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 180 наименований. Диссертацию сопровождает приложение, которое представляет собой иллюстрированный каталог работ с биографиями и комментариями художников (179 страниц). Эмпирическая база диссертационной работы составляет более 200 работ представителей наивного направления Германии. Основной текст исследования с постраничными примечаниями - 169 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Авдеева, Вера Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет утверждать, что наивное искусство Германии XX века с одной стороны представляет собой самостоятельную художественную ценность, с другой - звено в общем процессе развития искусства, находящееся в двусторонних отношениях с модернизмом и постмодернизмом. Явившись одним из источников вдохновения немецких экспрессионистов и абстракционистов, оно, в свою очередь, испытало их стимулирующее воздействие. Подобные взаимовлияния происходили и во второй половине XX века между наивным и профессиональным (модернистским и постмодернистским) искусством. "В этом плане перспектива деавтоматизации культурных стандартов и деконструкции привилегированных позиций, намеченная постмодернизмом, имеет серьезный культурный смысл" 19°. Наивное искусство Германии представляет собой яркий пример инновационного обмена в искусстве как способа валоризации (определение Б. Гройса) явлений, находящихся до определенного времени вне зоны интереса профессионалов. В Германии именно художники-авангардисты 1960-х гг. дюссельдорфской группы «ZERO» (О. Пине, X. Макк, Г. Юкер), отказавшись от академических критериев искусства, много способствовали введению творчества мастеров-самоучек (Э. Бёдекера, Й. Виттлиха, Ян Ван Верта, К. Мэдера) в европейский художественный контекст.

На рубеже XX - XXI веков искусствознание выходит на новый уровень осмысления методологии наивного искусства. Пристальный интерес к наивному творчеству, в целом, и к немецкому, в частности, поддерживается осуществлением многочисленных выставочных проектов, которые основываются на твердой кураторской позиции. Большинству их свойственен междисциплинарный характер, пронизанный "идеей мультикультурализма" (по Данто191). Его суть в том, что анализ произведений наивов выполняется с равных позиций: каждому наивному мастеру, независимо от того, к какой национальной культуре он принадлежит, предъявляются одни и те же критерии оценки. Таким образом, осуществляется процесс децентрации культуры, откровенно ослабляющий европоцентристскую позицию и дающий глоток свободы "периферийным", региональным культурам.

В силу своей специфики наивное искусство Германии требует междисциплинарных подходов, провоцирует применение разнообразных методов. Каждый исследователь вырабатывает собственный индивидуальный. В то же время, он работает в зависимости от своей профессии. Отсюда четко выделяется особая система научных подходов к интересующей нас сфере: философского, культурологического, искусствоведческого и др., хотя в чистом виде они вряд ли функционируют. В методологии изучения немецкого наива находит достаточно убедительное обоснование версия, связанная со спецификой постмодернистских течений -неклассической трактовкой классических традиций192. Это обстоятельство отчасти объясняет авторскую гипотезу о разработке методологических подходов, которые в целом видоизменяют категориальную систему и, собственно, сам понятийный аппарат. Одновременно происходит модификация основных эстетических категорий, выраженная, по мнению Н. Б. Маньковской, в пристальном интересе к «безумному», "грубому", "сырому», в конечном счете, "наивному".

С этой точки зрения для осмысления наивного искусства Германии мы выделили несколько основополагающих методологических подходов, с помощью которых в той или иной степени рассматривается проблема неклассического (в нашем случае наивного) искусства. По мере

191 Danto, А. С. The artworld and its outsider / A. C. Danto // Self-Taught Artists of the 20-the centery: an American Anthology. - San Francisco, 1998. - P. 18-27.

192Маньковская, H. Б. Постструктурализм / H. Б. Маньковская // Культурология. XX век. Словарь. - СПб: Университетская книга, 1997. -С.130. доминирования в науке об искусстве Х1Х-ХХ вв. они условно обозначены как: 1/ психологический (практика врачей - ар-брют, наив); 2/ философский (институциональный, структуралистский); 3/ тендерный; 4/ историко-искусствоведческий (Т. Гроховиак, Р. Цюк, К. Дихтер).

Замечено, что немецкое искусство традиционно пропитано философскими доктринами. В популярных философских дискурсах конца XX - начала XXI века черты наивного искусства некоторых общепризнанных художников

193 читаются открытым текстом" . С приходом постмодернистских идей "уместна аналогия с "интенсивностями" и "телами без органов" Ж. Делеза и Ф. Гваттари, дисперсивными полями Ж. Бодрийяра, коннотациями Р. Барта, деконструкцией Ж. Деррида"194. Трудно не согласиться с тем, что немецкие наивы по своей сущности близки художникам-постмодернистам. Ведь они также "часто ставят вопросы, на которые трудно получить ответ"195. Ими также движет идея обновления мира, но постмодернисты и наивы решают ее различными способами. Постмодернистами движет разочарование в идеалах и ценностях предыдущих эпох, вера в безграничность человеческих возможностей будущего196, наивами - искренняя вера в вечную красоту мира и нередко разочарование в собственной жизни.

