Народные традиции в экологическом воспитании старшеклассников: На материале республики Калмыкия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Мургаева, Светлана Ивановна

  • Мургаева, Светлана Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 195
Мургаева, Светлана Ивановна. Народные традиции в экологическом воспитании старшеклассников: На материале республики Калмыкия: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2000. 195 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мургаева, Светлана Ивановна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ КАЛМЫКОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1. Психолого-педагогические аспекты использования этнопедагогики в процессе формирования экологического сознания и поведения.

2. Этноэкологические традиции калмыков.

3. Экологический потенциал религиозной культуры калмыков.

Выводы по I главе.

Глава 2. АКТИВИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАЛМЫКИИ НА ОСНОВЕ ПРОГРЕССИВНЫХ ИДЕЙ И ОПЫТА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАЛМЫКОВ.

1. Этнопедагогическое содержание экологического воспитания.

2. Оптимизация технологии экологического воспитания старшеклассников Калмыкии.

3. Система подготовки учителя к реализации экологического воспитания на народных традициях.

Выводы по II главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народные традиции в экологическом воспитании старшеклассников: На материале республики Калмыкия»

В условиях развития индустриальной цивилизации, расширения техногенных ландшафтов все большую озабоченность вызывает нарастающий экологический кризис и возможность его катастрофического исхода. "Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания"1 - эти слова известного французского биолога Жана Батиста Ламарка, сказанные 300 лет тому назад, воистину оказались пророческими. "Покорение природы" привело к отдельным необратимым процессам и непредвиденным явлениям в окружающей 4 среде. Основными последствиями антропогенного воздействия на экологические системы явились рост заболеваемости и смертности живых организмов, изменение их генетического фонда, полное исчезновение отдельных представителей флоры и фауны на Земле, снижение продуктивности почв, гибель лесов, заболачивание озер, изменение климата планеты, уменьшение толщины озонового слоя. Крупномасштабная добыча и переработка природных ресурсов привела к резкому сокращению их запасов и снижению качества. Россия унаследовала все экологические беды, связанные с бесхозяйственным использованием ресурсов и энергии в СССР. На ее территории выделено около 300 ареалов острых экологических ситуаций. К числу таковых относится и Ф территория Калмыкии, в которой 1 августа 1993 г. Указом Президента Республики введено чрезвычайное экологическое положение2 .

Экстенсивное ведение животноводства и освоение земель под орошение, отсутствие контроля и бесхозяйственность при геолого-поисковых работах, беспорядочное движение в степи автомобилей и тракторов, необдуманная распашка, сдача во временную аренду земель и другие причины привели к опустыниванию различной степени 80%, в.сильной степени - 47% терриА тории республики (а это б млн. га)3. Повышение уровня Каспийского моря вызвало затопление и подтопление многих населенных пунктов Лаганского района республики и города Ла-гань4. Кроме внутренних факторов экологической напряженности, существует проблема техногенного загрязнения почв, воды и воздуха Калмыкии промышленными предприятиями соседних Волгоградской и Астраханской областей5. Разрушительное воздействие на природу негативно отразилось на биоразнообразии и продуктивности экосистем. Многие животные сократили численность и область распространения. К числу нуждающихся в охране в нашей республике отнесены около 100 видов редких и исчезающих растений. Знаменитый тюльпан - тюльпан Шренка -один из первых в этом ряду6. Калмыцкая степь, еще совсем недавно первозданная, представлявшая собой неоглядный мир естественного разнотравья и диких животных, всего за несколько десятилетий превратилась в природно-культурный сельскохозяйственный ландшафт с явными признаками экологического кризиса .

С целью предотвращения надвигающейся экологической катастрофы разрабатываются всевозможные природоохранные меры, безотходные и замкнутые технологии переработки ресурсов. Но эти меры, по-видимому, могут лишь замедлить и как-то смягчить наступление кризиса, но не в состоянии его предотвратить . Все большее число исследователей приходят к выводу, что экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис, результат плохой адаптации человека к новой реальности. С этой точки зрения, решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе. И скорее всего, экологический кризис в конце концов "победят" не специалисты по охране окружающей среды, а .специальная система экологического воспитания, которое по своему характеру неразрывно связано с образованием, с выработкой активной жизненной позиции и системы ценностей, способствующих моральному оправданию и одобрению экологически оформленного взаимодействия человека и природы. В связи с этим исключительно важное значение приобретает анализ огромного исторического, этнокультурного и этнопедагогического опыта различных народов, выработавших своеобразные методы регуляции взаимоотношений человека и окружающей среды, общества и природы.

Окидывая единым взглядом исторический путь человечества, нетрудно заметить, что этносы всегда и всюду в своей хозяйственной деятельности связаны со средой обитания множеством прямых и косвенных связей на всех уровнях: планетарном, региональном, локальном. В различных местах планеты теми или иными народами накоплен значительный опыт природопользования, что сделало взаимоотношения этносов, долго живущих на данной территории более равновесными с ее природными условиями. Такое равновесие достигалось разнообразным сочетанием способов эксплуатации природы, использованием разных видов необходимого продукта, повышением его продуктивности, развитием производительных сил и т.д., что давало возможность не истощать до конца одни и те же ресурсы, а распределять нагрузку на природу более или менее равномерно между разными их видами путем ведения комплексного хозяйства. Эти способы отрабатывались веками и тысячелетиями. Поэтому, если этнос долго жил на данной территории, он обычно наиболее адаптировался к ней и, сохраняя традиции природопользования, не нарушал природного равновесия.

Связь человека с природой через обмен веществами, энергией, информацией передавалась из поколения в поколение через механизмы культуры, систему воспитания. На любом этапе исторического развития каждого этноса природа является великим и универсальным фактором воспитания, ничем незаменимым, многосторонним, многогранным. Именно она создает гармонию между отдельными элементами воспитания, но так как человек сам есть часть природы, эта гармония имеет особенный смысл. Природа содействует формированию всех сторон личности - здоровья, ума, нравственности, трудолюбия, чувства прекрасного. При условии сознательной педагогической деятельности взрослых, ответственных за воспитание детей, гармония природы перерастает в совершенство личности, способной не только созерцать и объяснять природу, но и активно ее беречь7.

В традиционных культурах различных народов не было экологии в современном смысле. Тем не менее в культуре каждого этноса, безусловно, существовал и существует определенный пласт человеческой деятельности, который так или иначе связан с регуляцией процессов взаимодействия человека с природой. Издавна бытующие в народе экологические ценности сформировали строгие экологические нормы, воплощенные в педагогические идеи, традиции, обычаи. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии этнических образований.

