Народное образование в Дагестане во второй половине XIX - начале XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Муслимова, Амира Салиховна

  • Муслимова, Амира Салиховна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2002, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 179
Муслимова, Амира Салиховна. Народное образование в Дагестане во второй половине XIX - начале XX веков: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Махачкала. 2002. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Муслимова, Амира Салиховна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБРАЗОВАНИЕ В ДАГЕСТАНЕ (60 - 90-е гг. XIX в.)

§ 1. Дагестан после завершения Кавказской войны

§ 2. Зарождение и развитие светской системы образования

§ 3. Конфессиональная школа Дагестана во второй половине XIX века

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНСКОЙ ОБ ЛАСТИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

§1. Светская школа Дагестана. 1900 - 1917 гг.

§ 2. Изменения в конфессиональной системе образования

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народное образование в Дагестане во второй половине XIX - начале XX веков»

Актуальность темы исследования.

Исследование истории народного образования и школы позволяет проследить процесс духовного прогресса общества, его поступательного движения к высотам современной культуры. Состояние народного образования - важнейший показатель уровня духовного развития на всех этапах развития человеческого общества, имеет большое научно-познавательное и практическое значение. Народное образование в Дагестане во второй половине XIX - начале XX в. являлось составной частью всей системы просвещения России.

Осуществляемая ныне реформа системы образования в стране предполагает всесторонний учет региональных, социально-экономических и национальных особенностей развития каждого народа, его образовательных и воспитательных традиций. Она призвана предусмотреть поиск оригинальных подходов к решению таких проблем, как соотношение обучения и воспитания, взаимосвязь школы и семьи, светского и религиозного образования, управление системой образовательных учреждений и т.д. Это особенно важно в условиях децентрализации, коммерциализации системы образования, широкого развития сети конфессиональных учебных заведений в стране.

Для выработки региональных образовательных стандартов и региональной образовательной политики в республике Дагестан необходимо изучение истории как светского, так и мусульманского образования в дореволюционном прошлом. Такой подход к исследованию позволит более глубоко и всесторонне рассмотреть проблемы образования, их истоки, учесть исторический опыт обучения и воспитания, синтеза светского и религиозного образования, выявить историко-культурный потенциал региональной системы образования. Позитивный опыт прошлого очень важен и для 4 современности, ибо проблема продуктивного синтеза светского и мусульманского образования остается актуальной и для современного Дагестана, где во всех исламских вузах и медресе практически отсутствует преподавание хотя бы основных светских дисциплин, наблюдается противопоставление религиозного образования светскому и даже пропаганда идей самодостаточности религиозного образования, его превосходства над светским. Исследование малоизученных проблем истории становления светского и мусульманского образования в Дагестане имеет и особую научную ценность, ибо позволяет восполнить пробелы в изучении исторического опыта в этом направлении, представить эту систему в комплексе всех составляющих ее элементов.

Следует также учесть, что развитие системы образования в рассматриваемый период происходило в самой тесной связи со стремлением царского правительства утвердить свои политические позиции в Дагестане и привлечь на свою сторону народы, только недавно вошедшие в орбиту общероссийской экономической и политической жизни и исповедующие иную религию.

Поэтому представляется совершенно закономерным пристальный интерес исследователей к вопросам истории образования и культуры народов края. Однако изучение имеющихся работ по этой проблеме показывает, что многие вопросы и формы духовной культуры народов Дагестана исследованы либо неравномерно или остались вне внимания исследователей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

• на основе выявления, анализа и использования новых архивных материалов, документальных публикаций и литературы по теме делается попытка воссоздания полной и целостной исторической картины зарождения и развития светского образования в Дагестане после присоединения к России до октября 1917 г.; 5

• исследованы и освещены изменения в системе конфессиональной школы под влиянием новых социально-экономических и политических реалий, реформаторских просветительских течений, дана обстоятельная характеристика просветительской политики царского правительства на Кавказе и в Дагестане;

• проанализированы сложившиеся в опыте коранических школ, мектебов и медресе формы и методы обучения, составляющие систему конфессионального образования, делается попытка дать объективную оценку этой системы;

• во многом по-новому рассмотрены вопросы организации управления учебными заведениями на протяжении исследуемого периода, охарактеризованы различные типы общеобразовательных школ, их учебные программы.

Степень изученности проблемы. Историография.

В дореволюционной историографии вопросы просвещения народов Дагестана не получили достаточно полного и объективного освещения. В наиболее обстоятельных работах, принадлежащих Е.И. Козубскому1 и очерках, освещающих развитие школьного дела в области в 30 - 90-е годы XIX в. и содержащих ценный фактический материал, тема рассматривается во многом тенденциозно. Медленные темпы прогресса образования в крае он был склонен во многом объяснять нежеланием горцев учиться. Значительный интерес для исследователя истории культуры и образования Дагестана представляют работы Е.И. Козубского - «Историческая записка о первом десятилетии.» и «Отчет о втором десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища», вышедшие в свет в двух книгах (1880-1889; 1890-1899), в которых хронологические рамки описываемых событий существенно выходят за пределы, обозначенные на титуле издания.

1 Козубский Е.И. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие //Дагестанский сб. Вып. 1. Темир-Хан-Шура, 1902; Его же. Историческая записка о первом десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища (1880-18889). Порт-Петровск, 1890; Его же. Отчет о втором десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища (1890-1899). Темир-Хан-Шура, 1901. 6

Большую научную и практическую ценность представляют труды выдающегося исследователя кавказских языков П.К. Услара2. П.К.Услар создал новые алфавиты для некоторых дагестанских языков и предпринял попытку распространения грамотности на родных языках горцев. Прогрессивными для своего времени были и педагогические взгляды ученого. Он считал, что первоначальная дагестанская школа должна строиться на родном языке. Интересные мысли были высказаны П.К. Усларом о последовательности изучения учебных дисциплин в начальной школе. Труды и практическая деятельность П.К.Услара оказали влияние не на одно поколение образованной части дагестанцев.

Определенную фактологическую ценность для изучения интересующей нас темы имеют работы С. Фарфоровского3, А. Омарова4, Д. Бутаева5. Они посвящались мусульманской школе, ее роли в духовной жизни населения Дагестана.

Однако упомянутые выше авторы в целом негативно относились к традиционной школе, рассматривали ее в качестве рассадника фанатизма. Представляют интерес сведения, содержащиеся в историческом труде видного дагестанского ученого дореволюционного периода Г.-Э. Алкадари «Асари Дагестан»6. В нем наряду с богатым фактическим материалом приведены сведения о мерах русских властей в Дагестане, и, что особенно важно, делается попытка оценить те изменения, которые происходили в экономике и культуре народов Дагестана во второй половине XIX века. В заключительном разделе книги наряду с другими вопросами даются сведения о педагогической и научной деятельности ученых Дагестана. «Хвала аллаху,

2 Услар П.К. Древнейшие сказания о Кавказе. Тифлис, 1881; Его же. О распространении грамотности между горцами//ССКГ. Вып.Ш. Тифлис, 1870.

