Национально-культурная идентичность студентов провинциальных вузов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Шуклинова, Марина Валерьевна

  • Шуклинова, Марина Валерьевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 148
Шуклинова, Марина Валерьевна. Национально-культурная идентичность студентов провинциальных вузов: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Москва. 2005. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Шуклинова, Марина Валерьевна

Введение стр. 3

Глава 1. Национально-культурная идентичность

- 1 стр. 13как социальный феномен ^

§1. Природа идентичности, типы и виды идентификации стр. 13

§2. Методы исследования национально-культурной идентичности: критический анализ

§3. Показатели и индикаторы национально-культурной идентичности стр.54стр. 72

Глава 2. Состояние национально-культурной идентичности стп 82студенческой молодежи *

§ 1. Идентификация студенческой молодежи с государством стр. 82

§2. Идентификация студенческой молодежи с Россией стр. 89

§3. Идентификация студенческой молодежи с русской культурой стр. 100

§4. Идентификация студенческой молодежи с русским народом стр. 112стр. 122литературы стр. 125стр. 136

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национально-культурная идентичность студентов провинциальных вузов»

Актуальность темы диссертационного исследования определяется рядом факторов, среди которых, прежде всего, следует назвать кризис идентичности, который многими представителями как отечественной, так и зарубежной общественной мысли рассматривается в качестве знамения времени. Сегодня стало очевидным, что переход общества на постиндустриальную стадию своего развития, формирование новой системы социальных связей и отношений, изменение структуры и значимости базовых ценностей, на которых зиждется здание человеческой цивилизации, сопровождается потерей представлений человека о том, кем он является по своему социальному и этническому статусу, по своим эстетическим и нравственным установкам. Возникновение «одномерного человека», о котором писал Г. Маркузе, с его размытыми представлениями о своей социальной, этнической, религиозной и культурной принадлежности; «глобальной деревни», где большинство жителей воспринимают себя «гражданами мира», прогрессирующей деперсонализацией и утратой личностного начала, интерпретируется многими исследователями, как показатели критического рубежа, к которому подошла в своём развитии цивилизация, поставившая в качестве цели достижение высочайшей экономической эффективности и безграничного господства над природой. Перефразируя Ф. Ницше можно сказать, что сегодня мы присутствуем не только при смерти Бога, но и человека, что подтверждается как результатами многочисленных исследований психологов, социологов, философов, так и социальной практикой. Выяснение того насколько далеко зашёл этот процесс, и в какой мере оправданы апокалипсические прогнозы Э. Фромма и М.Маюпоэна, Э. Эршссона и Ф.Фукуямы, А. Камю и М. Фуко и многих других представителей отечественной и зарубежной социальной мысли представляет большую важность.

Особую значимость ответы на эти вопросы приобретают в связи с теми глобальными процессами, которые разворачиваются в мире. Основные последствия этих процессов не сводятся только к свободному перемещению товаров, ресурсов, финансов, рабочей силы и т.д. в мировом масштабе, но и ведут к формированию монокультурного мира, базирующегося на универсализированных ценностях. Глобализация сопровождается разрушением локальных культур, так как национальные обычаи и традиции выступают препятствием для бурного экономического роста и развития. В этом случае для традиционной национальной культуры такие процессы становятся серьезным испытанием. Поэтому в глобализирующемся мире национально-культурная идентичность становится основной темой, как науки, так и повседневной жизни. По словам 3. Баумана, «впечатляющее возрастание интереса к "обсуждению идентичности" может сказать больше о нынешнем состоянии человеческого общества, чем известные концептуальные и аналитические результаты его осмысления».1

И, наконец, особо важным представляется исследование национально-культурной идентичности именно студенческой молодёжи, так как она несёт в себе энергию дальнейшего развития общества. Это будущие руководители предприятий, учителя, инженеры, иными словами интеллигенция, которая всегда играла особую роль в российской истории и от принятия решений которой зависит её перспектива.

Степень разработанности шроблемы

Проблема формирования идентичности находится в центре внимания научного сообщества достаточно давно и исследуется в рамках различных отраслей науки - таких, как антропология, психология, социология, педагогика, философия, этнология и др. Вопросы идентичности в качестве проблемы научного знания были впервые поставлены 3. Фрейдом, который с потерей личностного начала связывал причины тех социальных патологий и неврозов, которые переживали широкие массы людей. В ряду тех людей, которые работали в психологической парадигме можно назвать А. Фрейд, Ж. Лакана,

1 Бауман 3. Идентичность в глобализирующемся мире // Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002. С. 176-177.