За последнее время появилось значительное количество работ, раскрывающих воспитательные аспекты природоохранной деятельности в свете современных экологических проблем, характеризующих взаимоотношения общества и природы (JI.M. Галеева, И.Д. Лаптев, H.H. Моисеев и другие), исследований по этнической экологии, рассматривающих аспекты культурно-экологического взаимодействия в системе «этнос - окружающая среда» (Н.М. Лебедева, А.Г. Ганжа, Я.В. Чеснов, А.Н. Ямсков и другие), а также работ по теории и практике экологического образования и тенденциям его развития (А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, A.M. Мамедов, И.Н. Пономарев, Л.П.Салеева, И.Т.Суравегина, И.Н.Пономарев и другие). Значи тельный вклад в научное осмысление проблемы формирования у подрастающего поколения экологического, нравственного сознания, ответственного отношения к среде обитания внесены исследованиями по краеведческо-природоохранной работе (A.A. Борода, Ю.И. Валишин, B.C. Нагаев, A.A. Соловьев, А.Д. Солдатенков и другие), по выявлению роли природы в формировании личности (A.A. Алексеев, Г.А. Дружинина, А.Г. Родова, А.П. Сидельковский и другие), ее влияния на различные аспекты воспитания личности старшеклассников (В.Д. Иванов, C.B. Черенкова, А.Д. Шилин и другие), по вне-учебной экологической работе (A.B. Афонин, A.B. Миронов, JI.B. Романенко, Ю.П. Сокольников и другие), по вопросам вос-щ питания личностной позиции учащихся в отношении к проблемам окружающей среды (А.Ю.Борисенко, Д.Ф.Баштаник и другие). Особое значение для нашего диссертационного исследования имела культурологическая концепция экологического воспитания, отраженная в работах H.С.Дежниковой, Л.Ю.Ивановой, Б.Т.Лихачева, И.В.Снитко, И.В.Цветковой и других.

В работах последних лет заметно усилилось внимание к проблеме использования средств народной педагогики в экологическом воспитании школьников. (Б.Ш. Алиева, Н.Ш. Блягоз, Ш.И. Джанзакова, Т.Д. Замбалова, Д.Р. Керимова, К.И. Нас-тинова, О.Д. Мукаева, С.Е. Павличенко, Д.Л. Теплов, С.И. Фомина и другие). В ряде работ рассматриваются различные ас-щ пекты данной проблематики, причем в большинстве диссертационных исследований она анализируется применительно к воспитанию учащихся младших классов.

Интерес в последнее время к этнопедагогическим исследованиям (В.А. Николаев, Т.Н. Петрова, Э.И. Сокольникова, З.Б. Цаллагова), в том числе и экологической направленности, вполне закономерен, так как, во-первых, отвечает тенденциям современных демократических преобразований, а во-вторых, связан с осознанием обществом преемственности национальной и ч общечеловеческой духовной культуры. «Человек, - подчеркивает академик Г.М. Волков - оторванный от национальных духовных корней, - будь он русским или осетином, армянином или тувинцем, узбеком или адыгом, - теряет многие духовные и нравственные качества личности, как и человек, замкнувшийся в своей национальной скорлупе»8- Каждый народ самобытен и вносит свою посильную лепту в общечеловеческую культуру. Интернациональная заслуга каждого народа состоит в том, что все лучшее, прогрессивное, положительное в области воспитания и обучения передается им в общий арсенал педагогической науки.

Как отмечает академик Б.М.Бим-Бад, в "разнообразии верований, обычаев, установлений заключено богатство учебного Ф материала, усвоение которого личностью способствует практически неограниченному совершенствованию ее собственно человеческих свойств и качеств. Обучение, знакомящее с особенностями культур разных народов мира, вносит вклад в воспитание всеобщего сотрудничества и многократно умножает духовные способности учащихся"9.

Таким образом, необходимость глубокого и всестороннего изучения экологических традиций народов, процессов их формирования, исторического развития и взаимодействия с другими социально-культурными традициями обуславливается прежде всего острой необходимостью выявления всего рационального и полезного в культурно-историческом наследии каждого народа -^ большого и малочисленного - не только для преодоления потребитель ско-технократических стереотипов в отношениях человека с природой, вызывающих острейшие экологический и другие кризисы, но и для воспитания человека, способного к переустройству общественной жизни, сохранению культуры, экологии, правопорядка .

Значительный интерес в этом отношении представляет богатый экологическими традициями опыт калмыцкого народа. Анализ большого числа работ философов, психологов, педагогов, Ч социологов, историков, экологов способствовал осмыслению специфики и возможностей использования народных традиций калмыцкого этноса в экологическом воспитании, в развитии личности, в ее нравственном формировании.

Особое значение для написания данного диссертационного исследования имеют работы по этнопедагогике, истории, этнопсихологии, культуре и религии калмыцкого народа, его фольклор, в которых содержится определенный материал по национальным традициям экологического воспитания подрастающего поколения (Г.О. Авляев, З.С. Бадмаева, Э.П. Бакаева, М.М. Батмаев, С.Г. Батырева, Н.Ц. Биткеев, И.В. Борисенко, H.A. Жуковская, А.Ш. Кичиков, А.Б. Мендяева, О.Д. Мукаева, К.А. Наднеева, У.Э. Эрдниев, Е.Э. Хабунова и другие).

Некоторое отражение исследуемая нами проблематика нашла в ряде работ, посвященных истории образовательной системы Калмыкии, анализу ее современного состояния и перспектив развития национально-региональной системы образования (В.Ф. Ефремова, Г.И. Ефремова, Б.Ч. Килганов, А.Б. Панькин, Н.Ц. Ташнинов и другие).

Один из определяющих истоков духовного богатства калмыков восходит к буддийскому учению. С точки зрения буддизма, сущность процесса воспитания заключается в создании внутренней нравственной направленности, комплекса установок личности, из которых как производное вытекает поведение. Ценностная ориентация на бережное отношение к окружающей среде, умеренность, отказ от чрезмерного потребления и эксплуатации природы, непричинение вреда всему живому - эти идеи, воплощенные в буддизме, многие века являлись неотделимой частью образа жизни калмыков10. Поэтому огромное значение для раскрытия темы нашего исследования имеют работы духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензин Гьяцо, "ставшего первым нобелевским лауреатом, отмеченным за свою заботу в области всеобщих проблем защиты окружающей сре ды"11. Осмысление психолого-педагогического арсенала буддизма позволит не механически, а творчески, в контексте современности использовать его средства, методы, способы в практике экологического воспитания.

Несмотря на большое количество работ, анализирующих различные аспекты формирования экологической культуры подрастающего поколения, проблемы использования средств народной педагогики в экологическом воспитании комплексно изучались, в основном, только в отношении младших школьников, что не достаточно учитывает такой важный принцип этнопедагогики как преемственность. Каждый возраст в поступательном движении формирования экологической культуры личности как процес-^ са освоения опыта и определенного результата воспитания посвоему важен.

