Нарративные стратегии малых пророческих поэм Уильяма Блейка: проблемы типологии и своеобразия в историко-культурном контексте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Сердечная, Вера Владимировна

  • Сердечная, Вера Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 221
Сердечная, Вера Владимировна. Нарративные стратегии малых пророческих поэм Уильяма Блейка: проблемы типологии и своеобразия в историко-культурном контексте: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Краснодар. 2006. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Сердечная, Вера Владимировна

Введение.

1 Пророческие поэмы Уильяма Блейка как объекты нарратологического исследования.

1.1 Проблемы методологии изучения произведений У .Блейка

1.2 Теоретические основы и методологические возможности нарратологии как метода анализа художественного текста.

1.3 Продуктивность нарратологического анализа при изучении творческого наследия У.Блейка.

Выводы.

2 Креативная и референтная компетенции наррации в малых поэмах Уильяма Блейка

2.1 Малые («ламбетские») поэмы: проблемы классификации.

2.2 Притчи об индивидуальном сознании как источнике познания бытия.

2.2.1 Неприятие жизни эгоистическим сознанием в поэме «Тириэль».

2.2.2 Неприятие жизни наивным сознанием в поэме «Книга Тэль»

2.2.3 Целомудренное сознание как единственное, постигающие суть бытия, в поэме «Видения Дочерей Альбиона».

2.3 Сказания об апокалиптическом конфликте исторических сил.

2.3.1 Падение Бастилии как начало Апокалипсиса в поэме «Французская революция».

2.3.2 Война за независимость как пророчество о Французской революции: «Америка».

2.3.3 Восемнадцать веков европейской цивилизации - история порабощения человека в поэме «Европа».

2.3.4 Законы и религии древнего человечества как первопричина апокалипсиса в поэме «Песнь Лоса».

2.4 Поэтический «трактат» об очищении восприятия: «Бракосочетание Небес и Ада».

2.5 Генеалогия ложного восприятия в поэмах «Книга Уризена», «Книга Ахании», «Книга Лоса».

Выводы.

3 Рецептивная компетенция нарративных стратегий Блейка.

3.1 Ветхозаветное пророчество и алхимический символизм как факторы успешной рецепции малых поэм Блейка.

3.1.1 Малые пророки Ветхого завета как структурообразующий фактор малых поэм Блейка.

3.1.2 Библейская интерпретация мифа о Великом Делании в малых поэмах Блейка.

3.2 Нарративные стратегии Блейка и нарратив английского романтизма: черты преемственности и причины коммуникативного провала.

3.2.1 Индивидуальное сознание в познании бытия: дидактическая иносказательность Блейка и психологизация в английском романтизме.

3.2.2 Апокалиптичность истории в поэмах Блейка и ее поэтизация в романах и балладах романтизма.

3.2.3 Поэтический «трактат»: синкретизм Блейка и жанровые варианты в английском романтизме.

3.2.4 Анатомия восприятия в поэмах Блейка и эстетизация внутреннего мира в поэмах английских романтиков.

3.2.5 Нарративные стратегии поэм У.Блейка как гипотетическая основа типологизации жанровых вариантов поэмы в английском романтизме

3.3 Рецепция нарративного искусства Блейка в культуре XX века.

3.3.1 Традиции пророческого нарратива и эзотерический символизм Блейка в поэзии Т.С. Элиота и в творчестве У.Йейтса.

3.3.2 Рецепция мифологии Блейка в психоделической культуре 60-х (О.Хаксли, А.Гинсберг).

3.3.3 Архетипизация и хтонизация мифологии Блейка в творчестве группы «The Doors».

3.3.4 Миф Блейка и миф о Блейке в фильме Дж.Джармуша «Мертвец» (The Deadman).

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нарративные стратегии малых пророческих поэм Уильяма Блейка: проблемы типологии и своеобразия в историко-культурном контексте»

Английский поэт Уильям Блейк (1757 - 1827) имел сложную творческую судьбу. Творчество Блейка, почти не известного современникам, в XX веке стало весьма популярно: его сочинения были переизданы и переведены на многие языки, его мифология стала объектом творческого переосмысления писателей, поэтов и режиссеров. Впрочем, нужно заметить, что в отечественной традиции примеры переводческого и критического осмысления Блейка, классика своей эпохи, несправедливо малочисленны. Но и в зарубежной критике XX века, активно обратившейся к творчеству поэта, не решен ряд существенных задач, до сих пор препятствующих адекватному восприятию наследия Блейка: в частности, выявление специфики авторской иронии, определение фабульно-сюжетного соотношения различных поэм, идентичности и различия отдельных образов, а также описание координат художественного мира.

Этим задачам, по нашему мнению, отвечает одно из ответвлений гуманитарной науки конца XX века - нарратология, теория повествования. Свобода и структурированность нарративного подхода обусловливают его особую внутреннюю близость объекту исследования - пророческим поэмам У.Блейка, повествованиям насколько многообразным (в сюжетике, описательности, актантной сфере), настолько и строго упорядоченным (во многомерности иносказательности). Материалом исследования были избраны малые пророческие поэмы как произведения, позволяющие исследовать нарративные стратегии автора в наиболее чистой форме, мало исследованные и в западной традиции, и в отечественной.

Обращение к творчеству Блейка, английского поэта, занимающего спорный «промежуточный» статус между романтиками и предромантиками, выделение в качестве объекта исследования малых поэм, а также применение для текстуального анализа методик нарратологии обосновывают актуальность исследования.

Научная новизна исследования состоит в использовании нарративного метода анализа при исследовании поэтических текстов, построении и последовательном описании повествовательных моделей, структурирующих цикл малых поэм Блейка, а также в создании классификации малых поэм.

Цель работы заключается в типологической классификации малых поэм Блейка на основании выделенных в них повествовательных моделей и исследовании различных граней рецепции творчества Блейка с целью для уточнения его места в культурной традиции.

Поставленная цель реализуется путем решения ряда задач:

1) обоснование продуктивности нарратологии как метода исследования малых поэм У.Блейка;

2) исследование малых пророческих поэм Блейка на основании референтной и креативной компетенций нарратива;

3) освещение особенностей рецепции текстов Блейка, обусловливающих его трагическую непопулярность среди современников и широкую известность в XX веке.

Объектом исследования являются малые пророческие поэмы У.Блейка, корпус текстов, в которых в наиболее чистом виде представлены первичные сюжетно-образные модели его творчества: они являются протожанрами по отношению к большим поэмам и в то же время более развернуты, чем афористичная, обманчиво простая лирика Блейка.

В качестве предмета исследования избраны нарративные стратегии малых пророческих поэм Блейка, позволяющих одновременно охарактеризовать формы и степени авторского присутствия (креативная компетенция), особенности художественного мира произведений (референтная) и читательского восприятия (рецептивная компетенция).