К.Хорни и т.д. Работа К. Хорни «Невротическая личность» является классическим трудом, исследовавшим утрату индивидом своей культурной идентичности при попадании в инокультурную среду. Однако наибольшая заслуга в разработке данной проблемы принадлежит Э.Эриксону, который понимал идентичность, в целом, как процесс «организации жизненного опыта и индивидуальное Я» и рассматривал её, как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру.

В контексте социальной психологии проблема идентичности рассматривается в работах В. Вундта, Ч. Кули, Г. Лебона, У. Макдугалла, Дж.Мида, К.-Г. Юнга и др.

В рамках социологических наук проблемы идентичности разрабатывались представителями классической западной социологии М.Вебером, Ф. Гиддингсом, Э. Дюркгеймом, К. Марксом, Г. Спенсером, Г.Тардом и др. Подробному анализу процесс идентификации подвергается в современной зарубежной социологии X. Абельсом, 3. Бауманом, П.Бергером, П. Бурдье, Т. Лукманом, Р. Мертоном, С. Московичи, Т.Парсонсом, П. Призом, Н. Смелзером, П. Сорокиным, Э. Фроммом, Ю.Хабермасом, А. Шюцом и др.

В отечественной социологии проблема идентичности была поставлена представителями субъективной школы Н.И. Кареевым, Н.К. Михайловским уже в начале XX века. В советский период проблематика социальной идентичности в большей степени рассматривалась психологами Г.М. Андреевой,

A.Г.Асмоловым, М.И. Бобневой, Л.С.Выготским, И.С. Коном, А.Н. Леонтьевым и др.

В настоящее время вопросы социальной идентичности рассматривают такие отечественные учёные, как В.Э. Бойков, Т.Г.Богатырёва, Е.А. Гришина, Е.Н. Данилова, О.Н. Дудченко, А.Г.Здравомыслов, В.Н. Иванов, Е.Д.Игитханян, Л.Г. Ионин, Ю.Л.Качанов, С.Г. Климова, И.М. Клямкин, А.И. Ковалёва, Т.З.Козлова, Н.И. Лапин, В.А. Луков, А.В. Мытиль, Н.Н. Федотова,

B.И.Чупров, А.И.Шендрик, Н.А. Шматко, В.А. Ядов и др.

2 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис; Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1996. - с. 8

Национальная и культурная идентификация в контексте этнологии, этносоциологии рассматривается в работах таких исследователей, как. Ю.В.Арутюнян, О.Н. Астафьева, В.Г. Бабаков, В.А. Баринов, А.О.Бороноев, Ю.В. Бромлей, В.А Горбов, JI.M. Дробижева, В.К. Егоров, А.Я. Зарипов, К.Касьянова, В.И. Козлов, М.М. Кузнецов, И.Н.Лисаковский, О.А.Митрошенков, И.О. Надточий, Ю.А.Серебрякова, Г.У. Солдатова, Ф.С.Файзуллин, В.Ю. Хотинец и др.

Проблемы национальной и культурной идентичности волновали и представителей русской философской мысли, прежде всего, А.С.Хомякова, К.С.Аксакова, Н.Я. Данилевского, Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, С.Н.Булгакова, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева, Н.С. Трубецкого, Г.П.Федотова.

Таким образом, существует достаточно большой пласт литературы, касающийся данной проблематики. Но, тем не менее, до настоящего момента национально-культурная идентичность не являлась предметом специального социологического анализа. Поэтому существует необходимость в прояснении ряда вопросов: Как национально-культурная идентичность коррелирует с понятиями национальный характер, менталитет? Как соотносятся и как различаются по своему содержанию понятия национальная и культурная идентичность? Как протекает процесс идентификации по национально-культурному признаку в различных социальных группах и слоях? Какая из социальных групп в большей мере идентифицирует себя с российским государством, с русской культурой, народом? Существуют ли отличия в национально-культурной идентичности у различных социальных и социально-демографических групп? Есть ли основания утверждать, что значительная часть российских граждан является носителем традиционных русских ценностей и идентифицирует себя в большей мере по культурному признаку, а не по территориальному? Действительно ли процесс разрушения базовых ценностей русской культуры принял необратимый характер в российском обществе? и т.д.

