Народные традиции в становлении и развитии этнического самосознания: На примере Республики Татарстан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Галиуллин, Ильшат Талгатович

  • Галиуллин, Ильшат Талгатович
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 1999, Казань
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 181
Галиуллин, Ильшат Талгатович. Народные традиции в становлении и развитии этнического самосознания: На примере Республики Татарстан: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Казань. 1999. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Галиуллин, Ильшат Талгатович

Введение.

Раздел I. Теоретико-методологические основы исследования народных традиций как духовно-нравственного потенциала народа.

Раздел II. Своеобразие .народных традиций в историческом преломлении.

Раздел III. Роль религии и национальной культуры в формировании и сохранении этнического единства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народные традиции в становлении и развитии этнического самосознания: На примере Республики Татарстан»

Актуальность темы. В 90-е годы XX века Россия вступила в новый период своего развития. Отказавшись от прежних социально-экономических институтов, насаждавшихся в стране после 1917 года, она приступила к новым социокультурным, экономическим и политическим преобразованиям, основанным на рыночной системе хозяйствования.

Однако не все из намеченного удалось выполнить. Современное российское, в том числе и татарстанское общество, находится в переходном состоянии без четко выраженного вектора изменений и перспектив обновления.

В этом свете представляется весьма актуальным необходимость осмысления прошлого наследия, в том числе проследить пройденный путь и содержание народных традиций как институтов морально-этических норм поведения, отношений между народами.

За последние десятилетия общественные науки достигли определенных рубежей в осмыслении и обобщении того огромного опыта, который был накоплен народами нашей страны за годы их совместного сосуществования. Стимулом для углубленной разработки комплексных проблем социологии и развития научных исследований в целом стали попытки демократических преобразований, в результате которых усилился интерес к этнической истории, культуре, языку и национальным традициям народов.

В результате исследований ученых-социологов четко определились некоторые пути изучения истории и современного состояния общества на основе единства теории и практики.

Углубленное осмысление роли народных традиций в становлении и развитии этнического самосознания является одним из объектов исследования социологии, что связано с новым подходом к историческому прошлому и, как уже отмечалось, с теми изменениями, которые происходят в жизни современного общества, когда рушатся или меняются вековые представления о морали, нормах поведения и человеческих взаимоотношениях. В конечном счете, эти изменения вытекают из экономической структуры и политической системы государства, от связи с образовательным уровнем населения и т.п. Сейчас уже не вызывает сомнения тот факт, что народные традиции во все времена оказывали и будут оказывать определенное влияние на формирование и трансформацию общественного сознания.

Если зарубежные общественные науки на протяжении длительного времени ведут исследования по осмыслению народных традиций, где сложился свой категориальный аппарат, найдены общепринятые методы и принципы изучения данного явления, то в отечественной социологии отношение к народным обычаям и традициям было до недавнего времени крайне неоднозначным, противоречивым, а иногда и отрицательным. Дог-матизация и абсолютизация классового подхода, позднее - идея создания единого советского народа с языком межнационального общения привели к затушеванию и нивелировке народных традиций как институтов воспитания, норм поведения и морали.

В условиях полного господства идеологии над наукой не могло быть и речи о планомерном изучении и историческом научном осмыслении данного феномена, получении сколько-нибудь реальной картины развития национальных традиций на современном этапе. Лишь в конце 80-х - начале 90-х годов были сняты идеологические запреты на изучение национального этнического наследия, народных традиций как символов и ценностей исторического прошлого.

В последнее десятилетие различные социологические научные центры стали больше уделять внимания изучению самобытности и неповторимости каждой из наций, населяющих РФ, что вполне объяснимо происходящими в стране социально-экономическими и политическими изменениями, приведшими к разрушению старых, канонизированных представлений о народных традициях, как о косных, устарелых и даже реакционных.

Актуальность исследования данной проблемы определяется тем, что по данной проблематике в отечественной социологии еще только складывается категориальный аппарат и методы исследования, в научных работах преобладает первичное накопление эмпирических данных, иногда без соответствующей обоснованной теоретической интерпретации. Данная работа является, на наш взгляд, одной из первых попыток социологического исследовани'я народных традиций с применением научных методов и принципов. Необходимо учесть и то, что традиции характеризуются изменчивостью, постоянным обновлением, потерей одних свойств и приобретением других черт, вытекающих из преобразований в структуре общества и уровня жизни, ростом этнического самосознания народа, дифференциацией в образовательном уровне.

Противоречивое развитие народных традиций в условиях переходного периода определяется промежуточностью, зыбкостью их границ, чем обуславливается сложность их теоретического осмысления. Учитывая эти обстоятельства, есть основания для того, чтобы выдвинуть гипотезу о существовании актуальной научной проблемы осмысления народных традиций в историческом преломлении на примере Республики Татарстан.

Сложность изучения данной проблемы определяется и тем, что народные традиции в свою очередь делятся на предметные, непредметные или абстрактные. Предметными называются те традиции, которые обладают определенной конкретностью, т.е. обычаи, нравы и другие аксессуары бытия народа, а непредметные носят общий, "интернациональный" характер.

При определении роли национальных традиций в развитии этнокультуры народов и наций необходимо учитывать: а) - социально-психологические факторы: б) - внепсихологические, т.е. социально-экономическую и географическую среды. Эти условия, являясь частью национальных традиций, выступают как составные по отношению к своим внутренним элементам.

Степень разработанности проблемы. По данной теме в отечественной социологии еще только складывается категориальный аппарат и методы исследования, в научных работах преобладает первичное накопление эмпирических данных, иногда без соответствующей обоснованной теоретической интерпретации. Правда, изучению методологических проблем социологии, в определенной степени связанных с поставленной проблемой, посвящены работы Аитова H.A., Арутюняна Ю.В., Здравомыслова А.Г., Иванова В.И., Рукавишникова В.О., Заславской Г.Е., Зборовского Г.Е., Ра-даева В.В., Руткевича М.Н., Шахназарова А.Н. и др.1

Определение роли народных традиций в становлении и развитии этнического самосознания в той или иной степени становились объектом исследования не только социологов, но и педагогов, этнографов, фольклористов, культурологов, ибо рассматриваемый круг проблем находится на стыке смежных наук.

