Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста: на примере использования орнаменталистики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Буркитбаев, Талгат Сагындыкович

  • Буркитбаев, Талгат Сагындыкович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Туркестан
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 164
Буркитбаев, Талгат Сагындыкович. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста: на примере использования орнаменталистики: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Туркестан. 2008. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Буркитбаев, Талгат Сагындыкович

ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ, КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ

ТРАДИЦИОННОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

1.1. Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства.

1.2.Природа казахского орнаментального искусства, его эстетическое своеобразие

1.3.Орнаментика как составная часть декоративно-прикладного искусства казахского народа.

Выводы.

ГЛАВА II. УРОКИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

2.1. Формирование чувственного мира личности путем развития воображения 1.

- 2.2. Методические рекомендации по внедрению национального^ декоративноприкладного искусства в уроки трудового обучения

2.3. Результаты экспериментальной работы в начальной школе с использованием декоративно-прикладного искусства.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста: на примере использования орнаменталистики»

Актуальность и постановка проблемы. Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными. Прикладное - значит употребляющееся в жизни, декоративное - значит украшающее жизнь. Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает в наследство потомкам. В декоративно-прикладном творчестве ярко выражено стремление мастеров отобразить окружающую действительность, остановить, сохранить в памяти красоту окружающего мира.

Такая характеристика создаваемых для применения в быту красивых вещей позволяет с полным правом говорить о наличии особого вида искусства — декоративно-прикладного. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В эти произведения вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни, и поэтому предметы декоративно-прикладного искусства имеют такое огромное познавательное и эстетическое значение. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные творения: отвечающие нашему эстетическому вкусу, они становятся украшением как сельского, так и городского жилья.

Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует становлению гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство благотворно влияет на формирование человека будущего. Произведения декоративно-прикладного искусства формируют художественный вкус, создают эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. В педагогике и этнопедагогике они характеризуются как эффективное средство, необходимое для реализации образовательных (история, культура, география, социология) и воспитательных задач эстетического, патриотического, интернационального, трудового направлений.

О значимости народного искусства казахов писал поэт и просветитель Абай Кунанбаев. Он указывал, что казахское прикладное искусство — проявление талантливости народа. Народных мастеров называют шебер, исмер, уста. Абай отмечает уважение, которым пользовались мастера: они, создавая орудия труда и инструменты, служили для общества образцом трудолюбия и целеустремленности. Изделия умельцев украшали жизнь, а сам мастер воспринимался как воплощение физической и духовной красоты. Ему приписывали такие черты характера, как совестливость, вежливость, предупредительность, ум, образованность, что обязывало народного умельца трудиться качественно, тщательно и добросовестно. Абай пишет, что мастеров уважали не только за их талант и умение, но и как воспитателей подмастерьев - представителей молодого поколения /4/. Освоение опыта, воплощенного в творчестве мастеров, воспитание уважения к труду, вложенному в создаваемые ими предметы, в единстве составляют необходимые условия интеграции подрастающих поколений в исторически развивающуюся культуру - общечеловеческую и национальную.

В XIX веке К.Маркс писал о «предметно развернутом богатстве человеческого существа» как кристаллизованном выражении «сущностных сил человека» /128, С.47/. Не случайно и сегодня философы-постмодернисты /41/ пытаются «прочесть» даже в бытовых вещах достаточно сложные «культурные тексты». «Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду», — это выражение принадлежит пролетарскому писателю М.Горькому и также дает представление о возможности использования предметов декоративно-прикладного искусства для эстетического и трудового воспитания парода /68, С. 225/.

Э.В.Ильенков пишет: «Мир предметов, созданных человеком для человека, система отношений людей по поводу этих предметов и есть то, что в самом общем виде принято называть культурой» /88/. В этой связи изучение условий, закономерностей и механизмов детского развития приобретает принципиальное значение для создания и освоения различных «культурных текстов» /106, С. 16/. Свое неповторимое Я растущий человек творит и открывает через предметы бытовой культуры и способы действия с ними. С этими общезначимыми инструментами ребенок усваивает элементы культурных традиций, он открывает (или заново творит) для себя и других собственный уникальный внутренний мир. ,

Однако препятствием к использованию человеческих вещей в этой функции является унификация «предметной среды» в индустриальных и постиндустриальных обществах. Подрастающее поколение нашей страны через иные каналы и в иных формах (автономия в построении взаимоотношений с другими людьми, свободное самоопределение в выборе деятельности и т.д.) осваивает идеалы самостоятельности, индивидуальности, субъективности, атрибутивные казахской культуре. Но помнить о своих корнях, знать свою историю и традиции своего народа — это тот ориентир, который ярко прослеживается в различных направлениях реформирования современной образовательной системы. Одно из основных условий реализации задач патриотического воспитания - обращение к освоению изобразительного и декоративно-прикладпого национального искусства.

В традиционных культурах все бытовые предметы практически сохраняют те или иные черты творческих произведений, материальная ценность которых в значительной степени определяется ценностью эстетической. Это связано с тем, что в рамках культово-ритуальной жизни большинство бытовых предметов первоначально несли в себе сакральный (в том числе -магический) смысл: именно практике эти предметы обязаны своим происхождением. Синкретичность, коллективность, традиционность, направленность повседневных предметов на эстетизацию — это характерные черты народного искусства, определяющие его как самостоятельную «культурную цельность» и позволяющие по-особому высветить их реальное место в жизни людей. Качественной характеристикой произведения искусства, в которой проявляется органическое слияние полезного и прекрасного, является красота изделия благодаря декоративности его формы.

В народных промыслах казахов, как известно, переплелись почерки разных эпох, времен, поколений. На всевозможных изделиях из войлока, шерсти, кожи, дерева, кости, металла без труда можно увидеть древние мотивы, ибо характер ремесла во все времена определялся накопленным опытом, установившимися традициями, строгим соответствием условиям жизни, быта, эстетическим идеалам общества. Богатое художественно наследие казахов, их орнаментальное искусство, высокое техническое мастерство народных умельцев, неповторимый колорит народных художественных промыслов и, конечно, народного костюма — предмет особой национальной гордости.

Тюркско-казахские народы, ведущие ранее кочевой образ жизни, сохранили многие элементы традиционной культуры, в первую очередь -материально-предметной. По праву можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства широкий круг вещей, которыми повседневно пользовались, а в сельской местности и сейчас пользуются эти народы. Данные предметы имеют особое значение, которое не исчерпывается утилитарными нуждами. Члены общества для своего личностного роста находили источники в традиционных культурах, и именно декоративно-прикладное искусство, наряду с магической, культово-обрядной, ритуальной практикой (и генетически связанной с ней игрой) выступает тем универсальным видом деятельности, который относится к древнейшим типам развивающихся социальных практик.

Интерес, проявляемый в настоящее время к декоративному искусству казахского народа, не просто дань уважения к культурным традициям предков, а стремление к их сохранению. А это - совершенно особая задача («сверхзадача»), по отношению к целям достижения непосредственного предметного, «отделимого» результата. В таком подходе к народному искусству — фундаментальная мудрость мировой народной педагогики, как это следует из работ Г.Н.Волкова /52/ и его последователей (см.: 171). В традиционном декоративно-прикладном искусстве скрыт мощнейший источник психического развития ребенка, его становления не только в качестве восприемника, но и в качестве субъекта - будущего хранителя и возможного созидателя культурных ценностей.

