Национальная диаспора как объект этносоциологического исследования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Чаптыкова, Татьяна Ивановна

  • Чаптыкова, Татьяна Ивановна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 1997, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 137
Чаптыкова, Татьяна Ивановна. Национальная диаспора как объект этносоциологического исследования: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Москва. 1997. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Чаптыкова, Татьяна Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДИАСПОР.

1.1. Этнический фактор в условиях трансформирующихся обществ и место диаспор в его функционировании.

1.2. Национальная диаспора: сущность, критерии, типология, функции.

1.3. Национальная диаспора в системе понятий этносоциологии.

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДИАСПОР В РОССИИ.

2.1. Социальный портрет национальных диаспор.

2.2. Социально-культурная деятельность как основная функция национальных диаспор.

2.3. Ассимиляция и национальная консолидация как основное противоречие в функционировании диаспор.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальная диаспора как объект этносоциологического исследования»

Актуальность темы исследования.

В условиях глубокой политической и экономической трансформации, которая происходит в России, а также в бывших республиках СССР, этнический фактор стал одним из важнейших параметров общественной жизни.

Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в том, что рост объективных интегративных тенденций во всем мире, которые ведут к ослаблению значимости этнических границ, к взаимодействию во всех сферах жизни современного общества -экономической, политической, культурной и т.д. - сопровождается не менее устойчивым встречным процессом - противодействием интернационализации экономических и духовных отношений.

В этой ситуации сложнее всего приходится специфическим этническим группам - диаспорам, оказавшимся в роли меньшинства в иноэтничном окружении и олицетворяющим противоречивые тенденции консолидации и ассимиляции своей общности.

Проблемы национальных диаспор, которые в советский период не были столь актуальными, резко обострились в результате дезинтеграции СССР.

Перед диаспорами впервые возникла необходимость разобраться с неведомой им ранее трудностью - национальной и общественной самоидентификацией, на что направлены также усилия ряда социальных наук, и особенно социологии.

Объединенные ранее единым институтом советского гражданства в настоящее время диаспоры самими реалиями суверенного развития независимых стран поставлены перед необходимостью найти собственную нишу в социокультурной среде принявшего государства, осознать себя меньшинством по сравнению с коренным этносом, пройти нелегкие стадии социальной эмансипации для того, чтобы противостоять ассимиляции и сохранить связи с исторической родиной и приверженность национальной самобытности.

Одновременно национальная диаспора становится естественным мостом в строительстве международных отношений нового уровня, поскольку именно она выступает важнейшим объектом и активно действующим субъектом контактов стран - родителей и их культур.

Однако проблема национальной и общественной самоидентификации по разному стоит перед представителями различных диаспор.

Что касается так называемых старых диаспор - немецкой, греческой, еврейской - то для них острой является задача координации деятельности многочисленных групп в своем составе. Актуальной представляется проблема, связанная с их нынешним статусом и перспективами развития, то есть решением вопроса о продолжении своего функционирования на территории России или сосредоточении сил на возвращении на историческую Родину.

Подобные этнические группы, представляющие собственно народы России (татары, башкиры, марийцы, буряты, чеченцы и др.) и расселенные за пределами своих национально-территориальных образований, стремятся к самоорганизации в связи с ростом национального самосознания, укреплением основ государственности внутри РФ.

Анализ происходящих процессов оформления и структурирования этнических групп, сопровождаемых конфликтами, болезненными противоречиями в национальном самосознании и поведении, необходим для моделирования хода дальнейших событий в сфере строительства межнационального мира. Сегодня идет интенсивный поиск новых форм взаимоотношений между людьми различных национальностей, подходов к вопросам национальной политики. В этом процессе методологически важна разработка современной социологической концепции национальной диаспоры, необходим анализ состояния и тенденций социального развития национальных диаспор России, их самосознания и его реализации в период переустройства всей системы общественных отношений в России.

Не менее актуальным является научный аспект проблемы. Ни в социологической, ни в философской, ни в исторической литературе нет еще достаточной четкости и ясности при трактовке понятия "национальная диаспора", ее сущности, критериев типологизации, то есть исходных теоретико-методологических оснований. Все эти обстоятельства - потребности реальной науки и потребности теории -обусловили актуальность предпринятого исследования.

Состояние научной разработанности проблемы.

Современные этносы складывались в результате сложных диффузных этнических процессов и взаимовлияния культур. Анализу этих длительных, противоречивых и неоднозначных процессов в отечественной науке посвящено немало трудов философов, этнографов, историков, антропологов, культурологов.1

Однако / при анализе этногенеза феномену национальной диаспоры уделялось более чем скромное место.