3 Фарфоровский С. Дагестанская мусульманская школа//Журнал Министерства народного просвещения (ЖСМНП), 1915, ноябрь

4 Омаров А. Воспоминания муталима. Махачкала, 1990.

5 Бутаев Д. Грамотность в горах Дагестана//Этнографическое обозрение. 1900, № 1.

6 Алкадари Г.-Э. Асари Дагестан. Махачкала, 1994 . 7

- писал он, - для дагестанцев открыты двери к просвещению и открылось поприще для честного и мирного труда»7.

Оригинальные суждения об организации школьного дела, обучении детей на родном языке высказывал в своих выступлениях в периодической о печати видный дагестанский просветитель и революционер С. Габиев .

Отдельные вопросы истории дагестанской дореволюционной школы затрагивались и в общих работах по истории Кавказского края.9

Широкое, целенаправленное изучение культурного наследия, истории просвещения народов Дагестана началось в советское время. В выступлениях, статьях первых руководителей советского Дагестана Дж.Коркмасова, Н.Самурского, А. Тахо-Годи, С.Габиева, М.Далгат и др. содержалась общая характеристика состояния просвещенческого дела в крае в дореволюционное время, говорилось о путях приобщения широких масс населения к современной культуре и образованию.

Однако глубокое научное исследование проблем народного образования в республике развернулось лишь в послевоенные годы. Появились первые монографические работы по истории образования, обобщающие статьи по истории культурной революции.

В 1946 году профессор К.И. Львов10 в своей докторской диссертации, осветив историю женского образования в СССР, рассмотрел, в частности, и вопросы организации раздельного обучения мальчиков и девочек в условиях Дагестана.

Первым крупным обобщающим трудом дагестанских авторов, посвященным истории образования и школы в крае, явилась кандидатская диссертация Ш.Д. Хасбулатова «История советской школы в Дагестанской АССР»11, защищенная в 1947 г. Диссертация охватывает огромный

7 Алкадари Г.-Э. Асари Дагестан. Махачкала, 1994. С.7

8 Габиев С.И. Школьное дело в Дагестане.//3аря Дагестана, 1913,4 мая

9 Надеждин П.П. Кавказский край: Природа и люди. 2-е изд. Тула, 1895

10 Львов К.И. Женское образование в СССР в прошлом и настоящем. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1946.

11 Хасбулатов А.П. История советской школы в Дагестанской АССР. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1947. 8 хронологический период и насыщена богатым фактическим материалом.

Вместе с тем она не лишена недостатков. В частности, в работе автор в целом негативно оценивает традиционную дагестанскую религиозную школу. В ней содержатся данные лишь о начальных светских учебных заведениях, а период с 1905-1907 гг. до 1917 года совсем выпал из поля зрения автора. В

1954 году появилось новое исследование по истории народного образования

12 в Дагестане. Его автор, известный педагог А.К. Селимханов , осветил историю образования в крае примерно в тех же хронологических рамках, однако дал в целом достаточно полную характеристику мусульманской школы, автор не упоминает о реформаторском движении, охватившем эту школу на рубеже XIX - XX веков.

Небезынтересные сведения о дореволюционной дагестанской школе

1 т содержатся в трудах А.А. Абилова , посвященных истории культурного строительства в советское время.

Наиболее полное освещение история светской общеобразовательной и конфессиональной школ Дагестана получила в трудах Г. Ш. Каймаразова14. В них рассмотрены вопросы становления светского образования от времени присоединения края к России до Октябрьской революции 1917 г. Автором прослежен процесс распространения светского образования в дагестанском селе, показано отношение горцев к русской светской школе. Интересны наблюдения автора о становлении общего среднего образования в городах области, об охвате ими горской молодежи. В работах Г.Ш. Каймаразова материал о светских общеобразовательных школах значительно превалирует над материалом о школах конфессиональных. В книге «Ислам и исламская культура в Дагестане», вышедшей в Москве в 2001 г., Г.Ш. Каймаразов

12 Селимханов А.К. К истории народного образования в Дагестане (1850-1940): Дисс.канд.пед.наук. 1954 ь Абилов А.А. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала,, 1959

14 Каймаразов Г.Ш. Влияние России на развитие культуры и просвещения дореволюционного Дагестана: дисс.канд.ист.наук. 1955; Его же. Очерки истории культуры народов Дагестана. М.: Наука. 1971; Его же. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. 9 опубликовал обширную статью, в которой прослежена история становления и развития традиционной дагестанской мусульманской школы15.

Предметом специального исследования стало развитие женского образования в работе С.М. Омарова16. Однако в силу ограниченного объема издания история женского образования освещена в нем лаконично.

17 18 19

В работах Д. Трунова , В.Г. Гаджиева , А.С. Гаджиева , 20

А.И. Свистуновой исследована и освещена, в частности, прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Дагестане. В их трудах анализируется работа русских педагогов по открытию первых светских школ в Дагестане и созданию различных благотворительных обществ, сыгравших определенную роль в распространении грамотности среди горцев.

Роль дагестанских мыслителей в утверждении арабоязычной

21 грамотности в крае рассматривается в трудах А. Каяева и современных

22 23 ученых-философов М.А. Абдуллаева и Ю. Меджидова . В отличие от большинства авторов, пишущих по исследуемой нами теме, они не только указывают на недостатки арабо-мусульманской системы обучения, но и отмечают положительный вклад ее в дело распространения грамотности в стране гор.

Вопросы истории просвещения в отдельных городах и районах Дагестана в связи с исследованием их истории освещены в работах Б. Гаджиева24, Дж.Ахмедова25.

Освещению состояния народного образования в начале XX века и влиянию на него революционных событий и гражданской войны посвящены

15 Каймаразов ГШ. Мусульманская система образования в Дагестане/В кн.: Ислам и исламская культура в Дагестане. М.: Восточная литература. 2001.

16 Омаров С.М. Женское образование в Дагестане. Махачкала, 1950.

17 Трунов Д. Дорога к свету. Махачкала, 1962.

18 Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965.

19 Гаджиев А.С. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала, 1966.

20 Свистунова А.И. Прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Дагестане. Махачкала, 1973.

21 Каяев А. Биография дагестанских ученых. Рук. фонд ИИЯЛ АН РФ. Д. 1678.

22 Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала, 1986; Его же. Мыслители Дагестана XIX и на чала XX вв. Махачкала, 1963

23 Абдуллаев М.А., Меджидов Ю. Али Каяев. Махачкала, 1968.

24 Гаджиев Б. Темир-Хан-Шура. Буйнакск, 1992.

25 Ахмедов Дж. Новая «Ахты-Наме». Махачкала, 1972.