Е.С.Асылханов пишет: «В Казахстане в последнее время появилось много публикаций о методах обучения прикладному искусству, и в целом о методике преподавания изобразительного искусства, большинство из которых посвящены обобщению собственного опыта педагогами, не имеющими специального образования или некий синтез уже имеющихся методик и собственных гипотез, не подтвержденных ни экспериментом, ни исследованием, ни опытом деятельности» /16, С.6/. Действительно, труды, посвященные использованию декоративно-прикладного искусства в практике школьного и вузовского обучения, имеются, но немногие из них могут претендовать на последовательное и методологически обеспеченное пособие для педагогов-практиков: зачастую в них лишь намечены общие проблемы или предложены рекомендации по проведению отдельных мероприятий этнокультурологической направленности.

И особенно недостаточно дидактических научных исследований, посвященных освоению декоративно-прикладного искусства в начальной школе, а между тем в плане этнокультурологической подготовки она представляет особое образовательное поле, потенциальные возможности которого трудно переоценить. В раннем детстве быстро растет интерес к окружающему - это мощный двигатель развития: ребенок все стремится увидеть и услышать. «Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческой потенции, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества», -утверждал художник Б.М.Неменский. /143,С.28-29/.

Ученый педагог Н.Кулжанова отмечает, что воспитание — это не просто один из важных факторов психического развития ребенка, но и необходимое условие и движущая причина этого развития. Именно в детстве, считает она, закладывается тот фундамент, на который человек должен опираться в дальнейшем и строить свою жизнедеятельность. Наряду с игрой большое значение для воспитания детей имеет их трудовая деятельность. Воспитание у детей желания и умения трудиться в пределах их возможностей, относиться уважительно к труду взрослых надо начинать еще до школы /см.: 77, С. 31/. Трудовое воспитание, несомненно, не противоречит природе ребенка и в школьном возрасте. Присущие ему активность, жадное стремление все узнать, сделать самому, выражаются как в игровой, так и в трудовой деятельности.

Еще одна насущная потребность ребенка - общение. Он стремится расспросить взрослых обо всем, что увидел и узнал. Основа его будущего образования заложена в этой потребности узнавать как можно больше. Исследователи характеризуют присущие детям особенности восприятия, мышления, поведения, отношение к окружающему. Они обращают внимание педагогов на конкретность восприятия детьми окружающего мира, на образность их представлений о нем, указывают на важность формирования воображения как необходимого условия адекватного восприятия мира.

Особенностью детского возраста является неспособность к отвлеченному мышлению. Потребность к конкретизации - все пощупать, понюхать, осмотреть помогает детям познавать и осваивать мир. Однако «понятие конкретности изменяется вместе с возрастом», накоплением опыта, знаний. То, что понятно и конкретно для одного возраста, совершенно непонятно и неконкретно для другого. Изменения конкретности восприятия мира тесно связано с опытом детей, их деятельностью.

Дети стараются в действии выразить свою активность, часто и в этом стремлении подражают взрослым, а подражательность - это определенная активность. У детей младшего школьного возраста игра и труд взаимосвязаны. Совместно со взрослыми дети принимают непосредственное участие в изготовлении бытовых вещей и учатся пользоваться ими в рамках традиционных культур. Творения, созданные усилиями взрослых и детей, принимаются как чудо возникновения нового и значимого (первоначально -священного). Обретение общего смысла в совместном деле ведет к порождению нового образа себя и своих собственных возможностей как предпосылки бесконечно многообразных, творческих достижений в самых разных сферах человеческой жизни.

Общественное значение воспитания детей всесторонне обоснованно психологической наукой, которая утверждает, что личность складывается на протяжении всего детства и отрочества. Период развития начинается с завоевания инициатив действия и завершается активно-осмысленной ориентировкой в своих эмоциях и переживаниях. Формируется внутренний мир чувств с собственной логикой и законами, то есть идет процесс личностного развития ребенка, обусловленный не только задачами овладения им своим поведением и психикой, а становлением его высших психических функций. Поэтому в центре образовательно-воспитательной работы находится сам ребенок, как основной субъект этого процесса.

Современные психологи убедительно доказывают, что именно во взаимопроникновении процессов «делового сотрудничества», т.е. предметно-преобразующего содействия и формирования эмоциональной общности детей и взрослых «запускается» ключевой механизм психического развития ребенка /117/. На начальных этапах становления личности главное не в том, что делается ребенком и взрослым, а в том, что это делается и делается — вместе /196/. «Сделать вместе» означает не просто произвести новую вещь или идею, а еще - и найти общий смысл того, что сделано, делается и будет делаться дальше. «Мы говорим, - писал Аль-Фараби, — что ребенок имеет познающую душу в потенции. Она обладает чувствами, т.е. средствами постижения» /3, С. 327/.

Для развития потенциальных возможностей ребенка педагогической науке необходимо решить ряд вопросов. Например: Какие специфические развивающие функции и социально-индивидуально значимые свойства (умения) опредмечены в произведениях декоративно-прикладного искусства? Как «перевести» эти функции на «язык» школьной педагогики? Как актуализировать их в образовательном пространстве современного детского образовательного учреждения? Как строить деятельность учащихся начальной школы, чтобы способствовать творческому овладению средствами декоративно-прикладного искусства?

Богатые развивающе-образовательные «ресурсы» декоративно-прикладного искусства до сих пор остаются слабо востребованными в практике школьного образования и не подвергались всестороннему специальному изучению применительно к начальной школе. В связи с этим отсутствует соответствующее программно-методическое обеспечение, определяющее научную основу обращения к произведениям декоративно-прикладного искусства в качестве средства обучения.

В диссертации поставлена цель — дать теоретическое описание этноспецифической формы декоративно-прикладного, и в первую очередь — орнаментального искусства как целостного эстетического, культурно-исторического, социально-педагогического феномена, и разработать на этой основе методические рекомендации, представляющие собой развивающую этнопедагогическую модель трудового обучения младших школьников. В ходе исследования был проведен анализ развивающего потенциала декоративно-прикладного искусства, прежде всего - орнаментального, и исследованы пути его применения в практике современного школьного образования учащихся 1-4 классов.

Объект исследования - процесс приобщения детей 6-9 лет к произведениям прикладного искусства казахского народа.

Предмет исследования - педагогические условия использования развивающей функции казахского традиционного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, позитивно влияющего на развитие воображения и эстетического вкуса учащихся начальной школы.

Задачи исследования:

1.Описать своеобразие традиционного декоративно-прикладного искусства казахского народа с точки зрения его исторически сложившихся развивающих функций.

2.Разработать концепцию поэтапного приобщения младших школьников к декоративно-прикладному искусству казахского народа.

3.Рас крыть специфику и экспериментально апробировать использование произведений народного декоративно-прикладного искусства для эстетического воспитания детей.

4.Определить подходы к выявлению уровня компетентности детей и взрослых (педагогов) в сфере декоративно-прикладного искусства казахов.

5.Создать методические рекомендации по формированию у школьников соответствующих художественных навыков и умений.

Теоретическая гипотеза исследования.