Научные исследования Ю.П.Ожегова А.Ю.Борисенко, С.В.Никоноровой и других свидетельствуют о том, что на сегодняшний день у выпускников школы, особенно городской, преобладает потребительский подход к природе, отношение к проблеме экологии не включено в систему личностных ценностей, не является частью нравственных убеждений, что позволяет говорить об отсутствии четко выраженной личностной позиции старшеклассников в отношении к экологической реальности. Проблема этнопедагогизации содержания и процесса экологического воспитания учащихся старших классов еще мало изучена. ^ Принимая во внимание вышеизложенное, мы избрали темой исследования: «Народные традиции в экологическом воспитании старшеклассников (на материале Республики Калмыкия)».

Объект исследования: Экологическое воспитание учащихся старших классов в школе и во внеучебное время.

Предмет исследования: процесс экологического воспитания старшеклассников на традициях народной педагогики калмыков.

Цель исследования состоит в определении педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования экологической культуры старшеклассников с учетом национальных традиций калмыков.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи:

- рассмотреть психологические и педагогические аспекты этнопедагогики с точки зрения их использования в процессе формирования экологического сознания и поведения/

- выявить и проанализировать экологические традиции материальной и духовной культуры калмыцкого народа;

- изучить, проанализировать и обобщить опыт образова-ф. тельных учреждений по экологическому воспитанию учащихся старших классов;

- определить содержание и разработать технологию применения педагогических идей и опыта калмыцкого народа в системе обучения и воспитания учащихся старших классов;

- экспериментально проверить методику воспитания старшеклассников с опорой на традиции и опыт калмыцкого народа.

В качестве рабочей гипотезы мы выдвинули предположение о том, что процесс экологического воспитания может быть эффективен, если:

- традиции народной педагогики становятся фактором экологического воспитания; ф - опыт этнопедагогики включен в контекст учебновоспитательного процесса;

- соблюдается взаимодействие народно-семейного, общественного и школьного воспитания;

- осуществляется целенаправленная подготовка учителей и родителей к творческому использованию экологических идей этнопедагогики .

Методологической основой исследования являются - идеи диалектического единства общего, особенного и единичного; учение о сущности и движущих силах развития человека как личности, которая в процессе своего становления испытывает на себе влияние особенностей быта, традиций и обычаев, всего духовного облика нации; представления о единстве человека, его сознания и поведения, о приоритете общечеловеческих ценностей в содержании гражданского воспитания, о ведущей роли деятельности и общения в формировании личности, о гуманизации учебно-воспитательного процесса; современные положения этнопедагогики, разработанные в трудах Г.Н. Волкова, Г.С. Виноградова, В.В. Давыдова, О.Д. Мукаевой, Б.Т. Лихачева, Т.Н. Петровой, П.И. Пидкасистого, М.Г. Тайчинова и других.

Методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической, исторической, этнографической, психологической, экологической литературы, калмыцкого фольклора; изучение и обобщение педагогического опыта; социологическое обследование учителей и учащихся, проводимое в виде опросов, бесед, анкетирования; организация природоохранной и научно-исследовательской деятельности школьников-старшеклассников экологической направленности, опытно-экспериментальная работа, обработка результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что этнопедагогическое наследие калмыцкого народа впервые комплексно рассмотрено с точки зрения его экологической направленности. На основе изучения калмыцкого фольклора, традиций материальной и духовной культуры народа предпринята попытка решить проблему максимально возможного использования этноэкологического опыта калмыков, обоснованы психолого-педагогические условия применения этого опыта в воспитании экологической культуры учащихся старших классов общеобразовательных учреждений Республики Калмыкия.

Практическая значимость исследования связана с решением общеметодических вопросов этнопедагогизации процесса экологического воспитания. Разработанная и предложенная система экологического воспитания с опорой на этнопедагогический опыт калмыцкого народа может быть непосредственно использована учителями в учебной и внеклассной работе с учащимися. Ее реализация несомненно будет способствовать повышению эффективности процесса экологического воспитания и развития элементов экологической культуры старшеклассников, стимулировать формирование их нравственных экологозащитных идеалов, убеждений, разумных потребностей.

Достоверность и объективность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью логики исследования, разнообразием методов, опытно-экспериментальной работой и ее положительными результатами, репрезентативностью выборки при опросе учащихся, учителей и родителей.

Апробация и внедрение результатов исследований в практику: материалы исследования докладывались и обсуждались на XVIII и XIX региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (Элиста, 1999 г. и Майкоп, 2000 г.), международных научно-практических конференциях "Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания" (Москва, 1999 г.), "Этнопе-дагогика и этнопсихология в современной системе национального образования и воспитания" (Элиста, 2000 г.), а также на методических семинарах учителей. Основные положения исследования нашли отражение в ряде публикаций.

На защиту выносятся следующие положения: воспитательные идеи и традиции народной педагогики способствуют процессу формирования экологического сознания и поведения личности;

- включение в содержание экологического воспитания старшеклассников этнопедагогического компонента, экологического наследия прошлого содействует процессу становления экологической культуры учащихся;

- эффективность экологического воспитания повышается при выборе соответствующей технологии, основанной на использовании этнокультурных особенностей региона, включения экологических народных традиций в учебно-воспитательном процессе;

- экологическое наследие калмыков, выраженное в обычаях и традициях материальной и духовной ( в том числе религиозной) культуры имеет огромный педагогический потенциал и может служить прочной основой для экологического воспитания старшеклассников республики;

- внедрение педагогических идей и опыта народной педагогики в процессе экологического воспитания требует специальной подготовки педагогических кадров и широкого привлечения родителей.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения .

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Мургаева, Светлана Ивановна

Выводы по II главе

На современном этапе развития общества, когда воспитательный процесс ориентирован на общечеловеческие ценности, особое значение имеет формирование экологической культуры личности. Это вызывает необходимость изменения содержания экологического образования и воспитания и предполагает определенную переориентацию приоритетов и подходов в системе используемых педагогических технологий, которые должны быть направлены на целостное развитие личности, строгую ориентацию на возрастные и индивидуальные особенности ребенка, обеспечение преемственности, учет национально-региональной особенностей и обращение к позитивным примерам природосооб-разной деятельности людей.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и передового опыта школ республики показал, что наибольший эффект освоения содержания экологического воспитания школьников Калмыкии достигается при комплексном сочетании этноэко-логизации содержания традиционных учебных предметов, введения курса "Экология Калмыкии" межпредметным содержанием и опорой на народные экологические традиции, широкой практической деятельности, опирающейся на национально-региональную специфику и включающую изучение и оценку состояния родной природы, активную пропаганду экологических и валеологических знаний, природоохранную работу. Развитию интеллектуальных, деятельностных, эмоционально-чувственных сфер учащихся, обусловливающих их активную личностную позицию в отношении к окружающему миру, способствует обеспечение тесной взаимосвязи воспитательного и образовательного процессов, осуществление экологического воспитания в процессе обучения, ориентация на усвоение школьниками учебного материала во внеклассной работе, сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с детьми, систематические педагогически организованные контакты с природой, создание этноэкологизированной развивающей среды. Такому подходу служат диалогическое построение урока, проблемное изложение материала, использование дидактических и народных калмыцких игр, моделирование и анализ реально сложившихся острых экологических ситуаций, научно-исследовательская деятельность школьников этноэкологического содержания, практические действия по сохранению и защите родной природы.

