Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Тхазеплова, Жанна Сафраиловна

  • Тхазеплова, Жанна Сафраиловна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 172
Тхазеплова, Жанна Сафраиловна. Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Нальчик. 2010. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Тхазеплова, Жанна Сафраиловна

Введение.

Глава I. Традиционная культура народов Кавказа в условиях глобализации

1.1.Основные подходы к понятию «глобализация» в сфере культуры.12

1.2. Этническая и национальная культура в процессе глобализации.27

1.3. Глобализация национальных и культурных процессов в регионе.47

1.4. Влияние процессов глобализации на сохранение национальной культуры.59

Глава II. Этнокультурные ценности в условиях глобализации

2.1. Сущность этнических ценностей и ценностных ориентаций.77

2.2. Этнокультурные традиции и обычаи в условиях глобализации . 90

2.3. Этикет в системе культурных ценностей.103

Глава III. Культурно - воспитательные центры Кабардино-Балкарской республики -трансляторы развития национальной культуры

3.1. Национальная школа - центр формирования культуры личности .115

3.2. Государственная Национальная библиотека - ценный объект культурного наследия .139

3.3. Национальный музей Кабардино-Балкарской Республики - центр краеведческой работы.146

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций»

Актуальность темы исследования. Современная мировоззренческая ситуация, связанная с противоречивыми процессами глобализации, которая с нарастающей силой унифицирует культуры разных народов, не может не актуализировать проблематику взаимосвязи универсального и самобытного в культуре. В складывающихся обстоятельствах важное научное и практическое значение приобретает задача адаптации этнокультурных общностей к новым пространственно-временным формам бытия и предотвращение разрыва социально-исторического и культурного пространства их жизнедеятельности.

В условиях глобализации радикально меняются факторы, определяющие развитие сферы культуры. Происходит доминирование прагматически полезной стороны в социокультурной деятельности, общественном бытии, что ведет к эрозии ценностей, деформации принципа полезности и остро ставит проблему самого существования культуры и общества.

Наряду с размыванием прежних пространств существования этнокультурных целостностей глобализация приводит к очередному смешению народов. При этом каждый народ стремится сохранить свою культурную целостность и духовный облик, запечатлеть и сохранить уникальность и неповторимость своей культуры. В двуедином этнокультурном процессе «глобализации» и «национализации» происходит формирование общечеловеческой культуры при одновременном расцвете национальных культур и национальной этнической самобытности народов. В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической группы, которая не испытала бы на себе воздействие со стороны культур других народов.

Сохранить свою этническую и этнокультурную идентичность народ способен только посредством заботы о сохранении национального языка, традиционных форм быта и культуры. Традиции поддерживают связь между прошлым, настоящим и будущим, формируют бытие истории. В этом стремлении народа существенную помощь способно оказать демократическое, выражающее волю народа государство. Для нашего региона, как части целого, проблема сводится к исследованию особенностей национальной культуры кабардинцев и балкарцев.

Северный Кавказ всегда являлся регионом высокоразвитой материальной и духовной культуры и местом взаимодействия многих культур и народов. Этническая психология и самосознание народов Северного Кавказа непрерывно связана с их историей и культурой. Свойственное народам Кавказа уважение к предкам, глубина исторической памяти, зафиксированная не только в хронике, но и в исторических преданиях, генеалогиях, эпосе, особенности социально-экономического и культурного развития - все это обусловило формирование менталитета, народов Северного Кавказа.

Изучение истории и национальной культуры кабардинцев и балкарцев, является на сегодняшний день одним из активно развивающихся направлений в культурантропологии, этнографии, истории культуры. Повышенное внимание народов к своей традиционной культуре в настоящее время обусловлено возросшим интересом общества к историческому и этнокультурному наследию. Рост престижа народной культуры и потребность членов общества к познанию исторического прошлого, социальному и культурному опыту предшествующих поколений - не просто дань политической конъюнктуре, а насущная задача, возникающая в условиях универсализации и глобализации. Она объясняется повсеместным желанием народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность обычаев и психологического уклада, вписать новые главы в этническую историю и историю человечества.

Таким образом, все вышеуказанное свидетельствует, что избранная нами тема исследования обладает достаточно высокой степенью актуальности и научной значимости для разрешения возникающих проблем в сфере национальной культуры в условиях глобализации.

Степень разработанности проблемы исследования. В современных условиях существования общества, этносов, культур, закономерным является повышение исследовательского интереса к этнокультурным проблемам со стороны философов, культурологов, социологов и других ученых не только с целью изучения их возможностей самосохранения и развития, но и прогнозирования, разработка моделей будущего развития.

Анализ имеющихся источников и литературы по избранной теме, посвященных изучению культуры народов Северного Кавказа, способствовал появлению разных исследовательских подходов к изучению комплекса национальных проблем, процесса развития национальной культуры. Своим содержанием и направленностью они помогли формированию и разработке структуры авторской концепции исследования региона, которые позволили осмыслить его в контексте глобализации. В этом важную- роль сыграли исследования А. И. Арнольдова, И. Горловой, А. Я. Гуревича,

A. Н. Чумакова, Б. С. Ерасова, В. М. Межуева, Г.В.Драча, А. В. Лубского, Т. Г. Лешкевич и др.

При формировании теоретической базы данного исследования по проблеме культуры автор использовала работы Ю. А. Жданова,

B.Е. Давидовича, А. И Арнольдова, В. С.Степина, Н.Бор, И. И. Осинского, О.Н. Деминиа, В.С Поликарпова, Ю. Г. Волкова, Г. Д. Гачева и др.