Творческое самоопределение и индивидуальное самовыражение ребенка в общезначимом пространстве культуры определяются через развивающие функции традиционного декоративно-прикладного искусства и его направленностью на личностное становление ребенка. Эта направленность обеспечивается тем, что: а) по мере включения детей в декоративно-прикладное творчество перед ними предстает исторически воплощенный в этнокультуре образ мира, который вместе с тем остается открытым к достраиванию, насыщению новым смысловым содержанием; б) в этом процессе ребенок трансформирует обыденную действительность в «необыденную» (художественно-эстетическую) и с этой новой позиции адекватнее воспринимает реальный порядок вещей. в) источником развития воображения ребенка как универсальной способности — основы «человеческого в человеке» — служит декоративно-прикладное искусство; г) к формированию полноценной детско-взрослой общности ведет сотрудничество взрослых и детей в освоении произведений декоративно-прикладного искусства (на уровне непосредственного эмоционального контакта, предметных манипуляций, созерцания, самостоятельного творчества и т.д.); д) единство эстетического и трудового воспитания, позволяет преодолеть противоположность между «созерцанием» и «преобразованием», соединить «творчество» и «повседневный труд», что и создает общий вектор развития способностей к декоративно-прикладному творчеству.

Эмпирическая гипотеза исследования.

Для реализации развивающего потенциала народного декоративно-прикладного искусства необходимы следующие условия:

-исследование произведений казахского декоративно-прикладного искусства, доступных для воспроизведения детьми, их изучение и отбор образного содержания, изучение «технологий» создания этих произведений;

- установление связи работы педагога, направленной на восприятие данных произведений, с самостоятельной продуктивной деятельностью детей;

- общение детей с непосредственными носителями опыта народного творчества — мастерами;

- совместная деятельность детей и взрослых по изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства;

- поэтапное приобщение детей к декоративно-прикладному искусству казахского народа на протяжении всего обучения в начальной школе.

Методологическую основу исследования составили: центральные положения культурно-исторического и деятельностного подходов к исследованию условий и закономерностей детского развития (Л.С.Выготский /55, 56, 57/; С.Л.Рубинштейн/157, 158/; А.Н.Леонтьев/115, 116/; А.Р.Лурия/119/; П.Я. Гальперин /61/; А.В.Запорожец /80,81/; Д.Б.Эльконин /195, 196/; В.В.Давыдов /71/); концепций культуросообразного обучения и воспитания /106/; развивающего дошкольного образования (В.Т.Кудрявцев,

Г.К.Уразалиева, И.Л.Кириллов/108/, Н.Кулжанова /77/; гуманистической этнопедагогики /52/. Должное внимание было уделено изучению вопроса о декоративно-прикладном искусстве в отечественных исследованиях: наиболее ранним источником, в котором освещен быт казахов XV - XVI веков, является труд известного бухарского историка Фазлаллаха Рузби-хана «Записки бухарского гостя». Этнографическому описанию жизни казахов посвятили свои работы П.И.Лерх, П.В.Маковецкий, Н.М.Ядринцев, Е.П.Ковалевский, А.И.Якоби, Э.Ю.Петри, П.П.Свиньин, Г.И.Спасский,

А.Янушкевич, С.Болыной, С.Б.Броневский, М.И.Минаев, И.Ф.Русанов, П.Медведский, Дм. Львович (Иванов), Г.Н. Потанин, А.Е.Фелькерзам, Г.Н.Плотников, А. Дудин, Ч.Валиханов, В.М.Чепелев и многие др./ см.: 125/.

Методы исследования: анализ исторической, философской, искусствоведческой, этнокультурологической, психологической, педагогической и другой научной литературы по теме исследования;

- наблюдение профессиональной деятельности учителей начальной школы разных типов, преподавателей специальных и высших учебных заведений;

- сбор и обработка полевых данных; знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства казахского народа, описание их воспитательной и эстетической ценности;

- педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);

- наблюдения; беседы; анкетирование; интервью; изучение продуктов детской деятельности и педагогической документации;

- статистические и математические методы обработки результатов исследования.

Сбор полевых материалов осуществлялся с 2004 по 2007 годы в сельских населенных пунктах, где были обнаружены и изучены самобытные вещи: в частности, одежда, ювелирные украшения, музыкальные инструменты, предметы быта. Были использованы материалы Областного краеведческого музея, личные коллекции Н.Бегимбетова, К.Саидова, Р.Миркасимова, С.Ильяева, С.Толенбаева. В ходе работы изучено более 300 орнаментированных вещей. Предметы фиксировались при помощи фотосъемки, видеозаписи, зарисовок, подробных описаний. При этом учитывались: создатель данной вещи; ее адресат (обладатель); материал и орнаментация; цветовая гамма. Особое значение для нас имели беседы со специалистами - сотрудниками Академии наук им. И.Алтынсарина, а также народными мастерами и мастерицами, без помощи которых не могли бы быть собраны и осмыслены материалы исследования.

Педагогический эксперимент проводился на базе начальных школ города Шымкента и Сайрамского района с детьми младшего школьного возраста (от б до 9 лет) в течение трех лет.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

- проанализированы развивающие функции декоративно-прикладного искусства казахского народа как целостного эстетического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена в аспекте педагогического применения; показано, что на обеспечение личностного роста детей и взрослых ориентированы именно эти функции в их интегрированном виде;

- разработаны дидактические подходы к построению процесса эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

- предложены проектно-педагогические разработки, эвристичность которых определяется единством «традиционного» и «инновационного» подходов к обучению и воспитанию учащихся начальной школы на уроках трудового обучения и изобразительного искусство.

Теоретическое значение исследования заключается в реализации идеи развивающего образования средствами этнокультуры. Представления о развивающих функциях традиционного декоративно-прикладного искусства концептуализированы на междисциплинариой (эстетической, историко-культурной, психолого-педагогической) основе. Материал исследования отражает общую тенденцию к возникновению нового направления педагогических исследований. Эта тенденция вызвана необходимостью дополнения доминирующей установки на закрепление и «сохранение» (консервацию) этнокультурных традиций в сфере национального образования с установкой на актуализацию их развивающего потенциала. На основе этого внутри системы образования создаются условия для развития самих традиций. В целях реформирования и модернизации системы образования, обеспечивается преемственно-поступательное развитие этнокультуры и создается дополнительный ресурс трудового и патриотического воспитания.

Практическая значимость исследования определяется направленностью на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства казахского народа и обусловлена его целостным программно-методическим обеспечением. В настоящее время результаты исследования уже используются в практике работы , школьных учреждений. По материалам исследования подготовлены методические рекомендации к проведению уроков с использованием произведений декоративно-прикладного искусства; рекомендации апробированы, опубликованы и представлены в работе (См. 2.2.).

При проведении лекций, семинарских и практических занятий для студентов педагогических вузов и колледжей, готовящих специалистов в области младшего школьного образования, педагогики и психологии, эстетического и художественного образования, слушателей курсов повышения > квалификации также были использованы результаты данного исследования.

Наблюдения показали, что материалы проведенного изыскания могут успешно использоваться в практике эстетического воспитания детей в семье. I Широким привлечением материала из области разных научных дисциплин философии, истории культуры, этнологии, искусствознания, психологии,

1 педагогики и др.), многообразием используемых исследовательских методов,

I сочетанием полевого изучения этнокультурных артефактов с экспериментальным анализом проблемы, применением средств математической обработки данных была доказана аргументированность и достоверность результатов и выводов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Выявление объективных исторически сложившихся в этнокультуре развивающих функций национального декоративно-прикладного искусства служит исходным условием педагогически эффективного приобщения к нему детей младшего школьного возраста.