Вторую половину 80-х и 90-х годов XX века можно охарактеризовать как единый этап более активного изучения и усвоения отечественными учеными огромного опыта мировой социологии, классических теорий по межэтническим отношениям и созданием своей системы с учетом специфики, своеобразия жизненной среды народов РФ. На развитие современной отечественной социологии серьезное влияние оказали работы М.Вебера,

1 См., напр.: Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1997; Арутюнян Ю.В. Многообразие культурной жизни народов СССР. - М., Наука, 1987; Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Введение в социологию. - Екатеринбург, Изд.УГУ, 1992.

П.Сорокина, Т.Парсонса, К.Дэвиса, У.Мура, Г.Ленски, Р.Дарендорфа и др. На общем фоне развития социологической науки особенно заметны успехи социологов Татарстана. В монографических работах и проблемных исследованиях, в кандидатских и докторских диссертациях М.А.Нугаева, К.Т.Гизатова, Э.С.Рахматуллина, Т.Г.Исламшиной, В.В.Иванова, Э.Р.Тагирова,

М.X.Фарукшина, Д.М.Исхакова, Р.С.Хакимова,

В.К.Падерина, А.Г.Воржецова, Ю.Ю.Комлева рассматриваются актуальные теоретические проблемы истории и теории социологии, освещаются отдельные периоды и перспективы ее развития. Татарстанские социологи от постановки общеметодологических задач и осмысления фактов и явлений, лежащих как бы на "поверхности" общественных процессов, переходят ко все более глубокому историко-теоретическому осмыслению проблем социологии, этнологии, конфликтологии.1

Народные традиции и их роль в становлении и развитии этнического самосознания народа рассматриваются в коллективном сборнике "Проблемы лингвоэт-ноистории татарского народа" (Казань, 1995), в исследованиях последних лет Э.Тагирова "Татарстан: национально-государственные интересы" (Казань, 1995), Т.Исламшиной "Этнические ценности полиэтнического общества" (Казань, 1996), Д.Исхакова

См.: Современные национальные процессы в Республике Татарстан (Ред.кол., отв.ред. и сост.Д.М.Исхаков). Вып.2. Казань, ИЯЛИ, 1994; Татарстан на перекрестке мнений: проблемы, тенденции, перспективы. - Казань, Изд.Верх.Сов.РТ, 1993; Татарстанская модель: мифы и реальность (Под ред.акад.Э.Р.Тагирова). - Казань, 1997 и др.

Проблемы становления и трансформации татарской нации" (Казань, 1997 ) . В этих и других работах по-новому освещаются концептуальные аспекты истории формирования у татар этнического самосознания.

Достаточно высокий уровень теоретической мысли, задачи комплексного подхода к осмыслению проблем народных традиций настоятельно требуют продолжения исследований в свете теории отражения, целостного и углубленного анализа проблем, связанных с формированием и развитием новых социально-национальных отношений между народами. В связи с этим приходится констатировать, что, несмотря на наличие достаточно большого количества работ, затрагивающих актуальные проблемы становления и развития самосознания этносоциальных групп, нет еще целостного типологического исследования, в котором на основе реальной практики современности была бы изучена вынесенная на рассмотрение проблема. Известно, что без теоретического осмысления диалектики социальных процессов невозможно понять как сущность того или иного периода общественного развития, так и специфику поступательного движения. Очевидно, что состояние разработанности указанной проблематики определяет необходимость перехода от анализа эмпирических компонентов к более глубоким теоретическим обобщениям.

Известный американский социолог Нейл Смелзер, "на работах которого выросло целое поколение социологов-шестидесятников, ставших впоследствии лидерами различных школ и направлений в нашей социологии 70-80-х годов"1, к социальным институтам относит такие категории, как семья, образование, религия, экономические и политические системы. Национальные традиции охватывают широкий спектр не только семей-но-бытовых отношений, но и религию, историческое развитие каждого из народов, государственные устройства и т.п. Правда, нетворческое и бездумное перенесение западных теорий к нашим условиям не всегда дает ощутимые результаты. Так, механическое применение теории конфликтов, межэтнических отношений, разработанные Г.Зиммелем и другими зарубежными учеными и выводы, сделанные из анализа жизни стабильных обществ, не всегда приложимы к нашим реалиям. Прав А.В.Дмитриев, подчеркнувший, что "механическое соединение традиций марксизма и западной конфликтологии вряд ли осуществимо в классическом виде"2.

Объект исследования: народные традиции.

Предмет исследования: влияние народных традиций на становление и развитие этнического самосознания.

Цель исследования: проследить процесс становления и развития, богатство и многогранность народных традиций и их роль в развитии самосознания этноса.

Задачи исследования:

1 Ядов В.А, Нейл Смелзер и его лекционный курс. В кн. : Смелзер Н. Социология. - М.: "Феникс", 1994. - С.5.

2 Дмитриев А.В, Конфликт на российском распутье. - Социологические исследования, 1993. - № 9. - С.3-4.

- раскрытие народных традиций как части общекультурного, духовно-нравственного потенциала народа;

- осмысление своеобразия народных традиций и их воздействие на межэтнические отношения в социально-историческом аспекте;

- определение связи народных традиций с религией, этносоциальными особенностями, бытом, духовной сферой; выработка принципов нравственно-этического отношения к действительности, формирование активной творческой личности, опираясь на народные традиции народов Республики Татарстан.

Научная новизна и практическая значимость работы заключается, во-первых, в осмыслении роли народных традиций в становлении и развитии самосознания этносов; во-вторых, в реализации нового подхода к исследованию этно-культурного наследия в современной социологии, а именно, в работе народные традиции подразделяются на уровни, типы, формы; в-третьих, в раскрытии значения народных традиций в стабилизации межэтнических отношений в Республике Татарстан.

Теоретической и методологической основой диссертации явились труды российских, в том числе та-тарстанских, и зарубежных социологов, а также исследования по истории, этнографии, политологии и психопедагогике.

В основе данного исследования лежит сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить общие закономерности развития народных традиций в прошлом и в настоящем. В зависимости от характера рассматриваемых проблем используются и другие принципы и приемы анализа, позволяющие раскрыть содержание и структуру народных традиций, оказавших существенное воздействие на становление современных межнациональных отношений.

Информационную базу составили материалы социологических исследований по Республике Татарстан и Российской Федерации, материалы центральных и местных периодических изданий, источники по истории татарского народа, религии, мифологии, фольклора, языковой политике, а также результаты собственного эмпирического исследования.

Апробация исследования. Полученные результаты могут быть использованы в изучении и разработке концепции этнополитики в Республике Татарстан, деятельности министерств культуры, печати, подготовке спецкурсов в высших и средних учебных заведениях. Они также могут быть использованы при изучении социологии как ведущей обществоведческой науки.

