Нартовский эпос как исторический источник тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Козаев, Петр Кузьмич

  • Козаев, Петр Кузьмич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2011, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 212
Козаев, Петр Кузьмич. Нартовский эпос как исторический источник: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Владикавказ. 2011. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Козаев, Петр Кузьмич

Введение

Глава I. К проблеме выделения ядра нартовского эпоса

1. Мифологический пласт

2. Эпический пласт

Глава П. Этногенеалогия Нартиады

1. Дети Волка или Солнца

2. Три рода

3. Индоиранские корни

4. Арийские боги и германо-скандинавская мифология

5. Боги и мифы хурро-хаттийцев 6. Нартиада и эпос черноголовых

7. Нартиада и Илиада

8. Амираниани и Нартиада

Глава III. Социально-экономическая организация общества Нартов

1. Хозяйственные занятия и отношения собственности

2. Социальная организация общества нартов

Глава IV. Территория и время формирования нартовского эпоса

1. Страна нартов

2. Эпоха нартов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нартовский эпос как исторический источник»

Актуальность темы исследования.

На огромных просторах Евразии и Северной Африки скифо-савромато-сармато-аланские племена не раз представали генерирующей силой цивили-зационных процессов. В бесчисленных войнах, понеся огромные потери, они отступили на срединную часть своих земель - Центральный Кавказ. Здесь, вплоть до нашествия монголо-татарских войск скифо-савромато-сармато-аланский этнос продолжал играть важнейшую роль не только в Кавказском регионе, но и во всей Евразии, через все тягчайшие испытания пронеся два сокровища своей национальной культуры: язык и фольклор (26, с. 4).

Современную социально-экономическую и военно-политическую жизнь народов Кавказа невозможно рассматривать, не определяя в ней место и роль осетин, их истории и культуры (74, с. 37). Военные и межэтнические столкновения последних десятилетий, пристальное внимание к Кавказскому региону крупнейших государств мира - наилучшее тому подтверждение. Ограниченность письменных источников по истории осетин до XIX века может быть существенно пополнена памятниками устного народного творчества. Фольклорные источники совместно с данными письменности, этнографии, лингвистики и археологии образуют богатую источниковую базу, которая позволяет по-новому подойти к решению важнейших проблем истории и культуры осетинского народа периодов бронзы, раннего железа и средневековья. При этом сравнительный анализ греческих, латинских, индийских, иранских, германо-скандинавских, хаттских, хурро-урартских, иудейских и прочих фольклорных памятников и фольклора осетин, дает возможность значительно расширить наши знания и представления о прошлом не только скифо-сармато-аланского этноса, но и десятков народов Европы, Азии и Африки. Подобно археологическим культурам, Нартиада делится на самые различные пласты, и они сплетаются, как сплетались тысячелетия назад судьбы древних племен и народов. Национальные версии эпоса фиксируют этнографические особенности среды их сохранявшей. Историческое в этих версиях, основными из которых являются абхазская и осетинская (при антинартов-ской вайнахской), тем богаче, чем значительнее была роль предков данного народа в древнейший период.

Цель и задачи исследования.

Исходя из анализа разработанности проблемы, ее научной и практической значимости, определяются цель и задачи данного диссертационного исследования. То есть, целью диссертации является исследование нартовского эпоса в аспекте истории, процессов его зарождения и формирования, суммирование и классификация этногенетических и историко-культурных данных в их специфическом фольклорном отражении в Нартиаде с использованием результатов других гуманитарных наук по истории и культуре осетинского народа. Ведь тексты эпоса только тогда начинают говорить, когда на его сведения накладываются данные других источников. Таков практический путь научного анализа фольклорных памятников.

Для достижения поставленной цели, были выделены и решены следующие задачи:

1) исследование теоретико-методологического опыта изучения памятников фольклора в России и за рубежом, в той степени, в какой это необходимо для анализа текстов Нартиады;

2) выделение ядра нартовского эпоса через выявление генеалогии эпических героев и определение основных пластов, определение социально-экономического строя общества нартов, их этнических и военно-политических связей;

3) определение территории «Страны нартов» и время существования эпического народа, хронологии эпоса;

4) выяснение исторического лица Нартов и их союзников, врагов и друзей «трех родов»;

5) исследование вопроса соотношения эпических «родов» с этническими - подразделениями древних и современных осетин и их реальной истории и археологических культур;

6) исследование вопроса взаимоотношения локальных вариантов нартовского эпоса и этнической принадлежности ядра и основных текстов Нартиады;

7) исследование вопроса полиэтнического происхождения Нартиады как отражения полиэтнического происхождения осетин.

Географические и хронологические рамки исследования.

Для успешного достижения поставленной цели и решения поставленных задач, необходимо определение географических и хронологических рамок исследования. При этом географические границы изучаемых текстов эпоса охватывают, в широком смысле, территории, которых в разные периоды своей бурной истории достигали предки современных осетин и родственные или союзные им племенные группы. В узком смысле под таковыми следует подразумевать Центральный Кавказ, между реками Аргун и Уруп или земли «трех родов» - «Страну нартов».

Что касается хронологических рамок исследования, то изначально они охватывают период столкновения и объединения «трех родов» на территории Закавказья, Центрального Кавказа и Предкавказья в XXXIV в. до н.э.

Верхняя хронологическая дата, с определенными оговорками, остается в пределах общепринятой - времени нашествия монголо-татарских орд на Кавказ в Х1П-Х1У вв. н.э.

Методологическая база исследования.

Особое значение при анализе столь важного и сложного памятника устного народного творчества как Нартиада имеет методология исследования. Именно поэтому, как нам представляется, методологической основой может быть только материалистическое понимание исторического процесса. Основными методологическими принципами исследования, являются принципы объективности, системности и историзма, которые рассматривают объект исследования в историческом контексте, в виде определенного набора методов исторического исследования: генетический, сравнительный, типологический, системный.

Характерной чертой исследования является междисциплинарный синтез, использование данных смежных гуманитарных научных дисциплин - археологии, фольклористики, лингвистики и этнографии.

Контакты с другими гуманитарными науками не просто расширяют возможности исторического изучения источников, а позволяют глубже проникнуть в историческое содержание памятников, вскрывать закрытые для истории зоны знания.

Степень изученности проблемы.

Столь же значимо состояние научной изученности проблемы. Первое упоминание о существовании у кавказских народов сказаний о нартовских богатырях отмечено у академика Юлиуса Клапрота, известного ориенталиста, члена Российской академии наук, побывавшего на Северном Кавказе в 1807-1809 гг. О нартовских сказаниях знал и П.С. Паллас.

Из числа отечественных авторов, писавших о бытовании у горцев Кавказа нартовских сказаний, первым следует обозначить С. Хан-Гирея (18061842) и Ш.Б. Ногмова.

К началу 40-х годов XIX века относятся и сведения академика A.M. Шегрена о бытовании у осетин нартовских сказаний. Тогда же, в первой половине XIX века отметил существование сказаний у адыгов Л.Я. Люлье.

