Научно-просветительская и педагогическая деятельность И.Д. Канукова: 1852-1899 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Гасиева, Людмила Ирбековна

  • Гасиева, Людмила Ирбековна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 165
Гасиева, Людмила Ирбековна. Научно-просветительская и педагогическая деятельность И.Д. Канукова: 1852-1899 гг.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2004. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гасиева, Людмила Ирбековна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ И.Д.КАНУКОВА (1852-1899) И ПЕРВЫХ ШАГАХ ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1. Краткие сведения о жизненном пути писателя-педагога и характеристика кавказского периода его деятельности.

1.2. Первые выступления И.Д.Канукова в печати по общественно-политическим и духовным вопросам и его место среди северокавказских просветителей.

1.3. И.Д.Кануков — активный участник общественно-просветительского и педагогического движения народов Северного Кавказа второй половины XIX века и защитник духовных и гражданских интересов трудового народа

Выводы.

ГЛАВА II. ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ И ОПЫТА НАРОДНОГО

ВОСПИТАНИЯ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ТВОРЧЕСТВЕ И.Д.КАНУКОВА.

2.1. И.Д.Кануков о пережитках патриархально-родового уклада в жизни горцев и его отношение к обычаям и традициям старины.

2.2. И.Д.Кануков о характере народного воспитания горцев Северного Кавказа и его обусловленности историческими и социально-политическими факторами.

2.3. И.Д.Кануков о роли органов общественного самоуправления в жизни северокавказских горцев и их воспитательных функциях.

2.4. И.Д.Кануков о социально-правовом положении женщины-горянки на Северном Кавказе и проблемах ее воспитания.

Выводы.

ГЛАВА III. СИБИРСКИЙ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ПЕРИОД

НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. Д. КАНУ КОВ А.

3.1. Краткая характеристика научно-просветительской, публицистической и педагогической деятельности И.Д.Канукова в 80-90-х гг. XIX в.

3.2. Критика И.Кануковым просветительской политики царского правительства в Сибири и на Дальнем Востоке и оценка им положения народного учителя в обществе.

3.3. Отражение в творчестве И.Д.Канукова в 80-90-х гг.

XIX в. проблем народного просвещения и школы народов Дальнего Востока и Сибири.

3.4. Проблемы школьного образования и народной школы в педагогическом творчестве И.Д.Канукова.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Научно-просветительская и педагогическая деятельность И.Д. Канукова: 1852-1899 гг.»

Актуальность исследования. Перемены, происходящие во всех сферах нашей действительности, объективно способствуют демократизации и обновлению общества, раскрепощению общественно-исторического и духовно-нравственного сознания людей.

Социально-экономические, политические и духовные реформы работают на возвышение и гуманизацию человека как личности со всеми её проблемами и запросами. Они работают на утверждение общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей в обществе.

Однако перестроечный процесс за последние 10-12 лет идет негладко, идет болезненно и противоречиво. Он обнажил многие отрицательные явления в поведении людей, в особенности молодежи, проявляются негативные стороны нашей воспитательной системы.

Фактически до настоящего времени бездействуют наши школьные общественные организации, зато процветает деятельность многих неформальных подростковых и юношеских организаций, целью которых становятся разбои, грабежи и другие уголовные деяния.

За бортом школы остается огромное количество детей, почти несколько миллионов, не подлежащих точному подсчету. Дети зарабатывают себе на жизнь воровством, кражей вещей, а иногда - эпизодической коммерческой деятельностью. В этой ситуации теряется интерес к школе, падает интерес к образованию.

В сознании определенной части молодежи происходит своеобразная инфляция духовно-нравственных ценностей, создаются иллюзии сравнительно легкого пути приобретения материальных ценностей.

В условиях, когда на Кавказе обостряются межнациональные конфликты, проблема, избранная автором для исследования, значительно актуализируется. Это тем более следует иметь в виду, поскольку просвещение и просветительская деятельность многих выдающихся деятелей культуры Северного Кавказа всегда оказывала влияние на социальную сферу тех или иных народов этого региона.

Отсюда встает вопрос о всестороннем изучении нравов, обычаев горцев и тех многозначительных и противоречивых процессов, которые происходили на Северном Кавказе в образовании и просвети-тельско-педагогическом движении.

Решение этой задачи диктуется объективно-исторической необходимостью выявления тех демократических элементов деятельности видных горских просветителей, которые имеют важную научно-практическую значимость для нашей воспитательной системы.

И в современных условиях перманентного углубления социально-экономических и школьных реформ, осуществляемых в нашей стране, нужны знания о прошлой духовной жизни и педагогическом наследии наших народов с целью извлечения из него определенных уроков истории. Достижения отечественной школы всегда обуславливались результатами длительного развития всей практики воспитания и прогрессивной просветительско-педагогической мысли народов нашей страны. А если говорить конкретно и отдельно о Северном Кавказе, то здесь решающую роль в развитии школ и просвещения сыграли такие исторические факторы, как присоединение его народов к России, вовлечение их в орбиту капиталистических отношений и приобщение их к передовой русской культуре.

Эти факты объективно способствовали появлению здесь первых просвещенных людей русско-грузино-осетинского происхождения, так называемых пионеров горского просветительства (русский Па-хомий, грузины Гайоз и Чонкадзе, осетины П.Генцауров и И.Ялгузидзе, кабардинцы С.Хан-Гирей и Ш.Ногмов), получившие образование в грузинских духовных школах или в русских гражданских и военных учебных заведениях. Они и представители последующих поколений (А.Атажукин, И.Кануков, А.Гассиев, А.Колиев и др.) испытав на себе благотворное влияние русской культуры и, возвращаясь в свою этническую среду, становились сеятелями «разумного, доброго, вечного» и ориентировали свои народы на вечную дружбу и совместную жизнь с Россией.