Изучение имеющейся научной литературы позволяет сделать вывод, что анклавное существование этнической группы, отколовшейся от крупного национального сообщества,

1 См.: Бромлей Ю.В.,Подольный Р.Г. Человечество - это народы. - М., 1990, Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1989, Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. - М.,1990, Козлов В.И. Динамика численности народов: методология исследования и основные факторы. -М.,1969, Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе. / Вопросы философии, 1992, N 2, Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. - М., 1971, Численность и расселение народов мира. - М., 1962, Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. - М., 1991, Этносы и этнические процессы. - М., 1993 и др. рассматривалось чаще всего в рамках этнографии и носило

1 t описательный характер.' ;

В 80-е годы появились работы, в основе которых лежали крупномасштабные социологические исследования. В них сделаны попытки раскрыть отдельные стороны жизнедеятельности этнодисперсных групп в крупных городах СССР: профессиональные, демографические, лингвистические, психологические, культурные аспекты.2

I Для настоящего исследования наибольший интерес представляют работы, в которых проблемы национальных диаспор рассматриваются с точки зрения осмысления их функционирования после распада СССР, в том числе и исследующие процесс возникновения новой 25 - миллионной русской диаспоры, некоторые аспекты изучения которой нашли отражение в ряде работ.3^:

В процессе исследования была предпринята попытка привлечь труды зарубежных ученых, в том числе и социологов. В большинстве из них нашли отражение судьбы еврейской, армянской диаспор, а также выходцев из африканских и латиноамериканских стран. Что касается работ, посвященных СССР и России, то они носят в основном констатирующий характер и описывают судьбу диаспор в контексте глобальных национальных и этнических процессов в нашей стране.4

2Этнические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. - М., 1980, Кузеев Р.Г., Бабенко В.Я. Этнические и этнографические группы в СССР. - Уфа, 1989, Малые и дисперсионные группы в Европейской части СССР: география расселения и культурные традиции. - М., 1985, Этнические группы в Европейской части СССР ( формирование, расселение, динамика культуры ). - М.,1987, Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде. -М.,1989 и др.

2См.: Этнические процессы и образ жизни. - Минск, 1986, Опыт этносоциологического исследования образа жизни ( по материалам Молдавской ССР ). - М., 1980, Этносоциальные проблемы города. - М., 1986, Этнокультурные процессы в Петербурге. - Л., 1987, Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. - Л., 1987 и др.

3 См.: Русские в новом зарубежье: Средняя Азия. Этносоциологический очерк. - М., 1993, Русские в новом зарубежье. Программа этносоциологического исследования. - М., 1994 Русские в новом зарубежье: Киргизия. Этносоциологические очерки. - М.,1995, Новые славянские диаспоры. -М., 1996, Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах. - М., 1996.

4 The Russian Diaspora: Some Data, Concern. - 1990; Ruprecht Jr., Louis On Being Jewish or Greek in the Modem Moment. - 1994; Pattie, Susan Armenian Diaspora Life in Cuprus and London. - 1991; j Вместе с тем, исследования национальных меньшинств и> этнических групп выявили, что термин "национальная диаспора" / достаточно разноречиво трактуется в научной литературе, и по ) существу нет единого определения, которое претендовало бы на; некоторую однозначную трактовку.

Практически не изучены этнические группы, представляющий на территории РФ народы бывших союзных республик. Исключением в этом смысле является армянская диаспора, которой посвящен ряд исследований и то в силу ее многовековой истории.1

В ряде монографий и статей нашли отражение некоторые проблемы функционирования немецкой, еврейской, ассирийской, корейской диаспор, их этносоциальные и этнокультурные характеристики, но они скорее выполнены в историческом или политологическом аспекте.2 Специальные социологические работы по этим проблемам отсутствуют.

Остаются неисследованными и внутренние диаспоры, представляющие собственно народы России. Их изучение до сих пор происходило в основном рамках этнографической проблематики.3

Трудности анализа феномена национальной диаспоры заключается в неразработанности понятийного аппарата, основных

Bubis, Gerald В. Another Look at Diaspora-Israel Relations. - 1992; ^heffer, Gabi The Jewish Diaspora at a Crossroads. - 1990; Global dimensions of the Afrikan diaspora. - 1993.

1 См.: Фурман Д. Армянское национальное движение: история и психология. - Свободная мысль, 1992, N16, Арутюнян Ю.В. Армяне - москвичи. Социальный портрет по материалам этносоциологического исследования. - Советская этнография, 1991, N2, Ананян Ж., Хачатурян В. Армянские общины в России. - Ереван, 1993.

2 См.: Бауэр В., Иларионова Т. Российские немцы: право на надежду. - М., 1995, Титов B.H. Этнокультурная характеристика московских ассирийцев (опыт этносоциологического опроса). -Этнографическое обозрение, 1992, N5, Агранат А.Б., Михайлов С.С., Мищенко Е.В., Титов В.Н. Ассирийцы в Москве ( по материалам этносоциологического исследования ). - Восток, 1994, N2, Рывкина Р.В. Евреи в современной России. - Общественные науки и современность, 1996, N5, История евреев в России. - СПб., 1993, Бугай Н.Ф. Корейцы в СССР: из истории вопроса о национальной государственности. - Восток, 1993, N2.