В связи с тем, что в современной литературе по глобализации высказываются различные, порой радикальные, мнения, касающиеся вопроса о глубине ее влияния на национальную культуру, на положение человека в обществе, автору пришлось изучить обширный пласт литературы. Так, определяющий вклад в исследовании и выявлении понятия «глобализация» внесли Р. П. Ващекин, М. Н. Руткевич, Р. Фольк, М. Уотерс, Н.Е. Покровский, Л.М. Дробижева и др.

В исследованиях последних десятилетий много внимания уделяется тенденциям развития этноса и этнической культуры. Исследовать вопросы этнической и традиционной культуры и их взаимодействие помогли работы А. Г. Агаева, А. Ю. Шадже, М. С. Джунусова, И. И. Осинского, X. Г. Тхагапсоева, Р. Д. Хунагова, О. Н. Деминиа, В. В.Черноус и др.

При рассмотрении национальных и культурных процессов в регионе автором использовались труды Г. X. Мамбетова, Б. X. Бгажнокова, С. X. Мафедзева, С. И. Эфендиева, В. Г. Игнатова, Н. Бора, Ф. С. Эфендиева, раскрывающие особенности взаимовлияния и взаимообогащения культур народов Кабардино-Балкарии.

По вопросам влияния глобальных процессов на национальную культуру нами использовались исследования таких авторов, как Т. П. Григорьева, И. А. Василенко, С. А. Арутюнов, А. Г. Косиченко, Ю. С. Тхагазитова и др.

Сущность этнокультурных ценностей и ценностных ориентаций рассматривалась в трудах И.Канта, И. И. Осинского, Н. Н. Мачурова, Г. Риккерта, А. Маслоу, И. Сурина, А. П. Тугаринова, С. JI. Рубинштейна, Д. А. Леонтьева и др.

Многовековая история народов Северного Кавказа свидетельствует, что традиции и обычаи всегда играли большую роль в жизни людей. Традиции и обычаи служили основой регулирования общественно-политической жизни горского общества. Так, различные аспекты роли традиции и обычаев исследованы в трудах В. А. Бейлиса, А. И. Герцена, В. А. Тишкова, А. В. Аксентьева, В. А. Аксентьева, Г.С. Денисовой, И.В. Суханова, Б.С. Саламова, А.К. Алиева, В.Д. Плахова, А.И. Першица, Д.М. Угриновича, Р. А. Хунаху, JI. Моргана, В.И. Толстых, JI.M. Культербаевой и др.

Для рассмотрения особенностей этикета кабардинского и балкарского народов, автор использовала труды Б. X. Бгажнокова, М. А. Меретукова, Ф. И. Леонтовича, Р. А. Мамхеговой, А. И. Мусукаева, Э. И. Матханова, Н. П. Тульчинского и др.

Изучение деятельности культурно-воспитательных центров Кабардино-Балкарской Республики основывалось на трудах К.Д.Васильева, А. Я. Данелюка, М. Н. Кузьмина, К. Д. Ушинского, Б. Ц. Хангуева, И. А. Мальбахова, К. X. Унежева, С. М. Дозорец, JL И. Альборовой и др.

Отмечая богатство источниковедческой базы, позволившей сформулировать авторскую концепцию, приходится вместе с тем констатировать, что при всем многообразии тематического содержания и исследовательских подходов проблема особенностей национальной культуры кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации не получила освещения в научной литературе. Этим обусловлен интерес к теме настоящего диссертационного исследования.

Объект исследования: национальная культура кабардинцев и балкарцев.

Предмет исследования: национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации.

Цель исследования: провести комплексный анализ трансформаций ценностных ориентаций национальной культуры кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации.

Задачи исследования: рассмотреть различные подходы к определению понятия «глобализация» в сфере национальной культуры;

- исследовать состояние и специфические особенности национальной и этнической культуры;

- проанализировать процессы социокультурного развития республики в современных условиях;

- определить источники и пути влияния процессов глобализации на национальную культуру;

- установить место и роль традиций и обычаев, этнических нормативных ценностей в период трансформации;

- рассмотреть роль этикета в сохранении и упрочении этнического самосознания кабардинцев и балкарцев;

- показать роль культурно воспитательных центров, как трансляторов и хранителей национальной культуры в республике.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили базовые понятия и концептуальные положения, содержащих в работах ведущих отечественных и зарубежных культурологов, философов, социологов и политологов по проблеме национальной культуры в условиях глобализации и место этого процесса в современном мире. К числу основных методов исследования, использованных в диссертации, принадлежат системный и ценностный подходы к изучению глобальных и культурных явлений. При работе над отдельными разделами диссертации автором были использованы аналитический и цивилизационный методы анализа.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