Методологическую базу работы составляют труды М.Бахтина, В.Тюпы, С.Бройтмана (в области теории литературы); Н.Дьяконовой, А.Дмитриева, А.Елистратовой, К.Крибера (в области исследования английского романтизма); Н.Фрая, С.Деймона, К.Рейн, Н.Хилтона, Т.Васильевой, Г.Токаревой (в области изучения творчества У.Блейка), П.Рикера, Р.Барта, Ф.Анкерсмита (в области теории нарратива и нарративного анализа текстов). Методологической основой работы стал нарративный анализ, дополненный методиками сравнительно-типологического литературоведения, теоретической и исторической поэтики. Важнейшей основой для классификации и описательной характеристики поэм стала теория В.Тюпа о трех интерсубъективных компетенциях художественного дискурса, позволяющая исследовать художественный текст во всей полноте его двоякой событийности, - события рассказанного и события рассказывания.

Теоретическая значимость работы состоит в уточнении жанровой природы поэм У.Блейка, а также в применении метода нарративного анализа текста к поэтическим произведениям. Практическая значимость диссертации состоит в том, что разработанная классификация малых поэм Блейка может служить основой для дальнейшего исследования наследия поэта. В преподавании курса литературы XIX века и спецкурсов по английской литературе могут быть использованы представленный в работе подробный комментарий к мало изученным малым поэмам Блейка и перевод наиболее показательных отрывков. Описанные нарративные стратегии, обнаруживаемые и в творчестве других английских романтиков, представляют собой поле для дальнейшего исследования нарратологии романтизма. Использованная методика анализа может быть применена при анализе исследовании различных текстов литературы и культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Нарратологический анализ в силу присущей ему структурированности, четкости и гносеологической направленности является продуктивным методом исследования малых пророчеств Блейка, отличающихся иносказательностью, философичностью и сюжетной динамикой. Нарративный метод не только помогает выявить и исследовать простые повествовательные структуры внутри сложных жанровых образований, какими являются «пророческие» поэмы Блейка, но и способствует определению хронотопических, гносеологических и аксиологических координат художественного мира его произведений.

2. На основании креативной и референтной компетенций нарративной стратегии малые пророческие поэмы Блейка подразделяются на четыре типа, воплощающие основные этапы развития его художественного мира и авторской мифологии. Поэмы каждого типа представляют собой цикл, выстроенный по принципу триады «тезис - антитезис - синтез».

3. Четыре типа нарративных стратегий в поэмах Блейка отличаются следующими главными чертами: первый тип представляет собой сюжет об индивидуальном познании мира, рассказываемый иносказательно («притча об индивидуальном сознании как источнике познания бытия»); второй - сюжет о конфликте мировых сил, излагаемый сказителем-визионером («сказание об апокалиптическом конфликте исторических сил»); третий - сюжет о преодолении противоположностей бытия путем очищения восприятия, изложенный в «псевдонаучной» форме («поэтический «трактат» об очищении восприятия»); четвертый - сюжет о порождении и причинах неправильного мировосприятия, выраженный в сложном авторском иносказании («генеалогия ложного восприятия»).

4. Рецептивная компетенция Блейка весьма сложна, что привело к коммуникативному провалу между ним и его современниками, в том числе поэтами английского романтизма, с которыми тем не менее по эстетическим установкам Блейк был во многом схож. Изображая в своих произведениях те же виды событий (историческое свершение, опыт индивидуального познания, событие неверного восприятия), романтики отдавали предпочтение не философскому иносказательному осмыслению сути событий, а лиризму и психологизму. Непонимание поэта было преодолено только в XX веке, воспринявшем Блейка как поэта измененного восприятия, актуализируя и модернизируя его мысль.

5. Для прочтения Блейка как поэта своей эпохи и создателя уникального художественного мира необходимо выявление авторских ключей иносказания, среди которых важнейшие - пророки Ветхого Завета и алхимический символизм.

1 ПРОРОЧЕСКИЕ ПОЭМЫ У. БЛЕЙКА КАК ОБЪЕКТЫ НАРРАТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Творчество Уильяма Блейка, английского поэта конца XVIII - начала XIX века, представляет собой явление, ярко выделяющееся из контекста эпохи, направления, традиции, вида искусства. Живя в переломное для литературного процесса Европы время перехода к «неканонической поэтике» [61, Т.1, 342], Блейк создает поэмы, насыщенные сложными мифологическими иносказаниями, в стилистике приближающиеся к эпосам Данте и Милтона, - в которых в то же время предвосхищаются открытия психологии конца XIX века. Утверждение свободы творческой личности, характерное для романтиков, у Блейка сочетается с отрицанием «Самости», Гордыни {Selfhood)', в его поэмах это слово -эпитет Сатаны. Традиции эпоса в его произведениях сочетаются с введением лирических и драматических моментов, психологизацией персонажей, непосредственным отражением современных поэту истории и политики. Одной из важнейших отличительных черт наследия Блейка является то, что, известный при жизни более как художник, чем как поэт, он создавал большинство своих произведений как творения не только словесного, но и графического искусства. Каждая страница книг, награвированных самим поэтом, обрамлена рисунком, поясняющим и развивающим мысль, выраженную словесно. Таким образом, творчество Блейка предстает перед читателем как сложный феномен, требующий для понимания значительной подготовки.

Наиболее адекватной общей характеристикой творчества Блейка нам представляется синкретизм, под которой подразумевается и сочетание видов искусств - поэзия, живопись, графика, гравюра, - и соединение различных традиций - философской, литературной, фольклорной, мистической, - и, главным образом, удивительная способность комбинирования и взаимообогащения в поэтическом языке Блейка явлений, понятий и образов разного происхождения. Эту иносказательную сложность современный исследователь творчества поэта М.Ивз определяет как «переживание <.> всего на языке всего остального»

179]. Синкретизм творческого метода Блейка является причиной удивительной красоты и богатства иносказательных образов, сюжетного строения поэм; однако именно многомерность текстуальной ткани обусловливает трудности, связанные с анализом и интерпретацией его произведений.

Иносказательная сложность пророческих поэм Блейка долгое время приводила исследователей к отказу от их интерпретации. Издатель одного из первых сборников произведений Блейка поэт У.М. Россетти высказывает мнение, что большие поэмы, «темные и хаотичные в крайней степени», не только не читабельны, но и не являются порождениями здравого ума [188]. В какой-то степени подобного мнения придерживался и О.Суинберн, и другие исследователи XIX века. Данный взгляд удивительно устойчив: в середине XX века А.А. Ели-стратова утверждает, что попытки расшифровки авторской мифологии Блейка не представляют научного интереса: «символическая фантастика» его поэм «чрезвычайно запутана, произвольна и противоречива» [32, 23]. До сегодняшнего дня это мнение звучит в критической литературе: так, М.Ивз говорит о «фундаментальной нечитабельности» больших поэм [179].

