Национальная идея как фактор политической консолидации общества переходного периода: На примере России и Кыргызстана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Иманалиев, Каныбек Капашович

  • Иманалиев, Каныбек Капашович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 223
Иманалиев, Каныбек Капашович. Национальная идея как фактор политической консолидации общества переходного периода: На примере России и Кыргызстана: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2002. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Иманалиев, Каныбек Капашович

Введение .3

Глава I. Национальная идея: генезис, сущность и проблемы развития. 15

Глава II. Россия и Кыргызстан в поисках своей идентичности к истории вопроса) .40

Глава III. Роль национальной идеи в политической консолидации современного российского и кыргызского общества. Идеи евразийства . 103

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальная идея как фактор политической консолидации общества переходного периода: На примере России и Кыргызстана»

Человечество вступило в XXI век - век, когда крупнейшие изменения происходят во всех сферах жизни мирового сообщества. В связи с этим расширяется и интенсифицируется научное пространство, возникают новые отрасли знаний. Ощущается острая необходимость в разработке новых технологий и не только в технике, но и в духовной, особенно в политической жизни. Расширяется и наполняется новым содержанием политическое пространство, модернизируются политические институты и политические процессы, политическая деятельность и отношения. Назрела потребность в осмыслении, критическом отношении и оценке происходящего, в инновационных подходах к разрешению возникающих противоречий.

Протекающие в современном мире процессы особенно остро проявились в России и других странах переходного периода СНГ, где они сопровождались развалом экономики, снижением качества жизни, мощной социальной дифференциацией и маргинализацией, демографическим и нравственным кризисом, кризисом национального самосознания и национальной идентификации. В результате практически все постсоветские государства вступили в XXI век, не имея теоретически обоснованной модели социального выбора, научно разработанной стратегии и политической цели, не располагая ярко выраженной национальной идеей. Все это определяет актуальность данного исследования, посвященного изучению национальной идеи как фактора политической консолидации общества транзитного периода.

Практически все постсоветские республики оказались неготовыми к столь серьезным переменам. Ситуация действительно парадоксальная: с одной стороны, открылся широкий простор для осуществления рыночных реформ, демократических преобразований, обеспечения духовных и политических свобод, активизации политической и общественной жизни, развития национального самосознания, формирования новых институтов гражданского общества и т.д. С другой стороны, интенсификация политической, социально-экономической и духовной жизни транзиторных обществ обусловила появление множества политических, экономических и национальных проблем, которые вызывают огромные трудности в их разрешении, обуславливают неустойчивость развития всего общества. Неподготовленность значительной части населения к жизни и деятельности в условиях рыночных отношений порождает нездоровые настроения, недоверие народа к исполнительной власти. Безответственная, а подчас и безнравственная деятельность СМИ увеличивает неуверенность и даже озлобленность населения. В области национальной политики нередко на первый план выходят не созидательные, а разрушительные тенденции и действия, наблюдается рост сепаратистских и националистических настроений, что порой приводит к межнациональным конфликтам. От оптимального решения актуальных сегодня экономических, политических вопросов зависит не только состояние общества, но и судьба целых народов и этносов. Вот почему исследование проблемы национальной идеи вызывает живой интерес субъектов практической политики, политических факторов.

Национальная идея как мощная консолидирующая идея, аккумулирующая в себе духовные, религиозные и нравственные ценности, образ жизни и национальный менталитет, никогда не утрачивает присущих ей важнейших качественных характеристик и черт этноса. По мере исторического развития она приобретает новые, прежде всего духовные, нравственные, гуманистические составляющие, которые придают политике и политической деятельности созидательную, консолидирующую направленность. И они будут сильнее и эффективнее, если важнейшие составляющие национальной идеи будут использоваться не для противопоставления, а для органического соединения интересов людей и общества, идеологии и политики, отвечающих интересам личности и общества. От подобного взаимодействия, в процессе взаимного дополнения и обогащения их консолидирующие возможности будут значительно шире и богаче. Национальная идея как мощная интегрирующая сила не утрачивает этой возможности при взаимодействии с идеологией и политикой, ибо последние являются его логическим завершением. А потому национальная идея утрачивает свой умозрительный и абстрактный характер и становится важнейшей консолидирующей силой, обеспечивающей интеграцию и единство общества на основе многообразия. Вот почему избранная нами тема исследования становится особенно востребованной для транзиторных обществ, функционирующих в условиях глобализации.

Вместе с тем разработка национальной идеи в наши дни сопряжена со многими трудностями, которые связаны прежде всего с тем, что постсоветские республики сегодня - это уже не только самостоятельные, суверенные государства, но и противоречивые политические силы, элиты, этносы, корпорации. Естественно, исследуемая проблема должна изучаться с учетом национальных особенностей и состояния национальных отношений в каждой стране. Мы считаем, что для постсоветских республик, ныне самостоятельных государств, переживающих глубокий политический и социально-экономический кризис, именно национальная идея, при широком разъяснении населению, является более доступной и оптимальной формой консолидации политических сил и всего общества для успешного осуществления политических и социально-экономических реформ. Правильность выбора темы исследования национальной идеи подтверждается и тем, что ни одна политическая система не может существовать и нормально функционировать без наличия столь важного феномена, каким является национальная идея.

В диссертационном исследовании дается историко-политологический анализ концепции русской идеи. Многомерность и масштабность проблем формирования национальной идеи начинают осознаваться при осмыслении ее приоритетности по сравнению с другими возможными механизмами позитивного развития страны. Национальная идея не может родиться по заказу: «. .она продукт совсем не искусственного идеологического конструирования, не рукотворный плод некой целенаправленной мировоззренческой селекции, но внутренне присущее народу жизненное качество»1.