3 См.: Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы. - Чебоксары, 1989, Иванов В.П. Формирование чувашской диаспоры. - Чебоксары, 1988, Кузеев Р.Г. Народы Поволжья и Приуралья. - М.,1985, Бараксанов Г.Р., Конаков Н.Д., Рогачев Ю.Г. Омские коми. - Сыктывкар, 1987, Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных процессах. Тезисы докладов. - Уфа, 1989. дефиниций и, прежде всего, ключевого понятия "национальная диаспора".

Частично эти вопросы рассматриваются в монографии Иларионовой Т.С., "Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры)". М., 1994, в сборнике "Этнос и его подразделения". М., 1992, в статье Колосова В.А., Галкиной Т.А., Куйбышева М.В. "География диаспор на территории бывшего СССР." - "Общественные науки и современность", 1996, N 5. Однако в этих работах затронуты лишь отдельные аспекты функционирования диаспор и в основном с позиции истории, политологии или этнической географии.

Для анализа этносоциального и политического развития диаспор определенный интерес представляют публицистические работы ученых, политических деятелей, деятелей культуры1.

В целом же, теоретическое осмысление, социологические исследования по данной теме практически отсутствуют. Острота данного явления постоянно возрастает, но закономерности и тенденции его развития остаются пока "закрытой зоной" для социологии, для которой особенно значимыми являются проблемы национального самосознания и поведения представителей этих этнических сообществ.

Цель и задачи исследования.

Целью исследования является теоретико-методологический, этносоциологический анализ состояния, тенденций развития и проблем функционирования национальных диаспор в современной России.

1 Коман Э. Сто языков - одна судьба. - Российская федерация, 1995, №16.; он же. Для чего Москве национальная политика. - Новый Вавилон, 1996, №1; Алексеевский В.К. Еще раз о лицах кавказской национальности. - Новый Вавилон, 1994, №1; Цаголов К.М. Об одной актуальной проблеме. - Век, 1996, №31 и др.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- дать анализ понятия "национальная диаспора", сопоставить различные точки зрения и выработать его социологическую интерпретацию;

- осуществить многовариантную классификацию диаспор;

- выявить особенности формирования национальной самоидентификации диаспор;

- осуществить анализ особенностей этнокультурных и языковых процессов, происходящих в диаспоре;

- выявить проблемы ассимиляции и консолидации диаспор на сегодняшнем этапе их функционирования.

Объект диссертационного исследования - состояние и тенденции развития национальных диаспор в современной России.

Предмет исследования - этносоциологический анализ национальных диаспор как культурно-исторического феномена, роль самосознания в процессе специфической национальной самоидентификации, протекающей в условиях иноэтничного окружения.

Теоретико-методологическая и эмпирическая основа исследования.

Исследование выполнено на основе принципов единства теоретического и прикладного анализа, единства исторического и логического, принципов сравнительной диагностики.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды отечественных этнографов, социологов, психологов, политологов, вышедшие в 1970-1990-е годы (см. список литературы), документы государственных органов власти, общественных организаций и объединений, принятые в 90-е годы, материалы периодических специальных и массовых изданий, опубликованные в 1990-1996-е годы.

Эмпирическую основу исследования составили:

- статистические данные, полученные в результате всесоюзных переписей населения 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 годов, материалы энциклопедических справочников и сборников: "Народы России. Энциклопедия.", "Народы мира. Историко-этнографический справочник." и др.;

- нормативно-правовые документы: Концепция государственной национальной политики Российской Федерации от 1 мая 1996 года, закон о национально-культурной автономии от 17 июня 1996 года;

- результаты контент-анализа материалов периодических изданий: "Российская Федерация", "Новый Вавилон", "Иностранец", "Комсомольская правда", "Этнополитический вестник", "Этнографическое обозрение", "Социально-политический журнал", "Общественные науки и современность", "Социологические исследования" и др. (за 1994-1996 годы);

- результаты социологических исследований отдельных диаспор (ассирийской, еврейской, армянской, немецкой, корейской, татарской и др.), опубликованные в научных и социально-политических журналах: "Этнографическое обозрение", "Восток", "Общественные науки и современность" в 1991-1996 годах.

Научная новизна исследования.

Научная новизна работы состоит в следующем:

- дана дефиниция понятия "национальная диаспора", в соответствии с которой национальной диаспорой называется устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущая в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселения своего народа) и имеющая социальные институты для своего развития и функционирования;

- определены отличия понятия "национальная диаспора" от других понятий этносоциологии - этнической общности, этнической группы, национального меньшинства, этнического меньшинства, малочисленных народов - главные из которых заключаются в принципах расселения, истории появления и организационных формах функционирования;

- осуществлена классификация диаспор по следующим основаниям: а)наличие или отсутствие у них национально-государственных образований как в дальнем, так и ближнем зарубежье; б)тип расселения; в)численность диаспоры; г)основные сферы деятельности; д)позитивность или деструктивность поведения диаспор;

- в диссертации впервые обосновано наличие (наряду с уже выявленной культурной) социальной, экономической, политической функций диаспоры, которые приобрели особое звучание в настоящий период;

- дано сопоставление социальных портретов национальных диаспор России по следующим характеристикам: время и пути формирования, регионы и способы расселения, численность;

- обозначены основные тенденции развития национального самосознания диаспор, отражающие главное противоречие в их функционировании: этническая ассимиляция и национальная консолидация.

