Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников: На примере детей коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Грошева, Татьяна Александровна

  • Грошева, Татьяна Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Сургут
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 228
Грошева, Татьяна Александровна. Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников: На примере детей коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Сургут. 2006. 228 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Грошева, Татьяна Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКОТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.16.

1.1 Генезис представлений о народных традициях коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа.

1.2 Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников.

1.3. Возможности формирования коммуникативной компетенции у младших школьников по средствам народных традиций.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

2.1 Этапы опытно-поисковой работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников.

2.2 Анализ и оценка результатов опытно-поисковой работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников.

Выводы по второй главе.

Выводы исследования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников: На примере детей коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»

Актуальность исследования. Сегодня проявляется общемировая I тенденция, отражающая возрастание роли ценностей традиционного образа жизни в условиях современной модернизации. Эта тенденция стала важным фактором, определяющим глобальные и локальные процессы на Российском Севере. Не нашли практического подтверждения многочисленные прогнозы о том, что по мере формирования (в ходе политического и экономического прогресса) исторического процесса будет происходить угасание традиционной культуры. Несмотря на широкое распространение современных научно-технических достижений, многие традиции сохраняют свою значимость и сегодня.

Народы Севера в силу специфики места своего проживания (экстремальность климата), особенностей хозяйственно-промысловой деятельности, уровня социально-экономического развития создали в прошлом уникальную, неповторимую систему воспитания и гармонично впи-' сывающуюся в традиционный уклад жизни северных этносов. Она была настолько эффективна, выверена многими веками и поколениями, что сбоев в воспитательном процессе не давала.

В настоящее время очень остро стоят проблемы сохранения не только хозяйственно-культурного комплекса коренных малочисленных народов Западной Сибири, но и всего этноса в целом. Одним из путей решения этих проблем является обучение и воспитание детей коренных жителей, ведущих традиционную жизнедеятельность, то есть проблемы ассимиляции напрямую связаны и с проблемами образования малочисленных народов Севера.

Сегодня в стране существует острый дефицит учебной литературы для образовательных учреждений разного уровня и профиля по изучению региональной и национальной специфики России, в частности, по этнологии, этнопедагогике.

Будущее народов Севера связано, с возрождением этнической педагогической культуры, которая всегда была адекватна их образу жизни и 3 миропониманию. Нынешние северяне, обращаясь к апробированным их предками формам, методам, приемам и средствам этнической педагогики, видят в этом спасительный путь обогащения традицией современной системы воспитания молодого поколения.

Ханты-Мансийский автономный округ (в дальнейшем ХМАО) является исторической территорией проживания коренных малочисленных народов Севера - ханты и манси (в дальнейшем КМНС).

Специфика северной природы предопределила расселение коренных народов малыми группами на больших территориях, поскольку охотиться, пасти стада оленей и рыбачить необходимо на больших площадях. Коренные народы вели и ведут преимущественно натуральное хозяйство, получая от оленеводства, сбора дикоросов, охоты и рыболовства необходимые жизненные средства и по мере необходимости вступая в обменные отношения с соседями, с некоторыми жителями или приезжими торговцами.

Изучение традиционного образа и уклада жизни коренных малочисленных народов Севера предполагает постижение ее внутренних закономерностей и структур в различных вариантах: мифология, искусство, религия, наука, литература, мораль, язык, идеология, педагогика.

Воспитание подрастающего поколения было условием и гарантией поступательного движения человеческого общества. Народы все свои знания и умения, обычаи и традиции, возникающие ситуации и обстоятельства стремились использовать в деле воспитания детей.

Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают педагогическую мысль. Его изучение при использовании достижений современной науки поможет воссоздать теоретические основы и практику воспитания детей, подростков и молодежи, то есть в историческом аспекте выявить общие тенденции и различия, специфические особенности и закономерности этого процесса, характерные для определенного региона.

В процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания предпочтение отдается тем направлениям, которые интересны детям, многофункциональны по своему характеру, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы и способствуют самореализации.

Таким направлением воспитания подрастающего поколения может быть возрождение, сохранение и развитие народных традиций коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа.

В связи с этим, разностороннее изучение и объективная оценка общих основ национальной самобытности, выявление тенденций развития этнопедагогики и в частности, формирование коммуникативной компетенции у младших школьников из числа коренных малочисленных народов Севера, являются важной задачей историко-педагогической науки.

К настоящему времени в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимый для исследования проблемы формирования коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста. Это исследования в области философии, педагогики, психологии: проблемы общения и коммуникации в условия традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера ХМАО - Югры рассматривались в работах Е.Д. Айпина, A.JI. Бугаевой, В.М. Кулемзина, М.А. Лапиной, Н.В. Лукиной, Т. Молданова, Т.А. Молдановой, З.П. Соколовой, Н.Г. Хайруллиной; существенное влияние на логику исследования оказали работы, посвященные вопросам возрастной педагогики и психологии Г.С.Абрамовой, A.C. Белкина, Л. Ф. Обуховой; народной педагогики В. Ч. Баймурзиной, Г. Н. Волков, Г.И. Батуриной, М.С. Васильевой, Г.Ф. Кузиной.

Однако интегративные процессы, которые приобрели доминирующую роль в науке, предполагают объемное видение данного педагогического явления. В этой связи, предложенный A.C. Белкиным и используемый в нашем исследовании историко-генетический анализ, позволяет достигнуть необходимого эффекта и устраняет имеющееся несоответствие. При этом исторический анализ помогает выстроить последовательную цепь, происходящих событий в жизни коренных малочисленных народов. Применение исторического анализа объясняет различия в сочетании факторов, определяющих развитие народов ханты и манси.

Генетический анализ исследования позволяет актуализировать опыт предшествующих поколений; определить основные стадии генезиса коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа; выявить характеристики и зависимости, что дает возможность понять особенности культуры, быта и жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера; рассмотреть развитие с позиции ученых, писателей, педагогов-практиков, педагогов-теоретиков, ученых смежных областей научного знания.

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется наличием ряда различий, несовпадений и противоречий между практическими запросами современного общества, нуждающегося в людях с высоким уровнем коммуникативной компетенции, с одной стороны, и существующей организацией процесса воспитания, которая не обеспечивает формирование этой компетенции у детей народов ханты и манси - с другой. Коммуникативную компетенцию мы определяем как совокупность знаний и умений взаимодействия, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в сфере общения.

На научно-теоретическом уровне обнаруживаются противоположные позиции ученых, которые, с одной стороны, говорят о востребованности изучения коммуникативной компетенции младших школьников с момента формирования общих качеств личности до становления научных основ определения совокупности качеств, а с другой - предлагают использовать традиционные принципы, содержание, методы и средства.

В педагогике остается не исследованной зависимость формирования коммуникативной компетенции у детей от народных традиций данного этноса, недостаточно изучены ее закономерности.

Народные традиции определяются нами как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности и представления.

На научно-методическом уровне актуальность определяется несоответствием между нарастающей общественной потребностью в формировании коммуникативной компетенции у детей народов ханты и манси и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по ее формированию, в которых были бы разработаны адекватные средства.