Внедрение прогрессивных идей и опыта народной педагогики калмыков в процесс экологического воспитания школьников республики предполагает специальную подготовку педагогических кадров и широкое привлечение родительской общественности к организации педагогического процесса. Системное и комплексное применение вьцоаботанной методики, основанной на использовании народного экологического наследия, позволяет целенаправленно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, способствует духовно-нравственному развитию личности учащегося, помогает достичь гармонии с внешним и внутренним миром.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наши дни особое значение приобретает ответственное отношение человека к природе, которая не только величественна, но и удивительно хрупка и ранима, и уже не в состоянии самостоятельно ликвидировать негативные последствия человеческой деятельности. Обострение глобальных проблем цивилизации, повсеместное ухудшение экологической обстановки обуславливает сегодня обращение внимания общества на процесс экологического воспитания подрастающего поколения.

О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что XXI век наречен мировым сообществом "столетием окружающей среды". А это означает, что экологический императив будет определять и экономику, и культуру, и образование.

В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека - общей или экологической - есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, мерило его развития как существа разумного .

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное формирование у людей любого возраста экологического мышления, необходимых экологических, моральных, правовых взглядов на природу и место в ней человека, активной жизненной позиции в отношении к окружающему миру. Оно обращено преимущественно к эмоционально-чувственному миру личности, направлено на формирование гуманистического мироощущения.

Связь человека с природой передавалась из поколения в поколение через механизмы культуры, систему воспитания. На любом этапе исторического развития каждого этноса природа является великим и универсальным фактором воспитания, создает гармонию между отдельными его элементами. При условии сознательной педагогической деятельности взрослых, ответственных за воспитание детей, эта гармония перерастает в совершенство личности, способной не только созерцать и объяснять природу, но и активно ее беречь.

Целью экологического образования и воспитания является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания - экологичной личности. По нашим наблюдениям, этот процесс осуществляется наиболее эффективно, если основывается на воспитательных идеях и традициях народной педагогики, охватывающей все уровни формирования экологического сознания - отдельную личность, семью, общество в целом. При этом содержание процесса образования и воспитания отражается во всех подструктурах экологического сознания - экологических представлениях, субъективном отношении к природе, стратегии и технологии взаимодействия с окружающей средой, то есть включает в себя познавательные, ценностные, нормативные и практически - деятельные компоненты.

Экологическое воспитание в его современном понимании издавна было сутью традиционной педагогики калмыков. Их экологическая мудрость, оформленная в виде принципов, предписаний, правил поведения, выраженная в обычаях и традициях материальной и религиозной культуры, в народном творчестве стала одним из свойств национального характера, особенностью калмыцкого менталитета. Наше исследование показало, что большую роль в его формировании сыграло традиционное вероисповедание калмыков - буддизм. Анализ богатого экологического наследия, содержащегося в различных источниках материальной, духовной и религиозной культуры калмыков, позволил прийти к выводу, что оно имеет огромный педагогический потенциал и может служить прочной основой для экологического воспитания школьников Республики Калмыкия.

Проведенный в диссертационном исследовании анализ фило-софско-культурологических концепций, психолого-педагогической литературы, передового опыта образовательных учреждений Республики Калмыкия, результатов опытно-экспериментальной работы позволяет сделать вывод о том, что включение в содержание экологического воспитания школьников идей этнопедагогической и религиозной культуры, экологического наследия прошлого способствует решению многоаспектной задачи формирования экологической культуры учащихся, представляющей собой совокупность гармонично развитых интеллектуальных, деятельностных, эмоционально-чувственных сфер личности, обеспечивающих обоснованное взаимодействие человека с окружающей природой. Выбор содержания экологического воспитания школьников Калмыкии на народных традициях делался нами с учетом того, что его основу должны составлять аспекты становления активно-добротворческой нравственно-экологической позиции и формирования позитивного экологического опыта учащихся, которые в сочетании с учетом возрастных особенностей и опорой на экологические идеи этнопедагогики могут быть использованы на всех этапах учебно-воспитательного процесса. При этом применялся подход, основанный не на копировании ушедших явлений традиционной экологической культуры калмыков, а возрождение ее сути и смысла - гармонии взаимоотношений человека и природы, осознание самоценности жизни в любых ее проявлениях, совершенствование физического и духовного состояния каждой личности и общества в целом. На основании рассмотрения теоретико-методологических подходов к проблеме взаимосвязи воспитательного и образовательного процессов (осуществление экологического воспитания в процессе обучения и усвоение школьниками учебного материала во внеклассной и внешкольной работе), анализа массового педагогического опыта нами сделан вывод о том, что большего результата в освоении содержания экологического воспитания можно достичь сочетанием этноэкологизации содержания традиционных учебных предметов, более широкого использования воспитательного потенциала предметов национально-региональной компетенции (родного языка и литературы, культуры родного края, основ буддизма), введения курса "Экология Калмыкии" межпредметного содержания с опорой на народные экологические традиции, разнообразной практической деятельности школьников, основанной на применении богатого созидательного и природоохранного опыта предков и направленной на изучение и реальное улучшение экологии родной республики, пропаганду экологических и валеологиче-ских знаний.

В процессе проведения педагогического эксперимента, мы убедились, что результативность работы значительно повышается при выборе соответствующих технологий экологического воспитания, использование которых должно прежде всего оказывать воздействие на эмоционально-волевую сферу личности школьника, вызывая чувство гордости за древний и мудрый народ, любивший и хорошо знавший родную природу, порождая неудержимое желание у ребенка этому научиться самому, расширяя его контакты с природой, вызывая чувства сопереживания и отзывчивости на ее состояние, развивая стремление ее беречь и защищать .

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что систематическое и комплексное внедрение идей и опыта народной педагогики в технологии экологического воспитания способствовало значительному повышению интереса учащихся к экологическим проблемам Калмыкии, более активному их включению в работу по сохранению и защите родной природы. Это позволяет сделать вывод об эффективности предложенной методики и возможности ее рекомендации для внедрения в школьную практику.