Исторический путь становления и развития русской идеи был длительным, сложным и весьма противоречивым. Но независимо от того, на каком этапе развития она находилась, насколько убедительно научно обоснована, какие русские мыслители ее разрабатывали, это всегда была прежде всего духовная, высоконравственная, самобытная, патриотическая идея, свидетельствующая о любви ее авторов к своей Родине, своему народу, его традициям. Русская, национальная, наднациональная идея - это консолидирующая и интегрирующая народы России идея, которая определяет их солидарность и придает им уверенность в завтрашнем дне. «Эту творческую идею, - писал И.Ильин, - нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальною. Она должна выражать русское историческое своеобразие и в то же время - русское историческое призвание» .

В данной диссертационной работе предпринята попытка дать развернутую характеристику понятия «национальная идея» в контексте политологического анализа ситуации в Кыргызстане и России. Выбор России не случаен. Это страна с многовековым опытом богоискательства, постоянной (невзирая ни на какие системные запреты) Моисеев Н.Н. Соч.-Т. 2. - М., 1996.-С. 145.

2 Ильин И.А. Русская идея. - М., 1992. - С. 436. обращенностью к духовным началам, духовным ценностям, и потому очень близкая ментальности кыргызского народа.

Разработка принципов общенациональной идеи осуществляется сегодня в достаточно сложной атмосфере. И трудности связаны прежде всего с масштабностью перемен в странах СНГ. Это вполне понятно, так как в них еще только складывается новая государственность, понимается осознание целей и перспектив развития, своих роли и места в современном мире.

Национальная идея подчас понимается как «национализм». Как пишет Г.Давыдов: «Понятие "национализм", как нередко бывает с иностранным словом, трактуют в России совершенно неверно, путая с шовинизмом. Шовинизм есть превозношение одной нации над другой. Национализм - есть творческое самораскрытие нации, утверждение своей нации не в противопоставлении другим. Национализм есть в известной мере "познание самого себя", если понимать нацию как единую личность. критика националиста преследует не унижение народа, а его выздоровление, очищение»1.

Обретение общенациональной идеи затрудняется наличием резко конфронтационных отношений в политике, неоправданно высокой социальной поляризацией. Выработка общенациональной идеи сразу же сталкивается со специфическими трудностями, вырастающими не только из того, что постсоветские республики сегодня представлены разными политическими силами, корпорациями и элитами, но и различными этносами. В этих условиях естественно, что проблема требует своей проработки с точки зрения ее «национальных» измерений.

Для нас важно было проследить эволюционное развитие национальной идеи, ее вариативность в зависимости от существующей в стране формации и изменений ценностной системы, а также ее влияние на формирование государства, его обустройство и внутренний

1 Давыдов Г. Нигилизм и традиционализм // Сценарии. - 1977. - № 10. - С. 13. качественный рост. Исследуемые вопросы национальной идеи представляют живой интерес для практической политики, формирования ее тактики и стратегии. Но проблема еще малоизучена и нуждается в глубоком политологическом исследовании. По нашему мнению, для новых суверенных государств, ныне именно национальная идея является более доступной и оптимальной для консолидации политических сил общества, без чего невозможно достичь стабильности и успеха в проведении социально-экономических реформ.

Наше общество в последнее время уже неоднократно переживало коллапс идеологических систем, с различной степенью основательности претендовавших на всеобщность. В результате образовался ценностно-идейный вакуум, который пока никак не заполняется. Представляющееся невозможным в таких условиях нормальное функционирование гражданского общества и государства, порождает обширную дискуссию, развернувшуюся на страницах газет и журналов вокруг проблемы формирования новой идеологии и в России, и в Кыргызстане. В данном случае необходимо выявление процесса становления современной парадигмы политической идеологии, чтобы по окончании теоретических изысканий приступить к разработке идеологической системы как для России, так и Кыргызстана и возможных перспектив ее институционализации.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы на основе исторического и комплексного анализа определить сущность и динамику развития понятия «национальной идеи», раскрыть ее особенности и консолидирующую роль в современных России и Кыргызстане.

Основными задачами исследования являются:

- раскрытие генезиса национальной идеи, истории её развития в России и у других народов, в том числе кыргызского;

- определение сущности национальной идеи, её динамики и современных проблем;

- раскрытие консолидирующей роли национальной идеи;

- выявление идей, определяющих ценностные ориентации, позитивно влияющих на духовную жизнь общества;

- рассмотрение возможности построения интегративной национальной идеи в современных России и Кыргызстане;

- разработка рекомендаций основных принципов функционирования общенациональной идеи в транзиторном обществе;

- обоснование основных выводов научного исследования. Объектом исследования является развитие национальной идеи в России и Кыргызстане в прошлом и настоящем. Предмет исследования - общие и особенные черты национальной идеи как фактора политической консолидации общества переходного периода в России и Кыргызстане.

В процессе ретроспективного анализа сложившихся отношений между Кыргызстаном и Россией выявлены общие устойчивые интегрирующие идеи, которые в ходе реализации демократических реформ в современных условиях могли бы стать мощным духовным консолидирующим фактором каждого и вместе взятых стран СНГ -обществ переходного периода.

