Научно-историческое наследие Г.Н. Ахмарова, 1864 - 1911 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.09, кандидат исторических наук Салахова, Эльмира Кадимовна

  • Салахова, Эльмира Кадимовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2003, Казань
  • Специальность ВАК РФ07.00.09
  • Количество страниц 196
Салахова, Эльмира Кадимовна. Научно-историческое наследие Г.Н. Ахмарова, 1864 - 1911 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования. Казань. 2003. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Салахова, Эльмира Кадимовна

Введение.

I глава Жизненный путь, педагогическая и научно-общественная деятельность Г.Н.Ахмарова.

§ 1 Жизненный путь Г.Н.Ахмарова.

§ 2 Труды по педагогике и педагогические взгляды ученого.

§ 3 Научно-общественная деятельность Г.Н.Ахмарова.

II глава Проблемы истории Булгарского государства в трудах Г.Н.Ахмарова.

§ 1 Г.Н.Ахмаров об источниках по истории Булгарского государства.

§ 2 О территории и городах Булгарского государства.

§ 3 Принятие ислама и развитие культуры в Булгарском государстве. iii

глава История Казанского ханства в исследовании Г.Н.Ахмарова.

§ 1 История города Казани в трудах ученого.

§ 2 Политическая история Казанского ханства.

IV глава Историко-этнографические исследования ученого.

§ 1 Казанские гагары.

§ 2 Татары-мишари.

§ 3 Тептяри.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Научно-историческое наследие Г.Н. Ахмарова, 1864 - 1911 гг.»

Обоснование темы. Ее актуальность. Коренные изменения в национальной жизни татар во второй половине XIX - начале XX вв. определялись процессами реформации и формированием этнической общности национального типа. Важнейшим фактором национальной консолидации становится воссоздание национальной истории: необходимо было знать прошлое, чтобы определить собственное историческое и культурное место среди других народов. На рубеже XIX - XX вв. начинается формирование татарской исторической науки, содержание которой определялось задачей создания научной истории татарского народа1. Среди историков начала XX в. свое заслуженное место занял и Гайнетдин Нежметдинович Ахмаров (18641911), чья деятельность была значима и многогранна. Наследие Г.Н.Ахмарова отличается от творчества многих татарских ученых начала XX в., прежде всего, тем, что оно представляет собой синтез традиционной мусульманской и российской, а через нее и европейской науки. Он заложил новые принципы при изучении истории татар, неизменно подчеркивая необходимость привлечения исторических источников разнообразного происхождения. Среди них важно выделить русские летописи, которые в таком значительном объеме в изучении национальной истории были использованы впервые именно в трудах Г.Н.Ахмарова. Методология и методика, применяемые в его исторических исследованиях стали новыми явлениями в татарской исторической мысли начала XX в.

Работы ученого были популярны не только среди татарской общественности, но и были признаны видными русскими учеными того времени. Известный татарский историк Г.Губайдуллин назвал именно его связующим звеном между татарскими и русскими учеными, и писал, что со смертью ученого эта связь была потеряна2. Р.Фахретдин, взыскательный и взвешенный в оценках, особенно если речь шла об историках, писал, что Ахмаров был историком от Бога3. С.Х.Алишев назвал его оригинальным татарским историком начала XX в.4

Изучение творчества Г.Н.Ахмарова представляет интерес с самых различных точек зрения. Во-первых, учитывая повышенный интерес в современной историографии к проблемам конца XIX — начала XX вв., как наиболее плодотворному и яркому этапу в развитии татарского общества, изучение жизненного пути, многогранной деятельности и творческого наследия Г.Н.Ахмарова дает богатый материал, достаточно полно характеризующий особенности этой эпохи. Во-вторых, анализ научного наследия ученого представляет значительный научный интерес в связи с актуализацией изучения процесса становления исторической науки у татар.

В-третьих, проблематика работ Г.Н.Ахмарова остается актуальной и на современном этапе. Особо необходимо подчеркнуть те аспекты, которые в связи с новым прочтением ряда страниц истории народа, в том числе истории г. Казани, привлекают особое внимание современных исследователей. Постановка ряда вопросов и пути их решений, предложенные ученым, предвосхитили достижения исторической науки последних лет. В работах Г.Н.Ахмарова история татарского народа впервые исследовалась на основе методов российской и европейской науки.

Источники исследования. Основной комплекс источников составляют печатные и рукописные труды Г.Н.Ахмарова. Библио1рафия научных трудов ученого насчитывает сорок три работы, которые увидели свет в 1893-1911 гг. Это несколько книг по истории татарского народа, филологические исследования и отдельные историко-археологические и этнографические статьи, вышедшие в «Известиях» Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, а также его публицистические материалы опубликованные в периодической печати начала XX в.

Учебник русского языка для татар (с ключом)» и «Русский букварь для татар» являются первыми опубликованными работами Г.Н.Ахмарова. В 1910 г. вышла первая часть книги «Тюркская азбука»5, а в 1911 г. увидело свет продолжение работы6. Эти учебники в то время пользовались большим спросом, и были в ряду лучших учебников по изучению татарского языка. В

1911 г. Г.Н.Ахмаров издал «Арабскую азбуку»7. Он, обозначая цель работы, писал, что книга является продолжением «Тюркских азбук» и предназначена для обучения детей чтению на арабском языке, особенно Корана, поэтому учебник состоит из арабских слов и текстов, которые позволяют ученикам осваивать особенности арабского языка. «Учебник по каллиграфии»8 Г.Н.Ахмарова в начале XX в. считался одним из лучших учебников. Он, будучи педагогом, уделял много внимания чистописанию и каллиграфии учеников. Почерк самого Ахмарова был образцом каллиграфии. Необходимо особо выделить такой его труд, как «Критика букварей»9. В этой книге впервые в татарской истории был представлен анализ учебных пособий, основанный на требованиях отечественной и зарубежной педагогики.

Этнографические исследования ученого «О языке и народности мишарей»10, «Свадебные обряды казанских татар»", «Тептяри и их

1 ^ происхождение» " увидели свет на страницах «Известий» Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Первые две работы вышли и отдельными книгами13. Эти труды несут важную информацию о разных субэтносах и этнографических группах волго-уральских татар.

На страницах этого же журнала нашли свое место такие исторические исследования ученого, как «Заметки о происхождении нескольких кладбищ при татарских селениях Волжско-Камского края»14, «Экскурсия на место древнего Сувара»15, «Городище Япанчино на реке Кубне»16, «Отчет о поездке с археологической целью летом 1909 года в Свияжский и Тетюшские уезды Казанской губернии»17. Эти работы были заслушаны на заседаниях Общества археологии, истории и этнографии. Некоторые труды Г.Н.Ахмарова, посвященные отдельным вопросам истории татарского народа не были опубликованы на страницах журнала, лишь их краткое содержание было отражено в протоколах Общества18. В настоящее время не найдены и их рукописные варианты. Несомненно, это большая потеря для татарской историографии и источниковедения.

Труды «История Булгарии»19 и «История Казани»20 достойны особого внимания. Они — результат анализа разнохарактерных татарских исторических источников, а также восточных и русскоязычных материалов, отечественной исторической литературы. «История Булгарии» и «История Казани» среди работ XX в., посвященных данной теме, отличаются доступностью и ясностью изложения. Арабские и персидские заимствования в них сведены до минимума, что позволило рекомендовать эти труды в качестве школьного учебника для изучения истории татарского народа. При этом в отзывах на «Историю Булгарии» и «Истории Казани» подчеркивался их научный характер. Но, по не ясным нам причинам, эти работы не были охарактеризованы Н.Ф.Катановым неоднократно обращавшимся к анализу татарских исторических сочинений, изданных до 1917 г.21 Н.Ф.Катанов был лично знаком с Г.Н.Ахмаровым, и, несомненно, был информирован о выходе этих изданий. В 1917 г. Я.Д.Коблов, выступавший за Н.Ф.Катановым на собрании, посвященному обзору учебников при Управлении Казанского учебного округа и использовавшихся в учебном процессе татарских мектебах и медресах за 1911-1913 гг., охарактеризовал работ Г.Н.Ахмарова в качестве выдающихся исторических сочинений последнего времени22.

История Булгарии» увидела свет на болгарском языке, она была подготовлена к печати на основе ее русского перевода, осуществленной Р.Г.Хайругдиновым. В предисловии этой книги подчеркивается научная значимость «Истории Булгарии», сохранившейся до наших дней23.