Тем не менее уже в начале XX века появляются первые интерпретационные прочтения поэм Блейка. Основной задачей исследователей пророческих поэм стали построение и интерпретация авторской системы мифологии. Несмотря на изобилие критических прочтений поэм сегодня, многообразие исследовательских подходов и обилие разнородных истолкований произведений поэта указывают на тот факт, что удовлетворительного разрешения проблема интерпретации его наследия еще не получила. Вопрос методологии является главной причиной того, что в последние годы XX века «изучение Блейка подошло к перекрестку»: «путаница дорог скрывает правильный путь» [115, 3].

Проблема поиска наиболее адекватного метода исследования обусловила цель данной главы диссертационного исследования: описание предположительных возможностей нарративного метода исследования художественного текста для получения подробной, текстуального обусловленной, структурно четкой и динамической интерпретации творческого наследия У.Блейка. Для доказательства продуктивности метода необходимым является выполнение нескольких задач: общее описание методологического разнообразия исследований творчества Блейка в зарубежном и отечественном литературоведении XIX - XX веков; рассмотрение отличительных черт нарративного метода изучения художественного текста; доказательство его продуктивности при анализе наследия поэта, - в частности, пророческих поэм как своеобразного по коммуникативной направленности жанрового образования.

Краткий обзор поможет представить современное состояние изучения наследия крупнейшего английского поэта конца XVIII - начала XIX века.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Сердечная, Вера Владимировна

Основные выводы по результатам исследований можно сформулировать следующим образом.

Креативная компетенция поэм Блейка весьма сложна, что создает трудности в его читательском, переводческом и критическом осмыслении. Это привело к активным методологическим поискам в его исследовании, а в результате -ко множащемуся изобилию критических образов поэта, подчас весьма разноречивых. Нарратология является методом, максимально способным сочетать «внешний» и «внутренний» подходы к исследованию творчества Блейка как дисциплина, сочетающая внимание не только к композиции текста, но и к архитектонике «эстетического объекта» с понятийной четкостью и некоторыми специфическими методологическими предустановками. Нарративный метод, сопряженный с функциональным редуцированием сюжетных схем, помогает выявить и исследовать простые повествовательные структуры внутри сложных жанровых образований, какими являются «пророческие» поэмы У.Блейка. Важнейшей основой для классификации и описательной характеристики поэм стала теория о трех интерсубъективных компетенциях художественного дискурса В.Тюпы, сочетающая в себе разработанные методики западного структуралистского исследования повествования и наследие отечественной литературоведческой мысли.

Малые поэмы Блейка отличаются особой нарративной стратегией, характеризующейся своеобразным сочетанием трех компетенций - референтной (мифологический художественный мир), креативной (фигура автора-пророка) и рецептивной (усложненное читательское восприятие), из которых третья логически является отражением второй. На данном основании малые пророческие поэмы Блейка делятся на четыре цикла, каждый из которых представляет собой особую нарративную стратегию.

В поэмах «Тириэль» (1789), «Книга Тэль» (1789), «Видения Дочерей Альбиона» (1793) рассказываемым событием становится познание мира индивидуальным сознанием, взаимодействие Невинности и Опыта, которые понимаются в контексте философии Блейка как два равноправных начала бытия. О проблемах познания рассказывает неявный, но приближенный к героям рассказчик, слово которого иносказательно, но может быть достаточно легко расшифровано. Это позволяет нам определить соответствующую нарративную стратегию как «притча об индивидуальном сознании как источнике познания бытия». Основные характеристики, объединяющие поэмы в единую нарративную стратегию - преобладание сюжетной функции странствия, внутренний, неявный антагонист, в борьбе с которым герой терпит поражение; одинокий и ищущий познания протагонист, неявный нарратор и читательская установка на известные литературные коды (Библия, Софокл, «кладбищенские» поэты, Оссиан). Поэмы объединены в цикл по принципу триады тезис - антитезис - синтез: герой «Тириэля» опытен и не может смириться с познанием чего-то нового; Тэль, напротив, невинна и боится познания; героиня последней поэмы переходит от невинности к опыту и становится внутренне чистой, объединяя оба пути. Поэмы объединяются также отдельными элементами авторского мифологического хронотопа.

Поэмы «Французская Революция» (1791), «Америка» (1793), «Европа» (1794), «Песнь Лоса» (1795) посвящены описанию иного события: это приводящее к апокалиптической развязке столкновение двух исторических начал, религиозного и косного, о чем рассказывает автор, стоящий на вневременной позиции свидетеля истории - визионера, пророка, сказителя. В связи с этим данная нарративная стратегия названа нами «сказание об апокалиптическом конфликте исторических сил». Нарративная стратегия данного цикла характеризуется преобладанием сюжетной функции сражения, делением героев на два лагеря и прозрением за историческими событиями надысторической реальности; нарратор становится явным и объявлен как посредник, т.е. фактически «пророк»; читательская компетенция опирается на историософию Блейка, а также культурные коды Библии и текстов Милтона. Выявленный принцип построения цикла повторяет предыдущий: «тезис» о христианско-исторической значимости исторических событий, заявленный во «Французской Революции» и более широко - в «Америке», в «Европе» уравновешен антитезисом о бессмысленности построения истории; «Песнь Лоса» вновь вводит историю в рамки сотворения и апокалипсиса, однако утверждает и неистинный характер человеческого ее понимания. Цикл заметно объединяется также развитием хронологических рамок: от единственного события в первой поэме Блейк переходит к изображению всей прошедшей истории мира в последнем тексте.

Поэма «Бракосочетание Небес и Ада» (1793) по своим нарративным характеристикам настолько отличается от остальных малых поэм, что была выделена нами в отдельный тип. Главное ее событие - это преодоление противоположностей бытия - добра и зла, Небес и Ада - достигаемое путем очищения восприятия. Об этом нам сообщают несколько рассказчиков, в том числе гомодиегети-ческий, участвующий в драматическом действе: летающий с Ангелом на Сатурн и т.д. Особенности жанра поэмы, сближающие ее с научным, философским повествованием - развернутая система аргументации мыслей, риторических приемов, философские тезисы - в сочетании с отдельными элементами песенного жанра и мистерии позволили нам обозначить соответствующую нарративную стратегию как «поэтический «трактат» об очищении восприятия». В отличие от всех остальных рассмотренных текстов, эта поэма характеризуется преобладанием сюжетной функции преображения, наличием четырех различных типов рассказчиков и открытой ориентацией на множественные литературные, философские коды и эзотерические традиции.

К последнему типу нами отнесены поэмы «Книга Уризена» (1794), «Книга Ахании» (1795) и «Книга Лоса» (1795). Сюжетным событием становится здесь формирование ложного восприятия мира человеком, проявляющееся в создании научных, религиозных и философских систем. Это событие изображено в форме авторского, сложно зашифрованного иносказания, что позволяет обозначить нарративную стратегию цикла как «генеалогия ложного восприятия». В отличие от двух первых циклов, здесь явлен иной принцип объединения поэм: это уже не синтез противоположных идей, а варианты инвариантной схемы неблагого, ошибочного творения, будь то творение мира, общества, человеческого тела или женщины: мифология Блейка начинает оформляться в систему.