Специфика заявленного историко-искусствоведческого подхода в следующем. Его фундаментом является история, которая оказывается и базой, и фоном, и средой обитания наивных мастеров197. В то же время недостаточно изучить только одну историю наивного искусства, которая позволяет отчасти систематизировать богатый материал, применяя основы формального анализа. Усложняется задача теории искусства немецких наивов, следуя которой пришлось сначала с историософской позиции

193 Мигунов, А. С. Маргинальная тема / А.С.Мигунов // Феномен наивного искусства и творчества аутсайдеров в наши дни и его проблемы: мат. науч. конф. / Ответ, за выпуск В.И. Грозин. - М., 2004. - С.10 -11.

194 Там же.

195 Там же.

196Маньковская, Н. Б. Постструктурализм / Н.Б. Маньковская // Культурология. XX век. Словарь. - СПб: Университетская книга, 1997. - С. 130

197 Соколов, М.Н. Искусствознание / М.Н. Соколов // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. - СПб: Университетская книга, 1998. -С.275. обобщить накопленные материалы и лишь затем - выявить его художественно-теоретическую концепцию. Обозначенная концепция постепенно вырастает в новый или неклассический историко-искусствоведческий подход, который не нужно рассматривать в качестве некоего догматического постулата, поскольку, очевидно, что нет необходимости отрицать предшествующие методологии.

В современном искусствознании до сих пор не сложился четкий категориальный аппарат, позволяющий провести дефиниции в различных областях непрофессионального искусства. При анализе произведений наивного творчества, активно используются такие термины как "примитив", "инсита", "самодеятельность", "аутентичный наив", также в качестве синонимов применяют понятия "наивное искусство" и "аутсайдерство". Таким образом, автор диссертации решает одну из поставленных задач -уточнить и закрепить понятие «наивное искусство» как наиболее емкое и содержательное, вбирающее, в том числе, историческую традицию, которая строго разделяла так называемый «исторический примитив» и «наивное творчество».

Автор приходит к выводу, что модель наивного искусства Германии во многом определяют тенденции исторического развития страны. Наивное искусство в 50-е-90-е годы XX столетия становится неотъемлемой структурой немецкой культуры. Поствоенное немецкое общество переживало кризисную ситуацию: оно лишилось своего национального единства, в нем увеличилось число безработных или угнетенных трудом граждан. Функции улучшения и облагораживания социальной сферы во многом взяло на себя наивное искусство, ставшее своего рода моделирующим фактором преобразования промышленных зон Германии, капитал которых содействовал формированию художественного рынка. В нем произведения немецкого наивного искусства являлись выгодным вложением денежных средств.

Также в новом ключе выявлена и проанализирована политика гуманизации индустриальной среды, направленная на изменение общества и создание нового демократического государства посредством творческой интеграции рабочего класса. Это способствовало созданию новых музейных институций и пополнению государственных коллекций. Их созидательная роль чрезвычайно важна в развитии и популяризации творчества мастеров этого направления. Оно становится своего рода мощным механизмом национальной идеи.

Наряду с социокультурным осмыслением данного направления, непосредственно решаются художественные задачи, а именно, достаточно подробно рассмотрен процесс формирования наивного искусства Германии в широком историческом контексте. В ходе исследования выявлено, что в основе немецкого наива лежит национальная художественная традиция (народное искусство, вотивное искусство, творчество художников-любителей ХУШ-Х1Х вв.). Кроме того, доказано, что почвой для формирования и открытия наивного искусства стали модернистские течения (экспрессионизм, новая вещественность и др.), доминировавшие в первой половине XX века в Германии. Они соприкасаются с культурными особенностями наивного искусства Германии.

Рассмотрение феномена наивного искусства Германии с новой позиции свидетельствует, что его появлению способствовала также национальная идентичность, оформившаяся в XIX веке. В немецком искусстве она выражалась в доминировании определенного художественного направления, а именно, линии бидермейер, некой формы "одомашненного романтизма" с его идиллическим образом домашнего уюта, семейного умиротворения. В связи с этим образовался и закрепился культ дилетантского искусства.

В работе проанализированы произведения живописи, графики, скульптуры наиболее талантливых наивных авторов Германии 1950-1990-х годов. Их классификация проведена не только по распространенному в мировой практике содержательному принципу («библейская», бидермейеровская», «фантастическая» линии), но и с использованием формально-стилистических («экспрессионисты») и социальных аспектов типологии («пограничники»). Итак, в диссертации впервые обобщен и наглядно представлен обширный национальный материал истории немецкого искусства XX века, который позволяет переосмыслить традиционные подходы и критерии оценки наивного искусства в целом.

Важнейшей чертой немецкого наива второй половины XX века является отражение разобщенности, так называемой "расколотой идентичности", вызванной утратой цельности нации. Наивное искусство, следуя специфике сложившейся ситуации дискретного развития, проявляется наиболее ярко в отдаленных от центра регионах: Рекклингхаузен (Северный Рейн-Вестфалия), Бёблинген (Баден-Вюртенберг). В основном наивы - это «одинокие творцы», не создающие шедевров и даже произведений, приобретших широкий социальный статус, какой приобрело, например, творчество профессионала-постмодерниста Киффера, но обнаруживающие коллективную целостность мировоззрения. Опираясь на национальные корни, немецкое наивное искусство в определенной степени визуализирует древнейшие понятия и осуществляет наивный и отчасти ненавязчивый поиск этой цельности. Немецкие наивы взяли на себя в какой-то мере функции деятельного инструмента, конструирующего цельность мира, что помогает понять и мотивации «скороспелого» наивного мастера, и причину вхождения его в художественный процесс, а также то, почему творческие сгустки формируются на периферии (например, коллекция Айзенмана в Бёблингене).