Некритическое восприятие западных форм капитализации общества и его демократизации - это, на наш взгляд, одна из причин обнищания сегодня русской духовности. И.Ильин выступал «пророком», утверждая: «Мы должны понимать и помнить, что всякое давление с Запада, откуда бы оно ни исходило, будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не исторический интерес, не благо русского народа, а интерес давящей державы и вымогающей организации. Поэтому поведение русских людей и партий, потихоньку сговаривающихся с той или иной иностранной державой или закулисной международной организацией о будущем устройстве России, представляются нам проявлением или безответственного политического легкомыслия, или прямого предательства». Как справедливо отмечает И.Ильин, духовность нации связана с самостоятельностью, выраженной через её самоутверждение в государственном устройстве; его державности; демократизацией всей общественной жизни; ориентацией на бережное отношение к культуре и гуманистическим историческим традициям. Настала пора построить государство, которое будет не барьером, а связующим звеном между благополучием нации, с одной стороны, и гигантскими общественными и интеллектуальными ресурсами страны - с другой1. Возможно, это станет ясной и достойной версией «русской идеи» для грядущего столетия.

Положения, выносимые на защиту:

- Национальная идея, ее связь с духовностью, самобытностью менталитета народа и общечеловеческими ценностями.

- Обогащение национальной идеи в переходный период и ее влияние на политические процессы консолидации общества, совокупность которых в условиях системного кризиса делает переходный период более безболезненным.

- Общенациональная идея как одна из самых эффективных идей, с помощью которой можно добиться значительных результатов в политической консолидации общества.

- Политическая консолидация возможна при наличии основной общенациональной идеи, с учетом интересов всех социальных групп, этносов, политических сил и страны в целом.

- Ключевая роль духовных и культурных ценностей в выработке интегративной консолидирующей национальной идеи.

- Роль евразийской идеи в укреплении культурного, Ильин И.А. Избр. соч. - М., 2001. - С. 127. социально-экономического и политического сотрудничества России и

Кыргызстана.

Основные результаты исследования, полученные автором, и их научная новизна заключаются в следующем:

- раскрыто понятие «национальная идея», показаны её сущность, особенности, проведен компоративный анализ её проявления в Кыргызстане и России;

- раскрыты сущность, генезис, особенности и ретроспективные изменения в становлении и развитии «национальной идеи» в Киргизии, её существенная консолидирующая роль в современном кыргызском обществе, роль и значение евразийских идей в этом вопросе;

- теоретически обоснована и показана неразрывная связь идеи, интереса, идеологии и политики как единого целого и основы деятельности, направленной на демократизацию и консолидацию общества переходного периода;

- раскрывается и аргументированно доказывается созидательная роль и значение национальной идеи как решающей духовной основы обеспечения собственной идентификации Кыргызстана и России, как необходимого условия социального выбора и модернизации постсоветских государств;

- обосновывается положение, что становление и функционирование национальной идеи в новых суверенных государствах протекает преимущественно под воздействием острого политического противоборства различных политических сил, что негативно сказывается на характере консолидации и интеграции политически активных сил современного общества.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования базируется прежде всего на историко-философской и политологической традиции, изучения феномена возникновения, становления и развития национальной идеи, её роли, консолидирующего и интегрирующего воздействия на общество на различных этапах его развития. С этой целью активно использовались многие фундаментальные положения и труды российских и кыргызских ученых, разрабатывающих проблемы национальной идеи, изданные в разные периоды и особенно в последние годы.

Исследование основывалось также на изучении многосторонней практики функционирования национальной идеи. При ретроспективном и содержательном анализе данного явления мы опирались также на совокупность общелогических принципов и методов познания, используемых в политологии и других отраслях знания, адаптируемых в ней (исторический, диалектический, системный, структурно-функциональный, сравнительный и др.).

С обретением государственности Кыргызстан столкнулся с тяжелейшим экономическим кризисом. Глубокий кризис затронул все сферы жизнедеятельности республики, но в наибольшей степени он сказался на духовности. А духовный потенциал народа, как известно, это мощная сила, которая способна укрепить государственность, заполнить экономический вакуум, оказать решающее влияние в преодолении экономических трудностей и проведении дальнейших реформ. Эта проблема с особой остротой встала не только перед Кыргызстаном, но и перед всеми новыми государствами, образовавшимися на постсоветском пространстве. И особая роль здесь отводится России. В книге «Великая шахматная доска» З.Бжезинский подчеркнул, что будущее Средней Азии почти в такой же степени, как и будущее Украины, принципиально зависит от того, кем может стать для нее или не стать Россия1.

Практическая и методологическая значимость исследования будет определяться тем, что материалы его и выводы могут быть использованы при дальнейших исследованиях и разработках лекционных курсов по

1 См.: Бжезинский 3. Великая шахматная доска. - М., 1999. - С. 62. политологии, а также в процессе выработки концепции формирования национальной идентичности. Предложения диссертанта могут быть использованы в практике государственных органов и общественных организаций, а также в деятельности политических движений и партий. Отдельные положения исследования могут оказаться полезными для политиков, специалистов, занимающихся идеологическими процессами, а также для всех тех, кто не безразличен к идейным поискам и их консолидирующей роли как в современной России, Кыргызстане, так и в других странах СНГ.

Вокруг проблемы национальной идеи сегодня в Кыргызстане идут горячие споры. Однако фундаментального труда, специально посвященного этой проблеме, в Кыргызстане нет, имеется лишь ряд статей, в которых ученые, политики, писатели, публицисты, журналисты размышляют о том, какой должна быть национальная идея. В условиях нестабильности и оппозиционные силы, и власть должны найти путь к диалогу и сотрудничеству. В этом деле необходимо использовать духовный потенциал.