Попытка ответить на эти вопросы составляет суть диссертационного исследования и определяет его цель, которая состоит в выявлении уровня сформированности национально-культурной идентичности студенческой молодёжи.

Достижение данной цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:

• раскрытие содержания понятия национально-культурная идентичность;

• определение уровня сформированности национально-культурной идентичности у различных групп студенческой молодёжи;

• разработка типологии респондентов в зависимости от уровня сформированности национально-культурной идентичности;

• выявление факторов, влияющих на процесс формирования национально-культурной идентичности;

• разработка системы показателей и индикаторов, позволяющих фиксировать различные уровни национально-культурной идентичности индивида в ходе социологического исследования; о создание пакета социологических инструментов для изучения национально-культурной идентичности как структурного элемента ценностного знания.

Объеетом исследования являются студенты провинциальных вузов.

Предметом исследования - национально-культурная идентичность студенческой молодёжи.

Гипотезы исследования шовная гипотеза: большинство студенческой молодёжи имеет поверхностный уровень национально-культурной идентичности.

Гипотезы - следствиям:

1. Абсолютное большинство молодых людей скептически оценивает Россию, своё культурное наследие.

2. Большая часть студенческой молодёжи считает, что у России нет особой исторической судьбы, она такая же, как и другие страны.

3. Установка на космополитизм является доминирующей в сознании молодых людей.

4. Степень национально-культурной идентичности студенческой молодёжи на вербальном и поведенческом уровне не совпадает.

5. Тип поведения человека, осуществляющего процесс национально-культурной идентификации, зависит от ситуации. Чем жёстче ситуация, тем менее склонен индивид принимать решения, связанные с подтверждением своей национально-культурной идентичности.

6. В настоящее время значительная часть молодёжи идентифицирует себя по месту проживания, по гражданскому и социальному статусу, но не по культуре.

Общетеоретическая и методологическая база

В своём исследовании диссертант опирается на принципы диалектико-материалистического метода познания, установки системного подхода, использует приёмы историко-генетического и компаративистского анализа.

Для диссертанта базовой является также та совокупность выводов и положений, которая содержится в работах Ю.В. Арутюняна, Е.Н.Даниловой, Л.М. Дробижевой, К. Касьяновой, Г.У. Солдатовой, В.А. Ядова.

Для прояснения ряда моментов, связанных с феноменом идентичности, природой национально-культурной идентичности, автор также обращался к идеям, содержащимся в работах представителей иных научных школ и направлений, в том числе, к трудам Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева, С.Н.Булгакова, И.А. Ильина, Г.П. Федотова, Э. Эриксона, Дж. Мида, Ч. Кули, Т. Парсонса, Р. Мертона, Э. Гидденса и др.

Эмпирическая база исследовании

Диссертационное исследование базируется на данных, полученных автором в ходе опроса студенческой молодёжи, проведенного в августе-сентябре 2004 года в городе Тамбове. Выборка целевая, задача получения репрезентативных данных не ставилась. В социологическом опросе приняли участие 255 человек, в том числе: студенты Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (84 человека), студенты Тамбовского государственного технического университета (32 человека), служащие Комитета социальной защиты (40 человек), служащие Пенсионного фонда (29 человек), работники Торгово-выставочного комплекса (70 человек).

В процессе анализа использовались также материалы: а) Социологического центра Российской академии государственной службы при Президенте РФ, проект «Историческая память российского населения», 2001 год; б) общероссийского опроса, проведённого Фондом «Общественное мнение», в 1992-1995 гг. в ходе проекта «Народ и политика»; в) общероссийского опроса, проведенного ИСПИ РАН в 2001 году, проект «Российская идентичность и национальное самосознание»; г) опроса Фонда «Общественное мнение» за 1998 год (отношение россиян к отечественным и зарубежным фильмам); д) общероссийского опроса Фонда «Общественное мнение» за 2001 год, проект «Большая и малая родина»; е) общероссийского опроса ВЦИОМа за 2004 год, проект «День Победы».

Научиаи новизна исследования состоит в том, что:

1. Раскрыто содержание понятия «национально-культурная идентичность», под которым понимается качественная характеристика социального субъекта, свидетельствующая о принятии им ценностей национального государства, а также ценностей культуры данного этноса в качестве ведущих элементов его ценностно-нормативной системы, обуславливающих направленность и интенсивность его деятельности в различных сферах бытия.