Продолжением начатых исследований должно явиться осмысление перспектив наивного искусства как немецкого, так и других европейских стран и характера его контактов в XXI веке с профессиональным искусством.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Авдеева, Вера Владимировна, 2007 год

1. Аверинцев, С. С. Иоанн Богослов / С. С. Аверинцев // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 246.

2. Алпатов, М. В. Вступление / М. В. Алпатов // Шкаровская Н. Народное самодеятельное искусство. Л.: Аврора, 1975. - С.5.

3. Арсланов, В. Г. Западное искусствознание XX века / В.Г. Арсланов. М.: Академический проект; Традиция, 2005. - 864 С.

4. Бихали-Мерин, О. О сущности наивного искусства / О. Бихали-Мерин // Декоративное искусство СССР. 1968. - №9. - С. 12-18.

5. Бессонова, М. А. Анри Руссо и французские наивы / М.А. Бессонова // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени : Сб. ст. /Под ред. В. Н. Прокофьева. -М., 1983. С.133-159 .

6. Бессонова, М. А. Открытие примитива в искусстве конца XX века: от Уде к Вальдену / М.А. Бессонова // Вопросы искусствознания. X (1/97). - М., 1997.-С. 412-420.

7. Бессонова, М. А. Открытие примитива в искусстве конца XX века: от Уде к Вальдену / М.А. Бессонова // Мат. науч. конф. "Випперовские чтения -1996". Россия-Германия: культурные связи, искусство, литература в п.п.ХХ века. Москва, 2000. - С. 19 - 31.

8. Бессонова, М. А. Проблема "наивной" живописи. Искусство официальное и неофициальное / М. А. Бессонова // Избранные труды. М.: ВАЬТ1Ш8, 2004.-С. 11-23.

9. Бессонова, М. А. Истоки творчества Руссо и Пиросмани. Вотивная картина // Избранные труды. М.: ВАЬТКШ, 2004. - С.35-45.

10. Бессонова, М. А. Анри Руссо и проблема примитивизма в европейском и американском искусстве рубежа XIX и XX столетий: План диссертации / М.А. Бессонова // Избранные труды. М.: ВАЬТЯШ, 2004. - С. 99-106.

11. Белик, А. А. Культурология. Антропологические теории культур / А. А. Белик. М.: РГГУ, 1998. - 241 с.

12. Богемская, К. Г. Первоэлемент творчества / К. Г. Богемская // Декоративное искусство. 1993. №1-2. - С.64.

13. Богемская, К. Г. Историческое прошлое и сегодняшний день примитива / К. Г. Богемская // Примитив в искусстве: Грани проблемы. М., 1992. -С.88-108.

14. Богемская, К. Г. Арт-брют и наивное искусство / К. Г. Богемская // Современное наивное искусство России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М., 1998. - С. 34-37.

15. Богемская, К. Г. Самодеятельное изобразительное искусство / К. Г. Богемская // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. Конец 1950-х начало 1990-х годов. - СПб, 1999. - С.389-439.

16. Богемская, К. Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдеровское искусство в XX веке / К.Г. Богемская. СПб: Алетейя, 2001.- 185 с.

17. Богемская, К. Г. Наивное искусство и художественная самодеятельность в России 1920—1990-е гг. История и проблема культурных контекстов: науч. докл . д-ра. искусствоведения / К. Г. Богемская. -М., 2003. С. 3-47.

18. Богемская, К. Г. Наивное искусство: Павел Леонов / К. Г. Богемская. -СПб: Дмитрий Буланин, 2005. 183 с.

19. Вагнер, Г. К. О соотношении народного и самодеятельного искусства / Г. К. Вагнер // Проблемы народного искусства: сб. ст. / Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств Акад. художеств СССР. М.: Изобраз. иск-во, 1982. - С.46-55.

20. Вакар, Л. О первичности творчества и его формах в наивном // Декоративное искусство. 2000. №1-2. - С. 4-5.

21. Вовк, И. П. Очарованный наив / И.П. Вовк // Русский сувенир. М., 2003. - №3.- с. 18-26.

22. Вокруг примитива: Наивное искусство, примитив, примитивизм из фондов картинной галереи и мастерских художников / Авт. вступит, ст. и сост. каталога Ю. Л. Алферова, Е. М. Устьянцева. Челябинск, 2005. - 46 с.

23. Гаврилов, В. В. Психопатологическая тень аутсайдеров / В.В. Гаврилов // Феномен наивного искусства и творчества аутсайдеров в наши дни и его проблемы: мат. науч. конф. /Отв. за вып. В.И. Грозин. М., 2004. - С.225-232.

24. Гарин, В. Б. Германия / В. Б. Гарин, В. В. Люсиченко // Страны и народы мира: энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 - С. 131138.

25. Грюнд, Ф. Наивные художники мира / Ф. Грюнд // Наивные художники мира: каталог выставки / Авт.-сост. Ф. Грюнд, О. Дьяконицына. -М., 1990.