Специальной работы, посвященной истории Золотой Орды, историк нам не оставил. Отдельные моменты истории этого государства рассмотрены в «Истории Казани», где Золотая Орда выступает, прежде всего, в качестве соседнего государства Казанского ханства.

Газетные публикации Г.Н.Ахмарова долгие годы оставались вне поля зрения исследователей. В настоящее время нам известны двадцать три газетные статьи ученого на разные темы, которые публиковались в 1905-1909 гг. в газетах «Казан мухбире» («Казанский вестник»), «Юлдуз» («Звезда»),

Баянульхак» ( «Вестник правды»), «Азат» («Свободный»), «Вакт» («Время») и в русскоязычной газете «Казанский телеграф». Дать четкую тематическую классификацию газетных статьей Г.Н.Ахмарова достаточно трудно, так как в рамках одной статьи нередко им рассматривались различные вопросы. Тем не менее, условно их можно поделить на следующие темы:

1. Статьи, посвященные истории, языку, традициям и обычаям татарского народа.

2. Публикации, связанные с его общественной деятельностью.

3. Публикации, посвященные истории других народов.

В своих газетных статьях, посвященных истории татарского народа, он большое внимание уделял вопросам этногенеза татарского народа. Кроме того, в периодической печати, учитывая ее обширную читательскую аудиторию, Г.Н.Ахмаров выступал с призывом охраны исторических памятников. Заслуживает особого внимания объемная статья «Из истории нации»24, где Г.Н.Ахмаров привел отрывки из сочинений арабских путешественников и историков, таких как Ибн Фадлан, Ибн Русте на татарском языке, и при этом снабдил их своими комментариями. В отличие от своих коллег-современников Г.Н.Ахмаров уделял должное внимание и истории своего времени. Он был не безразличен к процессу миграции татарского народа в начале XX в. в промышленные центры России, высказывал свое мнение по международным проблемам, в частности о политике Америки и стран Европы по отношению к народам Азии и Африки. Деятельность чиновников и состояние избирательной кампании в Государственную Думу также становились темами его газетных статей25.

Следующую группу источников составляют архивные материалы. Среди них есть документы делопроизводственного характера и личного происхождения. В фондах Национального архива Республики Татарстан (НА РТ) хранится значительный комплекс источников, отражающий педагогическую деятельность Г.Н.Ахмарова (Ф. 160) в годы работы в Тетюшах и Казани. Отдельные единицы хранения фондов НА РТ открывают некоторые до сего времени неизвестные страницы истории семьи Г.Н.Ахмарова, сообщают сведения данные о его детях (Ф. 3, 4, 125, 131, 199, 977). Архивно-следственные дела по обвинению Ахмарова Саитгарея Гайнетдиновича и Марии Яковлевны Ахмаровой содержат интересную информацию о продолжателях рода Г.Н.Ахмарова (Архив КГБ РТ). Мы сочли целесообразным привлечь к исследованию эти материалы о судьбе семьи Ахмаровых, так как они позволяют более полно осветить жизнь и деятельность ее основателя.

В работе использованы также фонды Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И.Лобачевского Казанского государственного университета (ОРРК НБЛ), где хранится рукопись его работы «Городище Япанчино на реке Кубне»26. В сравнении с опубликованным вариантом она более объемна и информативна. В этом же фонде имеется удостоверительное свидетельство, выданное Г.Н.Ахмарову Обществом археологии, истории и этнографии при Казанском университете в 1906 г., дающее право на научное исследование в пределах Казанской и Уфимской губернии, подписанное председателем Общества Н.Ф.Катановым и секретарем Общества К.В.Харламповичем.27

В фондах Государственного архива Кировской области (Ф. 574) сохранился рукописный вариант статьи «Материалы для истории Елабужского уезда», опубликованной в газете «Вятские губернские ведомости» под авторством В.К.Магницкого. Результаты наших исследований показали, что большая часть этой статьи была подготовлена Г.Н.Ахмаровым" .

Отдельную группу источников составляют работы историков начала XX в. на татарском и русском языках, близкие по тематике к исследованиям Г.Н.Ахмарова, изучение которых дает возможность выявить общий уровень развития исторический знаний того времени и соответственно определить вклад ученого в развитие татарской исторической мысли. Публицистические материалы, характеризующие состояние общества в годы жизни и деятельности Г.Н.Ахмарова и составляющие общеисторический контекст его исследований, являются еще одним видом источников данной работы.

Степень изученности темы. Научное наследие Г.Н.Ахмарова до сих пор не становилось объектом монографического изучения29. Что касается степени и уровня изученности наследия Г.Н.Ахмарова — историка, этнографа, педагога и общественного деятеля — то их можно рассматривать в соответствии с периодизацией отечественной историо1рафии: в дореволюционной татарской историографии, в советской и в историографии постсоветского периода, начало которой определяется общественно-политическими переменами второй половины 80-х гг. XX в.

В дореволюционной исторической науке труды Г.Н.Ахмарова были широко известны. В 1909 г. в татарской периодической печати был опубликован ряд отзывов на его работу «Критика букварей» (Казань, 1909)30. Несколько рецензий на «Историю Казани» появилось в журналах «Маглюмате махкамаи шаргыя Оренбургия» («Сведения Оренбургского Духовного управления»)31 и «Шура» («Совет»)32, в которых были даны положительные оценки. Автор статьи в журнале «Шура», вероятно, главный редактор журнала Р.Фахретдин особо подчеркнул научную ценность «Истории Казани», написанной в традициях Ш.Марджани.

После смерти Г.Н.Ахмарова Р.Фахретдин в журнале «Шура»33 опубликовал некролог, где в сжатом виде были приведены биографические сведения, представлен общий обзор деятельности ученого и особо выделены такие крупные работы, как «История Булгарии», «История Казани», историко-этнографические исследования, осуществленные в рамках деятельности Общества археологии, истории и этнографии. Статья с краткими биографическими данными Г.Н.Ахмарова также была опубликована без указания авторства в календаре «Заман» («Эпоха»)34.

Видный татарский педагог М.Курбангалиев помещал в газетах «Баянульхак» («Вестник правды»)35, «Юлдуз» («Звезда»)36 пространные некрологи, содержавшие анализ научной деятельности историка. Зарубежные и отечественные ученые также почтили его память37.

Таким образом, в досоветский период отечественной историографии оценки творчества Г.Н.Ахмарова были даны лишь в некрологах, однако они имели научно-объективный характер. Некрологи, в частности статья М.Курбангалиева, стали впоследствии основными источниками биографических данных о Г.Н.Ахмарове, и, зачастую, не подвергались дополнительной проверке38.

Становление советской исторической школы изменило отношение нового поколения ученых к их предшественникам. Г.Н.Ахмаров, как представитель дореволюционной татарской исторической мысли, рассматривался в советские годы как носитель национального самосознания своего народа, и, соответственно, его научные интересы определялись как востоковедческие. Впервые в советской научной литературе сведения о Г.Н.Ахмарове были даны в «Биобиблиографическом словаре отечественных тюркологов»39, изданным А.Н.Кононовым где точные даты его жизни были сообщены филологом Л.Т.Махмутовой40, ссылавшейся на некролог Р.Фахретдина в журнале «Шура»41. Второе издание этой работы содержит более полную информацию о Г.Н.Ахмарове42. Отдельные моменты биографии Г.Н.Ахмарова также нашли отражение в работах Х.Х.Хакимова43, В.М.Горохова44.

Отметим, что в этот период отечественной историографии были востребованы в основном этнографические исследования ученого, опубликованные, в отличие от его исторических сочинений, на русском языке. Такой выборочный подход был обусловлен тем, что, во-первых, советская наука нуждалась в исследованиях, где рассматривались разные этнографические группы татарского народа, тем более, написанные, одним из первых, представителем этого народа на русском языке. Во-вторых, этнографические исследования ученого, в которых, в отличие от исторических работ, не были так ярко выражены национальные идеи, соответствовали требованиям советской науки. В-третьих, язык и стилистика работ были доступны не только специалистам, но и широкому кругу читателей. Этнографические исследования Г.Н.Ахмарова успешно привлекались в работах

М.З.Закиева43, Л.Т.Махмутовой46, Р.Г.Мухамедовой47, Д.Б.Рамазановой48, Р.К.Уразмановой49, Д.М.Исхакова30 и др.