10

26 27 работы Ш.Д. Хасбулатова и А.Р. Исмаилова . Различные аспекты создания и развития светской и религиозной системы образования освещаются в коллективном труде, изданном под редакцией Г.Ш. Каймаразова «Школьное

28 образование в Дагестане» . Влияние России на становление просветительского движения и формирование местной интеллигенции, история Темир-Хан-Шуринской женской гимназии привлекли внимание Э.-М.Г. Зульпукаровой29 и Р.Г. Губахановой30. Этим вопросам посвятили упомянутые авторы ряд статей, опубликованных в различных сборниках.

Интересующая нас тема в историко-педагогическом аспекте освещалась также в кандидатской диссертации Мамедова С.М.31 В ней большое внимание уделяется характеристике учебно-воспитательного процесса в различных типах школ, сформированной на основе сравнительного анализа содержания образования, а также их учебных планов и программ.

Несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных различным аспектам истории развития школьного образования в Дагестане, многие вопросы этой актуальной темы остаются неисследованными. Кроме того, большинство исследований охватывают, главным образом, советский период истории дагестанской школы. Многие авторы, рассматривая влияние России на становление светской школы, упускали из виду ее воздействие на развитие традиционного мусульманского образования. Вне их поля зрения оказались и вопросы о том, в какой мере просветительские движения в Татарии и других регионах оказали влияние на религиозную школу края.

26 Хасбулатов Ш.Д. Народное образование в Дагестанской АССР в первые годы советской власти. Махачкала, 1953.

27 Исмаилов А.Р. Ликвидация неграмотности в Дагестане. Махачкала, 1970.

28 Школьное образование в Дагестане. Под ред. Г.Ш. Каймаразова. Махачкала, 1968.

29 Зульпукарова /.М.-Г. Влияние русского просветительства на просветительское движение в Дагестане (конец XIX - начало XX в.) //В книге Дагестан в составе России: исторические корни дружбы народов России и Дагестана. Махачкала, 1990; Она же. К вопросу о благотворном влиянии русской культуры на формирующуюся интеллигенцию Дагестана.//В кн. Из истории взаимоотношений Дагестана с Россией и с народами Кавказа. Махачкала, 1982.

30 Губаханова Р.Г. Из истории Темирханшуринской гимназии.//В кн. история взаимоотношений Дагестана с Россией и народами Кавказа. Махачкала, 1982. Мамедов С.М. Становление и развитие светского образования в дореволюционном Дагестане: Дисс. канд. пед.наук. Махачкала, 1998.

11

Недостаточно исследован сюжет о новометодной школе, о причинах ее слабого распространения в Дагестане.

В трудах историков советского периода не получила достаточного освещения деятельность русско-мусульманских (русско-татарских, русско-азербайджанских), русско-еврейских школ, церковно-приходских училищ и их роль в прогрессе народного просвещения. Историки советского периода, рассматривая политику царского правительства в области школьного образования, выпячивали негативные стороны ее влияния на развитие школы, не уделяли должного внимания показу объективно-исторических позитивных последствий этой политики.

Следует отметить также, что в трудах историков советского периода, основанных в целом на богатой источниковой базе, содержится сравнительно немного материалов о конфессиональной школе. Поэтому автор настоящей диссертации считал весьма важным привлечение материалов, публиковавшихся в различных периодических изданиях, как в местных, так и в общероссийских, о деятельности этих школ.

С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, имея в виду глубоко и возможно полнее рассмотреть вопросы: что собой представляли русская светская, мусульманская традиционная и в целом конфессиональная школы Дагестана в середине XIX - начале XX веков и какую роль играли они в просвещении Дагестана. В работе мы попытались показать историю возникновения и развития различных типов школ, рассмотреть в рамках исторического исследования содержание, формы и методы обучения в них; влияние просветительских течений, политики правительства, изменений в общественной жизни на развитие школы.

Мы попытались воссоздать целостную историческую картину становления и развития светского образования в Дагестане, изменений традиционной мусульманской и в целом конфессиональной школы во второй половине XIX - начале XX в.

12

Нам представляется, что тема «Народное образование в Дагестане во второй половине XIX - начале XX в.» заслуживает внимания по ряду соображений. Во-первых, школьная система в Дагестане являлась составной частью всей системы просвещения России и была тесно связана со всей социально-экономической и национальной политикой царского правительства в крае. Во-вторых, развитие школы в Дагестане имело свои характерные особенности, вытекающие из экономического и политического положения края, которое обуславливало особое внимание к нему со стороны царских властей. В-третьих, длительное время школьно-административная деятельность в регионе проходила в условиях военных действий по «замирению» непокорных горцев. В-четвертых, ни в одном другом регионе не было такой этнической пестроты населения, приводившей к тому, что в одном учебном заведении обучались дети многих национальностей, различных по языку и религии. В-пятых, дагестанская система образования характеризовалась доминированием традиционных мусульманских школ над светскими.

Источниками исследования являлись:

• труды историков, писателей и общественных деятелей дооктябрьского периода по проблемам образования в Дагестане;

• фактические данные, содержащиеся в трудах ученых по I проблемам народного образования Дагестана и других регионов России, включая диссертации, статьи, очерки и монографии по истории образования;

• циркуляры, отчеты министерства народного образования и попечителей, а также школьная документация;

• сборники, журналы и газеты изучаемого периода;

• материалы ЦГА РД, рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН.

13

Источниковая база.

Важнейшим источником для написания диссертационной работы послужил архивный материал. В Государственном архиве Республики Дагестан нами изучены и в разной степени использованы в диссертации материалы 16 фондов. Ценный фактический материал, позволяющий исследователю получить достаточно полное представление об экономическом положении, политической ситуации, политике царских властей в области образования содержится в фондах 126 (Канцелярия начальника Дагестанской области) и 2 (Канцелярия военного губернатора Дагестанской области). В этих фондах можно почерпнуть, в частности, интересные сведения об отношении дагестанских горцев к светской русской школе, содержатся обращения местных жителей с просьбой открыть светские школы, помочь в строительстве школ, устроить детей на учебу за пределами области за казенный счет. Многое помогает прояснить в сфере организации школьного дела переписка начальника и военного губернатора области с высшей кавказской царской администрацией, а также рапорты и другие донесения начальников округов военному губернатору.

Ценными для нашего исследования явились, хотя их и немного, материалы фонда 81 (Инспектор народных училищ Дагестанской области Бакинско-Дагестанской дирекции народных училищ, г.Темир-Хан-Шура). Преимущественно это переписка инспектора народных училищ по различным вопросам деятельности начальных училищ, обучения в них детей горцев. Некоторые сведения удалось почерпнуть из фондов 6 (Дагестанское областное по городским делам присутствие, г.Темир-Хан-Шура) и 14 (Дербентское городское общественное управление Дагестанской области, г.Дербент). Они содержат множество приговоров заседаний, собраний уполномоченных Темир-Хан-Шуринского, Дербентского, Петровского городских общественных управлений, на которых решались вопросы финансирования, открытия, закрытия учебных заведений в этих городах.