Интерес к истории, этнографии, традиционной культуре северокавказских народов со стороны русских и иностранных ученых возник еще в IV - XIII веках, а более отчетливо проявился после того, как началось освоение кавказских территорий. Известны имена крупных русских ученых-кавказоведов Н.Данилевского, Н. Дубровина, Ф.Леонтовича, П.Надеждина и др., изучавших историю; этнографию, обычаи, культуру и просвещение горцев, но подчас отзывавшихся о них необъективно, тенденциозно, а по незнанию дела, иногда изображавших их дикарями, не желавшими заводить у себя школы.

Однако известны имена и таких ученых-кавказоведов, как А. Берже, П.Бутков, М.Ковалевский, Я.Неверов, Л.Люлье, В.Миллер, Л.Модзалевский, Д.Семенов, А.Шегрен, К.Яновский и др. Эти ученые совершили множество научных экспедиций на Кавказ, а многие из них жили среди горцев целые десятилетия, исследуя культуру, историю, школу и разрабатывая для них письменность с целью обучения их в правительственных школах на родном, а затем на русском языках. Они способствовали открытию школ, сами обучали горцев, обобщали свои наблюдения в капитальнейших трудах о жизни этих народов и серьезных лингвистических исследованиях.

Известный историк-кавказовед П.Бутков в своем трехтомном труде «Материалы для новой истории Кавказа» (СПб., 1869) всесторонне охарактеризовал миссионерско-просветительскую деятельность Общества просвещения христианства на Кавказе.

Другой русский ученый-офицер Л.Штедер дал важные сведения о создании и деятельности Осетинской духовной комиссии.

О семейно-бытовых отношениях, традициях, обычаях горцев писал в своем двухтомном труде «Адаты кавказских горцев» (Одесса, 1882) Ф.И.Леонтович. Что касается похоронных обычаев и верований горцев, то они получили свое освещение в очерках и статьях Л.Люлье; «О религиозных обрядах осетин, ингушей и их соплеменниках» писал А.Шегрен. Он же является составителем в 1844 году алфавита и осетинской грамматики с осетино-русским словарем.

Полезную информацию об истоках школы и деятельности миссионерских организаций на Северном Кавказе, а также многих прогрессивных педагогов этого региона мы получаем из трудов М.В.Краснова «Просветители Кавказа» (Ставрополь, 1913) и «Историческая записка о Ставропольской гимназии» (Ставрополь, 1887).

Для разработки нашей проблемы важное методологическое и научно-теоретическое значение имеют историко-педагогические труды Н.Г.Гончарова, Н.А.Константинова, Ф.Ф.Королева, Е.Н.Мединского, М.Ф.Шабаевой и др.

На рубеже XIX - XX веков проведено много интересных исследований А.Абаевым, Ч.Ахриевым, М.Гардановым, А.Гассиевым, Г.Дзасоховым, Г.Кокиевым, М.Косвеным, Г.Цаголовым, представляющие большой интерес для характеристики состояния школы, просвещения и просветительско-педагогической мысли на Северном Кавказе в рассматриваемый период.

Проблемам истории просвещения, общественнопросветительской мысли и народной педагогики Северного Кавказа до и постоктябрьского периодов посвящены работы Г.С.Багдасарова,

Т.З.Бесаевой, Р.Т.Битиевой, Н.О.Блейх, Т.А.Бекоевой, М.Б.Гуртоевой, Л.В.Дзанаговой, З.А.Кайтуковой, И.П.Копачева,

B.К.Кочисова, Л.Б.Кусовой, В.Д.Магометовой, З.А.Мадаевой, М.С.Саблирова, А.Ю.Слановой, Е.Г.Сиукаевой, М.У.Умарова,

C.Б.Узденовой, М.С.Тотоева, Е.Е.Хатаева, И.Е.Хатаева, Р.А.Хатаеваой, А.О.Хоретлева, Ф.Н.Цораевой, С.Р.Чеджемова.

Ряд авторов: Т.X.Кумыков, Р.И.Туганова, Р.Х.Хашхожева и другие из Кабарды свои исследования посвятили состоянию просветительской мысли адыгских народов XIX - начала XX веков. И тем не менее проблема просветительской мысли и школы на Северном Кавказе далеко еще не исчерпана.

Большие пробелы имеются в изучении научно-просветительской и педагогической деятельности многих дореволюционных писателей, историков, этнографов, публицистов и видных педагогов. Их педагогические идеи до сих пор не изучены. Не стала до сих пор предметом специального исследования научно-просветительская и педагогическая деятельность И.Д.Канукова, одного из крупных писателей и просветителей-педагогов Северного Кавказа второй половины XIX века. Литературное творчество писателя изучено хорошо. Ему посвящены кандидатская диссертация и монография З.Н.Суменовой.

Что касается его просветительско-педагогических воззрений, то они еще совершенно никем не изучены, хотя в своих научных трудах он постоянно опирался на идеи и принципы педагогики К.Д.Ушинского и русских ученых-педагогов Н.И.Пирогова и Л.Н.Толстого.

Между тем в 70-90-х годах XIX века имя И.Д. Канукова не сходило со страниц кавказских и сибирских периодических изданий. Он был просветителем-интернационалистом масштабного плана, откликавшемся не только на узко национальные темы Осетии и Северного

Кавказа, но и на проблемы, которые ставила в печати общественно-педагогическая мысль России на протяжении всего пореформенного периода.

Не было пожалуй ни одной более или менее значимой проблемы этнопедагогики Северного Кавказа и школы в Сибири, на которую бы он не отозвался. Его интересовали гражданские и духовные запросы простых горцев, а также и переселенцев и инородцев Сибири и Дальнего Востока. Писатель критиковал школьную политику правительства на Кавказе и Сибири. Он защищал интересы женщины-горянки и школьного учителя и ратовал за развитие народных школ.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью научного подхода к проблеме, её неразработанностью, отсутствием опубликованных монографий и диссертаций об этапах просветительско-педагогической деятельности и воззрений И.Канукова.