26. Германия // Искусство стран и народов мира. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Гл. ред. Б.В. Иогансон.- М.: Сов. энциклопедия, 1962. Т.1. - С.432-501 .

27. Германия // Страны мира: Краткий политико-экономический справочник. -М.: Республика, 1993. -С.104-109.

28. Германская Демократическая Республика // Искусство стран и народов мира. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Гл. ред. Б.В. Иогансон М.: Сов. энциклопедия, 1962. - Т.1. -С.521-526 .

29. Германская Демократическая Республика // Географ, энциклоп. словарь: Географ, названия / Гл. ред. А. Ф. Трёшников- 2-е изд., доп. М.: Сов. энциклопедия, 1989.-592 с. - С.127-128.

30. Германия: путеводитель. -М.: Издательский Дом Симон-Пресс, 2003. 412 с.

31. Герчук, Ю. Я. Наивная мудрость примитива / Ю. Я. Герчук // Мудрость с наивными глазами: Каталог // Сост. и ред. Б. И. Кириченко. — Киров, 1997. -С. 2-3.

32. Гече, Г. Библейские истории / Г. Гече. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1989. -С.

33. Тендерная самоидентификация. Тендер уровень субъекта Н Введение в тендерные исследования: учеб. пособие для студентов вузов / И.В. Костикова и др. ; Под общ. ред. И.В.Костиковой. - М.: Аспект Пресс, 2005. -С. 19-21.

34. Гройс, Б. Утопия и обмен / Б. Гройс. М.: Знак, 1993. - 373с.

35. Голомшток, И. H. Современное прогрессивное искусство в странах капитализма / И.Н. Голомшток, И.А. Каретникова. М.: Искусство, 1965. -69 с.

36. Голомшток, И. Н. Тоталитарное искусство / И. Н. Голомшток. М.: Галарт, 1994.-373 с.

37. Даниленко, В. И. Национал-социализм / В. И. Даниленко // Современный политологический словарь. M.: NOTA BENE, 2000. - С. 533-535.

38. Даниленко, В. И. Нация (национализм, национальное сознание) / В. И. Даниленко // Современный политологический словарь. M.: NOTA BENE, 2000.-С.540.

39. Дмитриева, M. "Природа природствующая и природа оприроденная": к истории термина "примитив"/ М. Дмитриева // Примитив в искусстве: грани проблемы. М., 1992.-С.111-125.

40. Дмитриева, Н. А. Возрождение в Германии // Краткая история искусств. Вып.2.Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII XVIII веков; Россия XVIII века. - 2-е изд., доп. - М.: Искусство, 1989. - с.39-71 с.

41. Зиммен, Ж. Завоевание космоса и земные перспективы / Ж. Зиммен // Москва Берлин. 1950 - 2000. Искусство: современный взгляд. - М., 2003. -С.100-101.

42. Искусствознание (искусствоведение) // Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1979. - С.513 - 514.

43. Искусство посторонних. Outsider Art / Сост. А. Н. Яркина. М.: Магазин искусства, 2000.

44. Кардинал, Р. Художники-примитивисты: пер.с англ. В.Л.Алешиной / Р. Кардинал. М., 2000. - 87 с.

45. Каике, В. А. Мишель Фуко: философия дискурсивных практик / В. А. Канке // Основные философские направления и концепции науки: учеб. пособие. М.: Логос, 2004. - С. 116 - 122.

46. Кантор, A. M. Германия: архитектура и изобразительное искусство / А. М. Кантор//БСЭ. 3-е изд. - М., 1971.-Т. 6.-С. 1158.

47. Кириченко, Е. И. Художественный мир наивной живописи России второй половины XX века: автореф. дис. . канд. искусствоведения / Е. И. Кириченко. Екатеринбург, 2004. - С.3-20.

48. Керимов, T. X. Постмодернизм / T. X. Керимов // Социально-философский словарь / Ред. В. Е. Кемеров. Екатеринбург, 1997. - С. 17.

49. Когнитивная психология // Психологический словарь / Под. ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.-С.152.

50. Креативность // Философский энциклопедический словарь. М: ИНФРА-М, 1999. - С.225-226.

51. Лебедев, А. В. Примитив в России / А. В. Лебедев // Примитив в России. XVIII XIX век: Каталог выставки. -М., 1995. - С. 9-27.

52. Либман, М. Я. Ганс Бальдунг, по прозвищу Грин / М. Я. Либман // Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. М.: Советский художник, 1991.-С. 177-190.

53. Пронин, В. А. Немецкие народные книги / А. Е. Кузнецов Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. Институт науч. информации по общественным наукам РАН. М.:НПК "Интелвак", 2001. - С.634-635.

54. Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство / Ч. Ломброзо; пер. с ит. К. Тетюшиновой. М.: РИПОЛ классик, 2006. - 400 с.

55. Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство. / Ч. Ломброзо; пер. с ит. К. Тетюшиновой. СПб., 1885. - 348 с.

56. Мальцева, Д. Г. Германия: страна и язык. Landeskunde durch die Sprache. Лингвострановедческий словарь / Д. Г. Мальцева. М.: Русские словари, 1998.-382 с.