Практическая значимость исследования.

Материалы, содержащиеся в данной работе, могут служить источником информации в процессе выработки рекомендаций теоретического и прикладного характера для государственных органов и общественных организаций по осуществлению политики в

Российской Федерации применительно к национальным диаспорам. Также они могут найти применение в преподавательской деятельности,

В настоящем исследовании предложены принципы и инструментарий, использование которых возможно при дальнейшем изучении данной общности (см. приложение № 2). Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в ряде публикаций автора, выступлениях на научно-практических конференциях, проблемной группе кафедры социологии РАГС в 1996-1997 годах.

Структура диссертации.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждом, заключения, библиографического списка и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Чаптыкова, Татьяна Ивановна

Заключение

Коренные политические и экономические преобразования, произошедшие на территории бывшего Советского Союза в последнее десятилетие, превратили этнический фактор в один из решающих аспектов современной жизни, одним из проявлений которого стала проблема диаспор или этнических групп, оказавшихся в силу определенных причин оторванными от своего этноса и рассеянными в инонациональной среде.

Анализ имеющейся научной литературы показал недостаточность исследования данной проблемы в рамках социальных наук, в том числе и социологии. Между тем, ее значимость с каждым днем становится все острее - реальное влияние диаспор на жизнь национально-территориальных и государственных образований постоянно увеличивается, и многие из них превращаются в важный фактор решения не только социально-культурных, но и экономических, и политических проблем. Кроме того функционирование диаспор сопровождается рядом проблем, одной из которых является интеграция этнических групп в иноэтничное окружение с сохранением при этом культурной самобытности, этнической самоидентификации. Решение этих проблем позволит нам сохранить как внутринациональный мир России, так и добрососедские отношения с государствами ближнего и дальнего зарубежья.

В процессе изучения содержания понятия "национальная диаспора" было выявлено два подхода к его определению:

- согласно первому подходу, "национальная диаспора" трактуется в широком смысле и включает в себя всю ту часть этноса, которая проживает за пределами его государственного или национально-территориального образования в мире, либо в определенном регионе;

- согласно второму подходу, который нашел отражение в настоящем исследовании, диаспора — это не просто совокупность людей единой этнической принадлежности, но обязательно определенным образом организованная и структурированная общность.

На основе анализа основных признаков национальных групп в иноэтническом окружении: количественных показателей, места и характера расселения, длительности существования, особенностей национальной культуры, языка, национального самосознания, способа организации (наличия социально-экономических, политических, культурных институтов), национальную диаспору можно определить как устойчивую совокупность людей единого этнического происхождения, живущую в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселения своего этноса) и имеющую социальные институты для развития и функционирования.

Необходимо отметить значимость количественных данных переселяющихся групп, которые являются исходными показателями для формирования диаспоры и должны быть достаточными для обеспечения расширенного или простого воспроизводства и межпоколенной трансляции хотя бы некоторых образцов этнической культуры. В то же время они не должны превышать того предела, когда этническая группа настолько многочисленна, что представлена во всех сферах общественной жизни (например, немцы в США или украинцы в СССР) и не чувствует необходимости в национальной консолидации.

Не менее значим в исследовании диаспоры и вопрос ее жизненного цикла или длительности существования. Анализ показывает, что временной интервал функционирования диаспор зависит от демографических (наличие необходимой половозрастной структуры группы для ее воспроизводства), географических (удаленность от этнической территории, природные условия), этнопсихологических (склад национального характера), этнополитических (политика государства в отношении группы), этнокультурных (прежде всего близость культурной дистанции группы и иноэтничного окружения) и для каждой диаспоры складывается индивидуально.

Диаспора, пройдя некоторые этапы формирования и достигнув определенного пика в своем развитии, когда окончательно складывается ее структура, способная сохранять и поддерживать ее этнокультурную идентичность, может неопределенно долго функционировать как составная, но относительно автономная часть материнского этноса.

Заметим также, что диаспора - довольно хрупкий организм, особенно на этапе своего формирования, и может прекратить свое существование либо вследствие недостатка внутренних сил к целостности и устойчивости, либо вследствие воздействия на нее государства, на территории которого она поселилась. Причинами распада диаспор могут быть реэмиграция, ассимиляция (естественная или насильственная), физическое уничтожение (геноцид).