С учетом вышеизложенного был определен выбор темы исследования, проблема которой гласит так: каковы условия и факторы формирования просветительско-педагогических воззрений

И.Д.Канукова и его вклад в развитие педагогической мысли и школы Северного Кавказа, а отчасти и малых народов Сибири в 70-90-х годах XIX века. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - школа и просветительско-педагогическая мысль народов Северного Кавказа и Сибири в 70-90-х годах'Х1Х века.

Предмет исследования - просветительско-педагогическая деятельность И.Д.Канукова и его педагогические воззрения.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи:

- выявить условия и факторы развития школ, педагогической мысли на Северном Кавказе и формирования просветительско-педагогических воззрений И.Д.Канукова;

- систематизировать его научно-просветительскую и педагогическую биографию;

- проанализировать сущность высказываний Канукова об идеях и опыте народного воспитания горцев;

- раскрыть сущность общепедагогических воззрений писателя-просветителя на школу и образование;

- определить вклад И.Д.Канукова в развитие школы и просвети-тельско-педагогической мысли горских народов Северного Кавказа и малых народов Сибири и Дальнего Востока.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и образования, национальных и общечеловеческих духовных ценностей и их влияние на формирование личности; идеи демократизации и гуманизации педагогических процессов на основе национальной культуры; о диалектике общего и особенного; о бережном отношении людей к духовному наследию прошлого и критическом, творческом его освоении.

Для решения поставленной цели и задач были использованы следующие методы исследования:

- изучение и анализ архивных материалов;

- сопоставительный анализ историко-педагогических, этнографических, публицистических и фольклорных источников;

- анализ и обобщение трудов дореволюционных и современных авторов по проблемам школы и педагогической мысли России и Кавказа;

- анализ и обобщение трудов И.Д.Канукова.

Основные положения, выносимые на защиту:

- решающими факторами становления, развития школы и про-светительско-педагогической мысли на Северном Кавказе были присоединение горцев к России и прогрессивные последствия этого исторического акта для их последующего социально-экономического и духовного развития;

- для формирования прогрессивных педагогических взглядов Канукова решающее значение имели благотворное влияние на него передовой русской культуры, литературы и педагогические идеи К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова и других прогрессивных русских педагогов;

- требуя возрождения традиционной культуры воспитания на Северном Кавказе он вместе с тем проявил себя стойким непримиримым борцом против отживших свой век обычаев старины;

- будучи активным участником общественно-политического и педагогического движения народов Северного Кавказа, Кануков примыкал к прогрессивно-демократическому крылу этого движения;

- Кануков изучал и хорошо понимал характер народного воспитания горцев и подчеркивал обусловленность его направленности социально-экономическими и духовными факторами жизни общества;

- Кануков ратовал за развитие светских и народных школ, которые были бы способны вывести население Северного Кавказа и Сибири из состояния «векового застоя», отвечали бы духу народа и готовили детей к жизни.

Источниковую базу диссертации составляют:

- архивные документы, извлеченные из Центрального исторического архива республики Грузия (ЦИА РГ), Центрального архива Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А) и Северо

Осетинского института гуманитарных и социологических исследований (СОИГСИ);

- труды дореволюционных и современных авторов об истории, этнографии, культуре, школе и просветительско-педагогической мысли народов Северного Кавказа в XIX веке;

- труды и историко-этнографические, историко-педагогические и литературные очерки И.Д.Канукова.

Организация и этапы исследования:

I. 2000 — 2001 — предварительное знакомство с проблемой развития просветительского движения на Северном Кавказа в 60-70-х годах XIX века и с участием в этом движении И.Д.Канукова, определение темы исследования и изучение научной литературы по избранной теме.

II. 2002 - 2003 - сбор научной информации и материалов для диссертации, исторический обзор литературы, оценка состояния проблемы, определение методологии, методов и задач, издание первых научных публикаций по проблеме.

III. 2003 - 2004 - систематизация, обобщение и литературное оформление текста диссертации, издание очередных научных публикаций по проблеме.

Достоверность полученных результатов обеспечена широкой источниковой базой исследования, соответствием методов целям работы, апробацией результатов.

Научная новизна исследования:

- поставлена и решена одна из важных проблем историко-педагогического регионоведения - вклад И.Д.Канукова в развитие просветительско-педагогической мысли горских народов Северного Кавказа и инородческой школы в Сибири и на Дальнем Востоке;

- определены факторы становления, развития школы и просвети-тельско-педагогической мысли на Северном Кавказе и формирования просветительско-педагогических воззрений И.Д.Канукова;

- раскрыта сущность его просветительских и общепедагогических идей и критика им школьной политики правительства на Северном Кавказе, Сибири и на Дальнем Востоке;

- показана защита им идеи возрождения традиционной культуры воспитания и непримиримость его с отжившими свой век горскими обычаями старины;

- дано целостное представление об его научно-педагогических подходах к проблеме подготовки подрастающих поколений к жизни, труду;

- определены научно-педагогические подходы к характеру народного воспитания у горских народов и его обусловленность социально-экономическими и духовными факторами;

- дана оценка его взглядам по определению роли и назначения народной школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в своих трудах и педагогических очерках о состоянии школ малых народов в Сибири и на Дальнем Востоке, исходя из конкретных исторических и местных условий этих регионов, Кануков обобщил и творчески применял к их деятельности лучшие традиции и положения прогрессивной русской педагогики XIX века.

Кануков предлагал создать особую модель народной школы для Сибири и Дальнего Востока, выражающую особенности психологии и характера малых народов этих регионов.

Заслуги писателя заключаются в том, что в своих произведениях он отразил новые моменты в общественно-политической жизни горцев, которые были следствием присоединения их к России и вовлечением их в орбиту капиталистических хозяйственных отношений.

В теоретическом плане ценно то, что Кануков первый поднимал в своем творчестве и периодической печати такие социально-экономические и школьные проблемы, которые затем нашли свое отражение и развитие в творчестве представителей различных течений общественно-педагогической мысли.