Однако, специализированные исторические сочинения Г.Н.Ахмарова, напротив, были намеренно забыты, и, прежде всего, это коснулось работ, посвященных булгарскому и казанскому периодам в истории татарского народа. Так согласно инструкции 1927 г. по пересмотру книг в библиотеках и избах-читальнях Татарской республики51 «История Казани» Г.Н.Ахмарова оказывается в списке «негодных для читателей книг». Еще одной причиной исключения из научного оборота «Истории Булгарии» и «Истории Казани» стало достаточно критическое отношение их автора к сведениям русских летописей. Соответственно, Г.Н.Ахмаров был объявлен буржуазно-националистическим историком, что автоматически исключало его наследие из библиографии исторической науки. Несмотря на это, добросовестные советские ученые не сомневались в значимости исторических изысканий ученого, достойных всестороннего анализа. На труды Г.Н.Ахмарова в 60-70-е гг. ссылаются Г.В.Юсупов в книге «Введение в булгаро-татарскую эпиграфику»52, Ф.С.Хакимзянов в своей книге «Язык эпитафий волжских булгар»53. В работах М.А.Усманова подчеркивается отношение исследователя к некоторым татарским историческим источникам54.

Авторитет Г.Н.Ахмарова как ученого был признан в зарубежных научных центрах. Профессор Южнокалифорнийского университета А.Рорлих, освещая проблемы происхождения татарского народа, наряду с мнениями других видных ученых учитывала и точку зрения Г.Н.Ахмарова55. Немецкий ученый А.Каппелер56, а также профессор Мармарского университета (Турция) Н.Даулет, рассматривая этот же основополагающий вопрос в истории татарского народа, ссылаются на концепцию Г.Н.Ахмарова57.

Отечественные ученые также стали значительно чаще обращаться к наследию ученого. В статье Г.А.Хабибуллина, увидевшей свет в 1978 г. была предпринята первая попытка комплексного анализа научных трудов и с о общественной деятельности Г.Н.Ахмарова . Деятельность Г.Н.Ахмарова в

Обществе археологии, истории и этнографии нашла отражение в диссертации А.А.Хабибуллина, защищенной в 1979 г59.

Третий период историографии творчества Г.Н.Ахмарова открывает газетная заметка М.И.Ахметзянова, содержавшая краткую характеристику его деятельности как историка60. В 1989 г. Ф.Н.Шакуров в журнальной статье рассматривал сотрудничество историка Г.Н.Ахмарова с выдающимся татарским поэтом Г.Тукаем61.

В 1991 г. редакция журнала «Магариф» («Просвещение») начала публикацию основных работ Г.Н.Ахмарова62. В результате была осуществлена публикация значительной части «Истории Булгарии» и «Истории Казани» с вводной статьей М.А.Усманова. Подготовку текста к публикации и комментарии были осуществлены молодым ученым А.Р.Файзуллиным63. Отрывки из «Истории Булгарии» были опубликованы также в журнале «Мирас» («Наследие»)64.

В последние годы особенно активизировался интерес к научному наследию историка: в 1998 г. в «Ученых записках КГУ» вышла статья Р.Г.Хайрутдинова и Д.Р.Хайрутдиновой «Историк Гайнетдин Ахмеров: жизнь и творческая деятельность (1864—1911)» . В этом же году профессор Р.Г.Хайрутдинов опубликовал сборник избранных трудов Г.Н.Ахмарова66. В него вошли исторические и этнографические исследования ученого, осуществленные в рамках Общества археологии, истории и этнографии, а также «История Булгарии» и «История Казани», переведенные на русский язык. В конце книги была дана краткая библиография научных трудов ученого. Благодаря этой книге, лучшие сочинения ученого стали доступны широкому кругу читателей.

Современному читателю возвращается публицистическое наследие Г.Н.Ахмарова, в которых он излагал свои педагогические, этнографические и общественные взгляды. Статьи ученого, раскрывающие его педагогические, этнографические и общественные взгляды вновь увидели свет в современной периодической печати67. Исследователи усилили внимание на отдельные области деятельности Г.Н.Ахмарова, в результате чего в печати появились статьи, раскрывающие его вклад в развитие исторической мысли68, археологии69, национальной педагогики70.

Новой вехой в осмыслении наследия татарского просветителя стала научная конференция от 27 апреля 1999 г., посвященная 135-летию со дня рождения ученого71. На ней были проанализированы основные аспекты деятельности Ахмарова как ученого, педагога и общественного деятеля, определены перспективные задачи исследования. К сожалению, материалы научной конференции до сих пор не опубликованы.

Р.Фахретдин уже в начале XX в. поднимал вопрос о необходимости комплексного изучения научного наследия ученого. По его словам, задачей будущего поколения является издание собраний научных трудов Г.Н.Ахмарова, написанных как на татарском, так и на русском языках, включая газетные статьи72. Желание Р.Фахретдина осуществилось в 2000 г., когда фондом «Джиен» был издан историко-документальный сборник, посвященный Г.Н.Ахмарову73, куда вошли не только архивные документы и известные науке труды ученого, но и газетные статьи, которые долгое время оставались вне поля зрения многих исследователей. Вышли статьи, впервые представившие информацию о продолжателях рода Г.Н.Ахмарова, интерес к которым был проявлен участниками вышеназванной конференции74.

В работе Б.Л.Хамидуллина «Народы Казанского ханства: этносоциологическое исследование», содержавшей экскурс в «Историю Казани», этот труд Г.Н.Ахмарова отмечен как один из лучших по истории Казанского ханства75. Ф.Н.Шакуров в монографии «Развитие исторических знаний у татар до февраля 1917 г.» рассмотрел деятельность Г.Н.Ахмарова в рамках процесса становления национальной исторической науки76.

Таким образом, в осмыслении научной, педагогической и общественной деятельности Г.Н.Ахмарова его последователями сделано достаточно много, однако всестороннее изучение творческого наследия ученого остается актуальной задачей исторической науки.

Объектом изучения является развитие татарской исторической мысли. Предметом исследования выступает научное наследие Гайнетдина Нежметдиновича Ахмарова.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является всестороннее изучение творческого пути Г.Н.Ахмарова, как яркого представителя формирующийся татарской исторической науки, который одним из первых среди татарских историков в своем творчестве синтезировал традиции восточной и западной исторических наук.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

• исследовать этапы жизненного пути ученого;

• определить роль Г.Н.Ахмарова в процессе реформирования системы образования татарского общества;

• рассмотреть научно-общественную деятельность Г.Н.Ахмарова;

• проанализировать основные положения его исторической концепции;

• изучить историко-этнографические исследования ученого.

Методология исследования. Методология данной работы основана на принципах историзма, системности, объективности и целостности. При анализе и изложении материала применялись общенаучные методы (логический, метод классификации) и специальные (метод биографического описания, сравнительно-исторический).

Научная новизна. В диссертационном исследовании впервые представлен комплексный анализ жизненного пути, педагогической, общественной и научной деятельности Г.Н.Ахмарова.

Ряд использованных в работе архивных документов и арабографичных источников впервые вводятся в научный оборот.

Научно-практическая значимость. Материалы и основные положения диссертации могут быть использованы при разработке отдельных проблем истории татарского народа при составлении трудов по истории исторической мысли, а также при разработке лекционных и специальных курсов, npoipaMM по истории Республики Татарстан.

Структура исследования. Поставленные задачи определили структуру диссертации. Она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе описывается жизненный путь ученого, рассматриваются педагогические взгляды, характеризуется его научно-общественная деятельность. Изучение биографии, основных этапов его жизни необходимо для понимания и обоснования научных взглядов ученого. В этом разделе работы стремились воссоздать образ субъекта в историческом контексте с учетом внутренних и внешних факторов, что требуется от исследований такого характера77. Вторая глава посвящена проблемам истории Волжско-Камской Булгарии, поднятых в трудах исследователя. Для обозначения Волжско-Камской Булгарии в диссертации нами был использован термин «Булгарское государство», так как в работах ученого употреблялось именно такое обозначение. В третьей главе анализируется история Казанского ханства как важная составляющая концепции Г.Н.Ахмарова. Четвертая глава включает в себя результаты изучения историко-этнографических исследований ученого. Разделение ее на три параграфа определила тематика исследований Г.Н.Ахмарова, которое является довольно условным, так как казанские татары, татары-мишари и тептяри составляют единое целое — татарский народ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», Салахова, Эльмира Кадимовна

Заключение

Г.Н.Ахмаров как ученый и педагог обязан своим становлением уникальному синтезу татарской, арабо-мусульманской, русской и западноевропейской традиций в г. Казани как центре многонационального и многоконфессионального Поволжья. Он одним из первых среди татар воплотил в своем творчестве новые идеалы диалога культур.