- исследованы особенности развития сферы культуры на региональном уровне в условиях глобализации и трансформации современного общества;

- раскрыты пути и способы влияния глобализации на национальную культуру и раскрыты последствия вытеснения историко - культурных традиций; показаны особенности трансформации традиций и обычаев кабардинцев и балкарцев в современных условиях;

- проанализирована роль этикета как способа трансляции этнической самобытности кабардинского и балкарского народов;

- показана роль культурно - воспитательных центров республики как трансляторов национальных ценностей и хранителей национальной культуры.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования состоит в том, что результаты и выводы, полученные в диссертации, могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения культурной жизни многонационального региона, совершенствования межнациональных отношений и воспитания подрастающего поколения. Научная значимость заключается в осмыслении основных закономерностей развития национальной культуры этносов, а также ее региональных и локальных вариантов. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в учебной деятельности при подготовке спецкурсов по социологии, этнологии и культурологи, и в практической работе по разработке законодательной базы и другой документации по формированию региональной культурной политики Кабардино-Балкарской Республики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Глобализация выступает как распространение североамериканской культуры и соответствующей ей системы приоритетов, ценностей, образцов и идеалов. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение, заставили ученых говорить о процессе глобализации современной культуры. Этот процесс имеет как позитивные, так и негативные стороны.

2. В условиях глобализации сохранение традиционных ценностных ориентаций кабардинцев и балкарцев способствует возрождению национальной культуры региона. Уверенность этнической группы в позитивности и ценности своей культуры позволяет ей проявить толерантность к другим культурам. В результате происходит обогащение национальных ценностей достижениями локально развивающихся культурных систем, определенная их трансформация, интеграция с общечеловеческими культурными ценностями.

3. Традиции и обычаи, лежащие в основе народных морально-этических «кодексов поведения», выступают базовыми элементами культуры народов Северного Кавказа. Поэтому разрушение традиций, исчезновение обычаев и обрядов, утрата идеалов в глобализирующемся мире, свидетельствует о распаде ценностного пространства, которое составляет своеобразие национальной культуры.

4. Северокавказский этикет представляет собой составную часть свода неписаных законов, обычаев, регулировавших поведение народов во всех областях традиционного образа жизни. Каждый вид отношений регулируется соответствующими нормами, которые передаются из поколения в поколение. Благодаря этикету, кабардинская и балкарская культуры, изменяясь, в основе своей все же сохранилась как устойчивая система в условиях глобализации. При этом она всегда демонстрировала и демонстрирует свою открытость к обновлению и развитию.

5. В современных условиях культурно - воспитательные центры республики являются основным субъектом работы по возрождению традиционных основ национальной культуры в деле воспитания молодежи, сохранения языка и традиций наших народов. В число культурно -воспитательных центров входит национальная школа, национальная библиотека, краеведческий музей и др., занимающиеся вопросами сбора, воспитания и сохранения культурного наследия народов Кабардино-Балкарской Республики. Важными структурными элементами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти.

Апробация работы. Основные положения диссертации и ее результаты доложены - на Международных научных конференциях «Медико-биологические и социальные проблемы современного человека» (Тирасполь, 2008), «Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы» (Казань, 2008), «Перспектива-2008» (Нальчик, 2008) и др.

Результаты диссертационного исследования обсуждены на заседании кафедры культурологии и этнологии КБГУ им. X. М. Бербекова.

Основные положения диссертации изложены в 8 публикациях, общим объемом 2.5 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (десяти параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Тхазеплова, Жанна Сафраиловна

Заключение

Рубеж XX-XXI столетий характеризуется принципиальным изменением существования традиционных народов и этносов России. Встав на путь глобализации, врастания в планетарную экономику и культуру, Россия обрела новые условия саморазвития. Глобализация ставит принципиальный предел действию традиционных для истории человечества оснований этнической консолидации популяции как результат, актуализируя необходимость теоретического пересмотра и уточнения основных понятий социально-философского осмысления последней.

Выбранная тема диссертационного исследования имеет большое теоретическое и практическое значение в современном мире.

Вопросы, которые были затронуты в работе, являются важными и актуальными в культурологической, социологической и философской науке. Поскольку глобализация действительно вносит принципиально новый момент в систему и типы социальных связей, объединяющих людей, анализ именно этого аспекта ее воздействия и социальных последствий составлял неотъемлемую часть нашего изучения.

По мнению автора, глобализация порождает и сложные проблемы, касающиеся не только глобального геополитического баланса, но и этических предпосылок жизни.

В процессе исследования были сделаны следующие выводы, что: 1) глобализация - многогранный процесс, поэтому необходимо различать и разграничивать разные его стороны;

2) глобализация распространяется на страны, между которыми существуют огромные различия с точки зрения географического положения; 3) глобализация унифицирует и стандартизует культурные традиции и обычаи.

Мы попытались рассматривать эту проблему с разных точек зрения и использовать новые отечественные и зарубежные разработки и материалы в области национальной культуры.