В данной диссертационной работе мы попытались использовать исторически сравнительный анализ при исследовании ситуации в России и Кыргызстане. Чем отличается эта работа от предшествующих ей? Во-первых, она по существу является одной из первых, посвященной исследованию этой проблемы в таком аспекте: пока ни в России, ни в I-Кыргызстане еще не было исследований, касающихся национальной идеи. Во-вторых, нами создана идеологема: история кыргызского народа. Это лишь первая попытка и потому неоднозначная реакция оппонентов будет естественна и уместна.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры политологии Академии управления при Президенте Российской Федерации. Основные идеи иследования опубликованы в авторских статьях в научных и периодических изданиях, диссертантом разработана «Программа по

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Иманалиев, Каныбек Капашович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании мы попытались на основании историко—политологического анализа и анализа публикаций российской прессы обозначить основные подходы в определении понятия «национальная идея», выявить ее консолидирующую роль в процессе трансформации общества. Нами были проанализированы публикации последних лет о национальной идее России и других стран СНГ, а также, в частности, Кыргызской Республики. Кроме того, были изучены имеющиеся исследования по вопросам национальной идентичности.

И в итоге данный анализ позволяет нам сделать следующие выводы. Понятие «национальная идея» многопланово и сложно.

Оно может быть рассмотрено в следующих аспектах: а) как осмысление национальных особенностей в процессе трансформации общества и поиск путей развития нации; б) как консолидирующая идея политического объединения общества переходного периода. Национальная идея несет в себе ответ на вопрос о сущности нации, ее лица, целях и задачах на будущее.

В общественном сознании, применительно к России, «национальная идея», хоть иногда и получала название «русская идея», заключает в себе объединительное, универсальное и консолидирующее значение. Больше того, оно считалось одним из главных условий образования нации. Каждая страна, нация и каждое общество должны иметь свою идеологию, т.е. совокупность идеалов, идей, которые выражали бы глубинные основы их жизни. Без этого духовного стержня нация распыляется, разрывается на разные культуры, а в политике -приведет к расколу в обществе.

Сегодня, к сожалению, к вопросу национальной идеи стали относиться более скептически. Поэтому национальная идеология должна опираться на общественные институты. Но всякая духовно оправданная власть отличается от голого насилия тем, что она не навязывает, а вдохновляет какой-либо идеей и в основе политических отношений всегда лежат некоторые ведущие принципы и идеи. Сегодня, как показывает практика, страны переходного периода не смогли пока использовать для преодоления затяжного социального кризиса весь имеющийся у них потенциал, а особенно, в духовной сфере главным моментом является национальная идея. Как показывает исторический опыт, именно национальная идея в суровые годы исторических событий оказывала созидательную мощь и консолидирующую идею. Иначе говоря, без введенной, глубоко обдуманной национальной идеи трудно достичь политической консолидации в обществе, особенно, если общество переживает переходный период.

Для развития общества необходима, прежде всего, политическая стабильность, а для этого нужна консолидация всех этносов и политических сил общества. Поскольку политика не может быть без противоречий, только духовное единение народов должно основываться на общих культурных ценностях, созданных на протяжении их многовековой истории, т.е. «национализм не по крови», а «национализм по идее» в здоровом смысле этого слова. Немало было трагических страниц в истории каждого народа. Возрождались те народы и государства, которые свои мощные духовные силы использовали в целях политической консолидации и своего развития. Сегодня все страны переходного периода стоят на перепутье. Какое место они займут для себя в новом столетии? Найдут ли они свое лицо в новом мироустройстве? Поиски ответов на эти вопросы неразрывно связаны с вопросами национальной идеи. Следовательно, каждая нация, испытывает на себе воздействие другой нации, впитывая в себя ее опыт и духовно обогащая свой национальный «багаж». А роль государства заключается в том, что оно должно все эти процессы направить в позитивное русло. Государство должно вести целенаправленную, национальную, не навязчивую, а свободную политику. Это должна быть общенациональная идея, которая независимо от национальности и вероисповедания консолидировала бы народ посредством диалога, дискуссий, прессы, радио и телевидения.

Национальная идея - это способ организации идей, художественных образов, символов в направлении самоидентификации, сплочения, сохранения и развития социумов различного уровня на основе их духовного и практического опыта, традиций и ценностей с тем, чтобы ориентировать действия членов данной общности в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизнедеятельности.

Национальная идея - это, по сути дела, то главное, чем руководствуются в своей внутренней и внешней политике все государства в мире. Но, разумеется, национальные идеи различных государств отличаются друг от друга не только тем, что объективно выражают исторические, социальные, духовно-культурные особенности, географические, геополитические, геостратегические, пространственно-временные условия бытия нации и т.п. Национальные идеи отличаются и мерой объективного выражения отмеченных условий и факторов, и разной мерой соотношения и единства в них (национальных идеях) национальных и общечеловеческих ценностей.

Все нации, народы, страны должны прийти к пониманию того, что в самих условиях их бытия, в самом бытии заложены основы не только единичного и особенного, но и общего, всеобщего. Необходимость равноправных отношений между нациями, народами, странами, государствами, их сотрудничества и содружества, взаимного понимания и уважения, доброжелательности предполагает и означает возрастание объективной ценности не только общего и всеобщего, но и единичного, особенного. Когда речь идет о национально-государственной или национальной идее мы должны иметь в виду не одну какую-либо идею, а совокупность идей, теорию, модель, имеющую стержневую, системообразующую совокупность идей.