Гипотеза о попарном соотнесении поэм Блейка (одиннадцати малых и трех больших пророчеств) с пророческими книгами Ветхого Завета (двенадцать малых и три большие книги) помогает понять структуру цикла малых поэм, интерпретировать отдельные образы и сюжетные повороты, таким образом облегчая рецепцию сложных текстов. Алхимический контекст, как показано в работе, становится не только источником ассоциаций для Блейка, но и важным средством интерпретации его сложных образов для читателя, то есть фактором успешного прочтения.

Результатом сопоставления нарративных стратегий поэм Блейка и поэм других английских романтиков, обусловливающих читательское восприятие романтической традиции, явился вывод об их существенном типологическом сходстве. Однако уход в своего рода поэтическую теоретизацию, стремление к философскому осмыслению житейских проблем, сильнейшая идеологизация произведений Блейка привели к отказу от психологизма, свойственного романтикам, что и стало, по всей видимости, главной причиной коммуникативного провала.

В XX веке Блейк становится объектом творческого осмысления писателей, музыкантов, кинематографистов, в произведениях которых получает различные облики. Для Йейтса Блейк - прежде всего наследник эзотерических традиций; Элиот более внимательно относится к образности произведений Блейка, укорененной в библейской традиции; его поэмы, основанные на пророческой позиции, можно рассматривать как прямое продолжение жанровых находок Блейка. Хаксли, в отношении Блейка выступавший как теоретик химических способов расширения сознания, ввел поэта в контекст традиции видений и визионерского искусства. Гинсберг воспринял Блейка как своего рода предшественника и использовал его нарративные стратегии (сложный синтаксис, периоды, длинный стих, позиция нарратора-визионера) в описании своего видения современного мира и человека. Моррисон, идеолог и лидер культовой группы 60-х «The Doors», актуализировал в своем творчестве многие проблемы, волновавшие романтика; творчество Блейка стало объектом более пристального внимания, вновь «освоенное» культурой и обогащенное ее ценностями. Важным фактом осмысления места Блейка в культуре XX века стал кинофильм Д.Джармуша «Мертвец», в котором создается полифоничная иносказательная картина современной культуры, в основных чертах - аллегоризм, категоричность - имитирующая блейков-ское иносказание.

Таким образом, нарративная стратегия малых пророческих поэм Блейка освещена в нашем исследовании во всех трех аспектах: если референтная и креативная компетенции поэтического повествования достаточно полно охарактеризованы во второй главе работы, то рецептивная компетенция, ее условия и варианты реализации подробно прокомментированы в третьей главе. Объемность и структурированность полученных результатов в достаточной мере обосновывают целесообразность применяемого метода исследования, описанного в первой главе работы.

Проделанная работа, однако, не только позволяет заключить нечто новое относительно творчества Блейка, но и делает очевидными дальнейшие перспективы исследования темы, связанные с новыми объектами анализа (большие пророческие поэмы, теоретические отрывки и т.д.), глубоким исследованием интертекстуальности произведений Блейка, обусловливающей особенности как референтной, так и рецептивной компетенции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании, посвященном анализу нарративных стратегий малых пророческих поэм У.Блейка, мы пришли к следующим важнейшим итогам. Обоснована продуктивность нарратологии как метода исследования малых поэм У.Блейка; разработана типологическая классификация малых пророческих поэм Блейка на основании референтной и креативной компетенций нарратива; освещены особенности рецепции текстов Блейка, обусловливающие его трагическую непопулярность среди современников и широкую известность в XX веке.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Сердечная, Вера Владимировна, 2006 год

1. Собрания сочинений Блейка на английском языке

2. Blake, W. Complete Writings with variant readings / W. Blake, ed. by1. G.Keynes. Oxford, 1979.

3. The Complete Poetry and Prose of William Blake / W. Blake, ed. by D.Erdman. Berkeley: 1988. Режим доступа: http://www. eng-lish.uga.edu/nhilton/Blake

4. Собрания сочинений Блейка на русском языке

5. Блейк, В. Стихи/ В. Блейк. М., 1978.

6. Блейк, У. Видения страшного суда/ У.Блейк, пер. с англ. В.Чухно. М., 2002.

7. У. Блейк в переводах Токаревой Г. А. Сборник поэтических переводов/ У.Блейк, пер. с англ. Г.А. Токаревой. М., 2004.

8. Блейк, У. Избранное. В переводах С.Маршака/ У.Блейк, пер. с англ. С.Маршака. М., 1965.

9. Блейк, У. Песни Невинности и Опыта: Стихи/ У.Блейк, пер. с англ. С.Степанова. СПб., 1993.

10. Блейк, У. Стихи/ У.Блейк. М., 1982. Русскоязычные печатные издания

11. Аквинский, Ф. О камне философов и прежде всего о телах сверхнебесных/ Фома Аквинский // Свинцовые врата алхимии: История, символы, практика. СПб., 2002. С. 263-284.

12. Аникин, Г.В. История английской литературы / Г.В.Аникин,1. H.П.Михальская. М., 1985.

13. Анкерсмит, Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. М., 2003.

14. Апокрифические апокалипсисы. СПб., Алетейя, 2001.

15. Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов/ Р.Барт// Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987.

16. Батай, Ж. Блейк /Ж.Батай// Батай Ж. Литература и Зло. М., 1994. С. 5973.

17. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики/ М.М. Бахтин. М., 1975.

18. Борхес, Х.Л. Сон Колриджа / Х.Л. Борхес// С.Т. Колридж. Избранная лирика. Поэмы. Кишинев, 1997. С. 211-217.

19. Бройкмейер, И. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативы / И.Бройкмейер, Р.Харре // Вопросы философии. 2000. № 3.

20. Ванслов, В.В. Эстетика романтизма /В.В.Ванслов. М., 1966.

21. Васильева, Т.Н. Блейк и Шекспир/ Т.Н.Васильева// Сравнительное изучение литератур. Л, 1976. С. 403-408.

22. Васильева, Т.Н. В.Блейк и французская революция 1789-93 гг./ Т.Н.Васильева // Ученые записки Кишиневского государственного университета. Т. 55. Кишинев, 1967.

23. Васильева, Т.Н. В.Блейк. Пророческие книги 90-х гг. XVIII в. / Т.Н.Васильева // Ученые записки Кишиневского государственного университета Т. 47. Кишинев, 1962. С. 167-190.

24. Васильева, Т.Н. Лирика В.Блейка / Т.Н.Васильева // Ученые записки Кишиневского государственного университета. Т. 36. Кишинев, 1955. С. 97-117.