Мы считаем, что средство формирования - это процесс формирования коммуникативной компетенции у младших школьников под воздействием социальных, психологических и педагогических факторов.

Актуальность исследования, выявленные противоречия и несоответствия, а также недостаточная разработанность проблемы позволили сформулировать тему исследования: «Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников (на примере детей коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)».

На основании анализа актуальности темы исследования и выявленных противоположностей, противоречий и несоответствий сформулирована проблема, заключающаяся в поиске и выборе педагогических возможностей народных традиций как средства формирования коммуникативной компетенции у младших школьников.

Цель исследования: выявить, определить и опытно-поисковым путем обосновать применение народных традиций как средства формирования коммуникативной компетенции у младших школьников.

Объект исследования - народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников из числа коренных малочисленных народов Севера.

Предмет исследования - формирование коммуникативной компетенции у младших школьников.

Гипотеза исследования:

- применение народных традиций на занятиях, на праздниках, в играх и соревнованиях, может предположительно влиять на формирование коммуникативной компетенции у младших школьников; формирование коммуникативной компетенции у младших школьников, будет успешным, если будут выполнены следующие условия: •

1) разработана и внедрена в процесс формирования программа, отражающая традиции народов ханты и манси;

2) организация педагогической деятельности на основе личной включенности каждого ребенка в процесс подготовки и проведения традиционных действий, учитывающих особенности жизни, культуры и быта коренных малочисленных народов Севера.

Достижение цели и подтверждение гипотезы исследования осуществляется путем решения следующих задач:

1. На основе изучения и описания традиций народов ханты и манси обосновать возможность применения народных традиций как средства формирования коммуникативной компетенции у младших школьников.

2. Проанализировать состояние проблемы формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в педагогической теории и практике и на данной основе выявить сущность, структуру и содержание коммуникативной компетенции, уточнить понятие «коммуникативная компетенция».

3. Проанализировать труды в педагогике и психологии, предлагающие характеристику возрастных физических и психических особенностей младших школьников, выделить характерные для этого возраста черты.

4. Провести анализ существующих программ и методик по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников, по результатам анализа отобрать и в соответствии с поставленной целью, разработать и апробировать программу по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников, которая отражает особенности культуры данных народов.

Теоретико-методологической основой исследования являются основные положения фундаментальных исследований в области теории воспитания; философские, социологические, психолого-педагогические концепции, законодательные документы в сфере прав коренных малочисленных народов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

- проблема общения приобрела в последнее время большое значение и разрабатывается в трудах многих психологов и педагогов A.C. Белкина, А. А.Бодалева, В.В.Занкова, Е.С.Кузьмина, А.А.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.А.Реан, обогативших педагогическую науку программами, конкретизировали принципы, задачи и цели изучения закономерностей и механизмов общения;

- проблемы коммуникативной компетенции рассматривается в работах A.C. Белкина, Е.В. Коротаевой, Ю.Е Скоромной, Ю.В. Суховершинной, Е.П.Тихомировой;

- проблема педагогического общения, которая рассматривается в работах И.А. Зимней, В.А. Кан-Калика, ЯЛ. Коломинского, С.В.Кондратьевой, Н. В. Кузьминой, А. А. Леонтьева, А. В. Мудрика, А.А.Реан, Г. В. Рогова;

- общенаучные труды и исследования, посвященные изучению истории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и традиционному образу жизни коренных малочисленных народов Севера рассматривались Е. Д. Айпиным, А. Л. Бугаевой, В. М. Кулемзиным, В. М. Куриковым,

М.А. Лапиной, Н.В. Лукиной, Т. Молдановым, Т.Г. Харамзиным, Н.Г.Хайруллиной;

- научное изучение народных игр и их практическое применение в воспитании получили обоснование в трудах В.Ф. Афанасьева, П.Н. Бокина, В.И. Прокопенко.

На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования:

- комплексный анализ и синтез философской, психологической, педагогической, социологической отечественной литературы по проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников;

- методы теоретического анализа: ретроспективный, сравнительно-сопоставительный, системный, логический;

- методы обобщения опыта;

- диагностирующий срез и опытно-поисковая работа по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников; эмпирические методы (анкетирование, беседу, обобщение независимых характеристик);

- исследовательские методы (прямое, косвенное и длительное педагогическое наблюдение, наблюдение за деятельностью учащихся в процессе организации и проведения мероприятий);

- статистическая обработка результатов.

База исследования: дети из числа коренных малочисленных народов Севера города Нефтеюганска и населенных пунктов Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа (Тюменская область). Объем выборки, обеспечивающий репрезентативность данных, был определен в 50 младших школьников.

Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа в течение 2002-2006 гг.

Первый этап - поисково-теоретический (2002-2003 гг.). Изучалась философская и психолого-педагогическая литература, а также диссертационные работы в аспекте исследуемой проблемы для определения теоретико-методологической базы исследования. Разрабатывались исходные положения, определялись цель, задачи, рабочая гипотеза; выявлялись и обосновывались педагогические условия, способствующие формированию коммуникативной компетенции у младших школьников. Разрабатывалась примерная программа по формированию коммуникативной компетенции.

Основными методами на этом этапе были: наблюдение, изучение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, обобщение педагогического опыта коренных жителей в воспитании детей.

Второй этап - экспериментально-аналитический (2003-2004 гг.) был посвящен проверке основных положений формирующего эксперимента; апробировалась программа по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников и обосновывались выделенные педагогические условия.

На данном этапе проводились констатирующий и формирующий эксперименты; обобщался и систематизировался полученный материал.

Основными методами данного этапа были: диагностика уровня сформированности коммуникативной компетенции у младших школьников в рамках опытно-поисковой работы, тестирование, метод экспертной оценки, методы математической статистической обработки данных.

Результатом второго этапа явилось выделение и практическая реализация педагогических условий по формированию коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста.

Третий этап - контрольно-обобщающий (2004 - 2006 гг.). Апробировались и обобщались данные опытно-поисковой работы; подводились итоги, осуществлялась обработка полученных данных, проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись теоретические положения. Давалась оценка результатам опытно-поисковой работы. Осуществлялось оформление текста диссертации.