Первая публикация осетинских сказаний о нартах была сделана в 1868 году А. Шифнером. Тексты собрали Д. Чонкадзе и В. Цораев. Вслед за этим чечено-ингушские тексты опубликовал Чах Ахриев, а карачаево-черкесские -С. Урусбиев.

Первые сведения о существовании сказаний в Дагестане публикует А. Чиркеевский, П.К. Услар и А. Барсов. В конце XIX века сведения о нартовских сказаниях в Абхазии публикуют А. Иоакимов и Н.М. Альбов. Сбор и публикация новых текстов завершается в середине XX века.

Вопросам сбора и публикации текстов сказаний о нартах посвящены специальные работы Б.А. Калоева, Н.К. Малиевой, Ю.С. Гаглойти, А.И. Алиевой и др.

Уже первые издатели нартовских сказаний предприняли попытки исто \ рической интерпретации собираемых текстов, но подлинно научный анализ Нартиады начали Л.Г. Лопатинский и В.Ф. Миллер. Следует отметить работы и таких дореволюционных исследователей нартовских текстов как В.Б. Пфафф, Е. Марков, Д. Лавров, Ал. Кодзаев, А.З. Кубалов, Г. Цаголов и др. Однако их усилиями были лишь определены некоторые направления изучения нартовского эпоса, которые сводятся к необходимости более полного сбора и публикации национальных версий и из сравнительного изучения. К сожалению, большинство авторов дореволюционного времени интересовали, прежде всего, вопрос о национальной принадлежности сказаний, а не их историческое содержание.

После Великой Октябрьской революции 1917 года усиливается интерес к изучению истории и культуры народов Кавказа. Отмечается и значительное внимание к исследованию текстов Нартиады. В центре интересов ученых, вопросы, связанные с происхождением нартовских сказаний и их этнической принадлежности. Однако, исследования М.С. Туганова, А.З. Кубалова, М.В. Рклицкого, В.Н. Гарданова, Н.М. Дрягина, Б.А. Алборова, А.З. Холаева и др. не привели к сколь-либо существенным результатам по научному изучению Нартиады и рассмотрению эпоса в историческом аспекте. Изначально игнорируя методологию исследования фольклорных памятников, эти авторы обрекали свои работы на отрицательный результат. Ведь, например, выявление тех или иных элементов быта и нравов осетин или кабардинцев в текстах сказаний вовсе не определяет их происхождение, а лишь показывает их оформление в конкретной этнической среде, соответствующую обработку текстов и сюжетов. Что касается скифо-сармато-аланских изоглосс, то они такие же осетинизмы, как и многие другие детали этнографического характера, которые не решают вопроса происхождения нартовского эпоса и, прежде всего, его основного ядра.

После Великой Отечественной войны, в нартоведении прослеживаются серьезные успехи на пути становления и разработки методологии исследования текстов эпоса. Важную роль в дальнейшем исследовании Нартиады еледует отвести крупным научным форумам по нартоведению в 1957 году в Орджоникидзе и в 2000 году в Нальчике. Работы, прежде всего, В.И. Абаева, З.Н. Ванеева, Е.М. Мелетинского, В.И. Чичерова, Б.В. Скитского, Л.П. Семенова, Б.А. Калоева, Е.И. Крупнова и многих других ученых прочертили основные направления в изучении нартовского эпоса и его применения в изучении истории и культуры народов Кавказа.

Важнейшими из них являются следующие:

- выделение из основной массы сказаний текстов по генеалогии нартовских богатырей и определение на их основе видения героями эпоса и сказителями происхождения эпического племени и термина «нарт»;

- определение максимального количества сказаний отражающих реальные исторические события и явления;

- определение наиболее значимых слоев нартовского эпоса;

- определение основного социально-экономического строя нартовского общества, врагов и друзей нартов;

- определение основных пластов нартиады через сравнительный анализ с памятниками фольклора народов, родственных кавказским народам или исторически с ними связанными;

- определение времени и территории обитания нартов;

- определение ядра эпических сказаний, его происхождение и историчность эпического племени.

Разработка данных направлений, предложенных выдающимися нарто-ведами, не может не привести к историческому осмыслению и возможности использования текстов нартовского эпоса при изучении истории народа, создавшего этот памятник.

Источниковая база диссертации.

Источниковой базой диссертационного исследования самого эпоса является широкий круг текстов всех национальных версий. Они позволяют с большим основанием судить обо всех версиях и вариантах по конкретным сказаниям и сюжетам, о вкладе каждой нации в общекавказскую эпопею.

Вторую группу источников составляют все остальные памятники устного народного творчества осетин и других народов Кавказа — обладателей различных версий Нартиады. Речь идет, прежде всего, о текстах по религиозным верованиям, этнографическим материалам, другим видам эпосов и т.п.

К третьей группе источников следует отнести фольклор тех народов, с которыми носители традиций нартовской эпики были связаны либо кровно, либо исторически. Наиболее важными, в этом смысле, представляются материалы индоевропейских народов, урартов, хаттов, эламитян и др.

К четвертой группе источников относятся материалы по археологии народов Кавказа. При этом речь идет об археологических культурах, бытовавших не только на собственно кавказских территориях, но и оставленных предками кавказцев в различных уголках Европы, Азии и Северной Африки.

К пятой группе источников относятся материалы древних и современных языков, кавказских и родственных им племен и народов, либо связанных с ними исторически.

К шестой группе источников, привлекаемых в данной работе, относятся памятники письменности — нарративные материалы древних и средневековых авторов.

Седьмую группу источников составляют диссертации и авторефераты диссертаций по фольклористике, языкознанию, археологии, истории и этнографии народов, представляющих интерес в плане изучения нартовского эпоса осетин как исторического источника.

В последнюю - восьмую группу входят статьи и монографии на немецком, английском и французском языках.

Научная новизна диссертации состоит, прежде всего, в том, что это одно из первых в отечественной историографии исследований этногенеза народа, его истории и культуры в полиэтническом осмыслении и в столь огромном хронологическом срезе (XXXIV в до н.э. — XIV в н.э.), с использованием данных различных научных дисциплин для восполнения результатов анализа и рассмотрения текстов Нартиады в плане полномасштабного отражения прошлого осетинского народа - ее создателя.

Сравнительный анализ фольклорных текстов скифо-савромато-сармато-аланского этноса с памятниками устного народного творчества других племен и народов с привлечением данных письменных свидетельств, археологии, этнографии и языкознания позволяет установить:

- реальность существования племени нартов и его тождество савроматам;

- тождество трех нартовских родов нартам-майкопцам, алародиям-куроараксинцам и ариям-древнеямникам;

- единство осетинского и абхазского локальных вариантов Нартиады как родов малочисленных и многочисленных по Махабхарате;

- тождество трех нартовских родов богам, рудриям и марутам ведических гимнов;

- единство представителей рода Ахсартаговых с богами индоевропейцев, нартов с марутами, урартов с Алагата;

- историчность битвы богов и демонов у стен Трои;

- единство Дарезановых-Дордзуков и дарданов-троянцев;

- выделение трех версий генеалогии нартов;

- удревнение осетинского эпоса до уровня У-1У тыс. до н.э.;

- определение «Страны нартов»;

- впервые в нартоведение вводятся фольклорные тексты разных народов и прочие источники и историография по их истории и культуре. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что содержащийся в диссертации фактологический и теоретический материал способствует концептуальному переосмыслению всей научной базы нартове-дения и важнейших вопросов истории осетинского народа, ряда положений по истории и культуре, индоевропейской этноязыковой общности, других племен и народов Евразии. Он может быть также использован в учебном процессе в университетских курсах по истории индоевропейцев и их соседей эпохи палеометаллов, при написании обобщающих научных трудов. Материал диссертации может использоваться для преподавания соответствующих дисциплин в средней школе.