57. Малюга, Ю. Я. Примитивизм / Ю. Я. Малюга // Культурология: Учебное пособие. Изд.2-е, доп. и испр. -М.,1998. С.257-258.

58. Маньковская, Н. Б. Постструктурализм / Н. Б. Маньковская // Культурология. XX век. Словарь. СПб: Университетская книга, 1997. -С.130.

59. Мигу нов, А. С. Маргинальный тип художника как явление переходной эпохи / А. С. Мигунов // Теория художественной культуры. Вып. 5. М: Государственный институт искусствознания, 2001. — С.250-257.

60. Мигунов, А. С. Маргинальная тема / А. С. Мигунов // Феномен наивного искусства и творчества аутсайдеров в наши дни и его проблемы: мат. науч. конф.-М., 2004.-С. 10-11.

61. Москва Берлин. 1950 - 2000. Искусство: современный взгляд / Науч. ред. Е.Деготь, В.Мизиано. - М., 2003. - 351 с.

62. Москва Берлин. 1950 - 2000. Хроника / Науч. ред. А.Зорин, Н. Бэтцнер. -М., Трилистник, 2004, - 327 с.

63. Морозов, А. И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. -М.: Галарт, 1995.-224 с.

64. Народное искусство. Исследования и материалы / Сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская. СПб, 1995. - 204 с.

65. Наивное искусство, примитив // Аполлон: Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / Под. ред. А.М.Кантора. М.:Эллис Локк, 1997 - С. 343, 476.

66. Нестерова, О. Е. Христофор / О. Е. Нестерова // Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. -М.: Сов. энциклопедия, 1990. с.580-581.

67. Поспелов, Г. Г. Примитивы и примитивисты в русском искусстве начала XX века / Г. Г. Поспелов // Вопросы искусствознания. 1-2 /1995. - с.448-456.

68. Поспелов, Г. Г. "Бубновый валет" : Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов / Г. Г. Поспелов. М.: Советский художник, 1990. - 272 с.

69. Поспелов, Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: свыше 5 ООО единиц / Отв. ред. Р.А. Агеева. М: Русские словари, 1998. -372 с.

70. Примитив, примитивизм // Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. ред. В. М. Полевой. М.: Сов. энциклопедия. - Книга II: М - Я, 1986 -С.144.

71. Прокофьев, В. Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени / В. Н. Прокофьев // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени: Сб. ст. под ред. В. Н. Прокофьева. М., 1983. - 205 с.

72. Полевой, В. М. Примитивы и примитивисты / В. М. Полевой // Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М. : Советский художник, 1989. - С.88.

73. Помещиков, В. А. Роль архетипов в наивном искусстве / В. А. Помещиков // Примитив в изобразительном искусстве: мат. науч. конф. (1995) / Отв. ред. А. В. Лебедев / Гос. Третьяковская галерея. М., 1997. - С. 156-171.

74. Понятие тендера. Тендерные исследования // Введение в тендерные исследования: учеб.пособие для студентов вузов / И. В. Костикова и др.; Под общ. ред. И.В.Костиковой. М.: Аспект Пресс, 2005. - С.8-16.

75. Раев, Ада. Русско-немецкие зарубежные связи на рубеже XIX XX веков (1896 - 1906): автореф. дис. . канд. искусствоведения / Ада Раев. - М.: Изд-воМГУ, 1982.

76. Рейнгардт, JI. Я. Современное западное искусство: Борьба идей / Л.Я. Рейнгардт . -М.: Изобраз. искусство, 1983. 360 с.

77. Реутин, М. Ю. Народная культура Германии. Позднее средневековье и Возрождение / М. Ю. Реутин. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1996. - 217 с.

78. Родионова, И. А. Экономическая география отдельных зарубежных стран / И. А. Родионова. М., 1997. - 111 с.

79. Роднянская, И. Б. Образ // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М.: НПК "Интелвак", 2001. - С.667.

80. Рылеева, А. Н. "Слово как таковое" / А. Н. Рылеева // О наивном. М.: Академический проект: Российский институт культурологии, 2005. - С.8-20.

81. Савчук, В. Конверсия искусства / В. Савчук . СПб: ООО "Издательство "Петрополис", 2001. - 288 с.

82. Сарабьянов, Д. В. Художники круга Венецианова и немецкий бидермейер / Д.В. Сарабьянов // Русская живопись XIX века среди европейских школ. -М.: Советский художник, 1980. С.72-92.

83. Самодеятельные художники / автор вступ. статьи и сост. Т.Б. Вельская. М: Советский художник, 1981.

84. Сафонов, С. Нерассказанный мир / С. Сафонов, Д. Смоляев // Неприкосновенный запас: очерки нравов культурного сообщества. М., 1999. -№4(6).-С. 91-96.

85. Семиотика безумия: сб. ст. Составитель Нора Брукс. Париж-Москва: Европа, 2005.-312 с.

86. Стернин, Г. Жилище и жилье в русской живописи второй трети XIX. Опять о бидермейере / Г. Стернин // Пинакотека. 1999/3-4. - №10-11. - С. 2026.

87. Сиповская, Н. Вступление / Н. Сиповская // Пинакотека. 1999/3- 4. -№10-11.