Тема диссертации органически вписывается в общее русло развитий социологии как научной отрасли и тесно связана с планами исследований Казанского государственного университета и Академии наук РТ.

Результаты исследования были изложены на итоговой научной конференции Татарского гуманитарного института (1996) и конференции молодых ученых института истории АН РТ (1997) и легли в основу следующих проблемных статей: Роль религии в формировании этнического самосознания народа и развитии национальных традиций. Ученые записки Татарского гуманитарного института. - Казань, 1997. - № 2; Межэтнические отношения и национальные традиции. Аспекты гуманитарных исследований. Ученые записки.

- Казань, 1998. - № 3; Еще раз о дастане "Идегей" .

- Мирас, 1999. - № 1.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Галиуллин, Ильшат Талгатович

Заключение

В предлагаемой диссертационной работе с позиции комплексного и системного подходов предпринят анализ места и роли народных традиций в формировании с сохранении этнического единства в тесном взаимодействии с основными проблемами развития республики, с учетом мнения, настроения, оценок населения.

Начавшийся процесс преобразований объективно требует институтуализации народных традиций, изучения общественного мнения, повышения роли феномена социального творчества. Поэтому в работе основное внимание уделено на раскрытие сущности и содержания взаимоотношений между этносами, рассмотрению особенностей развития народных традиций в историческом плане и на современном этапе.

Проделанная работа позволила прийти к выводу о том, что современный этап развития народных традиций отличается обилием новых проблем, направлений. На их обновление оказали большое влияние социально-экономическая ситуация в России и Татарстане, в частности, провозглашение Декларации о государственном суверенитете, принятие новой Конституции, подписание Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий с федеральным центром, начало проведения широкомасштабных реформ в рамках социально ориентированной концепции вхождения в рыночные отношения. Эти события, направленные на повышение государственного статуса республики, формирование федеративных отношений нового типа, оказали существенное влияние на весь уклад жизни народов республики. Поэтому, наряду с сохранением и возрождением национальных, народных и религиозных традиций (скажем, сабантуй, Курбан байрам и др.), зарождаются новые формы их бытования (в музыке, театре, хореографии, живописи и т.п.).

Народные традиции сопровождают человека от колыбели до глубокой старости. Имеющиеся исторические научные данные и проведенные исследования в наши дни свидетельствуют о том, что в прошлом, нашими предками, в процессе труда и быта создавались прочные традиции, которые представляют собой явление сложное и многоступенчатое. В одних случаях причиной зарождения новой традиции служит знаменательное событие (общинные, календарные праздники), в других, в поисках единства и гармонии с природой (аграрные праздничные действия, зимне-осенние народные игры), также семейные праздники, в том числе свадебные, похоронные обряды и т.д. Многие национальные праздники зародились задолго до принятия ислама. Так, татарский ученый-языковед Р.Ахметзянов пишет о празднике нардуган, который сопровождается святочными гаданиями на кольцах, песнями, театрализованными представлениями. Это - игра в ряженных, выступления в образах животных, с хождениями молодежи по домам1.

1 Ахметзянов Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов среднего Поволжья. - М.: Наука, 1981. - С.61.

Многие национальные традиции зародились на почве протеста против косности, насилия, выполняя важнейшие функции свободолюбия и созидания.

Особым духом национализма в «хорошем смысле» пронизаны свадебные сюжеты. Являясь по существу сложным ритуалом сразу нескольких видов искусств - поэзии, музыки, хора, танца, пантомимы - татарская свадьба со стороны невесты и ее родни сопровождалась слезами, воплями, причитаниями, загадками, гаданиями, а со стороны жениха - безудержным весельем и восхвалениями. В этих традициях преобладала сатира и юмор, пародирование добра, красоты, манер поведения.

Таким образом, самые древние народные традиции, зародившись как культовые, магические обряды, в дальнейшем, в ходе исторического развития, роста самосознания народа, изменили свою направленность, превратившись в средства забав, развлечений, став приемом нравственного воспитания. Народные традиции нуждаются в бережном отношении и сохранении. Здесь важную роль могут сыграть местные музеи, этнографические отделы, библиотеки. Отрадным является то, что во многих библиотеках открываются отделы, изучающие историю, быт родного края.

Народные традиции как институты морально-этических норм поведения этноса представляют собой сложнейшую систему взаимосвязанных частей. А именно:

- в любой системе, состоящей из взаимосвязанных частей, обнаруживается дисбаланс, напряженность, замена одних частей другими; однако конфликты, происходящие в составных частях системы, при определенных условиях содействуют сохранению, изменению статуса частей, интеграции институтов народных традиций;

- конфликты, разрушающие баланс, устойчивость системы, как разногласия, отклонения, насилие, борьба противоположностей, при определенных ситуациях (изменения социально-экономической , политической структуры) становятся средствами, укрепляющими основу системы. Так, например, принятие Декларации о государственном суверенитете и новой Конституции республики, проведение республиканского референдума, Федеративный договор с РФ в определенной степени обогатили институт национально-народных традиций новым содержанием. День суверенитета 30 августа стал общенациональным праздником, как сабантуй.

Естественно, полностью ликвидировать этнические конфликты невозможно. Конфликт, как еще отметил Аристотель, закономерное явление, неизбежная часть общественной жизни. Однако, каждая эпоха и общественный строй вносит свое в сущность и содержание народных традиций, межэтнических разногласий .

В заключении необходимо еще раз подчеркнуть проблему отношений национальных традиций и массового самосознания, единства системы и частей. Важное место в самосознании народов занимают идеи и мотивы национализма. Они на протяжении столетий являлись одним из стимулов человеческой цивилизации. Особенно за два последних века не было идеи, сравнимой по силе с утверждением, что каждая нация имеет право на собственное государство, самоопределение и самостоятельность . Национализм, существует как идеология во множестве самых различных форм, необыкновенно устойчив и постоянно трансформируется, меняется, приспосабливаясь к требованиям сегодняшних социально-политических реалий.

Как ни парадоксально, однако именно в XX веке, наиболее цивилизованном и развитом во всех отношениях, национализм выявился в самых уродливых формах, как фашизм, сталинизм. Сегодня принято говорить о так называемом «либеральном» национализме, который понимается как принцип соответствия между государством и нацией, как культурной общностью и не только не угрожает демократии, но и напротив, является одним из необходимых условий ее развития.