2.Источником личностного роста младших школьников является активное восприятие и самостоятельное творческое воссоздание предметов традиционного декоративно-прикладного искусства, влияющего на развитие продуктивного воображения как универсальной человеческой способности.

3.Смысловой образ мира, создание и освоение которого протекает в плане воображения, создается средствами орнаментального искусства, как одной из форм народного декоративно-прикладного искусства.

4. Приобщение детей к казахскому декоративно-прикладному искусству может осуществляться через знакомство с орнаментами и орнаментацией как самостоятельным видом продуктивной деятельности.

5.Декоративно-прикладное искусство может быть положено в основу развивающей модели, этнокультурная специфика которой не только не отрицает, но актуализирует ее инновационный потенциал в эстетическом воспитании школьников.

6.Реализация образовательных задач, содержание которых определяется этнокультурологическими аспектами, требует поэтапного приобщения детей к казахскому декоративно-прикладному искусству на протяжении всего детства.

Апробация и внедрение в практику теоретических положений и результатов исследования в практику проводилось на базе общеобразовательных школ города Шымкента и Сайрамского района, в процессе опытной работы. Кроме того, на Международных научно-практических конференциях и семинарах («Актуальные вопросы гармоничного развитая личности на современном этапе» - МНПК КазГАТУ, г.Астана-2007; «М.О.Ауэзов - гений 20 века» - МНПК ЮКГУ им. М.Ауэзова, г. Шымкент, 2007; «Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров» - МНПК МКТУ им.А.Ясави, Шымкент-2007), посвященпых проблемам организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах различных типов школ, автор неоднократно выступал с докладами и сообщениями.

Структура диссертации. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (203 источника) и 6 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Буркитбаев, Талгат Сагындыкович

Выводы

Благодаря специальной организации работы, дети младших классов научились декорировать орнаментами различные бытовые предметы. Они стали способными самостоятельно применять накопленный эстетический опыт в свободной художественной и игровой деятельности, что свидетельствует об интенсивном развитии у них творческого воображения.

Декоративно-прикладное творчество детей 8-ми - 9-ти летнего возраста по ручному труду отличается разнообразием и оригинальностью их исполнения. Наряду с этим заметно возрос уровень самоконтроля при построении деятельности.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о достаточно высокой педагогической эффективности предложенной модели приобщения школьников младших классов к отечественному декоративно-прикладному искусству. По окончании эксперименгального обучения представления детей о национальном декоративно-прикладном искусстве существенно изменились, что видно из сравнительной диаграммы.

Сравнительная диаграмма представления детей о национальном декоративно-прикладном искусстве частичный объем ■ Полный объем

Рис. 8

Специфика уроков труда с применением декоративно-прикладного искусства связана с появлением дополнительных возможностей для развития у младших школьников творческой фантазии, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края. Дети знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы. Особое внимание уделяется раскрытию учащимся художественной выразительности народного искусства. В содержание декоративно-оформительских работ входит выполнение узоров, орнаментов, эскизов оформления предметов быта, эскизов праздничных открыток, транспарантов, выставочных стендов, стенгазет, элементов книжной графики и т.п.

В процессе выполнения творческих заданий учащиеся начинают понимать тесную связь практического назначения предмета и его формы, материала, элементов украшения, учатся отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи от неудачного (4; С. II).При обучении детей груду с применением декоративно-прикладного искусства осуществляются следующие задачи в области их художественного восприятия: 1. Воспитание у детей интереса к предметам искусства в быту. 2. Усвоение детьми различных приемов создания предметов, используемых в быту. 3. Воспитание у детей вкуса при подборе орнамента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Там, где есть традиции, где они живы и прочны, там имеется благодатная почва для расцвета профессионального декоративно-прикладного искусства. Веками народ в своем искусстве - в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта - стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность его культуры. Казахстанское народное искусство является частью многогранной духовной жизни народа, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся национальная культура. Характерной чертой национальной культуры являются процессы взаимовлияния и взаимообогащения искусства различных наций и народностей. И в народном искусстве других наций, и в образах творчества собственного народа в овеществленной форме до нас доходит живой голос истории, голос культуры предшествующих поколений. Через эти вещи мы постигаем истоки, богатую историю нашей национальной культуры, видим душу народа. С этой точки зрения забота о развитии народного искусства есть забота о прогрессе национального самосознания, исторического самоутверждения и забота о дальнейшем развитии современной национальной культуры /204, С. 126/.

Богатое разнообразием видов (фольклор, изобразительное, музыкальное и декоративно-прикладное искусство), казахское народное творчество, основанное на художественных традициях, дает полное представление о характерных особенностях нации, о ее нравственных, этических, эстетических и духовных ценностях. Их изучение необходимо для сохранения и развития целостной культуры народа.

Народное искусство является неиссякаемым источником творческой деятельности. Эта деятельность, будучи направленной в онтогенезе на освоение исторически складывающихся форм человеческой культуры, становится источником целостного развития ребенка (В.Т.Кудрявцев). Особую роль при этом играет творческое воображение, в котором заключен универсальный механизм культуроосвоения.

Специфика языка народного искусства, обусловленная совокупностью исторически сложившихся особых материальных средств и приёмов создания художественного образа вещи (предмета), может подчёркивать и высвечивать.«общее»: в формообразовании - любовь к природным формам; в ритме - плавность, песенность, ощущение простора; ощущение природы во всем; отношение к материалу, переживание образа, строение орнаментальных форм.

Эти положения мы стремились конкретизировать при построении системы развивающего эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного, прежде всего — орнаментального, искусства казахского народа.

При проведении эксперимента подтвердилось положение о том, что это искусство - самобытный пласт этнокультуры — доступно для освоения детям младшего школьного возраста. Оно создает потенциал для развития творческого воображения, осмысленной моторики, эстетического вкуса ребенка, способствует превращению этнокультурной традиции в «факт его личной биографии».

Изучая творческие работы, выполненные детьми экспериментальных классов, мы пришли к выводу, что в практике школ необходимо:

-учить детей некоторым традиционным способам изобразительной деятельности и ручного художественного труда, доступным для понимания и освоения в младшем школьном возрасте (шитье, вышивка, резьба по дереву, теснение кожи);

-систематически знакомить учащихся с образцами народного декоративно-прикладного искусства, для чего организовывать выставки произведений народных умельцев, посещать центры народного творчества, музеи;

-способствовать овладению учениками начальной школы исторически сложившимися средствами художественной выразительности, практическими навыками и умениями из области народного декоративно-прикладного искусства, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребенка;

-дать учащимся представление о специфике казахского орнамента в его четырех основных разновидностях (флористической, зооморфической, геометрической, космогонической) и сформировать практические навыки его использования в качестве украшения предметов декоративно-прикладного искусства;

-развивать у младших школьников умение планировать последовательность выполняемых действий, формировать социально значимые мотивы отношения к труду.

В ходе эксперимента был достигнут высокий уровень развития художественных представлений, умений и способностей детей, начиная с 6-летнего возраста. Эксперимент подтвердил и эффективность разработанного методических разработок и рекомендаций, при помощи которых учителя начальной школы содействовали этому развитию.

Общая перспектива дальнейших исследований состоит в построении целостной модели развивающего эстетического воспитания, опирающейся на богатые и далеко не полностью исчерпанные традиции национального искусства казахского народа. Определение и научное обоснование образцов орнаментального искусства должно быть продолжено в русле этнопедагогических исследований: грамотное привлечение материала в образовательной системе различных типов школ будет способствовать становлению молодого поколения, овладевшего культурой и традициями своего народа.