Многообразие диаспор делает чрезвычайно сложным осуществление их классификации. Однако предложенная нами типология диаспор по пяти основаниям является необходимым методологическим приемом для социологического исследования диаспоры. Эти основания не исчерпывают всей полноты жизненных проявлений диаспор, но помогут структурировать научное знание и его практическое применение. Смешанная типология по различным основаниям выделяет диаспоры, во-первых, по наличию или отсутствию у них национально-государственных образований и их удаленности от России; во-вторых, по типу расселения; в-третьих, по численности; в-четвертых, по сплоченности и охвату сфер деятельности и, в-пятых, по позитивному или деструктивному поведению диаспор.

Жизнь диаспоры в современной России протекает в весьма широком диапазоне и охватывает основные сферы жизнедеятельности общества, которым соответствуют выделенные нами функции — культурная, социальная, экономическая, политическая. ^ Проявлением культурной функции является активное участие представителей диаспоры в поддержании, развитии и укреплении этнической культуры своего народа, в культивировании национальных традиций и обычаев, в поддержании культурных связей со своей исторической Родиной. Анализ реально существующих диаспор показывает, что 60-70% из них сориентированы на решение национально-культурных проблем.

Второй важнейшей функцией диаспор в современной России выступает защита социальных прав представителей данного народа. Их деятельность в первую очередь связана с регулированием миграционных i потоков, занятости, помощи в профессиональном самоопределении, с созданием своеобразной этнокультурной атмосферы и условий для комфортного сосуществования и взаиморазвития с доминирующей группой.

Экономическая функция выражается в развитии форм экономической деятельности, в которых реализуются специфические виды производства, народных ремесел, товаров народного потребления.

Политическая функция проявляется в лоббировании возможности получения дополнительных прав и возможностей для своих республик (своего народа), получения особых гарантий для их эффективного развития, расширения их полномочий как внутри России, так и на международной арене, в посредничестве в конфликтных отношениях и др.

Анализ социального портрета национальных диаспор в современной России позволяет нам сделать вывод, что в основе их формирования лежат во многом сходные социально-экономические и политические причины. Причем часто диаспоры возникали в результате критических или даже катастрофических событий на их исторической родине: войн, неблагоприятных экономических, религиозных, национальных условий и др. (например, армянская, корейская, ассирийская диаспоры).

Одни из них имеют на территории России глубокие исторические корни, например, греческая и еврейская диаспоры (первые греческие поселения в Северном Причерноморье возникли в VI - V вв. до н.э., еврейские в Закавказье - в IV - III вв. до н.э.), формирование других началось в XIX и XX веках (болгары, казахи, корейцы и др.).

Динамика численности анализируемых этнических групп свидетельствует о том, что на протяжении XX в. удельный вес большинства из них увеличился (исключение: евреи, караимы, ассирийцы, латыши, литовцы). Причем темпы роста численности различны у отдельных групп. В рассматриваемый период у одних она возросла значительно (белорусы - с 459 тыс. в 1939 г. до 1206 тыс. в 1989 г., азербайджанцы - с 43,1 тыс. до 336 тыс.), у других прирост был минимальным (болгары - с 24,9 тыс. в 1959 г. до 32,8 тыс. в 1989г., туркмены - с 11,6 тыс. до 40 тыс.), что объясняется естественными ассимиляционными процессами, малым притоком новых мигрантов, специфическим национальным менталитетом некоторых этнических групп, например, узбеков, таджиков, для которых стремление выйти за пределы своего этноса было минимальным.

На процесс функционирования диаспор оказывает влияние тип их расселения (дисперсный (в городе) - компактный (в селе), который в анализируемых группах варьируется в широком диапазоне. Так, 98,4% евреев, 90% корейцев, 84,6% - грузин живут в городах, в то время как

73,4% чеченцев, 63% казахов, 46,5% немцев являются сельскими жителями.

Немаловажное значение имеет и близость исторической родины, благодаря контактам с которой этническая группа поддерживает свой культурный потенциал. Это относится прежде всего к внутренним диаспорам России (народы, проживающие в Волго-Уральском регионе, народы Северного Кавказа, имеющие диаспоры в граничащих с ними национально-государственных образованиях РФ).

Общей тенденцией, характеризующей этноязыковую ситуацию во всех анализируемых нами группах, является постепенная утрата ими родного языка в иноэтническом окружении. Однако показатели, отражающие эту тенденцию, варьируются в широком диапазоне: от практически полной утраты родного языка в малочисленных, дисперсно расселенных группах (караимы, евреи) до частичной его утраты (казахи, туркмены, цыгане, азербайджанцы, чеченцы). Среди факторов, влияющих на темпы этноязыковой ассимиляции, наиболее значимыми являются численность группы, тип расселения, культурные традиции, статус языка и др.

Следует отметить, что утрата языка еще не является показателем завершенности ассимиляционных процессов. Ключевым в функционировании диаспор является сохранение этнического самосознания или чувства принадлежности к определенному этносу, внешне проявляющееся в форме самоназвания или этнонима. Внутреннее его содержание составляет противопоставление "мы — они", представления об общности происхождения и исторических судеб, связь с "родной землей" и "родным языком".