Сегодня речь должна идти о целостной теории, целостной концепции развития России и Кыргызстана XXI века. Эта теория не должна детализировать частности. Она должна определить контуры, основное направление развития России и Кыргызстана, основные силы и средства. Конечно же, такая концепция должна учитывать опыт прошлого, уроки настоящего и перспективы будущего. Нельзя допустить того, чтобы в общенациональном характере концепции растворились интересы русской (составляющей 3Л населения страны) или кыргызской нации (68%), но нельзя и пренебрегать интересами малочисленных народов, их традициями и культурой. Разрешить эти вопросы государство сможет в том случае, если оно будет сильным государством, сила которого не только в силовых министерствах и военной мощи, а прежде всего в устойчивом доверии народа. В его самосознании, единстве интересов и целей, в преодолении извращенного, уничижительного отношения к своим материальным и духовным ценностям. Мы должны познать себя, уважать самих себя, уважать другие народы.

Достижение общенационального консенсуса - это и есть результат национальной идеи. Смешение некоторых ценностей часто приводит к развитию, но это абсолютно не означает полное отрицание своих и принятие «чужих». Попытки создания общенациональной идеи на мононациональной основе, равно как и вообще на религиозной или этнической основе, следует признать несостоятельными, чреватыми расколом общества по национальному и вероисповедальному признакам. Идея приверженности сильной российской государственности складывалась веками и стала исторически устойчивой традицией. Основная часть населения РФ остается ориентированной на такую для нее традиционную ценность, как социальная справедливость, понимаемую большинством как способность и обязанность властей обеспечить гражданам приемлемый уровень жизни в соответствии с современными стандартами, надежную защиту от разгула рыночной стихии в обмен на честный труд.

Не вызывает сомнения признание россиянами принципов гуманизма и равенства прав человека. Что касается связи кыргызского народа с Россией, то эти корни уходят очень далеко. Общенациональная идея может объединить народ только на основе глубокого осознания национальных интересов, духовных ценностей, активного самосознания индивидуальных, частных и общих интересов, необходимости их взаимодействия и взаимовлияния. Каждый народ, каждая страна - есть живая индивидуальность, с неповторимой для других историей. Поэтому любое реформирование, любое сближение с другими странами, любой союз призван сохранить и развивать эту индивидуальность, а не разрушать или, тем более, уничтожать ее. Любое насильное взаимодействие способно привести к гибели индивидуальности, дискредитации взаимодействия.

Общенациональная идея призвана обеспечить единство общества, опираться на доверие народа к своему правительству, к своей власти. Только при этом условии возможны консолидация и устойчивое развитие страны, защита ее национальных интересов. В переходный период, когда нет стабильности, все негативные процессы развиваются динамично, часто меняясь и часто противоречиво конфликтуя. В таких случаях политические процессы приобретают этнопо лито логические процессы. Это влияет на национальное самосознание. Активными социальными группами становятся не только политические силы и партии, но и нации и народности. Этнический вопрос переходит из теории в практику. Как никогда становятся актуальными вопросы самоидентификации. Эта проблема видится в двух измерениях: насколько мы состоялись как этносы нации и этносы государства, особенно в условиях всеобщей глобализации. Для России и для Кыргызстана сегодня остро стоит вопрос самобытности как формирование национальной идентичности.

Как показывает проведенное нами диссертационное исследование, общество озабочено отсутствием ценностной идеи. Если в переходные годы перестройки происходило явное отрицание традиционных ценностей, то сейчас общество начало заботиться возрождением ценностей и сохранением самобытности.

Понятие «национальная идея» в современном общественном сознании противоречиво, хотя к нему преобладает позитивное отношение. В условиях нестабильности переходного периода характерно политическое противоборство между старой и новой системами, властью и оппозицией, что болезненно сказывается на устойчивом развитии государства. В переходный период для консолидации общества необходимо трепетное отношение к таким духовным и нравственным ценностям, как: толерантность, духовность, патриотизм. Национальная идея - это прежде всего высоконравственное отношение к другим народам, их культуре, традициям и языку. Это интегрирующая идея. Она придает силу и уверенность в завтрашнем дне. Это патриотическая идея, поскольку она объединяет и консолидирует народ. Это отстаивание национальных ценностей, неразрывно связанных с национальными интересами. Во время трансформации общества на первый план выходят национальные и политические основы развития, для консолидации общества необходимо наличие национальной идеи, заложенной в основе программы государственных преобразований.

Сохранение и развитие русского языка как официального языка в Кыргызстане сближает наши отношения не только с Россией, но и является важным фактором в интеграционных процессах. Кыргызстан и Россия имеют схожую позицию по особо важным внешнеполитическим процессам, особенно по борьбе с международным терроризмом. В условиях глобализации Кыргызстан и Россия, только сохраняя свой образовательный уровень, восстанавливая роль нации, поддерживая общий уровень здоровья и культуры, может формировать свою идентичность.

Каждый народ, каждая страна - есть живая индивидуальность, с неповторимой для других историей. Поэтому любое реформирование, любое сближение с другими странами, любой союз призван сохранить и развивать эту индивидуальность, а не разрушать или, тем более, уничтожать её. Любое насильное взаимодействие способно привести к гибели индивидуальности, дискредитации взаимодействия.

Национальная идейность на основе осмысления, постижения глубоких историко-культурных корней своей нации, культурных форм -необходимое условие одной из форм политической консолидации общества переходного периода. Но важно не ограничивать себя только национальным видением мира, не впадать в национальное самосозерцание, самолюбование. Этот путь ведет к национализму, агрессивному противопоставлению культуры, традиций, достижений своего народа культурам, традициям и достижениям других народов, что вовсе не способствует стабильности и единству. Интегративная роль идеологии выражается в выработке социального идеала. Под ним понимается представление об идеальном обществе, о том, каким ему быть. Формирование социального идеала, его выражение в четких, ярких, привлекательных формах - одна из насущных задач идеологов во все времена человеческой истории.