Исходя из всего вышеизложенного, основными положениями, выносимыми на защиту, следует обозначить следующее:

- существование лишь одного ядра Нартиады, формировавшегося в рамках союза древнеосетинских племен на Центральном Кавказе начиная с эпохи ранней бронзы;

- существование общего фольклорного пласта для индоевропейской общности, нашедшего отражение в Нартиаде и отражающего реальные исторические события;

- историчность племенной группы Нартов, входившей в объединение полиэтнических древнеосетинских племен; - патриархально-родовая социально-экономическая организация племенного объединения нартовского общества с доминированием строя военной демократии;

- создание Нартиады на землях «трех родов» в рамках XXXIV в. до н.э.-ХГУ в. н.э. (Восточное Закавказье, Центральный Кавказ и Арийская степь).

Окончательное формирование нартовского эпоса, как и завершение генезиса осетинского народа, происходит на Центральном Кавказе.

Структура диссертации. Цель и задачи исследования определили структуру работы. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, 14 параграфов, заключения и библиографии. Апробация исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Козаев, Петр Кузьмич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основным требованием исторической науки является рассмотрение эмпирического материала в логической и хронологической последовательности с учетом взаимосвязанности всех его составных частей (82, с. 30).

Эпическая история в определенном смысле противостоит истории реальной, она как бы исправляет несовершенство последней, освобождает от трагических ошибок и несправедливостей, внося в нее разумное и человеческое начало и противопоставляя безысходности оптимизм, угнетению - свободу, гибели и разрушению - спасение и победу, бесправию народа - его волю и решающую силу (265, с. 173). Эпос народов Кавказа — классический пример того, как от вымышленных героев фольклор пришел к изображению реальных лиц и событий (145, с. 115), подтверждая вывод о последовательности развития не только художественных форм отражения мира древних людей в сказках, балладах и сказаниях, но и в «историзации прежних традиций», требующей переработки архаического пласта мифов и преданий.

Древнейший этап формирования индоарийского фольклора фиксируется на уровне ведических текстов, повествующих об изначальном противостоянии адитьев, марутов и рудриев потомству Дити и Дану. События, описываемые в «Ригведе», в полной мере нашли отражение в нартовском эпосе осетин. Противники трех эпических родов северокавказцев, одноименные дайтиям и данавам, каждый раз как бы перевоплощаются в образы исторических врагов древних индоиранцев.

Следующий этап в развитии индоарийского фольклора органически представлен мифологической эпикой о Раме, идентичной кавказскому Ами-раниани. Равно как и предания о противостоянии двух родов - пандавов и кауравов — соответствуют той части Нартиады, которая рисует многолетнюю вражду между Ахсартагата и Бората. При этом древние боги и герои индоиранцев продолжали жить в памяти народа, сохранявшего быт и нравы, некогда породившие эти божественные образы. Анализ нартовских сказаний, отразивших судьбы десятков племен и народов древности, воскрешает исторический путь, пройденный предками осетин, сохранивших за собой последнюю пядь своей некогда великой Родины. Этот путь начинается в евразийской степи, когда мариупольско-ямные племена охватили своими кочевьями пространства от Дуная до Монголии (104, с. 9). Древнейшие индоиранцы стали древнейшими племенами скотоводов эпохи палеометаллов, вступивших в тесный контакт с тремя важнейшими земледельческими регионами IV - III тыс. до н.э. (Балкано-Дунайским, Северо-Кавказским и Среднеазиатским).

Особые взаимоотношения установились между насельниками евразийских степей и Кавказских гор. Эпос рисует нам союз трех раннебронзовых культур этих территорий в лице трех родов: Ахсартаговых - ямников, Борае-вых - майкопцев и Алагаевых - куро-араксинцев. При этом создателями собственно Майкопа предстают западносемитские племена марту-нарты, а его новосвободненского локального варианта - хатты, союзные дольменникам — данавам (дарданам). В тоже время в Закавказье и на Северо-Восточном Кавказе среди куро-араксинцев доминируют урарты-алародии. Вместе с ямника-ми — индоиранцами эти племена становятся тем историческим субстратом, на деяниях которых зиждятся ведические гимны и нартовские предания о борьбе адитьев-Ахсартагата, марутов-Бората (аморитов) и рудриев-Алагата (ала-родиев) с дайтиями-задта и данавами-дауджыта. Память о противостоянии индоиранских богов и демонов сохраняет фольклор древних картов, славян, германо-скандинавских народов и древних греков.

Однако нартовский эпос хранит сведения о временах еще более отдаленных, привнесенных в фольклор северокавказцев с далекой переднеазиат-ской прародины аморитов-марту. Там, на северомессопотамской территории, еще в культурах VT — V тыс. до н.э. отмечаются истоки древнемайкопских традиций. Тогда же в передеазиатском регионе формируются племенные объединения урарту, субарту, карту, митанни и тинта-эламитяне (дарданы-Даредзаны). В IV тыс. до н.э. им было нанесено сокрушительное поражение шумерами, что привело к значительным миграциям коренного населения на юго-запад, запад, северо-запад и северо-восток. Группы североубейдцев-протомайкопцев продвинулись первоначально в Закавказье где они пребывают в первой половине IV тыс. до н.э. Их появление на Северном Кавказе в начале второй половины IV тыс. до н.э. знаменует зарождение между реками Аргун и Уруп раннебронзовой майкопской культуры (130, с. 60; 94, с. 91).

Тогда же в Египте появляются представители династической расы поклонников Гора с отчетливо прослеживаемыми переднеазиатскими элементами в духовной и материальной культуре. Шумерские поэмы называют на восток от санг нгига субаров, на север - ури и на запад — марту.

На Северном Кавказе племена урарту, субарту и марту вступили в контакт с хсарту (Ахсартагата). При этом майкопцы-марту уже в конце IV тыс. до н.э. начинают обратно проникать на юг (130, с. 64). Эпос живо рисует картины беспощадной борьбы индоиранцев и их союзников с племенами «черноголовых».

С появлением в Двуречье аккадских племен война между противоборствующими сторонами принимает еще более ожесточенные формы. Время правления аккадских царей Саргона Древнего и Нарам-Суэна (XXIV - XXIII вв. до н.э.) следует признать периодом триумфа союза «черноголовых» шумеров и аккадцев.