В рамках общепринятого подхода различаются две основные формы национализма: гражданский государственный) и этнический национализм. Первый основывается на понятии нации как этнокультурной категории, как общность, имеющая глубокие исторические корни, социально-психологическую или даже генетическую основу. Он чаще отождествляется с «лояльным» патриотизмом. Но в своих крайних проявлениях может приобретать формы государственной агрессивности, шовинизма или изоляционизма (сюда относятся названные выше формы национализма) . Второй - выходя из рамки культурной сферы и, становясь политической программой, служит средством достижения власти, доступа к ресурсам и порождает попытки реализовать принцип этнической государственности через присвоение власти представителями одной группы, клана.

Татарский народ никогда не расставался с идеей восстановления своей государственности. Стихийные бунты, восстания сменились в начале XX века более цивилизованными и разумными формами борьбы. Усиление капитализма в России вызвали небывалый энтузиазм среди передовой части населения.

Династии Акчуриных, Апанаевых, Хусаиновых, Якушевых, Рамиевых внесли большой вклад в формирование экономики, образования, просвещения татарского народа. В развитии национально-освободительного движения татарского народа сыграли огромную роль величайшие умы начала XX века - И.Гаспринский, Р.Фахретдин, И.Акчура, С.Максуди, Г.Исхаки. В начале уходящего столетия, по уровню просвещения, книгоиздательского дела, состоянию литературы, театра, живописи татары стояли на третьем месте среди народов империи.

Сама идея национализма как идеология, создается и получает свое оформление в этническом самосознании как одна из важнейших представлений любой этносоциальной группы. Это порождает стремление к переосмыслению процессов этнической идентификации, представления о потенциале общности, позволяющем рассчитывать на более достойное место в ряду других народов, изменения социальнополитической ситуации, реконструкции национально-культурного опыта.

Хотя этническое самосознание, преследующее вполне материальные проблемы, по своей природе во многом иррационально в приверженности нации как к культурному сообществу, а не к абстрактному территориальному государству, преследует вполне реальные или желаемые цели. Помимо психологических мотивов, такое стремление объясняется и чисто практическими соображениями. Народы и нации, как правило, гораздо старше, чем государства. Человек обычно всю жизнь принадлежит к культурному сообществу, в котором он родился и вырос; государство же, чьи законы он сам создает и обязан соблюдать, может изменить границы, конституцию, названия, либо же в результате объединения с другим централизованным устройством, может вообще исчезнуть с географической карты. Так исчезли великие римские, монгольские империи. В этом смысле национальные (этнические) сообщества устойчивее и долговечнее государств.

Уникальность России, как унитарного объединения, состоит в том, что на протяжении веков в ней жили и живут в определенной степени сохраняя свою этническую самобытность, свою культуру и язык, почти 150 народов и народностей, диалектов и наречий. Некоторые из этих народов, как татары, имели свою национальную государственность в течение столетий до включения в состав Росси, а некоторые, впервые после распада СССР стали «государственными». Для российских народов коллективные этнические права значат не меньше, чем права человека. Республикой, в которой наиболее полно были обоснованы идеи государственной самостоятельности в составе РФ, стал Татарстан. В конституции, принятой в Татарстане, говорится о республике как о независимом государстве, являющимся ассоциированным членом Российской Федерации .

Татарстан - одна из наиболее крупных по населению и экономическому потенциалу республика. Географическое положение, богатые природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство определяют заметное место в республике и экономике страны, а его историческое прошлое обуславливает этническое и культурное своеобразие обширного региона на границе Европы и Азии.

В рамках автономии не мог полностью раскрыться интеллектуально-культурный и духовно-нравственный потенциал нации. Татары постоянно и до перестроечных изменении ставили вопрос о поднятии статуса республики. Татарские национальные движения прилагали усилия, чтобы добиться статуса союзной республики (факты инициатив М.Султангалиева и др.) . В 1936 году, при подготовке Конституции СССР, этот вопрос поднимался снова, уже политической элитой Татарской АССР. В 1977 году этот вопрос обсуждался на одном из заседаний в Научном Совете по Национальным проблемам при секции Общественных наук Президиума АН СССР, а затем особенно остро стоял вопрос о статусе союзной республики при распаде СССР, «претендовала на него сразу с начала перестройки, став одним из лидеров национальных движений в Российской Федерации».

Давней традицией среди татар было поддержание интеллектуалами исторического самосознания, в котором акцентировались элементы государственной самостоятельности в прошлом, «протяженность» нации в истории. Именно они и являются ценностями, снижающими актуальность конфликтов.

Учитывая все это, можно констатировать, что активный всплеск национального движения в конце 80-х и начале 90-х годов не был случайным и неожиданным. В целом же о Татарстане можно говорить как о республике, в которой все этапы суверенизации прошли достаточно спокойно, мирным путем, встречая понимание как татар, так и других этнических групп, составляющих население республики, обеспечивая стабильность межэтнических отношений.

В заключении отметим, что изучение и прогнозирование развития народных традиций и вопросы применения его результатов в реальной действительности требуют, безусловно, дальнейшего их теоретического осмысления и практического использования.

В заключении диссертации сформулированы основные выводы, определены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

1. Народные традиции - это не только этнографический орнамент, а прежде всего представление об идеале, о социальной справедливости, о разумных формах сосуществования.

2. Каждый элемент народных традиций (обычаи, ритуалы, привычки) выполняет свою, характерную для него, социальную функцию. Совокупность этих социальных функций определяет особенности бытия, характера, национального своеобразия, самобытности любого народа. Сюда относятся кроме указанных реалий, моральное и правовое поведение, семья, образование и т.п.

3.Составаную часть народных традиций представляет наличие государственных управленческих традиций, истории образования, просвещения и т.п. Государственность не только социальной паспорт народа, но и источник обновления памяти и самосознания любого этноса.

4. Народные традиции выполняют различные функции : воспитательные, эмоциональные, духовного общения, социального контроля.

5. Начавшийся процесс преобразований объективно требует институализации народных традиций, изучения общественного мнения, повышения роли феномена социального творчества.

6. Умелое использование народных традиций в современной политической жизни страны является одним из рычагов этнической стабильности и роста самосознания населения.

7. Изучение и прогнозирование развития народных традиций в реальной действительности требует, безусловно, дальнейшего их теоретического осмысления для практического применения.

8. В наши дни народные традиции, рожденные как обобщение жизни общества и личности, продолжают видоизменяться и оказывать влияние на формирование современной идеологии и этнического самосознания народов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Галиуллин, Ильшат Талгатович, 1999 год

1. Конституция Республики Татарстан. Казань: ТКИ, 1993.