Общенациональная идея может объединить народ только на основе глубокого осознания национальных интересов, духовных ценностей, активного самосознания индивидуальных, частных и общих интересов, необходимости их взаимодействия и взаимовлияния. Общенациональная идея призвана обеспечить единство общества, опираясь на доверие народа к своему правительству, к своей власти.

Только при этом условии возможны консолидация и устойчивое развитие страны, защита её национальных интересов.

В заключении необходимо отметить, что после кризиса и противоборства наступает этап созидания, что вызывает в обществе обостренную потребность в положительных ценностях - в национальной идее.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Понятие «национальная идея» многопланово и сложно. Оно может быть рассмотрено в следующих аспектах: как осмысление национальных особенностей в процессе трансформации общества и поиск путей развития нации; как консолидирующая идея политического объединения общества переходного периода. Национальная идея несет в себе ответ на вопрос о сущности нации, ее целях и задачах.

2. Состояние нестабильности в обществе в переходный период может привести к самым отрицательным последствиям. Ведь даже в религиозной жизни общества начинают рождаться всевозможные секты, куда легко вовлекается молодежь. Именно в такой период государство должно всячески поддерживать духовные и исторические ценности, чтобы не допустить раскола в обществе.

3. Переходный период в политике обусловливает кризис национального самосознания. А это: разрушение духовных ценностей, всей системы мировоззрения, их искаженной самооценки; уничижительное отношение к себе, к собственным ценностям; утверждение культа эгоизма и индивидуализма; ориентация в общественной жизни на обыденное сознание, на личные интересы; отсутствие понимания необходимости сплочения ради достижения национальных интересов; утрата или отсутствие своих мировоззренческих позиций, отсутствие политических целей.

4. Для укрепления взаимоотношений двух государств - России и Кыргызстана, необходимо сотрудничество не только на уровне правительства и парламента, но и на уровне Ассамблеи народов России и Кыргызстана. Это на сегодня самый эффектиный институт, обменивающийся опытом, поскольку в обоих государствах проживают как православные, так и мусульманские диаспоры. Через деятельность Ассамблеи народов возможна разработка концепции национальной идентичности народов России и Кыргызстана, в которой можно было бы отразить консолидирующие и интегрирующие идеи.

5. Для укрепления взаимоотношений России и Кыргызстана необходимо сотрудничество в виде проводимых «круглых столов», встреч на уровне политических партий «Единая Россия» и «Партия единства Кыргызстана», так как у них единые ценности, лояльное отношение к власти, либеральная демократия. Цель такого сотрудничества - содействовать укреплению и консолидации структур гражданского общества через развитие сетей некоммерческих организаций (НКО), обеспечивающих широкий обмен опытом, способствующих улучшению координации и повышению эффективности деятельности их участников и продвижению демократических принципов управления и открытости в деятельности НКО.

Разделяя мнение А.Миграняна об участии государства в выработке национальной идеи, считаем, что наиболее приемлемый и безболезненный путь формирования общенациональной идеи в любом постсоветском государстве, в том числе и в Кыргызстане, - все же диалектическая паритетность участия народа и государства.

О необходимости национальной идеи, консолидирующей и сохраняющей нацию, народ, неоднократно говорил, в частности, на встрече с ректорами крупнейших вузов В.Путин, (тогда он был еще премьер-министром России). Он заявил, что новой идеологией России должен стать «патриотизм в самом положительном смысле этого слова». Возрождение патриотизма - одна из главнейших задач и для Путина-президента, который твердо убежден, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». Президент России В.Путин говорит и о возрождении державности в лучшем смысле этого слова, подчеркивая: «Россия всегда была и будет великой державой»1. Но сегодня понятие «державностъ» наполнилось новым содержанием -державная мощь страны определяется не военной силой, а способностью быть лидером в обеспечении высокого уровня благосостояния народа, в умении надежно охранять свою безопасность и отстаивать национальные интересы на международной арене, в создании и применении передовых технологий.

Сегодня наши страны не смогли пока использовать для преодоления затяжного социального кризиса весь имеющийся у них потенциал. Но, как показывает исторический опыт, именно национальная идея в суровые годы исторических событий оказывала созидательную мощь и консолидирующую идею. Следовательно, сейчас, как никогда нужна национальная идея, без которой трудно достичь политической консолидации, особенно если общество находится на переходном этапе.

1 Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий II Независимая газета. - 1999. - 30 декабря.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Иманалиев, Каныбек Капашович, 2002 год

1. Абдулатипов Р. Заговор против нации. - Д.: 1992.

2. Абдулатипов Р. Этот укус смертелен // Независимая газета. -2000, 12 апреля.

3. Абдынасырова А. К вопросу о менталитете народа и идеологии в молодом государстве. Бишкек, 1999.

4. Абдиев В. Этнопедагогический аспект диалога национальных культур. Бишкек, 1997. - с. 5.

5. Абрамзон С. Кыргызы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л.: 1971. - с. 307.

6. Абрамзон С. Очерк культуры киргизского народа. Фрунзе, 1946. -с. 51.

7. Акаев А. Воскрешение исторической памяти веление жизни, зов не только прошлого но и будущего // Избранные выступления Президента КР А. Акаева. - Бишкек, 1995. - с. 77-91.