Процесс взаимодействия культур охватывает все регионы мира, продолжительность и глубина культурных контактов увеличивается. Межкультурные коммуникации позволяют народам лучше узнать друг друга, а также понять самобытность собственной культуры. Она стимулирует распространение не только новых типов экономической деятельности, технологии, информации, образа жизни, но и все более разнородных культурных моделей, жизненных слоев, мотиваций и ценностных ориентаций личности.

В процессе работы над диссертацией стало очевидно, что интерес к изучению национальной культуры в условиях глобализации постепенно усиливался, превратившись сегодня в особое направление исследований.

Нужно отметить, что коренные народы исследуемого региона, какими являются кабардинцы и балкарцы, проявляют этническую толерантность, открытость и устойчивость перед сложной задачей овладения основами иной культуры. Уверенность этнической группы в позитивности и ценности своей культуры позволяет ей проявить толерантность к другим культурам и стремиться к сотрудничеству с их представителями, т. е. адаптироваться по типу культурной интеграции. Факторами, способствующими созданию этнической идентификации, являются длительность проживания, общее историческое прошлое, традиции дружественных отношений, знание культуры, языка. Неповторимое своеобразие современного Северного Кавказа обусловлено нарастанием «нетрадиционных» культурных форм, которые часто вытесняют традицию, частью переплетаются с обычаями, порождая новые, а часто сосуществуя параллельно.

Традиции и, в некоторой степени, обычаи выступают как «несущие конструкции» ценностно-смысловой активности человека, определяя при этом ее индивидуально (субъективно) понимаемые возможности и границы этнической самоидентификации и самосознания в условиях полиэтнического региона.

Анализ различных источников позволил показать, что традиции и обычаи выступают базовыми элементами традиционной культуры Северного Кавказа, в частности в Кабардино-Балкарской Республике. Ведущее место среди них занимают традиционные этика и мораль, лежащие в основе народных морально-этических «кодексов поведения». Главными функциями традиционных кавказских морально-этических кодексов являются функции идентификации, социализации, коммуникации и интеграции. Иными словами, морально-этические кодексы народов Северного Кавказа, сформированные в традиционном обществе, и в настоящее время выступают для человека основанием понимания своей групповой принадлежности. Самоопределение вплоть до построения собственной государственности вырастает из стремления воздвигнуть заслон на пути глобализации, лишающей народ условий привычной самоидентификации и сохранения самобытности. И в этом плане Кабардино-Балкарская Республика характеризуется изменением элементов и устоев традиционной культуры, включением в социокультурное пространство региона заимствования европейской и ближневосточной культур, мировоззрения и ценностных ориентации. Осознание и свободное следование лучшему в содержании традиционного этнического культурного комплекса кабардинцев и балкарцев сегодня является важнейшим из оснований сохранения и дальнейшего существования этноса.

Активно участвуя в социально-политической жизни республики, государство принимает меры, необходимые для успешного продолжения существования и развития национальной жизни, в том числе направленные на поддержку традиционной для кабардинцев и балкарцев религии, обучения на национальном языке, учреждений национальной культуры. В данном двуедином воздействии национальная традиционная культура обретает опору и возможность продолжения своего исторического развития. Диалектика существования этнокультурной национальной традиции в обществе не отрицает внутреннего саморазвития этой традиции. Именно поэтому ориентация на сохранение традиционного ядра этнической идентичности народа вовсе не означает прекращение естественного развития этноса. Этнос есть живой организм, а не музей хранилище ценностей уже ушедших исторических эпох и народов.

Таким образом, национальные культуры в процессе глобализации принимают очертания единой глобальной культуры, интегрирующей этнокультурное многообразие. И в то же время культуры заявляют о своей уникальности. В ходе глобализации некоторые идеи и структуры современной жизни действительно распространяются по всему миру. В то же время культурные особенности отдельных народов на фоне глобальных процессов приобретают все более резкие очертания или вообще впервые осознаются как таковые. Поэтому таким важным итогом работы явились формировании национальной современной северокавказской культуры, в частности кабардинского и балкарского народов, в которой явно видно традиционное содержание.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Тхазеплова, Жанна Сафраиловна, 2010 год

1. Лбдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность // Научная мысль Кавказа.-1995.-№ 1.-С.56.

2. Аванесова Г.А. Культурно цивилизационные взаимодействия в условиях глобализации // Культура в современном мире. - РГБ. - Вып.З.- 2002.-C.3-33.

3. Аванесова Г.А. Отечественное обществоведение о влиянии глобализма на развитие культур и цивилизаций // Наука о культуре: итоги и перспективы.-М.: РГБ, 2002-С.З-12.

4. Агаев А.Г. Нациология: философия национальной экзистенции.-Махачкала.: АГУ, 1992.-176с.

5. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968.-240с.

6. Алъборова Л.И Адыгская этика, и первичная социализация в традиционной системе воспитания. Нальчик.: Полиграфсервис и Т, 2002.-134с.

7. Арагон Л. Собрание сочинений. М.: Худ. лит, 1961.-Т.10.-712с.

8. Аристотель. Политика. .- М.: ACT, 2005,- Т4.-393с.