2. Конституция Российской Федерации. М. : Юридическая литература, 1993.

3. Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан, принятая Верховным Советом РТ 30 августа 1990 г.4 . Закон Республики Татарстан «О языках народов РТ», принятая 8 июля 1992 г. Парламентом РТ.

4. Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ. Ежегодник / Редкол.: Здравомыслов А.Г. и др. М.: ПНИС НП, Центр социологического анализа межнациональных конфликтов,1994. - 201с.

5. Американская социологическая мысль / Сост. Кравченко Е.И. М., 1996. - 560 с.

6. Белая книга Татарстана. Путь к суверенитету / Сборник официальных документов 1990-1995 г. Казань, 1996.

7. Всемирный конгресс татар, второй созыв. Казань, 1997. - 28-29 августа.

8. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / Под ред. JI. М. Дробыжевой. М.: Мысль, 1996. - 371 с.

9. Звездный час татарской истории. Казань: Институт истории АНТ, 1997. - 150 с.

10. Знаменитые люди о Казанском крае. Казань: ТКИ, 1990. - 221 с.

11. Идегей: Татарский народный эпос. Казань: ТКИ, 1990. - 256 с.

12. Интеллигенция Татарстана в период реформ и революций первой трети XX века. Казань: Новое знание, 1997. - 180 с.

13. Ислам в истории народов Востока / Сборник статей. М.: Наука, 1981. - 197 с.

14. Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань, 1994.

15. Ислам. Краткий справочник. М.: Наука, 1983. - 159 с.

16. Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура. Книга 1. Уфа, 1996. - 134 с.

17. Источники по истории Татарстана / Сост. Али-шев С.Х. Казань, 1983.

18. История социологии. Учебное пособие / Под общей ред. А.Н.Еслукова. Минск: Высшая школа, 1997.-381с.

19. История Татарстана XX века (1917-1995). Часть4. Б.Ф.Султанбеков , Л.А.Харисова, А.Г.Галямова. Казань, Хэтер, 1998. - 416 с.

20. Комплексный подход к изучению социальной структуры: источники и методы / Отв. ред. И.Л.Корнаковский. М.: Институт истории СССР, 1991. - 215 с.

21. Конфликтная этничность и этнические конфликты / Ред. Д.М.Дробижева и др. М.: ИЭ АРАН, 1994.

22. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина. М.: Политиздат, 1988. - 479 с.

23. Критика современной буржуазной теоретической социологии. М.: Наука, 1977. - 242 с.

24. Межнациональные противоречия в России: стратегия партий и общественных движений. Социологические исследования. М. 1992. - № 11.

25. Межэтнические и межнациональные отношения в Республике Татарстан. Казань, 1993.

26. Международный опыт урегулирования этнополити-ческих конфликтов. Казань, 1996.

27. Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации (Кова-ленко Ю.П., Журавлев Г.Т., Соморов Б.А. и др.). М.: Наука, 1990.

28. Методологические проблемы изучения истории общественной мысли. Казань: КИЯЛИ, 1990. - 150 с .

29. Мусульманский мир в средние века и в новое время. (Р.М.Валеев ред., Р.А.Набиев, Б.М.Ягудин, Р.М.Мухаметшин). - Казань, 1996. 212 с.

30. На стыке континентов и цивилизаций. М.: Ин-сан, 1996. - 768 с.

31. На изломах социальной культуры. М.: Наука, 1987. - 396 с.

32. Национальные интересы: теория и практика / Под ред. Поздняковой Э.А. АН СССР. Институт мировой экономики и международных отношений. М., 1991.

33. Национальная политика в РФ: Материалы международной науч.-практ.конф. / Отв.ред. В.А.Тишков. М.: Наука, 1993.

34. Организация структуры управления органов власти (Фарукшин М.Х. и др.) . Казань: ТКИ, 1994 .

35. Общественное мнение в условиях перестройки: проблемы формирования / Редкол.Бритвин В.Г. отв.ред. и др.). М.: Институт социологии АН СССР, 1990.

36. Основы социологии: Учебное пособие. М.: Юрист, 1997.-344с.

37. Письмо Батырши императрице Елизавете Петровне. Уфа, 1993.

38. Проблема развития национальных культур народов Поволжья и Приуралья. Казань: КГУ, 1994.

39. Проблемы лингвоэтноистории татарского народа. Казань: КИЯЛИ, 1995. - 196 с.

40. Проблемы теоретической социологии / Сборник статей / Под ред.А.О.Бороноева . СПб. : Петрополис, 19 9 6.

41. Проблемы суверенитета в Российской Федерации (Крылов B.C., Ильинский И.П., Михалева H.A. и др . ) . М. : Республика, 199 4 .

42. Противоречия в национальных отношениях и поиск межнационального консенсуса (АН СССР Ин-т

43. Философии. Редкол.Б.А.Шувалов и др.). М., 1990 .

44. Происхождение казанских татар. Материалы сессии Отделения истории и философии АН СССР 25-26 апреля в Москве. Казань: Татгосиздат, 1948.

45. Путешествие Ибн-Фадлана на реку Итиль. М. : Изд.Мифи-сервис; - Казань: Дастан, 1992. - 92 с.

46. Равноправное функционирование двух официальных языков важный фактор благоприятного развития русско-татарских отношений в Республике Татарстан. Пути общественного развития страны. Казань: Изд-во КГТУ, 1995.

47. Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции / Редкол.: проф.Р.А.Набиев. отв.ред., Р.С.Хакимов, В.М.Бухараев и др. Казань: Изд-во Заман, 1998. - 216 с.

48. Республика Татарстан: от референдума до договора. Казань: ТКИ, 1995.

49. Россия и Татарстан: проблемы национальной политики // Панорама-Форум (шеф-ред.Р.Хакимов). Казань, 1995. № 3.

50. Российский социум в 1994: Конфликтологическая экспертиза // Социологическое исследование. М., 1995. № 2.

51. Современные национальные вопросы в Республике Татарстан / Редкол.: Исхаков Д.М. отв.ред и составит. и др. - Казань: ИЯЛИ, АНТ 1994. Вып.2.

52. Современные национальные вопросы в Республике Татарстан / Редкол.: Р.Н.Сусина отв.ред. и состав. , Э.Д.Исхаков . - Казань: ИЯЛИ,1992. -№ 1.

53. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. 432 с.

54. Социальная и социально-политическая ситуация в России: состояние и прогноз. М. : Ин-т со-цал.-полит.исслед. РАН, 1993.