2. Разработана типология респондентов в зависимости от уровня сформированности национально-культурной идентичности. Согласно данной типологии респонденты делятся на три группы: 1) респонденты, имеющие поверхностный уровень национально-культурной идентичности; 2) респонденты, имеющие средний уровень национально-культурной идентичности; 3) респонденты, имеющие глубинный уровень национально-культурной идентичности.

3. Выявлен уровень национально-культурной идентичности, доминирующий в массовом сознании студентов провинциальных вузов, который может быть назван средним. Показано, что при наличии у большинства студентов позитивных установок по отношению к отечественной культуре, государствообразующему этносу - русскому, России, как цивилизационной целостности, тем не менее, данные установки далеко не всегда реализуются в фактах деятельности. Студенческая молодёжь не готова совершать поступки, направленные на подтверждение своей национально-культурной идентичности.

4. Определены факторы, влияющие на процесс формирования национально-культурной идентичности. Показано, что среди данных факторов ведущую роль играют возраст и материальное положение индивида.

5. Разработана система индикаторов и показателей, дающая возможность зафиксировать уровень национально-культурной идентичности субъектов деятельности. Создан социологический инструментарий, позволяющий получать достоверную информацию по широкому кругу вопросов, связанных с проблемой национально-культурной идентичности.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы: при разработке государственных программ по патриотическому воспитанию молодёжи, программ политических партий и общественных объединений, направленных на формирование национально-культурной идентичности молодого поколения; в преподавании курсов общей социологии, социологии культуры, этносоциологии и социологии молодёжи, политологии, социальной философии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Процесс обретения субъектом деятельности своей национально-культурной идентичности носит весьма сложный и противоречивый характер, так как идентификация субъектом себя как носителя ценностей нации, еще не означает, что он в тоже время является носителем ценностей национальной культуры. При определении идентификационного статуса человека может сложиться ситуация доминирования одного признака над другим, что приводит к «разломам» в структуре личности. В случае превалирования культурной идентичности над национальной, формируется тип личности, не рассматривающий свою национальную принадлежность, как нечто значимое. При доминировании национальной идентичности индивид утрачивает представление о том, носителем ценностей какой культуры он является.

2) Национально-культурная идентичность может проявляться на различных уровнях: поверхностном, среднем и глубинном. Показателями поверхностного уровня являются: желание индивида формализовать свою национальную принадлежность, степень интереса к национальной литературе, кино, отношение к гражданству и т.д. Показатели среднего уровня: следование своим традициям, обычаям, желание жить в своей стране, позитивное отношение к своей стране, культуре и т.д. О сформированности национально-культурной идентичности на глубинном уровне говорит осознание индивидом места своей страны в мировом сообществе, вклада своего народа в социальный и культурный прогресс, ощущение дискомфорта в инокультурной среде, готовность пожертвовать своей жизнью ради Родины, и т.д.

3) Сформированность национально-культурной идентичности на эмоциональном и поведенческом уровне различна, что объясняется наличием ярко выраженного противоречия между установками общественного и индивидуального сознания. Большинство студентов провинциальных вузов, признавая приоритет общественных ценностей перед ценностями индивида, тем не менее, считают, что сегодня необходимо прежде думать о себе, а потом уже о Родине.

Апробация работы

Результаты исследования были представлены на заседании кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Основные теоретические положения и выводы отражены в 3-х публикациях, выступлениях на научных конференциях аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета в 2003-2004 году.

Структура работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Шуклинова, Марина Валерьевна

Заключение.

Проведенное исследование свидетельствует, что раскрытие представления о национально-культурной идентичности студенческой молодежи является важным объектом теоретических и прикладных исследований отечественной социологии.

Преобразования, происходящие в экономической, политической, социальной жизни современной России заметно сказываются на сознании всех социальных групп. Однако эти изменения в большей мере затрагивают молодежь. Это связано, в первую очередь, с экспансией американизированной массовой культуры российского культурного пространства, которая подрывает основы национальной культуры. Итоги настоящего исследования показали, что в этих условиях, самоопределение человека должно осуществляться по двум признакам: национальному и культурному, тогда у индивида формируется качественная характеристика, свидетельствующая о принятии им ценностей национального государства, а также ценностей культуры данного этноса в качестве ведущих элементов его ценностно-нормативной системы.