8. Акаев А. Об идеологической стратегии современного Кыргызстана // Слово Кыргызстана. 1993.

9. Акаев А. Переходная экономика глазами физика. Бишкек, 2000. - с. 6,21.

10. Акматалиев Т. Государство без идеологии, как тесто без дрожжей // Слово Кыргызстана. 1997.

11. Алексеев С., Каламанов В., Черненко А. Когда вырулим на главную дорогу? // Век. 1998, № 49.

12. Алексин В. Страна ждет нового поколения политиков // Независимая газета. 1996, 8 февраля.

13. Арбатов А. Национальная идея и национальная безопасность // Ж-л Мировая экономика и международные отношения. 1998, № 7.

14. Асанканов А., Бекмухамедова Н. Акыны и манасчи -создатели и хранители духовной культуры кыргызского народа. -Бишкек, 1995. с. 155-156.

15. Асанканов А, Кыргызы: рост национального самосознания . -Бишкек, 1997. с. 22.

16. Асранкулов А. Улуттук идея: кечээ, бугун, эртен // "Кутбилим". 1994.

17. Бабурин С. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М.: 1997.

18. Бакиева Г. Социальная и национальная идентичность кыргызского общества. В кн.: Социально-экономические и правовые проблемы на современном этапе. Бишкек, 1997.

19. Басалай А. Ложный поиск мобилизующей идеи // "Диалог". -1997, № 3.

20. Бейшембаева А. К вопросу об изучении менталитета кыргызского народа. // Вестник МУК. 1998.

21. БеладиЛ., Карус Т. Сталин. -М.: 1989.-е. 103-119.

22. Бердяев Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.

23. Бердяев Н. Русская идея. М.: 1999. - с. 365.

24. Бернштам А, Эпоха возникновения эпоса «Манас». Фрунзе, 1968.-е. 175.

25. Блюм Ю. Неукротимая идеология // "Слово Кыргызстана", 1994.

26. Боков X., Алексеев С. Российская идея и национальная идеология России. М.: 1996. - с. 87.

27. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: 1998. - с, 62.

28. Бжезинский 3. Большой провал. Нью-Йорк, 1989. - с. 229.

29. Брамлей Ю. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: 1998.

30. Брудный А. Идеология вчера, сегодня, завтра // "Эхо событий". - 1995, №17.

31. Бутеико А. Идеология в России: проблемы и перспективы. -ML: 1997.-с. 234-235.

32. Волков Г. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - с. 28.

33. Вятр Е. Социология политических отношений. М.: 1979. - с.68.

34. Гачев Т. Национальные образы мира. М.: 1983. - с. 20.

35. Гумилев Л. От Руси до России. М.: 1992.-с. 221.

36. Горбунов Н. Рубрика "На перекрестке мнений" // "Российская газета". 1996, 19 декабря.

37. Гулиев В. Идеи для России: конституционализм как государственная идеология //"Российские вести". 1996, 13 сентября.

38. Дашдамиров А. Национальная идея и этничность. М.: 1996.

39. Дононбаев А. Идея для общества, или общество для идеи? // "Наша газета". 1997, 18 апреля .

40. Жакыпов А. Это опасное слово "идеология" // "Слово Кыргызстана". 1994, 5 февраля.

41. Зорин В. Рубрика "На перекрестке мнений". Российская газета. - 1996, 19 декабря.

42. Ибрашюв О. Нужна ли нам идеология? // "Слово Кыргызстана". 1998, 20 апреля.

43. Иванов И. Новизна и преемственность в российской внешней политике // Независимая газета. 2001, 15 июня.

44. Исмаылов А. Кыргызская идеология реальность или плоды фантазии? // Свободные горы. - 1993, 23-26 ноября.

45. История политических и правовых учений. М.: 1995. - с. 366.

46. Каптагаев Э. О государственной идеологии // "Кутбилим". -1993.

47. Карр И. Большевистская революция. 1917-1923. Т.1. М., с.

48. Коваленко В., Костин А. Политическая наука. М.: 1997. -№2.-с. 45.

49. Кожинов В. О евразийской концепции русского пути // Ж-л "Евразия". 1997. № 1-2.

50. Койчуев Т. Манифест о государственной идеологии Кыргызской Республики // "Наша газета". 1997, 24 января.

51. Койчуев Т., Мокрынин В Плоских В. Кыргызы и их предки. -Бишкек, 1999.-с 32-33.

52. Коршунов С. Россия: Национальная идентичность на рубеже веков. -М.: 1997. -с. 8.

53. Корягин С. Давайте танцевать от печки // "Российская газета". 1996.

54. Косолапое Р. Русская идея и пути предотвращения национальной катастрофы // "Диалог". 1997, № 6.

55. Косырев Д. Искусство быть неприятным // Независимая газета. 2000, 2 марта.

56. Кочетков А., Загородников А. Российская национальная идея как объект политических пристрастий, // "Власть". - 1997, № 8.

57. Крозъе М. Интеллектуальный кризис. Эссе о неспособности элит к самореформированию. Париж, 1995.

58. Ключевский В. Сочинения. Т.4. -М.: 1989. с. 1989.

59. Кублановский Ю. Из подборки "Идея на Свободе" // "Российская газета". 1996.

60. Кургинян С, Слово есть дело // "Век". 1996, 15 сентября.

61. Курманов 3. Либерализм в Кыргызстане имеет исторические корни // "Либеральная газета". 2000, 15 июня.

62. Кыштобаев Д. Лицемерие: каждому взвесится по мере его // "Слово Кыргызстана". 1994, 20 августа.

63. Лихоносов И. Демократия это закон // "Российская газета".1997.