Проведенное исследование позволило определить в качестве основных условий эффективности экологического воспитания школьников Калмыкии - системность воздействия на развитие экологической культуры ребенка, внедрение прогрессивных идей и опыта народной педагогики калмыков в процесс воспитания, реализацию комплекса методических принципов и специальную подготовку педагогических кадров. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в программу подготовки студентов педагогических специальностей, в содержание их педагогической практики, целенаправить студентов на практическую подготовку к воспитанию экологической культуры. Целесообразно включить отдельные вопросы содержания, форм, методов работы по экологическому воспитанию учащихся с использованием этнопедагогических традиций калмыцкого народа в планы повышения квалификации всех учителей, а также в программы Республиканского института повышения квалификации работников образования.

В диссертационном исследовании подтверждается сформулированная рабочая гипотеза, что процесс экологического воспитания может быть эффективен, если: традиции природной педагогики становятся фактором экологического воспитания; опыт этнопедагогики включен в контекст учебно-воспитательного процесса;

- соблюдается взаимодействие народно-семейного, общественного и школьного воспитания;

- осуществляется целенаправленная подготовка учителей и родителей к творческому использованию экологических идей этнопедагогики .

Разработанная и предложенная система экологического воспитания учащихся Республики Калмыкия с опорой на этнопе-дагогический опыт калмыцкого народа может быть эффективно использована учителями и работниками учреждений дополнительного образования в учебной и внеклассной работе со школьниками .

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мургаева, Светлана Ивановна, 2000 год

1. Абдурахманов Г.М., Гаджиев A.A., Мамедов Н.М. Экологические знания - норма-экологической культуры // Материалы 1. Ассамблеи ассоциации университетов прикаспийских государств. Махачкала, 1999. С.39-40.

2. Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа (середина IX-I четверть XVIII вв.). Москва-Элиста, 1994.248 с.

3. Аксенова Г.И. Формирование субъективной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф.дис. д-ра пед.наук. М.,1988. 43с.

4. Алиева Б.Ш. Сочетание народных экологических традиций с современными педагогическими требованиями // Материалы IV ассамблеи ассоциации университетов прикаспийских государств. Махачкала, 1999. С.47-48.

5. Амур-Санан A.M. Мудрешкин сын. Избранное. М.,197 9. 419 с.

6. Андрушкевич A.M. Из опыта воспитания у детей ответственного отношения к природе на народных традициях // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Часть III. Чебоксары, 1991. С.80-82.

7. Арсалиев Ш.М. Этнопедагогика чеченцев ( В связи с проблемой общности народных педагогических культур вайна-хов): Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1999. 33 с.

8. Аутлева А.Н. Комплексные самостоятельные исследования учащихся в процессе экологического образования: Автореф. дис. . . канд.пед.наук. СПб.,1992. 18 с.

9. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. 181 с.

10. Ахмедова М.Г. Проблемы экологического воспитания в этнопедагогике народов Дагестана / / Народная педагогика исовременные проблемы воспитания. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Часть 1. Чебоксары, 1991. С.324-325.

11. Бадмаев А. Возвращение Окон-Тенгри и наступление Ца-ган сара: (Две версии происхождения праздника) // Известия Калмыкии. 1996. 15 февраля.

12. Бадмаева Т.Е. Проблема классификации традиционных танцев калмыков //Материальная и духовная культура калмыков. Элиста, 1983. С.77-95.

13. Баймурзина В. И. Становление и развитие башкирской народной педагогики: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Казань, 1997. 41 с.

14. Бакаева Э.П. Зул, или Новый год у калмыков: Религиозные праздники, народные обряды // Элистинские новости. 1996. N49. С.6-7.

15. Бакунин В.М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутского, и поступков их ханов и владельцев (сочинение 1761 года). Элиста, 1995. 158 с.

16. Балакаев А.Г. В степи орлинной. Элиста, 1985. 376 с.

17. Батмаев М.М. Калмыки в XVII-XVIII веках. События, люди, быт: В 2-х книгах. Элиста, 1993. 381 с.

18. Батырева С.Г. Калмыцкая национальная школа культовой скульптуры и живописи // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста, 1987. С.40-57.

19. Батырева С.Г. Старокалмыцкая живопись в фольклорной традиции калмыков // Калмыцкий фольклор (проблемы издания). Элиста, 1985. С.63-85.

20. Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. Элиста, 1991. 127 с.

21. Баранов A.A. Здоровье российских детей //Педагогика. 1999. N8. С.41-45.

22. Баштаник Д.Ф. Система работы общеобразовательной школы по формированию экологической направленности личности школьника: Автореф.дис.канд.пед.наук. Волгоград, 1996. 25 с.

23. Белогуров А.Ю., Белогуров Ю.А., Елканова Г.М. Гуманизация и этнизация: две реалии современной педагогики // Педагогика.1996. N3. С.125-126.

24. Беляева Б.И. Этнопедагогическая подготовка учителей технологии (на народных трудовых традициях калмыков): Автореф. дис. канд.пед.наук. М.,2000. 27 с.

25. Бергенева Н.С., Кокенова К.А. Духовно-нравственный аспект экологического воспитания студентов // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Часть III. Чебоксары, 1991. С.288-289.

26. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика. 1996. N5. С.3-9.

27. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Историческое обозрение ойра-тов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Элиста, 1991. 128 с.

28. Болотов В.А., Исаев Е.И., Слободчиков В.И., Шайденко H.A. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1997. N4. С.66-72;ф168

29. Бонгард-Левин Г.М. Будда и основы его учения // Новая и новейшая история. 1992. N4. С.111-127.

30. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. N4. С.29-36.

31. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону, 1997. 28 с.

32. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М.,1987. 173 с.

33. Борейко В. Как относятся к деревьям разные народы // Начальная школа. 1997. N4. С.61-62.

34. И 37. Борисенко А.Ю. Воспитание личностной позиции старшеклассников в отношении к проблемам окружающей среды (В условиях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования) : Автореф.дис. канд.пед.наук. Волгоград, 1996. 25 с.

35. Борисенко И.В. Калмыки в русском изобразительном искусстве. Элиста, 1988. 143 с.

36. Борисенко И.В. Времен минувших отражение. Краеведческие заметки о Калмыкии. Элиста, 1990. 175 с.

37. Борисенко И.В., Убушиева С. И. Очерки исторической географии Калмыкии. 1917-начало 90-х гг. XX в. Элиста, 2000. 168 с.ф 41. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. М.,1990. 391 с.

38. Буддизм: Словарь. М.,1992. 287 с.

39. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. М.,1991. 160 с.

40. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ,1993. 134 с.