88. Скотт, Дж. Тендер: полезная категория исторического анализа / Дж. Скотт //Введение в тендерные исследования. 4.II: Хрестоматия / Под ред. C.B. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С.405-436.

89. Современное искусствознание: Методологические проблемы / Отв.ред. А.Я. Зись. М.: Наука, 1994. - 256 с.

90. Соколов, К. Б. Искусствознание. Информационное и экспериментальное искусствознание // Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) Электронный ресурс. Режим доступа в 2007 году: http://www.rfbr.ru/default.asp7articleid=4884&doc id=4419

91. Соколов, M. H. Искусствознание / M. H. Соколов // Культурология. XX век. Энциклопедия. — СПб: Университетская книга, 1998. T.l. С.275.

92. Сокулер, 3. Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени / 3. Сокулер // Мишель Фуко. История безумия в классическую эпоху. Спб: Университетская книга, 1997. - С.5-20.

93. Сомов, А. Немецкое искусство // Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство Западной Европы: Германия, Нидерланды./Под ред. В. Бутромееева. М.: Современник, 1996. - С.176-186.

94. Структурализм // Философский энциклопедический словарь. М: ИНФА-М, 1999.-С.439.

95. Тарасов, Ю. А. Бидермайер в немецко-австрийской живописи романтического и послеромантического времени / Ю. А. Тарасов // Межвуз.сб. Проблемы изобраз. искусства XIX столетия. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. - С. 69-82.

96. Тевоз, М. Наивное искусство и искусство интуитивное (ар-брют) //Ар-брют. Женева: Bookking International, 1995. - С. 87-93.

97. Улыбин, Н. И. Германия / Н. И. Улыбин //Краткая географическая энциклопедия /Гл. ред. A.A. Григорьев. М.: Советская энциклопедия, 1960. -Т.1. -С.441-454.

98. Хампельман &Матрёшка деревянная игрушка из Германии и России / Каталог выставки Винтерсхалл АГ, Кассель, и ОАО Газпром, Москва. -Венгрия, 1999.-99 с.

99. Хипе, Р. Искусство нового класса / Р.Хипе: пер. с нем. С.Д.Комарова, З.С. Пышновской, А.К. Якимовича . М.: Прогресс, 1978. - 225 с.

100. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Дж. Холл / Пер. с англ. А.Майкапара. М.,1999. - 656 с.

101. Шемарин, А.Г. Германия / А.Г. Шемарин //Страны мира М.: Изд. дом "Пилигрим", 1998. - С.52-57.

102. Шемякин, А. Г. Страны мира /А.Г.Шемякин. М.: Изд.дом "Пилигрим", 1998.-304 с.

103. Шестаков, В. П. Эрнст Гомбрих и венская школа истории искусств /В.П.Шестаков // Вопросы философии. 2001. - №7. - С.129-138.

104. Шерель, А. Радиовещание 1920-30-х годов. К проблеме взаимного влияния немецкой и русской аудиокультур / А.Шерель // Советская власть и медиа: сб. ст. / под ред. X. Гюнтера и С. Хэнегген. СПб.: Академический проект, 2005. - С. 104-112.

105. Шейкин, А. Г. Постструктурализм / А. Г. Шейкин // Культурология. XX век. Словарь. СПб: Университетская книга, 1997. - С.351.

106. Штоммер, Р. Эстетика массовых представлений 20-х и 30-х гг / Р. Штоммер, М. Далюгге // Каталог к выставке "Москва-Берлин/Берлин-Москва, 1900-1950". München, 1995. - С. 349-353.

107. Федеративная Республика Германии // Географ, энциклоп. словарь: Географ, названия / Гл. ред. А.Ф. Трёшников. Ред. кол. Э. Б. Алаев и др. 2-е изд. доп. - М.:Сов.энциклопедия, 1989. - С.510-511.

108. Феномен наивного искусства и творчества аутсайдеров в наши дни и его проблемы: мат. науч. конф. / Отв. за вып. В.И. Грозин. -М., 2004-239 с.

109. Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. -384 с.

110. Филимонова, Т. Д. Немцы / Т. Д. Филимонова // Народы мира: историко-этнографический справочник / Гл. ред. Ю.В. Бромлей. Ред. коллегия: С. А. Арутюков, С. И. Брук, Т. А. Жданко и др. М.: Советская энциклопедиия, 1988.-С. 325-329.

111. Фуко, М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Колледж де Франс в 1974 1975 учебном году / М. Фуко. - СПб: Наука, 2005-432 с.

112. Чечот, И. Немецкое искусство в частных собраниях Москвы / И. Чечот // Пинакотека. 1999/3- 4. - №10-11. - С. 176-189.

113. XIX век: целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств: сб. ст. / Государственный институт искусствознания МК РФ, Государственная Третьяковская галерея. М.: "Пинакотека", 2002. - 336 с.

114. Юрьева, Т. С. США Европа - Россия. Возможный путь исследования / Т. С. Юрьева // Портрет в американской культуре XVIII века. - СПб.: Изд-во "Бельведер", 2001. - С.79-89.

115. Яковлев, Е. Г. Проблема эстетического взаимодействия: профессионал, маргинал, аутсайдер / Е. Г. Яковлев // Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. 2-е изд., стер. -М.: КДУ, 2005. - с.596-599.