14

Конкретный материал о деятельности средних общеобразовательных школ и некоторых других городских учебных заведений нами извлекался и использовался в работе из фондов: 76 (Темир-Хан-Шуринское реальное училище), 84 (Дербентское реальное училище), 55 (Петровское городское училище), 85 (Дербентская женская Прогимназия Дагестанской области, г. Дербент) и др. В работе читатель найдет также материалы Рукописного фонда Института ИАЭ ДНЦ РАН.

Широко использованы нами в диссертации документальные материалы, публиковавшиеся в Дагестанских сборниках, Кавказских календарях, Кавказских сборниках, Актах Кавказской археографической комиссии. Особо следует отметить большую ценность статистического и другого материала о светских и конфессиональных школах, публиковавшегося в обзорах Дагестанской области за 1892-1916 гг., -Приложениях к отчету военного губернатора Дагестанской области.

Дополнить в ряде случаев материалы архивов, документальных публикаций нам помогли статьи, различного рода сообщения, печатавшиеся в различных журналах (Журнал Министерства народного Просвещения), (Этнографическое обозрение) и газетах.

Объект исследования; система светского и конфессионального образования во второй половине XIX и начале XX в. в Дагестане.

Предмет исследования; процесс зарождения и развития светской системы школьного образования и дальнейшего прогресса традиционной конфессиональной системы обучения, характер просветительской политики царского правительства в Дагестане, роль просветительских движений в духовном развитии горцев.

Цель исследования: раскрыть и проанализировать процесс зарождения, становления и дальнейшего развития светского и мусульманского образования в

15 дореволюционном Дагестане, показать главные аспекты школьной политики царского правительства, охарактеризовать борьбу прогрессивной педагогической общественности за демократизацию системы образования с обучением на родном языке.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования автором определены следующие задачи:

• раскрыть предпосылки зарождения и развития светской школы;

• выявить политико-экономические и духовные предпосылки роста традиционного мусульманского просвещения во второй половине XIX - начале XX в.;

• выделить особенности общественно-политического и педагогического движения в Дагестане, показать его влияние на развитие школы;

• дать характеристику различных типов школ, выявить позитивные и негативные аспекты дореволюционной системы обучения и воспитания детей и юношества;

• обосновать теоретические положения и выводы, которые могут быть использованы при организации работы государственной общеобразовательной, а также традиционной мусульманской школы в современных условиях.

Методологическую основу исследования составляют строго научный историзм и исторический детерминизм, предполагающие изучение любого исторического явления и события в конкретных исторических условиях и взаимосвязях, выявление объективной закономерности и преемственности исторического процесса. Прогресс образования автором рассматривается не только во взаимосвязи и взаимозависимости с процессом развития общества, но и с учетом внутренних взаимосвязей различных компонентов системы образования.

Практическая значимость исследования.

Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут быть использованы для совершенствования деятельности

16 общеобразовательной школы в современных условиях, обновления содержания образования в конфессиональных учебных заведениях, в которых наряду с религиозными преподавались бы и светские дисциплины.

Результаты исследования могут быть использованы на курсах повышения квалификации педагогов, при подготовке дипломных и курсовых работ. Они явятся серьезным подспорьем для составления соответствующих разделов истории Дагестана и Северного Кавказа с учетом современных требований к обобщающим трудам по отечественной истории, подготовки спецкурсов для гуманитарных факультетов вузов республики, могут использоваться в лекционной работе.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав (пять параграфов), заключения и библиографии, включающей в себя список использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Муслимова, Амира Салиховна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После присоединения Дагестана к Российской империи царское самодержавие столкнулось здесь с уже сложившейся системой образования горцев. Мусульманская конфессиональная система образования, формировавшаяся и развивавшаяся в Дагестане веками, к началу XIX века стала важнейшей составной частью духовной жизни местного населения. Длительное время при отсутствии других очагов распространения образования исламская школа знакомила дагестанцев с арабо-мусульманской грамотностью и научными достижениями ученых Востока.

Бесплатность, доступность, обязательность мусульманского образования, а также отсутствие возрастных ограничений при поступлении в любую из ступеней конфессиональной школы способствовали просвещению части горского населения. Дагестанская исламская школа дала краю и своих ученых, которые овладевали всей полнотой общеарабского научного наследия. По установившимся арабо-мусульманским традициям дагестанские ученые охватывали почти все сферы духовной деятельности. Однако к началу исследуемого периода уровень развития арабо-мусульманской науки был значительно ниже достижений европейской, в том числе и российской. Поэтому появление светских школ в 30-х годах XIX века, расширение их сети в последующем дали дагестанскому горцу образование, основанное на более высоком уровне развития науки.

До окончания Кавказской войны в Дагестане имелись лишь отдельные очаги светского образования. Открывались они в значительной степени спорадически. Правительство и само еще не имело четкого представления о том, какой вид школы наиболее приемлем для края. Но одно было ясно, что школа как инструмент государственной просветительской политики должна была способствовать формированию русифицированной опоры среди местного населения и, особенно, его элитных слоев. Продолжавшаяся Кавказская война не давала возможности внедрить эту систему образования

157 по всему Дагестану и заставляла вводить ее достаточно осторожно, дабы не привлечь на сторону Шамиля нейтральную часть населения. И в дальнейшем просветительская политика царизма не направлялась на уничтожение уже существующей школьной системы, она проводилась достаточно осторожно, поскольку правительство опасалось обострения положения в взрывоопасном регионе.

Поиски наиболее приемлемого типа начального учебного заведения правительство начинает с открытия уездного училища в Дербенте. Для привлечения горцев в него сохраняется преподавание мусульманского вероучения, а также азербайджанского и армянского языков. Однако медленно растущий контингент учащихся показал, что не так просто изменить психологию горца, для которого религиозные знания, получаемые в мусульманских конфессиональных школах, являются обязательными.

Учитывая эти местные особенности края, правительство в сороковых годах XIX века открывает в Дербенте мусульманскую школу. Несмотря на необязательность изучения русского языка в школе, содержание обучения и методика преподавания были светскими. Школа давала возможность получить не только современные и качественные знания, но и позволяла повысить свой социальный статус. Это убедило горцев в необходимости отдавать своих детей в школы, открываемые русским правительством.

После подавления движения горцев на смену мусульманской пришла горская школа. В качестве уступки местному населению в школе сохранялось преподавание не только мусульманского вероучения, но и арабского языка. Однако все эти школы были доступны преимущественно представителям имущих слоев дагестанского общества.