41. Бурхинов Д.М., Молонов Б.Ш. Вопросы этнопедагогики в школе (75-летию Баянгольской школы Баргузинского аймака). Улан-Удэ,1994. 45 с.

42. Вербицкий A.A. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. 1997. N6. С. 3136.

43. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989. 704 с.

44. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы // Начальная школа. 1997. N4. С.36-40.

45. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. 376 с.

46. Волков Г.Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Часть 1. Чебоксары, 1991. С.6-21.

47. Волков Г.Н. Этнопедагогические заметки // Советская педагогика. 1991. N9. С.89-94.

48. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993.

49. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция социальной школы // Национальная школа: концепция и технология развития. Доклады и материалы международной конференции. Якутск 16-23 марта. 1993. М.,1993. С.45.

50. Волков Г.Н. И друг степей калмык // Педагогика. 1996. N3. С.114-116.

51. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. Изд. второе, дополненное. М.,1997. 441 с.

52. Волков Г.Н. Мы обозначены данным словом "человек" // Народное образование. 1997. N5. С.7 8-82.

53. Волков Г.Н. Этнопедагогические проблемы современного образования и воспитания: теория и практика // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1997. N4. С.235-245.

54. Волков Г.Н. Этнопедагогическая стратегия национального образования // Педагогика. 1998. N8. С.13-15.

55. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. М.,1999. 168 с.

56. Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста, 1987. 132 с.

57. Вопросы сравнительной этнографии и антропологии калмыков. Элиста, 1980. 151 с.

58. Воронцов H.H. Экологические кризисы в истории человечества // Соросовский образовательный журнал. 1999. N10.1. С.2-10.

59. Воспитание экологической культуры школьников. Пособие для учителя / Под ред. Лихачева Б.Т., Дежниковой Н.С. М.,1997. 96 с.

60. Времен связующая нить: Сборник / Сост.Б.Б.Бадмаева-Лиджиева, И.В.Борисенко. Элиста, 1984. 109 с.

61. Гайсин И. Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественно-научных дисциплин: Автореф. дис. канд.пед.наук. Казань, 1995. 20 с.

62. Гайсина P.C. Изучение экологических ситуаций своей местности в начальном курсе географии: Автореф. дис. . .канд. пед. наук. М.,1998. 16 с.

63. Галицкая И.А. Атеизм и религия как феномены культуры и воспитания // Советская педагогика. 1991. N9. С.57-62.

64. Ганжа А.Г. Природная среда и эволюция человеческой культуры // Культура средних веков и нового времени. М.,1987. С.3-7.

65. Ганжа А.Г. Инновации в системе "этнос окружающая среда" // Этническая экология. М.,1991. С.140-148.

66. Горкунова Л.В. К вопросу об экологическом воспитании в детском оздоровительном лагере // Сборник тезисов Международной конференции "Школа жизни окружающий мир" (2 0 лет ЭЦДЮТЭ "Родина"); 4-6 октября 1997 г. Часть II. М.,1997. С.5-6.

67. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика. 1999. N8. С.30-34.

68. Гучинова Э.-Б.М. Трансформация погребального обряда калмыков // Проблемы современных этнических процессов в Калмыкии. Элиста, 1985. С.90-98.

69. Гюльвердиева Л.М., Уртенова З.Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей // Начальная школа. 1998. N6. С.71-76.

70. Далай-лама XIV. Жизнь на Земле. Лекции и статьи по проблеме экологии. Сборник. М.,1996. 64 с.

71. Дежникова Н.С. Учитель как человек экологический //Педагогика. 1994. N5. С.37-40.

72. Дежникова Н.С. Экологическая культура как предмет психолого-педагогического исследования //Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (опыт теоретико-прикладного исследования). М.,1997. С.5-13.

73. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М., 1999. 62 с.

74. Джангар: Калмыцкий народный эпос. Элиста, 1989. 363с.

75. Джанзакова Ш.И. Этнопедагогизация экологического воспитания младших учащихся в казахской школе: Дис. канд.пед.наук. М.,1998. 18 6 с.

76. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкии в 1996 г. Элиста, 1997. 93 с.

77. Дорнер М. Экологическое воспитание в Германии // Педагогика. 1997. N5. С.103-107.

78. Дубкова А.Н. Национальное-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.,1999. 24 с.

79. Душан У. Обычаи и обряды дореволюционной Калмыкии // Этнографический сборник. N1. Элиста, 1976. С.5-89.

80. Дякиева Р. Предметы региональной компетенции в образовательном пространстве Калмыкии // Известия Калмыкии. 2000. 19 июля.

81. Елаев Н.К. Бурятская школа. История, проблемы и опыт национализации. Улан-Удэ, 1994. 112 с.

82. Емельянова М.В. Экологическое воспитание младших школьников в игровой деятельности (на опыте работы школ Чувашской республики): Автореф.дис.канд.пед.наук. М.,1995. 16 с.

83. Жуковская Н.Л. Формы проявления культа природы в пантеоне и ритуалах ламаизма // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М.,1970. С.99-119.

84. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М.,1977. 198 с.

85. Жуковская Н. JI. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.,1988. 192 с.

86. Жуковская H.JI. Судьбы кочевой культуры. Рассказы о Монголии и монголах. М.,1990. 112 с.

87. Замбалова Т.Д. Экологическое воспитание учащихся младших классов на традициях народной педагогики бурят: Ав-тореф.дис. канд.пед.наук. М.,1993. 21 с.

88. Зверев И.Д. Формирование ответственного отношения к природе // Советская педагогика. 1983. N12. С.12-19.

89. Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. 1991. N1. С.9-12.

90. Илюмжинов К.Н., Максимов К.Н. Калмыкия на рубеже веков. М.,1997. 288 с.

91. Имкенова А. Б. Этническая идентичность калмыков. Элиста, 1999. 92 с.

92. Искусство стран Востока: Книга для учащихся старших классов / Под ред. Василевского P.C. М.,1986. 303 с.

93. Исследования по исторической географии Калмыцкой АССР. Элиста, 1981. 156 с.

94. Кавтарадзе Д.Н. Природа: от охраны к заботе? // Знание - сила. 1990. N3. С.8-13.

95. Калмыкия в вопросах и ответах. Элиста, 1998. 342 с.

96. Калмьщк1я загадки и пословицы /Сост. Вл.Котвичъ. СПб., 1905. 111 с.

97. Калмыцкие народные загадки / Ст. Н.Ц.Биткеев. Элиста, 1993. 83 с.

98. Калмыцкие народные сказки. Элиста, 1997. 447 с.

99. Калмыцкие народные сказки. Избранное. Элиста, 1995. 192 с.

100. Калмыцкий фольклор (Проблемы издания). Элиста, 1985. 126 с.

101. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М.,198 9. 3 60 с.

102. Каляев С. Гимн степи: Стихи и поэмы. М.,1977.