1.Исходным условием педагогически эффективного приобщения младших школьников к казахскому (и иному традиционному) декоративно-прикладному искусству служит выявление его объективных — исторически сложившихся в этнокультуре развивающих функций.

2.Развивающие функции традиционного декоративно-прикладного искусства определяются его направленностью на личностный рост детей посредством творческого самоопределения и индивидуального самовыражения ребенка в общезначимом пространстве культуры.

Эта направленность обеспечивается тем, что: а)через произведения декоративно-прикладного искусства школьники воссоздают исторически сложившийся «национальный образ мира», открытый к преобразованию, насыщению новым смысловым содержанием; б)в процессе декоративно-прикладного творчества дети трансформируют обыденную действительность в художественно-эстетическую и с этой новой позиции адекватнее (шире и глубже) постигают окружающую действительность; в)декоративно-прикладное искусство служит источником развития воображения ученика начальной школы как универсальной способности; г)сотрудничество и общение взрослых и детей по поводу произведения декоративно-прикладного искусства ведет к формированию полноценной детско-взрослой общности, полноправным субъектом которой становится ребенок; д)общий вектор развития способностей к декоративно-прикладному творчеству задается единством эстетического и трудового воспитания, что позволяет преодолеть противоположность, с одной стороны, между «созерцанием» и «преобразованием», с другой стороны, - между «творчеством» и «повседневным трудом».

3.Среди различных форм народного декоративно-прикладного искусства особое место занимает орнаментальное искусство, средствами которого в емкой форме воссоздается целостный смысловой образ мира; создание и освоение этого образа протекает в плане воображения.

4.Знакомство с орнаментами и орнаментацией как самостоятельным видом продуктивной деятельности лежит в основе приобщения учащихся младших классов к декоративно-прикладному искусству и может рассматриваться как первый этап его полного освоения.

5. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства является его развивающая модель, которая сочетает в себе традиционную (этнокультурную) основу и инновационную технологию, широко применяемую в современной школе.

6.Условиями реализации развивающего потенциала традиционного декоративно-прикладного искусства в педагогическом процессе выступают: а) изучение и отбор образного содержания, «технологий» создания произведений казахского декоративно-прикладного искусства, доступных для воспроизведения детьми младшего школьного возраста; б) тесная связь организованной деятельности по восприятию данных произведений с самостоятельной продуктивной деятельностью учащихся; в) совместная деятельность детей и взрослых по изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства; г) общение детей с непосредственными носителями опыта народного творчества — мастерами; д) поэтапное приобщение детей к отечественному декоративно-прикладному искусству своего народа на протяжении всего периода обучения в школе.

7.Такое приобщение требует решения особых образовательных задач, содержание которых определяется применительно к каждой возрастной группе и вместе с тем сохраняет логику межвозрастной преемственности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Буркитбаев, Талгат Сагындыкович, 2008 год

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» /«Казахстанская правда» -№11, июнь 1999 г.

2. Программа «Культурное наследие страны» на 2004-2006 гг. Алматы, 2004.

3. Абу Насыр Аль-Фараби. Философские трактаты. — Алма-Ата, 1972.

4. Абай. Собр. сочинений в двух томах. - Алматы, 1995.

5. Агапов П., Кадырбаева М. Сокровище древнего Казахстана. Алма-Ата, 1979 г.

6. Акишев К. Курган Иссык (Искусство саков Казахстана). Алма-ата, 1978г.

7. Алиева Т. И. От восприятия к творчеству: ребёнок в мире эстетического образа // Развивающее образование в системе дошкольного воспитания,-Дубна, 1995. С. 21-36.

8. Аматуни И.А. Факторы, способствующие формированию творческого мышления дошкольников.// Сб.Новые исследования в психологии.-1974. №2(10). С. 33-34.

9. Ананьев Б.Г. К этнопсихологии человека // Теоретическая и прикладная психология. Л., 1969. С. 45-46.

10. Аргынбаев К.А. Казактын мал шаруашылыгы жайында этнографиялык очерк. Алма-Ата, 1969.

11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. 392с.

12. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., Прометей, 1994. С. 352.

13. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиции // Сов. этнография. 1981. № 2, С.98 - 99.

14. Астахов А.И. Воспитание творчеством. М., 1991.

15. Асылханов Е. С. Программа кружковых занятий по изготовлению художественных изделий из войлока. Жезказган, 1985.-25 с.

16. Асылханов Е.С. Научно-педагогические методы обучения изобразительному искусству в школах и высших художественно-педагогических учебных заведений республики Казахстан. М: Прометей, 2002.-381 с.

17. Асылханов Е.С Эстетическое воспитание школьников на уроках изобразительного искусства. Алматы, 1999. - 260 с.

18. Асылханов Е.С Методика преподавания декоративно-прикладного искусства Казахстана. — Семипалатинск. 1993. - 121 с.

19. Асылханов Е.С. Методика обучения казахскому прикладному искусству в школе. Семипалатинск, 1989. - 65 с.

20. Асылханов Е.С. Казахское прикладное искусство в школе. //Учебное пособие (на каз. языке) Алматы: Изд-во "Эверо", 1999. - 90 с.

21. Асылханов Е.С. Методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства в школе (на примере казахского народного искусства) М., 1984. - С. 69-77

22. Асылханов Е.С. О композиции и цвете казахских текеметов Алма-Ата: ежемесячный журнал Республиканского Союза молодежи, 1986, №2. -С. 36-38.

23. Асылханов Е.С. История казахского рукоделия.//В ж. "Школа Казахстана". Алма-Ата, 1990 №1Î. - С. 63-65

24. Асылханов Е.С. Казахское прикладное искусство //В ж. "Школа Казахстана" Алма-Ата, 1991 №12. С. 64-65.

25. Асылханов Е.С. Государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности 0611 -"Искусствоведение" — Астана: Министерство образования и науки здравоохранения Республики Казахстан. 2000. 50 с.

26. Асылханова Г. Ж. Развитие национальной культуры в школьном образовании: Дисс.канд. пед. наук.-М., 1993. 185 с.

27. Байпаков K.M. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья.-Алма-Ата, 1986г.

28. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. — М., 1925.- 240с.

29. Балтабаев М.Х. Культура и образование приоритеты будущего.// Сб. докладов МНПК «Культура и образование XXI века». - Алматы, 2000.1. С. 33-38. V

30. БартольдВ.В. Киргизы. Соч. Т.1,ч. 1. -М., 1963.

31. Басилов В. Традиции отечественной этнографии // Этнография. Обозрение.- 1998. №2.- С. 18-27.

32. Басенов Т.К. Прикладное искусство Казахстана. Алма-Ата, 1958 г.

33. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М: Искусство, 1986. -445 с.

34. Белинский ВТ. Поли. собр. соч.-М., 1954.,Т. 4. -350 с.

35. Белослюдов В.Н. Казахские вышивки. // Сибирская жизнь, 191 Зг -№42.

36. Бернштейн Б.М. Традиции и социокультурные структуры // Сов. этнография. №2. - С. 107-08.

37. Берсенева В.Я., Яглом И.М. Симметрия и искусство орнамента // Ритм, пространство и время. — JL: Наука, 1974. С. 274-289.

38. Блонский П.П. Избранные пед. и психол. соч. М., 1979. Т. 2. - 399 с.