Передовая татарская общественная мысль отстаивала необходимость включения в систему образования достижений всех наук, вне зависимости от их происхождения. Будучи педагогом по призванию, Г.Н.Ахмаров сумел на этом поприще умело сочетать элементы светского и религиозного образования. Ученый содействовал развитию преподавания на татарском языке, а также считал необходимым изучение татарами русского языка с целью приобщения их к достижениям западной цивилизации и лучшей адаптации к условиям жизни в Российской империи. Его несомненным вкладом в развитие образования светского типа стало создание учебников по истории, русскому и татарскому языкам, чтению, каллиграфии, с помощью которых ученики знакомились с новейшими научными данными. Ярким примером его новаторских подходов стала «Критика букварей».

Педагогическая и научная работа Г.Н.Ахмарова успешно переплеталась с его плодотворной общественной деятельностью. Такие его личные качества, как терпение, тактичность, дипломатичность, корректность прекрасно дополняли его глубокий ум и высокий профессионализм. Благодаря этому Г.Н.Ахмаров пользовался уважением и влиянием в разных общественных кругах: татарской интеллектуальной элите и русской интеллигенции. Будучи выразителем передовых научных и общественных взглядов, ученый своей деятельностью способствовал взаимообогащению различных культур и позволял услышать позицию разных сторон.

Г.Н.Ахмаров, начавший путь в науку в качестве краеведа, в скором времени добился признания других ученых своими исследованиями по истории, археологии, этнографии. Его принятие в Общество археологии, истории и этнографии подтвердило правильность выбранного пути. Особо следует подчеркнуть, что Г.Н.Ахмаров был первым археологом из татар, подтверждающим на практике свое видение исторического процесса.

Он считал, что изучение истории имеет несомненную практическую значимость, ибо человек, знакомый с прошлым, сможет избежать ошибок и в будущем. Г.Н.Ахмаров считал, что у каждого народа должна быть история, написанная национальными историками. Вслед за Ш.Марджани он обращался к истории национальной государственности. В его основных исторических трудах «Истории Булгарии» и «Истории Казани» ярко выражен особый самобытный стиль изложения, гармонично сочетающий популярность с научным содержанием.

В его творчестве традиции мусульманской историографии соединились с современными ему приемами и методами исторического исследования, применяемыми в европейских и российских научных школах. В результате, в трудах историка вырабатывается принцип доверия к наиболее древним, и поэтому ценным сведениям, а также стремление к критическому анализу документов, объективности, использованию методик вспомогательных исторических дисциплин.

Основной проблематикой в исследованиях Г.Н.Ахмарова стала разработка истории татарского народа, в частности таких ее этапов как история Булгарского государства, Казанского ханства. Г.Н.Ахмаров в своих исследованиях сумел в достаточной мере обосновать и показать связь между разными эпохами истории татарского народа. В его работах Булгарское государство и Казанское ханство выступают как отдельные части одного целого. В этих политических образованиях он видел этапы исторического развития Родины не только булгар и татар, но и показывал место и роль других народов региона. С его точки зрения, тюркские и финно-угорские народы, населявшие этот район, играли значимую роль в истории татарского народа. Выявив особенности этногенеза многих из них, Г.Н.Ахмаров обосновал вывод об исторической взаимосвязи судеб народов Поволжья. Ученый исходил из позиций гуманизма, в его работах присутствует глубокое уважение к историческим традициям всех народов этого региона. Он не допускал принижения значимости культуры других народностей, отстаивал принципы сохранения мирного характера взаимоотношений между ними.

История города Казани в исследовании Г.Н.Ахмарова привлекает особое внимание. В его работах впервые в отечественной историографии возраст этого города был приближен к дате, которая была установлена в результате исследований современных ученых.

В рассмотрении политических вопросов в истории татарского народа Г.Н.Ахмаров показал себя хорошо подготовленным исследователем, вникающим в суть проблемы и видящим разные аспекты вопроса. Его профессионализм ярко отражался, прежде всего, в анализе причин падения Казанского ханства, где он не ограничивался констатированием очевидных фактов, а искал причины, которые не были заметны на первый взгляд, но стали судьбоносными.

Ученый не ограничивался рассмотрением политических институтов генетически взаимосвязанных между собой Булгарского государства и Казанского ханства, а, как и в приложении к более позднему периоду, его внимание было привлечено к социально-экономическому развитию населения данного региона, его религиозному мировоззрению и, в целом, уникальной культурной традиции. В его работах разрабатывались также некоторые вопросы становления и развития татарской нации в составе Московского государства и Российской империи.

Г.Н.Ахмаров в своих работах концентрировал внимание, прежде всего, на тех вопросах, которые были поставлены в результате общественных изменений в татарском обществе в конце XIX — начале XX вв. Таким, безусловно, является проблема этнонима и этногенеза татарского народа. В ее решении Г.Н.Ахмаров является одним из основоположников булгаро-татарской концепции. В его лице видим профессионального национального ученого, который создал стройную для своею времени концепцию развития татарского народа, начиная с Булгарского и кончая современным ему периодом.

Г.Н.Ахмаров впервые в татарской историографии уделил должное внимание изучению различных субэтносов и этнографических групп татарской этнической общности. Он выделил несколько составляющих татарского народа, сложившегося вокруг ведущего булгарского компонента, прочно связанного с тюркским миром и обогащаемого им.

Особое место в концепции историка отведено не только введению в научный оборот исторических источников и их осмыслению, но и критическому анализу положений, высказанных ранее его предшественниками. Именно в этом состоит важная заслуга ученого, предвосхитившего многие концептуальные построения современных историков.

Приведенные в его работах аргументы являются хорошо обоснованными, конкретными, выраженными предельно четко. Именно это позволило татарскому ученому в условиях самодержавной России публиковаться на страницах научной печати и занять достойное место в отечественной исторической науке.

В ходе дальнейшего исследования научного наследия ученого необходимо широко использовать его достижения при разработке педагогических, историко-археологических, этнографических проблем. Ряд задач, поставленных Г.Н.Ахмаровым, прежде всего по изучению открытых им археологических памятников, до сих пор остаются актуальными. Следует также пропагандировать его отдельные труды, которые благодаря источниковой основе, стилю изложения и другим достоинством позволяют наилучшим образом приблизиться к решению сложнейших исторических проблем. Таким образом, научное наследие ученого достойно для дальнейшего углубленного изучения и пропаганды.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Салахова, Эльмира Кадимовна, 2003 год

1. Архивные документы.

2. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ)

3. Ф. 3. Казанская губернская казенная палата.

4. Оп. 2. Д. 519. Ревизские сказки г. Свияжска и Свияжского уезда об экономических крестьянах, ясашных, служилых, крещенных татарах и чувашах.

5. Оп. 2. Д. 550. Ревизские сказки о государственных крестьянах Мольвинской волости Свияжского уезда.

6. Оп. 2. Д. 627. Ревизская сказка государственных крестьян Свияжского уезда1. Казанской губернии.

7. Ф. 4. Казанская духовная консистория.

8. Оп. 177. Д. 633. Метрические книги о родившихся, бракосочетавшихся и умерших по Казанской губернии и Тетюшскому уезду.

9. Ф. 51. Казанская судебная палата. Вещественные доказательства по делам Казанской судебной палаты.

10. Оп. 6. Д. 451. Дело по обвинению крестьянина Баймбетова в хранении с цельюраспространения прокламаций.

11. Ф. 92. Попечитель Казанского учебного округа.

12. Оп. 2. Д. 10735. Мектебе и медресе. Переписка по поводу их открытия и существования.

13. Ф. 125. Первая Казанская Мариинская женская гимназия.

14. On. 1. Д. 135. Об открытии при гимназии педагогических курсов с 1 сентября 1869 г. и об определении преподавателями Левандовского, Михайлова, Носова, Куклину, Шилитер.