Ратуя за развитие народной школы, Кануков выступал за тесную ее связь с жизнью и с этих позиций рассматривал он и проблему введения в Сибири всеобщего начального образования, отвечающее духу народа и дававшее детям реальные жизненные знания.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы автора, полученные в процессе исследования, могут быть использованы в процессе школьного и вузовского обучения, при написании студентами и аспирантами дипломных работ и кандидатских диссертаций, в ходе чтения педагогами спецкурсов по истории педагогической мысли народов Северного Кавказа и на курсах переподготовки учительских кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по мере завершения его структурных разделов.

Результаты исследования осуществлялись посредством публикаций, выступлений с докладами и сообщениями на всероссийских, региональных, университетских научно-практических конференциях, а также на международных конгрессах, проводимых за последние 3-4 года во Владикавказе, Нальчике, Пятигорске и других городах по проблемам своей диссертации.

Они внедряются в вузовский процесс обучения в условиях Севе-ро-Осетинского государственного университета в процессе чтения лекций по спецкурсам «Просветители народов Северного Кавказа» и

Традиционная система воспитания северокавказских народов» на факультете социологии и психологии.

Опубликованные материалы диссертации используются студентами и аспирантами при написании дипломных и диссертационных работ.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Гасиева, Людмила Ирбековна

Выводы

В 80-90-х годы XIX века продолжился сибирский и дальневосточный период просветительской и педагогической деятельности И.Д.Канукова. Здесь он был на военной службе в Русской армии, а по выходе в отставку выступал как писатель, публицист и педагог прогрессивно-демократического направления, критиковал просветительскую политику правительства и защищал гражданские права и духовные интересы инородцев и трудового населения Сибири и дальнего Востока. Он развернул кипучую журналистскую деятельность и стал одним из инициаторов создания в 1883 году газеты «Владивосток».

Занимаясь журналистской и просветительской деятельностью, И.Кануков одновременно вел педагогическую работу в школах, проявляя живой интерес к достижениям современной ему педагогической науки, характеризовал состояние школьного дела в Сибири и на Дальнем Востоке. Писатель считал, что только сочетая педагогическую работу с просветительско-публицистической деятельностью он сможет выполнить свой гражданский долг перед народом. Всего в

Сибири и на Дальнем Востоке им написано более 150 статей, очерков, рецензий и заметок.

Не было, пожалуй, такого события социально-экономической и духовной жизни страны и Дальнего Востока, на которое бы он не отозвался.

Он быстро откликался на беды и горести людей, изобличал произвол и насилие, чинимые чиновниками и представителями богатых сословий в обществе.

В круг вопросов его просветительско-публицистической деятельности входили: вопросы о капиталистическом пути развития Сибири; проблемы школ и просвещения малых народов и населения Сибири; хищнической эксплуатации американцами и русскими капиталистами несметных природных ресурсов Сибири и её аборигенов; критика бездарной внешней политики царизма в этом регионе; вопросы переселенцев, критика просветительской политики правительства в Сибири и оценка им материально-правового положения народного учителя в обществе и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование проблемы позволяет выявить социально-экономические и духовные факторы формирования просвети-тельско-педагогических воззрений И.Д.Канукова, видного писателя-просветителя и педагога северокавказских народов второй половины XIX века. Оно позволяет определить его вклад в развитие педагогической мысли этих народов, а также дать оценку его научно-педагогической и журналистской деятельности в Сибири и на Дальнем Востоке.

Исследование проблемы дает возможность автору воссоздать целостную картину изучаемого процесса.

Инал Дударович Кануков относится к числу тех выдающихся деятелей культуры северокавказских народов, которые в трудных условиях самодержавной России отстаивали гражданские права и духовные интересы трудовых народов Кавказа и России.

Он был этнографом, писателем и педагогом-публицистом.

В своих произведениях и публицистике Кануков выразил стремления и чаяния трудовых народов многонационального Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока.

И.Кануков формировался под влиянием передовой русской культуры, ее литературы и общественно-просветительской мысли.

Окончив Ставропольскую гимназию и Московское Николаевское артиллерийское училище, он служил затем в Русской армии на Кавказе и Сибири, а после отставки трудился в этом обширном крае в течение 17 лет на поприще журналистики и учебных заведений.

В творческой биографии писателя-педагога ученые выделяют два периода: Кавказский и Сибирский. К первому следует отнести годы 60-е и 70-е XIX века.

В первый период писатель предпринимал первые пробные шаги в области литературы, этнографии и этнической педагогики горцев Северного Кавказа. Во второй период он жил и творил в Сибири и на Дальнем Востоке.

В 70-е годы Кануков был активным участником общественно-политического и педагогического движения народов Северного Кавказа. При этом он примыкал к прогрессивно-демократическому крылу этого движения и защищал гражданские права и социально-духовные интересы трудового населения.

Будучи горячим сторонником пророссийской ориентации, он ориентировал своих соплеменников на сближение с Россией и осуждал тех горцев, которые поддавшись туркофильской ориентации в 60-х годах покинули свои родные места и переселились в Турцию, что имело для них роковые последствия.

Кануков изобличал тех идеологов и авторов, которые распространяли среди горского населения идеи панисламизма и сеяли антирусские настроения.

Заслуги писателя заключаются и в том, что в своих произведениях он отразил новые моменты в общественно-политической и духовной жизни горцев, которые были следствием присоединения их к России и вовлечением их в орбиту капиталистических хозяйственных отношений.

Эти исторические акты имели объективно-прогрессивное значение для горцев, что было раскрыто им объективно и со всей полнотой. Прогрессивно-объективный характер присоединения горцев к России и отмена крепостного права в России и на Кавказе, определившие их развитие на целые столетия вперед, неоспорим.