Важность сохранения этнического самосознания трудно переоценить, ибо его смена является показателем ассимиляции национальной диаспоры.

Еще сложнее представляется сохранение в диаспоре элементов национальной культуры, присущих материальной сфере, ибо материальная культура, и прежде всего условия жизни в современном индустриальном обществе, в наибольшей степени вытеснена из зоны так г называемых этнических признаков.

Выражение национальной специфики более реально в соционормативной и поведенческой сфере быта, где существует больше возможностей для выражения чисто индивидуальных интересов, собственного восприятия жизни. Но и здесь речь может идти только о каких-то отдельных элементах национальной традиции, проявляющихся, например, в отношении к браку, социальному поведению мужчины и женщины и т.д.

Процессы ассимиляции естественны и во многом необратимы. Если этническая группа живет в ареале, где господствует другой этнос, распространены межнациональные браки, происходит растворение культуры, язык теряет свою прежнюю функциональность. На определенном этапе происходит осознание реалий, и тогда возникает тенденция к национальной консолидации. Она приобрела сейчас значительные масштабы по всему Советскому Союзу и выражает естественное стремление ощущать и видеть свою будущность как народа.

В организационном аспекте эта тенденция проявилась в создании в рамках диаспор национальных объединений (обществ, центров, ассоциаций, фондов и т.п.).

Национальные объединения и организации различаются по структуре, характеру деятельности, по интенсивности взаимодействия со "своими" регионами, республиками, государствами.

Среди них выделяются объединения федерального уровня, которые координируют целую сеть общин в различных регионах страны, и множество обществ, центров, ассоциаций, функционирующих в определенных городах, районах.

Необходимо отметить, что большая часть объединений и организаций ставит перед собой культурно-просветительные задачи, и прежде всего создание условий для возрождения и сохранения языка, обычаев, культуры. Кроме этого объединения выполняют } функции по социальной защите представителей диаспор, а некоторые из них ставят перед собой и политические цели.

Противоречие между этнической ассимиляцией и национальной консолидацией является одним из главных противоречий в функционировании диаспор, от характера, тенденций и перспектив развития которых во многом зависит будущее межнациональных отношений в России.

В связи с принятием Федеральным Собранием РФ Закона о национально-культурной автономии, вступившего в силу летом 1996 г., у национальных диаспор России появилась законодательная основа самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Однако диаспоры не ограничиваются деятельностью только лишь в сфере культуры, в современной ситуации они становятся субъектами политической и экономической жизни общества. И потому, на наш взгляд, политика государства в отношении этнических групп, называемых диаспорами, должна базироваться на выполнении следующих условий: национальные диаспоры должны обладать всеми гражданскими, политическими, экономическими, культурными правами, которые имеет доминирующий этнос; диаспорам важно обеспечить условия, позволяющие сохранять и развивать культурные особенности, язык, религию и т.д.; в ряде случаев целесообразно представить определенные льготы; необходимо искать мирные пути демократического сосуществования различных групп в обществе, не допускать этнических конфликтов и военного решения спорных вопросов, ориентироваться на диалог.

В данном исследовании затронуты лишь некоторые аспекты функционирования национальных диаспор в современной России. В целом же эта проблема требует адекватного научно-практического осмысления и своевременных, обоснованных рекомендаций ученых и специалистов в области регулирования межнациональных отношений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Чаптыкова, Татьяна Ивановна, 1997 год

1. Монографии и статьи.

2. Агранат А.Б., Михайлов С.С., Мищенко Е.В., Титов В.Н. Ассирийцы в Москве (по материалам этносоциологического исследования). Восток, 1994, N 2.

3. Агранат А.Б., Титов В.Н. Особенности демографических установок московских ассирийцев. Социологические исследования, 1994, №4

4. Алексахина Н. Этнически смешанные браки в РФ. Этнополитический вестник, 1995, №3.

5. Алексахина Н. Национально-языковая ситуация в РФ. -Этнополитический вестник, 1995, №6.

6. Алексеевский К. Еще раз о лицах кавказской национальности. -Новый Вавилон, 1994, N 1.

7. Ананян Ж., Хачатурян В. Армянские общины в России. Ереван,1993.

8. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М., 1989.

9. Арутюнян Ю.В. Армяне-москвичи. Социальный портрет по материалам этносоциологического исследования. Советская этнография, 1991, N 2.

10. Бауэр В., Иларионова Т. Российские немцы: право на надежду. -М., 1995.

11. Барак санов Г. Р., Конаков Н.Д., Рогачев Ю.Г. Омские коми. -Сыктывкар, 1987.

12. П.Брук С.И. Народы бывшего СССР в стране и за рубежом (этнодемографический очерк)./Расы и народы. М., 1992, N 22.

13. Блищенко И., Абашидзе А. Права национальных меньшинств в свете мирового опыта. Общественные науки и современность, 1992, №4.

14. Бугай Н.Ф. Корейцы в СССР: из истории вопроса о национальной государственности. Восток, 1993, N 2.