116. Яркина, А. Н. Искусство аутсайдеров творчество "не входящих" (к вопросу о терминологии) // Маргинальное искусство /Сост.А.С.Мигунов -М., 1999.-С. 88-91.

117. Список использованной литературы на иностранном языке:

118. Art outsider et Folk Art des collections de Chicago / Beaux Arts magazine. -Chicago, 1998.

119. Berger, Maurice. Critical fictions: race, "outsiders", and the construction of art history / M. Berger // Self-Taught Artists of the 20-th centery: an American Anthology. San Francisco, 1998. - P.28-37.

120. Bihalji-Merin, Oto. The Utopia of the Primitive / O. Bihalji- Merin // Modern Primitives: Masters of Naive Painting. New York: Abrams, 1959. - P.l 7-20.

121. Bihalji-Merin, Oto. Naïve Lyricism Elsewhere in Europe / O. Bihalji-Merin // Modern Primitives: Masters of Naive Painting. New York: Abrams, 1959. -P.124-131.

122. Bihalji-Merin, Oto. Laienmalerei und Naive Kunst // Die Kunst der Naiven. Themen und Beziehungen./Red. O.Bihalji-Merin. München, 1974-S. 166- 168.

123. Bihalji-Merin, Oto. Die Kunst der Naiven: Beziehungen, Analogien,Abgrenzungen / O. Bihalji-Merin // Die Naive Aufbruch ins verlorene Paradies. Die Sammlung Charlotte Zander. Wien: Museums Betriebs Gesellschaft mbH, 2001. - S. 19-41.

124. Chronology // Raw Vision. Outsider Art Sourcebook /Editor John Maizels. -Radiert, 2004.-P.l7-28.

125. Die Kunststadt München, 1937.Nazionalsozialismus und "Entartete Kunst"/ Herausgegeben von Peter-Klaus Schuster. München, Prester-Verlag, 1987.

126. Geismeier, W. Biedermeier / W. Geismeier. Leipzig, VEB E.A. Seemann Verlag, 1982.-366 s.

127. Germany /Main contributors J.Egert-Romanowska, M.Omilanowska. -London: Dorling Kindersley Limited, 2001. 575 p.

128. GöIIner, D. Naive Kunst ist junge Kunst / D. Göllner//Junge Kunst. 1999. -№38. S.44-46.

129. Gerald, L. Davis. The presence of mind in the production of american folk art / L. D. Gerald // Self-Taught Artists of the 20-th centery: an American Anthology. San Francisco, 1998. - P.38-43.

130. Grafik der 60er Jahre Bundesrepublik / Eine Ausstellung des Instituts für Auslandsbeziehungen Stuttgart / Einfuhrungstext Rolf-Gunter Dienst Stuttgart, 1992-160 s.

131. Grafik der 70er Jahre Bundesrepublik/Eine Ausstellung des Instituts für Auslandsbeziehungen Stuttgart/Einfuhrungstext Thorsten Rodiek,Diesburg. -Stuttgart, 1989- 152 s.

132. Gordon, Donald E. German Expressionism / D. E. Gordon // "Primitivism" in 20-th centery art: Affinity and the Modern/Edited by William Rubin. Volume 1. -New York: The Museum of Modern art, 1994. P.369-403.

133. Grohowiak, T. Deutsche nave Kunst / T. Grohowiak. Recklinghausen: Federal Republic of Germany: Aurel Bongers, 1976. - 306 s.

134. Grohowiak, T. Naive Art in West Germany // Bihalji-Merin, Oto &Nebojsa-Bato, Tomasevic. World Encyclopedia of Naive Art. London:Frederik Müller, Belgrad, 1984. - P. 659-663.

135. Danto, Arthur C. The artworld and its outsider / A. C. Danto // Self-Taught Artists of the 20-the centery: an American Anthology. San Francisco, 1998. -P.18-27.

136. Handbuch für bildene Künstler / Adressen und Informationen aus dem Kunstbetrieb. München: Grafieksteinverlag, 1988.

137. Inge, Jädi (Hrsg.). Leb wohl sagt mein Genie Orduqele muss sein: Texte aus der Prinzhorn-Sammlung / J. Inge. Heidelberg: Verlag das Wunderhorn, 1985.

138. Insita'94: Medzinarodna prehliadka insitneho umenia pod zastitou UNESCO. The Slovak National Gallery 18. August - 9. October - 1994. Katalog vysiel s financnov. Podporou UNESCO a AFAG, Nuernberg. Bratislava, 1994.

139. Insita'97: Medzinarodna prehliadka insitneho umenia. The Slovak National Gallery 26. June - 31. August - 1997. Katalog vydala Slovenskä närodna galleria. Bratislava, 1997.

140. Italiaander, Rolf. Naive Kunst und Folklore / R. Italiaander. Rade: Edition Museum Rade im Naturpark Oberlaster, 1977. - 174 S.

141. Jahn, Johannes. Naive Malerei / J. Jahn // Wörterbuch der Kunst. Stuttgart: Kröner, 1989.-S. 586-587.

142. Jahn, Johannes. Primitive Kunst / J. Jahn // Wörterbuch der Kunst. -Stuttgart: Kröner, 1989. S. 681.

143. Jacob, Mary Jane. Naive and Outsider Painting from Germany: An Introduction / M. J. Jacob // Naive and Outsider Painting from Germany and Paintings by Gabriele Münter. Chicago: Museum of Contemporary Art, 1983. -P.8-10.