Многие племена вынуждены были сняться с веками насиженных мест и продвинуться на новые территории. Значительные перемещения произошли в Малой Азии, на Кавказе, в Предкавказье и в Северном Причерноморье. Особо следует отметить эламо-загросских переселенцев, известных на Северном Кавказе как синдо-меотские племена. Происходят их многочисленные столкновения и войны со степняками индоиранцами в XXIV - XXIII вв. до н.э. Ямная историко-культурная общность прекращает свое существование и на ее основе формируются новые этнокультурные образования.

Именно в III — II тыс. до н.э. возникают и оформляются основные сюжеты десятка эпосов мира, отразивших борьбу ариев и их союзников с дай-тиями и данавами в самых различных уголках первобытной ойкумены. Важнейшими из них следует обозначить Троаду, Северо-Западный Кавказ и Среднюю Азию. При этом фольклор многих народов мира демонстрирует полное единство в обозначении основных действующих лиц и групп племен, развития сюжета противостояния, последовательности событий и действий сторон.

Сравнительный анализ фольклорных памятников ряда народов позволяет восстановить картины их реальной истории, в которой симпатии сказителей предельно означены. Так эпос о нартах поднимает на щит индоиран-цев-хсарту, нартов-марту, алародиев-урарту и амазонок-субарту. Эти же племена восхваляются в Ригведе и в эпосе о великих Бхарата. Их противников прославляют эпос о Раме, сказания о Даредзановых, Амирани Дареджа-ни, Библия, Шах-Наме, Авеста и др. Против дарданов-даредзанов сражаются боги греческих мифов и герои Илиады и Одиссеи. О дарданах-дурдзуках повествуют «Энеида» Вергилия и «Картлис Цховреба» Л. Мровели. На стороне индоиранцев и греков-ахейцев мы видим племена пшалта-пелешет и митан-нов-бицента. Те же этнические группы, как это нам представляется, участвуют в междуусобном конфликте нартовских родов и потомков Бхараты в лице малочисленных и многочисленных — «пять братьев против ста».

Нартиада относится к архаическим эпосам доклассового периода, в которых отчетливо обнаруживается первобытное наследие, древнейшая мифологическая подоснова. Нарты - дети божества Неба и дочери властителя подводного царства, богини Воды.

Нартовский эпос как памятник устного народного творчества многослоен, и эту многослойность следует понимать не только в хронологическом - эпохальном, но и в этническом разнообразии. Объединялись разноэтнич-ные племена - объединялись их мифы и боги. Социальная градация освящена генеалогической легендой. Индоиранцы, нарты и урарты - боги, маруты и рудрии индоариев.

Мифологический слой Нартиады вбирает в себя мифы и религиозные представления древнейших племен и народов, с которыми в той или иной форме сталкивались или испытывали их культурное воздействие создатели и носители эпоса. Это, прежде всего, шумеры, аккадцы, египтяне, ассирийцы, минойцы, ахеяне, дарданы, хатты, пшалы, урарты, субарты и др. Именно к мифологическому слою восходят первые сведения о самих создателях эпоса: индоиранцах, марту и урарту.

Архаический нартовский эпос, отражая, так же как и классические эпопеи процессы этнической консолидации, обобщает историческое прошлое посредством языка и концепций первобытных мифов. Индоарии-сирданы и их ближайшие союзники нарты-маруты и урарты-рудрии становятся героями древнейшего пласта эпоса, показывающего взаимоотношения героев с окружающим миром III - II тыс. до н.э., цивилизациями Древнего Востока.

В собственно эпическом пласте следует отделять скифский период, расхождение которого с индоарийским многие ученые не дооценивают. Между тем, древнеиранская скифская традиция базируется в Нартиаде на ин-доарийской эпической традиции, существовавшей на Кавказе и в Предкавказье до продвижения на эти территории протоскифов-срубников в XV — XIII вв. до н.э.

Эпос показывает неразрывное единство Кавказа и индоиранской степи на протяжении всего периода бытования, а идеологические способы обоснования этого единства уже говорят о существовании архаичных форм государственности, по меньшей мере, в среднебронзовую эпоху, когда уже оформилось основное ядро Нартиады. Таким образом, архаическому эпосу, поднимающему на щит большую патриархальную семью, у ариев соответствует их архаическая государственность на Кавказе и в Передней Азии. Основная сфера хозяйственной деятельности нартовских героев — скотоводство, но они знают также земледелие и металлургию, другие ремесла. Основная территория обитания - территория от Волги и Дона до Сирии, от Алтая до Дуная.

Исходя из основного содержания эпоса, предполагается формирование сказаний до тех пор, пока степь оставалась арийской, ибо эпический горизонт ширится или сокращается в той же мере, в какой расширяются или сокращаются родоплеменные связи (24, с. 5). Эпическое время — суть период могущества индоиранских племен на евразийских просторах с IV тыс. до н.э. до середины I тыс. н.э., когда степь стала тюркской. Нартовский период заканчивается еще раньше - в конце поздней бронзы, когда сирданы и нарты были подчинены скифами. Античные авторы уже не знают нартов на Кавказе и в Предкавказье как исторически существовавший народ. Индоарии и нарты заговорили на «исстари искаженном скифском языке», но сохранили свой эпос и религию.

Таким образом, как это нам представляется, термин «нарты» следует признать в широком смысле обозначением всех осетинских племен древности, а в узком смысле — этническим наименованием западносемитской племенной группы марту, которая в начале второй половины IV тыс. до н.э., пройдя через Закавказье, расселяется в междуречье Аргуна и Урупа. Эта территория исторически становится базовой для формирования осетинского народа. Начиная с этого времени и вплоть до нашествия Тимура-Тамерлана, предки осетин по Аргуну граничили с нахско-дагестанскими племенами, а по Урупу - с абхазо-адыгейцами, с севера к этим землям, вплоть до раннего средневековья, примыкала арийская степь. На юге владения ариев и нартов включали «Верхнюю страну» и значительные территории Закавказья. Как ахейцы Гомера и былинные защитники Киевской Руси, нарты были реальным народом, а не «поэтическим псевдонимом» в своей реальной истории, нашедшей отражение в Нартиаде. Эпонимом для них предстает бог Войны -Март, давший название всему эпическому союзу племен. В античный период это имя было заменено на индоиранское Савра-Сияваршан-Сварог и оно используется вплоть до наших дней для обозначения осетин картвело-иберийскими племенами. Прочие генеалогические легенды Нартиады отражают полиэтничность объединения нартовских богатырей, стоявших у истоков арийского народа на Центральном Кавказе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Козаев, Петр Кузьмич, 2011 год

1. Абаев В.И. Из осетинского эпоса. 10 нартских сказаний: текст, перевод, комментарии. М. Л., 1939.2. Амран. М. -Л., 1932.

2. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979.

3. Геродот. История. Л, 1972.5. Гомер. Илиада. М., 1984.

4. Даредзанты кадджытае, мифтае аемае бынэеттон таураегътаг. Цхинвал, 1929.

5. Ирон адаемон сфаелдыстад. Нарт ззмае Даредзанты кадджытае. Орджоникидзе, 1941.

6. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975.