25. Васильева, Т.Н. Поэма Блейка «Мильтон» / Т.Н.Васильева // Ученые записки Кишиневского государственного университета. Т. 60. Кишинев, 1963. С.137-161.

26. Васильева, Т.Н. Поэмы В.Блейка («Пророческие книги» 18-19 вв.) / Т.Н.Васильева // Ученые записки Кишиневского государственного университета. Т. 108. Кишинев, 1969. С. 26-316.

27. Вейсман, А.Д. Греческо-русский словарь. Репринт V-ro издания 1899 г. /А.Д. Вейсман. М., 1991.

28. Володарская, Л.И. Комментарии/ Л.И.Володарская// П.Б. Шелли. Избранные произведения. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Философские этюды. М., 1998.

29. Вордсворт, У. Предисловие к «Лирическим балладам» // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. С. 261 278.

30. Глебовская, А. Комментарии/ А.Глебовская// У.Блейк. Песни Невинности и Опыта. Спб., 1993.

31. Глебовская, А. Предварение / А.Глебовская //У.Блейк. Песни Невинности и Опыта. СПб., 1993. С. 5-23.

32. Дьяконова, Н.Я. Английский романтизм/ Н.Я. Дьяконова. М., 1978.

33. Елистратова, А.А. Наследие английского романтизма и современность/ А.А.Елистратова. М., 1960.

34. Елистратова, А.А. Уильям Блейк/ А.А.Елистратова. М., 1957.

35. Женнет, Ж.Фигуры: в 2 т./Ж.Женнет. М., 1998. Т. 1, 2.

36. Жирмунский, В.М. Уильям Блейк /В.М. Жирмунский // Жирмунский В.М. Из истории западно-европейских литератур. Л., 1981. С. 175-187.

37. Зверев, А. Величие Блейка /А.Зверев // Блейк У. Стихи. М., 1982.

38. Зверев, А. Жизнь и поэзия Блейка/А.Зверев // Блейк В. Стихи. М., 1978.

39. Зверев, А. Комментарии/А.Зверев // Блейк У. Избранные стихи. М., 1982. С. 499-555.

40. Зверев, А. Уильям Блейк/А.Зверев // Иностранная литература. 1997. № 7.

41. Йейтс, У.Б. Видение: поэтическое, драматическое, магическое/ У.Б.Йейтс. М., 2000.

42. Йейтс, У.Б. Уильям Блейк и его иллюстрации к Божественной Комедии Данте / У.Б.Йейтс // Йейтс У.Б. Видение: поэтическое, драматическое, магическое. М., 2000. С. 63-81.

43. Йейтс, У.Б. Этот странный Уилл Блейк / У.Б.Йейтс. // Блейк У. Видения страшного суда. М., 2002. С. 323-365.

44. Лиотар, Ж.Ф. Состояние постмодерна/ Ж.Ф.Лиотар. М., СПб., 1988.

45. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

46. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

47. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста /Ю.М. Лотман. М., 1970.

48. Мень А. Исагогика: Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет/А.Мень. М., 2000.

49. Муравьев В. Примечания /В.Муравьев// Элиот Т.С. Стихотворения и поэмы. М., 2000.

50. Нарратология как общегуманитарная наука. Интервью с В.М.Марковичем // Мир русского слова. 2004. № 1. С. 59.

51. Некрасова Е.А. Творчество У.Блейка/ Е.А. Некрасова. М., 1962.

52. Некрасова Е.А. Уильям Блейк/ Е.А. Некрасова. М., 1960.

53. Парацельс Т. Химическая псалтирь, или философическая ручная книга/ Т.Парацельс// Свинцовые врата алхимии: История, символы, практика. СПб., 2002. С. 296-311.

54. Примечания // О. Хаксли. Двери восприятия: Роман, повесть, трактаты. СПб., 1999.

55. Пропп, В.Я. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки/В.Я. Пропп. М., 1998.

56. Пропп, В.Я. Эдип в свете фольклора // Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук/ В.Я. Пропп. Л., 1945. Вып. 9.

57. Пуассон, А. Теории и символы алхимиков /А. Пуассон// Свинцовые врата алхимии: История, символы, практика. СПб., 2002. С. 137-227.

58. Рабинович, В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры /В.Л. Рабинович. М., 1979.

59. Рикер, П. Время и рассказ: в 2 т./ П.Рикер. М., Спб, 2000. Т. 1,2.

60. Рок-кумиры: стихи и проза // Кумиры западной поп- и рок-музыки. М., 1994.

61. Рохмистров, В. Примечания / В.Рохмистров// Свинцовые врата алхимии: История, символы, практика. СПб., 2002. С. 247-260.

62. Соловьева, Н.А. У истоков английского романтизма/ Н.А. Соловьева. М., 1988.

63. Теория литературы: d 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М, 2004. Т. 1, 2.

64. Токарева, Г.А. Пророческая поэзия У. Блейка. Комментарии переводчика. Опыт интерпретации / Г.А.Токарева. Петропавловск-Камчатский, 2004.

65. Токарева, Г.А. Пути и распутья переводов: «Странствие» У. Блейка / Г.А.Токарева// Литературная учеба. 2001. №6. С. 31-39.

66. Токарева, Г.А. Эрос и Танатос в лирике У. Блейка / Г.А.Токарева // Филологические науки. 2002. №3. С. 20-29.

67. Токарева, Г.А. Пасторальная палитра «Песен Невинности» У. Блейка / Г.

68. A.Токарева // Филологические записки. Вестник литературоведения и языкознания. Выпуск 19. Воронеж, 2003. С. 159-168.

69. Токарева, Г.А. Божественное откровение и свободная воля художника в поэтической интерпретации У. Блейка / Г.А.Токарева // Материалы международной конференции преподавателей английского языка и литературы. Москва, 2003. С.138-139.

70. Токарева, Г.А. Пророческая книга У. Блейка «Бракосочетания Рая и Ада» в вопросах и комментариях / Г.А.Токарева // Изучение эпических произведений: сборник научно-методических статей. Петропавловск-Камчатский, 2003. С. 98-106.

71. Токарева, Г.А. Путь в темноте: мотивы зрения-слепоты и странствия в художественной философии У. Блейка / Г.А.Токарева // Россия-Восток-Запад. Проблемы межкультурной коммуникации: Тезисы научно-практической конференции. Владивосток, 2003. С. 57- 59.

72. Токарева, Г.А. «Бес в пеленах» (онтологический аспект образа ребенка в художественной философии У. Блейка») / Г.А.Токарева // Филологические науки. 2004. №4. С. 33-42.

73. Токарева, Г.А. Кеносис Христа и романтическое сознание / Г.А.Токарева // Человек. 2004. №2. С. 88-97.

74. Токарева, Г.А. Жестокая старость и проклятая юность в мономифе инициации У. Блейка / Г.А.Токарева // Вопросы литературы. 2005. №3. С. 245-263.

75. Тюпа, В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса /1. B.И. Тюпа. Тверь, 2001.

76. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. М., 1997.

77. Хаксли, О. Двери восприятия: Роман, повесть, трактаты/ О.Хаксли. СПб., 1999.

78. Холл, М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии / М.П.Холл. М., 2004.

79. Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1995. Т. 2.

80. Чухно, В. Светло горящий и поныне /В.Чухно // Блейк У. Видения Страшного Суда. М., 2002. С. 5-15.

81. Шелли, П.Б. Избранные произведения/ П.Б.Шелли. М., 1998.

82. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т / Ф.Шлегель. М., 1983. Т. 1.

83. Шмид, В. Нарратология /В. Шмид. М, 2003.

84. Элиот, Т.С. Стихотворения и поэмы/ Т.С. Элиот. М., 2000.

85. Англоязычные печатные издания

86. Adams, Н. Synecdoche and Method / H.Adams // Critical Paths: Blake and the Argument of Method. Durham London, 1987. C. 41-71.

87. Adlard, J. The Sports of Cruelty: Fairies, Folk-Songs, Charms and Other Country Matters in the Work of William Blake/ J. Adlard. London, 1972.

88. Aers, D. Representations of Revolution: From the French Revolution to the Four Zoas / D.Aers // Critical Paths: Blake and the Argument of Method. Durham -London, 1987. C. 224-270.

89. Blake and his Bibles. West Cornwall, 1990.

90. Blake's Visionary Forms Dramatic. Princetin, 1970.

91. Bloom, H. Blake's Apocalypse: A Study in Poetic Argument / H.Bloom. Garden City -New York, 1963.

92. Bracher, M. Rouzing the Faculties: Lacanian Psychoanalysis and the Marriage of Heaven and Hell in the Reader / M. Bracher // Critical Paths: Blake and the Argument of Method. Durham London, 1987. C. 168 -205.

93. Brooks, С. Understanding Fiction /C.Brooks, R.Warren. New York, 1959.

94. Byron G.G. The Works with an Introduction and Bibliography/ G.G.Byron. Denmark, 1994.

95. Coleridge, S. The Works with an Introduction by Martin Corner, and Bibliography/ S.Coleridge. Denmark, 1994.

96. Cox, D. Methods and Limitations / D.Cox // Critical Paths: Blake and the Argument of Method. Durham London, 1987. P. 19 - 40.

97. Critical Paths: Blake and the Argument of Method. Duke University Press, 1987.

98. Damon, F.S. A Blake Dictionary: The Ideas and Symbols of William Blake/ F.S. Damon. London, 1979.

99. Damon, F.S. William Blake: His Philosophy and Symbols/ F.S.Damon. London, 1969.

100. Damrosh, L. Symbol and Truth in Blake's Myth / L.Damrosh. Princeton New Jersey, 1980.

101. Doskow, M. William Blake's «Jerusalem»/ M.Doskow. Fairleigh Dickinson University Press, 1982.

102. Erdman, D. Blake: Prophet Against Empire/ D.Erdman. Princeton New Jersey, 1977.

103. Friedman, N. Form and Meaning in Fiction / N.Friedman. Athens, 1975.

104. Frye, N. Anatomy of criticism/N.Frye. Princeton, 1957.

105. Frye, N. Fearful Symmetry: A Study of William Blake/ N.Frye. Princeton, . 1947.

106. Grimes, J. The Thread of Discourse/ J.Grimes. Hague, 1975.

107. Interpreting Blake. Cambridge, 1978.

108. Hilton, N. Literal/ Tiriel/ Material / N.Hilton // Critical Paths: Blake and the Argument of Method. Durham London, 1987. P. 99 - 110.

109. Historicizing Blake. London, 1994.

110. Horn, W. Blake's Revisionism: Gnostic Interpretation and Critical Methodology / W.Horn // Critical Paths: Blake and the Argument of Method. Durham London, 1987. C. 72-91.

111. Kazin, A. Introduction / A.Kazin // Blake W. The portable Blake / Sel. by A.Kazin. Dallas, 1974. P. 1 55.

112. Keats, J. The Works with an Introduction and Bibliography / J.Keats. Denmark, 1994.

113. Keynes, G. The Notes /G.Keynes // Blake W. Complete Writings with variant readings / ed. by G.Keynes. Oxford, 1979. P. 883 928.

114. Klonsky, M. William Blake: the Seer and His Visions / M.Klonsky. London, 1977.

115. Kroeber, K. Romantic Narrative Art/ K.Kroeber. Madison, 1960.

116. Langland, E. Blake's Feminist Revision of Literary Tradition in «The Sick Rose» / E.Langland // Critical Paths: Blake and the Argument of Method. Durham -London, 1987. P. 225-243.

117. Marks, H. The Twelve Prophets / H.Marks // The Literary Guide to the Bible. Cambridge, 1994. C. 207 233.

118. Miller, D. Blake and the Deconstructive Interlude / D.Miller // Critical Paths: Blake and the Argument of Method. Durham London, 1987. C. 139-167.

119. Miller, D. Introduction / D.Miller // Critical Paths: Blake and the Argument of Method. Durham London, 1987. P. 1 - 18.

120. Paley, M.D. A New Heaven Is Begun: Blake and Swedenborgianism/ M.D.Paley // Blake: An Illustrated Quarterly. 1979. №13. P. 64-90

121. Percival, M. William Blake's Circle of Destiny /M.Percival. New York, 1938.

122. Prince, G. A Dictionary of Narratology / G.Prince. University of Nebraska Press, 1988.

123. Raine, K. Blake and Tradition: in 2 vol. / K.Raine. Princeton, 1968. Vol. 1, 2.

124. Rosenberg, J. Jeremiah and Ezekiel/ J.Rosenberg // The Literary Guide to the Bible. Cambridge, 1994. P. 184-205.

125. Shelley, P.B. The Works with an Introduction and Bibliography/ P.B.Shelley. Denmark, 1994.

126. The Norton Anthology of American Literature: in 2 vol. Fourth edition. New-York-London, 1989. Vol.2.

127. Unnamed Forms: Blake and Textuality. Berkeley, 1986.

128. Vogler, T. «In vain the Eloquent tongue»: An Un-Reading of Visions of The Daughters of Albion / T.Vogler // Critical Paths: Blake and the Argument of Method. Durham London, 1987. C. 271 - 309.

129. Webster, B. Blake, Women, and Sexuality/ B.Webster // Critical Paths: Blake and the Argument of Method. Durham London, 1987. C. 204 - 224.

130. Witcutt, W.P. Blake: A Psychological Study/ W.P.Witcutt. Port Washington, 1946. Цит. по: Батай Ж. Блейк // Ж.Батай. Литература и Зло. М., 1994. С. 59 -73.