15. On. 1. Д. 970. Дело педагогического совета Казанского Мариинской женской гимназии о выдаче аттестатов по годовым отметкам 1911 г. Ф.131. Казанские высшие женские курсы. Оп. 3. Д.111. Ахмарова Зейнаб Гайнетдиновна.

16. Ф. 160. Директор народных училищ Казанского учебного округа по Казанской губернии.

17. On. 1. Д. 815. О татарских школах и служащих в них.

18. On. 1. Д. 847. О татарских школах и служащих в них.

19. On. 1. Д. 907. О татарских школах и служащих в них.

20. On. 1. Д. 977. О татарских школах и служащих в них.

21. On. 1. Д. 1017. О татарских школах и служащих в них.

22. On. 1. Д. 1048. С перепиской по татарским школам и служащих в них.

23. On. 1. Д. 1067. О татарских школах и служащих в них.

24. Ф. 199. Казанское губернское жандармское управление.

25. Оп. 2. Д. 1498. Со списками учащейся молодежи всех учебных заведений г. Казани.

26. Ф. 977. Казанский университет.

27. On. л /д. Д. 38255. Личное дело Исмагила Гайнетдиновича Ахмарова.

28. Архив Комитета государственной безопасности Республики Татарстан. Д. №2-7050. Следственное дело по обвинению Ахмерова Саидгарея Гайнутдиновича.

29. Д. №2-4822. Следственное дело по обвинению Ахмеровой Марии Яковлевны.

30. Научная библиотека КГУ имени Н.И.Лобачевского (НБЛ). Отдел рукописей и редких книг (ОРРК).

31. Ед. хр. 1361. Ахмаров Гайнитдин. (Учитель Биктовского одноклассногоучилища Елабужского уезда «Городище Япанчино на реке Кубне».)

32. Ед. хр. 9257. Удостоверительное свидетельство Гайн-эд-дина Ахмарова направо разысканий, исследований и сбора материалов в Казанской и Уфимскойгубернии.

33. Государственный архив Кировской области.

34. Ф. 205. Инспектор народных училищ Елабужского уезда.

35. Оп. 2. Д.1880. Об инородческих для татар училищах Министерства Народного Просвещения в деревнях Биктовой и Ново-Аккузиной Елабужского уезда. Ф. 574. Вятский губернский статистический комитет.

36. On. 1. Д. 1841. Собрание статей и переписок для Губернских ведомостей. 5 апреля 1891 г.

37. Опубликованные источники на русском языке

38. Ахмаров Г. Городище Япанчино на реке Кубне // Известия Общества археологии, истории и этнографии при имп. Казанском университете (ИОАИЭ), 1894. T.XI1. - Вып. 2. - С. 182.

39. Ахмаров Г. Заметки о происхождении нескольких кладбищ при татарских селениях Волжско-Камского края // ИОАИЭ, 1893. Т.XI - Вып.З. - С. 277-278.

40. Ахмаров Г. История Болгарского царства до времени нашествия Тимура // ИОАИЭ: Протоколы общих собраний Общества археологии, истории и этнографии, 1899. Т.XV - Вып. 4. - С. 450.

41. Ахмаров Г. Отчет о поездке с археологическою целью летом 1909 года в Свияжский и Тетюшские уезды Казанской губернии // ИОАИЭ, 1910. Т.XXVI - Вып. 4. - С. 398-408.

42. Ахмаров Г. О языке и народности мишарей // ИОАИЭ, 1893. Т.XIX -Вып. 2. - С. 91-160.

43. Ахмаров Г. Разбор татарских сказаний о нашествии Тимура на Болгарские города // ИОАИЭ: Протоколы общих собраний Общества археологии, истории и этнографии, 1899. T.XV - Вып. 4 - С. 454.

44. Ахмаров Г. Разбор татарских сочинений о Болгарском царстве // ИОАИЭ: Протоколы общих собраний Общества археологии, истории и этнографии, 1899.-T.XV-Bbin.4-C. 459.

45. Ахмаров Г. Свадебные обряды Казанских татар // ИОАИЭ, 1907. Т.XXIII -Вып. 1,- С. 1-38.

46. Ахмаров Г. Спор о литературном языке татар // Казанский телеграф. -1905. 13 дек.

47. Ахмаров Г. Тептяри и их происхождение // ИОАИЭ, 1908. Т.XXIII -Вып. 5. - С. 340-364.

48. Ахмаров Г. Экскурсия на место древнего Сувара // ИОАИЭ, 1893. Т.XI -Вып. 5 - С. 478-481.

49. Ахмеров Гайнетдин. Избранные труды /Сост.Р.Г.Хайрутдинов Казань: Татар, кн. изд-во, 1998. - 237 с.

50. Ашмарин Н.И. Болгары и чуваши // ИОАИЭ, 1902. T.XVIII - Вып. 1. - С. 132.

51. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. 4.1.-СПб., 1863.- 558 с.+ 4 л. ил.

52. Выписка из книги «Ишарег-эль-мерам», принадлежащий имаму хатыбу и мударрису дер. Тунтар, Урбарской волости Малмыжского уезда, Динмухаметова /С татарского перевел учитель Гайнетдин Ахмаров. Казань: Лито-типография И.Н.Харитонова. - 4 с.

53. Губайдуллин Г. Что сделано в области социальных наук в Татреспублике в течение пяти лет // За 5 лет: к V годовщине провозглашения Татарской Социалистической Советской Республики. Казань: Изд-е ТЦИК, 1925,- С. 167-176.

54. Из инородческой татаро-мусульманской печати // Церковно-общественная жизнь. 1906. - №21. - С. 73.

55. Инородческое обозрение. Приложение к журналу «Православный собеседник» за 1912-1915 годы. Том I, книги 1 -12.-Казань: Центральная типография, 1916. 15 с.

56. Катанов Н.Ф. Библиография. Краткий обзор исторических книг (Доложено общему собранию 15 ноября 1911 года) // ИОАИЭ, 1912. Т.XXVIII - Вып.4-5. - С. 499-502.

57. Магницкий В.К. Материалы для истории Елабужского уезда // Вятские губернские ведомости. 1891.-5 апр.

58. Магницкий В.К. Несколько данных о мишарях и селениях их в Казанском и Симбирском губерниях // ИОАИЭ, 1896. Т. XIII. - Вып. 4. - С. 245-257.

59. Мулланур Вахитов. Избранное. Казань: Татар, кн. изд-во, 1967. - С. 6869.

60. Никольский Н.В. Биография В.К.Магницкого // ИОАИЭ, 1919. -Т. XXX -Выи. 2. С. 239-242.

61. Общий свод по империи результатов разработки данных Первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. СПб, 1905. -LIX+417 с.

62. Отчет Правления Общества пособия бедным мусульманам г. Казани, со состоящими при нем богадельней, приютом и начальной женской школой (мектебе) за 1907 год. Казань, 1908. - 22 с.

63. Протоколы общих собраний Общества археологии, истории и этнографии за 1894 г. // ИОАИЭ. Казань, 1895. - Т. XII. - Вып. 6.

64. Протоколы общих собраний Общества археологии, истории и этнографии за 1898 г. // ИОАИЭ. Казань, 1899. - Т. XV. - Вып. 4.

65. Протоколы общих собраний Общества археологии, истории и этнографии за 1904 г. // ИОАИЭ. Казань, 1905. - Т. XXI. - Вып. 2

66. Протоколы общих собраний Общества археологии, истории и этнографии за 1905 г.//ИОАИЭ. Казань, 1906. - Т. XXII. - Вып. 1.

67. Протоколы общих собраний Общества археологии, истории и этнографии за 1906 г. // ИОАИЭ. Казань, 1907. - Т. XXIII. - Вып. 6.

68. Протоколы общих собраний Общества археологии, истории и этнографии за 1909 г. // ИОАИЭ. Казань, 1910. - Т. XXVI. - Вып. 4.

69. Протоколы общих собраний Общества археологии, истории и этнографии за 1910 г.//ИОАИЭ. Казань, 1911.-Т. XXVII. - Вып. 5.

70. Протоколы общих собраний Общества археологии, истории и этнографии за 191 1 г. // ИОАИЭ. Казань, 1912. - Т. XXVIII. - Вып. 4-5.