55. Социальные конфликты в меняющемся российском обществе: Детерминация, развитие, разрешение / Под.ред.Волкова А.И. и др. М.: Ин-т Со-циол.РАН, 1994.

56. Социальное и национальное. М: Наука, 1973.- 381 с.

57. Социология перестройки / Отв.ред.В.А.Ядов. М. : Наука. 1990. 191 с .

58. Социология. Учебное пособие для студентов вузов. Казань, Изд.КГУ, 1999. - 234 с.

59. Социология. Словарь-справочник. В 3-х томах. (Отв.ред.Г.В.Осипов) М: Мысль, 1990.

60. Социальная структура и социальные процессы. М: Наука, 1990. 204 с.

61. Социологический словарь (Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Дж. Пер. с англ. под ред. С.А.Ерофеева). Казань: Изд-во КГУ, 1997. -420 с.

62. Социология. Основы общей теории: Учеб.пособие. Авторский кол.: Осипов Г. В. и др.- М.: Аспект Пресс, 1996. 461 с.

63. Словарь-справочник по социологии и политологии / Сост.Тадевосян Э.В. М.: Знание, 1996. -272 с.

64. Татарстан: На перекрестке мнений. Казань. 1993. - 174 с.

65. Татарстанская модель: мифы и реальность / Научи . ре д . Э . Тагиров . Казань: Экополис, 1997. 222 с.

66. Тоталитаризм и посттоталитаризм. РАН, Ин-т социологии. М., 1994. - Кн.1, 2.

67. Федерализм глобальные и российские измерения. Международная научно-практ. конф. - Казань, 1993. - 298 с.

68. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

69. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: Изд-во РАН, 1994. - 240 с.

70. Численность населения и некоторые этнодемо-графические характеристики национальностей и народов РСФСР. М. 1991.

71. Экономическая социология и перестройка / Общ.ред.Заславской Т.И. И Рывковой Р.В. М.: Прогресс, 1989. - 232 с.

72. Языковая политика в Республике Татарстан. Документы и материалы 20-х годов. Казань: Изд-во Магариф, 1998. - 207 с.1. Литература

73. Абдуллин Я. Татарстанская просветительная мысль. Социальная природа и основные проблемы. -Казань, 1976.

74. Абдуллин Я. Джадидизм, его социальная природа и эволюция (Из истории татарской общественной мысли) . Казань, 1979 .

75. Абдуллин Я. Буржуазно-демократическое движение рубежа XIX-XX вв. и его идеологическое выражение джадидизма (Общественная и философская мысль в Татарии начала XX века) . М. , 1990.

76. Абдулатипов Р.Г. Концепция национальной политики РФ // Панорама-Форум. 1995. - № 3.

77. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм и история России. М. : Республика, 1993 .

78. Аверьянов Л.Я. Социология: что она может и знает. М.: Социология, 1993.

79. Агапеков Г.Б. Суверенитет в федеративном государстве. М.: ИНИОН РАН. 1993.

80. Аитов H.A. Социальная структура населения СНГ. Уфа: Изд-во Башкирского ун-та. - 184 с.

81. Алишев С.Х. Казань и Москва: Межгосударственные отношения в XV-XVI вв. Казань: ТКИ, 1995. -160 с.

82. Ю.Амвросов A.A. От классовой дифференциации к социальной однородности общества. 2-е изд. М.: Мысль, 1978. - 295 с.

83. И.Амирханов Р. Ислам и национальная идеология татарского народа. Казань, 1994.

84. Амирханов Р. Татарская демократическая печать (1905-1907). М.: Наука, 1988.

85. Амирханов Р. Татарская национальная идеология: история и современность // Панорама-Форум.19 9 6. № 1.

86. Амирхан Р. Бэйсезлек очен корзш (Борьба за независимость) . Наб.-Челны: КАМаз, 1993.

87. Аникеев В.Н. Общественное мнение как духовно-практическое образование. Ростов-на-Дону, РГУ, 1980 .

88. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ.ред.П.С.Гуревича, пер. с франц. М.: Прогресс, 1993. - 606 с.

89. Арнольдов А.И. Взаимодействие национальных культур. Теоретический замысел и воплощение (национальные процессы в СССР в условиях перестройки) . М. : АН СССР, Институт философии, 1990 .

90. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Политиздат. 1989.

91. Арутюнян Ю.В. Многообразие культурной жизни народов СССР. М.: Наука, 1987.

92. Ахмеров Г. Избранные труды / Сост. Р.Г.Хай-рутдинов. Казань: ТКИ, 1998. - 238 с.

93. Безертинов Р.Н. Татары, тюрки потрясатели вселенной. - Наб.Челны: Калкан, 1997. - Т.2. 350 с.

94. Бенигсен А. Мусульмане в СССР. Париж, 1983.

95. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1961. 895 с.

96. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М: Наука, 1990. - 220 с.

97. Бестужева-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993.

98. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.

99. Бытров В. Р. К вопросу о социальной структуре социологического общества // Известия АН СССР. -М. , 1988 . Сер.кон.№ 3.

100. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. Казань, 1969.

101. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы поволжских татар (до революции 1918 г.). М.-Пт-г.: Госиздат, 1923.

102. Вартанов В.Г. Классы или основные слои? // Проблемы изменения социальной структуры советского общества. М: Политиздат, 1968.

103. Васильев С.М. Роль Батырши в восстании 1755 года в Башкирии. В кн.: Страницы истории Башкирии. Уфа. 1974.

104. Вдовин А.И. Особенности этнополитических отношений и формирование новой государственности в России (Исторический и концептуальный аспекты). Рос. акад. упр. научн. прогр. «Модель демократии для России». М., 1993.

105. Веселовский В. Классы, слои, власть. М.: Прогресс, 1981. - 230 с.

106. Возмитель A.A. Формирование и изучение общественного мнения. М.: Знание, 1987.

107. Воржецов А.Г. Общественное согласие в России: реальность и перспективы. Казань: Карпол, 1998. - 105 с.

108. Воробьев Н. И. Казанские татары. Казань: ТКИ, 1953 .

109. Вятр Е. Социология политических отношений. М.: Прогресс, 1979.

110. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб.: ИСЭП РАН, 1995.

111. Гайнутдинов М.В. Развитие обновленческих идей в татарской общественной мысли. Казань, 1985.

112. Геллнер Э. Нации и национализм: пер. с англ. / Ред. и послесловие И.И.Крупника. М.: Прогресс, 1991.