Но неверно утверждение писателя о том, якобы после этих исторических актов идея борьбы с угнетением для горцев была потеряна, так как в ней не было больше никакой необходимости.

Кануков был просветителем-интернационалистом масштабного плана, откликавшемся не только на узко-национальные темы Осетии, Кавказа, но и проблемы, которые ставила в печати общественно-политическая и педагогическая мысль России на протяжении всего пореформенного периода.

И.Д.Кануков был одним из видных деятелей осетинской культуры и просветительской мысли северокавказских народов. Он занимает особое положение среди горских просветителей в том плане, что он, несмотря на то, что был представителем второго поколения этих просветителей, первый поднимал в своем творчестве и периодической печати такие социально-экономические, историко-этнографические, школьные и этнопедагогические проблемы, которые потом нашли свое отражение и развитие в творчестве представителей различных течений общественно-педагогической мысли.

В своих очерках и статьях Кануков с достаточной полнотой отразил актуальные проблемы опыта и идей народного воспитания горцев.

В них он всесторонне анализировал вопросы об общественно-нравственной значимости традиций и обычаев горцев для подготовки подрастающих поколений к жизни.

Писатель бережно относится к историческому прошлому горцев, их фольклору и духовным ценностям, созданным ими. Он изучает этнопедагогические идеи кавказских народов, поддерживает из них только те рациональные элементы, которые объективно могли бы принести пользу воспитанию.

Одновременно Канунов требует от общества вести решительную борьбу с такими пережитками патриархально-родового уклада жизни, как кровная месть, разорительные поминки по умершим, калым, рабское положение женщины-горянки в семье и обществе и др. Канунов поддерживает те обычаи и традиции, которые способствовали утверждению и развитию прогрессивно-демократических начал жизни и в поведении людей.

Писатель изучал и хорошо знал характер народного воспитания горцев. Он хорошо понимал его обусловленность историческими, социально-экономическими и духовными факторами жизни общества.

Писатель говорил о взаимосвязи народного и общественного воспитания, подчеркивая, что общественно-образовательная система горцев в силу нехватки народных школ и нерациональной в них постановки обучения не всегда выполняла свои воспитательные функции, поэтому она дополнялась традиционной культурой воспитания.

Следует сказать, что нигде не было такой прочной связи обучения и воспитания с жизнью, как это имело место в системе народного воспитания. В этом заключалась сильная сторона этого воспитания, так полно охарактеризованного И.Кануковым.

Писатель бывал в местах народных увеселений и народных собраний и заседаний Советов старейшин. Он общался с простыми людьми, улавливая каждую нотку их высказываний. Он узнавал о нуждах и запросах этих людей и черпал сведения для своего творчества из недр самой жизни. Все это позволяло ему вникнуть в суть народного воспитания, которое, по его словам, носило сословный характер. Это видно из того, что по-особому было организовано воспитание детей феодальной знати. Как подчеркивал Кануков, их отличало полное пренебрежение к труду, праздный образ жизни, частое и длительное пребывание в разъездах, в гостях у своих соседей - кабардинских князей. Вспоминая об отце, Кануков говорил, что он мало обращал внимание на черную работу, считая ее позорною, но зато в совершенстве владел оружием своим и ездил превосходно на своем коне. Кануков, описывая детали кунацкого воспитания, говорил, что сын всякого горца проводил свое детство почти исключительно в кунацкой. Тут была вполне его школа; тут, обращаясь среди гостей, он научался народным обычаям, научался уважать стариков и гостей, каковые качества характеризовали вполне благовоспитанного юношу.

Одновременно незнание народных обычаев и неуважение к старшим, в особенности, давали повод составлять о таком юноше весьма плохую репутацию.

В своих трудах И.Кануков важное место отвел раскрытию в жизни горцев роли таких органов общественного самоуправления, как Советы старейшин, народные собрания, сходки, суды по обычному праву и др.

На 80-90-е годы XIX века приходится сибирский и дальневосточный период жизни и деятельности писателя. Здесь он служил в русской армии, а по выходе из нее в отставку выступал в печати как писатель-педагог и как просветитель-публицист.

Анализируя состояние школьного дела среди инородцев и крестьянского населения Сибири, Кануков критиковал школьную политику правительства по отношению к этому громадному населению за его недальновидность. Как педагог он учительствовал, возглавлял учебные заведения и параллельно вел журналистскую деятельность. Кануков был защитником прав и духовных интересов трудового населения и малых народов Сибири.

В круг проблем, выделяемых им же для обсуждения в печати, входили: проблемы капиталистического пути развития в Сибири и хищническая эксплуатация американскими и русскими капиталистами её природных ресурсов и аборигенов; критики бездарной внешней политики царизма в этом регионе; проблемы образования малых народов и крестьянского населения; критика просветительной политики правительства и защита материально-правового положения народного учителя; особенное внимание уделял писатель нерешенным проблемам народного образования и народной школы.

Прослеживая за процессом становления и развития системы школьного образования, в частности народной школы в Сибири, Ка-нуков назвал этот процесс «вековым застоем» и если всерьез вдуматься над этими словами, у него для этого были достаточно веские основания, так как вплоть до конца XVIII и середины XIX века в этом регионе фактически не было правительственных школ. Здесь существовали тогда школы конфессионально-вероисповедческого направления среди аборигенов. Вот почему писатель так часто выступал в сибирской печати с требованием создания и расширения в крае народных, правительственных школ и более эффективной системы управления ими.

Будучи видным публицистом, Кануков приложил много сил и энергии для создания в Приморье в 1889 году газеты «Владивосток». Он входил в инициативную группу создания газеты и сотрудничал в ней до конца дней своих.

Всего им в Сибири и на Дальнем Востоке написано более 150 статей, очерков и заметок. В них Кануков важное место отвел проблемам социально-экономической и духовной жизни края, но особенный же интерес проявил он проблемам школы и народных учителей.

Не было, пожалуй, ни одного более или менее крупного события культурной жизни страны, на которое бы он не отозвался.