71. Рыбушкин М. Краткая история города Казани. Казань, 1849. - 150 с.

72. Список начальных народных училищ Вятской губернии по времени их открытия. Вятка: Типография И.Пасынкова, 1890. - 31 с.

73. Учебник русского языка для татар (с ключом). Казань: Тип. ун-та, 1889. -220 с. В книге автор не указан.

74. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань: Тип. Казан, ун-та, 1844.- 131с.

75. Фукс К. Праздники казанских татар // Заволжский муравей. Т. 3. -№17. -С. 52-71, №19. -С. 178-194.

76. Шпилевский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877,- X+585+XVI с.на татарском языке

77. Атласи h. Мишерлорнен наданлыгы // Йолдыз. 1912.-28 окт.

78. Атласи h. Себер тарихы. Сеембике. Казан ханлыгы,- Казан: Татар, кит. нешр., 1993.-446 6.

79. Атласи h. Соен-бике. Казан: Эмет, 1914. - 62 б.248. «Эгъза». Шэрык клубында // Беянелхак. -1910.- 4 май.

80. Эхмэрев Г. Авыл жирепдэ меселманнарныц гереклеге // Казан мехбире.-1906. 6, 30 гыйнв., 1, 6 февр.

81. Эхмэрев Г. Акча тарихы // Йолдыз. 1906. - 6 май.

82. Эхмэрев Г. Элифба китапларына тэнкыйть. Казан: Урнек, 1909. - 64 б.

83. Эхморев Г. Эхмэревнен жавабы // Йолдыз. 1910. - 11, 16 нояб.

84. Эхмэрев Г. Бэронгс фетносе// Казан мехбире. 1906,- 9, 10, 12 апр.

85. Эхмэрев Г. Болгар каберстаииары // Йолдыз. 1906. - 5 апр.

86. Эхмэрев Г. Болгар тарихы // Бэянелхак.- 1909. -1,4 гыйнв.

87. Эхмэрев Г. Болгар тарихы.-Казан: Беянелхак, 1909.-128 б.

88. Эхмерев Г. Болгар тарихы // Мегариф. 1991. - №1. - Б. 53-54; №2. - Б. 5760; №3. - Б. 58-60; №6. - Б. 56-59; №8,- Б. 57-60; №11,- Б. 58-60.

89. Эхмерев Г. Болгар тарихы // Мирас. 1995. - № 1-2. - Б. 146-154; № 4. - Б. 83-90.

90. Эхмерев Г. Ватан во миллет тарихы хакында // Казан мехбире. -1906. 12, 14 апр.

91. Эхмерев Г. Газетамьщ туган жире // Йолдыз. 1906. - 21 гыйнв.

92. Эхмерев Г. Гарэби елифба. 2 нче кисек. Торки елифба томамында балаларны кыйраете гаребияге ве Коръен укытырга ойрету ечен жицел ве тедрижи суретте гертип ителде.-Казан: Хосеенов, 191 1. 40 б.

93. Эхмерев Г. Динде херрият // Казан мохбире. 1906. - 22 март.

94. Эхмерев Г. Думага сайлау хакында // Казан мехбире. 1906. - 3 апр.

95. Эхмерев Г. Иске зиратлар хакында // Азаг. 1906. - 30 март, 6 апр.

96. Эхмерев Г. Казан тарихы. Казан: Беянелхак, 1910. - 116 6.

97. Эхмэрев Г. Казан тарихы // Мэгариф. 1992. - №5. - Б. 53-59; №1 1. - Б. 5759; №12. - Б. 57-58; 1993. - №№2. - Б. 54-56; №3. - Б. 55-58; №7. -Б. 59-60; 1994.- №2. Б. 59-61; №7. - Б. 59-61; 1995. - №5. - Б. 59-61; №9. - Б. 57-60; №10. - Б. 72-74.

98. Эхмэрев Г. Кресгьяннарнын урман мэсьэлесе // Казан мехбире. -1906. -27 февр., 1, 3 март.

99. Эхмэрев Г. Кыйраэте терки. 1 кыйсем. Казан: Хесеенов вереселере, 191 1. -40 6.

100. Эхмерев Г. Кыйраете терки. 2 кыйеем.- Казан: Хесэенов вэрэсэлэре, 1911.-64 6.

101. Эхмэрев Г. МэкруЬлэр хэленнэн // Казан мехбире. 1906. - 3 май.

102. Эхмэрев Г. МэкруЬлэр хэленнэн (в обработке Ф.З.Яхина) // Идел. 1989. -№6. - Б. 3-5.

103. Эхмэрев Г. Мэктуб // Бэянелхак. 1910. - 11 май.

104. Эхмэрев Г. Миллэт тарихыннаи // Йолдыз. 1908. - 16, 18, 20 гыйнв., 8, 15, 24 март.

105. Эхмэрев Г. Моселмаппарныц жир мэсьэлэсе // Казан мехбире. -1906. 6, 30 гыйнв., 1 февр.

106. Эхмэрев Г. Нокраг болгарлары // Казан мехбире. 1906. - 20 июнь.

107. Эхмэрев Г. Сабан туе (с вводной статьей Э.К.Салаховой) // ШэЬри Казан.- 1998. 19 июнь.

108. Эхмэрев Г. Сабан туе // Казан мехбире. 1906. - 7 май.

109. Эхмэрев Г. Татарча, торкичэ, моселманча // Йолдыз. 1906. - 15 февр.

110. Эхмэрев Г. Тел саклау хакында // Казан мехбире. 1905. - 14 нояб.

111. Эхмэрев Г. Тел саклау хакында (с вводной статьей Э.К.Салаховой) // Мэгариф. №6. - Б. 21-23.

112. Эхмэрев Г. Теп Казан халкы // Йолдыз. 1906. - 4, 18 март.

113. Эхмэрев Г. Терки элифба. 1 кыйсем. Казан: Хосэенов вэрэсэлэре, 1910. -516.

114. Эхмерев Г. Торки элифба. 2 кыйсем. Казан: Хосэенов вэрэсэлэре, 1911. -40 6.

115. Эхмэрев Г. Хосне хат нэмунэсе. Казан: 0мид, 1911. - 23 б.

116. Эхмэрев Ш. Хисап мэсьэлэлэре. 3 кисэктэ. Казан: Хосэенов, 1918.

117. Баттал Г. Казан тарихы // Бэянелхак. 1910.-7 февр.

118. Баттал Г. Сеембико манарасы хакында. Казан: Гасыр, 1918. - 52 б.

119. Баттал Г. Татар тарихы. Казан: Эмет, 1916. - 127 б.

120. Баттал Г. Яна эсэрлэр. «Элифба китапларына тэнкыйть» // Вакыт. -1909. -5 дек.

121. Баттал Г. Яна эсэрлэр. «Казан тарихы» // Вакыт. 1910.-2 март.

122. Бэшири 3. Мишэрлэр. 1910. - №1. - Б. 5-6; №3. - Б. 74-77; №4. - Б. 106108; №6. - Б. 173-175; №7. - Б. 202-206.

123. Биктимеров Э. Мишэр яки мишчэрлэр // Шура. 1908. - №14. - Б. 436-438.

124. Гайнетдин Эхмэревнен вафаты // Вакыт. 191 1. - 27 сент.

125. Гайнетдин Эхмэрев//Заман календаре. 1913 ел очен. - Б. 57.

126. Гайнетдин Эхмэрев: Тарихи-документаль жыентык /Тез. Р.Мэрданов, Р.Мицпуллип, Э.Сэлахова. Казан: Жыен - ТатАрт: Хэтер, 2000. - 381 б.

127. И.Эхмэревнен гимназия тэмамлавы турында хэбэр. // Эл-Ислах. 1908. -№33. - Б. 14.

128. Ильяс Эхмэревнен фотосурэте.//Ан. 1915. - №9-10. - Б. 188.

129. ИбраЬимов Г. Сайланма эсэрлэр. 8 томда. Т. 5. Эдэбият Ьэм сэнгать турында мэкалолэр, хезметлэр (1910-1933). - Казан: Татар, кит. нэшр., 1978. -615 б.

130. Литература на русском языке

131. Адилов М. К истории возникновения топонима Казань // Международные связи, торговые пути и города Среднего Поволжья IX-XII веков. Материалы международного симпозиума. Казань, 8-10 сентября 1998 г. Казань, 1999. - С. 258-262.