113. Генинг В.Ф., Халиков А.Х. Ранние болгары на Волге. М., 1964.42 . Герберштейн С. Записки о московских делах. СПб., 1908.

114. Гизатов К.Т. Диалектика национального и интернационального в советском искусстве: Авто-реф.дисс. на соиск.уч.степ.доктора фил.наук. -М.: Изд-во Моск.ун-та. 1977; Национальное и интернациональное в советском искусстве. Казань, ТКИ, 1974.

115. Гидденс Э. Социология: Учебник 90-х годов. Челябинск, 1991. 276 с.

116. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань, 1941 .

117. Горшков М.К. Общественное мнение: история и современность. М.: Политиздат, 1988.

118. Горбунова JI.B. Общественное мнение: особенности формирования. М., 1981.

119. Гумилев JI. Н. Этногенез и биосфера земли. М.: Изд-во ЛГУ, 1989.

120. Губайдуллин Г. Тарихи сэхифзлэр ачылганда (Открывая страницы истории). Казань: ТКИ, 1989. - 334 с.

121. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. Казань: ТКИ, 1990. - 192 с.

122. Дай Т.Р., Зиглер Л.Х. Демократия для элиты: введение в американскую политику. М.: Юридическая литература, 1984.

123. Джанусов М.С. Суверенитет как социальный феномен. М: Ин-т социологии РАН, 1994.

124. Даулет Надир. Развитие национального самосознания у татар в XX веке // Панорама-Форум. Казань, 1996. № 2.

125. Дмитриев A.B. Конфликт на российском распутье // Социологическое исследование. М.,1993.9 .

126. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М: Наука, 1990. - 575 с.

127. Ельцин Б.Н. Россия: человек, семья, общество, государство. Программа действий на 1996-2000-е годы. М., 1996.

128. Жан Пикте. Развитие и принципы международного гуманитарного права. Институт Анри Дюнана. М., 1982 .

129. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос (избранные труды). Ленинград: Наука, 1974. 725 с.59.3акиев М.З. Проблемы языка и происхождения Волжских татар. Казань, 1986.

130. Заславская Т.И. Структура современного российского общества // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М., 19 9 5. - № 6.

131. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Введение в социологию. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1992. - 308 с.

132. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки. Н.-Новгород: Изд-во Волго-Вятский кадровый центр, 1994.

133. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986.

134. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект пресс, 1997.-286с.

135. Ибрагимов Г. Татарлар арасында революция хэр-экэтлэре (Революционные движения среди татар). -Казан: Эсэрлэр, 1984. Т 7.

136. Иванов В.В. Введение в методологию социологии.- Казань: КФЭИ, 1997. 200 с.

137. Иванов В.Н. Межнациональная напряженность в региональном аспекте // Социологические исследования . М., 1993. - № 7.

138. Измайлов И. Этнополитические аспекты самосознания булгар Х-ХШ вв. // Панорама-Форум. Казань, 1996.

139. Исламшина Т. Г. Возвращение утраченного: диалог о национальном. Казань, ТКИ, 1991. - 143 с.

140. Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества. Казань, Изд.КГТУ, 1996. 216 с.

141. Исхаков Д.М. Формирование национального самосознания татар: проблемы становления (XVII нач. XX века) // Культура, искусство татарского народа. Казань, 1993.

142. Исхаков Д.М. Роль интеллигенции в формировании и современном функционировании национального самосознания татар // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Казань, 1994.- Вып.2.

143. Исхаков Д.М. О концептуальных проблемах татарской национальной науки. В кн.: Татарика. Звездный час татарской истории. Казань: Институт истории АНТ, 1997.

144. Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. Казань: Институт истории АНТ, 1997. - 247 с.

145. Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. Казань, ТКИ, 1997.7 б.Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги. Казань, ТКИ, 1971.

146. Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века. Казань, ТКИ, 1974.

147. Каримуллин А.Г. Татары: этнос и этноним. Казань, ТКИ, 1988.

148. Коблов А.Д. Конфессиональные школы казанских татар. Казань, 1926.

149. Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. М., Наука, 1964.

150. Коробейников B.C. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М.: Молодая гвардия, 1981.

151. Косиков И.Г. Республики Поволжья и Приуралья в условиях формирования федеративных отношений // Этнополитический вестник. М., 1994. - № 1.

152. Крачковский И.Ю. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. В кн.: На стыке континентов и цивилизаций. М.: Инсан, 1996. - 768 с.

153. Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. М.: Академия, 1997. - 352 с.

154. Кузнецов И.М. Исследование символов в системе национального самосознания. В кн.: Ценности исимволы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЗО РАН, 1994.

155. Линц X. Формирование государств и наций // Панорама-Форум. Казань, 1997. - № 1.

156. Лихачев В.Н. Россия Татарстан: политико-правовые аспекты федерализма // Научный Татарстан. - Казань, 1997. - № 3, 4.

157. Лотфуллин И.М., Ислаев Ф.Г. Джихад татарского народа. Казань, 1998.

158. Луппов П. Христианство вотяков в первой половине XIX в. Вятка, 1911.

159. Любивый Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденция развития. Киев: На-уч.Думка, 1993.

160. Малкей М. Наука и социология знания: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1983.

161. Молчанов В.И. Системный анализ социологической информации. М.: Наука, 1981.

162. Михайлова С. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья (1800-1961). -Казань: Изд-во КГУ, 1972.

163. Мухаметшин Ф.Х., Лозовой А.П., Бакиров Н.Б., Исаев Г.А., Комлев Ю.Ю., Салахова P.C. Татарстан на перекрестке мнений: Проблемы, тенденции, перспективы. Казань: Издание Верховного Совета Республики Татарстан, 1993.

164. Мухаметшин Ф.Х. Республика Татарстан: от референдума до договора. Казань: Издание Верховного Совета Республики Татарстан, 1995.

165. Мухаметшин Ф.Х. Представительные и исполнительные органы власти Республики Татарстан как фактор стабилизации социальных процессов в период реформирования политической системы: Авто-реф.канд.дисс. Казань, 1996.

166. Мухамметдинов Р.Ф. Зарождение и эволюция тюркизма. Казань: Заман, 1996. - 272 с.

167. Надиров Илбарис. Дастан «Идегей». В кн.: Иде-гей. Казань, 1988.

168. Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли. (Очерк истории 1895-1917). Казань, 1964.

169. Нигматуллина Ю.Г. Типы культуры и цивилизации в историческом развитии татарской и русской литературы. Казань: Изд-во Фан, 1997.