Ведущими методами исследования на этом этапе явились: математический анализ, анализ теоретических данных, анализ эмпирических данных, обобщение и метод обработки полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлена и обоснована социально значимая воспроизводящая функция народных традиций, которая проявляется в процессе формирования коммуникативной компетенции у младших школьников;

- теоретически обоснована и опытно-поисковой работой доказана целесообразность использования народных традиций как средства формирования коммуникативной компетенции у младших школьников;

- выявлена сущность, структура и содержание коммуникативной компетенции, а также уточнено понятие «коммуникативная компетенция».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- выявлена и обоснована социально значимая функция народных традиций как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников;

- понятие «народные традиции» определяется как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности и представления;

- полученные в процессе работы данные об уровне сформированности коммуникативной компетенции младших школьников могут способствовать уточнению имеющихся в науке представлений о развитии и формировании личности младших школьников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что: - разработана и реализована программа формирования коммуникативной компетенции у младших школьников, в которой отражены особенности традиций коренных малочисленных народов Севера и предусматривающая восприятие детьми окружающего мира через традиции;

- материалы исследования находят применение в практике работы с младшими школьниками, при организации и проведении народных праздников, соревнований и состязаний;

- материалы программы используются с целью ознакомления детей с народным творчеством (изготовление изделий народных промыслов, вышивки, плетение бисером, слушание народных сказок, музыки, пословиц, поговорок, загадок) и для развития детского творчества;

- использование материалов исследования для разработки вариантов программ по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников;

- предложены рекомендации для применения народных традиций в современной педагогической практике.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативностью материала, разнообразием источников информации, опытно-поисковой работой.

Апробация основных результатов исследования была осуществлена автором посредством участия

- в организации и проведении народных праздников и занятий, в подготовке и проведении традиционных игр;

- в разработке учебно-методического пособия для преподавателей школ-интернатов и общеобразовательных школ «Здравствуй, край ты мой родимый».

Участие в докладах на научных конференциях:

- международных: «Актуальные социально-экономические проблемы образования и науки на современном этапе» (Кокшетау, Казахстан, 2005),

Культура речи и литературоведение в системе образования» (Варшава, 2005), «Качество современного образования» (Калининград, 2005);

- общероссийской: «Северный регион: стратегия и перспективы развития» (Сургут, 2003);

- окружных: «Наука и инновации XXI века» (Сургут, 2003), «Воспитание учащейся молодежи: проблемы, исследования, перспективы» (Сургут, 2004), «Наука и инновации XXI века» (Сургут, 2005).

На защиту выносится:

1. Соглашаясь, что за многовековой исторический период развития народы ханты и манси создали уникальные и разнообразные народные традиции, содержание и методы которых адекватны к экстремальным условиям жизнедеятельности человека на Севере, подтверждаем, что данные традиции способствуют эффективному формированию коммуникативной компетенции у младших школьников.

2. Не отрицая определение коммуникативной компетенции как совокупность социальных функций, которыми владеет человек при реализации социально значимых прав и обязанностей, мы в отличие от него, определяем это понятие как совокупность знаний и умений взаимодействия, необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в сфере общения.

3. В сравнении с существующими условиями формирования коммуникативной компетенции, предложенные нами условия:

- предусматривающие разработку и внедрение в процесс формирования программы, отражающей традиции народов ханты и манси,

- предусматривающие организацию педагогической деятельности на основе личной включенности каждого ребенка в процесс подготовки и проведения традиционных действий, учитывающих особенности жизни, культуры и быта коренных малочисленных народов Севера, будут положительно влиять на формирование коммуникативной компетенции у младших школьников.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (228 наименований), 4 приложения, глоссария, 4 схем и 9 таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Грошева, Татьяна Александровна

Выводы исследования

Растет интерес к культуре своего народа, идет возрождение традиций ^ и обрядов, устного народного творчества, произведений прикладного искусства. И по-прежнему актуальной остается проблема приобщения ребенка с раннего детства к истокам национальной культуры, к познанию окружающей действительности через восприятие образцов декоративно-прикладного искусства.

Гипотеза исследования подтвердилась - народные традиции могут являться средством формирования коммуникативной компетенции у младших школьников, если:

- народные традиции применяются на занятиях, на праздниках, в играх и соревнованиях;

- выполнены следующие условия:

1) разработана и внедрена в процесс формирования программа, отражающая традиции народов ханты и манси; |1 2) организация педагогической деятельности осуществляется на основе личной включенности каждого ребенка в процесс подготовки и проведения традиционных действий, учитывающих особенности жизни, культуры и быта коренных малочисленных народов Севера.

Таким образом, поставленные нами задачи исследования решены:

1. На основе изучения и описания традиций народов ханты и манси обоснована необходимость и возможность применения народных традиций как средства формирования коммуникативной компетенции у младших школьников;

2. Проанализировано состояние проблемы формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в педагогической теории и практике и на данной основе выявлены сущность, структуру и содержание коммуникативной компетенции, уточнено понятие «коммуникативная компетенция».

3. Проанализированы труды по педагогике и психологии, предлагающие характеристику возрастных физических и психических особенностей младших школьников, выделены характерные для этого возраста черты;

4. Проведен анализ существующих программ и методик по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников, по результатам анализа отобраны и в соответствии с поставленной целью, разработана и апробирована примерная программа по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников, которая отражает особенности культуры данных народов.

Также, выявлена и обоснована социально значимая воспроизводящая функция народных традиций, которая проявляется в процессе формирования коммуникативной компетенции у младших школьников. Выявлены структурные составляющие сформированности коммуникативной компетенции.

Материалы исследования находят применение в практике работы с младшими школьниками, при организации и проведении народных праздников, соревнований и состязаний. Также материалы программы используются с целью ознакомления детей с народным творчеством (изготовление изделий народных мастеров, вышивки, плетение бисером, слушание народных сказок, музыки, пословиц, поговорок, потешек, загадок) и для развития детского творчества.

Мы можем сделать вывод, что проведение опытно-поисковой работы по проверке критериев и показателей уровня сформированности коммуникативной компетенции у младших школьников предполагает последовательное осуществление ряда конкретных мероприятий с целью формирования коммуникативной компетенции, которые следует осуществлять в соответствии с разработанной программой. Выявлены и уточнены признаки сформированности коммуникативной компетенции: развитие потребностей к возрождению и сохранению народных традиций; сформированность интересов и склонностей к традиционным действиям; личная включенность в процесс подготовки и проведения традиционных действий; творчество в практическом применении. В соответствии с разработанными критериями уровня сформированности коммуникативной компетенции у младших школьников была определена динамика их формирования на различных мероприятиях и позволяла сделать срезы уровня сформированности. Срезы применялись в ходе поисково-констатирующего и формирующего этапов опытно-поисковой работы по определению уровня формирования коммуникативной компетенции у младших школьников.

Результаты данного исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы формирования коммуникативной компетенции у младших школьников посредством народных традиций, так как рассмотрена лишь одна сторона из ее многочисленных граней - поиск педагогических условий, при которых формирование коммуникативной компетенции становится наиболее эффективным.

Исследование показало необходимость дальнейшего поиска по этой многоаспектной проблеме. Перспективными направлениями научных исследований, на наш взгляд, могут стать следующие: совершенствование профессиональной компетентности организаторов традиционных мероприятий на основе теоретико-методологических рекомендаций; исследование путей и средств, формирующих интерес к народным традициям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый народ, независимо от своей численности, имеет право на | саморазвитие. Для коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа оно неразрывно связано с обеспечением возможности этнического выживания. Утверждается приоритет самобытности народной жизни над интересами промышленного освоения.

Материальной основой развития народов Севера является их суверенное право на землю и ее недра. Безусловной ценностью признается обеспечение условий возрождения традиционного образа жизни. При этом уважается свобода выбора образа жизни в соответствии с интересами и иного народа в целом, и личности в частности.