7. Махабхарата. Адипарва. Кн.1. М.- Л., 1950.

8. Махабхарата. Рамаяна. М., 1974.

9. Махабхарата. Удьйогапарва, или книга о старании. Л., 1976.

10. Мифы древней Индии. М., 1982.13. Нарты. Кн.1. М, 1990.14. Нарты. Кн.2. М., 1989.15. Нарты. Кн.З. М., 1991.

11. Нарты. Адыгский героический эпос. М., 1974. Нарты. Адыгский героический эпос. М., 1974.

12. Нарты. Кабардинский эпос. М., 1975.

13. Нарты кадджжыта. Дзауджикау, 1946.

14. Нарты кадцжытаз. Т. 1. Орджоникидзе, 1989.

15. Нарты эпос осетинского народа. М., 1957.

16. Приключения нарта Сасрыквы и его 99 братьев. Абхазский нартский эпос. М., 1932.

17. Сказания о нартах. Цхинвали, 1981.

18. Хоренский М. История Армении. М., 1893. Монографии:

19. Абаева З.В. Этюды по нартовскому эпосу. Цхинвали, 1978.

20. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т.1. М.-Л., 1958.

21. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. Т.1. М. Л., 1949.

22. Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. М., 1965.

23. Авдиев В.И. История Древнего Востока. Л., 1953.

24. Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки. М., 1974.

25. Акаба Л.Х. У истоков религии абхазов. Сухуми, 1979.

26. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. М. Л, 1967.

27. Анчабадзе З.В. История и культура древней Абхазии. М., 1964.

28. Аншба A.A. Вопросы поэтики абхазского нартского эпоса. Тбилиси, 1970.

29. Алборов Б. А. Некоторые вопросы осетинской филологии /Ученые записки СОГПИ. Орджоникидзе, 1969.

30. Алборов Б. Термин «Нарт» (к вопросу о происхождении нартского эпоса). Владикавказ, 1930.

31. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М., 1971.

32. Алексеев H.A. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1980.

33. Алиева А.И. Адыгский нартский эпос. Москва Нальчик, 1969.

34. Амиранашвили Ш.Я. История грузинского искусства. Т.1. М., 1950.

35. Астахова A.M. Былины. Итоги и проблемы изучения. М. Л., 1966.

36. Арутюнян Н.В. Биайнили (Урарту). Ереван, 1970.

37. Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду. М., 1979.

38. Бардавелидзе В.В. Древнейшие религиозные верования и обрядовое графическое искусство грузинских племен. Тбилиси, 1957.

39. Бгажба Х.С. Этюды и исследования. Сухуми, 1974.

40. Бекизова JI.A. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974.

41. Белицкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980.

42. Блаватская Т.В. Ахейская Греция во II тысячелетии до н.э. М., 1966.

43. Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М., 1976.

44. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. М., 1969.

45. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.

46. Буриан Я., Моухова Б. Загадочные этруски. М., 1970.

47. Ванеев З.Н. Народное предание о происхождении осетин. Сталинир, 1956.

48. Вирсаладзе Е.Б. Грузинский охотничий миф и поэзия. М., 1976.

49. Гаглойти Ю. С. Алано-Георгика. Сведения грузинских источников об Осетии и осетинах. Владикавказ, 2007.

50. Гаглойти Ю.С. Некоторые вопросы историографии нартского эпоса. Цхинвали, 1977.

51. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. Майкоп, 1987.

52. Гадагатпь A.M. Героический эпос «Нарты» и его генезис. Краснодар, 1967.

53. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и прото-культуры. Т.2. Тбилиси, 1984.

54. Георгобиани Г.Г. Языческий календарь и астральные верования в Древней Грузии. Тбилиси, 1972.

55. Герни О.Р. Хетты. М., 1987.

56. Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996.

57. Голанн Ариэль. Миф и символ. М., 1994.

58. Граков Б.Н. Скифы. М., 1971.

59. Грантовский Э.А. Индоиранские касты у скифов. М., 1960.

60. Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. М., 1970.

61. Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М., 1974.

62. Гринцер П.А. «Махабхарата» и «Рамаяна». М., 1970.

63. Гуриев Т.А. К проблеме генезиса осетинского нартовского Эпоса. О монгольских влияниях. Орджоникидзе, 1971.

64. Гуриев Т.А. Наследие скифов и алан. Владикавказ, 1991.

65. Гуриев Т.А. Проблемы Нартиады. Орджоникидзе, 1982.

66. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей (исследование и тексты). М., 1972.

67. Данге Ш.А. Индия от первобытного коммунизма до разложения рабовладельческого строя. М., 1974.

68. Джапаридзе О.М. На заре этнокультурной истории Кавказа. Тбилиси, 1989.

69. Джусоев Н.Г. Тема Кавказа в русской литературе и в творчестве Кос-та Хетагурова. СТАЛИНИР, 1955.

70. Дзидзигури Ш. Грузинские варианты нартского эпоса. Тбилиси, 1971.

71. Дзиццойты Ю.А. Нарты и их соседи. Владикавказ, 1992.

72. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.

73. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1977.

74. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990.

75. Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. М., 1967.

76. Епьницкий Л.А. Скифия евразийских степей. Новосибирск, 1977.

77. Жуков Е. М. Очерки методологии истории. М., 1980.

78. Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности (от первых поселений до персидского завоевания). М., 1989.

79. Замаровский В. Тайны хеттов. М., 1968.

80. Златковская Т.Д. У истоков европейской культуры (Троя. Крит. Микены). М., 1961.

81. Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.

82. Ильинская JI.C. Легенды и археология. Древнейшее Средиземноморье. М., 1988.

83. Инал-Ипа Ш.Д. Вопросы этнокультурной истории абхазов. Сухуми, 1976.

84. Инал-Ипа Ш.Д. Памятники абхазского фольклора. Нарты. Ацаны. Сухуми, 1977.

85. Калоев Б.А. Осетины. М., 1971.

86. Капанцян Г.Р. Хеттские боги у армян. Ереван, 1940.

87. Кондратов A.M. Этруски загадка номер один. М., 1977.

88. Кореневский С.Н. Древнейшее оседлое население на Среднем Тереке. М., 1993.

89. Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья. М., 2004.

90. Корзун В.Б. Фольклор горских народов Северного Кавказа. Грозный, 1966.

91. Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии. М., 1968.

92. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.

93. Котович В.М. Древнейшие писаницы горного Дагестана. М., 1976.

94. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.

95. Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия. М., 1971.

96. Крывелев И.А. История религии. Т.1. М., 1975.

97. Ксенофонтов Г.В. Пастушеский быт и мифологические воззрения классического Востока. Иркутск, 1929.

98. Кузнецов В.А. Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа. Орджоникидзе, 1980.

99. Кузьмина Е.Е. В стране Кавата и Афрасиаба. М., 1977.

100. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос, М., 1985.

101. Куфтин Б.А. Материалы к археологии Колхиды. Тбилиси, 1949.

102. Кушнарева К.Х., Чубинишвили Т.Н. Древние культуры Южного Кавказа. Л, 1970.

103. Кьера Э. Они писали на глине. М., 1984.