39. Богатеева 3.А. Пути формирования декоративно-орнаментальной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте (на материале аппликаций). Автореф. .дис. канд. пед. наук. Л., 1973. - 16 с.

40. Богословский В.В. Основы общей психологии. — М., 1981.

41. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001.-222 с.

42. Бородай ЮМ. Миф и культура // Опыты. М.: Политиздат 1990. —т С. 138-155.

43. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1981.- 282с.

44. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: Теория, история, современность. М.: Наука, 1987. - 344 с.

45. Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество это народы. - М.: Мысль, 1990.-С. 391

46. Брунер Док. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., Прогресс, 1977. - 412 с.

47. Брушлинский A.B. Воображение и творчество // Научное творчество.-М.,1969.

48. Бурыкин А. Этнография, искусство, образование // Сов. этнография. -1998. С.175-180.

49. Вартанов A.B. Цветовое семантическое пространство. Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1995. 24 —с. 51.

50. Василенко В.М. Народное искусство. Избр. труды о народном творчестве XIX XX вв. - М.: Сов. художник, 1974. - 294с.

51. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. — М., 1992.

52. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избр. этнопедагогические соч.: В 2 т. — М.: Изд. Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002а. Т. 1. 460 с.

53. Воронов B.C. Крестьянское искусство. — М.: Гос. изд-во, 1924. — 139с.

54. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. Избр. труды. — М.: Сов. художник, 1972. 350с.

55. Выготский JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6-ти тт. Проблемы развития психики / Под ред. А.М.Матюшкина. -М.: Педагогика, 1983. Т. 3. С. 6-328.

56. Выготский JI.C. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти тт. под. ред. Д.Б.Эльконина. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. - С. 244-268.

57. Выготский JI.C. Орудие и знак в развитии ребенка //Собр. соч.: В 6-ти тт. Научное насл-во: под. ред. М.Г.Ярошевского. — М., 1984. Т. 6. С. 6-90.

58. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1987. - 344 с.

59. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1991. 90 с.

60. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте /Хрестоматия по психологии. М.,1987.

61. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.-С.150.

62. Гамезов М.В., Ломов Б.Ф., Рубахин В.Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем // Психологические проблемы переработки знаковой информации. М.: Наука, 1977. - С. 5-48.

63. Гачев Г. Национальные образы мира: Космо-психологос. М.: Прогресс -Культура, 1995. - 355 с.

64. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т.// Под ред. с предисл. М.Лифшица. М.: Искусство, 1968. Т. 1.-314 с.

65. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 218 с.

66. Городецкая СВ. Изучение орнаментов народов мира как средство активизации творческой деятельности // Культура — искусство — школа. — М.: РИЦМГОПУ, 1999.-С. 118-119.

67. Гордиенко В.М. Соотношение натурных и знаково-символических компонентов художественного образа в изобразительной деятельности: Автореферат . кандидата психологических наук. Киев, 1984. - 19 с.

68. Горький М. Очерки. Литературные портреты, статьи // Собр. соч.: В 16т./ Сост. и общ. ред. Н.Н.Жегалова. М.: Правда, 1979. - 367 с.

69. Грибовская A.A. Воспитание творческой активности у детей 4-7 лет средствами народного декоративного искусства: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. -М., 1988. — 16 с.

70. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Земли. — М., 1994. 544 с.

71. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. - 544 с.

72. Детям о традициях народного мастерства. //Под ред. Т.Я.Шпикаловой. М., 2001.

73. Джанибеков У.Д Эхо. По следам легенды о золотой домбре. Алма-Ата, 1991. - 304 с.

74. Джанибеков У.Д. Казахский национальный костюм. Алматы,1991.

75. Джарылгасинова Р. Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке // (основные аспекты проблемы). Сов. этнография. -№4, 1987.-С. 9-22.

76. Духовная культура и этническое самосознание. М.: Наука, 1990. - 241с.

77. Елькеева А.Б. Психолого-педагогический аспект воспитания детей дошкольного возраста в творческом наследии Н.Кулжановой.// Дошкольное воспитание. 2007, № .-С.31-33.

78. Ералин К. Казахстан коркем мадиниетинин кыскаша тарихы — Шымкент, 1994. 56 с.

79. Жданко Т.Я. Жилище народов Средней Азии и Казахстана. М., 1982.

80. Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2-х томах / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. -М.: Педагогика, 1986а. Т. 1. Психическое развитие ребенка. 320 с.

81. Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2-х томах / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. — М: Педагогика, 19866. Т. 2. Развитие произвольных движений. 296 с.

82. Захарова И.В., Ходжаева Р.Л. Казахская национальная одежда. -Алма-Ата, 1964.

83. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. 2-е изд. М.: Тривола, 1994. — 304 с.

84. Злотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1966. — 17 с.

85. Игин А.Н. Эстетическое воспитание молодежи средствами народного декоративно-прикладного искусства в условиях клубной работы: Дисс.канд. пед. наук. М., 1987.-210 с.

86. Ивахнова Л.А. Методические рекомендации к проведению уроков восприятия изобразительного искусства. Алма-Ата, 1993 г.

87. Изобразительное искусство Казахстана.//Сост. Л.Марченко, Н.Петряева, М.Целиковская .-М., 1971г.

88. Ильенков Э.В. О воображении. // Народное образование, 1968. №. 3. — С.33-37.

89. Карагулова Ж., Хасанов М. Космос казахской культуры. Алматы, 1993 г.

90. Касиманов С. Казак халкынын колонери. Алматы, 1995. - С. 7- 40.

91. Каскабасов С. Родники искусства. — Алма-Ата, 1986 г.

92. Кастанье И.А. Костюмы народов Средней Азии. М., 1979 г.

93. Кенжеахметулы Сейит. Быт и культура казахского народа. — Алматы, 2006.-384 с.

94. Козыбаков М.Ж. Проблемы профессионально-методической подготовки учителей художественного труда. — Алматы, 1996.

95. Кон И.С. Ребенок и общество:(Историкоэтнографическая перспектива).-М.: Наука, 1988.-271 с.

96. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. -М.:«Когито-Центр», Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. -432 с.

97. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977. — 261 с.

98. Копбосинова Р. Аннотированная тематика лекций по актуальным проблемам искусства Казахстана. Алма-Ата, 1979 г.

99. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.

100. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. М., 1989.

101. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. 2. Методологические проблемы психологии развития. Дубна: ИЦ семьи и детства РАО, 1976. - 87 с.

102. Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: Эскиз нового понимания. //Психол. журн. 1998. № 3. С. 17-33.

103. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Рига, 1999. Ч. 1. - 160 с.

104. Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: природа и структура (статья I) //Психол. журн. 2001, № 5. С. 57-68.

105. Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: природа и структура (статья I) //Психол. журн. 2001, № 6. С. 64-76.

106. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания. // Известия РАО, 2001. № 4.

107. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Субъект деятельности в онтогенезе //Вопр. Психологии, 2001. № 4. С. 14-30.

108. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К, Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. -М., 2003 г.

109. Кудрявцев В.Т., Урмурзина Б.Г. Творческий потенциал дошкольника: природа и структура. М.: AHO «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева» Актобе: Актюбинск, гос. ун-т. им. К.Жубанова, 2002. - 150 с.

110. Кузнецова Т.В. Народное художественное творчество (исторические традиции и современные эстетические проблемы). — М.: Знание, 1985.-64с.

111. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл.: Пособие для учителя. М., 1983.

112. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -Ростов-на-Дону, 2000. 448 с.

113. Кцоева Г.У. Методы изучения этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. - С. 225 - 231.

114. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965. — 207 с.

115. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2-х тт. // Под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко, А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1983. - 392 с.

116. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2-х тт. // Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1983. Т.П.- 320 с.

117. Либерман А.И., Хямяляйнен Р.Н. Художественное воспитание в детском саду на предметах народного декоративного искусства. М., 1958. -С. 23-41.

118. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

119. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974.- 172 с.

120. Лыкова И.А. Формирование эстетического отношения к декоративно -прикладному искусству у детей старшего дошкольного возраста (на материале народной аппликации). Авторефер. .дис. канд. пед. -М., 1994. 16 с.

121. Лында A.C. Методика трудового обучения. М., 1987.

122. Люблинский A.A. Очерки психологического развития ребенка. — М., 1985.

123. Максимова Ю.В. Роль народного прикладного искусства в художественном развитии детей 5-7 лет (на материале декоративно-прикладного творчества). Автореф. .дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 25с.

124. Максимович В.Ф. Художественное образование в традиционном декоративно-прикладном искусстве // История художественного образования в России проблема культуры XX века. - М., 2003. - С. 207- 223.

125. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство.// В 3 томах. — Алма-Ата, 1986 г.

126. Маргулан А. Ч. Валиханов. Графическое наследие. — Алма-Ата, 1972г.

127. Маргулан А.Х. Казахская юрта и ее убранство. М., 1964.

128. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Соч. Т. 42. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1974. - С. 41-174

129. Маркс К., Энгельс Ф. Об эстетике искусства. Т.1. — М.: Искусство, 1957.-751 с.

130. Mud М. Исследование мышления у детей примитивных обществ, с особой ссылкой на анимизм // Современная зарубежная этнопсихология. -М.:Наука, 1979. С.152-180.

131. Мид М. Культура и мир детства. Избр. произв. / Пер. с англ. и комм. Ю.А.Асеева; сост. и отв. ред. — М.: Прогресс, 1988. — 429 с.

132. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства. М.: Искусство, 1982. - 577 с.

133. Муканов М. Казахские домашние художественные ремесла. — Алма-Ата, 1979 г.

134. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 240 с.

135. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психологический журнал, 1994, № 3. С. 42- 49.

136. Мясникова JI.A. Мировоззрение // Социальная философия: Словарь/ Сост. и ред. В.Е.Кемеров, Т.Х.Керимов. — М.: Академический Проект, 2003.-С.232-236.

137. Налибаев А. Методическое пособие для школ. Резьба по дереву. Алма-Ата, 1994 г.

138. Народное искусство в воспитании детей (для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий) Под ред. Т.С. Комаровой. М.: Изд -во «Российское педагогическое агентство», 1997. -208 с.

139. Народные мастера. Традиции, школы: (Сборник) / Под. ред. М.А. Некрасовой. — М.: Изобр. искусство. 1985. Вып. 1. 296 с.

140. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. — М.: Изобразительное искусство, 1983.-344 с.

141. Некрасова М.А. Народное искусство как тип художественного творчества // Искусство. 1991. № 14.-С. 8-14.

142. Неменский Б.М., Фомина H.H. и др. Изобразительное искусство и художественный труд: Книга для учителя. М., 1991.

143. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1987. — 255с.

144. Омирбекова М.Ш. Энциклопедия казактын ою-орнектери. Алматы, 2005.-284 с.

145. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. -М.: Педагогика-Пресс, 1994.- 528 с.

146. Поздняя Г., Синенькая Н. Казахские сувениры Алма-Ата, 1976 г.

147. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд //Программы для четырехлетней начальной школы: Образовательная система Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова. М.: Издатель Рассказов, 2000. — С.156-167.

148. Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося образования. Сб. научно-методических статей / Под ред. В.Т.Кудрявцева. -М.: ГНОМ и Д, 2001. 264 с.

149. Программа «Развитие» (основные положения). М.: Новая школа, 1994.-64с.

150. Пропп В .Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М.: Наука, 1976.-348 с.

151. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. — М., 1988.

152. Рачков В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества. Свердловск.- 1991.-328 с.

153. Решетова З.А. Психологические основы художественного обучения. — М., 1985.

154. Рубинштейн C.JT. Основы общей психологии. М., 1946. - 502с.

155. Рубинштейн C.JI. Избр. филос.-психол. труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. — 463 с.

156. Сакулина Н.П. Народное декоративное искусство в работе с детьми дошкольного возраста. — М., 1947. Вып. 2. С. 125-139.

157. Сакулина Н.П. Национальное искусство и детское творчество. // Дошкольное воспитание. 1965. № 5. — С. 11-12.

158. Сакулина Н.П., Комарова ТС. Изобразительная деятельность в детском саду. -М.: Просвещение, 1982. 206с.

159. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М.: Издательство Московского университета, 1988. — 288 с.

160. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Тула, 1993. - 264 с.

161. Семке В.Я., Бохан H.A. Очерки этнопсихологии и этнопсихотерапии. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. 125 с.

162. Серебрякова Ю.А., Серебряков A.C. Взаимосвязь народного и национального в развитии искусства. Новосибирск, 1988. — 186 с.

163. Система эстетического воспитания в детском саду / Под общ. ред. Ветлугиной H.A. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 372с.

164. Сманов И.С. Живопись как воспитательное средство: Методические рекомендации для классного руководителя. Алма-Ата, 1989. - 28 с.

165. Смирнова Р.Н. Декоративно-прикладное искусство в детском саду // Дошкольное воспитание. 1986.№ 12.-С. 18-20.

166. Омирбекова М.Ш. Энциклопедия казактын ою-орнектери. — Алматы, 2005.-284 с.

167. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.- 528 с.

168. Поздняя Г., Синенькая Н. Казахские сувениры — Алма-Ата, 1976 г.

169. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд //Программы для четырехлетней начальной школы: Образовательная система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. -М.: Издатель Рассказов, 2000. С.156-167.

170. Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося образования. Сб. научно-методических статей / Под ред. В.Т.Кудрявцева. -М.: ГНОМ и Д, 2001. 264 с.

171. Программа «Развитие» (основные положения). М.: Новая школа, 1994.-64с.

172. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М.: Наука, 1976.-348 с.

173. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. М., 1988.

174. Рачков В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества. Свердловск.- 1991.-328 с.

175. Решетова З.А. Психологические основы художественного обучения. — М., 1985.

176. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946. — 502с.

177. Рубинштейн C.JI. Избр. филос.-психол. труды. Основы онтологии, логики и психологии. — М.: Наука, 1997. 463 с.

178. Сакулина Н.П. Народное декоративное искусство в работе с детьми дошкольного возраста. М., 1947. Вып. 2. - С. 125-139.

179. Сакулина Н.П. Национальное искусство и детское творчество. // Дошкольное воспитание. 1965. № 5. — С. 11-12.

180. Сакулина Н.П., Комарова ТС. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1982. — 206с.

181. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Издательство Московского университета, 1988. - 288 с.

182. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. — Тула, 1993. — 264 с.

183. Семке В .Я., Бохан H.A. Очерки этнопсихологии и этнопсихотерапии. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. 125 с.

184. Серебрякова Ю.А., Серебряков A.C. Взаимосвязь народного и национального в развитии искусства. Новосибирск, 1988. - 186 с.