Постановка вопроса о необходимости возрождения и развития самобытной культуры народов Севера не означает возврата ее к состоянию на начало XX века. Традиционное хозяйство и культура находятся в движении и развитии, они изменяются под влияние времени и окружающей среды. В XX веке народы Севера обрели письменность, получила развитие литература, сформировалась национальная интеллигенция.

В настоящее время имеется много нерешенных проблем малочисленных народов Севера. Что бы с уверенностью гарантировать сохранение и развитие коренных жителей в будущем необходимо улучшить работу по ключевым направлениям:

1. развитие социально-культурной сферы;

2. поддержка деятельности коренных малочисленных народов Севера в производственной сфере;

3. финансирование непроизводственных сфер жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера (здоровье коренных жителей);

4. обеспечение гарантий на жилье.

Социально-экономические преобразования должны осуществляться на основе учета экономических интересов коренных народностей, опыта традиционных форм хозяйствования и направлены на преодоление экономического кризиса, обеспечение стабилизации и повышения качества жизни коренного населения.

Современное состояние коренных малочисленных народов Севера осложняется рядом факторов.

Во-первых, трагическая история (колонизация, интенсивное промышленное освоение региона, социальные эксперименты) подорвала у северных народов веру в собственные силы, породило настроения апатии и иждивенчества, сформировала заниженный уровень потребностей.

Во-вторых, малочисленность этих народов, их небольшой удельный вес в населении Ханты-Мансийского автономного округа стимулируют активные ассимиляционные процессы, выражающиеся в утрате родного языка, традиционных навыков, увеличении числа межэтнических браков.

В-третьих, прерванная историческая перспектива: прошлое забыто или фальсифицировано, настоящее находиться в кризисном состоянии, будущее проблематично.

В-четвертых, представители старшего поколения - носители вненациональной, советской идеологии - не всегда становятся опорой в процессах возрождения своего народа. Молодежь, заинтересованная в возрождении, вынуждена восстанавливать этническое прошлое самостоятельно, исходя из скудного исторического наследия.

В-пятых, кризисные явления: безработица, разбалансированность деятельности социальных институтов - здравоохранения, образования, культуры, низкий уровень жизни, особенно сильны в национальных поселках, где проживает значительное число коренных малочисленных народов. Село, является главным носителем национальных характеристик (обычаи, язык, менталитет, традиционный образ жизни) сегодня оно находиться в тяжелейшем состоянии, что негативно отражается на молодежи.

Молодые люди утрачивают смысл существования, что ведет к высокому уровню алкоголизации, преступности и самоубийств.

В-шестых, продолжает увеличиваться разрыв между селом и городом. Среди представителей коренных малочисленных народов наблюдаются существенные различия в интересах, потребностях и ценностях. В результате ханты, манси и ненцы утрачивают психологию этнической общности и солидарности.

В-седьмых, самочувствие аборигенных народов зависит от окружающей общественно-политической, социально-экономической и идеологической обстановки в России. Между тем от того, как сложатся межэтнические отношения в стране, зависит возрождение коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа.

В качестве важнейших приоритетов возрождения, сохранения и развития народных традиций, культуры и фольклора коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа необходимо принятие некоторых мер:

- разработка и реализация программ по подготовке национальных кадров и национальной интеллигенции;

- разработка туристических маршрутов, связанных с историей и культурой коренных малочисленных народов Севера;

- создание условий учащимся национальных школ для профессионально-ориентационной работы в традиционных отраслях, вести целенаправленную работу по созданию условий жизни для выпускников учебных заведений;

- обеспечение каждому представителю коренной национальности такой уровень образования и воспитания, который позволил бы реально выбирать образ жизни и род занятий;

- проведение многопрофильного исследования медико-биологического и санитарно-эпидемиологического состояния здоровья жителей, из числа коренных малочисленных народов Севера (туберкулез, инфекционные заболевания, алкоголизм). Разработка комплексной программы, обеспечивающей рост продолжительности жизни народов Севера - это снижение уровня детской смертности от инфекционных и наследственных заболеваний; улучшение качества питания; расширение наркологической службы;

- подготовка и издание научно-методических, учебно-справочных пособий, адаптированные программы, словари, самоучители, разговорники, наглядные пособия, лингафонные и видеолингафонные курсы по языкам коренных малочисленных народов Севера;

- подготовка научно-популярного изданий для массового читателя и проведение практических мероприятий, направленных на воспитание языковой культуры;

- совершенствование лингвистических знаний (проведение праздников языка, лингвистических олимпиад, тематических вечеров и встреч, устных журналов и «круглых столов», диспутов и дискуссий, национальных игр и ритуалов, связанных с воспитанием устной речи и языковой смекалки и т.д.).

Для развития коренных малочисленных народов Севера в условиях происходящих перемен, следует помимо задач простого выживания народов в ситуации реформ, ставить более широкие задачи, такие как разработка механизмов адаптации к социальным переменам, ограничение неблагоприятного воздействия на северную природу, эффективное использование духовных ценностей и традиционных этнических культур.

Важнейшая задача - оказание всестороннего содействия в развитии культуры и языков, обских угров, их культурного наследия: фольклора и народного творчества, распространение знаний об истории, традициях и обычаях, создание в обществе атмосферы уважения к культурным и духовным ценностям каждого народа.

Физическое и психологическое здоровье коренных малочисленных народов Севера должно обеспечиваться за счет осуществления комплексных мер по созданию условий здорового образа жизни, основанного на традиционных обычаях и опыта накопленного предыдущими поколениями.

Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, хотя и оказался на грани разрушения, но все же выстоял в этом неравном столкновении научно-технического прогресса.

Процессы, протекающие сегодня в социально-экономической и этнокультурной сферах Ханты-Мансийского автономного округа, далеко не однозначны и требуют дальнейшего изучения. Существующая ситуация усугубляется нарастанием деструктивных процессов, которые непосредственно затрагивают экономику и социальную сферу региона и оказывают негативное влияние на природную и социальную экологию.

Исследование авторов показывает, что постижение внутреннего мира любого этноса возможно только на основе глубокого проникновения в живую плоть его педагогических традиций. То же самое можно сказать и о формировании внутреннего мира представителей любого из этносов: оно реализуемо только на основе традиционной этнической системы воспитания; разгадка сложнейших этнических загадок.

Народные традиции можно использовать в нескольких направлениях:

1) с целью ознакомления детей с народным искусством и фольклором (рассматривание изделий народных мастеров, вышивки, плетение бисером, слушание народных сказок, музыки, пословиц, поговорок, потешек, загадок, колыбельных песен);

2) для развития детского творчества в качестве образцов - сначала для прямого воспроизведения, а затем для творческого осмысления и применения;

3) для проведения выставок поделок, сделанных руками детей;

4) для оформления интерьера детских учреждений, праздников и досугов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Грошева, Татьяна Александровна, 2006 год

1. Айпин Е.Д. «Как выжить коренным народам Югры?» / Обские угры на пороге Третьего тысячелетия: Материалы 1 учредительного Съезда коренных народов Севера Ханты- Мансийского автономного округа Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 1999. - С. 15 -18

2. Айпин Е.Д. В тени старого кедра. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1982. - 80 с.