104. Липец P.C. Эпос и Древняя Русь. М., 1969.

105. Ллойд Сетон. Реки-близнецы. М., 1972.

106. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

107. Майани 3. Этруски начинают говорить. М., 1966.

108. Мальсагов А.О. Нарт-орстхойский эпос вайнахов. Грозный, 1970.

109. Мамиева Н. К. Сатана в осетинском нартском эпосе. Орджоникидзе, 1971.

110. Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа. М., 1978.

111. Мартынов A.M. Лесостепная татарская культура. Новосибирск, 1979.

112. Матвеев К., Сазонов А. Земля Древнего Двуречья. М., 1986.

113. Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора. М., 1977.

114. Мелетинский Е.М. Первобытное наследие в архаических эпосах. М., 1964.

115. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1963.

116. Мелетинский Е.М. Эдда и ранние формы эпоса. М., 1968.

117. Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959.

118. Меликишвили Г.А. Наири Урарту. Тбилиси, 1954.

119. Менабде Э.А. Хеттское общество. Тбилиси, 1965.

120. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Вып. 1. М., 1881.

121. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Вып. 2. М., 1882.

122. Миллер В.Ф. Черты старины в сказаниях и быте осетин. СПб, 1882.

123. Миминошвили P.C. Пелазги и «Илиада». Тбилиси, 1960.

124. Мирзоев В.Г. Былины и летописи. М., 1978.

125. Нариманов И. Г., Ахундов Т. И., Алиев Н. Г. Лейлатепе. Поселение, традиция, этап в этно-культурной истории Южного Кавказа. Баку, 2007.

126. Невелева С.JI. Мифология древнеиндийского эпоса (пантеон). М., 1975.

127. Немировский А.И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983.

128. Никольская P.A. Происхождение религии и ее первобытные формы. Минск, 1968.

129. Новосельцев А.П. Генезис феодализма в странах Закавказья. М., 1980.

130. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Тифлис, 1861.

131. Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья / МИА СССР. М. -Л., 1950. № 18 4.1 -2.

132. Орбели И. Армянский героический эпос. Ереван, 1956.

133. Оранский И.М. Иранские языки в историческом освещении. М., 1979.

134. Петросян A.A. История народа и его эпос. М., 1982.

135. Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959.

136. Пиотровский Б.Б. Искусство Урарту. VIII VI вв. до н.э. Ленинград, 1962.

137. Плетнева С.А. Хазары. М., 1976.

138. Попович М.В. Мировоззрение древних славян. Киев, 1985.

139. Потанин Г.Н. Ерке. Культ сына Неба в Северной Азии. Томск, 1916.

140. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976.

141. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976.

142. Пфаф В.Б. Путешествие по ущельям Северной Осетии / ССК. Т.1. Тифлис, 1871.

143. Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. М., 1977.

144. Редер Д.Г. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1965.

145. Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. Ленинград, 1925.

146. Рклицкий М.В. К вопросу о нартах и нартских сказаниях. Владикавказ, 1927.

147. Руденко С.И. Горноалтайские находки и скифы. М. Л., 1952.

148. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1994.

149. Салакая Ш.Х. Абхазский нартский эпос. Тбилиси, 1976.

150. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

151. Серебряков И.Р. Литературы народов Индии. М., 1985.

152. Скитский Б.В. Очерки истории горских народов. Орджоникидзе, 1972.

153. Скитский Б.В. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 г. / Известия СОНИИ. T.XI. Дзауджикау, 1947.

154. Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М., 1964.

155. Смирнов К.Ф., Кузьмина Е.Е. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий. М., 1977.

156. Соколова З.П. Культ животных в религии. М, 1972.

157. Струве В.В. Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии. Л, 1968.

158. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1939.

159. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.

160. Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М. Л., 1948.

161. Тресков И.В. Фольклорные связи Северного Кавказа. Нальчик, 1963.

162. Урусбиева Ф.А. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1979.

163. Флоренсов Н. А. Троянская война и поэмы Гомера. М., 1991.

164. Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972.

165. Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1990.

166. Хазанов A.M. Социальная история скифов. М., 1975.

167. Хачиров А.К. Социалистическая культура и наследие. Орджоникидзе, 1976.

168. Хумайюн Кабир. Индийская культура. М., 1963.

169. Церенц Эрих. Библейские холмы. М., 1966.

170. Цулая Г.В. Историческая интерпретация основных образов абхазского героического эпоса (Нарты и Абрскил). Автореф. М., 1966.

171. Чибиров JI.A. Народный земледельческий календарь осетин. Цхинва-ли, 1976.

172. Чочиев А.Р. Очерки истории социальной культуры осетин. Цхинвал, 1985.

173. Шахнович М.И. Мифы о сотворении мира. М., 1969.

174. Шилов Ю.А. Прародина ариев. История, обряды и мифы. Киев, 1995.

175. Ярославский Е. Как родятся, живут и умирают боги и богини. М., 1959.1. Статьи:

176. Абаева З.В. К историзму нартского эпоса осетин / Известия ЮОНИИ. Вып. XIII. Тбилиси, 1964. С. 187 214.

177. Абаева З.В. Характер и обстоятельства в нартском эпосе. Известия ЮОНИИ. Вып. XVI. Тбилиси, 1969. С. 72 94.

178. Абаев В.И. Avestica / Проблемы осетинского языкознания. Вып.2. Орджоникидзе, 1987. С. 23 40.

179. Абаев В.И. Даредзановские сказания у осетин / Амран. М. JI., 1932. С. 13 - 17.

180. Абаев В.И. Дети Солнца / Избранные труды. Владикавказ, 1990. Т.1. С. 261 283.

181. Абаев В.И. Дохристианская религия осетин / Избранные груды. Т.1. Владикавказ, 1990. С. 102-114.

182. Абаев В.И. К вопросу о прародине и древнейших миграциях индоиранских народов / Древний Восток и античный мир. М., 1972. С. 26 36.

183. Абаев В. И. Культ «семи богов» у скифов / Избранные труды. Т. 1. Владикавказ, 1990, С. 89 96.

184. Абаев В.И. Миф и история в гатах Зороастра / Избранные труды. Т.1. Владикавказ, 1990. С. 52 70.

185. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин / Избранные труды. Т.1. Владикавказ, 1990. С. 142 242.

186. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин / Сказания о нартах. Цхинвали, 1981. С. 3-26.

187. Абаев В.И. Опыт сравнительного анализа легенд о происхождении нар-тов и римлян / Избранные труды. Т.1. Владикавказ, 1990. С.302 325.

188. Абаев В.И. О работе В.А. Кузнецова «Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа» / Кузнецов В.А. Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа. Орджоникидзе, 1980. С. 3 4.

189. Абаев В.И. О собственных именах нартовского эпоса / Избранные труды. Т.1. Владикавказ, 1990. С. 243 260.

190. Абаев В.И. Проблемы нартовского эпоса / Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957. С. 22 36.

191. Абаев В.И. Троянский конь / Избранные труды. Т.1. Владикавказ, 1990. С. 326-368.