185. Система эстетического воспитания в детском саду / Под общ. ред. Ветлугиной H.A. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 372с.

186. Сманов И.С. Живопись как воспитательное средство: Методические рекомендации для классного руководителя. Алма-Ата, 1989. - 28 с.

187. Смирнова Р.Н. Декоративно-прикладное искусство в детском саду // Дошкольное воспитание. 1986.№ 12. С. 18-20.

188. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. — М: Наука. 1988. — С.111 126.

189. ПО.Соломенникова O.A. Радость творчества. Развитиехудожественного творчества детей 5-7 лет. — М.: ИПК МО, 2001. 176 с.

190. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Мат.международной научн. конф. (6-7 декабря 2001 г.). Элиста: AI 111 «Джангар»,2003. - 416 с.

191. Стрельцов Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования. — М., 2003 г.

192. Тажимуратов А. Мастерство рук общенародное достояние. - Алма-Ата, 1977 г.

193. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Усачева В.О., Медушевский В.В., Школяр В.А., Школяр J1.B., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. — М.: Флинта: Наука, 1998. 336 с.

194. Торшилова Е., Морозова Т. Развитие эстетических особенностей детей 3-7 лет. (Теория и диагностика). М.: 1994. - 62 с.

195. Туякбаева Б. Эпиграфический декор архитектурного комплекса Ахмеда Яссави. Алма-ата, 1989. - 170 с.

196. Ушаков Д.В. Проблема социального взаимодействия в концепции Д.Г. Мида // Гуманитарные'науки в Сибири. 1998. № 1. С. 88-92.

197. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. M.-JL: Учпедгиз, 1951. Т. 10.-453 с.

198. Ушинский К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании? // Дошкольное воспитание. 1993. № 3. С. 58-61.

199. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.-М., 1956.-344 с.

200. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 334с.

201. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. -М.: Просвещение, 1984. 160 с.

202. Хамидов A.A. Категориальные формы в индивидуальной жизнедеятельности // Категории мышления и индивидуальное развитие / Отв. ред.К.А.Абишев. Алма-Ата: Гылым, 1991. - С. 69-112.

203. Харламова Л.А. Развитие воображения у детей на уроках изобрази тельного искусства. — Рига: Латвийский университет, 1990. 66 с.

204. Хрестоматия по эстетическому воспитанию / Сост. С.П.Максимюк. 3-е изд., перераб. Киев.: Вищашк., 1987. -310 с.

205. Художественное проектирование // Под ред. Б.В.Нешумова, Е.Д.Щедрина. -М.: Просвещение, 1979. 175 с.

206. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя // Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974. - 175 с.

207. Художественное творчество и ребенок // Под ред. проф. Н.А, Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1972. 287с.

208. Чепелев В.М. Об искусстве казахского народа (Орнаментика). М., 1936 г.- 153 с.

209. Шевчук JI.B. Дети и народное творчество: Книга для учителей. М., 1985.

210. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию — М.: Правда, 1989. С. 475-574.

211. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1965.-19 с.

212. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. - 312с.194,Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996. - 240 с.

213. Элъконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. 301 с.

214. Элъконин Д.Б. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

215. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1985. - 207с.

216. Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика // Сб. статей. М.: Педагогика, 1990. - 148с.

217. Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985. - 324 с.

218. Этнопсихолингвистика. -М.: Наука, 1988. 190 с.201 .Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - 3 04 с

219. Укажите свой возраст и пол.

220. Укажите свою национальность.

221. Дайте определение понятию «орнамент» Ответы на вопросы21 .Какие цвета характерны для национального орнамента?

222. Из каких элементов состоит казахский орнамент (как они называются)?

223. Как размещаются элементы узора при построении композиции?

224. Назовите отличительные особенности национального орнамента.

225. Где в окружающей нас жизни можно встретить элементы орнамента (назовите и покажите примеры)?

226. Как Вы знакомите своих учеников с орнаментом, обучаете ли составлению узора?- на занятиях- только в свободное от занятий время.

227. Как вы считаете, с какого возраста следует знакомить детей с народным искусством?- с 4-5-и лет- с 6-7-и лет- с 8-9-и лет.

228. Кого из народных умельцев, изготавливающих изделия национального декоративно-прикладного искусства Вы знаете?

229. Анкета для учащихся начальной школына этапе констатирующего эксперимента)1. Заполнение анкеты11.Укажи свой возраст и пол.

230. Укажи свою национальность.2. Ответы на вопросы

231. Дай определение понятию «орнамент» (в случае затруднений респондентам давались пояснения).

232. На каких уроках ты узнал об особенностях казахского национального орнамента?

233. Названия каких из предложенных узоров тебе известны?

234. Как размещаются узоры орнамента?

235. Какие цвета характерны для казахского орнамента?

236. Где в окружающей жизни ты встречал узоры орнамента?

237. По каким признакам ты узнаешь казахский национальный орнамент?

238. На какие предметы наносится орнамент?1. Анкетаиспользовалась на этапе констатирующего эксперимента для респондентовразного возраста)1. Заполнение анкеты

239. Укажите свой возраст и пол.

240. Укажите свою национальность.

241. Дайте определение понятию «орнамент»2. Ответы на вопросы

242. На каких изделиях вы встречали казахский национальный орнамент? 2.1. Как называется орнамент, которым украшены эти изделия?

243. Какие цвета характерны для орнамента?

244. Из каких элементов состоит казахский орнамент (как они называются)?

245. Как размещаются элементы узора при построении композиции?

246. Назовите отличительные особенности, по которым вы узнаете казахский национальный орнамент.

247. Когда и где вы познакомились с понятием «орнамент»?

248. Интересуетесь ли вы декоративно-прикладным искусством?

249. Какой вид декоративно-прикладного искусства вам особенно нравится?

250. Как вы считаете, с какого возраста следует знакомить детей с народным искусством?- с 4-5-и лет- с 6-7-и лет- с 8-9-и лет.

251. Кого из народных умельцев, изготавливающих изделия национального декоративно-прикладного искусства Вы знаете?1. Рис. 1.1.

252. Парадный женский костюм. Бархат шитье золотом ЦГМК.

253. Шапан-ларадный мужской халат. Вид спереди.Замша, щелк,вышивка ГМЭ.1. Рис. 1.1. Рис. 1.3.

254. Айыркалпак. Мужской головной убор.1. Рис. 1.2.

255. Саукеле. Свадебный головной убор невесты. Начало XX в1. Рис. 1.6.

256. Арабы клем -безворсовый ковер1. Рис. 1.7.

257. Алаша ковер, сшитый из баскуров1. Рис. 1.4.

258. Аяк кап- сумка для посуды. Войлок, шнуровая вязь, ажурное плетение. ГМИК им А Кастеева1. Рис. 1.5.

259. Аяк кап сумка для посуды. 1950г. Мастерица К.Есильбаева. Войлок, шерсть, вышивка, ажурное плетение. ПУ1ИК им. А.Кастеева1. Рис. 1.8.

260. Сырмак постилочный ковер. Войлок, инкрустация. Центральный Казахстан1. Рис. 1.9.

261. Узоры на археологических находках на территории Казахстана: а- изображениеголовы архара на золотой обкладке ножен меча; б,в,г,Д,е орнаментальны узоры на сосудах и кувшинах.

262. Узоры казахского орнамента1. ZZ3 si335« и mж

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.