Писатель-публицист откликался на беды и горести людей. Он писал о произволе и насилии, чинимые чиновниками царской администрации и богачами Сибири.

Он много писал о положении школ, которые по характеру своей деятельности неспособны были вывести население края из состояния тьмы и невежества. Нужны были коренные реформы и перемены в школьной жизни.

Кануков ратовал за тесную связь школы с жизнью. С этих позиций рассматривал он и проблему о введении в Сибири всеобщего начального образования, но с добавлением, что школы и школьная общественность сами должны сказать свое веское слово для осуществления такой задачи.

В творчестве педагога Канукова важное место занимают проблемы народной школы, которая отвечала бы духу народа, давала бы реальные жизненные знания и готовила детей к жизни, труду.

Многие выступления писателя касаются нищенского положения и социальной задавленности инородцев. Он много писал о социальных и школьных нуждах малых народов. При этом он осуждал тех авторов, которые предлагали насильственные меры по их ассимиляции. Кануков предостерегал этих «цивилизаторов», что не в меру радикальные меры в вопросе о насаждении культуры среди народов, стоящих несравненно ниже тех, кто эти меры проводит в жизнь, не вызовут симпатии к ним.

Таким образом, в своей разносторонней деятельности Кануков показал себя защитником прав и интересов многих народностей бывшей российской империи. Он горячо откликался на все перемены, происходящие в национальных и далеких окраинах после присоединения их к России.

В истории же школы и педагогической мысли этих народов он вошел как видный писатель-просветитель, педагог и публицист.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гасиева, Людмила Ирбековна, 2004 год

1. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка: В 4 т. Л.: Наука, 1973. Т. 2. 816 с. Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана. Махачкала, 1963. 341 с. Абитова Ф.В. Из истории воспитания и просвещения в Карачаево-Черкесии //Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Пятигорск, 2001. 69-70. 4. 5.

2. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII XIX вв. Нальчик, 1974. 817 с. Александровское военное училище за 25 лет. 1863-1898. М., 1900. 216 с. Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.К.Гаргиев и Р.Чеджемов. Владикавказ, 1993. 416 с. д1> 7.

3. Ахриев Ч. Экономический и домашний быт жителей ингушского округа //ССКГ. Тифлис, 1870. Вып. 3. 28-

4. Ашев А.К. Народные традиции, обычаи их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. 68-

5. Баев Г.В. Владикавказская осетинская женская трехклассная школа //Терские ведомости, 1908, 59, 60,

6. Баимурзаев А. Из истории общественно-политической и философской мысли Дагестана во второй половине XIX века. Махачкала, 1965. 236 с. 9. 10. «к"»

7. Бларамберг И.Ф. Историко-этнографическое и военное описание Кавказа //Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII XIX вв. Нальчик, 1974. 385.

8. Бутаев А.В. В горах Осетии //ППКОО. Цхинвали, 1982. Кн.2. 205-209.

9. Венюков М. Поступательное движение России в Сибири и Восточной Азии //Русский вестник, 1877. Т. 1. 314 с. Владивосток. Сборник исторических документов гг.). Владивосток, 1960. 4-

10. Волков Г.Н, Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. 416 с. Вопросы национальной психологии. Черкесск, 1972. 237 с. Восточное обозрение, 1884, 21.

11. Габоева Л. Из истории женского образования в Северной Осетип//Эхо Кавказа. 1 9 9 4 215. 19. 20. 21.

12. Гадиев Ц. Коста Хетагуров певец осетинской бедноты //Коста Хетагуров. Сборник статей. Орджоникидзе, 1959. 562 с. Гамзардашвили Л. Даниэль Чонкадзе. Тбилиси, 1960. 313 с. Гарданов В.К. Аталычество у адыгов. М.: Наука, 1973. 294-

13. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. М.: Наука, 1967. 308.

14. Гарданов М.К. Желательные улучшения церковной школы в Северной Осетии //Владикавказские епархиальные ведомости, 1909, 6-7. 230-233. (1860-1907 ф ч

15. Гассиев А. Школа женская больное место здешнего общества //Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ, 1993. 416 с. 25. 26. 27.

16. Гассиев А.В. Нечто о положении женщин у горцев-мусульман //Тифлисский вестник, 1877, 11 февраля Горький A.M. О литературе. М, 1961. 113 с. Горюшкин Л.М. Сибирское крестьянство на рубеже двух веков. Конец XIX и начало XX вв. Новосибирск, 1967. 234 с. Грузинова-Туганова Т.В. Мой отец (воспоминания о Батырбеке Туганове) //Архив СОИГСИ ОРФ. Ф. 7. Он. 1. Д. 35. Л. 42.

17. Данилевский Н. Кавказ и его горные жители. М., 1946. 213 с, Даниялов А.Д. О движении горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля //Военная история, 1966.

18. Деятельность Министерства народного просвещения в далеком Якутском крае /Сост. П.Годжяцкий. Иркутск, 1893. 278 с. Дзасохов Г.И. Ардонская духовная семинария и осетины //Терек, 1914, 12-13 апреля. Дзасохов Г.И. К вопросу о реформе средней школы //Терек, 1915, 16 декабря.

19. Дзасохов Г.И. К ревнителям просвещения инородцев //Терек, 1912, 12 июня. 35.

20. Дзасохов Г.И. Голос смущенной совести //Казбек, 1905, 26 июня. Дзасохов Г.И. О женском образовании в Осетии //Казбек, 1905, 20 июля. Дзуцев Х.В. Этнография детства у осетин. Владикавказ, 1994. -213 с.

21. Дзуцев Х.В., Смирнова Я.С. Жизнь осетинской семьи. Владикавказ, 1993. 342 с. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871. Т. 1. Кн. 1. 133-136.

22. Заманкулов В.М. Обычаи и праздничная культура народов Кавказа. Нальчик, 1985. 245 с. Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1 9 8 0 3 6 7 с. 42.