Данные исследования позволяют сделать вывод, что основная гипотеза исследования не подтвердилась. Большинство молодых людей идентифицируют себя с русским народом и русской культурой, считая Россию своей Родиной, великой, сильной державой с особой исторической судьбой, признавая русскую культуру как одну из величайших культур мира. Отождествление происходит пока на эмоциональном уровне, но это уже факт огромного значения. В условиях, когда в российском обществе существует реальная угроза культурной экспансии, данная ориентация молодого поколения на традиционные культурные ценности свидетельствует о его будущности.

Результаты проведенного исследования показывают, что национально-культурная идентичность на эмоциональном и поведенческом уровне не совпадает. Молодежь не готова совершать поступки, направленные на подтверждение своей этнокультурной идентичности. Что говорит о деформации структур национального самосознания и формировании нового

122 социального типа человека, у которого установки массового сознания, ориентирующие его на подтверждение своей национально-культурной идентичности, вступают в противоречие с установками индивидуального сознания.

Данные проведенного исследования показали, что у молодого поколения идентификация по культуре доминирует над этнической. С точки зрения молодежи русским человеком является тот, кто любит Россию, является ее патриотом, при этом национальный признак нивелируется.

Согласно разработанным в настоящем исследовании уровням национально-культурной идентичности, можно сделать вывод, что у большинства студенческой молодежи провинциальных вузов доминирует средний уровень идентичности, для которого характерно ощущение неразрывной связи со своим народом, культурой, осознание своей культурной среды как родной.

На сегодняшний момент образ своего народа в глазах молодежи выглядит позитивно. Молодые люди считают, что русский человек обладает такими качествами как талант, патриотизм, доброта, трудолюбие.

Однако необходимо отметить, что в области личностной идентификации, социальной идентификации, в вопросах, касающихся национально-культурной проблематики, много неясного. Исследования, затрагивающие тему формирования национального самосознания, в настоящий момент практически не ведутся и уходят на второй план. На наш взгляд, необходимо дальнейшее исследование этих сложных процессов с применением всего комплекса методов (включая психологические, социально-психологические, социологические и т.д.) и улучшение уже существующих методик.

Подводя итоги, еще раз отметим, что современное молодое поколение студентов - это будущая интеллигенция российского общества, которая всегда играла особую роль в судьбе России, выполняла функцию социальной критики и предлагала новые проекты жизнеустройства социума. Поэтому ориентация молодежи на ценности отечественной культуры должна быть приоритетным направлением духовного производства общества. Только в этом случае можно рассчитывать на готовность молодых людей защищать свою страну, свой народ и культуру с оружием в руках.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Шуклинова, Марина Валерьевна, 2005 год

1. Авраамова Е.М., Здравомыслов О.М., Туренцов Е.Б. Россия в поисках идентичности (опыт социологического анализа одной конференции) // Социологические исследования. 1992. №11.- с. 143-148.

2. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация / Под ред. Н.А. Головина. СПб: Алетейя, 1999.- 265с.

3. Алексахина И. А. Тенденции в изменении национальной идентификации народов России // Социологические исследования. 1998. №2.- с.49-54.

4. Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс,

5. A. Шюц и др. Тексты/ Сост. Е.И. Кравченко: под общ. ред. и с предис.

6. B.И. Добренькова,- М.: Меж. Ун-т. Бизнеса и управления, 1996.- 557с.

7. Андреева Ю.Ю. «Русская идея» как фактор социокультурного развития России: Автореф. Дис. канд. социол. наук. Саратов, 2001. - 21с.

8. Арутюнян Ю.В. Испытание устойчивости политического сознания русских (этносоциологическое исследование) // Этнографическое обозрение. 1994. №3. 3-17с.

9. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования. 1990. №7. 42-49с.

10. Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций: По материалам этносоциологических исследований / Арутюнян Ю.В.; РАН, Инст-т этнологии и антропологии. М.: Наука, 2003. - 206с.

11. Арутюнян Ю.В., JI.M. Дробижева, А.А. Сусоколов. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1999. - 270с.

12. Бадмаев В.Н. Национальная идентификация как философская проблема. По материалам наследия российского зарубежья: Автореф. Дис. канд. филос. наук. -М., 1996. 18с.

13. П.Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности / Под. ред. В.А. Ядова.-М.: Ин-т социологии РАН, 1993. 35-46с.

14. Басина Е.З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: Автореф. Дис. канд. психол. наук. М, 1986,-23с.

15. Бауман 3. Мыслить социологически: Учеб. Пособие / Пер. с англ. Под ред. А.Ф. Филиппова. -М.: Аспект Пресс, 1996. -255с.

16. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. - 310 с.