9. Арнольдов А.К Человек и мир культуры: Введение в культурологию.-М.:МГИК,1992.- 240с.

10. Арутюнов С. А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-247с.

11. Арутюнов С. А. Указ. Соч.- 157с.

12. Архив НБ. им Т.К. Мальбахова.- Нальчик.: Самиздат,2009.-70с.

13. Атмурзаева Ф.И. Социальные трансформации в современной России. -Нальчик.: Полиграфсервис и Т, 2005.-188с.

14. Бабаков В.Г. Национальные культуры в общественном развитии России // Социально политический журнал.- 1995.-№ 5.- С.29-42.

15. Барасбыев М.И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в 18- начале 20 века. Нальчик.: Эльбрус, 2000.-112с.

16. Барасбиев М. И. Традиционные формы межэтнических отношении балкарцев и карачаевцев с кабардинцами // Альманах социально-политических и правовых исследовании. Нальчик, 2000.-Вып. 1 .-С.48-70.

17. Бгажноков Б. X. Адыгский этикет. — Нальчик, 1978. — 159с.

18. Бгажноков Б.X. Основания гуманистической этнологии.- М.,2003.-220с. \9.Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов.- Нальчик.: Эльбрус, 1983.-228с.

19. Бгажноков Б. X. Почитание старших у адыгов. Этикет // Газета Юга.-2000.-7 ноября.

20. Бейлис В.А. Традиция в современных культурах Африки. М.:Наука,1986.-246с.

21. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию. - М., 2001.-304с.

22. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. -М.:АН РСФСР, 1948.-280с.

23. Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур // Философские науки.- № 4.- 2000.- С.33-42.

24. Бобровников В.О. Традиции в жизни современных горцев // Азия и Африка сегодня.-1993 .-№ 4.-С.23.

25. Божович Л. И. Проблема формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.; Воронеж, 1995.-250с.

26. Бор Н. Избранные научные труды. М.: Наука, 1997.- Т 2.-675с.

27. Бромлей Ю.В. Традиционная культура и этнография // Современные проблемы этнографии. М.,1981.

28. Булдаков С.К. Социально-философские основание образования. -Костромск. Гос. унив-т, 1998.-280с.

29. Васильева М.С. Бурятская школа. Бурятск. гос. унив-1998.-140с.

30. Василенко И.А. Диалог цивилизации. М.: Эдиториал УРСС,1999.-149с.

31. Ващекин Р.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация: что это такое? М.: Изд-во МГУК, 2002. - 150с.

32. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. -1994. № 36. - С.23.

33. Гегель. Философия духа // Энциклопедия философских наук: В 3-х т. Т.З.-М., 1977.-С. 406-407.

34. Генезис традиционных общественных институтов народов Северного Кавказа. Нальчик, 1990.-35с.

35. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества.- М.,1977.-703с.

36. Герцен А.И. Избранные философские произведения.-М.,1948.-Т1.-371с.

37. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / Под. ред.В.П. Алексеева.- М.: Школа пресс, 1995.-448с.

38. Гладкий Ю.Н. Глобалистика: трудный путь становления // Мировая экономика и международные отношения.- 1994.-№ 10.-С.104-116.

39. Горлова И. Культурная политика в современной России: региональный аспект.- Краснодар, 1998.- 290с.

40. Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. М., 1979. -282с.

41. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли.- Л., 1989.-560с.

42. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект пресс, 1994. - 288с.44.'Гусейнов А.А. Диалог культур в глобальном мире. М., 2001.-Т. 7.- 350с. 45 Данилюк А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы // Педагогика.- 1994.-№ 5.-С.69.

43. Делова JI.A. Динамика ценностных ориентации молодёжи в условиях укрепления рынка // Известия ЦСИМГТИ. 1999. - №1. - С. 42.

44. Дамениа О.Н. Кавказская культурная общность: миф или реальность? // Научная мысль Кавказа.- 2002.-№ 1.-С.45-55.

45. Джеладзе В.П., Шлыков В.А. По залам музея изобразительных искусств КБАССР.- Нальчик, 1966.- 99с.

46. Джунусов М.С. О мере своеобразия национальных культур // Социс.-2002.- № 5.-С. 125-128.

47. Дзамихов К.Ф. Северный Кавказ: взаимодействие этносов и культур в исторической традиции // Культура мира и Северный Кавказ. Нальчик, 2000.-С. 91-97.51 .Делягин И. Общая теория глобализации // Общество и экономика.- 1998.-№ 10.-С. 87-113.

48. Дозорец С.М. Из истории библиотечного дела в КБ.- Нальчик, 1971.- С.8.

49. Драч Г.В., Лубский А.В., Эфендиев Ф.С. и др. Этнос. Культура. Цивилизация. Ростов - н/Д, 2005.-192с.

50. Емелъяненко Т.Г. Музееведение.- М.,1988.-244с.

51. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб. для студ. вуз.-3-е изд. доп. и перераб.- М.: Аспект пресс, 2000.- 591с.

52. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение,- Ростов-н/Д ,1998.- С.20.

53. Жданов Ю.А. Кавказ: традиции и вызовы 21 в // Кавказ : проблемы культурно-цивилизованного развития.- Ростов- на- Дону,2000.-С.8-9.