64. Лосский М. Условия абсолютного добра: основы этики. Характер русского народа. М.: 1991. - с. 238-353.

65. Мамбетов А. Нам какое общество и какая идеология нужны? Бишкек, 1996.

66. Матвеенко Ю. Россия доктрины модернизации и модернизации доктрин. М: 1999. - с. 206-228.

67. Манифест общенародного общественно политического движения "Союз протестующих граждан России" // "Независимая газета". - 2000.

68. Маркс К., Энгельс Ф, Сочинения, т. 37, с. 347.

69. Медведко В. Созидающий хаос // "Независимая газета".1998.

70. Моисеев М. Быть или не быть. .человечеству? М.: 1999.

71. Нерсесянц В. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободе и справедливости. М.: 2000.

72. Николаев С. Как создается национальная идея? М.: "Свободная мысль". - 1997. №6. - с. 78.

73. Николаев Г. Необходимость нового диссидентства, или очистка "авгиевых конюшен" как национальная идея // "Российская газета". 1996.

74. Нусупов Ч. Социальная природа национальной и государственной идеологии // Вестник КГНУ, 2000.

75. Нусупов Ч. Национальная идеология, пути ее становления в Кыргызстане. Материалы международной конференции. Фрунзе, 1985.

76. Общая прикладная политология. М.: 1997.

77. Овсянников Н. Лиха беда начало // "Российская газета". -1996.

78. Осипов Г. Политика. М.: 1997.

79. Орлов А. Политический процесс в России: современные тенденции и исторический контекст. М.: 1995.

80. Панарин А. Российская политическая культура: прогнозы на 21 век// "Власть". 1997.

81. Печеное В. Союз народов, а не "субъектов" // "Российская газета". 1996.

82. Подберезкин А., Янин И. Искусство жить в России. М.: 1998.

83. Померанцев В. Рубрика "На перекрестке мнений" // "Российская газета". 1996.82. "Правда". 1992, 3 декабря.83. "Правда России". 1995.84. "Правда Востока". 1998.

84. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий // "Независимая газета". 1999.

85. Разумов А. Моя национальная идея. М., "Свободная мысль".- 1997.

86. Ратнер Ю. Дети из Сочи мудрые очень // "Российская газета". 1996.

87. Рогов С. Евразийский проект России // "Независимая газета".- 1996.

88. Рогов С. Сценарий // "Независимая газета". 1996.

89. Россия: опыт национально государственной идеологии /под ред. В. Ильина. - М.: 1994. - с. 15.

90. Рубцов А. Какой не должна быть идея для России уже известна // "Коммерсант Дейли". - 1996.

91. Россия в поисках идеи. Анализ прессы. 1997.

92. Сагаловский Е. Больше храмов, хороших и разных! // "Независимая газета". 1996.

93. Сабуров Е., Шохин А. Принципы преобразований // Независимая газета. 2000, 25 марта.

94. Сасыбаев С. Снова об идеологии. И снова сомнения // "Слово Кыргызстана". 1994.

95. Сидоренко П. Чего стоит имперский стакан без украинского сала? // "Российская газета". 1996.

96. Скрыпник В. Российская национальная идея целостного гармоничного общества. М.: 1997.

97. Соловьев А. Интегративная идеология: панацея? Ловушка? Мистификация? //"Власть". М.: 1997.

98. Стрелянный А. Идея на "свободе" // "Российская газета". -1996, 26 октября.

99. Строев Е. Любовь к Отечеству // "Российская газета". 1997.

100. Строев Е. С пустой душой и без идеологии государство не построить // "Российская газета". 1996.

101. Стахов Д. Беседует с Жуховицким Л. Плохие новости лучше продаются // "Литературная газета". 1996.

102. Солженицын А. Великое горе ходит сначала в одеждах счастья // "Труд". 2000.

103. Судьбы реформ и реформаторов в России /под ред. В.Т.Петрова, Н.Н.Виноградова и др. М.: РАГС при Президенте РФ, 1996. - 377 с.

104. Тавровский Ю. Три круга новой идеологии // "Независимая газета". 1999.

105. Тимофеев Л. Наивная формула победы // "Известия". 1996.

106. Троицкий Е. Одно другим дополняется // "Российская газета". 1997.

107. Трушков В. Русская идея в российском политическом пространстве // "Диалог". 1997.

108. Тулеев А. Уважать человека // Независимая газета. 2001, 22 марта.110. "Уметь слышать и слушать глаголы для национальной идеи"//"Труд". - 1999.

109. Уткин А. Канон и человек // "Независимая газета". 1998.

110. Усубалиев Т. Эпос "Манас" великий национальный вклад в духовную культуру человечества. - Бишкек, 1995.

111. Урманбетова Ж. Философия культуры. Бишкек, 2000.

112. Центральная Азия и культура мира, Бишкек, 1997.

113. Что теперь будет? // "Коммерсантъ". 2000.

114. Чубайс И. От русской идеи к идее новой России. - М.: ГИТИС, 1996.-с. 10.

115. Швыдкой М. Любая идеология унижает людей // "Общая газета", 1998.

116. Шевченко В. Два крыла для ровного полета // "Независимая газета". 1997.

117. Шенгелия 3. Демократия переходного периода // "Независимая газета". 1997.

118. Шукуров Э. Улуттук идея // "Кыргыз Туусу". 1992, 12 -апрель.

119. Яковлев А. Постижение. М.: 1998.

120. Яковлев А. Искать идеологию не надо, она есть, она в свободе // Труд. - 1997.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.