17. Бердяев Н.А. Судьба России. М., ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. - 542с.

18. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. СПб., 1992. 142с.

19. Бороноев А.О., Михеев В.М. Прошлое, настоящее, будущее. (История философской мысли в России 19-20 век). -М., 1995,- 208с.

20. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб., 1994. 59с.

21. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история и современность. М., 1987. - 323с.

22. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М., 1983. 173с.

23. Ваниянц Д.Ю. Социокультурные ценности современной российской молодежи: Автореф. Дис. канд. соц. наук, Ставрополь, 2001. 19с.

24. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990. -21-32с.

25. Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910 / Сост., коммент. Н. Казаковой; предисл. В. Шелохаева. М.: Мол. Гвардия, 1991. - 462 с.

26. Воробьев В.В. Особенности групповой идентичности студентов Московских вузов: Автореф. Дис. канд. соц. наук. МГСА. М, 2003. -16с.

27. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т./ Гл. Ред. А.В. Запорежец. -т.4. Детская психология. Под. ред. Д.Б. Элысонина,- М.: Педагогика, 1984. 433с.

28. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999. 224с.

29. Газмал JT., Эткинд А. Идентификация и культурное самосознание. // 50/50: опыт словаря нового мышления,- М.: Прогресс, 1989. 30-39с.

30. Генисаретский О. Этнокультурная идентичность во всех возможных мирах // Вестник высшей школы. Alma mater. 1991. №9.- 58-65с.

31. Гиддингс Ф. Основания социологии // Амер. соц. мысль.: Тексты/ Под ред. В.И. Добренькова,- М: Изд-во Мое. унив-та, 1994 .- 293-316с.

32. Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальность. Киев, 1984. - 152с.

33. Гришина Е.А. Концепция гражданской идентичности // Социологический сборник. Вып. 6 / Ин-т молодежи; Под общ. ред. В.А. Лукова. М.: Социум, 2000.-С. 20-27.

34. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992. - 336с.

35. Горбов В.А. Русское национальное самосознание как социально-филосовская проблема: Автореф. Дисс. канд. филос. наук. -М., 1999. — 22с.

36. Гордилов В.А. Идентификация и самооценка как: фактор формирования ценностных ориентаций молодежи // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. М.: Социум, 1994. 55-61 с.

37. Данилова Е.Н. Социальные идентификации личности в постсоветской России, 1992-1997гг.: Автореф. Дис. канд. соц. наук, -М., 1997. -23с.

38. Данилова Е.Н. Идентификационные стратегии: российский выбор // Социологические исследования. 1995.№6. 120-130с.

39. Достоевский Ф.М. «Дневник писателя» 1876г. Полное собрание сочинений в 30 томах. Ленинград: Наука, 1981. - Т.23. - 423с.

40. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях и практика // Советская этнография. 1991. №1,- 93-104с.

41. Дробижева Л.М. и др. Демократизация и образы национализма в РФ 90-х г.-М.: Мысль, 1996.

42. Дудченко О.Н., А.В. Мытиль. Социальная идентификация и адаптация личности. // Социологические исследования. 1995. №6. 111-119с.

43. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. Санкт-Петербург, «Союз». 1998.-289с.

44. Зиммель Г. Социальная дифференциация: социологическое и психологическое исследование // Тексты по истории социологии XIX -XX вв. -М.: Наука, 1994. 329-347с.

45. Иваненков С.П., Куежанова А.Ж. Проблемы самоидентификации молодежи // Народ и власть. Информ.- аналит. бил.: Социология власти. -М.: РАГС, 1998. №2-3. 214-221с.

46. Игнатов А. «Евразийство» и поиск русской культурной идентичности // Вопросы философии. 1995. №6.- 45-56с.

47. Идентичность: Хрестоматия. Сост. Л.Б. Шнейдер. М, 2003. -270с.

48. Ильин И.А. О России. М.: Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова «Российский архив», 1995. - 25с.

49. Иларионова Т.Е. Этническая группа: генезис и проблема самоидентификации (теория диаспоры). -М., 1994,- 167с.

50. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка: к теории социокультурных изменений // Социологические исследования. 1995. №4. 3-14с.

51. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования. 1998. №12. 89-94с.

52. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. - 367с.

53. Качалов Ю.Л., Н.А. Шматко. Базовая метафора в структуре социальной идентичности // Социологические исследования. 1996. №1. 61-72с.