131. Wordsworth, W. The Works with an Introduction and Bibliography/ W.Wordsworth. Denmark, 1994.

132. Русскоязычные электронные ресурсы

133. Бочаров, П. «Восприятие» в творчестве Уильяма Блейка, Олдоса Хаксли и группы «The Doors»/ П.Бочаров. Режим доступа: http://mlnw.narod.ru/blake. html

134. Быстрова, К. «И небо в чашечке цветка.»/ К.Быстрова. Режим доступа: http://www.interline.ivanovo.ru/ -bistrov/wblake.htm

135. Быстрова, К. Онтологический статус Добра и Зла в поэме Уильяма Блейка «Бракосочетание Неба и Ада»/ К.Быстрова. Режим доступа: http://www.interline.ivanovo.ru/~bistrov/william.htm

136. Карачаровский, В. Ад Уильяма Блейка: апология этики насилия/ В.Карачаровский Режим доступа: http://sagab.chat.ru/AA/ad.html

137. Костомаров, Н.И. Гетман Иван Степанович Мазепа /Н.И.Костомаров. Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/history/kostomar

138. Левченко, Я. Нарратология c'est moi?: Вольф Шмид и его российские коллеги о близком / Я.Левченко, О.Рогинская // Русский Журнал. Режим доступа: www.russ.ru/krug/20030717narrat.html

139. Шмалько, А. Непереведенный Блейк/ А.Шмалько. Режим доступа: http ://vladivostok.com/SpeakingInTongues/ shmalko.htm

140. Англоязычные электронные ресурсы

141. Agrippa, Н.С. Of Occult Philosophy: in 4 vol/ H.C.Agrippa. Vol. II. Режим доступа: http://www.esotericarchives.com/agrippa/agrippa2.htm

142. Archibald, D. The Radicalism of Wiliam Blake/ D. Archibald. Режим доступа: http://www.squibix.net/blake/rn/ radicalism.html

143. Ault, D. Branch Point Theory in the Complex Variable Field of Blake's The First. Book of Urizen/ D.Ault. Режим доступа: http://www.nwe.ufl.edu/sls/abstracts/ault.html

144. Balfour, I. Northrop Frye / I.Balfour // Twayne's World Authors on CD-ROM. New York, 1997. Режим доступа: http://galenet.galegroup.com/servlet/LitRC7TI

145. Barilly, R. William Blake at the Origins of Postmodernity/ R.Barilly. Режим доступа: http://www.chass.utoronto.ca/mcluhan-studies/vlissl/llartl4.htm

146. Baulch, D.M. The Sublime of the Bible/ D.M.Baulch. Режим доступа: http://prometheus.cc.emory.edu/ panels/3E/Baulch.html

147. Blake // The Cambridge History of English and American Literature in 18 Volumes (1907 1921). Volume XI. The Period of the French Revolution. Режим доступа: http://www.bartleby. com/221/0906.html

148. Blair, K. The Grave/ K.Blair. Режим доступа: http://oldpoetry.com/author/Robert%20Blair

149. Blake // The Cambridge History of English and American Literature in 18 Volumes (1907- 1921). Volume XL The Period of the French Revolution. Режим доступа: http://www.bartleby.com/221/0906.html

150. Bloom, H. Bible of Energy: The Marriage of Heaven and Hell/ H.Bloom // The Visionary Company: A Reading of English Romantic Poetry, Cornell University Press, 1971. P. 64-70. Режим доступа: galenet.galegroup.com/ serv-let

151. Bloom, К. Dramatic Failure: William Blake and the Inadequacies of Theater/ K.Bloom. Режим доступа: http://prometheus.cc. emory.edu/panels/5D/K.Bloom. html

152. Brooke, S. The French Revolution and the Poets Who Preceded It / S. Brooke // Naturalism in English Poetry. E. P. Dutton & Company, 1920. P. 69-91. Режим доступа: http://galenet.galegroup.com/servleiyLitRC7vrsn

153. Burris, S.H. «Dip him in the river who loves water»: The Two Contraries in William Blake's The Marriage of Heaven and Hell/ S.H.Burris. Режим доступа: http://www.literatureclassics.com/ ancientpaths/blake2.html

154. Butter, P.H. The Marriage of Heaven And Hell: Overview // Reference Guide to English Literature, St. James Press, 1991/ P.H.Butter. Режим доступа: http://galenet.galegroup.com/servlet/LitRC7vrsn

155. Byrne, J. Blake's Contraries Game/ J.Byrne. Режим доступа: http ://www.rc.umd. edu/praxis/designsonblake/abstracts. html# by rne

156. Clark, E. An introduction to The Marriage of Heaven and Hell/ E.Clark // Blake W. The Marriage of Heaven and Hell. University of Miami Press, 1963. C. 831. Режим доступа: galenet.galegroup.com/servlet

157. Clark, M. The Theosophy of William Blake/ M.Clark. Режим доступа: http ://www. theosophy-nw.org/theosnw/ arts / ar-mclk6 .htm

158. Cliff, B. William Blake and Bertolt Brecht: «Without Contraries is no progression»/ B.Cliff. Режим доступа: http://prometheus.cc.emory. edu/panels/ 5D/B .Cliff.html

159. Coleridge, S.T. A letter to H. F. Cary on February 6, 1818/ S.T. Coleridge // Collected Letters of Samuel Taylor Coleridge: 1815-1819. Oxford, 1959. C. 832834. Режим доступа: galenet.galegroup.com/servlet

160. Dumain, R. William Blake in the Universe of Knowledge: Philosophy, Genres, & Critical Method / R.Dumain. Режим доступа: http://www.nutodidactproject.org/guidblake.html

161. Easson, R.R. William Blake and His Reader in Jerusalem / R.R.Easson // Blake's Sublime Allegory. Madison, 1973. C. 309 327. Режим доступа: gale-net, galegroup . com/ servlet

162. Eliot, T.S. Blake / T.S. Eliot //Eliot T.S. The Sacred Wood: Essays on Poetry and Criticism. Режим доступа: http://www.bartleby. com/200/swl3.html

163. Ferrara, M.S. Ch'an Buddhism and the Prophetic Poems of William Blake/ M.S.Ferrara. Режим доступа: http://ccbs.ntu.edu.tw /fulltext/jr-jocr/ferrarl.htm

164. Gilchrist, A. An excerpt from Life of William Blake/ A. Gilchrist //Gilchrist A. Life of William Blake. Vol. 1. Macmillan and Co., 1880. P. 116-119. Режим доступа: http ://galenet. galegroup .com/servlet/LitRC?vrsn

165. Goldberg, B. Byron, Blake, and Heaven/ B.Goldberg. Режим доступа: http://www.erudit.Org/revue/ron/2002/v/n27/ 006561ar.html

166. Gray, Т. An Elegy Wrote in a Country Church Yard / T.Gray. Режим доступа: http://darkwing.uoregon.edu/%7Erbear/ren.htm

167. Helms, R. Ezekiel and Blake's Jerusalem / R.Helms // Studies in Romanticism 13, no. 2 (spring 1974). P. 127-140. Режим доступа: galenet.galegroup.com/servlet