3. Айпин Е.Д. В ожидании первого снега. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1979. - 121 с.

4. Айпин Е.Д. Ханты или Звезда Утреней Зари. М.: «Молодая гвардия», 1990. - 334 с.

5. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа)/сост. Н.В.Лукина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1979. - 239 с.: ил.

6. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших I учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1999.-376 с.

7. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. -М., 1989.- 160 с.

8. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Якутиздат, 1979. - 160 с.

9. Базанов А.Г., Певгова Л.В. Игры малых народностей Севера/Сборник музея антропологии и этнографии АН СССР М.: Изд-во АН СССР, 1949 - Т. И. - С. 237 - 254.

10. Ю.Белкин A.C., Жукова Н.К. Витагенное образование. Екатеринбург, 2001.- 108 с.

11. П.Белкин A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. -Челябинск: ОАО «Южно-Уральское книжное изд-во», 2004. 176 с.

12. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики: Книга для учителей, родителей и студентов, высших и средних учреждений образования. Екатеринбург, 2000. - 162 с.

13. И.Белкин A.C. Ситуация успеха путь к сотрудничеству. Книга для учителя (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения). -Екатеринбург, 2003. - 144 с.

14. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2004. - 1456 с.

15. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1965. -15 с.

16. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. - 35 с.

17. Бугаева A.JI. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. -Москва, 1994.- 152 с.

18. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 240 с.

19. Бурыкин A.A. Народы Севера: языки, культура, образование. Языки. Литература. История. Культура. 2000. - № 38. - С.9-10.

20. Буторин Г. "Золотая баба" была найдена?: о Казым. богине ханты.// Новости Югры. 2004. - 24 апр. - С. 5.

21. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра-М.: Просвещение, 1988. -207 с.

22. Вануйло В. Свадебные обряды обдорского Севера // УрФО. 2005 . -№ 1-2.-С. 62-63.

23. Василькова Ю.В., Василькова Т.А Социальная педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство центр "Академия", 2001. -440 с.

24. Васильева И.Р. Развитие личностных качеств и компьютерное обучение: Моногр. Челяб. гос. ун-та. Челябинск, 2002. - 215 с.

25. Ващенко А. Так рождаются мифы: хантыйская литература и литература коренных американцев: принципы компаративного подхода//Мир Севера. 2004. - N 6. - С. 35-37.

26. Видинова (Молданова) Т.А. Вернемся к истокам культуры. Обские угры на пороге Третьего тысячелетия: Материалы 1 учредительного Съезда коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа -Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 1999. С. 49

27. Волдина Т.В. Хантыйский фольклор: история изучения. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2002. - 258 с.

28. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Мир детства. Царство мудрости. -Чебоксары, 1989.

29. В хантыйских чумах // Мы вместе. 2005. - Март (М 3). - С. 8-9.

30. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. Методическое пособие. М.: Всеросс. научно-методич. центр народного творчества и культурно-просветительской работы, 1991.- 173 с.

31. Гризлюк JI. Время кукол: о хантыйских куклах, особенностях их изготовления и роли в жизни, быту народов ханты./Сургутская трибуна. 2004. - 7 апр. - С. 4-5.

32. Гурбанов К. "Вороний день" в Пыть-Яхе: о нац. празднике народов ханты./Новости Югры. 2004. - 13 апр. - С. 2.

33. Гурбанов К. Древние танцы в "Вороний день": о нац. празднике народов ханты./Тюменские известия. 2004. - 10 апр. - С. 5.

34. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник/Под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1996. - 368 е.: ил.

35. Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов: учеб. пособие. Йошкар-Ола: Map. гос. ун-т, 2000. - 138 с.

36. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник, изд. 2-е, испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. -416 с.

37. Загвязинский В.И., Алексеев М.Н. Формы и методы логического мышления в педагогических исследованиях. Методология педагогических исследований: Сб. науч. тр./Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева, М., 1980. - С. 10 - 48 .

38. Загвязинский В.И. Практическая методология педагогического поиска. Тюмень: Издательство ЗАО «Легион-Групп», 2005. - 74 с.

39. Западная Сибирь: история и современность: краевед, зап. вып. 5. Муницип. учреждение "БИС", Нижневартов. гос. пед. ин-т./Отв. завып. В. И. Чернышева; редкол.: Я. Г. Солодкин (отв. ред.) и др.. -Тюмень: Мандр и К, 2003. 414 с.

40. Иванов И. Домашний этикет ханты // Югра. 2005. - N 5. - С. 81-83.

41. Иванов И. Занятия, ремесла, торговля // Югра. 2005. - N 12. - С. 7073.

42. Иванов И. Мастера экстаза // Югра. 2005. - N 1-2. - С. 96-99.

43. Инфантьев П.П. Путешествие в страну вогулов/П.П.Инфантьев; предисл. Г.Данилиной. Репринт, воспр. изд. 1910 г. - Тюмень: Мандр и К, 2005. - 200 с. : ил.

44. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в.: учебное пособие для педагогических университетов/Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 304 с.

45. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней. Учебник для старших классов/ тв. Ред. Д.А.Редин. -Екатеринбург: Изд-во «Волот», 1999. 466 с.

46. Каксин А.Д. Категория наклонения времени в северных диалектах хантыйского языка/А.Д.Каксин ком. по делам малочисл. народов

47. Севера; под ред. Н. Г.Кузнецовой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. -121 с.

48. Кань Кунш Олан. Земля Кошачьего Локотка/Под ред. Т. Молданова. Томск: Изд-во Том. Университета, 2004. - 202 с.

49. Карьялайнен К.Ф. Религия угорских народов.Т.1 Институт возрождения обско-угорских народов; перевод с нем-го Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. - 151 с.

50. Карьялайнен К.Ф. Религия угорских народов.Т.2 Институт возрождения обско-угорских народов; перевод с немецкого Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. - 282 с.

51. Кастрен М.А. Сочинения: в 2 т. Т. 2: Путешествие в Сибирь (18451849) Тюмень: Ю. Мандрика, 1999. - 352 с.

52. Князева H.A. Этнопедагогика: Учебное пособие.- Пермь: Изд-во Пермского гос.пед. университета, 2004. монография

53. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей М.:1997-207 с.

54. Коноваленко C.B. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. Картинный материал (приложение) -М.: «Издательство Гном и Д», 2001. 48 с.

55. Конькова A.M. Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды. ГИСТЕЛ ДРУК, А-1031 Вена, Мюнцгассе 6, Австрия, 1993. - 117 с.

56. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения: Учебное пособие. изд. второе, испр. и доп. -Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. - 254 с.

57. Кошкаров С. Громовники южных и восточных хантов // Югра. -2005.-N1-2.-С. 102-106.

58. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург, 2002. - 120 с.