54. Кириленко Г.Г. Послание трех миров: интеллигенция в русской культуре // Социологические исследования. 1997. №3. 74-84с.

55. Климова С.Г. Изменения ценностных оснований идентификаций (80-90 гг.) // Социологические исследования. 1995. №1, 59-72с.

56. Климова С.Г. Стратегия успеха в изменяющемся мире // Социальная идентификация личности 2. Книга 1. - М., 1994. - 40-54с.

57. Клямкин И.М. Советское и западное: возможен ли синтез? // «Полис». 1994. №4. 57-78с.

58. Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я». // Социологические исследования. 1995. -№5. 102-110с.

59. Козлова Н.Н. Гуманитарная интеллигенция: кризис и самоопределение // Ценностная и социальная идентичность российской гуманитарной интеллигенции: тезисы всерос. теорт.-методол. конф. -М.: РГГУ, 2000. -16-18с.

60. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. -М.: Политиздат, 1988. -479с.

61. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. -М., Социум, 1999. -351с.

62. Ковалева А.И. Социализационная норма в современном российском обществе: Дис. док. социол. наук. М.: Институт молодежи, 1997. -337с.

63. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. - 175с.

64. Кон И.С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978. 367с.

65. Кузнецов М.М. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994. - 238с.

66. Кузнецов И.М. Адаптивность этнических культур и этнокультурные типы самоопределения личности. // Советская этнография. 1988. №1 15-27с.

67. Кузнецова И.Ю. Социализация молодежи на рубеже веков: региональный аспект: Автореф. Дис. канд. культур, наук. Краснодар, 2001.-20с.

68. Кули Ч. Социальная самость. Американская социологическая мысль: Тексты/Под ред. В.И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - 319с.

69. Кули Ч. Первичные группы. Американская социологическая мысль: Тексты/ Под ред. В.И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - 328с.

70. Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества//Социологические исследования. 1997. №3. 14-24с.

71. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России// Социологические исследования. 1994. №5. 3-8с.

72. Лапин Н.И. Исследование ценностей россиян: проблемы и перспективы // Обновление России: трудный поиск решений. вып. 5. - М.,1997. -154с.

73. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. №4. 3-7с.

74. Луков В.А. История социологии в конспективном изложении. Часть 1: Учеб. пособие/ Моск. Гуманит,- социальн. академия. Кафедра социологии. -М.: Социум, 2001. 160с.

75. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992. №2. 118-119с.

76. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966.

77. Мид Дж. Г. Аз и Я. Американская социологическая мысль: Тексты/ Под ред. В.И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - 226с.

78. Милютина Н.Р. Воспитание личности педагога как процесс культурной идентификации: Автореф. Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. -23с.

79. Молодежь и общество на рубеже веков. Секция: Будущее России и молодежь: к новой концепции молодежной политики: Тез международ, науч. конф., 21 октября 1998 г. -М.: Институт молодежи, 1998. 85с.

80. Парсонс Т. Система современных обществ: Пер. с англ. — М.: Аспект Пресс, 1998, —270 с.

81. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. Американская социологическая мысль: Тексты/ Под ред. В.И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - 503с.

82. Потапов В.П. Моральные ценности российской молодежи. Социологический анализ. М.: Изд-во МГСА, 2002 - 116 с.

83. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

84. Рабочая книга социолога / под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. Изд. 3-е. -М.: Едиториал УРСС, 2003. 480с.

85. Разуваев В.В. Внешняя политика и национальная идентичность // Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политическое исследование. 1994. №2. 61-73с.

86. Рассадина Т. А. Императивы русской культуры в нравственных ориентациях студентов педагогического вуза: Автореф. дис. канд. социол. наук. — М., 1995. — 16 с.

87. Российская социологическая энциклопедия. Под общей ред. акад. РАН Г.В. Осипова. М.: издат. группа НОРМА-ИНФА., 1998. - 672с.

88. Россия в зеркале реформ: Хрестоматия по социологии совр. рос. общества /Рос. независ, ин-т соц. и нац. проблем; Под общ. ред. М. К. Горшкова, А. Ю. Чепуренко, Ф. Э. Шереги. —М., 1995. — 216 с.

89. Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. №5. — 90-98с.

90. Рыжова С.В. Опыт изучения этнической идентичности в системе ценностных ориентации (постановка проблемы) // Российский этнограф. 1993. №3. 21-35с.

91. Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. М.: Гардарики, 2002. -208с.

92. Садохин А.П. Этнология: Учебник. М.: Гардарики, 2002. - 256с.