54. Жданов Ю.А. Избранное.- Ростов- на Дону.:и СКНЦ ВШ.-Т.2.-2001.-368с.

55. Жидков B.C., Соколов К. Б. Социокультурный аспект глобализации // Искусство: Объект исследования. М.: Индрик, 2006.-С.31-65.

56. Жуковская H.JI. Кочевники Монголии: Культура, традиция: Учеб. пособ.-М.: Восточная литература, 2002.-112с.

57. Журн. «Мусульманин». Париж, 1910.

58. Залиханов М.Ч. Глобалистика и проблемы устойчивого развития России // НМК.- 2001.-№ 4.-С.26.

59. Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // Социс.-2004.-№ 7.-С. 105-106.

60. Зумакулова Т.М.Слово и судьба. Нальчик.: Эльбрус, 1994.-496с.

61. Иванченко В. Глобализация и общественный менталитет // Вопросы экономики.- 2001.-№ 1.- С.146-150.

62. Игнатов В.Г. Юг России: проблемы устойчивого развития // Устойчивое развитие Юга России: состояние, проблемы, перспективы: Сб. докладов и статей.- Ростов-н/Д , 2003. -С. 3.

63. Ильин И.О. Собр. соч.: В 10т.-Т1.- М.: Русская книга, 1993.- 608с.

64. Ильин М.В. Политические аспекты глобализации // Труды фонда М.С.Горбачева.-2001 .-Т.7.-С. 140.

65. Каган М. С. Философская теория ценностей .- СПб., 1997.- 145с.

66. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.-544с.

67. Канаметов 3. Мощное средство воспитания: Новые обряды и традиции // КБП.-1983.-29 апреля.

68. Кант И. Критика чистого разума. -М., 1994.-655с.

69. Кантария М.В. Некоторые вопросы этнической историй и хозяйства адыгов // Культура и быт адыгов. Майкоп,1986.-Вып.6.-С.3018.

70. Кафаров Т.Э. Традиционные этические ценности в современной этносоциальной среде // Научная мысль Кавказа.- 2006.-№ 2.- С.22.

71. Киселева Т.Г. Глобализация общества и культура мира // Библиотековедение .- 2002.- № 5.- С.8-18.

72. Кобылянский В.А. Русская идея и возрождение России.- Иркутск, 1997.-135с.

73. Ковалевский М. Законы и обычай на Кавказе. М., 1890.- Т. 1.-450с.

74. КосиченкоА.Г. Национальная культура в процессе глобализации // www.orda.kz. Электронный информационно- аналитический бюллетень.-№8.

75. Кравченко ИИ. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. - № 2. - С. 3 -16.

76. Кулътербаева JI.M. Социальные функции этнокультурных традиций в условиях глобализации.- Нальчик.: КБГУ, 2009.-143с.

77. Культурология. ХХвек. Словарь.- Санкт-Петербург.: Университетская книга, 1997.- 590с.82Лаво Р. Этнические особенности культуры малых народов Северного Кавказа // Проблемы национальной культуры. Нальчик, 2001.-С. 133-135.

78. Лебединский Я. Оружие казаков и кавказцев.-1998.-96с.

79. Левашов В.К. Глобализация и социальная безопасность // Социс.-2002.-№ З.-С.13-28.

80. Леей Стросс, К. Раса и история. - М., 2000.- 356с.

81. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации .- М., 1992.-120с.

82. Лихачев Д. С. Без доказательств. СПб, 1996.-137с.

83. Малъбахова И.А. Из истории Национального музея // Горянка.- 2001.- № 6.

84. Мамардашвшш М.К. Из краткого введения в философию // Вопросы философии. 2000. - № 12. - С. 20 - 33.

85. Мамбетов Г.Х. Из духовной жизни кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1994.-454с.

86. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев.-Нальчик.: Эль-Фа, 2002. -364с.

87. Мамхегова Р.А. Очерки об адыгском этикете.- Нальчик.: Эльбрус, 1993.-140с.

88. Маркова О.Ю. Образованность в системе ценностей культуры современного человека // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. СПб.- 2004.- Вып.2.

89. Маремшаова И.И. Северный Кавказ: проблемы этнокультурного взаимодействия // Научная мысль Кавказа.- 2002.- №4.- С.62.

90. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 18. - С. 272.

91. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.-2-е изд.-Т.4.-С.427-428.

92. Маслоу А. Психология бытия .-М., 1997.-272с.

93. Мат. межрег. научн. практ. конф. Иркутск, 2002.- №1.- 284с.

94. Матвеев П. Е. Моральные ценности: автореф. дис. . д-ра филос. наук .М., 2006.- 28с.

95. Мафедзев С.Х. Адыги. Обычаи. Традиция (адыгэ хабзэ). Нальчик.: Эль-Фа, 2000.- 355с.

96. Мачурова Н. Н. Жизненные ценности в понимании студентов: дис. .канд. психол. наук .-СПб., 2000.- 28с.

97. Межуев В.М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации // Полития.- № 3. -2000- С.-102-115.