23. Инал Кануков. Рассказы, очерки, публицистика. Орджоникидзе, 1985. 315 с. История Кабардино-Балкарской АССР. М.: Наука, 1967. Т.1. 467 с. ф> 37. 39. 41.

24. История народов Северного Кавказа. Конец XVIII 1917 г. М.: Наука, 1988. 678 с. История русской литературы в 10 томах. М.-Л.: АН СССР. Т. 10. 1954. 567 с. История Северо-Осетинской АССР. Орджоникидзе, 1987, 456 с. История Сибири с древнейших времен до наших дней: В 5 т, Л„ 1968. Т 3. 534 с. Казарина М.А. Из истории развития образования в Кабарде в конце XIX и начале XX вв. //Ученые записки КабардиноБалкарского государственного пединститута. Вып.

25. Нальчик, 1 9 5 7 2 3 2 с. 49.

26. Каламбий (А.Г.Кешев). Два месяца в ауле //Каламбий, Записки черкеса. Нальчик, 1988. 70-

27. Каламбий (А.Г.Кешев). На холме //Русский вестник, 1881. Т. 36. С, 344. 51.

28. Калоев Б, Осетины. М.: Наука, 1967. 342 с. Калоев Б.А. Этнографические параллели к осетинскому нартскому эпосу //Сказания о нартах эпос народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1969. 215 с. 53.

29. Кануков И. Во Владивостоке Сибирский вестник, 1890, 1 апреля. Кануков И. Горцы-переселенцы //Инал Кануков. Рассказы, 48, Ф) 55. 56. очерки, публицистика. Орджоникидзе, 1985. 61-

30. Кануков И. Заметки горца //Инал Кануков. Рассказы, очерки, публицистика. Орджоникидзе, 1985. 309-

31. Кануков И. Из осетинской жизни //Инал Кануков. Рассказы, очерки, публицистика. Орджоникидзе, 1985. 87-95.

32. Кануков И. Краткий очерк экономического состояния Забайкальского края в связи с проведением через него железной дороги //Владивосток, 1889, 25 июня. 58.

33. Кануков И. Народная школа в Сибири //Владивосток, 1891, 8 декабря. Кануков И. Торгово-промышленный вопрос восточных окраин Сибири //Инал Кануков. Рассказы, очерки, публицистика. Орджоникидзе, 1985. 388-391.

34. Кануков И. Характерные обычаи у осетин, кабардинцев и чеченцев //Инал Кануков, Рассказы, очерки, публицистика. Орджоникидзе, 1985. 290-295. 61. 62. щ) 63. 64.

35. Кануков И.Д. В пасмурный день //Дальний Восток, 1894, 11 сентября. Кануков И.Д. Есть ли у нас голод или нет, и если есть, то в каких размерах //Инал Кануков. Рассказы, очерки, публицистика. Орджоникидзе, 1985.

36. Кануков И,Д. Инородцы Сибири //Владивосток, 1891, 3 ноября. Кануков И.Д. К вопросу о колонизации Южно-Уссурийского края //Инал Кануков. Рассказы, очерки, публицистика. Орджоникидзе, 1985. 303-

37. Кануков И.Д. К вопросу об уничтожении вредных обычаев среди кавказских горцев //Инал Кануков. Рассказы, очерки, публицистика. Орджоникидзе, 1985. 302-303. ft

38. Кануков И.Д. Назревшие вопросы (из общественной жизни) //Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ, 1993.- 93.

39. Кануков И.Д. Назревшие вопросы //Дальний Восток, 1894, 30 октября.

40. Кануков И.Д. О положении русского рабочего на Дальнем Востоке Инал Кануков. Рассказы, очерки, публицистика. Орджоникидзе, 1985.- 398-399.

41. Кануков И.Д. Положение женщины у северных осетин //Инал Кануков. Рассказы, очерки, публицистика. Орджоникидзе, 1985.- 272-273. 72. 73. 74.

42. Кануков И.Д. Торгово-промышленный вопрос восточных окраин Сибири//Владивосток, 1891, 3 февраля. Карлгоф Н. О политическом устройстве черкесских //Русский вестник. Т. 28. Кн. 2. 1860.

43. Кешев А. На холме //Адыгские писатели-просветители XIX в. Краснодар, 1975. 414 с. Коменский Я.А. Великая дидактика //Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. Т.1. 653 с. 76. 77. 78.

44. Копылов А., Прибыльский Ю. Тобольск. Свердловск, 1969. 213 с. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957.-317 с. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М.: Наука, 1961. 678 с. Кочисов В.К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии: история, теория, практика. Владикавказ, 1997. 126 с. племен

45. Кочисов В.К., Чеджемов С Р История развития народного образования в Осетии. Владикавказ, 1

46. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. Минск-Москва, 2001. 683 с. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX в. Нальчик, 1965. 523 с. Кумыков Т.Х. Этапы и особенности развития общественной мысли Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи в XIX начале XX вв. //Материалы конференции, Нальчик, 1978. 112 с.

47. Кумыков Т.Х. Мусульманское просветительское движение в конце XIX начале XX вв. //Культура, общественнополитическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX начале XX вв. Нальчик, 1996. 267 с. 85. ф> 86. 87. 88. W 89. 90.

48. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882. Вып. 2. Т. 2. 112 с. Лермонтов М.Ю. Измаил-Бей //Сочинения. М.: Правда, 1988. Т. 1.

49. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968. 573 с. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVIII XIX вв.). Орджоникидзе, 1974. 467 с. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1999. 326 с. Марков Е. Очерки Кавказа. СПб., 1913. 168-

50. Миллер В.Ф. В горах Осетии //Русская мысль, 1881. Кн. 9. 79.