93. Сапрыкин В.А. Русский Неоренессанс. Заметки вузовского преподавателя о советской культуре. // Экономическая газета. №1 (430), январь 2003 г. 6-8с.

94. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. -М.: Механик, 1996.

95. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. Учеб. пособие. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999 г. - 203 с.

96. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. - 688с.

97. Современная западная философия: Словарь. 2-е изд., перераб. и доп. Сост. и отв. ред.: B.C. Малахов, В.П. Филатов. М.: ТОН - Осгожье, 2000. - 544 с.

98. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл. 1998.-180-198с.

99. Солодникова И.В. Социальная идентичность и жизненный путь личности. М.: Инст-т молодежи, 1993. - 116с.

100. Солодникова И.В. Принципы понимающей социологии в анализе социализации личности. Автореф. Дис. канд. соц. наук. М., 1992. -22с.

101. Солодникова И.В. Принципы понимающей социологии в анализе социализации личности. Дис. канд. соц. наук. -М., 1992. 176с.

102. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества. // Социологические исследования. 2003. №1. -115-123с.

103. Соловьев B.C. Русская идея / Смысл любви. М.: «Современник», 1991. -526с.

104. Сорокин П.А. Общие черты и различия между Россией и США.// Социологические исследования. 1993. №4. 112-117с.

105. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Инст-т социологии. М.: Наука, 1994. - 560с.

106. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество /Общ. ред., сост. и предисл.: А. Ю. Согомонов. —М.: Политиздат, 1992. —543 с.

107. Социология в России. Под ред. В.А. Ядова. М., Изд-во института социологии РАН, 1998. 688с.

108. Социологическая энциклопедия: В 2 т./Национальный общественно-научный фонд/Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин; глав. ред. В.Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. - 863с.

109. Татарешсо И.В. Национальная идентификация в переходных обществах: Автореф. дис. канд. ф. наук. МГУ. М., 2003. 25с.

110. Тишков В.А. Идентичность и конфликт в постсоветском государстве. -М„ 1992.-490с.

111. Тощенко Ж.Т. Этнократия: История и современность. Социологические очерки. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). 2003.-432с.

112. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. 2-е изд., доп. и прераб. - М.: Юрайт - М, 2001. - 527с.

113. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации //

114. Социологические исследования. 1997. №8. 40-47с.

115. Федотова Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. 2003. №6. 50-58с.

116. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений/ Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. - 202-310с.ф 114. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1991. -1795с.

117. Фромм Э. Психоанализ и этика / Сост. П.С. Гуревич, С.Я Левит; Вступ. ст. П.С. Гуревича. М.: Республика, 1993. - 415с.

118. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. №2. 35-40с.

119. Хотинец В.Ю. О содержании понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание //Социологические исследования. 1999. №9. -67-74с.

120. Хесс Леоньска. Национальная самоидентификация поляков в современной России: Автореф. Дисс. канд. социол. наук. МГСА. М., 2001.-25с.

121. Шендрик А. И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития. —М.: Мол. гвардия, 1990. — 305 с.

122. Шматко Н.А., Качалов Ю.Л. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования // Социологические исследования. 1998. №4. 94-98с.

123. Шюц А. Структура повседневного мышления. // Социологические исследования. 1988. №2. 133-139с.

124. Шюц А. Повседневное мышление и научная интерпритация человеческого действия (фрагмент) // Современная зарубежная1. Лксоциология (70-80-е годы) / РАН ИНИОН; Госкомвиз. НИИ высш. образов.; Отв. ред. Н.Л. Полякова; Сост. Л.В. Гирко. М., 1993. - 104-123с.

125. Эткинд А. Индивидуализм, личность // 50/50: Опыт словаря нового мышления /Под общ. ред. М. Ферро и Ю. Афанасьева. — М.: Прогресс, 1989, — С. 107-111.

126. Энциклопедический социологический словарь. Под ред. академика ф РАН ОсиповаГ.В.-М.,1995.-939с.

127. Эриксон Э. Детство и общество.- Изд. 2-е, перераб. И доп. / Пер. с англ. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. - 392с.

128. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис; Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. - 340с.

129. Юм Д. О тождестве личности // О человеческой природе; Пер. с англ. СПб.: Азбука, 2001. 157-174с.

130. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе //Социологический журнал. 1994. №1. 35-52с.

131. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. -М.: «Добросвет» 2001. 596с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.