132. Алишев С.Х. Казанское ханство. Возникновение и развитие // Материалы по истории татарского народа. Казань, 1995. - С. 186-200.

133. Алишев С. X. По следам минувшего. Казань: Татар, кн. изд-во, 1986. -127 с.

134. Амирханов Р. Образование татарской нации // Материалы по истории татарского народа. Казань, 1995. - С. 298-323.

135. Бахтин А.Г. XV-XVI века в истории Марийского края. Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1998,- 191с.

136. Бушков Р. Первооткрыватель Сувара // Казанский университет 1998. Дек.

137. В пятерке лучших Интервью с доктором исторических наук Р.У.Амирхановым. // Республика Татарстан. 1999. - 30 январь.

138. Гайнетдинов М.В. Хисамугдин Муслими // Средневековая татарская литература X1II-XV1I1 вв. Казань: Фэн, 1999.-С. 148-151.

139. Галлямов Р.Ф. «Башня Сююмбике ханской мечети.» // Казанское ханство. Актуальные проблемы исследования. Казань: Фэн, 2002. - С. 215-237.

140. Галлямов Р.Ф. Иски Казань — Ички Казань // Средневековая Казань: возникновение и развитие. Материалы Международной научной конференции. Казань, 1-3 июня 1999 года. Казань: Мастер Лайн, 2000. - С. 186-189.

141. Гибатдинов М.М. Становление преподавания татарского народа (методический аспект) // Сборник материалов итоговых конференций молодых ученых и аспирантов за 1999-2000 гг. Казань, 2001. - С. 1 15-123.

142. Гилязов И.А. Политика царизма по отношению к татарам Среднего Поволжья во второй половине XVI-XVIII вв. // Материалы по истории татарского народа. Казань, 1995. - С. 243-356.

143. Гимади Х.Г. Народы Среднего Поволжья в период господства Золотой Орды // Материалы по истории Татарии. Вып.1 Казань, 1948. - С. 185-225.

144. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань: Татгосиздат, 1941. - 258 с.

145. Губайдуллин A.M. О классификации городищ Волжской Булгарии // Археологическое изучение булгарских городов. Казань: Мастер Лайн, 1999. -С. 72-76.

146. Давлетшин Г. Волжская Булгария: духовная культура. Домонгольский период Х- нач. XIII вв. Казань: Татар.кн. из-во, 1990. - 190 с.

147. Давлетшин Т. Советский Татарстан. Мюнхен, 1974. - 392 с.

148. Егоров В.Л. О времени возникновения Казани // Древняя Казань глазами современников и историков. Казань: Фест, 1996. - С. 286-298.

149. Загидуллин И.К. Перепись 1897 года и татары Казанской губернии. -Казань: Татар, кн. изд-во, 2000. 222 с.

150. Закиев М.З. Об этнониме «мишар» и происхождение мишарей // Советская тюркология. 1978. - №3. - С. 42-49.

151. Закиев М.З. Татары: проблемы истории и языка (Сборник статей по проблемам лингвоэтноистории, возрождения и развития татарской нации). -Казань, 1995. -464 с.

152. Иванов В.В. О времени возникновения и названии г. Казани/ В.В.Иванов, И.М.Иопенко, А.Х.Халиков // Древняя Казань глазами современников и историков. Казань: Фест, 1996. - С. 269-283.

153. Ислаев Ф.Г. Православные миссионеры в Поволжье. Казань: Татар, кн. изд-во, 1999. - 125 с.

154. История политических партий России. М.: Высшая школа, 1994. -447 с.

155. Исхаков Д.М. Опыт этпостатического изучения // Советская этнография. -1979. №4. - С.29-42.

156. Исхаков Д.М. Татары (популярный очерк этнической истории и демографии). Набережные Челны: Газетно-книжное изд-во «КамАЗ», 1993. -64 с.

157. Исхаков Д.М. Тептяри // Татарстан. 1994. - №3-4. - С. 88-89.

158. Исхаков Д.М. Этническое развитие Волго-Уральских татар в XV начале XX вв. Диссертация в виде научного доклада. док. ист. наук. - М., 2000. -111с.

159. Калинин Н.Ф., Халиков А.Х. Итоги археологических работ за 19451952 п . // Труды КФАН СССР. Серия ист. наук. Казань, 1954.

160. Каппелер А. Этногенез народов Среднего Поволжья (татар, чуваш, мордвы, мари, удмуртов) в советских исследованиях // Панорама-форум. -1996. №4(7). - С. 75-85.

161. Кашафутдинов Р.К. К вопросу о происхождении Сабан-туя и его обрядов // Очерки истории народов Поволжья и Приуралья. С.218-228.

162. Кляшторный С. О времени возникновения Казани // Средневековая Казань: возникновение и развитие. Материалы Международной научнойконференции. Казань, 1-3 июня 1999 года. Казань: Мастер-Лайн, 2000. - С.72-78.

163. Краснов Ю.А. Оборонительные сооружения города Болгара // Город Булгар. Очерки истории и культуры /Отв. ред. Г.А.Федоров-Давыдов. М.: Наука, 1987. - С. 99-123.

164. Кузьмин-Юманди Я.Ф. Происхождение чувашского народа (новое воззрение)/ Я.Ф.Кузьмин-Юманди, М.З.Закиев. Казань, 1997. - 15 с.

165. Лойко Я. Российский этнографический музей Санкт-Петербурга = Россия этнография музее, Санкт-Петербург // Древняя Казань — Борынгы Казан: Каталог выставки. Санкт-Петербург: Славия, 1999. - С. 64-65.

166. Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар (Борьба вокруг школьного вопроса 1861-1917 гг.). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. -95 с.

167. Махмутова Л.Т. О некоторых этнических компонентах татарского народа по диалектным данным // Тезисы докладов итоговой научной сессии ИЯЛИ КФАН СССР за 1970 г. Казань, 1971. - С. 116-119.

168. Махмутова Л.Т. Опыт исследования тюркских диалектов: мишарский диалект татарского языка. М., 1978. - 271 с.

169. Мухамедова Р.Г. Некоторые результаты этнографического изучения мишарей // Вопросы истории и литературы народов Среднего Поволжья. -Казань, 1965. С. 45-57.

170. Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 1972. - 248 с.

171. Насретдинова Д.М. Историк Г.Губайдуллин (1887-1937гг). Жизнь и творчество. Автореф. дис. канд. ист. наук. Казань, 1997. - 26 с.

172. Нафигов Р.И. Эволюция взглядов татарской интеллигенции по вопросу государственности и суверенитета // История государственности Республики Татарстан и современность. Казань, 2000. - С. 39-43.

173. Нуреева Ф.Ф. Биографический жанр как вид исторического исследования // Историческая наука в Татарстане: исследовательские и педагогические традиции. Материалы межвузовской научной конференции 14-15 мая 1996 г. -Казань, 1996. С. 16-17.

174. Орлов A.M. Мещера, мещеряки, мишаре. Казань: Татар, кн. изд-во, 1992. - 1 10+2 с.

175. Претендент в Список Шедевров Юнеско // Гасырлар авазы=Эхо веков. -2003. № 1/2. - С. 8-10.

176. Рамазанова Д.Б. Формирование татарских говоров юго-восточной Башкирии. Казань: Татар, кн. изд-во, 1984. - 191 с.

177. Рамазанова Д.Б. Функционирование терминов «мещеряки», «башкиры», «тептяри» в Западной Башкирии // Исследование языка древнеписьменных памятников. Казань, 1980.-С. 142-154.

178. Рамеева И.Р. Образ Сююмбике в литературе (эпоха и литературный герой). Лвтореф.дисс. канд. филолог, наук. Казань, 2002. - 29 с.

179. Рудепко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч. II. Быт башкир. Ленинград, 1925.

180. Салахова Э.К. Изучение научного наследия Гайнетдина Ахмарова: состояние и перспективы // Татар теле, одэбияты, тарихы — уткэне Ьем бугенгеее. Казан, 2000. - С. 163-169.

181. Салахова Э.К. Педагогические взгляды Г.Н.Ахмарова (1864-1911) // Городская научно-практическая конференция студентов Зеленодольска. -Зеленодольск, 2003. С. 1-3.

182. Салахова Э.К. Род Г.Ахмарова // Гасырлар авазы = Эхо веков. 2000. -№3/4. - С. 98-99.