51. Муравьев И.И, Шапсугия. Медико-санитарное обследование. Р-н-Д., 1929. 213 с. Надеждин П. Природа и люди Кавказа и за Кавказом. М., 1869.- 110-

52. Народы России. Т. 2. СПб., 1881. 456 с. Неверов Я.М. Что нужно для образования России? //Русский педагогический вестник, 1857, 4. 428-

53. Ногмов Ш. История адыгейского народа, Нальчик, 1958. 365 с. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М.: Изд-во «Русский язык», 1978. 875 с. Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1957. 214-

54. Очерки истории культуры Бурятии. Т.

56. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. -М.: Педагогика, 1976. 613 с.

57. Педагогический словарь в 2 т. М.: АПН, 1960. Т. 1. 733.

58. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Цхинвали, 1987. Кн. 3. 444 с.

59. Песталоцци И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика. Т. 1. 282-283.

60. Писатели Северной Осетии. Библиографический справочник. Орджоникидзе, 1973. 456 с.

61. Пригоршня жемчужин. Р-н-Д., 1988. 235 с.

62. Пфаф В.Б. Народное право осетин //ССКГ, Тифлис, 1871. Т. 1. С 185.

63. Русский вестник. М., 1860. Т. 27. 376.

64. Сабанчиев Х.А. Пореформенная Балкария в отечественной историографии, Нальчик, 1989. 356 с.

65. Свердлов Н.В. К истории русско-американских отношений на Тихом океане и Дальнем Востоке в XIX 312.

66. Северная Осетия. 2001. 8 декабря.

67. Севильгаев Г.В. Очерки просвещения малых народов Дальнего Востока. Л., 1972. 589 с.

68. Сибирский вестник, 1887, 20 сентября.

69. Сибирский вестник, 1888, 3 апреля.

70. Сибирский вестник, 1889,21 ноября.

71. Сибирский вестник, 1889, 3 мая.

72. Сибирский вестник, 1889, 5 апреля.

73. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVHI XIX вв. М., 1958. 241-243.

74. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт накануне установления советской власти //Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1968. 4 2 3 с.

75. Страницы отечественного кавказоведения /Отв. ред. Н.Г.Волкова. М.: Наука, 1992. 458 с.

76. Суменова З.А. Инал Кануков. Орджоникидзе, 1972. 312 с.

77. Тотоев М.С. Очерки по истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе, 1957. -416 с.

78. Труды особого совещания по вопросам образования восточных инородцев /Под ред. А.С.Будиловича. СПб., 1905. XLI. начале XX в. //Сборник статей по истории Дальнего Востока. М., 1958. сороковых годов //Русская

79. Урсинович Религии туземных народностей Сибири. М., 1930. 345 с.

80. Уруймагов X. Женские школы в Осетии //ППКОО. Цхинвал, 1982. Кн. 2. 97-98.

81. Уруймагов Х.А. Еще несколько слов о необходимости женских школ в горной Осетии //Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах (ППККО). Цхинвали, 1991. Кн. 5. 61-64.

82. Уруймагов Х.А. Школьное дело в Осетии //Казбек, 1899, 28 но ября,

83. Урусбиева Ф.А. Просвещение и культура в Балкарии в XIX начале XX вв. //Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1961. 35-45.

84. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2. М.-Л., 1948. 478 с.

85. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании //Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. Т. 1. 598 с.

86. Фадеев Р.А. Собрание сочинений. СПб., 1889. Т. 1. Ч. 1. 678 с.

87. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978. 467 с. 134. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978. 298.

88. Хатаев Е.Е. Опыт горских народов Северного Кавказа по воспитанию подрастающих поколений в духе мира и межнационального согласия //Проблемы развития образования на Северном Кавказе. Сборник научных статей. Пятигорск, 1998. 101-105.

89. Хатаев Е.Е. Просветители горских народов XIX в. Орджоникидзе, 1985.- 6-24.

90. Хатаев. Народная педагогика. Орджоникидзе, 1992. 186 с.

91. Хетагуров К.Л. Особа //Собр. соч. Т. 4. 340-341.

92. Хетагуров К.Л. Развитие школ у осетин. Т. 4. 266-270.

93. Цаголов Г. Поминки //Новое обозрение, 1895, 382.

94. Цаголов Г.М. Край беспросветной нужды. Владикавказ, 1912. С 258-295.

95. Цаллагов А. Селение Гизель //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Вып. 16, Тифлис, 1893. С 9.

96. Шевченко Г.Н. Политика царского правительства по отношению к феодальной верхушке Черноморского казачьего войска в конце XVIII в первой половине XIX вв. //Некоторые вопросы социально-политических отношений на Северо-Западном Кавказе в конце XVIII первой половине XIX вв. Майкоп, 1985. 41-49.

97. Шегрен A.M. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях //Кавказ, 1846, 6 июля.

98. Юхотников Ф.И. Нечто о горцах //Отечественные 1859. Т. СХХП. 85-88. записки, Архивы

99. Архив Северо-Осетинского института социологических исследований (СОИГСИ). Ф. 59. Д. 27. Л. 17.

100. Архив СОИГСИ. Ф. 59. Д. 24. Л. 17.

101. Архив СОИГСИ. Ф. И (Воспоминания). Оп. 1. Д. 82. Л. 34, 35Збоб.

102. Архив СОИГСИ. Ф. 34 (Гарданов М.К.). Оп. 1. Д. 6. Л. 14.

103. Архив СОИГСИ. Ф. 45 (А.Коцоев). Д. 12. Л. 10.

104. Архив СОИГСИ. ОРФ. Оп. 1 (Осетинская письменность). Д. 20. Л. 21.

105. Центральный исторический архив республики Грузия (ЦИА РГ). Ф. 422. Оп. 1. Д. 472. Л. 4. 155. ЦИА РГ. Ф. 422 (Канцелярия попечителя Кавказского учебного округа). Оп. 73. Д. 385. Л. 75-76. 156. ЦИА РГ. Ф. 83 (Терское жандармское управление). Оп. 1. Д. 4 1 Л. 8-9.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.