98. Менталитет Россиян. М., 1997.-73с.

99. Меретуков М.А. Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения // Материалы конференции.- Черкесск, 1993 .-С.251.

100. Меретуков М.А. Этикет как форма культуры адыгов // Культурная диаспора народов Кавказа. Черкесск, 1993.-С. 250-258.

101. Мирзоев А. С. Уэркъ хабзэ- кодекс чести черкесского дворянства // Эльбрус, 1999.-№ 2.- С.229-243.

102. Мокаева М. Об уважении к старшим // Газета Юга.- 2005.- 17 марта.

103. Морган Л. Первобытное общество. JL, 1935. -233с.

104. Мусукаев А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик.: Эльбрус, 1990,- 112с.110 .Мусукаев А.И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик.: Эльбрус,1986.-152с.

105. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.-239с.

106. Мчедлова М.П. Глобальный мир и сохранение самобытности // Полис.- 2002.-№ 3.113 .Мясищев В. Н. Психология отношений .-М., 1995.-400с.

107. Hanco М.О. Традиции, обычаи и их развитие // Культура и быт адыгов. Майкоп,1981.-Вып.4.-С.141-173.

108. Нации и этносы в современном мире. Словарь- справочник.- СПб, 1999.-132с.

109. Национальная школа: направления, совершенствование структуры и содержание образования / Под. ред. М.Н.Кузьмина. М.: Новый учебник 2003.-456с.

110. Новое и традиционное в духовной культуре кабардинцев и балкарцев // По пути Великого Октября. Нальчик, 1980.-С.117-123.

111. Новый проект Газета «Горянка» «Из истории Национального музея»,-2001.- № 6.-С.2.

112. Орлов Ф.Н. Социальные издержки глобализации // Социс.- 2001.- № 7.-С. 13-22.

113. Осинский ИИ. Традиционные ценности в духовной культуре // Социс.-2001. -№3.- С.80.

114. Панарин А. С. "Имперская республика" на пути к мировому господству // Общественные науки и современность. -№ 4.- 1999.- С. 146-157.

115. Панов В.Н. Школьные краеведческие музеи.- Иркутск.: Восточносибирское книжное изд-во, 1973.- 323с.

116. Першиц А.И., Мусукаев А.И. Мужчина и женщина в горском этикете // КБП.- 1985.- 16 января.

117. Першиц А.И. Традиции // Народы России: Энциклопедия. М., 1994. - С. 62.

118. ПеччеиА. Человеческие качества.- М., 1985,- 302с.

119. Пидзигун И.М. Глобализация как реальность и проблема // Философские науки.- 2003 .-№ 1.-С. 5-16.

120. Пидзигун И.М. Философия и глобальные проблемы // Философские науки.-2002.-№2.

121. Плохое В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982.- 217с.

122. Покровский Н.Е. Глобализация. Модернизация. Россия. Круглый стол// Полис.-2003.-№ 2.- С.35.

123. Поликарпова B.C. Поликарпова Е.В. Этнические культуры Кавказа: между западной Европой и Дальним Востоком // Научная мысль Кавказа .-2000.-№ 3.- С.35-40.

124. Посетите Кабардино-Балкарский Краеведческий музей Министерство культуры КБ АССР.- Нальчик, 1976.- 170с.

125. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи.- М., 2000.- 213с.

126. Пригоэк:ин И., Стеигерс И. Порядок из хаоса. М, 1986.-296с.

127. Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения России // Социально политический журнал.- 1995.- № 5.- С. 29-42. 135 .Психология. Словарь. М., 1990. -494с.

128. Риккерт Г. О системе ценностей .- М., 1914.- Т. 1.- Вып. 1. -413с.

129. Рубинштейн С. Л. Человек и Мир .- М., 1998,- 665с.

130. Руденко В. А. Духовность и образование в современной России.- Ростов-н/Д, 2007.-208с.

131. Руденко В.А. Модель образования XXI века: проблемы сохранения ценностей национальной культуры. Ростов- н/Д, 2006.-68с.

132. Руткевич М. Н. Общество как система: Социологические очерки. -М., СПб, 2001.-444с.

133. Сакович В. А. Объективный характер интеграционных процессов в современном мире // Ежегодник Института межэтнических исследований. -Кишинэу, 2000.-С.2-5.

134. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Что это такое. Как они возникают. Что в них хорошего и плохого. Орджоникидзе.: ИР, 1968.-434с.

135. Современная западная философия.- М.,1991.- 414с.

136. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов в XIX- начале XX в.- М., 1979.-150с.

137. Соловьев В. Оправдание добра.- Соч. 2-х т. Т2. -М., 1988.- 550с.

138. Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.- С.12-13.

139. Степин B.C. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям // Квинтэссенция: Философский альманах, 1991. М.: Политиздат, 1992.-С. 44-46.

140. СуринаИ. Указ. соч. -С. 16.

141. Сурина И. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство // Вопросы теории и методологии .-1999.- С. 11—12.

142. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М., 1996. - 212с.

143. Суханов KB. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976.- 216с.

144. Толерантность / Под. ред. Мгедлова 3.- М.: Республика, 2004.- 416с.