183. Салихова Ф.В. Башня Сююмбике и истоки цивилизации булгаро-татар. 1000-летию Казани посвящается. Казань, 2001. - 79 с.

184. Саначин С. Возраст Сююмбикиной // Казань. 2002. - № 9. - С. 37-47.

185. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций. М.: Инсан, 1996. - С. 280-524.

186. Свечников С.К. Присоединение Марийского края к Русскому государству. Дис . кан. ист. наук. Казань, 2002. - 293 с.

187. Сказания о Казани: Легенды и предания. Казань, 1992.- 47 с.

188. Смирнов А.П. Волжские Булгары. М.: Гос. Ист. музей, 1951. - 273 с.

189. Татары. Народы и культура М: Наука, 2001. - 582с.

190. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Наука, 1967. - 538с.

191. Токарев С.А. Этнография пародов СССР. М: Изд-во Московского ун-та, 1958. - 615с.

192. Трофимова Т.А. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - 264 с.

193. Тухватуллин А.Х. Хасан-Гата Габаши (1863-1936) как общественный деятель и историк. Дисс.канд. ист. наук. Казань, 2003. - 158 с.

194. Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл XIX нач.XX вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа. -Казань: ПИК «Дом печати», 2001. - 197с.ф 190

195. Усманов М.А. Татарские исторические источники. XVII-XVIII вв. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972. 223 с.

196. Усманов М.А. Этапы исламизации Джучиева Улуса и мусульманского духовенства в татарских ханствах XIII-XVI вв. // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1984.

197. Усманова Д.М. Мусульманская фракция и проблемы «свободы совести» в ^ Государственной Думе России (1906-1917). Казань: Мастер-Лайн, 1999.163 с.

198. Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территории. Казань: Татар, кп. изд-во, 1975. - 217 с.

199. Фахрутдинов Р.Г. Болгар в письменных источниках // Город Булгар: Очерки истории и культуры. М.: Наука, 1987. - С. 8-31.

200. Фахрутдинов Р.Г. Классификация и топография булгарских городищ // Советская археология. 1990. - №4. - С. 68-84.

201. Фахрутдинов Р. Мелодия камней. Казань: Татар, кн. изд-во, 1986. -* 222+2 с.

202. Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. М.: Наука, 1984. - 216 с.

203. Хабибуллин А.А. Изучение истории народов Среднего Поволжья и Приуралья в Обществе археологии, истории и этнографии при Казанском университете (1878-1917 гг.). Автореф. канд. ист. наук. Казань, 1979. -24 с.

204. Хайрутдинов Р.Г. Исследователь местного края // Казанский университет. ^ -1999.-Июнь.

205. Хайрутдинов Р.Г., Хайрутдинова Д.Р. Историк Гайнетдин Ахмеров: жизнь и творческая деятельность (1864-1911) // Ученые записки Казанского университета. Т. 134. - Казань, 1998. - С. 41-48.

206. Хакимзянов Ф.С. Язык эпитафий волжских булгар М.: Наука, 1978. -206 с.

207. Хакимов Х.Х. Роль Казанской татарской учительской школы в развитии и распространении прогрессивной педагогической мысли среди татар // Из истории педагогики Татарии. Сб. 2. Казань, 1972. - С. 3-18.

208. Халиков А.Х. Исторические корни общности татар-мишарей и казанских татар // Тезисы докладов итоговой научной сессии ИЯЛИ КФАН СССР за 1970 г. Казань, 1971. - С. 1 13-116.

209. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань: Фэн, 1994. - 162 с.

210. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань: Татар, кн. изд-во, 1989. - 220 с.

211. Халиков А.Х. Что башня, в имени твоем? // Древняя Казань глазами современников и историков. Казан: Фест, 1996. - С. 370-378.

212. Хамидуллин Б.Л. Народы Казанского ханства. Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. - 333 с.

213. Ханзафаров Н.Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). Казань: Фикер, 2001. - 134 с.

214. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства // На стыке континентов и цивилизаций. Из опыта образования и распада империй XXVI вв. М.: Инсан, 1996. - С. 531-758.

215. Хузин Ф.Ш. А.П.Смирнов о проблемах булгаро-татарской преемственности // Болгар и проблемы изучения древностей Урало-Поволжья 100-летия А.П.Смирнова. Тезисы научной конференции. Болгар, 1999. - С. 911.

216. Хузин Ф.Ш. Булгарский город в X — начале XIII вв. Казань: Мастер-Лайн, 2001.-480 с.

217. Хузин Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время (X начало XIII веков). - Казань: Фест, 1997. - 182 с.

218. Хузин Ф.Ш. Итоги и перспективы изучения булгарского домонгольского города // Археология Волжской Булгарии: проблемы, поиски, решения. -Казань: ИЯЛИ, 1993. С. 5-32.

219. Хузин Ф.Ш. К вопросу о «Старой» и «Новой» Казани // Заказанье: проблемы истории и культуры. Казань, 1995. - С. 41-43.

220. Хузин Ф.Ш., Древняя Казань: некоторые итоги и перспективы археологических исследований/ Ф.Ш.Хузин, Р.Ф.Шарифуллин, Т.А.Хлебникова, Н.Г.Набиуллин, А.Г. Ситдиков // Древняя Казань глазами современников и историков. Казань: Фест, 1996. - С. 408-441.

221. Шакуров Ф.Н. Развитие исторических знаний у татар до февраля 1917 года. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. - 127 с.

222. Шарафутдинов Д.Р. История становления и развития народных праздников в Татарстане (XX в.). Дис. канд. ист. наук. Казань, 1999. - 255 с.

223. Юлдашев А.А. Язык тептярей. Автореф канд. филол. наук. М., 1950. -16с.

224. Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. M.-JI., 1960. -165 с.

225. Якупов Р.И. Проблема «тептярей» в историко-этнографической литературе XV111-XX вв. Автореф дис.канд. ист. наук. СПб., 1996. - 21 с.на татарском языке

226. Л seaman and Daniel Marks.-Vol. 2. Nomads: Masters of the Eurasian steppe.

227. University of California, 1991.-3. 274-290.ft 195 4.Справочная литература

228. Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1915 год. Издание Казанского Губернского статистического комитета. Казань: Типография Губернского Правления, 1914. - 820 с.

229. Биобилиографический словарь отечественных тюркологов /Под ред. и с введ. А.Н.Кононова. М.: Главная редакция восточной литературы, 1974. - С.у 109-110.

230. Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов. 2-е изд., перераб. М.: Наука, 1989. - С.28.

231. Большая советская энциклопедия. В 30-ти томах. Т.9. - М.: Советская энциклопедия, 1972.-623 с.

232. Книга памяти жертв политических репресий: Том первый («А»)= Саяси репрессия корбаннарыныц хетер китабы : Беренче том («А», «Э»), Казань: «Книга памяти», 2000. - 544 с.

233. Населенные пункты республики Татарстан. Казань: Татар, кн. изд-во, 1997.- 389 с.

234. Татарский энциклопедический словарь. Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. - 690 с.

235. Чувашская АССР. Административно-территориальное деление на 1 января 1958 г. Чебоксары: Чувашское государственное изд-во, 1959. - 250 с.

236. Кулъязмалар тасвирламасы. XII чыг. Татар едиплере Ьем галимнеренец кулъязмалары. Эченче булек. /Тез. Альберт Фетхи. Казан: Казан ун-ты нешрты, 1968. 83 б.

237. Реми И., Даутов Р. Эдоби сузлек. Казан: Татар.кит.нешр., 2001. - Б.343-344.

238. Татар теленен ацлатмалы сузлеге. вч томда. /Тоз. И.А.Абдуллин, С.Б.Вахитова, Ф.М.Газизова. Т. 3. - Казан: Татар, кит. нешр., 1981.- 831 б.

239. Татар энциклопедиясенен шохеслер исемлеге. Казан, 1997. - 287 с.k<1961. Сокращения

240. Архив КГБ РТ — Архив Комитета Государственной безопасности Республики Татарстан.

241. ГА КО — Государственный архив Кировской области.

242. ИОАИЭ — Известие Общества археологии, истории и этнографии.

243. НА РТ — Национальный архив Республики Татарстан.

244. НБЛ ОРРК — Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского, Отдел рукописи и редких книг.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.