103. Кезин В.Г. Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства: Автореф. дис. канд.пед.наук. М.,1998. 16 с.

104. Кекеева 3.0. Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков: Автореф. дис. канд.пед.наук. СПб.,1997. 21 с.

105. Кекеева 3.0. Творческий подход к проектированию национально-регионального компонента // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста, 1997. С.51-53.

106. Колбасников А., Васильев-Левшин В. Экологическое воспитание школьников в процессе туристской работы // Воспитание школьников. 1992. N5-6. С.16-18.

107. Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств // Педагогика. 1998. N8. С.56-62.

108. Комушев В. А море наступает // 46x45. 1997. N1.1. С.З.

109. Комарова Е. Этнопедагогика малочисленных народностей Севера // Учительская газета. 1998. 27 октября.

110. Коокуева А.И. Программа курса обучения "Основы, история и культура буддийского учения" // СурИуль. 1997. N2. С.34-38.

111. Костенков П.П. Экологическое воспитание школьников. Барнаул, 1990. 160 с.12 6. Кочнев В.И. Синкретизм народных верований на Цейлоне // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М. , 1970.

112. Краснощекое Г.П. Естественно-историческое становление территории в формировании экологического мышления // Экологическое образование в целях устойчивого развития (экологическое образование XXI век). Тольятти, 1996. С.98-100.

113. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России : советы, игры, обряды. М.,1998. 143 с.12 9. Кугультинов Д.Н. Избранные произведения в двух томах. М.,197 0.

114. Лактионов А. Пусть бьется всегда сердце природы.// Известия Калмыкии. 1999. 5 августа.

115. Ламаизм в Калмыкии. Сборник статей. Элиста, 1977. 112 с.

116. Ламарк Ж.-Б. Избранные произведения: в 2 тт. / Под ред. И.М. Полякова, Н.И. Нуждина. М., 1955-1959.

117. Лаптева И. Тинэйджер плюс экология, или как научить подростка отвечать за свои поступки // Мир образования. 1997. N5. С.50-54.

118. Лебедева Н.М. Психологические аспекты этнической экологии // Этническая экология: теория и практика. М.,1991. С .100-124 .

119. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. 1993. N2. С.19-23.

120. Лихачев Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. 1995. N1. С.40-44.

121. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.,1995.

122. Лихачев Б.Т. Структура экологического сознания личности и педагогические основы его формирования // Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (опыт теоретико-прикладного исследования) . М. ,1997. С.13-21.

123. Максаковский В.П. Геоэкология в экологическом образовании учащихся // Педагогика. 1997. с.56-58.

124. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: что должен знать й уметь школьник. М.,1997. 64 с.

125. Манджиев О.Л. Острию копья (Повесть и рассказ). Элиста, 1976. 108 с.

126. Материальная и духовная культура калмыков. Сборник статей. Элиста, 1983. 146 с.

127. Метелягин А. Воспитание школьников на традициях русской культуры // Воспитание школьников. 1996. N5. С.11-15.

128. Митиров А.Г. Ойрат-калмыки: века и поколения. Элиста,1998. 383 с.

129. Михайлов С.А. Экологизация как фактор гуманизации образования и воспитания // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Часть IV. Чебоксары, 1991. С. 8081.

130. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Избранные сочинения по этнопедагогике калмыков. Элиста, 1995. 156 с.

131. Мукаева О.Д. О традиционной педагогической культуре калмыков // Педагогика. 1996. N4. С.49-53.

132. Мукаева О.Д. Этнопедагогика ведущий фактор возрождения и развития национальной школы // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста, 1997. С.20-34.

133. Мукаева О.Д. Корни, питающие национальную школу // Там же. С.7-16.

134. Мукаева О. Д. "Джангар" и формирование ценностных ориентаций молодежи // Там же. С.47-51.

135. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. В 2-х частях. Часть первая. Элиста, 1999. 256 с.

136. Мунухаева Ц. Изучаем край родной: моллюски-санитары // 46x45. 1997. N4. С.10.

137. Навроцкий Б.А., Глазачев С.Н. Истины и ценности в содержании экологического обучения и воспитания // Социальная активность и духовное богатство личности. Волгоград, 1980. С.139-146.

138. Нагаев B.C. Воспитание экологической культуры учащихся в процессе природоведческой деятельности (на материале национальных школ Башкортостана): Автореф.дис. канд.пед.наук. М.,1994. 19 с.

139. Наднеева К.А. Буддизм в Калмыкии: нравственные основы. Элиста, 1994. 75 с.

140. Назаров А. Экологическое воспитание в устном творчестве киргизов // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Часть 1. Чебоксары, 1991. С.224-225.

141. Назарова Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов. М.,1989. 104 с.

142. Нандышева Н. Окрестности Цаган-Амана и Троицкого "подчистую" изучены юными экологами и их учителями // Известия Калмыкии. 1999. 16 ноября.

143. Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материалы Всесоюзной научно-педагогической конференции. 4.I-IV. Чебоксары, 1991.

144. Настинова Г.Э. Национальные традиции питания и здорового образа жизни школьников // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста, 1997. С.143-145.

145. Национальная школа: концепция и технология развития. Доклады и материалы международной конференции Якутск, 16-21 марта 1993 года. М.,1993. 319 с.

146. Некрасов И.Б. Уроки на местности // Материалы Первой московской региональной конференции Академии детско-юношеского туризма и краеведения 4 апреля 1998 года. Часть I. М.,1998. С.14-16.

147. Нерадовский В.Х., Нерадовская Э.В. Национальные осо-бенностимышления учащихся // Педагогика. 1996. N4. С.33-36.

148. Никифоров Л.Г. Ноосферно-экологическая система образования // Национальная школа: концепция и технология развития. Доклады и материалы международной конференции, Якутск 16-23 марта 1993 года. М.,1993. С.171-173.

149. Николаев В.А. Теория и методика формирования этно-педагогической культуры учителя: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М.,1998. 28 с.

150. Ожегов Ю.П., Никонорова Е.В. Экологический импульс. М.,1990. 272 с.

151. Панов В. И. Экопсихологические аспекты детства // Мир психологии. 1997. N1. С.55-68.

152. Панова В.А. Диалектические основы экологизации содержания образовательного процесса в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996. 23 с.

153. Панькин А.Б. Образование для калмыков (истоки, реалии, перспективы). Элиста, 1997. 220 с.

154. Пахутов A.C. Влияние межэтнических культурных контактов на изменение пищевого рациона калмыков // Вопросы сравнительной этнографии и антропологии калмыков. Элиста, 1980. С.144-150.

155. Пахутов А.Е. Связь системы питания монголоязычных народов с их хозяйственно-культурным типом // Материальная и духовная культура калмыков. Элиста, 1983. С.27-36.

156. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в XV-XVI вв.: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1996. 38 с.

157. Петросян A.A. История народа и его эпос. М.,1982. 216 с.

158. Печко Л.П. Взаимосвязи элементов эстетического и экологического сознания в формировании отношения школьников к природе // Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Часть I. Таллин, 1980. С.66-68.

159. Пирлиев К.П. Некоторые вопросы этнопедагогики туркменского народа (Учебное пособие). Ашхабад, 1980. 132 с.

160. Поддубный A.B. Опыт создания интегрированного курса "Человек и природа" для средней школы // Экологическое образование в целях устойчивого развития. Тольятти, 1996. С.72-74.

161. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. Изд.репринтное. Элиста, 1993. 512 с.

162. Попов JI.А. Воспитательный потенциал религии // Педагогика. 1992. N 7-8. С.28-32.

163. Попова Г.С. Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей (На примере северных улусов Республики Саха): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1998. 21 с.

164. Попович Ю.А. Учебно-исследовательская деятельность в туризме и краеведении и работа с одаренными детьми // Материалы Первой московской региональной конференции Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 4 апреля 1998. Часть I. М.,1998. С.17-19.

165. Приобщаясь к тайнам живой природы // Известия Калмыкии. 1999. 17 ноября.

166. Приоритеты национальных систем образования. Калмыцкая школа:год 1994. Выпуск 1. Элиста,1994. 141 с.

167. Проблемы современных этнических процессов в Калмыкии. Элиста, 1985. 140 с.

168. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. N5. С.87-90.

169. Рахилин В.К. Общество и живая природа. Краткий очерк истории взаимодействия. М.,1989. 214 с.

170. Резуненко З.Л. Использование элементов калмыцкого народного искусства и элементов национальных видов спорта в физическом и эстетическом воспитании учащихся // Этнографические вести. N 2. Элиста, 1971. С.37-53.

171. Резуненко З.Л. Воспитывающие возможности национальных видов спорта и искусства // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста, 1997. С.145-151.

172. Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 197 0 . 247 с.

173. Рожнова П. Ритмы родной земли // Воспитание школьников. 1997. N4. С.43-46.208 . Рыжиков А.И. Взаимодействие природы и человека // Педагогика. 1992. N11/12. С.26-29.20 9. Санж-Сад. Пищевые растения в тибетской медицине // Шамбала. 1994. N4-5. С.45-46.

174. Секенов Б.К. Формирование ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся классической гимназии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1998. 19 с.

175. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. 272 с.

176. Сидельковский А.П. Творчество народов Северного Кавказа как средство воспитания любви к родной природе // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Часть I. Чебоксары, 1991. С.218-220.

177. Синенко В.Я. Профессионализм учителя // Педагогика. 1999. N5. С.45-51.

178. Скиба Т.А. Подготовка студентов к реализации преемственности в формировании знаний об экологических связях в начальной и средней школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1999. 21 с.

179. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: Вопросы теории и практики. М.,1984. 104 с.

180. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи история, теория, практика (XIX-XX вв.): Автореф. дисс. д ра пед. наук. Чебоксары, 1998. 42 с.

181. Стеклов М.И. Из опыта калмыцких эмчи // Шамбала 1994. N2. С. 29-30.

182. Стеклов М.И. Калмыцкий массаж и гимнастика // Ман дала. 1994. N4/5. С.44-47.

183. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологи ческое образование в школе // Советская педагогика. 1990 N12. С.47-51.

184. Суравегина И. Т. Повышение квалификации учителя области экологического образования: принципы построения про граммы //Экологическое образование в университетах. 3-я Меж дународная конференция. Владимир, 1997. С.113-116.

185. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Изд.7-е. Ки ев, 1981. 382 с.

186. Тайчинов М.Г., Нагаев B.C. Народные традиции в вое питании этико-экологической культуры учащихся сельских школ Уфа, 1997. 84 с.

187. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная куль тура в воспитании подрастающего поколения. Сыктывкар, 1994 120 с.

188. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика 1999. N2. С.30-35.

189. Тимошкина Н.В. Педагогические основы совершенство вания экологической подготовки учителей начальной школы условиях университета: Автореф. дисс. канд. пед. наук Владикавказ, 1997. 21 с.

190. Традиции и новое в социальной жизни народов. Сбор ник научных трудов. Элиста, 1994. 128 с.

191. Убушиева Г.Ш. Калмыцкий музыкальный фольклор, его роль в воспитании и обучении подрастающего поколения // Эт-нопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста, 1997. С.64-67.228 . Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М. , 1988-1990.

192. Фомин В. П. Туристско-краеведческая экспедиция как форма экологического воспитания старшеклассника: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1998. 18 с.

193. Фомина С. И. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Мари в экологическом воспитании младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1990. 18 с.

194. Фомина С.И. Экология и марийская народная культура // Начальная школа. 1998. N6. С.66-71.

195. Хабунова Е.Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Элиста, 1998. 224 с.

196. Харьковская В. Призеры Московского фестиваля // Известия Калмыкии. 1998. 8 октября.

197. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. М.,1999. 176 с.

198. Чеченцы: история и современность /Сост.и общая ред. Ю.А.Айдаева. М.,1996. 352 с.

199. Чуйкова Л.Ю. Способы экологизации сознания личности и их особенности // Экологическое образование в целях устойчивого развития (экологическое образование XXI век). Тольятти, 1996. С.116-119.

200. Экологическое образование и воспитание в вузах Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 198 9. 60 с.2 48. Экологическое образование в целях устойчивого развития (Экологическое образование XXI век). Тольятти, 1996. 285 с.

201. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / Н.В. Абаев, K.M. Герасимова, А.И. Железнов и др. Новосибирск, 1992. 160 с.

202. Эльдаров М.М. Народные традиции горцев Дагестана в охране природы и экологическом воспитании подрастающего поколения // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материалы Всесоюзной конференции. Часть III. Чебоксары, 1991. С.305-307.

203. Эрдниев У.Э. Калмыки (конец XIX начало XX вв.). Историко-этнографические очерки. Элиста, 1970. 341 с.

204. Эрнжэнэ ЦаЬан. Цаг негэр йовдго // Хальмг Yhh. 1992 жилин туула сарин 15.

205. Этническая экология: теория и практика. М. , 1991. 348 с.

206. Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию профессора О.Д. Мукаевой. Элиста, 1997. 175 с.

207. Этнографические вести N2. Элиста, 1971. 100 с.258 . Ямсков А.Н. Традиционное скотоводство и природная среда: культурно-экологические аспекты взаимодействия // Этническая экология: теория и практика. М.,1991. С.287-304.

208. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи // Педагогика. 1996. N2. С.40-47.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.