170. Никитина Т.В. Гуманитарная интеллигенция в современных условиях: Автореф. дисс. канд.социол.наук. М., 1993.

171. Никольский Н. В. Распространение христианства среди нижегородских чувашей до 1764 г. Петроград . 1915 .

172. Никонов В.А. Этномимия. В кн.: Этнонимы. М., 1970.

173. Новак Ю. Межэтнические отношения в Узбекистане // Социологическое исследование. М. 1994. - № 4 .

174. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М. : Пресса, 1991.

175. Падерин B.K. Общественное мнение в развитом социалистическом обществе: сущность и закономерности формирования. Казань: Изд-во КГУ, 1980.

176. Позднякова Э.А. Нация, Национализм. Национальные интересы. М.: АО Издательская группа Прогресс, 1994. - 125 с.

177. Петров Н.В. Что такое полиэтнизм? Территориально-этнические притязания и конфликты на территории бывшего СССР // Политические исследования. М., 1993. - № б.

178. Печенов В.А. О национальной и региональной политике в Федеративной России // Этнополитиче-ский вестник. -М., 1994. -№1.

179. ИО.Радугин A.A., Радугин К. А. Социология. Курс лекций. М.: Изд-во Центр, 1997. - 160 с.

180. Равно Жан Робер. Типы национализма, общества и политики в Татарстане // Полис. М., 1992. -№5,6.

181. Самнер Ц. Народные обычаи. СПб., 1906.

182. Семенов В.С, Россия в сети конфликтности: между взрывом и согласием // Социологическое исследование. М., 1993. - № 7.

183. Семенов B.C., Степанян Ц.А. От конфликта к согласию: пути перехода // Социологическое исследование. м., 1994. - № 2.

184. Смелзер Н. Социология // Социологические исследования. М., 1991. - № 1.

185. Иб.Смелзер Н. Социология. М.: Феникс. 1994. 688 с .117 .Сорокин П. Система социологии. В двух томах.- Петроград: Колос. 1920.

186. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Обществ. М.: Политиздат. 1992. 542 с.

187. Сорокин П. Долгий путь. Роман автобиограф. (Пер. с англ.). Сыктывкар, 1991. - 304 с.12.0 . Степанян Ц.А. Советская интеллигенция и основные пути ее формирования // Вопросы философии. М., 197 9 . - № 1 .

188. Тернер Дж. Структура социологической теории.- М., 1985.

189. Тронова JI. Модель компромиссов, мира и согласия. В кн.: Татарстанская модель: мифы и реальность. Казань, 1997. - 196 с.

190. Тагиров И.Р. Бэйсезлек баскычлары. (Этапы независимости) . Казань: ТКИ, 1994. - 279 с.

191. Тагиров А.Р. Социальные и межэтнические конфликты, особенности прогнозирования: Авто-реф.дис. канд. социол. наук. Казань, 1995.

192. Тагиров Э.Р. Татарстан: национально-государственные интересы. Казань: Изд.КФЭИ, 1996. - 154 с.

193. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей, 1994.

194. Фаттах Нурихан. Итиль река течет. Исторический роман. Пер. с тат. Марселя Зарипова. - Казань, 1978.

195. Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территории. Казань , 1975.

196. Фахрутдинов Р.Г. Золотая Орда и татары. Что в душе народа? Наб.-Челны: КАМаз, 1993. - 63 с.

197. Фахрутдинов Р. Болгар вэ Казан тореклэре (Болгарские и казанские тюрки). Казань, 1993. - 287 с.

198. Фукс Карл. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань: Фонд ТЯК, 1991. - 210 с.

199. Хабутдинов А. Татарское общественно-политическое движение в первой четверти XX века: Авто-реф.канд.дис. Казань, 1996.

200. Хакимов Р. Сумерки империи. К вопросу о нации и государстве. Казань, 1993.

201. Хакимов Р. Федерализация через стабильность // Панорама-Форум. Казань, 1995. - № 1.

202. Халиков А.Х. Волжская Булгария и Русь. Казань. 1986.

203. Халиков А.Х. 500 русских фамилий булгарско-татарского происхождения. Казань, 1992. 192 с.

204. Харчева В. Основы социологии. М: Логос, 1997. - 304 с.

205. Хасанов М.Х. Актуальные проблемы происхождения татарского народа // Научный Татарстан. Казань, 1997. № 3-4.

206. Хасанов М.Х. Формирование татарской буржуазной нации. Казань, ТКИ, 1997.

207. Хобсбаум Э. Национализм и формирование Теории модели - тенденции. - М., 1994.

208. Хисамов Н. Кул Гали и его поэма «Кыйсса суф» в кн.: Кул Гали. Сказание о Юсуфе. зань: ТКИ, 1985.

209. Чепели Д. Что мы знаем о национальном нии интеллигенции? Национальные отношения нические конфликты. М., 1993.

210. Четко С.Т. Философия и мистика национального вопроса // Общественные науки. М., 1990. - №3; Худяков М. Очерки по истории казанского ханства. - М., 1991. - 320 с.

211. Шаймиев М.Ш. О суверенитете Татарстана // Советская Татария. Казань, 1990. - 30 августа.

212. Шаймиев М.Ш. Бюджет созидательный, социально ориентированный // Советская Татария. Казань, 1993. - 10 августа.14 б.Шахназаров Г.Х. О концепции общественного развития // Социологические исследования. М., 199 4. -№10.

213. Юзеев А. Мировоззрение Ш.Марджани и арабо-мусульманская философия. Казань, 1992.

214. Юзеев Н. Современная татарская поэтика (на татарском языке). Казань, 1974.

215. Юсупов Г.В. Введение в булгарско-татарскую эпиграфику. Казань, 1960.наций.и Йу-- Касозна-и эт

216. Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани как историк.- Казань: ТКИ, 1981. 232 с.

217. Ядов В. А. Нейл Смелзер и его лекционный курс. В кн.-: Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994 .

218. Яльчин А. Национальное пробуждение тюркскихнародов // Панорама-Форум. Казань, 1997. - №1.* *

219. Logren О. the Nationalization of cultural. Ethoonologia Europaca, 1989.

220. Rorlich A. The Volga Tatars. A profile in national resilience. Stanford, 198 6. - P.49.

221. Roeder Philip Y. Soviet federalism and ethnic mobilization. Worid Politic, 1991.

222. Schamiloglu U. the formation of a Tatar Historical concionsness: Sihabuddin Margani Horde.- Central Asian Surveq, 1990. Vol.9. - № 2. -P . 39 .

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.