В приобщении горцев к русскому языку и русской культуре наряду с государственными школами положительную роль сыграли школы, открываемые при воинских частях Кавказской армии. С окончанием войны и переходом края к мирной жизни более остро возникла потребность в

158 начальной школе, доступной более широким слоям населения. В работу по созданию такой школы включился крупный кавказовед и педагог П.К. Услар. Он выдвинул идею замены арабского языка русским посредством преподавания в начальной школе для горцев родного языка. Однако недостаточная материальная поддержка со стороны правительства привела к тому, что школы П.К. Услара, просуществовав некоторое время, закрылись. Постепенно правительство открывает в Дагестане начальные училища различных ведомств. В сельской местности это были одно- и двухклассные начальные училища, в городах открывались, помимо них, и трех- и четырехклассные. Принятие правительством в 70-х годах «Правил применения учебными заведениями КУО общероссийских уставов и прочих действующих законоположений по учебному Ведомству» означало переход от региональной, сравнительно самостоятельной формы управления, к общероссийской. Это привело к усилению руссофикаторских тенденций, изгнанию национального языка из начальной школы, что вызвало справедливое недовольство у населения. С начала 90-х годов наблюдается рост численности начальных школ в области.

Во второй половине XIX века в Дагестане правительство открывает и первые средние учебные заведения. Они, а также открывшийся в 60-е годы доступ в средние и высшие учебные заведения России, сыграли важную роль в формировании национальной интеллигенции с светским образованием.

Несмотря на то, что царское правительство уже во второй половине XIX века рассматривает образование как один из влиятельных факторов сближения Дагестана с Россией, качественный и количественный рост школьной сети происходил медленно. Это было обусловлено недостаточным финансированием, отсутствием правильно организованного школьного строительства. Отсутствие в крае учебных заведений для подготовки учителей привело к тому, что в конце XIX века в светских школах почти не было учителей из местного населения, а приезжие в Дагестан русские

159 учителя не всегда выдерживали испытания, связанные с материальными трудностями, вызванными условиями жизни в непривычной для них обстановке, низким уровнем оплаты их педагогического труда. В начале XX века царские власти под воздействием революционных и общественных движений, выступающих за демократизацию системы народного образования, за его всеобщность идут на расширение школьной сети, происходит рост ассигнований на народное образование. В 1915 г. в Дагестане насчитывалось 93 школы с контингентом учащихся более 7 тыс.человек.

В начале XX века в Дагестане появились первые профессиональные школы, которые стали готовить специалистов для фабрично-заводской промышленности; открылись женские школы не только в городах области, но и в округах; увеличилось количество средних учебных заведений; появились первые высшие начальные училища.

Одновременно продолжала функционировать густая сеть мусульманских конфессиональных школ. Несмотря на низкий уровень преподавания и плохие условия обучения, горцы и в начале XX века охотно отдавали своих детей в мектебы и медресе. Это было вызвано не только особенностями психологии горцев, для которых религиозные знания были обязательными, но и недостаточным количеством в регионе государственных школ. Все эти обстоятельства вызвали к жизни движение за реформу религиозного образования. Под воздействием этого движения в начале XX века в Дагестане появились новометодные мектебы и медресе. Эти школы отличались от старых конфессиональных школ не только обогащенным содержанием обучения за счет введения светских предметов, но и новыми методами преподавания, более прогрессивным учебно-воспитательным процессом.

Нежелание правительства оказать финансовую помощь в деле реорганизации учебного процесса в мектебах и медресе и активное

160 противодействие со стороны большей части мусульманского духовенства затормозили развитие новометодного движения. Несмотря на свою малочисленность, новометодные школы были шагом вперед в области образования мусульманского населения Дагестана.

И в наши дни, когда под воздействием исламского возрождения идет увеличение количества мусульманских учебных заведений, обобщение и использование опыта новометодных школ начала XX века, бесспорно, будет иметь положительное значение. Этот опыт поможет мусульманским школам по своему содержанию и формам обучения приблизиться к светским, позволит подготовить не только преданных исламским идеалам граждан, но и всесторонне развитых, приспособленных к жизни в современном мире людей.

В 1915 году в Дагестане при синагогах имелось 22 горско-еврейские школы, в которых обучалось 546 учащихся1. Постановка учебного процесса, методы обучения в этих школах мало чем отличались от примечетских. Можно предположить, что и эти школы в какой-то степени должно было затронуть новометодное движение, хотя документов, подтверждающих эти предположения авторов, не обнаружены.

Оценивая образовательную политику России в Дагестане, надо сказать, что несмотря на намерения царского правительства, она объективно способствовала приобщению горцев к современным знаниям, светской культуре.

Русская светская школа дала горцам не только современное образование, но и способствовала пробуждению их национального самосознания. Передовая часть национальной интеллигенции, формировавшаяся под влиянием русской школы и передового российского общественного движения, не только выступала за демократизацию образования, некоторые ее представители практически приступили к

1 ГА РД. Ф.2. Оп.2. Д.72а. Л.95

161 изданию литературы на национальных языках, взялись за подготовку местных педагогических кадров.

Присоединение к России и совместная жизнь в условиях уже единого государства с единой политикой образования нерусского населения были исторически неизбежным и необходимым условием роста культурного уровня горских народов.

Русская школа помогла дагестанцам выйти на новую ступень взаимоотношений, подготовила из их среды немало замечательных деятелей науки, культуры и просвещения.

Возникновение и плодотворное функционирование различных благотворительных и просветительских обществ, создание и издание учебников и учебных пособий на родных языках, разработка грамматик национальных языков стали значительным шагом вперед в процессе развития просвещения в Дагестане в исследуемый период.

162

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Муслимова, Амира Салиховна, 2002 год

1. Акты Кавказской археографической комиссии/Под ред. А.Берже. Тифлис, 1866-1904. Т. 1-12

2. Алексеев П. Правила и программы мужских гимназий и прогимназий. МНП. Одесса, 1917

3. Всеподданейший отчет за 5-летие управления Кавказом Генерал-Адъютанта графа Воронцова-Дашкова. Тифлис, 1910. 49 с.

4. Махачкала 1844-1998 гг. (Сб.документов). Махачкала: Юпитер, 1999.176 с.

5. Наши учебные заведения на Кавказе в 1885 Г.//ЖМНП. 1885. Май.

6. Обзор газеты Джаридату Дагестан за 1913 г. ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.1. Д.253.

7. Обзор Дагестанской области за 1892 г. Темир-Хан-Шура, 1893.

8. Обзор о состоянии Дагестанской области за 1869. Темир-Хан-Шура, 1870.

9. Однодневная перепись начальных школ в империи, произведенная 18 января 1911г. Вып.Х1 (15). КУО. Петроград, 1914.

10. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.: Дагестанская область. СПб., 1905. 212 с.

11. Подготовительные работы по введению всеобщего начального обучения в России//ЖМНП, 1910.Январь.163

12. По учебным планам и программам VIII кл. женских гимназий, утвержденным МНП. 31 августа 1874 Г.//ЖМНП, 1914. Сентябрь.