168. Holmes, R. Introduction / R.Holmes // Gilchrist A. The Life of William Blake. Режим доступа: http://books.guardian.co.uk

169. Howard, J. An Audience for The Marriage of Heaven and Hell / J.Howard // Blake Studies. Vol. 3, No. 1, Fall, 1970. P. 19-51. Режим доступа: http://galenet. galegroup.com/servlet/LitRC7vrsn

170. Hutchings, K. Gender, Environment, and Imperialism in William Blake's Visions of the Daughters of Albion/ K.Hutchings. Режим доступа: http://www.rc. umd.edu/praxis/ecology/hutchings/hutchings.html

171. Jarmush, J. The Deadman: script / J.Jarmush. Режим доступа: http://www.script-o-rama.com/moviescripts/d/dead-man-script-transcript-jarmusch.html

172. Kaufman, R. Everybody Hates Kant: Blakean Formalism and the Symmetries of Laura Moriarty/ RKaufman // Modern Language Quarterly, March 2000 v61 il pi31. Режим доступа: galenet.galegroup.com/servlet

173. Kelley, Т. Reinventing Allegory/ T.Kelley. Режим доступа: http://www.rc. umd.edu/bibliographies/CUP/kelley/ chapter

174. Keynes, G. Introduction / G.Keynes // Blake W. Songs of Innocence and of Experience. New York, 1967. Режим доступа: http:// www.sover.net/~niliacus/ a&h/blake.htm

175. Komisaruk, A. Blake & Virtuality: An Exchange / A.Komisaruk, S.Guynup, F.Yee. Режим доступа: http://www.as.wvu.edu:8000/clc/Members/ ko-misaru

176. Macpherson, J. The poems of Ossian/ J.Macpherson. Режим доступа: http://www.blackmask.com

177. McBride, S. To what Extent are Romantic Attitudes towards Poetry and the Role of the Poet Evident in the work of Blake, Shelly or Keats? / S. McBride. Режим доступа: http://www.literatureclassics.com/essays/842

178. Miller, D. Contrary Revelation: The Marriage of Heaven and Hell / D.Miller // Studies in Romanticism. Vol. 24, No. 4, winter, 1985. P. 491 -509. Режим доступа: galenet.galegroup.com/servlet

179. Mooney, P. William Blake's Relevance to the Modern World/ P.Mooney. Режим доступа: http://www.geocities.com/Athens/01ympus/5599/literature/blake.html

180. Morrison, J. The lyrics/ J.Morrison. Режим доступа: http://www.lyrics. net.ua

181. Mulvihill, J. Blake's The Marriage of Heaven and Hell / J.Mulvihill // The Explicated, Spring 1998 v56 n3 p 124(3). Режим доступа: gale-net.galegroup.com/servlet

182. Mulvihill, J. «The History of All Times and Places»: William Blake and Historical Representation in America and Europe/ J.Mulvihill // CLIO, Summer 2000 v29 i4 p373. Режим доступа: galenet.galegroup.com/servlet

183. Otto, P. A sublime allegory: Blake, Blake studies, and the sublime/ P.Otto // Eighteenth Century: Theory and Interpretation, Spring 2002 v43 il p61(25) . Режим доступа: galenet.galegroup.com/servlet

184. Paananen, V. William Blake / V.Paananen // Twayne's English Authors on CD-ROM. New York, 1997. Режим доступа: http://galenet.galegroup.com/ serv-let/LitRC7TI

185. Pel, C.T. William Blake and Allen Ginsberg: Poets in a Fallen World, Prophets of the New World/ C.T.Pel. Режим доступа: http://www.angelfire.com/ ab2/blake 1

186. Plotnitsky, A. Chaosmic Orders: Nonclassical Physics, Allegory, and the Epis-temology of Blake's Minute Particulars/ A.Plotnitsky. Режим доступа: http://www.rc.umd.edu/praxis/complexity/plotnitsky/plotnitsky.html

187. Plotnitsky, A. Materiality and Conceptually in Blake's The Marriage of Heaven and Hell / A.Plotnitsky. Режим доступа: http://www.rc.umd.edu/reference /misc/confarchive/nassr99.html

188. Punter, D. Blake, William/ D.Punter. Режим доступа: http://www.litencyc. com/php/speople.php? rec=true&UID=5182

189. Reilly, S.P. Blake's Poetics of Sound in The Marriage of Heaven and Hell S.P.Reilly. Режим доступа: http://www-sul.stanford.edu/ mir-rors/romnet/blakepoetics.html

190. Rix, W.R. Healing the Spirit: William Blake and Magnetic Religion/ W.R.Rix. Режим доступа: http://www-sul.stanford.edu/mirrors/romnet/25rix.html

191. Scott, G. William Blake in a Newtonian World: Essays on Literature as Art and Science (Review)/ G.Scott. Режим доступа: http://www.findarticles.com/ cf0/m2220/l41/56905052/print.jhtml

192. Smith, M.T. «Striving with Blake's Systems»/ M.T. Smith // Blake and His Bibles. West Cornwall, 1990. P. 157-178. Режим доступа: gale-net.galegroup.com/servlet

193. Stewart, D. The Context of Blakean Contraries in The Marriage of Heaven and Hell/ D.Stewart // Essays in Literature. Vol. 21, No. 1, Spring, 1994. C. 43-53. Режим доступа: galenet.galegroup.com/ servlet

194. Streufert, S.M. The Anti-Teleological Dialogism of the Imagination in William Blake's The Marriage of Heaven and Hell/ S.M.Streufert. Режим доступа: http ://streufert. www4.5 Omegs.com/cgi-bin/ ad/inline?page=blaketext.html

195. Sullivan, R. The Marriage of Heaven and Hell: Sexual/Textual Politics in The Garden of Eden/ R.Sullivan. Режим доступа: http ://www.modjourn. brown. edu/Sullivan/hemlect2 .htm

196. Swinburne, A.C. The Marriage of Heaven and Hell/ A.C. Swinburne // Swinburne A.C. William Blake: A Critical Essay, John Camden Hotten, 1868. P. 204 -227. Режим доступа: http://galenet.galegroup.com/servlet

197. Thompson, E.P. Witness Against the Beast: William Blake and the Moral Law/ E.P.Thompson. New York, 1993. Режим доступа: http://www. autodidactpro-j ect.org/my/thompsep.html

198. Viscomi, J. William Blake's The Phoenix / to Mrs. Butts' Redux / J. Viscomi // Blake/An Illustrated Quarterly 29 (Summer, 1995): 12-15. Режим доступа: sites.unc.edu

199. Yeats, W.B. William Blake and the Imagination/ W.B.Yeats // Yeats W.B. Ideas of Good and Evil. A. H. Bullen, 1903. P. 168-175. Режим доступа: gale-net.galegroup.com/servlet

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.