59. Красильников В.П. Народные подвижные игры и состязания как средство социализации детей коренных народов Сибири //Материалы Второй научно-практ. конф. 28 мая 2002 г. СоИн РГППУ. Екатеринбург, 2002, с. 103-106.

60. Красильников В.П. Фольклор и национальные традиции физического воспитания детей у народов Сибири // Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность

61. Красильников В.П. Этнопедагогические условия народных игр традиционного воспитания хантов: Дисс. канд. пед. наук/ Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 1994 - 154 с.

62. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М.: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 208 с.

63. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006 - 352 е.; табл., ил.

64. Крюкова Н.В. Хантыйский свадебный обряд/Югра. 2005. - N 3. - С. 86-88.

65. Кудрявцева В.Т., Решетникова Р.Г. Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров. М.: Издательство ИКАР, 2003 -208 с.

66. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. 2-е изд., доп. - М.: Ось-89, 2001.-320 с.

67. Кукишин В. С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие Ростов-на-Дону: Издательский центр " Март ", 2002.-320 с.

68. Кукушкин В.С. Этнопедагогика: Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2002. - 304 с.

69. Кулемзин В.М., Лукина Н.В., Молданов Т.А., Молданова Т.А. Мифология хантов / Науч. ред. В.В.Напольских. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000.-310 с.

70. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: «ВОНаука», 1992. - 136 с.

71. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Легенды и сказки хантов. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1973. - 112 с.

72. Кулемзин В.М. Игры детей обско-угорских народов/Под ред. Е.А.Нёмысовой. СПб.: ТОО «Алфавит», 1999. - 32 с.

73. Куриков В.М. Российский Север: Проблемы, вопросы, решения. Краткий социально-экономический очерк. СПб.: ТОО «Алфавит», 1996.- 104 с.

74. Кутецкий В.А. Психология обучения и воспитания М., 1976 - 47 с.

75. Лапина М.А. Традиционная хантыйская этика: Автореф. дис. канд. ист. наук. Ханты-Мансийск, 1997. - 18 с.

76. Лапина М.А. Традиционная хантыйская этика: Дисс. канд. ист. наук. Новосибирск, 1997. - 197 с.

77. Лапина М.А. Этика и этикет хантов. Томск: Изд-во Томского унта,1998. - 115 с.

78. Латук А. Медвежьи пляски // Югра. 2005. - N 12. - С. 63-69.

79. Леонов Н.И. Психология делового общения: Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 216 с.

80. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М., 1979.

81. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-302 с.

82. Лесные сказки./Ред.-сост. Р.В.Привалова; худож.: В.Н.Борисенко. -Сургут: Сургутнефтегаз: РИИЦ "Нефть Приобья", 2001. 152 с.

83. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. - 528 с.

84. Лозямова Т. Погребальный обряд у пимских ханты // Югра. 2004. -N12.-С. 60-61 .

85. Лозямова Т. Олень в хозяйстве пимских ханты // Югра. 2005. т N 3. -С. 90-91.

86. Лукина Н.В. Исторические формы и преемственность в традиционной культуре восточных хантов: Дисс. доктора ист. наук. -Томск, 1985.

87. Лукина Н.В. Ханты от Васюгана до Заполярья. Источники по этнографии. Том 1: Васюган. Томск: Изд-во Том. Университета, 2004.-336 с.

88. Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Путь к экологической культуре. М.: «Горизонт», 2001. - 194 с.

89. Макаренко A.C. О воспитании / Составитель и автор вступительной статьи B.C. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988.-256 с.

90. Мальцева Э.И. История изучения мансийского фольклора отечественными исследователями. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000. - 98 с.

91. Мансийские (вогульские) песни на мансийском и русском языках. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 1998. 56 с.

92. Маркеев И. Самоходы, остяки все теперь сибиряки// Тюменские известия. - 2004. - 15 июля. - С. 20.

93. Мархин В.В., Удалова И.В. Этнос в ситуации выбора будущего. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. 208 с.

94. Материалы и исследования по истории Северо-Западной Сибири, сб. науч. тр.. [Вып. 1 ^Администрация Нефтеюган. р-на, Центр ИСТ.-культур. наследия; отв. ред. Г.П.Визгалов ; науч. ред. ЕВ.Вершинина. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. - 247 с.

95. Матис В.И. Проблемы национальных отношений. Барнаул, 1994.-С. 8.

96. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики//Сибирский фольклор. Вып. 2. Новосибирск, 1971.- с. 78-99

97. Мифология хантов. т. 3/В.М.Кулемзин и др.; науч. ред. В.В.Напольских. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - 31 е.: ил.

98. Мифы, предания, сказки хантов и манси М., 1990. - 470 с.

99. Молданов Тимофей, Молданова Татьяна. Боги земли казымской. Томск: Изд-во Том ун-та, 2000. - 114 с.

100. Молданов Т. Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов/Т.Молданов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. - 142 с,

101. Молданова Т.А. Архетипы в мире сновидений хантов/Отв. ред. Н.В.Лукина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. - 354 с.: ил.

102. Молданова Т.А. Орнамент северных хантов (1940-1980 гг.): Автореф. дис. канд. ист. наук Новосибирск, 1993. - 12 с.

103. Молданова Т.А. Орнамент северных хантов (1940-1980 гг.): Дис. канд. ист. наук Томск, 1993. - 174 с.

104. Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. -261 с. : ил

105. Мудрик A.B. О подготовке школьников к общению. Проблемы подготовки к общению. Таллинн, 1979. - С. 25

106. Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/Под ред. В.А.Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

107. Мухина В. С. Современное самосознание народностей Севера // Психол. журн. 1988. - № 4 - С. 44—52.

108. Мухина B.C. , Хвостов A.A. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия: учебное пособие для пед. вузов. -М.: Изд-во «Академия», 2005. 624 с.

109. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебное пособие для пед. вузов. М.: Изд-во «Академия», 2004. - 456 с.

110. Мюллер И.Б. Нравы и обычаи остяков Электронный ресурс. [CD-ROM]. Электрон, дан. - [Б. м.] : Ист. ил., 2003. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

111. Мюллер И.Б. Нравы и обычаи остяков и образ действий// Югра. 2005. - N 4. - С. 73-76.

112. Назаров А. Финно-угорский фестиваль// Югра. 2005. - N 7. -С. 4-13.

113. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий/Под ред. Т.С.Комаровой. -М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.-208 с.

114. Народы Северо-Западной Сибири/Под ред. Н.В.Лукиной. -Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1996. Вып. 3. - 80 с.

115. Народы Северо-Западной Сибири/Под ред. Н.В.Лукиной. -Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1998. Вып. 5. - 122 с.

116. Народы Северо-Западной Сибири./Науч. центр гуманитар, исслед. малочисл. народов Севера ЯНАО; отв. ред. Н.В.Лукина. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. Вып. 6 - 88 с.

117. Народы Северо-Западной Сибири/Под ред. Н.В.Лукиной. -Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2000. Вып. 7.-104 с.