145. Толстых В.И.Образ жизни: Понятие. Реальность. Проблемы.- М.: Политиздат, 1975.-184с.

146. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов. Л., 1968.- 123с.

147. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. М.: СПб., 1998. - 344с.

148. Тулъчинский И.П. Пять горских обществ Кабарды // Терский сборник. -Владикавказ, 1903. Вып.5.

149. Тхагазитов Ю.С. С оптимизмом смотрю в будущее наших национальных культур // КБП.- 1997.- 6 марта.

150. Тхагапсоев Х.Г. Нартский эпос как феномен диалога культур // НМК.-1999.-№ 3.- С. 152.

151. Тхагапсоев Х.Г. Этнос в современном мире: исторический реликт или фактор цивилизационного развития // Научная мысль Кавказа. 2005. - № 2. - С. 24.

152. Тхагапсоев Х.Г. Этнос в современном мире: исторический реликт или фактор цивилизационного развития // Научная мысль Кавказа. 2005. -№2. -С. 23.

153. Тхагапсоев Х.Г. Коммуникативные особенности бесписьменных культур // Научная мысль Кавказа.- 2000.- №2.- С.47-56.

154. Угринович Д.М. Обряд как специфическое социальное явление // Социалистическая обрядность и формирование нового человека. Киев, 1979.-С. 236.

155. Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев.- Нальчик, 2003.-510с.

156. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.-227с.

157. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х Т.2 .-М., 1974.-655с.

158. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Т.2.Педагогические статьи.- М., 1948.-655с.

159. Федотова Н.Н. Возможна ли мировая культура? // Философские науки.-2000.-№ 4.- С.58-68.

160. Философия : учеб. / под ред. В. Н. Лавриненко. -М., 1998. -584с.

161. Философский словарь.- М., Политиздат, 1986.-706с.

162. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. - 576с.

163. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1978.-С.282-282.

164. Хартия горных народов // Известия «Горы Евразии». Приложение. -2000.- № 2- С. 2.

165. Хвостова КВ. Количественные методы в истории // Вопросы философии.- 2002.-№ 2.-С.7.

166. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994.-№ 10.-С. 112-132.

167. Хунагов Р.Д. Диалог культур и проблемы моделирования новой политики на Северном Кавказе на основе системного подхода // Известия ВУзов. Северокавказский регион. Общественные науки.- 2000.- № 2.- С.50-52.

168. Хунагов Р.Д., Шадже А.Ю. Кавказский фактор современной России // Социс.- 2001.- № 3. -С.77-79.177Хунаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп, 1977. - С.34-35.

169. Цит. По газете «Единство». Нальчик, 1991.- 16 марта. - С. 4.

170. Черноус В.В. Кавказ контактная зона цивилизации и культур // Научная мысль Кавказа.- 2000.- № 2.- С.30-32.

171. Чумаков Л.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 432 с.

172. Шадже А.Ю, Демениа О.Н. Динамика социальных трансформации на Северном Кавказе.- Майкоп, 2002.-138с.

173. Шадже А.Ю. Кавказская цивилизация или Кавказская культура // Научная мысль Кавказа.- 2000.- № 2.- С.38-39.

174. Шадже А.Ю. Феномен Кавказской идентичности // Научная мысль Кавказа.- 2002.- №1.- С.36-44.

175. Шадже А.Ю.Северный Кавказ в условиях глобализации: как совместить традицию и современность // Социально- гуманитарные знания.-2001.-№1.-С.298-304.

176. Шакеева Ч. А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях .-Воронеж, 1998.- 135с.

177. Шендрик А.И. В системе культурологических координат // Искусство: объект исследования. М.: Индрик, 2006.-С.68-101.

178. Энтин JJ.M. XXI век и судьба суверенного государства.- М., 1999.-234с.

179. Эстетическое образование и воспитание в вузах. М, 1971.-76с.

180. Этнокультурное образование. Совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур // Матер, научн. симпоз. -Улан-Удэ.: ВСТАКИ, 2003.-Т.1.-С.150.

181. Эфендиев С.К, Эфендиев Ф.С. Общетюркская мифология и ее фольклорные связи: фольклор как социокультурный феномен. Нальчик.: Полиграф сервис и Т, 2005.-68с.

182. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, Эльфа.- 1999.- 304с.

183. Эфендиев Ф.С.Традиции и обычаи народов КБР в свете этносоциальных проблем // Тезисы науч. конф «Нравы, традиции и обычаи народов Кавказа». Пятигорск.: ПТЛГУ,1997.-С.150-152.

184. Ягодин Г.А. Предисловие к русскому изданию книги Д. Медоуз и Дж. Ранд ер. "За пределами роста". М., 1991 - 234с.

185. Klein Naomi. No Logo! Der Kampf der global Players um Marktmacht. Ein 6.Spiel mit vielen Verlierern und wenigen Gewinnern. Munchen, 2000. - P. 59.

186. Rosenay J.N. Turbulens in World Politiks. Brignton, 1990. - P. 36.

187. Waters M.Giobalization.L-N-V.-P.3.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.