13. Протокол общего собрания «Общества просвещения туземцев-мусульман Дагестанской области», состоявшегося 26 марта 1906. Темир-Хан-Шура, 1907.

14. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности МНП (18021902). СПб, 1902. 512 с.

15. Рудольф Н.Ф. Обзор деятельности КУО за 1908-1912 гг. Тифлис, 1914.

16. Рудольф Н.Ф. План дальнейшего распространения народного образования в Дагестане. Тифлис, 1913. 43 с.

17. Сборник постановлений МНП. СПб, 1876. Т.2.

18. Циркуляр по управлению КУО. Тифлис, 1913.1.. ЛИТЕРАТУРА

19. Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. 174 с.

20. Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана XIX начала XX в. Махачкала: Дагучпедгиз, 1963. 266 с.

21. Абдуллаев М.А, Меджидов Ю.В. Али Каяев (жизненный путь, общественно-научные и общественно-политические воззрения. Махачкала, 1997. 183 с.

22. Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний. Махачкала, 1997. 183 с.

23. Агаев А.Г. Магомед Ярагский. Мусульманский философ. Духовный вождь дагестанского освободительного движения XIX в. Махачкала: ИПЦДГУ, 1996. 214 с.

24. Акташи М.А. Дербент-наме. Махачкала: Даг.кн.изд.-во, 1992. 156 с.

25. Алибеков И.Г. Народное образование на Кавказе. Тифлис, 1903.164

26. Алекторов А. Новые течения в жизни магометанских школ//ЖМНП, 1909. Апрель.

27. Алимова Б.М. Кайтаги: XIX начало XX в. Махачкала: Юпитер, 1998. 229 с.

28. Ю.Алкадари Г.Э. Асари Дагестан. Махачкала: Юпитер, 1994. 171 с.

29. П.Амиров Г.М. Среди горцев Северного Дагестана: (Из дневника гимназиста)// ССКГ. Вып. VII. Тифлис, 1873.

30. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. М.: Педагогика, 1990. 603 с.

31. Ахмедов Дж.Н. Новая «Ахты-наме». М.: Юпитер, 2000. 382 с.

32. Н.Ахмедов Дж.Н. Периодическая печать Дагестана (1900-1940).1. Махачкала, 1963.

33. Баймурзаев А.Б. Из истории общественной мысли Дагестана второй половины XIX в. Махачкала, 1965. 239 с.

34. Бартольд В.В. Культура мусульманства. ПСС. Т.1. Петроград: Огни, 1918. 110с.

35. Бобровников Н. Новые течения в мусульманской школе//Известия по народному образованию. 1915. Август.

36. Булатов Б.Б. Дагестан на рубеже XIX XIX вв. Махачкала, 1996. 286 с.

37. Булатов Б.Б., Лугуев С.А. Духовная культура народов Дагестана в XVIII XIX веках. Махачкала, 1999.217 с.

38. Гаджиев А.-Г.С. Влияние присоединение Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала: Дагучпедгиз, 1966. 62 с.

39. Гаджиев А.-Г.С. Миллионер Тагиев Гаджи Зейналабдин (Общественно-политические взгляды). Махачкала, 2000.

40. Гаджиев А.-Г.С. Прогресс культуры и духовной жизни народов Дагестана в конце XIX XX вв. Махачкала, 1996.

41. Гаджиев А.-Г.С. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1964. 228 с.165

42. Гаджиев Б.И. Буйнакск в истории и легендах. Махачкала, 1961.

43. Гаджиев Б.И. Первые учебные заведения//Луч коммунизма, 1965. 19 декабря.

44. Гаджиев Б.И. Темир-Хан-Шура. Буйнакск, 1993.

45. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М.: Наука, 1965. 390 с.

46. Гаджиев М.Г., Даудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана. Махачкала, 1996.

47. Гайдарбеков М. Антология дагестанской поэзии на арабском языке. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. On. 1. Д. 162.

48. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Махачкала, 1990.31 .Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода: Типология и своеобразие художественного опыта. М., 1982.

49. Ганеллин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России в 60-70-х гг. XIX в. Ученные записки Ленинского гос.пед. института. М., 1941. Т.40.

50. Гасанов М.М. Дагестан в составе России (вторая половина XIX в.). Махачкала: Юпитер, 1999. 357 с.

51. Гассанилау. Гази-Магомед. Махачкала, 1936.

52. Патагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М.: Издательский центр «Россия молодая». 1993. 141 с.

53. Губаханова Р.А. Культура народов Дагестана на рубеже XIX XX в. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З.Оп.1. Д.316.

54. Губаханова Р.А. Формирование Дагестанской дореволюционной интеллигенции. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.1. Д.353.

55. Дагестан в составе России. Махачкала, 1990.

56. Дадаев И. К вопросу о преемственности русской культуры в Дагестане. Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1975. 36 с.166

57. Дагестанский государственный университет. 1931-2001 гг.Махачкала: Юпитер, 2001.

58. Днепров Э.Д. Советская историография дореволюционной отечественной школы и педагогики (1918-1977). М., НИИОП, 1981.

59. Днепров Э.Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России (1918-1977). М.: НИИОП, 1979.

60. Измайлов А.Э. Просвещение в республиках Советского Востока. М.: Педагогика, 1973. 368 с.

61. Исаев А.А. Магомед Мавраев и другие первопечатники Дагестана// Советский Дагестан. 1991. № 4.

62. Исмаилов А.Р. Ликвидация неграмотности в Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1970. 134 с.

63. История Дагестана (Курс лекций). Махачкала, 1992.

64. История Дагестана. М.: Наука. 1967-1968. T.I -И.

65. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. 1917 г.). М.: Наука, 1989. 659 с.

66. История педагогики/М.Ф. Ротенберг. М.: Просвещение, 1981. 367 с.1675 5.История педагогики в России. Хрестоматия для студентов гуманитарных факультетов вузов/Сост. Е.Ф.Егоров. М.: Akademia, 1999. 397 с.

67. История СССР/Под ред. И.А.Федосова. М., 1987.

68. Кажлаев А.Н. Возникновение и экономическое развитие городов Дагестанской АССР. Махачкала, 1971.

69. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М.: Наука, 1971. 475 с.5 9.Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. 159 с.

70. Каяев А. Биографии дагестанских ученых. ИИАЭ ДНЦ РАН. Д. 1678.

71. Керенский Ф.М. Медресе Туркестанского края//ЖМНП, 1892. Ноябрь.

72. Козубский Е.И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906.

73. Козубский Е.И. История дагестанского конного полка. Темир-Хан-Шура, 1909. 621 с.

74. Козубский Е.И. Историческая записка о первом десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища (1880-1889). Порт-Петровск, 1890.