144. Kühn, Marianne. Katalog zur Sonderausstellung Eduard Odental&Vivian Ellis / M. Kühn. Köln, Moeker Merkur Druck GmbH, 1999. - 23s.

145. Kühn, Marianne. Katalog zur Retrospektive anlässlich des 100. Geburtstages von Sophia Marx. Köln, Plumanns Druck GmbH, 1996. - 23 s.

146. Lucie-Smith, Edward. Naive Malerei / E. Licie-Smith // Du Mont 's Lexikon der bildenden Kunst. Köln: Du Mont Buchverlag, 1990. - S.215.

147. Longhauser, Elsa . Introduction / E. Longhauser // Self-Taught Artists of the 20-th centery: an American Anthology. San Francisco, 1998. - P. 13-17.

148. Masters of Naive Art: A History and Worldwide Survey/ by Oto Bihalji-Merin, translated by Rusell M. Stockman. New-York, St. Louis, San-Francisco, Toronto: Mc Graw-hill book Company, 1969. - 304 p.

149. Michel, Peter. Die Staffelei im Hühnerhof. Naive Maler und ihr Welt / P. Michel. Berlin: Der Kinderbuchverlag, 1981. - 79 s.

150. Mahlow, Dietrich. Das naive Bild der Welt: Text zu Ausstellung und zum Begriff Naive Kunst / D. Mahlow // "Das naive Bild der Welt". Ausstellung. Baden-Baden.Frankfurt am Main. 1961: Katalog. Baden-Baden: 1961,- S.193-1997.

151. Museum Haus Cajeth. Heidelberg, 2001.

152. Münsterberger, W. Primitive Kunst aus West-Mittelafrika, Indonesien, Melaneasian, Polynesien und Nordwest-Amerika / W. Münsterberger. -München: Willgelm Goldmann, 1955. 136 S.

153. Munich. Haus der Kunst. Die Kunst der Naiven:Themen und Beziehungen. Texts by Oto and Lise Bihalji-Merin, Ingrid Krause. Munich, 1974.

154. Naive and primitive artists: album/ E.Lister, S.Williams. London, 1977.

155. Naive Bilder: album/ for Lerkin. Darmstadt, 1976.

156. Naive art // RAW VISION'Defmitions Электронный ресурс. Режим доступа в 2007 году: http://www.rawvision.com/

157. Naive Malerei: 89 Werke von 32 Künstlern aus der Bundesrepublik Deutschland / Zusammengestelt 1974 Prof.T.Grohowiak, Dr.Irmgard Feldhaus,Prof. Dr. Lothar Pretzell. Stuttgart, 1988. - 137 s.

158. Naive and Outsider Painting from Germany and Paintings by Gabriele Münter. Chicago: Museum of Contemporary Art, 1983.

159. Navratil, Leo. Schizophrenie und Kunst:Ein Beitrag zur Psychologie des Gestaltes / L. Navratil. München: Deuscher Taschenbuch Verlag, 1965.

160. Outsider Art. Collection Charlotte Zander / Texte von Claudia Dichter, Charlotte Zander. -Bönningheim, 1999. 205 s.

161. Pohribny A. Die naive Kunst in der Tschechoslowakei / A. Pohribny, S. Tkäc. -Praha: Artia, 1967. 199 S.

162. Prinzhorn, Hans. Bildherei der Geisteskranken/ Ein Beitrag zur Psychologie und Psychopathologie der Gestaltung / H. Prinzhorn.- New York& Wien: Sprienger-Verlag, 1997.

163. Primitive painting: an Anthology of the world's naive painters. Zagreb: Spektar, 1981.174. "Primitivism" in 20-th centery art: Affinity and the Modern/Edited by William Rubin. Volume 1. -New York: The Museum of Modern art, 1994. S.369 - 403.

164. Roh, Juliane. Adalbert Trillhaas religiöse Malerei / J. Roh // "Das naive Bild der Welt".Ausstellung. Baden-Baden.Frankfurt am Main. 1961: Katalog. BadenBaden, 1961.-S. 106-115.

165. RAW VISION. Outsider Art Sourcebook /Editor John Maizels. Radlett, 2002. - 229 p.

166. Schlee, Ernst. Die Volkskunst in Deutschland: Ausstrahlung, Vorlagen. Queelen / E. Schlee. München: Gallwey, 1978.

167. Schmidt, Georg. Was ist ein "peintre naif "? / G. Schmidt // "Das naive Bild der Welt". Ausstellung. Baden-Baden. Frankfurt am Main. 1961: Katalog. -Baden-Baden, 1961. S.13-16.

168. Schwindrazheim, O. Deutsche Bauerkunst / O. Schwindrazheim. -Wien: Gerlach, 1904.

169. Tkâc, S. Die ersten 3 Jahrgängen der Triennale den naiven Kunst wie sie ihr Begründer STEFAN TKÄC sah / S. Tkäc // Insita'97:Medzinarodna prehliadka insitneho umenia. Bratislava, 1997. - S.22 - 23.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.