15. Белков P.JI. О методе построения теории этноса./Этносы и этнические процессы. М., 1993.

16. Бельков О. Этнические факторы геополитики. Этнополитический вестник, 1995, №4.

17. Болтенкова Л.Ф. Историко-правовые аспекты разработки понятия национальных меньшинств. Кемерово, 1978.

18. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1989.

19. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. - М.,1990.

20. Войнова В.Д., Ушкалов И.Г. Современные эмиграционные процессы в России. Социологические исследования, 1994, №1.

21. Вопросы межнациональных и федеративных отношений в Российской Федерации. М., 1994.

22. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Основные итоги. М.,1992.

23. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. Этнополитический вестник, 1994, №1, 1995, №1.

24. Государственные языки в Российской Федерации. М.,1995.

25. Грищенко В. Неизвестная перепись населения (Динамика этнополитического развития по материалам переписей 1939 и 1989 годов). Этнополитический вестник, 1995, №3.

26. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

27. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. М.,1990.

28. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению. Социологические исследования, 1992, №1.

29. Для чего Москве национальная политика (интервью с Команом Э.). Новый Вавилон, 1996, N1.

30. Дороненков Л.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. СПб, 1995.

31. Дьячков М.В. Об ассимиляции и интеграции в полиэтничных социумах. Социологические исследования, 1995, N7.

32. Жулева А., Горбунова Н. Национальное образование в Москве. -Этнополитический вестник, 1995, №5.32.3дравомыслов А., Матвеева С. Межнациональные конфликты в России. Этнополитический вестник, 1995, №4.

33. ЗЗ.Зиятдинов В. Этнокультурные факторы региональной стабильности и интеграции в России. Этнополитический вестник, 1995, №3.

34. Иванов В.П. Формирование чувашской диаспоры. Чебоксары,1988.

35. Иванов В., Котов А., Ладодо И., Назаров М. Национальные отношения в регионах России. Этнополитический вестник, 1995, №2.

36. Иванов В., Ладодо И., Котов А. Москвичи о межнациональных отношениях в столице. Этнополитический вестник, 1995, №4.

37. Исаев М. Социально-этнические аспекты развития национальных отношений. Этнополитический вестник, 1995, №6.

38. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. Национальный состав населения СССР.-М., 1973, т.4.

39. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. РСФСР.-М.,1963.

40. Евтух В.Б. Концепции этносоциального развития США и Канады. Типология, традиции, эволюция. Киев, 1991.

41. Евтух В.Б. Этническое меньшинство: понятие, признаки, функции. Философская и социологическая мысль, 1993, N 6.

42. Иванов В.П. Формирование чувашской диаспоры. Чебоксары,1988.

43. Иларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). М., 1994.

44. Калинина К.В. Национальные меньшинства. М., 1993.

45. Калинина К.В. Институты государства регуляторы межнациональных отношений. - Этнополитический вестник, 1995, №4.

46. Карлов В. Русские в ближнем зарубежье: Этносоциологические аспекты. Этнополитический вестник, 1995, №6.

47. Козлов В.И. Динамика численности народов: методология исследования и основные факторы. М., 1969.

48. Козлов В.И. О понятии этнической общности. Советская этнография, 1967, N 2.

49. Козлов В.И. Проблематика этничности. Этнографическое обозрение, 1995, №4.

50. Колосов В.А., Галкина Т.А., Куйбышев М.В. География диаспор на территории бывшего СССР. Общественные науки и современность, 1996, N5.

51. Коман Э. Сто языков одна судьба. - Российская Федерация, 1995, N16.

52. Комарова О. Миграция русских: новые тенденции. Этнополитический вестник, 1995, №5.

53. Кузеев Р.Г. Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985.

54. Кузеев Р.Г., Бабенко В.Я., Моисеева Н.Н. Этнографические и этнические группы в новое и новейшее время./Этнические процессы в Башкирии в новое и новейшее время. Уфа, 1987.

55. Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности. Психологический журнал, 1996, №14.

56. Лебедева Н.М., Хохлов А.А. Русские в республиках бывшего Союза: предрешен ли исход (из опыта этнопсихологического исследования)?/Русские в ближнем зарубежье. М., 1994.

57. Ли Квангю Корейская диаспора в мировом контексте. -Этнографическое обозрение, 1993, N 3.

58. Лысенко В. Этнополитические конфликты в постсоветском пространстве. Этнополитический вестник, 1995, №5.

59. Малые и дисперсионные группы в Европейской части России: география расселения и культурные традиции. М., 1985.

60. Межнациональные отношения: термины и определения. Киев,1991.

61. Мельник Е. Этносоциальные и криминальные последствия вынужденной миграции. Этнополитический вестник, 1995, №2.

62. Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах. М.,1996.

63. Многонациональный мир Оренбуржья. Оренбург, 1994.

64. Народы мира. Историко-этнографический справочник. М.,1988.

65. Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985.

66. Народы России. Энциклопедия. М.,1994.

67. Национальный состав населения РСФСР. По данным переписи 1989 года.-М.,1990.

68. Национальные процессы в СССР. М.,1991.

69. Новые славянские диаспоры. М., 1996.

70. Опыт этносоциологического исследования образа жизни (по материалам Молдавской ССР). М.,1980.

71. Пунжин С.М. Проблема защиты прав меньшинств. Государство и право, 1992, N8.

72. Рывкина Р.В. Евреи в современной России. Общественные науки и современность, 1996, N5.

73. Русские в новом зарубежье: Средняя Азия. Этносоциологический очерк. М., 1993.

74. Русские в новом зарубежье. Программа этносоциологического исследования. М., 1994.

75. Русские в новом зарубежье: Киргизия. Этносоциологические очерки. М., 1995.

76. Сабирова Д., Шарапов Я. Исторический опыт и современные представления о национально-культурной автономии татар в Российской Федерации. Этнополитический вестник, 1995, №2.

77. Савоскул С. Россия и русские в ближнем зарубежье. -Этнополитический вестник, 1995, №3.

78. Семенов Ю. Общество, этнос, нация. Этнополитический вестник, 1995, №4.

79. Свод этнографических понятий и терминов. М., 1988.

80. Скворцов Н.Г. Этничность в процессе социальных изменений. -Социально-политический журнал, 1996, №1.

81. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз. М., 1995.

82. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. Л., 1987.

83. Табайди Ч., Холопов Б. Этнический ренессанс. Правомерен ли термин? Дружба народов, 1989, N2.

84. Тавадов Г.Т. Современная этнополитическая ситуация в России. Социально-политический журнал, 1994, №12.

85. Титов В.Н. Этнокультурная характеристика московских ассирийцев (опыт этносоциологического опроса). Этнографическое обозрение, 1992, N5.

86. Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе. Вопросы социологии, М., 1993, т. 1 -2.

87. Тишков В. Россия: от межэтнических конфликтов к взаимопониманию. Этнополитический вестник, 1995, №2.

88. Тишков В. О толерантности. Этнополитический вестник, 1995,5.

89. Топчян К. Армяне и евреи: два берега у одной реки Истории. -Иностранец, 1995, N28.

90. Фурман Д. Армянское национальное движение. История и психология. Свободная мысль, 1992, N16.

91. Хмара Н., Щащаев О. Судьба северокавказских национальных меньшинств. Диалог, 1996, N1.

92. Христолюбова JI. Этноязыковые процессы в Удмуртии: история и современность. Этнополитический вестник, 1995, №6.

93. Численность и состав населения СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1979 года. М., 1984.

94. Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы. Чебоксары,1989.9 5.Экстремизм становится сегодня элементом политической культуры (интервью с В. Ивановым). Новый Вавилон, 1994, N1.

95. Этнические группы в городах Европейской части СССР (формирование, расселение, динамика культуры). М., 1987.

96. Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных процессах. Тезисы докладов. Уфа, 1989.

97. Этнические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. М., 1980.

98. Этнические процессы и образ жизни. Минск, 1986. 100.Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде. -М., 1989.

99. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М.,1991.

100. Ю2.Этносоциальные проблемы города. М.,1986.

101. Этносы в своей и инонациональной среде: Материалы советско-американского симпозиума. Ереван, 1989.

102. Этносы и этнические процессы. М., 1993.

103. Ю5.Этностатистические портреты. Этнополис, 1993, №1, 2, 1995,1. Г №3.

104. Этничность и власть в полиэтничных государствах. М., 1994.

105. Диссертационные исследования

106. Дильман А.А. Проблема государственно-политического статуса этнической группы (на примере анализа этнополитической истории российских немцев). Волгоград, 1993.

107. Браницкий В.В. Этнические (национальные) меньшинства как объект социологического исследования. М., 1994.

108. З.Зарипов А .Я. Этническое самосознание (сущность и особенности к формирования, методологический аспект). Уфа, 1994.

109. Исламшина Т.Г. Кризис полиэтничного общества и возрождение этнических ценностей. Казань, 1993.

110. Коган М.Э. Этнокультурные ориентации инонационального населения большого города. Л., 1985.

111. Кулешова Г. П. Роль этнокультуры в развитии наций и межнациональных отношений. Саранск, 1995.

112. Митин А.П. Детерминанты поведения этнодисперсных групп. -М.,1992.

113. Мышанская Н.А. Роль этноса как природно-социального явления в современных национальных отношениях. М., 1993.

114. Савва М.В. Методология и методика социологического изучения этнической культуры. М., 1993.

115. Ю.Сарапас В.Л. Проблема социальной адаптации мигрантов в иной этнокультурной среде. М., 1993.

116. П.Уталиева Ж.П. Язык как фактор этнической идентичности- М.,1995.

117. Ямалов Р.К. Идея национально-культурной автономии. -Екатеринбург, 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.