75. Козубский Е.И. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие//Дагестанский сборник. Вып.1. Темир-Хан-Шура, 1902.

76. Козубский Е.И. Отчет о втором десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища (1880-1899). Темир-Хан-Шура: Русская типография, 1901. 36 с.

77. Козубский Е.И. Очерки истории Темир-Хан-Шуры//СМОМПК. Вып. XIX. Тифлис, 1894.

78. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Т.VI. M.-JI., 1960.

79. Краснов М.В. Историческая записка о Ставропольской гимназии. Ставрополь, 1913.168

80. Куприянова J1.B. Города Северного Кавказа во второй половине XIX. в. М.: Наука, 1981.

81. Курбанов Р, Курбанов Г.М. Религия в культуре народов Дагестана. Махачкала, 1996

82. Лемеш Н.Е. Библиографический обзор газеты «Джаридату Дагестан» за 1913-1919 гг. ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.1. Д.206.

83. Литературное и научное наследие Абусуфьяна Акаева. Махачкала, 1992. 175 с.

84. Магидов Х.Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. Махачкала, 1998

85. Магомедов З.К. Из истории женского образования в Дагестане//Народное образование. 1981. № 9. 112 с.

86. Магомедов К.Ш. Великий Октябрь и просвещение дагестанской горянки. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. 171 с.v' 77.Магомедов М.Г. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX в. Махачкала, 1997

87. Магомедов P.M. Вклад русских учителей в развитие народного образования в Дагестане//Дагестанский университет. 1959. 22 октября.

88. Магомедов P.M. Дагестан в период царских завоеваний. Махачкала, 1940.

89. Магомедов P.M. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала:V

90. Дагкнигоиздат, 1971. 268 с.

91. Магомедов P.M., Магомедов А.Р. История Дагестана. Махачкала: Даг.кн.изд.-во, 1994. 267 с.

92. Магомедов Р.М.Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 140 с.

93. Магомедов P.M. Россия и Дагестан. Страницы истории. Махачкала: Даг.кн.изд.-во, 1987. 127 с.169

94. Мансурова А.Г. Общественный быт и культура верхне-даргинцев в XVIII XIX вв. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.1. Д.630 с.

95. Маршаев Р., Бутаев Б. История лакцев. Махачкала, 1992.

96. Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар. Казань: Изд.Казанского университета, 1982. 96 с.

97. Милованов Г.И. Дагестан в конце XIX XX вв. РФ ИИАЭ ДНЦ РФ. Ф.З. Оп.1. Д.25.

98. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 184 с.

99. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1986.

100. Модзалевский JI.H. Ход учебного дела в бывшем Кавказском наместничестве. СПб., 1892.

101. Миропиев М. Русско-инородческие школы система Н.И. Ильинского//ЖМНП., 1908. Февраль.

102. Мусаясул Х.-Б. Страна последних рыцарей. Махачкала: Юпитер, 1999. 303 с.

103. Мухаммед-Тахир ал Карах. Хроника. М., 1941.

104. Мухаммед-Рафи. Извлечение из истории ДагестанаУ/ССКГ. Тифлис, 1871. Вып.5.

105. На путях к всеобщему обучению. Махачкала, 1927.

106. Народное образование на Северном Кавказе. Ставрополь, 1974.

107. Омаров А. Воспоминания муталима. Как живут лаки. Махачкала, 1990. 98.Омаров С.М. Женское образование в Дагестане. Махачкала:

108. Дагучпедгиз, 1960. 36 с. 99.Омаров С.М. Первые годы строительства Советской школы в

109. Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1968. 43 с. 100. Очерки истории Дагестана. T.I-II. Махачкала, 1957.170

110. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в./Ш.И. Ганелин, Л.Д. Глубоковских, П.В. Горностаев и др./Под ред. А.И. Пискунова. М.: Педагогика, 1976. 600 с.

111. Пашаев А.Х. Развитие начального образования на Кавказе в XIX начале XX в. Тбилиси, 1990.

112. Рамазанов А.Х. Международные экономические связи и культурное развитие Дагестана в составе России в XIX начале XX в. Махачкала: Юпитер, 1997. 106 с.

113. Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964.

114. Ризаханова М.Ш. Дагестанские русские XIX начале XX в. Махачкала, 2001.

115. Рукописная и печатная книга в Дагестане. /Сб.статей. Под ред. А.Р. Шихсаидова. Махачкала, 1991. 181 с.

116. Саидов М.-С. Дагестанская литература XVIII XIX веков на арабском языке//Труды 25 международного конгресса востоковедов. М, 1960. Т.2.

117. Свистунова А.И. Деятельность русской интеллигенции в Дагестане. Махачкала, 1963. 33 с.

118. Свистунова А.И. Прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Дагестане. Махачкала, 1973. 148 с.

119. Селимханов А.К. Из истории просвещения в Дагестане в XIX в./Учен.записки. ИИЯЛ Даг ФАН СССР. T.I. Махачкала, 1958.

120. Селимханов А.К. Историческая справка о датах открытия школ в дореволюционном Дагестане/ Учен.записки. Т.Н. Махачкала, 1958.

121. Смирнов В.З. Реформы начальной и средней школы в 60-х гг. М.: Академия пед.наук РСФСР, 1954. 311 с.

122. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI XIX вв. М., 1958.171

123. Слово о Дагестане/Сост. М.Бутаев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1967. 79 с.

124. Тройно Ф.П. Экономическое и культурное развитие горских народов Северного Кавказа в составе России. Ставрополь, 1966.

125. Трунов Д. Дорога к свету. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1962. 505 с.

126. Туземец. Грамотность в горах Дагестана//Этнографическое обозрение, 1900. № I.

127. Услар П.К. Древнейшие сказания о Кавказе. Тифлис, 1881. 581 с.

128. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами //ССКГ. Вып. 111. Тифлис, 1870.

129. Услар П.К. Предположения об устройстве горских школ//Этнография Кавказа. Т. I. Тифлис, 1887.

130. Фарфоровский С.В. Дагестанская мусульманская школа//ЖМНП, 1915. Ноябрь.

131. Фарфоровский С.В. Народное образование в Кавказском учебном округе//ЖМНП, 1912. Апрель.

132. Халилов Р. Мекткбы и медресе города Мешгеда//СМОПК. Вып. XXVII. Тифлис, 1900.

133. Хапалаев Р. Первые школы города/Советский Дагестан. 1983. № 1.

134. Хасбулатов Ш.Д. Народное образование в Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1958. 77 с.

135. Хасбулатов Ш.Д. Народное образование в Дагестанской АССР в первые годы Советской власти. Махачкала: Дагучпедгиз, 1953. 52 с.

136. Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961.

137. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России/Сост. и автор вводных очерков. С.Ф. Егоров М.: Просвещение, 1986. 431 с.