118. Народы Северо-Западной Сибири/Правительство ХМАО, Комитет по вопросам малочисл. народов Севера, Науч.-исслед.институт обско-угорских народов/Под ред. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. - Вып. 9- 212 с.

119. Немысова Е.А. Хантыйская литература в школах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов: Учебная хрестоматия, Салехард, 1996.-172 с.

120. Новицкий В.М. Туземные силы Тобольского севера и задачи их культурно-производственного развития// Югра. 2005, - N 11. - С. 70-74.

121. Новожилова З.Г. Совершенствование народного образования в районах проживания народностей Севера. Проблемы социального развития народностей Севера. Новосибирск, 1987. С. 185-193.

122. Носилов К. Д. У вогулов: очерки и наброски/Сост. Ю.Л.Мандрики. 301с. : ил.

123. Обские угры (ханты и манси) на пороге Третьего тысячелетия: Сборник документов 1 учредительного Съезда коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа/Сост.: Е.Д. Айпин. -Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 1999. 152 с.

124. Обатина Г.А. Принципы традиционного воспитания в хантыйской семье//Народы Северо-Западной Сибири. Вып. 1.-Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994. - 100 с.

125. Оберталлер П.М. Материалы о хантыйских куклах/Советская этнография. Новосибирск, 1935. № 3, с. 42-43

126. Оборотова Е.А. От печки- Новосибирск: «Наука-Центр», 2003.-224 с.

127. Образование и культура Северо-Запада России/Под ред. Бордовской Н. В. СПб., Вып. 4, 1999.

128. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон № 82-ФЗ от 30 апреля 1999 года.

129. Окно в Югру: атлас-путеводитель: Учеб. пособие для учреждений образования ХМАО/Авт.-сост. В.М.Куриков. Екатеринбург: Зебра, 2005. 447 с. фотоил.

130. Онина C.B. Оленеводческая лексика хантыйского языка: семант. группы и слов. Йошкар-Ола: Map. гос. ун-т, 2001. - 76 с.

131. Орнамент народов Западной Сибири / Томский гос. ун-т; под. ред. Н. В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. - 149 с.

132. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований: К проблеме этнографии детства // Советская этнография, 1983, № 3, с. 34-35.

133. Очерки истории традиционного землепользования хантов : (материалы к атласу) / О. Э. Балалаева ; Урал. гос. ун-т, Ин-т истории и археологии УрО РАН 2-е изд., испр., доп. - Екатеринбург: Тезис,2002.-215 с.

134. Очерки истории Югры / H. Н. Баранов; Урал, гос. ун-т и др./Отв. ред.: Д.А.Редин, Н.Б.Патрикеев; Н.Н.Баранов [и др.]. -Екатеринбург: Волот, 2000. 402 е.: ил.

135. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учебное пособие. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999. - 301 с.

136. Патканов С.К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдэра // Живая старина. СПб., 1899, вып. 2, с. 92-97.

137. Патканов С.К. Сочинения: в 5 т. Т. 5: Тип остяцкого богатыря по остяцким былинам и героическим сказаниям/Сост. Ю.Л.Мандрика; сост. указ. И.Н.Кубочкина. Тюмень: Мандр и КО,2003.-416 с.

138. Патканов С.К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям//Живая старина. СПб., 1891. - вып. 3. - с. 78.

139. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: Учебник. М.: Изд-во «Аадемия», 1999. - 512 с.

140. Петухов A.C. Педагогический потенциал ритуалов органов внутренних дел в воспитании профессиональной чести у кадетов лицея милиции. Дисс. канд. пед. Наук. Екатеринбург, 2002 - 194 с.

141. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-368 с.

142. Полевская Ю. Песен манси светлая печаль: "Наше радио в Сургуте" выпустило первый музыкальный альбом//Сургутская трибуна. 2005. - 26 акт. - С. 2.

143. Попова С.А. Обряды перехода в традиционной культуре манси. Томск: Изд-во Том ун-та, 2003. - 180 с.

144. Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России/Сост. Е.Р. Акбальян. М.: Северные просторы, 2002. - 384 с.

145. Праздники народов России. Энциклопедия для ст. шк. возраста/М.М.Бронштейн и др.; ил. И.В.Максимовой и др. М.: Росмэн, 2004. - 103 е.: цвет, ил

146. Прокопенко В.И. Воспитательно-образовательная роль хантыйской игрушки в формировании ребенка как члена общества // Образование и наука. 2003. - № 2.

147. Прокопенко В.И., Прокопенко В.В. Настольные игры коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации: Учебное пособие Екатеринбург: Урал, отд-ние Российской академии образования; Урал. гос. пед. ун-т., 2004. - 140 с.

148. Прокопенко В.И., Ковалевский А.К., Прокопенко В.В. Подвижные игры для учащихся начальной школы: Учебное пособие. -Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. 188 с.

149. Прокопенко В.И. Ханты: Этнопедагогика физического воспитания. М.: Изд-во, 1997. - 295 с.

150. Прокопенко В.И. Этнопедагогика народа ханты: физическое воспитание и игры: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005. - 296 е.: ил.

151. Прокопенко В. И. Этнические факторы развития северной национальной школы: по материалам этносоциол. исслед., провед. в нац. шк. Нижневарт. р-на Ханты-Манс. авт. окр. / В.И.Прокопенко, М. М.Ишбаев // Образование в Сибири. 1998. - № 1. - С. 105-112.

152. Притяжение древнего Тром-Агана: Деревня Русскинская/Текст С.Головиной; ред. Т.Корченкиной ; фото Г.Корченкина. Сургут: Диорит, 1997. - 8 с.

153. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов/Отв. ред. А.А.Радугин. М., 1996. - 336 с.

154. Реан A.A., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Спб.: Издательство «Питер», 2000. -416 с.

155. Рейнсон-Правдин А.Н. Игра и игрушка народов Обского Севера (социальные корни игры)//Советская этнография, 1949. № 3.

156. Решетникова Р.Г. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов: метод, пособие для воспитателей детских садов. -М.: ИКАР, 1997. 49 с.

157. Решетникова Р.Г. Сценарий по рассказу A.M. Коньковой «Праздник Трясогузки». М.: Изд-во ИКАР, 2000. - 18 с.

158. Ромбандеева Е.И. Душа и звезды: Предания, сказания и обряды народа манси. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийск, 1991. -112 с.

159. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: АИИК «Северный дом» и Северо-Сибирское региональное книжное изд-во, 1993.-208 с.

160. Ромбандеева Е.И. Мансийские загадки. М.: Изд-во «ИКАР», 1996.-20 с.

161. Ромбандеева Е.И. Мансийский язык. Учебник для 3 кл. / Е.И. Ромбандеева, К.В. Афанасьева, М.П. Вахрушева. 4-е изд., доработанное. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. - 191 с.

162. Ростопшин П. Психология и педагогика. М.: Изд-во «ПРИОР», 2001,- 80 с.

163. Рубинштейн М.М. Проблема учителя: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 176 с.

164. Салымский край. Научно-художественное издание. -Екатеринбург: «Изд-во Тезис», 2000. 341 с. илл.

165. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют: Психологический практикум. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1996. - 160 с.

166. Северный регион: наука, образование, культура//Редкол. Л.А.Авдеев и др.; гл. ред. В.В.Мархинин. Сургут: Изд-во СурГУ, 2002. - 192 с.

167. Северная Сосьва. Исторические и современные проблемы развития коренного населения. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть»,1992. - 75 с.

168. Сергеева С. От кого прячет лицо хантыйская невеста: о свадеб, обряде ханты.// Новый город. 2004. - 3 марта. - С. 1-3.

169. Сирелиус У.Т. Путешествие к хантам/Перевод с нем. и публикация докт. ист. наук Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. Унта, 2001.-344 с.

170. Сказки народов Севера/Сост. Е.Н.Самойлова. СПб.: Алфавит, 1995.- 160 е.: ил.

171. Сказки народов ханты: кн. для чтения в мл. и сред, кл./под ред.: Е.А.Немысовой, Е.К.Скрибник; ил. Л.Н.Иванов; сост. Е.В.Ковган и др.. СПб.: Алфавит, 1995. - 143 е.: ил.

172. Слепенкова Р.К. Если моя песня-сказка дальше пойдет. Арэм-моныцэм ел ки манл: фольклор, творчество Евдокии Егоровны

173. Молдановой из деревни Ванзеват/Р.К.Слепенкова. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2003. - 219 с.

174. Смирнова Е.Е. Психология общения: Курс для старших классов средней школы. СПб.: КАРО, 2005. - 336 сс

175. Социальная педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. М.А.Галагузовой -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-416 с.

176. Соколова З.П. Обские угры, (ханты и манси)/Этническая история народов Севера. Москва 1982. - С.62

177. Соколова З.П. Современное культурное развитие и этнические процессы у обских угров/Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. Москва: Изд-во «Наука», 1985. -203 с.

178. Соловар В.Н. Картинный словарь хантыйского языка: Казымский диалект: Учебное пособие для учащихся начальных классов. СПб.: ТОО «Алфавит», 1997. - 159 с.

179. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. В.А.Никитина.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-272 с.

180. Старцев Г. Остяки. Л.: Прибой, 1928. - 56 с.

181. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е.: Тренинг коммуникативной компетенции. М.: Изд-во «Академический проект», 2006. - 112 с.

182. Сязи А. Узоры северного сияния: финно-угорские народы// Мир Севера. 2005. - N 1. - С. 49-55.

183. Таранов П.С. Золотая философия/Худож. Ю. Д. Федичкин. -М.: ООО "Фирма " Изд-во ACT", 1999. 544 с.

184. Тимофеев Г.Н. Музы народов Югры: очерки по истории худож. культуры народов Обского Севера. Сургут: Ред. журн. "Югра", 1997. - 97 с.

185. Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сборник статей. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. - 254 с.

186. Требования к диссертациям по педагогическим наукам: научно-методические рекомендации/Авт-сост. В.С.Леднев. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 112 с.

187. Тульвисте П.Э. Типы мышления и традиционные занятия. Культура народностей Севера: традиции и современность. -Новосибирск, 1986. с. 100—108.

188. Устав Ханты-Мансийского автономного округа № 4-оз от 26 апреля 1995 года в редакции № 77-оз т 30 декабря 2003 года. с. 4

189. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учит, и восп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 480 с.

190. Хамидуллина P.A. Народная педагогика и формирование нравственных отношений. Учебное пособие для студ. пед. вузов. -Стерлитамак: Изд-во Стерлитамакского гос. пед. ин-та, 2001. 60 с.

191. Ханты. Манси. Кто мы? Фотоальбом/Гл. редактор Ю.Шесталов. СПб.: Издательство «Стерх», 1993. - 175 с.

192. Хантыйская литература/Сост. В.Огрызко. М.: Лит. Россия, 2002. - 360 с.

193. Харамзин Т.Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров: по материалам социол. исслед./Науч. ред. А.Н.Силин; Департамент по вопр. малочисл. народов Севера Ханты-Манс. авт. округа, НИИ угроведения. М.: ИКАР, 2002. - 296 с.

194. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. Мн.: Университетское, 2002. - 560 с.

195. Фарносова В.В. Березово: история и современность. Тюмень: Мандр и К,- 2003. - 255 с.

196. Федорова Е. Как появились обские угры//Мир Севера. 2004. -N5.-С. 22-25.

197. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России/Сост. Е.Р. Акбальян. М.: Северные просторы, 2002. - 544 с.

198. Фролова А.Н. Этнопедагогика детства коренных народов Северо-Востока России. М.: «Издательство ИКАР», 2003. - 60 с.

199. Фридман JI.M. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.-480 с.

200. Чудаков Н. Энциклопедия праздников. М.: «Изд-во Аст», 1998.- 254 с.

201. Чернецов В.Н. Медвежий праздник у обских угров/ Перевод с немецкого и публикация докт.ист.наук Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2001.-49 с.

202. Чучелина Т. Золотой город (хантыйские сказки). Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1969. - 24 с.

203. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

204. Шатилов М.Б. Ваховские остяки: этногр. очерки./Под ред. С. Пархимовича. Тюмень: Мандрика, 2000. - 288 с.

205. Шесталов В. Камерные сочинения. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2001. - 78 е.: ил

206. Шипнягова В. Нерым ях: игрушка озер и мелких речушек: об автор, коллекции "Куклы Нерым ях" сотрудника и реставратора Сургут, краевед, музея о.И. Щербаковой.//Новый город. 2004. - 29 апр. - С. 4.

207. Швец Г. Серебряная баба из Ямнель-пауля: быль или легенда?// Новости Югры. 2005. - 20 дек. - С. 8.

208. Шмидт Е. А. Традиционное мировоззрение северных обских угров по материалам культа медведя: Дис. канд.ист.наук. Л., 1989.

209. Шульц JI. Краткое сообщение об экскурсии на реку Салым Сургутского уезда//Ежегодник Тоб. губ. музея. Тобольск. 1913, вып. 21, с. 14.

210. Шухов И.Н. Река Казым и ее обитатели/Ежегодник Тоб. губ. музея. Тобольск, 1915, вып. 26, с. 37 - 56.

211. Югория: энцикл. ХМАО: в 3 т.. Т. l./Гл. ред. Г.Ф.Шафранов-Куцев; редкол.: В.В.Бакулин [и др.]. Ханты-Мансийск: НИИ регион, энцикл. ТюмГУ, 2000. - 400 с. ил.

212. Югория: энцикл. ХМАО: в 3 т.. Т. 2./Гл. ред. Г.Ф.Шафранов-Куцев; редкол.: В. В. Бакулин [и др.]. Ханты-Мансийск: НИИ регион, энцикл. ТюмГУ, 2000. - 432 с.ил.

213. Языки и культура народов ханты и манси: Материалы Международной конференции, посвященной 10-летию НИИ обско-угорских народов. Ч. 1: Этнология, социология, экономика. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2002. - 234 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.