192. Абаев В.И. Фракийский социальный термин Tarabosteis / Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. М., 1984. С. 18 20.

193. Абаев В.И. Этногенез осетин по данным языка / Происхождение осетинского народа. Орджоникидзе, 1967.С.9-21.

194. Абаев В.И., Гуриев Т.А. Новое о происхождении термина «Нарт» // Литературная Осетия. 1971. № XXI. С.82 87.

195. Аверкиева Ю.П. Пережитки материнского рода у индейцев Квакиютль / Труды Института этнографии АН СССР. М. Л., 1947. С. 153 - 173.

196. Антее Р. Мифология в древнем Египте / Мифология древнего мира. М., 1977. С. 55 121.

197. Антоненко В.Ф. Заметки к солярной интерпретации мифологии ведийского Индры / Литература и культура древней и средневековой Индии. М., 1979. С.89 98.

198. Антонова Е.В. Мургабские печати в свете религиозно-мифологических представлений первобытных обитателей юга Средней Азии и их соседей / Средняя Азия, Кавказ и Зарубежный Восток и древности. М., 1983. С. 13 -31.

199. Ардзинба В.Г. К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов) / Древний Восток. Этнокультурные связи. М., 1988. С. 263 306.

200. Ардзинба В.Г. Нартский сюжет о рождении героя из камня / Древняя Анатолия. М., 1985. С. 128 169.

201. Ардзинба В.Г. Послесловие / Герни О.Р. Хетты. М., 1987.С. 192 222.

202. Арутюнов С. А. Современный синтоизм / Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970. С.З 27.

203. Афанасьев Г.Е. Большая семья у алан // Советская археология. 1984. №3. С. 66 82.

204. Богославская И.В. Одежда кочевых мигрирующих народов Ханаана по древнеегипетским изображениям XIV XII вв. до н.э. // ВДИ. 1988/№ 1. С. 126 - 138.

205. Вирсаладзе Е.Б. Нартский эпос и охотничьи сказания в Грузии / Сказания о нартах-эпос народов Кавказа. ML, 1969. С. 245 254.

206. Габараев С.Ш. К вопросу о народном мировоззрении в нартском эпосе / Сказания о нартах эпос народов Кавказа, М., 1969.- С. 69 - 102.

207. Габараев С.Ш. О нартовском обществе в осетинском эпосе // Известия ЮОНИИ. Вып.Х. Сталинир, 1960. С. 81 93.

208. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских народов / Адыгский фольклор. Кн.1. Майкоп, 1980. С. 70 98.

209. Граков Б.Н. Заметки по скифо-сарматской археологии / МИА СССР. М., 1965. С.215-219.

210. Гуляев В.И. Проблема становления царской власти у древних майя / Становление классов и государства. М., 1976. С. 191 -248.

211. Гуриев Т.А. О значении одной этимологии /Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. Тезисы конференции. М., 1984. С. 28 29.

212. Гютербок Г.Г. Хеттская мифология / Мифология древнего мира. М 1977. С. 161 198.

213. Далгат У.Б. Типовые черты нартского эпоса /Типология народного эпоса М., 1975. С. 213-234.

214. Джанаева H.A. Мифологическая система нартского эпоса осетин в сравнительно-типологическом освещении /Древний и средневековый Восток. 4.2. М., 1985. С. 266 281.

215. Джарылгасинова Р.Ш. Корейские мифы о культурных героях / Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970. С. 62 72.

216. Джеймсон М.Г. Мифология древней Греции / Мифология древнего мира. М., 1977. С.233 282.

217. Джиоев Х.С. К вопросу о происхождении термина «Нарт» / (Вопросы кавказской филологии и истории. Нальчик, 1982. С. 125 133.

218. Джиоев Х.С. О монгольском влиянии на осетинский нартский эпос / Материалы научной конференции АН ГССР. Координационный совет по фольклору при отделении языка и литературы им.Ш.Руставели. Тбилиси, 1981. С. 65-66.

219. Дзиццойты Ю.А. Таргитай на Кавказе /Первая международная научная конференция «Осетиноведение: история и современность». Владикавказ, 1991. С. 49-52.

220. Дрезден М. Мифология древнего Ирана / Мифология древнего мира. М., 1977. С. 337 365.

221. Дьяконов И.М. Народы Древней и Средней Азии / Переднеазиатский этнографический сбор ник. 1958. № 1. С. 5 72.

222. Дьяконов И.М. Эпос о Гильгамеше / Эпос о Гильгамеше. М. JI, 1961. С. 91- 143.

223. Елизаренкова Т.Я. Древнейший памятник индийской культуры / Риг-веда. Избранные гимны. М., 1972. С. 3 92.

224. Елизаренкова Т.Я. Об Атхарваведе / Атхарваведа. Избранное. М., 1976. С. 3 56.

225. Ефремов П.Е. Мифология долганов в их фольклорных произведениях / Мифология народов Якутии. Якутск, 1980. С. 26 32.

226. Инал-Ипа Ш.Д. Исторические корни древней культурной общности кавказских народов / Сказания о нартах эпос народов Кавказа. М., 1969. С. 30 - 68.

227. Инал-Ипа Ш.Д Нартский эпос абхазцев / Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957. С. 91 109.

228. Ионова Ю.Б. Пережитки тотемизма в религиозных обрядах корейцев / Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970. С. 147 -174.

229. Калоева Д. Даредзановские сказания у осетин / Советская этнография. 1976. №1. С. 131-135.

230. Калоев Б.А. Некоторые этнографические параллели к осетинскому нартскому эпосу / Сказания о нартах эпос народов Кавказа. М., 1969. С. 162 - 187.

231. Кальянов В.И. Некоторые вопросы внешнеполитических воззрений в древнеиндийском эпосе / Махабхарата. Удьйогапарва, или книга о старании. Ленинград, 1976. С. 399 427.

232. Клейн Л.С. Майкоп. Азия. Европа? // Знание сила. 1987 № 2. С. 66 -76.

233. Клейн Л.С. Легенда Геродота об азиатском происхождении скифов и нартский эпос. ВДИ. № 4. М., 1975. С. 14 27.

234. Козаев П.К. К семантике сюжета на майкопском сосуде из с. Сунжа / Первая международная научная конференция «Осетиноведение: история и современность». Владикавказ, 1991. С. 71 72.

235. Козаев П.К. Нартовский эпос как исторический источник / Проблемы хронологии археологических памятников Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1985. С. 55 87.

236. Косвен М.О. К вопросу о военной демократии /Проблемы истории первобытного общества. М Л., 1960. С. 241 - 261.

237. Котович В.М. Некоторые данные о связях населения Дагестана и Передней Азии в древности / Средняя Азия, Кавказ и Зарубежный Восток вдревности. М., 1983. С.4 12.

238. Крайнов Д.А. Вауловский могильник / Труды ГИМ. Вып.ХП. М., 1941. С. 135- 143.

239. Крупнов Е.И. О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа / Сказания о нартах эпос народов Кавказа. М., 1969. С. 15-29.

240. Кубалов А.З. К вопросу о происхождении нартовских песен / ИОНИИК, 1. Владикавказ,!926. С. 379 382.