138. Черняевский А.С. Кавказ в течение25 лет царствования государя императора Александра II. СПб., 1888.172

139. Шихсаидов А.Р. Дагестанские исторические сочинения XVI -XIX в. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. On. 1. Д.427.

140. Шихсаидов А.Р. Дагестанские авторы X XIX веков. РФ ИИАЭ ДНЦРАН. Ф.З. Оп.1. Д.480.

141. Шихсаидов А.Р. Закария ал-Ейзвини о Дагестане//Источниковедение истории досоветского Дагестана. Махачкала, 1987.

142. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана. М., 1984.

143. Школьное образование в Дагестане/Г.Ш. Каймаразов, С.М. Омаров и др. Под ред. Г.Ш. Каймаразова. Махачкала: Дагучпедгиз, 1968.267 с.1.I. Диссертации

144. Бабин В.Г. Проблемы национальной школы в государственной Думе I -IV созывов: Дис. .канд.ист.наук. СПб., 1992.

145. Бекоева Т.А. Роль П.К. Услара в развитии школы и просвещения горских народов Северного Кавказа: Дис. . канд.пед.наук, 1998.

146. Бритаева Н.П. Развитие общеобразовательной школы на территории Северного Кавказа и Закавказья во второй половине XIX начале ХХв. Дис. .канд пед наук. М., 1978.

147. Гасанова А. Борьба за раскрепощение женщины горянки в Дагестане (1920-1940). Дис. . канд.ист.наук. Махачкала, 1961.

148. Каймаразов Г.Ш. Влияние России на развитие культуры, просвещения дореволюционного Дагестана. Дис. . канд.ист.наук, 1955.

149. Кулиев В.Д. Социально-экономическая и культурная жизнь дагестанского аула в конце XIX начале XX веков: Дис. . канд. ист. наук Дагестанского госуниверситета. Махачкала, 2001. 157 с.

150. Львов К.И. Женское образование в СССР в прошлом и настоящем. Дис. . докт.истор.наук. М., 1946.173

151. Мамедов С.М. Становление и развитие светского образования в дореволюционном Дагестане. Дис. . канд.пед.наук. Махачкала, 1998. 215 с.

152. Михайлов М.В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативной в России в начале XX в. Дис. . канд. пед.наук. 1966.

153. Ю.Наврузов А.Р. Газета «Джаридату Дагестан» историко-культурный памятник(1913-1918). Дис. . канд.ист.наук, 2001.

154. П.Сергеева Г. Женщина Дагестана до Великой Октябрьской Социалистической революции. Автореферат дис. на соискание учен, степени канд.ист.наук М., 1953.

155. Узденова С.Б. Образование и педагогическая мысль народов Карачая и Черкесии. XIX начало XX в. Дис. . канд. пед.наук. Пятигорск, 1992.

156. З.Усачева Р.Ф. Формирование системы женского среднего образования в России (60-е годы XVIII 60-е годы XIX вв.). Автореферат дис. на соискание учен, степени канд.ист.наук. Ростов-на-Дону, 1997. 26 с.

157. H.Хасбулатов А.П. История советской школы в Дагестане. Дис. . канд. пед.наук. 1947.1.. Сборники

158. Дагестанский сборник. Вып.1. Темир-Хан-Шура, 1895.

159. Кавказский сборник. Вып. XIX . Тифлис, 1897.

160. Кавказский календарь на 1846 1917 гг. Тифлис, 1845-1917.

161. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Bbin.XVI. Тифлис, 1893.

162. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. II. Тифлис, 1868.

163. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.III. Тифлис, 1869.

164. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. VII. Тифлис, 1873.

165. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. XIX . Тифлис, 1894.1. V. Архивные материалы

166. Дагестанский областной народный суд. г.Темир-Хан-Шура ГА РД . Ф.4 Оп.4 Д.2

167. Дагестанское областное по городским делам присутствие. г.Темир-Хан-Шура

168. ГА РД . Ф.6 Оп.2. Д. 14 ГА РД. Ф.6 Оп.2. Д.21 ГА РД . Ф.6. Оп.2. Д.24.

169. Редакция газеты Дагестанские областные ведомости. г.Темир-Хан-Шура. ГА РД. Ф.7. Оп.З. Д.27.

170. Дербентское городское общественное управление Дагестанской области. г.Дербент

171. Дагестанскпй областной статистический комитет, г.Темир-Хан-Шура ГАРД. Ф.21. Оп.1. Д.18.

172. ГАРД . Ф.21. Оп.З. Д.19. ГА РД. Ф.21. Оп.З. Д.34. ГАРД. Ф.21. Оп.З. Д.45. ГА РД. Ф.21. Оп.З. Д.48. ГА РД. Ф.21. Оп.З. Д.54. ГАРД. Ф.21. Оп.З. Д.62. ГА РД. Ф.21. Оп.З. Д.84. ГАРД. Ф.21. Оп.З. Д.94. ГАРД. Ф.21. Оп.З. Д.101.

173. Строительное отделение Дагестанской области. г.Темир-Хан-Шура ГА РД. Ф.ЗО. Оп.4. Д.5.

174. Медицинская часть Дагестанской области. г.Темир-Хан-Шура. ГА РД. Ф.32. Оп.2. Д. 12.1. ГАРД. Ф.32. Оп.5. Д.14.

175. Петровское городское училище, г. Порт-Петровск. ГАРД. Ф.55. Оп.О-1. Д.1

176. ГА РД. Ф.55. Оп.1. Д.2 ГАРД. Ф.55. Оп.1. Д.4

177. Инспектор народных училищ Дагестанской области Бакинско-Дагестанской дирекции народных училищ. г.Темир-Хан-Шура

178. ГАРД. Ф.81. Оп.2. Д.1 ГАРД. Ф.81. Оп.З. Д.4

179. Дербентская женская прогимназия Дагестанской области. г.Дербент ГА РД . Ф.85. Оп.2. Д. 10.

180. ГАРД.Ф.85. Оп.2. Д. 14. ГА РД . Ф.85. Оп.2. Д. 19. ГАРД .Ф.85. Оп.З. Д.1.

181. Канцелярия начальника Дагестанской области, г. Темир-Хан-Шура. ГА РД. Ф.126. Оп.2. Д.48.

182. ГА РД. Ф.126. Оп.2. Д.59 с. ГА РД. Ф.126. Оп.2. Д.59х. ГАРД. Ф.126. Оп.2. Д.59щ. ГАРД. Ф.126. Оп.2. Д.48. ГАРД. Ф.126. Оп.2. Д.61. ГА РД. Ф.126. Оп.2. Д.66. ГАРД. Ф.126. Оп.2. Д.67. ГАРД. Ф.126. Оп.2. Д.91. ГАРД. Ф.126. Оп.2. Д.95а

183. Дагестанское областное по раскладке поземельных сборов присутствие». г.Темир-Хан-Шура.1. ГАРД. Ф.308. Оп.1. Д.1.179

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.