241. Куек A.C. О некоторых мифологических образах в адыгском эпосе «Нарты» // Проблемы адыгской литературы и фольклора. Вып.З. Майкоп, 1981. С. 145- 159.

242. Кузьмина Е.Е. Занавес поднимается // Знание сила. 1985. №11. С.38 -42.

243. Кузьмина Е.Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов / Скифы и сарматы. Киев, 1977. С. 96 -119.

244. Кузьмина Е.Е. Скифское искусство как отражение мировоззрения одной из групп индоиранцев / Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976. С. 52 - 65.

245. Кузьмина Е.Е. Сложение скотоводческого хозяйства в степях Евразии и реконструкция социальной структуры общества древнейших пастушеских племен / Материалы по хозяйству и общественному строю племен Южного Урала. Уфа, 1981. С. 23 43.

246. Кузьмина Е.Е. Сюжет противоборства двух животных в искусстве азиатских степей / Ранние кочевники. КСИА. № 154. М., 1978. С.103 108.

247. Кумахов М.А. К этимологии имени основного героя адыгского и абхазского эпоса / Сказания о нартах эпос народов Кавказа. М., 1969. С. 497 -502.

248. Лебедева Ж.Х. Мифологический генезис эвенкского эпоса / Мифология народов Якутии. Якутск, 1980.С. 33 40.

249. Лосева И.М. Некоторые урартские ювелирные изделия с изображением ритуальных сцен / Древний мир. М., 1962. С. 300 -311.

250. Магомедов P.M. Фольклор как исторический источник (на материалах народного творчества Дагестана) // Известия СКНЦВШ, общественные науки. Ростов-на-Дону, 1987. № 4. С. 55- 58.

251. Мальсагов А.О. О нарт-орстхойском эпосе ингушей и чеченцев / Сказания о нартах-эпос народов Кавказа. М., 1969. С. 255 381.

252. Мальцев М.И., Потявин В.М. К вопросу о социально-классовом содержании нартского эпоса /УЗ ЧГПИ. Bbin.IV. Чебоксары, 1956. С. 127 147.

253. Мелетинский Е.М. Место нартских сказаний в истории эпоса / Нарт-скийэпос. Орджоникидзе, 1957. С. 37 73.

254. Мехта Р.Н. Новые данные о датировке Атхарваведы ( по археологическим источникам) / Древние культуры Средней Азии и Индии. Л., 1984. С. 126 129.

255. Мижаев М.Н. Мифология и обрядовая поэзия адыгов /Адыгский фольклор. Кн.1.- Майкоп, 1980. С. 34 69.

256. Норман-Браун У. Индийская мифология / Мифология древнего мира. М., 1977. С. 283 336.

257. Першиц А.И. Общественный строй туарегов Сахары в XIX веке / Разложение родового строя и формирование классового общества. М., 1968. С. 321 355.

258. Петросян A.A. Решенные и нерешенные вопросы нартоведения / Сказания о нартах эпос народов Кавказа. М., 1969. С. 5 - 14.

259. Путилов Б.Н. Вступительная статья / Героический эпос народов СССР. Л., 1979. С. 3 32.

260. Путилов Б.Н. Типология фольклорного историзма / Типология народного эпоса. М., 1975. С. 164-181.

261. Рассудова Р.Я. Скифские энареи среднеазиатские ходжа / Проблемы скифо-сибирского культурно-исторического единства. Тезисы докладов всесоюзной археологической конференции. Кемерово, 1979. С. 101 - 103.

262. Сафронов В.А. Хронология, происхождение и определение этнической принадлежности майкопской культуры по археологическим и письменным источникам / Хронология памятников эпохи бронзы Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1982. С. 68 104.

263. Семека Е.С. Структура некоторых цейлонских ритуалов и мифов / Индийская культура и буддизм. М., 1972. С. 115 147.

264. Семенов Л.П. К вопросу о происхождении осетинского нартского эпоса. Известия СОНИИ. Т. XIX. Орджоникидзе, 1957. С. 1 7.

265. Семенов Ю.И. Первобытная коммуна и соседская крестьянская община / Становление классов и государства. М., 1976. С. 7 86.

266. Смирнов К.Ф. Савромато-сарматский звериный стиль / Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976. С.74 89.

267. Тедеты Герас. Ирон нартологийы ахсджиаг зонадон куыст // Фидиуагг. 1977. No 6. Ф. 80-82.

268. Тереножкин А.И. Скифский вопрос / Скифы Северного Причерноморья. Киев, 1987. С. 3 12.

269. Темкина Э.Н., Эрман В.Г. Предисловие / Три великих сказания древней Индии. М., 1978. С. 5-21.

270. Титов B.C. К изучению миграций бронзового века /Археология Старого и Нового Света. М., 1982. С. 89 145.

271. Толстова Л.С. Исторический фольклор каракалпаков как источник для изучения этногенеза и этнокультурных связей этого народа / Этническаяистория и фольклор. М., 1977. С. 141 164.

272. Толстов С.П. Из предыстории Руси // Советская этнография. 1947 N VI VII. С. 39 - 59.

273. Токарев С. А., Мелетинский Е.М. Мифология / Мифы народов мира. Т.1.М., 1980. С. 11-20.

274. Топоров В.И. Хетт.-лув. kamrusepa: мифологический образ /Древняя Анатолия. М., 1985. С. 106-127.

275. Туганов М.С. Кто такие нарты? / ИОНИИК, I. Владикавказ, 1926. С. 371 -378.

276. Тургиев Т.Б. О скотоводстве у алан / Материалы по археологии и древней истории Северной Осетии. Орджоникидзе, 1969. С. 120 131.

277. Хагурова К.Х. Прекрасное в адыгском эпосе «Нарты» /Адыгский фольклор. Кн.1. Майкоп, 1980. С. 99 -120.

278. Чеджемты Геор. Чи сты нартаз // Мах дуг. 1979/ 9. Ф. 90 101.

279. Чежина Е.Ф. Художественные особенности звериного стиля Нижнего Поволжья и южного Приуралья в скифскую эпоху / Археологический сборник. Л., 1983. № 23. С. 16 29.

280. Черкасова Е.А. Рабство в раннеклассовых обществах Африки / Социально-экономические проблемы истории древнего мира и средних веков. М., 1972. С. 58 66.

281. Чиковани М.Я. Амираниани. Грузинский эпос. Тбилиси, 1960.

282. Чичеров В.И. Вопросы генезиса и развития древних форм народного эпоса в освещении фольклористики и некоторые проблемы нартских сказаний / Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957. С. 5 21.

283. Шортанов А.Т. Героический эпос адыгов «Нарты» / Сказания о нартах эпос народов Кавказа. М., 1969. С. 188 - 225.

284. Шортанов А.Т. Нартский эпос адыгов / Нарты. Адыгский героический эпос. М., 1974. С. 8-35.

285. Бессонова С.О. Религиозные представления населения степной Скифии.1. Словари:

286. Мифологический словарь. М., 1991.

287. Мифы народов мира. Т.2. М., 1982.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.